Главная · Аппендицит · Сонный паралич или что происходит пока мы спим - очарованная душа. Между сном и бодрствованием Пограничное состояние между сном и явью

Сонный паралич или что происходит пока мы спим - очарованная душа. Между сном и бодрствованием Пограничное состояние между сном и явью

Что видит и ощущает человек между сном и явью? Десятилетиями психологи, гипнологи и нейрокибернетики бьются над этими загадками. Вопросы родились не на пустом месте: есть прецеденты, когда психически здоровые люди на грани засыпания наблюдали аномальные видения, оставляющие впоследствии в нашем мире вполне материальные следы.

Мы знаем, мозг человека все время работает, спим ли мы или бодрствуем, - он генерирует и излучает определенный тип волн. Энцефалографы, подключенные к коре головного мозга, беспристрастно записывают электроэнцефалограммы, отражающие активность той или иной деятельности нашего мыслительного центра. По типу колебаний альфа-, бета-, дельта- или тета-волн всегда можно определить какой орган или система активны в организме. Если перевариваем пищу, то мозг предпочитает альфа-волну. Если пишем стихи или малюем картину, или изобретаем, то на сцену выступают тета-волны. Они отвечают за творческую жилку человека.

Когда мозг пульсирует в пограничном состоянии сознания между сном и явью, расшифровать этот хаос вибраций сложно. Не с чем сравнивать, нет исходных образцов диаграмм, нет адекватных описаний «правильности» работы мозга. В этом состоянии человек может видеть, слышать, чувствовать вкус, осязать прикосновение. Отделить же галлюцинацию от реальной картины он не в силах. Иллюзионная картина мира и материальная реальность во внутреннем нейрокибернетическом пространстве мозга смешивается самым причудливым образом и представляет разуму новый узор междумирья сна и яви. Медицина утверждает: так работает проверка долговременной и кратковременной памяти. Информация сортируется: редко используемое отбраковывается, остается в кратковременной памяти, а ненужное блокируется, и мы забываем какой-то эпизод; наоборот, - часто используемое перезаписывается в долговременное «мозгохранилище».

Но мы не поверим, что в фазе засыпания мозг, как старьевщик, только и делает, что разбирает всякий информационный хлам. Психологи полагают, что главный командный пункт нашей центральной нервной системы перед сном управляет процессами торможения и бодрствования и ищет кратчайший путь к оптимизации состояния психики между стрессами и комфортом. Гипнологи же до сих пор не могут дать точного определения состоянию гипнотического сна (не путать с обычным сном) и глубокого транса. Нейрохирурги шутят: при трепанации черепа не видно ни ума, ни разума, ни сознания, ни души, а взору предстают одни лишь мозговые извилины, требующие глюкозы и кислорода.

Некоторые чувствительные натуры, занимающиеся самонаблюдением и самопогружением в транс, утверждают, что пограничное состояние сознания позволяет человеку увидеть мир более цельным и насыщенным, чем обыденная материальность. Лгут ли они себе или другим? Можно ли списать эти видения полностью на галлюцинации или принять во внимание один неоспоримый пока что факт. Вселенная, - ее видимая и наблюдаемая часть, - изучена сегодня едва на 4%, а как же остальные 96%?

Современная наука на разных макро и микроуровнях предполагает, что не все так просто в реальном мире, как в классической Ньютоновской механике или же в пространстве-времени Минковского. Недаром за последние пятьдесят лет появилось множество физических моделей об устройстве мира, расширяющих горизонты мироздания. Это и дополнительные измерения, куда прячется квантовая гравитация с гравитонами. Это и параллельные Вселенные со своими собственными физическими константами и собственным течением времени. Это и космические струны с нулевой толщиной, где могут скрываться сонмища иных миров. Венцом научной мысли является Метавселенная, в которой как в аквариуме плавают мириады различных Вселенных.

Мы достоверно пока не знаем, на что способен мозг человека, особенно в стрессовых или иных пограничных состояниях сознания. Способен ли мозг человека воспринять информацию из Метавселенной или других Вселенных? Не исключено, что именно между сном и явью, чтобы увидеть иные миры, мозг «хулиганит» и подобно стритрейсеру жмет на педаль газа, заставляя человека обрести как бы дополнительную информацию для размышлений. А вдруг что-то полезное узнаем? Пресловутая таблица Менделеева тому «железное» доказательство.

В то время, как природа сознания в состоянии бодрствования известна всем, природа сна и сновидения еще требует изучения. И все же современные исследования проливают определенный свет на природу психофизиологических функций сна, что закладывает основу для дальнейших научных изысканий и анализа Йога Нидры. Сон является естественным регулярным процессом нашей жизни, и человек нуждается в периодическом отдыхе и расслаблении ума и тела, чтобы отключить сознательную активность мысли, ощущений и движений. Иными словами, сон – это пратьяхара , то есть естественное отвлечение чувств, при которой наше сознание спонтанно отделяется от органов восприятия и действия и, следовательно, не накапливает опыта. Когда происходит отвлечение сознания от органов чувственного восприятия (гьянендрий ) и от органов действия (кармендрий ), автоматически исчезает контакт между внешним миром, с одной стороны, и внутренним возбуждением в чувственно-двигательной области в коре головного мозга – с другой. В этот важный момент сознание, отвлеченное от внешнего мира, направляет свою активность на поиск внутреннего источника. Исследования показали, что во время этого отвлечения сознания чувственные возможности резко сокращаются вследствие того, что сознание погружается в более глубокие уровни ума. Ум цепенеет и обволакивается сном… Согласно тантрической философии вхождение в сон есть ни что иное, как постепенное движение сознания вверх по чакрам вплоть до своего космического источника сахасрары. Так, например, ощущение запаха (обоняние) – это первое разобщение сознания с муладхарой, которая олицетворяет среди таттв землю. Запах возбуждает вкус, пробуждающий таттву воды, которая олицетворена в свадхистхане. Процесс удовлетворения вкуса указывает на огонь пищеварения, восходящий к манипуре. Прикосновение – это анахата, таттва воздуха, и, наконец, слух – это таттва эфира или вишуддха чакра.

Таким образом, Йога Нидра, лишенная всех этих ощущений, кроме слуха, соответствует той стадии сна, которая находится на границе между бодрствованием и сном.

Состояния сознания

И йоги, и психологи, и физиологи признают, что существуют 3 отчетливо различимых состояний сознания: бодрствование, сновидение и сон без сновидений. Также не отрицается, что каждое из этих трех состояний (как, впрочем и состояние в Йога Нидре) фиксируется в коре головного мозга по степени электрической активности, как это показано в таблице.

Стадия Состояние сознания Уровни сознания Частота волны Опыт состояния
1 Бодрствование Сознание Бета (13-20 герц) Чувственное восприятие, внешний опыт
2 Йога Нидра Сверхсознание (турия), гипногогическая или пограничная стадия между сном и бодрствованием Альфа (8-12 герц) Глубокая релаксация, мистическое проникновение, сознательный сон, выявление архетипов
3 Сновидение Подсознание Тета (4-7 герц) Освобождение от эмоций, подавленных страхов и др.
4 Глубокий сон Бессознательность Дельта (0-4 герца) Пробуждение первобытных инстинктов

В состоянии бодрствования сознание взаимодействует с внешним миром и активно воспринимает его сквозь каналы чувств. Эта стадия зафиксирована исследователями высокой частотой бета-ритмов (от 13 до 20 герц). В состоянии сна, когда преобладает подсознание, активизируются подавленные желания, страхи, глубоко укоренившиеся впечатления (самскары ). В соответствии с этим высокая частота бета-волн сменяется тета-волнами меньшей частоты (от 4 до 7 герц). В состоянии глубокого сна активизируется бессознательный ум, хранилище инстинктов и всех опытов прошлого эволюционного развития. В отличие от сновидения в глубоком сне без сновидений полностью отсутствуют какие-либо элементы активности чувств и ума, все прошлые впечатления (самскары) и желания (васаны ) парализованы, сознание и прана отвлечены от индивидуального фактора и направляются к безличному созидательному источнику. Во время этой стадии сознания, которое известно в тантрических и йогических писаниях, как «ночь Брахмы» или «зародыш творения» (хираньягарбха ), исследователи зафиксировали ритмическую вибрацию дельта-волн с частотой от 0 до 4 герц. Интересно, что эта частота совпадает и с частотой вибрации материальной вселенной – факт, зафиксированный приборами ученых.

Гипнагогическое состояние или Йога Нидра

Между бодрствованием и сновидением локализована важнейшая прослойка сознания и опыта, определяемого психологами как гипнагогическое состояние. Это переходное состояние длится около 5 минут и характеризуется альфа-волнами с частотой от 8 до 12 герц, сопровождаясь глубокой релаксацией и позитивным освобождением от физических напряжений во всем теле. Сознание еще продолжает удерживать некоторые остаточные признаки внешнего воздействия. Наступает период, когда бодрствования уже нет, а сон еще не наступил.

Если Йога Нидра вклинится в этот процесс именно сейчас, она способна растянуть его во времени, отодвигая приближающийся бессознательный сон при помощи сознательного сна. Йога Нидра как бы заслоняет внешний мир от интравертного ума, сохраняя лишь один канал бодрствующим – слушание голоса инструктора и мысленное исполнение его советов. Любопытно, что во время сеанса Йога Нидры исследователи заметили, как иногда вспышки альфа-волн как бы рассыпались, уступая натиску то бета-волн, то тета-волн. Это означает, что сознание пытается закрепиться на стадии между бодрствованием и сном, то есть между экстраверсией и интраверсией. Если бы возобладала экстраверсия, человек вернулся бы к бодрствованию или к чувственному восприятию; однако, интраверсия привела бы к постепенному погружению в сон. Но если сознание человека зафиксировать на промежуточной стадии, в которой отмечаются постоянные пульсации альфа-волн, можно достигнуть глубокого переживания в состоянии полной релаксации. Это достижение по всем параметрам не сравнимо ни с бодрствованием, ни со сном, ибо оно имеет все преимущества обоих без их недостатков. Не говоря уже об эффективной пользе для , подобное состояние открывает врата в область сверхсознательного.

Погружение в сон

Обычное погружение в сон означает следующее: вследствие перехода от бодрствования ко сну частота вибраций волн перемещается от бета к тета и далее к дельта, минуя альфа волны. А между тем в Йога Нидре процесс погружения в сон совершенно иной: от бета – к альфе (задержка на этой стадии), и – если потерять контроль над альфа-состоянием – наступает последующее сползание к тета- и дельта- состояниям. Нельзя достичь удовлетворительного расслабления просто погружаясь в сон без предварительного осознанного расслабления. Вот почему большинство людей засыпает с мышечными, эмоциональными и умственными напряжениями, погружаясь из бета-состояния непосредственно в дельта-состояние, так и не избавившись от всех зажимов и комплексов в предварительном альфа-состоянии. Именно поэтому они встают утром уставшими и опустошенными. Не испытав подлинного расслабления в процессе альфа-состояния, они во время сна продолжали совершать психофизические действия, накапливая потенциал напряженности. Йога Нидра дает возможность задержаться в альфа-состоянии и полностью освободиться от всех напряженностей. После такого отдыха наступает подлинный сон, освежающий и укрепляющий человека… Йога Нидра рассматривается, как состояние, отличное от сна, и все-таки можно сказать, что благодаря Йога Нидре наступает действительно конструктивный сон, каким и создала его Природа.

Проблески сверхсознания

Большинство людей, переходя от бодрствования ко сну, утрачивают осознание переживаемого состояния и не пытаются растянуть переходную фазу между бдением и засыпанием. Если бы они принудили себя к этому, они могли бы испытать вследствие регулярных экспериментов такого рода высшую гармонию и единство между всеми уровнями сознания. Тот, кто предпочитает всем трем стадиям сознания Йога Нидру, как высшую стадию, сливается с универсальной природой сознания. Религиозная традиция определяет данный переживаемый опыт сверхсознания, как божественное состояние, но Йога Нидра и тантрическая традиция определяют его, как проблеск сверхсознания. Обычные люди, как правило, вспоминают свои сновидения, или говорят о своих видениях, как о чем-то необычайном и удивительном. А между тем, все эти переживания глубоко архетипичны и символичны и не могут быть осознаны заурядным умом. Вследствие этого они остаются по-прежнему по ту сторону сознания и не впитываются им. Человек продолжает жить внутри своего ограниченного пространства, не сознавая всю его безграничность. Он не понимает и не осознает тех намеков и импульсов, которые постоянно вибрируют в нем самом и не может их использовать для своей же пользы… Так и живет он со своим обрывочным сознанием без цельной картины психического опыта. Он не знает ни того, кто он есть на самом деле, ни того, куда он движется. В этом и состоит основная причина всех его страданий. Именно поэтому он не способен жить в гармонии ни с самим собой, ни со всем окружением.

Йога Нидра является тем средством, которое помогает человеку обнаружить источник самосознания и неисчерпаемых вдохновений. Йога Нидра – это техника «самопобудительного сна», при помощи которого мы можем выявить в себе сокровищницу нашего подлинного сознания, изучить и использовать его для обогащения своей повседневной жизни.

Сон контролируется сознанием

Наши сны – это своеобразные энергетические модели сознания, которые зависят от пробуждения, освобождения или вспышек в психическом теле. Они возникают спонтанно и Йога Нидра позволяет взять их под контроль. Поднимаясь по духовной шкале все выше и выше, вы при помощи Йога Нидры учитесь формировать свои сны. Однако, для того, чтобы создавать свои сны и научиться их понимать, необходимо сохранять двойственное состояние полусна-полубодрствования. Иными словами, пока вы спите, вы должны знать, что вы спите. Способность быть свидетелем своего сна является динамической формой пратьяхары.

По существу, Йога Нидра является наилучшей формой повышения уровня осознания сна. Почти все люди видят сны, но их толкование снов весьма грубы и неэффективны. Как правило, большинство из них просто не помнит своих снов. Сохранить память о снах возможно при отчетливой визуализации свидетельствующего сознания. Такое бдительное осознание сна можно развить при помощи техники Йога Нидры.

Подлинное пробуждение

Как подтверждают современные исследования, присутствие свидетельствующего сознания на фоне протекающего процесса сна приводит к фундаментальным изменениям в работе центральной нервной системы. Наступает новая стадия сознания, известная йогинам и тантрикам, как турия , в результате которой опыт непосредственного восприятия переплетается с опытом психического и астрального восприятия. Это – четвертая или высшая форма сознания, объединяющая опыт всех возможных форм сознания (бодрствования, сна и сновидений). При этом высшая форма не поглощается ни одной из этих трех, но лишь отслеживает триединый опыт психофизических переживаний. Известно, что об этом уже было сказано еще тысячи лет назад в йогических текстах и только сейчас «тайна» становится явью в современных лабораториях при помощи современной науки. С точки зрения нейрофизиологии повышенная возбудимость сознания, сопровождаемая двигательной активностью конечностей, свидетельствует о новой форме протекающих процессов в коре головного мозга, в котором наблюдается сочетание активизации зон, ответственных за внешнее восприятие и внутреннее осознание с падением активности в зонах, ответственных за проявление эмоций. Таким образом, Йога Нидра открывает новую страницу в дальнейшем исследовании возможностей мозга, активизации самосознания, контроля регулятивных функций сознания, что в конечном счете формирует сознательную судьбу.

Феномен индийского йога Свами Рамы

Свами Рама, индийский йог высокого уровня, экспериментально доказал существование «загадочной» и «тайной» четвертой формы сознания или турий.

В 1977 году в «Центре по изучению мозга» (Канзас, США) проводились научные исследования и наблюдения за работой мозга йога Свами Рамы, пока он занимался релаксацией и постепенно входил в более глубокие состояния сознания. Научными изысканиями руководил д-р Элмер Грин, а вибрации биотоков мозга записывались на электроэнцефалографе. Впоследствии мир узнал о научном открытии. Ученые зафиксировали, что йог волевым усилием входил поочередно в различные состояния сознания: когда он полностью расслабил свое тело, он вошел в состояние Йога Нидры и прибор зарегистрировал 70% альфа-волн за 5-минутный период визуализации голубого неба с проплывающими на нем редкими облаками. Затем йог вошел в состояние сновидений, которые сопровождались в течение 5 минут преимущественно тета-волнами на 75%. Позднее Свами Рама сказал, что это состояние было дискомфортным, он назвал его «шумным и неприятным». Далее он добавил, что ему удалось устранить его «перемещением сознания в подсознание». Здесь он получил опыт определенных желаний при созерцании архетипических образов, которые стремительно пытались овладеть его сознанием. Наконец, Свами вошел в состояние глубокого сна (сфера бессознательного) и это подтвердилось медленной вибрацией дельта-волн. Однако сознание его оставалось бдительным на протяжении всего научного эксперимента. Так, например, он легко вспоминал различные события, происходившие в научной лаборатории и связанные с экспериментом. Так, например, после проведенного эксперимента Свами Рама озвучил вопросы, которые один из ученых задавал йогину в период активизации дельта-волн. Наличие дельта-волн указывает на глубокий сон и, казалось бы, йог не мог воспринимать эти вопросы…

Ученым не приходилось до сих пор проводить подобных исследований, когда глубокий сон мог совмещаться с осознанием переживаемого момента. Это явно свидетельствовало, что ученые столкнулись с великим открытием – турия, о которой так упорно твердят древнейшие тексты йогов, действительно существует, как проявленный факт, а не феномен веры. Ученые воочию убедились, что природа сверхсознания действительно включает в себя все возможные состояния сознания: и бодрствования, и поверхностный сон и сновидение. Иными словами, одновременное взаимодействие сознательности, подсознания и бессознательности вполне возможны. Таким образом, максимальное расслабление всех психофизических процессов в организме неизменно приводит к интеграции сознания как такового и к просветлению личности. По существу, люди, достигшие такого состояния, не спят. Им знакомо лишь состояние бытия, которое неизменно, независимо от того, сон ли это или бодрствование. Они постоянно пребывают в состоянии турий, в Йога Нидре.

Стало ясно, что «универсальный ум» или сверхсознание можно постепенно развить и укрепить при помощи таких эффективных технологий, как Йога Нидра и медитация. Так прежде таинственный и неприступный мир бессознательного сдает свои позиции, которые теперь определяются, как сверхсознание. Этот постепенный процесс просветления личности и освобождения от ига «таинственных» сил и называется самореализацией, кайвальей, мокшей или самадхи.

Сверхсознание

Итак, если в прошлом сверхсознание определялось, как нечто имеющее отношение к мистике или религиозному переживанию, то теперь за сверхсознанием закрепился термин «физиологическая реальность». Современный психолог Карл Юнг определил сверхсознание, как «погружение в коллективное бессознательное». Новейшие исследования в области парапсихологии, пси-феноменов и психотроники подтвердили, что «универсальный ум» действительно существует.

Во время космических полетов имеют место нарушения в восприятии. Так, во время полета В. В. Волков записал: "В шлемофонах характерное потрескивание эфира... Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи сквозь толщу воздушного пространства... донесся лай собаки. Обыкновенной собаки, может, даже простой дворняжки... А потом... стал отчетливо слышен плач ребенка" 204. Врачу X. Линдеману на 31-е сутки трансатлантического плавания на небольшой парусной лодке начало казаться, что защитное покрывало вдруг заговорило человеческим голосом. Затем он стал слышать голоса, которые раздавались кругом и исходили от невидимых вещей. Нарушения в восприятии появлялись на фоне неодолимого желания спать. На девятой неделе плавания также на фоне сонного состояния у него появились яркие зрительные обманы восприятия. Когда он поборол дремотное состояние, видения исчезли. У. Уиллис при одиночном плавании на плоту описывает аналогичные обманы восприятия в периоды, когда ему хотелось спать, а сложившаяся обстановка требовала активной деятельности205.

На наш взгляд, указанные нарушения в восприятии можно отнести к гипнагогическим представлениям, развившимся в промежуточном состоянии между бодрствованием и сном. Как отмечалось, в условиях длительной сурдокамерной изоляции появляются гипнотические фазовые состояния. Интересны гипнагогические представления, имевшие место у врача Б. и журналиста Е. Терещенко в условиях групповой изоляции, длившейся 70 суток.

Приводим записи испытуемого Б. "Сегодня мне хочется остановиться на интересном явлении, которое я давно ощущаю по ночам перед сном, но все как-то сразу не отмечал в дневнике, а утром, естественно, забывал. Несколько дней тому назад, я перед сном вдруг начал ощущать какие-то галлюцинации. Впервые услыхав, я испугался, и сразу же в голову полезла шизофрения, раздвоение личности, симптом слуховых галлюцинаций при этом заболевании. Вспомнился мой первый больной из психиатрической клиники... Он был первой скрипкой в театре оперы и балета. И вот у него наряду с основным симптомом заболевания - раздвоением личности - были сильные слуховые галлюцинации. Но ведь это был музыкант, и очень образованный (он окончил консерваторию и аспирантуру), а я? И на душе стало не очень-то хорошо...



Только начал проваливаться в бездну сна - вновь эта музыка. Теперь я более внимательно начал прислушиваться к ней. Это была какая-то заунывная, довольно приятная мелодия (очень похожая на японскую музыку), которая то уходила на очень высокие ноты, то спускалась на самые низкие. Причем ее характер был какой-то неземной; она походила на ту музыку, которую сейчас воспринимают как космическую, или же на ту, которую представляют в виде красок и изменения гаммы цвета. Но мелодия для меня была очень приятная. Дальнейший ход событий я не помню, так как заснул...

В другой раз у меня в органную музыку влились голоса хора мальчиков - мелодичные, высокие, переходящие даже на пискливые тона. Честно говоря, я не очень-то люблю голоса мальчиков, а выступление хора Свешникова у меня всегда ассоциируется с чем-то неполноценным. А тут музыка вызвала у меня довольно положительные эмоции, хотелось ее все время слушать, слушать и слушать... Но сон, вероятнее всего, прервал это наслаждение. Сновидений вновь не было. Такие явления повторялись еще несколько раз.

Что же это? Плод больной фантазии или объективная реальность, трансформирующаяся в музыку? Не могу ответить. Только одно могу сказать, что все эти явления, возможно, связаны с работающим вентилятором. Но очень интересно: почему все это происходит перед сном и именно ночью, а не днем? Второе: почему характер слышимой музыки каждый раз другой? Акустика камеры? Но, по-моему, просто смешно об этом говорить. Какая может быть акустика в музыкальном понимании в этом склепе?"

Примерно такие же явления отмечались и у Е. Терещенко. В своем дневнике он писал: "Уже целый месяц я слышал в нашей абсолютно звуконепроницаемой камере по ночам, в полной тишине, голоса, музыку, пение Козловского, хор, визг, завывание, возню животных в вентиляционной трубе. Я никому не говорил об этом. Я лежал с открытыми глазами, стараясь отогнать звуковые привидения,- ничего не получалось. Перед самым выходом Стаc признался, что слышал органную музыку и хор мальчиков. Вот почему у него иногда был такой странный вид. Молчал он по тем же самым соображениям, что и я" 206.

По нашему мнению, гипнагогические представления в этих случаях появились в связи с развитием ультрапарадоксальной фазы в период засыпания. В отличие от стойкой продолжительной ультрапарадоксальной фазы при некоторых психических заболеваниях, здесь она выступала как относительно кратковременная (не более 30-40 минут) в процессе засыпания.

Если в приведенных примерах гипнагогические представления в условиях сенсорной депривации встречались только в период засыпания, то при длительной бессоннице в этих же условиях они появлялись и в состоянии бодрствования. Вот что рассказал испытуемый Г.: "Тут в конце режима непрерывной деятельности я обнаружил такую способность. Сел я в кресло, в углу шумит вентилятор... И мне почудилось, что я услышал какую-то нотку. Нотка эта сразу как-то ассоциировалась с песней "Горизонт, горизонт". По сути дела, там шум какой-то, а я в этом шуме начал прослушивать песню... Вот также мне показалось, что я через вентилятор слышу, как тихонько играет приемник. Ну а потом понял, что один и тот же мотив по радио не могут беспрерывно передавать в течение длительного времени" 207.

В подтверждение того, что музыкальные гипнагогические представления возникают именно на фоне ультрапарадоксальной фазы, можно привести следующие доводы. В обычных условиях органная музыка и хор мальчиков у испытуемого Б. вызывали только отрицательные эмоции. Появление этой музыки и хора в период засыпания может рассматриваться как оживление представлений "нежелательных", заторможенных, но становящихся "парадоксально" приятными. Приведем запись из дневника Б. от 2 сентября: "Опять перед сном это музыкальное сопровождение. Теперь пионерский горн, звуки которого перешли в какую-то приятную музыку, и наступил сон".

Причина внезапного и однократного появления звуков горна в ночь с 1 на 2 сентября была субъективно непонятна испытуемому Б. до совместного анализа и обсуждения с нами. Когда же для объяснения появления музыкальных представлений, противоположных вкусу испытуемого Б., была выдвинута гипотеза о развитии ультрапарадоксальной фазы, то психологическая причинная связь включения звуков горна в музыкальные гипнагогические представления стала для него субъективно очевидной. 1 сентября - день начала учебных занятий в школе. В этот день дочь Б. в связи с тяжелым заболеванием пойти в школу не смогла. Целый день мысли о дочери не покидали Б. Засыпая, он старался избавиться от них. Не исключено, что в период засыпания именно эти мысли получили свое образное отражение в звуках пионерского горна.

В период развития гипнагогических фаз относительно устойчивый, выработанный в процессе индивидуального развития личности характер эмоциональных отношений к предметам и явлениям может существенно нарушаться. Это происходит, во-первых, потому, что представления могут выходить из обычных для них ассоциативных связей и вступать в причудливые новые, и, во-вторых, потому, что динамика эмоций, подчиняясь динамике фазовых состояний, может вызывать смену эмоционального фона без четкой связи с конкретным комплексом представлений.

Фазовая динамика развития музыкальных гипнагогических представлений в рассматриваемом нами случае заключалась в том, что размышления и ориентировочная деятельность превращались в дальнейшем в приятно неопределенную форму наслаждения с причудливым сочетанием музыкальных феноменов, которая потом незаметно переходила в глубокий сон. Об этом говорит следующая запись: "Но вернусь к моему сну. Эти странные явления со слуховыми.галлюцинациями (иначе я их не могу назвать) продолжаются по-прежнему. Вот вчера, засыпая, я опять услышал органную музыку на тему русских народных песен в такой фантастической вариации, что просто поразительно, как можно выдумать такие музыкальные образы. Затем все это перешло в траурную песню... В конце в музыку влились голоса мальчиков, и на душе стало так блаженно, что просто диву даешься. И это от такой песни!!! Вот же чертовщина какая напала на меня!"

Особенности музыкальных гипнагогических представлений, наблюдавшихся в длительной изоляции, не могут быть поняты, если исходить лишь из физиологии фазовых состояний. Известно, что каждый причастный к музыке человек может найти в своей памяти такие мелодии, которые ему не удается представить без "опоры на восприятие", но которые легко всплывают в сознании, когда исполняется их аккомпанемент. В рассматриваемых нами случаях музыкальные представления развивались на фоне шума работающего вентилятора. Вначале этот шум сильно беспокоил испытуемых и мешал засыпанию, но в процессе адаптации он стал, по-видимому, "нейтрализоваться" наслаивающимися музыкальными представлениями. Такой способ "нейтрализации" не являлся необычным для испытуемых, так как нечто подобное происходило с ними при поездке в поезде, когда под стук колес на стыках рельсов у них также возникали в памяти ритмичные мелодии. Но если в этих случаях мелодии переживались как внутренний психический акт, то в условиях изоляции музыкальные представления локализовались вовне и сопровождались иллюзией их непроизвольности.

Бодрствование и сон – два физиологических состояния человеческой активности, которые обусловлены деятельностью определенных центров головного мозга, в частности, гипоталамуса и субталамуса, а также зон голубого пятна и ядра шва, расположенных в верхней части мозгового ствола. Оба эти периода являются цикличными по своей структуре и подчинены суточным ритмам организма человека.

Ритм внутренних часов

Механизмы бодрствования и сна до сих пор изучаются и существует, как минимум, несколько теорий того, как работают наши внутренние часы. Находясь в состоянии бодрствования, мы осознанно реагируем на любые раздражители, полностью отдавая себе отчет в своей связи с внешним миром, наша мозговая деятельность находится в активной фазе и практически все процессы жизнедеятельности, протекающие в нашем организме, направлены на поглощение и рациональную трату энергоресурсов, поступающих извне в виде воды и пищи. В общей сложности психофизиология сна и бодрствования обусловлена регуляцией различных системных структур головного мозга, которая, в частности способствует накоплению полученной информации, когда мы находимся в состоянии активности и более детальному ее усвоению и распределению в отделы в период сна.

Пять ступеней сна

Состояние сна характеризуется отсутствием активности, направленной во внешний мир и условно делится на пять стадий, каждая из которых длится примерно по 90 минут.

  1. Первые две из них – это стадии легкого или поверхностного сна, в течение которых замедляются дыхание и частота пульса, однако, в этот период мы можем проснуться даже от малейшего прикосновения.
  2. Затем наступают третья и четвертая фазы глубокого сна, во время которых наблюдается еще большее замедление сердцебиения и полное отсутствие реакции на внешние раздражители. Разбудить человека, находящегося в стадии глубокого сна уже гораздо сложнее.
  3. Пятая и последняя фаза сна в медицине называется REM (Rapid Eye Movement – или быстрое движение глаза). На этом этапе сна дыхание и сердцебиение учащаются, глазные яблоки двигаются под закрытыми веками и происходит все это под воздействием сновидений, которые видит человек. Специалисты в области сомнологии и неврологии утверждают, что сны снятся абсолютно всем, просто не все люди их запоминают.

В момент засыпания, а также по окончании глубокой фазы сна, мы входим в так называемое пограничное состояние между сном и бодрствованием. В этот период связь сознания с окружающей реальностью, в принципе присутствует, но в полной мере мы себя с ней не ассоциируем.

Нарушения сна и бодрствования могут быть вызваны различными психофизиологическими факторами, такими, как неравномерный график посменной работы, смена временных поясов при авиаперелетах и т. д. Но причины сбившегося ритма активность – отдых также могут крыться и в определенных заболеваниях, в частности, нарколепсии или гиперсомнии. В любом случае, при любых мало-мальски выраженных нарушениях цикличности состояний бодрствования и сна, желательно проконсультироваться со специалистом.


Последнее время часто слышала такие выражения как "осознанный сон" , "управление реальностью через сон" и прочее. Каждый приблизительно может представить,что это. Утром обычно выходя из состояние сна на доли секунды попадая в состояние бодорстования, мы зависаем где-то между))) Неоднократно ловила себе в этом потрясающем промежуточном состоянии, когда ты можешь словно управлять снами: додумывая сюжет оказываться там,где хочешь и с кем хочешь) Одним словом, становишься режиссёром своего сна) Но сон ли это?))) Или это уже некая проекция на реальность??)) И можем ли мы сами управлять погружением в это промежуточное состояние?)
Конечно!))Всё возможно!) Невозможное мы только сами для себя придумываем,чтобы ничего не делать) ))))) Так вот одним из способов осознанного "погружения" является практика йоги нидры.

Йога нидра - это сумеречное состояние ума между бодрствованием и сном.
Какие бонусы??
С помощью регулярной практики можно добиться недоступных ранее результатов в развитии способностей человека - интеллектуальных, творческих, духовных, в успокоении ума, увеличении жизненной энергии, оздоровлении, излечении от болезней и др.С помощью йога нидры происходит самовосстановление организма.За счет полнейшего расслабления тела и ума йога нидра омолаживает и возрождает физический, ментальный и эмоциональный аспекты личности. Один час йога нидры равен трем-четырем часам полноценного глубокого сна.

Кому практиковать?
Практика йога нидры особенно рекомендована для тех людей, кто страдает от страха, напряжения, навязчивых мыслей и других дисгармоний. Она показана для тех, кто хочет развить в большей степени осознанность и чистоту мыслей.

В чём суть??
Йога нидра является мощной техникой сознательного расслабления, которое не имеет ничего общего с погружением в сон . Такое расслабление нельзя сравнить и с так называемым "отдыхом", когда мы удобно располагаемся в кресле, вооружившись чашкой кофе, напитком, сигаретой и газетой перед телевизором. Это скорее чувственное развлечение, чем релаксация (или расслабление). Йога нидра, в свою очередь, - это осознанный сон, особый систематический метод полного физического, умственного и эмоционального расслабления. Термин "йога нидра" состоит из двух слов: "йога" - союз, единство (или однонаправленное сознание) и "нидра" - сон . Внешне, со стороны, может показаться, что человек, практикующий йога нидру, просто погружается в сон, в то время как в действительности его сознание продолжает функционировать, проникая в подсознание . Вот почему йога нидру часто называют психическим сном, глубокой релаксацией с внутренним осознанием, когда на грани сна и бодрствования происходит спонтанный контакт со сферой подсознательного и бессознательного. Йога нидра приводит к состоянию релаксации благодаря отвлечению сознания от внешних впечатлений и погружения его в сокровенные недра психики. Если сознание отделить как от внешнего восприятия , так и от сна , оно наполняется силой, которую можно использовать в различных целях, таких как: укрепление памяти, накопление знаний, повышение творческих способностей, преобразование всей личности.

Как достичь?
Йога нидра приводит сознание в пограничное состояние между сном и бодрствованием и проводится лёжа на спине в позе, называемой йогами шавасана. Общеизвестны три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений. Йога нидра позволяет достичь и пребывать длительное время в четвертом состоянии сознания - промежуточном - между сном и бодрствованием . Это состояние сверхсознания называется турия . В йога нидре тело спит, а сознание бодрствует. Она позволяет высвободить и растворить" блоки и напряжения, скрытые глубоко в подсознании и создающие нам препятствия в реализации наших целей. Это достигается за счет нескольких техник - "ротации" сознания по разным участкам тела в определенной последовательности; наблюдения за дыханием в разных частях тела и обратным подсчетом вдохов и выдохов; вызывания "телесных" воспоминаний разных ощущений; визуализации , построенной на использовании образов-символов, направляющих сознание к состоянию гармонии и медитации. Когда тело полностью расслаблено, ум также становится расслабленным, и его активность поддерживается перемещением сознания по телу, отслеживанием дыхания, переживанием различных ощущений, созданием мысленных образов.

Как долго?
Длительность сеанса йога нидры составляет 30-40 минут. (иточник:www.kazanyoga.info/travels/yoga_nidra/)

Картина мозговой деятельности во время йоги нидры(исследования университета в Копенгагене) :www.yogin.ru/parser.php


Если вы долго не можете уснуть или вас мучают кошмары...

Что бы не говорили копенгагенские исследования больше мы доверяем своему опыту,опыту своих близких и друзей. Моя подруга, практикующая как и я, теперь каждый раз перед сном принимает шавасану(лёжа на спине,руки вдоль тела,ладони вверх) и начинает медитировать, представляя, что с каждым вздохом все клеточки её организма наполняются кислородом и сотни бутонов прекрасных цветов распускаются в теле. После таких медитаций она быстро засыпает и смотрит сладкие сны. Однажды, после тяжелого дня она уснула, не помедитировав. И что же вы думаете?? Ей снились кошмары, на утро она проснулась разбитая.
Насколько я поняла из немноголетнего жизненного опыта нашему мозгу нужен настрой, как музыкальному инструменты. Если он расстроен. тональность нарушена, звук отвратителен. Поэтому необходимо настраивать не только музыкальные инструменты, технику и прочую окружающую вас аппаратуру, ну и свой мозг, сознание, тело,душу)

Существует ещё масса учений по управления снами и какое бы мы не изучали, главное понимать: для чего нам это)

Сладких снов и позитивного настроя!)