Главная · Паразиты в организме · Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях. Что такое три драгоценности? Что такое практика Дхармы? Зачем практиковать Дхарму? Три сокровища буддизма

Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях. Что такое три драгоценности? Что такое практика Дхармы? Зачем практиковать Дхарму? Три сокровища буддизма

Что такое три драгоценности в Буддизме?

Будда (Учитель), Дхарма (Учение) и Сангха (община или собрание единомышленников) называются Тремя Драгоценностями.
Будда и все реализованные мастера объяснили, что очень важно иметь Учителя, который обладает великим состраданием и глубоким знанием, являясь воплощением Будды, Дхармы и Сангхи.

Будда (санскр.; тиб. сангье): обозначение просветленного состояния ума.
«Санг» означает «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума. «Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ.
Будда нашего времени – это исторический Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи.
Каждый исторический Будда начинает новый период Дхармы.
Учение Будды называется Дхармой (санскр.; тиб. Чё).
Ее подразделяют по-разному, часто на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну – три уровня поучений, данных Буддой ученикам в соответствии с их способностями и склонностями.
Собрание личностей, практикующих Учение и истинно придерживающихся пути, указанном Буддой, можно назвать Сангхой (санскр.; тиб. гендюн).
В строгом смысле Сангхой называют посвященных монахов и монахинь.

Что такое практика Дхармы?
Практика Дхармы - это определенные возможности, которые проявляются для практикующего в повседневных ситуациях. Количество возможностей в этих ситуациях зависит от способностей каждого человека. Это зависит от уровня поучений, с которыми вы можете установить связь, - такими как Махаяна (учение о сострадании и освобождеии всех существ от страданий) или Хинаяна (учение о личном освобождении).
Именно в данный момент нашей жизни доступна практика поучений Махаяны, которые, безусловно, драгоценны и редки. Наше стремление к развитию и чувство ответственности ставят перед нами задачу совместить драгоценность и редкость поучений Махаяны и нашу жизнь.
Среди блужданий нашего ума иногда мы можем подумать, что, практикуем мы или нет, Дхарма всегда будет оставаться доступной нам. Если вы тоже так считаете, то это серьёзная ошибка. Каждое мгновение, вообще любое время, которое можно было бы использовать как благоприятную возможность для практики Дхармы, нужно использовать. Если же не брать на себя эту ответственность, не проявлять искреннее уважение к учениям, существует определённая возможность причинить вред себе и тем духовным друзьям, с кем есть связь.
Если вы считаете, что учение не столь важно, то оно станет таковым из-за вашего отношения, и вы многое потеряете. Дело в том, что учение в большой степени скрыто от вас, поэтому в действительности невозможно строить предположения на его счёт. С другой стороны, ценность учения подтверждается его неизменной эффективностью со времён Будды и по настоящий день. Это то, на что можно положиться. Вам следует всем сердцем осознавать святость учения, в том смысле, что нет ничего более важного, чем практика Дхармы в течение этой и будущих жизней.
В обычной ситуации мирской жизни, в сфере бизнеса, деловой человек составляет для проекта план; он знает, что, возможно, проект обойдётся ему в миллион долларов, и рассматривает каждую его деталь предельно внимательно. В деловом мире такому проекту придают крайнюю важность и вкладывают огромное количество энергии в то, чтобы успешно довести его до конца. Дело в том, что если столько сил собираются потратить на столь временный предмет, то почему бы не вложить, по крайней мере, столько же сил в дело, которое принесёт не только временную, но и абсолютную пользу... не только в этой жизни, но и будущих жизнях?

Зачем заниматься практикой Дхармы?

Если бы вы могли понимать и ценить истинность Дхармы и в свете этого понимания продолжать практиковать, вы бы без сомнения приносили огромную пользу встречающимся вам людям и в особенности этой стране.
К практике Дхармы следует относиться весьма серьёзно и выполнять её абсолютно искренне. Это играет решающую роль в формировании вашей жизни, причём не только этой, но и всех предстоящих. Если хотите переживать временное, а затем и абсолютное счастье, практика Дхармы является ни с чем не сравнимой и единственно надёжной связью.
Природа ума выходит за пределы всех жёстких понятий. И по этой причине в практике медитации важно не пребывать в будущем и не вспоминать прошлое, но оставаться в настоящем. Удержание ума в настоящем - вот практика, которую нам всем следует совершенствовать.

Если мы лучше всмотримся в себя и в окружающих, то поймем, что все мы хотим счастья. Однако одно только желание счастья не может принести нам самого счастья, потому что для достижения счастья мы должны использовать эффективные и разумные методы.
Когда мы осознаем, что каждый из нас также как и мы хочет счастья, то мы в силах понять, что нет особых причин заботиться лишь только о самом себе. Каждый хочет счастья, и нет разницы между всеми нами.
По этому поводу Его Святейшество Далай-лама говорит следующее: «Надеюсь, что каждый из вас согласится со мной в мысли о том, каждое существо желает счастья и не хочет страдать. Все мы едины в одном – избежать страдания и быть счастливыми. Внешнее физическое удовольствие преходяще, оно не прочно и не может быть бесконечным, следовательно, следует искать иные пути обретения другого, настоящего, прочного, непоколебимого счастья. С самим фактом рождения мы вовлечены в страдание, в борьбу за жизнь, но человек, ищущий счастья в духовной сфере, находится в более выгодном положении, ему намного легче переносить физические лишения. Нет такого места, где бы мы могли навсегда скрыться от всех наших несчастий. Есть смысл в том, чтобы, используя методы трансформации ума, которые предлагает нам Учение Будды, помаленьку улучшать наше нынешнее состояние. Каждый момент нашего существования – это данность, проистекающая из совокупности причин . Причины эти – потенции сознания, то есть скрытые способности к совершению добрых и дурных действий. Эти потенции пребывают в пассивном состоянии; когда появляются внешние факторы, то возникает чувство наслаждения и боли. Если таковые потенции отсутствуют, то сколько бы ни было внешних факторов, удовольствие и боль не могут ни возникнуть, ни исчезнуть. Такие потенции заложены действиями, совершенными в прошлом. Все наслаждения и все страдания в основе своей проистекают из сознания. Дисциплинирование ума посредством религиозной практики пресекает в потоке сознания потенции, под воздействием которых произрастают плоды страдания».

по материалам сайта buddhism.ru, irkdacan.ru, а также из поучений из Карма Трийяна Дхармачакра (США) в августе 1980 года (перевод с английского - Мария Пшеницына).

Для перорального применения создан на основе для перорального применения с добавлением новейшего сырьевого ресурса для пищевой промышленности, одобренного Министерством Здравоохранения, - Горных муравьев Polyrhachis vicina Roger (Pv Roger). В каждом флаконе конечного продукта в среднем содержится 300-307 особей. В процессе производства муравьи подверглись инактивации заморозкой, при этом были использованы технологии субнанометрического дробления клеточной мембраны и криоэкстрагирования, что позволило использовать до 98% полезных веществ исходного сырья (Горных муравьев).

Эликсир Три Драгоценности Феникс по составу близок . Однако концентрация кордицепса в ней выше и достигает 80%. Препарат отличается более выраженным отхаркивающим эффектом, уменьшает обструкцию в бронхах и улучшает кровообращение в органах дыхательной системы и малого таза, нормализирует функцию органов урогенитальной системы, регулирует количество холестерина в крови.

В состав препаратов корпорации Феникс входят наиболее известные на Востоке по своим целебным качествам высшие грибы: Кордицепс китайский (Cordyceps Sinensis); Линчжи (Ganoderma Lucidum); Ароматный гриб (Lentinus edodes); Гериций (Hericium erinaceus); различные растения, гималайский мед и другие компоненты.

При производстве , использованы передовые методы дробления клетки и экстрагирования: многофункциональное экстрагирование при низких температурах, надкритическая вытяжка, эффективная многокомпонентная раздельная очистка, высокоэффективная колоночная хроматография и вакуумное концентрирование. При изготовлении данного продукта нашла применение теория молекулярного проектирования, что позволило достичь оптимальной взаиморастворяемости различных биологически активных компонентов, подбора энергий химических связей, взаимодополняемости структур молекулярного пространства для достижения еще лучшей усвояемости продукта организмом.

БАДы корпорации Феникс являются регуляторами иммунитета, восстанавливают ткани печени, почек и других органов, кишечную микрофлору, и в результате приводят гомеостаз в норму. Следует отметить, что восстановление слизистой кишечника и находящейся в ней микрофлоры происходит за счет угнетения условно патогенных бактерий, не влияя на бифидум- и лактобактерии. Очень важно, что восстановление нормальной микрофлоры кишечника происходит ненасильственным путем.

Общеизвестно, какое значение для состояния иммунной системы играет функция кишечника. Кордицепс и Линчжи корректируют иммунную систему слизистой кишечника, активно защищают организм от действия вирусов, бактерий и токсинов.

Ценность пищевых добавок нового поколения в сбалансированности входящих в их состав природных комплексов, витаминов, микро- и макроэлементов, в результате чего данные препараты являются легко усвояемым источником пополнения для человеческого организма жизненно важных веществ, дефицит которых отмечается в современном рационе из-за широкого внедрения рафинированных продуктов. Препараты в рекомендуемых для применения дозах не обладают энергетической ценностью и не заменяют обычного питания. Однако их ценность заключается именно в имеющемся природном балансе аминокислот, витаминов и минералов, наиболее гармоничном для внутренних сред организма, и в отсутствии токсичных включений в этих экологически чистых продуктах.

Следует отметить, что даже в микродозах жидкие формы кордицепса в определенной степени оказывают действие на человеческий организм. А. Гирич (2004) так описывает данный механизм действия микродоз: «всасывание незначительного количества препаратов происходит только в слизистой полости рта путем эндоцитоза (захват и продвижение препарата клеткой). Далее начинается адресная доставка препарата в поврежденный орган (энергоинформационный механизм), а сигналом SOS является извращенная волна со стороны поврежденного органа. Поэтому в малых дозах препараты работают как регуляторы патологических волн, исходящих из клеток различных плохо функционирующих органов. В результате такого действия отмечается улучшение состояния эластичности клеточной мембраны и обменных процессов между клеткой и межклеточным пространством».

В целом, действие препаратов из кордицепса и других высших грибов отмечается как на физиологическом, так и на энергоинформационном уровнях.

Показания и продолжительность оздоровительных курсов

  • ревматоидный полиартрит и другие виды воспалений суставов - в течение нескольких месяцев;
  • В и С - от нескольких недель до месяца;
  • 2 типа и профилактика осложнений при диабете 1 типа - от нескольких недель до 2 месяцев;
  • заболевания органов дыхания: , особенно хронические, эмфизема легких, - от 2 до 6 недель. При туберкулезе легких показаны более длительные курсы;
  • ЛОР заболевания: риниты, - закапывание нескольких капель препарата в нос или ухо 2 раза в день до исчезновения симптомов;
  • болезни урогенитальной системы - все, особенно у мужчин при гипертрофии и аденоме простаты, снижении потенции, сперматореи, преждевременной эякуляции; у женщин при ноктурии, нарушениях менструального цикла, болях в области таза - от 2 до 4 недель;
  • предраковые и онкологические заболевания, особенно во время курсов химио- и радиотерапии – продолжительность приема после проведенных курсов Эликсиром Феникс -1- 2 упаковки;
  • повышенное количество липидов, и триглицеридов в крови - в течение нескольких недель до улучшения показателей лабораторных исследований;
  • многие другие хронические заболевания, при которых показан прием и Эликсира Феникс, - от 2 до 4 недель. В отдельных случаях показан более длительный прием препарата.

Взрослые дозы

Минимальная целебная доза эликсиров и Три Драгоценности Феникс составляет 5 мл в сутки. При необходимости дозу препаратов можно довести до 2 флаконов (60 мл) в день, (при значительных дозировках обычно показан двукратный прием препарата - утром и вечером). Следует обратить внимание на то, что дозы препаратов следует увеличивать постепенно, чтобы не вызывать развития возможных обострений хронических заболеваний на фоне приема традиционных лекарственных средств.

Примечания

1. При заболеваниях органов дыхания у взрослых с отмечающейся обструкцией в бронхах (астматический компонент) с каждым днем постепенно на 1 мл увеличивается количество применяемого препарата, (начиная с 2 мл) до определения оптимальной дозы (уменьшение одышки, увеличение количества выделяемой мокроты). В таком ежедневном количестве препарат применяется в течение нескольких недель до установления стойкого клинического эффекта;

2. Подросткам назначать следует с осторожностью из-за действия препарата на кровообращение в мочеполовой системе;

3. При онкологических и гематологических заболеваниях целесообразно постоянно принимать жидкие формы кордицепс содержащих препаратов либо их, чередуя, либо, назначая одновременно прием и Эликсира Три Драгоценности Феникс . При онкозаболеваниях эндокринной, урогенитальной систем, головного мозга допускается и совместный прием .

Профилактическое применение

Рекомендуется концентрированные жидкие формы из кордицепса и Эликсир Три Драгоценности Феникс широко использовать в качестве серьезнейшего профилактического средства, особенно лицам с ослабленной иммунной системой.

Взрослым до 5,0 мл в день в течение 1-2 месяцев. Целесообразно сезонное применение препарата (весной и осенью) и в период вспышек различных вирусных инфекций (гриппа и др.).

Способ употребления

Методика применения жидких форм Эликсира Феникс :

Жидкие препараты лучше применять в утренние часы (с 6 до 9 часов) сразу после пробуждения. Перед их применением рекомендуется прополоскать рот, очистить язык от налета и выпить полстакана теплой воды. После нужное количество препарата принимается вовнутрь. Для этого можно использовать прилагаемую соломку или для более точного определения количества препарата целесообразно использовать градуированные шприцы. Открытый флакон следует держать в темном и прохладном месте. Завтракать можно примерно через полчаса. В случае одновременного приема нескольких содержащих кордицепс препаратов, возможен прием других препаратов перед обедом и ужином.

Противопоказания

Индивидуальная непереносимость компонентов, беременность, кормление грудью. Перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Биоиммуноэнергорегуляторы быстрого действия из высших грибов

Более 10 лет тому назад был осуществлен уникальный государственный проект - впервые в мировой истории развития технологий для производства биологически активных добавок начался новый существенный этап - производство жидких концентрированных препаратов из содержимого клеток высших грибов - биоиммуноэнергорегуляторов быстрого действия.

Предлагаем ознакомиться с механизмом действия и особенностями назначения

Источник информации - материалы Корпорации Феникс

Свидетельство о государственной регистрации № 77.99.23.3.У.7072.8.07

Сегодня мы расскажем о Трёх Драгоценностях буддизма. Хотя жизнь в современном обществе и даёт некоторое ощущение комфорта, она полна беспокойства и стрессов. Часто люди чувствуют себя беззащитными перед множеством внезапно возникающих проблем. Внимательный и проницательный человек способен увидеть вокруг себя много факторов, которые могут угрожать стабильности его положения, здоровью или даже жизни. Видя эти опасности, стоит всерьёз задуматься о необходимости поиска прибежища.

Как повествует Палийский Канон – тексты поучений Будды, написанные на пали – древнейшем из среднеиндийских языков, Будда учил монахов и мирян, что существуют опасности не только в этой жизни, но также и опасности в будущих жизнях, например такие: возродиться в следующей жизни в плохом, враждебном окружении, с несчастливой судьбой, существом с более низким статусом, чем человеческий, например – животным или что ещё хуже – обитателем ада. Но каким же образом уберечься от многочисленных и непредсказуемых настоящих и будущих опасностей? «Ко всякому прибежищу обращаются люди, мучимые страхом: к горам и к лесам, к деревьям в роще, к гробницам. Но ведь и такое прибежище не безопасно, и такое прибежище не из лучших. Достигший такого прибежища, не освобождается от всех горестей»(1).

В Учении Будды говорится о прибежище, которое позволяет ощутить реальную защиту тому, кто его нашёл . Это прибежище в Будде – просветлённом учителе, в Дхамме – Истине, которой учил Будда и в Сангхе – общине его благородных учеников и последователей: «Тот же, кто нашёл прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе, кто владеет подлинным знанием, (тот) видит четыре благородные истины: страдание, причину страдания, уничтожение страдания и путь, ведущий к уничтожению страдания. Вот такое прибежище безопасно, такое прибежище освобождает от всяких горестей»(2).

В «Ратана Сутте»(3) сказано о том, что Будда, Дхамма и Сангха являются тремя драгоценностями, превосходящими все драгоценности, как человеческого мира, так и миров, населяемых божествами.


Фото Махабодхи в Бодх Гае

Будда как Драгоценность

Почему в Будде следует видеть драгоценность?

Будда – тот, кто вышел за пределы неудовлетворительности феноменального бытия, преодолел неведение и разрушил страдание, это мудрый учитель, драгоценный друг, который также указал и другим путь, ведущий к освобождению от страданий.

Тот, кто решил следовать , верит в то, что Будда обладал превосходными и совершенными качествами: незапятнанной чистотой ума и безупречной нравственностью, спокойствием и невозмутимостью, непостижимой внутренней силой, проницательностью и совершенной мудростью. В Будде он видит символ чистоты и гармонии, который вдохновляет его и даёт моральную поддержку в мире, полном несовершенства.

Это не слепая вера, а ориентация на духовные ценности. И если человек, обладающий такой верой, будет часто сравнивать благородные качества Учителя с теми неблагородными качествами, которые он, возможно, время от времени наблюдает среди мирских людей, то в нём может зародиться сильное стремление к совершенству, желание жить с чистой совестью и вести праведную жизнь.

А что означает принять прибежище в Будде?

Размышляя о благородных качествах Будды и распознавая недостаток собственных моральных качеств, человек, принявший прибежище в Будде, стремится очистить свой ум от различных загрязнений. Он развивает в себе благородные качества и искореняет порочные свойства своего ума.

Поскольку ум является предвестников всякого действия, и наши поступки зависят от умственных качеств, то, очищая, таким образом, свой ум, мы избегаем многих проблем и неприятностей, которые могли бы навлечь на себя неправильным поведением.

Кроме того, человек, принимающий такое прибежище, убеждён в том, что Будда обладал сверхвидением, то есть видел то, что скрыто от взора обычных людей – истинную реальность таковой, какая она есть , и что он достиг непревзойдённого счастья Ниббаны. Поэтому Будда – олицетворяет возможность для каждого достичь истинного счастья. Будда указал людям на высшую, благородную цель, к которой следует стремиться.

Эта высшая цель имеет приоритет над всеми мирскими целями, поскольку всё, что может служить в качестве мирской цели, обманчиво и преходяще, подвержено изменениям и разрушению, а высшая цель истинна, непреходяща, не подвержена изменениям и разрушению. Понимание этого и вера в такую истинную цель также служат источником вдохновения . И, поскольку у человека, который в этом убеждён, появляется достойная и благородная цель, то его собственная жизнь приобретает для него, благодаря этому, полноту, значимость и особый смысл .

Дхамма (учение Будды) как Драгоценность

Почему в Дхамме следует видеть драгоценность?

Учение Будды – это возвышенное учение, приносящее благо всем, кто следует ему с пониманием, кто развивает в себе мудрость и проницательность. «Как лесные рощи, едва наступит летний сезон, уже увенчаны распустившимися цветами, так же (прекрасна) и эта возвышенная Дхамма, ведущая к спокойствию Ниббаны, разъяснённая (Буддой) ради высшего блага»(4).

А что означает принять прибежище в Дхамме?

Это значит – доверяя учению Будды, следовать его советам и наставлениям, над которыми следует размышлять, которые следует анализировать и сопоставлять с личным опытом, а также проверять их действие в повседневной жизни. Учение Будды проверяется практическим опытом. Ведь Будда обучал монахов и мирян не каким-то «застывшим догмам», а давал «живое учение» и правила, которые, если им неукоснительно следовать, в скором времени дают хорошие результаты.

Следуя принципам Дхаммы, человек становится защищённым, и чем более он проникнется «духом» Дхаммы, тем сильнее эта защита . Будда говорил, что «слушание и обсуждение Дхаммы в подходящее время – высочайшая защита»(5).

Тот, кто следует Дхамме, обретает радость, уверенность, бесстрашие, спокойствие, умиротворённость и, кроме того, как говорится в «Ратана Сутте», он становится защищённым от «будущих опасностей» пребывания в четырёх «несчастных состояниях», то есть никогда больше не родится в четырёх мирах: в адских сферах, в среде животных, в мире голодных духов, в мире злых демонов.

Сангха как Драгоценность

Почему в Сангхе следует видеть драгоценность?

Будда говорил об иерархии благородных (святых) личностей среди своих последователей. Это четыре пары и восемь типов Благородных(6):

  • – те, кто находится на пути к обретению плода «вступления в поток (истины)» и те, кто достиг плода «вступления в поток»;
  • – те, кто находится на пути к обретению плода «однократного возвращения (в мир людей)» и те, кто достиг плода «однократного возвращения»;
  • – те, кто находится на пути к обретению плода «невозвращения (в мир людей)» и те, кто достиг плода «невозвращения»;
  • – те, кто находится на пути к обретению плода «архатства» (Ниббаны) и те, кто достиг плода «архатства». О них сказано следующее: «они наслаждаются безмятежностью Ниббаны, не купленной ни за какую плату»(7). «Как столб, глубоко врытый в землю, стоит неколебимый ветрами, дующими с четырёх сторон, таков же, говорю вам, и праведный человек, который с помощью мудрости постиг Благородные Истины»(8).

Именно таких благородных последователей Будды, целеустремлённых, упорных: тех, кто ещё на пути к высшей цели и тех, кто уже достиг её, следует рассматривать как Драгоценность, поскольку они являют собой пример высокой нравственности, терпения, усердия, щедрости, доброжелательности, сострадания, невозмутимости, бесстрашия, глубокого знания, видения и мудрости. Эти восемь типов благородных личностей «являются учениками Будды и достойны даров. Дары, данные им, приносят обильные плоды»(9).

Что значит принять прибежище в Сангхе?

Сангха состоит из монахов и мирян, которые следуют учению Будды. Кроме того, Будда говорил, что есть (дэвы) многочисленных уровней, которые следуют путём, указанным Буддой. Они также составляют Сангху. Эти божества незримо помогают тем людям, которые соблюдают правила нравственного поведения.

Сообщество людей, которые следуют благородным путём, является сильной поддержкой, его можно назвать большой семьёй, где каждый член семьи поддерживает другого всем, чем может. Миряне поддерживают монахов, делясь с ними, например, пищей, одеждой, лекарствами.

Буддисты монахи поддерживают мирян, давая им полезные и благие советы на разные случаи жизни, удерживая от неправедных поступков, поощряя совершать правильные поступки, направляя их ум к истинной цели, разъясняя Учение Будды (Дхамму). А Будда говорил, что «дар Дхаммы превосходит все иные дары»(10).

В Учении Будды есть понятие «кальяна митра», что значит – преданный, бескорыстный, настоящий друг, который всегда готов поддержать, придти на помощь и защитить своего друга, даже рискуя собственной жизнью. Обрести такого друга – большая удача, и особенно, если у него та же вера и стремление к той же самой благородной цели.

Драгоценны те друзья и единомышленники, чьи намерения чисты, чья помощь бескорыстна. И если они развивают в себе благородные качества, то общение с ними благотворно и польза от такого общения огромна, ведь они оказывают поддержку на благородном пути, помогая не сойти с него.

Как принимают прибежище в Трёх Драгоценностях

Принятие прибежища в Будде, в Дхамме и в Сангхе для мирян может сопровождаться простым ритуалом, когда они перед лицом монаха трижды повторяют за ним следующие слова (на санскрите или на языке пали):

  1. «Buddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi» (Я прибегаю к Будде как к прибежищу)
  2. «Dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi» (Я прибегаю к Дхамме как к прибежищу)
  3. «Saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmi» (Я прибегаю к Сангхе как к прибежищу).

Затем в присутствии монаха даётся торжественный обет не нарушать правила нравственного поведения.

Каждый, мирянин, который решил следовать учению Будды, обязан соблюдать, по меньшей мере, пять правил нравственного поведения. Они состоят в воздержании от следующих действий:

  • причинения физического вреда;
  • прелюбодеяния (недозволенных и недопустимых половых отношений);
  • любого вида воровства и взятия неданного;
  • лживой речи;
  • употребления одурманивающих напитков и веществ.

Хотя иногда приводят упрощённую формулировку первого правила – «отказ от убийства», на самом деле это отказ от причинения физического вреда в любой форме: убийства, причинения телесных повреждений и иных форм насилия.

Будда объяснял, что причинение вреда может совершаться посредством тела, речи и ума. Поэтому в отношении речи также недостаточно соблюдать отказ только от лжи. Грубая, оскорбительная и унижающая достоинство речь также недопустима.

К осуждаемым действиям относятся все виды действий, которыми человек причиняет вред другим. Эти действия совершаются под влиянием трёх пороков или загрязнений ума: алчности, отвращения и невежества, которые имеют широкий спектр «оттенков», таких как: вожделение, страсть, ревность, зависть, злоба, ненависть, страх, уныние, беспокойство и т.п.

Кроме того, совершая эти действия, человек причиняет вред и себе, в том плане, что ему придётся в итоге принять плоды совершённых им поступков, и плоды эти будут горькими для него, поскольку добрые и злые действия находятся в сфере влияния вселенского принципа: «что посеешь – то и пожнёшь».

Ради принятия прибежища в Трёх Драгоценностях многие совершают паломническую поездку на родину исторического Будды Шакьямуни – в Индию. Особенно популярна среди верующих Бодх Гая – небольшой город в индийском штате Бихар и место, где Будда достиг просветления. Сюда приезжают буддисты со всех уголков мира.

Для мирского последователя учения Будды вовсе не обязательно объявлять вслух, при свидетелях о том, что он принимает прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе, для этого ему необходимо и достаточно соблюдать все пять вышеперечисленных правил нравственного поведения, ведь подлинное прибежище можно найти только в том случае, если ежедневно их соблюдать. Обычно человек, который пришёл к твёрдому убеждению соблюдать правила нравственного поведения, делает это в силу того, что в их соблюдении он надеется найти прибежище и защиту.

Просто формальное принятие прибежища в Трёх Драгоценностях не будет действительным прибежищем, если мы не будем следовать этим правилам и если не станем прилагать самостоятельных и настойчивых усилий, развивая в себе хорошие качества и устраняя дурные.

Желающий стать монахом, принимает прибежище перед общиной монахов и даёт обет соблюдать восемь правил нравственного поведения, кроме того, он обязан будет следовать также и всем многочисленным правилам монашеского Устава (Винаи).

Результат принятия прибежища

Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях – это очень важный шаг для всех, кто решил следовать учению Будды . Таким образом человек становится более защищённым от негативных ситуаций.

Это не значит, что неприятные ситуации перестанут возникать, но человек будет знать, чего поистине ему стоит опасаться, а также общие правила того, как следует вести себя в любой ситуации и как не следует поступать ни при каких обстоятельствах.

Принимая прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе, и соблюдая правила нравственного поведения в своей повседневной жизни, стараясь их не нарушать, человек ощущает себя намного более свободным от страха, тревоги и беспокойства, чем был ранее и, следовательно, более спокойным и уравновешенным. Он приобретает также чувство уверенности в себе.

И если раньше он ощущал себя одиноким, то с подлинным принятием прибежища в Трёх Драгоценностях такое ощущение намного уменьшится и затем вовсе исчезнет, даже если у этого человека нет семьи или близких друзей, даже если он находится в уединённом месте, вдали от людей.

Такова сила воздействия праведных поступков и таков результат принятия прибежища в Трёх Драгоценностях.

  • (1) – Дхаммапада, 188-189 (Кхуддака Никая);
  • (2) – Дхаммапада, 190-192;
  • (3) – ‘ ratana ‘ – драгоценность (в переводе с пали);
  • (4) – Ратана Сутта (

ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ (санскр. trini-ratnani, тиб. dkon mchoggsum) - буддисты издревле считают себя хранителями Т.д. (три-ратна), кои суть Будда , Дхарма , или Закон освобождения, возвещённый Просветлённым, и сангха , или община тех, кто живёт в соответствии с этим Законом.

Эти три слова входили и входят в формулу «трёх прибежищ», - обет, произносимый при посвящении в буддийские монахи и монахини: «Уповаю на Просветлённого, как на прибежище , уповаю на Закон, как на прибежище, уповаю на общину, как на прибежище. О Благодатный, прими нас под свою защиту отныне и до кончины».
В Ваджраяне каждый пункт этой «троицы» получил расширительное толкование:

  1. драгоценный Учитель Будда, а также будды, йидамы ;
  2. драгоценное Учение, как Закон будд и высших существ;
  3. драгоценная община, состоящая из бодхисаттв , учеников-последователей (шравака), даков и дакинь , дхармапал .

Первая драгоценность - Будда - совершенно просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и прекращение рождений (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий. Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере шесть будд (один из палийских памятников насчитывает 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея («Тот, кто есть Любовь»). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 «больших» и 80 «малых», в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны, см. Иконография), всеведение, 10 сил Будды и т.д., и все они учат одному Закону. Вторая драгоценность - Дхарма - Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индоевропейской группы. Сутры Махаяны и тантры Ваджраяны записывались на санскрите со II по XII в. Третья драгоценность - сангха - первоначально община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикшу, на пали - бхиккху), сообщество носителей «Закона», хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют Путём Будды.

Коренные идеалы буддизма в совокупности известны как Три Драгоценности, или Три Сокровища. Это Будда, Дхарма и Сангха. Именно сделав эти три вещи центральными принципами своей жизни, человек становится буддистом.

Будда

Будда означает как исторического , так и идеал состояния Будды. Будды, который открыт для всехвсем открыт.

Дхарма

Дхарма главным образом обозначает учения Будды или истину, которую он познал. У слова «Дхарма» много значений, но наиболее важно значение непосредственной Истины (как пережитой просветленным умом) и буддийских учений как Истины, выраженной посредством языка и мышления. Во втором значении Дхарма - это учение, которое появилось, когда Будда впервые рассказал о своем понимании в словах и передал его другим в Сарнатхе, в Северной Индии. Это событие обычно называют «Первым поворотом Колеса Дхармы», а Колесо Дхармы с восемью спицами стало известным символом буддизма.

Кроме этого, под Дхармой понимается целый свод писаний, которые составляют буддийский канон. Они включают записи, сделанные при жизни Будды (известные как Палийский канон), более поздние писания и письменные учения тех людей, которые достигли Просветления столетия спустя. Собранный воедино, канон во много сотен раз больше Библии и представляет собой литературные источники беспримерной ценности. Он включает такие работы как Дхаммапада , Алмазная Сутра и Тибетская книга мертвых .

Другое значение слова «Дхарма» - практики, которые описываются в писаниях. Несмотря на обилие источников, сущность буддизма очень проста: поиск путей к преобразованию себя. Ее можно описать в таких словах: «учиться поступать хорошо, прекратить поступать плохо, очищать сердце» (как говорится в Дхаммападе ).

Сангха

Третья из Трех Драгоценностей - Сангха, или духовная община. Буддизм - не абстрактная философия или вероучение, это образ жизни, и следовательно, он обретает смысл только в конкретных людях. Поэтому буддисты придают большое значение дружеским отношениям с теми, кто следует по тому же пути, теми, кто воплощают его цель. В этом, самом широком значении, под Сангхой понимаются буддисты всего мира и те, которые жили раньше или будут жить после нас. На практике это обычно относится к тем буддистам, с которыми мы действительно взаимодействуем.

Так как буддизм - это путь, некоторые люди продвинулись на нем больше, чем другие, и особенным уважением пользуется линия великих Учителей минувших тысячелетий. Более того, идеалы буддизма находят воплощение в архетипических личностях, известных как Бодхисаттвы. Например, Авалокитешвара - это воплощение Сострадания, и его изображают с четырьмя, восемью или тысячей рук, которые он протягивает для помощи живым существам; Манджушри - воплощение Мудрости, которое изображается с мечом, отсекающим неведение. Бодхисаттвы и другие просветленные Учителя известны под названием Арья-Сангха, или община Благородных Существ.