Главная · Правильное питание · Быстрая фаза сна у ребенка. Ритуалы перед отдыхом. Спит ли малыш в утробе матери

Быстрая фаза сна у ребенка. Ритуалы перед отдыхом. Спит ли малыш в утробе матери

Фазы сна у грудничков отличаются от взрослых людей. При этом у младенцев и ребенка в 1 год они будут протекать по-разному. Объясняется это несовершенством головного мозга, что делает течение быстрой и медленной фаз специфичным.

Фазы сна у ребенка 1-3 месяцев

В период жизни с первого по третий месяц фазы сна грудничка становятся все более напоминающими паттерн сна (его периодичность в течение полных суток) взрослых людей. Взросление младенца происходит в индивидуальном режиме. При этом последний от возраста ребенка не зависит: изменения отмечаются как на втором месяце жизни младенца, так и в конце третьего.

Продолжительность фаз детского сна меняется следующим образом: уменьшается доля парадоксального (быстрого, сопровождающегося движениями глаз) периода и возрастает процент ортодоксального (медленного). Обусловлено это продолжающимся развитием мозга.

Кроме того, в этом возрасте у малышей отмечается изменение сценария сна. Теперь он начинается медленной фазой, которая переходит в быструю. Оба цикла длятся 40-50 минут. Затем ребенок просыпается. Это физиологическая особенность детского организма, поскольку малышу регулярно необходимо дать оценку своему состоянию: комфортно ли ему, хочется ли кушать, сухой ли подгузник.

Если раздражающие факторы отсутствуют, то кроха снова засыпает. В среднем это занимает одну-десять минут. Если что-то тревожит, младенец подает доступный сигнал – плач или всхлипывание.

Особенности течения сновидения грудничка в возрасте 1-3 месяцев:

  • после засыпания малыш сразу переходит в медленную фазу;
  • прохождение парадоксального периода сопровождается повышенной активностью – отмечаются движения ножками, ручками;
  • между сменами цикла – прохождением обеих фаз – малыш просыпается;
  • глубокий медленный период, в течение которого ребенок крепко спит и не реагирует ни на какие внешние раздражители;
  • уменьшение совокупного количества времени, затрачиваемого на отдых;
  • умение различать день и ночь.

Фазы сна у ребенка до года

Начиная с третьего месяца период бодрствования увеличивается, а фазы сна у ребенка становятся все более похожими на течение паттерна взрослого человека. Основным отличием становится длительность циклов. У малыша до года период занимает 45-50 минут.

Таблица продолжительности фазы быстрого сна у детей до года по месяцам:


Чаще детки первых месяцев жизни просыпаются во время быстрой фазы, которая значительно превышает длительность медленной. По этой причине груднички спят прерывисто и недолго.

Особенности сна у детей

Стадии сна у грудного ребенка развиваются по-разному: глубокая фаза возникает первой, потом идет поверхностная. В течение первых месяцев жизни циклы сна выражены недостаточно: отличаются неравномерной продолжительностью и более короткие. При этом разница между фазами месячного и годовалого ребенка значительна.

Малыш в течение первых десяти месяцев после рождения способен спать 20-40 минут. К норме это отнести нельзя, но и патологией подобная продолжительность отдыха не признается при условии, что по ночам кроха спит более спокойно.

Сон взрослого человека представлен четырьмя фазами, но у младенца он двухфазный. В первые 12 месяцев жизни ребенка типичное чередование глубокого и поверхностного. В течение первой части цикла мальчик или девочка полностью расслабляются, во второй – в результате повышения активности мозговой деятельности – ворочаются, совершают движения руками и ногами. Если его в этот период взять кроху на руки, чтобы переложить, или начать разговаривать слишком громко, то пробуждения не избежать.

Спокойная фаза длится не меньше 60 % от общей продолжительности отдыха, поверхностной отводится оставшееся время.

На протяжении двух-трех часов, в течение которых малыш отправляется в объятия Морфея, фазы меняют друг друга каждые 20-30 минут.

Пока ребенок совсем маленький, продолжительность периодов будет следующей:

  • до 6 месяцев – 50 минут (полчаса – глубокий и 20 – поверхностный, беспокойный);
  • 6-24 месяца – 70 минут.

По мере взросления ребенка к его двум фазам добавляются другие, характерные для взрослых людей.

Важно помнить, что как крепко бы ни спал малыш, глубокая фаза сменяется быстрой, беспокойной, поэтому разбудить его способен любой шорох. Что предупредить начало преждевременного периода бодрствования, необходимо:

  • создать тишину, предупредив проникновение в комнату уличного шума, выключить либо приглушить звук работающего телевизора;
  • убрать яркое комнатное освещение, ночью разрешается использовать тусклый ночник;
  • днем окна желательно закрывать плотными шторами, чтобы исключить доступ в помещение ярких солнечных лучей.

Общая продолжительность отдыха в течение суток зависит от возраста малыша.

  1. В первые две недели появления на свет новорожденный спит 20-22 часа с пробуждением каждые 3-4 часа для того, чтобы поесть.
  2. Следующие недели продолжительность отдыха снижается до 16-18 часов. Теперь младенец в период бодрствования не только ест, но и изучает окружающий мир.
  3. К завершению третьего месяца спит малыш 15-16 часов.
  4. С третьего по шестой месяцы период ночного отдыха уменьшается до 8-10 часов, но его общее время (вместе с дневным сном) составляет 15 часов.
  5. С шестого по девятый месяц жизни продолжительность суточного сна малютки уменьшается до 12 часов. Помимо ночного отдыха, в течение дня он нуждается в непродолжительном «тихом часе»: в утренние часы и после обеда.
  6. Детки после исполнения девяти месяцев отдыхают 10-11 часов, несколько из которых приходится на день. Режим сохраняется до исполнения 1 года

Дневной сон

Продолжительность дневного сна новорожденного в идеале должна составлять 9 часов. Ночью кроха спит 10-11 часов и просыпается только для кормления. Это усредненные нормы, поскольку малыш может практически совсем не спать в течение дня, но при этом не просыпаться по ночам для кормления.

Дневной отдых грудничка сегментарный. По мере взросления младенца необходимость в нем сокращается: в четыре месяца он спит три-четыре раза, в полугодовалом возрасте достаточно утреннего, обеденного и вечернего отдыха.

К полуторагодовалому возрасту малыши в течение дня спят не больше одного раза. На этом этапе, преодолев быструю фазу сна, ребенок может уйти в глубокий сон и проспать довольно долго.

Биологические ритмы

Сон младенца, как и все процессы жизнедеятельности, проходящие в организме крохи, подчинен определенной цикличности. Она носит название «биологические ритмы».

Учитывая сложившееся течение биоритмов, которые закладываются на стадии внутриутробного развития, можно выстроить максимально комфортный для младенца распорядок дня.

  1. Момент пробуждения и засыпания должен быть приурочен к определенному времени.
  2. За координирование биоритмов во многом отвечает солнечный свет. Поэтому зимой, когда солнце встает поздно, для пробуждения в комнате нужно включать свет. Летом, напротив, закрывать шторы, чтобы лучи не будили малыша.

Это поможет «настроить» биологические ритмы и сократить активную фазу сна у новорожденных по отношению к глубокой.

Если малыш спит плохо

Если говорит о том, как продлить сон (фазы сна) у грудничков, необходимо разобраться, что мешает спать.

Причины нарушений сна у детей:

  1. Если малыш недостаточно спит в дневные часы, то к вечеру сильно переутомляется. Возбуждение мешает полноценно спать и ночью.
  2. Неполное удовлетворение потребностей. В первый 1 месяц жизни кроха может не реагировать на некоторый дискомфорт, но по мере взросления он будет просыпаться по ночам из-за голода, жары, слишком теплой одежды.
  3. Иногда ребенок плохо спит ночью, если в комнате слишком высокая температура воздуха. Чтобы малыш хорошо спал, помещение нужно регулярно проветривать.
  4. Помехой также становятся кишечные колики.

Продолжительность сна постоянно меняется, в частности, у новорожденных изменения происходят каждые 2 недели. Это необходимо учитывать. К тому же детки развиваются в индивидуальном ритме, касается это и паттерна ребенка. Но при наличии отклонений от усредненных показателей малыша нужно показать педиатру.

Для того, чтобы принимать правильные решения, очень важно обладать максимально полной информацией о предмете интереса. Воспитание детей, а тем более коррекция привычек сна — это та зона, которая особенно требует определенных знаний. Это важно для того, чтобы родители могли быть уверенным в своем выборе той или иной техники, не сдавались при первых же сложностях, а так же находили мотивацию продолжать в трудные моменты (сон случается ночью, и в 3 утра нужна вся сила воли, чтобы делать что-то правильно, а не быстро!).

Конечно, чтобы стать экспертом нужно потратить уйму времени, сил и где-то посвятить себя этому, но мы предлагаем вас сжатую версию основ о детском сне. В этом цикле мы кратко обрисуем, какой сон бывает, как он меняется и что важно для его полноценного развития у детей от рождения и до школьных лет.

Фазы сна

В целом, сон у взрослых и у детей делится на быстрый REM-сон (основная черта — быстрое движение глазных яблок), во время этой фазы мы видим сны, и Медленный сон (non-REM, отсутствие быстрых движений глаз). Нужно помнить, что спящий мозг, это вовсе не «отдыхающий» мозг, уровень активности разный, но работа идет беспрерывная. У взрослых и у детей во время сна обе фазы сменяют друг друга: сначала медленный, потом быстрый и снова по кругу. Зрелый мозг обычно распределяет фазы в следующем порядке: медленный (40-80 минут) — быстрый (12-25 минут). Чем ближе к утру, тем чаще происходит фаза быстрого сна. Между полными циклами (медленный-быстрый сон) почти всегда происходит частичное пробуждение. В это время взрослый может перевернуться, поправить подушки или одеяло, и без усилий провалиться в новый цикл сна. На утро мы этого даже не помним. Дети между циклами могут переворачиваться, плакать (от минуты до 10 минут), и если они не умеют самостоятельно засыпать — просыпаются окончательно.

Смена циклов за ночь может происходить до 12-15 раз. Вот где навык самостоятельного засыпания становится ключевым!

REM-сон — это относительно неглубокий сон. Мозг в это время очень активен и как бы дрейфует на поверхности сознания. Видимо, для того, чтобы «не перегружать систему» в это время наступает легкий паралич всего тела — двигаются только глазные яблоки, сердечная и дыхательная мышца. Во время REM-сна происходит сохранение и распределение новой информации в памяти. Именно поэтому важно, чтобы у детей были полноценные циклы быстрого сна, с их помощью они лучше учатся, быстрее запоминают новое. Новорожденные (до 3-4 месяцев с момента предполагаемой даты родов) спят хаотично, в отличие от взрослых у них может преобладать быстрый сон (ну очень многому нужно научиться!), с него может начинаться цикличность и он занимает больший процент в общем времени сна.

non-REM (медленный сон) — это сон, который сам по себе имеет 4 этапа. Предназначение этой фазы — регенерация тканей, рост, формирование новых неврологических связей. Первые два этапа — относительно неглубокий сон, проснуться от него можно даже при небольшом окружающем шуме. Последующие два этапа характеризуются погружением в глубокий сон. В этот период человека очень трудно разбудить, а если это и удается, то он будет дезориентирован. Так же в этом отрезке происходят приступы лунатизма, разговора во сне.

Дневной сон у детей

В зависимости от возраста, количество отрезков дневного сна у детей меняется: к 4 месяцам складывается 3-4 отрезка, к 6 остается 2-3, а к 18 месяцам большинство детей спят один раз в день. Между двумя и четырьмя годами регулярный дневной сон и вовсе пропадает. Отмечу, что сон в разное дневное время не одинаков. Первый утренний сон становится как бы продолжением ночного и богат на сновидения. В это время продолжается сортировка и закрепление нового, познанного вчера. Обеденный сон — это более глубокий, в основном медленный сон. Сон в обед помогает ребенку расти в прямом смысле. Вечерний сон — это мостик, который помогает «дожить» до ночного укладывания без особого переутомления.

Гормональная регуляция: как помочь малышу спать?

Вы, скорее всего, подозреваете, что сон, как и многие процессы в нашем организме, регулируется особыми химическими соединениями — гормонами. Нет, ни в коем случае не давайте гормоны ребенку только чтобы заставить его спать! Мудрый человеческий организм сам вырабатывает все, что ему нужно.

Биологически мы все запрограммированы спать, когда становится темно. Сигнал о наступившей темноте поступает из глаз в мозг и выделяется гормон мелатонин. Именно он нас «усыпляет» и помогает спать до рассвета. Нарушение выработки этого гормона у взрослых способствует удержанию лишнего веса (спите в темноте!). Этот гормон начинает вырабатываться у детей с 3-4 месяцев (или чуть позже у недоношенных), как раз с ним и связана глобальная перестройка сна у малышей этого возраста. Как мы можем это использовать?

  1. Во-первых.
    Постарайтесь избегать ночников в спальне, или сделайте их максимально тусклыми;
  2. Во-вторых.
    Ограничьте поступление света в комнату малыша на время, когда вы хотите, чтобы он спал — раннее утро, дневной сон и т.д.;
  3. В-третьих.
    За полчаса до укладывания, попробуйте приглушить освещение. Это даст ощущение «заката» мозгу ребенка, начнет выделяться мелатонин и ему будет легче уснуть.

Кортизол — еще один герой (вернее — антигерой) в нашей истории про сон. Это гормон стресса и выделяется он, когда мы устаем. Его задача взбодрить нас, дать прилив сил и энергии, открыть второе дыхание, когда основной заряд бодрости уже исчерпан. Неплохо, правда? В нашем случае — опасно. Если позволить утомленному малышу догулять до выброса кортизола, то уложить крошку будет очень сложно. Прилив новой энергии не позволит ему расслабиться и настроиться на сон, но при этом энергия эта заемная из глубоких запасников на экстренный случай. Растрата такой энергии утомляет ребенка в несколько раз сильнее. Кроме того, кортизол не так быстро выводится из организма. Поэтому даже если малыш заснул (и поверьте, вы на это потратите оооочень много сил), проспит он недолго. Не допускайте переутомления ребенка! Следите за временем и за признаками усталости , как только заметили — быстро укладываться!

Биологические ритмы и внутренние часы

Естественные биологические ритмы человека это сложная система.

В целях упрощения выделим несколько ключевых моментов:

  • В естественных условиях (без социальных ограничений вроде графика работы или расписания занятий) биологические часы идут по 24,8 часовому кругу. Это значит, что если процессом внутреннего времени не управлять, наш график будет постоянно смещаться, и в какой-то момент мы можем с трудом заснуть и в 2 ночи, а просыпаться будем к часу дня. Практический совет: следите за тем, чтобы время отхода ко сну на ночь и время пробуждения, приемов пищи были примерно одинаковы изо дня в день. Это поможет сохранить здоровый (и удобный!) распорядок в течение всего дня.
  • Управление биологическими часами происходит не только через социальные нормы (успеть на электричку в 7,15), но и через солнечный свет. Наш организм понимает, что начался день с появлением солнечного света и готовится спать с наступлением темноты. Практический совет: Помогите ребенку проснуться ранним зимним днем, включив яркий свет в его комнате. Настройте его на сон, приглушив освещение незадолго до укладывания.
  • Температура тела тоже реагирует на внутреннее время. Когда организм считает, что наступила ночь — он снижает температуру тела, а с приближением утра — поднимает ее. Практический совет: Если уложить ребенка во время такого снижения температуры он очень быстро заснет (снижение длится около 90 минут). Держите и комнату прохладной, чтобы температура воздуха не перегревала ребенка во время засыпания.
  • Существует «идеальное время» когда уложить ребенка спать днем легче всего. Соответственно возрасту, поэкспериментируйте в отрезки с 8-9 утра и с 12-13 дня. Для младших детей пробуйте более раннее время в отрезке, для старших — подвиньтесь к его концу. Эти отрезки тоже сопровождаются снижением температуры и достаточным, но не чрезмерным накоплением усталости.

Режим дня

В связи с тем, что организм в целом и биологические часы в частности хорошо поддаются тренировке, режим дня становится ключевым моментом. Соблюдение постоянных интервалов и периодичности действий (все в пределах разумного, мы ни в коем случае не призываем вас проживать день сурка!) помогут настроить организм и на своевременный сон. В зависимости от темперамента ребенка и мамы режим дня может быть достаточно жестким (для настойчивых, негибких, сложно адаптирующихся деток) или может допускать большой процент вариативности (это подойдет для гибких, адаптивных, контактных детей).

Появившись на свет, малыш проводит во сне две трети всего времени, половину которого занимает(быстрый), насыщенный сновидениями. Почему ребенок так много времени спит, и о чем могут быть его сны?

По мнению ученых, быстрый сон способствует развитию мозга, программируя в нем генетически заложенные инстинкты и формирует новые, определяющие уникальность личности.

В этой статье: продолжительность сна грудного ребенка , структура сна малыша, сколько должны спать дети разного возраста, как зависит характер сна от темперамента.

В течение суток сон малыша распределен равномерно. Период, когда родителям приходится ночью подыматься к кричащему младенцу, длится недолго.

К трем месяцам ребенок, просыпаясь ночью, может бодрствовать в одиночестве и не будить родителей, если ему комфортно и спокойно.

К шести месяцам время бодрствования увеличивается до нескольких часов подряд, а сон занимает около 12 часов в сутки.

грудного ребенка зависит от индивидуальных потребностей малыша, но в среднем периоды ночного сна составляют 4-6 часов, а дневного - 2 часа.

Фазы сна ребенка

Взрослый человек в течение ночи имеет до 5 циклов «медленный сон – быстрый сон». Цикл начинается с поверхностного сна – дремоты и заканчивается парадоксальным сном с яркими сновидениями во время быстрых движений глаз.

Сон ребенка, также делится на фазы, но они распределены иначе. Еще в утробе матери, неродившийся шестимесячный малыш видит сны, он погружен в состояние, похожее на быстрый (парадоксальный) сон.

В первые месяцы жизни парадоксальный сон составляет половину всего сна младенца. Его доля снижается до трети к двум годам, до пятой части – к пяти годам, а в 10-14-летнем возрасте составляет 23,5% − как у взрослого человека.

Остальные (дремота, сонные веретена и дельта-сон) формируются у ребенка позже, что объясняется неравномерностью развития мозговых структур, ответственных за ту или иную фазу сна.

Отделы мозга, отвечающие за парадоксальный сон, развиваются раньше. Поэтому и парадоксальный сон появляется еще в утробе, он стимулирует ускоренное развитие мозга.

К 2 годам мозг малыша достигает 90% взрослого мозга, ему становятся доступны познавательные процессы, осознание самого себя, формируется личность. Доля парадоксального сна в этом возрасте уменьшается.

Интересен факт:

маленькие дети не умеют дремать, они или спят или бодрствуют. Состояние дремоты формируется у них к восьми – девяти годам.

Парадоксальный сон младенца и взрослого похожи: присутствуют быстрые движения глаз, снижение тонуса мышц тела, нерегулярны пульс и дыхание. Однако есть и отличия: малыш более беспокоен в парадоксальном сне, у него непрестанно дергаются руки, ноги и лицевые мышцы.

Недоношенные дети настолько активны, что сложно определить, в каком состоянии они находятся – в бодрствовании или в парадоксальном сне.

Чередование стадий сна также отличается – новорожденные могут погружаться в быстрый сон прямо из бодрствования, минуя стадию медленного сна. Формирование нормальной последовательности «бодрствование – медленный сон – парадоксальный сон» происходит у детей к двум-трем месяцам, она сохраняется в течение всей жизни.

Глубокий дельта-сон формируется к трехмесячному возрасту: ребенок проводит первые ночные часы в глубоком медленном сне, распределение стадий его сна соответствует взрослому возрасту.

Цикл «медленный сон – парадоксальный сон» присутствует уже в раннем возрасте: у годовалых малышей – 40 – 50 мин, к 5 – 10 годам увеличивается до 60 – 70 мин. Типичный для взрослых 90-минутный цикл, постепенно формируется у детей старшего возраста.

Таким образом, можно утверждать, что важные особенности сна взрослых проявляются уже в раннем возрасте.

Постепенно длительность дневного сна в первые годы жизни снижается. Большинство дошкольников еще спят днем, а достигнув школьного возраста, они уже могут бодрствовать целый день. Многоразовый (полифазический) характер сна новорожденного сменяется одноразовым (монофазическим) сном взрослого.

Возраст и продолжительность сна

Доношенный ребёнок до 3-ех месяцев проводит во сне 16 – 17 часов в сутки, около двадцати часов спит недоношенный.

Время сна у каждого ребенка индивидуально, но есть средние показатели для всех детей:

  • Новорожденный спит в сутки 16-17 часов,
  • Сон в 3-6 месяцев составляет - 14-15 часов,
  • В 7-12 месяцев дети спят по 13-14 часов,
  • От 1 года до 3 - 12-13 часов,
  • 4-6 лет - 11-12 часов,
  • 7-12 лет - 9-10 часов.

Режим и темперамент

Детские психологи выделяют три у типа детей: покладистые, трудные, медлительные.

Покладистого ребенка отличает четкий распорядок дня, он легко самостоятельно засыпает. Если он выспался и чувствует себя хорошо, то просыпается также без проблем. Сон у этих малышей крепок, они редко плачут, если просыпаются ночью.

Трудные детишки проявляют плохое настроение, замкнутость, гиперактивность. Их сложно приучить к режиму, времени на засыпание им требуется больше. Если малыша запеленать или покачать, то заснет он быстрее и легче.

Правда это может вызвать привыкание, и тогда родителям придется делать это постоянно. У детей этого типа ночной и дневной сон короче, они склонны к беспокойству и частому пробуждению.

Медлительные дети обычно спокойны, сон их крепок и нет особых проблем с засыпанием и пробуждением. В незнакомой обстановке они обычно замыкаются и на контакт с незнакомыми людьми не идут. Для адаптации им необходима помощь родных.

Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog.
Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ

КОГДА ВАШЕ ЧАДО НЕ СПИТ

детский невролог Зайцев С.В. Встреча у подъезда:
- Привет соседка! Как твой внук? Все также плохо спит?
- Да... все также... но, вообще-то я его папа...

И ВСЕ-ТАКИ, ОНИ НЕ СПЯТ!

В особенности дети хороши в состоянии крепкого сна...

Согласно большинству научных исследований последних лет с использованием методов инструментальной диагностики (полисомнографическое обследование) считается, что только чуть более трети детей в первые 3-4 месяца жизни имеют прерывистый ночной сон с частыми пробуждениями. Примерно у 20% и менее этих детей такие особенности ночного сна сохраняются до 6 месяцев, и только у каждого десятого ребенка эти нарушения выявляются в 12 месяцев и позже. Понятно, что критерии расстройств сна различны и зависят от многих факторов. Но если регистрировать нарушения сна только на основании жалоб родителей, эти цифры немедленно возрастут в несколько раз! Таково субъективное восприятие окружающими взрослыми имеющихся у ребенка изменений сна.

Глас мамы вопиет в «пустыне» - Помогите! Мой ребенок не спит! А доктор после соответствующей консультации и обследования выносит вердикт: ребенок здоров. Нет поводов для беспокойства. Так кто же прав?

Сначала несколько слов о вполне нормальных физиологических явлениях, часто наблюдаемых во время сна у детей.

А вот это вполне нормально!

Нередко родителей тревожат вздрагивания ребенка во сне. При засыпании и во время активного поверхностного сна такие однократные, иногда массивные, мышечные сокращения, приводящие к вздрагиванию ручек или всего тела, представляют собой естественное явление и не свидетельствуют о какой-либо нервной патологии. У маленьких детей, особенно гипервозбудимых, система торможения еще очень незрелая, и у них во сне такие вздрагивания могут проявляться в особенности интенсивно. С возрастом, частота и сила таких вздрагиваний постепенно уменьшается и они исчезают. Важно отметить, что только врач имеет право в данном случае подтвердить нормальность обнаруженных симптомов.

Часто обратиться к врачу родителей заставляют ночные пробуждения ребенка с последующим плачем, когда маме приходиться вставать и убаюкивать малыша. Мы уже говорили, что в первые месяцы жизни такой режим сна считается нормой, и родителям не стоит волноваться в этом возрасте по этому поводу. Однако, при некотором стечении обстоятельств, такие первично естественные просыпания могут трансформироваться в поведенческие нарушения сна и потребуют вмешательства специалиста.

И наконец, самой частой причиной родительского волнения в ночное время являются «капризки» или плач малыша во сне. Ученые давно доказали, что такие периодические хныканья ребенка, который при этом не просыпается, являются таким же естественным процессом, как и вышеперечисленные ночные пробуждения и вздрагивания. Причин для такого сонного плача может быть несколько. Возможно, ребенок в течение всего бодрствования получает такое огромное количество новой, эмоционально значимой, информации (игры, общение, радость, страхи и т.д.), что ей приходится интенсивно «перевариваться» во время фазы активного сна со сновидениями и «выталкиваться наружу» в виде ночных плачей и пробуждений. Также, вероятно, с помощью таких капризов и хныканья малышу удается контролировать присутствие мамы, определять степень ее возможного удаления и вероятность нового общения и ласки. Отсутствие обратной связи (если мама не «летит» на помощь) может заставить ребенку проснуться и заплакать «как следует». Или, что бывает гораздо чаще, ребенок учится автономно успокаиваться и засыпать, что в дальнейшем избавляет семью от поведенческих нарушений сна. Бежать ли ночью стремглав на помощь при малейшем звуке ребенка, или, стиснув зубы, отбиваясь от бабушки и папы, бесконечно долго ждать, пока ребенок устав от ночной истерики, провалится сразу в глубокий сон? Прямо противоположных советов и рекомендаций великое множество. Решать только родителям.

Он просто не умеет спать!

Существует великое множество методов классифицирования расстройств сна. Наиболее логичную и понятную для всех классификацию предложили американские детские неврологи и педиатры. Выделяются первичные нарушения: расстройства исключительно сна и пробуждения, не имеющие сопутствующих проблем (их еще называют протодиссомнии), которые формируются без явных внешних причин. И вторичные нарушения, очевидно связанные с внешними факторами (сочетаются с расстройством работы других органов и систем, в частности, патология сна при эмоциональных нарушениях, аллергии, болезней желудочно-кишечного тракта и т.д.). Чаще всего, при этом, выявляются нарушения центральной нервной системы, главного регулятора и координатора процессов сна. Нарушения сна бывают кратковременные и длительные.

К сожалению, в нашей стране исторически сложилась, и до сих пор встречается некая, мягко говоря, «путаница» в постановке неврологических диагнозов на первом году жизни. Такой же «беспорядок» характерен и для диагностики нарушений сна у младенцев, когда сплошь и рядом «обнаруживаются» вторичные нарушения сна, связанные с патологией центральной нервной системы (например, проблемы сна, якобы, связанные с внутричерепной гипертензией и перинатальной энцефалопатией).

На самом деле, наиболее часто (до 20-30%) в грудном возрасте встречаются первичные нарушения сна - ребенок с трудом засыпает, и не умеет без пробуждений спать ночью. Это, так называемое, нарушение стандартов поведения во сне или поведенческая инсомния. За этим мудреным термином скрывается обыкновенная неспособность к самостоятельному засыпанию и/или типичное неумение поддерживать непрерывный сон. Большинство детей уже с 2-3 месячного возраста ночью, слегка пробуждаясь из-за неудобной позы (например, затекла ручка), могут без труда, автономно, поменять неуютное положение, и вновь уснуть, не требуя помощи родителей. Но у некоторых деток (очень чувствительных и волнительных), привычка засыпать только с помощью мамы рождается очень легко, практически рефлекторно, достаточно одной-двух соответствующих стимулов. Ребенок попросту не может уснуть без помощи взрослых, он уже привык, не мудрствуя лукаво, засыпать с песнями, «плясками» и укачиваниями - мама и другие окружающие взрослые постарались! Такое засыпание, чаще по вечерам, более 30-40 минут, обычно сочетается с «милым» обыкновением часто пробуждаться ночью и плакать до победного конца, ожидая успокоения и убаюкивания с помощью мамы. Таким образом, при возможно одинаковом числе пробуждений во время ночного сна, главное отличие детей с поведенческой инсомнией от здоровых, состоит в неумении снова быстро и легко заснуть после пробуждения. Как правило, внутреннее желание проснуться зарождается у младенца в конце первой или во второй фазе медленного сна. При избыточном утомлении и/ или перевозбуждении (передозировка дневной эмоциональной информации) возникают беспорядочные пробуждения, иногда с ночными страхами. Преимущественно они отмечаются в первой половине ночи, чаще через 1-3 часа после засыпания, нередко, как реакция на ничтожные внешние раздражители (достаточно просто войти в спальню, поправить одеяло, осторожно прикрыть форточку..., и все - ребенок проснулся). Несколько реже первичные нарушения сна могут проявлять себя во второй половине ночи или ближе к утру.

Причины таковых нарушений обитают в типичных ошибках организации поведения ребенка и родителей в периоды сна. Доказанный наукой факт: у родителей, которые объективно оценивают интересы своего малыша и верно откликаются на его сигналы, ребенок не имеет расстройств сна (или минимальные, быстро преходящие отклонения). И, наоборот, у родителей, не умеющих должным образом оценить ситуацию и правильно отреагировать на сигналы малыша, или не замечающих его тревожных предупреждений, наиболее часто встречаются серьезные расстройства детского сна. К примеру, каким неожиданным «открытием» для родителей бывает простейшее заключение педиатра о дефиците маминого молока или рахите! Тогда достаточно правильно накормить малыша, или точно подобрать дозировку витамина «Д» - и проблема сна моментально решается.

Причем тут колики или почему он ТАК кричит

Неопытным родителям колики представляются безнадежным непрерывным кошмаром в виде ночной поездки на сломанном автомобиле с завязанными глазами по минному полю: никогда не знаешь, где рванет в следующий раз. Кстати, механизмы развития колик у младенцев во всех подробностях до настоящего времени науке неизвестны. Наиболее частым вариантом являются неожиданные бурные пробуждения и плачи малыша в ответ на резкие боли и ощущения дискомфорта вследствие резких сокращений гладкой мускулатуры кишечника и вспучивания живота. Ребенок громко кричит, поджимает и сучит ножками, живот становится каменным, облегчение обычно наступает после отхождения газиков. Причины таких спазмов разнообразны и многолики: неадекватная переносимость пищи, аллергические реакции, дисбактериоз, расстройства вегетативной регуляции и т.д. Само собой разумеется, что количество и качество сна у малюток с коликами практически всегда снижено.
Проходит время, обычно первые 2-4 месяцев, и колики волшебным образом исчезают. Как правило, педиатр в силах облегчить жизнь малышу и его несчастным родителям. Однако, иногда, у возбудимых и гиперчувствительных детей с коликами не может справиться и целая армия педиатров. Тогда на помощь приходит невролог, у которого есть множество способов помочь родителям дожить до окончания периода колик, и при этом остаться в здравом рассудке. К сожаленью, в дальнейшем, нет четкой связи между исчезновением колик и нормализацией сна. Малыш, который во время колик успокаивался и засыпал, укачиваясь на маминых руках, очень быстро привыкает к такому стилю жизни. В таком случае и после ухода колик в 3-4 месяца остается привычное нарушение сна; дитя легко становится профессиональным «дрессировщиком» родителей.

Общеизвестно, (хотя точно наукой не доказано), что одной из многочисленных причин расстройства сна у младенцев, может быть психологическое состояния матери во время беременности и после родов: высокий уровень тревоги, необоснованные страхи, частые стрессы и т.д. У некоторых тревожных родителей умный младенец прямо с рождения обучается засыпать и почивать на руках - это ведь так удобно. По первому требованию ребенка (хныканье во сне) мама спешит на помощь, укачивает на руках, предлагает перекусить и берет его к себе в постель. Так рождается ошибочная, но прочная, связь засыпания и сна с окружающими обстоятельствами, при которых малыш чувствует покой и защищенность. Кто же откажется от такой райской жизни? Само собой разумеется, малыш и далее обязательно будет настойчиво защищать свои права на такой удобный и правильный, с его точки зрения, режим жизни. Подобный порядок жизни сначала вполне устраивает и родителей - ребенок доволен жизнью, вроде бы спит, и не заливается слезами. Но что же будет дальше? Ответ не всегда может порадовать родителей...

И последний штрих: возникает вопрос, а если имеется серьезная причина (болезнь), заставляющая ребенка просыпаться и плакать? Как не пропустить сигналы настоящей проблемы. Опытные родители самостоятельно, или с помощью педиатра без особых затруднений могут провести первичный анализ ситуации. Патологический плач-рыдание в таком случае характеризуется большим напряжением и драматичностью, страданием и раздражительностью, однообразием и монотонностью, при этом болезненные крики часто сочетаются с выраженным двигательным возбуждением, напряжением мышц, изменением цвета кожи. Важно знать, что в отличие от плача при поведенческих нарушения сна, когда малыш легко засыпает на маминых руках, патологический плач очень трудно унять. Даже используя огромный арсенал всевозможных средств и хитростей, ребенка нельзя убаюкать, или его удается успокоить лишь на короткое время, нытье и хныканье продолжается, и затем плач вспыхивает с новой силой. В таких случаях не стоит полагаться на интуицию и собственный опыт, а лучше проконсультироваться с врачом.

РАССТРОЙСТВА СУТОЧНЫХ (ЦИРКАДНЫХ) РИТМОВ

Наивысшая степень довольства случается
у родителей, блаженно созерцающих своего,
крепко спящего ребенка...

Нарушение засыпания

Отдельной частой причиной обращения к врачу бывают жалобы на расстройство засыпания. Для детишек 3-7 лет, а также более младшего и старшего возраста характерна иная картина. Время спать, ребенок в постели, сказка прочитана. И начинается: «Мама! Еще сказку», «Хочу пить!», «Хочу писать» и множество других способов максимально отодвинуть момент засыпания. При этом малыш, великий психолог, твердо уверен, что определенные усилия обязательно приведут к исполнению его желаний. Достаточно одного или нескольких вечеров таких манипуляций, и формируются искаженные взаимосвязи условий! отхода ко сну и качества засыпания. «Посеешь привычку, пожнешь характер...». Засыпание только в постели с мамой или у нее на руках, при обязательном укачивании или кормлении, с пальцем во рту и т.д. - все это относится к вредным привычкам и ошибочным ассоциациям, которые приводят к формированию устойчивого расстройства засыпания и поддержания сна. В таких ситуациях, ребенок, который по какой-либо причине проснулся ночью, самостоятельно уже не уснет, и будет упорно голосить, и призывать маму обеспечить ему привычные условия засыпания. И хотя, возможно, при этом качество сна ребенка обычно не снижается, но для окружающих (чаще для мамы и папы) такие ночи оборачиваются безнадежными постоянными кошмарами, иногда в течение нескольких лет!

В отличие от таких «хитрецов», обычный ребенок, который укладывается в постель в бодрствовании и умеет засыпать самостоятельно, используя удобные способы, способен успокоится и снова уснуть без помощи мамы, если вдруг просыпается посередине ночи. Хорошо, если у родителей хватает силы воли и терпения адекватно понимать усилия ребенка «притормозить» процесс засыпания. Родители должны отклонять детские манипуляции хладнокровно и решительно, ни в коем случае открыто не уступая желаниям ребенка. Действовать желательно дипломатически («и овцы целы, и волки сыты»). В такой ситуации неплохо помогает постепенное изменение стереотипов засыпания и поведения ночью: возможно, стоит прекратить укачивать малыша, предлагать попить и т.д., осторожно пробовать, понемногу увеличивая время «подхода помощи», если ребенок проснулся и плачет; при этом искренне надеясь и уповая, что ребенок потихоньку-полегоньку научится успокаиваться и засыпать самостоятельно. Очень эффективно совместное создание определенной церемонии отхода ко сну (3-4 этапа общей продолжительностью до 15-20 минут), развитие полезных привычек и ассоциаций: рассказать сказку или прочитать рассказ, выпить кефир, погладить спинку, спеть песенку т.д. Процесс засыпания должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Сейчас для удобства родителей придумано множество умных приборов дистанционного наблюдения («видео - и радионяня»), которые позволяют контролировать ситуацию в спальне, без особой нужды не появляясь на глазах ребенка.

Расстройство цикла «сон-бодрствование»

Каждый человек имеет внутренние биологические часы, которые синхронизированы с внешними суточными ритмами день-ночь, и точно определяют циклы времени засыпания-пробуждения, а также общее время сна. Если время этих часов не совпадает с распорядком дня ребенка, или какие-то внешние факторы и образ жизни ребенка-семьи не соответствуют внутренним ритмам, - это постепенно приводит к сбоям в работе внутренних циклов. Так формируется довольно распространенное расстройство циркадных (суточных) ритмов. При этом у ребенка (особенно часто у подростков!) не получается легко уснуть в определенное время и своевременно проснуться. Человек мучается в кровати иногда в течение нескольких часов и никак не засыпает, даже если давным-давно пора спать - конечно же, утром он никак не может проснуться, и родителям приходиться применять «интенсивные» меры пробуждения.
Естественно, такой ребенок будет испытывать постоянную дневную сонливость и усталость, что обязательно приведет к снижению успеваемости. После обеда или ближе к вечеру, возможен непродолжительный дневной сон, который неизбежно еще больше ухудшает процесс отхода ко сну. Получается замкнутый круг, из которого иногда нелегко выбраться. Недооценка опасности таких нарушений сна приводит к хроническому расстройству циркадных ритмов, и тогда уже не обойтись без помощи специалиста. Интересно, что такие нарушения сна типичны для старшеклассников и студентов, взрослых, работающих по ночам, а также для родителей грудных детей, которые плохо спят!
Успешная терапия данной патологии возможна только под руководством невролога-сомнолога, при этом необходима сила воли и упорство членов семьи. К сожалению, не изобрели еще такую таблетку, которая легко и быстро смогла наладить расстроенные биоритмы. Наиболее эффективны методики хронотерапии: например, интенсивная физическая нагрузка и прогулки на свежем воздухе в течение дня в сочетании с непременным контролем точного времени утреннего пробуждения и вечернего засыпания.
У детей первых 3-4 лет жизни (наиболее часто у грудничков) нарушения цикла «сон-бодрствование» могут быть связаны с индивидуальными ритмами членов семьи, не соответствующих циклу «день-ночь». Например, мама ложится спать за полночь и встает ближе к обеду. При этом у ребенка не формируются правильные ритмы сна-бодрствования. Другой нередкой причиной таких расстройств является невнимательность родителей, которые не могут правильно «поймать» время отхода ко сну и пытаются «запихнуть» ребенка спать, когда он к этому совсем не готов. Например, внутренние часы ребенка дают команду на засыпание около 21оо, а мама пытается уложить его в 20оо, или, что гораздо хуже в 23оо. Само собой в первом случае ребенок уснет примерно через час, а во втором - быть может, даже через несколько часов, с истерикой и конфликтами. Такие проблемы вначале довольно легко решить, достаточно прислушаться к своей интуиции, уделяя данной проблеме больше внимания, и режим дня удается синхронизировать с внутренними биоритмами ребенка. В тяжелых, хронических случаях, необходима помощь специалиста.

Сон грудничка часто волнует молодых родителей. Не слишком ли долго он спит?

Нужна ли полнейшая тишина?

Как понять, что ребенок уснул?

Ответы на эти и сопутствующие вопросы можно найти, разобравшись с фазами сна детей. Узнать о них подробнее поможет наша статья.

Полный сновиденческий цикл состоит из четырех этапов медленной фазы сна и одного быстрой.

Основная особенность дремы у грудничков заключается в том, что глубокий сон у них довольно короткий и увеличивается только с взрослением.

Во время сна фазы постоянно сменяют друг друга, сначала идет медленная, потом быстрая, затем цикл повторяется.

У взрослых медленная фаза длится около часа, а быстрая около 15 минут. Фаза быстрого сна наступает все чаще с приближением утра.

Между полными циклами, хоть мы этого и не замечаем, почти всегда наступает недолгое пробуждение. В этот период мы обычно ходим в туалет, переворачиваемся, поправляем одеяло с подушкой и без долгих томлений проваливаемся в новый цикл сна.

У детей между циклами сна все происходит немного иначе, они могут вертеться, плакать (до 10 минут кряду), а если не умеют самостоятельно засыпать, то могут и окончательно проснуться и не отправиться в новый цикл сновидений. Навык - один из важнейших, так как циклы за ночь могут повторяться до 15 раз. Представьте, что будет, если после каждого цикла малыш будет требовать внимания, чтобы его укачали.

Днем дети в зависимости от возраста могут укладываться спать несколько раз. До 4 месяцев они засыпают 3-4 раза, в полгода уже 2 или 3, а после полутора лет почти все дети спят лишь раз за день в послеобеденное время.

В разное время не одинаков, его можно разделить на:

  • утренний, являющийся продолжением ночного, характеризуется яркими сновидениями и закреплением знаний о мире, полученных за прошлый день;
  • обеденный, как правило, более глубокий (по большей части медленный) сон, в этот период организм растет очень активно;
  • вечерний, он нужен для того, чтобы новорожденному не переутомляться и чтобы ему хватило сил до ночного сна.

Как мы уже узнали, выделяют два основных состояния покоя: быстрое и медленное. У младенцев из-за еще не устоявшейся системы функционирования организма смена этих двух видов дремы весьма специфична.

Быстрый сон

Быстрая, или парадоксальная фаза - самая важная в жизни новорожденного. Ее еще называют БДГ (быстрые движения глаз). Название говорит само за себя, на этой стадии у детей часто вздрагивают реснички, а под закрытыми веками видно движение глаз. Эти признаки нередко вводят молодых родителей в заблуждение, так как они могут счесть, что малыш не уснул.

А тем временем в этой фазе происходят очень важные процессы:

  • интенсивное развитие мозга благодаря ярким сновидениям;
  • снятие стресса и напряжения;
  • закрепление новой информации и ее обдумывание;

Малыш спит

В парадоксальную фазу ребенок попадает сразу из состояния бодрствования. Мозг в это время очень активен и будто находится на грани мира грез и реальности. Со временем доля этой фазы становится меньше.

В парадоксальной фазе новорожденные уже видят сны, а также реагируют на них, улыбаясь, морщась, хмурясь и подергивая ручками и ножками.

Что они видят в снах, доподлинно не известно, однако существует теория, что первое время дети видят световые пятна, образ материнской груди, а также испытывают ощущения, с которыми уже успели познакомиться в реальном мире.

Познавая новый мир и развиваясь, малыш начнет видеть в снах все больше информации: лица родителей, свою комнату, знакомые предметы, а также различать обширный спектр ощущений.

Медленный сон

Глубокий или, как его еще величают, ортодоксальный сон (non-REM, что значит «без активного движения глаз»), формируется, когда кора головного мозга уже практически созрела. Именно благодаря этой фазе ребенок погружается в длительный и спокойный сон. Всего существует четыре стадии:

  1. Дремота - малыш все еще реагирует на внешние звуки.
  2. Засыпание - переход к состоянию покоя, при постороннем шуме все еще может проснуться.
  3. Глубокий сон - расслабление мышц, перестает реагировать на слабые внешние раздражители.
  4. Очень глубокий сон - полное расслабление и отключение от внешней жизни, как говорят - «из пушки не разбудишь». Если ребенка искусственно разбудить, то он может не сразу понять, где очутился.

Обычно стадия медленного сна коротка, не более получаса, однако со временем она увеличивается, так как кроха растет, начинает проявлять больше активности и, соответственно, больше тратит сил и устает.

Эта фаза сна очень важна для правильного развития ребеночка, она позволяет ему полностью расслабиться, восстановить силы и перезагрузить работу организма.

Лучшие часы для ортодоксального сна - промежуток между семью и девятью часами вечера. Если ребенку не удалось поспать в этот период, то ночью или утром компенсировать это упущение уже не получится. Поэтому стоит стараться уложить ребенка в этот временной интервал.

Таблица сна

В первый год жизни организм ребенка растет с каждым днем, поэтому и время на сон требуется разное, и оно постоянно меняется. Для вашего удобства мы составили таблицу, по которой вы сможете легко удостовериться в правильности циклов сна новорожденного.

После года сон ребенка уже начинает напоминать сон взрослого человека, он будет высыпаться ночью примерно за 9 часов. Днем будет достаточно часового послеобеденного перерыва.

Важно понимать, что все цифры в таблице примерные, и небольшие отклонения являются вполне нормальными.

Тестирование цикла сна

Когда уже кажется, что вы убаюкали малыша, стоит только положить его в кроватку, как он просыпается.

Знакомая ситуация? Не сталкиваться с ней поможет тестирование, или определение цикла сна, для этого:

  • возьмите ручку ребенка большим и указательным пальцами;
  • поднимите на небольшую высоту (4-5 см);
  • отпустите.

Если рука упадет и малыш не начнет шевелиться, то он уже находится в фазе глубокого сна, а значит, его можно со спокойной душой укладывать в колыбель, и он не проснется.

Напротив, если чадо пошевелится, то это означает, что он все еще в быстром или легком сне и может легко проснуться. Поэтому стоит продолжить укачивать грудничка.

Такой простой тест убережет вас и ребеночка от лишних переживаний.

Формирование режима

Так как организм хорошо поддается тренировке, то очень большое значение имеет формирование режима дня.

Для этого необходимо стараться соблюдать постоянные интервалы основных действий: кормления, сна, купания и общения.

В зависимости от характера вашего ребенка режим дня может быть как жестким (для капризных деток), так и допускать небольшие вольности (подходит послушным детям). Этот момент должна четко осознать для себя молодая мама.

Важно не нарушать режим, даже если вы отправляетесь в поездку или в гости. На первом месте режим, а на втором все остальные жизненные события. Это поможет ребенку чувствовать себя всегда в своей тарелке, ощущать защиту, ведь его привычный ритм не будет нарушен.

Заключение

Сон, особенно в первые месяцы жизни, играет наиважнейшую роль в формировании организма малыша.

Во время сна мозг и тело отдыхают от переизбытка новой информации об окружающем мире, а также «переваривают» ее.

Ребенок в дреме прибавляет в росте и весе, так как в первые часы сна активизируется гормон роста. Поэтому родителям важно создать благоприятные условия для здорового сна грудничка.

Надеемся, что знание о циклах и фазах сна облегчит понимание процессов, которые происходят с новорожденным в мире грез, и поможет взглянуть на сон малыша с научной стороны.