Главная · Аппендицит · Влияние наушников на остроту слуха школьников. Определение остроты слуха с помощью речи Задания для аудиторной самостоятельной работы

Влияние наушников на остроту слуха школьников. Определение остроты слуха с помощью речи Задания для аудиторной самостоятельной работы

Приложения……………………………………………………………………...13

ВВЕДЕНИЕ

Слух- важнейшее из чувств, с помощью которого человек ориентируется и поддерживает связь с окружающим миром. Проблемой снижения слуха обеспокоены ученые во всем мире. Среди ведущих причин нарушения слуха выделяют шумовое воздействие. Шум сопровождает человека с момента рождения и его длительное воздействие на слуховые рецепторы приводит к снижению или полной потери слуха. Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные слуховые клетки, которые не восстанавливаются. Мощный звук у самого уха может навсегда повредить слух. Еще коварнее длительный шум, которому люди подвергают себя намеренно, например, долго слушая громкую музыку. Если не использовать средства защиты, то через некоторое время медленно и незаметно развивается тугоухость.

Самый распространенный атрибут современного подростка - наушники. На переменах можно видеть, что большинство учеников нашей школы используют наушники, а когда снимают их, то разговаривают между собой очень громко, а иногда переходя на крик. Люди некоторых профессий, например звукорежиссеры, радисты, проводят много часов в наушниках, но почему же слух у них ухудшается не так стремительно как у школьников?

Цель работы: Изучить влияние наушников на остроту слуха учеников школы.

Задачи:

1. Провести анкетирование учеников школы о том, как они используют наушники;

2. Выявить наиболее распространенный среди учеников виды наушников, изучить их технические характеристики и определить уровень их звукового давления;

3. Определить остроту слуха до и после использования наушников разных видов;

4. Проанализировать результаты и на основе полученных данных сделать выводы;

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: социологический опрос, расчетные методы определения, анализ информационных источников.

1. ВОСПРИЯТИЕ ШУМА ЧЕЛОВЕКОМ

Человек обладает довольно сложным аппаратом для восприятия звуков. Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Во внутреннем ухе расположен особый орган – улитка, внутри которой есть чувствительные рецепторные клетки. Звуковые волны собираются ушной раковиной и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Под влиянием приходящих волн эта перепонка колеблется. Колебания барабанной перепонки через систему слуховых косточек передаются на перепонку овального окна и вызывают колебания жидкости в улитке. Внутри улитки расположено несколько тысяч специальных волокон различной длины, настроенных каждое на определенный тон. Пришедшие во внутреннее ухо звуковые волны вызывают колебание тех волокон, которые настроены на частоты, содержащиеся в этих волнах. Колебания трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом.

В человеческом ухе природой предусмотрен механизм защиты внутреннего уха от повреждений. При воздействии громких звуков мышцы, напрягающие барабанную перепонку сокращаются и перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Но этот механизм защищает только от кратковременных громких звуков, а длительно воздействие приводит к утомлению мышц и повреждению волосковых клеток улитки, ответственных за передачу импульсов в мозг.

По результатам исследований специалистов компании Siemens после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, о острота слуха снижается незначительно и временно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно и их восстановление невозможно. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Чтобы потерять слух достаточно 8 часов воздействия звука громче 85 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.

Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является звон или шум в ушах. Это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха. Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

2. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ

Чтобы выяснить условия использования наушников среди учеников нашей школы мы провели анкетирование, в котором принимали участие 60 учеников с 7до 18 лет. (Приложение 1). Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования

Используете ли вы наушники?

Да

Нет

Возраст

7-10 лет

11-15 лет

16-18 лет

Вид используемых наушников

Вставные

Внутриканальные

Накладные

Частота использования

Каждый день

Часто

Редко

Громкость прослушивания

Тихо

Средняя

Максимальная

Длительность использования

До 4 лет

До 6 лет

До 8 лет

Негативное влияние

Да

Нет

Могут ли наушники вызвать нарушение слуха?

Да

Нет

По результатам анкетирования 97% учеников используют наушники, причем более половины пользуются ими каждый день и по несколько часов. Большинство слушают музыку на средней громкости и на максимальной. Многие знают, что наушники могут вызвать нарушение слуха и 26% опрошенных нами учеников уже испытывали негативные последствия, например, шум или писк в ушах, головокружение.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУШНИКОВ И РАСЧЕТ УРОВНЯ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ

Наиболее распространенными типами наушников среди школьников являются внутриканальные и вставные (Рис. 1).

Рис.1. Виды наушников

Американские ученые из Гарвардской медицинской школы провели исследование о влиянии различных типов наушников на здоровье потребителей. Ими были получены следующие результаты: чем меньше наушники, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от уровня громкости. (Таблица 2)

Таблица 2.

Уровень громкости

Supra-aural

Earbud

Isolator

15-30 дБ

неограниченно

неограниченно

неограниченно

30-50 дБ

20 ч

3-4 ч

50-80 дБ

4 ч

30 мин

80-100 дБ

50-60 мин

10 мин

5 мин

Таким образом, учеными был сделан вывод, что наиболее безопасны для слуха - supra-aural, а наиболее вредны - isolator. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши повышают уровень звукового давления и максимально приближают источник звука к внутреннему уху. Звуковое давление, создаваемое портативной аппаратурой, в области , примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 120 дБ. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух.

В Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 дБ, а компания Sony стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости. Школьники довольно часто используют именно наушники-вкладыши, которые позволяют слышать то, что происходит вокруг. Это служит поводом для повышения громкости на шумных городских улицах и в транспорте до максимальных пределом.

Следует помнить, что звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Звуки в 130 дБ вызывают у человека болевые ощущения, а в 150 дБ становятся непереносимыми. Звук 180 дБ вызывает усталость металла, а при 190 дБ заклепки вырываются из конструкций.

При прослушивании музыки в наушниках механизм слуха, работающих в обычных условиях, остается не задействованным. Наушники проецируют звук прямо в ухо, а ушная раковина, которая является основным механизмом локализации звука в пространстве, вообще не участвует в формировании звука. Немаловажным является и то, что подростки не расстаются с наушниками на улицах. Получается, что такой подросток существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, - в виртуальном зале, поэтому его мозг не способен адекватно оценить окружающую обстановку. В результате такого «раздвоения» можно не только упасть на ровном месте, но и попасть под колеса машины, получить травму и даже лишиться жизни.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Чувствительность уха к звуковым раздражениям называют остротой слуха. Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. У здоровых людей она может быть различна.

Остроту слуха можно исследовать при помощи шепотной и громкой речи, а также особыми приборами – камертонами и аудиметрами. За неимением приборов для определения остроты слуха в данной работе мы использовали простой расчетный метод, который приведен в учебнике биологии , а в качестве оборудования применяли механические часы и линейку.

К уху испытуемого приставляют механические часы и затем отодвигают их медленно до тех пор, пока не исчезнет тиканье. В момент исчезновения звука нужно измерить расстояние между часами и ухом, определяя слуховую чувствительность (L 1 ). Чем больше расстояние между часами и ухом, тем лучше слуховая чувствительность. Отодвигаем на расстояние вытянутой руки часы и медленно их приближаем к уху до появления едва заметного звука, измеряем это расстояние - это порог слуха (L 2 ). Вычисляем среднюю цифру между этими показателями: порогом слуха и слуховой чувствительностью.

Острота слуха =(L 1 +L 2 )/2

Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. Затем испытуемым предлагалось прослушать музыку в наушниках на той громкости, на которой обычно слушают и повторно определить остроту слуха. Результаты исследования представлены в таблице 3. (Приложение 1).

Таблица 3. Значения остроты слуха школьников

Острота слуха

До использования наушников

В норме

Ниже нормы

Выше нормы

В норме

Ниже нормы

Выше нормы

47 %

13 %

40 %

33 %

53 %

13 %

По результатам определения остроты слуха построены диаграммы.

Из диаграммы видно, что до прослушивания наушников у 87 % учеников острота слуха в норме или выше нормы. После использования наушников снижение слуха наблюдается у 40 % испытуемых. Данные подтверждают, что даже кратковременное использование наушников снижает остроту слуха.

На основе полученных данных надо сделать следующие выводы:

1. По результатам анкетирования наушниками пользуются 97 % учеников школы.

2. Наиболее опасные наушники для слуха - вставные, а наименее - накладные. Большинство учеников школы пользуются наиболее опасными вставными и внутриканальными наушниками. Некоторые уже отмечали у себя негативные последствия от применения наушников: шум в ушах, головокружение;

3. Наибольшему риску подвергаются ученики 7-9 классов, так как они больше времени пользуются наушниками;

4. Использование наушников даже непродолжительное время приводит к ухудшению слуха человека;

Изучив информационные источники, приведем некоторые рекомендации для безопасного использования наушников.

1.Уменьшайте количество времени использования наушников, иначе с возрастом будите пользоваться слуховым аппаратом;

2. Слушайте музыку при громкости, не превышающей 50% от максимально возможной, и сократите время использования наушников до 1 часа в день или менее;

3. Не делайте громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум, а чуть-чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110 дБ;

4. Пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости;

5. Отдыхайте на природе («слушайте тишину»)

6. Грамотно выбирайте марку наушников при покупке. По возможности переходите от наушников-вкладышей на накладные наушники;

7.Периодически проверяйте слух у врача;

8.После умственной работы, ни в коем случае, не слушайте громкую музыку (особенно рок), так как басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации теряется;

9. Использование наушников с превышением нормальной для человеческого организма громкости (более 85 дБ) или в течение продолжительного времени может ухудшить ваш слух;

10.Всегда приглушайте звук, прежде чем использовать наушники и постепенно прибавляйте звук;

11. Звон в ушах и другие ощущения дискомфорта могут послужить сигналом того, что у вас возникают проблемы со звуком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При прослушивании музыки с помощью наушников нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение ее регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию и увеличить громкость воспроизведения до такого уровня, при котором прослушивание станет рискованным. Акустические травмы не всегда проявляются одинаково. Повреждения слуха обладают кумулятивным эффектом, т. е. могут накапливаться со временем и проявляться в самый неожиданный момент без особых предупреждений.

Прежде чем покупать наушники, необходимо задуматься, где и когда они будут использоваться. Если вы все-таки решились купить наушники, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены. Здесь важно чувство меры: одно дело - на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое - не вынимать из ушей орущие "затычки.

Нормальный слух очень важен для того, чтобы не только наслаждаться музыкой, но и для жизни в целом. Поэтому необходимо защищать свой орган слуха от негативного воздействия шума, чтобы сохранить слух его на долгие годы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев Л.К. «Воздействие на организм опасных и вредных экологических факторов». М. ПАИМАС 1997г.

2. Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005 г.

3. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

5. Тэйлор Р. «Шум.» Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978.

6. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.Н. Загорской и др. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.: ил.

Электронные ресурсы:

7) http://www.istok-audio.com/pages.php?part=info&sub=80

8) http://ivanstor.narod.ru/noise/203.htm

9) http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Анкета

  1. Слушаете ли вы музыку в наушниках?

А) Да Б) Нет

  1. Ваш возраст? _____________
  1. Какими наушниками вы пользуетесь?

А) вставные Б) внутриканальные В) накладные

  1. Как часто вы используете наушники?

А) Каждый день Б) Редко В) Часто

  1. Изучаете ли вы технические характеристики перед покупкой наушников?

А) Да Б) Нет

  1. На какой громкости вы обычно слушаете музыку?

А) Тихо Б) Средне В) На всю громкость

  1. Давно ли вы пользуетесь наушниками?___
  2. Испытывали вы дискомфорт после использования наушников? Какой?

А) Нет

Б) Да

В) Головокружение

Г) Тошнота

Д) Закладывание ушей

Е) Понижение слуха

Ж) Темнота в глазах

З) Свой вариант

  1. Как вы считаете вредно ли слушать музыку в наушниках?

А) Да

Б) Нет

В) Может быть

Г) Не знаю

Приложение 2.

Таблица 4. Значения остроты слуха школьников

Номер испытуемого

Возраст

До использования наушников

После использования наушников

Слуховая чувствительность L 1 ,см

Порог слуха L 2 ,см

Острота слуха, см

Сравнение с нормой

(10-15 см)

Слуховая чувствительность L 1 ,см

Порог слуха L 2 ,см

Острота слуха, см

Сравнение с нормой

(10-15 см)

Тип наушников

Уровень громкости

Выше нормы

В норме

Накладные

Выше среднего

13,5

В норме

Ниже нормы

В норме

Ниже нормы

В норме

10,5

В норме

10,5

В норме

Ниже нормы

15,5

Выше нормы

Ниже нормы

Выше нормы

18,5

Выше нормы

В норме

Ниже нормы

15,5

Выше нормы

В норме

Выше нормы

Выше нормы

14,5

В норме

Ниже нормы

11,5

В норме

В норме

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

В норме

Лабораторная работа № 3.
Тема: Определение остроты зрения и остроты слуха человека.
Цель: Познакомиться с принципами методов определения остроты зрения и слуха человека. Научиться самостоятельно определять остроту своего зрения и слуха.
Оборудование: таблиц Сивцева – Головина, непрозрачная пластмассовая пластинка для закрытия глаза, механические часы, линейка, рулетка.
Порядок работы:
А) Определение остроты зрения
Для исследования остроты зрения у школьников определяется по таблице Сивцева - Головина. Таблицы помещают в аппарат Рота - специальный ящик с зеркальными стенками и осветителем. Таблицу следует поместить на такую высоту, чтобы нижний край знаков был на уровне глаз школьника. Ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 метров от таблицы. Вначале определяется острота зрения при обоих открытых глазах, затем каждые глаза в отдельности. Для раздельного обследования сначала один глаз загораживается непрозрачной пластинкой из пластмассы специальным "язычком". При исследовании надо показывать буквы в разбивку, без лишней поспешности, начиная с десятой строчки таблицы (острота зрения = 1,0). Если школьник не видит или допускает ошибки в чтении букв 9-10й строк, то его надо направлять к офтальмологу.
Острота зрения рассчитывается по формуле Снеллена:
VISUS = d / D,

Где D - расстояние, при котором нормальный глаз видит знаки этого ряда (обозначено слева от оптотипов в каждом ряду таблицы), d - расстояние до места нахождения пациента.
К примеру:
пациент с расстояния 5 метров читает 1-й ряд таблицы. Глаз с нормальной остротой зрения идентифицирует знаки этого ряда с 50 метров.

То есть, следуя формуле:VISUS = 5/50 = 0,1.

Величина, обозначающая остроту зрения пациента, с каждой последующей строчкой таблицы увеличивается на одну десятую и исследования выполняются в десятичной системе на основании арифметической прогрессии

Б) Определение остроты слуха
Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
Вариант 1.
1. Возьмите механические часы в руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.).
5. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

Орган слуха. 8 класс Скарзова Инесса Федоровна

План урока

Тема: «Орган слуха»

Цель урока: изучение особенностей строения органа слуха в связи с выполняемыми функциями.

Задачи урока:

    Обучающие: раскрыть значение органа слуха; познакомить со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятия анализатор, дать представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума.

    Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста;продолжить формирование навыков и умений работать с текстом, проводить самонаблюдения и делать выводы на основе полученных результатов; развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение работать в группе (компетенции: интеллектуальная, социальная).

    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, акцентировать роль слухового анализатора как средства общения в нравственном становлении человека.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видео, аудио, ватманы, маркеры, стикеры, наручные часы, линейки, модели – «орган слуха», «головной мозг», информационный раздаточный материал на каждую парту, индивидуальные оценочные и рабочие листы.

Тип урока: комбинированный; усвоение новых знаний с использованием технологий критического мышления.

Методические приемы: «Корзина понятий», «Мозговой штурм», «Маркировка текста», графический органайзер – «Кластер».

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: частично–поисковые, словесно-наглядные, дедуктивные (от общего к частному), самостоятельная работа с элементами беседы.

Структура урока (45 минут):

1.Организационные момент (2мин.)

2.Актуализация опорных знаний (7мин.)

3. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения (4 мин)

4. Стадия осмысления (получение новой информации) (15 мин)

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Лабораторная работа (10мин)

6. Стадия рефлексии (анализ, интерпретация изученной информации) (5 мин)

7. Подведение итого урока, задание на дом. (2мин)

Этапы:

1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

    Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

    Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

    Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

2. На стадии осмысления задача – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия).
Основные задачи деятельности на этой стадии:

    Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

    Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

    Анализ всего процесса изучения материала.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Целеполагание. Учитель зачитывает информацию для осмысления.
Организует прогнозирование задач урока.

Осмысление информации.

Предположения учащихся

Осмысление

Учитель
организует работу с текстом и рисунком.

Чтение текста и запись строение и функции органа слуха.
Составляют кластер.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопрос урока.
Предлагает выполнить задание «Составьте трехзначное число» по теме урока.

Новое осмысление информации, предложенной в начале урока.
Составление трехзначных чисел

Итоги урока

Подводит итоги урока.

Записывают Д/З

Конспект урока:

1. Организационный момент:

Добрый день!

Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место.

Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет интересным, плодотворным и полезным!

Все мы очень разные и вместе с тем чрезвычайно похожи. Сейчас мы это проверим.

Кто любит лакомиться мороженым – поднимите вверх правую руку, у кого дома есть домашние животные – левую. Кто любит свою семью – хлопните в ладоши, у кого есть друзья - улыбнитесь.

Вот видите, мы теперь больше знаем друг друга.

Но, как растение не может существовать без своих органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому я рассчитываю на вашу активную работу.

И надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом.

Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха Форда, которые я предлагаю взять в качестве девиза урока: Слайд 1 .

Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

2. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного)

    Стратегия «Корзина понятий» -

«Что Вы знаете о…»

Учащиеся в группах записывают на листочках все, что им известно по теме «Орган зрения» в течении 1-2 минуты. Группы по кругу называют сведения и факты, записывают на стикеры и приклеивают на корзину (ватман на доске). Подсчитывается количество стикеров, какая группа больше вспомнила фактов, получает высокую оценку.

2. Закончи предложения:

1. Вспомогательные органы глаза - …………………

2. Глазное яблоко имеет три оболочки - ………………..

3. Передняя часть белочной оболочки - ………………….

4. Передняя часть сосудистой оболочки - ………………..

5. Отверстие в центре радужки - …………………………

6. Двояковыпуклая линза - ………………………………

7. Фоторецепторы сетчатки - ………............... и …………………

8. Цветное зрение обеспечивают - …………………..

9. Рецепторы сумеречного света - ………………………

10. Внутренняя часть глаза заполнена - ………………………

Формативное оценивание – сигналы рукой.

Работа в парах – обмениваются листочками – взаимопроверка (используя ключ ответов) и оценка, записывают балы в оценочные листы.

3. Иллюзии

Работа с ОиТ: Сообщение об иллюзиях, и задания – загадки. (Баскакова Арина)

Физминутка для глаз

3. Стадия вызова

1. Мозговой штурм –

по предметам определите тему урока: модель уха, колонка, колокольчик.

Что объединяет данные предметы?

Мы продолжаем изучать органы чувств и анализаторы человека. И сегодня мы познакомимся со вторым по значимости анализатором - органом слуха.

Самая большая роскошь на земле -
роскошь человеческого общения” (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вопрос:

Играет ли какую-то роль слуховой анализатор в общении между людьми?

Распределение по группам

Итак, мы с Вами отправляемся в своеобразный полет за знаниями, а перед взлетом стюардессы дают пассажирам сосательные конфеты. Перед вами в чашечках лежат конфеты разных цветов, выберите те, которые вам больше понравились. (рассаживаются по новым группам)

Все мы с детства любим сказки, и сейчас давайте вспомним одну из них (видео фрагмент «Красной шапочки»)

Проблемные вопросы:

Прав ли был волк, когда ответил «Что бы лучше тебя слышать»?

Для чего же пассажирам раздают сосательные конфеты?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно знать строение и функции органа слуха.

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока - « изучение особенностей строения органа слуха в связи с выполняемыми функциями».

4. Стадия осмысления (получение новой информации)

Как и зрение, слух является дистантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать звуки на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека. Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь – всё это звуковые колебания. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тыс. раз в секунду. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».

Звук может рождать в нашей душе, как прекрасные мысли, так и вызывать негативные реакции, действовать успокаивающе, или раздражать. Таким образом Значение слуха:

Слух способствует эстетическому воспитанию человека;

Является каналом общения;

Участвует в передаче и накоплении знаний, накопленных человечеством.

(Просмотр видео)

Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо. Каковы же особенности каждого отдела и гигиены слуха, вы познакомитесь самостоятельно работая с текстом в группах.

    Задание: Индивидуальная работа с источником информации.

Стратегии «Маркировка текста» и графический организатор «Кластер»

Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение и маркировка текста происходит индивидуально, а его обсуждение в группах. Далее группа составляет кластер: из нарезанных фраз, выбирает и сопоставляет нужные, составляя схему.

1группа - Наружное ухо.

2группа - Среднее ухо

3 группа - Внутреннее ухо

4группа - Гигиена слуха

Защита кластера. Представитель от каждой группы выступает с презентацией и защитой кластера по своей теме.

(проверка по образцу на доске, группа сама себя оценивает).

Вы хорошо поработали, и теперь я вам предлагаю прослушать небольшой фрагмент мелодии (Аудио фрагмент «Лунная соната»).

    Экспериментальное задание

Лабораторная работа «Определение остроты слуха»

(по инструктивным картам)

Определив строение органа слуха, определим остроту слуха, выполнив лабораторную работу. Как вы понимаете «острота слуха»?

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Лабораторная работа № 6.
Тема: Определение остроты слуха человека.

Цель: Познакомиться с принципами методов определения остроты слуха человека. Научиться самостоятельно, определять остроту своего слуха.

Оборудование: механические часы, линейка.

Ход работы:

Определение остроты слуха
Вариант 1.
1. Возьмите механические часы в вытянутую руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук. (Измерьте расстояние между ухом и часами.)

Вариант 2.

1. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
2. Измерьте расстояние между ухом и часами (в см.).
3. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
(Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно)
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно снижена, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого высокая.

4. Сделать вывод

(Следующее задание выполняется дома)

5 . Прослушать громкую музыку в наушниках в течение 2 минут, а затем опыт повторить.

6. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их.

7. Сделать общий вывод.

5. Стадия рефлексии

Вы познакомились с предложенной информацией, вернемся к проблемным вопросам, каковы ваши версии? (обсуждение)

(Благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны)

    Задания на применение знаний

Индивидуальные задания по группам

Группы получают карточку с познавательной задачей, обсуждают и выносят решение.

1 группа. В средние века существовала казнь «под колокол».

Назовите палача?

    группа. Если выстрелить из пушки в космосе под самым ухом у

человека, то он не услышит этого выстрела.

Почему?

3 группа. Почему скрипачи глухие на левое ухо?

Почему?

Самонаблюдение.

Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях приводят к изменению давления в среднем ухе. (Зажать нос и попытаться надуть щёки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение.)

А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал.

    Задание для проверки знаний на базовом уровне

Прочитайте текст, выпишите нужные слова по порядку через запятую :

Каждое ухо состоит из трех отделов: …, …, …. Наружное ухо заканчивается … …. В среднем ухе находятся … …. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено…. Во внутреннем ухе находится полукружные каналы и …. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в … зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко … в общественных местах. (проверка по образцу на слайде, результаты заносят в оценочный лист)

6. Итоги урока:

Рефлексия

К доске прикреплен Нотный стан.

Перед вами нотки, нарисуйте на них смайлики вашего настроения на сегодняшнем уроке, и наклейте их на нотный стан. Если Вы себя чувствовали хорошо на уроке, приклеивайте на верхние строки, если плохо на нижние. И мы посмотрим какая мелодия урока у нас получилась – грустная или веселая.

Домашнее задание:

(Два пункта обязательно, третий по желанию на выбор)

    Закончить лабораторную работу – исследование: «влияние шума на слух».

    Творческое задание (на выбор):

а) Дополнительные функции ушной раковины.

б) Влияние шума на организм. Что нужно сделать для защиты от шума? (презентация)

в) Информационные подборки (презентация)

А знаете ли Вы……

Благодарю всех за урок!


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И ОСТРОТЫ СЛУХА

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительной и слуховой сенсорной систем, гигиеническими рекомендациями по охране зрения и слуха, методами профилактики сенсорных расстройств.

2) оценить остроту слуха;

Оборудование: таблицы для определения остроты зрения, рулетка

длиной 5 м, указка, сантиметровая лента
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился как минимум один невозбужденный фоторецептор. Так как диаметр, например, колбочек равен 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мкм, а такая величина изображения получается при угле зрения 1". При рассматривании под углом зрения менее 1" две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками , которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1".

Остроту зрения можно оценить, пользуясь таблицами различного вида: для детей младшего возраста – таблицей Орловой; для определения остроты зрения в диапазоне от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова. Также используется буквенная таблица Головина – Сивцева.

Таблицу повесьте на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно осветите ее электрической лампочкой. Испытуемого усадите на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предложите ему закрыть один глаз щитком или ладонью. Указкой покажите испытуемому буквы и попросите их назвать. Определение начните с верхней

строчки и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю строку , все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно называет. Если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда, острота зрения составляет 1,0 по таблице Головина – Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем определите остроту зрения другого глаза. Остроту зрения рассчитайте по формуле

где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с нормальной остротой зрения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки , вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, или порогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наиболее низкими , а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы.

Исследование слуха проводят в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров.

Для исследования различения шепотной речи может быть применена следующая примерная таблица слов (табл.).

Таблица

Таблицы слов для исследования шепотной речи у детей


Слова с низкой частотной характеристикой

Слова с высокой частотной характеристикой

Вова

Саша

Дом

Часы

Окно

Шишка

Ухо

Чай

Море

Спичка

Рыба

Чижик

Волк

Шашка

Дым

Час

Город

Зайчик

Ум

Сеть

Ворон

Чашка

Мыло

Птичка

Урок

Кисть

Гром

Щи

Бык

Чайка

Сделайте вывод о показателях остроты зрения и остроты слуха.