Главная · Язва · Самуил ганеман гомеопатия. Ганеман и гомеопатия. Основоположник гомеопатии С. Ганеман

Самуил ганеман гомеопатия. Ганеман и гомеопатия. Основоположник гомеопатии С. Ганеман

«Органон» С. Ганемана (1755–1843 гг.) является фундаментальным сочинением по гомеопатии, заложившим основы этого сравнительно молодого метода лечения. При жизни автора вышло в свет пять изданий «Органона». Автором было подготовлено к публикации и шестое издание, но оно увидело свет почти семьдесят лет спустя после смерти автора благодаря усилиям выдающегося гомеопата начала XX века В. Берике.

На русском языке «Органон» в последний раз был опубликован более ста лет назад: в 1884 г. в России в блестяще выполненном переводе доктора В. Сорокина вышло пятое издание «Органона». Между тем, Ганеман при подготовке шестого издания значительно его переработал, внеся изменения и дополнения, оказавшие существенное влияние на теорию и практику гомеопатии. В таком, наиболее близком к совершенству виде, по мнению самого автора, «Органон» впервые предлагается читателям на русском языке.

Хочется надеяться, что вслед за «Органоном» выйдут в свет на русском языке и другие основополагающие труды по гомеопатии и, в первую очередь, важнейшие сочинения самого творца метода.

А. Высочанский

Москва, декабрь, 1991 г.

Предисловие переводчика

Шестое издание «Органона», оставленное Ганеманом готовым к публикации, представляло собой экземпляр пятого, последнего немецкого издания, опубликованного в 1833 году, буквально прослоенный рукописными листами. В восьмидесятилетнем возрасте, в годы активной врачебной практики в Париже, он закончил тщательную ревизию своего сочинения, внимательно просматривая параграф за параграфом, внося изменения, вычеркивая, делая примечания и дополнения.

Сам Ганеман известил некоторых друзей о подготовке нового издания его великого труда. Об этом можно прочитать в его письмах и, в частности, в письме Бенингхаузену, самому чуткому его последователю и ближайшему другу. В письме к нему из Парижа Ганеман пишет: «Я работаю над шестым изданием «Органона» и уделяю ему несколько часов по воскресеньям и четвергам, все остальное время уходит на лечение больных, приходящих в мой дом». И своему издателю, г-ну Шаубу, в Дюссельдорф, он пишет в письме, отправленном из Парижа 20 февраля 1842 года: «Теперь, после восемнадцати месяцев работы, я закончил шестое издание моего «Органона», наиболее близкое к совершенству». Ниже он выражает свою волю видеть книгу напечатанной наилучшим образом, на лучшей бумаге, совершенно новым шрифтом, короче говоря, он хотел видеть это, по всей вероятности, последнее издание замечательным во всех отношениях. Желания почтенного автора были полностью выполнены издателями.

Все примечания, изменения и дополнения я тщательно перевел с бывшей в моем распоряжении рукописи. Ганеман сам выполнил ее своим замечательно мелким, четким почерком, в совершенстве сохранившимся за эти годы и таким же разборчивым сегодня, как и сразу по написании. При переводе тех обширных частей книги, в которые он не внес никаких изменений, в том числе большого Введения, я использовал прекрасный перевод пятого издания, выполненный д-ром Даджеоном, характеризующийся сочетанием совершенного английского и замечательно верным соблюдением специфического ганемановского стиля.

Ниже следуют некоторые из наиболее важных изменений, появившихся в этом последнем издании.

В обширном примечании к 11 параграфу он рассматривает следующий важный вопрос: что есть динамическое влияние - двигатель - а в параграфах 22 и 29 отражены его последние взгляды на жизненный принцип. Этот термин он употребляет во всей книге, предпочитая его термину «жизненная сила», использовавшемуся в прежних изданиях.

Параграфы с 52 по 56 полностью переписаны, а к параграфам 60–74 добавлены обширные примечания. Параграф 148 написан практически заново и посвящен происхождению болезни, в нем отрицается Materia peccans как главный этиологический фактор.

Громадное значение имеют параграфы 246–248, так как они касаются вопросов дозировки при лечении хронических болезней. Здесь он отступает от требования назначать одну дозу и советует повторять дозы, но уже в других потенциях. Параграфы 269–272 посвящены техническим указаниям по приготовлению гомеопатических лекарств, главным образом, в соответствии с его позднейшими взглядами.

Вечный вопрос о назначении двойных лекарств, не являющихся химическими сложными веществами, полностью и окончательно разрешен в параграфе 273, устраняющем все сомнения в ложности этого метода.

Полностью новым и чрезвычайно важным является примечание к параграфу 282. Здесь его рекомендации по лечению хронических болезней, определяющихся псорой, сифилисом и сикозом, абсолютно отличаются от указаний, данных в прежних изданиях. Теперь он советует начинать лечение большими дозами специфических для них лекарств и, если это необходимо, назначать их по нескольку. раз ежедневно, постепенно восходя к высшим степеням динамизации. При лечении остроконечных кондилом он считает необходимым сочетание местного лечения и внутреннего применения лекарства.

Представляемая книга является последним словом Ганемана в отношении принципов, развитых им в первом и последующих изданиях, она разъяснена и расширена благодаря богатому опыту автора, накопившемуся к последним годам его врачебной деятельности по лечению как острых, так и хронических заболеваний. Исторически шестое издание - это книга величайшего интереса и значимости, так как она венчает изумительное философское проникновение Ганемана в сущность врачебного искусства. «Органон» Ганемана является высшим достижением медицинской философии, практическая интерпретация которого поистине проливает потоки света и поведет врачей при помощи Закона Лечения в новый мир терапии.

Д-р Джеймс Краусс, из Бостона, эрудированный и прилежный ученик Ганемана, удостоил нас чести написать введение к этому изданию. Я хочу выразить ему свою благодарность и признательность как за ведение, так и за другую ценную помощь.

Вильям Берике.

Сан-Франциско, декабрь, 1921 г.

ВВЕДЕНИЕ

(к переводу доктора Берике шестого издания «Органона» Ганемана)

Выдающийся перевод на английский язык пятого немецкого издания «Органона» Ганемана, выполненный Даджеоном, тщательно сохранен в этом английском переводе шестого немецкого издания, выполненном доктором Вильямом Берике. Врачи в двойном долгу перед ним за спасение этого последнего подлинного труда Ганемана от возможной утраты и перевод его хорошим, ясным, не сбивающимся на пересказ языком. Дважды над этой рукописью Ганемана нависала опасность утраты. Первый раз - во время осады Парижа во франко-прусской войне 1870-71 гг., и повторно - во время разорения Вестфалии в мировой войне 1914-18 гг. Доктор Берике сыграл главную роль в предоставлении медицинскому сообществу этой последней медицинской рукописи Ганемана.

Все, когда-либо написанное Ганеманом, представляет исторический интерес для медицины, поскольку, несмотря на все попытки невежественных, предубежденных и приспосабливающихся так называемых историков медицины принизить значение Ганемана для этой области человеческой деятельности, Ганеман остается одной из четырех эпохальных фигур в истории практической медицины. Гиппократ, Наблюдатель, ввел искусство клинического наблюдения как обязательное основание диагноза болезни. Гален, Распространитель, своим могущественным авторитетом распространил учение Гиппократа по всему медицинскому миру. Парацельс, Критик, ввел химический, а также физический анализ в практику медицины. Ганеман, Экспериментатор, открыл симптоматический источник диагностики, как болезни, так и терапевтического средства, сделав тем самым практику медицины научной.

В научной медицинской практике мы исследуем каждого пациента, страдающего любым - из местных, пластических, трофических или токсических заболеваний, свойственных человеку, с целью выявить все признаки и симптомы болезни, все болезненные проявления для того, чтобы сформулировать диагноз болезни и терапевтического средства, а также определить прогноз заболевания. Посредством наблюдения мы исследуем патологические явления и сравниваем их с физиологическими с целью диагностической интерпретации, прогностического предсказания и оказания терапевтического воздействия. Мы диагностируем, соотнося данное патологическое состояние со сходными с ним патологическими состояниями. Мы диагностируем анатомическую область, в которой локализуется поражение, то есть, выявляем пораженный орган и его часть, пораженную в наибольшей степени, отвечая тем самым на вопрос «где?». Мы диагностируем физиологический процесс, то есть, выявляем воспаления, выпоты, дегенерации, некрозы, атрофии, гипертрофии, аплазии, гиперплазии и отвечаем тем самым на вопрос «что?». Мы диагностируем этиологический фактор, то есть особенности развития, травматизацию, инфицирование, возбуждение и отвечаем тем самым на вопрос «как?». Мы диагностируем терапевтическое воздействие, то есть, определяем лекарственное лечение для исцеления и временного облегчения, а также профилактическое лечение, направленное на оздоровление.

Биография Самуэля Ганемана

Невозможно до конца понять гомеопатию , не познакомившись с историей жизни и исканий Самуэля Ганемана . Невозможно стать гомеопатом высокого класса, не проследив развитие и совершенствование Ганеманом своего метода. Ганеман прошел долгий путь: от малозначимого для любого другого врача или ученого клинического наблюдения — к созданию стройной, великолепно разработанной теории, базирующейся на естественном законе; от грубых, материальных доз — к малым, потом к минимальным; от частых приемов — к редким, потом — к одному-единственному, затем — к разделенным жидким дозам. К сожалению, современная гомеопатическая литература на русском языке мало уделяет внимания личности основателя гомеопатии . Упор все еще делается на "информационный вал", на книги, призванные объяснить "как лечить", а не помочь понять метод через его историю. Разумеется, все вышесказанное относится и к биографии Ганемана.

Этот перекос отражает все еще существующие "экстенсивные" тенденции в гомеопатии стран СНГ, когда доктора хотят по возможности быстрых, и при этом далеко не всегда высококачественных знаний, а книги по истории гомеопатии не издаются, т.к. издатели боятся, что литература такого сорта не найдет достаточного количества читателей. Приятным исключением на этом фоне стало издание компилятивной работы Н. Архангельской "С. Ганеман и его гомеопатия" , объединившей в себе и по сей день наиболее подробную и добросовестную биографическую работу д-ра Рихарда Хаеля (1873—1932) "Самуэль Ганеман: его жизнь и труды" (содержащую не только полное биографическое описание и богатую библиографию, но и все ставшие доступными письма великого основателя гомеопатии), очень интересную, хотя и не столь тщательно отредактированную и скрупулезную книга д-ра Томаса Брэдфорда (1847—1918) "Жизнь и письма Самуэля Ганемана" (1895) , а также "Гомеопатический роман: история Самуэля и Мелани Ганеман" и "В поисках позднего Ганемана" Римы Хэндли.

Статьи раздела:

  • Самуил Ганеман. Очерк его жизни и деятельности (книга Л. Бразоля)
  • Ганеман: авантюрная карьера мятежного врача (книга М. Гумперта) новое!
  • Заслуги Ганемана в химии и фармацевтике (глава из книги В. Амеке "Возникновение гомеопатии и борьба против ее распространения")

Самуэль Фридрих Христиан Ганеман (1755 - 1843)

«Высшее и единственное назначение врача состоит в том, чтобы возвращать здоровье больному – излечивать его!

Самуэль Ганеман Христиан – Фридрих - Самуэль Ганеман родился 10 апреля 1755 г. в г. Мейсен, в Саксонии, Отец его был живописцем по фарфору.

Первоначальное воспитание ребёнок получил в семье. Отец учил его наблюдательности посредством рисунков и с самых ранних лет приучал к практическому опыту, развивая пытливость и самостоятельность суждения. Самуэль отличался любознательностью. Несмотря на явную склонность сына к образованию, отец предназначал его для торгового дела и собирался уже отправить к одному торговцу в Лейпциг.

Однако, настоятельные просьбы директора школы способствовали тому, что мальчик остался в городе. Директор принял мальчика в школу бесплатно, поскольку очень высоко оценивал способности Самуэля.

В этой замечательной для своего времени школе Ганеман приобрел классическое образование и основательное знание 5 языков. Здесь же определилась его страсть к естествоведению. Пытливый ум, организованность, трудолюбие и склонность к системному мышлению выделяли юного Ганемана среди сверстников.

Впоследствии директор школы доверял ему вести уроки естествознания в классах. А выпускное сочинение Ганемана "О дивном строении человеческой руки" произвело настоящую сенсацию. Никто не сомневался, что у юноши большое будущее. По окончании школы, двадцати лет от роду, с 20 талерами в кармане, которые смог ему дать отец, Самуэль отправился в Лейпциг, чтобы поступить в Лейпцигский университет. Ганеман поступил без особого труда на медицинский факультет. Но ввиду стеснённого материального положения семьи он должен был не только учиться, но и зарабатывать на жизнь уроками и переводами с иностранных языков.

Через два года Ганеман переводится в Вену, где продолжает медицинское образование и кроме того, занимается городской практикой в Герман - штадте. В 1779 г. он отправляется в Эрланген, чтобы держать экзамен на степень доктора медицины.

Он блестяще защищает диссертацию "О причинах и лечении судорожных болезней" и получает диплом доктора медицины с правом врачебной практики. Работая уездным врачом в Гаммерне, близ Магдебурга, он сыскал любовь и уважение местных жителей. Дружеские отношения с аптекарями способствовали его знакомству с дочерью аптекаря в Дессау, Иоганной Кюхлер, на которой он женился в 1781 году.

Ганемана и супругу связывали нежные чувства и взаимопонимание, на долгие годы она стала его помощницей и лучшим другом во всех трудностях и радостях жизни. Ганеман имел от этого брака четырех дочерей и одного сына.

Через три года семья переезжает в Дрезден, где Ганеман практикует в госпитале, при этом не покидая своих научных занятий. Здесь, кроме мелких статей, он написал (1796) свой трактат об отравлении мышьяком, что послужило в дальнейшем открытию препарата Mercurius solubilis Hahnemanni (Меркуриус солюбилис по Ганеману).

Спустя четыре года, Ганеман отправляется в Лейпциг. Неугомонность 33-летнего доктора объяснялась не только выдающейся силою души и ненасытной жаждой знаний. Недовольство практической медициной того времени и исследовательское мышление послужили главными причинами его переселения в Лейпциг. Ганеман решил отказаться от практики, предпочитая зарабатывать работами по химии, фармации и переводами французских, английских и итальянских медицинских трактатов.

Но именно это послужило переломным моментом в его врачебной деятельности и ознаменовалось новым направлением в медицине. Переводя статью о хинной коре с английского руководства Куллена, Ганеман наткнулся на описание лечебных показаний при назначении Перуанской коры. Автор приписывал благотворное действие лекарства при лечении малярии его горькому вкусу, который якобы оказывает вяжущее действие на желудок. Ганеман был потрясён таким глупым объяснением. Чтобы выяснить реальные причины, почему именно хина излечивает малярию, предпринял испытание препарата на себе. Принимая большие материальные дозы хинной коры, он, будучи совершенно здоровым, получил все характерные для перемежающейся лихорадки симптомы. Прекратив прием лекарства, Ганеман через день снова стал здоровым. Эти опыты показали абсурдность утверждения, что Перуанская кора излечивает малярию потому, что является горьким или вяжущим лекарством.

Ганеман продемонстрировал, что Перуанская кора излечивает приступы лихорадки потому, что она сама вызывает такие же симптомы у здорового человека. Из этих наблюдений возник основополагающий принцип, который Ганеман назвал законом подобия: "При хронической болезни, которую мы хотим вылечить, нужно использовать то лекарственное средство, которое может создать очень похожую искусственную болезнь».

Таким образом, он открыл основной принцип гомеопатии: подобное лечится подобным - "similia similibus curantur". Шесть лет хранил он свою идею, вновь занялся медицинской практикой, изучая новый принцип и накапливая клинический опыт, которой нужен был для доказательства этой идеи. Впервые он обнародовал свое учение в 1796 году в медицинском журнале Гуфеланда, чтобы коллеги по профессии могли беспристрастно оценить новый метод. В 1805 г. на латинском языке напечатаны первые опыты действия различных лекарств на здорового человека, где впервые было упомянуто слово гомеопатия. Он назвал новую терапию "Homeo" (аналогичное) "pathy" (страдание).

В 1810 году Ганеман опубликовал первые шесть редакций своего труда «Organon» ,в котором изложил гомеопатическую философию. Уже в первые годы после выхода «Органона врачебного искусства» на долю смелого реформатора выпал целый ряд нападок и оскорблений. Надо сказать, что гомеопатические лекарства не требовали большого количества сырья для изготовления лекарства и Ганеман сам готовили их для своих пациентов. Врачи и аптекари объявили беспощадную войну и Ганеману, и гомеопатии, увидев в ней прямую конкуренцию и подрыв их деятельности. Но Ганемана это не могло испугать.

В 1806 г. обратился к коллегам с популярной статьей, в которой доказывал эффективность нового метода лечения на фактах, от которых нельзя было отмахнуться или признать недействительными. Этот метод под названием Гомеопатия заставил обратить на себя внимание врачей и учёных многих специальностей. Подтверждение действия гомеопатии не заставило себя долго ждать.

В то время шли военные действия в Европе, Наполеон атаковал Лейпциг, было много убитых и заболевших тифом, разразилась эпидемия. Ганеман и его последователи лечили уцелевших раненых и больных тифом с очень хорошим результатом. Те, кому посчастливилось попасть к доктору Ганеману, выздоравливали. Более того, Ганеман по всей стране разослал рекомендации практикующим докторам для лечения эпидемии тифа. Использование гомеопатии спасло сотни и тысячи пациентов по всей стране. Это было первое доказательство эффективности гомеопатии.

В 1831, эпидемия холеры свирепствовала в Центральной Европе. Ганеман также принял непосредственное участие в преодолении эпидемии и затем опубликовал работы по гомеопатическому лечению болезни, что способствовало широкому распространению гомеопатии среди врачей. Надо сказать, что антибиотики были открыты позже, и их внедрение способствовало забвению результатов гомеопатического лечения опасных инфекций.

В 1811 году Ганеман вторично прибыл в Лейпциг, желая приобрести здесь независимую кафедру и клинику для практического применения своей теории. Это ему не удалось. Тогда Ганеман разослал воззвание к врачам, приглашая их к себе для слушания лекций по гомеопатии, и постепенно собрал около себя кружок приверженцев, которые вскоре стали его учениками. С их помощью вышел в 1811-1819 гг. фундамент гомеопатии,- "Чистое лекарствоведение" (Reine Arsneimittellehre), в шести больших томах, заключающих в себе результаты исследования шестидесяти двух лекарств.

В 1821 г герцог Фердинанд призвал знаменитого врача в качестве лейб-медика к своему двору в Ангальт-Кетен и предоставил ему полную свободу врачебной деятельности во всей стране. Ганеман был уже не один; образовался значительный круг его приверженцев из врачей, имена которых знают все Бенинзгаузен, Хэль, Квин, Геринг. Тем самым было обеспечено дальнейшее будущее гомеопатии. Имена Фарингтона, Шаретта, Бёрике, Герхарда, Штигеле, Аллена, Юза и многих других и сейчас украшают галерею мировой гомеопатии.

В 1828 -1830 гг. вышел в свет ещё один труд Ганемана: «Хронические болезни». В Кетене Ганеман имел большую практику; больные из других стран съезжались к нему на лечение. Ганеман приобрёл не только известность, но и некоторое материальное благополучие.

Но невзгоды подстерегали его и в это время. Его единственный сын уехал из Германии и пропал без вести. Супруга его, делившая с ним дни бедствия и славы, скончалась, дочери вышли замуж - и Ганеман остался один в своем доме. Однако он вторично женился на молодой француженке Мелани д"Эрвиль Гойе, которая была успешно вылечена Ганеманом.

Несмотря на тот факт, что он был более чем в два раза старше неё, они хорошо понимали друг друга, поскольку Мелани была весьма просвещённой женщиной своего времени, увлекалась естествознанием, медициной, писала замечательные картины. Она была верной помощницей Ганемана во врачебной практике, они остались близкими друзьями до его последних дней.

После женитьбы они отправились в Париж, бывший в то время средоточием всего света. Париж и Франция могли лучше Германии оценить заслуги Ганемана. Действительно, по прибытии в Париж, Ганеман получил, при посредстве герцога д"Гиза высочайшее разрешение свободно распространять и практиковать свой метод лечения.

Восемь лет Ганеман практиковал в Париже, посещаемый отовсюду приезжавшими врачами и больными; отсюда гомеопатия распространилась по всему свету.

Он умер 2-го июля 1843 года, на 89 году жизни, пользуясь общим уважением и любовью окружающего его общества. Самуэль Ганеман пожелал, чтобы на его могиле написали такие слова: «Есть два сокровища в жизни: совершенное здоровье и безупречная совесть; гомеопатия даёт первое, любовь к Богу и ближнему даёт второе».

Похоронен Ганеман на кладбище Пер–Лашез, ученики и соратники Самуэля Ганемана сделали ещё одну надпись: «Он прожил жизнь не напрасно!»

Этот портрет рисовала Мелани, когда Ганеману было 83.

Эрвиль Гойе, которая была успешно вылечена Ганеманом.

С. Ганеман родился в Мейсене, королевстве Саксонском. Отец, искусный живописец по фарфо­ру, готовил сына к овладению этой профессией и развивал в нем наблюдательность через рисунок, самостоятельность суждения, терпение. Первона­чальным обучением по программе начальной школы занималась мать. В местном приходском училище, затем в городской школе он неизменно пользовался любо­вью учителей, отличаясь выдающимися способнос­тями и прилежанием. Уже в школе проявилась его страсть к естествознанию, отразившаяся в сочине­нии «О дивном строении человеческой руки».

Медицинское образование Ганеман получил сначала в Лейпцигском университете, затем про­должил его в Вене. Постоянно нуждаясь и живя переводами с иностранных языков, принял предло­женное ему место и библиотекаря в Германштадте. В этот период он увлеченно изучал химию и горное дело. И, наконец, получив материальную возможность, отправился в Эрланген, чтобы сдать экзамен на степень медицины. Постоянно занимаясь химией и публикуя много статей, в 1976 году написал свой трактат об отрав­лении мышьяком.

Жажду знаний не могло удовлетворить только занятие врачебной практикой. Медицина в то время была слабо развита и методы лечения сводились к кровопусканиям, большим и частым, применению пиявок, кровососных банок, слабительных, потогон­ных, рвотных, клистиров. В смеси входили ртуть, железо, хинин, опий, горечи - все в громадных дозах, например, ртуть - до изъязвле­ния десен, т.е. до отравления. Находились врачи, которые признавали свое бессилие у постели больно­го и вредность принимаемого лечения. К таким вра­чам относился и С. Ганеман.

Недовольство практической медициной послужили причи­ной его переселения в Лейпциг - центр науки. Соз­навая недостатки современной медицины, Ганеман ряд лет посвятил изучению древних источников - сочинения Гиппократа, Авиценны, Галена, Ориба- зия, Карнелия, Цейса, Диоскарида, Аэтия, Аретея, и у некоторых из них встретил лечение по принци­пу подобия.

В 1790 году, переводя статью о хинной коре из руководства Куллена на немецкий язык, Ганеман был поражен противоречиями касательно ее действий и решил испытать действие средства на своем здоровом теле. В течение нес­кольких дней он принимал определенное количес­тво средства, вследствие чего у него появились сим­птомы перемежающейся лихорадки, аналогичные с теми, которые излечивает хинин. Повторив этот опыт несколько раз на себе, Ганеман пришел к вы­воду, что хинин не только излечивает перемежаю­щуюся лихорадку, но может вызывать большинс­тво ее симптомов у здорового человека. Знакомство с врачебным мышлением и опытом древних авторов и случай с хинной корой способствовали зарожде­нию его гомеотерапевтической теории. Шесть лет он хранил свою идею, которая должна была соз­реть и укрепиться. Впервые С. Ганеман обнародо­вал свое учение, где упомянуто слово «гомеопа­тия», в 1805 году на латинском языке, отдав свой труд на суд ученых врачей.

В первые девять лет на долю реформа­тора выпал ряд нападок и оскорблений. Объявили беспощадную войну не только врачи, но и аптека­ри вследствие подрыва их торговли. Гоне­ния на его учение заставили Ганемана буквально скитаться - из Лейпцига в Альтону, Эйденбург, Махерн, Виттенберг, Дессау, Торгау, Брадншвейг и, наконец, в 1811 году в Лейпциг. В 1810 го­ду печатается издание «Органона врачебно­го искусства», где он систематически излагает новое учение. Трудности, с которыми идея Ганемана про­бивала себе дорогу, объясняются не столько свое­образностью учения, сколько противодейс­твием затронутых интересов, что порой придавало борьбе ожесточенный характер. Постепенно вокруг него собрались приверженцы, ставшие вскоре его сот­рудниками. С помощью соратников в 1811-1819 гг. выходит «Чистое лекарствоведение» - фундамент гомеопатии в шести томах, заключающий в себе ре­зультаты исследования шестидесяти лекарств. Термин «чистое» указывал на то, что в сочинении приводится описание наблюдений над действием ле­карственных средств на человеческий организм. Примерно в это время Ганеман получил ученое зва­ние приват-доцента Лейпцигского университета.

Полную свободу врачебной дея­тельности Ганеман получил лишь в 1821 году, ког­да герцог Фердинанд пригласил его в качестве медика к своему дворцу в Ангальт-Кетен, пре­доставив ему свободу деятельности во всей стране. Здесь же в Кетене он остается один - на 43-м году брачной жизни умирает жена, дочери выданы за­муж, сын пропал без вести. Он вторично женился на француженке Мелании Гойе и отправился в Париж. Именно Париж и Франция высоко оценили заслуги Ганемана. Умер С. Ганеман на 89-м году жизни.

Свой метод лечения Ганеман назвал гомеопати­ческим (греч. homoios - подобный, pathos - бо­лезнь), в отличие от другого метода лечения, ко­торый Ганеман назвал «аллопатией» (греч. alios - иной, pathos - болезнь). Аллопатический прин­цип - «противоположное лечится противополож­ным» («Contraria contraris curentur»), гомеопати­ческий - «подобное излечивается подобным» («Similia similibus curantur»).

За что критикуют Ганемана? За принцип свер­хмалых доз. Он порой был эксцентричен в отстаивании идеи и абсолютизировал свой метод, тогда как гомеопа­тия, как и всякий другой метод, имеет свои показа­ния и противопоказания. Эксцентричность гения простительна. Ганеман создал новую эру в медици­не. На место старых фантастических лекарственных составов он дал простое лекарственное вещество, уменьшение дозы исключало отравления.

ГОМЕОПАТИЯ ГАНЕМАНА И СОВРЕМЕННАЯ ГОМЕОПАТИЯ

Конечно, возможности медицины середины 19-го века уступают современным возможностям до­казательной медицины, и это открывает широкое поле для исследований, для сближения академи­ческой медицины и гомеопатии, мостиком между которыми уже становится гомотоксикология.

В Россию метод гомеопатии привез племянник Ганемана доктор Триниус, который в 1809 году приехал в Петербург в качестве врача герцогини Вюртембергской. В 1824 г. его назначили лейб-медиком. В 1881 году в Петербурге открылась гомеопатическая лечебница, в 1892 году - гомео­патическая аптека на Невском проспекте, где работает до нашего времени и не была закрыта в Ленинграде даже в годы, когда общество врачей-марксистов объявило в 1932 году гомеопатию мето­дом антинаучным и политически враждебным. В СССР гомеопатия не была признана официальной медициной. Измене­ния начались с середины 80-х годов и вновь гомеопатия получила права в 1995 году.

Памятник Ганеману возвышается на одном из лучших мест Лейпцига. Гениальный ученый-рефор­матор создал метод, который и в 21 веке займет достойное место в медицине и получит дальнейшее научное развитие.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Самуил Ганеман родился в одном из самых живописных мест Германии – Саксонии, в городе Мейсен 10 апреля 1755 года. Как и большинство жителей этого города, отец Ганемана занимался росписью знаменитого мейсенского фарфора. Старик хотел, чтобы сыновья овладели ремеслом и продолжили семейное дело. Однако, судьба готовила Самуилу иной путь.

С младших классов школы учителя были в восторге от способностей мальчика, особенно, он преуспевал в естественных науках и языках. Отец же, стесненный в средствах, забрал его из школы на целый год. Учителя умоляли Ганемана-старшего позволить мальчику продолжить обучение и готовы были учить его даром. Наконец, отец сдался...

В 12 лет Самуилу доверили преподавать основы греческого языка другим учащимся и позволили посещать уроки по собственному выбору. Юный Ганеман был бесспорным любимчиком учителей, но и одноклассники любили его за кроткий нрав и добрый характер.

Отец, Ганеман-старший был не слишком образован, но именно его нехитрыми принципами великий врач будет руководствоваться всю свою жизнь "Жить и работать без хвастовства и внешнего лоска".

По окончании школы Самуил поступает на медицинский факультет Лейпцигского университета. Денег на обучение не хватает, и молодой человек вынужден прервать образование и поступить на службу к губернатору Трансильвании в качестве семейного врача и смотрителя его роскошной библиотеки. Получив доступ к редким медицинским фолиантам, юный доктор погружается в их изучение и попутно, зарабатывает деньги на дальнейшее обучение. Через два года, скопленных средств хватает на учебу в более дешевом университете Эрлагена.

Получив титул доктора медицины, Самуил, вместо службы врача, переключается на изучение аптекарского дела, химии и переводческую деятельность. Очень скоро он становится известен как талантливый химик и переводчик, чьи комментарии к переводимым книгам оказываются едва ли не ценнее оригиналов.

Чтобы стала понятна роль, которую Самуил Ганеман сыграл в развитии медицины, нужно хорошо представлять себе, как обстояли дела в этой области.

В конце 18, начале 19 века физиологии, патологии и диагностики в привычном значении этих наук почти не существовало.

Самое распространенная терапия того времени была основана на мнении, что причина всех болезней есть полнокровие, а главное средство против всех болезней есть кровопускание и опорожнение. Злоупотребление рвотными, слабительными, клистирами, кровососными банками, пиявками и, особенно, кровопусканием, не знало границ. Клистиры назначались больным ежедневно в течение многих лет. Получавший лучшее лечение из всех возможных, король Франции, Людовик XIII в течение одного года получил 47 кровопусканий, 215 рвотных и слабительных и 312 клистиров! Великий Гете был полностью истощен физически и морально прописанным ему 400 бутылками мариенбадский Kreuzbrunnen в год, с ежедневным добавлением к ней горькой соли и пилюль из ревеня, ялапы и азафетиды.Наиболее распространенные средства «лечения» на тот момент: селитра, ртуть, железо, хина, опий и др. Снадобья прописывались в невероятных дозах: ртуть - до изъязвления десен, разрушения зубов и полного отравления организма, опий - до одури. Стоит ли говорить, что эти процедуры часто оказывались губительными для пациентов.

Натура Самуила Ганемана не могла принять такого положения дел. Врач открыто отвергал терапии, которые превозносились его коллегами на протяжении веков, считая их иррациональными и нецелесообразными.

В 1784, после отказа от лечебной практики, идущей вразрез с его взглядами, доктор Ганеман зарабатывает себе на жизнь как переводчик и ведет личную исследовательскую работу об ошибках медицины.

В 1790 году, переводя «Трактат о Materia Medica» Уильяма Каллена, Самуил Ганеман сталкивается с симптомами отравления хинной, корой перуанской дерева и утверждением, что хина является эффективной в лечении малярии вследствие ее вяжущих свойств. Однако, другие вещества, обладающие вяжущими свойствами не являлись сколько-нибудь эффективными в лечении малярии! Ганеман сам переболел малярией и знал эту болезнь очень хорошо. Блеснувшая гениальная догадка помогла ему уловить главное, - симптомы отравления хинной и симптомы малярии, которую она излечивает, были одинаковы!

Это позволило ему вывести принцип: "То, что может выявить набор симптомов у здорового человека, может излечить больного человека, который проявляет подобный же набор симптомов". Этот принцип, который на русский можно перевести как «клин клином вышибают», стал основой нового подхода к медицине. Однако, термин "гомеопатия" впервые был использован автором в журнале Гуфеланда "Journal der praktischen Arzneikunde und Wundarzneikunst" только в 1796 году.

В течение 7 лет после озарения с хинной, Самуил Ганеман занимается сбором материалов в доступной ему медицинской литературе. Так же, он проверяет на себе и своих последователях-добровольцах действие различных ядов и фиксирует сходство симптомов отравлений с симптомами известных ему заболеваний.

Только после проведения обширной многолетней исследовательской работы и получения однозначного результата, подтверждающего подлинность своей гипотезы, Самуил Ганеман начинает лечить пациентов в соответствии с открывшимся ему пониманием. Через него проходят десятки людей и он делает еще одно значимое открытие, - разные психотипы людей, имеющие различные склонности и пищевые привычки, по-разному реагируют на прописанное лечение. Этот факт позволяет ему сформулировать понятие "о конституциональном типе лекарственного средства".

Доктор Ганеман разводил в растворе или порошке токсические вещества до очень низкой концентрации. Чем больше он разводил вещество, тем слабее становились его токсические свойства. Однако, вместо угасания лечебного эффекта, целебная сила наоборот, нарастала. Так же, было отмечено, что целебная сила тем больше, чем интенсивнее и дольше происходит встряхивание посуды, в которой разводилось вещество.

Исходя из полученных экспериментальных данных, Ганеман сформулирует принципы нового метода лечения.

Первый принцип: similia similibus curentur, что в переводе с латыни означает «подобное лечится подобным» . Сам же метод лечения получил название «гомеопатия» - «подобный болезни».

Второй принцип: Сила лекарства возрастает по мере уменьшения его концентрации, и встряхивания раствора при приготовлении. Этот процесс получил название потенцирования, или динамизации.

Третий принцип: Для лечения должно применяться одно простое лекарство. Для того, чтобы определить конституциональный тип лекарства, необходимо вначале провести его испытание на группе здоровых людей. Этот процесс получил название закона прувинга (испытания лекарств на здоровых добровольцах)

Признанию гомеопатии помогло успешная борьба с эпидемией холеры в 1831 году. Спастись от нее в те времена можно было только бегством из очага поражении.

Доктор Ганеман, ни разу не сталкивавшийся в своей практике со случаями холеры, на основании только лишь описания ее симптомов, находит их сходными с симптомами отравления камфарой, чемерицей и солями меди. Он предсказывает, что камфара, чемерица и медь и будут гомеопатическими средствами против болезни! Он рассылает несколько тысяч циркуляров во все концы света с точным наставлением, в какие именно периоды холеры и в каких дозах принимать эти лекарства, и отовсюду вскоре возвращаются известия, что гомеопатия блистательно побеждает холеру. Так были спасены тысячи жизней, и авторитет гомеопатии во всем мире был значительно укреплен.

У доктора Ганемана появляются венценосные покровители, дающие ему защиту и возможность заниматься научной деятельностью, но и количество врагов так же растет. Приверженцы школы клистиров и кровопусканий хорошо понимали, что их век заканчивается и переступали границы всякого приличия в злословии в адрес прогрессивного врача-гомеопата.

Так же, нельзя не упомянуть, что кроме работы над главным делом своей жизни, - гомеопатией, Самуил Ганеман стал родоначальником еще нескольких новых направлений для медицины своего времени.

Такое привычное для нас понятие как гигиена, было кому мало знакомо в ту пору.

Ганеман подчеркивал важность ухода, питания, постельного режима и изоляции больных во время эпидемии. Он утверждал, что плохая гигиена способствует распространению болезни. Его успех в борьбе с холерой и брюшным тифом состоялся отчасти из-за признания в обществе этого факта.

Также, Ганеману удалось повернуть вспять представление о лечении людей с психическими расстройствами.В те времена, душевнобольных повсеместно содержали как животных, в цепях и оковах, и вместо лечения подвергали всевозможным пыткам и телесным наказаниям. В организованной Самуилом Ганеманом лечебнице нового типа при помощи гуманного обращения и гомеопатии он вылечил многих больных, среди которых был известный ученый и писатель, гановерский министр Клокенбринг, страдавший маниакальным умопомешательством. Менее чем через год, министр вышел из клиники совершенно излеченным. Это стало еще одним важным шагом к признанию гомеопатии.

Доктор Ганеман стал одним из первых в Европе пионеров мягкого и гуманного обращения с душевнобольными.

Его жизнь была полна борьбы...Сначала с нищетой, потом с предрассудками, суеверием и злонамеренностью коллег. Однако, он всегда оставался верен своей возвышенной цели – освободить человечество от болезней и страданий. Он смог увидеть нематериальную сторону болезни, полагая, что все болезни имеют не только физические, но и духовые причины.

Личность Самуила Ганемана, без сомнений, вошла в пантеон славы величайших людей в истории. Его открытия, его многолетняя врачебная практика и научная работа, его труды «Органон врачебного искусства», «Чистое лекарствоведение», «Хронические болезни», «О гелеборизме древних», «Опытная медицина», «Эскулап на весах» позволили ученым по-новому взглянуть на медицину и увидеть в Человеке малое подобие Вселенной.

В 1834 Самуил Ганеман жил в Кетене... Больше всего он любил свой сад, в котором в теплое время года принимал больных и знакомых, проводил время отдыха и занятий. Однажды, один из многочисленных посетителей, наслышанный о Ганемане и об его саде, прибыл к нему именно в тот момент, когда великий врач был занят чтением в беседке. Посетитель, ожидая увидеть большой роскошный сад, спросил: "А где же сад?", на что Ганеман ответил: "Вот это сад". Приезжий с удивлением спросил: "Как, этот маленький клочок земли?" - "Да, - отвечал Ганеман, указывая пальцем в небо - он очень мал и тесен, но посмотрите, он бесконечно высок».