Главная · Болезни желудка · Аюрведа - что это такое? Аюрведическая медицина. Что такое аюрведа

Аюрведа - что это такое? Аюрведическая медицина. Что такое аюрведа

Псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по , рассматривает любого человекав виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения. В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна. В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу , так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов. Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом. Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание. А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана. Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным. Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) – крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт. Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы. Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени. Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии. Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.

Аюрведа представляет собой часть древних сочинений – Вед, созданных свыше пяти тысяч лет назад. Слово аюрведа в переводе с санскрита означает «наука о естественной жизни» или «познание жизни».

Слово аюрведа в переводе с санскрита означает «наука о естественной жизни» или «познание жизни».

Методы аюрведы:

  • тонизирующие (бримхана) - применяются, как правило, на стадии выздоровления;
  • облегчающие (лангхана) - обычно используются в первую очередь во время острого периода разного рода недомоганий или в качестве профилактики заболеваний.

Показания для проведения аюрведической терапии

Показаниями для применения тонизирующих методов являются:

  • сниженная масса тела;
  • период беременности;
  • послеродовой период;
  • анемия;
  • нервное и физическое истощение.

Показаниями для применения облегчающих методов аюрведы являются:

  • ожирение различных степеней;
  • нарушения обмена веществ.

В некоторых случаях используются оба направления в различных сочетаниях, особенно, когда ведется длительное лечение каких-либо хронических заболеваний.

Противопоказания для проведения аюрведической терапии

Противопоказаниями для проведения облегчающих методов являются:

  • период беременности;
  • анемия;
  • общее тяжелое физическое состояние.
  • при ожирении;
  • при ОРЗ, а также ОРВИ и всех формах гриппа;
  • различных инфекционных заболеваниях;
  • аллергических реакциях.

Методы аюрведы
- тонизирующие (бримхана) - применяются, как правило, на стадии выздоровления;
- облегчающие (лангхана) - обычно используются в первую очередь во время острого периода разного рода недомоганий или в качестве профилактики заболеваний.

Облегчающая аюрведическая терапия

Облегчающая аюрведическая терапия включает в себя два направления: паллиативная терапия и очищающая терапия. Паллиативная терапия предполагает использование «трав, сжигающих токсины, трав, стимулирующих пищеварение, физические упражнения, воздержание от воды, воздержание от еды, солнечные ванны и пребывание на свежем воздухе" (Аштанга Хридайя XIV, 7). Очищающая терапия включает в себя "очищающие клизмы, вызывание рвоты и кровопускание, очищение носа, использование слабительных средств, " (Аштанга Хридайя XIV, 5). Следует отметить, что очищающая терапия предполагает наиболее радикальные и сильнодействующие средства для избавления организма от токсинов, применять их в ослабленном состоянии не рекомендуется. В некоторых случаях, приемы, используемые в очищающей терапии, имеют место и при проведении тонизирующей терапии.

Тонизирующая аюрведическая терапия

Традиционно считается, что наиболее благоприятным временем для проведения тонизирующей терапии является осенний период. Но при выраженном истощении организма может использоваться независимо от времени года. Эффективность лечения методами, в ходящими в тонизирующую аюрведическую терапию, повышается в регионах с холодным климатом. Кроме того, более выраженный терапевтический эффект от ее применения возникает также при умеренном пребывании на открытом воздухе.

Согласно аюрведическим источникам, тонизирующее лечение заключается в применении правильного питания «мясом, сахаром-сырцом, молоком и медом, сопровождаемое масляными клизмами, сном и отдыхом без ограничений, масляным массажем, ваннами и умеренным образом жизни». Усиленное питание является необходимым условием для получения эффекта от различных аюрведических методик. В рационе должно быть достаточно белков, витаминов и микроэлементов.

Тонизирующая терапия широко применяет разнообразные масла, как для проведения массажа, так и для приема внутрь. Также тонизирующая терапия предполагает использование различных дыхательных упражнений, уменьшение сексуальной активности, а также влияния разнообразных внешних возбудителей.

Полезная статья?

Сохрани, чтобы не потерять!

состояние вызвано нашим образом жизни, поэтому знания, накопленные в Аюрведических текстах снова становятся популярны.

Главная цель науки - поддержание здоровой жизни каждого человека. Предписания относительно образа жизни, питания, лечения и прочего основаны на филосовском восприятии законов мироздания и течения энергий. Как искусство, Аюрведа ведет человека к духовному росту и самосовершенствованию. А как наука, - помогает заглянуть в самые потаенные уголки человеческой личности: тела, ума, характера. В отличие от материалистических представлений современной науки, которые заканчиваются лишь на строении нашего грубого тела (физической оболочки), законы Аюрведы учитывают индивидуальные особенности каждого человека на физическом, ментальном и эмоциональных уровнях. Достижение гармонии на всех этих уровнях и определяет наше здоровье и счастье.

Думаю, Вы согласитесь, что каждый человек неповторим, со своей судьбой, со своими взаимоотношениями с окружающим миром. Поэтому и лечение должно быть сугубо индивидуальным. Это еще одно кардинальное отличие от традиционной медицины. Аюрведческий врач лечит не столько болезнь, сколько налаживает работу всего организма, устраняя первопричину заболевания. Для этого составляется целостная картина жизни пациента, его привычки, стиль жизни, питание и симптомы. Причина болезни не всегда кроется на физическом плане, поэтому процесс выздоровления начинается с изменения сознания, изменения установок и разрешения ментальных проблем. Для пациента подбирается особая диета, которая призвана уравновесить тонкий план вернуть в состояние пракрити, - природного соотношения трех дош человека.

Для лечения и предупреждения болезней аюрведический доктор использует 6 основных принципов :

  • Подбирает диету;
  • Дает рекомендации относительно образа жизни (режим, специальные упражнения);
  • Готовит лекарственные средства на основе трав, кореньев, и других продуктов. Знания об методах врачевания передаются исключительно от учителя к ученику;
  • Проводит Панча-карму - процедура очищения организма с помощью травяных и масляных массажей, паровых бань, пропитывания тела маслом, выведения токсинов, лечебных клизм и т.д.;
  • Назначает травяные лекарственные сборы - для лечения и предупреждения болезней;
  • Проводит процедуру Марма - точечное воздействие на организм, помогающее устранению заболеваний на грубом и тонком уровнях.

В Аюрведе принято считать, что болезнь - это очевидный процесс, с помощью которого тело подсказывает нам о дисгармонии с окружающим миром и неестественной для нас жизни. Грубое физическое вмешательство в работу нашего тела лишь на время способно отсрочить проявление болезни, либо перевести ее в другое русло.

Главный девиз аюрведы - не навредить!

Аюрведическое лечение не только предупреждает и лечит заболевания, но еще и ежедневно контролирует поведение и психологическое состояние конкретного человека. Аюрведа не ограничивается лечением отдельных частей тела, а, в основном, влияет на весь организм. Самое большое преимущество аюрведы в том, что она не имеет каких-либо побочных эффектов.

Аюрведа - это сырье из натуральных компонентов.

Листья лечебных трав применяются при изготовлении травяных ванн, а корни перетирают в целебный порошок для ароматерапии, из семян и плодов выжимаются масла, необходимые для массажа. Самые важные процедуры, которые предлагает аюрведа - это травяные ванны и массаж, а также диеты.

В этой медицинской системе подход к каждому пациенту индивидуальный и строится на основе его, пациента, конституции (пракрити) и психо-физиологических параметров, в частности, после тщательно проведенного обследования. Кроме привычных нам методов диагностики Аюрведа использует такой метод, как пульсовая диагностика весьма эффективный, хотя и сложный: чтобы овладеть им, врач-аюрведист должен учиться семь лет.

Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, в аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов. Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Не пренебрегает Аюрведа и такими средствами для духовного здоровья, как религиозные практики (пение мантр и религиозных гимнов, поклонение божествам), медитации.

В настоящее время аюрведа привлекает внимание как решение проблем токсикации, укрепления иммунитета, успешной профилактики, а также непомерной стоимости диагностики и лечения.

Процедуры аюрведы

Известны следующие терапевтические методы, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе:

Дхара - Масла, молоко с лекарствами или настои особым образом льют на лоб (сиродхара используется при лечении хронических головных болей, бессонницы, умственном напряжении, истерии, галлюцинациях) или на все тело пациента (дханьямла дхара помогает при хемиплегии, параличе, ревматизме и др).

Снехапанам - применяется при остеоартритах, лейкемии и др. Определенное время, дней 8-12, пациент принимает гхи с лекарствами, во всевозрастающем количестве.

Сировасти - применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных болях, параличах лица. Теплые масла с травами наливаются в открытый кожаный головной убор, плотно прилегающий к голове.

Пижичил - это уникальная аюрведическая процедура заключается в том, что подогретое масло особым образом, соблюдая некий ритм, льется на тело пациента от часа до полутора часов в день, на протяжении 1-3 недель. Лечение это проводится на особом столе, сделанном из цельного куска Strychnis Nuxvomica (дерева, которому приписываются особые целительные свойства). Эта процедура помогает при ревматических болезнях вроде артритов, параличей, гемиплегии, сексуальной и нервной слабости, нервных болезнях и др.

Нджаваракиж и в процессе этой процедуры пациента заставляют потеть, прикладывая к его телу муслиновые мешочки с целебными препаратами. Это помогает при разных типах ревматизма, болях в суставах, истощении, высоком кровяном давлении, высоком уровни холестерина и некоторых видах кожных заболеваний.

Удвартанам - эта процедура известна как "порошковый массаж" и весьма эффективна при ожирении, хемиплегии, параличе, кожных болезнях, проблемах с циркуляцией и др.

Абхьянгам - особый тип масляного массажа, при котором массажист совершает движения сообразно направлению циркуляторных каналов в организме пациента. Эта процедура помогает при ожирении, потускнении кожи, бессоннице, усталости и др.

Вообще, аюрведический массаж имеет несколько разновидностей: всего тела и отдельных частей, масляный или порошковый (с измельченными травами), ножной или ручной.

Насьям - в ходе этой процедуры фруктовые соки, целебные масла и др. вводятся в нос пациенту в течение 7-14 дней. Эта процедура весьма эффективна при лечении некоторых видов головных болей, параличе, умственных расстройствах и некоторых разновидностях кожных болезней. Эта процедуры входит в состав панчакармы.

Кижи - целебные травы, целые или измельченные, вымачивают в теплых целебных маслах и прикладывают к телу или к определенным его частям. Процедура продолжается около трех четвертей часа в течение 1-2 недель. Эта процедура помогает при остеоартритах, травмах и др.

Кативасти - специально приготовленные теплые целебные масла накладываются на поясницу. Помогает при всех видах боли в спине и проблемах с позвоночником.

Уровасти - то же самое, но масла накладываются на грудь. Эффективно при астме и других респираторных заболеваниях, сердечных болезнях и болях в грудной клетке.

Кширадхумам - пар подогретой смеси лечебных настоев и коровьего молока направляется через трубку на тело или части тела пациента. Весьма полезно при лицевых параличах, птозах и нервных болезнях.

Талам - особый порошок, смешанный с лечебным маслом, накладывается на макушку головы. Помогает при болезнях уха-горла-носа, бессоннице, мигренях и др.

Лепанам - травяная паста прикладывается к поврежденной части тела. Полезно при разных типах воспалений, кожных заболеваниях, артритах, подагре и др.

Талапотичил - измельченные лекарственные растения прикладывают к коже головы. Эта процедура показана при бессоннице, преждевременном поседении и других проблемах с волосами и кожей головы.

Сведакарма (Парильня) . В парильне из тела удаляются вредные вещества, улучшается состояние кожи. Эта процедура также рекомендуется людям, страдающим избыточным весом или некоторыми ревматическими болезнями.

Комплексные программы

Шодхана Чикилса (Очистительная терапия). Цель очистительной терапии - удаление из организма отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. Одна из основных методик этой терапии - панчакарма (санскр. "пять очищающих процедур") - включает в себя широкий спектр процедур, уникальный по своему методу и применению. Этот мощный метод детоксикации, очищения и омоложения организма. Другие методы, применяемые в комплексе Шодхана Чикилса (длительностью в 15 дней) массаж, снехапанам, насьям, виречанам, шехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи, карнапуранам, тарапанам, сировасти, парильня, приме лекарств внутрь.

Расаяна Чикитса (Омолодительная терапия). Возвращает упругость коже и телу в целом, усиливает сопротивляемость организма. Включает в себя массаж головы и лица с целебными маслами и кремами, масляный массаж тела, руками и ногами, прием лекарственных средств внутрь, паровую баню, а также ванны с травами. Терапия продолжается от 7 до 14 дней.

Каякалпа Чикитса (Лечение, целью которого является усиление иммунитета и долгожительство). Используется для замедления процессов старения. Продолжительность 28 дней. Включает в себя расаяну (специальные аюрведические лекарства и диета), панчакарму и сведакарму, а также еще несколько видов терапии (массаж, снехапанам, виречанам, насьям, снехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи и др.) Наиболее эффективно для лиц до 60 лет.

Современная медицина направлена на лечение болезни (скажем так, то что находится на поверхности), а не больного и глубинного источника болезни - её первопричины. Аюрведа лечение , напротив, предполагает комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей человека и состояния его психоэмоциональной сферы, она не ограничивается одной частью тела и лечит весь организм в целом. Вообще, Аюрведа - это гармония с природой в широком смысле этого слова (в т.ч. с истинной природой самого человека). Аюрведа также тесно связана с .

На фото - лечебный аюрведический массаж в Индии

Основные причины болезней

Причинами болезни могут быть различные факторы, связанные с :

  • негативными последствиями прошлых жизней;
  • отрицательными эмоциями и чувствами;
  • стрессами и неправильным образом жизни;
  • неправильным питанием (см. основы ).

Базовый Аюрведический принцип лечения гласит, что вылечить болезнь лишь на уровне только физического тела невозможно , основные рецепты аюрведы - это, прежде всего, работа с чувствами и эмоциями, её вызвавшими:

  1. Обидчивость и конфликтность приводят к заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
  2. Ненависть - болезни желчного пузыря;
  3. Приступы паники - отражается на кишечнике;
  4. Частые волнения приводят к болезням желудка;
  5. Тоска, апатия, грусть - к заболеваниям органов дыхания;
  6. Страх - вызывает болезни почек;
  7. Гнев приводит к болезням печени;
  8. Чувство вины - к хронической головной боли;
  9. Раздражительность - к частым приступам тошноты, от которой не помогают аптечные лекарства;
  10. Продолжительное чувство одиночества - артриты, снижение слуха, старческое слабоумие.

На заметку: в нашем напряженном и ритмичном современном мире невозможно избавиться от тех факторов, которые вызывают стресс и ухудшают эмоциональное состояние. Однако можно несколько нивелировать свое отношение к этим факторам, а также ослабить влияние уже возникших стрессов и гармонизировать эмоциональный фон за счет , что совместно с Аюрведа лечением даст еще больший оздоровительный эффект.

Полезно будет также немного узнать про , чтобы понять, каким образом эмоция отражается на ее состоянии. Ведь даже ученные уже подтверждают существование ауры, и она имеет тесную обратную связь с физическим телом .

Стадии развития болезни

Аюрведа рассматривает 6 стадий развития болезни. Лечение на первых трех стадиях проходит легко, на четвертой - болезнь еще излечима, на пятой - уже трудноизлечима, а на шестой уже не поддается лечению:

  1. ментальная;
  2. эфирная;
  3. нейроэндокринная;
  4. эндотоксическая;
  5. проявленная;
  6. терминальная.

Современная медицина из-за не совсем верного подхода, несовершенных методов диагностики начинает лечение на стадии проявления (5-я). Сказывается и медицинская неграмотность самого населения, ведь зная причины самих болезней можно просто не допускать их появления, ведя соответствующий образ жизни и питания.

Аюрведа лечение начинается на самых ранних стадиях, что дает большую гарантию исцеления.

Методы диагностики болезней по Аюрведе

Аюрведа предлагает очень простые способы диагностики, и при достаточном умении врача выявить болезнь и наметить пути лечения можно уже в ходе диагностики. Основным является «метод пяти зеркал »:

1. По состоянию пульса больного опытный врач может определить конституцию человека, дисбаланс доши аюрведа и заболевшие органы.

2. Налет на языке расскажет о внутренних заболеваниях.

4. Глаза тоже многое расскажут о состоянии здоровья пациента.

5. Затем тщательно изучается состояние кожных покровов (родинки, знаки на ладонях, стопах), состояние волос и ногтей, морщины, цвет и запах кожи и слизистых.

Лечение

В соответствии с поставленным диагнозом проводится лечение, направленное на освобождение организма от шлаков и восстановление баланса дош . Для этого используется , включающее специальную диету или голодовку, и специальные мероприятия по очистке организма: очищение крови, прием слабительных, искусственная рвота, прием лекарств через нос и масляная клизма с использованием особых аюрведических масел.

О заболеваниях и травмах суставов, костей, сухожилий и связок многие знают не понаслышке. Малоподвижный образ жизни современного горожанина, плохая экология, несбалансированное питание, постоянные стрессы приводят к тому, что не только пожилые, но и совсем юные молодые люди страдают сегодня такими заболеваниями как: сколиоз, артрит, артроз, ревматизм, остеохондроз, ишиас, подагра, протрузии, боли в суставах, мышцах и позвоночнике, а так же частые переломы и вывихи. В большинстве случаев единственно возможная терапия, которую предлагает современная медицина - это операционное вмешательство, прием дорогостоящих синтетических и гормональных препаратов, либо физиотерапевтические процедуры, которые устраняют болевые ощущения, но не решают проблемы в корне. Именно поэтому все большее число людей обращаются сегодня к альтернативным способам профилактики, диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые предлагает древняя индийская медицинская система аюрведа.

ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЙ В СУСТАВАХ ПО АЮРВЕДЕ

Боли в суставах в подавляющем большинстве случаев возникают у людей старше 40-45 лет и сигнализируют о том, что опорно-двигательный аппарат перестал функционировать полноценно. На языке европейской медицины заболевание, которое проявляется через боль, отечность и скопление жидкости в суставах, именуют «артритом» (от греч. «arthron» - «сустав»), а в аюрведической медицине многозначительным словом «амавата», (от санскр. «ама» - «непереваренное» и «вата» - «энергия движения»). Таким образом, уже в самом названии аюрведа сообщает о глубинной причине этого заболевания: в результате неправильного образа жизни, питания и психоэмоциональных нарушений происходит дисбаланс внутренних энергий (Ваты, Питты или Капхи), который ослабляет метаболические процессы в организме и приводит к скоплению токсинов (Амы). Через толстую кишку токсины разносятся по всему организму и оседают в конечной точке - костной ткани (астхи дхату), в результате чего скелет человека лишается гибкости, становится тугим, непластичным и болезненным. Именно поэтому первое, что рекомендует сделать аюрведа для лечения артрита - это вывести из организма токсины.

ТИПЫ БОЛЕЗНЕЙ СУСТАВОВ ПО АЮРВЕДЕ

Как мы выяснили, болезненные ощущения в суставах возникают из-за дисбаланса внутренних энергий организма - дош. Таким образом, Аюрведа выделяет три типа артритов, для каждого из которых предлагается собственная программа профилактики и лечения.

Заболевания суставов Вата-типа.

Основные симптомы: хруст и скрипы в суставах; пульсирующая боль, локализованная не только в самом суставе, но и в близлежащих тканях, которая обостряется на холоде и при движении, ослабевает в тепле и при статичном положении; кожа над местом воспаления сохнет и шелушится.

Побочные симптомы: боли в позвоночнике; метеоризм: повышенная нервная возбудимость.

Лечение:

Питание. Употреблять в пищу преимущественно теплую пищу и напитки. Исключить салаты из свежих овощей и зелени, кукурузу, бобовые, томаты и баклажаны.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Вата-типа: масло Маханараян, таблетки «Йогарадж гуггул», «Трифала».

Асаны. Стоит обратить внимание на упражнения в составе которых есть «маха мудра», «колени к груди» и «наклон вперед».

Заболевания суставов Питта-типа.

Симптомы: покраснение и жжение кожи; ярко выраженный воспалительный процесс, который может сопровождаться повышением температуры; отечность суставов; болевые ощущения, ослабевающие на холоде и усиливающиеся в тепле.

Побочные симптомы: повышенная потливость, диарея, вспыльчивость и раздражительность.

Лечение:

Питание. Исключить из рациона острую и слишком горячую пищу, томаты, соленые и маринованные продукты, зелень.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут холодные компрессы, а так же сандал и кокосовое масло, которые следует наносить на поврежденный сустав. Рекомендуется принимать такие лечебные травы, как: маргоза, шафран, куркума, сандал, гуггул, чапарель.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Питта-типа: таблетки «Кайшоре гуггул» и порошок «Сударшан».

Пранаяма. Регулярное выполнение дыхательного упражнения «Ситали»: сверните языук трубочкой, сделайте глубокий вдох ртом с помощью живота, задержите дыхание, выдохните через нос.

Асаны. Можно выполнять любые упражнения, уравновешивающие доши: «приветствие луне», «голова коровы», «кузнечик», «лук», «верблюд» и др.

Заболевания суставов Капха-типа.

Симптомы: постоянная ноющая боль со стабильной локализацией, которая усиливается в сырых, прохладных помещениях и в статичных положениях, и, напротив, затихает при активном движении и в тепле; сильная отёчность вокруг воспаленного сустава; кожа над местом повреждения эластичная и маслянистая.

Побочные симптомы: тяжелое дыхание; резкие и кратковременные боли в шейном отделе позвоночника; увеличение выработки слизи организмом.

Лечение:

Питание. Следует исключить из рациона молочные продукты, в особенности холодные, сахар и все жирное. Рекомендуется использовать при приготовлении пищи следующие специи: имбирь, корица, куркума, красный перец.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут разогревающие процедуры и самомассаж с использованием горчичного масла, красного перца, порошка вача, а так же компрессы из сухого молотого имбиря в сочетании с боэргавией.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Капха-типа: таблетки «Пунарнава гуггул».

Асаны. Уравновесить капха-дошу помогут асаны «треугольник», «скручивание», «дерево», «наклон вперед».

Обращаем ваше внимание на то, что для постановки точного диагноза лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному аюрведическому врачу, потому что типы заболеваний суставов, описанные выше, зачастую проявляют себя не в чистом, а в смешанном виде и требуют индивидуального подхода к лечению с учетом целого ряда факторов.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СУСТАВОВ С ПОМОЩЬЮ АЮРВЕДИЧЕСКИХ МАСЕЛ

Особое место в аюрведической терапии болезней суставов занимает использование различных масел. Для того, чтобы понять какое действие оказывает употребление в пищу масел, а так же проведение регулярного массажа и самомассажа с их использованием, достаточно представить себе две высушенные палки, одну из которых на несколько дней помещают в масляный состав. Очевидно, что промасленная палка окажется более эластичной и выдержит бОльшую нагрузку, чем сухая, которая сломается даже при легком ударе или попытке сгибания. Таким образом, аюрведа полагает, что промасливание - это один из самых действенных способов сохранения и восстановления здоровья суставов. При этом, те или иные масляные средства должны подбираться индивидуально, с учетом особенностей вашей конституции и специфики заболевания.

Самые популярные аюрведические масла для суставов:

- это масло применяют при повреждении и растяжении связок, мышц и суставов, снимает мышечное онемение, спазмы, помогает при судорогах. Снимает болезненные ощущения при рематизме, суставных отеках и опухолях, болях в шее.

- в состав масло входят двенадцать уникальных растений. Успокаивает жжение и боль, снимает отеки и онемение, помогает, когда мышцы "тянет" и "скручивает".Применяется при поясничных болях и радикулите, при ревматизме, подагре, артритных состояниях: болях, отечности, жесткости, онемении, ограниченной подвижности суставов. Идеально подходит для лечения суставных заболеваниях Капха-типа.

- кунжутное масло с действующим компонентом - ашваганда. Снимает болезненные ощущения, отечность, улучшает кровообращение, восстанавливает поврежденные при ушибах и травмах ткани.

- масло, способствующее растворению и последующему выводу из организма солевых отложений в суставах, заживляет небольшие ранки, ожоги и другие повреждения кожи, обладает охлаждающим, лечебным и обезболивающим эффектами.

- обеспечивает противоотечный, успокаивающий, рассасывающий, детоксикационный эффект и улучшает питание тканей не только внутри, но и снаружи, придавая коже здоровый внешний вид. У детей и подростков в периоды интенсивного роста костей масло Астикар ослабляет болевые и судорожные симптомы, улучшает кровообращение и обеспечение кислородом всех тканей тела.

- классическая аюрведическая формула массажного масла создана для коррекции и помощи при нарушениях вышедшей из баланса Вата доши. Подходит для общего массажа или применяется локально при любых проблемах с суставами.

Другие аюрведические средства для лечения костей, суставов и мышц:

- это натуральный гель от различных видов суставной и мышечной боли, применяется для восстановления двигательных функций пораженных суставов, устранения отеков и воспаления.

- классическая аюрведическая таблетированная форма препарата, которую применяют при неврологических заболеваниях и проблемах опорно-двигательного аппарата, связанных с дисбалансом Вата доши. Рецептура Йогорадж Гуггул довольно сложна и включает в себя около 30 компонентов, обладающих мощным целебным и антитоксичным действием, направленным на опорно-двигательную систему. Он будет полезен как для поддержания здоровья суставов, мышечной ткани, нервов, так и здоровья в целом.

- смесь эфирных масел и других природных компонентов, приготовленная по древнейшим индийским и китайским рецептам с применением современных технологий и систем контроля качества. Помогает при простуде, болях в мышцах и суставах. Снимает усталость. Обладает выраженным разогревающим действием.

- натуральный аминокислотный коктейль, источник коллагена, кальция, ценных пищевых волокон. Рекомендуется употреблять при ежедневных повышенных нагрузках на суставы и позвоночник для защиты и питания всей костной системы, связок и мышц.

- традиционный аюрведический растительный монопрепарат в виде таблеток для оздоровления суставов. Содержит экстракт Boswellia serrata (Шаллаки).

- растительный комплекс, который объединяет два принципа борьбы с заболеваниями суставов, костей и мышц: оказывает быстрый противовоспалительный и обезболивающий эффект плюс направляет энергию организма на восстановление поврежденных тканей и укрепление хряща.