Главная · Дисбактериоз · Предсказание землетрясений животными, как животные чувствуют землетрясения. Конспект занятия по ознакомлению с живым объектом-хомячком Золотистый ретвривер Тоби

Предсказание землетрясений животными, как животные чувствуют землетрясения. Конспект занятия по ознакомлению с живым объектом-хомячком Золотистый ретвривер Тоби

С природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход - и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Особенности

Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и Участие детей в и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.

Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Хомячки

Особенность этих животный - дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.

Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них - 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.

К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.

Черепаха

Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.

Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума - от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).

Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху - резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.

Ежи

Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.

Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи - насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.

Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.

Другие обитатели живого уголка

Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.

Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.

Техника безопасности

Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.

При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.

Живые уголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в живом уголке п дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями в прохладное и затененное .

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов - кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего содержать на участке).

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп. Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, веселый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы. Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, - или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей, - канарейке .

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду - у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

Животные уголка природы старшей группы. Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов - своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах - источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе группы. В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих. Морская свинка. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних - четыре пальца, на задних - три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка - травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно. Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обязательно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2-3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3-4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке или деревянном ящике, обитом изнутри жестью, аквариуме размером 70x50x40 см. Дно ящика должно быть застелено опилками или сухим чистым песком слоем в 3-4 см. В клетке хомячок ведет себя аккуратно: один угол клетки использует для жилья - "спальня", "кладовая", другой - как "туалет". Для туалета можно использовать ящичек с опилками и приучить к нему хомячка, тогда отпадет надобность засыпать все дно клетки опилками. В клетке следует устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок устраивает теплое гнездо. В клетке можно сделать жердочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика. Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несоленое сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко, зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба (один раз в неделю). В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день. Время от времени нужно проверять запасы в "кладовой" и удалять заплесневевший корм.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Когда появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13-15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, - кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц. В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только "одомашненных" птиц (голубь, канарейка, волнистый попугайчик). При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки: они должны отвечать потребностям данного вида. При выборе клеток надо подходить к каждому виду птиц индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без всяких лишних украшений. Объем ее зависит от величины и подвижности птиц. Максимальный объем клетки для большинства наших птиц не должен превышать в длину 50 см, в ширину - 30 см, а в высоту - 40 см. Каждая клетка должна иметь двойное дно: нижнее не­подвижное, а верхнее выдвижное. На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок. В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты. В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги традесканции, аспарагуса, минеральные корма - марганцовокислый калий (давать 2-3 раза в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов составляет 20-40 г.

Чистота клетки - одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска - кровеносный сосуд).

Пройди лабиринт по наиболее безопасному пути и помоги Лене с Мишей добраться до станции.

Проверяем умение понимать текст.

1 вариант: Прочитай текст "Дикие животные" на стр. 116-117 учебника. Выполни задания.

О том, как вести себя с дикими животными.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается о причинах нападения змей на человека. Отметь его.

Змея может укусить лишь в том случае, если на нее нападают или случайно укусили.

Обращаться с дикими животными нужно осторожно. Никогда не следует прикасаться к ним.

4. Напиши, какой болезнью может заразить человека голубь.

5. Почему не следует прикасаться к диким животным? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они могут укусить или заразить человека.

6. Что надо сделать, если человека укусила змея? Выбери только один ответ и отметь его.

Приложить хород к ране и вызвать врача.

7. Напиши, почему опасны ядовитые животные.

Они могут отравить человека ядом.

8. Обведи ядовитую змею.

В. Учимся понимать главную мысль текста.

Об осторожном обращении с дикими животными.

10. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?

Общение с обитателями природы.

Общаться с дикими животными нужно осторожно.

2 вариант: Прочитай текст "Домашние животные" на стр. 118-119 учебника. Выполни задания.

А. Учимся понимать текст и находить факты.

1. О чем главным образом рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и отметь его.

О том, как вести себя с домашними животными.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором описывается правило поведения с незнакомой собакой. Отметь его.

Никогда не следует пытаться погладить незнакомую собаку, даже если она дружески виляет хвостом.

3. Впиши в предложение пропущенное слово.

Лошадь, корова, свинья, петух и утка, как правило не нападают на человека, как это могут сделать дикие животные.

4. Напиши, как следует себя вести по отношению к незнакомым домашним животным, а как можн себя вести по отношению к знакомым.

С незнакомым животным - осторожно, со знакомым - как советует его хозяин.

Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.

5. Почему не следует гладить незнакомых собак? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они могут не понять ваших намерений и начать защищаться.

6. Что надо сделать, если человека укусила собака? Выбери только один ответ и отметь его..

Промыть рану, смазать по краям зеленкой и заклеить пластырем, а затем обратиться к врачу.

7. Каких из нарисованных собак следовало бы избегать на улице? Обведи.

8. Объясни, почему домашние животные дружелюбны по отношению к хозяину, но могут быть опасны для чужого.

Хозяина животное хорошо знает, никто точно не может сказать, как животное поведет себя с незнакомым человеком.

Учимся понимать главную мысль текста.

Об осторожном обращении с домашними животными.

11. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.

Общение с домашними обитателями.

12. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.

Никогда не подходи к домашнему животному без разрешения хозяина.

Как справиться с агрессивным хомяком

Появления в Вашей жизни хомяка, совсем не значит, что Вы заводите уменьшенную версию собаки или кошки. Вы заводите хомяка. В основном хомякам не нравится, когда их берут на руки, они могут принять Ваши хорошие намерения за действия хищника. Думая, что их могут съесть, хомяк станет защищаться.

Со временем, если Вы проявите терпение и заботу, хомякам, в конце концов, начнет нравиться находится у Вас на руках и карабкаться по Вам.

Исключениями являются хомяки Роборовского, наименьшая порода домашних хомяков. Эти крошечных хомяки обычно слишком маленькие, для того чтобы Вы могли без риска брать их на руки. У них все еще сохранился неконтролируемый инстинкт кусать все, что больше них. Хомяки попытаются убежать и спрятаться от того, кого они только что укусили. За этими животными лучше просто наблюдать, чем брать на руки.

Не существует плохих хомяков, существуют только плохие люди

Хомяки не замышляют то, где и когда напасть на Вас. Если хомяк кусается, то это значит что он либо расстроен, либо нервничает. Вы можете успокоить Вашего хомяка, прислушавшись к следующим советам:

1) Никогда не беспокойте хомяка, если он или она спит. Хомяки очень справедливо раздражаются, если их внезапно разбудить. 2) Никогда не трогайте Вашего хомяка в дневное время, только в случае крайней необходимости. Хомяки ночные животные и они весь день хотят спать. 3) Мойте руки каждый раз перед тем как взять хомяка на руки. Ваши пальцы могут пахнуть едой и непреднамеренно быть приняты за еду. 4) Постарайтесь не набрасываться на хомяка сверху как птица на добычу. Не берите хомяка сверху или сзади. 5) Около недели новые хомяки очень раздражительно относятся к новой окружающей среде, до тех пор, пока не привыкнут к новому дому.

В случае крайней необходимости до приручения

Возможно Вам понадобится взять на руки агрессивного хомяка для того чтобы отнести к ветеринару или чтобы почистить пол и вернуть его обратно, или же по любой другой причине. Вот несколько советов как сделать этот процесс менее болезненным для Вас и не таким ужасным для Вашего хомячка: 1) Возьмите прозрачную кружку или мерный стакан 2) Приготовьте перчатки для ухода за садом (если они у Вас есть) 3) Загоните хомяка в угол, используя кружку или мерный стакан, затем в перчатках загоните хомяка в стакан. 4) Переверните рукой кружку и хомяка вверх, чтобы он не выскочил. Вы можете часто осматривать хомяка в прозрачной кружке или стакане, чтобы проверить его физическое здоровье.

Приручение

Хомяки очень умные животные и если Вы будете терпеливыми и захотите узнать их выполняя их условия, они ответят на Вашу ласку, поглаживания и манипуляции. Разговаривая с хомяком когда он не спит, не беря его на руки, Вы поможете ему привыкнуть к Вашему присутствию. Затем попробуйте взять угощение, например свежую брокколи в руку и протянуть ее в клетку. Лучше всего держать ладонь с угощением перевернутой вверх. Позвольте хомяку взять угощение, когда он будет готов это сделать. Позвольте ему взять угощение и походить вокруг Вашей руки, но не пытайтесь поднять хомяка. Проделывайте эти действия около недели, а затем попытайтесь медленно и аккуратно поласкать его. Приготовьте больше угощений для поощрения спокойного поведения. Таким образом, Вы поможете Вашему хомяку понять, что Вы не хищник, а источник вкусных угощений. Некоторых людям удается успешно приручать маленьких животных, таких как хомячки при помощи кликера. Хомяк достаточно умен, для того чтобы быстро связать звук кликера с пищевым вознаграждением. Приручение хомяка занимает много времени, поэтому сохраняйте чувство юмора. Хомяк будет обучаться, выбирая подходящее для него время. Это может занять несколько месяцев непродолжительных тренировок.

Бирута Мащенко

Цель : уточнить представления детей о домашних животных.

Задачи :

Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить;

Развивать связную речь;

Упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе;

Учить детей работать со схемами, моделями при аргументации своего ответа;

Воспитывать интерес к этим животным , бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

Материал : картинки с изображением разных пород собак; схемы – «Животное» , «Составление рассказа о животном» , «Меры безопасности при общении с собаками» ; модель «Зверь» ; д/и – «Кто, что делает» ; аудиозапись «Пропала собака» ; книги о собаках, коллекция календарей о собаках, игрушки – собаки, карандаши, альбомный лист.

Предварительная работа :

Наблюдение за собаками во время прогулки;

Разучить с детьми загадки, пословицы, скороговорки о собаках;

Чтение рассказов о собаках;

Оформит выставку детских рисунков и поделок на тему «Собака – это друг человека» ;

Просмотр видеофильмов о собаках.

Индивидуальная работа : воспитатель готовит детей экскурсоводов.

Ход занятия

(На столе стоят игрушки – собака, корова, лошадь, овца, коза, свинья)

Воспитатель. Ребята, кто это (игрушки – домашние животные? Почему их относят к домашним животным? (Дети для доказательства используют подвижную модель : живет рядом с человеком – показывают на себя, строит дом – руки поднимают над головой под углом, заготавливает пищу – ладони соединяют в виде чашки, заботится, а животное приносит пользу)

Игра «Подскажи словечко»

Пятачок умоет в луже

И торопится на ужин

Отрубей я ей сварю

Скажет мне она (хрю – хрю)

Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке в терему,

А она в хлеву (му –му)

Кот усатый, как разбойник

Перепрыгнул подоконник,

Распугал соседских кур

И мурлыкает (мур – мур)

У меня ученый пес

Круглой пуговкою нос

Если в чем-то я не прав,

Громко лает он (гав – гав) .

(дети находят отгадки среди игрушек)

Воспитатель. Я вам загадаю загадку, а по отгадке вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи.

Конечно, мы сегодня будем говорить о собаках.

(дети рассматривают картинку - собака)

Вопросы :

Кто это? (собака - животное)

Докажи, что собака животное (используют при аргументации схему «Животное» )

Какие бывают животные? (звери, птицы, рыбы, насекомые)

Докажи, что собака это зверь (используют модель «Звери» ).

Раздается плач и воспитатель обращает внимание детей на плачущего щенка. Дети успокаивают щенка – говорят добрые, хорошие слова.

Воспитатель. Как тебя зовут? (Дружок) Почему ты плачешь?

(Дружок говорит, что он потерялся и хотел бы найти себе друзей похожих на него )

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как надо обращаться с бездомными животными?

(Ответы детей, используем схему «Твоя безопасность» - нельзя беспокоить животных, когда они едят; подходить к животному сзади; нельзя трогать незнакомое животное.)

Воспитатель. Дружок, хочешь с нами посетить выставку собак?

(дети имитируют движение)

Экскурсовод (ребенок)

Первая остановка «Надежный сторож и защитник»

Знаешь ли ты, что означает слово «овчарка» ? Так называют собаку, которая пасет овец. Немецкая овчарка всегда справлялась с этой работой, но потом для нее нашлись занятия поважней . Это крупная, красивая и сильная собака, предана хозяину. В Россию эту собаку завезли из Германии. Она помогает охранять границу, важные объекты, выследить опасных преступников. На нее может положиться слепой человек – она хороший поводырь.

Дети, подумайте, как можно отразить эти качества овчарки.

(Овчарка – сторож, защитник. Дети рисуют замок, солдата.)

Экскурсовод (ребенок)

Вторая остановка «Самый лучший пастух»

Красавица колли тоже овчарка, только шотландская. Это крупное, красивое животное, очень выносливое. Но характер у нее гораздо мягче, на вид она доброжелательней. А вы знаете, почему ее назвали колли?

Потому что ей пришлось пасти в Шотландии овец породы колли. Среди других пастушьих собак колли выделяется умом и сообразительностью. Кажется, что эта собака знает математику и постоянно пересчитывает овец. Ни одной не даст отбиться от стада.

Сосчитайте овец на пастбище.

Экскурсовод (ребенок)

Третья остановка «Самый отважный пловец»

Этой огромной доброй собаке многие обязаны жизнью, а зовут ее ньюфаундленд. Собак этой породы еще называют водолазами. Как вы думаете, почему ее называют водолазом?

Дети, подумайте, как можно отразить эти качества ньюфаундленда.

(Дети рисуют пловца.)

Экскурсовод (ребенок)

Четвертая остановка «Собака – спасатель»

Сейчас ты узнаешь еще об одной породе собак – спасателей, таких же крупных, сильных, добрых, как водолаз. Это сенбернар – они очень выносливы, часами могут искать людей, занесенных в горах. Учуют их под снегом и постараются помочь выбраться.

Как можно отразить эти качества сенбернара.

(Рисуют спасателя.)

Дружок Вы все говорите о больших собаках, а я хочу услышать о маленьких.

Экскурсовод (ребенок)

Пятая остановка «Болонки»

Болонки – это маленькие собачки, которые приносят радость своему хозяину общением, потому что она очень добрая, веселая и красивая.

Экскурсовод (ребенок)

Шестая остановка «Артист»

Пудели бывают большие, маленькие. Но они все очень веселые и обожают учиться чему-нибудь новому. А ведь это здорово – подумал человек и пригласил пуделя в цирке выступать. Нечего талантам пропадать, пусть артистом выступает.

Дети, подумайте, как можно отразить эти качества пуделя.

(Рисуют клоуна и т. д.)

Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие. Дружок, наши ребята знают скороговорку про тебя, хочешь послушать.

Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Дружок. Ой, какие вы молодцы! Спасибо вам. Я много узнал о своих друзьях , но сильно устал и хотел бы отдохнуть.

Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто, что делает»

Играющего выбираем считалкой

Шел Барбос к реке

Нес кота в мешке,

Бросил в речку и бежать

А тебе кота спасать.

Воспитатель. Дети, а у кого есть дома собака? Расскажите о своем четвероногом друге , Дружку.

(Дети рассказывают о своих четвероногих друзьях )

Воспитатель. Сегодня мы много нового узнали о наших четвероногих друзьях . Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче будет ваша дружба с ними. Ведь не зря говорят : «Мы в ответе за тех, кого приручили» .

Дети слушают песню «Пропала собака» .

Самостоятельная деятельность детей :

Дети рассматривают книги, календари, альбомы, игрушки.

Для закрепления правил использую схемы «Твоя безопасность»

Нельзя беспокоить животное, когда оно ест

Нельзя подходить к животному сзади


Нельзя трогать незнакомое животное

Мащенко Бирута Павловна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, п. г. т. Федоровский Сургутский район Тюменская область ХМАО