Главная · Аппендицит · Упражнения на слуховое внимание для дошкольников. Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия фонематического слуха умственно отсталых детей. Игры на развитие слухового внимания

Упражнения на слуховое внимание для дошкольников. Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия фонематического слуха умственно отсталых детей. Игры на развитие слухового внимания

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу, Детский сад

Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ д/с № 26 «Сказка»
Месторасположение: город Кстово, Кстовский район, Нижегородская область

Игры на развитие слухового восприятия и произвольного внимания у дошкольников с ЗПР.

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же звуках, запахе, вкусе.

Значение восприятия в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

У детей с задержкой психического развития недостаточная целенаправленность восприятия ведет к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности, соответствует общепсихологической оценке детей, которые «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Еще большее отставание отмечено в формировании интеграции зрительных и слуховых ощущений.

У детей с задержкой психического развития нарушение слухового восприятия сказывается и на звуковом анализе слова — «узловом образовании», связывающих различные формы речевой деятельности — звукопроизношения, чтения, письма. Осознание звуковой структуры слова — необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка, Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.

Страдает также и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно – кинестетического), но главное, их слаженной работе, что составляет основу сенсорно – перцептивной способности.

Причины нарушенного внимания:

  • оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления;
  • несформированность механизма произвольности у детей;
  • несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации — нарушение интереса.

Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.

В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость. Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. Узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание.

В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения.

Игры на развитие слухового восприятия и внимания

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить слуховое восприятие и произвольное внимание ребенка.

«Где будильник?» Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча, садится на пол.

Ход игры: Педагог, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».- «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка - громко».

Педагог добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

«Найди ошибку»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход игры: Педагог называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: «Нет!» - «А что может делать коза?» - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.

Педагог следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

«Секрет»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Педагог шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка - ножка, мошка - ложка, сушки - ушки, мушки - кружки, мишка -мышка, шишки - книжки, замок - замок, пили - пили, кружки - кружки, дорогой - дорогой.

Педагог добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.

«Повтори, как я»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Педагог произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

«Выдели слово»

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры: Педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Педагог должен произносить слова медленно (если Дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать у детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

«Угадай, где кружки, а где кружки»

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Наглядный материал. Две кружки и два кружка.

Ход игры: Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (кружки), а что снизу (кружки)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

Дидактические игры, развивающие слуховое внимание, речевой слух.

(младший дошкольный возраст)

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие – крикливо . Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

«КТО ЧТО УСЛЫШИТ? »

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

« УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ »

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка.

Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ? »

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

– Возьми мишку и посади в машину.

– Возьми мишку из машины.

– Посади в машину куклу.

– Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

« СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК? »

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

« ГДЕ ПОЗВОНИЛИ? »

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

« УРАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ »

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

« КТО СКАЗАЛ «МЯУ»»

Цель : совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

« КТО СТОИТ У СВЕТОФОРА?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал : магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Дидактические игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

(средний дошкольный возраст)

« ЯПОНСКАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА »

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

« ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН »

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

« СВЕТОФОР »

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

« ПОВТОРИ »

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

« ПОХОЖЕ – НЕ ПОХОЖЕ »

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

«ВОЗЬМИ ИГРУШКУ»

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

«УГАДАЙ, ГДЕ КРУЖКИ, А ГДЕ КРУЖКИ»

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

« ХЛОПКИ »

Цель – развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.

Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Игры, направленные на отграничение речевых единиц (звук, слог, слово, предложение)

« ВСПОМНИМ РАЗНЫЕ СЛОВА »

Цель : развитие речевого слуха – закрепление понятия «слово».

Ход игры : дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его. Следующий говорит тоже слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их внятно и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

« ПОДСКАЖИ ПЕТРУШКЕ ЗВУК »

Цель

Оборудование: Петрушка, ширма.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас Петрушка будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети.

Воспитатель следить за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все хором, потом индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать не произнесенные Петрушкой звук, чтобы слово звучало полностью.

П е т р у ш к а: Д е т и

На солнышке греется рыжий котёно… к.

« КАКОЕ СЛОВО ЗАДУМАНО?»

Цель игры : развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок и др.

Ход игры : воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это …омашка», Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю – …омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ромашка. «Почему у меня получается не так?» – удивляется воспитатель. «Вы не говорите звук Р, пропускаете его», – объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (…люч, …нига, …тол и т.д.). Дети поправляют воспитателя, правильно произнося слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель, – без первого звука. Педагог их поправляет.

Это упражнение может быть проведено иначе. Воспитатель называет слово без первого звука, но не показывает картинку: «…ак». Дети отгадывают, какое это слово: рак, мак, бак, лак.

« КАКОЙ ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ »

Цель : развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

Ход игры : воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: «Подготовлен …амолет, он отправится в полёт». В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его». Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолёт был пропущен звук С, что звучать это должно так: «Подготовлен самолёт, он отправится в полёт». Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах из предложения.

« ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ НЕ ТАК?»

Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

Ход игры : Дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово …орова. Что это за слово? (Корова.) Какого звука не хватает в моем слове? (Звука к, который слышится в начале слова.) Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уси, ….рыша, …ерево, …ар, …абор. А это какое слово – …арай? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно!».

« СТУ ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО МИЛЫЙ ДРУГ »

Цель : развитие речевого слуха – умение находить в словах слоги.

Оборудование: открытки с изображением цветов.

Ход игры. В начале игры открытки раздаются детям. Воспитатель заранее подготавливает ведущего, который предлагает детям задания. Ведущий: «Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, ландыш…), если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части. Итак, начинаем…»

«КТО ЛЕТИТ (БЕЖИТ, ИДЕТ, ПРЫГАЕТ)?»

Цель: развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.

Ход игры : дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.

« ЗВУКОЕДИК »

Цель : развитие речевого слуха – развитие умения слушать и запоминать слова.

Оборудование : предметные картинки с определенным звуком.

Ход игры. Перед каждым игроком лежит по три картинки к словам со звуком Р. Эти картинки хорошо видны всем участникам игры.

Педагог начинает игру:

Я – зубастый Звукоед,

От меня немало бед!

Я назло всем вам

Съем со звуком Р слова,

Все, кроме…

Воспитатель называет одну из картинок, лежащих перед кем-либо из детей. Игрок, которому принадлежит названная картинка, кричит: «ОЙ!»

Педагог: «Что с тобой?»

Игрок: «Я дружу».

Педагог: «С кем?»

Игрок называет любую картинку, кроме тех, которые находятся перед ним, и игра продолжается. При этом все вопросы задает воспитатель, а дети только отвечают. Если кто-либо из игроков вовремя не отзывается, он лишается названной картинки. Картинки с которыми уже «дружит» уже другая картинка, называть нельзя. Постепенно темп игры ускоряется. Побеждает тот, у кого остается последняя картинка.

« КОМУ ДОСТАНЕТСЯ МЯЧ?

Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго; в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

Ход игры : дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу воспитателя. Если кто-либо называет слово неправильно, тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол - очко теряется. Воспитатель и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем все повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.

Дидактические игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

(старший дошкольный возраст)

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц , с и ш , ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, с – щ, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

«ПОЙМАЙ ЗВУК »

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

Лото « НАЗОВИ КАРТИНКУ И НАЙДИ ГЛАСНЫЙ ЗВУК »

Цель : научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков. Игра проводится так же: ведущий называет изолированный согласный звук (в словах-названиях картинок из данного лото можно выделить звуки: Р, К, К, Л, Л, М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны назвать нужную картинку.

« КТО НАЙДЕТ ДВЕННАДЦАТЬ ПРЕДМЕТОВ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ СОДЕРЖАТ ЗВУК С »

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры . Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

Лото «НАЗОВИ КАРТИНКУ И ОПРЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ ЗВУК »

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

« ЗАМКНИ ЦЕПОЧКУ »

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию важный материал для развития Ваших детей.

Речь пойдёт о формировании у дошкольников речевого слуха, слухового внимания и восприятия. Почему же это так важно?

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 - летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из - за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Родителям необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о - о - о»).

Для развития у ребенка слухового внимания и слуховой памяти, мы предлагаем родителям выполнять с малышами определённые действия с игрушками, предметами: покачать куклу, покатать мяч, поплясать мишутке и т.д.

Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).

В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.

Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые можно использовать на развитие речевого слуха, слухового внимания и восприятия.

Определение звучания игрушек (3-4 г.). Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание).

  • Определение голосов членов семьи, птиц, животных (папа из комнаты, а мама с кухни должны назвать имя ребенка).
  • Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь).
  • Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф).
  • На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
  • Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
  • Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: предлагается ребенку встать спиной к говорящему и повторить за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок, например, «Коля, нашел шапку» или «Наша Таня громко плачет» или «Пошел котик на торжок, купил котик пирожок» и т.д.
  • «Отгадай, что звучит» (3-5 л.).
  • Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
  • «Солнце или дождик» (3-4г.).
  • Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на улицу. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
  • «Разговор шепотом» (4-6 л.).
  • Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
  • «Посмотрим, кто говорит» (3-4 г.).
  • Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
  • «Слышим звон и знаем, где он» (4-5 г.).
  • Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление
  • «Скажи, как я» (4-5 г.).
  • Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и повторять их так же и следить за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
  • «Угадай, что делать» (4-5 г.).
  • У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо - опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. Услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
  • «Вспомни звуки леса» (5-6 л).

Желаем, Вам, приятного и полезного досуга с детьми вечером, сидя на диване!

Упражнения на развитие слухового внимания
1. Обращайте внимание на "домашние звуки". Спрашивайте: "Что там шумит?" (миксер, холодильник, стиральная машина...).

2. Привлекайте внимание ребенка: "Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет и т.п.

3. Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

4. Покажите ребенку 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

5. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших действиях. Ребенок отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов много. Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой.

6. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

7. Учите различать ребенка одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру.
Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д.

8. Произносите один т тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем попросите ребенка воспроизвести образец.
Например: А - плачет девочка
А - показывают горло врачу
А - поет певица
А - девочка укололась иголкой
А - качают малыша
О - удивилась мама
О - стонет больной
О - поет певица
О - кричит охотник в лесу
У - гудит паровоз
У - звучит дудочка
У - плачет мальчик.

9. Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать дочке "МЯУ" громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот). Аналогично изменяйте звуковые параметры при воспроизведении следующих звукопродражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.

Развитие фонематического слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А " (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П " (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л " (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К , хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка ", "флаг ", "стол " и т.д.".

Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч ", "сила ", "диван " и т.д.".

Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо ", "туча ", "крыша " и т.д.".

Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка " стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча ) и т.д.".

Упражнение №4. "Путаница".

"Послушай внимательно стихотворение.

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым ".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел .
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет .
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп .

Упражнение №6. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак ". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка .

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. "Игра в слова".

Задание №1 .
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты " (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет , а гром - ... , ветер - ... , а снег - ... , дождь - ... , а солнце - ... ".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №9. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый , как и снег ".
(Такой же узкий , как и лента ; такой же быстрый , как и речка ; такой же круглый , как и мяч ; такой же желтый , как и дыня ).

Задание №3.

"Сравни:
по вкусу - лимон и мед , лук и яблоко ;
по цвету - гвоздику и ромашку , грушу и сливу ;
по прочности - веревку и нитку , камень и глину ;
по ширине - дорогу и тропинку , речку и ручей ;
по высоте - куст и дерево , гору и холм ".

Упражнение №10. "Угадайка".

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.

(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь "? Слово "врач ", "чашка ", "пища "?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий , смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий , хрупкий
Крепкий, далекий , прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По ..." (Подушка )
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед ?"

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"".

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. "Найди ошибку".

Задание №1.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №23. "Объясни".

Задание: "Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек ".

Упражнение №25. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №26. "Где начало рассказа?"

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".

Упражнение №27. "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол .

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. "Составь предложение".

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром ". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром ".
Теперь попробуй сам".

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и...

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование . Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, а показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо - громко!

Цель . Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование . Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята

Цель . Закрепление понятий о количестве.

Оборудование . Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Кто что услышит?

Цель . Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование . Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель . Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование . Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры . Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Цель

Оборудование . Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры . Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время, педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой

Цель

Оборудование . Повязки.

Описание игры . Посредине!/площадки чертят круг. В середине круга ребенок с связанными глазами

(часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель

Оборудование . Колокольчик или погремушка.

Описание игры . Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование . Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры . Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование . Колокольчик, повязки.

Описание игры . Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Цель . Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование . Повязки.

Описание игры . Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель

Оборудование . Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

Описание игры . Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка - шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка - с барабаном, а зайка - с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель . Развитие координации движений.

Оборудование . Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры . Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая - ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель . Развитие слухового внимания.

Оборудование . Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры . Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик

Цель . Развитие координации и темпа движений.

Оборудование . Тамбурин или бубен.

Описание игры . Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать

Цель . Развитие координации движений.

Оборудование . По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры . Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Узнай по звуку

Цель . Развитие фразовой речи.

Оборудование . Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры . Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Кто это?

Цель . Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование . Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры . Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.