Главная · Болезни кишечника · Психомоторная деятельность. Психомоторные процессы. специальности "Управления персоналом"

Психомоторная деятельность. Психомоторные процессы. специальности "Управления персоналом"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО " Уральский государственный экономический университет "

Контрольная работа

по дисциплине: "Профдиагностика"

по теме: "Определение психомоторных характеристик человека"

Исполнитель: студент(ка) III курса заочного факультета

специальности "Управления персоналом"

Коблова Мария

Екатеринбург - 2014

1. Значение психомоторики для повышения надежности, качества и эффективности труда

Субъективные явления психики и ее организации - внимания объективно проявляются в основном в движениях.

Психомоторика - это процесс, обобщающий психику с ее выражением - мышечным движением.

Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Кладет ли каменщик кирпичи, распиливает ли столяр доску, опиливает ли слесарь деталь, поворачивает ли шофер руль - все их трудовые движения осуществляют осознанную цель и определяются раздражителями внешнего мира. Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное, действие, представляющее собой решение элементарной задачи (иными словами, достижение элементарной осознанной цели) одним или несколькими движениями.

Двигательное действие, развивающееся в процессе бытового или учебного упражнения, называется психомоторным навыком.

Психомоторика, подобно вниманию, не особая форма отражения; она - завершение и выражение движениями различных психических процессов. Это не всякое мышечное движение человека - например, дрожь от холода. Но всякое рабочее движение, т. е. движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики.

В каждом рабочем движении, которым реализуется психомоторный процесс, можно различать три его стороны: механическую, физиологическую и психологическую. Механическая характеристика трудового движения определяется: путем, совершаемым конечностью в пространстве, т. е. траекторией, в которой в свою очередь различают форму, направление и объем движения; скоростью, т. е. величиной пути, проходимого в единицу времени, причем в зависимости от изменения скорости и ускорения движения могут быть равномерными, равномерно-ускоренными, равномерно-замедленными, неравномерно-ускоренными и неравномерно-замедленными; темпом, т. е. частотой повторения циклов однообразных движений; силой, т. е. производимым давлением или тягой.

С целью психологического анализа трудовых движении траектория может быть свободной, шаблонной, вынужденной.

Скорость рабочих движений колеблется в очень больших пределах. В психологическом аспекте различают скорость оптимальную, т. е. наиболее удобную, и максимальную. Кроме того, скорость бывает свободная и вынужденная. Причем вынужденная может быть и вследствие дефицита времени работы. У пильщика скорость движения на себя свободная, а от себя - вынужденная. В производственных операциях скорость движений колеблется от 0,01 (движения пальцев при тонкой регулировке) до 8000 см/с (движения кисти при метании). Темп движения может колебаться от 1-2 (качания торса) до 10 движений в секунду (удары пальцем).

Для психологического анализа рабочих движений важно знать цель, которая достигается в результате данных движений. Необходимо при этом помнить, что одним и тем же движением можно достичь разных целей и одна и та же трудовая цель может быть достигнута разными движениями.

2. Диагностика психомоторных свойств: скорость реакции, точность реакции, силовая характеристика движений, прос транственно-временная характери стика движений, пальцевая моторика, координация движений

Во всякую трудовую деятельность, так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий, в том числе не только моторных, но и сенсорных, и умственных, характерны:

1) целесообразность (целенаправленность);

3) опосредованность действия орудиями труда; характер ее изменяется с ходом технического прогресса (действия над предметами труда с помощью средств труда заменяются или дополняются действиями над самими средствами труда);

4) полиэффекторность трудовых действий, означающая возможность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;

5) определенное соотношение фиксированных, автоматических, и изменчивых, перестраивающихся компонентов;

6) общественная обусловленность трудовых действий, выражающаяся в том, что они регулируются не только выполняющим их человеком, но и другими людьми, (извне) или материализованными продуктами деятельности других людей (инструкциями-чертежами, технологическими картами и т. п.).

Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. "Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. Это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели".

Способ, которым выполняется действие, А.Н. Леонтьев обозначает понятием "операция". Операция отвечает условиям действия, а не непосредственно цели. Поэтому с помощью одних и тех же операций могут осуществляться разные действия. В свою очередь одна и та же цель при изменении условий, в которых она обозначена, может достигаться с помощью различных операций. "Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критерию Побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти "единицы" человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру".

А.Н. Леонтьев отмечает подвижность отдельных образующих системы деятельности и необходимость раскрытия ее внутренних связей. К задаче системного анализа трудовой деятельности психология уже подошла вплотную, разрабатываются методические приемы ее решения (см. гл. 3), но о результатах говорить пока рано. Изучены лишь характеристики трудовых действий, их изменения, связанные с ходом технического прогресса, и факторы, субъективные и средовые, определяющие эту динамику.

Различают три основных параметра трудовых действий: силовой, пространственный, временной. На ранних этапах развития техники ведущим был силовой фактор. Увеличение роли пространственного и временного компонентов приводило к все большему членению крупных силовых движений на более мелкие дозировочные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара или нажима.

С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых действий (возрастает роль мыслительных действий), так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространственных и временных). В операциях с органами дистанционного управления, как и во многих других видах производственной деятельности, движения становятся дозировочными. Мышечное напряжение в этих движениях дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия.

Сравнительный анализ макродвижений в трудовых операциях показывает, что переход от ручных действий (простого вбивания гвоздя - и одного из сложных - монтажа блоков радиоламп) к механизированному (штамповке) и автоматизированному производству (оперированию органами дистантного управления) сопровождается постепенным сокращением количества совершаемых макродвижений. Микродвижения кисти руки, ее пальцев появляются лишь в более сложных видах трудовой деятельности. В пределах одной и той же трудовой деятельности увеличивается количество микродвижений, включенных в наиболее сложные и точные движения.

Силовой фактор в процессе развития труда все больше подчиняется пространственному и временному. В условиях механизированного производства пространственно-временной фактор уже окончательно подчиняет себе силовой. Это приводит к дальнейшему дроблению крупных силовых движений на более мелкие, дозировочные, вплоть до появления микродвижений пальцев рук. Однако наряду с движениями мелкими сохраняется еще множество рабочих движений, выполняемых более крупными мышцами руки. Переход к автоматизированному производству требует максимальной точности и быстроты реакции (т. е. увеличивает роль пространственно-временного компонента). Осуществление такой точности движений крупными мышцами невозможно. Только самые тонкие движения пальцев могут обеспечить необходимую точность. Именно с этим и связано появление массы микродвижений при оперировании органами дистанционного управления. Силовой фактор в таких движениях не отмирает, не упрощается, а, напротив, развивается и совершенствуется. И возможно, что такие мелкие движения требуют в своей массе больше мышечных усилий, чем движения грубые, силовые.

Н.А. Розе показала также различия в соотношении силовых, пространственных и моторных компонентов действия в зависимости от особенностей профессиональной деятельности. Она сравнивала силу кисти и тремор у девушек одной возрастной группы (18-21 год): у работниц строительных площадок, монтажниц радиоламп и телевизоров, студенток университета. Наиболее отчетливо проявились различия в силе кисти рук. У девушек-строителей она в 1,8-2 раза превышает силу рук у монтажниц блоков радиоламп (очень точное и тонкое производство) и примерно в 1,5 раза силу рук у монтажниц блоков конвейера.

Выявились и профессиональные особенности тремора. У строителей обнаружились наиболее высокий тремор, большая частота и амплитуда колебаний. Самый низкий тремор зафиксирован у радиомонтажниц. Н.А. Розе считает, что эти данные отражают особенности естественного профессионального отбора в области точного производства. В условиях монтажного производства четко выявились и возрастно-половые особенности тремора. Все участки особо точного монтажного производства обеспечиваются, как правило, девушками. Многие исследования показывают, что тремор мужчин характеризуется и большей частотой, и большей амплитудой колебаний. Кроме того, на участке, где работали 400 монтажниц, только 9 были старше 30 лет, да и те были заняты на монтаже более крупных блоков радиоламп. Как правило, к 28-29 годам работницы снижают производительность труда, а затем постепенно начинают не справляться с нормами и переходят работать на другие участки. "Очевидно, - заключает Н.А. Розе,- здесь мы имеем дело с ранним старением дифференцировки пространственных отношений". В монографии Н.А. Розе приводятся и данные о возрастных изменениях силы рук у мужчин и женщин, о возрастно-половых особенностях успешности волевого усилия, о возрастных особенностях точности движений рук в условиях меняющегося положения тела и др. Автор не связывает полученные факты с особенностями профессиональной деятельности, однако результаты исследований Розе имеют несомненное значение для психологии труда, в частности для психологического обоснования системы профессионального отбора и профессионального обучения.

Н.А. Розе анализирует также интра- и межфункциональные связи психомоторики. В частности, в результате комплексного исследования, в котором она принимала участие, было доказано, что психомоторные характеристики связаны в первую очередь с динамичностью возбуждения, торможения и балансом по динамичности. Однако в возрасте 25-28 лет увеличивается количество связей психомоторных показателей с показателями силы - чувствительности и уменьшается связь с характеристиками динамичности. Предпринятая Розе попытка системного анализа психомоторики показала сложность и неустойчивость ее межфункциональных связей, следствием чего должны быть осторожность оценок психомоторных свойств и необходимость учета возрастных и половых особенностей.

В структуре действий человека, имеющего дело со сложным техническим устройством, большую роль играют сенсомоторные реакции (простая, дизъюнктивная, РДО). Поэтому инженерная психология уделяет большое внимание изучению факторов, влияющих на скорость и точность сенсомоторных реакций. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видовсенсомоторных реакций. Более того, имеются данные, свидетельствующие о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды.

3. Методы исследования психомоторики у взрослых

Исследование психомоторики включает, прежде всего, собирание анамнеза со слов больного, а также родственников и близких, что иногда дает много больше. Особенно пристально надо изучать анамнез в случае указания на сочетание гипобулии с пониженным настроением, что может сопровождаться мыслями о самоубийстве.

Очень важное значение имеют осмотр и наблюдение за поведением пациента. Выражение лица, поза, характер двигательного беспокойства, особенности отдельных движений (частота, ритмичность, амплитуда и др.) описываются очень подробно. При эхо-симптомах отмечается, какие слова, жесты, выражения лица повторяются, копируются больным, о чем впоследствии указывается в сведениях о пациенте.

Выясняют, как больной проводит свое свободное время - помогает ли домашним в работе, читает ли газеты, журналы, как ест (в том числе - сколько съедает) и проч.

При оценке поведения пациента особое внимание обращается на дифференциацию: стремление к движениям (ничем не обоснованным, нелепым), стремление к деятельности (имеющей определенный смысл). Не должно ускользать от внимания и то, что некоторые психомоторные расстройства иногда усиливаются или ослабевают в момент обследования пациента. психомоторика диагностика качество труд

Если пациент неподвижен, то после оценки его внешнего вида, вегетативных расстройств, реакции на обращенные к нему слова нужно предложить больному выполнить какое-либо движение. В большинстве случаев больной указанию не следует, даже при повторных просьбах. Тогда при объяснении, что <необходимо проверить движения в суставах> производят несколько пассивных двигательных актов (сгибают больному руку, ногу и др.). При этом обращается внимание на тонус мышц - гипертония, гипотония. Если имеются явления восковой гибкости, то иногда удается придать конечностям, голове больного различные положения, сохраняя каждое из них на несколько (15-20) секунд. Во время совершения пассивных движений возможна реакция больного (общая, вегетативная). В некоторых случаях наличие мышечного напряжения, негативизм, особенно активный, могут указывать на то, что у больного, находящегося в ступоре, нет помрачения сознания. Если состояние ближе к субступорозному или наблюдается восковая гибкость, или имеются основания предположить наличие галлюцинаций (особенно зрительных), то следует предполагать, что сознание расстроено по типу онейроидного. В случае активного негативизма целесообразно воспользоваться приемом Саарма: не получив ответа от больного, обращаются с тем же вопросом к другому больному (или к другому человеку). Заметив, что его <игнорируют>, больной внезапно начинает отвечать. Двигательная заторможенность при некоторых видах ступора снижается к вечеру, ночью. Когда в комнате тихо, освещение слабое (ночное), такие больные встают, молча медленно ходят по комнате, могут самостоятельно принимать специально оставленную для них около постели пищу. В других случаях пища берется больным на кровать и больной начинает есть, накрывшись с головой одеялом. Если больной мутичен, то можно попробовать вступить в контакт с ним, пользуясь следующим приемом: в спокойной обстановке тихим разборчивым шепотом пациенту задается какой-либо простой вопрос. Если больной отвечает, задается еще ряд вопросов. Использовать фазовые гипноидные состояния удается, разумеется, не всегда. Более верный способ расторможения больного, находящегося в состоянии ступора, - введение медикаментов. Врачом (или в его присутствии медсестрой) внутривенно медленно вводится раствор барбамила (5 % - 0,5-2,0 мл) или гексенала (10 % - 0,5-1,0 мл), или этилового спирта на глюкозе (33 % - 3,0-5,0 мл). Отмечается следующая за началом введения вегетативная реакция. Вопросы начинают задавать уже во время введения первых порций лекарства и продолжают в течение следующих 5-10 минут (о событиях, предшествовавших заболеванию, о самочувствии в настоящее время, о нарушениях восприятия, мышления и др.). Затем срок растормаживающего действия медикамента истекает и больной перестает отвечать на вопросы. Поэтому их следует заранее заготовить - сформулировать, установить последовательность и т.п.

Иногда применением возбуждающих средств удается вообще вывести пациента из состояния ступора (например, психогенного). В этих случаях кроме перечисленных выше вопросов, следует задать вопросы об отношении больного к своему состоянию, о восприятии окружающего во время ступора, о переживаниях в это время и, если возможно, собрать краткий анамнез болезни, жизни. Всегда необходимо помнить о возможности нарушений в других психических сферах, о суицидальных (<плохих>) мыслях и намерениях. Все полученные данные способствуют более правильному определению состояния больного. Сравнительно редкие случаи так называемых импульсивных влечений и действий подвергаются особенно тщательному изучению по схеме: <побуждение - желание - осознание мотивов> и т.д. Обычно при импульсивных явлениях этапами двигательно-волевой активности являются <побуждение - выполнение>.

Для исследования психомоторики используется целый ряд специальных экспериментальных приемов: общепризнанной клинической методики исследования психомоторики до сих пор не существует. Отдельные методики изучения психомоторики позволяют получить представления о силе, быстроте, выносливости, ловкости, гибкости двигательных движений, а также о целостном состоянии психомоторики.

В течение многих лет широко распространена методика Н.И. Озерецковского, модифицированная применительно к современным условиям исследователями различных стран (Германии, США и др.). Она представляет собой набор отдельных тестов, позволяющих исследовать отдельные компоненты движений: статическую координацию, динамическую координацию, быстроту движений, синкинезии (излишние сопровождающие движения), одновременность движений и их силу.

Для изучения психомоторики используют также и набор предложенных А.Р. Лурия нейропсихологических методик, позволяющих диагностировать определенную топику поражения высших отделов двигательного анализатора.

4. Графическая методика исследования моторики и личности человека Е. Мира-и-Лопе с

Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графических движений, известна методика Е. Мира-и-Лопецаб, или иначе методика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве.

Основные принципы миокинетической психодиагностики были сформулированы Е. Мира-и - Лопесом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей груп-11 ы действий испытуемого в данном пространстве.

Проведение исследований. Методика Мира-и-Лопеца включает 7 тестов: "линеограмма", "параллели", "цепи", "UL1", "кружки", "зигзаги", "лестница".

При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлять двоякую регуляцию: 1) регулировать положение руки относительно корпуса (макрорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, совершаемых на заданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест "линеограмма" испытуемый выполняет одной рукой - правой или левой поочередно. При выполнении рисунка испытуемому приходится одновременно регулировать и протяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх - вниз (вертикальная линеограмма), вправо - влево (горизонтальная линеограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма). Микрорисунка в этом тесте, нет, и от испытуемого требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т. е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях. При выполнении теста "зигзаги".

Список использованной литературы

1. http://www.vash-psiholog.info/p/233-2012-11-07-21-19-56/19191-metodika-e-mira-i-lopesa.html.

2. Лучинин А.С. Психодиагностика: Курс лекций [Электронный ресурс]/ А.С. Лучинин - М., 2008. http://www.alleng.ru/d/psy/psy150.htm.

3. Soc.Lib.ru. Электронная библиотека. Социология, Психология, Управление URL:http://soc.lib.ru/.

4. PSYCHOL-OK. Электронная библиотека по психологии http://www.psychol-ok.ru/library.html#mat.

5. Бурлачук Л.Ф. "Словарь-справочник по психодиагностике". 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

6. Анастази А., Урбина С. "Психодиагностика. Психологическое тестирование" - СПб.: Питер, 2008. - 688 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика профессионально значимых качеств психолога: интеллектуальных, эмоционально-волевых, психомоторных. Требования к личности и чертам характера. Использование тестов и опросников для определения профессионально значимых качеств психолога.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    монография , добавлен 27.03.2011

    Психологическая структура и движущие силы личности. Факторы влияния на развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Компоненты направленности личности: потребности, мотивы, установки, цели. Диагностика уровня личностных качеств человека.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2015

    Исследование почерка с помощью необходимых методик и особенности его связи с психомоторными качествами. Обработка полученных результатов. Выявление взаимосвязи между темпераментом и почерком личности. Анализ полученных данных, формулирование выводов.

    научная работа , добавлен 05.08.2014

    Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности. Проблема методов исследования профессионально важных качеств сотрудников Министерства внутренних дел и их структура. Фундаментальные и узкоспециализированные методы.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    История развития изучения времени и временной перспективы личности, ее организация, личностные и ситуативные аспекты. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект, методология, методы и методики исследования организации временной перспективы в онтогенезе.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2009

    Особенности психического развития ребенка. Властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку, способствующее развитию агрессивности и других отрицательных качеств. Значение правильного гармоничного отношения взрослых для развития успешной личности.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Место профессионально значимых качеств в структуре профессиональной направленности личности. Основные механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. Психологические технологии воспитания социально и профессионально значимых качеств.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Характеристика понятия воля, определение и описание волевых качеств личности. Функции воли, волевые акты и их признаки. Развитие воли у человека. Поведенческая саморегуляция. Волевые качества личности. Разница между решительностью и мотивацией решения.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Проблемы оценки профессиональной надежности водителя транспортного средства. Методика "Диагностика психодинамических свойств личности". Требуемый уровень надежности специалиста. Психологическое сопровождение субъекта профессиональной деятельности.

Психомоторные способности (психомоторные процессы)

В современной учебной и методической литературе проблемы психомоторики, к сожалению, практически не затрагиваются, что связано, несомненно, с их недостаточной разработанностью. Под психомоторикой, как правило, понимается «объективация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями» .

Впервые наиболее обстоятельный анализ особенностей и способов диагностики психомоторики был проведен еще в начале XX в. в русле психотехники , в результате чего были выделены следующие особенности психомоторики взрослого человека: статическая координация (дрожание пальцев и колебания рук); динамическая координация (одной руки или обеих рук); моторная активность (скорость реакции, быстрота установки и скорость движений); соразмерность движений, определяющая ориентацию человека в пространстве; направление движения; составление формул (энграмм) движений и автоматизированные движения; одновременные движения; ритм движений; темп движений; мышечный тонус; сила, энергия движений. Перечисленные особенности представляют собой инструктурированный, хотя и довольно полный перечень, включающий как сложные психомоторные характеристики (координация, одновременность), так и относительно простые показатели (сила движений, тонус и др.), являющиеся скорее физиологическими свойствами движений.

Попытка классификации психомоторных процессов была предпринята К. К. Платоновым , подразделившим психомоторику на сенсомоторные процессы (основная подструктура), идеомоторные процессы и произвольные моторные действия. Идеомоторные процессы связываются различными авторами с представлениями о движениях, что, по нашему мнению, скорее относится к особенностям памяти и воображения. В сенсомоторных процессах выделяются три группы:

1) несложные сенсомоторные реакции, характеризующиеся возможно быстрым ответом, заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но тоже заранее известный сенсорный сигнал;

2) сложные сенсомоторные реакции, включающие реакции различения, выбора, переключения и реакции на движущийся объект;

3) сенсомоторная координация, характеризующаяся динамичностью и раздражителя, и двигательного ответа, включающая реакцию слежения и собственно координацию движений.

Показателем продуктивности 1-й группы реакций является время, в качестве показателей реакций 2-й и 3-й групп выступают скорость, точность и вариативность (степень изменения скорости и точности). Основными характеристиками рабочих движений считаются траектория, описываемая формой, направлением и объемом движений; скорость, обусловливающая в сочетании с ускорением равномерность движений; темп и сила движений.

Рядом ученых предлагается подход к изучению психомоторики как к проявлению общей двигательной активности человека, решающую роль в которой играет кинестетический анализатор. Комплексное рассмотрение двигательной активности на нескольких уровнях; целостной деятельности, отдельного акта, макро– и микродвижений позволило включить в число психомоторных характеристик самые различные двигательные особенности: локомоторную функцию, обеспечивающую динамичность поведения человека в окружающей среде; мышечный тонус как энергетическую характеристику двигательной активности; особенности статического и динамического тремора как показатель степени координации движений и регулятор успешности их выполнения; силу мышечного напряжения (ручную и становую) как показатель общего физического развития; статическое мышечное напряжение (усилие); точность движений рук и ног; особенности графических движений. Качественную сторону двигательной деятельности, зависящую от степени развития двигательного анализатора, эти авторы характеризуют с помощью таких свойств, как сила, скорость, выносливость, точность, ритмичность движений.

Анализируя особенности психомоторики с учетом двигательных способностей, под которыми понимаются «такие психологические и психофизиологические особенности, которые способствуют успешности двигательной (физической) деятельности» , Е.П. Ильин выделил несколько групп качеств, характеризующих психомоторику. Первая группа качеств включает в себя координационные способности, а именно: способности к сохранению равновесия тела и устранению статического и динамического тремора; проприоцептивные функции, включающие оценку, отмеривание, воспроизведение и дифференциацию пространственных, силовых и временных параметров движений, а также кратковременную и долговременную память на указанные параметры движений. Во вторую группу психомоторных характеристик, определяющих скоростно-силовые особенности и выносливость человека, входят показатели, характеризующие быстродействие (время реагирования на различные сигналы, максимальная частота движений, быстрота одиночного движения); показатели мышечной силы, степени напряженности (тонуса) мышц и подвижности суставов; скоростно-силовые качества (взрывная сила); выносливость при статических усилиях и при динамической работе. Выделяют также сложные способности, такие как меткость, ловкость и т. д.

Существует и несколько иной подход к исследованию психомоторики, основанный на изучении основных свойств движений. Так, еще И. М. Сеченовым были выделены четыре ведущих свойства, характеризующие любые движения: направление, сила, напряженность и скорость . А. А. Толчинский предложил шесть основных свойств психомоторных функций: меткость, ловкость, координацию, ритмичность, скорость и силу движений. Наконец, С. Л. Рубинштейн

В психологической литературе проблемы психомоторики анализируются крайне редко, что связано с их недостаточной разработанностью .

Под психомоторикой понимается "объективация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями" .

Впервые наиболее обстоятельный анализ особенностей и способов диагностики психомоторики был проведен в рамках психотехнических исследований , в которых были определены особенности психомоторики взрослого человека:

  • статическая координация (дрожание пальцев и колебания рук);
  • динамическая координация (одной руки или обеих рук);
  • моторная активность (скорость реакции, быстрота установки и скорость движений);
  • соразмерность движений, определяющая ориентацию человека в пространстве ;
  • направление движения;
  • составление формул (энграмм) движений и автоматизированные движения;
  • одновременные движения;
  • ритм движений;
  • темп движений;
  • мышечный тонус;
  • сила, энергия движений.

Перечисленные особенности представляют собой перечень сложных (координация, одновременность) и простых (сила движений, тонус и др.) психомоторных характеристик, являющихся скорее физиологическими свойствами движений.

Первую классификацию психомоторных процессов предпринял К. К. Платонов , который их разделил на сенсомоторные, идеомоторные процессы и произвольные моторные действия.

В сенсомоторных процессах выделяются три группы: - простые сенсомоторные реакции, характеризующиеся быстрым ответом, заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сенсорный сигнал;

  • сложные сенсомоторные реакции, включающие реакции различения, выбора, переключения и реакции на движущийся объект;
  • сенсомоторная координация, характеризующаяся динамичностью и раздражителя, и двигательного ответа, включающая реакцию слежения и собственно координацию движений.

Показателем продуктивности простых сенсомоторных реакций является время, в качестве показателей сложных сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации выступают скорость, точность и вариативность (степень изменения скорости и точности). Основными характеристиками движений считаются траектория (форма, направление и объем движений); скорость (сочетание с ускорением равномерности движений); темп и сила движений.

В рамках классификации факторов психомоторики зарубежные психологи рассматривают: точность контроля, одновременную координацию нескольких конечностей, ориентацию ответа, время реакции, скорость движений руки, управление темпом, ловкость руки, ловкость пальцев, устой

чивость руки и кисти, скорость движений кисти и пальцев, точность наводки .

Примерами методик диагностики психомоторых функций являются "Линеограммы", "Методика исследования динамической мышечной выносливости", "Сенсомоторная координация", "Спираль", "Глазомер" и др. (Приложение 27).

Таким образом, в психических познавательных процессах выражаются и реализуются па практике в конкретной деятельности способности индивида. Потенциальность способностей актуализируется в реальных функциях, по результатам диагностики которых психолог может делать вывод о том, что способности в целом из виртуально-ментальной сферы переходят в способности предметные, фактуальные.

  • См.: Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во СГА, 2004. С. 80.

Что такое психомоторика?

Педагоги психомоторной практики очень ценятся. Восхищенные родители с придыханием произносят волшебное слово «psicomotricità». Проводятся семинары, занятия в яслях и детских садах, на которые надо записываться заранее.

Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей и коррекционной. Занятия — это не лечение, это спонтанный игровой процесс, целью которого стоит помочь ребенку с помощью игровых упражнений развить свои интеллектуальные способности через тактильные, слуховые и визуальные стимулы, а также через самовыражение путем своего тела. Развитие координации движений способствует развитию умственных процессов. Происходит самоидентификация, развитие собственного «я» и обучение контакту с окружающим миром.

Преподаватель по психомоторике включает в себя профессиональные навыки многих специалистов — педагогов, логопедов, психологов, психотерапевтов, нейропсихологов вкупе с физиотерапевтами и воспитателями по физической культуре.

Немного истории. Психомоторика как научная дисциплина зародилась во Франции. В 60-70-х гг. ХХ века появилась в Италии, Испании, Бельгии и Германии, а также в Аргентине, Мексике и Бразилии. Италия была одной из первых европейских стран, где начали использовать методику психомоторики. Открылись образовательные центры, готовящие специалистов. Изначально психомоторика была коррекционной методикой, для детей с серьезными задержками в развитии. Но постепенно занятия прелагаются и здоровым детям. Активно используется методика Бернара Окутюрье , французского педагога и методиста.

Родился он в 1934 г. недалеко от г.Тур. Его родители тоже были педагогами. Начинает он как преподаватель физкультуры, но потом увлекается изучением особенностей развития двигательных функций и психомоторикой, изучает работы А.Лапьера, Монтессори и даже Макаренко. Он занимается глухими детьми, работая в Лионе и Туре, и решает посвятить себя детями с проблемами развития. Уже 35 лет он практикует в Центре г.Тур, создав «Психомотрную практику» на основе своих наблюдений за детьми. Он тесно сотрудничает с нейропсихиатрами, психологами, занимаясь с детьми, у которых серьезные проблемы с самоидентицикацией. В 1967 г. вместе с А.Лапьерром создает «Французское Общество психомоторного воспитания и переподготовки» («Société Française d’Education et de Rééducation Psychomotrice»). Занимается также образованием преподавателей психомоторной практики.

В 1987 г. Бернар Окутюрье открывает в Брюсселе ASEFOP (Association Européene des Ecoles de Formation à la Pratique Psicomotrice - Европейския Ассоциация Образовательных Учреждений по Психомотрной Практике). Он и является ее президентом, параллельно продолжая заниматься научной работой.

Методика. Метод Бернараe Окутюрье основывается на концепции личности, выраженной как интеллектуально, эмоционально, так и физически. Эти три составляющие неразрывно связаны. Психомоторная деятельность направлена на развитие детской личности, ее созревание и выражение возможностей на двигательном, эмоциональном, межличностном и познавательном уровне. Соотношение этих областей помогает ребенку расти в гармонии со своим «я». В психомоторике используется метод «свободного» и «спонтанного» игрового процесса, во время которого ребенок открывает и завоевывает окружающий его мир.

Ребенок не играет, чтобы научиться, но учится, играя. За игрой детей наблюдает преподаватель, разделяющий с детьми их эмоции и удовольствие от игры. Педагог замечает их трудности и страхи, желания и возможности. Он не учит, а наблюдает и размышляет, «переводя» игры ребенка, его движения, перемещения в пространстве и взаимодействие с другими на язык науки.
Посредством движения, действия, спонтанной игры и сенсорно-моторной деятельности ребенок познает и открывает для себя мир предметов и людей, которые его окружают. В движении и движением он выражает свои эмоции, свою аффективную составляющую и свой фантасматический мир.

В России психомоторная практика успешно используется, в основном, как коррекционная для работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРП), аутизмом, с трудностями освоения школьной программы. Во время занятий происходит развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, которые в будущем помогут лучше подготовиться к процессу обучения.

Кто принимает участие. Дети распределяются по возрастным группам: с 10 мес до 1.5 лет, с 1.5 лет до 2-х (обычно на занятиях присутствуют родители), 2-3 года (ясельная группа), 3-6 лет (детский сад) и 7-8 лет (начальная школа). Если на первых порах детям дается бо льшая свобода действий, то в возрасте 7-8 лет они должны выполнять задания, например, найти все красные шарики, спрятанные в зале. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.

Где проводятся занятия . Для совсем маленьких устраивают «тренинги». Иногда в образовательную программу яслей и детсада входят занятия по психомоторике.

Как выглядит помещение для занятий. Для психомоторной практики создается специальное пространство: разноцветная комната, которую язык не поворачивается назвать спортзалом. Обычно на полу лежат мягкие маты, присутствует шведская стенка и мягкие геометрические фигуры большого размера — прямоугольники, кубы, пирамиды, из которых можно строить башни и домики. Занимаются дети без обуви, в специальных противоскользящих носочках.

Как проходят занятия. Каждое занятие начинается с ритуала и заканчивается ритуалом. Затем время уделяется сенсорно-моторным занятиям, эмоциональным и символическим играм. Структура занятия не меняется. Таким образом ребенок чувствует себя уверенней в рутинной обстановке.

Итак, сначала дети либо садятся в круг на пол, либо на скамеечки. Поют песню-представление, знакомясь друг с другом. Педагог объясняет, во что сегодня они будут играть, каковы правила этой игры и запреты (не делать друг другу больно, не ломать то, что построили другие). Затем приступают к сенсорно-моторным играм. Эти игры представляют собой всевозможную беготню, переставление предметов, прыжки, скачки, карабканье по лесенке. Здесь ребенок учится владеть свои телом, что особенно важно для самых маленьких: они переворачивает увлекающие их предметы, гремят шумными игрушками, катают круглые. Потом дети играют в символические игры (отождествляют себя с каким-то персонажем). Для этого используются веревочки, куски ткани, кубы.

Во время заключительного ритуала педагог подытоживает, чем занимались сегодня на занятии. Детям дают деревянные кубики, из которых они должны построить то, что пережили во время занятия. Либо построить из больших мягких кубиков башню и сломать ее, таким образом произведя выброс негативной энергии или просто пошалив. Потом детям читают историю. Сказку читают два раза. Первый раз преподаватель жестами и движениями иллюстрирует происходящее. Во второй раз дети должны сами проиллюстрировать события.

И напоследок они рисуют картинку, в которой должны выразить то, что пережили на занятии.

)

совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Изучение характера П. как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная , свободная выразительная и жестикуляция, плавная ритмичная , способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью. Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая . Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.

При различных заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. К ним относится двигательный , недоразвитие (моторная ), угнетение ( и акинезия), усиление () и извращение П. (). Выраженные расстройства П. возможны при психомоторном возбуждении и ступоре, при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений П. являются навязчивые и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, ). Выделяют также регрессивные расстройства П. в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам нервно-психического развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, двигательная расторможенность). Регрессивные расстройства П. особенно ярко выражены при некоторых реактивных психозах (например, синдроме одичания и пуэрилизме). Распад П. происходит при пресенильных и сенильных деменциях (например, болезни Альцгеймера, болезни Пика, старческом слабоумии) и других прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга.

Библиогр .: Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1-2, М. - Л., 1930; Ковалев В.В. и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с. 25, М., 1985.

II Психомото́рика (Психо- + )

совокупность сознательно управляемых двигательных действий.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Психомоторика" в других словарях:

    Психомоторика … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. psyche – душа и movere – двигаться) разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, осн. духовных установок, возраста, пола и т. п. Философский энциклопедический словарьФилософская энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 моторика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПСИХОМОТОРИКА - см. Озерецкого метрическая шкала. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (психо... + лат. motor приводящий в движение) индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. психомоторика и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    - (психо + моторика) совокупность сознательно управляемых двигательных действий … Большой медицинский словарь

    Психомоторика - (психо + моторика). Совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий … Толковый словарь психиатрических терминов

    психомоторика - психомот орика, и … Русский орфографический словарь

    психомоторика - (1 ж) … Орфографический словарь русского языка

    психомоторика - и, ж. Індивідуальні особливості рухових реакцій людини, пов язані з побудовою її тіла, віком та статтю. Атлети/чна психомото/рика тип психомоторики, який характеризується підібраністю постави, твердістю ходьби та високою працездатністю.… … Український тлумачний словник

Книги

  • Этюды к обретению дирижерского мастерства. Психомоторика внутреннего исполнительства (+ DVD) , Георгий Ержемский. Последняя работа известного дирижера, доктора психологических наук, почетного академика ряда международных академий, профессора Георгия Львовича Ержемского нацелена на кардинальное решение…