Главная · Гастрит · Тибетская флора с лечебной целью. Особенности применения тибетского сбора. Показания к применению

Тибетская флора с лечебной целью. Особенности применения тибетского сбора. Показания к применению

Тибетская медицина лечение. Рецепты

4 (80%) 16 vote[s]

Тибетская медицина лечение и диагностика на основе традиционной медицины. В балансе стихий: проверенные наукой и временем рецепты бурятского лекаря Ленхобоева.

в конце статьи — раскрываю секреты рецептов тибетской медицины

♦♦♦♦♦♦♦♦

Знаниями по тибетской медицине делится Галдан Ленхобоев удивительный лекарь «бурято-тибетской» традиции медицины.

Разносторонне развитого и одаренного, выдающегося человека, сумевшего помочь множеству людей своими рекомендациями по исцелению самых разных недугов.

Публикую его советы и рецепты по поддержанию и сохранению здоровья ради долгой и счастливой жизни, основанные на канонах тибетской и народной бурятской медицины, которые могут пригодиться каждому.

Эффективность и одновременно безопасность этих рекомендаций проверена не только традициями тибетской монастырской и народной медицины, но и годами изысканий «бурятского Леонардо да Винчи».

При этом нужно помнить, что продиктованные практическим опытом лекаря, они наиболее оптимальным образом приспособлены к условиям проживания и климатическим особенностям регионов подобных Бурятии и Монголии.

То есть адаптировано для нашего климата и с учетом холодной зимы и недолгого лета

Будда Медицины. Основу тибетской медицины составляют четыре Медицинские Тантры (Чжуд-ши), которые, как считается, были переданы людям Буддой Медицины.

В особых случаях лучше обращаться к своему лечащему врачу или эмчи для корректного лечения или сочетания с этими методами.

Тибетская медицина лечение. Быть здоровым – обязанность человека

Яркий пример синтеза бурятской народной и тибетской медицины – творческое наследие лекаря Галдана Ленхобоева, сотрудника Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. На протяжении всей своей жизни он проповедовал идею духовного и физического развития человека в гармонии с окружающим миром.

Галдан Ленхобоев не только изучал тибетскую медицину, но и успешно занимался пульсодиагностикой и траволечением – методом диагностики тибетских врачевателей.

Свои знания он получал у эмчи-лам, у которых учился различать множество растений, минералов, а также животное сырье, входящее в состав лекарственных препаратов.

При этом ламы не разрешали делать записи, надо было только запоминать. От учеников требовалось запоминать такие детали, как например, в какой лунный день, по росе или после захода солнца срезать или срывать цветы, листья, плоды растений, заготавливать корни и т.д.

Он написал ряд оригинальных работ, в которых на основе теории тибетской медицины представил свои собственные наблюдения. Ему принадлежат такие работы, как «Причины внутренних болезней», «О теплых и холодных свойствах пищевых продуктов и лекарственных средств», «Некоторые сведения о пульсовой диагностике». Диагноз врачей и данные его пульсовой диагностики практически всегда совпадали.

Следите за своим поведением

Галдан Ленхобоев считал, что состояние здоровья человека во многом зависит от условий окружающей среды, а также от его поведения.

Он писал:

«Тот, кто стремится прожить без труда, легкой жизнью, никогда не будет здоровым ни телом, ни духом.

Не испытавший лишения, страдания, становится черствым, бессердечным, и напротив, человек, перенесший лишения, болезнь и горе, умеет сострадать, оказать помощь сиротам, больным.

Есть люди злые и черствые от природы. Они безразличны к чужому несчастью, преследуют всегда и во всем только свои корыстные цели.

Когда же их настигает горе, болезни, они впадают в панику, теряют самообладание.

Поведение таких людей восточная медицина рассматривает как легкомысленное, недальновидное».

Основы тибетской медицины – Четыре тантры (”Чжуд-ши”), по преданию данные людям Буддой Медицины, в диаграммах, выполненных в виде деревьев. Здесь – иллюстрация 17 в. к базовой книге “Чжуд-ши” 8 в.

Исцеление от недугов, сопротивление болезням, по мысли целителя, зависело и от внутреннего настроя человека, от его образа жизни. Галдан Ленхобоев считал, что непосильно тяжелая работа или, наоборот, слишком легкая, чрезмерно бережное отношение к себе, так же как и небрежное, для здорового организма противопоказаны.

По его убеждению, с малых лет необходимо развивать в себе проворство, подвижность, больше ходить пешком, бегать, приучать себя к физическому и умственному труду.

«Лень, распущенность, чрезмерно бережное отношение к себе являются основными врагами здоровья, – писал народный лекарь.

Считается полезным время от времени жить в горах, пить воду из горных ручьев, дышать ароматным воздухом степей и долин.

Тибетская медицина лечение питанием

Особое внимание Галдан Ленхобоев уделял системе питания.

В древности лекари определяли холодные и теплые свойства тех или иных продуктов.

Рецепты лечебного чая

Из разновидностей чая тибетолог наиболее полезным для организма человека считает зеленый чай.

Хорошо приготовленный зеленый чай является великолепным тонизирующим средством, полезным в любом возрасте – он разжижает кровь, улучшает ее циркуляцию.

Существует довольно много способов его приготовления.

  • Чай варят слабым, крепким, с молоком, с топленым маслом, с солью, с солонцами.
  • Чай с молоком, топленым маслом и солью дезинфицирует желудочнокишечный тракт, разгоняет скопившиеся газы.
  • Чай с сахаром лекарь считал бесполезным.
  • При некоторых заболеваниях Галдан Ленхобоев рекомендовал чай с лекарственными травами.
  • Так, например, чай с солодкой уральской улучшает зрение, бодрит.
  • Чай с изюмом полезен при жаре кишечника – запорах, жажде, если появился налет на языке.

Молочные продукты польза и лечение

Из молочных продуктов целитель выделяет кумыс , обладающий теплыми свойствами. Его он считает лучшим средством для согревания и улучшения циркуляции крови.

Овечье молоко и кисломолочный тарак, приготовленный на его основе, будучи теплого свойства, разжижают кровь и благотворно действуют, особенно в летнее время, на сосуды ощущения – нервы, протоки желез, мочеточник, меридианальные каналы и т.д.

Эти продукты также нормализуют сон и аппетит.

Галдан Ленхобоев пишет:

«В настоящее время все чаще встречаются заболевания, вызванные уменьшением внутренней теплоты организма на почве постоянного употребления пищи холодного свойства.

Каждый человек должен привести свою систему питания в соответствие с состоянием своего организма».

Выбор мяса

При выборе соответствующей сбалансированной по теплым и холодным свойствам пищи особую роль играют мясные продукты.

Считается, что теплыми свойствами обладает мясо таких животных и птиц, как архар, баран, лошадь, кошка, осел, рысь, собака, тарбаган, белка.

При этом конина, будучи исключительно теплой, может спровоцировать жар почек, жар внутренностей, горячий хии и горячий шара.

Тем не менее, конина считается великолепным средством, предотвращающим общее охлаждение организма человека, так как способствует быстрому росту его внутренней теплоты.

Обладая холодными свойствами, они могут спровоцировать хии почек и многие другие холодные болезни. Холодными свойствами обладает мясо косули, кролика, коровы, гуся, курицы.

По утверждению лекаря, мясо хищников обладает преимущественно теплыми свойствами, способно уничтожать бактерии и вирусы, проникающие вместе с пищей.

Бульон против всех болезней

Исключительно действенным средством против всех болезней хии Галдан Ленхобоев считает бульон из бараньих лыток.

Рецепт бульона

Готовят бульон очень просто: бараньи лытки заливают водой (один стакан воды на одну пару костей) так, чтобы они полностью были покрыты, затем их варят в течение 10-15 минут, соль добавляют по вкусу.

Одни и те же лытки можно варить до трех раз.

Способ приготовления лечебного супа хорхог

«Из самых глубин веков у бурят есть обычай варить 1-2 раза в год так называемый суп хорхог в профилактических целях и для восстановления сил после тяжелых заболеваний. Это эффективное средство для поддержания внутренней теплоты организма на должном уровне, а также защиты его от проникновения различных заболеваний», – пишет целитель.

В деревянную посуду опускают по куску мяса от всех разновидностей костей барана, а также по куску от всех внутренних органов, заливают водой, солят, после этого опускают туда девять раскаленных докрасна на костре маленьких камней, плотно закрывают посуду крышкой и, время от времени меняя раскаленные камни, доводят до кипения содержимое.

Такой суп – одно из многих народных средств лечения у бурят.

О сахаре и болезнях

Галдан Ленхобоев не очень одобрительно отзывался о сахаре. При его регулярном употреблении кровь постепенно охлаждается, организм человека ослабевает, что создает прекрасные условия для возникновения заболеваний.

Поэтому продукты, для приготовления которых используется много сахара, желательно употреблять в очень умеренных количествах, а лучше вообще избегать их употребления.

Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы.

В наше время у большинства людей организм «охлаждён».

Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.

Тот факт, что широкое распространение получили раковые заболевания, целитель объясняет катастрофическим уменьшением внутренней теплоты в организме современного человека.

А это, в свою очередь, является следствием некоторых особенностей образа жизни, характера работы, жилищных условий, системы питания и лекарственных средств наших современников.

Он утверждал, что в последние годы все больше в системе питания и лечения занимают пищевые продукты и лекарственные средства, обладающие холодными свойствами.

Возможно, вам пригодятся мудрые советы народного целителя, которые он вывел на основе глубокого знания бурятской народной медицины.


Из тибетских анатомических рисунков, собранных и раскрашенных непальским художником Ромио Срестой и его студентами в Катманду в 1980-1990 г.г.

Общие правила здоровья

Бережное отношение к своему здоровью является обязанностью каждого человека.

Состояние здоровья человека во многом зависит от его образа жизни, от его поведения, и болезни его находятся в тесной связи с «тремя пороками»: невежеством, похотливостью и злостью. Человек, стремящийся прожить без труда, лёгкой жизнью, никогда не будет духовно и физически здоровым.

Необходимо воспитывать в себе проворство, подвижность, приучаться к посильной физической работе.

Слишком тяжёлая работа, и, наоборот, слишком лёгкая работа, чрезмерно бережливое отношение к себе, так же как и небрежное, при здоровом организме – несовместимые обстоятельства.

Полезно лазать по высоким горам, пить воду из горных ручьёв, собирать полевые цветы, дышать свежим воздухом.

Нельзя допускать быстрого, внезапного перегревания или переохлаждения тела. Этому могут способствовать ходьба по горячей земле или песку, долгое загорание под жарким солнцем, купание в холодной воде в жаркий день, сидение на холодной влажной земле или камнях на сквозняке.

Рекомендуется следить за погодой и одеваться в соответствии с ней. Хронические, скрытые болезни обостряются весной и осенью, но они появляются не из-за суровых морозов, а от «перегревания» организма, а затем внезапного его «охлаждения».

Большое значение в бурятской народной медицине придавалось лечебному питанию. Г.Ленхобоев в препринте 220 так кратко классифицировал продукты питания по содержанию «холодных», «тёплых», и «средних» элементов:

— вода содержит «холодные» элементы;

— пища минерального содержания (поваренная соль, красная соль (царская), солонцы) содержит «тёплые» элементы;

— пища растительного происхождения (пшеница, овёс, чёрный ячмень, красный и чёрный перец, мак, кориандр, горчица, имбирь, бадьян, укроп, чеснок, лук репчатый и зелёный, корица, редька) содержат «тёплые элементы»;

Голубая ярица, горох, картофель, морковь, помидоры, огурцы, арбуз, тыква, редиска содержат «средние» элементы.

К винам, содержащим «тёплые» элементы, относятся пшеничная водка, молочное вино (особенно из овечьего молока), анисовая и перцовая настойки.

Эти вина и настойки успокаивают ХИИ, а водка из овечьего молока является лечебным средством от ХИИ, появившегося на почве «охлаждения» крови.

Одежда должна соответствовать климату, погоде, временам года. За последние годы люди стали чаще страдать ревматизмом, воспалением почек и болезнями сердца.

Одной из причин является «переохлаждение» ног и поясницы из-за короткой одежды, капроновых чулок, обуви на высоких каблуках.

Абсолютно безвредна одежда из овечьей шерсти. Шерсть передаёт организму «тёплые» элементы, впитывает влагу. Мясо, кровь, кожа, волосы, шерсть животных содержат элементы соответствующего животного и способны передавать (возбуждать) у других те же элементы.

Если положить под голову шкуру из лося или из оленя, то будет болеть голова, т. к. шкура содержит «холодные» элементы.

Если выработать указанные навыки в поведении, то можно прожить до глубокой старости, не испытывая недугов и болезней.

Однако в современных условиях, считает Ленхобоев, люди редко доживают до глубокой старости по причине всё увеличивающегося травматизма, бытовых неурядиц, людского коварства и элементарного невежества.

Таким образом, чтобы достичь долголетия, необходимо поддерживать в организме «тёплые» элементы, правильно подбирая пищу, одежду, физически совершенствоваться, содержать в чистоте не только свой дом, окружающую среду, но и свою душу.

Тибетская медицина лечение. Справка

Интересна трактовка Г.Ленхобоевым некоторых основополагающих терминов тибетской медицины:

ветра (рлунг – по-тибетски),

желчи (мкхрис),

слизи (бад–ган).

Названия рлунг и мкхрис Г. Ленхобоев даёт в переводе на бурятский язык.

По его мнению, рлунг – это «хии» (в переводе «газ»), мхкрис – «шара» (желчь). Термин «бад–ган» он пишет в бурятской транскрипции – «бадаган». «Хии», «шара», «бадаган» находятся между собой в сложных отношениях: расстройства «шара» или «бадаган» вызывает расстройство «хии», а расстройство «хии» порождает болезни как «шара», так и «бадаган».

Если ни один из них не расстроен или расстройство одного не вызывает расстройства другого, то нет никаких оснований для лечебных вмешательств, поскольку организм по существу здоров.

Заболевание имеет место только тогда, когда «хии», «шара», «бадаган» совмещены друг с другом: «хии» с «шара», «шара» с «бадаган», «хии» с «бадаган» или все три вместе. Далее «хии», «шара» и «бадаган» подразделяются на «холодные» и «тёплые» виды. Ветер, Желчь и Слизь – это три вида энергии, наполняющие тело человека жизнью.

Здоровье трактуется как гармоничное равновесие Трех жизненных начал. Для тибетского врача они вполне конкретны.

Он знает, что есть болезни Ветра, болезни Желчи, болезни Слизи.

Методы диагностики тибетской медицины позволяют определить избыток или недостаток одного из видов Жизненных энергий.

Методы лечения в тибетской медицине позволяют восстановить баланс Жизненных энергий, тем самым, победив болезнь или другие жизненные проблемы.

Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы.

В наше время у большинства людей организм «охлаждён»

Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.

«Чжуд-Ши» выдвигает целый свод нравственных постулатов:

Мирские законы – основа всех достоинств.
Надо накрепко выучить их, следовать их букве и содержанию.
Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали.
Сначала обдумай – это в будущем обеспечит успех.
Не все услышанное принимай за истину, а проверь как следует.

Все, что услышишь, произнеси про себя и сделай краткий вывод. От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение. Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии. Уважай учителя, отца, дядю, вообще всех стариков. Живи умом и сердцем в согласии с земляками, родственниками, друзьями. Землю обрабатывай аккуратно, сроки соблюдай строго. Неправоту свою и поражение признавай, а если сам победишь – будь сдержанным. Если мудр – не зазнавайся, а если богат – знай меру. Низких не попирай, высоким не завидуй. Дружбы и вражды с негодяями избегай. На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов. Чтобы потом не раскаиваться, дурным людям власть не давай. Силы душевные не трать, но нравом будь широк. Большинство своих дел старайся исполнить в течение месяца. Так и в одиночку под чужую власть не попадешь, и даже если ты раб, станешь начальником многих.

Тибетская медицина неотделима от учения Будды. В Тибете медицинские институты всегда создавались в буддийских монастырях, рядом с монастырями располагались больницы и аптеки. В лечении использовались молитвы, специальная практика медитации. В этой врачебной науке очень большое внимание уделяется духовности и нравственности. Причины некоторых болезней связаны с реинкарнацией, считается, что они привнесены из прошлых жизней индивидуумов. Кармические болезни часто не поддаются обычному медицинскому лечению и требуют духовных техник, отказа от «плохих» мыслей и т. д.
Буддийское учение многогранно, европейцы часто говорят, что буддизм – это философия. И это верно, ясность и свободомыслие являются важной предпосылкой буддийского пути, и успешное развитие лишь совершенствует их. Некоторые утверждают, что буддизм – это психология, учение о том, как улучшить нашу повседневную жизнь. Далай-лама часто говорит: «Если вы не можете помогать другим, хотя бы не вредите им. Для этого не обязательно становиться монахом; будучи мирянином, можно также эффективно работать на общее благо». Буддизм распространяет свою «психологию» на много жизней. Он учит, что события и ощущения, причины которых нельзя понять в рамках одной жизни, могут быть результатами поступков прошлых жизней. Соответственно сегодня своими мыслями, словами и делами мы определяем будущее, в котором переродимся. Этот выходящий за пределы одной жизни принцип причины и следствия, который в буддизме называется кармой, объясняет, почему существа находятся в столь разных ситуациях на внутреннем и внешнем уровнях. Исходя из того что каждый переживает свою собственную карму (то есть результаты своих прошлых действий, слов и мыслей), работа начинается с высокого уровня самостоятельности и ответственности за себя. Будда учит, что причиной страданий является не зло, а недомыслие. Поэтому главное – удалить неведение, чтобы поступки существ вели к непреходящему счастью, которого все так или иначе постоянно ищут.
В «Чжуд-Ши», в главе о поддерживающем здоровье образе жизни, вводится понятие дхармы. В буддизме этот термин имеет несколько значений, в частности, он обозначает универсальный закон бытия, открытый Буддой, буддийское учение, как жить по возвышенным законам.

Все твари живые стремятся к блаженству, говорится в «Чжуд-Ши», но без дхармы все начинания становятся причиной страдания, поэтому усердствуй в дхарме.
Опору нужно искать в буддийском учении, у лам – друзей добродетели, грех отбросить подальше. «Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды – от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати. Страдающим, больным и бедным помогай чем можешь. Ко всем, начиная от червей, относись как к себе. Улыбайся честно и искренне, говори прямо. Даже врагам, замышляющим злое, старайся быть полезным». Милосердие, укрощение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах как о своих – вот предел возвышенного поведения.
В этих заповедях заключена мудрость веков, способная исцелять и поддерживать. Прислушайтесь к ней.

9. Шесть сезонов года

Классический трактат тибетской медицины «Чжуд-Ши» делит год на шесть сезонов, состоящих из двух месяцев: начало и конец зимы, весна, сезон роста растений, лето и осень. У каждого из этих сезонов есть свои особенности. С учетом всех особенностей функционирования организма в зависимости от времени года врачи тибетской медицины разработали определенный образ жизни и питания: «зимой надо есть много, летом – мало, а весной и осенью – умеренно».
Зимой стоит употреблять больше продуктов со сладким, кислым и соленым вкусами. В это время от холода закрываются поры, прибывает сила огня, возбуждается Ветер (нервная система), и если есть в это время мало, то силы тела убудут. Учитывается и то, что ночи становятся длинными, можно до утра проголодаться, что сказывается на силе тела. В начале и конце зимы надо натираться кунжутным маслом, есть мясо, супы, маслянистое, жирное, носить теплые одежды и обувь, греться грелкой, у огня и на солнце.
Зимой в груди собирается слизь, и весной, когда от тепла солнечных лучей внутреннее тепло ослабевает, слизь приходит в движение. Образ жизни зимой нужно вести жесткий, подвижный, принуждать себя к усилиям, обтираться, чтобы удалить слизь.
Соблюдение этих правил особенно рекомендуется людям конституции Слизь. Им полезен мед, кипяток, отвар имбиря.
Весной рекомендуются продукты с острым, вяжущим, горьким вкусами. Весной и осенью следует проводить очищение кишечника и желудка.
В период роста растений солнце очень жаркое, оно похищает силы. Надо есть сладкое, маслянистое, прохладное, соленое, жгучее, кислое. Тяжелый труд на солнце противопоказан. Хорошо обмываться прохладной водой, пить разбавленное вино, сидеть в прохладном доме, вдыхая аромат, в тонкой одежде или в тени деревьев под ветерком.
Летом лучше обходиться малым количеством пищи. В летнее время, особенно в конце его, лучи солнца могут привести к накоплению в организме желчи, которая придет в движение осенью. Чтобы предотвратить это, следует отдать предпочтение пище со сладким, горьким, вяжущим вкусами. В качестве лечебной процедуры летом показаны клизмы. Кроме того, в «Чжуд-Ши» сказано: «Носи одежду, пропитанную запахом камфары, сандала, ветиверии, а в доме разбрызгивай воду (с благовониями)». Этих советов хорошо придерживаться и осенью.
Таким образом, в питании по сезонам года необходимо придерживаться следующих правил. Зимой и поздним летом лучше питаться продуктами с теплыми свойствами, весной – более грубыми, осенью и летом, в период роста растений, – прохладными, то есть обладающими холодными свойствами.

10. «Цари» и их войска

«Всюду, куда проникает аромат этих лекарств, нет места болезням» («Чжуд-Ши»). Тибетские лекарства включают в свой состав от 3 до 125 ингредиентов растительного, минерального, животного происхождения. Рецептура составления многих препаратов хранится в тайне и наследуется путем духовной передачи. Зная принципы воздействия на жизненно важные органы, можно лечить, упорядочивая течение энергии, но можно и блокировать токи жизненных сил. Поэтому важно, кто владеет знанием, каков духовный уровень личности. Необходимые компоненты для тибетских лекарств собираются в экологически чистых районах Гималаев, Северной Индии, Монголии, Бурятии, Тибета, других стран и изготавливаются под руководством лам, достигших высокой степени духовной реализации. В тибетских медицинских источниках прописи многокомпонентных лекарств, схемы лечения, описания заболеваний предстают в особых образах. Например, составление лекарства подобно формированию войска под предводительством основного лечебного компонента – царя. Другие основные и второстепенные составляющие – царица, советники (министры), «стражники» (воины), проводники, купцы, оружие, кони, глашатаи, бегущие перед царским выездом и расчищающие дорогу, и т. д. Лекарство-царь – это тот компонент, действие которого направлено на причину или главный симптом болезни, оно выполняет основную лечащую функцию. Лекарство-советник (министр) помогает царю усиливать лечебное действие. Чтобы обеспечить мягкое действие лекарственных средств, в сложные составы вводится специальный компонент – проводник или конь, на которого возлагается функция по доставке препарата к месту действия. В качестве коня часто используют мед, патоку, сахар, свежекипяченую теплую воду и др. Благодаря этому лечебное действие становится более целенаправленным, воздействуя конкретно на очаг воспаления. Эти меры позволяют избежать побочного действия на другие ткани и системы организма.
Если рассмотреть лекарство, подавляющее холод, то царем будет гранат, советником – рододендрон, проводником может быть имбирь, мускатный орех, шафран, кардамон и т. п. Проводник добавляют в зависимости от симптомов, которые нужно устранить.
Один и тот же ингредиент в разных случаях может представлять собой царя, царицу, стражника или, к примеру, советника. В частности, существует описание шести вариантов приготовления камфары для шести разных составов, в которых это лекарство должно выполнять разные роли. «Камфару готовят так: как дикого человека, который бродит один; как богатыря, которого снаряжают оружием; как царицу, которую сопровождает учтивая свита; как посла, соединяющего с друзьями и врагами; как военачальника, находящегося среди соратников; как царя, ведущего всех за собой». Это означает, что в первом случае камфару назначают в чистом виде, во втором – вооружают добавлением лекарственных трав и сажают на коня (сахар); учтивая свита получается при добавлении к этим веществам мускуса, шафрана и медвежьей желчи. Дальнейшее усложнение состава делает камфару послом, военачальником и царем в зависимости от того, против какой болезни направлено данное лекарство.
Болезни представляются врагами или дикими животными. Распространение заболевания сравнивается с наступлением врага, захватом укрепленных позиций, нападением зверя. В каждом случае освобождение от болезни ассоциируется с действием божества или духа, несущего выздоровление. Среди духов лекарственных растений особая роль в такой армии принадлежала божеству Юл-лха, духу можжевельника. Исцеляющие свойства этого растения высоко ценились тибетскими врачами.
Отдельные лекарственные средства с определенными, ярко выраженными лечебными свойствами удостаиваются царских регалий. Так, камфара – царь холодных веществ, красный перец – царь горячих веществ, а миробаланы называют царями всех лекарств в связи с их выраженной целебной активностью в отношении целого спектра заболеваний. При составлении сложных лекарственных средств с использованием компонентов с разными свойствами строго соблюдаются точные пропорции и дозировки. Большая группа прохладных, жаропонижающих составов имеет в своей основе шлемник, соссюрею костус, шалфей и горечавку крупнолистную. При добавлении борца разнолистного, бадана толстолистного и щитовника получается состав, который лечит отравления искусственными ядами. Основной частью в горячих лекарствах, излечивающих болезни холода, являются княжик, рододендрон, облепиха и укрощенный шпат. Другой многокомпонентный состав, пример особенно эффективного горячительного лекарства, приводится в «Чжуд-Ши». Его компоненты: «шесть корней» (купены, спаржи, витании, редьки, горичника, марены), «пять листьев» (лютика, ломоноса, княжика, крапивы, рододендрона), «один цветок» (цветок борца синего), «четыре вида плодов» (пузырницы, облепихи, якорцов и мальвы), «три соли» (селитра, сода, соль), «две золы» (гашеный шпат, зола помета грифа) и сахар. При лечении этим составом без следа исчезают все болезни холода.

Согласно канонам, в состав тибетских лекарств входят вещества восьми родов. Это – травы (шафран, горечавка, мята, ромашка, гвоздика и т. д.); деревья и кустарники (камфарное дерево, лимонное дерево, кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускатное деревья и др.); землистые вещества (глина разных сортов, каменный мох, горная смола, разного рода соли и т. д.); металлы (золото, серебро, медь, железо, олово и др.); минералы (малахит, жемчуг, коралл, бирюза, лазурит, различные камни); соки, добываемые из трав, деревьев, плодов; отвары, получаемые из кореньев, стволов, сучков, листьев, коры, цветков, ягод, плодов; вещества животного происхождения (желчь, мускус, рога, жир, кости). Формы лекарственных средств: порошки, пилюли, экстракты, настои, отвары, мази, сиропы, лекарственные вина (настойки, бальзамы).

В медицинской литературе Тибета описано более 1300 видов растений, более 100 видов минерального сырья и до 150 средств животного происхождения. При сборе дикорастущих трав, корней, плодов и другого сырья учитываются многие данные. Почва, вода, свет солнца и луны, воздух, пространство, местность являются условиями, которые влияют на лекарственные компоненты, определяя их качество.
Лекарственные средства тибетской медицины делятся на успокаивающие и очищающие. Успокаивающие препараты оказывают противовоспалительное действие, способствуют созреванию болезни, скапливают и разъединяют болезнетворные начала и выводят их из организма. Очищающие лекарства выводят из организма шлаки, токсины, продукты эндогенного распада, воспалительных процессов, очищают ткани органов, сосуды, кровь.
Время приема лекарств играет важную роль в тибетской медицине. Известно, что каждый орган в теле человека имеет свой меридиан, или канал, посредством которого он связан с другими органами. Движение энергии по этим меридианам происходит согласно внутренним биоритмам организма. К примеру, максимальная активность меридиана сердца – с 11 до 13 часов дня, поэтому и лекарства следует принимать в эти часы. Известно, что приступы кашля или удушья часто бывают в предутренние часы – с 3 до 5 утра, время активности меридиана легких. Если человек страдает заболеваниями почек, то врач тибетской медицины назначает прием лекарств с 17 до 19 часов – время максимального напряжения (концентрации) энергии почек.
Принимать лекарства в период переваривания пищи – невежество. Лекарства в таких случаях «не попадают» в болезнь. Кроме того, тибетские целители назначают лекарства по времени активности дош (конституций) в организме: Слизь активна утром, Желчь – днем, Ветер – вечером. В любом случае как подбор фитопрепаратов, так и сроки приема лекарств – дело очень индивидуальное.

11. Лекарства растительного происхождения

Деятельностью растений была создана атмосфера Земли, их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растительный покров обогащает атмосферу кислородом и является основным источником энергии и органического материала почти для всех экологических систем. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие земли и экологические ниши для жизни. Корни растений играют основную роль в развитии почвы. Растения – основное, определяющее звено в сложной цепи питания организмов, включая человека. Основные продовольственные растения были одомашнены в странах Юго-Западной Азии. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овес) и различным крупяным культурам. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, источником необходимых лекарств.
В тибетской медицине используют различные части растений: корневища, кору, стебли, ветви, листья, цветы, плоды, смолу и сок. Одни сведения по заготовке сырья секретны и передаются изустно, от учителя – к ученику, другие содержатся в специальной литературе. Из основных требований, предъявляемых к сбору растений, известны следующие. Во-первых, они должны быть собраны в чистом месте и в соответствующее время. Корни, ветви и стебли собирают осенью – когда растения уже укрепили себя на долгую зиму. Листья и побеги – в период их роста, в сезон дождей, когда они полны соков. Цветы заготавливают перед началом увядания. Плоды срывают только созревшими. Кожицу, кору и смолу обычно берут в период распускания почек ранней весной. Травы, имеющие слабительное действие, собирают осенью, когда соки растений высыхают и вся «сила трав направлена вниз». Растения, обладающие рвотным действием, нужно собирать в период распускания почек, когда «сила трав направлена вверх». Влаголюбивые растения нужно собирать не очень близко, но и не слишком далеко от воды – растение, которому для впитывания влаги потребовалось приложить усилия, отдаст человеку гораздо больше энергии, чем то, что добыло воду без труда.
Лучшим временем сбора всех частей разных растений являются фазы прибывания луны. Знание о влиянии лунных фаз на живую природу дает тибетским медикам возможность определять лечебные свойства лекарственных растений не абстрактно, а вполне реально. Тибетцы говорят, что в период новолуния растения обладают почти чудодейственной целебной силой; вот почему их хорошо собирать в это время. Некоторые растения, из которых создаются лечебные снадобья, произрастают раз в 10–15 лет. При сборе растения ни в коем случае нельзя мять и ломать. Важно духовное состояние самого лекаря – положительная энергетика наделяет особой целебной силой лекарственное сырье. Поэтому к целительству допускают людей, обладающих определенным набором нравственных качеств.
Согласно «Чжуд-Ши», все растения можно хранить и использовать в течение года, при больших сроках хранения их сила утрачивается. У растений, лечебное действие которых связывается с запахом и цветом, по мере исчезновения аромата и цвета снижается и целебная сила, поэтому сроки их хранения и использования еще короче.
После сбора растения очищают, чтобы удалить ядовитые ткани. У корней и стеблей ядовитыми считаются наружная кожица и внутренний стержень, у веток – узлы, у листьев – черешки, у цветов – чашелистики, у плодов – косточки. Обезвреженные части растений засушивают: растения с горячими свойствами сушат на солнце или у огня, но так, чтобы дым или какие-либо посторонние запахи не попадали на них; растения с холодными свойствами сушат в тени на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
«Сила трав велика, они могут затмить даже камфару, и нет на земле места, где бы трава не росла. Лекарственные травы должны отвечать семи требованиям: произрастать в хорошем месте, быть вовремя собранными, хорошо высушенными, свежими, обезвреженными, мягко действующими и хорошо сочетающимися с другими средствами» («Чжуд-Ши»).

11.1. Масла растений

Жидкие жиры растительного происхождения обычно называют маслами. Согласно тибетской медицине, «у людей, питающихся маслом, силен огонь внутри; внутри у них чисто, силы тела развиты, они бодры, цветом хороши, органы у них крепки, в старости бодрость сохраняют, доживают до ста лет» («Чжуд-Ши»).
Масла широко применяются в тибетской медицине. Их назначают внутрь, используют при массажах. Каждое растительное масло содержит свой набор полезных веществ. При горячих расстройствах применяют масла холодного свойства, например из косточек винограда. При холодных расстройствах используют масла горячего свойства, к ним относится и кунжутное масло.
Кунжутное масло считается одним из самых полезных растительных масел. В нем много микроэлементов, таких как цинк, кальций, содержатся витамины А и Е. В тибетской медицине кунжутное масло классифицируют как горячее и острое, при истощении оно способствует «росту мяса», а при ожирении помогает сбросить вес, укрепляет тело, лечит холодные болезни, изгоняя слизь и ветер. Кунжутное масло действенно при различных легочных заболеваниях, одышке, астме, сухом кашле, рекомендуется больным сахарным диабетом, повышает число тромбоцитов и улучшает свертываемость крови, помогает при желудочно-кишечных коликах, нефрите и пиелонефрите, почечно-каменной болезни. При хранении на свету, при комнатной температуре большинство растительных масел быстро горкнет. В кунжутном же масле содержится вещество, обусловливающее высокую стойкость масла. Благодаря сезамолу кунжутное масло имеет большой срок хранения. Натуральное активное вещество сезамол поглощает ультрафиолетовые лучи. Именно это его свойство делает кунжутное масло эффективным средством защиты от солнца.
Кунжутное масло способно оказывать болеутоляющее действие. Для уменьшения или устранения зубной боли масло втирают в десны, прилегающие к больному зубу. При простуде кунжутное масло подогревают до температуры 36–38 °C. Перед сном втирают масло в кожу больного, затем грудную клетку утепляют и укладывают простудившегося в постель. При кишечных коликах небольшое количество масла втирается в живот почти до полного впитывания кожей.
Перед сном полезно массировать ноги теплым кунжутным маслом; для лучшего эффекта можно приготовить ванночку для ног из разогревающих трав и специй, таких как имбирь. Кунжутное масло хорошо подходит для укрепления ногтей. Подержите кончики пальцев в теплой воде с лимонным соком. Затем протрите их насухо и массируйте каждый палец с применением кунжутного масла.

Масло виноградных косточек содержит в высокой концентрации (до 78 %) линолевую кислоту, которая активизирует липидный обмен и восстанавливает барьерные функции эпидермиса. По составу и свойствам масло виноградных косточек близко к подсолнечному маслу, обладает мощными антиоксидантными и регенерирующими свойствами, снижает уровень холестерина, препятствует развитию атеросклероза, обладает противовоспалительными, бактерицидными свойствами. Виноградное масло эффективно в борьбе с целлюлитом, помогает при варикозе и купирозе, укрепляет и делает эластичными стенки кровеносных и лимфатических сосудов.
Подсолнечное масло – одно из лучших. Оно физиологически весьма активно и к тому же богато жирными полиненасыщенными кислотами, их называют еще витамином F, который необходим нашему организму для построения клеток, синтеза гормонов, поддержания иммунитета. Эти кислоты придают устойчивость и эластичность кровеносным сосудам, уменьшают чувствительность организма к действию ультрафиолетовых лучей и радиоактивного излучения, регулируют сокращение гладкой мускулатуры и т. д. Подсолнечное масло является основным источником жирорастворимого витамина Е. Это прекрасный антиоксидант, который защищает от атеросклероза и сердечных недугов. Он поддерживает иммунную систему, препятствует старению, необходим для печени. Витамин Е влияет на функцию половых и других эндокринных желез, принимает участие в обмене белков и углеводов. Улучшает память.
Рапсовое масло также богато полиненасыщенными жирными кислотами. Кроме того, в нем много линолевой кислоты. Как известно, ее дефицит в организме вызывает сужение сосудов и нарушение кровообращения, что приводит к инсультам и инфаркту миокарда. Родиной рапса принято считать Индию. По своим вкусовым качествам рапсовое масло приближается к оливковому и при этом гораздо дешевле. Рапсовое масло долгое время сохраняет прозрачность и не приобретает неприятного запаха под воздействием воздуха, как, например, соевое.

Природа Тибета уникальна тем, что самое большое, самое высокое и самое молодое горное плато в мире. Поэтому Тибет называют "крышей мира" и "третим полюсом".

Растительный и животный мир Тибета традиционно малоизвестен. Многие считают, что Тибет - это пустыня, ведь как известно, природные и климатические условия нагорья чрезвычайно суровы. Лишь после 50-х, а в особенности - после 70-х гг. ХХ в. ученые получили полную картину тибетского растительного и животного мира. Результаты экспедиций биологов на нагорье стали предметом жгучего интереса как китайских, так и зарубежных ученых.

Схема распределения основных типов растительности в регионе Тибетского нагорья

Главная особенность растительности Тибета - ее «молодость». Вся древняя флора, существовавшая в этом регионе в прошлом, была полностью уничтожена в период оледенения. Кроме того, слишком недавно по геологическим меркам здесь произошло воздымание. Поэтому флора региона не так богата, как можно было бы ожидать, и очень мало эндемов, в сравнении с другими горными системами мира. Для Тибета характерна мозаичность поясных границ и типологическая пестрота растительного покрова внутри каждого из поясов: горные пустыни развиваются рядом со степными, подушечными и другими непустынными сообществами. Поэтому здесь к горным пустыням отнесены не только сообщества эремофитов (пустынных растений) - полыней, терескена, аянии, но и холодные степи и сообщества подушечных растений - акантолимонов, гипсофил, караганы (Caragana versicolor ) и других видов. Все сообщества Тибета отличаются вертикальной сжатостью, разреженностью, абсолютным преобладанием подземной фитомассы.

В целом по направлению с юго-востока на северо-запад ландшафты в Тибете сменяются от влажных альпийских кустарников через степи к высокогорным холодным пустыням. Леса небольшими лентами могут быть встречены только по речным долинам на самом юго-востоке. На высотах от 3500 и почти до 6000 м над ур. моря в растительности перемежаются горные луга, степи, холодные высокогорные пустыни и субнивальные трагантники с преобладанием подушковидных растений. Здесь находится центр разнообразия некоторых высокогорных таксонов - родов кобрезия (Kobresia), мытник (Pedicularis), меканопсис (Mecanopsis) и примула (Primula).

Растительность Тибета в целом изучена относительно слабо, геоботаникам и флористам есть где развернуться. Наиболее подробное описание растительности Тибетского нагорья с использованием российской геоботанической классификации дано Zhang (1988). На этой основе созданы карты растительности Тибета в масштабе 1:3 000 000 (Zhang, 1988), 1:5 000 000 (Atlas Tibet Plateau, 1990) и листы карты в масштабе 1:1 000 000 (Hou, 2001). Все эти карты на китайском языке, к последним есть еще и легенда на английском языке. Более крупные карты растительности существуют только на отдельные районы.

Наиболее общее распределение типов растительности в регионе (схема слева) отражает градиент влажности климата. Так как количество выпадаемых осадков снижается по направлению к северо-западу, то и вся растительность в нагорье постепенно изменяется от кустарниковых лугов (на юго-востоке) к степям и пустыням (северо-запад). Леса можно встретить только в речных долинах, особенно по юго-восточному краю нагорья.


Ланцея тибетская Lancea tibetica (сем. Mazaceae) -характерное растение высокогорных пустынь Тибета

Терескен серый (белолозник серый) Ceratoides latens (= Krascheninnikovia ceratoides ) - кустарник из сем. Маревые (Chenopodiaceae), доминант высокогорных пустынь северного Тибета. Считается, что это реликт флоры плиты Тетис.

Аяния тибетская Ajania tibetica - растение сем. Сложноцветные (Asteraceae), характерное для сухих каменистых склонов Центральной Азии.

Альпийский луг с цветущей горечавкой горнокитайской Gentiana sino-ornata . Провинция Сычуань.

Диапенсия гималайская Diapensia himalaica - кустарничек из сем. Диапенсиевые (Diapensiaceae), широко представленный в нивальных тундрах и лугах Тибета и Гималаев.

Саксаул Гриффита карликовый Haloxylon griffithii subsp. wakhanicum (= Haloxylon wakhanicum, Haloxylon thomsonii ) - кустарник из сем. Маревых (Chenopodiaceae), произрастающий на засоленных почвах в Тибете, Кашмире и Гималаях, на высотах выше 3000 м.

Тилакоспермум дернистый Tylacospermum caespitosum - подушковидное растение из сем.

Гвоздичные (Caryophyllaceae).

Валунно-глыбовые поля и каменистые россыпи - экотоп обитания тибетского можжевельника и ревеня Александра Rheum alexandrae . Кандинг, высота 4298 м.

Один из ценных пищевых ресурсов тибетского растительного покрова - ягоды облепихи. Вид облепихи крушиновидной Hippophae rhamnoides (сем. Лоховые - Elaeagnaceae, см. на фотографии) отличается о другого - облепихи иволистной Hippophae salicifolia (распространенного на юге Синьцзян, в средних и восточных Гималаях) наличием колючек.

Характерное растение высокогорных степей Тибета - змееголовник разнолистный Dracocephalum heterophyllum из сем. Яснотковые (Lamiaceae).

Сиббальдия прижатая Sibbaldianthe adpressa - травянистое растение из сем. Розоцветных (Rosaceae), четко индицирующее перевыпас.

Гетеропаппус полуприжатый Heteropappus semiprostratus (сем. Сложноцветные - Asteraceae).

Астрагал конский Astragalus confertus (сем. Бобовые - Fabaceae).

Горец круглоколосковый Polygonum sphaerostachyum

Рододендрон гималайский Rhododendron anthopogon - кустарник из сем. Верескоцветные (Ericaceae).

Тибетский сбор – это травяное лекарство, которое пришло из Тибета. Популярность тибетского сбора обусловлена его уникальными свойствами и доступностью ингредиентов. В нем содержатся натуральные травы, которые благотворно влияют на организм, очищают от шлаков и токсинов и способствуют укреплению здоровья. Травы оказывают положительное действие на внутренние органы и помогают вывести соли, холестерин и камни. Тибетский сбор – это традиционное лекарственное средство в восточных странах. Его используют в лечебных целях и для общего укрепления организма. Собрать сбор трав очень просто, поскольку нужные компоненты доступны в наших широтах. Тибетские монахи считают этот сбор трав рецептом долголетия и молодости. Травы не только содержат большое количество полезных веществ, но и способствуют улучшению функциональности организма. Также травы почти не имеют противопоказаний и считаются одним из самых безопасных и эффективных методов очистки. Прием трав помогает вернуть хорошее самочувствие и здоровый внешний вид. Тибетский сбор также востребован в традиционной медицине, и можно купить готовые препараты в аптеке или сделать лекарственное средство самостоятельно, собрав нужные травы и засушив их для более удобного хранения.

Показания к применению

Тибетский сбор полезен, поскольку в нем содержатся только натуральные травы, поэтому его можно принимать в лечебных целях при разных заболеваниях. Основное применение сбора – это очищение организма от шлаков и токсинов. Травяное лекарство благотворно влияет на весь организм и оказывает общеукрепляющее действие, поэтому его прием имеет большую сферу применения:

  • При заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Травы способствуют пищеварению, нормализуют работу поджелудочной и защищают от воздействия агрессивной среды. Лекарство можно принимать для снятия симптомов отравления и в качестве комплексной терапии для лечения хронической интоксикации.
  • При зашлакованности организма. Можно принимать травяное лекарство для очищения организма от солей, шлаков и токсинов. Травы нейтрализуют действие токсических веществ и помогают очистке кишечника, печени и легких от токсинов.
  • При атеросклерозе. Травы способствуют снижению уровня холестерина в крови, укрепляют сосуды и способствуют выработке «хорошего» холестерина печенью.
  • При онкологии. Травы помогают снизить распространение раковых клеток и предотвращают появление метастаз. Также средство можно принимать для профилактики рака.
  • При заболеваниях сердца. Травы помогают предотвратить появление инфаркта и инсульта, укрепляют сердечную мышцу и снижают проницаемость сосудов.
  • При интоксикации печени. Растительные компоненты помогают снять нагрузку с печени и ускорить обменные процессы. Прием тибетского сбора также показан при комплексной терапии гепатита и цирроза.
  • При гельминтах. Травы не только помогают вывести глистов, но и устраняют токсины от их жизнедеятельности и помогают организму восстановить поражения тканей и органов.

Тибетский сбор натурален, поэтому не имеет противопоказаний для употребления

Действие тибетского сбора благотворно сказывается на всем организме, поэтому его можно принимать, как чай для профилактики различных заболеваний. Лекарство из трав абсолютно на натуральной основе, поэтому его прием безопасен и не имеет противопоказаний. Средство оказывает комплексное действие и способствует хорошему самочувствию и долголетию.

Специфика отложения солей в коленном суставе

Состав тибетского сбора

Существует несколько рецептов, как правильно готовить тибетский сбор из лекарственных трав. Готовые сборы продаются в аптеке, но чтобы действие трав было более полезным, рекомендуется сделать заготовку из трав самостоятельно.

Действие средства основано на пользе натуральных компонентов, которые хорошо усваиваются организмом и стимулируют его очистительные функции.

1 Рецепт. В состав тибетского сбора по первому рецепту входит ромашка, зверобой, земляничные листья и корни, бессмертник и березовые почки. Такой рецепт лекарства из трав обладает очистительными и укрепляющими свойствами. Такой рецепт лекарственного средства из трав подходит для очищения печени и кишечника, а также для вывода солей из суставов.

Для приготовления заготовки из трав нужно взять по 70 грамм ингредиентов, засушить и хранить в закрытой емкости. Из заготовки можно делать лекарственный чай и очистительный отвар. Для приготовления отвара нужно смешать по 1 ложке сухих трав и залить 1 литром кипятка и настаивать в термосе 3-4 часа. Принимать по 1 стакану 2-3 раза в день. Можно пройти очистительный курс в 2,5 месяца, чтобы почистить все внутренние органы от шлаков и токсинов.

2 Рецепт. Второй рецепт тибетского сбора считается традиционным, и именного его применяют тибетские монахи в лечебных целях. Тибетский сбор для очищения организма по этому рецепту является универсальным средством, которое обладает большим спектром действия. Для приготовления средства необходимо смешать равное количество трав:

  • бессмертника;
  • корня валерьяны;
  • тмина;
  • цветов ромашки;
  • чистотела;
  • корня дягиля;
  • череды;
  • душицы;
  • эвкалипта;
  • мать-и-мачехи;
  • зверобоя;
  • липы;
  • шалфея;
  • мяты;
  • одуванчика;
  • календулы;
  • чабреца;
  • тысячилетника;
  • крапивы;
  • дягиля;
  • почек сосны;
  • подорожника;
  • золототысячника;
  • сушеницы.

Очищающий тибетский сбор благотворно влияет на пищеварительную систему

Для приготовления заготовки трав необходимо смешать все травы в равном количестве, высушить и хранить в закрытой емкости. Этот сбор трав можно использовать для внутреннего приема или для приготовления очистительных ванн. Для приготовления настоя нужно смешать по 2 ст. ложки каждого ингредиента и залить 2 литрами кипятка. Настаивать 6-8 часов, процедить и пить по 1 стакану каждый час. Чтобы усилить эффективность настоя, нужно пить его в теплом виде.

О шлаках и токсинах в организме

Тибетский сбор для очищения организма положительно влияет на состояния кровеносной, эндокринной и пищеварительной систем. Расчет дозировки определяется индивидуальной реакцией организма, поэтому количество потребляемого настоя необходимо согласовать с врачом. Для более интенсивного очищения можно добавить корень крушины.

Рецепт 3. Третий состав применялся еще в царской России. Этот рецепт самый простой, но также обладает полезными свойствами. В состав травяного сбора входит зверобой, березовые почки, бессмертник и ромашка. Для приготовления заготовки по рецепту нужно смешать по 100 грамм компонентов, высушить и хранить в закрытой емкости. Для приготовления лекарственного средства нужно смешать по 1 ст. ложке трав и залить 500 мл. кипятка. Настаивать час, процедить и пить по 1 стакану 2 раза в день. Этот сбор помогает нормализовать отток желчи и нормализовать работу печени и желчного пузыря.

Как правильно пить тибетский сбор?

Важно не только правильно заготовить травы, но и принимать только свежий настой. Во время очищения и оздоровления организма необходимо соблюдать дозировку и придерживаться диеты. Основные правила приема тибетского сбора:

  • исключить жареное, жирное, сладкое и мучное;
  • исключить кофе и чай;
  • исключить мясо и мясные продукты;
  • ограничить потребление сахара и соли;
  • исключить прием алкоголя;
  • исключить потребление газировки, фаст-фуда и полуфабрикатов;
  • ограничить прием молочных продуктов.

Во время очищения необходимо перейти на растительную пищу, чтобы помочь организму быстрее очиститься от токсинов . Дозировка тибетского сбора зависит от реакции организма на прием трав, поэтому перед тем, как начать чистку, рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Противопоказания

Несмотря на всю пользу тибетского сбора, есть противопоказания, при которых пить настои и отвары на травах необходимо очень осторожно. Есть противопоказания для приема лекарственного средства при индивидуальной непереносимости и аллергии на травяной состав. В таком случае можно исключить конкретный ингредиент. Также есть противопоказания для приема лекарства детям. Основные противопоказания обусловлены сильным действием лекарства, поэтому не рекомендуется давать его детям до 3 лет. Также есть противопоказания для приема лекарственного средства при беременности. Особенно осторожно нужно пить травяные лекарства женщинам в первом и втором триместре. Основные противопоказания приема тибетского сбора:

  • мочекаменная болезнь;
  • ожирение печени;
  • повышенная кислотность желудка;
  • гипертония;
  • склонность к запорам.

Расчет базового индекса метаболизма

Также есть противопоказания к длительности приема средства, поэтому перед началом приема средства рекомендуется проконсультироваться с врачом и пройти полную диагностику состояния организма.

При лечении заболеваний тибетская медицина пользуется в основном многокомпонентными лекарственными составами. В основу составления таких препаратов положены соответствующие теоретические представления о причинах и механизмах развития заболеваний.

В связи с тем, что в основе возникновения болезни лежит расстройство регулирующих систем организма, в состав сложного лекарственного состава для лечения болезни включался компонент или компоненты для коррекции состояния расстроенной системы или систем регуляции. При описании в трактатах свойств лекарственных средств, их лечебного эффекта указывался характер влияния средства на систему регуляции.

На основании того, что все заболевания имели либо горячую, либо холодную природу, в состав сложного лекарственного состава включали второй компонент (компоненты), действие которого было направлено на уравновешивание тепла и холода в организме, в случае наличия горячей болезни использовали прохладительное средство, при лечении холодной патологии — горячительное лекарство. При лечении патологии с равновесными уровнями тепла и холода использовали компоненты с нейтральными в плане тепла и холода свойствами. Все лекарственные средства в тибетской медицине сгруппированы по горячим, холодным или нейтральным свойствам.

В связи с тем, что заболевания имеют свои «места расположения», в состав сложного лекарственного препарата включали компонент для воздействия на определенную ткань и орган. Органная, тканевая тропность действия различных лекарственных средств известна и описана в соответствующей литературе.

Естественно, что все компоненты состава способствовали в определенной мере устранению внешних проявлений болезни, ее симптомов, тем не менее, дополнительно в состав вводили специальный компонент (компоненты), обладающий специфическим противосимптомным действием.

Кроме перечисленных компонентов, в состав сложного препарата вводили так называемого «коня», на которого возлагалась функция по доставке всего препарата к месту действия. В качестве «коня» обычно использовали мед, патоку, сахар. Иногда функции «коня» выполнял в сложном составе компонент, который обладал определенной органотропностью действия.

Роль каждого из компонентов, входящих в состав сложного препарата, была известна и в зависимости от роли, выполняемой в составе сложного препарата, различные его компоненты определялись терминами, заимствованными из социальной сферы. Так, в сложных составах фигурировали компоненты «царь», «царица», «царевичи», «министры», «советники», «военачальники», «воины», «холопы».

В зависимости от степени выраженности (силы) лечебного эффекта, присущего составам в целом, они также определялись как лекарства — «цари», «простолюдины» и т.,

Отдельные лекарственные средства (компоненты), которые обладали лечебными свойствами определенной направленности в максимальной степени также называли «царями», так, камфора называлась «царем прохладительных средств», красный перец — «царем горячительных», миробаланы называли «царем» всех лекарств, в связи с их выраженной терапевтической активностью в отношении целого спектра различных заболеваний, и т. д.

Таким образом, в соответствии с перечисленными принципами лечения заболеваний, лекарственные составы тибетской медицины обычно были многокомпонентными. В состав их включали, прежде всего, компоненты для восстановления нормального состояния расстроенной системы регуляции, во-вторых, — компоненты для уравновешивания уровней тепла или холода в организме, в-третьих, — лекарственные средства для коррекции состояния пораженного органа и ткани, а также — компоненты для устранения внешнего симптомокомплекса болезни. По каждой из четырех перечисленных позиций можно было, по усмотрению врача, использовать по одному или по нескольку средств. В связи с этим, численность компонентов в сложном лекарственном составе могла значительно варьировать. Кроме того, как один компонент в составе сложного препарата могли фигурировать традиционно принятые в тибетской медицине, широко используемые сочетания нескольких лекарственных средств, обладающих определенным, хорошо известным, лечебным эффектом.

К таким компонентам — сложным составам — можно отнести, например, составы «главные из холодящих», «главные в отварах», «главные из трав», «две золы», «плоды четырех видов», «пять амрит», «пять горячих», «пять корней», «пять листьев», «пять хороших», «три борца», «три горячих», «три коня», «три острых», «три разных плода», «три плода», «три разные соли», «три сладких», «три советника», «три соли», «три хороших», «четыре ароматных», «четыре вида плодов», «четыре красных», «четыре питательных», «четыре прохладных», «четыре царя», «шесть главных», «шесть драгоценностей», «шесть корней», «шесть лекарств противодействия», «шесть хороших» и другие. Перечисленные широко используемые и хорошо известные комплексы применяли как самостоятельные препараты, обладающие определенным действием, но в ряде случаев они включались как компонент с определенным лечебным эффектом в состав более сложных прописей.

Все компоненты в сложный состав включались на основании правил сочетания их первичных и вторичных вкусов, свойств и конечного действия.

Кроме вышеперечисленных моментов, усложнению лечебного состава способствовали следующие обстоятельства: необходимость сделать в ряде случаев компоненты, входящие в состав препарата, в частности растительные средства, более «мягкими».

«Мягкости» растений добивались путем введения в многокомпонентный состав, в котором используется данное растение, другого растения или растений — «проводников» со смягчающим действием или противодействующих-растений. «Мягкий» проводник — это такое растение, которое само легко проникает и позволяет всему составу легко достигать желудка и других полых и плотных органов.

«Смягчение» с помощью противодействующих средств осуществляется следующим образом. Считается, что травы, входящие в состав, действуют не только на локальный очаг болезни, но и оказывают действие на другие органы и системы организма: «раздувают ветер, гасят огонь и иссушают силы тела». Поэтому, для того, чтобы уменьшить силу трав, «раздувающих ветер», в состав добавляют мясо и старую патоку, для поддержания желудочного огня — гранат и длинный перец, для укрепления сил тела — миробалан хебула. Лучше всего действуют эти средства при использовании их в виде жидкой кханда.

«Мягкости» всего состава добивались также путем составления смеси из растений, хорошо сочетающихся между собой.

Столь многочисленные и разнообразные условия, сопровождавшие составление многокомпонентных лекарственных препаратов, обуславливали и значительное число вводимых в них лекарственных средств.

Численность компонентов в сложных препаратах могла достигать и 100. Однако столь сложные составы, так же как одно- и двухкомпонентные составы применяли достаточно редко, наиболее часто встречающаяся численность компонентов в составах от 3 до 25—35, в зависимости от характера патологии, для лечения которой они использовались.

Ниже приведены примеры, демонстрирующие принципы составления сложных лекарственных средств. При составлении жаропонижающих препаратов, т. е. обладающих свойствами лечить горячие болезни, как основное ядро препарата использовались одно средство или несколько компонентов, обладавших именно таким, жаропонижающим, прохладительным действием, или, напротив, горячительным свойством, в препаратах для лечения холодных болезней. Эту центральную группу компонентов (или один компонент) называли царем состава. Кроме того, в состав препарата включали другие компоненты в зависимости от таких особенностей болезни, как органная локализация, симптомокомплекс, степень проявления, стадия процесса. Названия этим компонентам препарата давали, как уже было отмечено, в. соответствии с их ролью в общем действии препарата: царица, царевичи, советники, военачальники и т. д. Для определенной группы препаратов центральное ядро остается неизменным, а дополнительные компоненты состава можно было варьировать в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей патологии и организма больного.

Так, например, хорошим прохладительным средством для лечения горячих заболеваний является состав, в который входят такие компоненты как камнеломка, шалфей, термопсис, змееголовник, желтушник, гипекоум, сверция, соссюрея костус, шлемник, горечавка крупнолистная.

Царем в приведенном составе является камнеломка, царицей — шалфей, царевичами — термопсис и змееголовник, советниками — желтушник и гипекоум, холопами — сверция, соссюрея костус, шлемник и горечавка крупнолистная. Советники с одним из холопов в соотношении 1:2 выполняют роль военачальника, а воинами являются любые прохладные травы. Конем во всех прохладных лекарствах служит снеговая или дождевая вода (бессолевая вода). Для лечения скрытого и незрелого жара такая вода выпаривается на 2/3 первоначально взятого объема и используется в теплом виде; при лечении распространенного жара используется холодная бессолевая вода, а при застарелом жаре — кипяченая и остуженная, при пустом жаре — кипяченая, горячая вода.

Группа нижеприведенных прохладных, жаропонижающих составов имеет в своей основе следующие 4 растения: шлемник, соссюрею костус, шалфей и горечавку крупнолистную, к этим четырем растениям в качестве советников можно добавлять горечавку лежачую, гипекоум, хохлатку (состав лечит инфекционный жар). Эти же четыре основных растения с советниками эвкоммией, шандрой и макротомией лечат грамс. При добавлении к основному ядру борца разнолистного, бадана толстолистного и щитовника получается состав, который лечит отравления искусственными ядами. Если основные четыре растения соединить с пустырником, мареной и борцем разнолистным, полученный состав излечивает понос от жара. Лекарство, полученное из тех же четырех растений и перца Бунге, гороха и марены, лечит брум-наг, при добавлении к ядру препарата ложного жень-шеня, остролодочника и травы девясила состав излечивает гаг и лхог, череда, цветы борца синего и корни любистока сообщают всему составу свойство излечивать бадкан смуг-по; при добавлении эвкоммии, череды и латука получается состав, который помогает при сотрясении мозга. Для лечения болезней чху-сэр (желтой воды) конечностей к основному составу из этих же четырех растений нужно добавить крестовник, корень коптиса и тысячелистник. Следующие семикомпонентные составы, в которые опять-таки как ядро препарата входят все те же 4 растения: шлемник, соссюрея костус, шалфей и горечавка крупнолистная при добавлении к ним других трех растений (по три растения для лечения каждой из патологий), излечивают целый ряд заболеваний. Так, состав, включающий еще патринию, очиток и реманнию, способствует заживлению разрывов плотных органов, «сушит кровь», «сращивает разрывы сосудов и жил». Добавление золы полыни Гмелина, остролодочника и золы раковины каури, сообщают составу способность «сушить гной и кровь, чху-сэр в груди». Марена красильная, макротомия, гетеропаппус при добавлении их к 4 основным растениям лечат жар крови, а скерда, борец разнолистный, кора барбариса — жар желчи, шиповник, кора барбариса, плоды можжевельника лечат чху-сэр; очиток, рябчик и живокость Брунона излечивают застарелый жар; термопсис, суг-дра (не идентифицировано) и горечавка холодная — жар легких; состав с добавлением змееголовника, плеурогинеллы и эфедры излечивает жар печени. Живокость Брунона, кумарчик и коптис, соединенные с основным составом, лечат жар Селезенки, а можжевельник, кумарчик и алтей излечивают жар почек. Жар желудка можно вылечить при использовании с основным составом одуванчика, горца сибирского и змееголовника, жар тонкого кишечника — при добавлении горца сибирского, борца разнолистного и марены. Нивянник, куркума культурная и кора барбариса вместе с основным составом помогают излечиться от жара мягких тканей. Мытник, адиантум и рябчик в комплексе с основным составом излечивают жар сосудов; эвкоммия, шиповник, пустырник лечат жар костей. Проводником ко всем этим составам дают кусочек сахара.

Следующая группа препаратов, горячих, направленность действия которых — излечение холодных болезней, также имеет основное ядро и варьирующую часть из нескольких других растений, добавляемых к основному составу. Набор добавляемых растений зависит от вида и локализации холодной болезни. Основной частью в горячих лекарствах являются княжик, рододендрон, облепиха и «укрощенный шпат» (процедура «укрощения шпата» приведена на стр. 220). Если к указанному основному составу добавить редьку, лук репчатый и перец длинный, такое средство вызывает увеличение огня в желудке, добавление к основе гороха, винной закваски и соды способствует перевариванию цзамбы, а лютика, семян крапивы и лука репчатого — лучшему перевариванию овощей. Добавление к тому же основному составу селитры, золы помета грифа, ломоноса сообщает всему составу способность разрушать скраны; введение в состав соды, мдзе-цха, витании, а также как исключение, и четвертого растения — фиалки придает составу способность разрушать скраны матки, а добавление лютика, ломоноса и золы каури — высушивать дму-рдзинг. Использование в качестве советников к основному составу селитры и витании снотворной придает составу способность разрушать каменные скраны, а горичника, витании и купены — подавлять скийа-рбаб. Добавление к основному составу ярутки, песчанки и змееголовника сообщает составу способность излечивать болезни легких, шиповника, змееголовника и перца длинного — свойство излечивать холодные болезни печени; добавление к основным растениям мальвы, витании снотворной и якорцов приводит к приобретению способности излечивать болезни селезенки; ярутки, витании и купены — болезней чху-сэр; а если добавить к основному составу купену, спаржу и рога оленя, можно вылечить «холодный гной». Конем ко всем перечисленным составам служит сахар, все горячие лекарства нужно запивать кипятком.

Другое многокомпонентное, особенно эффективное горячительное лекарство приводится в «Чжуд-ши», его компоненты: «шесть корней» (купены, спаржи, витании, редьки, горичника, марены), «пять листьев» (лютика, ломоноса, княжика, крапивы, рододендрона), «один цветок» (цветок борца синего), «четыре вида плодов» (пузырницы, облепихи, якорцов и мальвы), «три соли» (селитра, сода, соль), «две золы» (гашеный шпат, зола помета грифа) и сахар, состав нужно запивать горячей водой. При лечении этим средством «без следа исчезнут все болезни холода».

Тибетская медицина все разнообразные лечебные составы по механизмам действия на болезненный процесс подразделяет на две группы: 1. успокаивающие (подавляющие) патологический процесс и 2. очищающие организм от болезни, выводящие болезнь из организма.

Все сложные лекарственные составы используются в определенных лекарственных формах, информация о них приводится в главе «Успокаивающие составы, их лекарственные формы, лечебное действие». В этой главе приведены различные сложные составы для лечения горячих и холодных заболеваний, в общих чертах, без указания деталей описаны технологические условия их приготовления, а также перечислены показания к их применению и лечебные эффекты.