Главная · Болезни кишечника · Тибетская медицина. Что важно знать!? Особенности тибетской медицины - методы лечения, рецепты

Тибетская медицина. Что важно знать!? Особенности тибетской медицины - методы лечения, рецепты

Эта статья познакомит вас с альтернативной медициной Тибета, которая помогает людям полностью исцелить организм от болезни.

Из неё вы узнаете:

  • Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной
  • О разных подходах востока и запада в методах лечения
  • В чем отличие целей тибетской и традиционной медицины
  • Как работает медицина Тибета
  • О 3х системах, определяющих человека

Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной.

Начнем с понимания о том, что такое тибетская медицина и чем она отличается от традиционной.

На протяжении ряда столетий в тибетской медицине сформировалась колоссальная база знаний о природе человека, о его взаимодействие с окружающим миром, о том, какие факторы и как влияют на наше здоровье: будь то климат, окружающая среда, питание, образ жизни или конституция.

Этот опыт и знания позволяют исцелять больных, ставить их на ноги, балансировать и гармонизировать их состояния.

Тибетская медицина впитала в себя все знания и мудрость народов востока: Индии, Китая и самого Тибета, которые положили начало древним манускриптам. В них представлены десятки тысяч методов лечения, процедур, лекарственных трав, рецептов, позволяющих человеку восстановить и укрепить свое здоровье.

Восток и запад. Разные подходы к методам лечения.

В чем же принципиальное отличие в лечение мудрецов “Востока” и наших докторов?

Начнем с того, что рассмотрим какая ситуация сейчас в традиционной медицина. А ситуация такая, что большинство людей, в той или иной форме, имеют заболевания на хроническом уровне. Хронический тонзиллит, бронхит, артрит, гастрит и другие заболевания.

Что значит хронический?

Это значит, что когда врач ставит вам диагноз с такой пометкой, он заранее ставит крест на вашем полном выздоровлении. И все лечение сводится к тому, что оно убирает у вас симптоматику, стараясь, путем применения назначенных лекарств и процедур, увеличить длительность ремиссии, т.е. процесса, когда сильно выраженные проявления болезни отсутствуют или ослаблены.

Болезнь как была так и осталась, а с симптомами справляются лекарства, на которые подсаживается больной на всю оставшуюся жизнь.

Яркий пример – болезнь сахарного диабета. Как не крути, а традиционная медицина не может вылечить от нее, поэтому человек будет вынуждены сидеть на инсулине пожизненно и платить за него столько сколько “скажут”, потому что от этого зависит его жизнь.

Это относиться и к кардиологическим заболеваниям. Здесь, чтобы жить нужно выпивать горсти пилюль, чтобы сердце работало без сбоев.

Еще один пример – астма. Без ингалятора никуда, опасно для жизни.

И таких примеров много, когда человек становится рабом лекарств, пожизненно на них работая. Многие с этим мирятся и до скончания дней своих занимаются ежедневными ритуалами по приему лекарств, пополняя бюджеты фармкомпаний.

В традиционной медицине весь фокус внимания направлен на тело человека. Она может узнать о человеке все, о том, какие процессы сейчас происходят, из чего состоят клетки, органы, в каком месте идут воспалительные процессы, как они протекаю, скорости химических реакций и даже генетический код человека. Тело не представляет загадки, о нем традиционная медицина знает все, а вот что стало причиной заболевания, к сожалению, затрудняется ответить.

Почему так происходит? Потому что причина болезни ищется только в теле.

В тибетской медицине к вопросу о болезни подходят иначе. Ее рассматривают не только как болезнь тела, но и более высоких уровней. В ней давно подметили, что физические болезни тела совершенно точно возникают и развиваются в зависимости от психоэмоционального состояния человека. Помните пословицу о том, что “все наши болячки в голове”. Так оно и есть.

Тибетской медицине это хорошо известно, поэтому она рассматривает человека как многоуровневую систему, где болезнь может локализоваться на разных уровнях.

Почему же наши врачи, наша медицина не возьмет себе на вооружение приемы и методы восточных знаний? Тем более, что о психосоматических факторах известно довольно давно и по ним написаны десятки научных работ?

В дело в целях.

В чем причина? А причина в разных целях. У традиционной медицины нет цели исцелить пациента, это большой фармбизнес, пополняющий на сотни миллионов долларов фармацевтические компании и казну государства. Может быть поэтому нам так часто в добровольно принудительном порядке пытаются навязать различного рода прививки, инъекции и другое “добровольное” лечение?

Цель медицинских организаций является продление жизни и улучшение ее качества, а вот какими способами нам пытаются продлить жизнь и каково истинное качество жизни после такого продления, вопрос, который никого не волнует, разве что самого больного.

Зачем исцелять хронически больного человека, если это источник постоянного дохода? Ведь если вдруг все станут здоровыми, то куда денутся все эти компании, препараты, докторские диссертации, вакцины и т.д.? Они обанкротятся, а государство потеряет львиную долю своего бюджета. Невыгодно им, чтобы мы были здоровыми, ведь это их золотая жила.

В тибетской медицине задача стоит в том, чтобы исцелить больного, сделать его здоровым. И поэтому она работает не с условиями или следствиями возникновения заболевания, а с её первопричиной. Ведь смотрите, человек заболевает потому что на то есть причина.

И заболевает он не от того, что холодно или жарко, сыро или сухо, есть микробы или их нет, потму что тогда все сразу болели бы. Заболевает он потому что в одном месте и в одно время сошлись все эти условия, которые запустили процесс заболевания и на то была предрасположенность, причина.

Как работает тибетская медицина?

Перейдем к тибетской медицине и подробнее познакомимся с тем, на чем основано ее лечение.

Выше уже упоминалось о том, что все болезни возникают от нашего психоэмоционального состояния. Соответственно, чтобы искоренить болезнь, нужно понимать каким эмоциям мы более всего подвержены и как импульсы от них воздействуют на наш организм.

В тибетской медицине рассматриваются 3 основных таких импульса, которые запускают те или иные реакции нашего организма. Что это за импульсы?

На все, что происходит с нами, мы реагируем 3-мя способами. Нам либо это нравиться, либо не нравиться, либо мы к этому равнодушны. Плюс, минус, ноль.

Каждый из этих импульсов влияет на свои системы в организме, сначала влияние происходит на энергетическом уровне, через энергетические каналы организма, далее переходит на физический уровень тела.

От этого влияния возникают те или иные формы заболеваний. Если перейти на тибетскую терминологию, то все наши заболевания зависят от преобладания той или иной нашей конституции (системы).

В соответствии с указанными выше импульсами есть система “Ветра” (плюс), “Желчи” (минус) и “Слизи” (ноль).

3 системы, определяющие человека.

Система “Ветра” отвечает за все, что связанно с подвижностью внутри организма: дыхание, движение сердца, движение мысли, движение нервных импульсов. Соответственно, когда возникает этот импульс, то сразу задействуются все системы органов, связанные с этим ним.

Система “Желчи” – все что связано с желчевыводящей системой, с пищеварением, с печенью, почками. Вызванные негативные реакции нарушают работу этой системы, что приводит к соответствующим заболеваниям органов.

Система “Слизи” связана с циркуляцией и образованием жидкости в организме. Т.е. реакция “ноль” значит, что если мы не контактируем с этим миром, прячемся от него включается эта система и в организме начинает образовываться вредная слизь, содержащая токсины и шлаки и создающая благоприятную среду для микробов. Такая слизь может образовываться в слизистых оболочках пищеварительного тракта, дыхательной системы, в полостях носа, в суставах.

Таким образом от преобладание той или иной системы или конституции у разных людей возникают предрасположенности к разного рода заболеваниям.

Для того, чтобы быть здоровым нужно держать уровень ветра, желчи и слизи на одном уровне, в балансе. И задачей тибетской медицины как раз и является поддержание этого баланса. Здоровье – это баланс 3-х систем.

В балансировании этих систем тибетская медицина достигла большого успеха. За долгие годы практик были выявлены все условия, которые раскачивают эти системы: климат, пища, эмоциональные реакции, образ жизни, конституция и т.д. А также способы, которые компенсируют эти раскачки и уравновешивают систему человека.

В заключение

В этой статье мы ближе познакомились с тибетской медициной, узнали чем она отличается от традиционной, какими принципами, знаниями и опытом руководствуется в исцелении организма человека.

Что же касается традиционной медицины, то она бесспорна необходима. Это потребность возникает в тяжелых случаях, когда человеку нужна срочная медицинская помощь и только прием химических препаратов или операция может спасти ему жизнь.

В остальных случаях исцелить свой организм, гармонизировать свое состояние и избавиться от хронических заболеваний поможет тибетская медицина. Здесь лечат причину, а не следствие, убирают ее, а не создают лишь временный эффект облегчения.

Тибетская медицина, отзывы, рассказы, легенды о которой во множестве можно найти на страницах интернета, волновала и продолжает волновать умы самых разнообразных слоев населения нашей планеты. Ниже мы попытались немного рассказать о базовых понятиях - жизненных началах (дошах) и их влиянии на здоровье и характер человека. Мы рассказали о том, что при лечении больного необходимо учитывать, какая доша у человека является ведущей, в каком состоянии она (или они) находится и еще о некоторых интересных, с нашей точки зрения, моментах, касающихся понятия "Здоровье" и лечения тибетской медициной.

Тибетская медицина зародилась более четырех тысяч лет назад. Это система практических знаний о человеке, о взаимосвязи между телом, душой и умом. Теоретические взгляды на лечение тибетской медицины основаны на учении об универсальных основах Инь-Ян . В окружающем нас мире все представляет единую систему этих двух противоположностей: тепло и холод, полнота и пустота, день и ночь и т. д. Энергии инь и ян формируют в организме регулирующие системы, жизненные начала (доши ). Равновесие и гармоничное соотношение которых определяет состояние и здоровье человека, работу внутренних органов и ума. Важным является понятие равновесия - «золотая середина». Здоровье рассматривается как равновесие трех жизненных начал.

На состояние гармонии в организме влияют внешние и внутренние факторы. Тибетская медицина, основываясь на философии буддизма, большое значение придает внутреннему состоянию ума, способности любить и сострадать, умению радоваться и контролировать эмоции. К развитию болезней приводят три яда души: неведение, страсть и гнев.

Клиника "Евразия" - центр тибетской медицины в Москве

За многие тысячелетия тибетские врачи накопили опыт и знания, которые передавались из поколения в поколение и приумножались. Тибетская медицина призвана служить человеку, сохранять здоровье и продлевать жизнь.Выявляя истинные причины заболевания, врач связывает их с конкретным человеком, с его характером, образом жизни и питания. Нет болезни отдельно от больного считают тибетские врачи , поэтому лечить надо человека, а не болезнь, которая является следствием системных нарушений в организме .

Используя простые методы диагностики, такие как опрос и осмотр, исследование языка и глаз, диагностика по пульсу , врач клиники определяет природу заболевания и его причину. Лечение в центре тибетской медицины начинается с восстановления равновесия жизненных энергий. Оно включает четыре составляющие: образ жизни, рекомендации по питанию (согласно конституции человека), фитотерапию (тибетские фитопрепараты) и внешние методы лечения - рефлексотерапию : точечный массаж (акупрессура), иглоукалывание (акупунктура , иглотерапия , иглорефлексотерапия), вакуумный массаж (баночный массаж , вакуум-терапия), аурикулотерапия , стоунтерапия , прогревание (моксотерапия , прогревание полынными сигарами), гирудотерапия .

Клиника тибетской медицины Евразия рассматривает здоровье как равновесие трех жизненных начал (дош)

Согласно теории 5 первоэлементов, жизненная сила, в ее бесчисленных проявлениях, рождается и умирает благодаря взаимодействию следующих 5 элементов: огня, земли, эфира, воды и дерева. Основные элементы - эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле как три фундаментальных жизненных начала, известных как три доша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый ветер (тиб. - рлунг, санскр. - вата доша). Огонь вместе с водой проявляются в теле как субстанция, именуемая желчью, (тиб. - мкхрис, санкср. - питта доша). Земля с водой представлены как слизь (тиб. - бадкан, капха-доша). Местоположение трех начал и пяти элементов в теле проиллюстрировано на графической схеме (см. рисунок ниже).

Эти три жизненные начала - ветер, желчь, слизь - ответственны за все биологические, психологические и физиологические функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон; отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре; ответственны за развитие, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций - понимание, сочувствие и любовь. Таким образом, это - основа психосоматического существования человека. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают патологические процессы .

Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией. Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Но при длительных физиопатологических изменениях в теле они могут варьироваться.

Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1) ветер 2) желчь 3) слизь 4) ветер-желчь 5) желчь-слизь 6) ветер-слизь 7) ветер-желчь-слизь. Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания этих элементов в конституции тела.

Жизненные начала человека (доши) являются основным или базовым измерением личности . Доминирующая доша предопределяет качество всей жизни человека, формирует типичные черты характера, тип телосложения, при дисбалансе провоцируют те или иные расстройства здоровья, и в целом влияют на весь образ жизни. Выяснив, какие доши доминируют, в подъёме или в упадке они, в какой климатической и социальной среде человек проживает, врач нашей клиники тибетской медицины дает рекомендации пациенту относительно образа жизни .

Стандартные ситуации во врачебной практике в процессе лечения встречаются очень редко, ведь люди различаются по множеству социальных критериев, начиная с пола, возраста, характера и темперамента, немаловажное значение имеет образование, род трудовой деятельности, финансовое положение, место проживания, кулинарные предпочтения и т.д. Все выше перечисленные качества человека, его здоровье, да и сама жизнь личности формируются под воздействием климата, социума, самой личности, это и называется "образом жизни".

Прежде чем определиться с методами лечения, врач клиники тибетской медицины в Москве должен вникнуть в образ жизни пациента (учитывая специфику жизни именно в Москве), выяснить в какой среде сформировалось то или иное его расстройство, какие факторы спровоцировали дисгармонию в организме. После чего даются правильные рекомендации. Без этого фактора лечение будет либо неэффективным, либо только временным.

Значительно менять привычные ритмы жизни недопустимо, от рьяного изменения окружающей среды лучше не будет, появятся просто другие проблемы. Необходимо, прежде всего, сбалансировать свой организм и доши так, чтобы он сам мог легко переносить климатические и другие провокации, а не менять окружающий мир под прихоти слабого здоровья.

Типы конституции человека

Всех людей, в зависимости от преобладания того или иного вида энергии, можно разделить на типы, для которых характерны определенные особенности конституции и поведения. Данные особенности организма закладываются внутриутробно, многое передается по наследству, а также зависит от поведения и питания матери во время беременности, но подвержено изменению в зависимости от возраста, образа жизни, характера питания и т.д.

О взаимосвязи конституции человека и его здоровья, о «Трех ядах души» рассказывает, отвечая на вопросы ведущего документального цикла «Война полов» телеканала ТВ3 Владимира Марамышкина, главный врач клиники Светушкина Айна Владимировна. Подробнее с материалами программы можно ознакомиться на странице Телеканал ТВ3 .

Люди, обладающие природой Ветра , обычно имеют худощавое телосложение, сухощавы, сутулятся. В поведении быстрые, подвижные, легки на подъем, общительные, увлекающиеся, впечатлительные. Любит азартные игры, песни, смех, шумные компании. Физически слабы, быстро утомляются, однако довольно быстро восстанавливаются. Сон чуткий, прерывистый. Плохо переносят холод, ветер. Люди Ветра обычно ведут неправильный, далекий от здорового образ жизни: мало спят, много не по существу говорят, питаются нерегулярно, перекусывая набегу. Склонны к переутомлению, бессоннице, депрессии.

Люди, обладающие природой Желчи - плотного телосложения, мускулисты, физически сильны, выносливы, энергичны. По характеру твердые, уверенные в своей силе и правоте, решительные, лидеры по натуре, остроумные, пользуются авторитетом среди друзей и коллег, гордые и самолюбивые, вспыльчивые, легко раздражаются. Имеют горячее тело, не выносят душных помещений, им часто бывает жарко. Кожа имеет красноватый оттенок, часто имеется гиперпигментация и кожные высыпания. Почти никогда не простужаются. С трудом переносят жажду и голод. Сон крепкий. Подвержены заболеваниям желудочно-кишечного тракта, в зрелом возрасте - повышенному давлению, многие под склон лет переносят инфаркты, инсульты.

Люди, обладающие природой Слизи крупного телосложения, с неявно выраженными костями и суставами, белокожи, медлительны, неторопливы, спокойны. По характеру добрые, терпеливые, миролюбивые, великодушные. Отличаются хорошим глубоким долгим сном, с трудом просыпаются по утрам. Любят поесть, часто неразборчивы в еде, принимают пищу часто и большими порциями, иногда в сыром или плохо приготовленном виде. Предпочитают пассивный отдых. Много спят, больше, чем необходимо для поддержания жизнедеятельности и здоровья. Легко переносят голод, жажду, страдания, жару. Склонны к отекам, избыточному весу, подвержены простудным заболеваниям, патологии эндокринной системы.

Чистые типы Ветра, Желчи или Слизи встречаются редко, чаще это бывает сочетание 2-х типов: Ветер - Желчь, Ветер - Слизь, Желчь - Слизь и очень редкое, но все же, встречающееся сочетание всех 3-х типов в одном человеке.

Причем часто, при детальном исследовании, информация изложенная в виде легенд подтверждается.

Основой теории тибетской медицины является Аюрведическая медицина. Исторически было принято, что мыслитель излагал знание не от своего имени, а как откровение или свое понимание древних источников. И структура медицинского знания в Аюрведе и тибетских источниках, как видно из первой главы Тантры Основ, приписывается божественному происхождению. В аюрведических сочинениях сообщается, что творцом медицины является Брахма, который передал секреты врачевания богу Праджапати, затем поочередно, Ашвинам, Индре, и, наконец, к мудрецу Бхаратвадже, который, в свою очередь, распространил знание среди индийских мудрецов.

В тибетских сочинениях, с целью передать приоритет буддизму источник знания описан в виде медицинской ипостаси будды Шакьямуни - Бхайшаджья-гуру (см. выше) или другими буддами.

Например, в трактате "Вайдурья-онбо" приводится миф, что раньше люди питались не материальной пищей самадхи. Но один человек сьел выступившее из земли вещество похожее на мед, и у него случилось несварение. Брахма услышав его стенания, посоветовал выпить кипяченой воды. Поэтому первой болезнью считается несварение, первым лекарем - Брахма, а первым лекарством - кипяченая вода. Но по мнению буддистов, Брахма не сам придумал, а вспомнил текст, изложенный ему буддой Шакья Тхубчен.

Аналогично, в другом мифе, раненый в сражении с асурой Раху Брахма вылечил себя, вспомнив медицинский текст изложенный буддой Кашьяпа.

Конкретные методы лечения описанные в "Чжуд-ши", согласно тексту трактата в основном были изложены соответственно: в Индии - лекарственные составы, в Китае - прижигание и лекарственные составы, в стране Дол - кровопускание, в Тибете - исследование пульса и мочи.

Исследование текста "Чжуд-ши" являющегося каноническим, то есть, не подлежащему изменению, показывает, что основными компонентами его являются трактат на санскрите "Аштанга-хридая-самхита" и трактат по исследованию пульса "Сомараджа", считающийся переводом с китайского на санскрит и затем на тибетский язык. Так думает автор "Вайдурья-онбо" - трактата, являющимся комментарием на "Чжуд-ши" и соответствует истории развития тибетской медицины.

Есть также версия, что "Чжуд-ши" был написан на санскрите врачом Дживака Кумара, современником будды Шакьямуни, и затем переведен на тибетский язык.

Однако, кроме этих двух основных источников в тексте "Чжуд-ши" обнаруживаются вставки и параллели из других медицин. В первую очередь это образ жизни и питания из народной тибетской медицины формализованной в структуру знаний "Чжуд-ши". Очевидно, что образ жизни и питания ориентированный на жаркий и влажный климат Индии и Китая не соответствует образу жизни и питания для сухого и холодного климата высокогорья Тибета и Гималаев. И в этом смысле рекомендации тибетской медицины для климата Сибири и России более правильны, чем йоговские и китайские. Например, часто рекомендуется невеждами "по системе йогов" перед сном выпивать большое количество воды. Для Индии с жарким климатом такая рекомендация может быть и полезна. Для сибирского и российского климата в целом вредна. Однако и в этом случае надо учитывать - какой больной, болезнь и время приема воды или лекарства.

Также находятся параллели с арабской медициной. Э.Г. Базарон указывает, что изображение одного из врачей в "Атласе тибетской медицины" похоже на портрет Авиценны. Надо сказать, что структура "Канона врачебной науки" Авиценны совпадает со структурой "Чжуд-ши". Здесь две версии. Либо был обмен медицинскими знаниями, либо в "Каноне врачебной науки" отражена часть знаний индоариев передвигавшихся во времена великого переселения народов из Европы в Азию 2.5 - 3 тысячи лет назад. В Индии эти знания известны как "Веды" - Аюрведа, Ригведа, Атхарваведа и др.

Другой след в тибетской культуре и медицине оставила религия бон. Это добуддийская религия Тибета близкая по методам к шаманизму. И, хотя в угоду буддизму в "Чжуд-ши" ругают бон и его учителя Шенраба, существенная часть ритуалов позаимствована из ритуалов бон.

Как указывает Намхай Норбу, исследование текста "Чжуд-ши" показывает наличие в нем фрагментов языка Шан-шун, который считается исчезнувшим языком Шамбалы. Исторически он связывает с существовавшим ранее на территории современного Афганистана государства Шамбала. С другой стороны, по легендам религии бон, Шамбалой называется некоторая закрытая область на границе Тибета, Непала и Китая. Вход в эту область охраняется богом огня (Мэ-лха). Согласно легенде, там находятся дворцы, сады, колонны с надписями на языке Шан-шун и главная башня, где содержится главная тайна нашей планеты. Считается, что это камень Чинтамани, три миллиона лет назад привезенный с Ориона. Кусочки этого камня путешествуют по планете, оказываясь в местах кардинального изменения человеческой истории.

Таким образом, корни "Чжуд-ши" теряются в тысячелетиях, исторически выявляемые только с приносом знаний в Азию индоариями около 3 тысяч лет назад. Эти знания (в том числе медицинские) в европейской части сохранялись народными лекарями, по русски - ведунами. Даже приписываемая Китаю иглотерапию нельзя считать достижением Китая. У древних славян существовал подобный метод лечения путем черчения и царапания на коже человека различных фигур золотыми, серебряными, медными и железными прутьями. Однако, с приходом веры, называвшей себя христианством, носители знаний - ведуны были уничтожены. Часть знаний все же перешла в систему христианства, так как психологические методы излечения в виде молитв не всегда были достаточно эффективны. Но остатки знаний были уничтожены при борьбе со староверами.

Развитие алхимии, химии, физики и особенно открытие молекулярной структуры вещества привело к абсолютизации взгляда, что структура полностью описывает свойства объекта, в частности человеческого тела. Поэтому, европейская медицина сделала уклон на изучение структур тела, лекарств и хирургии. И полностью потеряла тысячелетние традиции лечения. Традиция современной медицины насчитывает не более 200 лет со времени применения военно-полевой хирургии и наркоза Пироговым. И около 40-50 лет применения антибиотиков и подобных им бактерицидных препаратов. Ссылки на Гиппократа, Галена, Авиценну и других врачей древности являются некорректными, т.к. они использовали древние традиции (желтая желчь, черная желчь, воздух, вода, огонь и т.д.), непонятные врачам современной медицины. Разумеется, многие опытные современные врачи понимают ограниченность современной медицины и начинают изменять ее. Медицина становится уже структурно-функциональной. Еще несколько шагов развития и современная медицина приблизится к очередному изобретению тех знаний, которые известны уже тысячелетия. Но какой смысл изобретать давно известное, когда можно просто взять и применить известное тысячелетиями?

ТРАКТАТЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Одним из первых известных медицинских сочинений древней Индии является трактат "Чарака-самхита" (IX-X в. до н.э.). Этот трактат уже содержит 8 крупных разделов в основном обнаруживаемых в "Чжуд-ши". Разделы следующие:

1. лечение ран.
2. лечение болезней головы.
3. лечение болезней всего организма.
4. лечение психических заболеваний.
5. лечение детских болезней.
6. противоядия.
7. эликсиры против старческого одряхления.
8. средства, повышающие половую активность.

Эти восемь разделов включены в Аюрведу (Наука о жизни) и как дополнение к четвертой из Вед (Знания) - Атхарваведе.

Затем два индийских ученых Нагарджуна (I-II в н.э.) и Вагбхата написали толкования к трактату "Чарака-самхита". Эти комментарии впоследствии были переведены на тибетский язык и включены в буддийскую энциклопедию "Данчжур". Нагарджуне приписываются три медицинских сочинения: "Йога-шатака", "Дживасутра" и "Ава-бхешачжа-кальпа".

Из преемников Нагарджуны наиболее известен Вагбхата-младший, написавший обширный трактат "Аштанга-хридая-самхиту", куда включил дополнительные главы по болезням глаз, уха, носа. При сопоставлении "Аштанга-хридая-самхиты" и "Чжуд-ши" обнаруживается тождественность в большинстве примеров и классификации сырья.

На следующем этапе развития тибетской медицины она поднимается на более высокую ступень. Этот этап приходится на время правления царя Тисрондецена (790-845 г.). В Тибет приглашаются врачи различных стран, которые переводят свои сочинения на тибетский язык. Существует версия, что в это время с санскрита был переведен и трактат "Чжуд-ши".

По другой версии, авторство "Чжуд-ши" приписывается известному тибетскому врачу Ютогба-гомбо-младшему. Известно, что Ютогба- гомбо-младший написал несколько сочинений и дополнений к "Чжуд-ши" и, возможно, переработал сам трактат "Чжуд-ши". Наиболее известные сочинения и дополнения к "Чжуд-ши" Ютогбы-гомбо-младшего - "Сэр- шан", "Сонг-шан", "Ча-лаг-чжо-бжад".

После жизни буддийского реформатора Цзонкхапы (1357-1419 г.) в Тибете существовало две медицинских школы - Джангба и Сурхарба. Их основатели также являются авторами крупных сочинений написанных в русле комментариев на трактат "Чжуд-ши". Иерархи буддизма, желая избежать раскола религии старались унифицировать идеологию. Реформированию подверглась и тибетская медицина. За реформы взялся регент V Далай-ламы Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо, известный как врач и политический деятель. Он создал обширный комментарий на "Чжуд-ши", где, как он говорит, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Этот комментарий называется "Вайдурья-онбо".

После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически были запрещены для использования. Однако, "Вайдурья-онбо" представляет собой обширный трактат с множеством теоретических выкладок, что было не совсем удобно для практических врачей невысокого уровня. Поэтому, кроме "Вайдурья-онбо" был создан трактат для практических врачей "Лхантаб" содержащий вопросы общей и частной патологии. Основное внимание в нем уделено вопросам лечения болезней. Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины" содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо.

Современником Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был другой известный фармаколог и фармакогност Данзин Пунцог. Его труд "Шэлпрэнг" приравнивается по значимости к "Вайдурья-онбо". В "Шэлпрэнг" описывается 2294 вида лекарственного сырья растительного, животного и минерального происхождения со всеми подробностями (разъяснения, сбор, сушка, проверка и т.д.). Вторым его произведением является более краткий трактат по фармакологии "Шэлгонг". Кроме того, им написан трактат по технологии обработки лекарственного сырья "Кунсал-нанзод", трактат по кровопусканию "Дархи-Дамба" и руководство по прижиганию "Мэзан-дамба".

С XVIII в. тибетская медицина распространяется в Монголии. Переводятся на монгольский язык различные трактаты. Создается тибетско-монгольский терминологический словарь "Источник мудрецов" (1742 г.) с главой по медицинской терминологии. Появляется много трактатов на старомонгольском языке написанных монгольскими врачами. Основное направление работ монгольских врачей было направлено на поиск заменителей тибетского и китайского оригинального сырья. Надо сказать, иногда находились заменители более эффективные, чем оригинал.

Среди трактатов наиболее известны "Шэлгар-мэлон" врача Сумба-Хамбо-Ешей-Бальчжор и трактат "Дзэйцхар-мигчжан" врача Жамбал-Дорджэ.

Очередной толчок распространения тибетской медицины приходится на период после войны и оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Много тибетских врачей уезжают на запад и создаются различные медицинские центры.

Наиболее крупным в настоящее время является Тибетский медицинский центр в Дармасале под эгидой Далай-ламы. Там проводится двухлетнее обучение врачей современной медицины из различных стран и выпускается журнал "Тибетская Медицина".

О ВРАЧАХ, БОЛЕЗНЯХ И ЛЕЧЕНИИ
Есть в трактате ”Чжуд-Ши” глава о врачах и их обязанностях по отношению к пациентам. Она состоит из шести частей: 1) врачебные традиции; 2) врачебное достоинство; 3) заслуги врачей; 4) знания; 5) обязанности врачей; 6) плоды врачебной деятельности.

По традициям врачебного сословия, врач должен обладать следующими качествами: способность к врачебной деятельности; гуманность; понимание своих обязанностей; доброжелательное отношение к больным; старательность и осведомленность в других науках. Быть гуманным – значит быть искренним и справедливым, при виде несчастья ближних оказывать им возможную помощь и одинаково относиться как к хорошим, так и к дурным людям. Гуманные врачи должны быть снисходительными, любить людей и приносить радость всем без исключения. Они должны стремиться к высшим идеалам, насколько последние достижимы для человека, быть ласковыми с лицами, которые в них нуждаются, не поддаваться похвалам, а также не мстить хулителям.

Лекарственные вещества в тибетской медицине делятся на восемь родов: 1)металлы (золото, серебро, медь, железо, олово, сталь, ртуть и др.); 2) минералы (малахит, жемчуг, жемчужная раковина, коралл, ляпис-лазурь, различного рода камни и др.); 3) землистые вещества (глина различных сортов, каменный мох, горная смола, разного рода соли и др.); 4) деревья и кустарники (камфарное и лимонное дерево, белый и красный кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускусное дерево, гранат, барбарис, акация, самбук, виноград, яблоня, перец различных видов, груша, вишня и др.); 5) травы (шафран, горечавка, мята, ромашка, гвоздика и др.); 6) соки, добываемые из трав, деревьев и от животных; 7) отвары, полученные из кореньев, стволов, сучьев, листьев, сердцевины, из коры, цветов, из ягод и плодов; 8) вещества, добываемые из животных (мясо, кровь, жир, кожа, шерсть, рога, желчь, мускус и др.).

Лекарства составляют из лекарственных веществ по вкусу и по их действию. Существенной чертой лекарств тибетской медицины является их многокомпонентность. Многие лекарства составляются из 30-60 веществ в строгих пропорциях, что практически исключает понятие основного действующего вещества. Считается, что действует весь комплекс и отсутствие одного из компонентов снижает целительную эффективность лекарства. Сложным является и сам ритуал приготовления лекарства, поэтому их невозможно изготовить в домашних условиях.

Для появления в Вас болезни необходимо совпадение причин болезни и ее условий. Условия позволяют болезни созревать или проявляться. Причины болезни бывают двух видов: отдаленные и близкие. Близкие причины – это Ветер, Желчь и Слизь, три "доша" (жизненных начала). Отдаленные причины болезни перечислить труднее, так как в своей основе каждая болезнь происходит от определенного состояния ума в прошлом – от предшествующих влекущих за собой болезни омрачений, - и именно эти психические факторы в конечном счете ответственны за все виды болезней. Омрачая эмоции, они возбуждают действия (карму), зарождающие в сознании данные для появления в дальнейшем болезни. И поэтому невозможно определить все соответствующие той или иной болезни определенные причины, однако основной сутью этих причин являются три яда: страсть, ненависть и омрачение. Все эти три яда опираются на неведение. Неведение – это такое состояние ума, при котором не только нет знания о существовании вещей, но и имеются заблуждения относительно самой природы явлений. Неведение влечет за собой страсть, которая в свою очередь порождает ненависть, гордость, зависть, злословие, еще большую омраченность и так далее – по порочному кругу. От деятельности этих неблагих состояний ума человека возникают три вида нарушений жизненных начал: Ветра, Желчи и Слизи. Страсть обуславливает возникновение 42 видов болезней Ветра; факторами ненависти, такими, как гордость и зависть, обусловлены 26 видов болезней Желчи; и омрачением обусловлены 33 вида болезней Слизи. Итак, три яда, три основные вредоносные эмоции, - это страсть, ненависть и омраченность. У омраченности качества тяжесть, мутность и тупость, от нее возрастают болезни Слизи, ведь Слизь вязкая и тяжелая. От страсти, природа которой состоит в склонности ума увлекаться, возникают все виды болезни Ветра, потому что природа Ветра – легкость и подвижность. Ненависть подобна огню, от нее происходят болезни Желчи, а также Крови-Желчи. Корнем же всего этого является безначальное неведение. Его силой мы заключены в круг бытия, в бесконечный круговорот рождений, старения, болезни и смерти. Неведение всегда сопровождает нас, как наша тень; и поэтому даже если мы считаем что нет никаких причин для болезни, даже если думаем, что совершенно здоровы, в действительности с безначальных времен в каждом из нас коренится главная причина болезни.

Исключительно высокое диагностическое значение в тибетской медицине придается пульсу. Опытный тибетский врач может различать до 360 его разновидностей. При этом пульсовая волна исследуется не только на лучевой артерии, но и на многих других частях тела. Искусство пульсовой диагностики часто ставилось и ставится под сомнение многими европейскими врачами. Однако современные исследования с использованием чувствительных датчиков и последующей компьютерной обработкой результатов измерения показывают, что между структурой пульсовой волны и состоянием системы кровообращения, уровнем обменных процессов и органной патологией существует тесная взаимосвязь.

В традиции тибетской медицины целитель, проводящий обследование с точки зрения причины заболевания, будет также рассматривать, к какому из трех состояний существования относятся сновидения больного. Благодаря этой информации он может определить реальную ситуацию и состояние тела, энергии и ума больного человека. Иногда серьезная, трудно излечимая болезнь может оказаться следствием кармических причин, уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Болезнь также может иметь кармическую причину, появившуюся вследствие недавних действий. Таким образом, метод изучения сновидений становится одним из наиболее важных средств анализа и определения главных и вторичных причин проблемы

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА В РОССИИ
В Россию сведения о тибетской медицине проникали вместе с буддизмом из Монголии. В начале прошлого века вопрос о необходимости изучения искусства тибетского врачевания обсуждался на правительственном уровне.

Доктор Реман, сопровождавший посольство Головина в Китай, познакомился с тибетским врачом Цультимом Цеденом и пригласил его в Петроград. Реман надеялся, что этот талантливый врач расскажет российским коллегам об основах тибетской медицины и переведет на русский язык важнейшие медицинские трактаты Тибета. Однако ранняя смерть Цультима Цедена помешала осуществлению этого плана.

Вторично вопрос о необходимости изучения тибетской медицины в России был поднят генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским. Поводом для этого послужила тифозная эпидемия в Чите, от которой погибли многие врачи. По приказанию графа в город был приглашен лама-врач Цультим Бадмаев, широко известный в Забайкалье. Он быстро добился успеха в прекращении эпидемии, что дало повод графу пригласить ламу Цультима Бадмаева в Петроград. Здесь лама-врач продемонстрировал высокую эффективность тибетской медицины при лечении многих тяжелых недугов.

Медицинский департамент военного министерства предложил ламе Бадмаеву лечить больных бугорчаткой и раком в Николаевском военном госпитале под наблюдением госпитальных врачей. Результаты врачевания ламы Бадмаева были столь поразительными, что по высочайшему повелению он был награжден чином с правом носить мундир военных врачей. Необходимо подчеркнуть, что эти почести были оказаны человеку, который плохо говорил по-русски и совершенно не знал русской грамоты.

Департамент народного просвещения вынес решение о необходимости перевода на русский язык четырехтомного тибетского лечебника. Для этого к профессору Петроградского университета К.Ф.Голстунскому – специалисту по восточным языкам – был прикомандирован врач. Однако профессор и его группа не справились с этой задачей. В 1860 г. лама Бадмаев открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарств, занялся частной практикой с постепенно освоил разговорный русский язык. Он крестился и принял имя Александр. Отчество ему дали по существующей традиции в честь царствующего императора Александра II – так лама Бадмаев стал Александром Александровичем.

С 1863 по 1868 г. А.А.Бадмаев бесплатно читает в университете лекции по монгольскому языку. Позже ему было назначено лекторское жалование. Преподавательская деятельность, врачебная практика, доставка тибетских лекарств в открытую аптеку – все это требовало больших усилий, поэтому он обращается с просьбой к отцу прислать ему в помощники младшего брата, который только что окончил с золотой медалью читинскую гимназию. Отец дал согласие и в Петербург прибыл Жамсаран Бадмаев, который при крещении принял имя Петр в честь Петра Великого. Так в Петрограде оказались два брата Бадмаевых – Александр Александрович и Петр Александрович.

Петр углубился в теорию и практику тибетской медицины под руководством старшего брата и ученых эмчилан (лам-целителей). Одновременно он окончил курс на факультете восточных языков университета и поступил в Императорскую медико-хирургическую академию.

По высочайшему повелению в апреле 1878 г. П.А.Бадмаеву было разрешено открыть подписку по сбору средств на организацию путешествия в страны Тибета, Куку-Нора, Монголии и Китая для ознакомления с представителями тибетской медицины, чтобы сделать достижения древней тибетской и китайской медицины достоянием русской науки, а также на приобретение медикаментов и устройство физиолого-химического кабинета для исследования этих средств с европейской точки зрения, открытие лечебницы по методу тибетской медицины под надзором местного губернаторского медицинского управления.

Врачебная элита России, профессора Петроградского университета и медико-хирургическая академия в основном благожелательно относились к тибетской медицине и ее страстному приверженцу П.А.Бадмаеву. Однако нельзя не упомянуть и о том сопротивлении и элементарном непонимании, которое испытывали братья Бадмаевы на тернистом пути служения российской науке. Многие врачи продолжали считать медицинские системы Востока смесью религиозных догм с архаистическими представлениями о строении и функциях организма. Наталкиваясь на непонятные и, с их точки зрения, неверные положения тибетских медицинских трактатов, они не утруждали себя усилиями разобраться в существе проблемы, проявляли скептицизм или покровительственно-ироническое отношение к автору. Особое возражение вызывали методы внушения и психокоррекции, широко применяемые тибетскими врачевателями для лечения и профилактики болезни. Несмотря на поддержку царствующей фамилии, некоторые высокопоставленные особы двора допускали даже клеветнические выпады в адрес П.А.Бадмаева – человека огромной эрудиции, владевшего многими восточными и европейскими языками. Но все эти неприятности можно отнести к ”мелочам жизни” в сравнении с тем, что ожидало многочисленный род Бадмаевых после революции. Сам Петр Александрович умер в июле 1920 г., после арестов, тюрем и допросов.

В начале века в России существовали сильные медицинские школы. Они были при Ацагатском и Агинском дацанах. Их деятельность состояла в обучении врачей и печати книг. В то время появляется переведенный сейчас на русский язык трактат "Онцар-гадон-дэр-дзод".

После революции 1917 года Владимир Бадмаев создает тибетский медицинский центр в Швейцарии. Аналогичный перевод "Чжуд-ши" делает А. Позднеев под названием "Учебник тибетской медицины". Широкие исследования начались в институте востоковедения при Императорской Академии наук.

Советская власть не захотела официально признать тибетскую медицину (попытки ученых и врачей добиться этого были неоднократными). Тем не менее, сегодня тибетская медицина возрождается, и не только на востоке России – в Забайкалье. В 80-е годы благодаря усилиям единомышленников и наследников П.А.Бадмаева врачебная наука Тибета и заслуги Петра Александровича официально признаны многими авторитетными учеными мира.

Исцеляющая наука Тибета включает в себя целый океан терапевтических методов, способных восстанавливать здоровье, лечить болезни и омолаживать тело. В настоящее время известен ряд альтернативных медицинских систем (в том числе тибетская медицина). Лечение суставов - это всего лишь одно из направлений древней китайской исцеляющей науки.

Альтернативные медицинские системы

Существуют многочисленные альтернативные методы лечения и практики, которые применялись на протяжении многих веков, особенно в восточных странах. Эффекты этих методов лечения известны, поэтому нет абсолютно никакой двусмысленности в в их отношении. Вот некоторые из общепринятых альтернативных медицинских систем:

  • Гомеопатия.
  • Аюрведа.
  • Иглоукалывание.
  • Лечение естественными средствами.
  • Традиционная китайская медицина.
  • Тибетская медицина.

История

Традиционная тибетская медицина, иногда называемая «ламаистской» или «буддийской», за 1200 лет превратилась в уникальную терапевтическую систему. Здесь заболевание понимается как дисбаланс трех принципов «Нис-па», состоящих из одного или двух элементов: rLung (воздух, ветер), mKhris-pa (огонь) и Bad kann, (земля и вода). Буддийская философия, а также шаманское происхождение тибетской культуры составляют фон космологического, разума-тела и духовных измерений.

Лечение может состоять из лекарств (обычно растительного происхождения, редко с помощью минералов или животных), физических процедур (например, массаж, ванны), регулирования жизни и питания или духовных методов. Стандартизация первоначально индивидуализированных лекарств, отделение от основных философий и прекращение некоторых методов (например, тибетская стоматологическая медицина, прижигание).

Помимо регионов исторического Тибета, очень похожие медицинские традиции практикуются с момента монгольского завоевания Тибета в XIII веке в Монголии, прилегающей Сибири и в российской провинции Калмыкии. Особенно с традиционной монгольской медициной тибетская имеет существенное сходство. Вслед за растущим интересом к традиционной китайской медицине и дополнительной или альтернативной медицине в целом в будущем можно ожидать большего спроса со стороны западных стран.

Тибетская практика

Тибетская медицина - это отличная система, которая выдержала испытание временем (более двух тысяч лет). похожа на другие азиатские системы такие, как аюрведа и китайская медицинская система, однако есть много различий(в философии, диагностике, а также подходе к лечению).

Включая использование лекарственных растений и разные техники массажа для избавления от боли и лечение суставов, тибетская медицина очень актуальна для современной эпохи и может помочь пациентам с различными проблемами, включая хронические заболевания.

Сферы применения тибетской медицины

Тибетская медицина полезна для хронических проблем, таких как расстройства пищеварения, изжога, боли в спине, астма, артрит, экзема, синусит, проблемы с печенью, сердцем и почками, проблемы с кровообращением, беспокойство, нарушения сна и проблемы, связанные с нервной системой, а также некоторые случаи рака и др.

Есть много современных проблем, для которых тибетская медицина может оказаться эффективной, например, высокое кровяное давление, стресс и напряжение, аллергические кожные реакции, сексуальная дисфункция и восстановление общего состояния здоровья и жизнеспособности. Широко известен также тибетский метод лечения суставов, тибетцы связывают его с нарушением порядка: вода и земля, воздух.

Холодный и горячий артрит

Можно сказать, что суставы часто повреждаются холодом, это всегда вредно для них. Однако есть два вида артрита - «холодный» и «горячий». Холодный тип - артроз, деструктивные изменения костной и хрящевой тканей. Воспаление (остеоартрит) может возникнуть в поврежденном артритом суставе через некоторое время. Первопричина этого - простуда. Другой тип артрита является «горячим», где первичный, основной процесс - это воспаление. Инфекционный артрит, ревматоидный артрит и подагра относятся к этому типу.

Поскольку основа этих двух типов различна, тибетское лечение суставов очень сильно отличается. При холодном типе артрита используются сильные лекарства, используется теплая диета и изменение образа жизни. Превосходно помогают горячие природные источники и медицинские ванны. В случае жаркого артрита применяются "холодные" по стилю лекарства, делают компрессы, сдается анализ крови.

Такие заболевания, как ревматоидный артрит и подагра, не являются изолированным повреждением суставов, это системные заболевания: ревматоидный артрит вызван аутоиммунным воспалением, происходящим не только в суставах, но и во всех соединительных тканях, а подагра - это сложное расстройство метаболизма, вызванное хроническим расстройством пищеварения. Полное выздоровление возможно, но лечение длится очень долго (около 1 года), с участием дополнительных методов, процедур и так далее. Если заболевание присутствует очень долго, то неизбежно возникают разрушительные изменения в суставах, которые необратимы.

Тибетские врачи

Являются специалистами в области первичной медико-санитарной помощи, которые обучаются пять лет теории, год проходят практику в аккредитованной тибетской медицинской клинике. Затем студенты получают степень доктора тибетской медицины. Тем не менее шестилетнего обучения в этой области недостаточно для того, чтобы стать компетентным практиком. Поэтому для того, чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо дальнейшее совершенствование навыков и подготовка.

Особенности питания при лечении суставов

В тибетской медицине индивидуальное здоровье включает правильное выравнивание и баланс трех энергий. Когда психологические условия, диета и поведение человека являются ненадлежащими, баланс этих энергий нарушается, что приводит к множеству жалоб и болезней. Какие особенности питания предусматривает тибетский метод лечения суставов? Вот некоторые советы:

  • Избегайте сырого, испорченного, окисленного, соленого, жирной и тяжелой пищи. Это просто яд для суставов.
  • В случае "горячего" артрита - ревматоидного, при подагре очень вреден алкоголь. Молоко, соль, картофель и капуста тоже не рекомендуются во время лечения.
  • Рекомендованы: рис, жареная пшеница (например, сушеные крекеры), горох, пахта, йогурт из коровьего молока (свернутое молоко), холодная кипяченая вода, легкая еда и вино с небольшим количеством меда (только при «холодном» типе артрита).
  • При хроническом артрите исключительно эффективна редька, в тибетской медицине используют дайкон (длинную белую редьку).

Целостный подход

Чем занимается тибетская медицина? Лечение суставов, мигрени, острые и хронические заболевания - это еще не весь список. При лечении пациентов выделяется целостный подход. Тибетские врачи рассматривают образ жизни пациента, физиологические, психологические, физические, социальные, внешние и экологические факторы, предписывают наиболее мягкую и естественную форму лечения для восстановления здоровья.

Лечение тибетскими лекарствами очень индивидуально, требует обязательной консультации врача. Бальнеотерапия - купание в горячих тепловых источниках - хороший метод лечения суставов в Тибете. Кроме того, тибетцы делают в таких случаях очень эффективные медицинские ванны «Пять амрит», добавляя к воде пять растений: рододендрон, эфедру, полынь, можжевельник и мирикарию. Более доступными для домашнего применения являются эмульсия продается в аптеках, по назначению врача пациент самостоятельно проходит курс ванн. Особенно они очень помогают при артрозе - холодном повреждении суставов.

Тибет: лечение суставов и не только

При аутоиммунном заболевании защитная система начинает продуцировать антитела, которые атакуют наше собственное тело. Часто генетическая предрасположенность ведет к неадекватному функционированию аутоиммунной системы.

Ревматоидный артрит - хроническое, тяжелое и изнурительное заболевание, которое вызывает воспаление суставов, включая синовиальную мембрану, ответственную за защиту, питание и скользящее движение хряща. Не известно точно, что вызывает это воспаление, но это классический пример аутоиммунного заболевания. Любой внешний агрессивный фактор (стресс, бактерии или вирус) может быть причиной этого заболевания, которое одновременно поражает несколько суставов.

Лечение ревматоидного артрита в основном связано с использованием противовоспалительных средств, кортикостероидов и лекарств, модифицирующих болезнь. У противовоспалительных средств есть функция улучшения симптомов до тех пор, пока не будут действовать лекарства, модифицирующие болезнь, которые имеют медленное действие. Вот почему назначается соответствующее лекарство. Важно помнить, что если эти лекарства используются непреднамеренно, ущерб может варьироваться от гастрита до язвы или тяжелых проблем с почками.

Монастыри Тибета: лечение

Тибетские буддийские монастыри для жителей имеют большое религиозное и культурное значение. Монахи разрабатывают и создают образовательные проекты, детские дома и дома престарелых, помогают сохранить уникальную культуру и язык Тибета. Лечение здесь - один из лучших способов как общего оздоровления, так и решения определенных точечных проблем со здоровьем.

Аюрведическая и тибетская терапия

Лечение суставов в тибетской медицине осуществляется при помощи проведения множества специализированных терапевтических процедур. Аюрведические и тибетские практики считают, что глубокая релаксация способствует заживлению и удалению токсинов. Фактическая терапевтическая ценность этих методов лечения лучше всего реализуется при одновременном сочетании в течение длительного периода.

  • Абхьянга - это специальный масляный массаж, в котором специальные травы и инкрустации применяются специально для лечения болезни.
  • Гаршана - энергичная чистка сырыми шелковыми перчатками до Абхьянга. Методическая чистка открывает поры, позволяя глубже проникать маслу, стимулирует поток лимфы и кровообращения и активизирует организм.
  • Шила Абхьянга - аюрведический массаж горячими камнями. Это древняя аюрведическая техника, в которой используются травяные аюрведические масла и базальтовые камни, нагретые в воде, для медленного глубокого массажа тканей.
  • Куни - тибетский масляный массаж. Это эффективная динамичная система массажа, важный аспект традиционной тибетской медицины, одной из самых древних и современных в мире исцеляющих искусств. На протяжении многих веков известные медики и йоги Тибета полагались на практику Куни для восстановления здоровья и гармонии с нашими системами. Что бы вы ни лечили (от обычной головной боли до сложного лечения суставов) - в Тибете можно вылечить все.
  • Нади Сведана - локализованная паровая терапия для облегчения боли с травяными лекарственными маслами. Этот тип обработки паром фокусируется на определенных областях тела таких, как больные суставы или мышцы, для улучшения подвижности и гибкости, а также для уменьшения боли. Идеальная терапия для тех, кто страдает от острого или хронического недуга в любом месте тела.
  • Яну Басти - коленная терапия. Это эффективное лечение для тех, кто страдает дискомфортом и болью в колене, артритом и неподвижностью колена. Отличное лечение для спортсменов, туристов и людей в преклонном возрасте.
  • Тибетская аку-звуковая терапия. Чрезвычайно эффективное лечение с использованием музыкальных тюнинговых вилок неинвазивным способом для выравнивания и баланса естественных энергетических полей тела, для устранения явных энергетических "завалов".