Главная · Паразиты в организме · Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка: обследование, лечение, занятия дома. Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка

Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка: обследование, лечение, занятия дома. Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка

Алалия – расстройство речевой функции, при котором ребёнок не может частично (с бедным словарным запасом и проблемами при построении фраз) или полностью разговаривать. Но для заболевания характерно то, что умственные способности не нарушаются, ребёнок все отлично понимает и слышит. Основными причинами недуга считаются осложнённые роды, заболевания или травмы головного мозга, полученные в раннем возрасте. Заболевание можно вылечить при продолжительном посещении логопеда и с помощью приёма медикаментов.

Несмотря на свою редкость, болезнь чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек. Может иметь разную степень тяжести протекания – от самой серьёзной, при которой речь появляется только после десяти лет, до более лёгкой, аналогичной недоразвитости речи. Самое важное - отличать данное расстройство от . В основном у детей не наблюдается нарушений в развитии (оно может нарушиться лишь под воздействием гнёта общественности и сверстников). При несвоевременном лечении в раннем возрасте в дальнейшем у ребёнка будут наблюдаться проблемы с социальной адаптацией, трудности в поиске своего места в обществе.

Этиология

Поскольку данная болезнь может сформироваться в утробе матери или на ранних годах жизни, причины её появления также различаются на внутриутробные и внешнего влияния.

К первой группе факторов относят:

  • неудачные попытки будущей матери избавиться от плода;
  • угроза выкидыша;
  • бесконтрольное употребление медикаментов будущей матерью;
  • осложнённый у матери, проявляющийся и ;
  • недостаточное поступление кислорода к плоду;
  • нездоровый образ жизни, который вела женщина, будучи беременной;
  • непосредственные травмы живота или падения на него во время беременности;
  • различные заболевания женщины, сопровождавшие период вынашивания ребёнка, среди которых – недостаточность, или , или и т. п.;
  • преждевременные или осложнённые роды, акушерское вмешательство в процесс.

Среди причин, влияющих на формирование алалии у детей в возрасте до трёх лет, выделяют тяжёлое течение таких недугов как:

  • . Может появиться от укуса насекомого или контакта с ядовитым растением;
  • , вызванный бактериями или грибками;
  • различные черепно-мозговые травмы;
  • нарушения в функционировании центральной нервной системы;
  • двусторонняя ;
  • недостаточное внимание со стороны родителей к обучению ребёнка простым словам или фразам;
  • хирургическое вмешательство, проводимое под наркозом.

Врачи отмечают, что алалия возникает не от одного фактора, а от одномоментного влияния нескольких причин.

Разновидности

В медицинской сфере существует множество классификаций заболевания, но в наше время врачи логопеды пользуются таким разделением расстройства речи:

  • сенсорная алалия – характеризуется тем, что ребёнок не воспринимает то, что ему говорят, он просто не понимает чужую речь, но при этом он может слышать, издавать звуки и выговаривать простые слова. Поток речи у него несвязный и неразборчивый;
  • моторная алалия – в случае с прогрессированием такого типа недуга, ребёнок выговаривает слова тихо и невнятно, но в большинстве случаев дети вовсе не могут разговаривать. Понимание того что говорят другие люди не нарушено, ребёнок даже может показать понимание значения слов при помощи жестов;
  • сенсомоторная алалия – самая тяжёлая форма расстройства, сочетающая в себе неспособность к пониманию речи и её воспроизведению.

Симптомы

Признаки проявления заболевания зависят от формы недуга. Так, симптомами моторной алалии являются:

  • нарушение мелкой моторики. Ребёнок не может самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки;
  • частая смена настроения;
  • чрезмерная активность может сменяться заторможенностью и малоподвижностью;
  • рассеянное внимание;
  • низкая работоспособность;
  • повышенная утомляемость;
  • полное отсутствие речи или неясное воспроизведение звуков;
  • скудный словарный запас, что обуславливает неполное понимание того, что говорят окружающие;
  • ярко выраженная мимика и жестикуляция.

Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • повышенная восприимчивость к звукам, поскольку ничего другого дети не способны понимать;
  • бессмысленный и несвязный набор звуков и слов, который воспроизводит ребёнок;
  • широкое использование в общении мимики и жестов;
  • нарушения речи в виде пропуска букв в словах, неправильного окончания или соединения двух слов в одно;
  • небольшие нарушения памяти, дети очень сложно или, вообще, не запоминают новые слова;
  • импульсивность сменяется замкнутостью, а активность – пассивностью.

На фоне того, что ребёнок не может различать речь, которую ему говорят, у него проявляются способности к чтению слов по губам.

Диагностика

Поскольку алалия возникает на фоне проблем с функционированием головного мозга, то методы диагностики будут направлены на изучение степени и оценки повреждений в мозгу. Для этого маленькому пациенту необходимо пройти:

  • электроэнцефалографию – при которой проводится оценка передачи импульсов и активность головного мозга;
  • эхоэнцефалографию – изучение патологий мозга, которое проводится при помощи ультразвука;
  • рентгенографию черепа;

Для исключения моторной алалии и, соответственно, подтверждения сенсорной, проводятся дополнительные методы диагностики, среди которых:

  • отоскопия, которая проводится для исследования слухового прохода и барабанной перепонки;
  • аудиометрию – при помощи которой оценивается острота слуха и определяется минимальная сила звука, которую может услышать ребёнок.

Помимо этого, необходима консультация логопеда, который проводит диагностику и оценку слухоречевой памяти и речи. Также могут понадобиться консультации таких детских врачей, как невролог, отоларинголог и психолог.

Лечение

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения недуга считается четыре года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  • курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно - учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  • проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов.
  • физиотерапию, цель которой - воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное - сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению.

Профилактика

Профилактика алалии в основном состоит в:

  • благоприятном протекании беременности, лучше всего, если в такой период жизни женщина будет находиться на курорте или в санатории;
  • отказе от вредных привычек будущей матерью ещё на этапе планирования беременности;
  • своевременном лечении инфекционных заболеваний, симптомы или осложнения которых могут нанести вред плоду;
  • ограждении от употребления лекарственных веществ без видимых на то причин или предписаний врачей;
  • обогащении питания витаминами и питательными веществами, которые должны поступать к плоду;
  • регулярном посещении акушера-гинеколога.

Специалисты давно установили примерный возраст ребенка, в котором он должен начать говорить. Отклонения от нормы могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития. Однако явление может возникать и в результате алалии. Это речевые нарушения, требующие лечения.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «алалия»?

Алалией называют полное отсутствие речи или ярко выраженную дефицитарность. При этом интеллект ребёнка и слух не повреждены. Это позволяет таким детям успешно познавать мир и обучаться. Частыми признаками заболевания выступают повреждения области левого полушария мозга, контролирующего языковые способности, при родах. Аналогичное явление приводит к заболеванию органа или его травме, с которой ребенок столкнулся в младенчестве.

Заболевание проявляется поздним проявлением речевых реакций, бедным словарным запасом, нарушением слога, дефектами в звукопроизношении и проблемами с кинематическими процессами. При развитии патологии детям в возрасте старше 3 лет не могут полностью произнести слово или составить предложение. Ребёнок путает звуки, также может менять их местами. Способность общаться с окружающими отсутствует.

Заболевание развивается в результате нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и центром головного мозга. В результате появляется так называемая мозговая дисфункция. Она возникает из-за замедленного созревания нервных клеток.

Алалия способна привести к возникновению задержки развития интеллекта. Патология значительно затрудняет социальную адаптацию. Она может стать причиной развития неврозов.

Интересный факт. Алалия очень похожа на . Заболевания часто путают. Отличие патологии состоит в том, что она не представляет собой первоначальную неспособность ребенка научиться говорить. называется состояние, при котором пациент перестает разговаривать уже после того, как научился нормально общаться.

Нужно учитывать, что алалия не имеет никакого отношения к аутизму. Такое название получила патология, при которых ребенок утрачивает интерес к общению с другими людьми и не может эмоционально воспринимать происходящее вокруг него.

Виды алалии

Важную роль в том, чтобы выявить формы алалии, выступает определение зоны поражения головного мозга. Так, если травмирована лобно-теменная часть, специалисты говорят о развитии у ребенка моторной алалии. В случае повреждения височной области возможно развитие сенсорной разновидности заболевания. Форма патологии характеризуется разной клиникой и возможностями ребенка в будущем. Однако отделение является условным. В клинической практике присутствует сочетание проявлений моторной и сенсорной алалий - речевая алалия.

Моторная алалия

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Какое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики. Явление выражается в следующем:

  1. У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
  2. Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
  3. Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге. Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
  4. Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться. Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речевая алалия

Существует третий тип патологии, объединяющий особенности первых двух из них. Заболевание именуют сенсорно-моторной алалией. Смешанный тип подразумевает присутствие тех же симптомов, как и в случае первых двух разновидностей патологии. Пациент нуждается в коррекции со стороны логопеда и невролога.

Сенсорная алалия

К развитию сенсорной алалии приводят патологии височной области. Нарушения возникают в так называемом центре Вернике. Эта корковая область головного мозга отвечает за способность воспринимать смешанную речь, понимать сказанное и различать звуки. При выявлении патологии у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Разновидность патологии характеризуется тяжёлой формой речевых нарушений. Больные дети хорошо слышит речь, однако практически не воспринимают и не понимают видео. Говорить самостоятельно они также не могут. Такие дети бессмысленно произносят звуки или их сочетания, а также жестикулируют. Речь у больных отличается навязчивым повтором звуков и слогов, а также звуковой заменой. Дети могут повторять чужие слова, однако не понимают их значение. Может присутствовать способность объединения отдельных словесных отрезков в одно целое.

Пациенты, у которых выявлена патология, отличаются повышенной речевой активностью. Однако их речевое воспроизведение напоминает так называемый словесный салат. Смысл в том, что говорит ребёнок, отсутствует.

Если у пациента выявлена более легкая форма заболевания, он может воспринимать звучащую речь. Однако происходит понимание не указанных звуков, а тембра, словоформ. Иногда на помощь таким пациентам приходит чтение по губам.

Первые признаки алалии

Дети, у которых присутствует алалия, не имеют каких-либо внешних отклонений. Нарушения в развитии также не наблюдаются. У ребенка возникают лишь проблемы с восприятием речи и ее воспроизведением. При этом слух не нарушен. Умственное развитие также находится в норме. Всё это приводит к тому, что выявить алалию до того момента, как ребенок заговорит, достаточно сложно. Первым признаком патологии может выступать молчание пациента в возрасте, в котором он должен начать говорить. При воспроизведении речи может наблюдаться аграмматизм, нарушение слоговой структуры слов или расстройство их поиска. Ребенок медленно усваивает язык.

В зависимости от разновидности патологии, признаки могут меняться. Так, при сенсорной разновидности нарушения возможно неосознанное повторение чужих слов, объединение нескольких слов в одно и навязчивые бессмысленные произнесения звуков и их сочетаний. Ребенок не понимает речь, которая обращена к нему.

Симптомы алалии

Симптоматика, присущая патологии, напрямую зависит от его разновидности. Так, моторной алалии характерно:

  • настроение у ребёнка часто меняется;
  • имеет место быть низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
  • ребёнку трудно сконцентрировать внимание;
  • имеет место быть нарушение мелкой моторики;
  • мимика и жестикуляция ярко выражены;
  • присутствует скудный словарный запас, что обуславливает непонимание речи окружающих;
  • ребёнок не может говорить, или присутствует неясное воспроизведение звуков;
  • чрезмерная активность может быстро смениться заторможенностью и малоподвижностью.

Если присутствует сенсорная алалия, характерные симптомы меняются. Патология сопровождается:

  • имеет место быть нарушение памяти;
  • присутствует повышенная восприимчивость к звукам;
  • ребенок широко используют в общении мимику и жесты;
  • пассивность может быстро смениться активностью, а импульсивность - замкнутостью;
  • ребёнок может пропускать буквы в словах, неправильно произносить окончания или соединять два слова в одно;
  • пациент воспроизводит бессмысленный и непонятный для окружающих набор звуков и слов.

Дети с такой патологией с трудом запоминают новые слова. У некоторых пациентов подобный процесс вообще отсутствует. Из-за того, что ребёнок не может различить обращенную к нему речь, у него появляются способности к чтению по губам.

Причины и профилактика алалии

Алалия может быть врожденной или рано приобретенной. Вторая разновидность заболевания возникает в речевом виде. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается интенсивное формирование клеток коры головного мозга. Если патология имеет врожденный характер, к ее развитию способны привести следующие факторы:

  • мать страдала сильным токсикозом во время беременности;
  • имела место быть асфиксия плода;
  • во время беременности возникала угроза самопроизвольного выкидыша;
  • произошло внутриутробное инфицирование ребенка;
  • у матери присутствовали хронические соматические болезни.

В анамнезе заболевания прослеживается целый ряд факторов и провокаторов. Патология может развиться на фоне , которая отягощена осложнениями во время родов, преждевременных родов или недоношенности. Ребёнок может получить травму во время неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений. Некоторые исследователи нашли связь заболевания с наследственностью. Операции с применением общего наркоза в первые годы жизни также могут стать причиной появления алалии. Спровоцировать патологию могут и этиопатогенетические причины, в перечень которых входят:

  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гипотрофия;
  • осложненные вирусные заболевания.

В результате происходит повреждение речедвигательного анализатора. У ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов. Очень часто они остаются нейробластомами. В результате таких нарушений присутствует снижение возбудимости нервных окончаний, функциональная истощаемость и инертность основных процессов головного мозга.

Профилактические меры заключаются в обеспечении условий для благоприятного протекания беременности и родов, а также раннего физиологического развития ребенка. Если патология всё же выявлена, проводится коррекционная работа по преодолению проблемы. Это позволит предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Коррекция алалии

Если ребенку поставили такой диагноз, важно как можно скорее начать лечение. Терапия зависит от тяжести и формы патологии. Лечение проводится по нескольким направлениям. Так, ребенку назначают логопедические упражнения. Они могут проводиться в индивидуальном порядке или во время совместных занятий. Достигнуть положительного результата удается лишь в случае систематических продолжительных занятий. Работа ведется под руководством логопеда, который поможет ребенку овладеть правильным произношением отдельных слогов и слов, а также позволит начать распознавать речь по его звучанию.

Дополнительно проводится логопедический массаж. Метод считается эффективным дополнением к упражнению. Он способствует развитию отдельных мышц полости рта, которые отвечают за правильное произношение. Процедура может выполняться вручную или с использованием специального зонда.

Применяется и медикаментозная терапия. Ребенку назначают лекарственные препараты, которые стимулируют кровоснабжение мозга. Дополнительно выписывается витамины B12 и B15. Большое внимание уделяется рациону. Питание должно быть сбалансированным.

Ребёнка могут направить на физиотерапевтические процедуры. Лечение назначается курсами. Оно проводится в зависимости от состояния ребенка. Возможно осуществление водолечения, лазеротерапии, магнитотерапии и ряда других физиотерапевтических воздействий.

Иногда проводится рефлексотерапия. Суть метода состоит в стимулировании участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к созданию новых нервных связей, которые способствуют облегчению обучения. Однако метод используется только в отношении детей, возраст которых больше 9 лет.

Дальнейший прогноз напрямую зависит от времени начала лечения, подходов к его осуществлению и системности воздействия на все речевые компоненты. Речевой процессор должен формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятный прогноз врачи дают при моторной алалии. В случае остальных разновидностей заболевания прогноз неоднозначен. Всё зависит от того, насколько сильно поражён головной мозг.

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

«Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

Большой – маленький (-ая)

Узкий – широкий (-ая)

Длинный – короткий (-ая)

Низкий – высокий (-ая)

Толстый – тонкий (-ая)

Вниз (внизу) – вверх (вверху)

Далеко (близко)

Вперёд (впереди)

Назад (сзади)

По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, - плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

«Сосчитай фрукты» и т. п.

«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

Мальчик идёт. И т.п.

«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Алла ушла.

Инна идёт.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

«Хочу!» - гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Отражённое проговаривание предложений.

Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

Курица с цыплятами: // ///

Утка с утятами: // //

Гусыня с гусятами: / / ///

Ребёнку предлагается повторить.

Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

ти-ти-ти, (пауза) ти.»

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти.

«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук - тук, тук - тук-тук».

«Мамы и детки». Условием игры является то, что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

«Какой предмет издаёт такой звук?»

«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

«Где гудит пароход?». «У-у-у» - далеко (тихо) или близко (громко).

«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Папа – сидит, идёт, стоит.

Девочка – прыгает, плачет, читает.

Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

Дедушка – спит, лежит, читает.

Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

Птичка – прыгает, летает.

Самолёт – летит, гудит.

«Кто быстрее принесёт картинку».

На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

«Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

Найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

Посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается,вытирается, причёсывается.

Мальчик идёт – мальчики идут.

Мальчик бежит – мальчики бегут.

Девочка стоит – девочки стоят.

Мальчик спит – дети спят.

Девочка поёт – дети поют.

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Светит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко .

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

Кто там топает по крыше?

- Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

- Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

- Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

- Топ-топ-топ.

Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

Дождик, дождик…

Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу ).

И по грядкам..

Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы ).

По дорожке…

Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу ).

А по лужам…

Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу ).

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола )

Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу ).

Где сучок давно засох,

Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук ).

Где листок к листку прилип,

Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко ).

Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки. )

Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ. )

Испугались зайца.

Мы (показать на себя)

Ходили (три шага)

По грибы, (руками сделать гриб )

Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются )

Убежали за дубы, (ладони на уровне лица )

Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить» )

Все (помахать раскрытыми ладошками )

грибы (руками сделать гриб ),

А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей )

Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог ).

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

Массаж шестигранным карандашом:

- «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола );

- «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям );

- «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой ).

«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются» ).

«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки ).

Игры со счётными палочками.

Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики. )

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки. )

(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед. )

Листья берёзы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу ),

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх ).

«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук. )

«Ладушки».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала .

Даше – два , Паше – два ,

Ване – два , Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы. )

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия. Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша. Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:

  • Сенсорным;
  • Моторным;
  • Смешанным.

Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.

Сенсорная алалия

Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:

  • У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
  • Развивается интеллектуальная недоразвитость;
  • Плохое восприятие речи на слух;
  • Подмена некоторых букв в простых ловах;
  • Произношение двух-трех слов, как одно;
  • Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
  • Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.

Моторная алалия

Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.

Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:

  • Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
  • Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
  • Словарный запас очень скудный;
  • Наблюдается плохая координация движений;
  • Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
  • Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.

Лечение алалии необходимо, так как прогрессирование этого заболевания может сделать вашего ребенка умственно отсталым.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.
Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Из-за чего возникает алалия у ребенка?

Причины развития алалии у детей могут быть разные. Все зависит от того, на каком этапе формирования организма ребенка возникла эта патология. Болезнь может поразить плод еще на этапе внутриутробного развития. В этом случае алалия у детей возникает из-за:

  • Заражения внутриутробной инфекцией;
  • Гипоксии;
  • Сильного токсикоза, вирусных или хронических заболеваний будущей матери;
  • Механических травм плода, которые привели к возникновению угрозы выкидыша.

Нормальное протекание беременности не гарантирует вам рождение здорового ребенка. Причинами возникновения алалии у новорожденного младенца могут быть:

Преждевременные роды;
Асфиксия пуповиной;
Внутричерепные повреждения из-за неправильного применения медицинских инструментов во время родов.

Чаще всего патология развития речи у ребенка возникает в возрасте от 1 до 3 лет. В этом случае провоцирующим фактором заболевания может быть:

  • Менингит, энцефалит;
  • Всевозможные соматические заболевания;
  • Травмы головы;
  • Тяжелые вирусные заболевания;
  • Рахит;
  • Операции, проведенные под наркозом.

У некоторых детей с алалией наблюдается врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с алалией. Чтобы малыш рос здоровым, нормально развивался, ему нужен правильный уход, забота, внимание родителей. Несмотря на постоянную занятость на работе, не забывайте разговаривать с крохой – рассказывайте ему интересные истории, интересуйтесь его делами, читайте сказки перед сном.Чтобы вовремя обнаружить патологию и начать лечение алалии, нужно регулярно посещать врачей, проходить плановое медицинское обследование.

Методы диагностики алалии

Если вы заметили тревожные симптомы алалии у своего ребенка, нужно незамедлительно обратиться за помощью к докторам. Крохе понадобится консультация сразу нескольких специалистов – педиатра, логопеда, психолога, невролога и отоларинтолога. Такие медики смогут провести осмотр, изучить особенности развития речи у крохи, и поставить правильный диагноз. Специалист обязательно должен внимательно изучить состояние не только ребенка, но и матери в период беременности. Диагноз алалия может окончательно подтвердиться только после проведения полного обследования:

  • Рентгена головы;
  • МРТ, ЭЭГ;
  • Эхоэнцефалографии.

Все эти методы диагностики абсолютно безболезненные. Ждать результатов вам придется совсем не долго. Каждый тип алалии имеет свои особенности, поэтому методы диагностики могут незначительно отличаться. К примеру, сенсорную патологию можно легко спутать с тугоухостью. Если малыш не понимает, что вы ему говорите, не отзывается на ваш голос, первым делом нужно провести аудиометрию или отоскопию.

Как избавиться от патологии?

Лечение алалии у ребенка обязательно должно быть комплексным. Врач выбирает способ лечения, в зависимости от типа патологии и степени ее развития. Не стоит ожидать, что малыш сможет быстро справиться с дефектами речи. Алалия плохо поддается лечению, но шанс полного выздоровления есть. Существует несколько способов лечения патологии, а именно:

  • Прием медикаментов. Невролог или логопед может назначить прием метаболических и ноотропных препаратов (Кортексин, Нейроксон и пр.).Использовать такие медикаменты без предварительной консультации с врачом строго запрещено.
  • Развивающие занятия с логопедом. Эта методика считается наиболее эффективной. Чтобы улучшить развитие речевого аппарата у ребенка, нужно не только водить его на занятия к специалисту, но и тренировать его речь в домашних условиях. Выполнение простых упражнений позволит значительно увеличить словарный запас, улучшить связную речь крохи, научить его понимать простые выражения.
  • Микротоковая рефлексотерапия. При помощи специального оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа пораженной зоны коры головного мозга. Такая процедура не доставит больному ребенку никакого дискомфорта, разрешена с 6 месяцев.
  • Лечебный массаж – улучшает функционирование мышц речевого аппарата.
  • Физиотерапия – процедуры с использованием специального медицинского оборудования (лазерная, магнитная, электростимуляция).

Занятия с логопедом отличаются высокой эффективностью. Специалист хорошо знает, какие упражнения нужно выполнять для всестороннего развития речевого аппарата. Они должны стимулировать речевую активность и способствовать формированию большого словарного запаса у ребенка. Регулярные посещения логопеда позволят вашему малышу в кратчайшие сроки развить логоритмику, связную фразовую речь.

Чтобы ребенок быстрее избавился от патологии и догнал своих сверстников в развитии речи очень важно одновременно использовать все методики лечения, рекомендованные врачом.

Домашняя терапия

Хотите, чтобы ваше чадо как можно быстрее избавилось от недуга? Тогда нужно приложить максимум усилий для его выздоровления. Не игнорируйте лечение алалии в домашних условиях, ведь оно очень часто бывает самым действенным. Воспользуйтесь эффективными советами логопедов, чтобы разработать индивидуальную систему домашних занятий с больным алалией ребенком.

  • Малыш должен воспринимать вашу речь на слух. Назовите предмет и попросите кроху показать его. Если он делает это неправильно, покажите верный вариант и повторите упражнение. Одновременно он должен произносить вслух название предмета (хотя бы с ошибками). Для занятий вам понадобятся разные игрушки, фигурки и прочие предметы. Чем больше названий выучит малыш, тем быстрее пополнится его словарный запас.
  • Если ребенок уже успел выучить довольно много слов, поработайте над их произношением.
  • Старайтесь разговаривать с больным ребенком как можно больше. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. Если кроха страдает от сенсорной алалии, слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте ребенку буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.


Купите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Также могут помочь развивающие компьютерные игры. Можно предложить поиграть в цветоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». С обязательным проговаривание получившихся предметов на картинке.

Профилактика алалии

Молодая мама должна заботиться о здоровье своего малыша еще до его рождения. Доказано, что патология может поражать кору головного мозга детей еще на этапе внутриутробного развития. Беременной важно в точности соблюдать все рекомендации гинеколога, быть предельно осторожной, избегать падений и травмирования плода.

Обязательно придерживайтесь следующих советов медиков, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от опасного недуга.

  • Во время беременности регулярно посещайте врачей, проводите обследования, сдавайте все необходимые анализы.
  • Бережно относитесь к своему здоровью и заботьтесь о самочувствии и гармоничном развитии крохи.
  • Если доктор назначает беременной дополнительный прием витаминов и лекарственных препаратов, следовать его советам нужно неукоснительно.
  • Родовая деятельность должна начинаться точно в поставленные сроки. Если есть значительная задержка, нужно настоять на медикаментозной стимуляции родов.

После рождения крохи нужно создать максимально комфортные и благоприятные условия для его гармоничного развития. Если вы будете четко следовать всем вышеперечисленным правилам, поводов для беспокойства за здоровье малыша у вас не возникнет.

Дигностика алалии на ранней стадии позволит сделать лечение патологии максимально эффективным. Именно поэтому родители должны внимательно следить за развитием речи у своего чада, и незамедлительно обращаться к врачу при обнаружении малейших отклонений от нормы. От сенсорного типа недуга ребенок может избавиться намного быстрее, чем от моторного. Если врачи в обычной поликлинике не могут установить точную причину неправильного развития речи у ребенка, обратитесь в платную частную клинику. Чаще всего в таких медицинских учреждениях есть инновационное оборудование для диагностики алалии. Не нужно пытаться экономить свое время и деньги, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос полноценной личностью.

«А мой папа только в шесть заговорил – чего бояться?», – нередко отмахиваются молодые мамы от советов подруг показать ребенка-молчуна логопеду. Многие родители ошибочно верят: первое сказанное малышом слово – признак того, что и в дальнейшем его речь будет развиваться нормально. О том, что, положившись на слепой случай, можно пропустить серьезную детскую болезнь – алалию – мамы и папы предпочитают лишний раз не задумываться.

Корреспондент попытался разобраться, а действительно ли так страшен недуг, как его рисуют специалисты?

Алалия – недоразвитие речи вследствие повреждения речевых зон коры головного мозга. Она является, пожалуй, одной из самых коварных проблем детского возраста. Лукавство этой речевой патологии заключается в том, что распознать ее симптомы не так легко, как проявления других хворей. И если у родителей в шкафу не хранится диплом врача (или хотя бы сертификат об окончании медсестринских курсов), определить, что ребенок болен именно алалией, зачастую под силу только врачам.

«К сожалению, из-за проблем с диагностикой алалии на дому и невнимательности родителей к собственным детям, довольно часто эту болезнь у детей обнаруживают слишком поздно. Уже в 5-7 лет алалия поддается лечению значительно сложнее, чем на более ранних стадиях», – прокомментировала проблему Анжелика Заболотная, психотерапевт высшей категории Республиканского научно-практического центра оториноларингологии.

Мифы об алалии

Главный алалия-миф, гуляющий среди родителей: единственным признаком этого недуга является задержка развития речи.

На самом деле, дети при алалии разговаривают. Просто делают они это не совсем так, как их здоровые сверстники.

Алалия не возникает сама по себе. Это следствие повреждения одного из двух речевых центров коры головного мозга малыша – Вернике (отвечает за понимание речи) или Брока (отвечает за моторику речевых мышц).

В зависимости от того, какой именно центр поврежден, выделяют два основных вида алалии: сенсорную и моторную соответственно.

При сенсорной алалии у детей отсутствует понимание смысла речи других людей. Правда, такие дети могут разговаривать довольно бегло, легко воспроизводить и впоследствии повторять любые ваши слова. Другое дело, что, будучи не в силах понять смысл произнесенных слов и фраз, такие малыши говорят, как правило, наобум. Их речь представляет собой нагромождение совершенно не связанных между собой слов.

При другом типе алалии – моторной – ребенок способен нормально улавливать смысл сказанного окружающими. Зато проблемы возникают на стадии воспроизведения информации. Моторная алалия выражается в недоразвитии речи, затруднении в овладении активным словарем и грамматическим строем языка.

Как распознать недуг?

В каждом отдельно взятом случае алалия протекает со своими особенностями. Но в целом распознать у ребенка серьезные проблемы с речью может помочь знание норм речевого развития. По общепринятым правилам, определяющим появление у малыша звуко- и словопроизношение, в два месяца у ребенка появляется характерное гуление. В 3-4 – лепет. А в 6-8 месяцев – первые слова. К году ребенок должен уметь строить целые фразы. Если, скажем, к двум годам словарный запас ребенка исчисляется несколькими словами – пора начинать бить тревогу.

Одним из наиболее явных признаков, который может предупредить об алалии, является недоразвитие речи малыша. Это заметно, к примеру, если ребенок проговаривает только первые или последние слоги слов: ма… (слово «мама»), ...тка (кроватка) и т. д. Еще один указывающий на недуг фактор – чрезмерно медленно продвигающаяся в развитии речь, отсутствие явного речевого прогресса.

Как лечить?

Даже при самых тяжелых случаях алалии ситуация небезнадежна: если лечение было начато вовремя, недуг можно побороть. Весь секрет в присущей детскому мозгу пластичности. Это значит, что здopoвые клeтки мoзгa могут взять на себя функции поврежденных и фактически зaмeстить их.

Что касается развития речи у больного алалией ребенка, то в каждом конкретном случае лечение индивидуальное и проходить будет под контролем специалистов. Но кое-чем родители могут помочь своему любимому чаду и в домашних условиях.

Врачи нередко говорят, что «речь малыша – на кончиках его пальцев». Эту непонятную, на первый взгляд, фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь. Ощутимую пользу малышу принесет массаж пальчиков.

Впрочем, не будет лишним поделать и пальчиковую гимнастику. Для этого можно дать крохе возможность поманипулировать различными мелкими предметами (нанизывать бусинки, складывать мозаики, строить из конструктора, выбирать из коробки разноцветные горошины и сортировать их и т. д.)

Чтобы не пришлось лечить

Впрочем, старую добрую профилактику тоже никто не отменял. Мы публикуем перечень ситуаций, в которых родителям лучше удвоить контроль над речью малыша. Чуть ниже прикладываем и список мер, рекомендуемых для профилактики развития алалии.

В группе риска:

  • матери, перенесшие инфекционные и соматические заболевания во время беременности;
  • матери, страдающие анемией беременности (в этом случае, ребенок недополучает необходимые ему кислород, глюкозу и другие питательные вещества);
  • матери, перенесшие во время беременности (особенно на ранних сроках) вирусную инфекцию (именно в этот период как раз формируется нервная система малыша);
  • матери, перенесшие тяжелые роды;
  • матери, родившие слишком быстро. По нормам роды должны длиться 18-20 часов. А если женщина рожает слишком быстро, кости черепа ребенка не успевают адаптироваться к родовым путям, мозг может при этом пострадать;
  • матери, перенесшие длительный безводный период. По нормам женщина должна родить в течение 2-3 часов после излития околоплодных вод. Если роды затягиваются, ребенок оказывается без необходимой для его нормального развития питательной среды;
  • матери, имеющие узкий таз.

Как минимизировать риски?

Каких либо специальных рецептов, предупреждающих развитие алалии, в запасе у врачей не обнаружилось. Зато, по мнению психотерапевтаАнжелики Заболотной, «против алалии эффективен с детства знакомый всем нам здоровый образ жизни»:

1. Очень важно, чтобы беременность была желанной и запланированной, а ребенок – ожидаемым и любимым. При этом, каким бы идеальным не было здоровье, к беременности нужно подготовиться (санировать очаги инфекции, привести в норму гемоглобин и артериальное давление). Во время беременности избегайте контактов с инфекционными больными, полноценно и разнообразно питайтесь.

2. Следует как можно дольше кормить ребенка грудью.

3. Немаловажно оберегать малыша от инфекционных заболеваний.

4. Вовремя показывайте ребенка педиатру и узким специалистам. Обязательно следуйте советам врачей, ибо вовремя начатое лечение в будущем минимизирует проблемы, в том числе и речевые.

И, главное, помните: нет ничего страшного в том, чтобы перестраховаться, лишний раз показав ребенка специалисту, но услышать: «Все нормально… Вы зря тревожитесь, мама!». Значительно хуже затянуть и получить от доктора неутешительный ответ: «Как жаль, что вы обратились так поздно…».