Главная · Язва · Он беспокоился об обитателях. Конспект занятия по ознакомлению с живым объектом-хомячком. Немецкая овчарка Бадди

Он беспокоился об обитателях. Конспект занятия по ознакомлению с живым объектом-хомячком. Немецкая овчарка Бадди

Цели: ознакомить с животными, содержащимися в живом уголке; объяснить правила ухода за ними; обучить навыкам и про­стейшим действиям по уходу за животными живого уголка.

Оборудование: аквариум с рыбками, предметы по уходу за ними (по возможности), клетка с птицей (по возможности).

Ход урока

Лучшей возможностью проведения урока будет экскурсия на станцию юннатов. Специалисты станции подробно и интересно расскажут о жи­вотных, а главное - покажут различные виды животных, покажут правила ухода за ними, разрешат детям поучаствовать в кормлении животных.

В последние годы в школах практически исчезли живые уголки. Но у некоторых ребят дома есть аквариумные рыбки или хомячки, чаще со­держат волнистых попугайчиков. Дети имеют опыт наблюдения, общения и ухода за животными. Они также могут рассказать и об интересных слу­чаях, которые произошли с их питомцами.

I. Уход за аквариумными рыбками.

Отгадайте загадку:

Вот стеклянный дом, Воды полон он. Хозяева молчат, На гостей в окно глядят.

(Аквариум с рыбками.)

Для чего нужен аквариум?

Каким он может быть?

Какие рыбки живут в аквариуме?

Могут ли жить большие океанические животные в аквариуме (акула, электрический скат, другие)? (Это океанариум.)

Нужна ли аквариумным рыбкам помощь человека?

Как человек заботится о них? Расскажите.

Для чего люди разводят и содержат дома аквариумных рыбок?

Для учителя.

Аквариум - это может быть и трёхлитровая стеклянная банка, и огромный бассейн-океанариум с морской водой для океанских рыб и животных.

Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: пойма­ют в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток - и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется - и погиб­нут карасики. Или положат карасям так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится.

Прежде чем заводить рыб, надо помнить, что аквариум - это их дом. Вот почему, прежде чем устроить аквариум, следует внима­тельно прочитать специальные книги.



Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум. Так, например, улитка-прудовик может при­нести много вреда: попортить растения.

На первых порах можно завести близких родственников кара­сей - золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов, телеско­пов, комет. Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре не выше 20 градусов. Аквариум с ними нельзя ставить около обогре­вателей, батарей, печей. А в холодное время года надо отставлять его дальше от окна. При температуре воды ниже 14 градусов рыбки начинают болеть и могут погибнуть.

Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки - ме­ченосцы, гуппи, макроподы. Они теплолюбивы, им нужна темпера­тура воды около 25 градусов. Аквариум с такими рыбками подог­ревают электрической лампочкой с отражателем. Её подвешивают снаружи к стенке аквариума.

Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подго­товить. Налейте в аквариум воды доверху и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. Потом вылейте воду и по­ложите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см.

Теперь посадите в аквариум растения. Затем надо осторожно. наполнить аквариум на 3/4 водой. А потом можно пустить пла­вающие растения.

Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аква­риум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоя­лась. Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.

Кормить рыбок следует раз в день, лучше живым кормом. Су­хой корм дают тогда, когда нет живого корма. Не надо перекарм­ливать рыб. Излишек сухого корма оседает на дно, от него закисает и портится вода.

Помните всегда: рыбам у вас дома должно быть очень хорошо. Только тогда аквариум доставит всем радость.

Физкультминутка

Предложите детям определить аквариумных и речных рыб и показать это каким-либо активным действием (прыжками, плава­тельными движениями и др.). Такая работа пополнит знания уча­щихся в классификации рыб и оживит атмосферу в классе.

Беседа по вопросам.

Отгадайте загадку:

Не человек, а говорит. (Попугай.)

Почему люди держат дома попугайчиков?

Могут ли попугайчики «говорить»?

Как выглядит домик попугайчика?

Чем они любят лакомиться?

Чем интересны эти птицы?

Расскажите, как вы ухаживаете за ними.

Для учителя.

Попугаи - это ярко окрашенные птицы с коротким и сильным крючковидным клювом, которым они разгрызают плоды и семена растений и питаются. Крупным попугаям под силу разгрызать са­мый твёрдый орех. А кроме того, попугаи пользуются клювом при лазанье по ветвям деревьев - он служит им как бы третьей ногой.

В природе попугаи общаются друг с другом резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Некоторые виды, если они жи­вут в неволе, могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Конечно, фразы и слова попугаи не могут произносить сознательно, они лишь за­ученно повторяют одно и то же.

Размеры попугаев различны. Например, хорошо знакомый мно­гим волнистый попугайчик длиной всего 18 см (до кончика хвоста), а гигантский ара из Южной Америки - до одного метра! Всего из­вестно более трёхсот видов попугаев. Попугаи любознательны, со­образительны, хорошо приручаются.

Учитель выясняет, что учащиеся знают о домашних хомячках и о правилах ухода за ними.

Для учителя.

Хомяков на земле 240 видов. Если обыкновенного хомяка видел не каждый, то его родственника - переднеазиатского хомяка - знают многие. Это тот самый золотистый, или сирийский, хомячок, кото­рого часто держат дома. Обычно его называют просто - хомячок.

Золотистых хомячков обнаружили в Сирии около 150 лет на­зад. После этого они больше не попадались зоологам вплоть до 1930 года. На этот раз из хомячков не стали делать чучело, а при­везли живыми в Англию и решили разводить. Как и все грызуны, хомячки плодовиты. Самочка может принести сразу десяток ма­лышей и даже больше. Делает это она регулярно 2-3 раза в год.

Хомячки - животные неприхотливые. Содержат их обычно в клетках. Лучше всего, если они из металлической сетки. Но её надо подобрать так, чтобы ловкий зверёк не пролез сквозь ячейки. По­дойдёт сетка с ячейками 5x5 мм. В клетку надо поставить гнездо­вой домик и хорошо бы беговое колесо, такое, какое ставят для бе­лок, но меньших размеров: около 20 см в диаметре.

Едят эти зверьки всё: и хлеб, и морковь, и крупу, и яблоки. Лю­бят молоко и мучных червей.

IV. Итог урока.

Объясните смысл фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручи­ли.» (С. Экзюпери «Маленький принц».)

Домашнее задание: учебник, с. 78-81, принести фотографии домашних кошек и собак; рабочая тетрадь, с. 30-31.

Урок 21. ПРО КОШЕК И СОБАК

Цели: ознакомить с некоторыми породами собак и кошек, их назначением; «работой», которую выполняют собаки для людей; научить па внешним признакам определять наиболее известные породы собак и кошек, выполнять правила ухода за животными.

Оборудование: рисунки разных пород кошек и собак, фо­тографии домашних питомцев.

Ход урока

I. Введение в тему.

Отгадайте загадки:

Мохнатенька, усатенька,

Сядет - песенки поёт. (Кошка.)

Ноги тонки, бока звонки,

А хвост - закорючкой. (Собака.)

Подумайте, кто станет главными героями нашего урока. II. Рассказы детей о своих животных.

На доске открывается надпись «Выставка любимых питомцев». Дети принесли фотографии кошек и собак, готовились рассказать об их осо­бенностях, привычках, шалостях.

Наша выставка открыта.

Рассмотрите этих животных.

Подумайте, как им живётся в вашем доме.

Расскажите о своих любимцах.

Для учителя.

Домашние кошки все, в общем, похожи друг на друга, хотя лю-рщ и вывели разные породы: сибирские - крупные и пушистые; ан­горские - с очень тонкой и пушистой шерстью; сиамские - розова-tro-палевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами, словно уюрду, хвост и все четыре лапки окунули в тёмно-коричневую ттушь и она расплылась, как на промокашке. Есть даже порода ко­роткохвостых кошек с кисточками на ушах - совсем как у рыси.

Все кошки - замечательные охотники. Присмотритесь к до­машней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она i^e растеряла своих диких повадок.

Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: i#a полосатого тигра, царственного льва. Они и относятся к одному с#емейству - кошачьих. У домашней кошки долгая и славная исто-р;ця. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали сво­зить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В Д](ревнем Египте кошку считали даже священным животным.

Люди поклонялись им, и некоторые божества изображались с кошачьей головой. Кошкам даже приносились жертвы. Когда до­машняя кошка умирала, то египетская семья и вся прислуга брили с^ои брови и ходили в трауре.

Живут кошки рядом с человеком, но служить ему, как собака, -н^т, это не в кошачьих правилах. Как в диких лесах й зарослях, кошки выходят на охоту поближе к ночи. Пусть собаки спят или охраняют дом. Кошка занята своими делами.

Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском.

Люди вывели свыше 300 пород собак. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка - волка.

Вот овчарки. Их много: мускулистые, поджарые восточноевро­пейские овчарки, пушистые колли (шотландские овчарки), огром­ные, мохнатые, с короткой медвежьей мордой кавказские овчарки, белые, с вьющейся длинной шерстью южнорусские. Всё это круп­ные, сильные собаки. Восточноевропейские овчарки - отличные служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном ро­зыске. Служебных собак специально обучают в «собачьих» шко­лах. Шотландские, южнорусские и кавказские овчарки охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далёких выпасах в степи или в горах, защищают от хищников.

У ньюфаундлендов, или водолазов, - чёрных мохнатых гиган­тов на толстых, как у медведя, лапах, с тяжёлыми, пушистыми хво­стами - служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спа­сать утопающих.

Среди служебных собак есть большие спокойные мохнатые со­баки, белые с рыжими или серыми пятнами. Это сенбернары - спа­сатели. Несколько сотен лет назад близ трудного и опасного горно­го перевала Сен-Бернар в Альпах стоял монастырь. Там-то и выве­ли эту породу собак. После метелей или просто к ночи собак выпускали за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разы­скивая засыпанных снегом, сбившихся с дороги путников.

Существует много охотничьих пород собак. Очень похожа на своего предка Щ волка - охотничья лайка. На Севере лайки пре­красно справляются с обязанностями оленьих пастухов. Собачьи упряжки возят людей и грузы.

Очень красивы борзые - узкая длинная морда, стройное тело, мощные длинные ноги. Эту породу русских псовых борзых вывели в России. Как ветер, несутся они вдогонку за зверем. Охотники на быстрых конях и то отстают от них.

А вот важно семенит длинная «колбаска» на коротких ножках, подняв острую мордочку. Это такса. Она отличный охотник на барсуков и лис. Эти звери прячутся в глубокие, разветвлённые но­ры. Ничем их оттуда не выгонишь. Тут-то и посылают в нору при­земистую гибкую таксу.

Существует ещё одна большая группа собак - комнатно-декоративные. Маленьких забавных болонок и тойтерьеров можно научить танцевать и прыгать через обручи. Комнатные собаки поч­ти все маленькие, но тойтерьер (игрушечный терьер) - самая кро­шечная. Весит она 600-700 граммов. Эти собаки очень преданы своему хозяину, иногда самоотверженно бросаются его защищать.

Собак сейчас учат «новым специальностям». Овчарки служат «газовыми инспекторами». Малейшую утечку газа может учуять собака, ей надо только «растолковать», как об этом сигнализиро­вать. Есть собаки-рудоискатели. Для этой цели используют овча­рок, фокстерьеров и спаниелей.

III. Итог урока.

Собака, которую вы взяли в дом, признаёт вас хозяином. Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и вы помните, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать её.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 32.

Урок 22. КРАСНАЯ КНИГА

Цели: ознакомить с Красной книгой, ее сведениями; опреде­лить основные причины сокращения численности растений и жи­вотных, меры, необходимые для их охраны; побуждать к примене­нию ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе в рассуж­дениях и умозаключениях.

Оборудование: Красная книга области, Международная красная книга, картины природы разных уголков страны.

Ход урока

I. Введение в тему.

На доске заранее написано стихотворение Я. Акима и вывеше­ны картины природы.

Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготов­ленный ученик.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

О какой планете говорится?

Почему говорится, что она одна?

Чем наша планета отличается от других?

Рассмотрите эту земную красоту на картинках.

Какие чувства они вызывают?

Где бы вы хотели оказаться? Почему?

Каких животных вы могли бы там встретить, какие растения увидеть?

П. Изучение нового.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Не настораживают ли вас последние строки стихотворения? I

Почему звучит тревога?

Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало. А ведь этих могучих первобытных быков было много (между прочим, это от них люди вывели домашних быков и коров). Туры водились в лесостепях и степях Европы и Азии. Водились и в Африке. И повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди. Так же, как жесто­ко и беспощадно истребляли и почти истребили бизонов в Север­ной Америке, всего за 29 лет полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки и многих других жи­вотных.

Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лшца Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё по­тому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать за­коны природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

Мы можем подумать: «Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них». Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям уби­вать её, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Прняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.

В 1948 году ученые мира создали Международный союз охра­ны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Крас­ная книга.

В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разно­цветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положе­нии находится то или иное животное и растение. На красных стра-t ницах поместили тех, iftro может исчезнуть в самые ближайшие го­ды и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о ви­дах, которые человеку уже удалось спасти. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёны е разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. А в 1992 го­ду вышла в свет Красная книга Волгоградской области.

Подумайте, почему обложку этой книги сделали красного цвета.

III. Ознакомление с содержанием Красной книги,

Задания учащимся.

Рассмотрите эти экземпляры. Можете ли вы назвать живот­ных и растения, которые могут быть записаны на страницах этой книги?

Рассмотрите иллюстрации.

Какие виды животных и растений вам известны?

Прочитайте о тех животных, которые вам понравились.

IV. Итог урока.

Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать совре­менное положение в природе?

Домашнее задание: учебник с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 33.

Урок 23. БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ (У рок-конференция)

Цель: обсудить важнейшие правила поведения детей в приро­де; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать, составлять схемы.

Оборудование: карточки с заданием, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Для данного урока заранее столы расставляют так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 4-5 групп. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду (могут выбрать лидера, если это им необходимо.

На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны...».)

Сегодня наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все пред­ставляете «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске).

Каждая группа учеников - отдел по охране.

Прочитайте табличку на своём столе. (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений. Можно выделить ещё отдел по охране рыб.)

П. Постановка учебной задачи.

Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа».

4. Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак(и), запрещающий(е) вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1. Отгадай загадки:

Не птичка, а с пёстрыми крыльями. (Бабочка.)

Рогат - да не бык, шесть ног - да без копыт. (Жук.)

Летит - пищит, сядет - молчит;

Кто его убьёт, тот свою кровь йрольёт. (Комар.)

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

1. Внешний вид.

2. Место обитания.

3. Чем интересно насекомое.

4. Чем питается.

5. Почему человек его потребляет.

3. Прочитайте, ответьте на вопросы:

Г. ЛАДОНЩИКОВ. «СЕМЬЯ МУРАВЬЯ»

Кузнечик встретился в лесу С рабочим муравьем. Он нёс такой огромный сук, Что не поднять вдвоём. «Давай попрыгаем с тобой!» Кузнечик предложил. «Нет, не могу, спешу домой»

«А где твой дом, скажи?»

«Наш дом под ёлкой, возле пня», -Ответил муравей. «А какова у вас семья?» «На свете нет дружней!» «И много вас?» «Не сосчитать. щ$с Наверно, тысяч двадцать пять Работников и воинов У нас под крышей хвойной».

Вопрос: Что ты знаешь о муравьях?

4. Составить правила защиты насекомых. Нарисовать знак(и),
запрещающий(е) вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:

Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель.)

Хоть не огонь, а жжётся. (Крапива.)

Стоит красавица на поляне:

в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.)

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

1. Внешний вид.

2. Где растёт.

3. Чем интересно растение.

4. Как человек его использует.

3. Прочитайте, ответьте на вопросы.

Н. СЛАДКОВ. «ДУБ И ВЕТЕР»

Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?

От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой лю­бопытный. Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там, за травой, скрывается?».

Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там даль­не, за кустами?». Ни днём, ни ночью покою не было: так и хоте­лось узнать, чта за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся - эвон, какой вымахал!

1. Как вырастить дуб?

2. Какая польза животным от дуба?

4. Составьте правила защиты растений. Нарисовать знак(и), за-
прещающий^) вредить растениям.

IV. Итог урока.

Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведённом месте.

Какое решение вы приняли для себя по отношению к расте­ниям и животным?

Домашнее задание: учебник, с. 90-93; рабочая тетрадь, с. 35, задание 3. Написать несколько предложений на тему: «Я - защит­ник природы».

Урок 24. ВОЗЬМИ ПОД ЗАЩИТУ

Цели: ознакомить с некоторыми редкими и охраняемыми рас­тениями и животными своей области; выявить причины исчезнове­ния отдельных видов растений и животных; обучить навыкам рабо­ты с гербарием и Красной книгой.

Оборудование: гербарий исчезающих видов растений сво­ей области; фотографии или рисунки редких животных своей об­ласти; Красная книга редких и охраняемых растений и животных своей области.

Ход урока

Этот урок учитель может строить по своему усмотрению. Слишком вы­сока его информационная насыщенность. Материал о редких и охраняемых растениях и животных можно заранее заготовить учащимся в качестве до­машнего задания и сделать сообщения на уроке, иллюстрируя их собствен­ными рисунками или картинками из дополнительной литературы.

Можно провести обзорный урок по материалам Красной книги своей области с опорой на гербарии и иллюстративную базу. 1

На первом этапе урока следует вскрыть причины исчезновения неко­торых видов растений и животных. Стоит провести небольшой экскурс в географическое и биологическое прошлое своей области. В оставшееся время проводится практическая работа по узнаванию отдельных видов растений и животных (некоторые из них уже знакомы детям из их жиз­ненного опыта.

Для учителя.

В связи с усиливающимся неблагоприятным воздействием че­ловека на биосферу отдельные виды животных и растений оказа­лись поставленными на грань исчезновения. Среди них как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычными, но по раз­личным причинам в последние годы резко сократившие числен­ность и оказавшиеся под угрозой исчезновения виды.

В первую очередь в список охраняемых включены виды, кото­рые быстро сокращаются по численности из-за своей декоративно­сти (тюльпаны, ирисы, хохлатки и др.), ценности как лекарственно­го сырья

(валериана, горицвет и др.), из-за изменения и исчезнове-ния основных местообитаний (ковыли, папоротники и др.)

Особую группу составляют виды растений, почти полностью исчезнувшие в ходе хозяйственного освоения человеком целинной степи.

Почти полная распашка земель, интенсивная химизация сель­ского хозяйства, всё расширяющаяся мелиорация и орошение сель­хозугодий - всё это оказывает существенное влияние и на живот­ный мир нашей области. Одни животные становятся всё более ред­кими или даже находятся под угрозой исчезновения, другие, напротив, оказавшись в благоприятных условиях, резко увеличи­вают свою численность.

Современные картины природы не являются раз и навсегда за­стывшими, они представляют собой результат сложной истории развития земной поверхности, истории длительной и динамичной. Как известно, основными факторами, влияющими на эволюцию растений и животных, являются изменения климата и земной по­верхности. Так, от количества выпадающих атмосферных осадков, величины испарения и температурного режима зависит, какие рас­тительные сообщества получат развитие.

Примерно пятьдесят миллионов лет назад произошло потепле­ние климата. Мелководные моря преобладали на большей части Нижней Волги. Однако существовала и невысокая суша, обуслов­ленная поднятиями земной коры. Эта равнина была покрыта тро­пическими лесами.

В четвертичном периоде тёплый климат стал охлаждаться. По­нижение температуры и увеличивающаяся влажность привели к тому, что в полярных районах всё более разрастались шапки льда: Лёд постепенно продвигался к югу, вытесняя леса, засыпая глиной и валунами реки и срезая холмы. Площадь лесов в ледниковую эпоху сократилась, отдельные теплолюбивые виды растений - пла­тан, вечнозелёные дубы, каштан - не могли уже приспособиться к новым суровым условиям и исчезли навсегда с равнин нашего края.

Вместе с растениями ушли из приледниковой зоны и многие животные, некоторые, например, саблезубый тигр, вымерли. Им на смену пришли громадные мамонты, покрытые густой бурой шер­стью, носороги, приспособленные к суровому климату, большерогий олень, пещерный медведь.

Постепенно климат становился более тёплым, лёд растаял, и теплолюбивая флора и фауна вытеснила эти виды. Ледник, хотя и покинул наши края, однако ещё неоднократно наступал на Русскую равнину.

К уроку предлагается краткая характеристика некоторых видов охраняемых растений.

1. При упоминании слова «орхидея» невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветками, напоминающими крылья бабочки, жуков. И действительно, природа щедро одарила семейство орхидных необычайной красотой и разнообразием цвет-
ков. Поэты посвящали орхидеям стихи, художники изображали их на своих полотнах, ботаники давали им имена богинь и красавиц.

В настоящее время очень многие орхидные находятся на грани исчезновения. Их срывают на букеты «любители природы», выкапывают для лекарственных целей. Но особенно страдают орхидеи при изменении условий их местообитаний в результате деятельности человека.

Один из представителей орхидных - любка двулистная (ноч­ная фиалка). Русское название «любка» обязано тому, что в прошлом знахарки приготавливали из этого растения «любовное зе­лье». Наименование «ночная фиалка» получило за усиление запаха в вечернее и ночное время с целью привлечения определённых на­секомых-опылителей. Любка - многолетнее травянистое растение. Цветёт в конце мая - начале июня. Встречается рассеянно по глу­хим, затенённым байрачным лесам. Декоративное и лекарственное растение.

2. Валериана лекарственная (маун). Латинское название рода происходит от слова «валере», что означает быть здоровым. На­родное название «маун» связано с большим пристрастием к этому растению кошек. Многолетнее травянистое, довольно высокое (до 100 см) растение. Цветёт в середине лета. В конце августа часто полностью засыхает. Часто встречается в поймах рек. Около насе­лённых пунктов валериана часто полностью истреблена. Широко используется в научной и народной медицине. Большой спрос на её корни приводит к сокращению запасов этого растения.

3. Безвременник прекрасный. Русское название связано с поздним, осенним цветением (без.времени). Многолетнее растение. Цветёт в конце августа - начале сентября, когда почти все растения степной зоны заканчивают своё развитие. Летом его найти практи­чески невозможно, так как оно находится под землёй. Высоко де­коративное растение, истребляется местным населением на букеты, ядовито.

4. Тюльпан Шренка. Латинское название рода происходит от искажённого персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора тюрбана. В народе его называют лазоревым цвет­ком. Многолетнее растение с невысоким стеблем (15-30 см). Цвет­ки разнообразной окраски: красной, жёлтой, белой, розовой. Очень декоративное растение.

5. Рябчик русский. Латинское название рода происходит от слова «фритиллус», что означает стакан, кувшин, русское соответ­ствует окраске цветка (рябая). Многолетнее растение 30-50см в вы­соту. Цветки крупные, снаружи тёмно-пурпурные, внутри желтова­тые. Цветёт в конце апреля - начале мая. Собирается населением в букеты.

6. Ирис низкий. Невысокий (8-15 см) травянистый многолет­ник. Цветки жёлтые, фиолетовые, кремовые и других оттенков. Цветёт в апреле - мае. Уничтожается на букеты.

7. Кувшинка чисто-белая. Латинское название происходит от греческого «нимфа» - невеста (а также название божеств, олице­творяющих силы природы). Травянистое водное растение, с пла­вающими крупными листьями и белыми цветками с большим чис­лом лепестков (в народе их называют водными лилиями). Вблизи населённых пунктов почти повсюду истреблено. Не выдерживает загрязнения воды отходами производства. Разнообразно практиче­ское значение кувшинок. Очень мощные, богатые крахмалом кор­невища съедобны. Из семян делают муку для добавления в хлеб.

На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных.

1. Степной орёл. Крупная птица с массивным телосложением, большим клювом и мощными ногами, покрытыми перьями, размах крыльев до двух метров. Гнездятся как на земле, так и на всевоз­можных возвышениях. Основной добычей степного орла являются малые суслики, которых они подстерегают у норки или ловят, охо­тясь пешком. До 50-х годов, когда началась массовая распашка це­линных и залежных земель, степной орёл был обычной и широко распространённой в области птицей. В настоящее время его чис­ленность резко сократилась. Уменьшение численности степного орла до сих пор связано с разорением его гнёзд охотниками и пас­тухами. В настоящее время серьёзной угрозой для жизни степных орлов стали средней мощности ЛЭП (линии электропередач), опо­ры которых не оборудованы защитными устройствами.

2. Особо охраняемую группу насекомых Нижней Волги состав­ляют шмели. У нас их около 17 видов. Шмель моховой ещё встре­чается на лесных полянах и в поймах рек. Тело его средней вели­чины, имеет яркую золотисто-жёлтую окраску и оранжевую спин­ку. Гнездится наземно под сухими листьями. Словно одетые в меховую шубу, насекомые работают с раннего утра и после захода солнца, почти в сумерках.

Для домашнего задания отводится материал на с. 88-89. Можно пред­ложить детям найти материал о некоторых проиллюстрированных живот­ных и растениях и подготовить сообщения для следующего урока.

Домашнее задание: учебник с. 9Ф-95.

Пройди лабиринт по наиболее безопасному пути и помоги Лене с Мишей добраться до станции.

Проверяем умение понимать текст.

1 вариант: Прочитай текст "Дикие животные" на стр. 116-117 учебника. Выполни задания.

О том, как вести себя с дикими животными.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается о причинах нападения змей на человека. Отметь его.

Змея может укусить лишь в том случае, если на нее нападают или случайно укусили.

Обращаться с дикими животными нужно осторожно. Никогда не следует прикасаться к ним.

4. Напиши, какой болезнью может заразить человека голубь.

5. Почему не следует прикасаться к диким животным? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они могут укусить или заразить человека.

6. Что надо сделать, если человека укусила змея? Выбери только один ответ и отметь его.

Приложить хород к ране и вызвать врача.

7. Напиши, почему опасны ядовитые животные.

Они могут отравить человека ядом.

8. Обведи ядовитую змею.

В. Учимся понимать главную мысль текста.

Об осторожном обращении с дикими животными.

10. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?

Общение с обитателями природы.

Общаться с дикими животными нужно осторожно.

2 вариант: Прочитай текст "Домашние животные" на стр. 118-119 учебника. Выполни задания.

А. Учимся понимать текст и находить факты.

1. О чем главным образом рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и отметь его.

О том, как вести себя с домашними животными.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором описывается правило поведения с незнакомой собакой. Отметь его.

Никогда не следует пытаться погладить незнакомую собаку, даже если она дружески виляет хвостом.

3. Впиши в предложение пропущенное слово.

Лошадь, корова, свинья, петух и утка, как правило не нападают на человека, как это могут сделать дикие животные.

4. Напиши, как следует себя вести по отношению к незнакомым домашним животным, а как можн себя вести по отношению к знакомым.

С незнакомым животным - осторожно, со знакомым - как советует его хозяин.

Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.

5. Почему не следует гладить незнакомых собак? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они могут не понять ваших намерений и начать защищаться.

6. Что надо сделать, если человека укусила собака? Выбери только один ответ и отметь его..

Промыть рану, смазать по краям зеленкой и заклеить пластырем, а затем обратиться к врачу.

7. Каких из нарисованных собак следовало бы избегать на улице? Обведи.

8. Объясни, почему домашние животные дружелюбны по отношению к хозяину, но могут быть опасны для чужого.

Хозяина животное хорошо знает, никто точно не может сказать, как животное поведет себя с незнакомым человеком.

Учимся понимать главную мысль текста.

Об осторожном обращении с домашними животными.

11. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.

Общение с домашними обитателями.

12. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.

Никогда не подходи к домашнему животному без разрешения хозяина.

Бирута Мащенко

Цель : уточнить представления детей о домашних животных.

Задачи :

Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить;

Развивать связную речь;

Упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе;

Учить детей работать со схемами, моделями при аргументации своего ответа;

Воспитывать интерес к этим животным , бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

Материал : картинки с изображением разных пород собак; схемы – «Животное» , «Составление рассказа о животном» , «Меры безопасности при общении с собаками» ; модель «Зверь» ; д/и – «Кто, что делает» ; аудиозапись «Пропала собака» ; книги о собаках, коллекция календарей о собаках, игрушки – собаки, карандаши, альбомный лист.

Предварительная работа :

Наблюдение за собаками во время прогулки;

Разучить с детьми загадки, пословицы, скороговорки о собаках;

Чтение рассказов о собаках;

Оформит выставку детских рисунков и поделок на тему «Собака – это друг человека» ;

Просмотр видеофильмов о собаках.

Индивидуальная работа : воспитатель готовит детей экскурсоводов.

Ход занятия

(На столе стоят игрушки – собака, корова, лошадь, овца, коза, свинья)

Воспитатель. Ребята, кто это (игрушки – домашние животные? Почему их относят к домашним животным? (Дети для доказательства используют подвижную модель : живет рядом с человеком – показывают на себя, строит дом – руки поднимают над головой под углом, заготавливает пищу – ладони соединяют в виде чашки, заботится, а животное приносит пользу)

Игра «Подскажи словечко»

Пятачок умоет в луже

И торопится на ужин

Отрубей я ей сварю

Скажет мне она (хрю – хрю)

Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке в терему,

А она в хлеву (му –му)

Кот усатый, как разбойник

Перепрыгнул подоконник,

Распугал соседских кур

И мурлыкает (мур – мур)

У меня ученый пес

Круглой пуговкою нос

Если в чем-то я не прав,

Громко лает он (гав – гав) .

(дети находят отгадки среди игрушек)

Воспитатель. Я вам загадаю загадку, а по отгадке вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи.

Конечно, мы сегодня будем говорить о собаках.

(дети рассматривают картинку - собака)

Вопросы :

Кто это? (собака - животное)

Докажи, что собака животное (используют при аргументации схему «Животное» )

Какие бывают животные? (звери, птицы, рыбы, насекомые)

Докажи, что собака это зверь (используют модель «Звери» ).

Раздается плач и воспитатель обращает внимание детей на плачущего щенка. Дети успокаивают щенка – говорят добрые, хорошие слова.

Воспитатель. Как тебя зовут? (Дружок) Почему ты плачешь?

(Дружок говорит, что он потерялся и хотел бы найти себе друзей похожих на него )

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как надо обращаться с бездомными животными?

(Ответы детей, используем схему «Твоя безопасность» - нельзя беспокоить животных, когда они едят; подходить к животному сзади; нельзя трогать незнакомое животное.)

Воспитатель. Дружок, хочешь с нами посетить выставку собак?

(дети имитируют движение)

Экскурсовод (ребенок)

Первая остановка «Надежный сторож и защитник»

Знаешь ли ты, что означает слово «овчарка» ? Так называют собаку, которая пасет овец. Немецкая овчарка всегда справлялась с этой работой, но потом для нее нашлись занятия поважней . Это крупная, красивая и сильная собака, предана хозяину. В Россию эту собаку завезли из Германии. Она помогает охранять границу, важные объекты, выследить опасных преступников. На нее может положиться слепой человек – она хороший поводырь.

Дети, подумайте, как можно отразить эти качества овчарки.

(Овчарка – сторож, защитник. Дети рисуют замок, солдата.)

Экскурсовод (ребенок)

Вторая остановка «Самый лучший пастух»

Красавица колли тоже овчарка, только шотландская. Это крупное, красивое животное, очень выносливое. Но характер у нее гораздо мягче, на вид она доброжелательней. А вы знаете, почему ее назвали колли?

Потому что ей пришлось пасти в Шотландии овец породы колли. Среди других пастушьих собак колли выделяется умом и сообразительностью. Кажется, что эта собака знает математику и постоянно пересчитывает овец. Ни одной не даст отбиться от стада.

Сосчитайте овец на пастбище.

Экскурсовод (ребенок)

Третья остановка «Самый отважный пловец»

Этой огромной доброй собаке многие обязаны жизнью, а зовут ее ньюфаундленд. Собак этой породы еще называют водолазами. Как вы думаете, почему ее называют водолазом?

Дети, подумайте, как можно отразить эти качества ньюфаундленда.

(Дети рисуют пловца.)

Экскурсовод (ребенок)

Четвертая остановка «Собака – спасатель»

Сейчас ты узнаешь еще об одной породе собак – спасателей, таких же крупных, сильных, добрых, как водолаз. Это сенбернар – они очень выносливы, часами могут искать людей, занесенных в горах. Учуют их под снегом и постараются помочь выбраться.

Как можно отразить эти качества сенбернара.

(Рисуют спасателя.)

Дружок Вы все говорите о больших собаках, а я хочу услышать о маленьких.

Экскурсовод (ребенок)

Пятая остановка «Болонки»

Болонки – это маленькие собачки, которые приносят радость своему хозяину общением, потому что она очень добрая, веселая и красивая.

Экскурсовод (ребенок)

Шестая остановка «Артист»

Пудели бывают большие, маленькие. Но они все очень веселые и обожают учиться чему-нибудь новому. А ведь это здорово – подумал человек и пригласил пуделя в цирке выступать. Нечего талантам пропадать, пусть артистом выступает.

Дети, подумайте, как можно отразить эти качества пуделя.

(Рисуют клоуна и т. д.)

Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие. Дружок, наши ребята знают скороговорку про тебя, хочешь послушать.

Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Дружок. Ой, какие вы молодцы! Спасибо вам. Я много узнал о своих друзьях , но сильно устал и хотел бы отдохнуть.

Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто, что делает»

Играющего выбираем считалкой

Шел Барбос к реке

Нес кота в мешке,

Бросил в речку и бежать

А тебе кота спасать.

Воспитатель. Дети, а у кого есть дома собака? Расскажите о своем четвероногом друге , Дружку.

(Дети рассказывают о своих четвероногих друзьях )

Воспитатель. Сегодня мы много нового узнали о наших четвероногих друзьях . Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче будет ваша дружба с ними. Ведь не зря говорят : «Мы в ответе за тех, кого приручили» .

Дети слушают песню «Пропала собака» .

Самостоятельная деятельность детей :

Дети рассматривают книги, календари, альбомы, игрушки.

Для закрепления правил использую схемы «Твоя безопасность»

Нельзя беспокоить животное, когда оно ест

Нельзя подходить к животному сзади


Нельзя трогать незнакомое животное

Мащенко Бирута Павловна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, п. г. т. Федоровский Сургутский район Тюменская область ХМАО

Как справиться с агрессивным хомяком

Появления в Вашей жизни хомяка, совсем не значит, что Вы заводите уменьшенную версию собаки или кошки. Вы заводите хомяка. В основном хомякам не нравится, когда их берут на руки, они могут принять Ваши хорошие намерения за действия хищника. Думая, что их могут съесть, хомяк станет защищаться.

Со временем, если Вы проявите терпение и заботу, хомякам, в конце концов, начнет нравиться находится у Вас на руках и карабкаться по Вам.

Исключениями являются хомяки Роборовского, наименьшая порода домашних хомяков. Эти крошечных хомяки обычно слишком маленькие, для того чтобы Вы могли без риска брать их на руки. У них все еще сохранился неконтролируемый инстинкт кусать все, что больше них. Хомяки попытаются убежать и спрятаться от того, кого они только что укусили. За этими животными лучше просто наблюдать, чем брать на руки.

Не существует плохих хомяков, существуют только плохие люди

Хомяки не замышляют то, где и когда напасть на Вас. Если хомяк кусается, то это значит что он либо расстроен, либо нервничает. Вы можете успокоить Вашего хомяка, прислушавшись к следующим советам:

1) Никогда не беспокойте хомяка, если он или она спит. Хомяки очень справедливо раздражаются, если их внезапно разбудить. 2) Никогда не трогайте Вашего хомяка в дневное время, только в случае крайней необходимости. Хомяки ночные животные и они весь день хотят спать. 3) Мойте руки каждый раз перед тем как взять хомяка на руки. Ваши пальцы могут пахнуть едой и непреднамеренно быть приняты за еду. 4) Постарайтесь не набрасываться на хомяка сверху как птица на добычу. Не берите хомяка сверху или сзади. 5) Около недели новые хомяки очень раздражительно относятся к новой окружающей среде, до тех пор, пока не привыкнут к новому дому.

В случае крайней необходимости до приручения

Возможно Вам понадобится взять на руки агрессивного хомяка для того чтобы отнести к ветеринару или чтобы почистить пол и вернуть его обратно, или же по любой другой причине. Вот несколько советов как сделать этот процесс менее болезненным для Вас и не таким ужасным для Вашего хомячка: 1) Возьмите прозрачную кружку или мерный стакан 2) Приготовьте перчатки для ухода за садом (если они у Вас есть) 3) Загоните хомяка в угол, используя кружку или мерный стакан, затем в перчатках загоните хомяка в стакан. 4) Переверните рукой кружку и хомяка вверх, чтобы он не выскочил. Вы можете часто осматривать хомяка в прозрачной кружке или стакане, чтобы проверить его физическое здоровье.

Приручение

Хомяки очень умные животные и если Вы будете терпеливыми и захотите узнать их выполняя их условия, они ответят на Вашу ласку, поглаживания и манипуляции. Разговаривая с хомяком когда он не спит, не беря его на руки, Вы поможете ему привыкнуть к Вашему присутствию. Затем попробуйте взять угощение, например свежую брокколи в руку и протянуть ее в клетку. Лучше всего держать ладонь с угощением перевернутой вверх. Позвольте хомяку взять угощение, когда он будет готов это сделать. Позвольте ему взять угощение и походить вокруг Вашей руки, но не пытайтесь поднять хомяка. Проделывайте эти действия около недели, а затем попытайтесь медленно и аккуратно поласкать его. Приготовьте больше угощений для поощрения спокойного поведения. Таким образом, Вы поможете Вашему хомяку понять, что Вы не хищник, а источник вкусных угощений. Некоторых людям удается успешно приручать маленьких животных, таких как хомячки при помощи кликера. Хомяк достаточно умен, для того чтобы быстро связать звук кликера с пищевым вознаграждением. Приручение хомяка занимает много времени, поэтому сохраняйте чувство юмора. Хомяк будет обучаться, выбирая подходящее для него время. Это может занять несколько месяцев непродолжительных тренировок.

Живые уголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в живом уголке п дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями в прохладное и затененное .

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов - кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего содержать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп. Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, - или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей, - канарейке .

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду - у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов - своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах - источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе группы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних - четыре пальца, на задних - три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка - травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2-3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3-4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или деревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3-4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья - "спальня", "кладовая", другой - как "туалет". Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в "кладовой" и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Когда появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13-15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, - кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только "одомашненных" птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину - 30 см, а в высоту - 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма - марганцовокислый калий (давать 2-3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20-40 г.

Чистота клетки - одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска - кровеносный сосуд).