Главная · Аппендицит · Здоровый образ жизни школьников в современных условиях. Формирование здорового образа жизни у школьников

Здоровый образ жизни школьников в современных условиях. Формирование здорового образа жизни у школьников

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.
Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными

факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
^

Здоровый образ жизни школьника включает:


  • правильное питание

  • занятие физическими упражнениями

  • закаливание

  • соблюдение режима дня

  • соблюдение норм гигиены

  • отказ от вредных привычек.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложения у проекту "Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников"

Антета для учащихся "Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни", тест - опросник....

Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения,сформировать у него необходимые знания, умения,навыки по здоровому образу жизни,научить использ...

Шевченко Алёна Николаевна, учитель физической культуры

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Черногорск Республики Хакасия

План

Актуальность проблемы.

Компоненты здорового образа жизни.

Опыт работы по проблеме.

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям.

Актуальность проблемы

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: «Будущее наших детей - в наших руках». Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения? Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочередной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка.

Однако статистика показывает, что за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам - нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно.

В вопросе здорового образа жизни школьника задача педагогов и родителей подразумевает три основных направления:

создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

составление гармоничного режима труда и отдыха;

воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Каждый из компонентов по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия. Рассмотрим подробнее.

1.Правильное питание

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

2. Рациональный режим дня

Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

4. Закаливание

Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

5.Соблюдение гигиенических норм

В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

6. Отказ от вредных привычек

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

7. Благоприятная психологическая обстановка в семье

Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Между тем, знание компонентов, общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает положительного эффекта: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении.

Для этого у нас в школе определяется исходный уровень здоровья с первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями здорового образа жизни. После прохождения ежегодного медицинского осмотра классные руководители получают анализ результатов обследования и ведут дальнейшую работу с родителями.

Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом.

С момента поступления ребенка в школу проводятся беседы о гигиене, о правильной осанке.

Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье.

Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом.

После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка - сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора - часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма. Основными моментами рациональной организации учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузке; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течении дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учёбы и отдыха. Одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является недостаток двигательной активности. Двигательная активность - один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума.

Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки. Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры.

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям

Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека: учитывайте возраст своего ребенка. Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника. Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе - обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний. Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать - по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку. Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит - возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы - пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны. Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу. Будьте последовательны и постоянны

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным.

Список использованной литературы

Барин Л.Г. Мама, папа, я - здоровая семья, - СПб.: Питер, 2005. - 254с.

Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья, - Минск: Вышейшая школа, 2004. - 303с.

Буцкина Д.К. Младший школьник, - Москва: Аверсев, 2001. - 152с.

Воробьев В.И. Слагаемые здоровья, - Минск.: Вышэйшая школа, 2003. - 223с.

Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005. - 144 с.

Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва.: Центр, 2004. - 92 с.

Куркович А.О. Здоровый образ жизни, - Москва: Овал, 2002. - 233с.

Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни, - Москва: Аверсев, 1997. - 393с.

Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005. - 112 с.

Панкратьева Н. В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. Москва.: Мысль, 2002. 236 с.

Современного ребенка окружают условия, в которых он нередко испытывает стресс, информационное и эмоциональное перенапряжение, влияние экологически неблагоприятных факторов. Воспитание здорового образа среди учеников - одна из задач школы наряду с интеллектуальным и культурным развитием. Только привитые с детства знания культуры здоровья помогут сформировать здорового взрослого человека и само общество.

Обучение здоровому образу жизни

Учебные заведения оказывают большое влияние на состояние здоровья учеников. Формирование физического и психологического здоровья учащихся должно происходить как на программно-нормативном, так и на внеклассном уровне. Поэтому сейчас активно внедряются здоровьесберегающие инновационные технологии.

Независимо от возраста школьников, основные задачи при воспитании культуры здоровья таковы:

  • формирование правильного и осознанного отношения к своему здоровью и спорту;
  • обучение правилам безопасности, личной гигиены, здоровому образу жизни;
  • проведение родительских встреч, посвященных данной тематике.

Для каждого школьного возраста нужно использовать методы классного и внеклассного обучения, наиболее подходящие уровню интеллектуального, культурного, эмоционального развития.

Младшая школа

Реализация валеологических целей должна происходить с самых первых дней обучения. В начальных классах последовательное выполнение программных задач легче, так как с детьми занимается один учитель.

Классные часы

Желательно начинать учебный день с небольшой зарядки. Это прогонит сонливость и настроит детей на активный лад. Во время уроков обязательно проводите физкультминутки . Делать упражнения надо на начальном этапе усталости, когда небольшая встряска зарядит энергией физически и эмоционально.

Упражнения можно подбирать в зависимости от основного вида деятельности на уроке. Если большая часть занятия предполагает письмо - сделайте зарядку для рук и для снятия общего напряжения, т.к. при письме так или иначе напряжены все мышцы. Когда на уроке в основном необходимо читать - используйте гимнастику для глаз.

Внеклассные мероприятия

Внеурочные мероприятия должны быть посвящены правилам дорожного движения, технике безопасности при работе с электроприборами, важности гигиены, ежедневной гимнастики, подвижных игр. Они могут проводиться в форме беседы или лекции педагога. С энтузиазмом дети принимают конкурсы рисунков, викторины, спортивные состязания, праздники и небольшие постановки.

Работа с семьями включает в себя беседы касательно режима дня, правильного питания, использования компьютеров и разнообразных гаджетов. Важно донести до родственников, что именно их пример в первую очередь перенимают ребята. Поэтому весомым является личный пример. Задействование родителей в организации и проведении мероприятий также дает положительные результаты.

Средняя и старшая школа

В 5-11 классах основная работа по формированию культуры ЗОЖ распределяется между несколькими преподавателями: классным руководителем, учителем физкультуры, биологии и психологии.

Классные часы

Не забывайте о проведении физкультминуток! Они не должны быть такими частыми и носить игровой характер. Но, уделяя пару минут тому, чтобы размять руки, спину и спокойно подышать, вы переключаете внимание школьников и повышаете их дальнейшую продуктивность.

Знание подростками особенностей организма улучшает понимание важности гигиены, здорового питания и спортивных занятий. Подобную информацию школьники получают на уроках биологии, ОБЖД и психологии . В некоторых школьных программах существует специальный курс валеологии. Но и на уроках литературы можно обсуждать произведения, в которых затрагивается тема здорового образа жизни и вредных привычек.

Наиболее важная роль отводится учителю физической культуры . Ему предстоит сформировать интерес к спорту, закаливанию. Физруку следует быть внимательным при проведении занятия, контролируя уровень нагрузки для разных групп детей.

Внеклассные мероприятия

Тематика конкурсов, бесед и постановок для подростков становится более разнообразной . В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, и родители не способны постоянно контролировать компанию и времяпрепровождение своих детей. Поэтому важно донести до детей информацию о вреде курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Обязательно нужно проводить беседы (с девочками и мальчиками отдельно) на тему полового созревания.

Помимо программных занятий физкультурой в этом возрасте ребята проявляют интерес к разнообразным спортивным секциям и кружкам . Нужно поддерживать их инициативу, способствовать участию в спортивных состязаниях различных уровней.

В этом возрасте дети в меньшей степени склонны копировать поведение старших и следовать их указаниям. Для воспитания подростков необходимо знать их мотивацию , заинтересовывать и побуждать к ЗОЖ. Для ребят 12-17 лет основными мотивирующими факторами являются мотивация самосохранения, социализации и привлекательности .

Стоит отметить, что мотивация самосохранения у детей не всегда хорошо развита: они думают, что «со мной-то такого не произойдет». Но информированность ребенка об уровне смертности из-за алкоголя или наркотиков может стать сильным мотивом для отказа от их употребления.

Желая социализироваться и стать полноценным членом общества, так или иначе школьник попадает под влияние принятых в его окружении норм. Поэтому здесь огромную роль играет пример семьи и друзей, чей образ жизни, привычки перенимает подросток. Это же касается и первого пункта: вряд ли школьник всерьез воспримет слова о вреде курения от учителя, который каждую переменку бегает «на курилку».

Привлекательность особенно актуальна для старшеклассников. Именно желание понравиться противоположному полу мотивирует ребят посещать тренажерный зал, секции боевых искусств или танцы.

Психологическое и эмоциональное здоровье

Помимо физической составляющей, школа формирует и психологическое здоровье детей. Занятия должны проходить в доброжелательной и дружелюбной атмосфере. Дети должны знать, что они всегда могут обратиться за помощью к старшим, что любые конфликты решаются мирным путем. Научите детей не только учиться, но и расслабляться, снимать напряжение с помощью дыхательных упражнений.

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни.

Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?

Даём определение для взрослых: «здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». (с сайта международного общественного движения «Здоровая планета» http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh)

Определение для детей : здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.

Личная гигиена.

Чистота - залог здоровья (рус. нар. пословица).

1.Обязательно чистите зубы после утреннего пробуждения и перед тем, как отходить ко сну.

2. Регулярно мойте голову .

3.Содержите в чистоте расчёски, резинки и заколки для волос.

4.Принимайте душ или ванну 2 раза в день.

5. Обязательно мойте руки по приходу домой, до и после еды, после игры с животными, после туалета.

6. Уделяйте внимание чистоте вашей одежды и обуви.

Режим дня

Сидеть да лежать, болезни поджидать (рус. нар. пословица).

Вы скажете, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. Совершенно верно! Именно этим людям небезразлично как себя чувствуют дети, с каким настроением они принимаются за уроки и занятия, найдётся ли в течение дня время на еду и развлечения.

Итак, режим дня - это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.

Бывает, что мы нарушаем режим дня: поздно встаём, едим, когда захочется, смотрим фильмы или мультики допоздна, валяемся на диване. Но если человек будет так жить всегда, то он станет капризным лентяем, а без правильного питания и прогулок на свежем воздухе он ещё и заболеет.

Значит основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это:

    Нормальная продолжительность сна (Школьник должен спать не менее 9-10,5 часов).

    Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.

    Соблюдение графика приёма пищи.

    Соблюдение баланса между учебными занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе. (Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку) .

Вы можете построить свой режим дня, посоветовавшись с родителями. Главное – найти в себе силы соблюдать этот режим!

Правильное питание.

Как жуёшь, так и живёшь (рус. нар. пословица).


Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды.


Понятно, что для детей готовят пищу взрослые. Понятно, что детям для роста и взросления нужно много сил. А получать всё необходимое они должны из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Отсутствие сбалансированного полноценного питания может обернуться испорченным на всю жизнь здоровьем. Поэтому нужно постараться есть всё полезное, что вам предлагают родители. Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты . Не отказывайтесь от тех овощей и фруктов, которые однажды показались вам невкусными, попробуйте их ещё раз, вдруг понравятся. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.

Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану и проч). Они содержат полезный белок и способствуют нормальному пищеварению.

Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют организму быть энергичным и бодрым в течение многих часов. В качестве гарнира это блюдо отлично гармонирует с мясом, рыбой и овощами.

Не отказывайтесь от мяса. В мясе содержится огромное количество полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.

Совет. Не торопитесь во время еды, хорошо пережёвывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз.

Спорт и физические нагрузки.

Двигайся больше, проживёшь дольше (рус. нар. пословица)

Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеть. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать спортивные секции, упражняться в тренажёрном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Тогда начать день необходимо с утренней зарядки, которая поможет перейти от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног.

Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнение на восстановление дыхания.

Посвятите зарядке 10-15 минут и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относится активное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры и/или ежедневные прогулки на роликах, велосипеде и проч. Физический труд, гимнастика, прогулка, бег и т.п. улучшают кровообращение, дают энергию, хорошее настроение, здоровье.

Отказ от вредных привычек.

Мы не станем углубляться и долго говорить о вредных привычках. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит своё здоровье и уже давно принял решение никогда не быть зависимым.

Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать. Просто начните с малого. Давайте сами себе задание (встать вовремя, не забыть почистить зубы, поесть до выхода в школу, собраться и сделать уроки за 40 минут и др.) выполняйте их и планомерно формируйте новые полезные привычки.

Помогли понять что такое ЗОЖ книги из фонда нашей библиотеки и интернет-ресурсы :

Баль, Л. В. Букварь здоровья : Учеб. пособие для детей дошкол. возраста / Л. В. Баль, В.В. Ветрова. - М. : ЭКСМО, 1995. -127с.

Володченко, В. Ю. Игры нашего двора / В. Ю. Володченко; Рис. И.Челмодеева. - Науч.-попул. изд. - М. : Дом: ИИК "Российская газета", 1998. - 84с.

Залесский, М. З. Как стать сильным / М. З. Залесский; Худож. В.Жигарев. - М. : РОСМЭН, 2000. - 124с.

Семёнова, И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой / И. Семёнова. – - Науч.-попул. изд. – М.: Педагогика, 1989. – 176с.

Следить за состоянием и поддерживать здоровье детского организма – одна из важнейших задач родителей. Здоровый ребенок, взрослея, гораздо быстрей включается в общественную жизнь, реализует себя в профессии и с большим успехом справляется с преградами и трудностями, которые встают на его пути.
Крепкое здоровье особенно важно в школьном периоде – это обеспечит ребенку бодрость, энергичность, будет способствовать лучшему восприятию информации и успешной учебе. Таким образом, главная задача родителей и учителей – привить детям тягу к здоровому образу жизни.

Конечно, основная нагрузка здесь ложится на плечи родителей. И если до 12 лет им вполне успешно удается контролировать режим дня и привычки своего чада, то после достижения этого возраста и по мере взросления выполнять эти функции становится все сложней. Это естественный процесс – дети начинают рассуждать самостоятельно, требуют большей свободы, у них появляются свои точки зрения на определенные вещи. В их поведении и образе жизни могут происходить кардинальные перемены. Задачей родителей на этом этапе является приложение максимальных усилий к тому, чтобы их противостояние с ребенком не достигло критической точки.

Не стоит удивляться, если правила здорового образа жизни, которым с радостью следовал ребенок младшего школьного возраста, вдруг станут игнорироваться при переходе в старшие классы.

Не нужно также идти полностью на поводу у ребенка и перестраивать кардинально воспитательный процесс.

Перемены, несомненно, имеют место. Но они должны быть постепенными, однозначно – с учетом изменившихся интересов и потребностей ребенка (в разумных пределах, конечно). Неизменным должно оставаться одно – и в младшем возрасте, и по мере становления необходимо прививать детям интерес к правильному образу жизни. Опять же, с учетом индивидуальных особенностей подрастающей личности.

Правила здорового образа жизни для школьников

Конечной целью процесса воспитания здорового образа жизни является формирование у школьника действенной мотивации, которая вырабатывала бы у него осознание того, что здоровый образ жизни – это не только необходимо, но и правильно, интересно и полезно. Важно, чтобы включилась так называемая самомотивация, и школьник желал и стремился придерживаться здоровых правил.

Мудро действуют те родители и преподаватели, которые иногда могут пойти на уступки и позволить ребенку что-нибудь вредное или неразрешенное вместо того, чтобы бесконечно давить на него запретами, подвергая детскую психику дополнительным стрессам и постоянно испытывая ее на выносливость.

Например, можно выделить день, когда вы будете покупать ребенку не полезную пищу, которую он так любит, а в остальное время пусть питается здоровыми продуктами. Так и вреда организму не нанесете, и сможете избежать истерик и озлобленности со стороны ребенка из-за ваших бесконечных отказов.

При отношениях с детьми никогда не забывайте, что они – это тоже личности, пусть пока и такие маленькие. И эти личности обладают такой же свободой воли, как и вы сами. Поэтому главное, что необходимо помнить в процессе воспитания, в том числе и воспитания здорового образа жизни – учет потребностей и стремлений подрастающего человека. Нельзя постоянно игнорировать желания ребенка и осаживать проявления его свободной воли. Всему есть предел. Если его пересечь, можно вырастить человека с выраженными психическими расстройствами, склонностями к депрессиям и нервным срывам.

  1. Разрабатываем персональный план здорового образа жизни.

При вырабатывании тяги у школьника к ведению здорового образа жизни важно
соблюдать баланс между стремлением укрепить и сохранить его здоровье и индивидуальными особенностями, присущими каждому человеку.

Несомненно, в валеологии (валеология — наука о здоровом образе жизни, ) есть ряд теорий, утверждающих о необходимости неукоснительного следования абсолютно всем составляющим здорового образа жизни. Но это приведет, скорей всего, к тому, что попытки унифицировать детей в вопросах здорового образа жизни с раннего возраста окажутся не только безрезультатными, но и вредными для людей, имеющих определенные особенности организма.

Четкое следование всем правилам развивает в ребенке внутренний конфликт, который, в конечном счете, получит свое выражение. Часто это проявляется в реакции отрицания. Ребенок взрослеет, постепенно ощущает уменьшение власти родителей над собой и начинает отрицать устоявшиеся правила и привычки, делая все в противовес им: переедать сладкого или жирного, часами сидеть у телевизора или компьютера, начать курить и употреблять алкоголь.

Чтобы избавить себя и ребенка от такого негативного поворота событий, нужно разработать для него индивидуальный план здорового образа жизни и включить в него не только свои требования, но и приемлемые (с вашей точки зрения) и чрезвычайно важные (с точки зрения ребенка) пункты.

  1. Вырабатываем правильные стереотипы.

Если повторять определенные действия или процессы регулярно с самого детства, то они постепенно войдут в привычку, и достигнут уровня автоматизации: иногда человек может совершать какие-либо манипуляции, даже толком не осознавая их смысла в данный момент, просто он привык это делать. Используйте этот дар эволюции во благо – старайтесь вырабатывать у ребенка полезные и правильные стереотипы. Но не забывайте доводить до него значимость и смысл тех или иных действий (например, как важно чистить зубы или мыть руки перед едой), стараясь сделать это максимально просто и понятно с учетом его возраста и степени развитости интеллекта.

  1. Следите за своим поведением.

Часто родительский пример в глазах ребенка играет решающую роль в формировании его будущей личности, в том числе – и в выработке соответствующего отношения к правильному образу жизни.

Имейте в виду, что если в младшем возрасте ваш авторитет для ребенка практически абсолютен и не вызывает сомнений, то в более старшем возрасте его нужно будет заслуживать.

Этого можно добиться путем успешности в профессиональной сфере, создания атмосферы заботы, любви и понимания в семье, способности принимать и нести ответственность за последствия жизненно важных решений, демонстрации личной приверженности здоровому образу жизни.

  1. Поиск авторитетов вне круга семьи.

Ваша задача – постараться повлиять на пристрастия чада, ведь сейчас большинство актеров и исполнителей с трудом можно привести в качестве примера правильного поведения и образа жизни. Опускать руки не стоит, просто нужно хорошо изучить его биографию, выделить в ней интересные факты, плюсы и минусы новоявленного кумира и обсудить это с ребенком.

Например, солист группы, который излечился от алкоголизма или наркотической зависимости, в зрелом возрасте осознал свои ошибки и начал призывать своих поклонников вести здоровый образ жизни.

Необходимо донести до ребенка смысл чужих ошибок, чтобы он не наделал своих.

Здесь необходимо учитывать возраст и индивидуальные качества школьника. Мотивируя ребенка, необходимо акцентировать внимание на проблеме, актуальной именно для его возраста.

Если вы начнете рассказывать десятилетнему ребенку о том, как важно вести здоровый образ жизни сейчас, чтобы избежать инсульта в старости, то это вряд ли можно назвать примером хорошей мотивации. Проблема должна быть ограничена относительно коротким временным интервалом – от одного года до двух-трех лет. Ведь для ребенка все, что вы рассказываете «наперед», кажется невероятно далеким и не представляет сильной значимости.

Мотивация должна строиться на таких принципах:

  1. Самосохранение.

Необходимо ориентировать на самосохранение ребенка при возникновении опасной ситуации или если у него имеются серьезные проблемы со здоровьем.

Важно донести до него, что каким бы сильным не было какое-либо его желание, тяга к риску или потребность в чем-то, всегда нужно думать о том, может ли это, в конечном счете, стать угрозой для его жизни или здоровья. Хороший пример мотивации самосохранения – отказ от наркотиков.

Если с детства ребенок будет знаком со статистикой смертности среди молодых людей-наркоманов, это может стать для него мотивирующей силой, блокирующей желание употреблять наркотики.

Здесь тоже важно найти правильный подход к мотивации самосохранения. Ее необоснованные проявления тоже могут принести вред и потерять доверие ребенка. Возможна такая ситуация: родители все время твердят о смертельном вреде сигарет, но дети видят, что все вокруг курят и по-прежнему живы и внешне здоровы.

Подросток утрачивает доверие к родителям и процесс дальнейшего воспитания сильно осложнится.

Правильней будет сделать акцент на том, что курение ограничивает свободу воли человека, вызывая зависимость, а также на том, что спустя время (для каждого человека, независимо от возраста, разное) курильщики будут иметь серьезные проблемы со здоровьем.

Не забывайте и о том, что степень самосохранения в детском возрасте еще не достаточно высока, школьники твердо уверены в том, что с ними ничего плохого не случиться.

  1. Следование правилам общественного образа жизни.

Принятие ребенка обществом для него важно не меньше, чем для взрослого. Неумение строить отношения с окружающими воспринимается крайне болезненно.

Мотивация следования правилам общества особенно остро проявляется в подростковом возрасте. Ребенок может перенимать привычки других детей (не всегда правильные), чтобы вызвать общественное одобрение и быть принятым в группу. Важно проследить за тем, чтобы он попал в правильное окружение – можно записать его в спортивную секцию, что станет отличным стартом для здорового жизненного образа.

2.1. Мотивация социализации.

Доведите до сознания ребенка, что стремление быть принятым в общество двояко. Кто-то хочет занять более авторитетное положение, вливаясь в асоциальные компании, где дети начинают пробовать наркотики, алкоголь и курить. А кто-то стремится совершенствовать себя и свою физическую форму, уделяя время здоровью.

2.2. Мотивация удовольствия.

Здоровое подтянутое тело хорошо стимулирует вести правильную жизнь. Ведь когда болеешь, нельзя бегать и играть на улице с другими детьми. Стремясь как можно скорей выздороветь, ребенок активней начинает соблюдать правила здорового образа жизни.

2.3. Сексуальная мотивация.

Вопросы сексуальной мотивации актуальны для старшеклассников. Желание сделать свою фигуру более привлекательной для противоположного пола и забота мальчиков о сексуальной силе могут стать хорошими мотивами к здоровому образу жизни.

  1. Задействуйте материальные стимулы.

Помните, что все, что красиво внешне и приятно для использования, становится отличным стимулом здорового образа жизни. Это может быть детская зубная щетка с любимым героем мультфильма, сделанный на заказ спортивный инвентарь или спортивная одежда (все с тем же любимым героем), занятия в современном спортивном центре, привлекающим необычностью сооружения, здоровая и красивая внешне пища.

Помните, что поселить в ребенке тягу к здоровому образу жизни хотя и чрезвычайно сложно, но жизненно важно. Главное, прислушивайтесь к нему, цените, уважайте его свободу и личное пространство, любите, не игнорируйте общение с ним, больше бывайте вместе, демонстрируйте собственный пример и не забывайте фантазировать!