Главная · Паразиты в организме · Конспект занятия для детей старшей группы: «Как живут звери зимой. Беседа с детьми старшей группы. Уход за домашними животными и птицами зимой I. Организационный момент

Конспект занятия для детей старшей группы: «Как живут звери зимой. Беседа с детьми старшей группы. Уход за домашними животными и птицами зимой I. Организационный момент

Звуки [ф], [ф"], [в], [в"]

Занятие 1

Закрепление представле­ний о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зим­ний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, ло­шадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; домашний, теплый, полезный, умный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, да­вать, приносить). Совершенствование грамматического строя ре­чи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-). Развитие фонематических представлений (дифферен­циация звуков [в]-[ф] в словах). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и сло­вах с ними.

Развитие диалогической ре­чи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей мотори­ки, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, магнитофон, кассета с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей 1 , конверты с паз­лами «Домашние животные», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями домашних животных и их детенышей. Рассматривание фотогра­фий домашних питомцев детей и сотрудников детского сада. Бе­седа о том, какую пользу приносят домашние животные. Разучи­вание пальчиковой гимнастики «Буренушка». Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь». Формирование понятия ударный слог на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Развитие слухового внимания. Актуализация номинативного словаря по теме «До­машние животные». Расширение словаря глаголов по теме «До­машние животные».]

1 Живая природа. В мире ЖИВОТНЫХ. Выпуск 1.- СПб.. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005,

Логопед пригашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места за столиком, включает магнитофон. Зву­чат голоса животных. Логопед выключает магнитофон.

Логопед. Где мы с вами только что побывали? Что там ус­лышали?

Логопед. Перечислите их.

Дети. Она лает.

Логопед. А кошка?

Дети. Она мяукает.

Логопед. А свинья?

Дети. Свинья хрюкает.

Дети. Корова кричит: «Му!»

Логопед. Корова мычит. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает корова?

Дети. Корова мычит.

Дети. Она кричит: «И-го-го!»

Логопед. Лошадь ржет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает лошадь?

Дети. Лошадь ржет.

Дети. Овца кричит: «Бе-е-е».

Логопед. Овца блеет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает овца?

Дети. Овца блеет.

Логопед. Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

2. Беседа о домашних животных с опорой на картинки. [Закреп­ление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на наборное полотно альбом «Живая природа. В мире животных».

Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.

Дети. Корову и лошадь.

Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.

1-й ребенок. Корова дает человеку молоко и мясо.

2-й ребенок. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.

Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети. Овцу, барана, козу, свинью.

Логопед. Какую пользу приносят эти животные?

3-й ребенок. Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран - еще и шерсть.

4-й ребенок. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.

Логопед. Каких домашних животных, мы считаем мелкими?

Дети. Собаку и кошку.

Логопед. Расскажите о том, какую пользу они приносят.

1-й ребенок. Собака охраняет хозяина и его дом.

2-й ребенок. Кошка в деревенском доме ловит мышей.

Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животны­ми. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля - сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны че­ловеку. Значит, какие они?

Дети. Нужные.

Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?

Дети. Полезные.

3. Работа с пазлами «Домашние животные». [Развитие зритель­ного гнозиса, конструктивного праксиса, мышления, тонкой мо­торики. Расширение и уточнение словаря по теме «Домашние жи­вотные».]

Логопед раздает детям конверты с пазлами, состоящими из 8-10 частей.

Логопед. Достаньте из конвертов пазлы и соберите картин­ки. Изображения домашних животных на доске будут для вас под­сказками.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы. Вы очень быстро справились с трудной задачей. Кто у тебя на картинке, Даша? Подбери как можно боль­ше слов об этом животном, отвечающих на вопрос «Какая?»

1-й ребенок. Это корова. Она большая, рогатая, хвостатая, умная, добрая.

Логопед. А у тебя кто, Ванюша? Подбери как можно больше слои об этом животном, отвечающих на вопрос «Что делает?»

2-й ребенок. Это собака. Она охраняет, лает, служит, дружит.

Логопед. Теперь Арина назовет свое животное и расскажет, какое оно.

3-й ребенок. Это лошадь. Она большая, красивая, гордая, стройная, умная.

Логопед. Кирилл, называй свое животное и рассказывай, что оно может делать.

4-й ребенок. Это кошка. Она мяукает, мурлычет, лакает, ловит, умывается, играет.

Логопед. Вы замечательно выполнили мое задание. Сложи­те пазлы в конверты и пройдите на коврик.

4. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой мо­торики. Координация речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.

Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.

Хоть капельку - на донышке.

Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на

Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, па каждое

Масла, простоквашки, название молочного продукта.

Молока для кашки. Снова «доят».

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Чешская песенка

5. Проговаривание чистоговорок. [Автоматизация произноше­ния звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.]

Логопед предлагает детям вспомнить, как правильно произно­сится звук [ж], и произнести всем по кругу друг за другом чистоговорки из книги «Будем говорить правильно».

Логопед. А теперь повторяйте вслед за мной.

Жа-жа-жа-жаба.

Жа-жа-жа-лужа.

Жи-жи-жи-живы.

Жи-жи-жи-ножи.

Жо-жо-жо-Жора.

Жо-жо-жо-свежо.

Же-же-же-Женя.

Же-же-же-уже.

6. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (дифференциация звуков [в]-[ф] в словах).]

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетрадь №2, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Какие буквы написаны в левом верхнем углу правой страницы?

Дети. В, ф, б, т.

Логопед. Какие картинки вы видите рядом с буквами?

Дети. Художник нарисовал корову, фрукты, ванну, кофту.

Логопед. Соедините с буквами в, ф те картинки, в названи­ях которых есть звуки [в], [ф].

Дети выполняют задание.

Логопед. Какие картинки вы соединили с буквой в?

1-й ребенок. Ванну и корову.

Логопед. Какие картинки вы соединили с буквой ф?

2-й ребенок. Фрукты и кофту.

Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить картинки, и приступайте к работе.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы замечательно выполнили задание! Я горжусь вами! Закройте тетради.

7. Упражнение «Телеграф». [Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).]

Логопед убирает тетради и карандаши.

Логопед. Вы только что раскрасили корову. Л знаете ли вы, как называется ее детеныш?

Дети. Теленок.

Логопед. Давайте четко проговорим это слово по слогам и простукаем его. На ударный слог мы еще и топнем правой ногой.

Дети. Те-ле-нок.

Аналогично проговариваются слова котенок, ягненок. Предвари­тельно логопед выясняет, чьи это детеныши.

8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -опок-, -енок-, -ат-, -ят-).]

Логопед предлагает детям вновь пройти на ковер, потянуться, а потом сесть по-турецки.

Логопед. Теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

Г. Ладонщиков

О ком это стихотворение?

Дети. О домашних животных.

Логопед. Перечислите их названия.

Дети. Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, кролики, лошадь.

Логопед. Хорошо. А теперь перечислите детенышей до­машних животных, о которых говорится в стихотворении.

Дети. Поросенок, козленок, крольчата, жеребята. (И т. д.)

Логопед. Молодцы!

9. Игра «Угости животных» 1 . [Совершенствование граммати­ческого строя речи.]

1 Нищева Н. В. Играйка 5. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСО, 2004.

Логопед ставит перед детьми коврограф, на котором закрепле­ны плоскостные изображения домашних животных (кролика, коро­вы, кошки, собаки), закрепляет рядом с каждым животным яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» (стог сена, кочан капусты, коробку с мола» ком и рыбку, косточку и кусочек мяса) (рис. 24).

Логопед. Вспомните, чем человек кормит домашних живот­ных. Выберите по одному животному, протяните шнурочек от него к угощению, предназначенному ему. Расскажите, кого и чем вы угостили. Постарайтесь рассказывать по-своему и не повторяться.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребенок. Я накормлю корову сеном.

2-й ребенок. А я угощу кролика морковкой.

3-й ребенок. Кошку можно напоить молоком и накормить рыбой.

4-й ребенок. А собаку можно угостить косточкой и мясом.

Логопед. Вы хорошо выполнили последнее задание.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает коврограф и предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интерес­но. Затем он оценивает работу каждого ребенка или предлагает сде­лать это самим детям.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совер­шенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [в"]-[ф"]). Развитие синтаксической стороны речи (за­крепление понятия предложение). Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом и предложе­ниях с этими словами.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, речевого слуха, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, коврограф, контейнер с ка­рандашами, тетрадь №1 по числу детей; корзинка, наполненная бобами, фигурки домашних животных и их детенышей, плоскост­ные изображения дерева, куста, мостик из кубиков, флажки жел­того и коричневого цветов по числу детей, карточки с изображе­ниями следов домашних животных с одной стороны и слогами с другой стороны.

Предварительная работа.Разучивание диалога "Кисонька-мурысенька, где ты была?», упражнения «Кролики» с воспитателем. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражне­ний артикуляционной гимнастики для подготовки к постановке звука [р].

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой мо­торики, тактильных ощущений.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В ней среди бобов спрятаны резиновые или пластиковые фигурки до­машних животных. Логопед предлагает детям по очереди опустить руки в корзинку и найти там по одной игрушке. Дети выполняют задание и проходят в кабинет.

2. Игра «Найди детенышей». [Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]

Логопед убирает корзинку.

Логопед. Посмотрите на игрушки, которые вы достали из корзинки. Кто это?

Дети. Это домашние животные.

Логопед. Назовите их.

1-й ребенок. У меня корова.

2-й ребенок. Ау меня баран.

3-й ребенок. У меня коза.

4-й ребенок. Ау меня кролик.

Логопед. Обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете, почему? Они потеряли своих детенышей. Посмотрите вокруг и помогите животным найти малышей. Когда вы найдете детеныша своего животного, возьмите фи­гурку и пройдите за стол.

До начала занятия логопед расставляет на полках в открытых стенных шкафах фигурки детенышей домашних животных. Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. А теперь расскажите о том, где прятались детены­ши. Постройте красивые предложения.

1-й ребенок. Теленок прятался поддеревом.

2-й ребенок. Ягненок стоял на мостике.

3-й ребенок. Козленок выглядывал из-за куста.

4-й ребенок. Кролик сидел в ящике.

Логопед. Поставьте фигурки животных и их детенышей на середину стола.

3. Упражнение «Семейка слов». [Совершенствование граммати­ческого строя речи (образование однокоренных слов). Развитие син­таксической стороны речи (закрепление понятия предложение).]

Дети выставляют фигурки животных и их детенышей в ряд на столе.

Логопед. Посмотрите внимательно. Какое животное с дете­нышем лишнее и почему?

Дети. Лишние кролик и крольчонок, потому что у них нет рогов. А у всех остальных животных есть рога.

Логопед убирает фигурки кролика и крольчонка.

Логопед. Давайте образуем семейку слов от слова рога, а для этого сравните рога всех этих животных и их детенышей. Какие рога у козленка, теленка и ягненка?

1-й ребенок. У них маленькие рога, рожки.

Логопед. У барана самые большие рога. Как их можно на­звать?

2-й ребенок. Рожищи.

Логопед. У всех этих животных и их детенышей есть рога. Какие эти животные?

3-й ребенок. Рогатые.

Логопед. А знаете ли вы, чем пользуются мальчишки, чтобы научиться метко стрелять в цель? Название этого предмета тоже образовано от слова рога.

4-й ребенок. Мальчишки стреляют из рогатки.

Логопед. Верно. Давайте перечислим все слова, которые мы образовали от слова рога.

Дети. Рожки, рожищи, рогатые, рогатка.

Логопед. Давайте составим предложения с этими словами.

Если дети затрудняются, логопед помогает им вопросами.

1-Й ребенок. У теленка, козленка и ягненка маленькие рожки.

2-й ребенок. У барана большие закрученные рожищи.

3-й ребенок. Корова, коза и баран - рогатые домашние жи­вотные.

4-й ребенок. Мальчишки учатся стрелять из рогатки.

4. Работа в тетради №1. [Профилактика нарушений письмен­ной речи. Развитие тонкой моторики.]

Логопед убирает фигурки животных и их детенышей, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. По­смотрите на правую страницу. Кого изобразил художник?

Дети. Лошадь, собаку и кошку.

Логопед. Верно. Послушайте загадку об одном из этих жи­вотных.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Дети. Это собака.

Логопед. Верно. Возьмите серый карандаш, обведите соба­ку по контуру, раскрасьте ее, нарисуйте ей глаз.

Дети выполняют задание.

Логопед. Теперь коричневым карандашом обведите по кон­туру лошадь, а оранжевым - кошку.

Дети обводят изображения домашних животных по контуру. Логопед оценивает их работу и выдает за старание наклейки на тетради. Дети закрывают тетради. Логопед убирает контейнер с карандашами и тетради.

5. Упражнение «Кролики». [Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением.]

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполнить уже знакомое упражнение.

Мы на ферме побывали,

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики

пальчиков.
То ложились, Ложатся.

То кружились Кружатся.

В прополочном домике.

Лапками стучали. Хлопают в ладоши.

Весело пищали. Топают ногами.

Мы зверькам Идут по кругу, держатся за руки.

Не травки жесткой - Клеверу достанем...

Вырастайте Прыгают по кругу, сделав «ушки» из

С нежной шерсткой, пальчиков.

С круглыми хвостами.

К. Кубилинскас

6. Диалог «Кисонька-мурысенька, где ты была?» [Развитие про­содической стороны речи (четкости дикции, интонационной вы­разительности).!

Логопед предлагает детям вспомнить диалог, который они раз­учили с воспитателями. Он разбивает детей попарно и предлагает каждой паре выразительно рассказать диалог. Логопед определяет лучших.

Кисонька-мурысенька, Где ты была?

На мельнице.

Кисонька-мурысенька, Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна! Народная игра

7. Упражнение «Разноцветные флажки». [Развитие фонемати­ческого восприятия (дифференциация звуков [в"]-[ф"]).]

Дети стоят на ковре лицом к логопеду. Логопед раздает детям флажки двух цветов.

Логопед. Сейчас я хочу проверить, как вы сумеете различать звуки [в"]-[ф"] в слогах, словах, предложениях. Если вы услыши­те звук [в"], то поднимите желтый флажок, а если услышите звук [ф"], то поднимите коричневый флажок.

Логопед произносит цепочку слогов, слов, предложения, а дети поднимают соответствующие флажки.

Логопед. Ви, ве, фи, вя, фё, фе. Ведро, филе, фигура, свет, креветка, картофель. Света любит кататься на велосипеде. Фима пил компот из фиников.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, чтобы они пра­вильно сели и хорошо видели в зеркале свое лицо и лицо логопеда.

Логопед. Давайте сделаем несколько упражнений артикуля­ционной гимнастики. Первое упражнение называется «Грибок». Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10.

Упражнение выполняется 3 -4 раза. После каждого выполнения логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть.

Логопед. Следующее упражнение «Лошадка» вам хорошо знакомо. Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами.

Упражнение выполняется в течение 20 -30 секунд. Через каж­дые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.

Логопед. И последнее упражнение называется «Пулемет». Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите: «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемета.

Упражнение также выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, прогло­тить слюну, расслабиться.

9. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильно­го произношения звука [ж] в словах с открытым слогом и предло­жениях с этими словами.]

Дети остаются у зеркала. Логопед сидит на маленьком стуль­чике у них за спиной.

Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. Произнесите его.

Логопед. Сделаем упражнение «Повтори за мной». Вы по очереди будете повторять за мной слоги, слова, предложения, следя за произношением звука [ж].

Логопед. Жа-жи-же-жо-жу, жаба, жаль, ежата, бежать, жить, покажи, Женя, уважение, ожог, желудь, жук, хожу, жасмин, живот­ное, можжевельник, вижу, джем. У ежа ежата. Женя - лыжник. У Жанны новая пижама. Пожарные едут на пожар. Жора точит ножи.

Логопед оценивает работу детей.

10. Игра «Следы на снегу». [Развитие зрительного внимания и восприятия, совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.]

Логопед приглашает детей к коврографу, на котором вразбивку прикреплены изображения следов домашних животных.

Логопед. Посмотрите-ка, домашние животные оставили на снегу следы. Выберите по два одинаковых следа и подумайте, кто же их оставил.

1-й ребенок. Я думаю, что эти следы оставил кот.

2-й ребенок. А я нашла следы лошади.

3-й ребенок. У меня следы собаки.

4-й ребенок. Ау меня следы кролика, потому что они похо­жи на заячьи следы.

Логопед. Вот так молодцы! Я даже не думала, что вы так, легко выполните это задание. Только это еще не все. Животные приготовили загадку для вас. Переверните карточки со следами и из слогов на обратной стороне составьте слова. Прочитайте их.

Дети составляют слова, помещают их на наборное полотно и читают.

1-й ребенок. Фан-тик.

2-й ребенок. Коф-та.

3-й ребенок. Ван-на.

4-й ребенок. Ди-ван.

Логопед. Отлично!

11. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает карточки с коврографа и предлагает детям рассказать, чем они занимались сегодня. Затем предлагает детям назвать имя того, кто лучше всех выполнял задания, был вниматель­ным и сообразительным. Логопед обязательно поощряет всех детей.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствова­ние грамматического строя речи. Совершенствование навыка сло­гового анализа слов. Развитие синтаксической стороны речи (за­крепление понятия предложение, составление предложений по картинкам). Совершенствование умения эмоционально переда­вать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно ар­тикулировать, чисто произносить слова, петь сольно и в ансамбле.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного вни­мания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, плоскост­ные изображения домашних животных для коврографа, картинки с изображениями домашних животных 1 , черно-белая картинка «Коза с козлятами» из книжки-раскраски по числу детей, контей­нер с карандашами, магнитофон, кассета с записью музыкального Сопровождения песенки «Конь», карточки со словами для состав­ления предложений.

Предварительная работа. Пение с музыкальным руководите­лем песенки «Конь».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование навыка сло­гового анализа слов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает пройти к коврографу.

1 НищеваН. В. Домашние животные. Книжка-раскраска.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Логопед. Рассмотрите изображения домашних животных, вспомните их названия. Теперь выполните следующее задание. Назови двух животных, в названиях которых только один слог, Вадик.

1-й ребенок. Это конь и кот.

Логопед. Назови двух животных, в названиях которых по два слога, Настенька.

2-й ребенок. Это баран и овца.

Логопед. И ты назови двух животных, в названиях которых по два слога, Кирилл.

3-й ребенок. Это коза и свинья.

Логопед. А ты назови двух животных, в названиях которых по три слога, Ариша.

4-й ребенок. Это корова и собака.

Логопед. Хорошо. Молодцы.

2. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматическо­го строя речи (употребление имен существительных в форме ро­дительного падежа).]

Логопед предлагает детям сесть перед коврографом на ковер по-турецки.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?» Еще раз внимательно посмотрите на изображения животных. Теперь за- , кройте глаза.

Логопед убирает одно изображение.

Логопед. Кого не стало? Начните свой ответ со слов не стало.

1-й ребенок. Не стало барана.

Логопед возвращает изображение барана на место и убирает изображение другого животного, когда дети вновь закроют глаза. Игра проводится несколько раз, с тем, чтобы все дети по очереди ответили на вопрос логопеда.

3. Упражнение «Составь предложение». [Развитие синтаксиче­ской стороны речи (закрепление понятия предложение, составле­ние предложений по картинкам).]

Логопед приглашает детей за стол и раздает им картинки.

Логопед. А теперь я предлагаю вам составить предложения о животных вот по этим картинкам.

1-й ребенок. Свинья ест овощи из большого деревянного корыта.

2-й ребенок. Кот опрокинул и разбил кувшин с молоком.

3-й ребенок. Конь с желтой гривой стоит в стойле на ко­нюшне.

4-й ребенок. У черного пса хвост колечком и белая грудка.

Если дети составляют нераспространенные предложения, лого­пед предлагает распространить их с помощью вопросов: «Из какого корыта ест свинья? С чем был кувшин, который опрокинул кот? Где стоит конь с желтой гривой? Какого цвета грудка у пса?» (И т. п.)

4. Упражнение «Найди козлят». [Развитие зрительного внима­ния, восприятия, тонкой моторики.]

Логопед убирает картинки и раздает детям другие, которые им предстоит раскрашивать, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на картинки и помогите козе найти всех козлят. Сколько козлят вы видите?

Дети. Мы видим трех козлят.

Логопед. Обведите нарисованных козлят простым каранда­шом, а потом раскрасьте их. Какими они могут быть?

Дети. Они могут быть серыми, черными, пятнистыми.

Дети выполняют задание.

Логопед. Дома вы можете раскрасить картинку до конца и подарить ее маме или папе, а сейчас давайте отдохнем.

5. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой мо­торики, координация речи с движением. (Повторение. См.: Заня­тие 1. Тема «Домашние животные».)] 1

6. Пение песенки «Конь». [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова,

1 Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

петь сольно и в ансамбле.]

Логопед предлагает детям свободно встать на ковре и включает запись музыкального сопровождения. Дети вместе с логопедом поют знакомую песню.

Звонко цокают копытца,

Конь идет к реке напиться.

Хвост пушистый у коня,

Как косичка у меня. Н. Нищева

7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние живот­ные».)]

Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, чтобы они пра­вильно сели и хорошо видели в зеркале свое лицо и лицо логопеда. Вы­полняют упражнения, которые были отработаны на предыдущем за­нятии.

8. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильно­го произношения звука [ж] в предложениях. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние животные».)]

Дети остаются у зеркала. Логопед сидит на маленьком стуль­чике у них за спинами. Дети повторяют за логопедом предложения из книги «Будем говорить правильно» (стр. 35).

9. Упражнение «Составь и прочитай предложение». [Совер­шенствование навыка чтения предложений с пройденными бук­вами.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой на­ходятся карточки со словами для предложений и карточки с точ­ками.

Логопед. Прочитайте слова на карточках.

Дети. У Ани, Дима, под дубом, вот, вата, дог, кот, дома.

Логопед. Выберите по две карточки, составьте предложения на доске и прочитайте их. Не забудьте поставить точку в конце каждого предложения.

1-й ребенок. У Ани дог.

2-й ребенок. Под дубом кот.

3-й ребенок. Дима дома.

4-й ребенок. Вот вата.

Логопед. Отлично! Молодцы!

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает карточки со словами и предлагает детям перечислить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совер­шенствование умения задавать вопросы. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, памяти, речевого слуха, зрительного внимания и вос­приятия, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляци­онной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Оборудование. Картина «Корова с телятами и бык» 1 , предмет­ные картинки с изображениями домашних животных, мяч; соски, надетые на шпатели, по числу детей в закрытом контейнере, кон­тейнер для использованных сосок.

Предварительная работа. Заучивание загадок о корове и теленке, упражнения «Я, младешенька, Буренушку пасу» с воспитателями отработка упражнения «Балалайка» на индивидуальных занятиях с логопедом.

1 Мир природы. Животные. – СПб. ,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20О4.

Ход занятия


Похожая информация.


Зима - это то время года, когда домашним питомцам приходится особенно трудно, ведь из-за суровых погодных условий увеличиваются риски для здоровья. Прежде всего, это касается собак, так как большинству из них необходимы ежедневные прогулки.

Даже короткое пребывание на сильном морозе может обернуться переохлаждением или обморожением. Лапы страдают от реагентов, которыми посыпают тротуары, острые льдинки или осколки, которых не видно в снегу, могут стать причиной серьёзной травмы. Поэтому владельцы домашних животных должны быть особенно внимательны к своим четвероногим друзьям в холодное время года и стараться предотвратить возможные проблемы.

сайт обратился к Галине Гаскаровой, старшему ветеринарному консультанту Ветеринарного информационного центра Hill’s с вопросом о том, как обезопасить жизнь питомцев в холода.

Защита от холода

Прогулки на свежем воздухе очень полезны для животных, причем помимо собак, иногда выводить на улицу можно хорька, кошку, крысу, хомяка, морскую свинку, кролика и карликовую свинью - мини-пига. Однако зимой эти домашние животные вполне комфортно чувствуют себя дома, достаточно просто проветривать помещение время от времени. Но большинству собак прогулки все же необходимы, даже если на улице сильный мороз.

Сколько можно гулять с собакой зимой и как защитить ее от холода?

«Гулять с собакой необходимо примерно один час два раза в день. Продолжительность прогулки в холодное время года зависит от здоровья и степени закаленности питомца.

Помните, что приучать животное к морозам необходимо со щенячьего возраста. При резком похолодании старайтесь постепенно сокращать прогулки с собакой до 7-10 минут. В дальнейшем, после того как она привыкнет к низким температурам, продолжительность пребывания на улице можно будет снова увеличить.

Внимательно следите за состоянием животного - если питомец начинает поджимать лапы, то это первый признак того, что он замерзает, поэтому не настаивайте на продолжении прогулки. Любое долгое пребывание на снегу или холодном асфальте противопоказано животному.

Если у вас кошка, которая привыкла гулять на балконе и даже с наступлением холодов просится на улицу, постарайтесь ограничить время ее прогулок до 3-5 минут», - советует Галина Гаскарова.

Многие владельцы домашних животных, стремясь защитить своего питомца от холода, приобретают для него зимнюю одежду. Но так ли это необходимо?

«Дополнительное утепление необходимо лишь некоторым породам некрупных короткошерстных собак или кошек. Поэтому проконсультируйтесь с ветеринарным специалистом перед покупкой одежды, ведь ее ношение может способствовать развитию заболеваний кожи, электризации шерсти и аллергическим реакциям у животного», - предупреждает Галина Гаскарова.

Если вы все-таки решили подобрать уличный костюм кошке или собаке, обратите внимание, чтобы он был сшит из непромокаемой ткани, которая легко моется и стирается. В качестве застежек необходимо выбирать липучки, а не молнии, - это позволит избежать попадания в них шерсти питомца. Правильно подбирайте размер: важно, чтобы одежда не натирала кожу или не сваливала шерсть животного в колтуны.

К сожалению, для большинства собак и кошек ношение одежды является стрессом, поэтому не следует настаивать, если питомец не хочет одеваться.

Переохлаждение и вирусные инфекции

Долгие прогулки на морозе, под холодным дождем или мокрым снегом могут быть чреваты такими опасными последствиями, как переохлаждение и обморожение, причем чаще страдают короткошерстные породы питомцев. Не менее опасны вирусные заболевания и простуда, при несвоевременном лечении которых вероятны осложнения вплоть до пневмонии. Поэтому хозяин должен внимательно следить за поведением животного, в плохую погоду не затягивать прогулки и знать, как помочь, если неприятность все-таки произошла.

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

«Основными признаками переохлаждения являются озноб, дрожь и повышение температуры (норма составляет до 39°С). Кошка или собака становится вялой, угнетенной, безразличной к внешним раздражителям, - рассказывает Галина Гаскарова. - При обморожении чаще всего поражаются кончики ушей, нос и лапы. Кожа на этих участках сначала становится бледной, затем при восстановлении кровообращения краснеет, распухает и шелушится.

Поврежденные участки ни в коем случае нельзя растирать, так как это приводит к микротрещинам, в которые может попасть инфекция. Уши, нос или лапы необходимо согреть, к примеру, одеялом. Если вы заметили первые признаки переохлаждения или обморожения у питомца, незамедлительно обратитесь к ветеринарному специалисту».

Простуду и вирусные заболевания легче предотвратить, чем вылечить. Чтобы повысить иммунитет кошки или собаки, регулярно проходите с ним на осмотр в ветеринарную клинику и делайте необходимые прививки.

Опасные реагенты

Хотя представители коммунальных служб утверждают, что современные противогололедные реагенты являются безопасными, от них все равно страдают и обувь, и автомобили, и, конечно, лапы наших домашних животных .

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

Ветеринары подтверждают, что в зимнее время года собаководы все чаще приводят питомцев, которые получили химические ожоги лап. Не исключено, что уличная соль может попасть на язык особо любопытным зверькам, поэтому старайтесь гулять по чистому снегу, а не по дорогам и тротуарам.

«Чтобы предотвратить ожоги, перед прогулкой обрабатывайте подушечки лап животного специальным аэрозолем, который защитит их от химического и механического воздействия, - советует Галина Гаскарова. - Уберечь лапы от повреждений и предотвратить скольжение также поможет силиконовый гель, воск или специальная присыпка. Возвращаясь домой после прогулки, обмывайте или протирайте лапы и живот питомца.

Признаками раздражения химикатами у животного является покраснение между пальцами, язвы, а также чрезмерное внимание питомца к больному месту.

Симптомами того, что собака проглотила вредное вещество, могут быть язвенные изменения во рту животного, отказ от пищи, расстройство ЖКТ. В первую очередь поврежденный участок (лапы или пасть) необходимо тщательно промыть, затем как можно скорее обратиться к ветеринарному специалисту».

Зимние травмы

Риск получить травму зимой всегда выше, чем летом, и не только для человека, но и для собаки. Прежде всего, это связано с тем, что при низких температурах лапы (и, соответственно, суставы) собаки замерзают. Говоря языком спортсменов, они становятся «холодными», то есть не готовыми к нагрузкам, что повышает риск получить повреждение при резких движениях.

Во-вторых, собака просто может поскользнуться на льду или порезаться об него. В третьих, под пушистым снегом можно не заметить торчащей арматуры, осколков бутылок или других острых предметов.

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

Понедельник:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: Сравнение домашних и диких животных. Цель: закрепить умение сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения.

Д/и «Чья, чье, чьи». Цель: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

П/и «Лиса в курятнике». Цель: развивать ловкость, координацию движений, умение мягко приземляться после прыжка (Кобзева, 111).

Упражнение на развитие мелкой моторики «Угостим животных». Цель: совершенствовать навык правильно держать карандаш, проводить прямые линии.

Прогулка:

Наблюдение за погодой. Цель: уточнить и конкретизировать представление о зиме; продолжать упражнять в умении устанавливать зависимость жизни животных от изменений в неживой природе.

Д/и «Кому что нужно?».

П/и «У медведя во бору». Цель: развивать умение бегать врассыпную, формировать умение играть в коллективные игры.

Инд. занятия с Олей и Сашей. Упражнять детей в скольжении по ледяной дорожке.

Экспериментальная деятельность: опыт «Слепи снежок». Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

Труд: предложить детям слепить из снега фигуры животных.

Игры со снегом.

Вечер:

Динамическое упражнение «Волк».

Познакомить детей со стихотворением Я. Купалы «Еж».

Пантомима «Мое любимое животное». Цель: развивать пластику, воображение, творческие способности.

Студия «Синтез».

Вторник:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Зачем белке пушистый хвост?». Цель: расширить знания детей о жизни белки в зимний период.

Д/и «Что сначала, что потом?». Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Игра малой подвижности «Зайка серенький сидит». Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Упражнение «Кто спрятался в комочек?».

Прогулка:

Наблюдение за следами птиц на снегу. Цель: расширить знания о зимующих птицах; развивать желание помогать птицам в зимний период.

Труд: покормить птиц.

П/и «Русская народная игра «Волк». Цель: развивать двигательную активность.

Экспериментальная деятельность: опыт «Уличные тени». Цель: выяснить зависимость длины тени от высоты солнца.

Инд занятия по физкультуре с Гришей и Лерой. Закрепить ходьбу с высоким подниманием колен.

Игры детей по желанию: катание на санках, лыжах, игры со снегом.

Вечер:

Самомассаж «Колючий еж» (с массажными мячами).

Чтение рассказа К. Ушинского «Жалобы зайки».

С/р игра «Путешествие в зимний лес». Цель: формировать умение детей создавать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

Ритмическая гимнастика

Среда:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?». Цель: развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.

Д/и «Исправь ошибку». Цель: развивать внимание, умение объяснить свой ответ.

П/и «Хитрая лиса». Цель: развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Познакомить с поговоркой « Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг».

Прогулка:

Наблюдение за метелью. Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях в природе.

Д/и «Не зевай». Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции на сигнал.

П/и «Волк и ягнята» (Кобзева, 146). Цель: развивать интерес к коллективным играм, желание участвовать в них.

Труд: продолжать лепить снежные скульптуры животных.

Инд. занятия по физкультуре с Ярославом и Миланой.

Закрепить прыжки с продвижением вперед.

Свободная деятельность детей.

Вечер:

Ходьба по корригирующим коврикам для профилактики плоскостопия.

Игра «Что было бы, если…»

Цель: способствовать углублению знаний о зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Подготовка к драматизации сказки «Заюшкина избушка». Распределение ролей, подготовка атрибутов.

Ритмическая гимнастика.

Четверг:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Как помочь лесным обитателям зимой».

Цель: развивать интерес к жизни диких животных.

Д/и «Один – много». Цель: упражнять в умении образовывать существительные во множ. числе.

П/и «Лисички и курочки». Цель: упражнять в беге; развивать ловкость, коммуникативные качества.

Чистоговорка «Жу – жу –жу,

Я с ежом давно дружу»

Игра – прогулка «На северном полюсе».

Цель: систематизировать представления детей о многообразии животного мира и их связи со средой обитания.

П/и «Пингвины и медведь». Цель: упражнять в умении имитировать движения животных; развивать пластику, координацию движений. (Лаптева, 49).

Инд. занятия по физкультуре с Аней и Давидом. Метание снежков в цель.

Экспериментальная деятельность: опыт со следами. Сравнить следы людей, животных, птиц. Цель: развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать и делать выводы.

Игры со снегом.

Вечер:

Зарядка – побудка.

Упражнение «На водопой».

Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу домой».

Игра – викторина «Сказки о животных». Цель: закрепить сказки, героями которых являются дикие животные; развивать внимание, память, связную речь.

Студия «Радужка».

Пятница:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа по иллюстрациям «Животные в зимнем лесу». Цель: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по картине.

Д/и «Четвертый лишний». Цель: закрепить знание диких животных; развивать внимание, память.

П/и «Зайцы и морковка». Цель: развивать волевые качества, внимание, двигательную активность.

Самомассаж «Рукавички для лисички» (Картушина, 36).

Прогулка:

Наблюдение за льдом на лужах. Цель: выявить свойства льда, развивать любознательность, мышление.

П/и « Зайцы и волк». Цель: развивать умение бегать врассыпную, упражнять в быстрой реакции на сигнал.

Труд на участке: собрать снег в лунки деревьев, выяснить цель этой деятельности.

Зимняя забава «Снайперы» (метание снежков в цель). Развивать меткость, глазомер.

Пантомимические игры «Изобрази животного». Цель: развивать воображение, пластику, память.

Игры со снегом.

Вечер:

Зарядка – побудка.

Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц».

Музыкально – ритмическое упражнение «Лиса и зайцы»

Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Цель: воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Студия «Радужка».

Тема урока: Домашние животные, их роль в жизни человека.

Задачи урока: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их потомством; познакомить с характерными признаками каждого животного; развивать память, внимание, речь; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: запомнить домашних животных и их отличительные особенности; уметь объяснить для чего они нужны человеку.

Оборудование: иллюстрации животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Речевая зарядка. (позволяет сконцентрировать внимание детей)

Кошка серая гуляет (язык влево, вправо)
Сладко, сладко так зевает (широко отрыт рот)
Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать)
Кошка губки облизала (облизать губы)
Кошка зубки показала (улыбнуться)
И «СПА-СИ-БО» нам сказала»(сказать «Спасибо»)

II. Активизация знаний.
Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы урока

Если правильно загадку угадаем
Тему новую урока мы узнаем.

Загадка.
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова)

Корова это домашнее или дикое животное? (домашнее). Правильно, сегодня мы поговорим о домашних животных, их потомстве и выясним какую роль они играют в жизни человека.

III. Изучение нового материала.

На доске висят иллюстрации с изображением домашних и диких животных. К доске вызываются два учащихся, которые делят рисунки на две группы: домашние и дикие. После дети с учителем делают проверку.

С давних времён люди учились охотиться на животных. Со временем они стали их приручать и разводить в своём хозяйстве. Домашние животные живут рядом с человеком в специально построенных помещениях (сарае, хлеву, конюшне, свинарнике, будке).

Домашних животных можно разделить на группы. Давайте перечислим представителей каждой группы и назовём их отличительные особенности.

  • Фермерские животные (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки).
  • Часть животных (сельскохозяйственные) приносят выгоду человеку, являясь источником пищи. А остальные полезны тем, что помогают перевозить грузы и охраняют имущество хозяина.
  • Домашние птицы (гуси, куры, индюки, перепёлки, утки, попугаи, канарейки). Рядом с человеком живут два вида птиц, одних выращивают в качестве еды, они живут в специально оборудованных сараях.
  • Другие приносят эстетическое удовольствие и живут в клетках, которые размещаются внутри дома.
  • Домашние рыбы (гуппи, дискус, макропод, золотая рыбка, скалярия, неон, сомик, дисхлида).
  • Разнообразие аквариумных рыбок огромен. Они бывают разных размеров и цветов. Хозяева выбирают себе питомцев в зависимости от того какого размера аквариум.
  • Домашние насекомые (тараканы, пауки).
  • Экзотическое увлечение, которое не требует каждодневного ухода. Кормить необходимо сверчками или другими мелкими мошками. Молодые особи едят два раза в неделю, а постарше один раз в десять дней. Живут в террариумах.

Какие продукты питания дают нам домашние животные? (мясо, сало, молоко, яйца).

Что ещё получают от домашних животных? (шерсть, кожу, перо, пух).

Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).

Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. Куры дают человеку мясо, яйца, перо. Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла.

Объясните пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили». Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца.

Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Давайте сыграем в игру «Отгадай детёныша». Учитель называет животного дети - детёнышей. (Свинья - поросята; корова - телята; гусь - гусята; лошадь - жеребята; овца - ягнята; курица - цыплята).

IV. Физминутка

Вы со мной знакомы близко. (идут по кругу на носочках, крадучись)
Я приветливая киска. (держа согнутые руки перед грудью)
Кверху — кисточки на ушках, (останавливаются, встают лицом в круг)
Когти спрятаны в подушках. (делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу крадучись)
Понапрасну не обижу. (опять останавливаются, встают лицом в круг)
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно. (показывают «когти»)

V. Закрепление изученного материала.

Задаются вопросы по пройденному материалу:

  • Про каких животных мы сегодня поговорили?
  • На какие группы делятся домашние животные?
  • Какие продукты питания они нам дают?
  • Для чего ещё выращивают домашних животных?
  • В какое время года у домашних животных появляется потомство?

VI. Подведение итогов урока.

Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

VII . Домашнее задание.

Составить рассказ о своём домашнем питомце.

Цель:

Выявить знания детей о зимних сезонных явлениях , изменениях в живой и неживой природе, изменениях в жизни птиц и диких зверей; знания о зимних праздниках и развлечениях; умение составлять описательный рассказ со схемой, проверить знания о профессиях, цифры в пределах 10, количественный и порядковый счет, дни недели, геометрические фигуры.

Ориентирование в пространстве и времени. Создать эмоциональный настрой.

Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Материал: игрушка-сорока, зимний пейзаж, картина «Зимние развлечения», дидактические игры «Перелетные и зимующие птицы», «Дикие и домашние животные», «Чьи это детки?», предметные картинки зимних явлений и признаков природы, цифры от 1 до 10, дидактическая игра «Числа-соседи», игрушки, раздаточный материал по математике (белочки и грибочки), плоскостные геометрические фигуры.

Ход занятия в старшей группе

1. Организационный момент.

Подойдите ко мне дети.

Обещайте не шуметь

Хорошо все отвечать,

Свои знания показать.

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель. Малыши, сегодня утром к нам на окошко прилетела птичка, а какая отгадайте:

Я прыткая, вороватая,

Умею громко стрекотать,

Длиннохвоста, белобока,

Люди зовут меня... (сорока)

Да, это сорока. Еще в древности люди верили, что на своем длинном хвосте сорока приносила новости. А еще сорока очень любит что-то воровать. Все что она нашла - все тянет в свое гнездо.

3. Основная часть.

Вот и сейчас она украла у почтальона письма. Давайте его рассмотрим и увидим, кому оно адресовано.

1. Первое письмо с адресом такое: «Детский сад №___« ___ », старшая группа «Капитошки». То есть это письмо адресовано нам. А кто прислал его нам мы узнаем когда отгадаем загадку:

Чудо сани прилетели,

Скакуны в них белые-белые,

В санях тех сидит царица

Белокоса, белолица,

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла.. (Зима)

Да, молодцы. Докажите что это зима.

Сани ездят только зимой

Зима и белокосая, и белолицая

Замерзли лужи, стали белыми дома, то есть снегом, все зимушка покрывает.

(Выставляется картина с зимним пейзажем)

Действительно, это зима. Рассмотрите внимательно зимний пейзаж.

Скажите, какой цвет преобладает? Почему? (Много снега)

Какие первые признаки зимы вы знаете? (Мороз, холод, снежный покров земли, замерзание воды в лужах, водоемах)

Нравится ли вам зимняя природа? Почему? (Все вокруг белое, яркое, красивое, морозный воздух, чистый и свежий)

Сколько времен года вы знаете?

А сколько месяцев имеет год?

Как называются зимние месяцы?

Молодцы. Зимой обычно очень холодно. Но это не значит, что мы не можем выходить гулять. Зима - пора строгая и, поэтому, выходя на прогулку, следует помнить о том, как следует вести себя, чтобы не замерзнуть и не простудиться.

Что мы будем делать, чтобы согреться? (Надо тепло одеваться, на улице дышать только носом, не стоять на одном месте, а двигаться)

Дидактическая игра «Что хорошего и плохого принесла нам зима»

Хорошо: игры-развлечения, красота зимних пейзажей, хорошее «снежное одеяло», зимние праздники, подарки.

Плохое: холод, мороз, гололед, метель, метель, стихийные бедствия, травмы, несчастные случаи на льду.

Какое же она время года зима? (Снежная, морозная, холодная, белая) А еще зиму называют веселой порой, потому что она приносит развлечения. Кто знает, что это за развлечения? (Катаемся на санках, коньках, лыжах). А давайте вспомним, как вы развлекались с помощью снега? (Играли в снежки, лепили снеговика) занятия в детском саду по математике А весело было играть? Покажите зиме, как вам было весело. (Эмоции детей)


Давайте рассмотрим вот эту картину. Какое время года изображено на картинке? Как одеты дети? Как они развлекаются Ребята, давайте вспомним, снег всегда лепится или нет? (Когда оттепель или когда постоит в тепле комнате). А когда снег рассыпается?

2. Возьмем второе письмо.

Узнаем от кого оно.

Быстро везде эта птица летает

Множество мошек поедает

Под крышей гнездо строит

Только у нас она не зимует. (Ласточка)

А написала она его зимующим птицам. Ласточка улетает в теплые края и поэтому она хочет узнать как зимуют птицы, оставшиеся на зимовку или прилетевшие к нам зимовать. Дети, раз письмо попало к нам, то давайте ласточке расскажем. Ведь мы с вами знаем, как зимуют птицы.

Давайте вспомним, которых перелетных птиц вы знаете: ласточка, кукушка, аист, соловей, скворец, грач.

А какие птицы зимуют или прилетают к нам на зимовку? Воробьи, синички, вороны, голуби, сороки, дятлы, прилетают снегири, клесты. Для нас зима веселая пора года, а для птиц наступает тяжелый период.

Что птицам страшнее голод или холод? (Да, именно голод - самая большая опасность для хрупкой птички зимой. Сытая птичка не замерзнет даже в сильные морозы.)

Где живут птицы зимой? (Около человеческих жилищ) Почему? (Так легче прокормиться) Как мы с вами облегчаем жизнь птицам зимой? Чем подкармливаем? (Семена подсолнечника, зерно, крошки хлеба) А для какой птички вы вешали на веревочку сало? (Синичке) А чем питается дятел? (Шишками Он любит есть семена шишек.

Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы».

3. Воспитатель. Третье письмо также пришло в наш адрес. Посмотрите, чьи фотографии здесь лежат. Да, это белый и бурый медведь. Вот эти два медведя просят о помощи. Они просят решить их спор. Вот послушайте: зима, утверждает белый медведь, бывает суровой, холодной и продолжается целый год. Ты ошибаешься, отрицает бурый медведь. Мне известно, что зима длится одно мгновение.

Дети, кто из них прав? Давайте вспомним, где живет белый медведь (на севере). Зимы в разных частях света бывают разные. В Арктике, где живет белый медведь, всегда холодно, зима длинная, морозная и солнце полгода не появляется. И лето холодное. Поэтому белый медведь видит зиму целый год. А наша зима лучше. Сколько месяцев длится зима у нас?

Почему бурый медведь видит зиму только миг. (Он зимой спит, и просыпается лишь на мгновение) Так кто из них прав? (Оба)

А какой зверь еще спит зимой? (Еж). А где спит медведь?

А где жилье лисы, белки, волка? А какое животное не имеет жилья? (Заяц) Какого цвета у него мех? Одинаковый ли он зимой и летом? Для чего зайчик меняет мех? (Спрятаться от хищников) Кто из животных еще меняет цвет меха?

Физкультминутка

4. Воспитатель. Берем следующее письмо. Пишет нам зайчик. Дорогие дети, вы как будущие школьники можете помочь. В лесу произошла редкость. Вот послушайте какая.

Перепутались все: дикие звери и домашние.

И не могут понять, что в дальнейшем им делать.

Дидактическая игра «Кто, где живет», «Чьи это детки»

Ну вот, я думаю, мы смогли помочь зайчику.

5. Воспитатель. Письмо от Буратино. Он принес картинки. Где изображены профессии людей и инструменты. Но все перепутал.

Игра «Что перепутал Буратино?»

Абсолютно все на свете перепутал Буратино.

Говорит: «Дети учатся в поле

А комбайн работает в школе.

Всех людей стригут в больнице.

А лечат в парикмахерской.

Что книги берем в аптеке

Лекарства в библиотеке.

Вот какой он чудак.

Мы же все знаем- это не так!

Дети конечно учатся в... .., а комбайн работает в....

Мы лечимся в...., А стрижемся в...... ..

Лекарства покупаем в......., Книги берем в.......

6. Воспитатель. Письмо от учеников Лесной школы. Между ними возник спор. Белочка хочет посещать школу, а волк говорит, что там не интересно и скучно, она будет уставать. Вот и решила белочка показать, как легко мы в нашем детском саду справляемся с различными задачами. А сейчас за столы сядет тот, кто выполнит мое задание.

Назовите дни недели. Сколько рабочих дней? Сколько выходных? Какой сегодня день? Какой будет завтра? Какой был вчера? Посчитайте от 1 до 10, от 10 до 1.

Молодцы, все прекрасно справились. А сейчас возьмите, любую карту с двумя полосками и выполните задания. На верхнюю полоску положите 9 белочек. А на нижнюю на 1 меньше. А теперь сравните количество белочек и грибочков так, чтобы их стало поровну. (Убрать 1 белочку или добавить 1 грибок).

Выложите цифры от 1 до 10. Назовите соседей числа 5. (называю цифры, а дети ставят указательные пальчики на цифры-соседи.

Дидактическая игра «Укрась скатерть»

(детям раздаю квадратные листы бумаги и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Задача: в середину положить круг, в правый верхний уголок квадрат, в левый нижний прямоугольник, в левый верхний треугольник, в правый нижний овал.

Воспитатель. Молодцы. Я думаю, что теперь волк понял, что в школе интересно учиться.

4. Итог. Рефлексия

Вы все сегодня хорошо работали. Молодцы.

Вопросы детям.