Главная · Диагностика · Как научить собаку не реагировать на внешние раздражители. Как научить собаку команде зайка

Как научить собаку не реагировать на внешние раздражители. Как научить собаку команде зайка

Намеренное отравление собак – не редкость. Догханетры и другие противники содержания животных намеренно разбрасывают лакомства, приправленные ядом, в общедоступных местах, чтобы причинить боль питомцу и хозяева.

Защитить пса можно жесткими методами: научить не есть пищу, предложенную посторонними, и не искать угощения на земле.


Приучите собаку не подбирать угощения с земли

Внедрять правила поведения лучше с момента появления песика в доме: кормить его должен только хозяин. Пусть животное видит, как владелец накладывает корм в миску, дает вкусные поощрения в процессе воспитания и просто подкармливает – так вырабатывается правильная привычка. Единичные вмешательства домочадцев или гостей, желающих побаловать очаровательного четверолапого озорника, разрушат сложившееся доверие, и воспитание придется начинать сначала.

Применяем силу

После освоения щенком команды «Сидеть» следует приступить к формированию верного мышления. Для упражнения понадобиться помощник, который будет искушать вашего любимца ароматным лакомством (сосиской, колбасой). Собачка садится возле левой ноги хозяина, после чего чужак подносит к ее носу угощение на нескольку секунд. В момент, когда щенок проявляет интерес к пище, заводчик с силой дергает за ошейник или поводок и произносить заветное «фу».

Упражнение следует повторить: если песик усвоил урок и не соблазнился, его угощают чем-то вкусным и похвалить. Неадекватная реакция свидетельствует о необходимости дальнейших тренировок.

Действуем радикально

К воспитанию полугодовалых щенков лучше подходить решительно. Если собака этого возраста продолжает принимать пищу с незнакомых рук, в процессе дрессировки нужно бить ее ладонью по морде. Рассчитайте удар, чтобы он не был слишком болезненным, но и заставлял задуматься: стоит ли в очередной раз поддаваться искушению или лучше защититься отказом?

Необычное поведение – как реагировать?

В процессе обучения песик может проявить свое недовольство (приучение не брать еду у незнакомцев удовольствием не назовешь) разными способами. Заводчик обязан реагировать адекватно, чтобы не утратить авторитет и добиться желаемого.

Популярные модели поведения:
  • В момент предложения еды животное отворачивается. Это правильная реакция, ваш любимец заслужил похвалу! Попросите помощника удалиться на несколько шагов и похвалите умницу.
  • При виде лакомства собачка прячется за хозяином. Четверолапый друг чувствует близость наказания, но не понимает, откуда оно исходит. Поощрите питомца и продолжите упражнения.
  • Хвостатый защитник рычит и готовиться бросится на человека, предложившего пищу. Позволительная реакция для , но не для домашних любимцев. Ответом на проявленную агрессию должно стать привычное «фу» и лишение угощения: поощрять нападение на посторонних людей непозволительно.

Резкий рывок поводка заставит животное остановиться и задуматься

Продолжительность дрессировок

Проводить отработку важной команды нужно дважды в неделю в течение месяца или до закрепления результата. Через время вместе с помощником попробуйте снова воссоздать ситуацию, чтобы понять, был ли усвоен урок. Для пса, продолжающего брать еду у чужаков, дрессировки возобновляют.

Домашний любимец также должен усвоить запрет на подбирание кушаний с пола. Никогда не разрешайте собаке поедать ломтики, случайно выпавшие из хозяйских рук, а во время прогулок используйте короткий поводок. Помните: жесткие правила и суровый контроль помогут сберечь жизнь и здоровье питомца!

Нередко мне задают вопрос – как научить собаку не доверять посторонним людям.

Часто владельцы обеспокоены тем, что собака очень и, увидев человека (взрослого или ребенка), сразу бежит «знакомиться» с ним. Казалось бы — что в этом плохого? Собака не агрессивна, «любит» людей. Но, не все так однозначно как кажется на первый взгляд. Поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос более внимательно.

Добрые собаки

Итак у вас общительная и «добрая» собака и вы отпускаете ее бегать без поводка. Что может случиться?

  1. Очень многие люди, как взрослые, так и дети не любят собак (а почему они должны их любить?);

Я встречал людей, которые любили смотреть на собак, но даже и мысли не допускали о том, чтобы подойти и погладить собаку. Например, мой сокурсник Абдумалик Шеров (из Таджикистана), так боялся собак, что буквально терял сознание, когда к нему подбегала какая-нибудь дворняжка. Научить его не бояться собак было невозможно.

  1. Очень многие люди, как взрослые, так и дети боятся собак, поскольку были напуганы (и/или покусаны) собаками;

Не так давно, я был приглашен в детский летний лагерь, где должен был выступить с лекцией о методике дрессировки собак ЛИРОС и показом обученной по этой методике собаки. Перед началом лекции, я попросил поднять руку тех, кого кусала собака и был неприятно удивлен «лесу» поднятых рук.

Кстати, моя жена тоже «не любит» собак по этой же причине – в детстве она ее напугала собака.

  1. Собака которая «любит» всех людей легко может убежать, потеряться или ее даже могут украсть;

Ну, этот тезис не требует никаких комментарие – красноречивые объявления о пропаже питомцев появляются на столбах каждого населенного пункта с завидной регулярностью.

  1. «Общительную» собаку могут отравить;

Пока это только мое предположение, но учитывая, как много появилось в последнее время «дог-хантеров», оно вполне вероятно.

  1. Если вы возлагаете на вашу «добрую» собаку защитные или охранные функции, то, конечно, она с ними не справится;

С этой ситуацией мне приходилось сталкиваться не один раз. Например, в поселке Сходня (подмосковье), мужчина у ворот своего дома получил 15 ножевых ранений, в то время как его «охранная» восточно-европейская овчарка мирно спала по другую сторону забора!

Таким образом, каждая общительная (добрая) собака, бегающая без поводка, является потенциальным источником социальных конфликтов. И обязанность каждого владельца такой собаки, как минимум держать ее на поводке, а как максимум обучить ее не реагировать на посторонних людей.

Агрессивные собаки

С «добрыми» собаками мы разобрались. Теперь давайте разберемся, что делать если у вас напротив – , с лаем бросающаяся на прохожих. Откуда у нее берется такая агрессия к людям?

В данном случае вариантов может быть всего два:

  1. Ваша собака относится к доминантному типу и взяла на себя роль вашего защитника;
  2. Ваша собака отностися к трусливому психотипу и облаивает людей, поскольку боится их.

В обоих случаях, нужно взять под контроль агрессивное поведение собаки. Агрессия – не «испорченный кариесом зуб» — ее нельзя просто взять и вырвать. Выход может быть только один – научить собаку использовать агрессию исключительно при нападении на вас или попытке украсть вашу собственность. А в случае агрессии трусливой собаки – необходимо еще и научить собаку еще не бояться чужих людей.

Соблюдение только этого простого правила способно значительно понизить уровень социальных конфликтов между владельцами собак и окружающими вас людьми!

Поэтому, если вы не хотите учить свою собаку игнорировать посторонних людей, я прзываю вас придерживаться этих несложных правил!

Обучение собаки нейтральному отношению к посторонним людям

С другой стороны, обучив свою собаку нейтральному отношению к посторонним людям, вы сразу решите все перечисленные выше проблемы.

Ваша собака:

  1. Перестанет интересоваться чужими людьми, независимо от их возраста; она никогда не побежит к ним «знакомиться»;
  2. Остановит преступника, решившего напасть на вас;
  3. Защитит ваши вещи;
  4. Защитит территорию вашей усадьбы от проникновения на нее посторонних людей;
  5. Никогда не потеряется;
  6. Не станет брать пищу от незнакомых людей.

Последовательность обучения собаки недоверию к посторонним людям

Мы обучаем всех собак недоверию к посторонним людям поэтапно по следующей схеме:

  1. Этап первый – дрессируем собаку по курсу (лидерско-ролевое обучение собаки) с целью создания рабочего коллектива (суррогатной стаи), социальных рангов и социальных взаимоотношений (старший-младший);

В результате такой дрессировки собака становится послушной, поскольку она подчинена, осуществление ее желаний поставлено под стимульный контроль (управляется сигналами владельца), ликвидирована почва для конфликтов и владелец (его поведение, требования) становится понятным собаке и она максимально готова к дальнейшему обучению.

  1. Дополнительно, собака оберегается от общения с посторонними людьми – никому из друзей или знакомых не позволяется гладить собаку («заведите свою и гладьте на здоровье»), поскольку у вашей собаки нет «друзей»;

Собака приучена находиться дома в клетке, а во дворе дома – в вольере. Она не испытывает стресс когда находится там. И когда в гости приходят друзья или знакомые, собака отправляется на свое место для отдыха (в клетку или в вольер).

  1. Этап второй — обучаем собаку защищать наши «ресурсы»: пищу, территорию, домашние вещи, а также обеспечивать личную безопасность владельца;
  2. Дополнительно, обучаем собаку не реагировать на посторонних людей, если они не «покушаются» на ресурсы нашей «стаи» (не проявляют агрессии к нам, не нападают, не пытаются украсть наши вещи).

Теперь вы понимаете, что вместо вопроса – «Как отучить собаку доверять посторонним людям?» следует ставить следующий вопрос – «Как научить собаку не доверять посторонним людям?». И на него мы можем дать конкретный ответ в видео специально разработанной программы обучения.

История ягдтерьера Веста

Недавно такое обучение прошел у нас .

На последней охоте его чуть не увезли с собой незнакомые охотники и только благодаря счастливой случайности он вернулся к своему владельцу.

Как видите, нечто подобное может случиться даже с такими доминантными и агрессивными собаками как ягдтерьеры.

На базовое обучение всему перечисленному выше у нас ушло двенадцать дней.

Обучая собаку, мы не поленились и сняли весь процесс дрессировки на видео.

И сейчас, когда мы закончили обучение Веста, я начал готовить и упаковывать эти видео в обучающий видеокурс.

Очень скоро он будет доступен на нашем сайте для всех владельцев собак.

Предварительную заявку на его приобретение, можно сделать, отправив письмо на наш e-mail, или позвонив по телефону (смотрите информацию на странице «Контакты»

Записаться на индивидуальное обучение по курсу ЛИРОС можно .

Каждый третий человек на роль домашнего питомца выбирает собаку. Берут и щенков, и взрослых. Как научить собаку командам и приручить её? Процесс представляется нелёгким. Известно, что дрессировка и воспитание – важнейшие этапы в развитии взаимоотношений между псом и человеком.

Обучение лучше начинать с раннего возраста, тренировки выполняются систематически и последовательно. Чтобы выдрессировать собаку, придётся самостоятельно постигать основные правила, методы обучения, знакомиться с распространёнными ошибками. Знания потребуются для понимания, каким образом собаки запоминают команды. Хозяину полагается понимать психологию питомцев!

Вряд ли удастся подчинить пса с помощью жестокости и грубости. К подобным методам прибегать противопоказано! Отношения с питомцем строятся исключительно на уважении и любви. В человеке пёс должен признавать лидера, а не тирана.

Чтобы правильно воспитать собаку, придётся приложить немало любви и терпения. Важно, чтобы хозяин и питомец испытывали радость от процесса, животные необычайно умны и чувствительны к настроению человека. Маленький друг примется выполнять любые задачи, если почувствует поддержку и любовь. Перед приучением собаки к командам, потребуется, чтобы питомец понимал, кто хозяин. Указанную важную роль приобретает человек, кто с первого дня постоянно купает, кормит и поит, выгуливает и играет. Не рекомендуется первые месяцы совместной жизни позволять друзьям или посторонним регулярно играть со щенком, наглаживать и угощать, звать к себе.


Дрессировка собак – не воспитание в целом, лишь приучение к выполнению требуемых команд. Подобные занятия крайне важны для благополучного развития взаимоотношений между собакой, хозяином и окружающими.

Подходящим возрастным периодом, чтобы начинать дрессировку собаки, считают возраст щенка 8-12 недель, когда происходит социальная адаптация любимца. Заниматься вначале лучше по 10 мин в день, регулярно и в игровой форме. Когда собака выполнила команду, следует поощрить животное вкусненьким, погладить и похвалить. Команды для обучения собаки:

  • Первыми становятся: «Ко мне» и «Место».
  • В 2 мес можно добавляются новые: «Стоять», «Лежать», «Сидеть».
  • С 3-х мес — «Рядом».

Проводя занятия, желательно помочь питомцу жестами. К примеру, при обучении команде «Лежать» покажите щенку в руке лакомство, потом опустите руку, чтобы щенок наклонился либо лучше прилёг следом. Когда пёс ляжет, потребуется твёрдо скомандовать — «Лежать». Кроме жестов, допустимо слегка направить собаку прилечь. Когда, пусть пока с помощью человека, малыш выполнит требование, дайте вознаграждение.

Распространённая ошибка собачников – приучение к нескольким командам одновременно. Не стоит смотреть на людей, с лёгкостью добивающихся подобных действий. Нельзя стыдить и оскорблять собаку, негодуя, что «у соседа сразу три команды выучил пёс, а ты глупый».

Бродит миф о связи обучаемости животного с породой, что в корне неверно. Если щенок упорно не замечает требований хозяина, но бодр, весел и радостно съедает лакомство, время еще не пришло. Наберитесь терпения и продолжайте регулярно заниматься. Результат последует непременно. При достижении желаемого возможно пробовать приучить собаку к командам более сложным и трудным. Процесс считается сложным в работе с животными. На обучение порой уходят недели.

Результат зависит от владельца и собаки. Бывает, что первым недостает силы воли либо терпения, а среди вторых попадаются не слишком умные особи. С людьми ситуация ясна — лениться при воспитании пса нельзя. Многое зависит от собак, от подхода к вопросу обучения. Кинологи составили рейтинг дрессируемых пород, где ведущие места занимают:

  • ретриверы,
  • пудели,
  • ротвейлеры,
  • доберман-пинчеры.


Как обучить собаку командам – вопрос, с которым сталкивается владелец питомца. Нет ничего хуже невоспитанного животного. Представьте, как представитель крупной породы, не получивший должного воспитания, бросается на хозяина, пришедшего с работы. Либо начинает прыгать до потолка, пока накладываете еду в миску. Либо просто убегает во время прогулки. Возможно, невоспитанная особь позволит себе улечься на диван с грязными после прогулки лапами. Выглядит неприятно.

Общий курс тренировок грамотного пса

Понятие грамотного пса определяет собаку, знающую начальные команды и выполняющую приказы по желанию владельца. Согласитесь, не хочется иметь в доме глупую невоспитанную особь. Однако глупых животных не бывает, зато случаются ленивые хозяева и неопытные владельцы.

Общий курс тренировок включает приобретение навыков:

  • Спокойная ходьба с владельцем.
  • Знание команды «Ко мне» и полное выполнение.
  • Собака должна знать о запрете брать вкусности от посторонних. Нельзя подбирать еду с земли.
  • По команде перестать выполнять нежелательные действия.
  • Охотничьим и служебным породам рекомендуется привить нормальное восприятие выстрелов. Собака не должна бояться.

Если решили обучить животное командам своими силами, позаботьтесь о наличии: ошейников — мягкого и строгого (для крупных и служебных пород), поводков — короткого и длинного, желательно применять любимую игрушку питомца. Перед началом постоянных тренировок и обучения основным командам животное обязано кое-что уметь. В частности, собака должна откликаться на кличку, разрешать спокойно надевать и снимать ошейник.

Важные знания для собаки

Известен список команд для обучения собак. Распространённых насчитывается с десяток, остальные уже специфические служебные навыки, непригодные в привычной жизни. Список заданий выглядит примерно так:

Основные команды

«Голос»

Избранный люди хотят обучить питомца известной команде «Голос». Первые применяют команду для развития собаки, вторые — для пугания людей. Не мучайте лохматого друга, если у пса не получается. Не всем собакам удается обучиться команде. При сильном наседании психика животного нарушится, питомец станет агрессивным.

Начиная дрессировку, постарайтесь подготовить любимую еду питомца. Возможно взять сухой корм для собак. Чтобы животное постоянно не отвлекалось, выберите тихое место. Лакомство показать разрешается, но предлагать нельзя. Не поддавайтесь, если пёс нервничает и скулит. Пусть залает. Добившись результата, допустимо предложить небольшой кусочек. Упражнение повторяйте в течение 15 мин ежедневно. По прошествии времени заставить пса подавать голос получится без пищевого подкрепления.

Если пока что у малыша не получается исполнить требование подать голос, лучше попробовать в другой день или час. Обучить собаку команде «Голос» — значит, в первую очередь сподвигнуть животное на свершение поступка, заинтересовав и простимулировав. Многие владельцы-любители совершают частую ошибку, начиная самостоятельно обучать питомца команде, совершенно не зная тонкостей и нюансов.

«Сидеть»

Как научить собаку команде сидеть? Согните руку в локте, расположив ладонью вперёд. После команды надавите на круп собаке левой рукой, а правой поддёргивайте вверх за поводок. Когда пёс сядет, похвалите и погладьте, угостите лакомством. При регулярных тренировках собака быстро овладеет командой.

Это простая задача, стоящая перед кинологом либо рядовым начинающим собачником. Во время обучения потребуется громко и чётко говорить «сидеть». Процедуру повторяют до полного усвоения собакой желательного поведения и самостоятельного выполнения команды.

«Лежать»

Когда пес изучил урок «Сидеть», допустимо научить собаку команде «Лежать». Наденьте ошейник четвероногому другу, велите «Сидеть». Потом – «Лежать». Чтобы показать собаке действие, возьмите поводок, чтобы он повис между ошейником и рукой. Провисающую часть придавите ногой, понемногу тяните свободный конец.

Не совершайте резких движений, действуйте аккуратно. Ошейник притянет пса к земле. Не забудьте похвалить собаку. На повтор алгоритма отводите 15-20 мин ежедневных упражнений. Потом ошейник убирается.

Второй вариант: опустите руку с лакомством на уровень пола, произнося задачу, слегка придавливайте холку собаки к полу. Собака начнёт немедленно вставать, старайтесь удерживать её в лежачем положении, повторяя команду твёрдым голосом.

«Место»


Как научить собаку команде место? Найдите место для пса. Покормите, дайте выгуляться. Собака захочет отдохнуть. Наступил идеальный момент. Перенесите собаку на положенное место и скомандуйте: «Место». Если убегает, повторяйте действие. Когда питомец остается на месте, угостите лакомством и похвалите. После нескольких тренировок алгоритм усваивается.

Важную роль в обучении команде «место» играет личный коврик или подушка питомца. Обучить команде «место» требуется пораньше. Допустимо использовать лакомство. Команда «место» — обязательный пункт собачьей науки, наравне с командами «сидеть» и «ко мне».

«Ко мне»

Если собака свободно гуляла и бегала, после озвученной команды «Ко мне» подошла, не торопитесь мгновенно пристегивать поводок. Лучше похвалите, подкормите лакомством, снова отпустите свободно бегать.

Помните, собаку, особенно в первые моменты дрессировок, нельзя наказывать за неверное или заторможенное выполнение команд. Главное — мотивация. Побольше положительных эмоций и результат окажется достигнут.

Когда произнесете команду, покажите в руке лакомство, создайте положительную мотивацию, чтобы животное подошло ближе. Когда подойдет, похвалите, погладьте. Если питомец реагирует на призыв вяло, подбодрите голосом, похвалите. Сделайте вид, что собрались убегать.

В дальнейшем старайтесь усложнять обстановку. Озвучивайте команду во время игры. Усложнять правила выполнения команды стоит лишь при условии, что собака уже хорошо выполняет навык без поводка. Потом к команде голосом допустимо добавить установленный жест рукой. Правая рука вытягивается в сторону и поднимается до уровня плеча, потом быстро опускается. Через недолгий период времени животное станет подходить по жесту и садиться рядом.

«Лапу»

Научить собаку команде лапу, «дай лапу» — простое задание в искусстве дрессировщика. Понадобится лакомство и сила воли. Возьмите животное за лапу, произнося название необходимой задачи, потом подайте лакомство. Помните, вид лакомства способен нивелировать положительный результат, вкусный кусочек лучше прятать за спиной. В дальнейшем возможно обучить давать правую либо левую лапы.

Необходимые команды для сторожевой собаки

«Фас»

Как научить собаку команде фас, знают редкие хозяева. Обучение проходит, чтобы пёс смог защитить человека. Урок «Фас» даётся тяжело. Допустимо предложить другу надеть рукав и дразнить собаку, но уйдёт немало времени. Не поспоришь — действие опасно!

Заниматься упражнением лучше со щенком. Допустимо начать в период прорезывания зубов, когда пес треплет предметы. Малыш должен захотеть схватить предмет по команде «Фас». Используйте простую игрушку или тряпку. Чтобы не повредить собаке зубы, не делайте резких движений. Главное – заинтересовать пса вцепиться в вещь.

Пожалуй, это самое серьезное умение. Перед обучением задаче «фас» требуется оставаться на 100 % уверенным, что собака подчиняется беспрекословно. Лучшим решением станет обращение перед началом обучения к опытному кинологу.

«Чужой»

Если хотите, чтобы пес защищал, придется задуматься, как научить собаку команде «чужой». Когда незнакомец стучит в дверь, используйте команду, дождитесь, чтобы пес одновременно подавал голос. В опасности собака научится бросаться на противника.

«Умри»

Положите питомца на бок на пол, повторяя «Умри». Не давайте собаке встать. Когда животное замрет и успокоится, похвалите и дайте лакомство. Повторяйте действия, пока животное не уяснит команду.

«Ищи»

Полезный урок. Находить воду, еду, вещи и людей всегда пригодится. Допустимо взять любимое лакомство питомца и спрятать, к примеру, в траве. Потом дайте собаке понюхать кусочек лакомства и произнесите: «Ищи». Когда пропажа найдётся, поблагодарите пса. Когда собака научится искать еду, переходите на одежду и предметы.

«Рядом»

Команда востребована при желании владельца прогуливаться с собакой без поводка. До отработки навыка позвольте собаке набегаться, израсходовать лишнюю энергию. Когда собака идёт на поводке рядом, пресекайте любые попытки идти быстрее или медленнее словом «Рядом». Поводок необходимо резко одёрнуть.

Если собака идет рядом и делает это хорошо, похвалите непременно. Не прекращая движения, четвероногого друга возможно угостить поощрением. Подобные прогулки выполняются ежедневно. Тренировки без поводка начинают, когда пёс поймёт команду.

Собаку при тренировке держат на поводке ближе к ноге, пытаясь ускорять, замедлять шаг, поворачивать на 180 градусов и идти обратно, постоянно выговаривая команду «Рядом». Пресекайте попытки пса идти врозь либо убежать – легонько, но настойчиво показывайте рывками поводка и командой, что действия делать не стоит. Задачу рядом лучше учить раньше.

Чтобы научить собаку команде рядом быстрее, прибегают к хитростям. Прицепив поводок к ошейнику, уберите в карман лакомство, пройдя с едой 20-30 метров. Одновременно потребуется произносить слово «рядом» идущей возле дрессировщика, за лакомством, собаке. Потом отдать желанную награду псу. При повторении собака поймёт смысл просьбы, станет ходить рядом с отдавшим команду хозяином без поводка.

Постарайтесь проверить, насколько усвоила собака приобретённый навык. Дождитесь момента, когда животное удалится на некоторое расстояние. Не делайте поводком никаких рывков, просто скажите «Рядом». Если животное хорошо усвоило навык, быстро займёт место рядом с ногой.

Усложните задачу для питомца, произносите команду, меняя темп движения. Полагается отработать прием без поводка. Вначале хватит аккуратного опускания поводка на землю, потом допустимо полностью отстегнуть. Не рекомендуется полностью и быстро отказываться от использования поводка. Пусть животное лучше усвоит навык. Проверять поведение собаки без поводка следует исключительно после приобретения полной уверенности в поведении питомца. Крупных и служебных представителей пород обучать показано, используя строгий ошейник.

«Апорт»

Если желаете, чтобы питомец овладел навыком поднятия и подноски предметов, подумайте, как научить собаку команде апорт.

  1. Пусть четвероногий друг остаётся на коротком поводке.
  2. Назовите по кличке, позвольте понюхать выбранный предмет.
  3. Отбросьте вещь на расстояние 1 метра и скомандуйте: «Апорт», сделав шаг вперед правой ногой, указав на предмет рукой.

  4. Допустимо обучить питомца носить тапочки хозяевам. Апорт прекрасно тренирует собаку, даёт необходимые физические нагрузки, развивая внимательность и мышление. Через поиск объекта в кустах или на поле достигается многое. Научить собаку команде апорт сложно. Возможно попробовать дрессировать с помощью любимых игрушек пса, бросая недалеко. По возвращении используйте команду «дай» и лакомство. В дальнейшем замените игрушку на палочку, к примеру, для стачивания зубов.

    «Фу»

    Пёс слышит команду уже с младенчества. Если навык не закрепился, придётся обучать. Собака пытается погнаться за кошкой, тянется в драку, стремится поднять гадость с земли – ударьте легонько хлыстиком по крупу либо дёрните поводок с командой «Фу». Использовать команду лучше лишь при необходимости.

    Проще научить собаку команде фу со щенячьего возраста. Если неустанно твердить малышу «фу» на попытки съесть полиэтиленовый пакет, зарыться в груду мусора, щенок поймет недопустимость поведения. Запрет сопровождается строгим голосом. Помните — возможно шлёпнуть легонько, сильно бить запрещено.

    «Дай»

    Команда «дай» нужна для предотвращения поедания собакой важных вещей либо вредных предметов, попавших в пасть. Аналогом «дай» считается «фу», с той лишь разницей, что объект команды «фу» не нужен даже хозяину пса. У команды «дай» присутствует интересная особенность – в дальнейшем возможно научить собаку носить тапочки. Чтобы научить собаку команде дай, озаботьтесь учёбой в щенячьем возрасте. Играя, легко через игрушки научить собаку отдавать необходимые предметы.

    Терпение прежде всего!

    Если планируете покупать питомца, лучшим вариантом станет совет кинолога. Мастер непременно подскажет, какая порода вам подойдет больше. Случается, люди берут животное прямо с улицы, к примеру, становится жаль бездомного щенка либо уже взрослого пса.

    Встанет задача – приучить питомца к туалету. Наказывать пса «кнутом» нельзя, это сработает против хозяина. Чтобы собака слушала и, главное, понимала, потребуется:

    1. оставаться терпеливым;
    2. иметь упорство;
    3. проявлять ласку.

    Указанные три параметра крайне важны в воспитании животного! Особенно в приручении уличных собак. Помните, питомцы с улицы поддаются воспитанию гораздо сложнее.

О трудных подростках написано много умных и полезных статей и книг, о трудных же собаках и о том, как их перевоспитывать, к сожалению, в литературе сведений практически нет - дрессировщики скрывают свои секреты. Попробуем дать несколько советов.

Перед вами двухмесячный щенок . Он игрив, беззаботен и беззащитен - этакий дурачок-попрыгунчик. Послушайте его владельцев: их рассказы о нем полны любви и умиления - эта вислоухая прелесть уже прокралась к ним в сердце...

В возрасте трех-пяти месяцев разговоры о щенке по-прежнему полны умиления, но в них уже проступает и озабоченность, ведь у владельцев появились проблемы с его воспитанием. Щенок подрос, вытянулся, стал более активным и самостоятельным, но... менее послушным. Без специальных знаний с ним уже трудно справиться требуется вмешательство инструктора по дрессировке.

Наконец, долгожданная консультация. Масса вопросов и советов. Но вот парадокс: внимательно слушая советы, а подчас (что особенно удивительно) и записывая их, начинающие собаководы на самом-то деле крайне редко этим советам следуют. По-видимому, суть этого явления том, что каждый здравомыслящий человек, особенно взрослый, считает себя специалистом в целом ряде наук профессий (педагогика, психология, медицина, ветеринария и т.п.), в том числе и в вопросах, связанных с воспитанием и дрессировкой собак.

Полагаясь на свой здравый смысл, владельцы щенков редко пользуются советами профессионалов или же используют их по своему усмотрению. В результате их усилий к 8 - 12 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей собаки) проблемы нарастают, как снежный ком, умиления в рассказах о любимце становится все меньше, а горечи все больше.

Как этого избежать? Ответ прост: любое дело, будь то вождение автомобиля, работа на компьютере или управление собакой, требует специальных знаний и усилий со стороны того, кто хочет его освоить. В отличие от самой совершенной машины, устройство которой изначально предопределено человеком, собака - существо живое, имеет сложный внутренний мир, обладает своей собачьей волей, хитростью, эмоциями и умением любить и ненавидеть. При управлении собакой в ответ на, казалось бы, одни и те же ваши слова и действия, может наблюдаться абсолютно разная реакция. Поэтому мало просто желать управлять собакой, нужно еще захотеть научиться видеть, понимать и предвидеть, т.е. научиться "читать" поведение собаки, понимать ее устремления и предугадывать их последствия.

Бесполезно сетовать и сокрушаться. Единственный путь решения возникших проблем, связанных с воспитанием собаки - ваши обдуманные и целенаправленные действия. Подчас проблемы, мучающие любителей-собаководов годами, с помощью специалиста решаются в течение нескольких часов или дней. Если собака психически здорова (а это должен определить инструктор по дрессировке) - вам можно и нужно еще помочь.

Очень часто, сами того не желая, начинающие собаководы вырабатывают у щенка дурную привычку тащить хозяина на поводке за собой. Это сильно портит их совместную жизнь, превращая ее подчас для владельцев собаки в добровольную каторгу, и каждая прогулка становится для хозяина пыткой.

Обучить собаку не тянуть вас намного легче, чем обучить ее идти рядом по команде . Этот навык в процессе в отработки значительно проще довести до уровня нормы поведения (т.е. такого, которое становится для собаки естественным, привычным), нежели навык "хождения рядом". Это объясняется тем, что границы формируемого навыка (т.е. что и по каким правилам надо делать) "хождения на свободном поводке" более просты и их легче соблюдать как дрессировщику, так и собаке.

Собака, взятая на поводок, не должна тянуть своего хозяина независимо от длины поводка, направления и темпа движения, а также места прогулки. При изменении направления движения дрессировщика собака должна также менять направление, следуя за ним.

Сигналом к изменению темпа или направления движения ей служит степень натяжения поводка, определенная субъективными ощущениями дрессировщика. Следует также отметить, что собака, обученная не тянуть поводок, при дальнейшем обучении намного легче и быстрее осваивает навык "хождения рядом".

Чтобы довести ваши требования до собаки с минимальными физическими затратами и не мучить ее понапрасну, прежде всего необходимо научиться управлять ею с помощью поводка. "Да я и так дергать умею!" - возмутитесь вы И будете, скорее всего, не правы. Ведь, как показывает практика, в 95% случаев начинающие дрессировщики не умеют пользоваться поводком. Однако при должной тренировке и правильной технике даже хрупкая женщина и слабый ребенок могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение собаки. А при неумелом обращении с поводком и крупный мужчина оказывается подчас неспособным к эффективному управлению. К сожалению, субъективные ощущения не всегда отражают реальную подготовку и технику начинающего дрессировщика. Вот почему рекомендую осваивать технику воздействий поводком не на собаке, а на каком-нибудь модельном объекте - например, привязав поводок к забору или руке собственного мужа. Дергая забор, вы сами почувствуете силу вашего воздействия, а человек подтвердит или опровергнет ваше мнение.

Рывки поводка должны быть резкими, короткими, направляющими, но не тянущими. Важно запомнить, что независимо от длины поводка и количества производимых дрессировщиком рывков он должен быть всегда провисшим.

Вспомните образ козы, которую тащат на веревке: как она, бедная, упирается и сопротивляется... Подобное же происходит и с собакой. Стоит хозяину натянуть поводок, как пес тоже вдруг начинает его тянуть, во всю собачью мощь, а стоит ослабить, так он тут же перестает это делать. Проверьте на собственном опыте, и вы убедитесь в моей правоте. Чем длиннее поводок, тем легче регулировать его длину, а значит проще научить собаку его не тянуть. Сила рывков должна нарастать постепенно - от слабых к более сильным.

Овладев техникой рывков, перейдем к практической дрессировке. Перед началом работы собаку необходимо приучить к "строгому" ошейнику специальной конструкции, для чего необходимо надеть его на собаку за 3 - 5 дней до начала работы и не снимать даже на ночь. "Строгий" ошейник должен сидеть плотно, однако более свободно, чем обыкновенный мягкий ошейник (так, чтобы под ошейник легко входило четыре пальца взрослого человека). Обычный ошейник вы так же, как и раньше, будете надевать, выходя на прогулку, и снимать, вернувшись с нее.

Специальный "строгий" ошейник, конструкция которого от обычных "строгих" ошейников отличается тем, что шипы, вызывающие у собаки неприятные ощущения, монтируют на обычный мягкий ошейник. Необходимость в такой конструкции ошейника вызвана тем, что если его надеть на собаку за несколько дней до начала работы, то собака "забывает" про него, так же, как мы с вами не ощущаем часы, надетые на руку. А это, в свою очередь, позволяет, при правильном подходе, намного проще перестраивать и создавать заново те или иные нормы поведения у собаки. Я считаю, что постоянное ношение такого "строгого" ошейника и правильное его применение не создает повышенного психоэмоционального напряжения у собаки и ее владельца, а следовательно, является гуманным средством, по сравнению с другими неприятными воздействиями, которые, к сожалению, необходимы при дрессировке собак.

I этап. "Следование за дрессировщиком". Первые занятия с собакой проведем в уединенном Месте, на небольшой площадке (полянке), где можно перемещаться в любом избранном вами направлении. Взяв собаку на поводок длиной 3-5 метров, начнем движение. Как только собака попытается натянуть поводок и привычно потащить вас за собой, произнесем кличку собаки (с призывной интонацией, но спокойным голосом) и произведем серию коротких, легких, но резких рывков, при этом замедлим свое движение вплоть до остановки, а затем поменяем направление. Меняя направления движения, мы должны добиваться следования собаки за собой, используя серии не сильных, но резких объясняющих и корректирующих воздействий (рывков), принуждающих собаку следовать за дрессировщиком. Рывки должны прекращаться сразу же, как только собака ослабит натяжение поводка, при этом мы ее восторженно хвалим, а время от времени, особенно тогда, когда она самостоятельно подходит к дрессировщику, даем лакомство. Это упражнение повторяем несколько раз подряд. Например, сначала мы пойдем прямо, пройдя метров пять, повернем налево, затем еще через 3-5 метров направо, потом пойдем в обратном направлении и т.д.

На этом этапе мы добиваемся от собаки, чтобы она следовала за дрессировщиком. Сигналом к следованию служит произнесение клички собаки. Важно запомнить, что как во время обучения, так и в процессе дрессировки для сохранения в целом положительного эмоционального фона во время занятий, с собакой непрерывно общаются (разговаривают) и когда она без принуждения меняет вслед за своим владельцем направление движения, хвалят своевременно, а когда упорно натягивают поводок, ругают. Каждый самостоятельный подход к дрессировщику подкрепляют кусочком.

Таким образом, подкрепляя желательное для нас поведение собаки приятными для нее ощущениями, мы тем самым формируем зону психического комфорта, которая находится в непосредственной близости от дрессировщика.

II этап. Переход от приема "Следование" к навыку "Хождение на провисшем поводке". На следующем этапе обучения сигналом к началу нанесения неприятных для собаки воздействий (рывков поводком) будет избыточное натяжение поводка (т.е. кличку собаки мы уже не произносим).

Рывки должны прекращаться, как только собака ослабляет натяжение поводка и следует за вами, при этом ее восторженно хвалят и дают лакомство. Однако если после похвалы она вновь начинает вас тянуть за собой, рывки поводка следуют тотчас же вплоть до ослабления натяжения. Собаку хвалят и дают лакомство. Таким образом, на втором этапе обучения мы объясняем собаке наши окончательные требования при формировании навыка хождения на свободном поводке, которые для нее должны означать следующее: "Пока ты меня за собой не тянешь и следуешь за мной, тебе будет хорошо, тебя не будут дергать поводком, а будут хвалить и давать лакомство". Первые два этапа обучения мы должны с собакой пройти на первом занятии (продолжительностью около 2 часов), В результате первого занятия мы должны добиться следования собаки за дрессировщиком на свободном поводке. При этом длина поводка во время работы с собакой меняется: его делают то длиннее, то короче (от 3-5 до 10 метров). На отдельных участках трассы начинают вводить небольшие прямолинейные участки движения.

Последующие занятия будем проводить в разных местах - от менее сложных к более сложным ситуациям. Необходимо помнить, что собака, независимо от места занятий и характера обстановки, должна всегда находиться на специальном "строгом" ошейнике. (Как правильно использовать этот ошейник, описано в конце статьи), при этом принцип управления ее поведением не меняется.

Однако следует заметить, что наши с вами усилия по отработке у собаки навыка "Хождение на свободном поводке" с использованием "строгого" ошейника не дает никаких гарантий, что она не будет вас тащить за собой, как только вы пристегнете поводок к "мягкому" ошейнику. Для того чтобы собака не тянула вас за собой, находясь на "мягком" ошейнике, перейдем к следующему этапу работы.

III этап. "Хождение на провисшем поводке". На следующем этапе работы используем сочетание воздействий "мягкого" и "строгого" ошейников. Для решения этой задачи необходимо пристегнуть два поводка (желательно разного цвета) один на "мягкий" ошейник, другой на "строгий. Теперь если собака попытается вас потянуть за собой, вы сначала произведете рывок поводком, пристегнутым к "мягкому" ошейнику, и с интервалом 0,5-1,0 секунду - рывок поводком, пристегнутым к "строгому". Постепенно интервал между воздействиями "мягким" и "строгим" ошейниками необходимо увеличить до 3-4 секунд, одновременно увеличив силу рывков. При этом нужно учитывать, что этот переходный этап может быть достаточно длительным, особенно если собака имеет значительный негативный опыт.

Важно также помнить, что сила негативных воздействий (рывков) по мере совершенствования навыка должна возрастать, а их количество уменьшаться. Набор ситуаций, в которых происходит формирование и отработка навыка, должен быть разнообразным, а их усложнение постепенным. Если на первом и втором этапах работы мы постоянно меняли траекторию движения, то на третьем этапе преобладает в основном прямолинейное движение. Нагрузка на собаку также должна дозироваться. Первоначально один сеанс работы должен длиться не более 5-7 минут, однако за время гуляния таких сеансов может быть несколько. Постепенно врем работы доводится до получаса и более.

После окончания каждого сеанса работы собаку либо отпускают на свободу (т.е. с поводка), подав ей предварительно команду: "Гуляй!", либо, перестегнув поводок на "мягкий" ошейник, подают команду: "Вперед!" Команда "Вперед" должна означать для собаки примерно следующее: "Сразу после команды "Вперед!" тащи меня за собой что есть мочи!" То есть после вашей команды "Вперед!" собака имеет полное право тащить вас за собой вплоть до отмены этой команды, что позволяет ей в процессе физической работы отдохнуть (разрядиться), а вы тем самым формируете у нее полезный навык - "Буксировка".

После того как независимо от ситуации (без применения отрицательных воздействий) собака ходит на провисшем или слабо натянутом поводке, навык можно считать отработанным. Однако нужно помнить, что главной задачей вашей работы является отработка навыка до такого уровня, когда его выполнение проходит без внутреннего (психического) сопротивления собаки, т.е. становится для нее вновь сформированной нормой поведения. Другими словами, вы должны не снимать "строгий" ошейник до тех пор, пока не увидите, что независимо от ситуации, темпа вашего движения, его направления и длины поводка в течение длительного времени нет необходимости в его применении.

После отработки у собаки навыка "Хождение на провисшем поводке" формирование у нее навыка "Хождение рядом", займет у вас очень мало времени и поможет создать еще больший комфорт во время ваших совместных прогулок.

Что ж такое воспитание собаки ? Каждый день мы сталкиваемся с разными ситуациями и наша реакция на них,чутко улавливаемая собакой, уже является воспитанием . Этот случай нам понравился, мы похвалили собаку , там бросили слово"Нельзя" и сразу наказали,а где-то просто поласкали... И так изо дня в день, а наша собака растет и впитывает в себя и то, и другое, и третье, чтобы потом соответсвующим образом себя вести и реагировать.

В итоги мы получаем то, что сами в собаку вложили и к чему приучили в итоге всех наших одобрений и неодобрений. Бессознательное воспитание , без всяких принципов и законов делает из животного неуправляемое существо. И вы уже не можете контролировать поведение собаки. Ее повадки шокируют не только вас, но и посторонних людей. Она внезапно лает и подбирает с дороги «объедки» и на замечания хозяина просто «не ведет и ухом»,игнорируя. А перевоспитать взрослую собаку практически невозможно,ее поведение уже сложилось,привычки сформировались,под молчаливое одобрение вами. Собака считает свое поведение естественным и помнит все с щенячьего возраста. Поедать что встречается на пути заложено в собаку природой.И очень сложно отучить животное от древнего инстинкта с тысячелетним стажем,сложно передеалть этот инстинкт ,заменив его другим поведением !

Первая сложность заключается в обучении собаки с помощью импринтинга (запечатления). То есть, что первое увидела, то и запомнила. Например, собака-мама съела кусок еды, лежащий вне миски, значит щенок сделает также. Если такая ситуация повторится второй раз, собака будучи уже взрослой будет неосознанно повторять «запечатлевшееся» в ее памяти поведение.

Следующей сложностью можно считать наши попытки отучить собаку от инстинкта «добычи пищи» с помощью всевозможных препятствий , в надежде, что постепенно животное перестанет реагировать и на постороннюю еду. С одной стороны ваши действия правильны, но с другой, невозможно всегда и везде уследить за собакой.

Зачастую, сигналом «найти что-нибудь съедобное», для собаки служит неправильное питание. Хозяева воспринимают животное не как плотоядное, а как травоядное. В рацион питания включают продукты не соответствующие потребности собачьего организма. Вместо мяса ее кормят богатыми углеводами и вареными кормами. Голод и потребность растущего организма заставляют собаку постоянно находится в поиске дополнительной пищи.Также собака поедающая только сухой корм при не очень хорошем его качестве,неполной сбалансированности по необходимым витаминам и минералам и в силу своих внутренних потребностей в витаминах или минералах,может начать искать их во внешнем окружении.

Чтобы оградить свою собаку от неправильных поступков важно научить ее нескольким правилам поведения за столом.

Правило первое.

Кормить собаку важно только из ее миски или из рук. Не допускайте других видом кормления. Где бы вы не находились, желательно пищу подавать только в посуде. Такое поведение отработает у собаки мышление есть только из миски.

Правило второе.

Выполнение команды . Это значит, что с самого маленького возраста, вы приучаете собаку приступать к еде только с вашего разрешения. Специально вырабатываете у животного чувство выдержки. . По мере взросления, выдержку увеличиваете, воспитывая в собаке только питание по одобрению.

Правило третье.

Не допускать съедание собакой упавшего кусочка пищи. При кормлении , покажите собаке своим поведением, что то, что упало за пределы миски, или лежит не в руке употреблять в пищу нельзя. Для этого не надо бить щенка, его нужно придержать и тут же предложить другой кусок в руке. Упавший кусок оставьте лежать и ни в коем случае не кормите им собаку.

Чтобы собака освоила полезные правила надо проводить с ней занятия . Начинать воспитывать можно уже с 2-3 месячного возраста. При кормлении, как-бы специально роняйте кусочек пищи, при этом следите за реакцией щенка. Если он потянулся, тут же его отдерните и накормите с руки. По мере взросления щенка , учите его не реагировать на упавшие кусочки пищи. Приучайте подольше сидеть собаку над пищей, в то же время прикармливания с руки каким нибудь лакомством

Если вы гуляете и ведете собаку на поводке, попробуйте бросать по сторонам кусочки пищи. Такая техника позволит вам узнать насколько собака усвоила правила. Как только животное потянулось к вашей руке за лакомством, а не к упавшему вкусно -пахнущему кусочку, можете себя похвалить,желаемое поведение достигнуто !

Правило четвертое.

Не приучать собаку есть с чужих рук . Воспитайте в собаке правило, не брать пищу с рук посторонних людей. При этом собака не должна реагировать на чужую руку с агрессивностью или боязнью. Так как в городских условиях подкормить собаку могут захотеть дети и воспитанность собаки играет большую роль.

Приучить собаку к такому поведению вполне реально. Важно, чтобы животное усвоило, что чужой человек никогда не накормит. Даже протягивая руку с кусочком, он просто его не отдаст. И здесь еще раз хочется подметить, что при этом у собаки не должны вырабатываться чувства агрессии или трусости.

Правильная реакция у собаки достигается с помощью специальной дрессировки. Для занятий привлеките инструктора и помощников .

Они должны выполнять такое действие: подавать собаке в руке лакомый кусочек и при ее приближении зажимать пищу в кулак. Желательно чтобы помощников было побольше. Если люди одни и те же, щенок быстро осваивается и результат занятий может быть отрицательным.

Обязательно накормите собаку лакомстовом со своих рук или из ее миски после занятия по недопущению брать корм у посторонних и не подбирать корм с земли!

Главное в таких занятих , что пищевое поведение полностью не отрицается.Оно переключается на вас а не на попытки найти его на стороне.

Правило пятое.

Выполнять все перечисленные правила. Исключений быть не должно. Во всех правилах прослеживаются четкие действия «неполучение пищи» из другого источника.Собака начинает понимать, зачем тянуться к тому, где ничего не дадут. Опасностью в данной ситуации может послужить, «случайное» съедание пищи не из вашей руки. Желательно такое поведение исключить. И процесс воспитания усложнится.

Запомните, халатность в воспитании собаки недопустима. Если вы плохой воспитатель, вы окажите отрицательное воздействие на поведение собаки .

Наверное,«пищевой рефлекс » самый сильный у собаки и с ним хуже всего бороться. Поэтому и существует масса способов в организации правильного питания. Как уже было сказано выше, именно неправильное питание ведет к неправильным поступкам. Собака начинает действовать как «добытчик» пищи.

Очень положительно действует «второе правило» - кушать только по команде хозяина. Следующее правило определяет строгость места питания, только из миски или руки владельца. Чтобы отучить подбирать на улице пищевые продукты, на собаку можно надеть намордник или дать команду нести апортировочный предмет .

Положительное действие оказывает выработка несовместимого поведения. Во время прогулки вы учите собаку приносить вам разные предметы в обмен на лакомые кусочки. Полезно также ориентировочное торможение.

Хорошо помогает отучить собаку от «ненужной пищи» чувство боли. В данном случае используются батарейки, мышеловки и индукторы. Более жесткие меры - это применение хлыста, электрического ошейника. Можно намазать кусочки пищи чем нибудь острым, например горчицей и позволить съесть собаке.

Постарайтесь определиться с воспитательными мерами и очень ответственно отнестись к своему «другу». И вам не придется «краснеть за его поведение и беспокоиться о его состоянии здоровья.