Главная · Дисбактериоз · Игры на развитие зрительного и слухового внимания. Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей. «Раз словечко, два словечко - будет песенка»

Игры на развитие зрительного и слухового внимания. Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей. «Раз словечко, два словечко - будет песенка»

с. 1
Игры-упражнения для развития слухового внимания,

восприятия и памяти
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук, как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу. Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также других взрослых, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи.

Выделяют два направления по развитию слухового восприятия: непосредственное развитие слухового восприятия и развитие фонематического восприятия.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.

Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие восприятия неречевых и речевых звуков происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием звуков и постепенно учится их дифференцировать.

Развитие неречевого слуха проводится по направлениям:


  • знакомство со звучащими игрушками;

  • обучение умению реагировать на начало и конец звучания;

  • обучение различению на слух звучащих игрушек;

  • обучение различению на слух длительности звучаний;

  • обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний;

  • обучение различению на слух темпа звучаний;

  • обучение различению на слух громкости звучаний;

  • обучение различению на слух высоты звучаний;

  • обучение различению на слух количества звучаний;

  • обучение различению на слух музыкальных ритмов;

  • обучение различению на слух голосов птиц и животных;

  • обучение определению направления источника звука.

Игры-упражнения для развития неречевого слуха

«Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа . Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
«Барабан или гармошка?»

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА .

Ход игры

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки - барабан, около куклы - гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательно то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан - зайка, который прыгает; гармошка - кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не слухо-зрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан - дудка - металлофон, гармошка – бубен – дудка.
«Найди такую же коробочку»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы - горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек одинаковой крупой должно быть по две.

Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от ост Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой те себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
«Звуки улицы»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух различных транспортных шумов.

Ход игры: Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы - сигналы автомобилей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в мет;стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут, угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т.д.
«Где позвонили?»

Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Весёлый Петрушка»

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: Педагог начинает игру с объяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки- повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
Игра «Мишка и зайчик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа. -Давай поиграем! Мишка ходит медленно -вот так, а зайчик прыгает быстро - вот как! Когда я стучу в барабан медленно - ходи как мишка, когда стучу быстро - бегай, прыгай) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана - медленный, быстрый - несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.


«Ритмические рисунки»

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Игровое задание – прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.

Обратное задание – воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.


«Топайте – идите»

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование : барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: Будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕСЛИТНО.

Ход игры Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает ни месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (неслитно), топает одной ногой, произнося та та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то неслитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или та та та, В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно - татата, либо топают одной ногой - та та та (неслитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог после того, как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание, спрашивает: «Как звучало?» и помогает выбрать соответствующую табличку: СЛИТНО или НЕСЛИТНО.

По мере того, как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухо-зрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку. В случае ошибки кого-то из детей звучание предлагается на слухо-зрительной основе, т.е. без большого экрана (ширмы), а затем повторяется за ним для восприятия образца на слух.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» - один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания: «Играй слитно (неслитно)».


«Высоко - низко»

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Оборудование: пианино, игрушки - птичка и мишка, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, птичка, мишка, покажи(те), ВЫСОКО, НИЗКО .

Ход игры

Дети располагаются вокруг пианино, за которым сидит педагог. На пианино над нижними регистрами стоит (сидит) мишка, над верхними - птичка. Педагог воспроизводит низкие звуки, обращая внимание детей на то, в какой части пианино он играет, и показывает, как идет мишка. Он повторяет низкие звуки и побуждает детей изображать мишку, покачиваясь и произнося, по возможности, низким голосом - о____ , о о о. Аналогично предъявляются высокие звуки - летает птичка, дети изображают птичку - пипипи (по возможности, высоким голосом).

Педагог играет на пианино в разной последовательности то в низком, то в высоком регистрах. Дети изображают или мишку, или птичку. Педагог обращает внимание детей и на то, как изменяется вибрация пианино при воспроизведении низких и высоких звуков (они прикладывают руки к пианино). По мере усвоения данного упражнения педагог после воспроизведения детьми движений спрашивает: «Как звучало?» и учит детей отвечать с помощью табличек, расположенных соответственно рядом с мишкой над низким регистром и с птичкой - над высоким. Дети часто вместо характеристики звука называют игрушку, того, кого они изображают. В этом случае педагог подтверждает: «Да, мишка». И вновь спрашивает: «Как звучало?», показывая ребенку на соответствующую табличку и помогая ее прочитать.

Когда они начинают уверенно справляться с данным заданием, видя, как педагог играет на пианино, звучания предлагаются уже на слух. С этой целью пианино закрывается ширмой. Важно, чтобы вначале педагог воспроизводил максимально контрастные звуки по высоте. Постепенно контрастность должна снижаться. В ответ дети изображают птичку или мишку и характеризуют звучание, пользуясь табличками над пианино (над высоким и низким регистрами).

В дальнейшем игра может видоизменяться и усложняться:


  • детям для различения предлагаются не только низкие и высокие звучания, но и средние (например, танцует кукла);

  • дети могут не изображать игрушки, а показывать соответствующие картинки, размещать их над клавишами пианино в зависимости от высоты: справа - птички, посередине - куклы, слева - мишки и т.п.;

  • дети могут изображать высоту звука рукой – разводить руки в стороны внизу - а___ (низким голосом), у груди – а___ (голосом нормальной высоты), над головой – а___ (высоким голосом) и т.п.

Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, а так же навык звукового анализа и синтеза проводится в следующих направлениях:


  • научить различать голоса близких детей и взрослых;

  • научить распознавать по интонации и содержанию реплики взрослых;

  • запоминать и воспроизводить без ошибок ряд звуков, слогов, слов;

  • научить подбирать сходные по звучанию слова.

Игры-упражнения на развитие фонематического слуха
«Можно есть»

Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.


  • Картошка. Ложка. Окрошка.

  • Апельсин. Блин. Мандарин.

  • Конфета. Котлета. Ракета.

  • Миска. Сосиска. Ириска.

  • Банан. Диван. Барабан.

  • Мёд. Компот. Плот.

  • Лимон. Вагон. Бульон.

  • Сало. Залы. Хала.

  • Пироги. Сапоги. Утюги.

  • Калач. Кулич. Циркач.

  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

  • Пирожок. Творожок. Горшок.

  • Пломбир. Кефир. Сыр.

  • Суп. Зуб. Дуб.

  • Салат. Халат. Мармелад.

  • Жакет. Букет. Пакет.

  • Кабачок. Крючок. Значок.

  • Ананас. Квас. Контрабас.

  • Торты. Шорты. Корты.

  • Солянка. Полянка. Склянка.

  • Булочка. Будочка. Дудочка.

«Будь внимателен»

Цель: различение правильно и дефектно произнесенного звука

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, квекта и т.д.


«Покажи»

Цель : развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ход игры: Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а так же на наличие слова-команды.


  • Покажи все зеленые квадраты.

  • А где синие треугольники?

  • Покажи красный овал.

  • А синий прямоугольник?

  • Где желтый круг?

  • Покажи желтый круг и красный квадрат.

  • А где фигуры без углов?

  • Покажи все прямоугольники.

  • Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

  • Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

  • А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

  • Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?

«Восстанови пропущенное слово»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.


«Какой звук есть во всех словах?»

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.


«Поймай звук»

Цель : выделить звук на фоне слова.

Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».
«Начало, середина, конец»

Цель: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


«Различай и повторяй»

Цель: дифференциация звуков

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с» - предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» - предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» - предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых – мягких, звонких-глухих, свистящих – шипящих, аффрикат и звуков входящих в их состав и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т.д.


«Какой отличается?»

Цель: научить дифференцировать слоги

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустическими далекими и акустическими близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие речевого слуха -умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мячик.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, - это съедобное и то, что нельзя есть, - это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне - заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

-Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное - то, что можно кушать, - лови мяч. Если я назвала несъедобное - то, что есть нельзя, - не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Литература


  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников, 2000

  2. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап., 2005

  3. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста, 2010

  4. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Под. ред. Л.А. Головчиц, 2003

  5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет., 2007.

  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, 1994. http://defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/razvivaemsja_igraja/razvitie_slukhovogo_vnimanija/10-1-0-35

  7. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха детей и коррекция их недостатков (Статья 3) О.А. Степанова http://www.school2100.ru/upload/iblock/d7e/d7e4913d657ae12eb311df61de3efc64.pdf

  1. Картотека игр по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. www.twirpx.com
с. 1

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу, Детский сад

Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ д/с № 26 «Сказка»
Месторасположение: город Кстово, Кстовский район, Нижегородская область

Игры на развитие слухового восприятия и произвольного внимания у дошкольников с ЗПР.

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же звуках, запахе, вкусе.

Значение восприятия в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

У детей с задержкой психического развития недостаточная целенаправленность восприятия ведет к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности, соответствует общепсихологической оценке детей, которые «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Еще большее отставание отмечено в формировании интеграции зрительных и слуховых ощущений.

У детей с задержкой психического развития нарушение слухового восприятия сказывается и на звуковом анализе слова — «узловом образовании», связывающих различные формы речевой деятельности — звукопроизношения, чтения, письма. Осознание звуковой структуры слова — необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка, Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.

Страдает также и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно – кинестетического), но главное, их слаженной работе, что составляет основу сенсорно – перцептивной способности.

Причины нарушенного внимания:

  • оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления;
  • несформированность механизма произвольности у детей;
  • несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации — нарушение интереса.

Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.

В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость. Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. Узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание.

В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения.

Игры на развитие слухового восприятия и внимания

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить слуховое восприятие и произвольное внимание ребенка.

«Где будильник?» Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча, садится на пол.

Ход игры: Педагог, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».- «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка - громко».

Педагог добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

«Найди ошибку»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход игры: Педагог называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: «Нет!» - «А что может делать коза?» - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.

Педагог следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

«Секрет»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Педагог шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка - ножка, мошка - ложка, сушки - ушки, мушки - кружки, мишка -мышка, шишки - книжки, замок - замок, пили - пили, кружки - кружки, дорогой - дорогой.

Педагог добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.

«Повтори, как я»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Педагог произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

«Выдели слово»

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры: Педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Педагог должен произносить слова медленно (если Дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать у детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

«Угадай, где кружки, а где кружки»

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Наглядный материал. Две кружки и два кружка.

Ход игры: Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (кружки), а что снизу (кружки)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

Игры, развивающие слуховое восприятие, очень важны: большое количество информации мы воспринимаем именно на слух. Это и телефонные разговоры с друзьями и знакомыми, и повседневное общение с близкими людьми и одноклассниками (одногруппниками), и — самое главное — уроки, на которых вашему ребенку нужно будет внимательно следить за объяснениями учителя. Между тем большая часть информации, содержащейся в мире вокруг нас, рассчитана на визуальное (зрительное) восприятие: это мультфильмы, компьютерные игры, даже песни с обязательными клипами. Стоит ли напоминать о том, что и удивительный мир музыки способен открыться перед ребенком лишь в том случае, если у него будет развито слуховое восприятие?

По большому счету начинать развивать слуховое восприятие ребенка можно очень рано: буквально до его рождения (доказано, что зародыши уже способны воспринимать идущий извне звук). В 2—3-месячном возрасте ребенок уже реагирует на голоса. Но этого мало для развития слухового восприятия. Ребенок должен уметь различать высоту и силу звука, сопоставлять силу звука с расстоянием (чем оно больше, тем, естественно, тише звук), переключать слуховое внимание с одного звука на другой. Вот почему так важно тренировать его слуховое восприятие: возможно, ваш ребенок не станет великим музыкантом, но он может стать человеком, который умеет слушать, а это уже, поверьте, огромное достижение.

Похлопаем — потопаем

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом.

Необходимое оборудовани е: бубен.

Ход игры (в ней может участвовать неограниченное количество участников). Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети, услышав такой громкий звук, должны топать ногами.

После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.

Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить.

Примечание. У этой игры может быть несколько вариаций. Например, участникам игры можно предложить не встать в круг, а сесть на стульчики. Можно наоборот заставить их подвигаться (топая ногами, они должны не стоять на месте, а ходить по кругу; хлопая в ладоши, — останавливаться и поворачиваться лицом к центру круга). Кроме того, предварительно ведущий может разучить с детьми стихотворения, которые основаны на повторении разных согласных звуков (звонких и глухих), и декламировать его в такт во время игры.

В качестве предварительной работы воспитатель (учитель) может выучить с детьми такое стихотворение.

Скажи погромче слово «гром».

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат»,

И сразу мыши зашуршат.

Жмурки с колокольчиком

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: научить детей распознавать, как далеко от них находится источник звука. Кроме того, игра учит детей ориентированию в пространстве и развивает координацию движений.

Необходимое оборудование: шарф или платок из плотной ткани (можно вместо этого использовать и маску, закрывающую глаза), колокольчик.

Ход игры (играют парами по очереди). Ведущий (воспитатель или учитель) объявляет, что сейчас начнется игра «Жмурки», но не простая, а с колокольчиком. Затем объясняет правила. Одному из участников игры завязывают глаза, а другому дают в руки колокольчик. Задача первого участника — по звуку колокольчика определить, где находится второй игрок, и поймать его. Задача второго участника — уворачиваться от первого игрока, не давая себя поймать, но при этом все время звонить в колокольчик.

После того как первый игрок поймает второго, участники меняются местами. Или же проигравшему завязывают глаза, а на место игрока с колокольчиком становится новый участник.

Разумеется, первому игроку нельзя подсматривать из- под маски, а второму — зажимать пальцем язычок колокольчика или останавливаться так, чтобы колокольчик не звонил: в этих двух случаях игроки дисквалифицируются.

Тише-тише

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать команды и просьбы на слух независимо от силы звука.

Необходимое оборудование : несколько игрушек (любимая собачка, кукла, мишка, игрушечное ведерко). Всего потребуется 5—6 игрушек.

Ход игры (в игре одновременно могут принимать участие не более двух игроков: один берет на себя функции ведущего, другой выполняет задания. Если игра проходит среди маленьких детей, то ведущим должен быть взрослый: понимая смысл заданий, сами дети еще не могут грамотно их сформулировать). Ведущий кладет игрушки возле игрока, а сам отходит от него на расстояние 2—3 м. С этого расстояния ведущий должен шепотом окликнуть игрока и все так же шепотом дать ему какое-нибудь задание (например, поменять мишку и куклу местами, перевернуть ведерко донышком вверх и т. д.). Задания должны быть простыми, формулировать и произносить их следует четко.

Примечание. Если игра проходит с детьми более старшего возраста (5—6 лет), то ее можно усложнить (например, увеличить количество участников игры до 5—6). Ведущий будет по очереди окликать игроков и давать им задания. Задача игрока в этом случае — не просто правильно выполнить задание, но и понять, кому оно адресовано.

Телефончик

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса.

Ход игры (в игре одновременно могут участвовать 8— 10 человек, но не менее 6, иначе игра будет неинтересной). Все игроки выстраиваются в один ряд плечом к плечу. Стоящий с правого края игрок загадывает какое-нибудь слово и шепотом быстро говорит его игроку, стоящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, передает то, что услышал, другому игроку, тот — следующему и так далее до конца цепи. Поскольку игроки говорят друг другу слово шепотом и часто сами не могут разобрать того, что им сказали, результат может получиться смешным и нисколько не похожим на заданное слово.

Узнай, кто я такой

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: путем игровой тренировки развить слух детей, их умение воспринимать на слух конкретные задания.

Необходимое оборудование : платок или шарф из плотной ткани, чтобы завязывать глаза.

Ход игры (в игре могут принимать участие до 10 человек). С помощью считалки определяется водящий игры, которому завязывают глаза. Остальные игроки становятся в круг (водящий в середину круга).

Игра начинается. Водящий кружится на месте, вытянув вперед правую руку, остальные участники игры ходят по кругу и хором декламируют:

Мы идем, идем, идем,

Дружно песню мы поем.

Только петь нам надоело —

Вот оно какое дело.

С последними словами стихотворения все останавливаются и поворачиваются лицом к водящему. Водящий одновременно со всеми тоже прекращает движение, и, таким образом, его рука будет указывать на кого-то из игроков, который должен сказать: «Угадай, кто я!» Если водящий правильно узнает игрока по голосу, то они меняются местами, если же попытка оказывается неудачной, водящий остается на своем месте, и игра продолжается. Абсолютного победителя в этой игре нет, так что играть в нее можно сколько Угодно.

Примечание . Если играют дети более старшего возраста, то они могут усложнить игру (например, нарочно изменять свой голос).

Хлопни на слово

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры: развить слуховое восприятие и внимание ребенка. Игра способствует развитию быстроты реакции у детей.

Ход игры (в игре может участвовать практически неограниченное количество игроков). Ведущий объясняет правила. Они состоят в том, что дети должны внимательно слушать ведущего и хлопать в ладоши, услышав загаданное слово. Например, этим словом будет слово «три». Ведущий быстро читает цепочку слов: «Арбуз — волк — тарелка — тройка (кто хлопнет в ладоши при этом слове, выбывает из игры) — сказка — ложка — труба (в этом слове, как и в слове «три», есть звукосочетание «тр»; кто хлопнул в ладоши, выбывает из игры) — ребус — труд — книга — смотри (в слове есть звукосочетание «три», но само слово не является заданным, так что хлопнувший в ладоши выбывает из игры) — говори — три (кто хлопнул в ладоши, остается в игре) — два — один — единица — синица — краски — яблоко — вишня — игрушка — три поросенка (в словосочетании есть слово «три», так что именно в этом месте надо было хлопать в ладоши).

Цепочку слов при желании можно продолжать. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание. Разумеется, ведущий может придумывать цепочки и с другими словами. Важно, чтобы они не были слишком сложными. Обязательное условие игры: слова должны читаться ведущим в быстром темпе.

Отгадай, что звучит

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать звучание разных предметов и определять, из какого материала они сделаны.

Необходимое оборудование : емкости из различных материалов. Например, можно взять стеклянный стакан, деревянную коробочку, металлическую миску и т. д. Варианты могут быть самыми разными: важно, чтобы они по-разному звучали. Кроме того, для игры понадобятся палочка от игрушечного барабана (можно воспользоваться и обычным карандашом) и платок или шарф, чтобы завязывать глаза.

Ход игры . Ведущий расставляет на столе емкости и объясняет, какой предмет как звучит, ударяя по нему палочкой. Продемонстрировав звучание предметов несколько раз, ведущий выбирает первого игрока. Игроку завязывают глаза (или просто сажают спиной к столу с емкостями), после чего ведущий поочередно ударяет палочкой по «музыкальным инструментам». Задача игрока — определить на слух, какой предмет звучит: деревянный, стеклянный или другой. Если игрок угадал все правильно, то он становится ведущим и выбирает следующего игрока.

Примечание. С детьми старшего возраста игру можно усложнить. Например, можно попросить детей угадывать на слух, из какого материала сделан предмет, одновременно ударяя по двум из них. Это способствует развитию слухового восприятия, поскольку ребенку придется не только угадать материал, из какого сделан предмет, но и суметь разграничить в восприятии два совершенно разных звука.

Нарисуй животное

Возраст : 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать слова на слух, оценивать незнакомые слова, опираясь исключительно на их звучание. Игра способствует развитию фантазии у детей.

Необходимое оборудование : фломастеры или карандаши и бумага (для каждого участника игры).

Ход игры (в ней может участвовать неограниченное число игроков). Ведущий предлагает детям побывать в сказочном мире. В этом мире живут невиданные звери, которых дети могут придумать сами. Далее ведущий предлагает игрокам нарисовать животных, ориентируясь только на звучание их названий. Затем ведущий дает два названия фантастических животных (их обязательно должно быть два). Можно придумать свои названия, а можно использовать и готовые, например: «урщух» и «лимень», «мамалына» или «жаваруга» («слова» придуманы А. Журавлевым). После того как дети нарисовали свои варианты, ведущий спрашивает, какое животное доброе, а какое не очень, какое более безобидное, а какое более страшное и т. д. Факт (это неоднократно проверено на практике), что фантастические названия типа «урщух» или «жаваруга» скорее всего подтолкнут фантазию детей на создание образа более угловатого, злого животного, а «мягкие» названия вроде «лимень» или «мамалына» — на рисунки, изображающие безобидного животного.

Примечание. Игра позволяет детям разобраться в основе звукописи — особом изобразительном приеме, когда сочетанием звуков и их ритмическим повторением создается картина окружающего мира.

В качестве предварительной работы можно разучить с детьми стихотворения, в которых основная изобразительная нагрузка ложится именно на звуки, а также задать вопросы к этим стихотворениям.

Пара барабанов,

Пара барабанов

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

И. Сельвинский

Вопрос: представьте, что вы не говорите по-русски. Могли бы вы догадаться, о чем идет речь в стихотворении?

Ответ: да. Самими звуками удачно имитируется барабанная дробь.

Дождь

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит.

С. Маршак

Вопрос: какими звуками поэт «рисует» гром, а какими — дождь?

Ответ: повторением «гр», повторением «по».

Пешком шагали мышки

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щелкали орешки —

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути — отчего не подвезти?

В. Приходько

Ответ : чтобы показать, как шуршат мыши.

Аленушка и Иванушка

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей слуховое восприятие и умение ориентироваться на звук в пространстве.

Ход игры (в нее можно играть группой или всем классом). С помощью считалки выбираются двое игроков: мальчик и девочка. Мальчик будет Иванушкой, девочка — Аленушкой. Дальнейший ход игры напоминает собой «Жмурки». Иванушке завязывают глаза, и он должен найти Аленушку, идя на звук ее голоса. Задача Аленушки — не дать себя поймать. Остальные игроки становятся в круг, держась за руки. Иванушка и Аленушка становятся в центр круга: передвигаться они имеют право только внутри его пределов.

Иванушка ищет Аленушку так же, как в обыкновенных «Жмурках», но время от времени он спрашивает: «Где ты, Аленушка?», — на что Аленушка должна отозваться: «Я здесь, Иванушка». Когда Иванушка поймает Аленушку, они оба становятся в круг, а вместо них по считалке выбирают новых игроков.

Примечание . Игру можно усложнить. Например, игроки в кругу могут сочувствовать Аленушке и, как только Иванушка попросит Аленушку отозваться, они начнут шуметь: хлопать в ладоши или топать ногами. Могут они и хором ответить: «Я здесь, Иванушка». Если Иванушка не растеряется и все-таки найдет Аленушку по голосу, несмотря на все эти препятствия, значит, его можно будет считать победителем.

Среди других видов , ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях. Однако, хотя родители знают об этом, порой они не обращают внимания на появляющиеся у ребятишек проблемы со слуховой памятью. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при выполнении заданий в детском саду, а школьники при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали. Все это создает определенные трудности в дошкольном развитии и в школьном обучении. Чтобы вовремя устранять такие недостатки, родителям нужно серьезно относиться к развитию слуховой памяти у детишек в домашних условиях.

Как правильно развивать слуховую память у малышей?

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах. На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

Увлекательные игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания

Специалистами разработано много игр и упражнений, которые помогут родителям организовать домашние занятия со своими детками на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Классические игры хорошо зарекомендовали себя в развивающих занятиях, однако можно разнообразить их с помощью различных вариаций. Многое зависит от творчества, заинтересованности родителей, возраста и психологических особенностей малышей.

Какие игры и упражнения нужны малышам?

Детей раннего возраста взрослые должны активно привлекать к играм на слуховое восприятие и последующее воспроизведение полученной информации. Учитывая возрастные особенности малышей, необходимо организовать опору на их моторно-двигательные навыки и зрительное восприятие. Поэтому все игры и упражнения должны проводиться комплексно, решать задачи слуховой, зрительной, моторной памяти. Для того чтобы заинтересовать детей, можно использовать потешки, стишки, песенки. После проведения занятия необходимо поощрять ребенка, побуждать его к самостоятельной игре.

«Угадай, что играет?»

при помощи опоры на зрительные образы. Взрослый рассматривает вместе с ребенком музыкальные игрушки. Для этой забавы можно взять все игрушки, какие только найдутся в доме: барабан, колокольчик, ксилофон, дудочка, бубен, неваляшка, погремушка. Хорошо, если все игровые действия будут сопровождаться веселыми стишками и потешками:

Веселее всех игрушка,
Расписная погремушка
Дзынь, дзынь…

Трам-там-там, трам-там-там,
Барабаню в барабан.
Очень громко, знаю сам…

Как пошел медведь плясать,
Петь и в бубен ударять:
Бум! Бум! Трам - та - ры!
Улетайте, комары!

Дин-дон - ксилофон,
Слышен нежный перезвон.
По брусочкам бью, дин-дон,
Создаю мелодий звон…

«Музыкальное эхо»

Упражнение на развитие слуховой памяти для дошколят, развивает умение понимать и повторять ритм. Может использоваться для детей разного дошкольного возраста, различаться будет только усложнением ритмических действий. Взрослый отстукивает ритм для младших дошкольников самый простой, например, два коротких удара, один длинный, для старших дошколят можно предложить ритм какой-либо мелодии. Ребенок должен внимательно слушать и повторить. Для поддержания интереса хорошо предложить двум или нескольким детям соревнование, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

«Нарисуй, что услышал?»

Упражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения. Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения. Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.

Стихотворение А. Ахундовой:

Шар воздушный, шар воздушный
Вырывается из рук.
Непослушный, непослушный -
К потолку взлетает вдруг.
Надо мне его поймать
И за хвостик привязать.

Или стихотворение С. Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

«Мышка»

Забава помогает развивать слуховое восприятие, внимание, учит распознавать на слух темп, тембр, ритм звуков. Взрослый предлагает малышу стать «мышкой», которая гуляет по комнате под определенный ритм. Когда бубен звучит тихо и не спеша - мышка выходит погулять, как только бубен зазвучит громко и быстро - мышка прячется, потому что приближается кошка. В этой забаве взрослый может проявить творчество и предложить малышу поиграть в разные сюжеты: солнышко - дождик, грибок - мальчик с корзинкой, бабочка - сачок.

«Раз словечко, два словечко - будет песенка»

Эта игра - забава очень нравится детям, но предполагает наличие хотя бы небольшого опыта у детей. Можно предлагать ее малышам и усложнять по мере того, как ребенок будет разучивать детские песенки. Средние дошколята уже легко смогут принять участие в этой забаве. Взрослый делает подборку знакомых песенок и дает послушать их ребенку. Тот должен отгадать, какая прозвучала песенка. Для поддержания интереса родитель поет вместе с малышом знакомый куплет. Средним и старшим дошколятам в игру интересно будет ввести соревновательный элемент, кто больше мелодий отгадает - получает приз. Забава также хорошо подойдет для семейного досуга. На прогулке или на даче можно играть в эту игру под голосовой аккомпанемент.

Игры и упражнения для средних и старших дошколят

В среднем и старшем дошкольном возрасте упражнения на слуховую память становятся более сложными, так как усложняются задачи работы с детками. Например, большое внимание уделяется формированию у них , хорошее развитие которого необходимо при обучении чтению и письму. Старший дошкольник должен уметь не только воспринимать звуки, но и различать их по звуковому составу, по отдельным признакам (твердости - мягкости, звонкости - глухости). Детям нужно научиться произвольно концентрироваться на воспринимаемом тексте, понимать на слух поставленную задачу. От родителей требуется, чтобы создавалась такая домашняя среда, которая была бы направлена на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Это не только специальные игры и упражнения, но и весь образ жизни семьи.

  • Речь и слушание взрослого должны быть примером для подражания ребенка: родители сами должны соблюдать интонационную выразительность речи, учить умению слушать друг друга, не кричать при общении, обращать внимание малышей на красоту природных звуков, различая их по высоте, тембру, ритму.
  • Исключать в доме раздражающий шум, который рассеивает внимание детей, приводит к напряжению слуха.
  • Организовывать разнообразный досуг дошколят, посещая с ними музыкальный театр, детские театральные постановки с музыкальным сопровождением, в семейном кругу проводить игры - драматизации по народным сказкам, потешкам, стишкам.
  • Создавать развивающую предметную среду, предлагая детям обучающие (дидактические) игры, прослушивание аудиокассет с песенками, сказками, пополнять игровой уголок музыкальными игрушками: флейта, детское пианино, губная гармошка.
  • Если есть возможность, предложить ребенку посещение музыкального или хорового кружка.

Какие игры и упражнения для развития слухового внимания родители могут проводить со средними и старшими дошколятами? Специалисты предлагают для тренировки как классические, так и современные игры на развитие слуховой памяти и внимания.

«Какие машины стоят в гараже?»

Игра развивает слуховое восприятие, учит различать звуки по тембру, высоте, помогает интересно проводить досуг нескольким детишкам. Взрослый предлагает ребятам построить гараж, куда помещаются все машины, какие есть в игровом уголке. Ведущий договаривается с игроками, с какими звуковыми сигналами машины будут стоять в разных отсеках. Отсеки можно выделить цветом, например, в красном - машины с высоким звуком (небольшие автомобили «би-би»), в синем - с громким и низким звуком (профессиональные машины: пожарная, грузовик). Каждый ребенок должен запомнить свой сигнал и стараться его воспроизвести. Сюжеты игры могут быть разные: «все машины разъезжаются по своим делам», «пропускают пожарную машину», «грузовики везут на стройку груз», «автобусы везут детей на экскурсию».

«Вспомни цвет и раскрась»

Дидактическая игра на развитие слухового восприятия, соотнесения зрительного образа со слуховым. Взрослый предлагает дошкольнику внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие цвета там были указаны, чтобы потом раскрасить соответствующую картинку. Родители сами могут сочинять подобные веселые стишки для своих деток.

В саду стоит зеленый дом,
Крыша красная на нем,
Рыжий пёс на страже.
На заборе голубом,
Сидят воробышки вдвоем,
Чирикают отважно:
«Увильнули, наконец,
От собаки строгой,
Можно отдохнуть нам, братец,
Подремать немного!»

«Сочинялки»

Аналогичные упражнения взрослые вместе с дошколятами могут придумывать сами. Например, сочинять стихотворные строчки на любой сюжет:

  • «дождь стучит по крыше, тише, дети, тише»;
  • «елку наряжаем, праздник приближаем»;
  • «трудится мама, трудится дочка, сажают на клумбе цветочки».

Когда небольшие стишки будут придуманы и повторены, предложить ребенку воспроизвести их. Задания можно использовать во время , . Хорошо использовать соревновательные элементы: кто больше придумает и запомнит стихотворных строк; поощрительные призы.

«Что лишнее?»

Упражнение направлено на развитие слухового внимания, классификацию предметов. Взрослый читает стихотворение медленно, предлагая дошколенку внимательно послушать егои назвать все предметы обобщающим словом, найти лишнее понятие.

Кружки ровно в ряд стоят,
Все тарелочки блестят,
На плите стоит кастрюля,
Сковородочка - чистюля!
Возле ложек мяч лежит
Он, как новенький блестит!
Всю посуду перемыли,
Ничего не упустили.


Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
А вот и лохматый пес.
Он посуду нам принес.

Специалисты рекомендуют со старшими дошколятами проводить специальные слуховые упражнения, которые помогают воспринимать и воспроизводить ритм, совершенствовать у ребятишек различные виды памяти, произвольное внимание, моторно-двигательную активность.

Специальные упражнения на развитие слухового внимания и памяти

«Послушай и повтори»

Взрослый хлопает в ладоши или отстукивает мячом определенный ритм, дошколенок повторяет без ошибок. Начинать нужно с достаточно простых заданий, постепенно переходя все к более сложным. Как вариант, в старшем дошкольном возрасте ребенок может уже действовать по инструкции: «сделай три коротких и два длинных хлопка».

«Сыграй, как я»

Дошколята при помощи детской музыкальной игрушки повторяют ритмический рисунок, заданный взрослым.

«Ходьба и бег под бубен, под считалку»

Взрослый договаривается с игроками, какие движения выполнять под ту или иную музыку, затем ударяет в бубен с разным ритмом, темпом, громкостью. Дошколята должны на слух воспринимать звуки, действовать в соответствии с заданиями. Можно использовать стихотворный ряд, главное, чтобы соблюдался определенный ритм, который дает возможность ребятишкам тренировать слуховое внимание и моторно-двигательную активность в комплексе.

Еле-еле, еле-еле

А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два.
Вот закончилась игра!

«Музыкальный вечер»

Можно организовать, как семейный досуг. Участникам выдают по две карточки: одна - яркая для веселой бодрой музыки, другая - в пастельных тонах для грустной мелодии. Ведущий предлагает послушать внимательно записи музыкальных произведений и показать соответствующую карточку. Выигрывает тот, кто был самым внимательным.

Как более сложный вариант, детишкам предлагают угадать, какой прозвучал в услышанной мелодии.

«Стихотворный вечер»

Аналогичное упражнение проводится со стихотворным рядом. Взрослый начинает читать знакомое ребенку произведение, тот должен продолжить его. Выигрывает игрок, который ни разу не ошибся. Такое упражнение не только тренирует слуховую память, но и дает возможность расширять словарный запас, учит мыслить, будит воображение.

Важно: уважаемые взрослые, с помощью доступных и увлекательных игр, упражнений вы можете и слуховую память своего ребенка, развивать мыслительные процессы. Такие тренировки помогут вам подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.


Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается, называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.


Игра «Топ-хлоп»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.


Игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.


Игра «Нос - пол - потолок»
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.


Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.


Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым.
Если детей много, то разделите их на команды. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки.

Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.

Игра «Лови - не лови»
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру, добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.


Игра «Сделай правильно»
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.


Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.


Игра «Умеет ходить или нет»
Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.


Игра «Аисты - лягушки»
Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу.
Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.


Игра «Зайчики, медведи, галки»
Договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» дети будут прыгать как зайчики, по команде «Медведи» - косолапить как медведи, по команде «Галки» - махать руками. Постепенно задания можно усложнять, добавляя новых животных: «Раки» - надо пятиться назад. «Лошади» - скакать как на лошадке.


Игра «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».

Игра «Тихо - громко»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.


Игра «Колокольный звон»
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.


Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.


Игра «Угадай, чей звук».
Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать.
Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.

Игра «Что не так?»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.
Примеры стихотворений:
Вьётся из печи дымок,
Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)
Видит хитрая лисица,
Где вьёт гнездо перелётная СПИЦА (птица)
Собирает Катя красную малинку,
В самую большую плетёную КАРТИНКУ. (корзинку)
Пчела с цветка нектар попьёт,
И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд)
Просыпайся карапуз -
Ку-ка-ре-ку кричит ПАСТУХ. (петух)
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно СВЕЧКА. (печка)
С длинным языком, шипя
По земле ползёт ШВЕЯ. (змея)
Кто щелкает орехи мелко?
Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка)
Грохоча на всякий случай,
Принесла нам дождик КУЧА. (туча)
Мы руками ТОПАЕМ,
Мы ногами ХЛОПАЕМ.