Практическая работа измерения пульса. Движение крови по сосудам. Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье»
Домашнее задание по биологии
Практическая работа-исследование
Тема: «Определение пульса»
Цель: выяснить, как меняется пульс и давление в разное время суток
Оборудование: секундомер
Ход работы:
Пульс отображает наше здоровье. По сердечному ритму можно судить о наличии проблем в организме. Следует знать виды пульса:
ближний – измеряют на сонной артерии (пульсирующее место справа на шее);
средний – проверяют на запястье, в точке, где расположена лучевая артерия (пульсирующее место на запястье);
отдаленный – определяют по 2 точкам стопы (на тыльной стороне стопы и сгиб голеностопного сустава).
Норма пульса у подростков 12-15 лет в среднем составляет 75 ударов в минуту (диапазон от 55 до 95 ударов в минуту).
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:
готовим секундомер, ручку, тетрадь для записи значений
Прежде чем проверять давление по пульсу, нужно расслабиться и принять удобную позу (расслаблению способствуют мысли о чем-то приятном).
Находим лучевую артерию, если не удается прослушать пульс, ищем на шее сонную артерию.
Засекаем время 30 секунд и считаем толчки кровотока
Умножаем полученный результат на 2 , полученное значение и будет нашим пульсом.
Смотрим границы нормы: если число ударов меньше – делаем вывод о пониженном давлении, если выше – повышенное давление, если значение в норме – значит, давление соответствует возрасту, нормальное.
И так мы поступаем в течение нескольких дней!!!
Заполнить таблицу
Вечером,перед сном
Пульс
Дав-ление
Пульс
Дав-ление
Пульс
Дав-ление
Пульс
Дав-ление
Пятница
Суббота
Воскресенье
Понедельник
Вторник
Среда
На основании полученной таблицы делаем вывод о состоянии своего организма. Составляем себе рекомендации
Для информации:
Абсолютно точно оценить изменения давления с помощью такого метода не удается, но вероятность правильности полученных показателей достаточно высокая. Сердечный ритм всегда поможет узнать о наличии проблем со здоровьем.
Учащенный пульс у ребенка
Учащение числа сердечных сокращений более чем на 20% от нормальных значений называется тахикардией. Приводить к учащению пульса у детей могут следующие причины:
Низкое содержание гемоглобина в крови (анемия);
Физические нагрузки;
Эмоциональный стресс;
Повышенная температура тела;
Переутомление;
Некоторые заболевания сердца, органов дыхания, эндокринные нарушения.
Замедленный пульс у ребенка
Уменьшение числа сердечных сокращений называется брадикардией. Брадикардия далеко не всегда является признаком каком-либо заболевании. Нередко она наблюдается у детей и подростков, активно занимающихся спортом. Брадикардия на фоне хорошего общего самочувствия говорит о хорошей тренированности организма ребенка в целом и его сердечно-сосудистой и дыхательной систем в частности.
Если же у ребенка брадикардия сопровождается быстрой утомляемостью, слабостью, головокружением, бледностью кожных покровов, снижением артериального давления, то следует незамедлительно обратиться к врачу.
Практическое руководство
Основы сестринского дела
Измерение артериального пульса на лучевой артерии (в условиях стационара)
Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка, бумага.
I. Подготовка к процедуре
- Объяснить пациенту суть и ход исследования. Получить его согласие на процедуру.
- Вымыть руки.
II. Выполнение процедуры Примечание. Во время процедуры пациент может сидеть или лежать. Предложить расслабить руку, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу».
- Прижать 2, 3, 4-м пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента и почувствовать пульсацию (1 палец находится со стороны тыла кисти).
- Определять ритм пульса в течение 30 с.
- Взять часы или секундомер и исследовать частоту пульсации артерии в течение 30 с: если пульс ритмичный, умножить на два, если пульс неритмичный - считать частоту в течение 1 мин.
- Сообщить пациенту результат.
- Записать результат определения ритма и частоты пульса.
- Прижать артерию сильнее чем прежде к лучевой кости и определить напряжение пульса (если пульсация исчезает при умеренном нажатии - напряжение хорошее; если пульсация не ослабевает - пульс напряженный; если пульсация полностью прекратилась - напряжение слабое).
- Сообщить пациенту результат исследования.
- Записать результат.
III. Завершение процедуры
- Помочь пациенту занять удобное положение или встать.
- Вымыть руки.
- Отметить результаты исследования в температурном листе (или в протоколе к плану по уходу).
Инфаркт
Инсульт
Практическая работа №1
«ИЗМЕРЕНИЕ КРОВЯНОГО ДАВЛЕНИЯ»
Цели занятия: Познакомиться с прибором и правилами измерения кровяного давления.
Оборудование: Прибор для измерения давления (тонометр).
Ход занятия:
Для измерения артериального давления используется тонометр (Рисунок 1). Состоит прибориз:
манжетки;
груши (резиновый нагнет, прибор);
манометра
Рис. 1. Измерение артериального давления с помощью тонометра.
Давайте посмотрим видео, которое наглядно демонстрирует, как измерять артериальное давление.
фрагмент фильма(коллекция ЦОР)
Давление крови измеряется манометром. Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом, последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное.
Артериальное давление зависит от цикла сердечных сокращений. Когда из желудочков выталкивается кровь, давление в артериях максимально; перед открытием же полулунных клапанов - давление минимально. Минимальное давление называют нижним, а максимальное – верхним. Артериальное давление записывается в виде дроби (числитель является верхним давлением, а знаменатель – нижним). Например, если у человека записано АД=140/70, то у него верхнее давление составляет 140 мм ртутного столба, а нижнее – 70 мм ртутного столба.
Задача. “Наследие Дуремара”.
Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония - болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство - надо было снизить давление.
Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?
Ответ: Робинзон мог использовать пиявки.
Измерьте давление друг у друга. Результаты своего давления зафиксируйте в тетради. Сделайте вывод о причинах изменивших давление.
ВЫВОД:
Причины повышенного артериального давления – это переедание, малая физическая активность, лишний вес, которые приводят к перегрузке сердечной мышцы.
Причины гипотонии – переутомление, связанное с недосыпанием, нерегулярное или неполноценное питание, стрессы, переживания, физические нагрузки.
Изменение давления приводит к нарушению кровоснабжения тканей и органов.
Практическая работа №2 « Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»
Цели занятия: Научиться правилам и технике подсчета сердцебиений у взрослых в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Оборудование : часы с секундной стрелкой.
Ход занятия.
Принято измерять пульс, подсчитывая количество сердечных сокращений в минуту. Для этого у основания кисти руки нужно нащупать точку, где биение сердца отдается особенно хорошо, и подсчитать, сколько ударов будет сделано за одну минуту.
Интересно, что на пульс человека влияет его рост. Замечено, что у высоких людей частота сокращений сердечных мышц чуть меньше, чем у людей меньшего роста.
Выполнить задание :Подсчитайте пульс в области лучезапястного сустава (начало большого пальца) в положении сидя. Зафиксируйте результаты в тетради. Сделайте 20 приседаний или сбежите на 1 этаж, поднимитесь в кабинет - вновь подсчитайте пульс.
Результаты занесите в таблицу:
№ п/п | Состояние организма | Число ударов пульса в минуту |
Положение сидя (в покое) | ||
После 20 приседаний |
Сделайте выводоб изменении, объясните причину.
ВЫВОД: Во время физических занятий сердечная активность увеличивается, соответственно, повышается пульс.
Выполнить лабораторную работу (запись названия, цели, хода работы, таблица, вопрос и вывод; задание под * - по желанию (на «5»))
Работу отсканировать (или в документе Word), отправить по эл. почте biologi. *****@***ru
Лабораторная работа «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»
Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.
При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.
Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
ХОД РАБОТЫ
I. Приступая к работе, выполните теоретическую часть (с.154-155):
Запишите ответы на вопросы:
Что такое пульс? Где еще на теле человека его можно обнаружить и почему? Чем обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам
II. Практическая часть
Приложите два пальца к лучезапястному суставу. Нажмите. Вы тем самым прижали лучевую артерию к лучевой кости, поэтому почувствуете биение пульса.
2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в таблицу
спустя 30, 60, 90, 120, 180 секунд. Данные внести в таблицу:
*На основе полученных данных начертите график зависимости восстановления частоты сердечных сокращений от времени
Ответьте на вопрос: какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?
Сделайте вывод о работе собственного сердца на основе полученных данных.
Для справки
Если увеличение пульса составляет 35-50% от исходного (например, исходная ЧСС=80, прирост 40%, ЧСС-112), то нагрузка малая, если прирост 50-70%, то нагрузка средняя, если прирост 70-90%, то нагрузка высокая. Это хороший способ динамического контроля вашего физического состояния и определения адекватной нагрузки. Т. е., если те же 20 приседаний вызывают у Вас минимальный прирост пульса, то считать это хорошей тренирующей нагрузкой вряд ли целесообразно. И наоборот, если пульс учащается чуть ли не вдвое, это означает, что данная нагрузка для Вас высоковата.
"От недостатка физкультуры скончалось гораздо больше народу, чем от ее избытка".
Несколько советов и интересных фактов
Для того, чтобы подсчитать пульс, вам необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. Пульс можно измерить на височной или сонной артерии, на бедренной артерии, подколенной артерии. Но чаще всего его измеряют на лучевой артерии.
Подсчитайте частоту пульса за 1 минуту, также обратите внимание на ритмичность пульса, наполнение и напряжение.
Нормы пульса
В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту
В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту
Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.
Возрастание частоты пульса более 20% от нормы называется тахикардией. Пульс может увеличиваться при беспокойстве ребёнка, физической нагрузке, повышении температуры, кровопотере и т. д.
Замедление частоты более 20 % от нормы-брадикардия, более серьёзное заболевание, возникает при шоке, патологии сердца