Главная · Диарея · Основной симптом детского церебрального паралича. Клинические формы детского церебрального паралича. Симптомы и признаки

Основной симптом детского церебрального паралича. Клинические формы детского церебрального паралича. Симптомы и признаки

Часто в раннем детстве симптомы ДЦП почти не заметны, но они все ярче проявляются по мере взросления ребенка. Дети, страдающие этим заболеванием, позже других начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Зато «детские» рефлексы, которые в норме исчезают в 6-8 месяцев, у них сохраняются дольше. Часто такие дети к полутора годам одной рукой управляются гораздо лучше, чем другой, так как вторая половина тела у них слишком слабая.

Однако мышцы ребенка, страдающего ДЦП, могут быть не только чересчур расслаблены. Они могут быть и слишком напряжены. И то, и другое называется патологическим мышечным тонусом. Из-за него руки и ноги ребенка могут принимать неестественные положения.

Движения страдающего ДЦП слишком резкие или наоборот, слишком медленные. Довольно часто ребенок не может их контролировать.

Часто у страдающих этим заболеванием возникают деформации скелета. Обычно на пораженной стороне рука и нога несколько короче, чем на здоровой. Если эту разницу не корректировать, возможно развитие сколиоза.

Многие дети, страдающие ДЦП, имеют задержки умственного развития. Однако если ребенок не откликается на свое имя, возможно, у него проблемы не с умственным развитием, а со слухом. Это тоже частая патология при ДЦП.

Некоторые дети не могут нормально разговаривать из-за неспособности правильно двигать губами и языком. Также у них могут наблюдаться проблемы сначала с сосанием, а позже и с глотанием. У таких детей часто бывает слюнотечение, так как они не могут сглатывать слюну. Родителям в этом случае необходимо внимательно следить за ребенком во время приема пищи - есть опасность удушения из-за того, что пища может попасть в дыхательные пути.

Примерно у 30 % таких детей наблюдаются судороги. Они могут начаться сразу после рождения, а могут и через несколько лет. Часто судороги не замечают, считая, что это просто непроизвольные движения рук или ног.

Примерно 75 % страдающих ДЦП имеют проблемы со зрением. Чаще всего это косоглазие , возникающее из-за слабости мышц, контролирующих движения глаза. Часто у них бывает и близорукость .

Многие страдающие ДЦП имеют кариес . Это происходит из-за невозможности правильно чистить зубы . Также в возникновении этого заболевания играет роль и врожденная недостаточность зубной эмали.

У некоторых детей могут быть проблемы с мочеиспусканием и испражнениями, так как они не могут контролировать соответствующие мышцы.

Описание

На 1000 детей приходится примерно 2-3 ребенка, страдающих детским церебральным параличом. Однако рождается их больше - примерно 1,7-5,9 на 1000 родов. Раньше считалось, что детский церебральный паралич развивается из-за проблем во время родов. Теперь же известно, что неправильно протекающие роды, конечно, играют роль в развитии этого заболевания, но далеко не первую - почти в 80 % случаев заболевание закладывается в пренатальный период (до рождения ребенка). Факторов риска этого заболевания множество:

  • преждевременные роды;
  • осложнения во время родов;
  • тугое обвитие пуповиной;
  • слишком крупный плод;
  • узкий таз;
  • низкая масса тела при рождении , особенно, если масса тела меньше 1 кг;
  • множественные плоды (двойня, тройня и более);
  • врожденные патологии строения головного и спинного мозга;
  • нарушения кровообращения головного мозга у плода;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
  • заболевания щитовидной железы и сахарный диабет у матери;
  • гипертоническая болезн , ишемическая болезнь сердца , пороки сердца у матери;
  • курение и употребление алкоголя во время беременности;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • гипо- и авитаминозы у матери;
  • гемолитическая болезнь новорожденного;
  • плохая экологическая обстановка.

Существует несколько форм этого заболевания. В основном диагностируют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую, атонически-атаксическую и гемиплегическую формы.

Спастическая диплегия или болезнь Литтла

Это наиболее распространенная (40 % всех случаев ДЦП) форма заболевания, отчетливо проявляющаяся к концу первого года жизни. Возникает она преимущественно у недоношенных детей. У них развивается спастический тетрапарез (парез рук и ног), причем парез ног выражен сильнее. У таких детей ноги и руки находятся в вынужденном положении из-за постоянного тонуса и сгибательных, и разгибательных мышц. Руки прижаты к туловищу и согнуты в локтях, а ноги неестественно выпрямлены и прижаты друг к другу или даже перекрещены. Стопы часто деформируются в процессе роста.

Также у этих детей часто бывают нарушения речи и слуха. Их интеллект и память снижены, им трудно сосредоточиться на каком-либо занятии.

Судороги бывают реже, чем при других видах ДЦП.

Двойная гемиплегия

Это одна самая тяжелая форма заболевания. Ее диагностируют в 2 % случаев. Она возникает из-за длительной пренатальной гипоксии, при которой повреждается головной мозг. Заболевание проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. При этой форме наблюдаются парезы рук и ног с преимущественным поражением рук и неравномерным поражением сторон тела. Руки при этом согнуты в локтях и прижаты к телу, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, но могут быть и разогнуты.

Речь таких детей смазанная, плохо понятная. Они говорят гнусаво, либо слишком быстро и громко, либо слишком медленно и тихо. У них очень маленький словарный запас.

Интеллект и память таких детей снижены. Дети часто пребывают в эйфории или в апатии.

При этой форме детского церебрального паралича также возможны судороги, причем, чем они чаще и сильнее, тем хуже прогноз заболевания.

Гиперкинетическая форма

Для этой формы ДЦП, встречающейся в 10 % случаев, характерны непроизвольные движения и расстройства речи. Заболевание проявляется в конце первого - начале второго года жизни ребенка. Непроизвольно двигаться могут руки и ноги, мышцы лица, шея, причем движения усиливаются при переживаниях.

Говорить такие дети начинают поздно, их речь медленная, невнятная, монотонная, артикуляция нарушена.

Интеллект при этой форме страдает редко. Часто такие дети успешно заканчивают не только школу, но и высшее учебное заведение.

Судороги при гиперкинетической форме бывают редко.

Атонически-астатическая форма

У детей, страдающих этой формой ДЦП, мышцы расслаблены, причем гипотония наблюдается с рождения. Эта форма наблюдается у 15 % детей с ДЦП. Они поздно начинают садиться, стоять и ходить. Координация у них нарушена, при этом часто бывает тремор (дрожание рук, ног, головы).

Интеллект при этой форме страдает незначительно.

Гемиплегическая форма

При этой форме, встречающейся в 32 % случаев, у ребенка выявляется односторонний парез, то есть, поражены одна рука и одна нога с одной стороны тела, причем, больше страдает рука. Эта форма часто диагностируется уже при рождении.

Характерно для этой формы нарушение речи - ребенок не может нормально произносить слова.

Интеллект, память и внимание снижены.

В 40-50 % случаев регистрируются судороги, причем, чем они чаще, тем хуже прогноз заболевания.

Существует также смешанная форма (1 % случаев), при которой сочетаются различные формы заболевания.

Выделяют три стадии детского церебрального паралича:

  • раннюю;
  • начальную хронически-резидуальную;
  • конечную резидуальную.

В конечной стадии существует две степени - I, при которой ребенок овладевает навыками самообслуживания, и II, при которой это невозможно из-за сильных нарушений психики и моторики.

Диагностика

К неврологу с подозрением на ДЦП нужно обращаться если:

  • в возрасте 1 месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте 4 месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте 4 месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте 7 месяцев ребенок не сидит без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не говорит слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок делает все в основном одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком плавные;
  • ребенок не ходит или ходит неправильно, например, на цыпочках.

Врач ставит диагноз на основании тщательного осмотра ребенка, жалоб родителей, семейной истории, а также течения беременности и родов. (электрофорез, миостимуляция) только если нет судорог;

  • электрорефлексотерапию для восстановления активности двигательных нейронов коры головного мозга, в результате чего снижается мышечной тонус, улучшается координация, речь, улучшается дикция;
  • нагрузочные костюмы для коррекции позы и движений тела, а также для стимуляции центральной нервной системы;
  • терапию с животными - иппотерапия , канистерапия ;
  • работу с логопедом;
  • развитие моторных навыков ребенка;
  • назначение препаратов, улучшающих работу мозга
  • занятия на специальных тренажерах типа локтомат.
  • При необходимости проводят оперативное вмешательство - сухожильно-мышечную пластику, устранение контрактур, миотомию (разрез или разделение мышцы).

    Возможно, что через некоторое время появится метод лечения стволовыми клетками, но пока научно доказанных методов лечения этого заболевания с их применением не существует.

    Это неправильное функционирование двигательной сферы. Больной не в силах поддерживать позу и выполнять произвольные движения из-за патологии головного мозга, сформировавшейся еще до рождения малыша.

    Дети с ДЦП и их родители вызывают неподдельную жалость и сочувствие. Страшный диагноз навсегда связал их вместе. Ведь ДЦП, что это, по сути? Это практически полная инвалидность, ребенок не может самостоятельно есть, пить, ходить в туалет. Имея такой диагноз, ребенок, не научившийся ходить до 8 лет, уже никогда не пойдет самостоятельно. Мать будет вынуждена поднимать уже достаточно тяжелого отпрыска и носить его на руках.

    Это страшное заболевание может выражаться по-разному: от легкой хромоты до полной обездвиженности. И первый вариант — это вполне здоровый человек, способный работать, заводить семью. Второй вариант — инвалид-колясочник, неспособный на самостоятельное существование.

    Характеристики заболевания

    Основной симптом ДЦП — нарушение движения. Малышам с таким диагнозом собственное тело просто не подвластно, оно не слушается их. И все-таки ДЦП — что это?

    1. При этом заболевании
    2. Повышается Мышцы малыша всегда напряжены и не умеют расслабляться.
    3. Мышцы, которые, по сути, не должны принимать участие в движении, патологически включаются в работу.
    4. Ребенок не способен удержать позу.
    5. Дефекты слуха и речи.
    6. Умственное отставание.
    7. Проявления судорог, эпилепсии.
    8. Нарушение чувствительности.
    9. Изменения вегетативной нервной системы.
    10. Сильная потливость.
    11. Нарушенное артериальное давление.
    12. Неправильный сердечный ритм.
    13. Эпизодическое повышение температуры тела и др.

    Причины заболевания

    ДЦП - что это? По сути, это неблагоприятный исход повреждения головного мозга в первые месяцы жизни ребенка - перинатальной энцефалопатии. Можно отметить следующие факторы, приводящие к повреждению мозга:

    • Рождение малыша раньше срока.
    • Гемолитическое заболевание новорожденного.
    • Патологические роды, приводящие к отмиранию части клеток мозга, травмирование при родах, асфиксия новорожденного.
    • Длительные или быстрые или же торможение посредством медикаментов.
    • Вынужденное использование щипцов в процессе родов.
    • Попытки выдавить плод.
    • Рождение ребенка с пороками мозга, как то: неверная анатомия, отсутствие частей мозга.

    Почему бывает порок мозга

    1. Всевозможные заболевания, передаваемые на генетическом уровне.
    2. Вредное воздействие на беременную.

    Также риск могут вызывать рождение близнецов, профпрививки с неблагоприятным исходом, отклонения в нервной системе. Конечно, все перечисленное выше не говорит о том, что малыш родится с ДЦП, однако насторожиться и проявить бдительность при таких признаках просто необходимо!

    Можно ли говорить о лечении таких детей? Ведь ДЦП - уже свершившийся факт, и здесь уместнее сказать не о лечении ребенка, а о его реабилитации. Самое главное - это научить пациента самообслуживанию. Научить его справляться без помощи близких в элементарных бытовых вопросах. Здесь уже медики не так могут помочь, основная часть обучения ложится на плечи родителей. Чем раньше начинается реабилитация, тем больше шансов добиться максимальных результатов.

    План:

    1.Характеристика стадий ДЦП. 2.Формы ДЦП: спастическая диплегия.

    3.Спастическая гемиплегия 4.Двойная гемиплегия.

    5.Гиперкинетическая форма ДЦП. 6.Атоническая форма ДЦП.

    7.Синдромы речевых расстройств. 8.Сенсорные нарушения.

    9.Вегетативно-обменные нарушения. 10. Нарушения интеллекта.

    В клинической практике используется классификация К.А.Семёновой. Клиническая картина детского церебрального паралича (ДЦП) различна в зависимости от того, на какие отделы мозга преимущественно распространился патологические процесс. Интенсивность поражения того или другого отдела мозга положена в основу многих классификаций заболеваний.

    Выделяется три стадии течения ДЦП.

    Начальная стадия диагностируется сразу после рождения и характеризуется тяжёлым общим состоянием ребёнка, нарушением тонуса мышц, дрожанием, нистагмом, нарушением сосательного рефлекса и т.д.

    Ранняя резидуальная стадия , начало которой в случае внутриутробного поражения или поражения во время родов надо отнести к концу второго месяца жизни. В этой стадии наблюдаются: а) симптомы задержки развития стато-кинетических рефлексов первого года жизни; б) задержка развития и патология подкорково-стволовых структур, регулирующих тонус мышц; в) задержка развития и нарушения в системе нейронных цепей премоторной и моторной коры и подкорковых структур, следствием чего являются паралитические и гиперкинетические синдромы.

    Поздняя резидуальная стадия характеризуется наличием контрактур и деформаций, фиброзным перерождением мышечной ткани, на основе чего создаётся патологический проприоцептивно-двигательный стереотип.

    Формы ДЦП. В зависимости от тяжести и распространённости различают следующие формы ДЦП: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, моноплегию, гиперкинетическую форму, атоническую форму, синдромы речевых расстройств, псевдобульбарный синдром, вегетативно-обменные расстройства, задержки развития интеллекта.

    Спастическая диплегия (синдром Литтля) – наиболее частая форма ДЦП с двигательными нарушениями в руках и ногах; причём ноги страдают больше чем руки. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребёнок стоит на полусогнутых и приведённых к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной – от выраженных парезов до лёгкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребёнка тонкой моторики. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлексы.

    При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен тонус сгибателей, а в ноге – разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повёрнута внутрь. При ходьбе ребёнок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза, могут быть клонусы стопы и надколенника, вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При этой форме у ребёнка может возникнуть задержка речевого развития за счёт алалии при поражении левого полушария мозга. У половины детей наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Психическое развитие замедленно и варьирует от лёгкой до тяжёлой степени. На задержку развития влияет наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.


    Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжёлое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечёт за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальных отделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинства больных выражен псевдобульбарный синдром. Сухожильные рефлексы высокие, но могут вызываться с трудом из-за высокого тонуса и контрактур. Эта форма ДЦП часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами), что свидетельствует о внутриутробном поражении мозга. Нередко наблюдаются эпилептиформные припадки. В связи с тяжёлыми двигательными расстройствами рано формируются контрактуры и деформации.

    Гиперкинетическая форма возникает от поражения подкорковых структур чаще при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы появляются после первого года жизни, за исключением тяжёлых случаев, когда их можно обнаружить на первом году жизни. Гиперкинезы сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Наблюдаются гиперкинезы типа атетоза, хореоатетоза, торсионной дистонии. Эпилептиформные припадки наблюдаются редко. Сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоны. Часто бывают речевые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжёлые двигательные и речевые нарушения затрудняют развитие ребёнка, его обучение и социальную адаптацию.

    Атоническая форма характеризуется мышечной гипотонией. Тонические шейные и лабиринтные рефлексы выражены нерезко; их можно обнаружить во время эмоционального напряжения ребёнка и в момент попытки произвести произвольное движение. При этой форме на 2-3 году жизни выявляются симптомы поражения мозжечка: интенционное дрожание, туловищная атаксия, расстройства координации движений. У таких больных резко страдают статические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохраняя равновесие. Сухожильные рефлексы высокие. Часты речевые нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Отмечается выраженная задержка психического развития. Степень снижения интеллекта зависит от локализации поражения мозга. При поражении преимущественно лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. При преимущественном поражении мозжечка психическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка.

    Синдромы речевых расстройств характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.

    Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

    У детей с ДЦП наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия . Для неё характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжён, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушения голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

    Экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма характеризуется мышечной дистонией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонической форме ДЦП отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь замедленная и толчкообразная; к концу фразы голос затихает. Часто встречается смешанная дизартрия.

    Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.

    При сенсорной алалии затруднено понимание обращённой речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи. Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.

    Сенсорные нарушения при ДЦП касаются в основном слуха. Довольно часто снижается острота слуха. Это больше касается высокочастотных тонов, что может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребёнок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употреблюет их в своей речи. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и написанию.

    У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжёлых случаях – к грубому недоразвитию речи. Снижение остроты слуха у ребёнка с двигательными нарушениями может затруднить выбор подходящей для него школы. В этом случае следует выбирать школу с учётом ведущего дефекта, исходя из того, что мешает адаптации ребёнка.

    Псевдобульбарный синдром включает в себя самые разнообразные комбинации пареза черепных нервов и спазма различных групп мышц, осуществляющих артикуляцию и фонацию, создают пёструю своеобразную картину псевдобульбарного паралича. В процессе развития речи явления паралича мышц голосовых связок сменяются у некоторых детей таким же преходящим спазмом, который наблюдается в жевательной мускулатуре. Тогда афония или гипофония в свою очередь сменяется дисфонией, при которой тихая, часто шёпотная речь перемежается неудержимо громкими выкриками слогов, слов, иногда фраз.

    Паралитическая форма псевдобульбарного паралича имеет следующие проявления: афонию, дисфонию, дисфагию, которые приводят к тому, что нет отчётливого голосообразования, а процесс еды и глотания значительно затруднён. Паралич наблюдается в артикуляционной и лицевой мускулатуре, в связи с чем амимия у них выражена отчётливо. Спастичность при этой форме выявляется либо в определённых группах мышц при движении, либо при определённом положении тела. Повышение тонуса наблюдается и в артикуляционной мускулатуре, но незначительное. Восстановление речи идёт с большим трудом. Также трудно идёт развитие координации между дыхательными и артикуляционными движениями. Дизартрия наряду с афонией и носовым оттенком голоса держится долго.

    При экстрапирамидной форме паралитические расстройства артикуляционной мускулатуры осложняются глубоким тоническим напряжением артикуляционных мышц. Язык собран комком у корня, малоподвижен, напряжены голосовые связки. Спастичность распространяется на дыхательную мускулатуру, на мускулатуру гортани, что обусловливает своеобразие голосообразования, дисфонию.

    При мозжечковой форме псевдобульбарного паралича наблюдаются различные варианты атактических расстройств, парезы спастического напряжения артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры. Отмечаются замедление темпа, дискоординация всех движений, включая речевые. Имеется прямой параллелизм между характером патологии скелетной и артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры.

    Вегетативно-обменные расстройства часто наблюдаются у детей с ДЦП – это акроцианоз, гипергидроз или наоборот сухость кожи нарушение её трофики, недостаточный рост костей, неправильный обмен, в частности кальция. Наиболее часто вегетативная недостаточность встречается у детей до 7 лет при спастической диплегии, двойной гемиплегии, гиперкинетической форме. Наиболее массивной и наблюдающейся у всех детей является недостаточность функции сердечно-сосудистой системы: гипотония и лабильность сердечной деятельности, асимметрия артериального давления. В дыхательной системе также наблюдается лабильность. Имеются колебания температуры тела до 38 о. В преобладающем большинстве случаев наблюдается гипергликемия и нарушения сахарной кривой после сахарной нагрузки. У половины детей наблюдается полидипсия (повышенное потребление воды): жажда отмечалась и днём и ночью.

    У больных с ДЦП часто отмечаются эмоциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. При этом на раздражители дети отвечают не ориентировочной, а защитной реакцией. У детей старшего возраста есть вторичные эмоциональные нарушения как реакция на свой дефект и склонность к невротическим нарушениям.

    Интеллектуальное развитие детей с ДЦП протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 30% интеллект сохранён, а у остальных – задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

    Литература:

    1.Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.- М., 1972.

    ДЦП не считается самостоятельным заболеванием.

    Данный термин используется для обозначения целого комплекса двигательных нарушений, которые возникают вследствие поражения головного мозга во внутриутробном периоде .

    Патология имеет врожденный характер, первые ее признаки можно заметить уже у детей первых дней жизни . Наиболее полная и развернутая клиническая картина проявляется у детей грудного возраста, то есть до достижения ребенком 1 года. О том, что такое ДЦП у детей, расскажем в статье.

    Понятие и характеристика

    ДЦП (детский церебральный паралич)– патология, которая возникает вследствие поражения областей головного мозга, отвечающих за двигательную активность ребенка .

    Заболевание развивается во внутриутробном периоде, когда головной мозг только формируется.

    На протяжении первых лет после появления ребенка на свет, при наличии определенных негативных причин, заболевание прогрессирует, приобретает все новые и новые проявления.

    Однако, по мере взросления малыша развитие патологии приостанавливается, то есть поражение мозга не усугубляется. А двигательные нарушения поддаются частичной коррекции .

    Поражение головного мозга может проявляться в 2 вариантах:

    • нервные клетки изначально здорового головного мозга претерпевают патологические изменения;
    • нарушается строение самого органа.

    Проявления ДЦП весьма разнообразны, у одних детей нарушается двигательная активность ног (наиболее частый вариант развития событий), у других – рук, у третьих страдает координация движений.

    Такие различия зависят от того, какие именно повреждения головного мозга имеют место, и в какой период времени они произошли (при воздействии негативных факторов наибольшим образом страдает тот отдел головного мозга, который активно формировался на момент возникновения неблагоприятных условий ).

    Причины возникновения

    Почему ребенок родился с ДЦП? Первопричина – нарушение работы головного мозга, в частности, его отделов, отвечающих за возможность двигаться.

    К такому поражению могут привести самые различные неблагоприятные факторы, которые возникают как во внутриутробном периоде, так и в момент появления на свет и в первые месяцы жизни малыша.

    Внутриутробные факторы

    Причины на момент рождения

    Причины в первые месяцы жизни

    1. Длительный и интенсивный токсикоз.
    2. Преждевременное старение и отслойка плаценты.
    3. Угроза прерывания беременности.
    4. Заболевания почек будущей мамы.
    5. Травмы плода во внутриутробном периоде развития.
    6. Кислородная недостаточность.
    7. Фетоплацентарная недостаточность.
    8. Инфекционные и вирусные заболевания в период беременности.
    1. Узкий таз женщины. При прохождении через родовые пути ребенок нередко получает серьезные травмы.
    2. Ослабление родовой деятельности.
    3. Рождение ребенка раньше положенного срока.
    4. Большой вес плода.
    5. Стремительная родовая деятельность.
    6. Тазовое предлежание на момент родов.
    1. Нарушение работы органов дыхательной системы, приводящее к гипоксии новорожденного.
    2. Попадание околоплодных вод в ротовую и носовую полость ребенка, что так же способствует развитию удушья.
    3. - патология, возникающая вследствие резус-конфликта, сопровождающаяся повышенной скоростью распада эритроцитов.

    Как развивается?

    У детей, появившихся на свет раньше положенного срока , отмечается незрелость головного мозга и его структур.

    Это может привести к неправильному развитию органа, и, как следствие, возникновению ДЦП.

    Кислородное голодание во внутриутробном периоде способствует возникновению поражений мозга, однако, если других отклонений в развитии ребенка нет, это явление не оказывает какого–либо видимого эффекта (при условии, что недостаточность кислорода была незначительной).

    Если же ребенок имеет малый вес при рождении , его органы, в том числе и мозг, до конца не сформированы, при гипоксии некоторые области головного мозга отмирают, и на их месте возникают полые участки.

    Соответственно, функциональность органа нарушается, что приводит к нарушениям двигательной активности организма.

    Классификация патологии

    Существует несколько разновидностей ДЦП, которые отличаются друг от друга своими характерными особенностями, набором признаков .

    Форма

    Особенности

    Спастическая диплегия

    Данная форма встречается наиболее часто. Возникает вследствие поражения участков головного мозга, которые отвечают за двигательную активность конечностей. У детей в первые месяцы после появления на свет отмечается частичный или полный паралич ног или рук.

    Атонически-астатическая

    Патология возникает как следствие неправильного развития или поражения мозжечка. Ребенок неустойчив, у него нарушена координация движений, так же отмечается пониженный тонус мышечной ткани.

    Гемипаретическая

    Поражаются подкорковые и корковые участки одного из полушарий головного мозга. В этом случае двигательные нарушения отмечаются только с одной стороны.

    Двойная гемиплегия

    Повреждения имеют место сразу в обоих полушариях мозга. Данная форма считается самой опасной, так как зачастую приводит к полному параличу.

    Гиперкинетическая

    Обусловлена поражениями подкорковых участков головного мозга. Часто развивается на фоне спастической формы. Ребенок, страдающий данной разновидностью ДЦП склонен совершать неконтролируемые телодвижения. Часто это проявление усиливается в те моменты, когда малыш перевозбужден, нервничает, волнуется.

    В зависимости от возраста ребенка принято выделять раннюю форму (первые признаки проявляются сразу же после рождения и до 6-месячного возраста), начальную остаточную (6-24 мес.), позднюю остаточную (старше 2 лет).

    По степени тяжести выделяют:

    1. Легкую форму, при которой наблюдаются незначительные отклонения в двигательной активности. При этом ребенок способен обходиться без помощи посторонних, может самостоятельно одеваться, есть, играть, посещать детские образовательные учреждения.
    2. Среднюю форму, когда малышу требуется посторонняя помощь в осуществлении сложных задач. Тем не менее, такой малыш может посещать общеобразовательные учреждения, успешно обучаться.
    3. Тяжелую форму, при которой ребенок не может обойтись без помощи, ведь в этом случае он не способен выполнять даже самые простые действия.

    Спутники заболевания

    ДЦП у ребенка может проявляться не только в нарушении двигательной функции, или ее полном отсутствии. Возможно наличие и других неприятных моментов , таких как:

    • непроизвольные судороги;
    • (образование патологической жидкости в области головного мозга);
    • снижение зрения и слуха;
    • (сложности в произношении звуков, отсутствие речи, заикание);
    • сложности в обучении письму, счету, чтению;
    • нарушения поведения, эмоциональные расстройства.

    Симптомы и признаки

    У ребенка, страдающего ДЦП, проявляются следующие симптомы :

    Осложнения и последствия

    ДПЦ приводит к развитию таких серьезных осложнений как:

    1. Нарушение опорно-двигательного аппарата (патологическое сгибание рук, которое в тяжелых случаях может спровоцировать вывих суставов, деформация стопы, когда малыш передвигается только на носочках, искривление позвоночника и стойкое нарушение осанки, в результате чего тело ребенка теряет свою симметричность).
    2. Нарушения речи до полного ее отсутствия.
    3. Задержки психического развития , проблемы с адаптацией в коллективе.

    Диагностика

    После появления малыша на свет ребенка в обязательном порядке обследует врач. Это позволяет выявить патологию на ранней стадии ее развития и как можно скорее начать лечение. Особого внимания требуют дети, у которых повышен риск развития ДЦП.

    Это недоношенные дети, имеющие маленький вес при рождении, страдающие врожденными аномалиями развития внутренних органов, появившиеся на свет в результате тяжелых родов, имеющие низкую оценку по критерию Апгар .

    Врач тщательно обследует ребенка, проверяя выраженность врожденных рефлексов, тонус мышечной ткани.

    При обнаружении тех или иных отклонений, назначают аппаратное исследование :

    • УЗИ головного мозга;
    • КТ, МРТ.

    Дифференциальная

    ДЦП в первые дни жизни ребенка может проявляться в виде признаков, характерных и для других заболеваний, лечение которых осуществляется с использованием принципиально других методов и средств .

    Именно поэтому особое значение имеет дифференциальная диагностика. Важно отличить ДЦП от таких недугов как нарушение обмена аминокислот, мукополисахаридоз, нейрофиброматоз, гипотиреоз.

    Задачи лечения и реабилитации

    Правильно подобранная терапия направлена на решение следующих задач:

    1. Необходимость побудить маленького пациента к развитию навыков передвижения, самообслуживания, движения рук и ног;
    2. Предотвращение развития контрактур (сгибания конечностей), нарушения осанки;
    3. Создание необходимых условий для психического развития ребенка, приобретения им речевых, письменных и социальных навыков.

    Терапия, позволяющая частично восстановить двигательную активность, должна быть комплексной, включающей в себя различные способы лечения и коррекции. Выбор того или иного метода осуществляет врач.

    Медикаментозное

    Ребенку назначают противосудорожные средства (Вальпарин, Эпилим), если имеют место судороги, а также препараты, способствующие устранению спазмов мышечной ткани (Диазепам).

    Использование ноотропов и других препаратов для улучшения мозговой деятельности при ДЦП не дает никаких результатов, так как повреждения головного мозга в этом случае имеют необратимый характер.

    Самолечение такими средствами может лишь навредить ребенку . Все лекарства, используемые в терапевтических целях, должен назначать только лечащий врач.

    Массаж и ЛФК

    Массаж и специальные упражнения, способствующие укреплению тонуса мышц, восстановлению осанки, предотвращению искривления позвоночника , ребенку необходимо делать на протяжении всей его жизни.

    В первое время работать с малышом должен специалист, так как комплекс массажных движений и укрепляющих упражнений разрабатывается индивидуально для каждого ребенка, страдающего ДЦП.

    Коррекция патологической позы

    Изменения, происходящие в организме ребенка при ДЦП приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата, в результате чего организм не способен принимать физиологичное положение.

    В этом случае формируются неправильные позы , которые нуждаются в коррекции. В противном случае возможно развитие стойкого нарушения осанки, формирование контрактур. Для коррекции применяют различные медицинские приспособления, такие как шины, лонгеты, бандажи.

    Исправление контрактур хирургическим методом

    Контрактура – сформированное в результате неправильного положения организма стойкое сгибание конечностей.

    Данная патология нуждается в коррекции, в противном случае возможно развитие еще более серьезных последствий, таких как значительная деформация сустава, его вывих.

    Для коррекции используют 2 разновидности хирургического вмешательства: хирургическому воздействию может подвергаться ахиллово сухожилие, либо мышечная ткань в области поясницы.

    Иные способы

    В зависимости от того, какие проявления ДЦП наблюдаются у ребенка, для более успешного лечения возможно использование и других методов, таких как:

    1. Физиотерапия , способствует расслаблению мышц, устранению болезненных спазмов.
    2. Занятия с логопедом позволяют устранить (или уменьшить) нарушения речи.
    3. Социализация ребенка (общение со сверстниками) поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.
    4. Общение с животными (лошадьми, дельфинами) позволяет нормализовать эмоциональное состояние ребенка, улучшить его двигательную активность.

    Реабилитационные центры

    Название

    Адрес

    г. Электросталь, ул. Тевосяна, д.27

    Реацентр

    Г. Самара Ново-Вокзальный тупик 21"А"

    Парус надежды

    г. Воронеж, ул. Плехановская, 10-а

    г. Санкт-Петербург, Пушкин, Парковая ул. дом 64-68

    Реабилитационный центр

    г. Москва ул. Лодочная, д. 15, к. 2

    НПЦ Солнцево

    г. Москва Солнцево, ул. Авиаторов, д.38

    Центр лечебной педагогики

    г. Москва Строителей, 17б

    Центр патологии речи

    г. Москва, Солнцево, ул. Авиаторов, д.38; Николоямская, 20

    ДЦП – заболевание, проявляющееся у детей самого младшего возраста . К его развитию приводят многочисленные причины, которые могут оказывать негативное действие как во внутриутробном периоде развития плода, так и после появления малыша на свет.

    Симптомы патологии весьма разнообразны, повреждения затрагивают не только двигательную функцию. Заболевание негативно сказывается и на эмоциональном, интеллектуальном, психическом развитии ребенка. Поэтому недуг необходимо как можно раньше выявить и приступить к лечению.

    О том, как распознать ДЦП у ребенка , вы можете узнать из видео:

    Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

    С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

    Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

    Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

    Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

    Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

    Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

    Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

    При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

    У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая . Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

    Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

    Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.

    С ДЦП рождается, по разным данным, 3-8 младенцев из 1000. Большинство (до 85 %) имеет легкую и среднюю тяжесть заболевания. Это значит, что многие люди просто не связывают особенности их походки или речи со «страшным» диагнозом и считают, что в их окружении ДЦПшников нет. Поэтому единственный источник сведений для них — публикации в СМИ, которые отнюдь не стремятся к объективности…

    Миф второй: ДЦП излечим

    Для большинства родителей детей с ДЦП этот миф крайне привлекателен. Не задумываясь о том, что нарушения в работе мозга сегодня не исправляются никакими средствами, они пренебрегают «неэффективными» советами рядовых врачей, тратя все сбережения и собирая огромные суммы с помощью благотворительных фондов, чтобы оплатить дорогостоящий курс в очередном популярном центре. Между тем, секрет облегчения последствий ДЦП отнюдь не столько в модных процедурах, сколько в постоянной работе с малышом начиная с первых недель жизни. Ванны, обычные массажи, игры с распрямлением ножек и ручек, поворотами головы и выработкой точности движений, общение — вот та база, которая в большинстве случаев помогает организму ребенка частично компенсировать нарушения. Ведь главная задача раннего лечения последствий ДЦП — не исправление самого дефекта, а предупреждение неправильного развития мышц и суставов. А этого можно достичь только ежедневным трудом.

    Миф третий: ДЦП не прогрессирует

    Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

    Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

    Разумеется, это не значит, что людей с ДЦП надо содержать в тепличных условиях. Наоборот: чем крепче организм человека, тем легче он адаптируется к неблагоприятным факторам. Однако если процедура или физическое упражнение регулярно вызывают, к примеру, усиление спастики, от них нужно отказаться. Ни в коем случае нельзя делать что-либо через «не могу»!

    Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

    Миф четвертый: всё от ДЦП

    Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.

    В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

    Особенно забавно фраза «У вас же ДЦП, чего вы хотите!» звучит в устах врачей. Не раз и не два я слышала ее от докторов разных специальностей. В этом случае приходится терпеливо и настойчиво объяснять, что хочу я того же, что и любой другой человек, – облегчения собственного состояния. Как правило, врач сдается и назначает те процедуры, которые мне необходимы. В крайнем случае, помогает поход к заведующему. Но в любом случае, сталкиваясь с тем или иным заболеванием, человеку с ДЦП приходится быть особенно внимательным к себе и порой подсказывать врачам нужное лечение, чтобы свести к минимуму негативное воздействие процедур.

    Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

    Здесь утверждать что-либо с опорой на статистику крайне сложно, ибо надежных данных попросту нет. Однако, если судить по выпускникам массовых классов спецшколы-интерната № 17 г. Москвы, где я работаю, лишь единицы после школы остаются сидеть дома. Примерно половина поступает в специализированные колледжи или отделения вузов, треть — в обычные вузы и колледжи, кое-кто сразу идет работать. В дальнейшем трудоустраивается не менее половины выпускников. Иногда девушки после окончания школы быстро выходят замуж и начинают «работать» мамой. С выпускниками классов для детей с умственной отсталостью ситуация сложнее, однако и там около половины выпускников продолжает учебу в специализированных колледжах.

    Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

    Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

    Сухой остаток

    Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

    Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

    Второе – не уповайте на то, что рано или поздно ваш ребенок будет здоровым. Примите его таким, какой он есть. Не следует думать, что в первые годы жизни все силы надо бросить на лечение, оставив развитие интеллекта «на потом». Развитие ума, души и тела взаимосвязаны. Очень многое в преодолении последствий ДЦП зависит от желания ребенка их преодолеть, а без развития интеллекта оно просто не возникнет. Если же малыш не понимает, зачем нужно терпеть дискомфорт и трудности, связанные с лечением, пользы от таких процедур будет немного.

    Третье – будьте снисходительны к тем, кто задает нетактичные вопросы и дает «глупые» советы. Помните: недавно вы сами знали о ДЦП не больше, чем они. Постарайтесь спокойно вести такие разговоры, ведь от того, как вы будете общаться с окружающими, зависит их отношение к вашему ребенку.

    А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

    <\> код для сайта или блога

    No related articles yet.

      Анастасия

      Прочитала статью. Моя тема:)
      32 года, правосторонний гемипарез (лёгкая форма ДЦП). Обычный детский сад, обычная школа, ВУЗ, самостоятельные поиски работы (на ней, собственно, сейчас и нахожусь), путешествия, друзья,обычная жизнь….
      И через "хромоногую" прошла, и через "косолапую", и через бог весть что. И многое ещё будет, я уверенна!
      НО! Главное это позитивный настрой и сила характера, оптимизм!!

      Нана

      А действительно с возрастом следует ждать ухудшений? У меня легкая степень, спастика в ногах

      Анжела

      А меня отношение людей, не благоприятные условия жизни сломали. В 36 лет у меня не ни образования, ни работы, ни семьи хотя легкая форма (правосторонний гемипарез).

      Наташа

      После прививок появилось много "дцп". Хотя детки и вовсе и не дцп. Там ничего врожденного и внутриутробного нет. Но приписывают к дцп и соответственно неправильно "залечивают". В результате — действительно разновидность паралича получают.
      Часто причина "врожденного" дцп вовсе и не травма, а внутриутробная инфекция.

      Елена

      Замечательная статья, поднимающая огромную проблему — как "с этим" жить. Хорошо показано, что одинаково плохо и не учитывать наличие связанных с заболеванием ограничений и придавать им избыточное значение. Не стоит фокусировать внимание на том, чего ты не можешь, а нужно сосредоточиться на том, что доступно.
      И действительно очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию. Мы даже Цереброкурин кололи, он нам дал огромный толчок в развитии, всё-таки эмбриональные нейропептиды действительно помогают использовать имеющиеся возможности мозга. Моё мнение, что не нужно ждать чуда, но и опускать руки тоже нельзя. Автор прав: «этого можно достичь только ежедневным трудом» самих родителей и чем раньше они эти займутся, тем продуктивнее. Начинать «предупреждение неправильного развития мышц и суставов» после полуторагодовалого возраста поздно — «паровоз ушел». Знаю на личном опыте и на опыте других родителей.
      Екатерина, всего Вам хорошего.

      * Кинесте́зия (др.-греч. κινέω — «двигаю, прикасаюсь» + αἴσθησις — «чувство, ощущение») — так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела. (Википедиия)

      Ольга

      не согласна абсолютно с автором. во-первых, почему при рассмотрении форм дцп ничего не сказали про двойную гемиплегию? она отличается от обычной гемиплегии и от спастического тетрапареза. во-вторых, дцп действительно излечим. если подразумевать развитие компенсаторных возможностей мозга и улучшение состояния пациента. в-третьих, автор в глаза тяжелых детей видела??? таких, о которых и речи нет вынести поиграться в песочницу. когда чуть не так посмотри на ребенка и его трясет от судорог. и крик не прекращается. и он выгибается дугой так, что синяки на руках у мамы, когда она пытается его держать. когда не только сидеть — лежать ребенок не может. в-четвертых. форма дцп — это вообще ни о чем. главное — тяжесть заболевания. я видела спастическую диплегию у двоих детей — один почти не отличается от сверстников, другой — весь скрюченный и с судорогами, разумеется, даже ровно сидеть в коляске не может. а диагноз один.

      Елена

      не совсем согласна со статьей как мама ребенка с ДЦП-спастическая диплегия, средней степени тяжести. Как маме мне легче жить и бороться думая, что это если и неизлечимо, то поправимо-возможно максимально приблизить ребенка к "норм." социальной жизни. за 5 лет успели наслушаться что сына лучше в интернат сдать, а самим родить здорового…и это-от двух разных врачей-ортопедов! сказано было при ребенке, у которого сохраненный интеллект и он все слышал…конечно замкнулся, стал сторониться чужих….но у нас огромный скачок-сын ходит сам, правда плохо с равновесием и колени согнуты…но мы боремся.начали довольно поздно-с 10мес, до этого лечили другие последствия преждевременных родов и пофигизма врачей…