Главная · Гастрит · Основные меры профилактики вредных привычек. Материал по ЗОЖ (класс) на тему: Доклад Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек

Основные меры профилактики вредных привычек. Материал по ЗОЖ (класс) на тему: Доклад Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек

Зачастую вредные привычку в детстве имеют глубокие последствия в будущем. Как оградить ребенка от негативных привязанностей и воспитать в нем положительные качества, узнаете в нашем материале.

Согласно определению, привычка — это поведение или действие, ставшее для человека чем-то обыденным. Хорошие или плохие привычки есть у всех. Главная проблема, что вредная привязанность появляется легко, а вот выработать хорошую бывает сложно. Вредную привязанность можно сравнить с теплой постелью, расстаться с которой очень трудно. Большинство действий становятся для нас привычными еще с самого детства или юности.

Как избежать появления вредных привычек?

Первичная цель всех родителей — обеспечить детям хорошее будущее. И это возможно, если выработать хорошие привычки и избежать появления плохих.

Если родители приучили подростка раньше вставать, а также привили основы средств физической культуры, то в будущем он будет отличаться пунктуальностью, усердностью и силой воли. Еще с юности нужно принять правильные меры, чтобы привычки работали на нас, а не против нас.

Кто-то полагает, что для развития привычки или избавления от нее достаточно всего трех недель. Однако для избавления может понадобиться больше времени. Главное, запастись терпением и идти к своей цели. Будьте готовы, что в борьбе с привычкой вы будете срываться и ошибаться. Но важно не то, сколько раз вы упали, а то, сколько раз вы поднялись.

Желательно как можно раньше начать вести здоровый образ жизни. Тогда не придется вырабатывать эту привычку в будущем. Пока дети учатся в школе, у них есть хорошая возможность научиться не откладывать дела на потом и начать формирование культуры ЗОЖ, а также заниматься развитием нужных навыков.

Основные пути для достижения своих целей, связанных с привычками — это научиться поступать вопреки своим желаниям. Хорошо, если школьный психолог проводит разные формы работы, которые помогут определить направление и пути действий.

Профилактика вредных привычек у подростков

Проще всего формировать личность детей. Они послушны, податливы и легко учатся всему новому. С подростками же все немного сложнее. Для них авторитетом становятся друзья, но они нередко влияют негативно. Соответственно, они формируют массу плохих привычек у ребенка. Даже некоторые привычки, как, например, приходить поздно домой, могут восприниматься уже нормальными и оправданным. Однако в будущем они могут привести за собой негативный результат.



Примеры некоторых вредных привычек у подростков:

  • откладывать дела на потом;
  • не делать домашнее задание;
  • поздно приходить домой;
  • употреблять алкоголь;
  • курить;
  • сквернословить;
  • не соблюдать режим сна и отдыха.

Эти привычки развиваются легко и незаметно, а вот избавиться от них достаточно сложно.

Так как большую часть времени подростки проводят в школе, об их характере могут рассказать и учителя. Поэтому мамам и папам ни в коем случае нельзя пропускать родительские собрания или подобные мероприятия.

Чтобы приучить ребенка вовремя ложиться спать или начинать делать уроки, используйте смартфон, если на нем есть памятка с уведомлениями. Они напомнят, что пора спать или заниматься. Так молодые люди будут приучаться к графикам и временным рамкам. Если дети вечером пошли на прогулку без взрослых, то им точно не повредит напоминание в телефоне о времени возвращения домой. Уже спустя несколько раз подростки без напоминаний смогут делать все вовремя и по привычке.

Так как молодежь очень любит гаджеты, то им сможет помочь специальная программа. Интернет пестрит такими помощниками. В них можно вводить привычки, которые хочется выработать, составлять графики для достижения целей, отслеживать свои успехи и неудачи. Это очень помогает, так как лучший способ избавиться от вредной привычки — это заменить ее на положительную. Например, вместо игр за компьютером можно заниматься спортом или общаться с друзьями.

Еще одним переломным моментом в жизни молодых людей являются студенческие годы. У студентов много соблазнов попасть под плохое влияние. Поэтому если заложить прочный фундамент еще в детстве, то на этом этапе будет намного легче. Тогда даже вращаясь в молодежной среде, они смогут сохранить свои моральные устои и хорошие привычки.

Профилактика вредных привычек у школьников

В детстве родители — авторитеты для ребенка. К их советам он прислушивается. Поэтому нужно уловить этот момент и помочь ребенку сформировать личность. Хорошо будет выработать у младших детей привычку уважать старших и прислушиваться к их мнению. Это поможет избежать вредных привычек в будущем.

Так как дети дошкольного возраста очень любопытны и постоянно хотят узнавать что-то новое, они зачастую неусидчивы. Поэтому родителям важно приучить деток к внимательности и аккуратности. Также в таком возрасте легко привить детям любовь к книгам. Это поможет в будущем ребенку во многих аспектах, а также предупредит такую вредную привычку, как увлечение гаджетами и электронными устройствами.

В характере многих детей присутствует привычка хвастаться или обижаться по малейшему поводу, но избавиться от нее с помощью родителей деткам будет несложно. Очень эффективным в этом вопросе может оказаться участие в коллективных играх с другими детками разных возрастов. Они учатся работать друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и не затаивать обид.

Родители могут обучать своих детей с помощью игр. Таким образом, они прививают детям ценный опыт, которого не дают ни в школе, ни в университете, ни на улице. Они учатся жить в обществе и сотрудничать с остальными его членами. Характеристика у обучающихся деток будет сильно отличаться от характеристики тех детей, воспитание которых было пущено на самотек.

Мероприятия по профилактике вредных привычек

Так как школа оказывает огромное влияние на формирование личности человека, желательно, чтобы это влияние было положительным. Дети учатся не только друг у друга — они также берут пример с учителей и замечают даже самые мелкие детали.

Очень хорошо, когда каждую неделю в школе проводится классный час. Им нельзя пренебрегать, так как он может принести детям больше знаний и опыта, нежели все остальные уроки. Во время классного часа можно предупредить появление вредных привычек и развитие отрицательных качеств, а также помочь раскрыться каждому ребенку.

Классный час — это беседа, которая проводится классным руководителем. Он говорит с детьми на социальную или психологическую тематику, выслушивает их мнение, высказывает свое, обращается к авторитетным источникам и дает советы.

Во время классного часа с детьми можно разыгрывать сценки и составлять сценарий — это поможет оживить обсуждаемую ситуацию. Работа руководителя в этом вопросе очень важна — к ней нельзя относиться халатно.

В начале года школа выдает протокол, в котором прописан план работы. Время от времени проходит специальный тренинг, который показывает, что дети смогли усвоить и применить в жизни, а также над чем еще стоит поработать.

Руководители вместе с детьми могут проводить разные акции, которые помогут лучше усвоить учебный материал. Можно всем классом выбрать вредную привычку, с которой все хотят бороться, и положительную, которую нужно выработать. Создается уголок успеха, где отмечаются достижения за неделю. Если занятие проводится регулярно, дети привыкнут и станут более открытыми и податливыми.

Работа над собой и своими привычками продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому нужно делать так, чтобы следовать плохой привычке было сложно, а хорошей — легко.

Важно помнить, что планы и их выполнение приводят к успеху. Если разработать план действий и точно следовать ему, то результата долго ждать не придется. Также важно уделить внимание окружению, влияние которого особенно сильно распространяется на подростков и маленьких детей.

Если следовать всем советам и не опускать руки, тогда любая цель обязательно будет достигнута!

Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек формирование культуры здорового образа жизни

Еще сравнительно недавно все необходимое человеку для жизни казалось неисчерпаемым и вечным: леса, фаунистические ресурсы, полезные ископаемые и т.д. Вода лилась из кранов, в нужное время начинало работать центральное отопление, всегда были к услугам электроэнергия и газ. Теперь же люди осознали, что ничто не вечно и все, что мы потребляем у природы, необходимо расходовать экономно, при этом заботясь о восстановлении ресурсов. Все вышесказанное относится и к здоровью человека, так как здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоя­нием человека. И делом не только личным, но и общественным. Но, к сожалению, здоровье занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация - вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.

Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит - развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагопри­ятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образователь­ная и воспитательная деятельность семьи, колледжа и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Семья, к сожалению, не является в наше время местом формиро­вания и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна, не имеет мораль­ного права устраниться от решения столь важной проблемы. Именно семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому либо типу.

1. Патриархальная (традиционная) семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. В таких семьях подростки более устойчивым характером, поэтому, более сдержанны в отношении алкоголя и курения.

2. Нуклеарная семья.

Состоят преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. В таких семьях, то есть в молодых семьях, обычно наблюдается тесное сотрудничество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

3. Неполная семья.

Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей). И если при этом в семье нет отца или его образа, то юноше очень трудно приходится становиться мужчиной.

4. Материнская (внебрачная) семья.

Отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Но несмотря, какому типу относится та или иная семья, каждая семья в первую очередь имеет воспитательную функцию. Воспитательный потенциал семьи – это совокупность материальных, национальных, психологических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.)

Особенности семейного воспитания:

Органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

Непрерывность и длительность воздействия;

Многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

Интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

Относительная замкнутость;

Общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

Взаимная направленность формирующих воздействий.

Негативные факторы семейного воспитания:

Безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

Бездуховность родителей;

Неразвитость родительских чувств;

Отсутствие нормального психологического климата;

Преобладание материальных ценностей;

Фанатизм в любых ее проявлениях;

Противоправное (криминальное) поведение взрослых;

Отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Семья – школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростка к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семья воспитывает ребенка, не какими - то «мероприятиями», а всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимом богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми.

Одним словом, нормальная семья – это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.

Рассматриваемые вопросы, связанные с алкоголизацией и курением, являются актуальными, конечно, в первую очередь, для подрастающего поколения. Отсутствие надежной информации о распространенности, частоте применения наркотиков, алкогольных напитков, токсических средств, включая курение, затрудняет восприятие фактов, связанных с тяжелыми последствиями, которые оказывают на здоровье эти вещества. Да, многие подростки не знают о вреде этих веществ, так как в первую очередь не хватает семейного общения.

Семейное общение – это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. При современном крайне напряженном ритме жизни семья становится «убежищем для души», все более необходимым человеку как место благоприятной смены обстановки, перехода в состояние нескованности. Поэтому семейное общение играет особую роль в семейном воспитании, так же в профилактике вредных привычек.

Главные ошибки современных семей:

Нехватка семейного общения;

Безразличность в делах детей;

Злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни учащихся, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга. Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жиз­ненным ценностям, формирование интереса к творческой, познава­тельной деятельности, создание условий для социального и профес­сионального самоопределения, профилактические меры - все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здо­ровым, сохранить и укрепить свое здоровье - это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь лю­дям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям колледжа, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответствен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительные и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профи­лактика (в переводе с греческого - предохранительный, предупреди­тельный) - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их твор­ческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха и т. д.

Самый важный тезис или, если хотите, правило профилактики: «Лучше не начинать, чем потом бросать». И если профилактика для взрослых - штука относительно бесполезная, в силу достаточно чёткого понимания всей опасности табака или любой другой «привычки», то профилактика для детей может принести по-настоящему ошеломительные результаты. Дети-то, вопреки попыткам показать собственную независимость и оппозиционность - существа более чем вменяемые и внушаемые. Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика-это це­лостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер во многом зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин страны к охране и укреп­лению своего здоровья, насколько разумно и эффективно использует он предоставленные ему возможности для укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение раз­личных форм патологии организма. Например, курение ведет к воз­никновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причину многих заболеваний (большинства форм неинфекционной патологии, и том числе и сердечно-сосудистых заболеваний) следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко рас­пространены среди детей и подростков. Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эф­фективно.

Семейное воспитание – дело не простое, особенно, когда ребенок находится в подростковом возрасте. Учителя, психологи и врачи должны помочь родителям осознать всю важность процессов, происходящих в подростковом организме. В связи с этими изменениями меняются и методы семейного воспитания. Данному вопросу должно уделяться большое внимание в процессе проведе­ния родительских собраний.

Подростковый возраст - это не только период полового созрева­ния. Это еще и «возраст созревания личности и миросозерцания», - писал Л.С. Выготский. Классные руководители, привлекая к работе с учащимися психологов, врачей, представителей общественности, должны приложить максимум усилий для того, чтобы в результа­те этого «созревания» мы получили доброкачественный продукт: личность, здоровую в духовном и моральном плане. Классные руководители, проводя работу с подростками, не должны видеть в них только нарушителей школьного порядка. Необходимо научиться замечать в них позитивные сдвиги, изменения, приобщать их к получению дополнительных знаний, творчеству, развивать желание вести здо­ровый образ жизни, помогать и поддерживать в выстраивании их личности. Разумеется, пропаганда здорового и безопасного образа жизни должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы - высоким. Средства и формы самые разнообразные: наглядно действующие (плакаты, фильмы, телепередачи), печатные‚ художественные произведения, устные (выступления по радио, публичные лекции, беседы).

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Беседы с подростками требуют особых навыков, ясного языка. Тем более это касается такой острой темы, как профилактика вредных привычек.

Среди вопросов, требующих особого внимания, вопрос воспи­тания волевых качеств. Не секрет, что у современных школьников присутствует такое явление, как определенный дефект воли. Форми­рование воли - это не только проблема подросткового возраста. Это качество воспитывается с детства. Вместе с правильными ценност­ными ориентациями оно становятся залогом нравственной жизни личности. Многие подростки хотят быть волевыми. Они страдают от того, что не обладают волевыми качествами, которые помогли бы им лучше справляться и со своими учебными обязан­ностями, и с противостоянием вредным привычкам. И, если обнаружена их несформированность, классно­му руководителю и родителям учащихся нельзя уходить от этой проблемы. Если подростки почувствуют уважение к себе, своим интересам, проблемам со стороны классного руководителя, человека взрослого, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом, то они будут воспринимать учителя (психолога, врача и т. д.) не просто как передатчика знаний, а как носителя нравственного опыта человечества, человека, к которому стоит прислушаться. Те­плота и искренность взрослых поможет открыть подросткам все положительные перспективы нравственного развития личности, ведения здорового образа жизни. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек - это не только сообщение негативных последствий, запугивающих подростка (к сожалению, иногда вся работа сводится именно к этому), это еще и грамотно выстроенный весь воспитательный процесс, который дает возможность подростку совершенствовать себя, свою личность (примеры плакатов).

Осуществление профилактических и воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, об­щественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и учебного заведения. И тем и другим не следует забы­вать, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства, достойная старость каждого из нас.

Колледж должен всемерно способствовать формированию педа­гогической культуры родителей, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Педагогическая культура - это основа воспитательной деятельности отца и матери. Она помогает избегать ошибок в семейном воспитании, решать непростые про­блемы взаимоотношений с детьми. В процессе формирования пе­дагогической культуры родителей происходит овладение знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Ведь, чтобы дать ребенку правильное воспитание, необходимо хорошо его знать, «во всех отношениях», как говорил К.Д. Ушинский. Тренинги, анкеты и тесты помогут родителям овладеть методами и приемами вос­питания, учиться творчески использовать полученный материал. Нельзя допускать семейного воспитания «вслепую». Ведь это может сказаться на развитии наших детей. У детей должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и алкоголизма. Важно разъяснить им, что курящие и пьющие – это не «взрослые», не «мужественные» люди, а просто «рабы привычки», что она есть признак слабой воли и плохого самообладания.

А всем – и взрослым, и детям, очевидно, полезно вспомнить слова, сказанные Л.Н.Толстым по поводу табакокурения и употребления алкоголя: «Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества».

Не секрет, что в жизни у молодого поколения присутствует соблазн выпить или покурить. И этим уже не удивишь - немалую прибыль от сбыта спиртного и табачных изделий в наше время приносят именно дети. Причин для таких действий может быть много:

Желание "показаться" перед сверстниками;

Нежелание оказаться белой вороной в глазах сверстников;

Подражание старшим.

И это далеко не все.

Как так?

В жизнь молодежи никотин и алкоголь так глубоко проникли, что уже для того, чтобы попробовать, не нужно находить себе плохую компанию. Причем такие пагубные привычки могут присутствовать в жизни вполне нормальных ребят из обеспеченных семей. Спрашивается: что побуждает их на это?

И ведь, казалось бы, все родители (даже самые безответственные) проводят лекции своему чаду о вреде курения и употребления спиртных напитков. При этом их дети не спорят и соглашаются со сказанным. Тем не менее, когда в шумной компании, на отвязной вечеринке или просто вечером на лавочке им предлагают попробовать "более опытные" приятели, то слова родителей уходят куда-то на задний план.

Остается спросить себя о том, правильно ли была проведена профилактика вредных привычек своему ребенку. Поговорим об этом подробнее.

Меры профилактики вредных привычек

Не так давно проводилось одно исследование. Объектами его были два подростка. В целом они не отличались друг от друга. Оба были из одного класса. Каждый из них жил в обеспеченной семье. По проведенному опросу оказалось, что родители этих детей в свое время проводили им лекцию на тему вреда употребления спиртного и табачных изделий. И, как оказалось, профилактика вредных привычек в той и другой семье особо не отличалась.

Тем не менее в первом случае мальчик действительно ограждал себя от пагубных занятий. И даже более того - от "употребляющих" компаний. При этом периодически старался помочь тому или иному своему однокласснику отказаться от такой зависимости.

Во втором случае было все иначе. Подросток не стеснялся прилюдно вытащить и закурить сигарету или опрокинуть бутылочку-другую вечером во дворе.

Почему такое различие?

Родители из первой семьи придерживались здорового образа жизни. И спиртное, если и возникало на их столе, то только по праздникам и в малом количестве. Помимо того, они старались быть своему чаду в первую очередь друзьями, а не наставниками. В семье наблюдались теплые отношения, и все разговоры велись в форме дружеской беседы, а не "диктатуры".

Что нельзя сказать о второй семье. В ней частенько преобладали застолья, сопровождающиеся употреблением спиртного. Кроме того, отношения между родителями и их ребенком были напряженными ввиду тяжелого переходного возраста их чада. Стараясь как-то повлиять на него, они не прилагали должного внимания к разработке методов воздействия на своего ребенка.

Вспоминается старый анекдот, где отец читает лекцию своего сыну о вреде употребления спиртного и курения, при этом периодически затягиваясь сигаретой и опустошая все новый и новый стакан вина. Естественно, что данная профилактика вредных привычек не принесет должного результата.

Итог исследования

Для того чтобы профилактика вредных привычек, проводимая родителями, принесла положительный результат, в семье должны фигурировать два основных фактора:

Теплые отношения между родителями и ребенком;

Личный пример родителей (здоровый образ жизни, занятия спортом).

Лишь только так взрослые способны оказать должное влияние на своих отпрысков.

Какие меры профилактики вредных привычек проводятся в школе?

Помимо самих родителей, немалая часть ответственности за ребенка ложится и на плечи школьных преподавателей. Поэтому профилактика в школе вредных привычек имеет особое место в развитии ученика. Если еще несколько лет назад вредным привычкам были подвержены исключительно ребята из старших классов, то сегодня вполне актуальна профилактика вредных привычек младших школьников.

Частой причиной развития пагубной привычки у ребят становится подражание взрослым. В свои юные годы ребенку свойственно хотеть быть свободным и независимым. И употребление сигарет и алкоголя кажется им единственным способом достижения желаемого. Таким образом, им кажется, что они становятся взрослее в глазах своих сверстников, могут произвести впечатление на противоположный пол и добиться уважения в своей компании.

Влияние массовой культуры

Не исключено еще и влияние массовой культуры, пришедшей с запада. Еще в советские годы министерство культуры тщательно следило за идеологией фильмов, мультфильмов и литературы. Таким образом, молодежь росла целеустремленной и не склонной к "разложению". Однако когда появился доступ к западному кинематографу, то на экране перед молодежью появились киногерои нового поколения.

И образ практически каждого такого героя включал в себя сигарету, сигару, кружку пива и стакан виски. Естественно, что все это сказалось на развитии подрастающего поколения.

Поэтому основным методом учителей в школах стала пропаганда здорового образа жизни. Привлекается внимание учеников к спорту, правильному питанию и целеустремленности, преподавателем ведется профилактика вредных привычек у детей.

Лишь только таким образом получается помочь сформировать действительный образ сильного независимого человека. Профилактика вредных привычек у школьников подразумевает донесение до ребенка необходимости отказа от пагубных занятий путем самоосознания. Иными словами, ученик должен понять, что это нужно не родителям и учителям, а ему самому.

Кроме того, профилактика вредных привычек у школьников включает в себя контроль над ребенком. Преподаватель должен поддерживать связь с его родителями. И в случае если на горизонте появится плохая компания, следует бить тревогу, немедленно оповещая об этом родителей своего ученика.

От выбора ребенком своего окружения зависит его поведение в дальнейшем.

Главная задача профилактики

Цель профилактики вредных привычек - это выработать отвращение ребенка к пагубным занятиям. Недостаточно лишь сказать, что это вредно. Это нужно еще и доказать.

В школах для таких целей часто приглашают людей, пользующихся авторитетом у ребят. Это могут быть актеры, музыканты и писатели. Рассказывая о том, как они добились успеха, благодаря тому, что отказались в свое время от употребления алкоголя или табакокурения, они вносят весомый вклад в развитие ребенка. Помогают приобрести правильные ценности в жизни, тем самым сделать достойный выбор, отказавшись от вредных привычек.

Пара эффективных способов

Профилактика вредных привычек у подростков происходит путем сопоставления правильного и неправильного, хорошего и плохого. Так, если девушке объяснить, что ее кожа будет стареть с каждой выкуренной сигаретой, и таким образом, очень скоро она уже не будет привлекать молодых людей своей внешностью, то это довольно-таки эффективно подействует на нее. Ведь, как правило, уже в подростковом возрасте девочки начинают интересоваться противоположным полом.

Мальчики же в подростковом возрасте увлечены девочками еще больше. И для того, чтобы выработать в них отказ от вредных привычек, эффективно будет рассказать о том, как негативно они влияют на мужское здоровье. Причем, чем подробнее будут описаны последствия, тем результативнее будет данная беседа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Профилактика вредных привычек школьников. Формирование у подростков культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Педагог-психолог Земскова Н.В. МАОУ «СОШ №5 им.И.Д.Черняховского»

2 слайд

Описание слайда:

В подростковом возрасте закладываются причины многих серьезных болезней, развивающихся в зрелом возрасте. Так, например, потребление табака, алкоголя, наркотиков, ПАВ, неправильное питание и недостаточная физическая активность приводят к болезням. Вредные привычки - злейший враг здоровья человека, которые приобретают ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредя здоровью.

3 слайд

Описание слайда:

Курение Табак воздействует на все органы и системы организма. Курящие подростки становятся рассеянными, невнимательными, медленнее соображают и быстро утомляются из-за истощения нервных клеток, снижается острота зрения, нарушается функция щитовидной железы и нарушается сон.

4 слайд

Описание слайда:

Алкоголь Подростковый алкоголизм является настоящей чумой XXI века, разъедающей общество как физически, так и морально. Согласно статистике подростковый алкоголизм начинается в возрасте 14 лет и встречается, как у девушек, так и парней.

5 слайд

Описание слайда:

Причины подросткового алкоголизма: Традиции, существующие в семье Отсутствие должного воспитания и контроля со стороны родителей. Недооценка вреда от алкоголя родителями. В семье алкоголиков в большинстве случаев подростки становятся алкоголиками Взаимоотношения и моральный климат в семье.

6 слайд

Описание слайда:

Наркотические и психоактивные вещества На сегодня наркомания распространена среди подростков в первую очередь, из-за того, что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен.

7 слайд

Описание слайда:

Вредные привычки оказывают поистине колоссальный разрушающий эффект на организм человека. Для борьбы с вредными привычками необходимо более широко применять профилактику здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой.

8 слайд

Описание слайда:

Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

9 слайд

Описание слайда:

Стратегические цели сохранения здоровья подростков: Здоровьесберегающие тенологии Систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, контроль за соблюдением требований СанПиНов Рациональная организация учебного процесса и внеучебной деятельности Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися Повышение квалификации специалистов в области охраны и укрепления здоровья Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями Просветительско-воспитательная работа с учащимися

10 слайд

Описание слайда:

Профилактика вредных привычек - это реальный способ помочь подросткам осознать всю опасность употребления алкоголя, наркотиков и других вредных веществ. Профилактика повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

11 слайд

Описание слайда:

Реализуя работу в данном направлении, в школе необходимо проводить мероприятия для учащихся: Физкультминутки на каждом уроке Ежедневная утренняя гимнастика Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами День здоровья День профилактики Тематические классные часы Круглые столы Факультативный курс “Поговорим о правильном питании” Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет Ролевые игры Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни” Участие в соревновании “Классы без курения”

12 слайд

Описание слайда:

Профилактика употребления ПАВ эффективна и приведет к повышению качества ЗОЖ, если: Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции

Вступительное слово классного руководителя:

Уважаемые родители! Вспомните, пожалуйста. Сколько раз за последние 2-3 недели вы приходили домой и искренне, без какой-то особой воспитательной задачи, "в трезвом уме и здравой памяти" говорили своему ребёнку о том. что прекрасна жизнь, какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать:

Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, нелучших жилищных условиях, плохой погоде, об ухудшении экологической обстановки, о "таких-сяких" политиках помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар?..

Ведь если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, и не доказываем это детям на своём примере, что же мы можем противопоставить наркокультуре, утверждающей, что, кроме табака, алкоголя, наркотиков, психоделического рока, разврата и скотского поведения, в этой жизни радоваться совершенно нечему, да и жить-то без этого практически не имеет смысла. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия или смертной скуки - это его родители.

Активирующая игра "Ассоциация"

Психолог школы:

Уважаемые родители! Возьмите, пожалуйста, чистый лист и ручку. Попробуйте в течение 2 минут написать как можно больше слов ассоциаций на слово:

Привычка - :

Сигарета - :

Алкоголь - :

Здоровье - :

Профилактика - :

Сосчитайте количество слов-ассоциаций на каждое слово. Сделайте самостоятельно для себя вывод: какую эмоциональную окраску в большинстве случаев несут слова-ассоциации.

Анализ ответов учащихся 8а и 5б классов.

Психолог школы:

Аналогичную работу выполняли ваши дети.

Максимальное количество слов, названных к первому слову - : Из них положительную эмоциональную окраску - : слов, что составляет:%, отрицательную - :слов, что составляет:%. Также анализируются все остальные слова. Психолог школы зачитывает наиболее точные определения, даёт оценку самому "привлекательному" слову, делает выводы, о каком понятии дети обладают большей информацией.

Организация обсуждения причин возникновения вредных привычек.

Классный руководитель:

Привычка - вторая натура, Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желания человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе. в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая причина появляется не случайно. Каковы же причины появления вредных привычек?

1. Игнорирование особенностей пубертатного периода.

Для учащихся 5-9 классов большую роль играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям. К школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют пить, курить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Наибольшие трудности возникают при общении с подростками 12-17 лет. И это не случайно. Подростковый (пубертатный) период характеризуется тем, что вчерашний ребёнок вступает в процесс полового созревания. У ребёнка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, учителям, родителям; начинают довольно чётко вырисовываться черты характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е проявляются основы личности.

Становление характера и личностных свойств неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освободиться от опеки родителей и старших, определить своё отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и ещё нечёткая направленность стремлений и убеждений нередко создают для подростка целый ряд трудностей. В частности. При общении с окружающими.

Наиболее характерными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроколлективе (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся для подростка ситуацией, имеют чёткую направленность против тех лиц, которые, по его мнению. повинны в её возникновении. Самое важное в этот период - воспитать в детях независимость. Способность отстаивать своё мнение, не идти на поводу у других.

Нужно формировать у ребёнка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложениям сверстников (что-то попробовать, с чем-то поэкспериментировать.

Реклама табака и алкогольной продукции действует, в основном, на детей и подростков. Это происходит в силу отсутствия у них критического осмысления красиво оформленных, соблазнительных предложений. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и престижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи. иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения новые возможности. Ребёнок может спросить: "Почему рекламируют табак и алкоголь, если это опасные вещества?". Ответить можно так: "Реклама не запрещена. И люди сами должны научиться видеть ловушки, чтобы в них не попадать".

Значительно расширяются социальные контакты подростка, перед ним возникает много социальных и личностных проблем, которые он пытается осмыслить. Неудачи переживаются крайне болезненно и бурно, так как для пубертатного периода типичны повышенная эмоциональная лабильность, ранимость и впечатлительность.

Подростки часто жалуются на снижение работоспособности, утомляемость, головные боли, нарушения процесса засыпания. Нередко в этот период отмечаются так называемые пубертатные поведенческие кризы:

1. Повышенное внимание к своему здоровью и страх заболеть тяжёлой болезнью.

2. Ложное убеждение в своей физической неполноценности (неправильные черты лица, некрасивая фигура, тонкие ноги и т.п.)

3. Стремление всё осмыслить самостоятельно, понять, найти ответ на волнующие вопросы в книгах и даже в философских трудах. Такие подростки избегают контактов со сверстниками, стремятся к уединению.

4. Нарушения поведения - грубость, озлобленность. Негативное отношение к взрослым.

В силу эмоционально-волевой незрелости подросток при слабом воспитательном контроле может легко попасть под влияние асоциальных элементов, маскирующих свою истинную сущность красивыми фразами и рассуждениями об "истинной жизненной философии" без запретов и условностей, не согласующейся с официально принятой "учебной".

Пубертатные поведенческие кризы, как правило возникают при неблагоприятных условиях воспитания или у детей, страдающих хроническими заболеваниями (ревматизмом, туберкулёзом, пороком сердца и др.). Возможны они и на фоне остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы. У физически здоровых подростков с правильными жизненными и трудовыми установками пубертатный период протекает относительно спокойно.

2. Органические поражения головного мозга, хронические заболевания, интоксикации и др. Эту причину освещает фельдшер школы.

Одной из причин, способных вызвать вредные привычки, нервно-психические нарушения, является органическое поражение головного мозга. Наиболее часто встречаются остаточные явления черепно-мозговой травмы. Она может возникнуть как в период родов, так и в ранние годы жизни. Эти поражения могут длительное время не проявляться какими-либо болезненными нарушениями, в результате чего родители забывают о них.

Поражения центральной нервной системы возникают и вследствие перенесённых мозговых инфекций (менингит, энцефалит) или общих инфекций (ревматизм, вирусный грипп). Травматические повреждения на этом фоне вызывают довольно выраженные нарушения в психическом развитии ребёнка.

Крайне неблагоприятно влияют на нервно-психическое состояние ребёнка различные физические дефекты как врождённого, так и приобретённого характера, особенно косметические дефекты лица (заячья губа, волчья пасть и др.).

Такие дети с раннего возраста при общении с окружающими, особенно со сверстниками, начинают мучительно переживать свою "неполноценность".

Среди причин, вызывающих нарушения поведения и порождающих вредные привычки, особое место занимает интоксикация. Наиболее распространённой является алкогольная интоксикация - чаще периодическая под влиянием старших подростков, родителей или близких сверстников. Другая форма интоксикации возникает в результате употребления наркотических средств - транквилизаторов (седуксена, элениума) и антигистаминных препаратов. Нейроинтоксикация оказывает крайне неблагоприятное воздействие как на организм ребёнка, так и на его личностное становление.

3. Психические травмы. Эту причину освещает врач-нарколог.

Психические травмы - сверхсильные для личности переживания, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными реакциями. Причинами чаще всего бывают различные конфликтные ситуации. Чаще других встречается так называемый конфликт поколений, возникающий в результате чрезмерной опеки и контроля старших за поведением и поступками подростков. Очень болезненно переживают подростки насильственное лишение общения со сверстниками, с которыми установились прочные и эмоционально значимые взаимоотношения.

Крайне болезненно воспринимается детьми и ломка привычных жизненных установок: переезд в другой город, переход в другую школу. Иногда причиной переживаний становится конфликт в результате комплекса собственной неполноценности. Чаще он возникает у подростка с пограничной умственной отсталостью, как результат его несостоятельности в усвоении учебной программы. Частых "воспитательных" бесед учителей, угроз и наказаний со стороны родителей.

Причиной психической травмы могут быть необоснованные обвинения в неблаговидном поступке. Пробудившаяся и отвергнутая пылкая юношеская влюблённость, ущемлённое самолюбие, раскрытие тщательно скрываемых секретов и др

4. Негармоничная семья и неправильное воспитание. Классный руководитель.

Типичная ошибка - дефицит внимания ребёнку в семье, когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным. Поскольку до его настроения, переживаний. Интересов никому нет дела.

Психологическая безнадзорность особенно вредна в случае, если она сочетается с гиперопекой: Там, где господствует жёсткая рекомендация. Где всё определяется наставлениями и инструкциями, не остаётся места для нравственности. Мы так боимся. Чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как, по сути дела, не даём им жить. Мы попираем и нарушаем их прва, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, личностной несостоятельности тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти:

Чем опасна гиперопека? У ребёнка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своём поведении. Этим можно объяснить ситуацию. Когда отличник, послушный сын своих родителей, вдруг оказывается вовлечённым в противоправные действия. Включая употребление наркотических веществ.

Важно понять: ограничиваемый в своей активности ребёнок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а чего следует избегать.

Так гиперопека у некоторых детей подавляет инициативу, других, более активных., ведёт к импульсивным, немотивированным действиям, третьих подталкивает к скрытности, стремлению обмануть взрослых. И тогда важно знать, чем именно занят ваш ребёнок, иногда внешне отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, ребёнок ведёт себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества как раз и являются "тихими"в отличие от тех, кто употребляет алкоголь.

Необходимо научиться доверять ребёнку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельности

Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны тёплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него деформирующего воздействия, как на подростка из неблагополучной (негармоничной) семьи.

Гармоничные отношения чаще устанавливаются в полных семьях, где есть отец, мать, бабушки. Дедушки и другие родственники. Негармоничными нередко бывают семьи, где отсутствует один из родителей, имеется отчим или мачеха, не нашедшего эмоционального контакта с ребёнком.

К негармоничным следует относить семьи, где нарушены внутренние солидарные отношения, нет взаимопонимания при решении жизненных проблем, отмечается чрезмерное доминирование одних членов над другим, отсутствует эмоциональная теплота, часто возникают конфликтные ситуации.

5. Формы проявления нарушений поведения и вредных привычек.

Классный руководитель.

Различные формы нарушения поведения и вредные привычки не всегда закрепляются с возрастом. Они могут сглаживаться. Однако эти изменения являются начальными проявлениями нервно-психического заболевания. Возникшие в подростковом возрасте болезненные проявления на какое-то время могут исчезнуть, но непременно проявятся в более зрелом возрасте.

1. Страхи и навязчивости.

Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями, повышенное внимание к своему здоровью. У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных. Порой довольно сложных ритуалов. Навязчивый страх заразиться сопровождается частым мытьём рук. Навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запретов (например, не ходить в кино или не смотреть телевизор и т. д.).

2. Двигательная расторможенность.

Двигательная расторможенность относится к наиболее распросранённым нарушениям поведения в детском и раннем подростковом возрасте. Проявляется она в неусидчивости, обилии недостаточно целенаправленных движений. Буйная резвость, стремлении бегать наперегонки, прыгать, затевать различные подвижные игры сочетаются у таких детей с повышенной отвлекаемостью. Неспособностью длительно концентрировать внимание. Ребёнок не может сосредоточиться на объяснении учителя, легко отвлекается на выполнении домашних заданий, в результате чего серьёзно страдает его успеваемость.

3. Побеги из дома и бродяжничество.

Уходы из дома, иногда многодневное бродяжничество проявляются чаще всего в период от 7 до 14 лет. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей и родителей. Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. При частых уходах подросток нередко попадает в компанию асоциальных элементов и начинает привыкать к алкоголю.

4. Расстройство аппетита.

Расстройство аппетита у детей и подростков возникает по различным причинам. Это может быть стремление обратить на себя внимание и добиться желаемой цели или реакция на ссору, разлуку с родными и близкими, тяжёлые переживания. Причиной ограничения в еде или отказа от пиши является также желание похудеть, исправить фигуру.

5. Страх перед своей физической неполноценностью.

Под этим понимается необоснованная убеждённость наличия у себя физического недостатка. Этот феномен чаще встречается у девочек.

6. Патологические увлечения (хобби).

Они характеризуются крайней одержимостью или чрезмерно интенсивным характером, необычностью и вычурностью, когда всё остальное (учёба, развлечения, встречи с друзьями) отодвигается на задний план.

7. Табакокурение.

В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослыми чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремиться подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребёнок начинает курить тайком в компании сверстников, вдали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. При курении можно поговорить на запретные темы., найти взаимопонимание и поддержку у собеседника, повысить свой авторитет среди сверстников, расширить дружеские контакты. Чтобы купить сигареты, подросток начинает "выкраивать" деньги из выдаваемых родителями на различные цели. Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, создаваемый запретом и желанием пообщаться с единомышленниками, способствует закреплению привычки.

8. Злоупотребление алкоголем.

Знакомство с алкоголем происходит преимущественно в праздничные дни, где подросток зачастую тайком пробует алкоголь в небольшом количестве, причём им движет любопытство к напитку. В пубертатном возрасте подросток хочет казаться взрослым, лучше других.. В этом (15-17 лет) возрасте и начинается алкоголизация. Установлено, что подростка влечёт не вкус напитка, а его действие - состояние опьянения. Систематическое употребление спиртных напитков следует относить к наиболее вредным привычкам подростков, так как оно ведёт не только к различным нарушениям поведения, но и развитию алкоголизма, болезненного состояния, которое правильнее назвать алкогольной наркоманией.