Главная · Язва · Пограничное состояние между сном и реальностью. Бодрствование и сон Задержка между сном и бодрствованием

Пограничное состояние между сном и реальностью. Бодрствование и сон Задержка между сном и бодрствованием

В то мгновение сна, когда ты еще не спишь, но уже и не бодрствуешь, в этот самый миг раскрывается Бытие.

В вашем сознании существуют некоторые жизненно важные мгновения. В эти мгновения вы ближе к своему центру, чем в любое другое время. Вы меняете “передачу”, и в тот миг, когда вы меняете передачу, вы проходите через ней­тральное положение. Это нейтральное положение более близко вам. Утром , ко­гда сон уходит, исчезает, и вы чувствуете себя пробуждающимися, но еще не пробудились, когда вы как раз в середине пробуждения, вы находитесь на “ней­тральной скорости". Этот миг, когда вы уже не спите, но еще не пробудились, как раз посередине. Вы включили нейтральную скорость. При переходе от сна к бодрствованию ваше сознание меняет весь свой механизм . Оно перепрыгивает от одного механизма действия к другому. Между этими двумя механизмами дру­гого механизма нет; между ними промежуток. Сквозь этот промежуток вы можете увидеть некоторый проблеск своего бытия. То же самое происходит и вечером, когда вы перепрыгиваете обратно от механизма бодрствования к механизму сна, с сознательного на бессознательное. На одно мгновение механизма нет, нет ни­какого давления механизма на вас, потому что вы должны предпринять прыжок от одного механизма к другому. Если вы сможете быть осознающими между этими двумя мгновениями, если вы сможете вспомнить самих себя между этими двумя мигами, то вы получите некоторое представление о своей реальной сущ­ности.

Как выполнять эту технику? Когда вы собираетесь заснуть, расслабьтесь. За­кройте глаза, зашторьте комнату. Просто закройте глаза и ждите. Сон приближа­ется; просто ожидайте, ничего не делайте, просто ждите! Ваше тело расслабля­ется, тело становится тяжелым: ощутите это. Почувствуйте это. Сон несет свой собственный механизм, он начинает работать. Ваше бодрствующее сознание исчезает. Вспоминайте, потому что миг будет весьма неуловимым, миг будет крошечным. Если вы упустите, вы упустите. Это очень короткий период - один миг, очень маленький промежуток, и в вас произойдет переход от бодрствования ко сну. Просто ждите, оставаясь полностью осознающими. Продолжайте ждать. Это потребует некоторого времени. На это потребуется, как минимум, три меся­ца. Только тогда вы сможете получить некоторый намек на тот миг, который как раз посередине. Так что не спешите. Вы не можете сделать это прямо сейчас; вы не сможете сделать это прямо сегодня вечером. Но вы должны начать, и вы, возможно, должны будете ждать несколько месяцев.

Обычно это внезапно случается в течение трех месяцев. Это случается каж­дый день, но вашу осознанность и встречу с этим промежутком невозможно спланировать. Это случается. Вы просто все время ждете, и однажды это случа­ется. Однажды, внезапно, вы осознаете, что вы не бодрствуете и не спите - весьма таинственное явление. Вы можете даже испугаться, потому что до сих пор вы знали только два состояния: состояние бодрствования и состояние сна. Но вы не знаете третьего состояния вашей сущности, когда вы и не спите, и не бодрствуете. При первом опыте этого состояния вы можете испугаться. Не пу­гайтесь. Все новое, то, что ранее не было известным, должно вызывать некото­рый страх, потому что этот миг, если вы будете переживать его снова и снова, даст вам также и новые ощущения: вы будете чувствовать себя ни живыми, ни мертвыми, ни тем, ни этим. Это бездна.

Эти два механизма подобны двум холмам; вы перепрыгиваете с одной верши­ны на другую. Если вы остановитесь в середине, вы упадете в бездну, в про­пасть без дна: вы будете все время падать, падать и падать. Эту технику исполь­зуют суфии, и прежде, чем они дадут эту технику ищущим, они дают также другую практику, просто в качестве меры безопасности. Всякий раз, когда в сис­теме суфизма предлагается эта техника, перед этим дается другая техника, ко­торая заключается в том, что вы закрываете глаза и представляете, что вы па­даете в глубокий колодец - темный, глубокий, бездонный. Просто представьте себе падение в глубокий колодец - падение, падение и падение, бесконечное падение. Дна нет, вы не можете достичь дна. Теперь это падение не может пре­кратиться. Вы можете прекратить его; вы можете открыть глаза и сказать “хва­тит”, но само по себе это падение прекратиться не может. Если вы продолжаете, то обнаруживаете, что колодец бездонный, и он становится все темнее и темнее.

В системе суфиев сначала должно практиковаться это упражнение с колодцем

- с этим бездонным темным колодцем. Это приятно, полезно. Если вы практи­куете это упражнение и осознали его красоту, его безмолвие, то чем глубже вы будете падать в колодец, тем более молчаливыми вы будете становиться. Мир остается где-то далеко, вы чувствуете, что вы улетаете далеко, далеко, далеко. Тишина нарастает вместе с тьмой, а там, в глубине, нет дна. Страх овладевает вашим умом, но вы знаете, что это всего лишь воображение, поэтому можете продолжать.

Благодаря этому упражнению вы становитесь более приспособленными к этой технике, но тогда, когда вы падаете в колодец между бодрствованием и сном, это уже не воображаемое; это истинный факт. И здесь тоже нет дна, эта про­пасть бездонна. Вот почему Будда назвал эту ничем не заполненную пустоту шуньей. Ей нет конца. Раз вы познали ее, вы тоже становитесь бесконечными. Это видение трудно получить во время бодрствования. Его невозможно, конеч­но, получить и во время сна, потому что тогда механизм действует и трудно ра- зотождествить себя от этого механизма. Но вечером и утром случаются другие состояния - всего два таких состояния за двадцать четыре часа, - в такие мгно­вения эти состояния приходят очень легко, но для этого нужно ждать.

Во время бодрствования мы фальшивы, и мы очень хорошо это знаем. Во время бодрствования вы неискренние, неестественные. Вы улыбаетесь тогда, когда более естественными были бы слезы. Эта фальшь продолжается во время вашего бодрствования, она продолжается даже во время вашего сна - уже в другом виде, естественно. Ваши сны надуманные, они не реальные. Это удиви­тельно, что даже во сне вы не реальные, не естественные, даже во сне вы бои­тесь и создаете образы. Вы настолько фальшивы, что не можете даже иметь ре­альных снов.

Таковы наши два фальшивых лица: одно проявляется, когда мы бодрствуем, другое - когда спим. Между этими двумя фальшивыми лицами есть очень ма­ленькая дверь, промежуток. Вы можете получить некоторое представление о вашем первоначальном лице в этом промежутке. Получить представление о том лице, которое было у вас тогда, когда вы еще не общались с матерью и, следо­вательно, с обществом. Когда вы были один на один с самим собой; когда вы были не тем и этим; когда не было разделения. Было только реальное; нереаль­ного не было. Вы можете бросить взгляд на это лицо, на это невинное лицо ме­жду этими двумя механизмами.

Тантра утверждает, что ни во сне, ни во время бодрствования вы не настоя­щие. Вы настоящие только между этими двумя состояниями. Так что не связы­вайтесь ни с бодрствованием, ни со сном и сновидениями. Уделите внимание промежутку; осознайте промежуток меходу ними. Поймайте проблеск, переходя из одного состояния в другое. И раз вы узнали, когда наступает этот промежуток, вы стали его хозяином. Вы имеете ключ; в любое время вы можете открыть этот промежуток и войти в него. Открывается другое измерение существования: из­мерение реального.

Пограничное состояние - это определенное состояние, с которым сталкивается практически каждый, кто практикует так называемые "Осознанные Сновидения". Это состояние имеет вполне устойчивые характеристики, поэтому я его отношу к одному из уровней процесса сновидения.

Можно сказать, что это состояние, в котором человек находится на пересечении "Линий" бодрствования, обычного сна и сновидения. Это может происходить по двум причинам: естественные пробуждения в определенном состоянии сна и в результате практики сновидения.

Отличительные черты этого состояния:

Тяжело определить спишь или бодрствуешь;.
Тяжело пошевелить физическим телом;.
Присутствие различных необычных явлений.
Как это обычно происходит?

Человек пытается войти в Сновидение из состояния бодрствования. Через некоторое время его сознание начинает "Плавать" и проваливаться в состояние дремоты. Благодаря этому плавающему состоянию сновидящий может проснуться в одном из состояний сна, т. е. - какое-то время он как бы проваливается в сон, а затем снова просыпается, но через время, провалившись в сон, он просыпается уже во сне (как бы, не вынырнув полностью на поверхность в мир бодрствования.

Обычно, это происходит так: во время выполнения техники входа в сновидение практикующий засыпает и его сознание проваливается в сон. Но вдруг, в определенный момент времени, понимает, что у него открыты глаза и он наблюдает привычную картину своей спальни из положения лежа. И вот тут, сновидящий может ощутить, что тело как бы онемело и им тяжело двигать или, подняв руки к лицу, он может заметить, что руки спящего тела остались на своем месте. Такое чувство, что не заснул, но и не проснулся полностью.

Часто в этом состоянии начинают происходить разные необычные явления, это например:

Ощущение давления на тело;.
Кто-то незнакомый просто стоит и наблюдает (действует реже);.
Наличие теней в комнате (от аморфных до вполне четких в очертаниях);.
Различные цветовые пятна на интерьере комнаты (как будто цветная подсветка);.
Непонятный шум или голоса (как будто кто-то разговаривает за стеной);.
Животные (могут вести себя агрессивно);.
Наличие предметов не соответствующих обстановке комнаты (например, среди комнаты может стоять маленький самолет);.
Кто-то входит в комнату или стучит в дверь;.
Кто-то из знакомых начинает помогать "Выйти из Тела", или наоборот, - мешать это сделать;.
Прочее.
Я указал только некоторые явления, вариантов же множество. Многое зависит от личной истории сновидящего - его представлений, ожиданий, страхов и т. п. причины этих явлений могут быть различными, частично об этом я говорил в своей статье "Пугающие Образы".

С подобной ситуацией часто сталкиваются люди, которые случайно попадают в это состояние по причине сонного паралича. На данный момент статистика такова, что минимум треть населения земли хоть раз в жизни попадала в это состояние. Пока что это явление полностью не изучено, но уже можно уверенно говорить о том, что состояние сонного паралича естественное явление и не является физической или психической патологией.

В начале, когда сталкиваешься с этим явлением, создается впечатление, что пограничное состояние - это состояние между сном и бодрствованием. Здесь, как бы сходятся и наслаиваются друг на друга характеристики яви, сна и "Внетелесного Состояния". Одновременно есть ощущение, что не спишь и, вместе с этим, присутствуют признаки проявления "Второго Тела" и хаотичность случайных образов, характерных для обычного сна. Состояние парадоксальное, вначале очень тяжело понять реально - спал ты или нет.

Позже, с практикой, приходит другое ощущение и понимание этого явления. Проще всего это можно описать как частичный "Выход из Тела" (частичное выделение тела сновидения. Ибо основная характеристика этого состояния - неполный выход тела сновидения, неполное его разделение со спящим телом. И что интересно, что со временем многие нежелательные и пугающие явления уходят сами, часто для этого достаточно полного разделения с телом (что наталкивает на определенные мысли. Сейчас это воспринимается как одна из ступеней процесса сновидения.

Ещё читайте статьи об интерьере маленькой квартиры

В то время, как природа сознания в состоянии бодрствования известна всем, природа сна и сновидения еще требует изучения. И все же современные исследования проливают определенный свет на природу психофизиологических функций сна, что закладывает основу для дальнейших научных изысканий и анализа Йога Нидры. Сон является естественным регулярным процессом нашей жизни, и человек нуждается в периодическом отдыхе и расслаблении ума и тела, чтобы отключить сознательную активность мысли, ощущений и движений. Иными словами, сон – это пратьяхара , то есть естественное отвлечение чувств, при которой наше сознание спонтанно отделяется от органов восприятия и действия и, следовательно, не накапливает опыта. Когда происходит отвлечение сознания от органов чувственного восприятия (гьянендрий ) и от органов действия (кармендрий ), автоматически исчезает контакт между внешним миром, с одной стороны, и внутренним возбуждением в чувственно-двигательной области в коре головного мозга – с другой. В этот важный момент сознание, отвлеченное от внешнего мира, направляет свою активность на поиск внутреннего источника. Исследования показали, что во время этого отвлечения сознания чувственные возможности резко сокращаются вследствие того, что сознание погружается в более глубокие уровни ума. Ум цепенеет и обволакивается сном… Согласно тантрической философии вхождение в сон есть ни что иное, как постепенное движение сознания вверх по чакрам вплоть до своего космического источника сахасрары. Так, например, ощущение запаха (обоняние) – это первое разобщение сознания с муладхарой, которая олицетворяет среди таттв землю. Запах возбуждает вкус, пробуждающий таттву воды, которая олицетворена в свадхистхане. Процесс удовлетворения вкуса указывает на огонь пищеварения, восходящий к манипуре. Прикосновение – это анахата, таттва воздуха, и, наконец, слух – это таттва эфира или вишуддха чакра.

Таким образом, Йога Нидра, лишенная всех этих ощущений, кроме слуха, соответствует той стадии сна, которая находится на границе между бодрствованием и сном.

Состояния сознания

И йоги, и психологи, и физиологи признают, что существуют 3 отчетливо различимых состояний сознания: бодрствование, сновидение и сон без сновидений. Также не отрицается, что каждое из этих трех состояний (как, впрочем и состояние в Йога Нидре) фиксируется в коре головного мозга по степени электрической активности, как это показано в таблице.

Стадия Состояние сознания Уровни сознания Частота волны Опыт состояния
1 Бодрствование Сознание Бета (13-20 герц) Чувственное восприятие, внешний опыт
2 Йога Нидра Сверхсознание (турия), гипногогическая или пограничная стадия между сном и бодрствованием Альфа (8-12 герц) Глубокая релаксация, мистическое проникновение, сознательный сон, выявление архетипов
3 Сновидение Подсознание Тета (4-7 герц) Освобождение от эмоций, подавленных страхов и др.
4 Глубокий сон Бессознательность Дельта (0-4 герца) Пробуждение первобытных инстинктов

В состоянии бодрствования сознание взаимодействует с внешним миром и активно воспринимает его сквозь каналы чувств. Эта стадия зафиксирована исследователями высокой частотой бета-ритмов (от 13 до 20 герц). В состоянии сна, когда преобладает подсознание, активизируются подавленные желания, страхи, глубоко укоренившиеся впечатления (самскары ). В соответствии с этим высокая частота бета-волн сменяется тета-волнами меньшей частоты (от 4 до 7 герц). В состоянии глубокого сна активизируется бессознательный ум, хранилище инстинктов и всех опытов прошлого эволюционного развития. В отличие от сновидения в глубоком сне без сновидений полностью отсутствуют какие-либо элементы активности чувств и ума, все прошлые впечатления (самскары) и желания (васаны ) парализованы, сознание и прана отвлечены от индивидуального фактора и направляются к безличному созидательному источнику. Во время этой стадии сознания, которое известно в тантрических и йогических писаниях, как «ночь Брахмы» или «зародыш творения» (хираньягарбха ), исследователи зафиксировали ритмическую вибрацию дельта-волн с частотой от 0 до 4 герц. Интересно, что эта частота совпадает и с частотой вибрации материальной вселенной – факт, зафиксированный приборами ученых.

Гипнагогическое состояние или Йога Нидра

Между бодрствованием и сновидением локализована важнейшая прослойка сознания и опыта, определяемого психологами как гипнагогическое состояние. Это переходное состояние длится около 5 минут и характеризуется альфа-волнами с частотой от 8 до 12 герц, сопровождаясь глубокой релаксацией и позитивным освобождением от физических напряжений во всем теле. Сознание еще продолжает удерживать некоторые остаточные признаки внешнего воздействия. Наступает период, когда бодрствования уже нет, а сон еще не наступил.

Если Йога Нидра вклинится в этот процесс именно сейчас, она способна растянуть его во времени, отодвигая приближающийся бессознательный сон при помощи сознательного сна. Йога Нидра как бы заслоняет внешний мир от интравертного ума, сохраняя лишь один канал бодрствующим – слушание голоса инструктора и мысленное исполнение его советов. Любопытно, что во время сеанса Йога Нидры исследователи заметили, как иногда вспышки альфа-волн как бы рассыпались, уступая натиску то бета-волн, то тета-волн. Это означает, что сознание пытается закрепиться на стадии между бодрствованием и сном, то есть между экстраверсией и интраверсией. Если бы возобладала экстраверсия, человек вернулся бы к бодрствованию или к чувственному восприятию; однако, интраверсия привела бы к постепенному погружению в сон. Но если сознание человека зафиксировать на промежуточной стадии, в которой отмечаются постоянные пульсации альфа-волн, можно достигнуть глубокого переживания в состоянии полной релаксации. Это достижение по всем параметрам не сравнимо ни с бодрствованием, ни со сном, ибо оно имеет все преимущества обоих без их недостатков. Не говоря уже об эффективной пользе для , подобное состояние открывает врата в область сверхсознательного.

Погружение в сон

Обычное погружение в сон означает следующее: вследствие перехода от бодрствования ко сну частота вибраций волн перемещается от бета к тета и далее к дельта, минуя альфа волны. А между тем в Йога Нидре процесс погружения в сон совершенно иной: от бета – к альфе (задержка на этой стадии), и – если потерять контроль над альфа-состоянием – наступает последующее сползание к тета- и дельта- состояниям. Нельзя достичь удовлетворительного расслабления просто погружаясь в сон без предварительного осознанного расслабления. Вот почему большинство людей засыпает с мышечными, эмоциональными и умственными напряжениями, погружаясь из бета-состояния непосредственно в дельта-состояние, так и не избавившись от всех зажимов и комплексов в предварительном альфа-состоянии. Именно поэтому они встают утром уставшими и опустошенными. Не испытав подлинного расслабления в процессе альфа-состояния, они во время сна продолжали совершать психофизические действия, накапливая потенциал напряженности. Йога Нидра дает возможность задержаться в альфа-состоянии и полностью освободиться от всех напряженностей. После такого отдыха наступает подлинный сон, освежающий и укрепляющий человека… Йога Нидра рассматривается, как состояние, отличное от сна, и все-таки можно сказать, что благодаря Йога Нидре наступает действительно конструктивный сон, каким и создала его Природа.

Проблески сверхсознания

Большинство людей, переходя от бодрствования ко сну, утрачивают осознание переживаемого состояния и не пытаются растянуть переходную фазу между бдением и засыпанием. Если бы они принудили себя к этому, они могли бы испытать вследствие регулярных экспериментов такого рода высшую гармонию и единство между всеми уровнями сознания. Тот, кто предпочитает всем трем стадиям сознания Йога Нидру, как высшую стадию, сливается с универсальной природой сознания. Религиозная традиция определяет данный переживаемый опыт сверхсознания, как божественное состояние, но Йога Нидра и тантрическая традиция определяют его, как проблеск сверхсознания. Обычные люди, как правило, вспоминают свои сновидения, или говорят о своих видениях, как о чем-то необычайном и удивительном. А между тем, все эти переживания глубоко архетипичны и символичны и не могут быть осознаны заурядным умом. Вследствие этого они остаются по-прежнему по ту сторону сознания и не впитываются им. Человек продолжает жить внутри своего ограниченного пространства, не сознавая всю его безграничность. Он не понимает и не осознает тех намеков и импульсов, которые постоянно вибрируют в нем самом и не может их использовать для своей же пользы… Так и живет он со своим обрывочным сознанием без цельной картины психического опыта. Он не знает ни того, кто он есть на самом деле, ни того, куда он движется. В этом и состоит основная причина всех его страданий. Именно поэтому он не способен жить в гармонии ни с самим собой, ни со всем окружением.

Йога Нидра является тем средством, которое помогает человеку обнаружить источник самосознания и неисчерпаемых вдохновений. Йога Нидра – это техника «самопобудительного сна», при помощи которого мы можем выявить в себе сокровищницу нашего подлинного сознания, изучить и использовать его для обогащения своей повседневной жизни.

Сон контролируется сознанием

Наши сны – это своеобразные энергетические модели сознания, которые зависят от пробуждения, освобождения или вспышек в психическом теле. Они возникают спонтанно и Йога Нидра позволяет взять их под контроль. Поднимаясь по духовной шкале все выше и выше, вы при помощи Йога Нидры учитесь формировать свои сны. Однако, для того, чтобы создавать свои сны и научиться их понимать, необходимо сохранять двойственное состояние полусна-полубодрствования. Иными словами, пока вы спите, вы должны знать, что вы спите. Способность быть свидетелем своего сна является динамической формой пратьяхары.

По существу, Йога Нидра является наилучшей формой повышения уровня осознания сна. Почти все люди видят сны, но их толкование снов весьма грубы и неэффективны. Как правило, большинство из них просто не помнит своих снов. Сохранить память о снах возможно при отчетливой визуализации свидетельствующего сознания. Такое бдительное осознание сна можно развить при помощи техники Йога Нидры.

Подлинное пробуждение

Как подтверждают современные исследования, присутствие свидетельствующего сознания на фоне протекающего процесса сна приводит к фундаментальным изменениям в работе центральной нервной системы. Наступает новая стадия сознания, известная йогинам и тантрикам, как турия , в результате которой опыт непосредственного восприятия переплетается с опытом психического и астрального восприятия. Это – четвертая или высшая форма сознания, объединяющая опыт всех возможных форм сознания (бодрствования, сна и сновидений). При этом высшая форма не поглощается ни одной из этих трех, но лишь отслеживает триединый опыт психофизических переживаний. Известно, что об этом уже было сказано еще тысячи лет назад в йогических текстах и только сейчас «тайна» становится явью в современных лабораториях при помощи современной науки. С точки зрения нейрофизиологии повышенная возбудимость сознания, сопровождаемая двигательной активностью конечностей, свидетельствует о новой форме протекающих процессов в коре головного мозга, в котором наблюдается сочетание активизации зон, ответственных за внешнее восприятие и внутреннее осознание с падением активности в зонах, ответственных за проявление эмоций. Таким образом, Йога Нидра открывает новую страницу в дальнейшем исследовании возможностей мозга, активизации самосознания, контроля регулятивных функций сознания, что в конечном счете формирует сознательную судьбу.

Феномен индийского йога Свами Рамы

Свами Рама, индийский йог высокого уровня, экспериментально доказал существование «загадочной» и «тайной» четвертой формы сознания или турий.

В 1977 году в «Центре по изучению мозга» (Канзас, США) проводились научные исследования и наблюдения за работой мозга йога Свами Рамы, пока он занимался релаксацией и постепенно входил в более глубокие состояния сознания. Научными изысканиями руководил д-р Элмер Грин, а вибрации биотоков мозга записывались на электроэнцефалографе. Впоследствии мир узнал о научном открытии. Ученые зафиксировали, что йог волевым усилием входил поочередно в различные состояния сознания: когда он полностью расслабил свое тело, он вошел в состояние Йога Нидры и прибор зарегистрировал 70% альфа-волн за 5-минутный период визуализации голубого неба с проплывающими на нем редкими облаками. Затем йог вошел в состояние сновидений, которые сопровождались в течение 5 минут преимущественно тета-волнами на 75%. Позднее Свами Рама сказал, что это состояние было дискомфортным, он назвал его «шумным и неприятным». Далее он добавил, что ему удалось устранить его «перемещением сознания в подсознание». Здесь он получил опыт определенных желаний при созерцании архетипических образов, которые стремительно пытались овладеть его сознанием. Наконец, Свами вошел в состояние глубокого сна (сфера бессознательного) и это подтвердилось медленной вибрацией дельта-волн. Однако сознание его оставалось бдительным на протяжении всего научного эксперимента. Так, например, он легко вспоминал различные события, происходившие в научной лаборатории и связанные с экспериментом. Так, например, после проведенного эксперимента Свами Рама озвучил вопросы, которые один из ученых задавал йогину в период активизации дельта-волн. Наличие дельта-волн указывает на глубокий сон и, казалось бы, йог не мог воспринимать эти вопросы…

Ученым не приходилось до сих пор проводить подобных исследований, когда глубокий сон мог совмещаться с осознанием переживаемого момента. Это явно свидетельствовало, что ученые столкнулись с великим открытием – турия, о которой так упорно твердят древнейшие тексты йогов, действительно существует, как проявленный факт, а не феномен веры. Ученые воочию убедились, что природа сверхсознания действительно включает в себя все возможные состояния сознания: и бодрствования, и поверхностный сон и сновидение. Иными словами, одновременное взаимодействие сознательности, подсознания и бессознательности вполне возможны. Таким образом, максимальное расслабление всех психофизических процессов в организме неизменно приводит к интеграции сознания как такового и к просветлению личности. По существу, люди, достигшие такого состояния, не спят. Им знакомо лишь состояние бытия, которое неизменно, независимо от того, сон ли это или бодрствование. Они постоянно пребывают в состоянии турий, в Йога Нидре.

Стало ясно, что «универсальный ум» или сверхсознание можно постепенно развить и укрепить при помощи таких эффективных технологий, как Йога Нидра и медитация. Так прежде таинственный и неприступный мир бессознательного сдает свои позиции, которые теперь определяются, как сверхсознание. Этот постепенный процесс просветления личности и освобождения от ига «таинственных» сил и называется самореализацией, кайвальей, мокшей или самадхи.

Сверхсознание

Итак, если в прошлом сверхсознание определялось, как нечто имеющее отношение к мистике или религиозному переживанию, то теперь за сверхсознанием закрепился термин «физиологическая реальность». Современный психолог Карл Юнг определил сверхсознание, как «погружение в коллективное бессознательное». Новейшие исследования в области парапсихологии, пси-феноменов и психотроники подтвердили, что «универсальный ум» действительно существует.

Бодрствование и сон – два физиологических состояния человеческой активности, которые обусловлены деятельностью определенных центров головного мозга, в частности, гипоталамуса и субталамуса, а также зон голубого пятна и ядра шва, расположенных в верхней части мозгового ствола. Оба эти периода являются цикличными по своей структуре и подчинены суточным ритмам организма человека.

Ритм внутренних часов

Механизмы бодрствования и сна до сих пор изучаются и существует, как минимум, несколько теорий того, как работают наши внутренние часы. Находясь в состоянии бодрствования, мы осознанно реагируем на любые раздражители, полностью отдавая себе отчет в своей связи с внешним миром, наша мозговая деятельность находится в активной фазе и практически все процессы жизнедеятельности, протекающие в нашем организме, направлены на поглощение и рациональную трату энергоресурсов, поступающих извне в виде воды и пищи. В общей сложности психофизиология сна и бодрствования обусловлена регуляцией различных системных структур головного мозга, которая, в частности способствует накоплению полученной информации, когда мы находимся в состоянии активности и более детальному ее усвоению и распределению в отделы в период сна.

Пять ступеней сна

Состояние сна характеризуется отсутствием активности, направленной во внешний мир и условно делится на пять стадий, каждая из которых длится примерно по 90 минут.

  1. Первые две из них – это стадии легкого или поверхностного сна, в течение которых замедляются дыхание и частота пульса, однако, в этот период мы можем проснуться даже от малейшего прикосновения.
  2. Затем наступают третья и четвертая фазы глубокого сна, во время которых наблюдается еще большее замедление сердцебиения и полное отсутствие реакции на внешние раздражители. Разбудить человека, находящегося в стадии глубокого сна уже гораздо сложнее.
  3. Пятая и последняя фаза сна в медицине называется REM (Rapid Eye Movement – или быстрое движение глаза). На этом этапе сна дыхание и сердцебиение учащаются, глазные яблоки двигаются под закрытыми веками и происходит все это под воздействием сновидений, которые видит человек. Специалисты в области сомнологии и неврологии утверждают, что сны снятся абсолютно всем, просто не все люди их запоминают.

В момент засыпания, а также по окончании глубокой фазы сна, мы входим в так называемое пограничное состояние между сном и бодрствованием. В этот период связь сознания с окружающей реальностью, в принципе присутствует, но в полной мере мы себя с ней не ассоциируем.

Нарушения сна и бодрствования могут быть вызваны различными психофизиологическими факторами, такими, как неравномерный график посменной работы, смена временных поясов при авиаперелетах и т. д. Но причины сбившегося ритма активность – отдых также могут крыться и в определенных заболеваниях, в частности, нарколепсии или гиперсомнии. В любом случае, при любых мало-мальски выраженных нарушениях цикличности состояний бодрствования и сна, желательно проконсультироваться со специалистом.

Что видит и ощущает человек между сном и явью? Десятилетиями психологи, гипнологи и нейрокибернетики бьются над этими загадками. Вопросы родились не на пустом месте: есть прецеденты, когда психически здоровые люди на грани засыпания наблюдали аномальные видения, оставляющие впоследствии в нашем мире вполне материальные следы.

Мы знаем, мозг человека все время работает, спим ли мы или бодрствуем, - он генерирует и излучает определенный тип волн. Энцефалографы, подключенные к коре головного мозга, беспристрастно записывают электроэнцефалограммы, отражающие активность той или иной деятельности нашего мыслительного центра. По типу колебаний альфа-, бета-, дельта- или тета-волн всегда можно определить какой орган или система активны в организме. Если перевариваем пищу, то мозг предпочитает альфа-волну. Если пишем стихи или малюем картину, или изобретаем, то на сцену выступают тета-волны. Они отвечают за творческую жилку человека.

Когда мозг пульсирует в пограничном состоянии сознания между сном и явью, расшифровать этот хаос вибраций сложно. Не с чем сравнивать, нет исходных образцов диаграмм, нет адекватных описаний «правильности» работы мозга. В этом состоянии человек может видеть, слышать, чувствовать вкус, осязать прикосновение. Отделить же галлюцинацию от реальной картины он не в силах. Иллюзионная картина мира и материальная реальность во внутреннем нейрокибернетическом пространстве мозга смешивается самым причудливым образом и представляет разуму новый узор междумирья сна и яви. Медицина утверждает: так работает проверка долговременной и кратковременной памяти. Информация сортируется: редко используемое отбраковывается, остается в кратковременной памяти, а ненужное блокируется, и мы забываем какой-то эпизод; наоборот, - часто используемое перезаписывается в долговременное «мозгохранилище».

Но мы не поверим, что в фазе засыпания мозг, как старьевщик, только и делает, что разбирает всякий информационный хлам. Психологи полагают, что главный командный пункт нашей центральной нервной системы перед сном управляет процессами торможения и бодрствования и ищет кратчайший путь к оптимизации состояния психики между стрессами и комфортом. Гипнологи же до сих пор не могут дать точного определения состоянию гипнотического сна (не путать с обычным сном) и глубокого транса. Нейрохирурги шутят: при трепанации черепа не видно ни ума, ни разума, ни сознания, ни души, а взору предстают одни лишь мозговые извилины, требующие глюкозы и кислорода.

Некоторые чувствительные натуры, занимающиеся самонаблюдением и самопогружением в транс, утверждают, что пограничное состояние сознания позволяет человеку увидеть мир более цельным и насыщенным, чем обыденная материальность. Лгут ли они себе или другим? Можно ли списать эти видения полностью на галлюцинации или принять во внимание один неоспоримый пока что факт. Вселенная, - ее видимая и наблюдаемая часть, - изучена сегодня едва на 4%, а как же остальные 96%?

Современная наука на разных макро и микроуровнях предполагает, что не все так просто в реальном мире, как в классической Ньютоновской механике или же в пространстве-времени Минковского. Недаром за последние пятьдесят лет появилось множество физических моделей об устройстве мира, расширяющих горизонты мироздания. Это и дополнительные измерения, куда прячется квантовая гравитация с гравитонами. Это и параллельные Вселенные со своими собственными физическими константами и собственным течением времени. Это и космические струны с нулевой толщиной, где могут скрываться сонмища иных миров. Венцом научной мысли является Метавселенная, в которой как в аквариуме плавают мириады различных Вселенных.

Мы достоверно пока не знаем, на что способен мозг человека, особенно в стрессовых или иных пограничных состояниях сознания. Способен ли мозг человека воспринять информацию из Метавселенной или других Вселенных? Не исключено, что именно между сном и явью, чтобы увидеть иные миры, мозг «хулиганит» и подобно стритрейсеру жмет на педаль газа, заставляя человека обрести как бы дополнительную информацию для размышлений. А вдруг что-то полезное узнаем? Пресловутая таблица Менделеева тому «железное» доказательство.