Главная · Метеоризм · Лебединский нарушения психического развития в детском возрасте. Вклад идей виктора васильевича лебединского в развитие психологии аффективного развития как естественной науки. §2. Психологические параметры дизонтогенеза

Лебединский нарушения психического развития в детском возрасте. Вклад идей виктора васильевича лебединского в развитие психологии аффективного развития как естественной науки. §2. Психологические параметры дизонтогенеза

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2001

1. Дефект - это физический или психологический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По своему происхождению дефекты разделяются на врожденные , которые могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомой патологией, различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения, и приобретенные , которые могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикации, травм и главным образом инфекционных заболевании (менингит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.). Врожденные и приобретенные дефекты зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения и пр.), которые оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные и функциональные связи.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие было проанализированы Л.С.Выготским. О структуре дефекта, соотношении первичных и вторичных дефектов, неоднозначности влияния различных соматических дефектов на развитие структурных компонентов психики аномальных детей мы знаем также благодаря научным работам Л.С.Выготского. Наиболее значимым для специальной психологии явилось положение Выготского Л.С. о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления путем создания и использования "обходных путей культурного развития ненормального ребенка". Вот, как об этом пишет Л.С.Выготский: "Основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, несовпадение, расхождение, обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка. Оба ряда не совпадают, расходятся, не образуют слитного, единого процесса. Пробелы и пропуски в одном ряду вызывают в другом ряду иные пробелы и в иных местах. Обходные пути культурного развития создают особые, как бы нарочито построенные в экспериментальных целях формы поведения".

Важность рассмотренного принципа обходных путей культурного развития, можно обосновать тем, что «дефект, создавая отклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, недостаток или повреждение органов, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру», при этом "высшего выражения это затруднение... достигает в той области, которую мы выше обозначили как собственную сферу культурно-психологического развития ребенка: в области высших психических функции и овладения культурными приемами и способами поведения".


Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушения или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может расцениваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

С исследованием физиологических механизмов компенсации связаны такие всемирно-известные имена, как И.И.Павлов и П.К.Анохин. Необходимо отметить, что три основных принципа рефлекторной теории - причинность, единство анализа и синтеза, структурность, сформулированные И.П.Павловым, явились основополагающими для теории компенсации. Однако исследования П.К.Анохина показали следующее:

· Рефлекторный характер возникновения и протекания компенсаторных перестроек основан на принципах, общих для возмещения любого дефекта;

· Независимо от характера и локализации дефекта компенсаторные приспособления осуществляются по одной схеме и подчиняются единым принципами.

2.Развитие – это внутреннее, последовательное и прогрессивное изменение. Оно характеризуется движением существа от низших к высшим уровням его жизнедеятельности. Развитие происходит в филогенезе и онтогенезе. Виды онтогенетического развития: физическое (развитие организма), психическое (становление мозга и нервной системы), социальное (как член общества).

Л.С. Выготский считал, что существует два типа развития: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированныи тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом, как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека. Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. (Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1996).

На процесс развития влияют два фактора: среда и наследственность. Среда – это совокупность внешних факторов, на которые реагирует индивид. Различают макросреду, мезосреду и микросреду. Наследственность – это воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. По наследству передаются физические свойства (рост, цвет глаз, структура волос и т.д.), психические свойства (особенности нервной системы, темперамента), склонность к определенным видам деятельности, склонность к болезням, собственно человеческие задатки (склонность к труду, прямохождению, речи).

3. Дизонтогенез – это различные варианты нарушений онтогенеза. В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии выделены различные варианты дизонтогенеза. Традиционно выделяются физический и психический дизонтогенез. Физический дизонтогенез - это нарушение физического развития ребенка. Сюда относятся нарушения в системе анализаторов (слухового, зрительного, двигательного), различные соматические нарушения у ребенка. Например, пороки развития внутренних органов, легочные заболевания и пр. Однако любой физический недуг откладывает отпечаток на развитие психики ребенка. В. В. Ковалев рассматривает психический дизонтогенез как один из основных компонентов постнатального дизонтогенеза, "т. е. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга" (Ковалев, 1985) Психический дизонтогенез автор связывает не только с биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, а также со средовыми (микросоциальными и социальными) воздействиями, а также с разнообразными сочетаниями как биологических, так и социальных факторов.

Классификацией видов психического дизонтогенеза занимались многие отечественные и зарубежные психиатры. Л. Каннер, американский психиатр предложил выделить два вида психического дизонтогенеза недоразвитие и искаженное развитие. Из отечественных авторов классификация видов психического дизонтогенеза была предложена одним из выдающихся детских психиатров Г. Е. Сухаревой (Сухарева, 1959), соратницей Л. С. Выготского. Она выделила три вида психического дизонтогенеза - задержанное, поврежденное и искаженное развитие. В основе задержанного развития лежит ретардация, т. е. общее или частичное запаздывание или приостановка в развитии психических функций у ребенка. В основе поврежденного развития - регресс, распад уже сформировавшихся психических функций. Искаженное развитие является следствием асинхронии, что проявляется в выраженном опережении одних психических функций и свойств формирования личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств. Это становится основой диспропорционального и дисгармоничного развития личности. В. В. Лебединский, на основе классификации Г. Е. Сухаревой, добавляет еще три типа дизонтогенеза: психическое недоразвитие, дефицитарное и дисгармоничное развитие и выделяет 6 видов психического дизонтогенеза, это:

1)психическое недоразвитие, что наблюдается у детей с умственной отсталостью;

2)задержанное психическое развитие, наблюдаемое у детей с задержкой психического развития различных форм;

3)поврежденное развитие, обусловлено более поздним (после 2,5-3-х лет) патологическим воздействием на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем уже сформирована;

4)дефицитарное развитие, наблюдаемое у детей с недоразвитием анализаторных систем (слуховые, зрительные, двигательные);

5)искаженное развитие, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;

6)дисгармоничное развитие, в основе которого лежит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Следует отметить, что представленная классификация построена на основе качественного анализа нарушений психического развития ребенка, с выделением ведущих признаков нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации. Это подчеркивает ее высокую психологическую направленность, что позволяет более дифференцированно подойти к психологическому анализу и психологической коррекции детей с проблемами в развитии. Однако данная классификация не лишена некоторых недостатков, на что обращает внимание и сам автор. Например, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Особенно наглядно это проявляется при детском церебральном параличе, где можно наблюдать как дефицитарное, так и задержанное развитие, а в отдельных случаях и общее психическое недоразвитие. При ранней детской шизофрении, как отмечает автор, можно наблюдать как задержанное психическое развитие, так и искаженное, а в некоторых случаях и поврежденное. Поэтому варианты психического дизонтогенеза необходимо рассматривать не как самостоятельные образования, а как синдромы аномального развития, с выделением ведущего синдрома (Лебединский, 1985).

На основе классификации Сухаревой и Лебединского Н. Я. и Н. М. Семаго (2000) разработали типологию отклоняющегося развития, включив в нее четыре основных блока: недостаточное развитие, асинхронное развитие, поврежденное развитие и дефицитарное развитие. Внутри каждой группы выделены отдельные подгруппы, отличающиеся друг от друга качественными характеристиками. Например, группа недостаточного развития включает в себя тотальное недоразвитие, задержанное развитие и парциальную несформированность высших корковых функций. Внутри группы тотального недоразвития выделяется несколько типов: простой, уравновешенный, аффективно-неустойчивый и тормозимо - инертный (Семаго Н. Я. и Н. М., 2000).

Лекция 3. Психическая депривация как категория специальной психологии.

1. Общее понятие о депривации.

2. Сенсорная депривация.

3. Двигательная депривация.

4. Социальная депривация.

5. Материнская депривация.

Литература

1. Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчик «Психическая депривация в детском возрасте» Прага 1984

2. Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия М., 1991

3. Фурманов И.А. ………………………………………..

3. Сорокин В.М. Специальная психология СПб 2003

1. Понятие о психической депривации.

Депривация – термин, широко используемый в психологии, педагогике и медицине. В русский язык пришёл из английского и означает «лишение», а в психологии «лишение или ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей.

По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные изменённые состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

Говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников удовлетворения.

Существенна именно психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучён ли он от социума, лишён ли материнской любви, проявления депривации психологически похожи.

Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от лёгких странностей, не выходящих за пределы нормы до грубых поражений личности и интеллекта.

В настоящее время не существует единой теории депривации и общей классификации. Наиболее распространенная классификация делит депривацию на сенсорную, двигательную, социальную, материнскую и т.д.

Депривация может выступать одновременно и как причина, и как следствие дизонтогенеза. Депривационная ситуация развития (воспитание в закрытом детском учреждении, недостаток материнской любви, отлучение от социума) – серьёзная причина выраженных отклонений в развитии ребёнка. Именно поэтому многие авторы выделяют особую форму дизонтогенеза, обозначая его «депривационные повреждения». С другой стороны, некоторые варианты отклонений сами являются причиной возникновения депривационных феноменов, что дополнительно отягощает процесс развития. Так, выраженные нарушения зрения, слуха, двигательного аппарата, речи представляют собой особые формы сенсорной и коммуникативной депривации.

Вместе с тем, надо отметить, что ребёнок с нарушенным развитием, испытывает на себе влияние нескольких видов лишений. Прежде всего, это исходная депривационная ситуация, связанная с основным нарушением. Помимо этого на детей действует коммуникативная депривация, (лишён нормального круга общения), социальная и часто материнская или эмоциональная (неприятие в семье) Подавляющее большинство коррекционных образовательных учреждений – интернатного типа.

Варианты психического дизонтогенеза

Психологические взгляды В.В. Лебединского изложены в его работе “Нарушения психического развития в детском возрасте”.

В.В. Лебединский предпринял попытку создать целостную концепцию аномального развития, в которой учитывались бы все факторы, обуславливающие нарушенное развитие. Она получила название “Концепция психического дизонтогенеза” (1985).

Психический дизонтогенез он понимал как нарушения развития психики в целом или отдельных психических функций в детском возрасте. Дизонтогенез зависит от функциональной локализации нарушения, времени действия патогенного фактора, характеризуется сложной структурой нарушенного развития, а также асинхронным характером аномальных явлений.

В.В. Лебединский выделил шесть вариантов психического дизонтогенеза:

– недоразвитие;

– задержанное развитие;

–поврежденное развитие;

– дефицитарное развитие;

– искаженное развитие;

– дисгармоническое развитие.

В.В. Лебединский рассмотрел основные параметры, характеризующие нарушения психического развития в детском возрасте. К ним он отнес:

– функциональную локализацию нарушения;

– роль времени в возникновении дизонтогенеза;

– сложные взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами;

– асинхронный характер аномальных явлений.

Для недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Главный критерий недоразвития – непреодолимость, то есть переход на качественно иной уровень невозможен. Различные психические функции развиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышления, речи). Недоразвитие свойственно для умственно отсталых детей.

Для задержанного развития характерно замедление формирования познавательной и эмоциональной сфер и их временная фиксация на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. Большая сохранность систем регуляции определяет лучший прогноз и возможность коррекции задержанного психического развития по сравнению с недоразвитием. Ярким примером задержанного развития является задержка психического развития (ЗПР) у детей.

Для поврежденного развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Механизм дизонтогенеза – распад психических функций или психики в целом под влиянием неблагоприятных факторов (нейроинфекция, травма, наследственные факторы). Структура нарушения характеризуется качественным своеобразием: при распаде сочетаются функции сильно поврежденные и неповрежденные. Примером поврежденного развития является органическая деменция, для которой характерны расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.



Для дефицитарного развития характерно недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также варианты смешанного дизонтогенеза. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.

Искаженное развитие представляет собой сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций развития, приводящее к ряду качественно новых патологических образований. Наиболее характерным примером данного варианта дизонтогенеза является детский аутизм. В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей речь опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не “подтягивают” развитие других.

Для дисгармонического развития характерной особенностью является врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Примером такого развития психики является психопатия, для которой свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и ее самоформирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.



Параметры психического дизонтогенеза

Первый параметр психического дизонтогенеза связан с функциональной локализацией нарушения. В его основу положена “Теория системной динамической локализации высших психических функций в коре головного мозга” (А.Р. Лурия). Согласно этой теории физиологической основой формирования высших психических функций являются не отдельные участки коры головного мозга, а функциональные системы.

Функциональные системы – временные объединения различных мозговых структур, взаимодействующих для решения определенной задачи. После ее решения функциональные системы распадаются и возникает новое динамическое образование для решения вновь поставленных задач.

В исследованиях А.Р. Лурия убедительно показано, что нормальное психическое развитие и психическая деятельность может осуществляться только при согласованной работе трех функциональных блоков головного мозга.

Функциональные блоки – это объединения структур головного мозга, выполняющих определенную функцию.

Первый функциональный блок – блок активизации и регуляции тонуса коры головного мозга (энергетический). Блок представлен образованиями верхних отделов ствола мозга. При поражении отделов этого блока ребенок становится пассивным, безразличным, патологически встревоженным, проявляет повышенную истощаемость, организованное течение мыслей нарушается и теряет тот избирательный характер, который оно имеет при нормальном психическом развитии.

Второй функциональный блок – блок приема, переработки и хранения информации. Блок представлен всей корой головного мозга, кроме лобных отделов. Существенной для поражения этих отделов мозга является высокая специфичность вызываемых нарушений:

– если поражение ограничено теменными отделами коры, то у человека наблюдается нарушение кожной чувствительности: он затрудняется узнать на ощупь предмет, нарушается нормальное ощущение положений тела и рук, поэтому теряется четкость движений;

– если поражение ограничивается пределами височной доли мозга, может существенно пострадать слух;

– если поражение располагается в пределах затылочной области или прилежащих участков мозговой коры, страдает процесс получения и переработки зрительной информации, в то время как осязательная и слуховая информации продолжают восприниматься без всяких изменений.

Однако представленная взаимосвязь нарушения развития с тем или иным участком головного мозга у детей весьма условна.

Третий функциональный блок – блок программирования и контроля. Этот блок связан с работой лобных отделов мозга. Он выполняет функцию программирования и контроля деятельности, саморегуляцию поведения. Нарушения, возникающие при поражении этого блока, приводят к дефектам поведения. Действия человека нередко перестают подчиняться заданным программам и сознательное, целенаправленное поведение, направленное на выполнение определенной задачи и подчиненное определенной программе, заменяется либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления, либо стереотипами, в которых целесообразное действие подменяется бессмысленным повтором движений.

Второй параметр психического дизонтогенеза обусловлен временем возникновения нарушения. Характер нарушения будет различным в зависимости от того, когда возникло поражение нервной системы. Чем раньше произошло поражение (в первые три года жизни ребенка), тем вероятнее явления недоразвития или задержанного развития. Как правило, в этих случаях имеется тенденция к положительной динамике развития, но оно происходит замедленно и характеризуется качественным своеобразием. Чем позднее возникло нарушение нервной системы (после трех лет), тем более характерны явления повреждения с распадом сложившихся психических функций. В таком случае имеется тенденция к отрицательной динамике развития (детская афазия, деменция). Нарушения в развитии переплетаются с возрастной динамикой, что придает особую сложность и затрудняет коррекционную работу с ребенком.

С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к действию патогенных факторов. К сензитивным относятся следующие возрастные периоды: 0-3 года; 4-10 лет; 7-12 лет; 12-16 лет. В эти периоды особенно велика возможность возникновения психических нарушений.

Третий параметр дизонтогенеза определяется сложными взаимоотношениями между первичным и вторичным дефектом.

Чаще дизонтогенез бывает обусловлен биологическим фактором. В этих случаях структура нарушения характеризуется первичным нарушением, системой вторичных нарушений и сохранными функциями. Например, в результате поражения слухового анализатора возникает глухота – первичный дефект. Глухота влечет за собой нарушения развития речи, логических форм мышления, слухового восприятия, опосредованного запоминания и др. – ряд вторичных дефектов. В то же время такие функции, как зрительное восприятие, кинестетические ощущения, тактильно-вибрационная чувствительность, остаются сохранными. Именно сохранные анализаторные системы и психические функции являются основой для обучения детей. Вторичные нарушения характерны для тех функций, которые в момент вредности находятся в сензитивном периоде развития. Так, например, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции – произвольная моторика и речь. Они и нарушаются чаще других при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности. Кроме того, пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим развитием автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, в этом случае потребуются сложные специальные усилия по преодолению нарушения.

Особую значимость в возникновении нарушений развития имеют социальные факторы. В.В. Лебединский показал, что такими факторами являются социальная и эмоциональная депривация, длительное действие психотравмирующей ситуации, стрессовая ситуация, неправильное воспитание.

В данном случае структура нарушения иная: первичное нарушение отсутствует, а структура нарушенного развития определяется сочетанием вторичных нарушений и сохранных функций. Важнейшими факторами возникновения нарушений являются факторы социальной депривации. В этих случаях нарушения в той или иной мере препятствуют общению, тормозят приобретение знаний и умений. Без своевременной психолого-педагогической коррекции возникает выраженная вторичная микросоциальная и педагогическая запущенность, наблюдается ряд расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т.д.).

Четвертый параметр дизонтогенеза связан с асинхронным характером аномальных явлений.

В психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например, относительная независимость развития мышления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости (например, образ дома или времени года). Такая организация указывает на малую дифференцированность психических процессов. Самый сложный – иерархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, которые позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную перестройку психических функций (Н.А. Бернштейн, 1966).

Каждая психическая функция имеет свой цикл развития, в котором чередуются периоды более быстрого (например, в сензитивном периоде) и более медленного ее формирования. В то же время перестройка и усложнение функций происходят в определенной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим. Последовательное формирование психических функций при нормальном развитии называется гетерохрония.

При дизонтогенезе наблюдается асинхрония, когда нормальная последовательность и сроки формирования психических функций нарушаются. Основные проявления асинхронии:

– явления ретардации – задержка в развитии психических функций;

–явления акселерации – опережающее развитие психических функций.

В некоторых случаях имеет место сочетание ретардации и акселерации. Например, при раннем детском аутизме может наблюдаться сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы или длительное сосуществование развитой и автономной речи, наглядных, комплексных обобщений и обобщений понятийных и т.д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых при нормальном развитии в разные возрастные периоды.

*******************************************

Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза

Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» - сущее, существо, «genesis» - развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.

В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития.

Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.

Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Асинхрония , как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии -разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.

На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. В патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие.

К основным проявлениям асинхронии относят следующие:

1. Явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития (F84.9). Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов.

2. Явления патологической акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме (F84.0).

3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме.

Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронного развития.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.В.ЛЕБЕДИНСКИЙ

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии

УДК 159.922(075.8) ББК88.8я73

Р е ц е н з е н т ы:

доктор психологических наук, профессор В.В.Николаева; кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Е. Ю. Балашова

Лебединский В. В.

Л 332 Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

ISBN 5-7695-1033-1

Учебное пособие содержит систематическое изложение основных пато­ психологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Пока­ зана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития пато­ психологических новообразований, представлена оригинальная классифи­ кация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.

Пособие может быть также полезно дефектологам, детским психиат­ рам, невропатологам, учителям и воспитателям специальных детских уч­ реждений.

Введение

При исследовании психически больного ребенка патопсихоло­ гу обычно очень важно определить психологическую квалифика­ цию основных психических расстройств, их структуру и степень выраженности. В этой части исследования задачи детского пато­ психолога практически те же, что и патопсихолога, изучающего взрослых больных. Эта общность задач в большой мере определяет и общность методов исследования, разработанных в отечествен­ ной патопсихологии Б.В.Зейгарник, А. Р.Лурия, В.Н.Мясищевым, М.М.Кабановым, С.Я.Рубинштейн, М.Н.Кононовой и др.

Однако патопсихологическая оценка психических нарушений в детском возрасте не может быть полноценной, если она не учитывает также и отклонений от стадии возрастного развития, на которой находится больной ребенок, т. е. особенностей дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом либо его послед­ ствиями.

Количественное шкалирование уровня психического развития с помощью тестов при большинстве методов показывает преиму­ щественно негативную сторону характера отклонений развития, не отражая внутренней структуры соотношения дефекта с сохран­ ным фондом развития, и поэтому недостаточно информативно в плане прогноза и психолого-педагогических воздействий.

В связи с этим^специфической задачей детской патопсихоло­ гии является определение качества нарушения психического раз­ вития ребенка.

Изучение закономерностей аномалий развития психики помимо детской патопсихологии сосредоточено также в двух других обла­ стях знаний: дефектологии и детской психиатрии.

Выдающийся вклад в изучение аномалий развития сделан Л. С. Выготским, который на модели умственной отсталости сфор­ мулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фунда­ ментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий раз­ вития. К ним прежде всего относится положение, что развитие

аномального ребенка подчиняется тем же основным закономер­ ностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Тем самым дефектология при изучении аномального ребенка смогла ассимилировать многочисленные данные, накопленные детской психологией.

Л.С.Выготский (1956) выдвинул также положение о первич­ ном дефекте, наиболее близко связанном с повреждением нервной системы, и ряде вторичных дефектов, отражающих нарушения психического развития. Им было показано значение этих вторич­ ных дефектов для прогноза развития и возможностей психологопедагогической коррекции.

В отечественной дефектологии эти положения получили даль­ нейшее развитие прежде всего в ряде теоретических и экспери­ ментальных исследований, тесно связанных с разработкой систе­ мы обучения и воспитания аномальных детей [Занков Л. В., 1939; Левина Р.Е., 1961; Боскис P.M., 1963; Шиф Ж.И., 1965; и др.]. Была изучена психологическая структура ряда вторичных дефек­ тов при различных аномалиях развития сенсорной сферы, умствен­ ной отсталости, разработана система их дифференцированной пси­ холого-педагогической коррекции.

х Другой отраслью изучения аномалий развития является, как указывалось, детская психиатрия^ На разных этапах формирова­ ния этой области медицины проблемы аномалий развития зани­ мали различное по значению место. На этапе становления детской психиатрии как ветви общей психиатрии была тенденция к поис­ ку общности и единства психических заболеваний детского и взрос­ лого возраста. Поэтому акцент ставился на психозах; аномалиям же развития уделялось наименьшее внимание.

) По мере формирования детской психиатрии как самостоятель­ ной области знания в патогенезе и клинической картине болез­ ни все большее значение стало придаваться роли возраста, а также симптоматологии, обусловленной аномальным развитием в ус­ ловиях болезни [Симеон Т.П., 1948; Сухарева Г.Е., 1955; Уша­ ков Г. К., 1973; Ковалев В. В., 1979; и др.]. Клинические наблюде­ ния показали разнообразие и своеобразие симптоматики анома­ лий развития при различной психической патологии. При этом если объектом дефектологических исследований являлся дизонтогенез, обусловленный, как правило, уже завершенным болез­ ненным процессом, то детская психиатрия накопила ряд данных о формировании аномалий развития в процессе текущего забо­ левания (шизофрения, эпилепсия), динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психо­ патий) и аномальном развитии личности в результате деформи­ рующего влияния отрицательных условий воспитания (различные варианты патохарактерологического формирования личности). Рядом клиницистов были предложены варианты клинических классификаций отдельных видов анома­ лий психического развития у детей.

Новым стимулом клинического изучения явлений дизонтогенеза явились успехи в области фармакологии, способствовавшие значительному уменьшению тяжести психических расстройств. Снятие остроты психопатологических симптомов привело к уве­ личению числа детей, способных к обучению, и содействовало большей концентрации внимания на нарушениях процесса раз­ вития. Поэтому вместе с задачей расширения психофармакологиче­ ской помощи больным детям все более актуальной и перспектив­ ной становилась проблема психолого-педагогической реабилита­ ции и коррекции.

За рубежом эта тенденция оказалась настолько значительной, что даже вступила в неправомерный антагонизм с нейролепти­ ческой терапией, характеризуя последнюю как фактор, тормозя­ щий нормальный психический онтогенез.

Такая тенденция не могла не оказать влияния на ориентацию исследований в детской патопсихологии. Возрастание роли пси­ холого-педагогических мероприятий привело к тому, что наряду с диагностикой заболеваний все более актуальной становится диа­ гностика отдельных нарушений, препятствующих овладению оп­ ределенными знаниями и умениями, психическому развитию ре­ бенка в целом. При этом выявленные в ходе психологической ди­ агностики отклонения могут оказаться на периферии клинической симптоматики болезни, но в то же время существенно затруднять психическое развитие больного ребенка.

Разработка методов дифференцированной психолого-педаго­ гической коррекции в свою очередь стимулирует дальнейшие ис­ следования механизмов формирования патологических новообра­ зований в процессе различных вариантов аномального развития.

Таким образом, данные детской патопсихологии, дефектологии и клиники освещают различные стороны аномалий развития. Исследо­ вания в области детской патопсихологии и дефектологии показа­ ли связь механизмов аномального и нормального развития, а так­ же ряд закономерностей системогенеза так называемых вторичных нарушений, являющихся основными в аномальном развитии. Кли­ ницисты же описали соотношение симптомов болезни и анома­ лий развития при различных психических заболеваниях.

Сопоставление данных, накопленных в этих областях знаний, может способствовать углублению представлений об аномалиях развития в детском возрасте и систематизации их психологиче­ ских закономерностей.

КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

1.1. Понятие дизонтогенеза

В 1927 г. Швальбе [см.: Ушаков Г. К, 1973] впервые употребил термин «дизонтогенез», обозначив им отклонения внутриутроб­ ного формирования структур организма от их нормального разви­ тия. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широ­ кое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфоло­ гические системы организма еще не достигли зрелости.

Как известно, почти любое более или менее длительное патоло­ гическое воздействие на незрелый мозг может привести к наруше­ ниям психического развития. Проявления этого будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространен­ ности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в кото­ рых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основ­ ную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, по- требностно-эмоциональная сфера.

В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития.

1.2. Этиология и патогенез дизонтогений

а Изучение причин и механизмов формирования дизонтогений нервно-психического развития особенно расширилось в последние десятилетия в связи с успехами генетики, биохимии, эмбриоло­ гии, нейрофизиологии.

Как известно, нарушения нервной системы могут быть вызва­ ны как биологическими, так и социальными факторами.

Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением

генетического мате риала (хромосомные аберрации, генные мута­ ции, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.).

Большая роль отводитс я внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсоплазмбзом, люэ­ сом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксика­ циями, в том числе гормонального и лекарственного происхож­ дения), патологии родов, инфекциям, интоксикациям и травмам, реже - опухолевым образованиям раннего постнатального пери­ ода. При этом нарушения развития могут быть связаны с относи­ тельно стабильными патологическими состояниями нервной си­ стемы, как это имеет место при мозговой недостаточности вслед­ ствие хромосомных аберраций, многих резидуальных органических состояниях, а также возникать на почве текущих заболеваний (врожденных дефектов обмена, хронических дегенеративных за­ болеваний, прогрессирующей гидроцефалии, опухолей, энцефа­ литов, шизофрении, эпилепсии и т.д.).

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера1 обусловливают повышенную восприимчивость централь­ ной нервной системы ребенка к различным вредностям. Как изве­ стно, целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и анома­ лии развития у детей. При этом в детском возрасте встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которых у взрос­ лых либо совсем не бывает, либо они наблюдаются очень редко (ревматическая хорея, фебрильные судороги и др.). Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекци­ онные процессы, связанные с недостаточностью мозговых защит­ ных барьеров и слабостью иммунитета.

Большое значение имеет в р е м я п о в р е ж д е н и я. Объем, по­ ражения тканей и органов при прочих равных условиях тем бо­ лее выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Стоккардом [см.: Гибсон Дж., 1998] было показано, что тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем па­ тологического воздействия. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации. Если же патогенный фактор воздействует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избежать патологического влияния. Поэтому одни и те же поро­ ки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна

и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного

1 Основная функция гематоэнцефалического барьера заключается в охране от проникновения в мозг различных вредных веществ из крови. Различные пато­ логические процессы (инфекции, интоксикации и другие вредные воздействия) могут нарушать проницаемость барьера, вследствие чего токсины, циркулирую­ щие в крови, проходят через гематоэнцефалический барьер и воздействуют на нервную систему.

онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития. Для нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредно­ сти в первую треть беременности.

Характер нарушения зависит также от м о з г о в о й л о к а л и ­ з а ц и и п р о ц е е е а и степени его распространенности. Особен­ ностью детского возраста является, с одной стороны, общая не­ зрелость, а с другой - большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта .

Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблю­ даться выпадения определенных функций. Так, при локальном

Поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозго­ вой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях ЦНС. В первом случае компенсация идет за счет со­ хранности других систем мозга, во втором - общая недостаточ­ ность мозга ограничивает компенсаторные возможности.

Большое значение имеет и и н т е н с и в н о с т ь п о в р е ж д е ­ н и я мозга. При органических поражениях мозга в детском воз­ расте наряду с повреждением одних систем наблюдается недо­ развитие других, функционально связанных с поврежденной. Со­ четание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по сте­ пени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влия­ нием неблагоприятных социальных факторов. И чем раньше сло­ жились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологических откло­ нений развития относится так называемая микросоциально-педаго­ гическая запущенность, под которой понимается задержка интел­ лектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией - неблагоприятны­ ми условиями воспитания, создающими значительный дефи­ цит информации и эмоционального опыта на ранних этапах раз­ вития.

К социально обусловленным видам патологических наруше­ ний онтогенеза относится патохарактерологическое формирование личности - аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длитель­ ными неблагоприятными условиями воспитания, такая аномалия возникает в результате патологически закрепившихся реакций про­ теста, имитации, отказа, оппозиции и т.д. [Ковалев В.В., 1979; Личко А.Е., 1977; и др.].

1.3. Соотношение симптомов дизонтогенеза

и болезни

В формировании структуры дизонтогенеза большую роль иг­ рают не только различные по этиологии и патогенезу поражения мозга, но и сами клинические проявления болезни, ее симпто­ матика. Симптомы болезни тесно связаны с этиологией, локали­ зацией поражения, временем его возникновения и, главным об­ разом, с патогенезом, прежде всего с той или иной выраженно­ стью остроты течения болезни. Они обладают определенной ва­ риабельностью, разной степенью тяжести и длительности про­ явлений.

Как известно, симптомы болезни делятся на негативные и про­ дуктивные.

В психиатрии к негативн ым симптомам о тносятся явления «вы­ падения» в психической деятельности: снижение интеллектуаль­ ной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышле­ ния, памяти и т.д.

Продукт ивные симптомы связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов. Примерами продуктивных рас­ стройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

Это деление имеет клиническую определенность в психиатрии взрослого возраста, где негативные симптомы действительно от­ ражают именно явления «выпадения» функции. В детском же воз­ расте часто бывает трудно отграничить негативные симптомы бо­ лезни от явлений дизонтогенеза, при котором «выпадение» функ­ ции может быть обусловлено нарушением ее развития. Примерами могут служить не только такие проявления, как врожденное сла­ боумие при олигофрении, но и ряд негативных болезненных рас­ стройств, характеризующих дизонтогенез при ранней детской шизофрении.

Продуктивные болезненные симптомы, как будто бы наиболее отдаленные от проявлений дизонтогенеза и указывающие скорее на остроту болезни, в детском возрасте тем не менее также игра­ ют большую роль в формировании и самой аномалии развития. Такие частые проявления болезни или ее последствия, как психо­ моторная возбудимость, аффективные расстройства, эпилепти­ ческие припадки и другие симптомы и синдромы, при длитель­ ном воздействии могут играть роль существенного фактора в об­ разовании ряда отклонений развития и тем самым способствовать формированию специфического типа дизонтогении.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы,

отражающие патологически искаженные и утрированные прояв­ ления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагиро­ вания на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы не­ редко более специфичны для возраста, чем для самого заболева­ ния, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизо­ френии, невротических состояний и т.д.

В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервнопсихического реагирования у детей и подростков в ответ на раз­ личные вредности следующим образом:

1) сомато-вегетативный (0-3 года);

2) психомоторный (4-10 лет);

3) аффективный (7-12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимуществен­ ные «возрастные» симптомы.

Для с о м а т о - в е г е т а т и в н о г о у р о в н я реагирования ха­ рактерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с на­ рушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройства­ ми. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

П с и х о м о т о р н ы й у р о в е н ь реагирования включает пре­ имущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора [Волохов А. А., 1965; см.: Ковалев В.В., 1979].

Для а ф ф е к т и в н о г о у р о в н я реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной воз­ будимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологи­ ческом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

Э м о ц и о н а л ь н о - и д е а т о р н ы й у р о в е н ь реагирования является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В пато­ логии это прежде всего проявляется в так называемых «патологи­ ческих реакциях пубертатного возраста» [Сухарева Г.Е., 1959], включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интере­ сы (например, «синдром философической интоксикации»), с дру­ гой - сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого урод­ ства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психоген­ ные реакции - протеста, оппозиции, эмансипации [Личко А. Е., 1977; Ковалев В.В., 1979] и т.д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыду­ щих уровней, но они, как правило, занимают периферическое

Хрестоматия в 2-х томах, Том II. - М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. - 818 с.

Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).
Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.
В отечественной психологической литературе не существует аналогичного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестоматии теоретических концепций, так и по охвату клинических проявлений аномального развития детей.
Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психологию, так и на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей.

Часть III. Младенческий возраст
Г. И. Никитина
Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека
И. М, Воронцов, И. А. Кельмансон, А. В. Цинзерлияг
Обобщенный взгляд на возможные причины и механизмы развития синдрома внезапной смертности у детей.
Р. Ж. Мухамедрахимов
Мать и младенец: психологическое взаимодействие.
Г. Харлоу, М, Харлоу, С. Суоми
Заменители матерей.
М. Кляйн
Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка.
М. Кляйн
Роль фрустрации в развитии.
М. Кляйн
Тревога и защитные механизмы.
Д. Винникотт
Идеи и определения.
Д. Винникотт
Переходные объекты и переходные феномены.
Л. Фрейд
Детская патология как предусловие развития патологии взрослых.
О. Крейслер
Психосоматика в психопатологии младенчества.
Г. Полмайер
Дальнейшее развитие психоаналитической теории депрессии до сегодняшнего дня.
О. Кернберг
Аффекты и ранний субъективный опыт.
Р. А. Шпиц
Поведение депривированных детей.
Р. А. Шпиц, В. Г. Коблинер
Психотоксические расстройства.
Дж. Боулби
Как оценивать нанесенный ущерб?
Т. П. Симеон
Галопирующая форма шизофрении раннего детского возраста.

Часть IV. Дошкольный и младший школьный возраст
В. В. Лебединский
Классификация психического дизонтогенеза.
Г. Е. Сухарева
Группировка психопатий.
Л. В. Занков
Очерки психологии умственно отсталого ребенка.
Р. Е. Левина
Автономная речь в нормальном и патологическом развитии ребенка.
Р. Заззо
Групповое исследование умственной отсталости.
В. А. Новодворская
Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей.
Д. Н. Исаев
Дифференциальный диагноз психического недоразвития у детей.
И. Ф. Марковская
Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования.

Шизофрения.
Т. П. Симеон
Начальные симптомы шизофрении раннего возраста.
A. И. Чехова
Начальная стадия и ранняя диагностика шизофренического процесса у детей.
С. С. Мнухин, А. Е, Зеленецкая, Д. Н. Исаев
О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера, у детей.
Д. И. Исаев, В. Е. Каган
Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения.
К. С. Лебединская
Терапия раннего детского аутизма.
B. В. Лебединский
Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза.
Е. С. Иванов
Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма.
Л. Гезелл
Аутистическое, психотическое и другие формы нарушенного поведения.
Т. Питерс
Умственная отсталость при аутизме. проблема понимания значений.
С. Миллер
Влияние на игру индивидуальных и социальных различий.
Т. П. Симеон, М. М. Модель, Л. И. Гальперин
Экзогенно обусловленные пограничные формы.
Г. Е. Сухарева
Преимущественные для детского возраста психогенные реакции.
М. И. Лапидес
Клинико-психопатологические особенности депрессивных состояний у детей и подростков.
А. И. Гольбин
Нарушения сна и бодрствования у детей при различных заболеваниях и аномалиях.
Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко
Клинико-патогенетическая концепция патологических привычных действий.
А. И. Захаров
Патогенез неврозов у детей.
О. В. Протопопова
Моторика и психоортопедия.
А. Фрейд
Примеры избегания объективного неудовольствия и объективной опасности (предварительные стадии защиты).
А. Фрейд
Инфантильные предварительные ступени более поздних заболеваний.
Развитие половой идентификации.

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации - как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания - что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии - диспропорциональности развития.

В отечественной клинической психологии принята типология нарушенного развития Лебединского .

1. Недоразвитие. Причина-остановка развития. Модель – Олигофрения (умственная отсталость). Этиология – эндогенная (генетическая, врожденные нарушения обмена аминокислот, солей, металлов, углеводов и жиров, патология хромосомного набора) и экзогенная (поражение мозга инфекциями, травмами, интоксикациями до рождения и в родах). Первичный дефект – необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью КБП.

Вторичный дефект – недоразвитие восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы,мышления, незрелость личности.

Степень дефекта – очень легкая, легкая, средняя, тяжелая степень У.О.

Специфика – тотальность нервно-психического недоразвития, иерархичность.

Прогноз неблагоприятен.

2. Задержанное развитие.Причина-остановка развития. Модель – Задержанное психическое развитие (ЗПР).

Этиология – конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания.

Первичный дефект – сочетание незрелости эмоциональной и когнитивной сферы.

Вторичный дефект – недоразвитие произвольной регуляции, программирования и контроля.

Специфика – парциальность и мозаичность нарушений.

Прогноз благоприятен при правильном обучении и воспитании.

3. Поврежденное развитие. Причина- поломка развития. Модель – Органическая деменция.

Этиология – нейроинфекции, интоксикации, травмы ЦНС, перенесенные в 2-3 года.

Первичный дефект – связан с различной локализацией повреждения (лобные доли).

Вторичный дефект – обусловлен особенностями первичного поражения.

Специфика – парциальность расстройств, полиморфизм структуры дефекта.

Прогноз неблагоприятен (сочетание явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития).

4. Дефицитарное развитие. Причина- поломка развития.Модель – Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

Этиология – эндогенные и экзогенные факторы.

Первичный дефект – нарушение зрения и слуха.

Вторичный дефект – задержка формирования общения, предметных представлений, недоразвитие эмоциональной сферы, компенсаторные механизмы, которые возникают, как приспособление к требованиям среды, особое развитие личности.

Специфика – зависит от модальности, времени, тяжести возникновения дефекта.

Прогноз благоприятен при правильной коррекции.

5. Искаженное развитие. Причина- асинхрония развития. Моделью является ранний детский аутизм.

Этиология включает: внутриутробное поражение ЦНС, наследсвенные факторы, хронические психотравмирующие ситуации раннего детства.

Первичный дефект – на подкорковом уровене (нарушение витального аффекта, дефицит психического тонуса, внимания, аутостимуляция через стереотипии, отрицательные эмоции – страхи, тревога), на корковом уровне страдают гностические, речевые, двигательные сферы.

Вторичный дефект имеет место в нарушении психомоторики, предметных действий, предметного внимания, восприятия, специфичность мышления, речи, слабость координации между мышлением и речью.

Спецификой искаженного развития является асинхрония формирования функций.

Прогноз благоприятен при своевременной и адекватной коррекции.

6. Дисгармоническое развитие.Причина-асинхрония развития. Модели –патологическое формирование личности, психопатия, отклонение темпа полового созревания,невропатия.

Этиология – конституциональные, социальные, органические факторы.

Первичный дефект – дизонтогенез эмоционально-личностной сферы.

Вторичный дефект – образование патологических черт характера, патологической личности.

Специфика проявляется в дисгармонии между интеллектуальной и эмоциональной сферами.

Прогноз благоприятен при адекватных коррекции и воспитании.