Главная · Язва · Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию). Индивидуально-образовательный маршрут: цель, разработка, образец с примерами оформления

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию). Индивидуально-образовательный маршрут: цель, разработка, образец с примерами оформления

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ясенецкая средняя школа

Доклад на РМО

учителей начальных классов

Тема: «Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы

с учетом личностных и возрастных особенностей

учащихся»

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ Ясенецкая СШ

Шкарина Анна Михайловна

2016

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь познавать новое. Современная школа осуществляет работу с уч-ся на основе:

    уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;

    ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.

Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.

Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.

Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Для слабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Для одаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хватать темпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».

Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на схеме.

Ряд авторов (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына) связывают понятие индивидуального образовательного маршрута с понятием «образовательная программа», позволяющим овладеть определенным уровнем образованности. Если траектория «след», то маршрут - план этого «следа», заданные координаты начального и конечного значения характеристик. Индивидуальная образовательная траектория предполагает обязательное наличие индивидуальной образовательной программы. В общем случае маршрут предполагает рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие школьником новых возможностей в формах, приемах деятельности.

В зависимости от выбранного подхода реализации индивидуального образовательного маршрута могут быть достигнуты различные цели : компенсация учебных трудностей; расширение сферы знаний применительно к определенной учебной дисциплине.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие « индивидуальная образовательная траектория » (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута , а также разработанный способ его реализации.

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Принципы проектирования ИОМ (Т.Н. Князева):

    Принцип систематической диагностики

    дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий

    контроля и корректировки

    систематичности наблюдений

    Принцип пошаговой фиксации

Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут:

    • Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.

      Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута.

      Корректировка образовательного маршрута.

      Контакты с родителями ученика.

      Подведение результатов.

Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

    Исследования обучающихся, анализ состояния:

    диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;

    дифференциация обучающихся;

    Постановка, совместно с обучающимся, цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.

    Отбор содержания образовательного маршрута

    Определение модели образовательного процесса

    Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.

    Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.

    Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

    Подведение итогов работы

Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.

Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Разрабатывается:

    для слабого ученика,

    для сильного ученика. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальный образовательный маршрут может быть

    коротким

    длинным

У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:

- занятие в классе . При закреплении или повторении изученного, через индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, работа проверяется и оценивается.

-групповые занятия . У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема. Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.

-самостоятельное изучение материала. Для сильного ученика. Например. Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова".Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.

-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает. Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет и заполняет учитель.

4 вариативных образовательных маршрута:

1 для учащихся с опережающими темпами развития;

2 для учащихся с ослабленным здоровьем;

3 для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;

4 для одаренных учащихся с различными специальными способностями.

Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:

1) Диагностика общеучебных умений и навыков.

2) Выяснение причин низкой успеваемости.

Причинами могут быть:

    переход на другой УМК

    несформированность самоконтроля

    отсутствие устойчивых мотивов учения

    проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.

    нарушение фонематического слуха

    бедность словарного запаса

    общее недоразвитие речи

    несформированность познавательной деятельности

3) Исходя из выявленных причин, определяем направления коррекционной работы. Например:

    ликвидация общего отставания по программе

    обогащение словаря и развития речи

    формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.

4) Определив направление коррекционной работы, планируем маршрут и проводим работу по реализации плана.

Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:

Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). За консультацией ребёнок может обратиться к учителю в любой день.

5) Подведение итогов. Это диагностические работы.

Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.

В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:

    они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие.

    умеют планировать свою работу

    могут оценить и проанализировать свою работу.

Из 4 человек работающих по индивидуальному образовательному маршруту

    1 - отличник,

    1 - учится на 4 и 5,

    2 - занимаются с удовлетворительными оценками.

В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 2 человека.

У одного ребенка уже есть продвижение вперед. Другому не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.

Перспективы, открывающиеся перед учащимися:

Даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

Формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно делать правильный выбор;

Формируется правильная самооценка.

Перспективы, открывающиеся перед родителем:

Принимает активное участие в образовательном процессе;

Даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);

Повышается уровень контроля над учебными достижениями своего ребёнка.

Перспективы, открывающиеся перед педагогом:

Освобождается время для других форм уроков;

Осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;

Появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.

Реализация технологии дает положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности. По результатам анкетирования, комплексной диагностики, неформальные показатели – сочинения, творческие работы, участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах учащихся показывают существенное продвижение в уровне развития.

Я считаю, что внедрение в практику технологии индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказывается на учебном процессе и развитии личности учащегося. Поэтому образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной, активно-творческой, инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого человека, способной самостоятельно добывать и применять знания, умеющей жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию .

Литература:

1. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-120.

2. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. – 2008

Приложение 1.

Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО_________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МБОУ Ясенецкой СШ

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию).


Данный материал рекомендован воспитателям детского сада, логопедам, психологам, педагогам начальных классов.
Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
Интеллектуального;
Эмоционально-волевого;
Деятельностного;
Нравственно-духовного.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

Организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Примерная программа составления психолого-педагогического представления на дошкольника.

1. В разделе «Общие сведения о ребенке» следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого ДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам. Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая; иное.
2. В разделе «Характеристика семьи» необходимо предоставить сведения о родителях. Заполнить подразделы:
Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
Тип семьи:
а) благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);
б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в детском саду);
в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни, пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
г) конфликтная семья (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).
Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие.
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
а) семейный диктат (систематическое подавление инициативы и собственного достоинства ребенка);
б) чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
в) попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка)
г) сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
3. В разделе «Особенности внешнего вида ребенка» , кратко отметить: осанку, походку, жесты, мимику, наличие слюнотечения и т.д.
4. В разделе «Соматическое здоровье» указать группу здоровья; как часто болеет, и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок энурезом и (или) энкопрезом и т.д.
5. В разделе «Особенности моторной сферы» описывать по данным «Представления».
Общая моторика: норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Ручная моторика: норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука: левша, амбидекстер, правша.
6. В разделе «Характеристика познавательной сферы ребенка» дать характеристику психическим процессам:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий; какое внимание преобладает - произвольное, непроизвольное, другое.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; (не) осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; (не) подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты; (не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима) (не) понимает содержание сюжетных рядов и картин, (не) выделяет главное в воспринимаемой информации (не) выполняет счетные операции; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам) (не) понимает смысл предлагаемых заданий.
7. В разделе «Состояние знаний ребенка по разделам программы» описать знания ребенка об окружающем, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.
Запас общих сведений об окружающем: называет (не) называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом (затрудняется); признаки времен года называет (затрудняется) не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны.
Сформированность навыков рисования: (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.)
Сформированность элементарных математических представлений:
Количество и счет: ((не) дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счетом в пределах…, (не)знает цифры от 1 до…, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счет), (не) знает элементы знаковой символики (<, >, +, - ,=), (не)владеет составом числа …, (не) решает примеры в пределах…, (не) решает задачи на наглядном материале.
Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года.
Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
8. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
9. Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен.
Словарь: указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов.
Грамматический строй речи: сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.
Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации, действий по картинке,умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.
10. Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
11. Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иное.
12. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
13. Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность), тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно - расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам (а), по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность.
14. В разделе «Дополнительные особенности развития ребенка» можно отметить, к какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка.

Диагностика индивидуальных особенностей детей:

1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.

Состав медико-психолого-педагогической комиссии:

Воспитатели группы;
Психолог;
Логопед;
Музыкальный руководитель;
Физкультурный руководитель;
Старший воспитатель;
Старшая медицинская сестра;
Руководитель структурного подразделения.

Методы, используемые в работе:

Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка

1 этап. Выбор:
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
Подбор индивидуальных заданий
Связь с родителями и педагогами
Домашние задания
Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
Итоговая диагностика
Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

При разработке индивидуального маршрута дошкольника,
мы опираемся на следующие принципы:

Принцип опоры на обучаемость ребенка.
Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
Принцип соблюдения интересов ребенка . Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация эмоционального благополучия ребенка

I. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
«Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.
«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
«Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
II. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим:
Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).
Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.
Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
Коллективные работы по изобразительной деятельности.
Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).
Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).
Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы.
III. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Игры драматизации.
Театрализованные игры.
Просмотр спектаклей,
Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
IV. Для развития социальных навыков у ребенка мы проводим:
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»
Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.
V. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
разбор ситуаций;
просмотр спектаклей на экологические темы;
акции (Посади дерево, покорми птиц);
уход за растениями в уголке природы и на участке;
трудовая деятельность (различные виды труда).

Необходимые критерии оценок результативности ребенка по социально - личностному развитию:

Выработаны привычки нравственного поведения;
Имеют способность к самооценке, оценке;
Имеют представления о моральных качествах;
Умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;
Умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым;
Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;
Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;
Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.

Предполагаемый результат:

Развитие социальной компетентности;
развитие коммуникативных навыков;
коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
развитие чувства самоценности;
коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.1. Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр):
побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов («Коммуникация», «Чтение»);
учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью («Коммуникация»);
устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации («Коммуникация»);
в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию («Коммуникация», «Чтение»).
2. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным):
развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости («Коммуникация», «Чтение», «Художественное творчество», «Музыка»);
развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);
развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») («Труд»);
формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.)
3. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире:
продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) («Познание», «Безопасность»);
развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;
развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др. («Коммуникация», «Познание»);
формирование представлений о собственной национальности, национальности родителей («Познание»);
формирование представлений о собственном адресе (страна, город (село) и улица, на которой живет) («Познание», «Безопасность»);
воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города, с его красивыми местами, достопримечательностями.

Для развития компетентности педагогов по данному вопросу провести консультации на темы:

«Формирование нравственного здоровья», «Игры на формирование доброжелательных отношений между дошкольниками», «Работа по ознакомлению детей с именем»,
Темы педсоветов: «Обеспечение психофизического здоровья дошкольников», «Учимся понимать друг друга»,
Подготовить методические рекомендации для педагогов: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.


Используемая литература:
1. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду», Издательство-Мозаика-Синтез, Библиотека программы «От рождения до школы»;
2. Петрова В.И., Стульник Т.Д.: «Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду», Издательство: Мозаика-Синтез;
3. Волосовец Т.В., Казьмин А.М., Кутепова Е.Н.: «Инклюзивная практика в дошкольном образовании», Издательство: Мозаика-Синтез;
4. Диагностический инструментарий для изучения результатов освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ, Издательство: Аркти, Серия: Управление ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут -это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат- проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. В карту индивидуального развития были включены следующие показатели:

Характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

Данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения);

Данные об уровне физического развития ребенка;

Показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

Показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

Показатели эффективности дополнительного образования; -уровень готовности ребенка к обучению в школе;

Сбор информации осуществлялся в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, воспитателем отвечающим за кружковую работу, в свободной деятельности детей.

При сборе информации придерживалась структуры индивидуального образовательного маршрута: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы.

диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов. Для реализации данного подхода в своей работе выделила несколько этапов индивидуального образовательного маршрута:

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики. Остановимся подробнее на каждом этапе

Цель этапа наблюдения является выявление группы дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

Цель диагностического этапа является выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

Цель этапа конструирования является построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника - игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «поле чудес», где дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

Цель этапа итоговой диагностики является выявление результатов действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов были составлены и реализованы индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы и причин, способствующих их возникновению. Поскольку индивидуальный образовательный маршрут определяется индивидуальной картой ребенка, то он включен в структуру портфолио дошкольника.Портфолио ребенка- это прежде всего копилка личных достижений малыша в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

Для реализации данного подхода придерживалась личностно-ориентированных форм общения с детьми, согласовала действия с медицинской сестрой учреждения, педагогом занимающимся дополнительным образованием в ДОУ.

В настоящее время индивидуальные образовательные маршруты разрабатываю для детей имеющих проблемы в освоении программного материала и в общении со сверстниками, карты развития имеют все воспитанники. При разработке индивидуального маршрута я выделяю следующие принципы: - принцип опоры на обучении ребенка, -принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка, -принцип соблюдения интересов ребенка

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма. "Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях, -принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом:

Определение потребностей и мотивов;

Постановка цели;

Разработка содержания; определение технологического инструментария;

Определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;

Определение условий, обеспечивающих достижение цели;

Обсуждение результатов и корректировка. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.

Реализация индивидуального образовательного маршрута в образовательной деятельности школьника

Учитель химии Соколова Е.Н. МБОУ «СШ№17»

Г.Нижневартовск

Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования перейти к формированию универсальных способностей личности. Достижение этой цели прямо связано с индивидуальными образовательными маршрутам.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

    Концептуальный , который представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.

    Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий, целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

    дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

    методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

    возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

    образовательных технологий , обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

    мониторинговая системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

    профессионализмом педагогического коллектива;

    возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

    возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

    постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

Самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

    выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

    конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

    оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обуславливается рядом условий:

    Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

    осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ

3. активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ

    организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

    • Средствами реализации ИОМ являются следующая информация и критерии:

      предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

      учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

      особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

      варианты расчета учебной нагрузки;

      правила заполнения бланка;

      возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут)

ученика (цы) _8а_ класса Сыпкина Александра, учитель химии Соколова Е.Н.

Цель: ликвидация пробелов по предмету химия

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

Количество вещества

Сформировать знания о количестве вещества; уметь решать задачи с использованием физических величин «количество вещества и молярная масса»;уметь вычислять молярную массу по химическим формулам

Формировать химическое мышление;

Развивать умения поиска и анализа информации; развивать навыки овладения речевых средств в познавательной деятельности; формировать умение работать в сотрудничестве;

Формировать умения сбора портфолио

Теоретические: п.22 №1-4,

Работа2 В4

16.11-23.11

Тест

зачет

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:


Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО Федоровой Светланы Юрьевны

Ученика МБОУ «СШ№17»

на __2015_____/___2016____ учебный год

Название элективного курса (9 кл.)

ФИО учителя

Количество

часов

Сроки прохождения курса

Подпись преподавателей

Решение трудных задач по химии

Соколова Е.Н.

1полугодие

Соколова Е.Н.

Итого

102

Зам. директора по УВР ______________/__Киселева С.А

Ученица 9»В»класса /__________/ Федоров С.Ю

В данный лист ученик заносит информацию о курсах по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три курса, как им рекомендуют, а большее количество).

Индивидуальный образовательный маршрут о курсах по выбору и занятиях в учреждениях дополнительного образования.


ФИО _________________________________________________,

ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________

на ______/_____ учебный год

Планы на будущее_______________________________________

_______________________________________________________

Дни недели

Курсы по выбору

Кол-во часов

Сроки

прохождения

Дополнительное образование (предметы, курсы)

Самостоятельная работа ученика

Понедельник, среда, пятница

С01по30.05

ДШИ №1

Игра на инструменте

В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

При проектировании индивидуального маршрута по программе кружка можно предложить следующую модель для обучающегося:

Проект маршрута представляет собой таблицу:

Тема

Ключевые понятия

Практическая работа

Уровень сложности

Сроки выполнения

Форма отчётности

Таким образом, предложенная схема построения ИОМ может быть разработана для любой программы.

Все дети разные, поэтому на уроках можно использовать личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами:

реализуется положительная динамика качества обучения в классе

повышается уровень предметных и метапредметных результатов

повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности

увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад

Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.

На мой взгляд обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования

Приложение

1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

2. Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

    Пропуски занятий по болезни;

    Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

    Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

    Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

    Прогулы.

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

3. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися .

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим учеником.

Сентябрь

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь

Обновление по мере необходимости

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса .

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.

Список использованной литературы
1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2015.
2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2010

3. http://www.depedu.yar.ru/exp/predprofil/materl/predprofil/files/5_podder/5.31.doc

4.Индивидуальный образовательный маршрут Куприянова Г.В.

Реализация индивидуального образовательного маршрута в образовательной деятельности школьника

Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования перейти к формированию универсальных способностей личности. Достижение этой цели прямо связано с индивидуальными образовательными маршрутам.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

    Концептуальный , который представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.

    Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий, целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

    дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

    методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

    возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

    образовательных технологий , обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

    мониторинговая системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

    профессионализмом педагогического коллектива;

    возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

    возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

    постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

Самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

    выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

    конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

    оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обуславливается рядом условий:

    Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

    осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ

3. активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ

    организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

      Средствами реализации ИОМ являются следующая информация и критерии:

      предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

      учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

      особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

      варианты расчета учебной нагрузки;

      правила заполнения бланка;

      возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут)

ученика (цы) _8а_ класса

учитель химии

Цель: ликвидация пробелов по предмету химия

Задания, способы работы

Форма контроля

Отметка о выполнении

Количество вещества

Сформировать знания о количестве вещества; уметь решать задачи с использованием физических величин «количество вещества и молярная масса»;уметь вычислять молярную массу по химическим формулам

Формировать химическое мышление;

Развивать умения поиска и анализа информации; развивать навыки овладения речевых средств в познавательной деятельности; формировать умение работать в сотрудничестве;

Формировать умения сбора портфолио

Теоретические: п.22 №1-4,

Работа2 В4

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:


Лист индивидуального маршрута обучения

на __2015_____/___2016____ учебный год

Название элективного курса (9 кл.)

ФИО учителя

Количество

часов

Сроки прохождения курса

Подпись преподавателей

Решение трудных задач по химии

Соколова Е.Н.

1полугодие

Соколова Е.Н.

Зам. директора по УВР ______________/__

Ученица 9»В»класса /__________/

В данный лист ученик заносит информацию о курсах по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три курса, как им рекомендуют, а большее количество).

Индивидуальный образовательный маршрут о курсах по выбору и занятиях в учреждениях дополнительного образования.

ФИО _________________________________________________,

ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________

на ______/_____ учебный год

Планы на будущее_______________________________________

_______________________________________________________

Дни недели

Курсы по выбору

Кол-во часов

Сроки

прохождения

Дополнительное образование (предметы, курсы)

Самостоятельная работа ученика

Понедельник, среда, пятница

Игра на инструменте

В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

При проектировании индивидуального маршрута по программе кружка можно предложить следующую модель для обучающегося:

Проект маршрута представляет собой таблицу:

Тема

Ключевые понятия

Практическая работа

Уровень сложности

Сроки выполнения

Форма отчётности

Таким образом, предложенная схема построения ИОМ может быть разработана для любой программы.

Все дети разные, поэтому на уроках можно использовать личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами:

Реализуется положительная динамика качества обучения в классе

Повышается уровень предметных и метапредметных результатов

Повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности

Увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад

Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.

На мой взгляд обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования

1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

    Пропуски занятий по болезни;

    Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

    Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

    Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

3.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися .

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим учеником.

Сентябрь

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь

Обновление по мере необходимости

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса.

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.

Список использованной литературы
1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2015.
2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2010

3. http://www.depedu.yar.ru/exp/predprofil/materl/predprofil/files/5_podder/5.31.doc

4.Индивидуальный образовательный маршрут Куприянова Г.В.