Главная · Язва · Конспект занятия по ознакомлению с живым объектом-хомячком. Как справиться с агрессивным хомяком Запиши, какие животные есть

Конспект занятия по ознакомлению с живым объектом-хомячком. Как справиться с агрессивным хомяком Запиши, какие животные есть

С античных времён известно, что животные предчувствуют землетрясения. Почему? До сих пор это не удавалось объяснить. Новая теория позволяет понять, почему змеи, птицы и собаки проявляют беспокойство, когда подземная стихия грозит сотрясти ту или иную страну.

Внезапно выбежали мыши. Они выскальзывали из всех щелей и нор, растерянно кружась по комнате или двору. Казалось, заплутавшие зверьки станут лёгкой добычей для кошек, но их и след простыл. В тот день, б мая 1976 года, в итальянской деревушке Сан-Леопольдо, вся живность сошла с ума. Пищали мыши, метались птицы, метались змеи. Закрытые в закутках свиньи свирепели и откусывали друг другу хвосты. Другие домашние животные, наоборот, вели себя на редкость апатично. Вечером причина столь необычного поведения животных выяснилась. В 21 час в итальянском регионе Фриули (здесь расположена деревня Сан-Леопольдо) произошло землетрясение силой 6,5 балла по шкале Рихтера. Была разрушена 41 деревня, погибло около тысячи человек. А ведь животные заранее предчувствовали беду.

Ещё древнегреческий историк Диодор рассказывал о сверхъестественном чутье животных. В 373 году до н.э. сильнейшее землетрясение разрушило город Гелику, лежавший на берегу Коринфского залива. Море, нахлынувшее после катастрофы, поглотило разрушенный город — город, которому предвещало беду множество животных. За пять дней до удара стихии всполошились крысы, змеи и жуки. Целыми полчищами они направились в соседний городок Корию, находившийся вдали от моря. Они оказались в безопасности. Погибли лишь люди, не поверившие дурному знамению.

Римляне, как и греки, тоже знали о том, что «животные пророчат несчастье». Когда беспокойство охватывало собак, гусей и лошадей, заседание Сената — осторожности ради — проводили на открытом воздухе.
И в наши дни многие люди, живущие в сейсмически опасных районах, очень внимательно следят за поведением домашних животных. Крестьяне в Андах, например, держат у себя дома канареек, которые играют роль примитивных сейсмографов. «Примитивный» — не значит ненадёжный. Почувствовав скорый подземный удар, канарейки начинают беспокоиться, отчаянно машут крыльями и щебечут.
Порой чувствительность животных может стать для них роковой.

В1783 году в городе Мессина на Сицилии произошло мощное землетрясение; за ним последовали новые подземные толчки. Всякий раз перед афтершоком (повторным ударом) собаки поднимали невероятный лай. Сейсмические удары становились всё слабее, но лай не умолкал. И тут, нервы горожан не выдержали. Решено было перестрелять всех собак, хотя они лишь честно предупреждали опасности.

До сих пор учёным удалось предсказать крупное землетрясение лишь однажды, причём помогли им не какие-то ультрасовременные приборы, а опять же… животные. Случилось это в Китае. В 1974 году «председатель Мао» объявил в стране очередную кампанию -«народную войну» землетрясениям. Поводом послужило заявление учёных о том, что в ближайшие два года в провинции Ляонин произойдёт крупное землетрясение. По радио и в газетах, на производственных собраниях и школьных занятиях повторялось, что «надо присматриваться к поведению домашних животных».
За несколько недель на эту «народную войну» было призвано свыше 100 тысяч человек. Они доносили о всех подозрительных фактах. В первые дни февраля 1975 года в районе городка Хайчэн и впрямь стало твориться что-то необычное. Всюду видели змей, выползавших из пещер, где они зимовали и замерзавших прямо на дороге. Уровень грунтовых вод стал меняться. Наконец, 4 февраля было введено чрезвычайно положение. Весь день эвакуировали людей, вывозили все ценности. Когда беспокойный день подходил к концу и власти стали задумываться, а не поддались ли они панике, стихия нанесла удар. Землетрясение силой 7,3 балла полностью разрушило город, но погибло лишь несколько сотен человек.
Природа взяла своё годом позже, в июле 1976, за полтора месяца до смерти Мао. Напрасно население жаловалось на тревожные предвестия — таких жалоб, как выяснилось позже, поступило свыше двух тысяч, — в Пекине властям было не до этого. 27 июля в город Таншань - крупный угольный и металлургический центр с миллионным населением — пришла великая беда. По официальным данным, погибло 240 тысяч человек, но называют и другие цифры — до 600 тысяч.
Канарейка слушает форшок?
Долгое время никто не мог объяснить, почему животные проявляют беспокойство незадолго до землетрясения. Что особенного они чувствуют? Откуда они могут догадываться о коварстве подземных ударов? Они же никогда не видели землетрясений! А, может быть, какие-то побочные явления, сопровождающие подземный удар, пугают их?
Предполагалось, например, что животные ощущают форшоки — слабые подземные толчки, предваряющие главный удар подземной стихии. В 1988 году во время спэашного землетрясения в Армении, разрушившего (города Спитак и Ленинакан, некоторые люди сумели покинуть свои квартиры после первых слабых толчков. Однако форшок и основной сейсмический удар разделяют считанные секунды. А вот коровы, змеи и прочие живые «приборы» — по данным китайских исследователей, 58 видов животных угадывают приближение сейсмической катастрофы — испытывают беспокойство уже за 20 часов до беды. Стало быть, их беспокоит что-то иное.
Может быть, они чуют какие-то газы, выделяющиеся из земных недр, или слышат акустические волны, возникающие при сдвигах глубинных пород? Эту догадку опровергают канарейки и другие певчие птицы, чьи обоняние и слух ничуть не лучше, чем у нас с вами. Однако птицы мечутся в клетках задолго до подземных ударов, мы же не чувствуем ничего.
А, быть может, незадолго до землетрясения меняется уровень атмосферного электричества?
Учёным удалось выяснить, что:
- при раздавливании гранитных плит под прессом они начинают светиться в инфракрасном диапазоне, а перед их разрушением появлялись яркие вспышки.
Очевидцы землетрясений тоже сообщают, что от гор и холмов исходило какое-то свечение;
— в 1989 году, незадолго до землетрясения в Калифорнии, было зафиксировано электромагнитное излучение, исходящее из недр Земли. Такие же сигналы наблюдали в 1995 году в Кобэ перед землетрясением. Их появление можно объяснить только мощными электрическими токами в недрах Земли незадолго до бедствия;
- положительно заряженный слой ионосферы над 8 зоной будущего землетрясения вспучивается, что приводит к нарушениям радиосвязи. Это вызвано тем, что в нижних слоях воздуха скапливается одноимённый заряд.

Как же реагируют животные?
— при вдыхании положительно заряженных аэрозолей в организме животных начинает выделяться гормон серотонин, вызывающий резкие перепады настроения, а также тошноту. Люди тоже болезненно реагируют на подобную воздушную смесь. Так, когда в Альпах или на Кавказе начинает дуть фён — сухой, тёплый ветер, содержащий много заряженных частиц, - многие люди испытывают приступы мигрени;
— шерсть зверей заряжается электростатическим электричеством. На это особенно остро реагируют мелкие зверьки, у которых отношение площади поверхности тела к его объёму очень велико;
— водные животные чувствительны к заряженным частицам, поскольку вода — хороший проводник электричества;
— в закрытых помещениях содержание заряженных частиц выше, чем на открытом воздухе, поэтому животные покидают норы, выбегают из домов, выбираются из пещер.

Следует, впрочем, упомянуть, что животные проявляют беспокойство и перед грозой или бурей, когда в воздухе тоже «разлито электричество». Очевидно, они принимают скорое землетрясение за грозу, собирающуюся в воздухе. В свою очередь, мы, ожидая «сейсмических новостей» от зверюшек, можем часто обманываться. Их беспокойство может «навлечь» всего лишь грозу.
И всё-таки идея предсказывать землетрясения с помощью животных отнюдь не отвергнута. «Участие в таком эксперименте было бы очень интересно, - говорит Ева Сарджент, директор зоопарка Сан-Франциско, хотя я лично думаю, что не отдельные виды животных,
а лишь некоторые наиболее чувствительные особи могут предсказывать землетрясения. Ведь с животными с то же, что с людьми: у одних интуиция более развита, чем у других». В любом случае, когда речь идёт о спасении человеческих жизней — тысяч и даже десятков тысяч жизней, — любые прогнозы хороши, если они верны. Пусть даже авторами прогнозов выступают змеи, мыши и рыбы, надо прислушиваться и к ним. Их мнение может оказаться решающим.

Бывает ли «затишье перед бурей»?
В начале 1990-х годов немецкий геолог Йохен Цшау выдвинул гипотезу «затишья перед бурей». Он обратил внимание на то, что за несколько месяцев до крупного землетрясения прекращались микроземлетрясения, которые можно регистрировать с помощью новейшей аппаратуры. Однако сам же учёный вынужден был признать: «Порой за подобным затишьем не бывает никакого землетрясения». Чем в таком случае грозит неточный прогноз? Полным параличом хозяйственной жизни. Всё население местности будет эвакуировано, — а ничего и не произойдёт ни через день, ни через месяц.
Огонь укрощает землю

В историю геологии и философии вошло землетрясение в Лиссабоне в 1755 году. Вся Европа зачитывалась вольтеровскими строками: «Мудрецы страны не нашли способа более верного для спасения от окончательной гибели, чем устройство для народа прекрасного зрелища аутодафе. Университет в Коимбре постановил, что сожжение нескольких человек на малом огне, но с большой церемонией, есть, несомненно, верное средство остановить содрогание земли».

С природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход - и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Особенности

Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и Участие детей в и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.

Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Хомячки

Особенность этих животный - дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.

Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них - 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.

К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.

Черепаха

Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.

Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума - от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).

Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху - резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.

Ежи

Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.

Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи - насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.

Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.

Другие обитатели живого уголка

Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.

Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.

Техника безопасности

Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.

При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.

Лариса Георгиевская
Конспект занятия по ознакомлению с живым объектом-хомячком

Интеграция образовательных областей : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физкультура» .

Задачи :

«Познание » : продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, обитателях живого уголка группы; познакомить детей с образом жизни хомяка, его внешним видом, повадками; учить различать существенные признаки внешнего вида животного, сравнивать внешние признаки одного животного с другим. Воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать и ухаживать за ними; воспитывать необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

«Коммуникация» : активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме; развивать память, внимание, наглядно-образное мышление, мелкую моторику.

«Социализация» : развивать социальные навыки : умение работать в коллективе, способность выслушать мнения других, использовать возможность ответить другим.

«Физическая культура» : совершенствовать физические качества детей, способность сосредотачиваться; обеспечить активный кратковременный отдых детей.

Оборудование : клетка с хомячком, корм, иллюстрации по теме, игрушка-кот.

Предварительная работа : наблюдение за хомячком в экологической комнате, рассматривание иллюстраций с изображением хомячка, чтение литературы о хомяках.

Ход занятия:

– Ребята, у нас сегодня есть гость, но он спрятался и боится выходить. Его надо позвать. Отгадайте загадку :

Глазищи, усищи, хвостище, когтище,

А моется всех чище.

Дети : кошка

– А как мы ее позовем?

Дети : кс-кс-кс

Воспитатель вносит игрушку кота

Кот : здравствуйте, ребята! Я принес показать вам рыбку

Показ аквариума с хомяком

Дети : это не рыбка

– А кто же?

Дети : хомяк

– Почему это хомяк?

Дети называют отличия : шерсть, уши, туловище, лапы, не плавает и др.

– Ребята, давайте объясним Котику, почему это не рыбка.

Показ моделей

– Котик, посмотри на эти карточки и скажи, чем покрыто тело хомяка?

Кот : чешуей

– Ребята, вы тоже так считаете?

Дети : нет, шерстью

– Посмотрим на хомячка, какого он цвета?

Дети : рыжего, пестрого

– Какой формы мордочка, какого хомяк размера?

Дети : маленький

– У него четыре лапки, коротенький хвостик. Какого цвета и формы глаза? На что они похожи?

Дети : на бусинки

– У каких животных еще такие блестящие выпуклые глаза?

Дети : у белки, морской свинки

– У каких животных такая же овальная подвижная мордочка?

Какой формы уши? У каких животных такие же полукруглые уши?

Дети : у морской свинки

– Посмотрите, какой длины шея у хомяка? Такая же, как у нашего Кота?

Дети : нет, короче

– Посмотрите, как хомячок передвигается?

Дети : быстро бегает

– Наш хомяк сейчас живет в аквариуме, дно в нем должно быть в опилках, один уголок должен быть для спанья, другой - для туалета. В аквариуме можно сделать жердочки, кольца. Аквариум нужно обязательно чистить. Ребята, а вы знаете, что хомячки могут жить не только дома в клетках, а еще живут на природе. На воле они роют себе норки, в которых есть кладовки, в эти кладовочки хомяки складывают себе на зиму еду.

– Котик, как ты думаешь, чем питаются хомячки?

Кот : водорослями

Дети : нет, зернами, овощами.

– Правильно, ребята, хомяки едят семечки подсолнуха, овса, проса, хлеб, кашу, творог, капусту, молоко. Давайте покормим хомячка. Как он ест?

Дети : держит еду лапками, грызет пищу, у него острые зубы

– Хомяк не все сразу съедает. Он откладывает за щеки еду – про запас. Ребята, каких вы еще знаете животных, которые грызут пищу?

Дети : кролик, белка, морская свинка.

– Как называются животные, у которых передние зубы длинные и острые, и которые грызут пищу?

Дети : грызуны

– Как вы думаете, можно держать грызунов в картонной коробке? Почему?

Дети : нельзя, прогрызут

– Давайте с вами немножко поиграем, побудем хомячками, а котик на нас посмотрит. Встаем в круг.

Воспитатель проводит физминутку (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Моет щечки, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять –

Хочет Хомка сильным стать!

– Теперь, Котик, ты понял, чем отличается хомячок от рыбки?

Кот : да (повторяет некоторые признаки животного)

Спасибо вам, ребята, объяснили.

Живые уголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в живом уголке п дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями в прохладное и затененное .

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов - кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего содержать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп. Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, - или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей, - канарейке .

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду - у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов - своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах - источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе группы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних - четыре пальца, на задних - три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка - травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2-3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3-4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или деревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3-4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья - "спальня", "кладовая", другой - как "туалет". Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в "кладовой" и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Когда появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13-15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, - кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только "одомашненных" птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину - 30 см, а в высоту - 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма - марганцовокислый калий (давать 2-3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20-40 г.

Чистота клетки - одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска - кровеносный сосуд).

Очень часто попадают на просторы интернета истории о животных, которых спасли люди. Но питомцы способны отплатить человеку той же монетой, и спасти его жизнь тем способом, которым умеют.

Кот Винни

Когда дом наполнился угарным газом, Винни запрыгнул на свою спящую хозяйку и начал царапать её и громко мяукать. Когда та еле-еле проснулась, то она с трудом могла подняться с кровати и набрать 911.
"Если бы не было Винни, который кричал и царапался, нас бы не было здесь сегодня", - сказала хозяйка Винни
Семья считает, что утечка газа произошла из-за поломки газораспределительной системы в подвале дома. Медики сказали, что ещё 5 минут и у этой истории был бы грустный конец.

Доберман Хан

Не успел Хан пробыть в новом доме и четырех дней, как он уже спас 17 месячную дочку своего хозяина. Шарлотта играла на заднем дворе дома, как вдруг Хан начал рычать. Как позже выяснилось, Хан увидел в траве королевскую коричневую змею. Он попытался оттолкнуть девочку в сторону, чтобы убрать её подальше от того места, но у него не получилось. Тогда он аккуратно взял её за пеленку и отбросил её на метр позади себя.
Резкое движение Хана испугало змею, и она укусила его за лапу, но после оказанной ему медицинской помощи, доберман-герой полностью восстановился.

Белуха Мила

26-летний дайвер принимал участие в соревнованиях по свободному дайвингу, в котором нельзя использовать какое-либо дыхательное оборудование. Соревнование проводилось в бассейне глубиной 6 метров среди китов, в воде, температура которой была охлаждена до температуры воды в Арктике.
Когда дайвер хотел вернуться на поверхность, то понял, что его ноги свело от холода и он не может ими двигать. В этот момент его взяла зубами за ноги белуха и подняла на поверхность.
К счастью, белухи, которые живут в Арктике и субарктических водах питаются мелкой рыбой и кальмарами и они обладают мелкими зубами, поэтому дайвер не пострадал.

Питбуль Кило

Придя домой после пробежки, Джастин Беккер и его подруга услышали стук в дверь. Когда они открыли, на пороге стоял человек, одетый в форму службы доставки, который сказал им, что его сканер сломан и спросил, не может ли он войти в дом, чтобы воспользоваться их ручкой и вручить им посылку. Как только парень переступил порог, доставка сразу же превратилась в ограбление. Недолго думая питубль Кило тут же накинулся на грабителя, вооруженного пистолетом. Грабитель успел выстрелить в голову 12-летнего питбуля, но пуля отрикошетила от его черепа и вышла в области шеи, не задев жизненно важных органов. После оказанной медицинской помощи, Кило уже гулял на улице спустя 3 дня.

Домашняя свинья Лулу

Когда у Джоанн Алтсман случился сердечный приступ, она как подкошенная упала на пол. Увидев эту картину, Лулу, пузатая свинья её дочери, выбежала на улицу, после чего отправилась прямо на проезжую часть, пытаясь освободить движение. Среди негодующих водителей и зевак, нашелся человек, который последовал в дом за свиньей и обнаружил Джоанн на полу. Женщина была немедленно доставлена в больницу.

Немецкая овчарка Бадди

Джо Сталнекер взял к себе Бадди, когда ему было всего 8 месяцев. Джо также научил его пользоваться телефоном, чтобы вызывать 911, когда начал испытывать симптомы надвигающихся приступов. Если Джо потеряет сознание и будет не в состоянии вызвать службу спасения, то Бадди, должен будет вызвать 911, путем нажатия зубами на кнопку быстрого вызова.
В 2008 году в службу спасения поступил звонок, но на другом конце линии никто не говорил, а было слышно только как кто-то громко скулил и выл. Медики прибыли на место происшествия спустя пару минут и обнаружили Джо Сталнекера на полу собственного дома без сознания. Спустя пару дней Джо вышел из больницы. Таким образом, его друг Бадди спас ему жизнь.

Попугай Вилли

Двухлетняя Ханна Кууск задохнулась бы, если бы не попугай Вилли.
Меган Говард, няня ребенка и хозяйка попугая, приготовила пирог, поставила его на стол, чтобы он остывал, и ушла в туалет. Будучи в туалете, она услышала, как попугай начал громко кричать что-то вроде "Мама! Малыш! Мама! Малыш!". Когда Меган прибежала на кухню, то она увидела надкушенный пирог и Ханну с синими губами, которая подавилась пирогом. Девочка едва не задохнулась, но Меган быстро провела маневр Геймлиха и девочка сама выплюнула злосчастный кусок пирога.
Попугай Вилли был представлен к награде местной службой красного креста.

Ньюфаундленд Танг

В 1919 году судно под названием "Ethie" врезалось в скалы и село на мель, вместе с 93 моряками. После того, как одного из моряков унесло в море, моряки вручили в зубы Тангу, корабельной собаке породы ньюфаундленд, веревку и тот прыгнул в воду и отправился к суше.
Каково же было удивление моряков, когда Танг достиг земли, всё ещё держа веревку в зубах. Все 92 моряка остались в живых и были доставлены в безопасное место.
Позже в Лондоне Танг был награжден медалью за храбрость.

Коза Мэнди

Австрийский фермер Ноэль Осборн упал в кучу навоза и повредил бедро, он был слишком далеко от всех, кто мог бы услышать его крики и прийти на помощь. Ноэль пролежал на открытом воздухе 5 дней в куче навоза со сломанным бедром. Как же он выжил? Его спасла коза по имени Мэнди, которая лежала рядом с ним, сохраняя его в тепле. Более того, она даже кормила его своим молоком, и помогла мужчине выжить холодными дождливыми ночами. В конце концов, Ноэль Осборн был спасен своими друзьями.

Золотистый ретвривер Тоби

45-летняя Дебби Паркхарст ела яблоко, находясь у себя дома, как вдруг неожиданно подавилась куском фрукта. Кусок яблока перекрыл дыхательные пути и женщина начала задыхаться. В этот момент её 2-летний золотистый ретривер Тоби повалил её на пол и начал прыгать на груди хозяйки. Таким образом, Тоби делал нечто похожее на маневр Геймлиха. В итоге Тоби прыгал на груди хозяйки до тех пор, пока кусок яблока не вылетел у неё из горла. После этого он начал лизать лицо Дебби, и благодаря этому женщина не потеряла сознание.

Лошадь по имени Керри

40-летняя мать двоих детей Фиона Бойд была одна на семейной ферме, как вдруг услышала крики теленка за окном. Когда она вышла на улицу, она увидела, что теленок потерял свою маму и не мог найти её среди других коров. Она решила ему помочь и отвести теленка к его матери в сарай. Но мама заметила своего теленка раньше, чем он её и неправильно восприняла жест Фионы. Корова понеслась на женщину, сбив её с ног, а после этого начала топтаться по ней. Фиона лежала на земле, прикрывая руками голову, но когда топот прекратился, она подняла голову и увидела, что её 15-летняя лошадь по имени Керри, которая находилась неподалеку, стала лягать озверевшую корову. Пока Керри отвлекала корову, Фионе удалось отползти в безопасное место под электрический забор.

Английский кокер-спаниель Хани

Однажды Майкл Бош вместе со своей собакой Хани попали в аварию на внедорожнике. Вскоре Майкл понял, что они с Хани остались запертыми в перевернутом автомобиле. Кое-как мужчина смог выпустить собаку на волю, чтобы та смогла привести кого-нибудь на помощь, хоть и сам не очень в это верил. 5-месячный английский кокер-спаниель привлекла внимание человека, находящегося в полумиле от перевернутого автомобиля и привела его к месту аварии. Позже спасатели сказали, что если бы не Хани, то Майкл бы умер.

Слон Нингнонг

8-летняя Эмбер Мейсон вместе со своей мамой и отчимом отправилась отдыхать в Пхукет, Таиланд. Там она крепко подружилась с 4-летним слоном по имени Нингнонг. Вряд ли кто-нибудь из них знал, что в 2004 году место, где они поселились, накроет цунами.
Однажды, играя на берегу пляжа вместе с другими слонами, Нингнонг почувствовал неладное и побежал обратно к девочке, поэтому, когда на город обрушилось цунами, маленькая девочка не пострадала, так как Нингнонг укрыл её от стихии собственным телом.

Чихуахуа Чи Чи

Мэри Лэйн со своим мужем отдыхали на пляже со своей чихуахуа по имени Чи Чи, который имел очень спокойный характер и просто сидел на стуле. Как вдруг пес вскочил и побежал по пляжу, громко гавкая, и таща за собой по песку на поводке небольшой стульчик, к которому был привязан. Проследовав за псом пара заметила двух пожилых дам, которые попали под штормовые волны и тонули в воде, не в силах выбраться на берег. Мэри вместе со своим мужем быстро выволокли их на берег, тем самым спася женщинам жизнь. Когда пара вернулась обратно к месту отдыха, то они увидели Чи Чи мирно спящим в своём кресле.

Кот Паддинг

Кот по имени Паддинг жизнь своей хозяйке Эми Юнг в тот же день, в который был взят домой из приюта.
Эми Юнг страдала от сахарного диабета и когда у неё случился приступ, то она впала в диабетическую кому. Как только это случилось, Паддинг сразу стал кусать и толкать хозяйку, пока она немного не пришла в себя. Эми была очень слаба и поэтому не могла громко позвать своего сына Итана, который спал в соседней комнате. Тогда Паддинг вбежал в комнату Итана и начал уже кусать и подталкивать его, пока тот не проснулся и не вызвал службу спасения для своей матери. Все врачи согласились, что кот спас Эми жизнь.