Главная · Боли в желудке · Физическое здоровье человека. Что такое здоровье и как сохранить его на долгие годы

Физическое здоровье человека. Что такое здоровье и как сохранить его на долгие годы

Здоровье является наиглавнейшей ценностью человека, но, пока оно не подводит, человек редко о нем задумывается. Начинать беречь здоровье следует еще тогда, когда оно есть: избегать того, что его портит, и придерживаться того, что его укрепляет.

Что такое здоровье – определение

Взгляд на то, что такое здоровье, менялся с течением времени. Так, в 11 веке до н.э. врач Гален определял здоровье как состояние, в котором отсутствует боль, и которое помогает полноценно выполнять обязанности. С начала 20 века взгляд на здоровье существенно изменился, расширился и углубился. Определение здоровья по ВОЗ говорит о том, что здоровье включает в себя комплекс факторов, состоящих из социального, физического и душевного благополучия.

Некоторые ученые, размышляя о том, что такое здоровье, вкладывают в это понятие и резервные возможности организма. Чем легче организм реагирует на изменения в окружающей среде, адаптируется, борется с вредными агентами, тем более крепким считается здоровье. К резервным возможностям относится и способность выдерживать длительные нагрузки физического и психологического плана.

Физическое здоровье

Физическое здоровье – это такое состояние организма, при котором все органы и системы органов эффективно функционируют. Хорошее физическое здоровье помогает человеку полноценно заниматься своими обязанностями, привычными делами и отдыхать. Определяющими составляющими физического здоровья являются такие компоненты:

  • уровень физического развития человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности;
  • уровень физподготовленности;
  • наличие или отсутствие заболеваний в острой или хронической форме;
  • физические дефекты.

Психическое здоровье

Вопрос, что такое психическое здоровье, можно рассматривать с двух сторон:

  1. С точки зрения психиатрии, психическое здоровье – это отсутствие психических отклонений и аномалий личностного развития.
  2. С точки зрения психологии, – это состояние, позволяющее полноценно реализовать свои способности, проявить себя как личность, иметь оптимистичный взгляд на жизнь, стремиться вперед и добиваться поставленных целей, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и быть полезным членом общества.

Уровни здоровья

В медико-социальных исследованиях выделяют несколько уровней здоровья:

  • индивидуальное здоровье человека, под которым понимают состояние здоровья отдельно взятой личности;
  • региональное здоровье – состояние здоровья населения отдельно взятого административного района;
  • групповое здоровье - здоровье выделенной социальной или этнической группы;
  • общественное здоровье – состояние здоровья всего общества в целом.

Показатели здоровья

Основные показатели здоровья включают в себя такие пункты:

  • генетические : в них входит генотип, отсутствие дизэмбриогенеза и дефектов, переданных по наследству;
  • морфологические : степень физического развития и тип конституции;
  • биохимические : уровень показателей биологических жидкостей и тканей;
  • клинические , говорящие о наличии или отсутствии заболеваний;
  • метаболические : скорость обменных процессов;
  • функциональные : в эту группу входит норма покоя и норма реакции, а также резервные возможности организма и функциональный вид;
  • психологические , включающие эмоционально-волевую и познавательную сферу, тип ВНД и темперамента;
  • социально-духовные : нравственные ценности и целевые установки личности, потребности и желания.

Показатели здоровья человека

Объективные показатели здоровья человека включают в себя 12 шкал:



Показатели здоровья населения

Общественное здоровье показывает среднее состояние здоровья членов общества и отражает его общие тенденции развития. К нему относятся такие факторы:

  1. Коэффициент рождаемости. К нему относится число рождений в год на тысячу человек. Средним показателем является появление на свет 20-30 детей.
  2. Коэффициент смертности. Средним показателем смертности является 15-16 умерших в год на тысячу человек. Если смертность по возрасту считается нормой, то младенческая смертность считается патологией и отражает общественное неблагополучие. Низким показателем младенческой смертности является показатель меньше 15 детей в год на 1000 новорожденных, высоким – более 60 детей.
  3. Прирост населения отражает разницу между количеством рожденных детей и количеством умерших членов общества.
  4. Средняя продолжительность жизни. Хорошим показателем является цифра в 65-75 лет, неудовлетворительным – в 40-50 лет.
  5. Коэффициент постарения членов общества высчитывается из разницы между количеством людей до 60 лет и после 60. Плохим показателем является процент выше 20, а хорошим – менее 5.
  6. Механическое движение населения показывает процент миграции.
  7. Показатель заболеваемости.
  8. Показатель врожденной и приобретенной инвалидности.
  9. Показатель физического развития зависит от этнической группы, климатических и географических условий проживания.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Здоровье человека зависит от ряда условий, поэтому знание того, каковы факторы риска для здоровья человека, а какие способствуют его улучшению, может помочь каждому члену общества улучшить состояние здоровья. Все факторы, отражающиеся на самочувствии человека, можно разделить на такие группы:

  • образ жизни;
  • биологическая наследственность;
  • социально-экономические условия;
  • состояние окружающей среды;
  • доступность медицинской помощи.

Факторы, способствующие укреплению здоровья

  1. Рациональное питание и режим питания. Меню должно быть разнообразным, сбалансированным, а пища должна приниматься по режиму.
  2. Умеренные физические нагрузки.
  3. Полноценный отдых, здоровый сон.
  4. Личная гигиена, чистота жилья.
  5. Закаливающие процедуры.
  6. Хорошее состояние окружающей среды. Хотя экология и не зависит от каждого человека, все-таки следует выбирать для жизни более чистые регионы.
  7. Оптимизм и крепкая нервная система. С древних времен известно, что состояние нервной системы напрямую отражается на физическом здоровье.

Факторы, разрушающие здоровье

Размышления о том, что такое здоровье, являются неполными без анализа того, что отрицательно сказывается на его состоянии. Если учитывать факторы, пагубно влияющие на здоровье, и стараться их избегать, можно повысить уровень своей жизни и почувствоваться себя более счастливым человеком. К факторам, причиняющим вред здоровью, относятся:

  1. Вредные привычки: употребление алкоголя, табакокурение, наркомания и токсикомания.
  2. Неправильное питание. Увеличение в меню доли углеводо- и жиросодержащих продуктов и снижение доли фруктов и овощей приводит к увеличению веса, снижению иммунитета, авитаминозу и дефициту в организме полезных минералов.
  3. Гиподинамия. С каждым годом наблюдается снижение подвижности населения, что приводит к ослаблению функций организма и частым заболеваниям.
  4. Стрессы и переживания.

Охрана здоровья

Здоровое общество является одной из составляющих успешного государства. Вопросом здоровья граждан занимается здравоохранение, отвечающее за профилактику и охрану здоровья населения. Здравоохранение – это сочетание мер политического, социального, медицинского, культурного, экономического и санитарного плана, направленных на улучшение состояния здоровья каждого члена общества. Эти меры направлены на сохранение здоровья, лечение граждан и профилактику. Здоровье детей и женское здоровье являются приоритетными направлениями деятельности здравоохранения.

Физическое и духовное здоровье человека в чем заключается, в чем смысл этих понятий? Как они взаимосвязаны между собой? В чём заключается здоровье человека? Как привести своё тело и душу в гармоничное состояние? Эти вопросы интересуют многих людей, однако не все понимают, что физическое состояние организма напрямую зависит от уровня духовности личности.

Что такое физическое здоровье человека?

Физически здоровый человек всячески поддерживает собственное тело в тонусе. Это подразумевает соблюдение гигиенических норм, развитие привычки правильно питаться, а также регулярные занятия спортом. Нельзя остаться физически крепким и здоровым, если не мыть руки и остальные части тела, не чистить зубы, не носить чистую одежду.

Поглощая пищу в избытке, а также принимая внутрь алкоголь или вдыхая табачный дым, нельзя рассчитывать на то, что тело справится с подобной нагрузкой и не пострадает. Регулярные занятия спортом помогут ускорить и улучшить многие процессы в организме, благодаря которым человек станет намного сильнее и здоровее.

Что такое духовное здоровье?

Духовное здоровье человека – это его внутреннее состояние, определяющееся чистотой мыслей, совести, взаимоотношениями с окружающим миром и самим собой. Оно проявляется чаще всего в поступках человека, ведь именно мысли предшествуют поступкам и образу действия. Духовно здоровый человек находится в гармонии с окружающими людьми, природой, своей совестью.

Совесть – наш внутренний компас. Если мы не сопоставляем своё направление с ним, не прислушиваемся к внутреннему голосу, совершая поступки, идущие вразрез с совестью, тем самым мы нарушаем гармонию с самими собой. В итоге получаем на внутреннем уровне потерю спокойствия, терзания, смятение, разочарование в самих себе, а на физическом уровне результатом становятся различные заболевания, нарушение отношений с окружающими людьми.

Как улучшить духовное здоровье?

Повысить свою духовность можно несколькими способами. Основные из них изложены практически во всех религиях мира.

1. Покаяние – признание собственных ошибок, изменение неправильного образа действий. Это не просто сожаление о плохих поступках, а их осмысление и отказ повторять неправильные действия снова.

2. Проявление любви – основа всего. Каждая религия учит любить Создателя, себя самого и ближних.

3. Следование тонким законам Вселенной. Если мы движемся по жизненному пути, действуя в согласии с законами и принципами, данными нам Богом, то наша жизнь преображается. Действуя наперекор тонким духовным законам, мы страдаем.

4. Молитва, медитация, размышление – путь к духовному исцелению.

5. Изучение божественных законов, принципов бытия, чтение соответствующей литературы, посещение различных семинаров – всё это помогает укрепить взаимоотношения с Создателем, а значит, ведёт к духовному исцелению.

6. Прощение – если мы затаиваем обиды на ближних или самих себя, эта негативная энергия разъедает изнутри, мешает двигаться вперёд, достигать успеха и лишает радости. Прощение – неотъемлемая часть духовного здоровья.

Что ведёт к разрушению духовного и физического здоровья?

Учёными уже доказана взаимосвязь возникновения физических недугов с духовным состоянием человека. Например, известно, что некоторые заболевания появляются тогда, когда мы недовольны собой, носим в сердце груз обиды на кого-то, завидуем. По поводу зависти упоминалось и в Библии, где сказано, что зависть – это гниль для костей. Это чувство присуще только людям с низкой духовностью, оно вначале оказывает влияние на качества личности, притупляя любовь к ближним, способность радоваться чужим успехам.

Затем зависть продвигается дальше – она способствует развитию других негативных качеств – злости, гнева и даже ненависти. Эти чувства разрушают человека физически. Что значит «гниль для костей»? Это буквально означает развитие недугов, таких как рак, сахарный диабет и других, которые связаны с процессами гниения тела.

Любые отрицательные эмоции и личностные качества приводят к разрушению физического здоровья. Вот почему важно всячески контролировать свои мысли и поступки, очищая их от зла.

В чем заключается здоровье человека?

Быть здоровым – это пребывать в гармонии с самим собой и ментальными законами Вселенной. Это понятие не только подразумевает заботу о физической форме. По определению ВОЗ, быть здоровым – не значит не иметь каких-то заболеваний. Это целостное понятие, включающее в себя состояние духовного развития человека, его психического состояния, а также физической формы. Входит в это определение и нравственная составляющая, ведь следование высоким нравственным нормам или принципам защищает людей от различных заболеваний, взять хотя бы те, что передаются половым путём.

Итак, подведём итоги, дав чёткое определение тому, в чём же заключается здоровье? Это означает:

1. Вести здоровый образ жизни – заниматься спортом, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, содержать тело в чистоте.

2. Действовать по совести.

3. Проявлять любовь к окружающему миру и ближним.

4. В своих поступках руководствоваться принципами и ментальными законами Вселенной.

5. Избавиться от негативных чувств, разъедающих тело, - зависти, злобы, гнева, ненависти и обид.

6. Развить хорошие нравственные привычки.

Придерживаясь этих правил на протяжении всей жизни, вы можете рассчитывать на крепкое здоровье, причём в полном понимании этого слова.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологи­ческой системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клет­ки, ткани, органы и системы органов).

Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное суще­ствование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внеш­ней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека - это систе­ма открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упо­рядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегули­рованию. Совершенная координация всех функций - следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция со­ставляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свой­ство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на опреде­ленном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например постоянство темпе­ратуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамичес­ком постоянстве внутренней среды организма - гомеостазисе (котеоз(аш; греч. котоюз - подобный, сходный + Маш - стояние, неподвижность).

Более 100 лет тому назад выдающийся французский ученый Клод Бернар впер­вые поставил вопрос о значении гомеостазиса (хотя сам термин был введен по­зднее В. Кэнноном). В своих первых работах по гомеостазису В. Кеннон отметил, что живые существа представляют собой открытую систему, имеющую множество связей с окружающей средой. Эти связи осуществляются через посредство ды­хательного и пищеварительного трактов, поверхностных кожных рецепторов, нервно-мышечных органов и костных рычагов. Изменения в окружающей среде прямо или опосредованно воздействуют на указанные системы, вызывая в них соответствующие изменения. Однако эти воздействия обычно не сопровождают­ся большими отклонениями от нормы и не вызывают серьезных нарушений в физиологических процессах благодаря тому, что автоматическая саморегуляция ограничивает возникающие в организме колебания в сравнительно узких преде­лах. Для обозначения этого относительного постоянства можно было бы приме­нять термин «равновесие», или «уравновешивание». Этот термин вполне приго­ден для относительно простых физических или физико-химических процессов. Однако в сложно устроенном живом организме, кроме процессов уравновешива­ния, обычно включается и интегративная кооперация ряда органов и систем. Так, например, когда создаются условия, меняющие срстав крови и вызывающие на­рушение дыхательных функций, быстро реагируют мозг и нервы, сердце, легкие, почки, селезенка и т. д. Для обозначения таких явлений, по мнению Кеннона, тер­мин «уравновешивание» недостаточен, так как координация физиологических реакций - сложный и весьма специфический процесс. Именно для этих состоя­ний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма, Кеннон и предложил термин НотеозШш - «гомеостазис».

В толковании этого термина В. Кеннон подчеркивал, что слово подразу­

мевает не только устойчивое, иммобильное, или застойное, состояние, но и усло­вие, очевидно, ведущее к этим явлениям. Слово Нотео указывает не на тождествен­ность (зате), т. е. не на какое-то постоянно фиксированное или ригидное состоя­ние, а на сходство и подобие явлений (Ше ог згтйаг). В. Кеннон указывал, что в механике принят термин зШйсз, характеризующий устойчивое состояние, возни­кающее под влиянием определенных сил. Однако он умышленно отказывался от слова «статика», считая его неподходящим, поскольку в явлениях гомеостазиса физиологические механизмы так специфичны и так многообразны, что не имеют ничего сходного с применяемым в технике термином «статика».

Таким образом, термин «гомеостазис» не обозначает простого постоянства хи­мических или физико-химических свойств организма. Этим термином В. Кеннон прежде всего обозначал физиологические Механизмы, обеспечивающие устойчи­вость живых существ. Эта особая устойчивость характеризуется нестабильностью процессов - они постоянно меняются, однако в условиях «нормы» колебания фи­зиологических показателей ограничены сравнительно узкими пределами. Явления гомеостазиса могут служить хорошим биологическим примером диалектического единства противоположностей: постоянства и изменчивости.

Давая характеристику исторической основы учения о гомеостазисе, следует сказать, что явление гомеостазиса. по существу, представляет собой эволюционно выработавшееся, наследственно закрепленное адаптационное свойство приспо­собления организма к обычным условиям окружающей среды. Однако эти усло­вия могут кратковременно, а иногда и относительно длительно выходить за пре­делы «нормы». В таких случаях явления адаптации характеризуются не только восстановлением обычных свойств внутренней среды, но и кратковременным из­менением функциональной активности (например, учащением ритма сердечной деятельности и увеличением частоты дыхательных движении при усиленной мы­шечной деятельности). При длительных или повторных воздействиях могут воз­никать более стойкие и даже структурные изменения, например в виде гипертро­фии миокарда при повышенной рабочей нагрузке сердца. При повреждении ка­ких-либо органов включаются механизмы компенсации или возникают викарные функции с участием других систем организма (например, усиление функции по­товых желез при снижении функции почек). Подобные процессы также представ­ляют собой адаптацию к необычным или чрезвычайным условиям внешней или внутренней среды организма. Таким образом, можно различать явления кратков­ременной и долговременной адаптации.

Биологическая характеристика гомеостазиса определяется не только длитель­ностью адаптационных процессов, но и их значимостью. Реакции, обеспечиваю­щие гомеостазис, могут быть направлены на поддержание известных уровней стационарного состояния, на координацию комплексных процессов для устране­ния или ограничения действия вредносных факторов, на выработку или сохране­ние оптимальных форм взаимодействия организма и среды в изменившихся усло­виях его существования. Все эти процессы и определяют адаптацию.

Мы уже отметили, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточ­ных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности - его физическое здоровье.

Физическое здоровье - текущее состояние структурных элементов целостного организма (клеток, тканей, органов и систем органов человеческого тела), характер их взаимодействия и взаимосодействия между собой. Материальную основу фор­мирования физического здоровья составляет биологическая программа индивиду­ального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития орга­низма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым ме­ханизмом биологического развития человека (формирование его физического здо­ровья), а с другой - обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

В самом общем виде физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам сре­ды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной под­готовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Напомним, что здоровье - это не только отсутствие болезней, это определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г.Л. Афанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы (Энергопотенциал биосистемы человека - потребление энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических и психических функций человека как личности), поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций.

По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом.

Энергопотенциал человека - это совокупность его энергетических сил. В течение всей жизни человека происходит постоянный энергообмен.

Чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше уровень здоровья индивида. Так как доля аэробной энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергопотенциала, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма является основным критерием его физического здоровья и жизнеспособности.

Такое понятие биологической сущности здоровья полностью соответствует представлениям об аэробной производительности, которая является физиологической основой общей выносливости и физической работоспособности (их величина детерминирована функциональными резервами основных систем жизнеобеспечения - кровообращения и дыхания). Таким образом, основным критерием здоровья следует считать величину максимального потребления кислорода - МПК данного индивида.

Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья, показателем «количества» здоровья. Помимо МПК важным показателем аэробных возможностей организма является уровень порога анаэробного обмена (ПАНО), который отражает эффективность аэробного процесса. ПАНО соответствует такой интенсивности мышечной деятельности, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко усиливаются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфат и гликоген мышц), и накопления молочной кислоты.

При интенсивности работы на уровне ПАНО концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 ммоль/л, что является биохимическим критерием ПАНО. Величина МПК характеризует мощность аэробного процесса, т.е. количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (за 1 мин). Она зависит в основном от двух факторов: функции кислородтранспортной системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород. Емкость крови (количество кислорода, которое может связать 100 мл артериальной крови за счет соединения его с гемоглобином) в зависимости от уровня тренированности колеблется в пределах от 18 до 25 мл.

В венозной крови, оттекшей от работающих мышц, содержится не более 6 - 12 мл кислорода (на 100 мл крови). Это означает, что высококвалифицированные спортсмены при напряженной работе могут потреблять до 15 - 18 мл кислорода из каждых 100 мл крови. Если учесть, что при тренировке на выносливость у бегунов и лыжников минутный объем крови может возрастать до 30 - 35 л/мин, то указанное количество крови обеспечит доставку к работающим мышцам кислорода и его потребление до 5,0 - 6,0 л/мин - это и есть величина МПК.

Наиболее важным фактором, определяющим и лимитирующим величину максимальной аэробной производительности, является кислородтранспортная функция крови, которая зависит от кислородной емкости крови, а также сократительной и «насосной» функции сердца, определяющей эффективность кровообращения. Не менее важную роль играют и сами «потребители» кислорода - работающие скелетные мышцы. По своей структуре и функциональным возможностям различают два типа мышечных волокон - быстрые и медленные.

Быстрые (белые) мышечные волокна - это толстые волокна, способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость. В быстрых волокнах преобладают анаэробные механизмы энергообеспечения.

Медленные (красные) волокна приспособлены к длительной малоинтенсивной работе - за счет большого числа кровеносных капилляров, содержания миоглобина (мышечного гемоглобина) и большей активности окислительных ферментов. Это окислительные мышечные клетки, энергообеспечение которых осуществляется аэробным путем (за счет потребления кислорода). Поскольку состав мышечных волокон, в основном, генетически обусловлен, при выборе спортивной специализации этот фактор должен обязательно учитываться. Так, у бегунов на длинные дистанции и марафонцев мышцы нижних конечностей на 70 - 80% состоят из медленных окислительных волокон и только на 20 - 30% - из быстрых анаэробных. У бегунов-спринтеров, прыгунов и метателей соотношение состава мышечных волокон противоположное.

Еще одна составляющая аэробной производительности организма - запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена), которые определяют емкость аэробного процесса, т.е. способность длительное время поддерживать уровень потребления кислорода, близкий к максимальному.

Это так называемое время удержания МПК. Запасы гликогена в скелетных мышцах у нетренированных людей составляют около 1,4%, а у мастеров спорта - 2,2%. Они могут увеличиваться под влиянием тренировки на выносливость от 200 до 300 - 400 г, что эквивалентно 1200 - 1600 ккал энергии (1 г углеводов при окислении дает 4,1 ккал). Максимальные значения аэробной мощности отмечены у бегунов на длинные дистанции и лыжников, а емкости - у марафонцев и велосипедистов-шоссейников, т.е. в таких видах спорта, которые требуют максимальной продолжительности мышечной деятельности.

Связь между аэробными возможностями организма и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером (1970). Он доказал, что люди, имеющие уровень МПК 42 мл/мин/кг и выше, не страдают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы. Более того, была установлена тесная взаимосвязь величины МПК и факторов риска ишемической болезни сердца - ИБС: чем выше уровень аэробных возможностей, тем лучше показатели артериального давления, холестеринового обмена и массы тела.

Таким образом, эндогенные факторы риска ИБС формируются лишь при снижении аэробных возможностей до определенного предела. Предельная (пороговая) величина МПК для мужчин 42 мл/мин/кг, для женщин - 35 мл/мин/кг, что обозначается как безопасный уровень соматического здоровья. Имеются данные, что величина аэробных возможностей может служить информативным критерием прогнозирования смерти не только от сердечнососудистых заболеваний, но и в результате злокачественных новообразований (Б. М. Липовецкий, 1985).

В связи с этим в настоящее время наметилась тенденция количественного подхода к оценке уровня здоровья (Н. М. Амосов, Я. А. Бендет, 1984). По Н. М. Амосову, «количество» здоровья определяется суммой резервных мощностей кислородтранспортной системы (МПК - максимальным потреблением кислорода).

В зависимости от величины МПК для нетренированных людей выделяются пять функциональных классов, или уровней, физического состояния. Абсолютные значения МПК зависят от массы тела, поэтому у женщин эти показатели на 20 - 30% ниже, чем у мужчин. Однако при сравнении относительных показателей на 1 кг массы тела эти различия в значительной степени нивелируются. Представляют интерес данные о величине максимальной аэробной мощности у населения стран с различным уровнем двигательной активности. Наиболее высокие значения МПК отмечаются у жителей Швеции (58 мл/кг) - страны с традиционно высоким уровнем развития массовой физической культуры. На втором месте американцы (49 мл/кг). Самый низкий показатель аэробной производительности у населения Индии (36,8 мл/кг), большая часть которого склонна к пассивному, созерцательному образу жизни. Таковы результаты исследований, выполненных в рамках Международной биологической программы.

Эндокринные нарушения. происходит на фоне снижения УФС до определенной критической величины. Так, при массовом обследовании лиц с различным физическим состоянием (Г.Л. Апанасенко, 1988) обнаружено, что заболеваемость возрастала параллельно снижению УФС.

В группе обследованных с высоким УФС (101% МПК и выше) не обнаружено хронических соматических заболеваний, в группе с УФС выше среднего (91 - 100% МПК) заболевания выявлены у 6% всех обследованных, в группе со средним УФС (75 - 90% МПК) различные хронические заболевания - у 25% обследованных.

Аналогичные данные получены Е. А. Пироговой (1985) при обследовании жителей города Киева в возрасте 18 - 75 лет.

Различные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы обнаружены лишь в группе обследованных с III и IV уровнем физического состояния, что составило 7% всех наблюдаемых. При этом отмечались снижение сократительной и «насосной» функций сердца, повышение артериального давления.

У мужчин старше 50 лет с УФС ниже среднего (75% МПК) в ряде случаев диагностированы атеросклероз и коронарная болезнь сердца, некоторые из них перенесли инфаркт миокарда. Безопасный уровень соматического здоровья Соматическое (физическое) здоровье - текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.

Гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем физического состояния. Понижение УФС сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья.

Средний уровень физического состояния, очевидно, может расцениваться как критический. Дальнейшее снижение УФС уже ведет к клиническому проявлению болезни с соответствующими симптомами. Таким образом, уровень соматического (физического) здоровья соответствует вполне определенному уровню физического состояния. В связи с этим важнейшей задачей отечественного здравоохранения является обследование всего взрослого населения с целью диагностики УФС и его повышения с помощью средств оздоровительной физической культуры.

Здоровье психическое (mental health) - динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность Детерминированность (от лат. determinans -- определяющий ) -- определяемость. Детерминированность может подразумевать определяемость на общегносеологическом уровне или для конкретного алгоритма Под детерминированностью процессов в мире понимается однозначная предопредел?нность.

Детерминированность в решении какой-либо практической задачи или в алгоритме означает, что способ решения задачи определ?н однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопредел?нности и независимо от единичных вещей. психических явлений. Гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивида к ней, адекватность реакции организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самой контролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье сексуальное (sexual health) - способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья. социальный медицина здоровье

Ресурсы здоровья - это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т. д.).

Потенциал здоровья - это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и др.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита, автотермы и т. д.).

Баланс здоровья - выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.

Социальные и биологические факторы здоровья . Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.

Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%.

Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%.

Только незначительная часть (8-10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека - это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь - нарушение этой гармонии.

Группы здоровья. Здоровье - это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной Рекреационные ресурсы - это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании. К рекреационным ресурсам относятся:

  • * природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир);
  • культурно-исторические достопримечательности;
  • экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.

Рекреационные ресурсы - это совокупность элементов природных, природно-технических и социальноэкономических геосистем, которые при соответствующем развитии производительных сил могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства. Рекреационные ресурсы кроме природных объектов включают любые виды вещества, энергии, информации, являющиеся основой функционирования, развития, стабильного существования рекреационной системы. Рекреационные ресурсы являются одной из предпосылок формирования отдельной отрасли хозяйства - рекреационного хозяйства. , социолизаторской Социолизаторская деятельность - уход за детьми и престарелыми родственниками., планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни. Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);

  • Ш первичная инвалидность;
  • Ш показатели физического развития;
  • Ш показатели психического здоровья.

Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (в течение года и т. д.). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих и др.

Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др. Население по оценке здоровья распределяется по группам здоровья:

  • 1-я группа (здоровые) - это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;
  • 2-я группа (практически здоровые) - лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их деятельность и трудоспособность;
  • 3-я группа - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации Субкомпенсация - неполная, частичная компенсация недостатков в психофизическом развитии. Декомпенсация (от лат. de… - приставка, обозначающая отсутствие, и compensatio - уравновешивание, возмещение) - нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма, наступающее вследствие исчерпания возможностей или нарушения работы приспособительных механизмов. или декомпенсации.

ГЛАВА 2

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Жизнь современного человека требует большого физического и психического напряжения. Бурное развитие автоматизации производства и быта лишает человека необходимой двигательной активности, которая может снять это напряжение. Значительная урбанизация, рост технического комфорта, развитие городского транспорта и увеличение числа личных автомобилей сводят двигательную активность к минимуму. В дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка не превышает 30 % времени бодрствования при нормируемой его продолжительности не менее 50 %. В школьном возрасте у 50 % 6-8-летних, 60 % 9-12-летних и 80 % старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.

Вместе с тем двигательная активность является одним из условий гармоничного формирования организма. Движение – важнейший естественно биологический стимулятор физиологических функций и формирования всего организма. При физических упражнениях усиливается поток проприоцептивных импульсов, что активизирует деятельность внутренних органов и приспосабливает их к запросам работающих мышц. При систематическом выполнении физических упражнений усиливается более эффективная координация в работе двигательного аппарата, внутренних органов и систем. Вследствие малой подвижности сокращается поступление нервных импульсов из мышц в центральную нервную систему, что вызывает нарушение регуляции кровообращения, дыхания, обмена веществ, снижается резистентность организма к физическим нагрузкам и изменениям окружающей среды. Мышечный покой ведет к уменьшению кровоснабжения жизненно важных систем организма, снижению функциональных резервов, развитию дистрофии и атрофии тканей, медленному течению регенерации и т.д.

Таким образом, движение является жизненной необходимостью человека, особенно в молодом возрасте. Органы и системы человека при правильно организованных движениях развиваются и укрепляются, при чрезмерной работе ослабевают, а при длительном отсутствии движения – атрофируются. Поэтому очень важно, чтобы движения, особенно в детском и юношеском возрасте, становились все более совершенными и способствовали повышению сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды.

Недостаток движения – гипокинезия, или гиподинамия - вызывает целый комплекс изменений в жизнедеятельности организма. Причины гипокинезии могут быть объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая) и субъективными (привычно-бытовая, школьная, климатогеографическая). Последствия гипокинезии выражаются в том, что функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, пищеварение, терморегуляция, выделение, дыхание и др.), работающие на движение, все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Снижение уровня функционирования системы ведет к атрофии или дистрофии ее тканей с уменьшением функциональных резервов, а снижение двигательной активности человека в целом ведет к компенсаторной перестройке всех сторон обмена веществ и выключает конечное звено стрессовой реакции – движение, что в свою очередь ведет к напряжению центральной нервной системы и переходу в дистресс.

Гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунной системе организма и терморегуляции. Особого внимания заслуживает роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей, терморегуляция которых осуществляется за счет высокого уровня двигательной активности. Ограничение последней заставляет в целях профилактики переохлаждения повышать внешнюю температуру.

Физическое здоровье, показатели и критерии физического здоровья

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека отмечается совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к окружающей среде. В укреплении здоровья человека физическому здоровью отведена ведущая роль, оно обеспечивает психическое, нравственное и сексуальное здоровье.

В основе физического здоровья лежат морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов, систем органов и организма в целом. Выделяют также соматическое здоровье, под которым понимается текущее состояние органов и систем организма.

Физическое здоровье определяется антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями. К антропометрическим показателям относятся росто-массовые индексы Брока (отношение массы тела в кг к росту в см минус сто), Кетле (отношение массы тела в кг к квадрату роста в м 2) и другие. Состав массы тела зависит от физической активности человека и питания. В активную массу входят клеточная жидкость, белки, минеральные соли, в малоактивную - жир, костные минеральные соли и внеклеточная вода. Для выявления состава массы тела обычно определяют общее и подкожное содержание жира, мышечную и скелетную массу в абсолютных и относительных величинах.

Физиологические показатели здоровья включают прирост пульса и тип реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку, восстановление пульса после физической нагрузки, уровень тренированности организма, резерв кардиореспиратроной системы, резерв здоровья, биохимические показатели – содержание общего холестерина по отношению к уровню липопротеидов высокой плотности в организме.

Для оценки уровня физического здоровья широко применяется экспресс-метод с использованием индексов массы тела, дыхания, силы кисти, сердечно-сосудистой системы и время восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после 20 приседаний за 30 с. Каждый из показателей оценивается в баллах и затем рассчитывается общая сумма баллов. Если по всем 5 показателям общая сумма баллов меньше или равна 3 баллам, то уровень здоровья низкий, 4-6 баллов – ниже среднего, 7-11 баллов, средний, 12-15 баллов – выше среднего, 16-18 баллов – высокий.

Критериями физического здоровьяявляются уровень физического развития, возрастные анатомо-физиологические особенности, степень физической подготовленности, наличие острых или хронических заболеваний, физических дефектов.

Уровень физического здоровья зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят наследственность, пол, конституция, к внешним – экологические и социально-экономические факторы.

С генетическими особенностями, унаследованными от родителей, человеку предстоит жить всю жизнь. От соответствия образа жизни человека генотипической программе будет зависеть его здоровье и продолжительность жизни.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны тип морфофункциональной конституции и преобладающих нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям, плодовитость и долголетие.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией. Особенно раним генный аппарат на раннем эмбриональном этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основных функциональных систем организма. Большое число раздражающих факторов современной жизни, вызывающих изменения в генах, привело к тому, что перечень и количество наследственных заболеваний в мире неуклонно растет. Наиболее часто наследственные нарушения обусловливаются образом жизни будущих родителей или беременной женщиной. Помимо дефицита двигательной активности беременной, ведущего к нарушению нормального развития плода, следует отметить переедание, психические перегрузки социального, профессионального и бытового характера, вредные привычки.

К экологическим факторам, оказывающим влияние на организм, относятся энергетические воздействия, физические, химические и биологические факторы атмосферы, гидросферы и литосферы, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний, сбалансированность и стабильность климатических условий, ритма природных явлений и др. Особая роль отводится загрязнителям окружающей среды, против которых организм человека не имеет механизмов нейтрализации.

Социально-экономические факторы включают условия труда, быта, питания, воспитания, медицинское обеспечение и т.д.

Физическое обучение и воспитание, цель, задачи, принципы

Физическое обучение и воспитание представляет собой сложный процесс, основанный на деятельности с большим энергетическим и механическим эффектом. Оно состоит из многократных и целесообразных повторений тех или иных упражнений и процедур. В результате этих повторений в организме происходят изменения, ведущие к повышению его функциональных возможностей и способности быстро мобилизовать их для максимальных напряжений. Цель физического обучения и воспитания состоит в формировании, сохранении и укреплении физического здоровья.

Физическое воспитание яв­ляется составной частью общего воспитания и направлено на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи. Результатом физического воспитания является физическая культура , являющаяся частью общей культуры человека. Для детей и подростков физические упражнения являются важным элементом воспитания и подготовкой к будущей деятельности. Физическое воспитание служит залогом того, что ребенок вырастает всесторонне развитым человеком, полноценным членом общества.

В задачи физического обучения и воспитания входят укрепление здоровья, улучшение физического развития и повышение сопротивляемости организма, формирование основных двигательных навыков, выносливости, силы, ловкости, воспитание активности, дисциплинированности, чувства товарищества, выработка навыка к систематическим занятиям физическими упражнениями и закаливанию, освоение отдельных видов спорта, ознакомление с правилами гигиены физических упражнений и спорта, профилактикой травматизма.

Физическое обучение и воспитание проводится последовательно с первых лет жизни ребенка и строится на научной основе в соответствии с морфофункциональными возможностями, возрастом, полом, организацией питания, режимом учебных занятий, сна, отдыха и работы.

Принципами физического обучения и воспитания являются систематичность и последовательность, постепенное увеличение нагрузок, учет функциональных возможностей организма, комплексность, обратимость тренировочных эффектов.

Принцип систематичности утверждает необходимость определенной системы в использовании средств физической культуры, которая обеспечила бы решение основных задач и достижения здоровья, реализуемых с помощью физических упражнений. Практика показывает, что чаще всего физкультурник отдает предпочтение какому-либо одному или группе однородных средств, однако ограничение двигательной активности только ими не может обеспечить решения всех задач достижения здоровья.

Принцип последовательности означает, что нельзя бесконечно менять используемые средства. Это допустимо на первых порах приобщения к оздоровительной физкультуре, пока занимающийся не найдет наиболее подходящие для себя физические упражнения. Выбранные средства должны использоваться в определенной системе и последовательности, что позволит не только осознанно планировать нагрузку, но и проследить за ее эффективностью для той или иной системы жизнедеятельности.

Принцип постепенного увеличения нагрузки вытекает из динамики восстановления функций организма. Возникшие в результате выполненной нагрузки изменения имеют характеристики, определяемые преимущественно выполненной работой. При сохранении такого режима физических тренировок развивается адаптация организма к нагрузкам, и нарастания функциональных показателей не происходит. В то же время повышение рабочей нагрузки, приходящейся на период суперкомпенсации, способствует прогрессирующим изменениям, выражающимся и в активизации обмена веществ, совершенствовании деятельности центральной нервной системы, экономизации функций и так далее. Целесообразна тенденция к повышению нагрузки на протяжении определенного временного цикла, например, календарного года.

Принцип учета индивидуальных нагрузок предполагает, что организация и содержание физической тренировки должны соответствовать особенностям конкретного человека. Это касается, прежде всего, его генетически детерминированных особенностей. В частности, следует учитывать тип телосложения, предрасположение данного морфотипа к определенным заболеваниям, на профилактику которых следует ориентировать физическое воспитание. Другим важным генотипическим фактором является тип высшей нервной деятельности, под который и надо подбирать двигательные средства. Кроме того, необходимо учитывать и особенности свертывания крови, преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и т.д.

Помимо генетически обусловленных качеств в организации физического воспитания следует учитывать особенности семейного положения физкультурника, его профессиональную принадлежность, режим работы и многие другие факторы.

Принцип комплексности воздействия вытекает из специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма. В отличие от спортивной тренировки, где достигается цель узкой спортивной специализации, общее укрепление организма в оздоровительной физкультуре требует использования широкого арсенала двигательных средств. Тренировочный эффект может быть достигнут с помощью любого упражнения. Однако в полной мере достижение ощутимых от физических упражнений целей здоровья - физической подготовленности, физического здоровья и физического развития - достигается только при комплексном использовании двигательных средств.

Принцип обратимости тренировочных эффектов проявляется в том, что последние постепенно уменьшаются по мере снижения тренировочных нагрузок или полностью исчезают при полном прекращении тренировки (эффект детренировки). Снижение работоспособности наступает тем раньше, чем выше ее уровень, но и любом случае через 3-8 месяцев после прекращения тренировок уровень физической подготовленности человека оказывается практически таким же, каким он был до начала регулярных тренировок. Однако благодаря сохранению следовых явлений в двигательном динамическом стереотипе восстановление работоспособности при возобновлении тренировок у таких людей протекает активнее, чем у ранее не занимавшихся физической культурой.

Средства физического воспитания.

Физическое обучение и воспитание основано на тренировке организма. Тренировка - процесс систематического упражнения организма и воздействия на него с целью непрерывного повышения функциональных возможностей организма. Тренировка служит основой выработки двигательного навыка и координации движения, а также закаливания организма. Непременным условием тренировки являются комплексность, постепенный переход от малых нагрузок к большим, систематичность, учет функциональных возможностей организма, благоприятные внешние факторы, а также соблюдение гигиенического режима и постоянный врачебный контроль. Физические тре­нировки способствуют более быстрому и значительному развитию лов­кости, силы, выносливости, быстроты движений.

Для достижения эффекта необходимо тренироваться через день три раза в неделю, тренироваться непрерывно не менее 30-40 мин, при тренировке дозировать нагрузку по пульсу 140-170 уд/мин.

Физическое обучение и воспитание проводится последовательно с первых лет жизни человека и строится на научной основе в соответствии с морфофункциональными возможностями, возрастом, полом, организацией питания, режимом труда или учебных занятий, сна и отдыха.

К средствам физического обучения и воспитания относят физические упражнения, подвижные и спортивные игры, развлечения, естественные движения, массаж. В детских яслях средствами физического воспитания являются массаж, физические упражнения, игры, в детском саду - подвижные игры, развлечения, занятия по физическому и музыкальному воспитанию, утренняя гимнастика, прогулки, экскурсии. Основной формой организации физического воспитания в школе, школе-интернате и подростковых учрежде­ниях служат уроки физического воспитания.

Все виды физических упражнений в зависимости от режима функционирования мышц принято делить на динамические и статические. Физические упражнения проводятся с раннего возраста и постепенно в соответствии с общим развитием ребенка последовательно усложняются. Регулярное выполнение упражнений способствует психофизическому развитию, лучшей координации движений, воспитанию двигательных навыков, выработке правильной осанки, повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья, а также устранению физических недостатков.

В зависимости от подбора различных упражнений и времени их проведения различают основную, гигиеническую и лечебную гимнастику. Основная гимнастика обеспечивает формирование и совершенствование основных двигательных навыков, а также умение целесообразно применять приобретенные навыки в практической деятельности. Она проводится в виде обязательных занятий по физическому воспитанию во всех детских и подростковых учреждениях. Основная гимнастика включает упражнения общеразвивающие, вольные, строевые, бег, прыжки и др.

Зарядка способствует пробуждению, создает бодрость, хорошее настроение, повышает аппетит, действует профилактически против ряда заболеваний. Утреннюю гимнастику желательно проводить на свежем воздухе или в комнате с открытым окном. Во время занятий рекомендуется максимально обнажить тело, чтобы одновременно принимать и воздушные ванны. При выполнении упражнений необходимо дышать глубоко, спокойно. Не следует выполнять упражнения в быстром темпе, с большой нагрузкой, особенно пожилым людям.

Утренняя гимнастика является наиболее распространенной разновидностью гигиенической. Гигиеническая гимнастика проводится в виде гимнастики до занятий, производствен­ной гимнастики, физкультминуток, физкультпауз.

Лечебной гимнастикой должны заниматься все дети, зачисленные в специальную группу физического воспитания. Для этих детей в школе до или после уроков проводятся занятия 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин в объединенных группах по 10 человек. Лечебная гимнастика должна строго дозироваться врачом и проводиться по его рекомендации под наблюдением специалистов по физическому воспитанию.

Корригирующая гимнастика является средством исправления нарушений осанки и различных деформаций. Она состоит из вытяжения, иммобилизации и коррекции позвоночника с вовлечением в работу крупных мышечных групп. Такого вида физические упражнения необходимы при расстройствах осанки и сколиозах, возникающих у школьников в связи с плохим развитием нервно-мышечной системы и неблагоприятными воздействиями внешней среды.

Подвижные игры (салки, удочка, охотники и утки и др.) имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре присутствуют бег, прыжки, метания, упражнения в сохранении равновесия и т. д. В играх воспитываются основные физические качества (сила, быстрота, выносливость) и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Проводить подвижные игры можно на открытом воздухе в любое время года. Продолжительность игры зависит от интенсивности и сложности двигательных действий, состояния здоровья и возраста играющих, а в среднем составляет 10-20 мин. Нагрузка дозируется следующими приемами: уменьшением или увеличением количества занимающихся, продолжительности игры, размером игровой площадки, количества повторений, тяжести предметов, введением перерывов для отдыха.

Спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, волейбол, мини-футбол и др.) необходимы людям всех возрастов и профессий. Они способствуют комплексному совершенствованию двигательных способностей и воспитанию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, а положительный эмоциональный фон делает их особенно привлекательными. Спортивные игры рекомендуются в первую очередь людям молодого и среднего возраста, доступны они также пожилым и детям. В процессе игры ее участникам приходится решать большое количество разнообразных двигательных задач, что, в конечном счете, совершенствует такие важные физические и психофизиологические качества, как сила, выносливость, точность выполнения движений, быстрота реакции, подвижность основных нервных процессов, внимание и т. д. Воспитываются также волевые качества: смелость, решительность, уверенность в своих силах и т. д. Занятия спортивными играми могут вызвать значительные изменения в состоянии здоровья человека. Поэтому лицам среднего и особенно старшего возраста надо быть весьма осторожными в выборе физической нагрузки, кроме того, необходим строгий медико-педагогический контроль.

Массаж способствует улучшению кровоснабжения массируемых участков тела, активизирует кожное дыхание, усиливает функции потовых и сальных желез, кожа становится более упругой, а мышцы и связки приобретают большую эластичность. Массаж успокаивающе воздействует на нервную систему, благоприятствует обменным процессам, способствует восстановлению работоспособности после утомления.

Обычно массаж имеет специальное назначение, поэтому подразделяется на спортивный, лечебный, гигиенический и выполняется специалистами. Простейшей разновидностью массажа является гигиенический массаж, который повышает общий тонус организма. Он может выполняться не только специалистом, но и самими занимающимися оздоровительными видами физкультуры, получившими соответствующие навыки, при этом могут широко применяться приемы самомассажа.

Массировать нужно обнаженное тело, в отдельных случаях (например, при прохладном воздухе) можно массировать через трикотажное или шерстяное белье. Массируемые участки тела должны предельно расслабляться. Движение массирующей руки должны совершаться по ходу лимфатических путей в направлении к ближайшим лимфатическим узлам. Например, руки массируются от кисти к локтевому суставу, а от него – к плечевому суставу; ноги от стоп к коленному и далее к тазобедренному суставу; спина – от позвоночника к подмышечным впадинам; грудная клетка – от середины в стороны (у женщин не следует касаться молочных желез); живот – по кругу в направлении движения часовой стрелки и снизу вверх к подреберью; шея – от затылка вниз и в стороны к ключицам. Места расположения лимфатических узлов не массируются. Нельзя массировать воспаленные участки тела и по загрязненной поверхности кожи, при кожных заболеваниях, тромбозе и сильных варикозных расширениях вен.

Урок физвоспитания, его структура и значение

Оздоровительное значение урока физического воспитания зависит от правильности построения, нагрузки на организм с учетом возрас­та и пола, гигиенических условий проведе­ния. При условии грамотного проведения благотворно воздействует на формирование правильного дыхания, двигательных навыков, помогают обрести хорошую физическую форму, резко улучшает состояние здоровья.

Каждый такой урок (занятие) должен состоять из трех частей; подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть (на протяжении 10-15 мин) – это, прежде всего, разминка, то есть настройка организма на восприятие предстоящих физических нагрузок. Разминочные упражнения повышают температуру мышц, улучшают их эластичность, усиливают кровообращение, увеличивают подвижность суставов, приводят в оптимальное состояние легкие, сердце, сосуды. Разминка включает легко дозируемые и простые по исполнению общеразвивающие упражнения.

Основная часть занятия занимает наибольшее количество времени (30-60 мин) и направляется на развитие определенных физических качеств (силы, гибкости, общей выносливости), а также на исправление физических недостатков (тучности, сутулости). В основную часть должны включаться общеразвивающие упражнения с преимущественной направленностью на развитие определенных физических качеств, подвижные и спортивные игры, ходьба и бег, по возможности гребля, зимой – хождение на лыжах и катание на коньках.

Заключительная часть занятия (на протяжении 5-10 мин) способствует восстановлению дыхания, пульса, снятию утомления. Здесь уместны упражнения дыхательные, наиболее легкие и простые по исполнению, общеразвивающие и на расслабление.

В конце занятия следует проверить пульс: частота его не должна отличаться более чем на 10-15 уд/мин от частоты пульса в состоянии покоя.

Для проведения физического воспитания дети дошкольного возрас­та разделяются на три группы в зависимости от состояния здоровья. Первая группа – дети I и частично II группы здоровья, с которыми можно проводить все виды физического воспитания в соот­ветствии с их возрастными анатомо-физиологическими особенностями и степенью физической подготовленности к той или иной нагрузке. Вторая группа – дети, физическое воспитание которых можно проводить с ограничением мышечных усилий, а закаливание – без снижения темпе­ратуры воды и воздуха. К этой группе относятся дети с задержкой фи­зического развития, реконвалесценты, страдающие анемией любой этио­логии, бронхиальной астмой, имеющие компенсированные пороки сердца. Третья группа – дети, у которых все виды физического воспитания проводят очень осторожно, а закаливание водными процедурами не осуществляют совсем. К этой группе относятся дети с повышением температуры тела любой этиологии, с острыми воспалительными процессами любой локализации, так как при охлаждении может произойти генерализация воспалительного процесса, с врожденными и приобретенными поро­ками сердца в стадии субкомпенсации, хроническими заболеваниями по­чек.

В зависимости от состояния здоровья и тренированности учащихся школ также распре­деляют на три группы: основную, подготовительную и специальную. В основной группе могут заниматься здоровые, а также учащиеся с небольшими функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, с незначительным отставанием в физическом развитии, если общее самочувствие человека хорошее.

В подготовительную группу включают мало тренированных людей, с небольшими функциональными нарушениями деятельности сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем, страдающих гастритами, хроническими бронхитами, перенесших острые инфекционные болезни (дифтерия, скар­латина и др.).