Главная · Аппендицит · Аюрведа лечение: основные принципы. Аюрведа - что это такое? Аюрведическая медицина

Аюрведа лечение: основные принципы. Аюрведа - что это такое? Аюрведическая медицина

Аюрведическое лечение нацелено на восстановление равновесия вата-питта-капха. Согласно учению аюрведа, лечение также предполагает предварительный вывод из организма накопившихся токсинов. Существует несколько методов лечения заболеваний.

Эмоциональная разрядка

Раздражение, страх, беспокойство, нервозность, зависть, жадность - это обычные человеческие чувства. Большинство людей привыкли с детства скрывать эти эмоции и подавлять их естественное выражение.
Страх связан с ватой, раздражение - с питтой, жадность и зависть - с капхой. Подавляя страх, мы нарушаем работу почек: подавляя гнев, нарушаем работу печени; подавляя жадность, вызываем сбои в работе сердца и селезенки.
Аюрведа учит не подавлению этих эмоций, что приводит к дисбалансу в организме, а разряжению от них. Аюрведический способ борьбы с отрицательными эмоциями заключается в наблюдениями за ними. Например, при появлении признаков раздражения нужно полностью отдавать себе в этом отчет и следить за развитием данного чувства от начала до конца. Благодая такому наблюдению, можно познать природу раздражения, тем самым давая ему возможность улетучиться.

Панчакарма

При различных недомоганиях (избыточность слизи в грудной клетке, желчь в кишечнике, капха в желудке или газы в толстой кишке) используют физический вывод шлаков.
Панчакарма - очищение тела, ума и эмоций с помощью пяти («панча» - пять) процедур («карма» - действие). В пять процедур входят рвота, послабление, клизма, носовая терапия, кровопускание.

Лечебная рвота (вамана). Рекомендуется при гиперемии легких, вызывающей приступы бронхита, кашля, простуды, а также при застарелой астме, кожных заболеваниях, диабете, лимфатической непроходимости, хронической диспепсии, водянке, эпилепсии (между приступами), застарелых заболеваниях пазух и рецидивах тонзиллита.
Лечебная рвота помогает вывести излишнюю капху. Сначала принимают 3-4 стакана лакричного или настоенного на корне аира чая, после чего трением языка вызывается рвота, которая высвобождает эмоции. Либо утром перед тем, как чистить зубы, принимают 2 стакана подсоленной воды, которая обостряет состояние капхи. Затем, чтобы вызвать рвоту, трут язык.

Послабление (виречана). Рекомендуется при обильном выделении желчи и ее скоплении в желчном пузыре, печени или кишечнике, кожных болезнях, геморрое, подагре, желтухе, гельминтах.
Послабление помогает вывести излишнюю питту. Лечение заключается в приеме слабительного, например, чая из листа сенны (для типа питта и капха), стакана горячего молока с 2 чайными ложками топленого масла (для типа вата и питта). Слабительное принимают перед сном. Важно при этом соблюдать диету: не следует есть пищу, которая отягощает преобладающий телесный сок или приводит к дисбалансу трех соков. Слабительное нельзя давать людям со слабым агни, страдающим острым жаром, поносом, тяжелыми запорами или кровотечением прямой кишки, а также при наличии инородного тела в желудке, после принятия клизмы, при истощении и ослаблении организма.

Клизма (басти). Устраняет недуги ваты: запоры, вздутия, застарелый жар, простуду, половые расстройства, почечные камни, боли в сердце, рвоту, поясничную, шейную боль и повышенную кислотность, ишиас, артрит, ревматизм, подагру.
Аюрведическое промывание состоит из ввода в прямую кишку снадобий вроде кунжунтного семени, масла из аира, либо травяных отваров.
Медикаментозные клизмы нельзя принимать при поносе или кровотечении прямой кишки. Масляное промывание противопоказано при хронической диспепсии, кашле, одышке, поносе, диабете, малокровии, а также детям моложе 7 лет и старикам.
Травяные клизмы нельзя применять при остром жаре, поносе, простуде, параличе, боли в сердце, болях в животе и истощении.
Содержимое масляных и травяных клизм следует удерживать минимум 30 минут, лучше удерживать дольше.

Носовая терапия (насья). Помогает устранять расстройства праны (жизненной силы), влияющие на высшую нервную деятельность и на сенсорные и двигательные функции организма. Показана при сухости носа, гиперемии гайморовых пазух, охриплости, мигренях, судорогах и некоторых заболеваниях глаз и ушей.
Различают очищающую насью (сухой порошок травы готу-кола), питательную насью (топленое масло гхи, растительные масла, соль), успокоительную насью (сок алоэ, теплое молоко, сок корня спаржи)
Необходимо лечь на стол, запрокинув голову. Ввести 5 капель масла или отвара в каждую ноздрю. Оставаться в таком положении минуту или больше. Дыхание можно сочетать с массажем носа, для чего мизинец окунают в емкость с соответствующим маслом и вводят в каждую ноздрю как можно глубже, вращая палец сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.
Носовую терапию не рекомендуют после купания, еды, занятия сексом или питья спиртных напитков.

Кровопускание (рактамокша). Рекомендуется при рецидивах кожных заболеваний - крапивной лихорадки, сыпи, экземы, прыщей, чесотки, лейкодермы, застарелого зуда и крапивницы; а также при увеличении печени и селезенки и при подагре.
Питта обнаруживает себя в шлаках крови, так что при многих расстройствах питты (сыпь, прыщи) токсины обращаются в кровеносной системе. Поэтому для большинства недугов питты небольшое пускание крови из вен позволяет снизить давление, вызываемое присутствием токсинов в крови. Кровопускание к тому же стимулирует антитоксические вещества в кровотоке, которые способствуют укреплению иммунного механизма в системе крови. При этом нейтрализуются яды, что позволяет вылечить многие болезни крови и костей.
Кровопускание противопоказано при анемии, истощении и слабости организма. Эта процедура не рекомендуется детям и старикам.
Чай из корня лопуха - хороший очиститель крови. При связанных с кровотоком недугах вроде аллергии больному на ночь нужно выпить молочное слабительное, чтобы на следующий вечер приступить к лечению чаем из корня лопуха. Чай заваривается из расчета одна ложка порошка на одну чашку и принимается каждый вечер.
Также очищают кровь шафран, порошок сандалового дерева, куркума, порошок корня аира. Благоприятно действуют гранатовый и апельсиновый соки, их можно употреблять после процедуры кровопускания.

Успокоение

Успокоение включает нейтрализацию токсинов посредством разжигания агни и стимуляции пищеварения голоданием. Токсины можно обезвредить также приемом жгучих острых трав (черный перец, имбирь). Другие средства нейтрализации - длительное воздержание от пищи и воды, физические упражнения, солнечные и воздушные ванны.

Индия считается одной из самых многогранных стран мира благодаря своей культуре, природе, религии и особому отношению к жизни. Аюрведическое лечение в Индии является одним из важных составляющих общего представления об этой удивительной территории. Система альтернативной медицины не зря переводится как «наука жизни», ведь она была эффективно и результативно опробована на миллионах людей со всех уголков планеты.

учит слышать и понимать собственный организм. Правильное применение методики позволяет в корне изменить свое отношение к телу. Она также позволяет стать цельным человеком со всеми составляющими: физической, ментальной, эмоциональной, социальной и духовной. Аюрведическое лечение в Индии – это прекрасная возможность познакомиться с собой получше.

Общие сведения о лечении Аюрведой

Народная индийская медицина стала настолько популярной, что лечение Аюрведой практикуется уже далеко за пределами исторической родины. Ее история начинается с давних времен, и за этот период методика совершенствуется и продолжает возвращать здоровье множеству заинтересованных людей.

Аюрведа лечение должно проводиться по определенным правилам, которые известны только аутентичным индийским специалистам. Как бы ни хотелось перенести мировым клиникам многолетний аюрведический опыт в собственные страны, сделать это не так просто.

Лечение Аюрведой лучше всего осуществлять именно в Индии. Это не только позволит добиться лучших результатов, но и познакомиться с культурными особенностями страны.

История появления Индийской Аюрведы

История индийской Аюрведа начинается с легенды о боге Дханвантари, спустившемся на землю, чтобы подарить людям удивительный дар врачевания. Другая древняя история гласит, что Диводаса был избран для избавления человечества от проблем с помощью медицинских знаний.

Аюрведа в Индии является важной составляющей жизни и затрагивает восстановление всего тела. Она подстраивается под климатические условия и традиции любого народа, так как опирается на самые простые методы врачевания. Аюрведа в Индии – это шанс продлить молодость и красоту во время отдыха на курорте.

Направления Аюрведического лечения в Индии

Аюрведическое лечение – это несколько разделов нетрадиционной медицины, среди которых общая, педиатрия, лечение головы и шеи, хирургия, психология и демонология, омоложение организма, токсикология, излечение от импотенции, а также бесплодия.

Аюрведическое лечение заключается в нескольких уровнях:

  • непосредственное лечение заболевания;
  • предупреждение болезни;
  • повышение качества жизни;
  • развитие сознания.

Но согласно методике перед началом аюрведического лечения необходимо привести свои мысли в порядок и абстрагироваться для получения эффективного результата.

Основные практики лечения по Аюрведе

Лечение по Аюрведе подразумевает оздоровление при помощи натуральных лекарств животного, растительного или минерального происхождения. Дополнительно разрабатываются комплексы процедур и диеты. Доктора Аюрведы ориентируются на индивидуальные показатели человека, чтобы помочь ему очиститься. Основным является понятие о трех дошах – Вате, Питте и Капхе, которые и влияют на жизнь и здоровье. Доктора Аюрведы способны во время осмотра и консультации составить наиболее правильный план, позволяющий улучшиться на всех уровнях.

Преимущества индийских клиник Аюрведы

– это многовековой опыт в сфере нетрадиционной медицины, аутентичные знания и отработанные процедуры. К сожалению, за пределами Индии найти действительно соответствующую по уровню клинику сложно. Хоть это медицинское направление и развивается с небывалым успехом, доктора из других стран не могут знать Аюрведу в совершенстве. Поэтому рекомендуется посещать клиники Аюрведы именно в Индии.

Суть такого лечения состоит в устранении причин заболевания. Болезни, причины которых носят физический характер, требуют «научной» терапии (применения лекарственных трав, диеты, манипуляций и так далее). Психологические расстройства нужно лечить «покорением ума», принуждением к воздержанию ума от вредных желаний. Болезни духа требуют «божественной» терапии, духовных ритуалов и аскез.
Поскольку главной причиной болезни являются «преступление против мудрости», вызванные желаниями, главным и окончательным средством излечения Аюрведа называет избавление от желаний.

Однако освободить ум от желаний – непростая задача, поэтому Аюрведа называет методы, при помощи которых желания можно ограничить. Когда человек здоров, ему следует соблюдать полезные для здоровья процедуры, чтобы поддерживать правильную работу организма, а в состоянии болезни проходит терапевтические процедуры вкупе со сменой диеты и образа жизни, чтобы вернуть блуждающие доши (сочетания энергий) на их единственные пути в теле и самому возвратится на правильный жизненный путь.

Аюрведа может задействовать в лечении любое вещество и любую деятельность на свете. Однако, в целом, медицинское вмешательство на физическом уровне можно подразделить на четыре типа:
— диета
— деятельность
— очищение
— смягчение

Скопление дош следует лечить диетой и деятельностью, когда их состояние усугубляется, лучше всего успокаивать их веществами с противоположными их качествами, что облегчит страдания больного. Если доши покинули те органы, в которых должны находиться, их лучше вывести из организма; если же это невозможно, их нужно нейтрализовать при помощи лекарств. К ослабленной части организма, в которой локализованы доши, всегда следует применять локальные методы лечения. Поскольку чаще всего причиной болезни становится неразборчивость в еде, зачастую важнейшей составляющей терапии становится корректировка питания.

Аюрведа, по возможности, предпочитает постепенное лечение мгновенному, избегая ненужных потрясений для организма. Постепенное избавление от вредных привычек меньше нарушает внутренний баланс, чем моментальная «ломка». Организму всегда требуется время для акклиматизации в новом состоянии, поэтому медицинскую помощь не следует резко прекращать.

Аюрведа утверждает, что каждый человек уникален, следовательно, любому пациенту необходим свой индивидуальный подход в лечении. Однако все физические недомогания вызваны, прямо или косвенно, нарушением баланса дош, поэтому любое лечение базируется на влиянии на доши. Если в пищеварительном тракте скопились пищевые токсины, первым шагом в лечении станет почти полное голодание в течение одного-двух дней, чтобы организм смог переварить и удалить накопленные токсины и подготовится к очищению.

состояние вызвано нашим образом жизни, поэтому знания, накопленные в Аюрведических текстах снова становятся популярны.

Главная цель науки - поддержание здоровой жизни каждого человека. Предписания относительно образа жизни, питания, лечения и прочего основаны на филосовском восприятии законов мироздания и течения энергий. Как искусство, Аюрведа ведет человека к духовному росту и самосовершенствованию. А как наука, - помогает заглянуть в самые потаенные уголки человеческой личности: тела, ума, характера. В отличие от материалистических представлений современной науки, которые заканчиваются лишь на строении нашего грубого тела (физической оболочки), законы Аюрведы учитывают индивидуальные особенности каждого человека на физическом, ментальном и эмоциональных уровнях. Достижение гармонии на всех этих уровнях и определяет наше здоровье и счастье.

Думаю, Вы согласитесь, что каждый человек неповторим, со своей судьбой, со своими взаимоотношениями с окружающим миром. Поэтому и лечение должно быть сугубо индивидуальным. Это еще одно кардинальное отличие от традиционной медицины. Аюрведческий врач лечит не столько болезнь, сколько налаживает работу всего организма, устраняя первопричину заболевания. Для этого составляется целостная картина жизни пациента, его привычки, стиль жизни, питание и симптомы. Причина болезни не всегда кроется на физическом плане, поэтому процесс выздоровления начинается с изменения сознания, изменения установок и разрешения ментальных проблем. Для пациента подбирается особая диета, которая призвана уравновесить тонкий план вернуть в состояние пракрити, - природного соотношения трех дош человека.

Для лечения и предупреждения болезней аюрведический доктор использует 6 основных принципов :

  • Подбирает диету;
  • Дает рекомендации относительно образа жизни (режим, специальные упражнения);
  • Готовит лекарственные средства на основе трав, кореньев, и других продуктов. Знания об методах врачевания передаются исключительно от учителя к ученику;
  • Проводит Панча-карму - процедура очищения организма с помощью травяных и масляных массажей, паровых бань, пропитывания тела маслом, выведения токсинов, лечебных клизм и т.д.;
  • Назначает травяные лекарственные сборы - для лечения и предупреждения болезней;
  • Проводит процедуру Марма - точечное воздействие на организм, помогающее устранению заболеваний на грубом и тонком уровнях.

В Аюрведе принято считать, что болезнь - это очевидный процесс, с помощью которого тело подсказывает нам о дисгармонии с окружающим миром и неестественной для нас жизни. Грубое физическое вмешательство в работу нашего тела лишь на время способно отсрочить проявление болезни, либо перевести ее в другое русло.

Главный девиз аюрведы - не навредить!

Аюрведическое лечение не только предупреждает и лечит заболевания, но еще и ежедневно контролирует поведение и психологическое состояние конкретного человека. Аюрведа не ограничивается лечением отдельных частей тела, а, в основном, влияет на весь организм. Самое большое преимущество аюрведы в том, что она не имеет каких-либо побочных эффектов.

Аюрведа - это сырье из натуральных компонентов.

Листья лечебных трав применяются при изготовлении травяных ванн, а корни перетирают в целебный порошок для ароматерапии, из семян и плодов выжимаются масла, необходимые для массажа. Самые важные процедуры, которые предлагает аюрведа - это травяные ванны и массаж, а также диеты.

В этой медицинской системе подход к каждому пациенту индивидуальный и строится на основе его, пациента, конституции (пракрити) и психо-физиологических параметров, в частности, после тщательно проведенного обследования. Кроме привычных нам методов диагностики Аюрведа использует такой метод, как пульсовая диагностика весьма эффективный, хотя и сложный: чтобы овладеть им, врач-аюрведист должен учиться семь лет.

Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, в аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов. Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Не пренебрегает Аюрведа и такими средствами для духовного здоровья, как религиозные практики (пение мантр и религиозных гимнов, поклонение божествам), медитации.

В настоящее время аюрведа привлекает внимание как решение проблем токсикации, укрепления иммунитета, успешной профилактики, а также непомерной стоимости диагностики и лечения.

Процедуры аюрведы

Известны следующие терапевтические методы, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе:

Дхара - Масла, молоко с лекарствами или настои особым образом льют на лоб (сиродхара используется при лечении хронических головных болей, бессонницы, умственном напряжении, истерии, галлюцинациях) или на все тело пациента (дханьямла дхара помогает при хемиплегии, параличе, ревматизме и др).

Снехапанам - применяется при остеоартритах, лейкемии и др. Определенное время, дней 8-12, пациент принимает гхи с лекарствами, во всевозрастающем количестве.

Сировасти - применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных болях, параличах лица. Теплые масла с травами наливаются в открытый кожаный головной убор, плотно прилегающий к голове.

Пижичил - это уникальная аюрведическая процедура заключается в том, что подогретое масло особым образом, соблюдая некий ритм, льется на тело пациента от часа до полутора часов в день, на протяжении 1-3 недель. Лечение это проводится на особом столе, сделанном из цельного куска Strychnis Nuxvomica (дерева, которому приписываются особые целительные свойства). Эта процедура помогает при ревматических болезнях вроде артритов, параличей, гемиплегии, сексуальной и нервной слабости, нервных болезнях и др.

Нджаваракиж и в процессе этой процедуры пациента заставляют потеть, прикладывая к его телу муслиновые мешочки с целебными препаратами. Это помогает при разных типах ревматизма, болях в суставах, истощении, высоком кровяном давлении, высоком уровни холестерина и некоторых видах кожных заболеваний.

Удвартанам - эта процедура известна как "порошковый массаж" и весьма эффективна при ожирении, хемиплегии, параличе, кожных болезнях, проблемах с циркуляцией и др.

Абхьянгам - особый тип масляного массажа, при котором массажист совершает движения сообразно направлению циркуляторных каналов в организме пациента. Эта процедура помогает при ожирении, потускнении кожи, бессоннице, усталости и др.

Вообще, аюрведический массаж имеет несколько разновидностей: всего тела и отдельных частей, масляный или порошковый (с измельченными травами), ножной или ручной.

Насьям - в ходе этой процедуры фруктовые соки, целебные масла и др. вводятся в нос пациенту в течение 7-14 дней. Эта процедура весьма эффективна при лечении некоторых видов головных болей, параличе, умственных расстройствах и некоторых разновидностях кожных болезней. Эта процедуры входит в состав панчакармы.

Кижи - целебные травы, целые или измельченные, вымачивают в теплых целебных маслах и прикладывают к телу или к определенным его частям. Процедура продолжается около трех четвертей часа в течение 1-2 недель. Эта процедура помогает при остеоартритах, травмах и др.

Кативасти - специально приготовленные теплые целебные масла накладываются на поясницу. Помогает при всех видах боли в спине и проблемах с позвоночником.

Уровасти - то же самое, но масла накладываются на грудь. Эффективно при астме и других респираторных заболеваниях, сердечных болезнях и болях в грудной клетке.

Кширадхумам - пар подогретой смеси лечебных настоев и коровьего молока направляется через трубку на тело или части тела пациента. Весьма полезно при лицевых параличах, птозах и нервных болезнях.

Талам - особый порошок, смешанный с лечебным маслом, накладывается на макушку головы. Помогает при болезнях уха-горла-носа, бессоннице, мигренях и др.

Лепанам - травяная паста прикладывается к поврежденной части тела. Полезно при разных типах воспалений, кожных заболеваниях, артритах, подагре и др.

Талапотичил - измельченные лекарственные растения прикладывают к коже головы. Эта процедура показана при бессоннице, преждевременном поседении и других проблемах с волосами и кожей головы.

Сведакарма (Парильня) . В парильне из тела удаляются вредные вещества, улучшается состояние кожи. Эта процедура также рекомендуется людям, страдающим избыточным весом или некоторыми ревматическими болезнями.

Комплексные программы

Шодхана Чикилса (Очистительная терапия). Цель очистительной терапии - удаление из организма отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. Одна из основных методик этой терапии - панчакарма (санскр. "пять очищающих процедур") - включает в себя широкий спектр процедур, уникальный по своему методу и применению. Этот мощный метод детоксикации, очищения и омоложения организма. Другие методы, применяемые в комплексе Шодхана Чикилса (длительностью в 15 дней) массаж, снехапанам, насьям, виречанам, шехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи, карнапуранам, тарапанам, сировасти, парильня, приме лекарств внутрь.

Расаяна Чикитса (Омолодительная терапия). Возвращает упругость коже и телу в целом, усиливает сопротивляемость организма. Включает в себя массаж головы и лица с целебными маслами и кремами, масляный массаж тела, руками и ногами, прием лекарственных средств внутрь, паровую баню, а также ванны с травами. Терапия продолжается от 7 до 14 дней.

Каякалпа Чикитса (Лечение, целью которого является усиление иммунитета и долгожительство). Используется для замедления процессов старения. Продолжительность 28 дней. Включает в себя расаяну (специальные аюрведические лекарства и диета), панчакарму и сведакарму, а также еще несколько видов терапии (массаж, снехапанам, виречанам, насьям, снехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи и др.) Наиболее эффективно для лиц до 60 лет.

Псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по , рассматривает любого человекав виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения. В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна. В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу , так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов. Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом. Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание. А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана. Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным. Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) – крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт. Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы. Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени. Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии. Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.