Главная · Аппендицит · Основы организации аварийно-спасательных работ. Информационно-психологическое обеспечение асднр Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

Основы организации аварийно-спасательных работ. Информационно-психологическое обеспечение асднр Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

Зилгаринова Айсулу Борисовна

Конс у льтант-психолог

ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС МВД РК по г. Астана.

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

История развития человеческого общества неразрывно связана с различного рода чрезвычайными ситуациями природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера. Чаще всего первыми спешат на помощь спасатели. Их работа заключается в непрерывном несении службы и оперативном реагировании на любые сигналы о возможных чрезвычайных ситуациях, в которых необходима помощь населению.

Экстремальные условия, в которых оказывается человек, в большинстве случаев, вызывают у него психологическое и эмоциональное напряжение, вследствие чего необходима оценка психологических условий во время ликвидации ЧС.

Профессиональная деятельность сотрудников КЧС МВД РК относится к числу наиболее трудных и динамичных, так как данной группе лиц приходится работать в условиях повышенной напряженности и дефицита времени, отводимого на выполнение заданий. При этом требуется немедленное реагирование на разнообразные внешние раздражители и на полученную информацию, поэтому специалисту психологу важно уметь своевременно раскрыть симптомы психологических проблем у спасателей.

В результате, осуществляется психологическая поддержка сотрудникам, которые нуждаются в сохранении физического и психического здоровья для дальнейшей работы в экстремальных ситуациях.

Психологическое сопровождение сотрудников КЧС МВД РК – одна из основных и комплексных задач, стоящих не только перед психологом, но и перед руководителем, для того чтобы избежать девиантного поведения среди личного состава.

Психологическое сопровождение представляет собой систему оперативных мероприятий, проводимых в ходе аварийно-спасательных работ и направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим нагрузкам, на предотвращение отрицательных состояний и посттравматических расстройств.

В ходе психологического сопровождения спасателям оказываетсяпсихологическая помощь. Данная система мер заключается в том, чтобы преодолеть психотравмирующие последствия воздействий обстановки ЧС на психику спасателей, а также восстановить их психологическую устойчивость и готовность выполнять профессиональные задачи.

Процесс психологического сопровождения сотрудников, функционирующих в экстремальных условиях, целесообразно осуществлять в три этапа:

1 этап - до ЧС, то есть психологическое ожидание подготовительного характера к ЧС, мобилизация психологических ресурсов;

2 этап - во время ЧС, психологическая адаптация к экстремальным условиям;

3 этап - после ЧС, то есть реабилитационные действия на стадии истощения внутренних ресурсов, как восстановление к прежнему укладу жизни.

Существенной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но, ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

К одним из основных мероприятий психологического сопровождения личного состава относятся профессионально психологический отбор, при помощи психологического и психофизиологического обследования, уравновешивание, то есть выравнивание наступивших в профессиональной деятельности нарушений из-за потери здоровья или расстройства психики во время ликвидации ЧС. Уравновешивание достигается путем развития замещающих функций, это возмещение нарушенных функций идет путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенной жизнедеятельности, социально-трудовая реабилитация - восстановление трудоспособности и работоспособности, а также профессиональная реабилитация - восстановление профессионализма решаются проще, чем задачи психологической реабилитации - восстановление целостной активной личности, восстановление мотивационной сферы человека. Показателем успешной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта в обществе и трудовом коллективе.

Главная цель работы психолога во время психологического сопровождения личного состава заключается в предоставлении сотрудникам первичной психологической помощи относительно выхода из ситуационного психотравмирующего состояния.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение, психологическая помощь и психологическая реабилитация как элементы психологической работы тесно переплетаются с психологической подготовкой, целью которой является формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессовым воздействиям.

Спасатели КЧС Республики Казахстан постоянно принимают участие в спасательных операциях. На их счету десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. И для того, что бы их работа была успешной, важную роль в их работе играет психологическая подготовка, которая является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки, с целью своевременной борьбы со стрессовыми факторами в процессе трудовой деятельности.

Наряду с этим одним из важнейших факторов является уровень психологической подготовки людей. К тяжелым последствиям могут привести малейшая растерянность и проявление страха, особенно в момент развития стихийного бедствия, в самом начале аварии или катастрофы. Прежде всего, это касается должностных лиц, обязанностями, которых является немедленное принятие мер, мобилизующих коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Одно из главных в психологической подготовке спасателей является совершенствование и укрепление у них психологической готовности к выполнению спасательных операций в любой ситуации.

Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

1. формирование и развитие профессионально важных качеств у личного состава;

2. формирование у личного состава психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

3. восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания.

Главное в психологической подготовке спасателя является его сознательное отношение к предстоящим чрезвычайным ситуациям, психологическая готовность и устойчивость при подготовке к конкретным ситуациям, где существует риск для жизни человека. Все это может быть осуществлено благодаря формированию высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях.

Устойчивость к стрессу - важный момент для сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с социумом и внутренней гармонией человека в трудных, стрессовых условиях.

Частое пребывание в неблагоприятных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава.

Благодаря развитию стрессоустойчивости психологами создается ориентационное поле профессионального развития личности, укрепления профессионального «Я», поддержания адекватной самооценки, оперативная помощь и поддержка, саморегуляция жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Работая в экстремальных условиях сотрудники, под воздействием различных стрессогенных факторов, должны быть психологически подготовлены к трудностям в профессиональной деятельности. С помощью психологической устойчивости сотрудники сохраняют внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний.

Психологическая устойчивость представляет собой сложное и емкое качество личности. Важными аспектами психологической устойчивости являются стойкость, стабильность, уравновешенность, сопротивляемость (резистентность), мотивация, воля, познание и интеллект. Вырабатывая определенные качества личности, такие как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка сотрудники вместе с психологом способны сформировать психологическую устойчивость и умение владеть собой в чрезвычайных ситуациях.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.

Психопрофилактика, проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, а также укреплению дисциплины и правопорядка.

Сотрудники, в силу своей профессии, которые постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями, должны обладать приемами самоконтроля, управления своим поведением и эмоциями. Включаясь в процесс занятий и тренировок, они должны активно познавать и учиться овладевать приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Успешное воспитание стрессоустойчивости личного состава предполагает систематические упражнения в обстановке опасности и риска, в условиях учений, занятий, максимально приближенных к экстремальным, сочетаемых со специальными психологическими тренажами.

В процессе обучения у спасателей вырабатывают навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; сотрудники целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

Невзирая на сложности стрессовых ситуаций, существуют пути выхода и методы лечения, которые активно применяются в практике психологов. Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности сотрудников, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Таким образом, психологическое сопровождение личного состава представляет собой процесс непрерывного отслеживания психологических условий для выполнения служебной деятельности, контроль степени усталости личного состава, осуществление психологической поддержки сотрудников и проведение психологической реабилитации с лицами, участвующих в ликвидации ЧС. Одно из важных мест занимает психологическая устойчивость спасателей - как некий фундамент для профессиональной пригодности к выполнению действий в чрезвычайных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Итак, важную роль в развитии стрессоустойчивости сотрудника играет психологическое сопровождение – для обеспечения устойчивости к стрессогенным воздействиям в экстремальных ситуациях, существующая неразрывная связь вышеуказанных понятий несет в себе большой спектр труда и действий, как психолога, так и каждого сотрудника Комитета по ЧС. Только адекватная оценка своих действий, положительный настрой, стремление к профессионализму и спасению жизней, способны построить фундамент успешной деятельности каждого сотрудника, всей системы Комитета и положить основу стабильному и успешному будущему нашей страны в целом.

6.4.1. Пострадавшие в ЧС физически, потерявшие родных и близких, а также очевидцы трагических событий получают психические травмы, приводящие к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения, и нуждаются в экстренной психологической помощи.

6.4.2. Деятельность психологов в зоне ЧС представляет собой целостную систему мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших в условиях ЧС и профилактику отдаленных негативных психических последствий. Эта система включает в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС, в ходе ликвидации ЧС.

6.4.3. Задачами работы психологов в зоне ЧС являются:

создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения АСДНР;

снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших, оптимизация их актуального психического состояния;

профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;

профилактика возникновения массовых негативных эмоциональных реакций.

6.4.4. Система мероприятий, проводимых психологами в зоне ЧС, включает в себя:

информационно-психологическое сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

организацию взаимодействия со службами, осуществляющими ликвидацию ЧС и оказание помощи пострадавшим, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния пострадавших и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

экстренную психологическую помощь пострадавшим при наличии у них острых реакций на стресс;

психологическое консультирование пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС (работа с процессом горевания, фобиями, тревогой, чувством вины, актуализация ресурсов, профилактика суицидальных попыток и т.д.);



помощь компетентным службам в организации и проведении процедуры опознания погибших, психологическое сопровождение родственников погибших в ЧС при проведении процедуры опознания;

сопровождение массовых мероприятий, работа в толпе в целях профилактики массовых негативных эмоциональных реакций.

6.4.5. Информационно-психологическое сопровождениепострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС представляет собой комплекс действий психологов, направленных на своевременное, достоверное, регулярное и доступное информирование пострадавших о мероприятиях, проводимых с целью ликвидации ЧС и по другим вопросам, связанным с оказанием помощи пострадавшим.

6.4.5.1. Наличие своевременной и достоверной информации является важным условием для оптимизации психологической обстановки в зоне ЧС, снижения интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших, профилактики возникновения массовых негативных эмоциональных реакций. Как правило, особенностями психического состояния пострадавших в ЧС является чувство растерянности, дезориентация в окружающей действительности, притупленность мыслительных процессов.

6.4.5.2. Отсутствие необходимой информации либо получение пострадавшими недостоверных либо недоступных для их осмысления сведений приводит к раздражению, росту количества и интенсивности агрессивных реакций пострадавших, что повышает общую напряженность обстановки в зоне ЧС и снижает эффективность проводимых мероприятий по ликвидации ЧС. Порождаемые на фоне отсутствия информации слухи провоцируют массовые негативные реакции и неадекватные действия групп пострадавших. Необходимая информация должна быть донесена до пострадавших в доступной для них форме, с учетом особенностей их психического состояния.

6.4.5.3. Одновременно с подачей информации психологи осуществляют работу с острыми реакциями пострадавших на стресс, способствуют отреагированию пострадавшими их эмоционального состояния, помогают актуализировать ресурсы, прострагивают с пострадавшими ближайшую перспективу их действий, сопровождают пострадавших на всех этапах их участия в проводимых мероприятиях по ликвидации ЧС.

6.4.5.4. Важной составляющей информационно-психологического сопровождения пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС является информирование их по телефону «Горячая линия», а также путем размещения информации на сайте «Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России». Информация о работе телефона «Горячая линия», а также адрес сайта доводятся до населения через СМИ.

6.4.6. Обеспечение минимальных условий жизнедеятельности пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС является существенным фактором, влияющим на общее, и в том числе, психическое, состояние пострадавших.

6.4.6.1. Как правило, люди, находящиеся в остром стрессовом состоянии, утрачивают способность и желание контролировать собственное самочувствие и жизнедеятельность, а именно: могут долгое время не испытывать чувство голода, жажды и потребности в отдыхе. Такое поведение пострадавших приводит к истощению их ресурсов, увеличивает риск развития соматических заболеваний, усугубляет интенсивность острых психических реакций, что осложняет работу специалистов по ликвидации ЧС.

6.4.6.2. Под обеспечением минимальных условий жизнедеятельности мы понимаем такой вид деятельности специалистов, который направлен на удовлетворение витальных потребностей пострадавших и включает в себя:

установление взаимодействия со службами, обеспечивающими питание, размещение, проживание, транспортировку пострадавших, а также родственников пострадавших и погибших в ЧС, в зоне ЧС. В процессе взаимодействия специалистам указанных служб разъясняются особенности психического состояния пострадавших и необходимость их учета при проведении мероприятий с участием пострадавших;

сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС в целях стимулирования их к поддержанию собственных ресурсов и контролю за своим физическим состоянием. Сопровождение осуществляется круглосуточно на всех участках пребывания пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС.

6.4.7. Организация взаимодействия со службами, осуществляющими ликвидацию ЧС и оказание помощи пострадавшим, направлена на разъяснение особенностей психического состояния пострадавших и необходимость их учета при проведении мероприятий с участием пострадавших.

6.4.7.1. Недооценка состояния пострадавших существенно затрудняет проведение всех необходимых мероприятий, как то: замедляет процесс опознания, документального оформления необходимых процедур, повышает общее напряжение обстановки при проведении массовых мероприятий (организационных, траурных, похоронных), увеличивает риск агрессивных и истерических проявлений среди пострадавших и т.д.

6.4.7.2. Взаимодействие осуществляется со следующими службами:

АСФ МЧС России;

Всероссийская служба медицины катастроф (в том числе, психиатрическая);

государственные и муниципальные службы (органы управления, ЗАГС, юридические организации, социальные организации и т.д.);

прокуратура и следственные органы МВД России или принимающей стороны (в случае работы на территории другого государства);

страховые компании;

местные психологические службы (для усиления работы выездной группы ГУ ЦЭПП МЧС России, а также для передачи пострадавших в целях дальнейшей долгосрочной работы с ними);

средства массовой информации;

другие организации, принимающие участие в ликвидации ЧС.

6.4.7.3. Взаимодействие проводится по направлениям:

информационный обмен;

техническая организация пространства в местах нахождения пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС (места для сидения, оргтехника, освещение и т.д.);

определение дополнительной потребности в специалистах и видах деятельности в целях повышения эффективности помощи пострадавшим;

документооборот;

психологическая помощь специалистам указанных служб.

6.4.8. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наличии у них острых реакций на стресс является одним из основных видов деятельности психологов в зоне ЧС.

6.4.8.1. Вследствие действия стрессогенных факторов (во время или непосредственно после воздействия) у людей возникают психические реакции, не являющиеся патологическими (нормальные реакции на ненормальные обстоятельства). Такие реакции называют острые реакции на стресс (или острые стрессовые реакции). Некоторые из них не требуют обязательного вмешательства психолога, хотя их исход более благоприятен для пострадавшего при участии специалиста.

6.4.8.2. Есть случаи, когда экстренная психологическая помощь является обязательным условием для возможности сохранения дальнейшего психического здоровья пострадавшего. Острые реакции на стресс, такие как истерика, агрессия, страх (паника), могут носить провокативный характер и «заражать» толпу, что в значительной мере осложняет обстановку в зоне ЧС и работу всех служб по ликвидации ЧС. Наиболее типичные острые реакции на стресс: плач, истерические реакции, нервная дрожь, страх (паника), двигательное возбуждение, ступор, гетеро- или аутоагрессия, апатия. Все эти реакции взаимосвязаны и могут перетекать друг в друга.

6.4.8.3. Работа психолога состоит в отслеживании наличия острых реакций у пострадавших (в том числе, мониторинг толпы), сопровождении пострадавших, демонстрирующих острые реакции на стресс, с последующим оказанием им индивидуальной психологической помощи.

6.4.9. Психологическое консультирование пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС может проводиться после купирования острых стрессовых реакций, в процессе сопровождения пострадавших, либо по запросу самих пострадавших.

6.4.9.1. Психологическое консультирование в зоне ЧС основывается на базовых принципах классического консультирования, но имеет ряд специфических черт, обусловленных такими особенностями, как ограничения во времени, как правило, отсутствие стационарного помещения, психическое и физическое состояние пострадавших, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в ближайшее время после получения ими психической травмы.

6.4.9.2. Психологическое консультирование в зоне ЧС в первые часы после возникновения ЧС в значительной мере уменьшает риск отдаленных негативных последствий для психического здоровья пострадавших.

6.4.9.3. Психологическое консультирование пострадавших включает в себя: установление контакта, оценка тяжести психического состояния пострадавших, отреагирование негативных эмоций, актуализация внутренних ресурсов, построение ближайшей жизненной перспективы. Проведение психологической консультации способствует выявлению суицидальных рисков у пострадавших, помогает предотвратить суицидальные попытки. Профилактика суицидов является одной из важнейших задач работы психологов в зоне ЧС.

6.4.10. Психологическое сопровождение процедуры опознания погибших в ЧСявляется неотъемлемой частью процесса опознания, проводимого компетентными органами (Прокуратура, следственные органы МВД России, судебно-медицинская экспертиза).

6.4.10.1. Отсутствие психологического сопровождения в указанном процессе существенно замедляет проводимые мероприятия, снижает достоверность опознания, ухудшает психическое состояние родственников погибших в ЧС, а также специалистов, проводящих опознание.

6.4.10.2. Психологическое сопровождение процедуры опознания включает в себя следующие мероприятия:

перед началом процедуры опознания психологи знакомятся с состоянием тел погибших в целях наиболее адекватного информирования родственников погибших о состоянии тел и о том, какие именно особые приметы могут способствовать достоверному опознанию;

психологи принимают участие в предварительном опросе родственников следователем для признания их потерпевшими: работают с острыми реакциями родственников погибших, помогают вспоминать особые приметы;

психологи осуществляют сопровождение родственников погибших в ЧС во время предварительного компьютерного опознания погибших по фотографиям;

психологи сопровождают родственников в процессе непосредственного опознания тел погибших в ЧС в морге.

6.4.10.3. В связи с особенностями психического состояния родственников после процедуры опознания (снижение когнитивных функций, психическое и физическое истощение, состояние острого горя) психологи принимают участие в информационно-разъяснительной работе и помогают родственникам погибших в ЧС при оформлении необходимых документов и прохождении других формальных процедур.

6.4.11. Сопровождение массовых мероприятий психологами, их работа в толпе направлена на профилактику массовых негативных эмоциональных реакций. Как отмечалось ранее, острые реакции пострадавших на стресс имеют свойство «заражать» толпу, в результате чего действия толпы могут приобрести агрессивный характер. В целях избежания «заражения» толпы, а также для предотвращения суицидальных попыток проводится мониторинг толпы при проведении массовых мероприятий, выявление опасных острых реакций на стресс, таких как агрессия, истерика, суицидальные попытки. Носители этих реакций сопровождаются психологом отдельно, по возможности, удаляются из толпы, им оказывается индивидуальная психологическая помощь. Для повышения эффективности работы группы психологов при большом скоплении народа толпа условно разделяется на сектора, и за каждым специалистом закрепляется своя зона ответственности.

6.5. Морально-психологическое обеспечение АСДНР

6.5.1. Сущность, цели и задачи морально-психологического обеспечения.

6.5.1.1. Морально-психологическое состояние – это интегральная временная характеристика реального состояния человека (подразделения), включающая в себя совокупность элементов массового (коллективного) сознания личного состава, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в боевой (повседневной) активности и готовности к выполнению поставленных задач.

6.5.1.2. Морально-психологическое состояние является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов, обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава. Основой морально-психологического состояния личного состава являются духовные ценности, преобладающие в государстве и обществе и воспринятые личностью.

6.5.1.3. Морально-психологическое обеспечение (далее - МПО) - один из важнейших видов обеспечения профессиональной деятельности войск ГО, сил РСЧС. Применительно к масштабам и задачам МЧС России, МПО означает единый и неразрывный процесс формирования и поддержания у специалистов МЧС России, личного состава войск ГО устойчивых психических состояний, развития морально-психологических и волевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач ГО, достижения высокой готовности в период подготовки и во время проведения АСДНР.

6.5.1.4. В МПО много общего с другими видами обеспечения – специальным, техническим, тыловым. Оно тесно и неразрывно с ними связано, потому что, в конечном итоге призвано обеспечить высокую готовность подразделений войск ГО, АСС, успешное выполнение поставленных задач.

6.5.1.5. Основными компонентами МПО являются:

индивидуально-воспитательная работа;

психологическая работа;

военно-социальная работа;

культурно-досуговая работа.

6.5.1.6. Вместе с тем, МПО во многом отличается от других видов обеспечения, имеющими взаимосвязь в основном с материальной сферой жизни и деятельности войск ГО, сил РСЧС. МПО призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психологической сферы деятельности сотрудников МЧС России, личного состава войск ГО в обстановке ликвидации ЧС. Сущность МПО при ЧС заключается в охвате нематериальной сферы подготовки и проведения АСДНР.

6.5.1.7. Применительно к масштабам и задачам, решаемыми подразделениями АСС при ЧС, МПО - это комплекс согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам мероприятий, осуществляемых командирами (начальниками, руководителями) подразделений, воспитательными органами для достижения морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего безусловное выполнение профессиональных задач, а также в целях снижения психологических потерь.

6.5.1.10. Основной целью МПО в ходе подготовки и ведения АСДНР в мирное время и в особый период является обеспечение готовности АСС, войск ГО на основе поддержания морально-психологического состояния личного состава на уровне, достаточном для эффективного выполнения профессиональных задач.

6.5.1.11. Цель МПО подготовки и проведения АСДНР заключается в формировании высокого морального духа, способности действовать в условиях непосредственной и постоянной угрозы жизни, преодолевать состояние безнадежности и отчаяния, во что бы то ни стало стремиться к выполнению поставленной задачи.

6.5.1.12. Данная цель достигается посредством решения двух основных задач:

формирования высокоразвитых морально-нравственных представлений и идеалов как основы высокого морального духа;

подготовки психики спасателей, военнослужащих к максимальному сокращению периода адаптации к условиям ЧС и обстановке проведения АСДНР, формирования психологической готовности к активным действиям в любых условиях обстановки аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

6.5.1.13. Период подготовки к АСДНР можно разделить на два этапа – этап заблаговременной и этап непосредственной подготовки.

6.5.1.14. При заблаговременной подготовке к АСДНР проводятся:

анализ и оценка общественно-политической, социальной и криминогенной обстановки в регионах дислокаций воинских частей войск ГО, выработка предложений по их стабилизации и оперативному реагированию на факторы, снижающие готовность и психологическую устойчивость;

анализ морально-психологического состояния на индивидуальном и групповом уровнях;

психологическая подготовка к проведению АСДНР и психологическое слаживание расчетов и смен;

составление прогностических расчетов психогенных потерь личного состава и планирование практических мер по их снижению в различных условиях обстановки АСДНР.

6.5.1.15. В период непосредственной подготовки к проведению АСДНР в основе МПО лежит контроль морально-психологического состояния личного состава, закрепление навыков релаксации и концентрации, поддержка и стимулирование положительного (стенического) состояния.

6.5.1.16. Предупреждение и предотвращение психогенных потерь достигаются:

целеустремленным и оперативным проведением всех видов информирования;

пропагандой умелых и решительных действий в экстремальных условиях;

непрерывным и твердым руководством личным составом, четкими командами и указаниями;

энергичными действиями руководителей, их личным примером самообладания, выдержки;

выявлением лиц со слабой нервной системой, проведением с ними индивидуальной работы;

обучением способам сохранения самообладания, выдержки, психологической устойчивости.

6.5.1.17. Эффективность МПО во многом зависит от правильной оценки морально-психологического состояния личного состава на каждом этапе проведения АСР при ЧС. При этом учитываются:

выводы из анализа социально-политической обстановки в районе проведения АСР, реакция личного состава на ее изменение;

степень укомплектованности подразделений войск ГО личным составом, степень проявления им морально-психологических качеств, социально-психологическая и качественная характеристика личного состава, морально-психологический климат в коллективах спасателей, сильные и слабые стороны профессиональной обученности;

степень психологической готовности АСС, величина психогенных потерь;

уровень организованности, дисциплинированности, правопорядка;

возможности органов по воспитательной работе в организации воспитательной и культурно-досуговой работы, управлении техническими средствами воспитания.

6.5.1.18. Эффективность МПО АСР при ЧС достигается следующими направлениями деятельности командиров (начальников, руководителей):

постоянным изучением, анализом и объективной оценкой морально-психологического состояния личного состава в соответствии с решаемыми задачами, условиями обстановки проведения АСДНР;

своевременной и точной постановкой задач вышестоящими органами управления руководителям АСС, командирам (начальникам) по МПО;

правильным определением направлений, принципов, методов и форм МПО, своевременным осуществлением необходимых организационных, плановых мероприятий по их реализации;

обучением командиров (начальников, руководителей) умению эффективно решать практические задачи МПО АСДНР при ЧС;

знанием обстановки в районе проведения АСДНР, пониманием социальных, материально-бытовых проблем личного состава;

проведением во взаимодействии с органами управлений МЧС России, местными органами власти, органами внутренних дел и военной юстиции мер по поддержанию правопорядка, организованности и дисциплины в районе проведения АСДНР;

созданием необходимых условий для полноценного отдыха и восстановления физических и духовных сил личного состава.

6.5.2. Информационно-воспитательная работа.

6.5.2.1. Информационно-воспитательная работа (далее - ИВР) - система целенаправленных мероприятий, проводимых командирами (начальниками, руководителями) органами воспитательной работы по формированию и развитию личности. В ходе нее личный состав войск ГО, специалистов МЧС России информируют о политической обстановке в стране, принятых решениях органами государственной власти, поставленных задачах, о ходе АСР.

6.5.2.2. ИВР включает в себя все виды воспитания: государственно-патриотическое, трудовое, нравственное, политическое, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое и др.

6.5.2.3. Целью ИВР является выработка у военнослужащих необходимых моральных качеств, нравственной мотивации поведения в сложных условиях ЧС, готовности и способности к успешному выполнению профессиональных задач.

6.5.2.4. Каждый военнослужащий, спасатель должен обладать оптимальным количеством информации с требуемым содержанием и качеством. Содержание информации должно включать необходимые сведения об обстановке в зоне ЧС, смысле выполняемой задачи, субординационных, социально-бытовых особенностях предстоящих работ при ликвидации ЧС. Задача руководителя состоит в определении оптимального объема информации, ибо как недостаток, так и избыток информации создает психологический дискомфорт.

6.5.2.5. Основными задачами ИВР являются:

оперативное разъяснение личному составу международного и внутриполитического положения России, решений Федерального собрания и Правительства РФ, приказов и указаний МЧС России, задач, стоящих перед АСС, частями и подразделениями войск ГО;

воспитание специалистов МЧС России на примерах мужества, отваги и героизма, самоотверженных действий в обстановке ЧС, пропаганда передового опыта и отличившихся в ходе АСДНР, примеров умелого взаимодействия, поддержки и выручки;

сплочение вокруг идеи защиты населения и территорий, воспитание в духе преданности своему народу, Отечеству, верности военной присяге, присяге сотрудника органов внутренних дел, Боевому Знамени;

разъяснение ответственности за воинские преступления, за невыполнение профессиональных задач, приказов, решительное пресечение моральной неустойчивости в ходе АСДНР;

мобилизация личного состава на эффективное проведение АСДНР, воспитание у них воли, боевого настроения, отваги, стойкости, мужества, инициативы, находчивости и других морально-профессиональных качеств, необходимых в ходе проведения АСДНР;

кропотливое, изо дня в день, доведение и разъяснение личному составу профессиональных задач, их важности и значения, способов выполнения;

развитие личной ответственности за постоянную боевую готовность вооружения и спасательной техники, их умелое и эффективное использование;

формирование у личного состава уверенности в эффективности спасательной техники;

организация общественно-государственной подготовки и информирования всех категорий личного состава;

своевременное и непрерывное снабжение подразделений центральной печатью, информационно-техническими средствами;

постоянно изучение общественного мнения и настроений личного состава в интересах удовлетворения его запросов и потребностей.

6.5.2.6. Проведение ИВР преследует цель - стабилизацию и поддержание функционирования ценностной системы личности. В основе построения ИВР лежит государственно-патриотическая идея любви к Родине, осознания своего служебного долга.

6.5.2.7. К силам ИВР относятся:

должностные лица органов управления, руководители АСС, командиры воинских частей и подразделений войск ГО и федеральной противопожарной службы;

должностные лица органов воспитательной работы;

нештатные группы информирования в органах управления;

информационный актив организаций.

6.5.2.8. В интересах МПО используются средства массовой информации: система государственного и ведомственного теле и радиовещания, центральная, местная и ведомственная печать, технические средства воспитания и информации, стационарные и подвижные полиграфические комплексы (оборудование).

6.5.2.9. К средствам МПО относятся склады и ремонтные мастерские технических средств воспитания, кинобазы, кинопрокатные пункты, средства связи и управления.

6.5.2.10. Эффективность ИВР достигается по следующим направлениям:

оперативным инструктированием руководителей, командиров (начальников), их заместителей по воспитательной работе;

конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационно-воспитательной работы непосредственно в дежурной смене, группе, экипаже, расчете, взводе;

непрерывным прогнозированием обстановки, своевременным реагированием всей информационно-воспитательной деятельности на ее изменения;

точным знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учетом в организации информирования личного состава.

6.5.2.11. Среди организационных форм ИВР выделяется общественно-государственная подготовка. Однако, как показывает практика, общественно-государственная подготовка в период проведения АСДНР имеет ограниченные возможности. Как правило, она трансформируется в политическое информирование личного состава.

6.5.2.12. Наиболее приемлемыми формами политического информирования в период проведения АСДНР являются оперативно проводимые информирование, читка и разъяснение материалов периодической печати, короткие групповые и индивидуальные беседы, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача важной информации с помощью средств связи и другие.

6.5.2.13. Важнейшим направлением ИВР в системе МПО АСР при ликвидации ЧС является удовлетворение информационных потребностей и интересов личного состава. Действенным средством профилактики слухов, паники и различных фобий служит своевременное, объективное, убедительное и полное информирование личного состава о событиях, проблемах и фактах.

6.5.2.14. Эффективность управления системой ИВР достигается:

информационным обеспечением, которое осуществляется в целях всестороннего и своевременного информирования спасателей по важнейшим проблемам жизни страны и деятельности структур МЧС России;

своевременной постановкой задач ИВР;

оперативным инструктированием начальников (руководителей) органов управлений, командиров, заместителей по воспитательной работе;

конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационной работы, творческим их применением в соответствии с условиями обстановки;

целеустремленной организацией ИВР непосредственно в подразделении;

постоянной связью с личным составом и корректированием ИВР с учетом их настроений и запросов;

точным знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учетом в организации информирования личного состава;

поддержанием постоянной связи и обменом информацией между воспитательными структурами и органами управления;

организацией устойчивого руководства ИВР.

6.5.2.15. ИВР в ходе подготовки и проведения АСР направлена на решение следующих задач:

повышение эффективности и качества АСДНР;

воспитание у подчиненных стремления к овладению смежными специальностями;

обеспечение крепкой трудовой и воинской дисциплины;

соблюдение правил техники безопасности и охраны труда и др.

6.5.2.16. ИВР с личным составом подразделения по выполнению профессиональных задач делят на три следующих этапа: предварительную подготовку к работе, работу в ходе проведения АСДНР, ИВР после окончания работ.

6.5.2.17. Предварительная подготовка к работе включает в себя:

постановку нижестоящим руководителям, всем военнослужащим конкретных задач;

инструктаж актива подразделения по содержанию и формам ИВР;

оказание помощи нижестоящим руководителям в подготовке ИВР на объекте проведения АСР;

подготовка технических средств воспитания к работе в зоне аварии, катастрофы или стихийного бедствия и др.

6.5.2.18. Работа в ходе проведения АСДНР в районе аварии, катастрофы, стихийного бедствия главной задачей ИВР является мобилизация личного состава на эффективный труд, обеспечение высокой дисциплины. Основным методом ее проведения является индивидуальная работа с личным составом непосредственно на рабочих местах. В ходе этой работы разъясняется стоящие перед подразделением задачи, добиваются повышения личной ответственности за качественное выполнение заданий и др. Кроме того, на месте аварии, катастрофы используются и коллективные формы работы с личным составом. В перерывах проводится информирование о ходе АСР, эффективных методах работы, о передовиках-спасателях.

6.5.2.19. ИВР после окончания АСР включает:

подведение результатов деятельности, определение степени усердия каждого спасателя, военнослужащего;

организация пропаганды передового опыта, используя печать, устную и наглядную агитацию;

анализ недостатков и путей их недопущения в будущем;

подведение итогов работы руководителей в сфере морально-психологиче­ского обеспечения АСДНР;

определение основных реабилитационных мероприятий;

обеспечение содержательного досуга и отдыха личного состава, порядка и дисциплины и др.

6.5.3. Психологическая работа.

6.5.3.1. Психологическая работа - это деятельность должностных лиц МЧС России, направленная на формирование и развитие у специалистов МЧС России психологических качеств, обеспечивающих психологическую готовность и способность выполнить профессиональную задачу в любых условиях обстановки проведения АСР при ликвидации ЧС, а также на сохранение их психического здоровья.

6.5.3.2. Исходным, направляющим элементом технологического цикла психологической работы является определение ее целей и задач, т.е. формулирование конечного итога, результата, к достижению которого стремятся субъекты психологической работы. Цель направляет деятельность, заставляет в процессе работы соизмерять полученные результаты с поставленными задачами и вносить необходимые коррективы. Целеполагание зависит от многих факторов: от профессиональной компетентности и согласованности действий должностных лиц психологической работы, ее материально-технического обеспечения, специфики задач, стоящих перед личным составом подразделений, исходного уровня психологической готовности и устойчивости личного состава, соответствия их психологических качеств требованиям профессиональной деятельности и т.п.

6.5.3.3. Целью психологической работы является достижение высокой служебной активности личного состава, его способности переносить высокие психологические нагрузки и сохранять психологическую устойчивость при выполнении АСР при ликвидации ЧС.

6.5.3.4. Психологическая работа предполагает:

изучение и анализ индивидуально-психологических особенностей личного состава и социально-психологических характеристик коллективов;

прогнозирование психологических процессов и явлений в коллективах и в поведении разных категорий личного состава;

психологическое обеспечение требуемой воинской и трудовой дисциплины, организованности и порядка;

проведение социально-психологического анализа воинской и трудовой дисциплины, выявление причин и условий происшествий, преступлений, выработку психологических и профилактических мер их предупреждения;

обеспечение оптимального психологического режима жизнедеятельности на основе закономерностей функционирования психики и психических процессов;

обеспечение психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению профессиональных задач при ликвидации ЧС;

вооружение спасателей знаниями об особенностях воздействия стресс-факторов обстановки ЧС на их сознание, психику и поведение;

проведение практических занятий и тренировок по подготовке психики личного состава к действиям в обстановке ЧС;

формирование постоянной психологической готовности к проведению АСДНР, способности преодолевать страх и противостоять панике;

психологическое обеспечение устойчивости навыков владения спасательной техникой и оборудованием, выполнения функциональных обязанностей и т.д.;

непосредственную подготовку психики личного состава к выполнению конкретных задач по ликвидации ЧС;

проведение профилактических мероприятий по повышению эмоциональной психологической устойчивости, снижению психогенных потерь, сохранению высокой активности;

организация психологического просвещения личного состава;

психодиагностику, психокоррекцию, оказание оперативной психологической помощи и проведение психологической реабилитации спасателей, получивших психические травмы, возвращение их в строй;

создание условий и проведение мероприятий по снятию отрицательных последствий воздействия угнетающей обстановки на весь личный состав, восстановление психического равновесия.

В очаге чрезвычайной ситуации в медико-психологической помощи нуждаются не только пострадавшее население, но и спасатели.

Медико-психологическая помощь может быть оказана психиатрическими бригадами Службы медицины катастроф, ЛПУ психиатрического профиля, а также специалистами учреждений и нештатных аварийно-спасательных формирований общего и медицинского профиля независимо от их ведомственной принадлежности.

Медико-психологическая помощь пострадавшему населению в очаге чс

Оказание медико-психологической помощи пострадавшему населению относится к приоритетным медицинским мероприятиям в ЧС, что особенно актуально для легкопораженных, у которых развитие психических (в первую очередь психогенных) нарушений приобретает зачастую ведущее значение в клинической картине, в значительной степени определяя тяжесть и прогноз их соматического состояния.

В условиях ЧС нервно-психические нарушения у значительной части населения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальные характерологические особенности, дополнительные факторы к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Цели и задачи медико-психологической помощи:

      профилактика острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений;

      повышение адаптационных возможностей индивида;

      психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений.

В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими психопрофилактическими мероприятиями являются:

      организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями;

      объективная информация населения о медицинских аспектах ЧС);

      помощь руководителям в пресечении панических настроений, высказываний и поступков;

      привлечение легко пострадавших к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.

По окончании действия психотравмирующих факторов психопрофилактика включает:

      объективную информацию населения о последствиях ЧС, их влиянии на нервно-психическое здоровье людей;

      доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне;

      профилактику возникновения рецидивов психических расстройств (т.н. вторичная профилактика) или развития соматических нарушений в результате нервно-психических расстройств;

      медикаментозную профилактику отсроченных психогенных реакций.

Проведение психотерапии и психопрофилактики необходимо реализовывать в двух направлениях. Во-первых, со здоровой частью населения в виде профилактики острых панических реакций и/или отсроченных «отставленных» нервно-психических нарушений. Во-вторых, следует проводить психотерапию и психопрофилактику лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями.

Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она проводится в экстремальных условиях: на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках.

Технические сложности ведения спасательных работ в зонах ЧС предопределяют ситуацию относительно продолжительного пребывания пострадавших в условиях полной изоляции от внешнего мира.

Наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим на первом этапе является информационная психотерапия. Она применяется в экстренном порядке. Ее целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (разрушения жилищ). Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей.

Информирование населения о ситуации должно осуществляться непрерывно, сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но в разумных пределах, успокаивающими.

Четкость и краткость информации делают ее осо6бо действенной и доходчивой, а отсутствие или запаздывание порождают непредсказуемые последствия.

После освобождения пострадавших из-под обломков строений психотерапию продолжают (прежде всего, амнезирующую) в стационарных условиях, в сочетании с релаксантами и антидепрессантами.

Во время спасательных работ в зоне ЧС категорически должны быть запрещены паническая суета, возгласы безнадежности, крики, плач, приводящие, как установлено, к снижению темпа и качества аварийно-спасательных мер.

Особое место в период чрезвычайной ситуации занимает угроза развития состояний паники. При ее развитии, особенно одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на друга и на окружающих, приводящее к массовым индуцированным эмоциональным расстройствам, сопровождающимся «животным» страхом. «Эпицентром» развития массовой паники обычно являются быстро внушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием.

Прекращение паники возможно при наличии сильной личности, которая способна внести элементы рациональности в ситуацию, захватить «руководство», предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы и прекращению паники.

С ранних этапов стрессовой ситуации важно, чтобы каждый занимался своим делом, с полным соблюдением всех требований деонтологии.

Оправдан принцип демократического единоначалия, когда распоряжения ответственного лица подлежат безусловному выполнению, поскольку они отражают мнение большинства специалистов и в создавшихся условиях вызваны необходимостью.

Медико-психологическая помощь сотрудникам аварийно-спасательных формирований

Проведение работ в экстремальных условиях требует от спасателя полной мобилизации его физиологических резервов, сопряжено с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Физиологические резервы организма не безграничны и, рано или поздно, наступает их истощение. В основе резервов лежат индивидуальные особенности человека, кроме того, многое зависит от специфики его профессиональной деятельности.

Оптимальное время оказания реальной помощи пострадавшим колеблется от нескольких часов и даже минут до нескольких недель. В первом случае реальная опасность для жизни спасателя определяется минутами и часами, во втором – неделями. Опыт подбора групп, работающих в условиях смертельной опасности, показал, что существуют две категории спасателей.

Первая категория спасателей характеризуется высокой эффективностью деятельности с первых же минут пребывания в экстремальных условиях. Спасатели, относящиеся к этой группе, работают с полной отдачей, нередко используя нестандартные решения с просчитанным и оправданным риском для жизни. К сожалению, через несколько дней у них резко снижаются функциональные резервы организма и способность прогнозирования реальной опасности, как для себя, так и для окружающих. На конечном этапе спасательных работ эффективность их деятельности близка к нулю, а вероятность создания ими критических ситуаций, ведущих к гибели, резко возрастает. Эта категория людей, после непродолжительного пребывания в опасной зоне, должна быть отправлена на отдых, где, наряду с общепринятыми методами психологической разгрузки, им должна активно проводится фармакологическая коррекция.

Вторая категория спасателей характеризуется меньшей эффективностью деятельности, но продолжительность их работы в экстремальных условиях существенно выше (до нескольких десятков дней). Причина таких различий кроется в индивидуальных особенностях регуляторных функций центральной нервной системы человека.

Распространенность психических нарушений у спасателей, снижение их трудоспособности определяют необходимость оказания им ранней психиатрической помощи непосредственно после выхода из зоны ЧС, что позволит предотвратить терапевтическую резистентность, выработать адекватные формы профилактики и лечения психических расстройств и сохранить работоспособность специалистов.

Спасение людей – смыслообразующая

основа жизни пожарного и спасателя,

доминирующий мотив профессии.

«Морально-психологическая составляющая -неотъемлемая часть подготовки современных пожарных и спасателей».

    Отличительные особенности профессий пожарного и спасателя.

В сознании современного российского общества профессии спасателя и пожарного давно и не без оснований стоят в ряду наиболее значимых и гуманных. И это понятно, ведь их главное предназначение – сохранение жизни и здоровья людей, материальных ценностей, ликвидация различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ни для кого не является секретом, что в настоящее время чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя огромное количество негативных последствий, принося людям физические, морально - психологические страдания, а также материальный и экономический ущерб.

Работа пожарного и спасателя призвана исключить, либо минимизировать потери от случившегося ЧП. Профессии пожарный и спасатель относятся к тем видам деятельности, отличительная особенность которых - постоянное соприкосновение с опасностью и риском для жизни.

Чрезвычайные ситуации и экстремальные условия деятельности пожарных и спасателей в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой для жизни, здоровья, благополучия окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями – это неотъемлемая часть профессии.

Можно с уверенностью утверждать, что не каждому человеку дано овладеть этими профессиями. Поэтому в процессе отбора кандидатов, остро встает вопрос о необходимсти обращать самое серьезное внимание на психологические особенности людей, на их способность к правильным действиям в той или иной экстремальной ситуации.

Психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ направлено;

а) на реализацию поддержки оптимального рабочего состояния сотрудников аварийно – спасательных подразделений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

б) на оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зоне ЧС техногенного и природного характера.

Таким образом, психологической подготовкой спасателей и пожарных является: обучение навыкам и умениям оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций любого характера и обучение психологической самопомощи.

2. Факторы, влияющие на психологическое состояние пожарных и спасателей.

Специфика этих профессий имеет «оборотную сторону» . Нам известно, что спасатели и пожарные в процессе своей деятельности систематически подвергаются сильнейшему воздействию поражающих и психотравмирующих факторов, возникающих в процессе работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В их числе, прежде всего постоянная угроза для собственной жизни и здоровья .

Пожарные и спасатели работают в условиях возможных обрушений конструкций зданий и сооружений, взрывов, выбросов пламени, а также радиационного, химического и биологического воздействия. При этом для принятия правильного решения отпущено очень мало времени, т.к. обстановка в зоне ЧС постоянно меняется и подчас далеко не в лучшую сторону. Высокая ответственность за их правильность, осознание цены ошибки, также является дополнительной психологической нагрузкой.

Кроме того, в процессе профессиональной деятельности спасатели и пожарные испытывают экстремальные физические нагрузки , поскольку им приходится в течение долгого времени выполнять тяжелые физические работы, в условиях отсутствия полноценного отдыха, нередко в средствах индивидуальной защиты, в задымленных помещениях, при высоких или низких температурах, в сочетании с шумовыми и световыми раздражителями и пр. Вид погибших и пострадавших, а также необходимость контактировать с их родственниками увеличивают и без того огромную эмоциональную напряженность, способствуют ее накоплению. Периодические нарушения режима бодрствования и сна в связи с дежурствами и в ходе ликвидаций чрезвычайных ситуаций являются существенным неблагоприятным фактором.

Перечисленные воздействия могут по-разному восприниматься каждым человеком (индивидуальное восприятие), но в совокупности они, как правило, негативно отражаются на психоэмоциональном состоянии личности, вызывая стрессовые явления.

Влияние этих факторов становится определяющим при отборе кандидатов на должности пожарных и спасателей.

Таким образом:

Для более эффективного выполнения задач, поставленных перед пожарными и спасателями в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации, помимо высоких требований к уровню знаний, умений и специальных навыков, физической подготовке, особое внимание необходимо уделять подготовке спасателей и пожарных к действиям в неблагоприятной морально-психологической обстановке.

Профессиональные важные качества спасателя

Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.

Профессиональная деятельность спасателей предъявляет высокие требования к их профессионально важным качествам.

Наблюдались многочисленные случаи несоответствия профессионально важных качеств спасателей стоящим перед ними задачам при проведении работ по ликвидации крупных ЧС последних лет (авария на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, Нефтегорске, железнодорожная авария под Уфой и др.). Это проявлялось в виде растерянности, а подчас и полном непонимании ими сложившейся обстановки. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер и иногда приводили неоправданным потерям. Спасатели нередко оказывались неспособными к выполнению АСР в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. Их поведение характеризовалось зависимостью от воздействия психотравмирующих условий ЧС. В результате этого профессиональная деятельность ряда спасателей не соответствовала требованиям сложившейся обстановки, резко снижалась их работоспособность, среди данной части спасателей росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным их дальнейшее участие в проведении АСР, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств для оказания им всесторонней помощи.

С целью устранения указанных недостатков научными работниками МЧС России был проведен ряд исследований по определению профессионально важных качеств спасателей, то есть тех индивидуальных психологических свойств, которые позволят спасателям быстро, эффективно и качественно выполнять свой профессиональные обязанности в различных условиях, в том числе и при ликвидации ЧС. В основу этих исследований было положено изучение механизмов отрицательного влияния условий профессиональной деятельности спасателей (прежде всего связанных с ликвидацией различных ЧС), и выявление тех человеческих качеств, которые позволяют избежать или свести до минимума это влияние.

В результате проведенных исследований была определена структура профессионально важных качеств спасателей.

Структура состоит из пяти групп однородных профессионально важных качеств:

психологические качества;

медицинские (физиологические) качества;

эргономические качества;

социально-психологические качества;

инженерно-психологические качества.

Рассмотрим профессионально важные качества спасателей по каждой из названных групп.

К группе психологических относятся такие качества спасателей, как внимание, память, мышление, воля и самоотношение.

Наличие такого качества, как внимание позволяет спасателям осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности, работой технических средств, изменениями обстановки в зоне ЧС.

При этом наиболее важными характеристиками внимания являются:

объем внимания - способность удерживать в центре внимания несколько объектов наблюдения;

устойчивость внимания - способность сосредоточить внимание на конкретном объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

переключаемость внимания - способность, при необходимости, быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Память позволяет спасателям использовать на практике имеющийся опыт, знания, умения и навыки в реальных условиях выполнения АСР.

Основными характеристиками памяти для спасателей являются:

оперативная (кратковременная) память - способность в течение длительного времени удерживать в памяти большой объем информации;

долговременная память - способность запоминать на непродолжительное время один раз увиденную или услышанную информацию;

непроизвольное запоминание - способность запоминать информацию без специальных волевых усилий, направленных на ее запоминание.

Недостаточный уровень развития качества внимания и характеристик памяти у спасателей может привести к нарушениям порядка выполнения работ, ошибкам, ослаблению контроля в процессе деятельности, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств.

Возможные последствия недостаточного развития характеристик мышления, наряду с указанными для внимания и памяти, могут также вызвать неспособность специалистов к своевременному принятию решений и затруднения при адаптации специалистов к условиям ЧС.

Качество мышления определяет способность спасателей к принятию обоснованных решений, связанных с необходимостью учета при выполнении АСР изменений, происходящих в условиях ЧС. Конечные результаты выполнения работ по ликвидации ЧС и работоспособность спасателей находятся в зависимости от таких аспектов деятельности, как прогнозирование развития событий с учетом их вероятности, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, выявление и анализ основных взаимосвязей, характеризующих проблему.

К числу характеристик мышления , относятся продуктивное и репродуктивное (математическое) мышление, а также свойства речи для успешного взаимодействия спасателями и местным населением, оказавшимся в зоне бедствия (очаге поражения). Способности спасателей к различным взаимоотношениям определяются профессионально важными качествами социально-психологической группы . Из качеств данной группы для спасателей являются: когнитивный стиль и коммуникабельность.

Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности спасателей, как: способность отвлечься в ходе решения задач деятельности от внешних условий; умение выделять в ситуации существенные, а не наиболее заметные черты; ориентация при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они вступают в противоречие; ориентация на постоянный контакт (взаимодействие) с другими людьми. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивного стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач.

Коммуникабельность характеризует такие особенности поведения и деятельности спасателей, как направленность на общение и интерес к людям. От этого качества зависит способность спасателя выполнять свою работу в коллективе. При этом недостаточный уровень развития коммуникабельности характеризует неспособность и отсутствие стремления к общению, скованность и плохую ориентацию в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы и тенденцию к избеганию принятия самостоятельных решений.

Еще одну группу профессионально важных качеств спасателей, составляют инженерно-психологические качества. С их помощью осуществляется учет операторской составляющей деятельности спасателя, которая проявляется при работе с пультами управления техническими средствами, контрольно-измерительной аппаратурой и т.д. К инженерно-психологической группе отнесено качество состояния опорно-двигательной системы и его характеристики.

Состояние опорно-двигательной системы определяется следующими характеристиками: координация движений, быстрота двигательных реакций, точность двигательных реакций и тремор. Недостаточный уровень развития указанных характеристик может привести к частичной, а иногда и полной неспособности выполнения деятельности

Успех в учебной и боевой деятельности спасателей и пожарных во многом зависит от того, насколько и как развиты у них органы чувств, совершенны и точны реакции на опасность и меняющуюся обстановку в ЧС и на пожаре, т.е. как развиты познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.

Но каждый психический процесс подчинен не только общим законам, но и носит личностный характер, индивидуален.

Но служебная и боевая деятельность пожарных – это не только познание действительности. Боевая деятельность пожарного – это, прежде всего труд в экстремальных, опасных для жизни условиях. Между познавательными процессами, чувствами, эмоциями и практическими действиями пожарных лежит звено, которое их связывает. Этим звеном является воля.

Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обеспечивает выполнение двух функций побудительной и тормозной .

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действия в силу специфики внутренних состояний субъекта. Пожарные идут в объятый пламенем дом, спасая жизнь людей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, спасатели, пожарные не отвечают на провокационные возгласы толпы, оскорбляющие их (пожарного) достоинство.

Важнейшими характеристиками воли или волевыми качествами личности являются сила (слабость), самообладание, решительность, смелость, настойчивость и упорство, самостоятельность и риск.

Сильная воля спасателя, пожарного означает, что он в состоянии сосредоточиться на каких-то определенных целях, длительное время напрягать усилия, преодолевать трудности и достигать цели и наоборот.

Самообладание – это умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, подчинять свои действия основной цели, вопреки трудностями условий, обстановки.

Решительность – способность своевременно принимать обоснованные решения и без колебаний выполнять их.

Смелость – готовность бороться с трудностями и преодолевать опасность

Настойчивость и упорство –проявляются в достижении намеченной цели в условиях длительно и повторно возникающих трудностей.

Самостоятельность заключается в том, что пожарный действует согласно своим убеждениям, не поддаваясь посторонним влияниям.

Риск – волевое качество пожарного, характеризующее его деятельность при неопределенности ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (травма, потеря престижа и т.п.).

В профессии спасателя, пожарного очень важно учитывать врожденные особенности. Такие как темперамент.

Темпераментом называют свойство человека, определяющее динамику его психических процессов и поведения. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике, манерах и т.д.

Особенности динамики психических процессов зависят от нервной системы человека. В зависимости от сочетания этих особенностей нервных процессов различают четыре темперамента : холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический

Существуют еще личностные особенности, влияющие на профессиональную деятельность. Прежде всего характер (в переводе с греческого «печать») - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер проявляется в деятельности и общении и обуславливает типичные для личности способы поведения.

Характер человека не является врожденным ( в отличие от темперамента). Характер личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости в какой социальной среде данная личность находится.

В структуре характера выделяют четыре группы черт.

Это: - отношение к окружающему миру;

Отношение к деятельности, труду, своему служебному долгу.

Отношение к другим людям.

И отношение к самому себе.

Каждый человек наделен какими-либо способностями. Одни зарубежные психологи считают, что способности врожденны и передаются по наследству; другие отрицают это и считают, что все зависит от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает.

В заключении хочу сказать, что незнание или неумение не являются определяющим фактором способностей, при желании и при хорошем обучении пожарные могут стать мастерами своего дела. В целях более объективного и глубокого определения способностей пожарных необходимо исходить из оценки следующих групп качеств:

Личностные качества (убеждения, идеалы, мотивы, поступков);

Профессионально важные психологические качества (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь).

Боевые психологические качества (волевая устойчивость, способность к самоуправлению, готовность переносить психологические нагрузки на пожарах в экстремальных условиях, устойчивость к действию факторов среды повышенной температуры, загазованность и задымленность, влажность, шум и т.д.).

Джон Кенлон, начальник пожарной охраны г. Нью-Йорка, в 1925 году писал: «Три вещи требуются от пожарного: ловкое, крепкое тело, острая, быстрая сообразительность и безукоризненная честность….».

Требования от спасателя или пожарного крепкого здоровья, очевидно, само собой. Но и мысль спасателя, пожарного должна работать быстро, отчетливо и как бы инстинктивно. Все это говорит о том, что спасатели, пожарные должны иметь определенные природные способности. Но их надо развивать . Начальствующий состав пожарной охраны должен систематически развивать у личного состава способности по тушению пожара в сложной обстановке.

Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях близких к экстремальным . Это закаляет их психику. Это закаляет их психику и в критических условиях. Психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

| Организация и ведение аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 19
Организация и ведение
аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций




Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

Обеспечение действий сил гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований достигается проведением комплекса мер, указанных на схеме 23.

Разведка - это совокупность мероприятий по сбору данных, необходимых для оценки обстановки и принятия решения.

Задачи разведки:

Определение зоны и характера чрезвычайной ситуации;
- определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
- установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения;
- оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации;
- выявление очагов пожаров;
- определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения;
- определение плана проведения поисково-спасательных работ.

Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами.

Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию (рис. 41). Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки (рис. 42).

Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.

Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, применению средств механизации, оборудованию в местах ведения работ пунктов водоснабжения и обеспечения водой.

Дорожное обеспечение возложено на отряды обеспечения движения, которые к указанному сроку готовят маршруты для пропуска транспорта и техники, поддерживают дороги в рабочем состоянии.

Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

На техническое обеспечение возложены проведение технического обслуживания машин и механизмов, ремонт их на месте и на ремонтных предприятиях, а также обеспечение запасными частями и агрегатами.

В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки.

В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.

Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:

Поиск и обнаружение пострадавших;
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения.

Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения

Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения.

Санитарная обработка может быть частичной (рис. 43) и полной.

Частичную санитарную обработк у при загрязнении радиоактивными веществами по возможности проводят в течение первого часа после загрязнения непосредственно в зоне радиоактивного загрязнения или после выхода из нее (схема 24).

Частичную санитарную обработку при заражении капельно-жидкими аварийно химически опасными веществами проводят немедленно. Для этого, не снимая противогаза, нужно вначале обработать раствором из индивидуального противохимического пакета открытые участки кожи, на которые попало аварийно химически опасное вещество, а затем зараженные места одежды и лицевую часть противогаза. Если такого пакета нет, то можно обезвредить капельно-жидкие отравляющие вещества бытовыми химическими средствами.

Для проведения частичной санитарной обработки при загрязнении бактериальными (биологическими) средствами необходимо, не снимая противогаза, обметанием или отряхиванием удалить их с одежды, обуви и средств защиты, протереть дезинфицирующими средствами открытые участки тела, а при возможности обмыть их теплой водой с мылом.

Обработку необходимо проводить так, чтобы открытые участки тела не соприкасались с наружной поверхностью одежды и обуви.

При одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и бактериальными (биологическими) средствами сначала обезвреживают аварийно химически опасные вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные средства.

Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды.

При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 3-5 ч с момента загрязнения.

При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью.

При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.

Жизнеобеспечение населения в ЧС. С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:

Водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд;
продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;
жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);
предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);
информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;
минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном и ритуальном обслуживании.

Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией.

Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально-психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства.

Вопросы и задания

1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

2. С какими целями проводят неотложные работы?

3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

Задание 37

Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

а)транспортное;
б) медицинское;
в) материальное;
г) разведка;
д) продовольственное;
е) санитарно-гигиеническое;
ж) инженерное;
з) гидрометеорологическое;
и) геодезическое;
к) техническое;
л) дорожное;
м)военное;
н) информационное.

Задание 38

Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

а) местная;
б) общая;
в) частичная;
г) неполная;
д) частная;
е)полная;
ж) индивидуальная