Главная · Гастрит · Вынужденное функциональное положение пациента в постели. Виды положений пациента относительно постели Активное – пациент может самостоятельно изменять свое положение, легко двигается, обслуживает себя, принимает. Вопросы для самоподоготовки

Вынужденное функциональное положение пациента в постели. Виды положений пациента относительно постели Активное – пациент может самостоятельно изменять свое положение, легко двигается, обслуживает себя, принимает. Вопросы для самоподоготовки

В зависимости от общего состояния больной принимает то или иное положение в постели. Различают активное, пассивное и вынужденное положение.
Активным считается положение, при котором больной может поворачиваться, сидеть и делать активные - движения в постели, однако вставать или ходить самостоятельно не может. Активное положение еще не говорит о легком течении заболевания. Пассивным называется положение больного, находящегося в бессознательном состоянии, или неврологического больного с двигательным параличом. Вынужденное положение больной занимает сам для облегчения своего состояния. При болевом синдроме язвенной болезни больной занимает коленно-локтевое вынужденное положение, при инфаркте миокарда - положение на спине, при экссудативном плеврите - на больном боку и т. д.
Особенно выражено вынужденное положение у больных с одышкой. Они стараются сесть, опереться руками о край кровати, спустить ноги. В таких случаях под спину больного надо подложить 2-3 хорошо взбитые подушки, поставить подголовник или поднять головной конец функциональной кровати. Если больной прислоняется к стене, то под спину подкладывают подушку, а под ноги ставят скамеечку. При наличии гнойника в легких или бронхах необходимо создать положение для лучшего отхождения мокроты. Это так называемый бронхиальный дренаж. Больной может принимать положение стоя на коленях и лбом упираться в постель (поза молящегося магометанина) или же опускать голову ниже края кровати (поза ищущего обувь под кроватью). Если у больного односторонний процесс в легких, то он ложится на противоположную сторону, т. е. на здоровый бок: при этом отхаркивание мокроты из больного легкого увеличивается.
Положение пациента в постели
При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели. Различают:
активное положение - пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения;
пассивное положение - пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять, например, в первые часы после инфаркта);
вынужденное положение - пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.
Положение пациента в постели не всегда совпадает с назначенным ему врачом двигательным режимом. Режим активности (двигательный режим):
Общий (свободный) - пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы. Разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка по территории больницы.
Палатный - пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты.
Полу постельный - пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета и может ходить в туалет в сопровождении медицинской сестры.
Постельный - пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.
Строгий постельный - пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.
При заболеваниях наблюдаются различные изменения положения больного. Так, при удовлетворительном состоянии пациенты активны, они легко и свободно осуществляют те или иные движения. При невозможности активных движений больных (при бессознательном состоянии, резкой слабости и др.) говорят о пассивном положении больного. При некоторых заболеваниях встречается вынужденное положение, которое пациенты должны принимать для уменьшения болезненных ощущений. Примером вынужденного положения может служить так называемое ортопноэ – сидячее положение больного со спущенными вниз ногами. Его принимают больные с недостаточностью кровообращения и застоем крови в малом круге кровообращения. В положении ортопноэ происходит перераспределение крови с депонированием ее в венах нижних конечностей, вследствие чего уменьшается застой крови в сосудах легких и ослабевает одышка.

Положение больного не всегда совпадает с назначенным больному двигательным режимом – строгим постельным (больному не разрешается даже поворачиваться), постельным (можно поворачиваться в постели, не покидая ее), полупостельным (можно вставать) и общим (без существенного ограничения двигательной активности). Например, больные в первые сутки инфаркта миокарда должны соблюдать строгий постельный режим даже в случае их активного положения. А обморок, приводящий к кратковременному пассивному положению пациента, вовсе не является показанием для последующего ограничения двигательного режима.
Необходимость создания тяжелобольному удобного положения в постели обусловливает ряд требований к устройству кровати. Для этого лучше всего подходит так называемая функциональная кровать, головной и ножной конец которой можно при необходимости перевести в нужное положение – поднять или опустить. (В ее кроватной сетке предусмотрено несколько секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки.) Сейчас есть более совершенные кровати, предусматривающие вмонтированные прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения суден и мочеприемника. Подъем или опускание головной части кровати больной может производить сам нажатием специальной ручки.
В некоторых случаях для придания больному удобного положения пользуются подголовниками, дополнительными подушками, валиками, подставками для упора ног. Больным с повреждениями позвоночника под матрац подкладывают твердый щит. Детские кровати, а также кровати для беспокойных больных оборудуют боковыми сетками. Кровати в палатах устанавливают так, чтобы к ним легко можно было подойти с любой стороны.
Положение больного в постели
Большое значение в лечении любого заболевания уделяется общему уходу за больным. Положение больного в постели во многом зависит от тяжести и характера заболевания. В тех случаях, когда больной может самостоятельно вставать с постели, ходить, сидеть, его положение называется активным. Положение больного, который не в состоянии сам двигаться, поворачиваться, поднимать голову и руки, называется пассивным. Положение, которое больной занимает самостоятельно, стараясь облегчить свои страдания, называется вынужденным.
В каком бы положении ни находился стационарный больной, большую часть своего времени он проводит в постели. Поэтому важное значение для хорошего самочувствия больного и его выздоровления имеет постельный комфорт.
Лучше, если в палате имеются функциональные кровати, способствующие созданию для больного удобного положения. Функциональная кровать состоит из трех подвижных секций, положение которых можно изменять с помощью специальных приспособлений или ручек.
Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, иметь ровную поверхность. Сверху на нее кладут матрац без бугров и впадин. Уход за больными становится более удобным, если пользоваться матрацем, состоящим из отдельных частей, каждая из которых по мере необходимости может быть заменена.
Для больных, страдающих недержанием мочи и кала, по всей ширине наматрасника прикрепляют клеенку, предупреждающую загрязнение. Наматрасник покрывается простыней, края которой необходимо подвернуть под матрац, чтобы она не скатывалась и не собиралась в складки.
Подушки размещают так, чтобы нижняя (из пера) лежала параллельно длине кровати и немного выступала из под верхней (пуховой) подушки, которая должна упираться в спинку кровати. На подушки надевают белые наволочки. Лицам с аллергией на перо и пух даются поролоновые (или ватные) подушки. Для укрывания больного используют (соответственно сезону) байковые или шерстяные одеяла, помещенные в пододеяльник.
При отсутствии функциональной кровати для придания больному полусидячего положения применяют специальные подголовники. При этом в ноги помещается упор, чтобы больной не сползал с подголовника.
Постель больного регулярно, утром и вечером, должна перестилаться (расправляются простыня, одеяло, взбиваются подушки). Если больного нельзя переворачивать, то применяются специальные приспособления, позволяющие привести поверхность кровати в надлежащий порядок.
У кровати больного помещается прикроватный столик или тумбочка, высота которых должна соответствовать высоте кровати. Для тяжелобольных применяются специальные прикроватные столики, располагающиеся над кроватью и обеспечивающие удобства во время приема пищи.
Проветривание палат производится в зависимости от сезона.
В летнее время засеченные окна круглые сутки, в зимнее время открываются форточки или фрамуги 3-4 раза в день на 15-20 минут. При этом необходимо следить, чтобы не было сквозняков.
Большое значение для успешного лечения имеет соблюдение больными личной гигиены, включающей своевременную смену постельного и нательного белья, уход за кожей, глазами, полостью рта, волосами. Следует помнит, что чем тяжелее больной, тем сложнее ухаживать за ним, выполнять любые манипуляции.
Положение больного, как правило, указывает на тяжесть заболевания. (Следует знать, что иногда больные с тяжелым заболеванием довольно длительное время продолжают работать и ведут активный образ жизни, в то время как мнительные больные с легким заболеванием предпочитают укладываться в постель.) Положение больного может быть активным, пассивным, вынужденным.
Активное положение - это положение, которое больной может произвольно изменить, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения. Активное положение свойственно больным с легким течением заболевания.
В пассивном положении больной находится при определенных тяжелых заболеваниях. Иногда оно может быть очень неудобным для него (свешена голова, подвернуты ноги), но из-за сильной слабости или утраты сознания, либо вследствие большой потери крови изменить его не может.
Вынужденное положение - это поза, которая облегчает боль и улучшает состояние больного. К такой позе его вынуждает та или иная особенность заболевания. К примеру, в случае приступа удушья больной бронхиальной астмой сидит в постели, наклонившись вперед, упирается в кровать, стол, включая тем самым вспомогательные мышцы в акт вдоха (рис. 1, а). Во время приступа кардиальной астмы больной сидит, несколько откинувшись назад, и опирается руками о постель, ноги у него опущены. В такой позе уменьшается масса циркулирующей крови (часть ее задерживается в нижних конечностях), несколько опускается диафрагма, снижается давление в грудной клетке, увеличивается экскурсия легких, улучшается газообмен и отток венозной крови от головного мозга.

Виды положений пациента относительно постели

1. Активное – пациент может самостоятельно изменять свое положение, легко двигается, обслуживает себя, принимает любую позу. Такое положение характерно для пациентов с легким течением заболевания.

2. Пассивное – пациент не может выполнять активные движения. Причины: угнетение сознания, крайняя слабость, интоксикация, поражение нервной и мышечной систем.

3. Вынужденное – пациент занимает данное положение для облегчения своего состояния (уменьшение одышки, кашля, боли). Например:

· при боли в животе, связанной с воспалением брюшины, пациент лежит, согнув ноги, избегая любого прикосновения к животу;

· при плеврите пациент лежит на больном боку для уменьшения боли и облегчения экскурсии здорового легкого;

· при удушье – сидя, упираясь руками в кровать для облегчения дыхания, включения вспомогательной мускулатуры (положениеортопно э).

У обездвиженных пациентов, не способных самостоятельно изменить положение тела или отдельных частей тела, имеется риск нарушений со стороны многих органов систем, в том числе, со стороны кожи и опорно-двигательного аппарата:

· пролежни – язвенно-некротичсекие изменения кожи и других мягких тканей, появляющиеся в следствие их длительного сдавливания, сдвига или трения;

· контрактуры суставов – стойкое ограничение движения в суставах;

· гипотрофия мышц – постепенное истончение, повреждение мышечных волокон и уменьшение их сократительной способности в результате нарушения их питания.

При размещении пациента ему необходимо придавать функциональные положения , способствующие физиологичному расположению частей тела, уменьшающие риск развития потенциальных осложнений в связи с обездвиженностью.

Виды функциональных положений пациента в постели

1. Положение Фаулера (полулежа/полусидя) – лежа на спине с приподнятым изголовьем кровати под углом 45-60 0 С. Обеспечивается профилактика пролежней, облегчение дыхания, облегчение общения и ухода за пациентом.

2. Положение Симса — промежуточное между положением лежа на животе и на боку. Рекомендуется для профилактики пролежней.

Лежа на спине.

Лежа на животе.

Лежа на боку.

6. Положение Тренделенбурга – лежа горизонтально на спине, без подушки, с приподнятыми ногами. Способствует оттоку крови по венам нижних конечностей и притоку крови к голове. Рекомендуется для профилактики тромбоэмболии, при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок), признаках кровотечения из желудочно-кишечного тракта.

Укладывая пациента в нужное для него положение, необходимо использовать дополнительные подушки и валики, упор для стоп и другие приспособления. Для создания комфортного содержания пациента применяют функциональную кровать , снабженную тремя подвижными секциями, боковыми поручнями, бесшумными колесами и ручкой тормоза. В кровать вмонтированы прикроватный столик, гнезда для судна и мочеприемника, другие дополнительные приспособления, облегчающие состояние пациента и уход за ним.

Понятие о биомеханике тела

Биомеханика – наука, изучающая правила (законы) механического движения тела в живых системах. Живыми системами могут быть:

· целостная система — человек;

· его органы и ткани;

· совершающая совместные действия группа людей.

В медицине биомеханика изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной систем и вестибулярного аппарата, направленных на поддержание равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: при ходьбе, подъеме тяжести, наклоне, в положении сидя, стоя, лежа. Правильная биомеханика тела обеспечивает наибольшую эффективность движения с наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет.

Сохранить вертикальное положение тела в пространстве возможно только сохранив равновесие. Это позволит избежать падений, травм, уменьшит нагрузку на позвоночник. Сохранить устойчивое положение возможно при определенное соотношение центра тяжести тела к площади опоры. В положении стоя площадь опоры ограничивается ступнями ног. Центр тяжести находится примерно на уровне второго крестцового позвонка. При изменении позы центр тяжести может выйти за пределы площади опоры, что нарушит равновесие и может привести к падению.

Медсестра должна знать правила биомеханики и обучать пациента и его родственников для эффективного удовлетворения потребности двигаться, избегая падения и травмы.

Обычное положение больного в постели – горизонтальное со слегка приподнятой верхней частью тела. При высоком артериальном давлении рекомендуется более высокое положение головы, при пониженном – низкое. При отдышке, особенно при удушье, положение больного - полусидя, для чего под подушки подкладывают подголовник или доски, чемодан и т.п. Чтобы предупредить сползание больного, используют упор для ног. Иногда требуется возвышенное положение ног, например при воспалении вен. В этом случае под голени подкладывают подушки. Всегда должно быть обеспечено наиболее удобное положение больного в постели. Однако не следует оставлять больного длительно в одном положении, ему надо время от времени поворачиваться на другой бок, а при разрешении врача – присаживаться.

Напомним, что положениетела больного может быть активным, пассивным и вынужденным. Активным считается положение, при котором больной произвольно меняет положение своего тела в пространстве. Пассивным называется положение больного, находящегося в бессознательном состоянии (коме) или неврологического больного с двигательным параличом, при этом положение тела больного может быть изменено только со стороны. Вынужденное положение больной занимает сам для облегчения своего состояния. При язвенной болезни желудка или 12-перстной кишки больной может занимать вынужденное коленно-локтевое положение, при панкреатите – положение на животе, при плеврите – на больном боку.
Особенно выражено вынужденное положение у больных с сердечной одышкой . Они стараются сесть. Опереться руками о край кровати, спустить ноги. В таких случаях под спину больного надо подложить 2-3 хорошо взбитые подушки, поставить подголовник или поднять головной конец функциональной кровати. Если больной прислоняется к стене, то под спину подкладывают подушку, а под ноги ставят скамеечку. При наличии гнойника в легких необходимо создать положение для лучшего отхождения мокроты. Это так называемый бронхиальный дренаж (постуральный или дренаж положением). Больной может принимать положение стоя на коленях и лбом упираться в постель (поза молящегося магометанина (мусульманина) или же опускать голову ниже края кровати (поза ищущего обувь под кроватью). Если у больного односторонний процесс в легких, то его укладывают на противоположную сторону, т.е. на здоровый бок: при этом отхаркивание мокроты из больного легкого увеличивается.



С целью измененияположениятела больного в постели, как правило, необходимо два медицинских работника или сестер милосердия.

Запрещается в одиночку переворачивание больных, значительно превышающих медработника по весу, пациентов, имеющих дыхательные и подключичные катетеры, а также пациентов, о которых известно, что они находятся в тяжёлом, угрожающем жизни состоянии. Последствиями могут быть падение пациента с кровати, выпадение катетера, кровотечение, асфиксия, летальный исход.

Необходимость создания тяжелобольному удобного положения в постели обусловливает ряд требований к устройству кровати. Для этого лучше всего подходит так называемая функциональная кровать, головной и ножной конец которой можно при необходимости перевести в нужное положение – поднять или опустить (в ее кроватной сетке предусмотрено несколько секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки.) Сейчас есть более совершенные кровати, предусматривающие вмонтированные прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения суден и мочеприемника. Подъем или опускание головной части кровати больной может производить сам нажатием специальной ручки. В некоторых случаях для придания больному удобного положения пользуются подголовниками, дополнительными подушками, валиками, подставками для упора ног. Больным с повреждениями позвоночника под матрац подкладывают твердый щит. Детские кровати, а также кровати для беспокойных больных оборудуют боковыми сетками. Кровати в палатах устанавливают так, чтобы к ним легко можно было подойти с любой стороны.

Основные положения пациента в постели.

Положение на спине

Длительное нахождение на спине вызывает пролежни в области крестца, пяток и лопаточных остей, а также операционной раны в случае выполнения трепанации задней черепной ямки.

В этом положении наименее эффективен дренаж мокроты из легких, и чаще слизь из полости рта затекает в трахею.

При выраженной дыхательной недостаточности в горизонтальном положении создаются наименее благоприятные условия для сопряжения вентиляции и перфузии легких.

Положение на животе.

Положение на животе позволяет увеличить насыщение артериальной крови кислородом, однако при этом очень затруднен уход за больным и контроль его состояния. В связи с этим это положение следует зарезервировать только для пациентов с тяжелой дыхательной недостаточностью.

Положение на боку.

Наиболее удачные положения больного в постели - на боку. Они сохраняют многие достоинства положений на спине и на животе. При перемене позиции с бока на бок каждые два-три часа удается добиться дренирования мокроты. При этом содержимое ротовой полости вытекает наружу, а не попадает в трахею больного. При повороте больного с боку на бок компрессии подвергаются по очереди левый и правый вертелы лонной кости, поддерживаются удовлетворительные соотношения вентиляции и перфузии в легких, уход и контроль состояния больного затруднены незначительно.

Положение Фаулера - положение полусидя или полулежа.

1. Поднять изголовье постели под углом 45-60 градусов. Возвышенное положение улучшает вентиляцию легких , кроме того создаются условия комфорта для общения с пациентом.

2. Положить голову пациента на матрац или низкую подушку, что уменьшит сгибательную контрактуру шейных мышц.

3. Если пациент не может самостоятельно двигать руками и кистями, подложить под них подушки. Наличие опоры для рук уменьшает венозный застой и предупреждает сгибательную контрактуру мышц руки и кисти. Кроме того, наличие опоры предупреждает травму плеча под воздействием тяжести руки, направленной вниз.

4. Для уменьшения изгиба позвоночника и поддержки поясничных позвонков подложить пациенту под поясницу подушку.

5. Положить небольшую подушку или валик под бедра пациента для предупреждения сдавливания подколенной артерии под действием тяжести тела и переразгибания колена.

6. Положить небольшую подушку или валик под лодыжки, чтобы предупредить продолжительное давление матраца на пятки.

7. Подставить упор для стоп для предупреждения их отвислости. Если у пациента имеется гемиплегия , стопы подпереть мягкой подушкой. Твердая опора у таких пациентов увеличивает мышечный тонус .

8. На надкроватном столике дляпарализованной руки обеспечить опору, отодвинув руку пациента от туловища и подложив под локоть подушку.

Все перечисленные действия, выполненные медицинской сестрой в определенной последовательности поддерживают правильнуювыпрямляемость тела.

Положение Симса. Это промежуточное положение между положением «лежа на животе» и «лежа на боку».

1. Убрать подушку из-под живота пациента;

2. Согнуть "верхнюю" ногу в коленном суставе;

3. Подложить подушку под согнутую "верхнюю" ногу так, чтобы голень ниже лежащей ноги оказалась на уровне нижней трети бедра (таким образом, предотвращается поворот бедра внутрь, предупреждается переразгибание конечности и осуществляется профилактика пролежней в области коленных суставов);

4. Подложить подушку под "верхнюю", согнутуюв локтевом суставе, руку под углом 90°;

5. Разогнуть в локтевом суставе "нижнюю" руку и положить на постель, не сгибая (таким образом сохраняется биомеханика тела пациента);

6. Обеспечить упор для сети под углом 90° (таким образом обеспечивается правильное тыльное сгибание стоп и предотвращается их провисание).

Установочная инструкция

Уважаемые студенты!

Предлагаемые вам задания по темам должны быть вы­полнены при подготовке к занятию. Приступая к выполне­нию заданий темы, вам необходимо ознакомиться со спис­ком литературы, который поможет при ответах на них. Подготовив все необходимое для выполнения заданий («ра­бочая тетрадь», учебник, лекции, ручка, карандаш), начи­найте работу, следуя инструкции темы. Задания выполня­ются непосредственно в «Рабочей тетради», разборчиво, в соответствии с требованиями.

Как правило, вы должны выполнить пять заданий непос­редственно в «Рабочей тетради». Если заданий больше, то обратите внимание на те, которые отмечены значком «*» это задания обязательные к выполнению.

Задания по алгоритмам выполнения манипуляций потре­буют от вас большей организованности, так как непосред­ственно на практическом занятии вы столкнетесь с приме­нением этих знаний на практике.

Задания творческого характера (кроссворды, ситуацион­ные задачи) выполняются в последнюю очередь и способ­ствуют улучшению вашей оценки.

Выполнив задания темы, обратите внимание на критерии оценок, по которым преподаватель выставит вам отметку.

Не забывайте получить отметку преподавателя по каж­дой теме!

Обозначения, используемые в рабочей тетради:

Определи понятия.

Ψ - Обратись к алгоритму манипуляций.

? - Ответь письменно на вопрос.

* - Задания, обязательные для выполнения.

? - Критерии оценки.


Цель: Познакомиться с принципами инфекционного кон­троля в лечебно-профилактических учреждениях.

Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»

Масштаб проблемы ВБИ

Способы передачи инфекции в ЛПУ

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции

Группы риска развития внутрибольничной инфекции

Виды возбудителей внутрибольничной инфекции

Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала

Уровни мытья рук

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1

Определи понятия.

Выпиши определения, используя учебник «Основы сест­ринского дела» и лекционный материал:

Инфекционный процесс - это процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды

Внутрибольничная инфекция - инфекционное заболевание, возникшее у пациента вследствие его пребывания в данном стационаре и проявившееся как в условия стационара, так и после выписки из него в течение инкубационного периода болезни, а также инфекционное забоевание медицинского персонала, развившееся в результате его профессиональной деятельности.


Источник инфекции

*3адание 3

Механизмы и пути передачи инфекции.

Изучив лекционный материал, заполни таблицу:


Задание 4

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к ин­фекции.

? Изучив лекционный материал, ответь письменно на вопрос: Основные факторы, влияющие на восприимчивость хо­зяина к инфекции:

1. Возраст (дети и старики)

2. Нарушенный иммунологический статус (ВИЧ-инфекция)

3. Хронические заболевания (сахарный диабет)

4. Недостаточное питание (алиментарное истощение)

5. Лечебно-диагностические процедуры, хирургические вмешательства

(внутривенные факторы)

6. Нарушение целостности кожи (ожоги, пролежни, раны)

7. Изменение нормальный микрофлоры человека (антацидная терапия)

8. Неблагоприятная окружающая среда (ионизирующее излучение)

Задание 5

Цепочка инфекционного процесса.



*3адание 7

? Используя полученные знания, письменно ответь на вопросы:


* Задание 8

Действующие нормативные документы, регламентиру­ющие соблюдение инфекционной безопасности.

Письменно выполни задание:

В отделение поступает пациент с подозрением на СПИД.

Номер приказа определяющий Ваши действия: МЗ СССР №42-28/38-90 от 05.06.90г.

Дезинфицирующие средства (какой концентрации) Вам необходимо подготовить:1,0-5,0%

Возможный путь передачи этого заболевания в ЛПУ: Гемоконтактный (Парэнтеральный, Вертикальный,), половой и т.д.

Ψ * Задание 9

Требования к личной гигиене и медицинской одежде пер­сонала.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела и алгоритм манипуляции, заполни схемы:

1.



Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000

2. Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

3. Нос – 1% раствором протаргола

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола.

Ψ 2 Критерии оценки:

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *, своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

Оценка__________

Дата_____________

Подпись_________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: познакомиться с технологией дезинфекции.

После изучения темы студент должен знать:

Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций

Действующие нормативные документы

Виды, методы и средства дезинфекции

Преимущества и недостатки различных групп дезин­фектантов

Правила техники безопасности при работе с дезинфи­цирующими средствами

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить дезинфицирующие растворы различной кон­центрации

Оказать первую помощь при попадании хлорсодержа­щих растворов на кожу и слизистые

Осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациен­тами, белья, инструментов

Проводить влажную уборку помещений ЛПУ с приме­нением дезинфицирующего раствора

Проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ

Проводить контроль санитарного состояния палат, тум­бочек, холодильников

Осуществить дезинфекцию и утилизацию использован­ного одноразового медицинского инструментария

*3адание 1

Меры профилактики внутрибольничных инфекций.

Заполни схему, используя лекционный материал.



*3адание 2

Определи понятия.

Выпиши определение, используя учебник по Основам се­стринского дела и конспекты лекций.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды, в том числе в изделия медицинского назначения.

Дезинсекция – мероприятия, направленные на борьбу с насекомыми и защиту от них.

Дератизация – комплексные меры по уничтожению грызунов

Контаминация – загрязнение предмета посторонними веществами, заражение культуры микроорганизмов или живой ткани чужеродным биологическим материалом (вирусами, бактериями)

Деконтаминация – это процесс уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности.

*Задание 3

Виды, методы и средства дезинфекции.

Изучив материал, заполни схемы:


*Задание 4

Техника безопасности при работе с дезинфектантами.

Изучив технику безопасности при работе с дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

Вы медицинская сестра хирургического отделения. Проведите инструктаж студента медицинского колледжа по технике безопасности при работе с дезинфектантами.

1.Дезинфектанты оказывают неблагоприятные воздействия на человека, вызывая острые хронич. Раздражения кожи и слизистых оболочек, аллергич. реакции.

2.К работе допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие противопоказаний.

3.Администрация обеспечивает спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, один раз в году прохождение мед.осмотра.

4.Расфасовку и приготовление рабочих растворов проводят в отдельном помещении.

5.Хранить растворы в плотно закрывающейся емкости. Они должны иметь этикетки с указанием концентрации, даты изготовления.

6.Хранить отдельно от лекарственных средств.

7.Все работы проводить в маске, спецодежде и перчатках (допол. защитные очки и респираторы)

*Задание 5

Принципы первой помощи при отравлении дезинфек­тантами.

Изучив принципы оказания первой помощи при отравле­нии дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

У студента медицинского колледжа, после приготовле­ния хлорсодержащего дезраствора появились признаки раз­дражения кожи рук, отека слизистых носа, затрудненное дыхание.

Определи, что случилось и причина этого происшествия- у студента (пациента)острое отравление препаратом (хлорсодержащим)

Составь план первой помощи:

1.Вынести пострадавшего на свежий воздух.

2.Прием теплого молока с питьевой водой.

3.Оказать врачебную помощь.

4.Пораженное место кожи обильно промывают водой.

5.Глаза немедленно промывают водой и закапать раствор альбуцита.

Ψ * Задание 6

Приготовление дезинфицирующих средств.

Познакомься с алгоритмами манипуляций «Приготовление дезинфицирующих средств различной концентрации», выпиши формулы и реши письменно задачи:

Используя формулу приготовления раствора осветленной хлорной извести

Где, У-кол-во осветленного 10% р-ра хлорной извести У=% х кол-во литров/10%

Приготовьте:

5 литров 5% раствора хлорной извести

Решение: У=5 л * 10% / 5

Ответ: У=10

Приготовьте:

30 литров 3% раствора хлорной извести.

Решение: У=30 *10 / 3%

Ответ: У=100

*Задание 7

Правила соблюдения санэпидрежима.

Составь график кварцевания и проветривания процедурно­го кабинета, изучив материал учебника и конспекты лекций.

Проветривание:

Кварцевание:

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка_____________________

Дата________________________

Подпись____________________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: Познакомиться с этапами предстерилизационной очистки, целями и принципами работы ЦСО.

После изучения темы студент должен знать:

Этапы предстерилизационной очистки шприцев и игл, резиновых изделий

Цели, задачи и принципы работы ЦСО

Методы, средства и режимы стерилизации

Виды контроля режима и качества стерилизации

Меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ- инфекции в ЛПУ

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить моющие растворы

Осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения

Осуществить контроль качества предстерилизационной очистки

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими материалами

Уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятель­ности

Обработать руки до и после манипуляции

Обработать руки и слизистые при контакте с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1.

Определите понятия.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды.

Предстерилизационная очистка – второй этап обработки ИМН, которой подвергают все изделия перед их стерилизацией с целью удаления белковых, жировых, механических препаратов.

Стерилизация – последний этап обработки ИМН, обеспечивающая гибель вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганизмов.

Асептика – комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану во время операций, диагностических процедур, манипуляций.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заражения ран и лечение инфицированных ран воздействием на патогенные микроорганизмы.

*Задание 2

Виды антисептики.

Изучив лекционный материал, заполни схему:

ВИДЫ АНТИСЕПТИКИ

Щелочной раствор:


*3адание 3

Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.

Изучив материал - конспекты лекций, заполни таблицу:


*Задание 4

Контроль качества предстерилизационной очистки.

Изучив материа лекций, найди соответствие:

Название проб:

1. Фенолфталеиновая

2. Азопирамовая

3. Амидопириновая

Положительная реакция:

а. сине-зеленое окрашивание

б. розовое окрашивание

в. сине-фиолетовое окрашивание

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты)

Азопирамовая проба


*3адание 5

Центральное стерилизационное отделение (ЦСО).

? Ответь письменно на вопросы, изучив материал учебни­ки по Основам сестринского дела и конспекты лекций: Какие основные задачи выполняет ЦСО?

а) Предупреждение ВБИ, и прежде всего с парентеральным механизмом передачи (гепатит В)

б) Сосредоточение обработки ИМН, подлежащих стерилизации

Какие основные структурные подразделения ЦСО?

1. НЕСТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: помещение приема, разборки, ПО ИМН и т.д.

2 СТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: расплагают стерилизационную, склад для стерильных материалов и т.д.

*3адание 6

Стерилизация.

Изучив материал лекций заполни

Используя полученные знания, составь схему обработки ме­таллических инструментов после использования (условия: дезинфектант-хлорамин; стерилизация в сухожаровом шкафу):



*Задание 9

Профилактика ВБИ.

Используя полученные знания, реши письменно ситуа­ционные задачи:

1. Вы работаете старшей м/с соматического отделения. На отделении зарегистрирован случай вирусного гепатита А.

Перечислите действия старшей мед. сестры.

1.Провести уборку 0,5% мыльно-содовым раствором или др моющим средством

2.Протереть все мокрые поверхности ветошью, смоченной дезинфектантом. Включают бактерицидный облучатель.

3.Моют с водой чистой ветошью.

Персонал надевает чистую спецодежду и обувь

4.Включают бактерицидные облучатели.

2. Студентка МК проходит практику на терапевтической отделении. Во время работы в процедурном кабинете уколола палец инфицированной иглой. От гепатита В не привита.

Составьте план мероприятий в данной ситуации

1.Немедленно обработать перчатки 3% раствором хлорамина или 70% спиртом и снять их.

2.Не останавливая кровотечения, выдаить кровь из раны и промыть это место водой с мылом.

3.Место повреждения обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

Перечислите содержание аптечки ф-50:

70% этиловый спирт

6% раствор перекиси водорода

5% спиртовой раствор йода

Навескимарганцовокислого калия по 50 мг

1% раствор борной кислоты

Бактерицидный пластырь

Дистиллированная вода – 400 мл

1% раствор протаргола

Бактерицидный пластырь

Перевязочные средства

Глазные пипетки – 2 шт.(стерильные)

Стерильные ватные шарики

Стерильные резиновые перчатки – 2 пары

Критерии оценки:

«Отлично» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *,своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубы­ми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка___________________

Дата_______________________

Подпись____________________

Тема: ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.

ПРАВИЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА ТЕЛА ПАЦИЕНТА И СЕСТРЫ

Цель: Познакомиться с лечебно-охранительным режимом и принципами биомеханики.

После изучения темы студент должен знать:

Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и течение для пациента

Виды режимов двигательной активности

Виды транспортировки

Правильную биомеханику при перемещении и измене­нии положения тела пациента в постели

Факторы риска несчастных случаев у пациентов раз­личного возраста

Методы снижения риска падений и других травм у па­циента

Факторы риска в работе медсестры (физические, хими­ческие, биологические, психологические)

После изучения темы студент должен уметь:

Убедить пациента в необходимости соблюдения назна­ченного режима физической активности

Собрать необходимую информацию о пациенте, обсудить план совместных действий с пациентом и коллегой перед выполнением транспортировки и перекладыванием пациента

Применить правила биомеханики в сестринской практике с целью предотвращения заболеваний и травм позвоночника

Осуществить безопасную транспортировку пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках

Оказать помощь пациенту при изменении положения тела пациента в постели

После изучения темы студент должен владеть:

Техникой использования функциональной кровати

*3адание 1.

Определите понятия.

Выпишите определение, используя конспекты лекций.

Механика тела – изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения благоприятных движениях.

Эффект Вальсальвы – натуживание на высоте вдоха вызывает нарушения сердечного ритма и коронарного кровотока.

Постуральный рефлекс – совокупность рефлексов и реакций, обеспечивающих сохранение определенного положения тела или его части в пространстве (появление головокружения, шум в ушах)

Ортостатическая реакция – состояние человека. При резком изменении положения тела или при длительном стоянии, человек испытывает головокружение, и у него темнеет в глазах (коллапс)

Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического покоя пациентов и медперсонала.


**Задание 3

Режимы физической (двигательной) активности пациента.

заполни схему.


* Задание 4

Изучив материалы лекций

заполни схему:

2. Определи и впиши названия вынужденных положе­ний пациента в постели.

1.При боли в животе пациент избегает любого прикосновения к животу, сгибает ноги.

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован.

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли.

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ.

1) положение Фаулера

2) положение на боку

3) положение на спине

4) положение на животе

5) положение Симса



?● Письменно ответь на вопрос, используя материал лекций:

От каких основных факторов зависит артериальное давление.

1. Гиподинамия

2. Ожирение

3. Атеросклероз сосудов

4. Заболевания почек

5. Опухолевые заболевания надпочечников (феохромоцитома)

6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Ψ* Задание 3

Измерение артериального давления.

Познакомьтесь с алгоритмом манипуляции "Измерение артериального давления".

Ответьте письменно на вопросы:

Артериальное давление чаще всего измеряют на лучевой артерии в области локтевого сгиба.

Укажите нормы артериального давления:

Верхняя граница нормы: 140/90 мм.рт.ст.

Нижняя граница нормы: 90/60 мм.рт.ст.

*"Задание 4

Характеристики дыхания.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, ответь письменно на вопрос:


Заполните схему:

* 3адание 6

Измерение частоты дыхательных движений.

Ответь письменно на вопрос:

Почему, измеряя частоту дыхательных движений паци­енту, мы не должны информировать его об этом обследова­нии?

Пациент может испугаться предшествующей манипуляции и поменять свой обычный тип дыхания.

Впиши границы нормы частоты дыхательных движе­ний:

ЧДД 16 – 20 дыхательных движений в минуту.

Определите понятия:

Апное – остановка дыхательных движенй

Брадипное – непроизвольное уменьшение частоты дыхания до 12 и менее циклов

Тахипное – учащенное поверхностное дыхание (свыше 20)

*Задание 7

Артериальный пульс.

· Выпиши определение:

Артериальный пульс это толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами

· Отметь на схеме границы нормы артериального пульса:

Ps ниже 60 ударов 60 - 80 свыше 80 ударов

_________________________/______________________________/_______________________________________

Брадикардия норма Тахикардия

Ответьте письменно на вопрос:

Чаще всего артериальный пульс измеряют на лучевой артерии в области шиловидного отростка лучевой кости.

Заполни схему.

Основные характеристики артериального пульса:


*Задание 8

Графическая запись полученных результатов обследо­вания в температурном листе.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, отметьте в температурном листе следующие показатели: (используй цветные карандаши)


1.................................................. 5

1.Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000............................ 6

2.Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода....................................................... 6

3.Нос – 1% раствором протаргола........................... 6

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола. 6

1. Б)......................................... 11

3. А)......................................... 11

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты). 11

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован........................................ 16

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли. 16

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.............................. 16

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ...................................... 16

1) положение Фаулера.......................... 16

2) положение на боку.......................... 16

3) положение на спине......................... 16

4) положение на животе........................ 16

5) положение Симса............................ 16

Познакомьтесь с алгоритмом способы транспортировки взрослого пациента, и заполни немые графы:................................ 17


Температурный лист

Фамилия Имя Отчество пациента_______________________________________

В стационарных больных различают активное, пассивное и вынужденное положение в постели:

  • активное: пациент может самостоятельно, без посторонней помощи изменить положение тела в постели, на стуле, в кресле и тому подобное; по собственному желанию или по предложению медицинского персонала свободно перемещается по палате и за ее пределами, самостоятельно применяет средства личной гигиены, без посторонней помощи принимает пищу; активное положение чаще всего свидетельствует о благоприятном течении болезни и удовлетворительное физическое состояние пациента;
  • пассивное: пациент не способен самостоятельно менять положение в постели, принимать меры личной гигиены, употреблять пищу; пассивного положения тела больной приобретает в случае потери сознания, при тяжелом течении болезни, резкой физической слабости, значительной кровопотере, в состоянии резкого истощения организма, при избыточном похудении (кахексии)
  • вынужденное — положение, которое приобретает больной с целью ослабить болевые ощущения; при этом уменьшаются болезненные или другие неприятные ощущения — одышка, боль, диспепсические явления, облегчается общее состояние больного. В основном вынужденное положение является компенсаторной физической реакцией больного болезнью.

Различают активно-вынужденное и пассивно-вынужденное положение:

  • активно-вынужденное: больной приобретает его с целью облегчить свое состояние, то есть полусидя в постели или в кресле с опущенными ногами (ортопноэ) при одышке (удушье) сердечного происхождения. Такое положение облегчает движения диафрагмы, улучшает отток венозной крови, способствует уменьшению количества циркулирующей крови. Положение сидя или стоя с фиксацией кистей на неподвижных предметах (подоконники, стол, кровать) больной принимает при приступе бронхиальной астмы. Положение лежа на боку с приведенными к животу ногами и откинутой назад головой принимают больные менингитом (вне легавой собаки), коленно-локтевая (вне лежащей коровы) — в случае обострения язвенной болезни с локализацией язвы на задней стенке желудка; позу бедуина, который молится, — при слипчивый и экссудативном перикардите. Вынужденного положения лежа на спине приобретают больные с интенсивной болью в животе, например, при перитоните, гнойном аппендиците; положения лежа на животе часто характерно для диафрагмального плеврита, туберкулезного поражения позвоночника, рака поджелудочной железы. При пневмонии, туберкулезе легких, экссудативном и сухом плеврите больные обычно лежат на пораженной стороне, чтобы как можно эффективнее высвободить для дыхания здоровую легкое, положение лежа на больной стороне также уменьшает кашлевые рефлексы. Вынужденное положение лежа на правом боку часто наблюдается у пациентов с сердечной недостаточностью, обусловленной в значительной дилатацией (расширением) полостей сердца; такое положение способствует облегчению сократительной деятельности левого желудочка;
  • пассивно-вынужденное; такое положение тела назначают пациенту с целью обеспечить более благоприятное течение болезни, например, при инфаркте миокарда — лежа на спине с несколько приподнятым головным концом функциональной кровати, при левостороннем экссудативном плеврите — на правом боку с несколько приподнятой головой; положения лежа на спине с несколько опущенной головой и приподнятыми ногами — при бессознательном состоянии.