Главная · Диарея · У новорожденного на зрачке прозрачное пятно. Желтое пятно на белке глаза у ребенка: что означает, как лечится и чем предупредить. Почему у альбиносов красные глаза

У новорожденного на зрачке прозрачное пятно. Желтое пятно на белке глаза у ребенка: что означает, как лечится и чем предупредить. Почему у альбиносов красные глаза

Для супругов, готовящихся стать родителями очень важно знать некоторые особенности ухода за недоношенными малышами, что позволит избежать опасности их заболевания при условии надлежащего ухода.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на глазки недоношенного ребенка, поскольку в виду раннего рождения и не до конца сформировавшейся глазной оболочки такой ребенок подвержен опасному заболеванию - ретинопатии у недоношенных.

Поэтому очень важно осмотреть глазки новорожденного ребенка в первые дни после рождения. У доношенного и здорового малыша зрачки круглые, роговица прозрачная, глазки ясные с зрачком около 3-х мм, конъюнктивы розоватые и гладкие.

Совсем по-другому обстоит дело с недоношенными малышами. Зрачок у них покрыт зрачковой оболочкой или как ее принято называть «флером». В первые часы и дни дни жизни слезные железы ребенка еще достаточно развиты и сформируются они лишь через три недели. По этой причине ваш ребенок на протяжении всего этого времени будет плакать без слез.

Следует знать, что у новорожденного ребенка возможно появление признаков воспаления глазных яблок или век. Как правило, он проявляется вследствие реакции на нитрат серебра - глазные капли, которыми вы закапываете ребенку глаза с целью профилактики бленореи, которая вызывается гонококком. Конъюнктивит может быть вызван также инфекцией.

Симптомы конъюнктивита:

Покраснение слизистой глаза или конъюнктивы;

Постоянно текут слезы;

Имеет место выделение гноя;

На краях век появляется корочка или пленка.

При возникновении подобных симптомов не следует рисковать самолечением, а сразу обратиться к врачу, поскольку не вылеченная или запущенная форма конъюнктивита может стать причиной утери остроты зрения у ребенка. Допускается до прибытия врача протирание глазок ватными шариками со слабым раствором марганцовки.

Бывают случаи нарушений развития зрачков или радужной оболочки:

Различия в размерах зрачков правого или левого глаз;

Смещение относительно центра радужной оболочки;

Полное отсутствие радужной оболочки (сплошной зрачок);

Различия цвета радужки обеих глаз,

Так называемая двухцветная радужка.

При появлении одного или нескольких из вышеописанных признаков необходимо сразу же обратиться к офтальмологу.

У нормальных и здоровых детей зрачок всегда имеет черный цвет, но иногда на зрачке новорожденного можно увидеть белесые либо желтоватые полосы, которые могут полностью закрывать зрачок. Следует знать, что такие мелкие помутнения хрусталика вызваны его развитием и не являются отклонением от нормы. Такие признаки, как правило, нередко имеют место у детей недоношенных и с возрастом сами исчезают без каких-либо негативных последствий.

Но бывает и так, что белый цвет зрачка является следствием развития катаракты – помутнением хрусталика и тогда хирургического вмешательства не избежать. Более того, оно крайне необходимо, поскольку подобный дефект зрения может негативно сказаться на дальнейшем психическом развитии ребенка и стать причиной потери зрения.

Катаракта может быть вызвана наличием других заболеваний, например галактоземии или фенилкетонурии. В любом случае, при возникновении симптомов катаракты (особенно пятен в глубине зрачка), не следует пренебрегать обращением к врачу и проведением необходимых медицинских обследований.

Бывают случаи возникновения у новорожденных пороков в развитии глаз (глаукома), которая имеет следующие симптомы:

Нарушение обмена внутриглазной жидкостью глаза;

Повышенное давление в глазу;

Увеличение глазного яблока;

Приобретение склерой голубоватого цвета;

Светобоязнь ребенка, зажмуривание глазок;

Отек роговицы.

Расширение зрачка;

Глаукома достаточно серьезная болезнь и если своевременно ее не лечить - приводящая к полной потере зрения.

Встречаются в медицинской практике опущение века у ребенка или так называемый птоз. Причины могут быть различны, поэтому необходимо сразу обратиться к врачу-невропатологу. Иногда бывают у детей случаи, когда не полностью смыкаются веки (лагофтальм), причина может быть дистрофия роговицы. Эпикантус - прикрытие складкой кожи внутреннего угла глаза, которое является признаком нормы для детей монголоидной расы, но для европейцев это свидетельствует о нарушении внутриутробного развития. Как правило, незначительный эпикантус с возрастом полностью исчезает.

Автор публикации: Маргарита Игнатова

Как устроен глаз новорожденного?

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого че-ловека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процес-се созревания организма претерпевает значи-тельные изменения. Зрительная система ново-рожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменя-ется весьма медленно. Наиболее сильное его раз-витие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обла-дает дальнозоркостью, то есть малыш плохо ви-дит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологи-ческое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и яв-ляется преломляющей средой глаза, обеспечива-ющей зрение. У новорожденных она имеет отно-сительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболоч-ки и выступает сильно вперед в виде валика. От-сутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей пер-вой недели жизни роговица может быть не полно-стью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется пос-ле 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжимать-ся и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25—30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти округлой формы, радиусы кривизны передней и его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину, приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7.1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в цен-тре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Ра-дужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожден-ных содержит мало пигмента (цвет глаз, как пра-вило, голубой), выпуклая и имеет воронкообраз-ную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первона-чальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и вы-полняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчат-ка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света обра-зуют электрические импульсы, которые переда-ются в нервные клетки. Палочки отвечают за чер-но-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за то-го, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), ку-да приходят лучи, сфокусированные всеми линза-ми глаза, они играют исключительную роль в вос-приятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волок-на, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказа-но далее.

Специфика зрения новорожденного - мига-тельный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезап-ный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего раз-вития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожден-ный на 28-й неделе беременности младенец реа-гирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) по-ворачивает глаза, а чуть позже и головку к источ-нику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинает-ся сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного воспри-ятия и пополняется «библиотека» зрительных об-разов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым не-сколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-1/2 от взрослой нормы. Мак-симально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно про-ецируется окружающий мир, способен развивать-ся нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожден-ные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужа-ются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестя-щими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а ес-ли при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, по-хожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что ост-рота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формирует-ся, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где до-стигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не обра-зовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важ-ное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суже-ным, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источни-ке. Приблизительно на пятой неделе жизни появ-ляются координированные движения глаз в гори-зонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медлен-но движущийся предмет и следить за его переме-щением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находят-ся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жиз-ни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контро-лируют друг друга. У ребенка складываются пер-вые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направ-лениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контраст-ные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объек-ты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных до-стижений первых двух-трех месяцев будет посте-пенное развитие способности плавно прослежи-вать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хоро-ший. Однако ему еще сложно дается плавное не-отрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игруш-кам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш спосо-бен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определе-нии объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цве-ток составляет часть плоского рисунка. Это объяс-няется тем, что вплоть до конца четвертого меся-ца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится со-вершать прицельное хватание. Анализируя ма-лейшие расхождения между зрительными образа-ми обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепен-но нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четки-ми. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в простран-стве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны про-изойти. Всего несколько недель назад он продол-жал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот. Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и со-знанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобре-тает способность реагировать на их исчезнове-ние. Малыш будет следить за двигающейся по-гремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытает-ся восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие дета-ли предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и об-ратно, не теряя его из вида. С этого периода у ма-лыша развиваются следующие реакции: морга-ние при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узна-вание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он мо-жет испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зри-тельные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощу-щений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Ше-стимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ре-бенок способен выбрать взглядом любимую иг-рушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7- 8 см от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение за-мечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интере-соваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в це-лом, но и по его частям. Он активно начинает ис-кать предметы, которые внезапно исчезают из по-ля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом мес-те. Выражение лица малыша меняется в зависимо-сти от выражения лица взрослого. Он способен от-личить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная со-гласованность движений глаз и рук. Ребенок на-блюдает, как взрослый пишет или рисует каранда-шом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.)

В возрасте от 3 до 4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность диффе-ренцировать цвета появляется у малышей в промежутке от ше-сти недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов на-чинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета воз-никает позже. Обычно формирование цветового зрения закан-чивается к 4-5 годам.

Пигментация роговицы глаза (невус) от обычного родимого пятна отличается лишь тем, что расположена на глазном яблоке. Так же, как и на теле, родинка на глазу может появиться в любом возрасте и изменяться в течение жизни по размеру и цвету. Однако, чаще всего ребёнок рождается уже с маленьким пигментированным пятном на радужке глаза. Явление это несимметричное. Пятно может быль округлым или иметь форму сектора с центром в середине зрачка, располагается родинка на роговице или на белке глаза. Приобретённые пигментные пятна на роговице обычно связаны с изменениями гормонального фона.

За цвет глаз, так же как и на коже, отвечает пигмент меланин . Цвет родимых пятен в глазу бывает коричневый, желтоватый, чёрный, розовый. Замечено, что светлокожие и светловолосые люди чаще бывают обладателями глазных родинок.

Чаще всего пигментация роговицы глаза не опасна . Однако, нужно следить и обратиться к врачу, если за короткий срок в пигментации произойдут значительные изменения. Это может быть признаком перерождения доброкачественного образования в меланому глаза.

2. Виды пигментных пятен

По расположению пятна делятся на невусы конъюнктивы (видны на слизистой оболочке глаза) и невусы хориоидеи (выявляются только при диагностике глаза, поскольку расположены на глазном дне).

По структуре пигментные пятна глаза делят на три группы:

  • сосудистые пятна (красноватые или розовые пятна, образовавшиеся из сосудов глаза);
  • пигментный невус (скопления пигмента меланина коричневого, желтоватого или чёрного цвета);
  • кистовидный невус (узел из лимфатических сосудов, чаще бесцветная область, делающая картину рисунка роговицы похожей на соты или пузырьки).

3. На что следует обратить внимание?

Родинки глаза никак не влияют на зрение. Тем не менее, пятно в глазу требует особого внимания и консультации офтальмолога. В норме края невуса чётко очерчены, поверхность бархатистая на вид, форма и цвет существенно не меняются. Если рост и изменения пятна становятся заметными, необходимо пройти ряд обследований, при необходимости - лечения или даже удаления пигментного пятна. Также тревожными симптомами должны стать:

Даже если невус в глазу стабилен и не доставляет человеку никакого беспокойства, нужно помнить, что, как любую родинку, крайне нежелательно подвергать его ультрафиолетовому излучению и иным воздействиям, провоцирующим мутации. В солнечную погоду очень желательно защищать глаза темными очками ли хотя бы носить головные уборы с козырьком.

4. Методы лечения

Если по каким-то причинам совместно с врачом принято решение удалить пигмент на роговице глаза, - современная медицина предлагает щадящие методы. До недавнего времени родинки глаза оперировались только с помощью микроскальпелей и радиоскальпелей под микроскопом. В настоящее время широко применяется лазерная коагуляция. Процедура стала максимально безопасной для близлежащих тканей, безболезненной и эффективной: достигается идеальный косметический результат.

Глазки новорожденного состоят из тех же структур, что и у взрослого человека. Однако им предстоит пройти большой путь, прежде чем стать полноценной зрительной системой.

Наружная оболочка глаза — белочная — состоит из двух неравных частей: непрозрачной белой склеры и выпуклой прозрачной роговицы. Склера малыша тонкая, голубоватая. Роговица — прозрачная и блестящая, в первые дни жизни иногда кажется матовой.

За роговицей находится радужка, определяющая цвет глаз. У большинства новорожденных он серо-голубой. В центре радужки находится зрачок — отверстие, через которое поступает свет к фоторецепторам. Зрачки новорожденных узкие, нечётко реагирующие на свет.

Конъюнктива — это соединительная оболочка, которая покрывает заднюю поверхность век и переднюю поверхность склеры до роговицы. Конъюнктива у малышей тонкая, без видимого сосудистого рисунка.

Глазки у новорожденного открываются не полностью, так как мышцы век развиты ещё слабо. По этой же причине во время сна глазки часто бывают полуоткрыты. Малыши редко моргают — 2-3 раза в минуту (у взрослых — 8-12).

Слёзная железа начинает активно работать в 1-1,5 месяца, поэтому до этого времени плач младенца «обходится» без слёз.

Так как зрительная система начинает активно развиваться только после рождения, сначала она заметно отстаёт от других органов чувств. Однако уже через несколько недель ситуация меняется.

Сразу после рождения младенец реагирует на свет, ненадолго поворачивая голову в его сторону и пытается следить за движущимся предметом. Но уже в 2-5 недель малыш пристально смотрит на источник света. К концу первого месяца он ненадолго фиксирует взгляд на предмете, ближе к трём месяцам начинает активно реагировать на грудь мамы или бутылочку с молоком, в 4 месяца пытается схватить игрушку, а в 4-5 месяцев узнаёт близких.

Конъюнктивит — это воспаление конъюнктивы, вызываемое бактериями. Ребёнок не может смотреть на свет, его глаза слезятся, могут наблюдаться гнойные выделения.

Дакриоцистит — это воспаление слёзного мешка. Внешне болезнь похожа на конъюнктивит. Лечение проводят антибактериальными каплями, массажем области слёзного мешка, а при отсутствии эффекта — путём зондирования и промывания слёзных путей.

Косоглазие — до 4-х месяцев у малыша может наблюдаться физиологическое косоглазие. Если же вы заметите, что у ребёнка постарше косит только один глазик, и в определённую сторону, обратитесь к офтальмологу.

Внимание! Глазки недоношенного малыша требуют особого внимания. Он находится в группе риска опасного заболевания глаз - ретинопатии недоношенных . Родителям недоношенных малышей рекомендуется обязательно прочесть информацию об этом заболевании, .

Осмотреть глазки новорожденного в 1-й день его жизни довольно трудно – они у него закрыты. Из-за того что малыш плотно сжимал веки во время родов, они у него слегка опухают и краснеют.

У здорового доношенного младенца глазки ясные, роговица прозрачная, зрачки круглые, диаметром около 3 мм. Белки глаз имеют более голубой оттенок, чем у детей старшего возраста. Конъюнктивы гладкие, блестящие, розовые. Малыш живо реагирует на свет.

У глубоко недоношенных детей зрачок как бы подернут «флером» – зрачковой оболочкой.

Слезные железы ко времени рождения ребенка еще недоразвиты, и поэтому в первые дни жизни ваш малыш кричит и плачет без слез. Только при раздражении конъюнктивы глазными каплями образуется секрет, похожий на слезы. Настоящие же слезы появляются у новорожденного только к 3-недельному возрасту.

В первые дни после рождения у ребенка может возникать конъюнктивит – воспаление слизистой оболочки век и глазных яблок. Он бывает реакцией на закапывание в глаза новорожденного нитрата серебра с профилактической целью (против бленореи, вызываемой гонококком). Однако конъюнктивит может иметь и инфекционное происхождение. У ребенка краснеет слизистая глаза и конъюнктивы, текут слезы, выделяется гной, по краям век образуются корочки и пленки. На слизистой можно видеть фолликулы и кровоизлияния. При таких симптомах вам нужно обратиться к врачу. До его прихода протрите глазки ребенка ватными шариками, смоченными в слабом (бледно-розового цвета) растворе марганцовокислого калия. Если конъюнктивит вовремя не вылечить, он может дать осложнения, приводящие к потере остроты зрения.

Иногда у новорожденных обнаруживаются нарушения зрачков и радужной оболочки. Разная величина зрачков левого и правого глаза, их некруглая форма, смещение от центра радужной оболочки, отсутствие последней – сплошной зрачок, разный цвет радужки правого и левого глаза, а также участки радужки разного цвета (двухцветная радужка) – все это поводы для обязательного обращения к офтальмологу .

У здорового ребенка зрачок имеет черный цвет. Но порой у новорожденного на зрачке можно обнаружить белые либо желтые полосы, которые иногда полностью закрывают его. Мелкие помутнения хрусталика являются вариантом нормы и не влияют на зрение. В частности, они нередко встречаются у недоношенных детей и обычно бесследно исчезают.

Белый цвет зрачка может быть обусловлен помутнением хрусталика – катарактой. Сама по себе она требует хирургического лечения в раннем возрасте, для того чтобы не допустить развития слепоты. Такой дефект у младенцев сильно сказывается и на их психическом развитии. В то же время катаракта может быть следствием других заболеваний, например фенилкетонурии или галактоземии. Поэтому ребенка при симптомах катаракты необходимо обследовать.

Обязательно исследуют глаза новорожденного и в том случае, если белое пятно обнаруживается в глубине зрачка.

Встречаются у новорожденных и пороки развития глаз. Например, при врожденном нарушении оттока внутриглазной жидкости давление в глазу повышается, возникает глаукома. Внешне это выражается в увеличении размеров глазного яблока, расширении зрачка, голубоватом цвете склеры. Ребенок может бояться света, зажмуривать глазки. У него текут слезы, малыш плачет. Нередко возникает отек роговицы. Врожденная глаукома – серьезная болезнь, вызывающая потерю зрения, если ее не лечить .

Если у ребенка обнаружено опущение века (птоз), вам обязательно нужно обратиться к невропатологу. Веко может быть опущено полностью или частично, на одном или на обоих глазах. Причины этого нарушения различны.

Иногда у детей веки смыкаются не полностью (лагофтальм). Следствием этого могут быть сухость и дистрофия роговицы, ее изъязвление. Причины такой патологии также различны. Вам необходимо проконсультироваться у офтальмолога и детского невропатолога .

Внутренний угол глаза у ребенка может быть прикрыт складкой кожи, которая имеет полулунную форму и называется эпикантусом. Для детишек монголоидной расы – это вариант нормы. Но у европейцев эпикантус может быть признаком нарушения внутриутробного развития. Встречается он и при хромосомных болезнях. Незначительный эпикантус исчезает самопроизвольно.