Главная · Метеоризм · Материальные блага и человеческие качества, лежащие в основе устройства экономического развития общества. Общественное производство

Материальные блага и человеческие качества, лежащие в основе устройства экономического развития общества. Общественное производство

Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ - продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг - выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача - отобрать из числа недостойных более достойных).

2. Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими - часто как зло. В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая - связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.


С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага - это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага - это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы - что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Некоторые блага делимы почти абсолютно: «хлеба краюху - и ту пополам». Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть, разрезать «поперек» - и все благо исчезает как предмет потребления (использования). В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) - экономические и неэкономические.

1. Экономические блага - это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека - выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).

2. Неэкономические (даровые или свободные) блага - это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.

1. Частные блага - это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры - зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо еще покусился (помимо их владельца) на их использование (потребление).

2. Общественные блага - это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами. Примеры - знания, национальная безопасность. Блага «общие ресурсы» - это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры - грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке. Блага «естественные монополии» - это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры - система кабельной сети, трубопроводные системы.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.

Можно выделить следующие критерии классификации:

По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);

По возможности реализации (реальные, идеальные);

По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);

По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу . Ее наглядная интерпретация - в виде «пирамиды Маслоу» - имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные отрасли знания, каждая из которых может быть полным хозяином в ограниченной сфере, в точно отмежеванных ей пределах исследования.

Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение разного рода их потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т. д., а с другой - в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (т. е. человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т. е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений). И объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия на добывание и приспособление их к потребностям. Эти блага называются хозяйственными. Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста- теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, пожертвований. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ. Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2.1.1).

Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных четырех стадий, важно отметить, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный; постоянно повторяясь, оно исторически развивается - идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью первобытных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Хотя производство вообще - это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.

Всякое производство характеризуется взаимодействием трех простых элементов: труда, предметов труда и средств труда.

Труд человека играет решающую роль в процессе производства. Он является основополагающим условием жизни общества. Именно труду принадлежит активная, творческая, созидательная роль. Труд - источник богатства. Все материальные блага и услуги являются результатом труда человека. Еще древние понимали особую роль труда. Например, известны слова Горация: "Смертным ничего не дается без большого труда" (рис. 2.1.2).

Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологии и организации производства. Технология отражает техническую сторону производства и представляет собой способ воздействия человека на предметы труда, основанный на использовании механических, физических, химических свойств средств производства. Организация производства обеспечивает единство, взаимодействие всех работников, участвующих в производстве, связанных между собой разделением труда, а также организацию использования рабочей силы и средств производства. Через такие формы, как специализация, комбинирование, кооперация, концентрация производства и т. д. развивается взаимосвязь производства по отраслевому и территориальному направлениям. Совершенствование сложной и гибкой системы организационных связей является важным условием экономического роста.

Общественный характер производства, что дает основание для существования понятия "общественное производство", объясняется тем, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе в системе общественного разделения труда и специализации.

Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что означает специализацию в производстве тех или иных благ.

Именно в силу организации, кооперирования и разделения труда производство носит общественный характер. Поскольку производство всегда носит общественный характер, люди независимо от их воли и сознания вступают в нем в определенные отношения друг с другом и не только по системной организации факторов производства, но и по общественной форме участия в нем и характеру присвоения его результатов.

Сегодня серьезно возрастает значение энергии и информации. До недавнего времени основной двигательной силой и главным источником энергии, применяемой в производстве, были механические и особенно электрические двигатели. В 1924 г. в Лондоне на Международной энергетической конференции немецкий физик О. Винер подсчитал, что механические двигатели всего мира в то время, когда на земле проживало не более 2 млрд, человек, заменяли труд приблизительно 12 млрд, человек. C тех пор мощность механических двигателей на земном шаре значительно возросла, стали использоваться более мощные источники энергии, такие как атомная, внутриядерная, лазерная, энергия химических процессов и др. Подсчитано, что к концу XXI в.

атомные электростанции будут давать до 45% всей электроэнергии мира. Огромное значение сегодня играет информация, которая выступает условием работы современной системы машин, включающей в свой состав управляющее устройство, и условиям повышения качества, квалификации рабочей силы, а также необходимой предпосылкой успешной организации самого процесса производства.

Соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности человека выражается в следующем.

Производство - исходный пункт хозяйственной деятельности, потребление - конечный пункт, распределение и обмен, опосредствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством - появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, а оказывают активное обратное воздействие на производство. В самом общем виде, согласно принятым методам учета, структура общественного производства может быть представлена следующим образом (рис. 2.1.3).

В материальное производство, согласно официальной статистике, входят отрасли и предприятия, где производятся материальные блага: это промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, а также отрасли, оказывающие материальные услуги: транспорт, связь, коммунальное и личное подсобное хозяйство. Такое решение вопроса далеко не бесспорно, и в экономической литературе высказываются позиции, отрицающие правомерность отнесения отраслей народного хозяйства, представляющих сферу обращения (т. е. торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки) к материальному производству на том основании, что их главная функция - купля-продажа не создает нового продукта и не увеличивает стоимость товара.

От сферы материального производства следует отличать непроизводственную сферу, или сферу нематериального производства. К ней относятся: здравоохранение, просвещение, наука (дискуссионно), культура, искусство, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию, спорт и т. д.

Труд, затрачиваемый в сфере материального производства и создающий материальные блага, выступает как труд производительный.

Непроизводительный труд - это труд, не участвующий в создании материальных благ.

Производительный и непроизводительный труд является общественно полезным трудом, необходимым для развития общества, воздействующим на повышение эффективности совокупного общественного продукта труда.

Общественно полезными могут быть не только вещи, материальные блага, но и услуги материального (ремонт, транспорт, хранение) и нематериального характера (услуги образования, здравоохранения, культуры, быта). Производственные потребности удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами. Совокупность всех услуг образует сферу услуг.

Производственные и личные услуги - это составная часть общественного продукта, а труд, затрачиваемый на их производство, выступает как часть производительного, общественно полезного труда.

HTP обусловила быстрое развитие сферы обслуживания, которая не создает самостоятельного материального продукта, но выполняет важные общественные функции. К этой сфере относятся производственная и социальная инфраструктуры.

Для современного воспроизводства существенную роль играет также сфера военной техники. Кроме того, в некоторых странах (с моноспециализацией - например, нефть) выделяют и нулевое подразделение - добычу нефти.

Минимально допустимым для общественного воспроизводства является наличие в воспроизводстве двух подразделений: Iu II. I - это производство средств производства, II - производство предметов потребления. Такое деление обусловлено тем, что средства производства и предметы потребления выполняют существенно различные функции в процессе воспроизводства. Если первые служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, то вторые - для воспроизводства личного фактора производства.

Все вышеизложенные процессы осуществляются при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение о среде человеческого хозяйства различает естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во-первых, природой; во-вторых, общественной организацией.

Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, количество населения, качество питания, жилища, одежды и т. д. Мы уже знаем, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, известно, что площадь земного шара равна 510,2 млн. кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря. При этом различны почвенные условия земной коры, ограничен объем полезных ископаемых, разнообразна флора и фауна (леса, пушнина и т. д.) - все это обусловливает определенные условия хозяйствования.

Разнообразны и климатические условия жизнедеятельности людей. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный - 38,5, холодный - 12,2%.Климат обусловливает продолжительность и результативность сельскохозяйственных работ. Так, продолжительность сельхозработ в Европе колеблется от 11 до 4 месяцев (в России - 4 месяца, в Германии - 7, Южной Англии - 11 месяцев). Продолжительность определяет и время замерзания судоходных рек, что непременно сказывается на результатах хозяйственной деятельности (Волга замерзает на 150 дней, Рейн - на 26 дней, а реки Архангельской области - на 200 дней). По расчетам Гумбольта, поле бананов, произрастающих в южных широтах, может прокормить в 133 раза больше людей, чем равное по размерам поле пшеницы. На урожайность влияет и количество осадков. Так, в Тульской области сравнительно сухой климат (не более 200 мм дождей), в дождливые годы урожайность повышается почти в 1,5 раза. Наиболее благоприятными для хозяйственной деятельности считаются регионы со средними осадками (от 250 до 1000 мм), к ним относятся: Центральная и Западная Европа, Восточный Китай, восточная половина США.

Весьма существенную роль при достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кон- дии существовал закон, по которому отбирались молодые люди обоего пола, отличавшиеся красотой и силой. Их принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить "породу" людей. Наука сегодня, безусловно, признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психические качества, не только здоровье, но и болезни (диабет, артрит, рак, склероз, эпилепсия, истерия и др.). Бедность, сопряженная с плохим питанием, дурные гигиенические условия отражаются не только на росте смертности и заболеваний настоящего, но и будущего поколения. Очень важно помнить, что все реформы по улучшению положения населения оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.

C позиции современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом. Мысль о жизни и жизнедеятельности людей как космическом явлении существовала уже давно. В конце XVII в. голландский ученый X. Гюйгенс в своей работе "Космотеорос" отмечал, что жизнь это космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера -это новое явление на Земле. В ней человек впервые становится крупнейшей геологической силой, ибо он своим трудом и мыслью может коренным образом перестраивать свою жизнь, менять условия жизнедеятельности по сравнению с прошлым. Мощь человека на Земле, согласно этому учению, связана не с его материей, а с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом - его трудом.

Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все они неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием с окружающей их материально - энергетической средой. Вне нее в природных условиях они существовать и тем более заниматься хозяйственной деятельностью не могут. Материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на жизнедеятельность людей, а земное (результаты этой жизнедеятельности) уходит в космическое пространство, так называемое "дыхание Земли". Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельности на Земле. Усиление сознания, мысли в хозяйственной деятельности людей, создание форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведут к новому состоянию биосферы - ноосфере (царству человеческого разума).

Биологическое единство и равенство всех людей - это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а хозяйственной жизни - принципа социальной несправедливости закономерно и неизбежно. Идти же безнаказанно против выводов науки нельзя. Именно это и обусловливает неизбежность реформ в хозяйственной деятельности.

В XXI в. человечество своей жизнедеятельностью становится единым целым, ибо сегодня нет ни одного уголка Земли, где бы человек не мог бы жить и работать, возросла связь, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ, информации и т. д. Все это благодаря технике, созданной умом человека. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами являются глобальные общечеловеческие.

Важность и значение естественней среды хозяйственной деятельности безусловны, но не следует преувеличивать их влияние, ибо человек так хитро создан, что его организм приспосабливается к тем или иным условиям, развиваются знания людей о свойствах материалов, умение ими пользоваться на основе развития науки и техники, роста уровня социальной культуры, которые могут облегчать или затруднять их борьбу с природой.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основным из которых являются отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое отражение на результативности хозяйствования. Адам Смит писал, что "человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, как есть побольше и работать поменьше". Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования "посткоммунистических" стран, где до недавнего времени преобладала "ничейная" общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Существенное влияние на условия хозяйственной деятельности оказывают различного рода государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие улучшения условий труда. Замена абсолютно бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы "очищает" социальную атмосферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чувства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициативу, деловой размах, а у наемных рабочих поднимает чувство собственного достоинства, приучает к последовательному и настойчивому, хотя и более спокойному и корректному, отстаиванию своих интересов.

Отношения собственности порождают дифференциацию производителей, появляются бедные и богатые. Воспитание, образование и средняя продолжительность жизни в этих социальных группах различны. Воспитание же и образование, содействуя физическому и умственному развитию, улучшают организм человека, делают его более способным к труду и отражаются на наследственности. Поэтому, учась в вузах, Вы, уважаемые студенты, приносите пользу не только себе, но и своим детям, внукам, потомкам! Французский физиолог Флоренс утверждал, что при благоприятных условиях человек в конце XIX в. мог прожить 100 лет, средняя же продолжительность жизни тогда составляла 40 лет (для сравнения: сегодня во Франции - 76 лет, в России - 69,5 лет). Французский доктор Дипсон показал, что средняя продолжительность жизни богатых в конце XIX в. составляла 57 лет, а бедных - 37 лет.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: "Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих". У евреев кроме дня субботнего был еще и субботний год (каждый седьмой и юбилейный 50-летний). В это время повелевалось прощать долги под страхом великих наказаний.

В период появления капитализма рабочий день составлял 15, 16, 17 и более часов в сутки. Сегодня наши фермеры трудятся столько же.

Стремление к "неразумному" увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня. Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только известное, определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов, отдыхать 8 часов. Если эти границы превышаются, то человек сокращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти. Чрезмерное физическое напряжение вызывает расширение легочной ткани, большие вены придавливаются, к сердцу поступает меньше крови, увеличивается кровяное давление, сильные сердцебиения, расстройство печени, селезенки. Продолжительное сидячее положение с наклоном туловища вперед ведет к расстройству кровообращения в груди, брюшной полости, вызывает затруднение дыхания, неправильность пищеварения, геморрой, судороги, боли в желудке и т. д., не менее вредно и постоянное стояние во время работы.

Таким образом, поведение "экономического человека" определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов в том, что первые проявляются через деятельность людей, которые определяются сознанием, проявляются обычно в среднем как тенденции и носят (большинство из них) исторически переходящий характер.

1. Понятие производства. Материальное и нематериальное производство. Продукт труда, его виды

2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов

и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

Альтернативная стоимость.

Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей

необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы это сово-

купность всех необходимых условий, используемых при создании

благ; это возможности, которыми обладает и которые применя-

ет общество в конечном счете для удовлетворения своих потреб-

ностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые ,

воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выде-

ляют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограничен-

ности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и

ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностя-

ми в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производ-

ства – средства и предметы труда) (схема 2.4).

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают фор -

му факторов производства. Существует такие факторы произ-

водства , как труд , земля, капитал, предпринимательская спо-

и информация (схема 2.5).

Процесс труда сознательная целесообразная деятельность

человека, направленная на преобразование вещества природы ради

удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связа-

но с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая

сила – это способность человека к труду, совокупность физических

и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудо-

вой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три

понятия характеризуют труд как фактор производства.

Капитал как фактор производства – это средства производ-

ства , используемые в процессе производства. Они включают пред-

меты и средства труда. Средства труда – это вещь или комплекс

вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Сред-

ства труда включают в себя орудия труда , то, чем человек непосред-

ственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование,

инструменты). Второй элемент средств труда – материальные усло-

вия труда (здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости

(цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и го-

товой продукции.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, или

то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя

предметы труда, данные природой (земля и полезные ископаемые),

и сырье (предметы, подвергшиеся обработке человеком и предна-

значенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь,

делится на готовую продукцию (годную к конечному потреблению

и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрика-

ты (предметы труда, для конечного потребления обязательно тре-

бующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны,

пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.

Предпринимательская способность – это способность челове-

ка заниматься предпринимательской деятельностью. Предприни-

мательская способность включает в себя такие характерные черты:

идти на риск собственным капиталом; способность соединить во-

едино факторы производства; принимать решения и нести за них

ответственность; всегда быть в творческом поиске.

Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.

Огра ниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все

субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди,

и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относитель-

ный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество

ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была ве-

личина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все

неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности

ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав

один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться

от других, альтернативных вариантов его использования. Альтер-

нативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант

использования ограниченного ресурса, от которого пришлось от-

казаться .

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производ-

ственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производствен-

ных возможностей это геометрическое место точек (E, L, M,

F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов

максимального производства двух товаров при полном использо-

вании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увели-

чения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо

уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый

вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем

увеличении производства одного товара надо отказываться все от

большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый

при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С

характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда су-

ществует хроническая недогрузка производственных мощностей, без-

работица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изме-

нится, кривая производственных возможностей может сместиться

влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличива-

ется (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи

полезных ископаемых), кривая производственных возможно стей

сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.

В случае сокращения численности применяемых ресурсов в резуль-

тате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей

полезных ископаемых кривая производственных возможностей

сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов про-

изводства.

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удов-

летворять свои потребности, для чего необходимы определенные

ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлет-

ворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всег-

да стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов пос-

вящена данная тема.

Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности

следует отличать от желаний. Существуют классификации потребно-

стей по различным признакам. По степени первоочередности удов-

летворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах

питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, ме-

дицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме по требности

разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные

(книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По призна-

ку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые

(в продуктах питания, предметах потребления длительного пользо-

вания) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точ-

ки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (от-

дельного человека), коллективные (группы людей, предприятия)

и общественные (потребности общества в целом в общественных

товарах – музеях, парках, маяках). По направленности потреб-

ности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах

по требления) и производственные (потребности предприятий в

сред ствах производства), Предметы потребления – это блага, ко-

торые используются физическими лицами для удовлетворения их

личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, пред-

меты по требления длительного пользования). Средства произ-

водства – это совокупность средств труда (машин, оборудования,

с помощью которых происходит производство благ) и предметов

труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средс-

тва производства потребляют предприятия (фирмы) в процес-

се производства благ. По положению в иерар хической системе

потребности подразделяют на абсолютные, действительные, по-

тенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности

(высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний

побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в

одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяже-

нии всей истории существования человечества. Действительные

потребности (второй уровень) имеют относительный характер

и от ображают объективную, то есть сознательно осмысленную,

потребность человека в конкретных потребительских благах

(предметах потребления и услугах), необходимых для расширен-

ного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития

личности. Они характе ризуют общие потенциальные возмож-

ности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут

быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися воз-

можностями производства и социальными условиями. Платеже-

способные потребности (четвертый уровень) - это те потреб-

ности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлет-

ворены определенными объемами предложения товаров и услуг,

и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактичес-

кие потребности (самый низкий, пятый уровень) определяют-

ся объемом средств существования, который практически может

обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).

Наиболее распространенной в экономической литературе явля-

ется классификация потребностей по А. Маслоу (схема 2.2). Са-

мые низшие потребности – физиологические. Это базовые потреб-

ности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти

два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности

в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они

присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является

наивысшей.

Величина потребностей регулируется всеобщим экономичес-

ким законом возвышения потребностей (схема 2.3). В соответ-

ствии с этим законом величина и структура потребностей опреде-

ляется уровнем развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит

от уровня развития человека (его образования, квалификации, куль-

туры) и средств производства.

Величина потребностей также зависит от образования людей,

уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п.

В этом заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Она находит выражение в форме закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.
Способность каждой данной системы производственных отношений приспосабливаться к развитию производительных сил, не изменяя своих основополагающих характеристик, означает далее, что ни один способ производства не уходит с исторической сцены автоматически. Для устранения данного способа производства необходимы действия субъективных сил по перестройке системы производственных отношений, внеэкономическое вмешательство в механизм воспроизводства. Способ производства ликвидируется не поступательным развитием производительных сил, а субъективным действием отдельных социальных слоев и групп.
В переходные эпохи на базе имеющихся производительных сил может функционировать (хотя и с разной эффективностью) каждая из сменяющихся систем производственных отношений. Это также свидетельствует о некоторой самостоятельности последних.
Диалектическое единство производительных сил и производственных отношений противоречиво. Каждая из его сторон предполагает другую в качестве условия своего существования, и в то же время наталкивается на ограничения, идущие от нее. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями является одним из важнейших противоречий данного способа производства.
Реально в способах производства производственные отношения почти всегда в разной степени отстают, противоречат уровню и характеру развития производительных сил. Основная причина инертности, консервативности производственных отношений заключена в том, что экономически и политически господствующий социальный слой не желает изменять существующие производственные отношения, которые отвечают их экономическим интересам и гарантируют политическое господство. Результат отставания производственных отношений, особенно долговременного, всегда выражается в снижении уровня производительности труда, темпов развития экономики и уровня жизни большей части населения.
Если несоответствия производительных сил и производственных отношений незначительны, то они преодолеваются совершенствованием организационно-экономических и социально-экономических отношений в пределах существующего способа производства или в пределах переходной экономики, путем реформ. Если же противоречия экономических интересов социальных групп общества крайне обострены, антагонистичны, то требуется качественное изменение производственных отношений, и, прежде всего, социально-экономических, путем революций, что знаменует переходы к новым способам производства.
Способ производства, как единство противоречиво взаимодействующих и взаимообусловливающих двух сторон – производительных сил и производственных отношений, не исчерпывает полной характеристики реального общества. Движущими силами экономического прогресса является не только экономический базис (производственные отношения в единстве с производительными силами). Активную роль в экономическом прогрессе играет и субъективная надстройка, которая возвышается над экономическим базисом. В ее состав входят идеологические, политические, юридические, религиозные, нравственные и иные отношения и соответствующие этим отношениям институты: партии, государство, право, церковь, мораль и т. д. Надстройка и способ производства образуют общественно-экономическую формацию.
Материал, изложенный в данном вопросе, может быть подытожен следующей схемой (см. рис. 3.1).

Структура общественно-экономической формации

Рис. 3.1

3.4. Процесс труда и процесс производства. Результаты общественного производства. Экономические блага и их классификация

Экономическая теория изучает экономические отношения, складывающиеся в каждой фазе воспроизводства, т. е. отношения производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. В этой главе будут рассмотрены отношения производства.
Создание материальных благ представляет решающую сферу деятельности людей. Отношения, складывающиеся в процессе производства, определяют характер отношений распределения, обмена и потребления материальных благ.
Что же такое процесс производства?
Производство – это процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.
Всякий процесс производства есть, прежде всего, процесс труда. Основными элементами процесса производства являются:
1) сам труд как сознательная целенаправленная человеческая деятельность;
2) предметы труда, т. е. все то, на что направлена деятельность человека;
3) средства труда, т. е. все то, чем человек воздействует на предмет труда. В их составе выделяется, прежде всего, активная часть – орудия труда (машины, механизмы, инструменты), при помощи которых человек преобразует предметы труда, приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей;
Однако процесс производства понятие более широкое, чем процесс труда. Кроме процесса труда, оно включает в себя организационные и технологические перерывы. Их характеристика приводится в главе 12 учебника.
Производство имеет две взаимосвязанные стороны:
1) отношение людей к природе, в котором люди видоизменяют вещество природы для удовлетворения своих потребностей. Господство человека над природой характеризуется уровнем развития производительных сил и, прежде всего, средств производства (лук, лопата, соха, паровые машины, электричество, электронная техника). В этом отражается материальное содержание производства, его техническая сторона;
2) отношение людей друг к другу в процессе производства, или взаимоотношения людей в процессе производства. Это есть не что иное, как производственные отношения людей, центральное место среди которых занимают отношения собственности. Это есть общественная сторона, общественная форма производства. Общественная форма производства всегда имеет определенный исторический тип, определенное социально-экономическое содержание. Это содержание определяется типом собственности. Поэтому принято говорить о производстве первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, высокоассоциированном.
Экономическая теория как раз и изучает общественную форму производства. Люди участвуют в производстве не в одиночку, а коллективно, сообща. Поэтому производство всегда является общественным.
Процесс производства – это деятельность людей по непосредственному созданию материальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.
Экономическая теория рассматривает производство в узком и широком смысле. В узком смысле производство – это процесс создания материальных благ в течение данного периода времени. Производство в широком смысле, взятое как непрерывно возобновляющийся процесс, выступает как общественное воспроизводство и включает также распределение, обмен и потребление созданного продукта. Во взаимосвязи этих фаз воспроизводства примат принадлежит производству. Оно создает продукт потребления и формирует потребности общества.
Различают материальное и нематериальное производство. Первое включает отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование, наука, искусство и т. д.). Это два взаимосвязанных вида производства, причем одно без другого существовать не может. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества.
Также необходимо различать производительный и непроизводительный труд. Производительный труд – это труд непосредственно участвовавший в создании натурально-вещественной формы общественного богатства, совокупного общественного продукта, национального дохода (труд в сфере материального производства, труд, который создает прибавочную стоимость). Непроизводительный труд – это труд, затраченный в сфере деятельности, где не создаются потребительные стоимости, а, следовательно, и общественное богатство. Это такой труд, который не принимает участия в создании прибавочной стоимости, труд в сфере нематериального производства.
Всякое производство имеет свои особенные формы. Среди исследователей нет единства воззрений на эту проблему. Все зависит от того, какие классификационные признаки принимаются за основу при определении социальных форм производства. Если за основу классификации принять этапы и уровень развития производительных сил, то на основе такого критерия выделяются следующие формы производства:
– доиндустриальное производство, где преобладает сельское хозяйство и ручной труд;
– индустриальное производство, где преобладает крупное механизированное промышленное производство;
– постиндустриальное производство (технотронное), где преобладает сфера услуг, наука, образование, информационные системы.
Формационный подход К. Маркса предполагает выделение первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического производства.
В основу формационной классификации общественного производства заложен классовый подход к анализу его содержания и целей. В соответствии с марксистской трактовкой, целью капиталистического производства выступает получение прибавочной стоимости за счет усиленной эксплуатации работников.
Цель производства постиндустриального (технотронного) общества заключена в обеспечении экономического роста, обеспечении занятости, стабилизации уровня цен, справедливом распределении доходов, экономическом обеспечении малоимущих слоев населения.
Процесс производства одномоментно предполагает и процесс потребления. Более того, можно сказать, что производство – это процесс создания материальных благ и услуг и потребления их как факторов. Продукт как результат одного производства потребляется в последующем производственном процессе, образуя объем так называемого производственного потребления. Учитывая неразрывную связь производства и потребления, можно сказать, что и продукт есть результат динамики и взаимопроникновения двух этих явлений.
Итак, производство – это процесс. Как и любой другой процесс, он имеет и начало, и конец. В самом начале производственного процесса производитель имеет, с одной стороны, подготовленные ресурсы, с другой стороны – готовый продукт как цель, которую нужно достичь. Ясно, что если есть цель, но нет ресурсов или, наоборот, ресурсы есть, но не ясно, на что их использовать – процесс производства не начнется.
Результатом общественного производства является созданный продукт, или совокупность потребительных стоимостей. Масса этих продуктов, произведенных за определенный период времени, образует совокупный общественный продукт.
По натурально-вещественной форме и экономическому назначению совокупный общественный продукт состоит из двух частей
– средств производства и предметов потребления. Все отрасли макроэкономики, производящие средства производства, объединяются в I подразделение, а отрасли, производящие предметы потребления, образуют II подразделение общественного производства.
Деление совокупного общественного продукта на продукцию I и II подразделений осуществляется в соответствии с экономическим назначением создаваемых материальных благ, с фактическим использованием продукции. Так, например, если молоко спаивается теленку, то оно представляет средство производства и относится к продукции I подразделения. Если же молоко поступает в потребление людям, то оно уже представляет предмет потребления и относится к продукции II подразделения.
Продукт – это полезная вещь или услуга, идущая на воспроизводство факторов производства. Как результат человеческого труда, хозяйственной деятельности он становится экономическим продуктом. Экономический продукт, представленный в натурально-вещественной форме, выступает как материальный продукт, а в духовной, информационной форме – как интеллектуальный продукт или продукт, полученный в результате выполненных работ и услуг.
Работами в экономике называют трудовую деятельность, само существование которой рассматривается как продукт, как полезный и нужный результат (эффект) деятельности, подлежащий оценке и оплате. Так, строительные, ремонтные, монтажные, уборочные работы воплощают не только определенный вид деятельности, но и ее продукт.
Услуги – один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества существующих вещей (ремонт, реставрирование, обучение, лечение и т. п.).
Различают индивидуальный и общественный продукт. Индивидуальный продукт – это результат труда отдельного работника, представляемый одному лицу. Индивидуальный продукт обладает свойствами исключительности или конкурентоспособности (например, одежда, обувь, лечение и т. п.).
Общественный продукт – это результат труда совокупного работника, представляемый гражданам на равных началах. Такие продукты или услуги не могут быть присвоены отдельными лицами без предоставления их другим лицам (например, бесплатное образование, общественное посещение парков, музеев и т. п.).
В современной экономической литературе все чаще для характеристики созданного продукта используется термин «благо». Благами называется совокупность вещей, предметов, услуг, удовлетворяющих потребности людей.
Блага и потребности взаимосвязаны между собой. Чем больше создано в стране благ, тем выше уровень благосостояния людей, т. е. степень обеспеченности граждан товарами, услугами, условиями жизни, необходимыми для удовлетворения их потребностей. В то же время потребности определяют, какие блага и в каком количестве необходимо производить, чтобы удовлетворять спрос на них.
Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т. е. труда совершаемого при средних общественно нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.
Блага можно классифицировать по различным критериям:
1) по происхождению:
– природные блага естественного происхождения. Эти блага могут быть усвоены без каких-либо усилий. Они находятся в среде человеческого обитания и пригодны к употреблению без переработки (воздух, вода и все другие природные ресурсы);
– экономические блага, созданные обществом. Изготовление данных благ совершается в процессе производства. Эти производимые блага называются экономическими. Именно они являются продуктом общественного производства;
2) по роли в потреблении блага делятся на:
– предметы первой необходимости (пища, одежда, жилье);
– предметы не первой необходимости (роскоши). Это изделия из драгоценных металлов, картины, яхты и т. п.;
3) по характеру потребления:
– прямые (потребительские) – удовлетворяющие потребности населения в предметах потребления (продукты питания, одежда, обувь и т. д.);
– косвенные (производственные), удовлетворяющие потребности предприятий в средствах производства. Они называются косвенными, так как удовлетворяют потребности людей опосредствованно, через создание потребительских благ (машины, оборудование, сырье, помещение и т. д.);
4) в зависимости от количества потребителей, пользующихся благами:
– частные (индивидуальные). К ним относятся блага, которыми пользуются отдельные потребители;
– общественные, потребляемые населением совместно;
5) по содержанию:
– материальные блага, представленные в натурально-вещественной форме (предметы личного потребления, средства для производства различных благ);
– духовные блага, представленные в информационной форме, в виде интеллектуальных работ и услуг;
6) по времени использования:
– настоящие блага, находящиеся в непосредственном распоряжении субъектов хозяйствования в каждый данный момент;
– будущие блага, которыми хозяйствующий субъект будет распоряжаться в будущем (в перспективе);
7) по продолжительности использования:
– блага многоразового использования, предназначенные для удовлетворения как потребительских, так производственных потребностей (книги, бытовая техника, оборудование для производства и т. д.);
– блага одноразового потребления, удовлетворяющие потребительские и производственные потребности (продукты питания, сырье для производства различных предметов и др.);
8) по взаимосвязи и схожести:
– взаимодополняемые блага, которые своими свойствами взаимосвязаны и дополняют друг друга при удовлетворении каких-либо потребностей людей (стол и стул, видеомагнитофон и телевизор, магнитная лента и аппарат для последующего воспроизведения телеизображения и др.);
– взаимозаменяемые блага (субституты), которые схожи по своим свойствам и функциям и могут удовлетворить одну и ту же потребность (чай и кофе, услуга по перевозке людей и груза,
выполняемая различными видами транспорта – поезд, автомобиль, самолет и т. д.).
Являясь благом, услуги также имеют свою специфическую классификацию. В статистике принята следующая классификация услуг: бытовые услуги (по направлениям), услуги связи, культуры, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здравоохранения и образования, правового характера, финансово-кредитной системы, учреждений физической культуры и спорта.
Интересно раскрыть сущность, взаимосвязь и проблемы эффективного предоставления общественных и частных благ.
Что такое «общественное благо»? Каков критерий причисления благ к разряду «общественных»? У общественных благ имеется в наличии две характерные черты – неконкурентности в потреблении и неприсвояемости. Необходимо остановиться на содержании понятий «неконкурентность в потреблении» и «неприсвояемость».
Отсутствие конкуренции (неконкурентность) в потреблении, или, в иной терминологии, неделимость в потреблении, означает следующее: в отличие от потребления блага частного потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает возможностей его потребления другими, т. е., поступив в обращение, благо уже не покидает его. На языке предельного анализа эта черта определяется следующим образом: коль скоро общественное благо произведено и поступило в потребление, предельные издержки обеспечения доступа к нему еще одного, добавочного потребителя равны нулю.
Неприсвояемость, или, в иной терминологии, неисключимость из потребления, означает, что воспрепятствовать потреблению такого блага лицам, не желающим платить за него, невозможно или запретительно дорого.
В реальной действительности блага могут обладать этими свойствами в разной степени и различных сочетаниях, что иллюстрирует приведенная ниже таблица, содержащая примеры типологии частных и общественных благ (табл. З.1.).
Большинство благ – частные, они обладают и конкурентностью в потреблении, и присвояемостью. Некоторые блага, являющиеся одновременно и неконкурентными в потреблении, и неприсво-яемыми, относятся к чистым общественным благам (классический пример – национальная оборона). Что же касается благ со «смешанными» признаками, у которых неконкурентность в потреблении сочетается с присвояемостью и, наоборот, конкурентность в потреблении – с неприсвояемостью, их место в типологии «блага частные – блага общественные» зависит от избранного критерия.

Таблица 3.1
Некоторые примеры типологии частных и общественных благ


Общественные блага можно подразделить на потребляемые по выбору и без выбора, т. е. обязательно. К первым относятся блага, которые индивиды могут потреблять в любом количестве в пределах произведенного выпуска, в том числе и в нулевом, а ко вторым благам – блага, потребляемые всеми жителями страны в количестве, равном произведенному выпуску. Примером благ первого типа является радио и телевещание, благо второго типа – национальная оборона. Блага первого типа могут быть как при-свояемыми, так и неприсвояемыми, блага второго типа – неприсвояемые.
Эффективное (или общественно-эффективное) предоставление благ в неоклассической микроэкономической теории подразумевает Паретооптимальность, т. е. такое размещение ресурсов в экономике, при котором невозможно повысить благосостояние любого лица без снижения благосостояния другого (других). Каково условие Паретоэффективного предоставления общественных благ? Отличается ли оно от соответствующего условия для благ частных? Может ли рыночный механизм обеспечивать эффективное предоставление общественных благ? Каковы реальные формы их предоставления?
Необходимое условие эффективного предоставления общественных благ состоит в следующем: совокупная готовность членов общества платить за предоставляемое количество блага должна равняться суммарным предельным издержкам производства.

3.5. Производственные ресурсы и факторы производства, их редкость(ограниченность)

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Эти отношения представлены производственными ресурсами. В экономической теории понятием «ресурсы» обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ, а также услуг.
Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (солнечная энергия, водные ресурсы, полезные ископаемые).
Материальные ресурсы представлены всеми средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда).
Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, т. е. населением в трудоспособном возрасте (существенное значение для характеристики трудовых ресурсов имеет их состав по возрасту, полу, квалификации, уровню образования, по мотивации к труду).
Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства. Их источниками являются инвестиционные средства, ценные бумаги, налоги, денежные сбережения, государственные займы.
Информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Технологические ресурсы представляют собой новые технологии, отражающие движение информации между работником и машиной, а также между электронными устройствами.
Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.
Производственные (экономические) ресурсы ограничены, их меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей при данном уровне общественного развития. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Необходимо различать абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная – для материальных, финансовых, информационных и технологических ресурсов.
Потребности стимулируют развитие производства. Возросший экономический потенциал общества позволяет преодолеть ограниченность факторов производства по отношению к прошлым потребностям. Понятие ограниченности, редкости ресурсов отражает то объективное обстоятельство, что при данном уровне и темпах экономического развития увеличение как отдельного фактора производства, так и их совокупности имеет предел.
Ограниченность, редкость факторов производства приводит к одновременному использованию, как передовых, так и устаревших видов техники и технологий, выполняющих одну и ту же производственную функцию. Хорошо понятно, что возможности экономического роста зависят от имеющихся факторов и их сочетания. Отсюда вытекает ряд принципов, позволяющих в известных пределах преодолевать дефицитность факторов производства. К ним относятся: взаимозаменяемость и взаимозамещение одних факторов другими, минимизация издержек производства, обеспечение предельной доходности любого фактора производства, достижение экономического равновесия, когда предельные издержки равны предельному доходу.

Постоянное воспроизводство материальных благ есть непременное условие существования общества. Прежде чем учиться, заниматься наукой, политикой, искусством, люди должны есть, иметь жилища, одеваться, а для этого постоянно производить необходимые материальные блага. Понятие «способ производства» отражает существование материального производства в исторически конкретных формах (первобытнообщинный, рабовладельческий).

Способ производства материальных благ представляет собой единство двух его сторон; производительных сил и производственных отношений .

Элементами производительных сил выступают, прежде всего, люди (активный субъект труда) Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.

-Отсюда первой созидающей силой является труд.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабливают предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

-Второй фактор (вещественный) - средства труда.(материальные вещи, с помощью которых люди создают блага).
-Третий фактор (вещественный) - предметы труда . (вещь или совокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда.)

Чтобы все факторы привести в движение, требуется найти правильные соотношения между всеми вещественными элементами производства и численностью работников. Эту задачу решает технология, определяющая способы переработки природных и иных веществ и получения готовых продуктов.
В 20 веке во всем мире особенно остро осознается ограниченность производственных факторов по сравнению со сложившимся и возрастающем уровнем потребностей. Возникает задача: как можно эффективнее использовать производственный потенциал общества, т.е. добиваться наибольшего удовлетворения потребностей при наименьшем и рациональном расходовании ресурсов

Производственные отношения представляют собой отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения и обмена.
Экономические связи между людьми многообразны.

выделяется два типа этих связей: отношения собственности (соответствующие им социально- экономические отношения между людьми) и организационно -экономические отношения.
Отношения собственности - это связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества по присвоению факторов и результатов производства. Решающее положение в экономике принадлежало в прошлом, и принадлежит сейчас тем, кому достаются предприятия и все. что на них изготавливается. Человек, будучи хозяином, получает прибыль после реализации производственной продукции, наемный же рабочий - только заработную плату
Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности людей.
При этом решаются организационные задачи:
1) как разделить людей для выполнения отдельных видов работ и объединить всех занятых на предприятии под единым началом для выполнения общей цели;
2) каким способом вести хозяйственную деятельность;
3) кто и как будет управлять производственной деятельностью людей.
В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида
1) разделение труда и производства


2) организация хозяйственной деятельности в определенных формах.
3) управление экономикой

Основные типы экономических отношений сильно отличаются друг от друга.
Так, социально-экономические отношения являются специфическими они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (напр, первобытнообщинному, рабовладельческому) Поэтому они имеют исторически переходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой.
В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. (в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, предприятия сферы услуг), а также общие достижения научной организации труда и управления.)
Рассматривать производительные силы и производственные отношения отдельно друг oт друга можно только условно. В реальной же действительности они существуют как единое целое. Человек является главной фигурой и производительных сил. и производственных отношений.
Связь между сторонами производства выражается законом соответствия производственных отношений. Рассматривая данный закон, необходимо учитывать следующее:
- производительные силы и производственные отношения выступают как своеобразное содержание и форма способа производства и могут функционировать в единстве;
- производительные силы являются наиболее подвижным, революционным элементом и играют определяющую роль в изменении производственных отношений,
- производственные отношения обладают относительной самостоятельностью и активностью, предоставляя определенный простор производительным силам, создавая стимулы для развития производства с учетом интересов людей;
- взаимодействие производительных сил и производственных отношений носит противоречивый характер.
В результате непрерывного развития производительных сил периодически между ними и элементами производственных отношений возникает несоответствие, требующее их замены. Процесс этот может осуществляться либо путем реформ, либо с помощью революционных преобразований.