Главная · Гастрит · Тестирование инвалидов. Какие вопросы задают на МСЭ? Инвалиды дадут оценку

Тестирование инвалидов. Какие вопросы задают на МСЭ? Инвалиды дадут оценку

Сердечно-сосудистая система у инвалидов менее подвижна, чем у здорового человека, поэтому тесты должны быть просты­ми и одинаковыми для всех инвалидов, занимающихся кон­кретным видом спорта. Врачебный контроль должен быть более тщательным, постоянным и комплексным.

Тесты для волейболистов-ампутантов

1. И.п. - лежа на спине. В течение 1 мин максимальное
количество раз лечь-сесть. Пульс подсчитывается до и после
пробы. Определяется время восстановления.

2. И.п. - сидя на полу. На кистях рук сделать угол и как
можно дольше его удерживать.

3. И.п. - спиной к гимнастической стенке. Подтянувшись
на руках, сделать угол и как можно дольше его удерживать.

4. Бег на тредмилле (в протезе) 3 мин. До и после бега -
оценка работы сердечно-сосудистой системы.

6. Проплыть в бассейне 3 отрезка по 50 м с интервалом в
3 мин. Фиксируется время заплыва и восстановления ЧСС.

7. Имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. По 20-
секундным отрезкам фиксируют количество гребков и ЧСС.

Тесты для футболистов

1. Упражнения с мячом на координацию. Положить на пол в
одну линию 3 мяча и выполнять прыжки на двух ногах через
мячи с поворотом (на время).

2. Ведение мяча 5-10 м с последующим ударом по нему с
попаданием в цель (ворота или щит).

3. Проба Ромберга на время.

4. Теппинг-тест.

Тестирование незрячих

1.Бег 3 мин на тредмилле. До и после нагрузки определяют­
ся ЧСС и время ее восстановления.

2.Велоэргометрическая нагрузка в течение 5 мин. До и пос­
ле - подсчет ЧСС и определение времени восстановления.

3.Для пловцов - тестирование на тренажере Мартенса-Хют­
теля в течение 1 мин. Каждые 20 с фиксируется число гребков.
До и после подсчитывают пульс и определяют время его восста­
новления.

Ампутация конечностей

При ампутациях конечностей у инвалида наступает период длительных перестроек, связанных с приспособлением организ­ма к новым условиям существования. Приспособительные реак­ции индивидуальны, они зависят от характера произведенной операции, возраста, пола индивида, его физической подготов­ленности, качества протеза (его конструкции), психологическо­го статуса человека и т.д.



Следует заметить, что степень компенсации во многом пред­определяется состоянием культи. Более полное восстановление трудоспособности достигается в том случае, когда протез ис­пользуется на безболезненной, сильной культе, не имеющей ог­раничения движений в суставах.

Нормальная подвижность в суставах - необходимое условие для успешного развития компенсаторных приспособлений послеампутации конечностей. Ограничение движений в каком-либо суставе всегда нарушает функцию конечности, а при ампутации еще более усугубляет состояние инвалида.

Одной из причин образования послеоперационных контрак­тур являются боль, привычное положение конечности, образо­вание рубцов (рубца) на культе, а также нарушение равновесия во время ходьбы.

После ампутации верхней конечности наблюдается измене­ние осанки: смещения надплечья вверх-вперед и так называе­мые крыловидные лопатки. Смещение надплечья выражено на стороне более высокого усечения конечности или на стороне ме­нее функционирующей культи. Кроме того, отмечается атрофия мышц культи, надплечья и у многих - ограничение движений в плечевом суставе.

В основе изменений осанки лежат анатомо-физиологические, динамические факторы и рефлекторные сокращения мышц. По­этому главными в реабилитации инвалидов являются средства физической культуры, гидрокинезотерапия, массаж, криомассаж, тренировки на тренажерах, плавание в бассейне в специальных лопаточках (при ампутации верхней конечности) и со специаль­ными резиновыми кругами (при ампутации нижней конечности).

Необходимы корригирующие упражнения, направленные на профилактику расстройств осанки, - плавание способом брасс, выполнение упражнений в бассейне с резиновыми амортизато­рами, тренировки в зале на тренажерах (включая только сим­метричные упражнения для конечностей).

Если нарушения осанки прогрессируют, то появляется ис­кривление позвоночника. После ампутации одной конечности происходит значительное нарушение условий статики тела, ко­торое утрачивает опору на одну из сторон. Центр тяжести тела перемещается в сторону сохранившейся конечности, что вызы­вает изменения в напряжении нервно-мышечного аппарата, не­обходимые для сохранения равновесия. Вследствие утраты опо­ры и нарушения мышечного равновесия происходит наклон таза в сторону, где опоры нет.

После применения протеза наклон таза все же сохраняется, так как протез принято делать короче здоровой конечности для облегчения пользования им. В этой связи происходит наклон позвоночника в пояснично-крестцовом отделе. При этом обычно наблюдается асимметрия плечевого пояса на уровне расположе­ния надплечий и лопаток.

В этом случае мышцы туловища находятся в разных услови­ях, так как на одной стороне они растянуты, а на другой - сокращены, укорочены.

Для нормализации функционального состояния мышц спи­ны показаны сегментарно-рефлекторный, вибрационный массаж, гидрокинезотерапия, тренировки на тренажерах, корригирую­щая гимнастика.

Если имеется сгибательная контрактура тазобедренного сус­тава, особенно часто наблюдаемая после ампутации в пределах средней (особенно верхней) трети бедра, происходит еще боль­шее расстройство осанки, вызывающее болевые ощущения в по­ясничной области, что затрудняет и ограничивает пользование протезами.

При ампутации нижней конечности необходимо тренировать опорную функцию культи, включая упражнения для развития равновесия.


Рис. . Обучение ходьбе на постоянных протезах

Разумеется, что развитие компенсаторной приспособляемос­ти при плохом сохранении (стоянии) тела в равновесии весьма затруднено и ограничено. Без соответствующей тренировки пе­редвижение на протезах

невозможно.

При обучении ходьбе на протезах всегда необходимы упражнения в равновесии.

Большое значение имеют упражнения на развитие гибкости (подвижности) позвоночника, суставов, развитие мышечно-суставного чувства. Двигательный навык представляет собой коор­динированный акт, в котором проприоцептивные импульсы име­ют исключительно важное значение. Поскольку инвалид пользу­ется протезом, то тренировка мышечно-суставной чувствитель­ности, силы, выносливости и координации движений имеет боль­шое практическое значение.

Применяя средства физкультуры, следует помнить, что раз­ные группы мышц значительно различаются по выносливости. У инвалидов, занимающихся спортом, имеет место хроническая перегрузка здоровой конечности, в частности, мышц стопы и голени. Появление плоскостопия у ампутантов рассматривается как функциональная недостаточность стопы. Следует включать тейпирование стопы и курсовое лечение плоскостопия (электро­стимуляцию мышц стопы, ЛФК, массаж конечности и т.д.).

Профилактика контрактур особенно важна для инвалидов, занимающихся спортом. Послеоперационные контрактуры можно устранить, если в разминку постоянно включать специальные упражнения для суставов, культи и мышц тазового дна, спины, живота и др., а также криомассаж.

После тренировки необходим релаксационный массаж спи­ны, ягодиц, бедер и живота в течение 5-10 мин, упражнения на растягивание соединительнотканных образований и криомассаж наиболее спазмированных мышц.

У инвалидов-ампутантов резко выражена атрофия мышц ампутированной конечности, которая ведет к тому, что культя в протезе «болтается». Это приводит к возникновению потертости культи, ушибам суставов, наминам.

Наблюдения показывают, что тренировки не увеличивают в объеме мышцы ампутированной конечности, увеличивается лишь амплитуда подвижности в суставе (суставах) и сила мышц. Можно увеличить тонус мышц и спустя определенное время произвести замену протеза, иначе будут возникать потертости, намины куль­ти, воспаления, лимфангиты и другие осложнения.

Футболисты, ампутанты на костылях и волейболисты-ампутанты. У футболистов-ампутантов от пользования костылями происходит сдавление подмышечных сосудов, нервов и не­редко возникают невриты.

Реабилитация. После тренировки - массаж спины, рук и ноги, гидромассаж, гидрокинезотерапия и др. Места потертос­тей смазать 10% -м водным раствором мумиё. Необходима также электростимуляция ягодичных мышц для профилактики контрактур и атрофии мышц.

    Езда на кресле-коляске – для определения длительности и темпа передвижений;

    Ходьба на костылях или протезах по ровной местности (50м) при односторонней ампутации;

    Степ-тест и ходьба по лестнице, бег на тредмиле 3 мин; велоэргометрия и ручная эргометрия – 5 мин;

    Ведение мяча 5-10м, упражнения с мячом на координацию;

    Проплыть 3 отрезка по 50 м с интервалом в 3 мин и т.д.

Коррекция вегетативных расстройств: аэробная тренировка, ходьба, плавание, лыжи, вестибулярная тренировка, закаливание;

Улучшение зрения : упражнения для шейного отдела позвоночника, упражнения для мышц глаза, упражнения для пальцев рук, подвижные и спортивные игры с мячом,

Для увеличения выносливости: дыхательная гимнастика, аэробные упражнения, упражнения на велотренажере, аэробика, ближний туризм;

Нормализация обмена веществ: фитнесс, аэробика, элементы гимнастики, плавание, гребля, лыжи, велосипедный спорт, подвижные и спортивные игры;

Ликвидация контрактур и мышечных гипотрофий : стретчинг, упражнения с увеличением амплитуды движений, выявление и ликвидация патологических компенсаций, аквааэробика, плавание;

Профилактика и ликвидация остеопороза: плавание, аквааэробика.

Тема занятия методы исследования, применяемые в спортивной медицине. Оценка функционального состояния организма спортсмена

Цель занятия : Изучить основные методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной нервной системы и типы реакций организма на физическую нагрузку.

Мотивация темы занятия: На любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом изменений происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо дляправильной оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Основные вопросы по теме занятия :

1.Классификация функциональных проб.

2.Функциональные пробы для исследования состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине-Кушелевского, проба Руффье).

3. Функциональные пробы, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена (проба Летунова).

4. Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

5. Правила проведения и оценка пробы Серкина и Розенталя.

6. Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы.

7. Медицинские группы, их характеристика и правила определения.

Практические навыки :

    провести и оценить пробу Мартине-Кушелевского;

    провести пробу Руффье;

    провести и оценить пробы Штанге и Генчи;

    Провести и оценить пробы Серкина и Розенталя;

    провести глазо-сердечную пробу и оценить результаты.

    провести ортостатическую пробу и оценить результаты.

Задание на следующее занятие:

    Тесты с физической нагрузкой.

    Спортивная фармакология.

Литература (основная ):

1.Епифанов В.А. Спортивная медицина. М., - ГЭОТАР-Медиа, 2006.

Литература (дополнительная ):

1.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.

2.Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., Советский спорт, 2006.

Тестирование по теме

«Социальное обслуживание инвалидов»

1. Закон, определяющий социальную политику в области социальной защиты инвалидов

а) «О государственном пенсионном обеспечении»

б) «О социальной защите инвалидов в РФ»

в) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

2. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания

а) стационарное

б) срочное

в)полустационарное

3. Медико – социальная экспертиза осуществляется

а) муниципальной службой МСЭ

б) государственной службой МСЭ

в) региональной службой МСЭ

4. Система медицинских, психологических, социально – экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма

а) социальная технология

б) социальная терапия

в) социальная реабилитация

г) социальная абилитация

5. Определение структуры наиболее развитых возможностей человека с целью последующего подбора рационального вида общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности, а также процесс адаптации индивида к «большому социуму» - социальным системам и их нормам на территории проживания

а) социальное сопровождение

б) социально – бытовое устройство

в) социально – средовая ориентация

6. Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе МСЭ, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности

а) индивидуальная программа реабилитации

б) индивидуальная социальная работа

в) групповая социальная работа

7. Социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничения возможностей, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему их, быть интегрированным в общество на обычных основаниях

а) инвалидность

б) одиночество

в) пенсионный возраст

8. Отделения, оказывающие гражданам пожилого возраста и инвалидам услуги по организации питания, быта и досуга, социально – медицинские и санитарно – гигиенические услуги, правовые услуги

а) социального обслуживания на дому

б) социально – медицинского обслуживания на дому

9. Социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты

а) социальная диагностика

б) социальная помощь

в) социальная недостаточность

10. Самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену, это способность

а) к самообслуживанию

б) к трудовой деятельности

в) к самостоятельному передвижению

Тестирование по теме

«Социальное обслуживание пожилых людей»

1. Как называется наука о старости и старении

а) валеология

б) социология

в) геронтология

г) медицина

2. Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию различного рода услуг (социально – бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых) и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации

а) социальное консультирование

б) социальное обслуживание

в) социальное обеспечение

г) социальная терапия

3. Действия по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, клиентов социальной службы

а) социальные услуги

б) социальные службы

в) социальная технология

г) социальная поддержка

4. Мера жизненного пути

а) адаптация

б) здоровье

в) одиночество

г) возраст

5. Гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги

а) инвалид

б) пожилой человек

в) клиент социальной службы

г) лицо БОМЖ

6. Чувство физической и психической слабости

а) заболевание

б) недужность

в) одиночество

г) старость

7. Регулярное посещение и разносторонняя поддержка людей по месту их проживания с целью создания оптимальных условий для нормализации их жизнедеятельности

а) социальный патронаж

б) социальная профилактика

в) социальная поддержка

г) социальная работа

8. Закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития

а) мудрость

б) инвалидность

в) старость

г) нетрудоспособность

9. К пожилым относят людей (возрастная схема, распространенная в России)

а) от 60-74 лет

б) от 75-90 лет

в) от 50-60 лет

г) свыше 90 лет

10. Социальное обслуживание пожилых граждан на дому осуществляется

а) бесплатно

б) с частичной оплатой

в) с полной оплатой

г) все ответы верны


Сердечно-сосудистая система у инвалидов менее подвижна, чем у здорового человека, поэтому тесты должны быть простыми и одинаковыми для всех инвалидов, занимающихся конкретным видом спорта. Врачебный контроль должен быть более тщательным, постоянным и комплексным.

Тесты для волейболистов-ампутантов

1. И.п. - лежа на спине. В течение 1 мин максимальное количество раз лечь-сесть. Пульс подсчитывается до и после пробы. Определяется время восстановления.

2. И.п. - сидя на полу. На кистях рук сделать угол и как можно дольше его удерживать.

3. И.п. - спиной к гимнастической стенке. Подтянувшись на руках, сделать угол и как можно дольше его удерживать.

4. Бег на тредмилле (в протезе) 3 мин. До и после бега - оценка работы сердечно-сосудистой системы.

6. Проплыть в бассейне 3 отрезка по 50 м с интервалом в 3 мин. Фиксируется время заплыва и восстановления ЧСС.

7. Имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. По 20-секундным отрезкам фиксируют количество гребков и ЧСС.

Тесты для футболистов

1. Упражнения с мячом на координацию. Положить на пол в одну линию 3 мяча и выполнять прыжки на двух ногах через мячи с поворотом (на время).

2. Ведение мяча 5-10 м с последующим ударом по нему с попаданием в цель (ворота или щит).

3. Проба Ромберга на время.

4. Теппинг-тест.

5. Измерение височного давления до и после тренировки. Определить время его восстановления.

6. Бег на тредмилле 3 мин. Оценка реакции сердечно-сосудистой системы до нагрузки и после в течение 3-5 мин.

8. Проба Штанге и Г енчи до тренировки и после ее окончания.

Тестирование при парапарезе нижних конечностей

1. На ручном велоэргометре в течение 2 мин в максимальном темпе вращать педали. До и после нагрузки определить ЧСС и время восстановления.

2. На тренажере Мартенса-Хюттеля или тренажере «Биоки-нетик>> выполнять гребковые движения в течение 1 мин. Каждые 20 с производится подсчет гребков и ЧСС. После теста подсчитываются пульс и время его восстановления.

Тестирование незрячих

1. Бег 3 мин на тредмилле. До и после нагрузки определяются ЧСС и время ее восстановления.

2. Велоэргометрическая нагрузка в течение 5 мин. До и после - подсчет ЧСС и определение времени восстановления.

3. Для пловцов - тестирование на тренажере Мартенса-Хюттеля в течение 1 мин. Каждые 20 с фиксируется число гребков. До и после подсчитывают пульс и определяют время его восстановления.