Главная · Правильное питание · Помпеи. Фото. Город заживо погребенных. Небольшой отчет о поездке. Гибель Помпеи. Как это было

Помпеи. Фото. Город заживо погребенных. Небольшой отчет о поездке. Гибель Помпеи. Как это было

Помпеи - один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании - плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.

Античная Кампания (из книги Мау)

Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона - одного из старейших сооружений города - археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей - дорический храм - относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф.

В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей. Однако источники, повествующие об этом периоде, ничего конкретного о городке не говорят - Помпеи ничем не выделяются на фоне остальных кампанских городов. Этрусский период заканчивается в середине V в. до н.э. - первенство в регионе переходит к самнитам. Историю смены народов в Кампании приводит Страбон в своей "Географии" (V.4.8.) : "К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты. Однако и последние были вытеснены из этой области".

В результате Самнитских войн конца IV-начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. К этому времени относится первое письменное упоминание города - Тит Ливий в своей "Истории Рима от основания города" (IX, 38, 2) под 311 г. до н.э. рассказывает о "десанте" римских моряков: "В то же время Публий Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в Кампанию, и корабельщики, высадясь у Помпеи, отправились разорять Нуцерийские владения". Начинается романизация Помпей, но до ее окончательного завершения должно пройти еще два с лишним столетия. Летописание этих веков не сохранило упоминаний о городе, и следующий раз Помпеи появляются в римской истории в I в. до н.э.

В 89 г. до н.э., во время Союзнической войны, Луций Корнелий Сулла вел осаду Помпей, но вынужден был отступить - город сумел удержаться. В это неспокойное время городская стена была дополнительно укреплена 12 башнями. Правда, Помпеи это не спасло, позднее Сулле удалось сломить сопротивление жителей, а затем разместить в городе около 2 тысяч отслуживших ветеранов своей армии в качестве колонистов. Помпеи получили статус римской колонии с новым названием Coloniae Corneliae Veneriae Pompeianorum.



Следы стенобитных орудий Суллы на участке городской стены Помпей

Господствующее положение Рима на Средиземном море способствует развитию морской торговли и появлению новых рынков сбыта на Востоке. Изобретение дешевого, изготовляемого на месте бетона и широкое использование рабского труда приводит к бурному развитию строительства. Особое внимание в империи уделяется гражданской архитектуре: строятся водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многоэтажные жилые дома. Создание прекрасных дорог по всей Италии способствует развитию сухопутной торговли и межобластных связей. Города усиленно застраиваются лавками, рынками и прочими помещениями для обмена и торговли.

В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также Нуцерия, Геркуланум и другие близлежащие городки. Естественно, для такой сейсмоактивной зоны, как Кампания, землетрясения - не редкость, что отмечает Сенека в трактате "Naturales Quaestiones" (VI, I, 2) : "... правда, Кампания никогда не была свободна от угрозы подобных бедствий, но они столько раз случались, не принося никакого вреда, что страх перед ними прошел..." Однако на этот раз мощь стихии превзошла известные поколению масштабы - его последствия помпейцы запечатлели даже в искусстве: ларарий в доме помпейского банкира Луция Цецилия Юкунда изображает целый ряд зданий города во время землетрясения.



Барельеф из дома Юкунда

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью - жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито - трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе. Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Но 24 августа история города внезапно прерывается - дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.



Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833 г.

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла и лапилли. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже - днем следующего числа его разрушила мощная пирокластическая волна, а начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и разрушенный город затопило грязевыми потоками - селями и лахарами.

Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что городки безвозвратно погибли. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город.


Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis" (что истолковали как имя владельца "найденной виллы" - Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей).



Тоннель Фонтаны для отвода воды от реки Сарно

Предположение о тождественности Чивиты и античных Помпей прозвучало впервые от посетившего городок в 1637 году немецкого антиквара Гольштениуса, но общественностью было воспринято негативно. Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем, в то же время историк Бьянчини заявил, что надпись прямо указывает на местонахождение древнего города Помпеи.



Одна из помпейских надписей на оскском языке

В 1748 году руководитель раскопок в Геркулануме Хоакин де Алькубьерре как военный инженер, контролировавший работу и обслуживание всех военных королевских объектов, получил сообщение о находке каких-то старинных предметов в местечке Ла Чивита у города Торре Аннунциата, где размещались королевские пороховые фабрики. Предположив, что там находились также засыпанные Везувием Стабии, Алькубьерре перевел несколько рабочих из Геркуланума в Чивиту. В техническом плане работать здесь оказалось проще - слой вулканического материала меньше раза в три и не такой твердый, как в Геркулануме.

Однако три месяца работы в Помпеях не удовлетворили Алькубьерре количеством найденных вещей, и раскопки на время были свернуты, а рабочие вернулись в Геркуланум. От "Стабий" в документах тех лет, подготовленных самим Алькубьерре, сохранился план секции амфитеатра.

Вновь к Помпеям вернулись в 1750 году. Свеженазначенный помощник Алькубьерре Карл Вебер взялся исследовать уже известную с 1748 года городскую виллу Юлии Феликс. За последующие 7 лет (в 1757 году владение Юлии после изъятия подходящих королю вещей было засыпано) Вебер сумел составить детальный план всего комплекса с указанием точных мест всех находок, связав этот план с инвентарными списками. Еще позже - вероятно, в 1759 или 1760 - он подготовил и аксонометрическую документацию по вилле Юлии Феликс. Все это время Помпеи условно считались Стабиями (несмотря на работы в реальных Стабиях и Граньяно).

Лишь 15 лет спустя после начала регулярных раскопок - 18 августа 1763 года - был обнаружен пограничный столб Помпей (подробнее в главе о раскопках 1748-1798 гг.), что и позволило установить точно объект интереса археологов.


Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.

К настоящему времени открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей.



Фрагмент объемной карты руин Помпей. Национальный Археологический музей Неаполя

(с) Юлли Улетова

Сейчас делаются обоснованные попытки отодвинуть дату извержения на 2 месяца вперед - на октябрь 79 года н.э.

Сама дата в письмах Плиния, указанная как nonum kal. Septembres, переводилась как 24 августа, однако теперь традиция перевода может быть пересмотрена в пользу non(as) Novembr(es) или nonum kal (endas) Decembres, что переносит дату извержения на конец октября, начало ноября или вовсе на конец декабря.

В пользу "осенней версии" археологи приводят такие доводы, как:
- созревшие фрукты, в том числе виноград, найденные во время раскопок;
- теплая одежда на некоторых жертвах и жаровни в помещениях;
- полные вина кувшины на сельской вилле в Боскореале;
- серебряная монета из Дома Золотого Браслета (где отчеканен титул Тита с указанием "imperator XV", что могло произойти не раньше начала сентября).

Согласитесь, что есть места в мире, побывать в которых хочется не взирая ни на что.. Одним из таких мест для меня был древний город Помпеи в Италии.

А в сегодняшней статье я расскажу много интересного о городе Помпеи, о том, что придумано и преувеличено и о том, что шокирует в действительности, мы пройдемся(видео в конце статьи) по улицам, откроем секреты, которых вы могли бы долго собирать по рунету, а сейчас можете узнать из моей статьи. Будет познавательно и интересно, приятного прочтения и просмотра.

Помпеи наши дни фото

Помпеи уничтожил вулкан

Пожалуй, это самая известная трагедия в мире, связанная с вулканом, поэтому ни для кого не секрет, что именно Вулкан Везувий стал причиной гибели города Помпеи. Но вот только вокруг этой истории очень много легенд и преувеличений, в которых мы попутно будем разбираться…

Извержение вулкана в городе Помпеи

На самом деле Помпеи находятся далековато от кратера, поэтому я понимаю жителей города, которым сложно было поверить, что последствия стихийного бедствия могут лишить их жизни. Тем более, что такого понятия как извержение вулкана люди не знали и не понимали всей опасности такого соседства.

Что в переводе означает Помпеи

Pompei — именно таким итальянским словом назывался город, который основали в 6 веке до нашей эры оски (древний итальянский народ). Город был образован в результате объединения пяти поселений.

Помпеи где находится:

Помпеи местоположение относительно Везувия

Если вы обратите внимание на карту, расположенную выше, то увидите, что Везувий находиться между Pompeii и Napoli (город Неаполь), поэтому трагедия, унесшая жизни города Помпеи в 79 году, могла сделать то же самое с жителями Неаполя. А если судить по историческим хроникам, то не только должна а могла, так как большую роль в том, что извержение шло на Помпеи, сыграло направление ветра. Обычно ветер дул в сторону Неаполя, но именно в этот день все было по-другому.

Помпеи как добраться из Неаполя

Расстояние между городами менее 25 км. Добираться можно множеством способов, начиная от такси или проката авто и заканчивая самым дешевым — электричкой. Мы с этой электричкой знакомы не по наслышке, так как ехали на ней из Сорренто в Неаполь. Маршрут как раз предполагает остановку в городе Помпеи.

Дальше в разделе достопримечательностей города Помпеи я разместила фото одной из главных улиц. Примечательны эти улицы многими нюансами, начиная от высоких бордюров и заканчивая странными пехотными переходами. На фото,как вы понимаете, этого не изобразить, поэтому снова предлагаю вам увидеть и услышать все в видео.

Многие туристы, приехав в Помпеи, спешат увидеть небольшой дом со странным названием Лупонарий. Это публичный дом того времени. Даже не знаю, чем объяснить такой ажиотаж туристов в этом направлении… Возможно это связано с тем, что по одной из версий, Помпеи погибли не случайно и извержение вулкана было карой Господней за развратный образ жизни его жителей, которые слишком предавались любовным утехам и потеряли истинные ценности…После таких легенд туристом не терпится посмотреть, в чем же заключалась эта развратность из за которой погиб целый город.. Как по мне, так это просто уловки для заманивания туристов и преувеличенные истории, потому что,согласитесь, что во все времена и во всех городах мира есть такие заведения и есть те, кто их регулярно посещает, но это не значит, что на них нужно насылать проклятия и стихийные бедствия. Единственное с чем я соглашусь, так это с тем, что многим туристам просто интересно посмотреть, какими были публичные дома в древности. Чтобы не томить вас в ожиданиях, рассказываю и показываю главное (остальное на видео).

Лупанарий фото

На фото ниже -изображение на стене лупанария. Таких изображений здесь много(выше уровня глаз по всему периметру коридора внутри). Это не просто развратные картинки- это меню. Ну да, меню, ведь если вы приходите в ресторан, то вы должны выбрать из того, что вам готовы предложить, так вот, пардон за откровенность, но здесь все тоже самое: вы выбираете как вы хотите предаваться любовным утехам по картинкам.

Здание лупанария небольшое. Посередине коридор с меню, а по бокам комнатки с каменными кроватями, на которых все и происходило. Кроме того, что кровати каменные, здесь есть еще одна бросающаяся в глаза особенность- длина кроватей не более 170 см. Это потому, что рост людей в то время редко превышал 160 см. Да, вот это интересно) Лично для меня это было самое интересное в нашем посещении лупонария, остальное больше интересно тем, кому есть с чем сравнить заведение такого рода.

Помпеи люди в пепле

Когда гуляешь по городу, то нет ощущения праздника и веселья, потому что ты изначально понимаешь, что ходишь по улицам, по которым в агонии бежали люди, которых постигла смерть. Благодаря пустотам, которые были обнаружены при раскопках города, удалось восстановить позы, к которых погибали люди и даже выражения их лиц, изуродованные ужасом. За решетками на одной из главных площадей выставлены как музейные экспонаты находки, от которых идут мурашки по телу. Например эта фигура мальчика, который свернулся в азе безисходности и умер здесь. Справа на фото вы видите чашу, которая сейчас наполнена монетами, но только я не стала бросать ее через решетчатую ограду, потому что меня, если честно, коробит от этой затеи… Я не знаю с какой целью рядом с этим бедным юношей установили эту чашу, но то, как ее приспособили туристы мне не нравиться вовсе. Я за традиции кидать монеты в фонтаны, но люди, это же не фонтан, это лик смерти и город, в котором погибли 2 000 человек… Зачем вы бросаете монеты? Вы хотите вернуться сюда? Или это милостыня погибшему ребенку? Простоите за эмоциональность, но это кощунство….Шоу, которое поддерживаю массы. Я его не поддержала, а вы решайте сами, но только отдавайте себе отчет, зачем вы просовываете руку сквозь решетку и пытаетесь попасть в эту чашу монетой…

Помпеи фото с раскопок

Археологи продолжают свою работу неустанно и еще четверть пути по исследованию города не пройдена. Может быть нас удивят новые находки и откроют новые грани жизни города, будем ждать с нетерпением.

Помпеи находки

Помимо фигур людей, здесь есть фигуры погибших животных, а еще посуда и предметы интерьера того времени.

После посещения города Помпеи мы отправились на Виллу Мистери, которая не так давно открылась после реставрации. Это поистине великое наслаждение увидеть один из самых богатых и красивых домов, сохранивший до наших дней потрясающие предметы искусства и роскошные интерьеры. Не буду описывать Виллу в статье, а предлагаю закончить и посмотреть видео, которое ответит на вопросы, не затронутые в статье.

Мне безумно понравилось наше посещение города и я очень благодарна нашему гиду, который пожелал остаться за кадром, но который погрузил нас в удивительный мир с интересной историей, частью которой стали и мы.

До встречи на страницах сайта АВИАМАНИЯ и канале ютуб АВИАМАНИЯ.

Помпеи видео

Помпеи изучается в школьных учебниках , а древние находки в местах раскопок не перестают удивлять уже не одно столетие ученых и простых современных людей. История данного города действительно достойна пристального внимания.

Вулкан Везувий

Везувий - действующий вулкан в окрестностях Неаполя, высотой 1281 метр. Это один из самых опасных континентальных вулканов Европы, и один из самых известных, во многом благодаря тому, что почти 2000 лет назад он похоронил несколько древних городов и ближайших селений. Среди них такие города как Стабии, Геркуланум, и самый знаменитый из них - Помпеи, который располагался ближе всех остальных поселений к Везувию.

Город Помпеи

Помпеи был типичным древнеримским городом, вплоть до трагических событий 79 года нашей эры, когда в течение суток весь город был завален пеплом и покрыт раскаленной лавой вулкана. Раскопки города начались с конца XVI века, когда при создании от реки Сарно и строительстве колодца, были обнаружены фрагменты городской стены, а также нескольких зданий под землей.

Однако вплоть до середины XVIII века раскопки там не проводились. Первоначально ученые, участвовавшие в раскопках, предполагали, что это город Стабии, а не Помпеи. И лишь раскопка античной статуи с надписью, сохранившейся в отличном состоянии, доказала, что это именно Помпеи. Основной упор в раскопках приходился на соседний Геркуланум, а в самих Помпеях были раскопаны лишь три участка.
Во время катаклизма большая часть жителей покинула свои дома, но более 2000 человек были заживо погребены под многометровой толщей вулканического пепла.

Стоит отметить, что благодаря именно этому факту, в городе все сохранилось таким, каким было до извержения. Сложно ответить на вопрос, люди не ушли, видя масштабную катастрофу. Возможно, жители думали, что это очередное землетрясение, которое неоднократно ранее случалось, или просто не осознавали всего масштаба катастрофы. В любом случае, этого наверняка уже никто не узнает. Город в какой-то степени «законсервировался», поэтому в настоящее время туристы имеют возможность собственными глазами увидеть быт древних людей. Там даже можно наблюдать гипсовые тела людей в их последние мгновения жизни.

Были раскопаны многие городские сооружения, сохранившиеся в потрясающем состоянии. В частности, базилика, здание муниципалитета, храм Ларов, храм Веспасиана, рынок Мацеллум, комиции, храм Аполлона, храм Юпитера, Большой и Малый театры, множество статуй и скульптур, а также других сооружений.

Раскопки ведутся и сегодня, остается не раскопанной около 20% территории, а сам город - музей под открытым небом и

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки города

Стили настенной живописи и фресок

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания - перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Веттиев

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле . Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа , можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Раскопан в -1954 годах , однако лишь в - в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя - дом Парфюмера.

Городские укрепления

Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI-V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..

Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.

Таинственные Помпеи, древнее поселение, хранящее дыхание Древнего Рима сегодня является музеем под открытым небом. Вымерший город, сегодня он снова возвращается к жизни благодаря усилиям археологов, правда, уже в качестве музейного экспоната.

Страницы истории

До того момента, пока извержение Везувия не смело город с лица земли, Помпеи были весьма высокоразвитым и высокотехнологичным для своего времени поселением.

Помпеи (Pompeii) – не совсем римский город, как принято считать. Он был основан в VIII веке до н.э. племенем оски – одним из древних народов Италии. Название «Помпеи» с древнего языка осков можно перевести как «пять», причина этого название кроется в том, что Pompei были основаны на месте пяти древних поселений осков .

Правда, есть еще одна версия, связанная скорее с мифологией: якобы в этих краях Геракл победил могущественного противника и устроил в городе по этому случаю торжественное шествие (Pompe – именно так переводится «Помпеи» с древнегреческого языка).

В Италии было в ту пору множество греческих колоний , поэтому немного времени спустя оски перенимают греческую культуру и архитектуру. Последнее особенно отчетливо прослеживается: первые застройки являлись хаотичными, порядка застроек не соблюдалось, а позже, под эллинским влиянием городская архитектура приобретает более четкие очертания – строгие ряды улиц и ряды домов. Причем оски даже не подозревали, что строят свои дома прямо на застывшей лаве…

После многочисленных сражений власть над городом получили римляне .

У Помпеи очень удобное расположение в экономическом плане: у подножия Везувия, на реке Сарно . Это расположение позволяло жителям города использовать реку для судоходства и торговли. Жители занимались производством масел, шерсти и вин, что также способствовало торговле и процветанию города. Да и Аппиева дорога, проходившая через город, была важна для экономики и торговли.

Постепенно Pompei переходят под власть Рима и становятся центром отдыха знатных римских патрициев. Город рос и развивался…

Мечтаете побывать во Флоренции – одном из самых романтичных городов Италии? Тогда вам стоит посмотреть на главное архитектурное строение города – Палаццо Веккьо. Подробную информацию .

Трагедия города

Первый «тревожный звонок» прозвенел в 62 году н.э., когда в Помпеях произошло сильнейшее землетрясение . Многие дома и храмы оказались разрушенными. Но жители города сумели в короткие сроки все восстановить и снова жизнь потекла по привычному руслу.

Пик пришелся на 24 августа 79 года . В этот день случилось сильное извержение вулкана Везувия, впоследствии чего город на века был погребен под многометровым слоем пепла.

За день до этого на город стали сыпаться хлопья пепла, причем его было так много, что приходилось постоянно стряхивать его с одежды. Вулкан долгое время считался уснувшим , поэтому поначалу никто из жителей не обратил внимания на облако дыма и огонь, вырывающийся из жерла.

С неба стали сыпаться и камни, а пепел оседал на домах таким толстым слоем, что стали рушиться крыши , погребая под собой оставшихся в помещениях людей.

Более проницательные горожане покинули Помпеи сразу после первых осадков, и бежали до близлежащих деревень. Извержение продолжалось около суток. Город был уничтожен полностью .

Обнаружили его случайно, в XVII веке, при строительстве водопровода. Честь открытия принадлежит итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который при земляных работах наткнулся у реки на остатки стены и хорошо сохранившиеся фрески. Причем долгое время никак не могли предположить, что эти жалкие остатки – руины могущественной Помпеи .

И лишь когда была найдена табличка-указатель (пограничный столб), стало понятно, что здесь и погребен под слоями земли некогда величественный древнеримский город.

Полноценные раскопки начались век спустя, в XVII веке, и продолжаются до сих пор, равно как и научные исследования.

Больше о трагедии Помпеи и раскопках смотрите на видео:

Достопримечательности и интересные места

Сегодня на месте легендарного города можно увидеть лишь остатки былого величия. Найти место раскопок Pompei можно неподалеку от Неаполя. Город-музей под открытым небом ежегодно привлекает множество туристов.

Помпеи – это не только масса интереснейших достопримечательностей Италии, но и уникальный свидетель истории . Благодаря тому, что город практически мгновенно был засыпан пеплом, все уцелевшие здания, фрески, мозаики, скульптуры и предметы очень хорошо сохранились. Итак, что можно сегодня увидеть на том месте, где находятся Помпеи?

  • Форум.

    Это строение можно назвать сердцем древнеримского города, его общественный и экономический центр. Поначалу на месте Форума была лишь торговая площадь, затем рынок был значительно расширен, а жители стали собираться на рынке не только ради покупок, но и ради обсуждений городских событий.

  • Лупанарий.

    «Злачное место» в городе, куда горожане приходили в поисках плотских утех. Само название переводится в итальянского как «волчица» – именно с помощью воя, похожего на волчий, женщины легкого поведения привлекали своих клиентов. Жриц любви того времени узнать было довольно просто – собранные и приподнятые на затылке волосы, и широкий красный пояс на одеждах.

    Все комнаты для любовных свиданий были расписаны эротическими фресками. Сегодня часть этих фресок можно увидеть в Археологическом музее Неаполя. Кстати, это был не единственный публичный дом в городе (всего их было порядка 30), но Лупанарий был наиболее известным.

  • Амфитеатр.

    Масштабное сооружение в двух уровнях было предназначено для проведения гладиаторских боев и различных зрелищ. Сохранились лишь внешние стены и сидения, а вот ступеньки полностью разрушены – они были выполнены из дерева и после извержения просто не сохранились.

  • Жилые дома.

    Все здания и жилые дома очень хорошо сохранились, практически в первозданном виде (если сделать, конечно, поправку на прошедшее время). Внутреннее убранство домовэстетикой не отличалось, а вот внешне они были очень богато отделаны, расписаны фресками или украшены мозаичным орнаментом.

    Окон в домах почти не было (в отличие от дворцов и домов богатых вельмож), их заменяли узкие отверстия. Указателей улиц тоже не было, на каждом дома просто писалось имя его владельца (некоторых из таких табличек хранятся в Археологическом музее). На территории каждого дома находился каменный бассейн для сбора дождевой воды (такая вода считалась священной).

  • Фрески, найденные при раскопках.

    Они хранят в себе исторические сцены и сцены римских забав. Почти все они переданы музею Неаполя, а в отреставрированном городе можно наблюдать лишь искусно выполненные копии.

  • Кроме этого, можно посмотреть еще Храм Юпитера, Малый театр, Большой театр, Стабианские термы, триумфальные арки и другие сохранившиеся строения Помпеи.

При раскопках было найдено множество золотых украшений, керамических изделий . Керамика вообще сохранилась отлично, правда, рисунки и узоры на горшках и кувшинах пострадали от огня и времени.

Найдено несколько пекарен – огромные печи, кухонная утварь и прочее оборудование , а также так называемые термополии – харчевни. Редко в каком доме в Помпеях были кухни с печами, поэтому еда доставлялась их таких вот термополий.

Время работы, стоимость билетов

  • Во время высокого сезона (с начала апреля по конец октября) попасть в Pompei можно с 8.30 часов утра, а время закрытия приходится на 19 ч. (кассы закрываются в 17.30, за полтора часа до закрытия).
  • В низкий сезон (это время с ноября по март) Помпеи можно посмотреть с 8.30 (9.00) утра и до 17 часов (кассы закрываются в 15.30).
  • Стоимость билетов – 13 евро . Их можно приобрести в кассах.

Там же, в кассе, можно взять карту-путеводитель, иначе немудрено заблудиться во всех хитросплетениях древних улочек.

  • Экскурсию в Помпеи можно объединить с посещением других древних городов – Геркуланиума, Боскореале, виллы Стадия и других. В этом случае билет обойдется в 22 евро (со скидкой) .
  • Группы школьников и студентов могут посетить Помпеи по предварительной записи. Никаких ограничений на количество групп здесь нет .

Уточнить цены на билеты, узнать о расписании экскурсий, а также ознакомиться с иной справочной информацией о Помпеях можно на официальном сайте достопримечательности – www.pompeiisites.org

Русскоговорящих гидов здесь нет , да и карта-путеводитель предлагается на итальянском или английском языках. Поэтому можно заранее в Интернете распечатать информацию о наиболее значимых объектах и достопримечательностях Помпеи, и уже на месте ориентироваться, опираясь на эти данные.