Главная · Изжога и отрыжка · Психофизиологические основы безопасности труда. Качества личности, обуславливающие психологическую безопасность Виды и условия трудовой деятельности человека

Психофизиологические основы безопасности труда. Качества личности, обуславливающие психологическую безопасность Виды и условия трудовой деятельности человека

Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.

Психология - это наука, занимающаяся изучением психического отражения действительности в сознании человека. Она включает в себя ряд научных направлений, таких как психология труда, психология безопасности, инженерная психология и эргономика.

Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудовой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

  • · Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
  • · Психические свойства (качества личности) - это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.
  • · Психическое состояние человека - это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной, монотонной деятельности. Характерно снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущения скуки, потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может восстанавливаться лишь временно -- за счет особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия деятельности могут развиваться явления пресыщения психического.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Базируются на физиологии и психологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и другое. Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека. Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60-90% случаев) в зависимости от вида трудовой деятельности. Часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека.

Авторы первых работ по психологии труда разделяли идеи Анри Сен-Симон в том, что на смену «руководству людьми» придет «управление вещами» и были убежденны, что любой конфликт можно разрешить путем рациональной организации труда и высоких заработков. Такой подход прослеживается в работах американского ученого Ф.Тейлора, которого считаю основателем школы «научной организации труда». Ф.Тейлор провел ряд исследований организации труда и видел свою задачу в том, чтобы применить к изучению организации производства методы естественных наук. Его основополагающими принципами были экономия усилий (исключение из них движений) и специализация функций. Последователи Тейлора и его ученики Ф.Б.Джилберт и М.Л.Кук перенесли его методы в сферу администрирования.

Психические процессы.

Структура психической деятельности человека.

1 Психические процессы 2 Психические свойства 3 Психические состояния

1. Психические процессы составляют основы психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Они обеспечивают формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Психические процессы, определяющие безопасность человека: память (свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации; запоминание тесно связанно с запоминаниями. Психологами установлено, что в среднем за первые девять часов информация, которую помнит человек уменьшается на 65%, следовательно для того, чтобы восполнить утраченную информацию необходимо проходить инструктажи, обучение и другое), внимание (направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности. Безопасностью труда для привлечения внимания человека к опасностям используют различные средства: звуковые, зрительные, световые. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и другое.), восприятие (отражение в сознании человека предметов или явлений, при их воздействие на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам: в частности должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений и другое), мышление (процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан с следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаем).

Важную роль в обеспечении безопасности человека играет его характер, под которым понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для данной личности способах действия при определенных обстоятельствах, а также своеобразным отношением личности к этим обстоятельствам.

Представляют интерес следующие фак­торы: робость-смелость, нерешительность-решительность, ригид­ность-пластичность. Эти факторы тесно связаны с эмоционально-во­левой сферой. Характер учитывает­ся при профориентации и профотборе.

Определенное отношение к безопасной деятельности имеет тем­перамент. Соглас­но общепринятой дифференциации по темпераменту выделяются хо­лерики, меланхолики, флегматики и сангвиники.

Сангвиник - человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик - человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик - возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

Меланхолик - человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способ­ный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем дру­гие, отчего он быстрее устает.

В отличие от социально приоб­ретенного характера, темперамент обусловлен генетически.

Чем человек старше, тем в большей степени формирование харак­тера зависит от него самого.

На безопасность влияют психологические свойства, объединяемые понятием фобия (от греч.phobos - страх, боязнь), в частности:

агорафобия - боязнь открытого пространства и скопления людей;

акрофобия - страх высоты;

клаустрофобия - боязнь закрытых, тесных пространств;

пантофобия - боязнь всего вокруг, всего, что может произойти;

псевдофобия - боязнь, вызванная когда-то пережитыми события­ми; страх перед машинами после пережитой автокатастрофы, аварии; остающийся страх после несчастных случаев и др.

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, вы­полняющая функцию активного взаимодействия человека (как обла­дателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в кон­кретный момент и могут положительно или отрицательно сказывать­ся на течении всех психических процессов.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздей­ствия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опас­ности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г. Селье (1936) назвал стрессом.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как не­обходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных дейст­вий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содей­ствующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудно­стей и опасностей.

Было доказано, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать.

Это значит, что стресс оказывает положительное влия­ние на результаты труда (мобилизует организм и способствует преодолению возникших в труде препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипер­мобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов само­регуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда назы­вают дистрессом.

Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не пре­вышает определенного уровня, он способствует преодолению трудно­стей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организ­ма, и те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мо­билизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей. Нельзя до­пускать, чтобы на работе возникали длительные экстремальные си­туации: с ними можно смириться лишь как с исключительными слу­чаями.

Выделяют шесть групп производственных стрес­соров:

1) интенсивность работы;

2) давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа ит.п.);

3) изолированность рабочих мест и недостаточные межличност­ные контакты между рабочими (операторы современного предпри­ятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных по­мещениях);

4) однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);

5) недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию, тогда как необходи­мость действия возникает редко);

6) различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры ит. п.).

Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрез­мерным формам психического состояния, которые называются ди­стрессом или запредельными формами.

Можно выделить два типа запредельного психического напряже­ния - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, про­является рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойст­венные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют со­стояния приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

К психическим состояниям человека относят, главным образом, утомление, психическую напряженность, стресс, дистресс и особые состояния.

Утомление - это временное состояние органов или целого орга­низма, характеризующееся снижением работоспособности в резуль­тате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление.

Крайней формой утомления служит тяжелое утомление, грани­чащее с патологическими формами реакций на стимулы. При тяжелом утомлении человек совершает ошибочные действия, которые могут при­вести к несчастным случаям.

К наиболее распространенным психическим состояниям человека, приводящим к несчастным случаям, относят психическую напряжен­ность , то есть состояние повышенной психофизиологической активно­сти, и неадаптивность , вызванные экстремальными для данной лично­сти факторами и предвосхищением неблагоприятных для нее ситуаций. Длительная психическая напряженность может привести к стрессам.

Рассмотрим психические состояния по уровню напряжения , так как именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние. Это состояние психической активности - необходимое условие успешно­го выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочув­ствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное на­пряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекаю­щую в экстремальных условиях. Экстремальный режим - это работа в услови­ях, выходящих за пределы оптимума. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, относятся:

1) физиологический дискомфорт, то есть несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решения;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, то есть условия, при которых выполне­ние одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее вы­ражены в неблагоприятных условиях. К ним относятся:интеллектуальное напряжение, сенсорное напряжение, монотония, политония, физическое напряжение, эмоциональное напряжение, напряжение ожидания, мотивационное напряжение, утомление.

К психическим состояниям относится мотивация , которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, моти­вов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определенную структуру в виде иерархии мотивов. Одним из важных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление это­го мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.

Основные элементы теории мотивации психологии безопасности труда следующие: структура, сила мотивации, конфликт мотивов, уси­ление мотивов и др.

Т. Томашевский установил следующую пятизвенную мотивационную структуру: выгода, безопасность, удобства, удовлетворенность и нивелирование.

А. Маслоу предложил другую мотивационную структуру поведения: биологические мотивы, безопасность, привязанность и ласка, оценка и признание, актуализация творческих потенций.

В обеих структурах на втором месте находится мотив безопасности, что говорит о его важности.

Связь силы мотивов и трудности жизненных задач можно пред­ставить такой концептуальной альтернативной схемой: либо стрем­ление к успеху, например к заработку, либо избегание неудач и не­счастий, например травм.

Усиление мотивов установил Дж. Халл, связавший его с «гради­ентом цели», означающим, что с приближением к цели сила мотива увеличивается. Например, градиент выгоды зачастую оказывается больше градиента опасности при завершении работ.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности дея­тельности - риском, который означает либо действие, сопряженное с опасностью, либо действие в условиях неопределенности. Причинами рискованного поведения считаются выгода и опасность проигрыша.

Укажем на одну закономерность мотивации, которую исследовал американский психолог Дж. Аткинсон (1957). Он изучал, как влияет трудность задания на силу мотивации к его выполнению. Исследова­ние показало, что при выполнении простейших заданий, где вероят­ность успеха была близка к единице, мотивация была близка к нулю.

Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных зада­ний, где вероятность достижения цели была очень мала и надежд на успех почти не было. Наибольшая мотивация, как показали опыты Дж. Аткинсона, возникала к выполнению действий средней трудно­сти, когда имелось достаточно надежд на успех, но присутствовали и трудности, делающие такой успех привлекательным.

В том же исследовании было пока­зано, что характер связи между труд­ностью действия и силой мотива к его выполнению зависит от индиви­дуальных особенностей людей и, в ча­стности, от свойств нервной системы. Так, испытуемые, отличающиеся более слабой нервной системой, как прави­ло, были сильнее мотивированы на вы­полнение более простых действий, чем остальные. У таких людей максимум мотивации проявлялся в зада­чах где имелось больше надежды на успех. Испытуемые, отличающиеся бо­лее сильной нервной системой, напротив, стремились к выполнению действий такой степени трудности, которая превышала среднюю.

В этих опытах обнаружилась и такая любопытная связь: испытуе­мые более слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны к оценке их личностных качеств в об­щественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и не удается ее решить, то такая неудача их репутации не грозит. Нерешение же задачи средней сложности, а тем более про­стой, уже может служить свидетельством недостатка их индивидуаль­ных качеств. Боязнь проявления такой несостоятельности и толкает ино­гда данную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.

3. ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Наряду с утомлением и стрессом ученые выделяют особые психические состояния , включая пароксизмальные расстрой­ства сознания, изменения настроения; состояния, связанные с прие­мом психотропных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алко­гольных напитков ит.д.).

Пароксизмальные состояния характеризуются утратой сознания от нескольких секунд до нескольких минут, например абсанс. Причи­нами таких состояний служат заболевания, монотонный труд, работа в ночное время. Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей ав­тотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Практический опыт свидетельствует, что прием легких стимуля­торов (чая, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способ­ствовать повышению работоспособности на короткий период. Упо­требление транквилизаторов - препаратов, смягчающих психоэмо­циональные стрессовые состояния (эмоциотропные адаптогены - седуксен, элениум), представляет особую проблему. Оказывая выра­женное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препа­раты могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вы­зывать апатию и сонливость.

К числу постоянных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится упот­ребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека. Какова бы ни была степень опья­нения, любое, даже незначительное употребление алкоголя повы­шает подверженность опасности. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ве­дет к заторможенности и к снижению осторожности.

Не менее опасны аффективные состояния (аффект - взрыв эмо­ций), возникающие вследствие обид, оскорблений, профессиональ­ных неудач и бытовых конфликтов. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушитель­ные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к катего­рии с повышенным риском травматизации и не должны допускаться к ответственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны сле­дующие реакции.

1. Конфликт - реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновре­менно. Такая ситуация часто возникает в области безопасности, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со сво­ей безопасностью.

2. Поведение срыва - при повторяющихся неудачах или в чрезвы­чайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внеш­них потребностей. В этом случае у него также будут проявляться ре­акции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях на срыв.

3. Тревога (тревожное ожидание) - эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом способен определить объект или причи­ны своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опас­ного поступка.

4. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологиче­скому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функциональ­но страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуж­дает искать пути ее избегания.

Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опа­сения, боязнь, испуг, ужас).

Испуг - безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медлен­нее и дольше продолжается. Ужас - наиболее сильная степень эф­фекта страха и подавления страхом рассудка.

Паника - одна из форм страха. В этом случае страх до­стигает силы аффекта и способен навязывать стереотип поведения (бег­ство, оцепенение, защитная агрессия).

Рассматривая влияние панического состояния на движения чело­века, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:

1) действие не совершается, то есть паническое состояние приво­дит к полной закостенелости поступков; в обиходе о подобных случа­ях говорят: «он оцепенел», «остолбенел» от ужаса (либо от неожидан­ности);

2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации;

3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защит­ных движений, которые, однако, не соответствуют объективным тре­бованиям защиты;

4) человек продолжает выполнять автоматические действия без ка­ких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, име­ет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основны­ми механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция - нарастающее обоюдо-направленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наи­более важное свойство толпы - ее легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные дей­ствия и др.). Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.). В такой обстановке весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и труд­но поддающаяся управлению.

Массовая паника - один из видов поведения толпы. Психологи­чески характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки об­становки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совмест­ного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Человек нарушает требования безопасности по следующим при­чинам: 1) по незнанию этих требований;

2) по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;

3) в связи с неумением вы­полнить требования;

4) в связи с невозможностью выполнить требо­вания (по причинам, не зависящим от человека).

В психологической классификации причин возникновения опас­ных ситуаций и несчастных случаев выделяют три класса в соответст­вии с функциональными частями действий человека.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежела­нии выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, скло­нен к риску, отрицательно относится к трудовым или техническим рег-ламентациям, безопасный труд не стимулируется ит.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незна­нии правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм ит.д.), вследствие несоот­ветствия психических и физических возможностей человека требова­ниям работы.

Эта классификация предоставляет реальную возможность в соот­ветствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприя­тий в каждой части:

пропаганду и воспитание - для мотивационной части;

обучение, отработку навыков - для ориентировочной;

профот­бор, медицинское обследование - для исполнительной.

Обучение безопасному поведению происходит в форме передачи опыта, состоящего из знаний, умений и навыков.

Формирование навыка как элемента когнитивно-ориентировоч­ной части деятельности проходит в 4этапа:

1) ознакомительный,

2) подготовительный (аналитический),

3) стандартизирующий (син­тетический),

4) варьирующий (ситуативный).

На ознакомительном этапе происходит осмысление действий; на подготовительном - соз­нательное, но неумелое их выполнение; на синтетическом - автома­тизация действий и на ситуативном - пластичное приспособление действий к изменяющимся условиям.

Наибольшее число несчастных случаев отмечено на подготовитель­ном этапе. На синтетическом этапе происходит вторичный скачок числа несчастных случаев из-за излишней адаптации.

Таким образом, с учетом упражняемости можно выделить взамен указанных выше четырех этапов обучения три следующих:

1) перво­начальное овладение действиями,

2) уточнение и объединение дейст­вий и

3) закрепление действий вплоть до автоматизации.

Чтобы система «человек-производственная среда» функциониро­вала эффективно и не наносила ущерба здоровью человека, необходи­мо обеспечить совместимость характеристик среды и человека.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и т.д.

Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека и составляет важное, если не ключевое, звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека.

Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90% случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека и т. д.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния (рис. 1).

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) – это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности, как правило, устойчивы и постоянны.

Рис. 1. Структура психической деятельности человека

Психическое состояние человека – это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания, в том числе с производственной средой. Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность поведения во время производственного процесса.

Психические процессы, определяющие безопасность человека

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65%. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить переобучение, периодический инструктажи и т.д.

Внимание – это направленность сознания (фокусирование) человека на определенные объекты или действия, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания (концентрация), предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства – звуковые, зрительные, световые и т.д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т.д.

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмоции, настроение.

Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасности.

Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия – болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны – световом, цветовом, звуковом.

Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас – способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитывается при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиям. В состоянии аффекта , например, отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной реализации опасной ситуации – аварии или травмы.

Настроение – это общее и в то же время конкретное эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может также являться причиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, невнимательности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований техники безопасности должно всячески стимулироваться – морально, материально и т.д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском , который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т.д.). Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т.д.

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Психологическое состояние человека оказывает существенное влияние на безопасность, производительность и качество труда. Психологические состояния, имеющие место в процессе трудовой деятельности человека, можно подразделить на:

  • длительные – определяющие отношение человека к выполняемой им работе и его общий психологический настрой. Это, прежде всего, удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологическая атмосфера в трудовом коллективе и т.д.;
  • временные – возникающие из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;
  • периодические – связанные с настроем на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Виды и условия трудовой деятельности человека

Наиболее важным с точки зрения психофизиологических возможностей человека, влияющих на безопасность, является вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Виды трудовой деятельности

Трудовую деятельность можно, прежде всего, разделить на физический и умственный труд. Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 2.

Рис. 2. Виды трудовой деятельности человека

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере; труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующий значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10... 12 МДж; работников механизированного труда и сферы обслуживания – 12,5... 13 МДж, для работников тяжелого физического труда – 17...25 МДж.

Рис. 3. Классификация условий труда по степени тяжести

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы (рис. 3) по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности производственной среды (Р.2.2.2006-05. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса).

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т.д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Величины указанных критериев для женщин на 40...60 % меньше, чем для мужчин.

Например, для мужчин, если масса поднимаемых и перемещаемых тяжестей (не более двух раз в час) до 15 кг – труд легкий, до 30 кг – средней тяжести, более 30 кг – тяжелый. Для женщин, соответственно, – 5 и 10 кг.

Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию. В табл. 1 представлена классификация труда по показателям тяжести трудового процесса.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный – напряженность труда легкой степени, допустимый – напряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Например, труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

Таблица 1

Условия труда по показателям тяжести трудового процесса

№ п/п Класс условий труда
Вредный (тяжелый труд)
1-й степени 2-й степени 3-й степени
1 2 3,1 3,2 3,3
1 Физическая и динамическая нагрузка, выраженная в единицах внешней механической работы за смену, кгм
1.1 При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м.:
для мужчин до 2500 до 5000 до 7000 до 9000 более 9000
для женщин до 1500 до 3000 до 4000 до 5500 более 5500
1.2 При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног): при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м:
для мужчин до 12 500 до 25 000 до 35 000 до 45 000 более 45 000
для женщин до 7500 до 15 000 до 25 000 до 27 000 более 27 000
при перемещении груза на расстояние более 5 м:
для мужчин до 24 000 до 46 000 до 70 000 до 90 000 более 90 000
для женщин до 14 000 до 28 000 до 40 000 до 55 000 более 55 000
2 Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг
2.1 Подъем и перемещение (разовое) тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час):
для мужчин до 15 до 30 более 30
для мужчин до 5 до 10 более 10
2.2 Подъем и перемещение (разовое) тяжестей постоянно в течение рабочей смены:
для мужчин до 5 до 15 до 30 более 30
для женщин до 3 до 7 более 7
2.3 Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа 1 смены:
с рабочей поверхности:
для мужчин до 870 более 870
для женщин до 350 более 350
с пола:
для мужчин до 435 более 435
для женщин до 175 более 175
3 Статическая нагрузка Величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс:
одной рукой до 18 000 до 36 000 до 70 000 более 70 000
двумя руками до 36 000 до 70 000 до 140 000 более 140 000
с участием мышц корпуса и ног до 43 000 до 100 000 до 200 000 более 200 000
4 Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены), км до 4 до 10 до 15 более 15

Таблица 2

Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

№ п/п Показатели тяжести трудового процесса Класс условий труда
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) Допустимый (средняя физическая нагрузка) Вредный (тяжелый труд)
1-й степени 2-й степени 3-й степени
1 2 3,1 3,2 3,3
1 Интеллектуальные нагрузки:
1.2 Степень сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка и контроль за выполнение м задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
1.3 Работа по индивидуальному плану Работа по установлен- ному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2 Сенсорные нагрузки:
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) до 25 26-50 51-75 более 75
2.2 Плотность сигнало в (световых, звуковых) и сообщении в среднем за 1 час работы до 75 75-175 176-300 более 300
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6-10 11-25 более 25
2.4 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену) до 2 2-3 3-4 более 4
3 Эмоциональные нагрузки:
Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
Степень риска за безопасность других лиц Исключена Возможна
4 Монотонность нагрузок:
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9-6 5-3 менее 3
4.2 Продолжительность (в сек) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций более 100 100-25 24-10 менее 10
5 Режим работы:
5.1 6-7 часов 8-9 часов 10-12 часов более 12 часов
5.2 Фактическая продолжительность рабочего дня Односменная работа(без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время

Труд учащихся средних специальных учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, восприятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенного наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся в зависимости от организации процесса обучения, продолжительности учебных занятий в день, одноили двухсменного обучения можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные условия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия). В табл. 2 представлена классификация труда по степени напряженности трудового процесса.

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный – по напряженности.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения анализаторов и т.д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда. К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т. д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д. Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизнь людей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.

Классификация условий труда по факторам производственной среды

Здоровье человека в значительной степени зависит не только от характеристик трудового процесса – тяжести и напряженности, но и от факторов среды, в которой осуществляется трудовой процесс.

На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов, как производственной среды, так бытовой и природной, насчитывает более 100 видов.

Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:

  • физические факторы: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные излучения различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное – тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие – радиационные излучения, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность);
  • химические факторы: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);
  • биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса (рис. 4):

Рис. 4. Классификация условий труда по производственным факторам

  • 1 класс – оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);
  • 2 класс – допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;
  • 3 класс – вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и(или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень – характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;

2 степень – характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;

3 степень – характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;

4 степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.

Например, при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны до 3 раз создаются вредные условия труда 1 степени; при превышении от 3 до 6 раз – 2 степени; от 6 до 10 раз – 3 степени; от 10 до 20 раз – 4 степени; при превышении предельно допустимых уровней (ПДУ) шума до 10 дБ (децибелл) – 1 степень вредных условий труда; от 10 до 25 дБ – 2 степень; от 25 до 40 дБ – 3 степень; от 40 до 50 дБ – 4 степень.

  • 4 класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Экстремальные условия создаются, например, при превышении ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ.

Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам.

Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях, например при чрезвычайных ситуациях, локализации и ликвидации аварии, проведении спасательных работ, когда непроведение работы грозит катастрофическими последствиями, человеческими и большими материальными потерями.

В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер оплаты труда, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности.

Таким образом, если человек получил от своих родителей нормальный генотип, в течение жизни не подвергался негативным воздействиям, то наступает постепенное старение организма и естественная смерть в определенные эволюцией биологические сроки. Однако таких идеальных условий практически не существует, в течение жизни человек подвергается различным видам отрицательных воздействий, которые часто превышают защитные возможности организма и приводят к нарушению течения естественных жизненных процессов. В результате возникают различные болезни, и сокращается срок жизни человека. Заболевания не только сокращают жизнь человека, но снижают функциональные возможности организма, работоспособность, жизненные силы.

Речь не идет о создании для человека «тепличных» условий, более того, такие условия снижают адаптационные возможности организма. Например, статистические данные показывают, что люди, работающие на производствах, требующих абсолютно чистой атмосферы, постоянства микроклиматических условий, близких к комфортным, в значительно большей степени подвержены инфекционным и простудным заболеваниям. Это, в частности, относится к людям, работающим в микроэлектронной промышленности.

Таким образом, речь идет о создании таких условий, при которых негативные воздействия не превышали бы защитных способностей организма.

При выборе профессии человек должен учитывать все обстоятельства, связанные с будущей трудовой деятельностью, уметь правильно соотносить состояние своего здоровья и негативные факторы профессии. Это позволит ему на больший срок сохранить свои жизненные силы и, в конечном счете, добиться больших успехов в жизни и карьере.

Чрезмерные, или запредельные, формы психического напряжения

Чрезмерные, или запредельные, формы психического напряжения вызывают нарушения нормального психологического состояния человека, что приводит к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения снижается скорость зрительных и двигательных реакций человека, нарушается координация движений, могут появляться негативные формы поведения и другие отрицательные явления. Запредельные формы психического напряжения лежат в основе ошибочных действий операторов в сложной обстановке.

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью движений. Работник не способен с прежней ловкостью и скоростью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип – проявляется в виде повышенной активности, многословности, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, излишние, ненужные действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Влияние алкоголя на безопасность труда

Употребление алкоголя снижает работоспособность человека, при этом возрастает опасность несчастного случая из-за действия алкоголя на физиологические и психические функции человека.

В состоянии опьянения у человека нарушается координация движений, уменьшается скорость двигательных и зрительных реакций, ухудшается мышление – человек совершает поспешные и необдуманные действия.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что даже употребление небольшого количества алкоголя значительно повышает возможность несчастного случая.

При употреблении больших количеств алкоголя наступает состояние сильного опьянения, при котором нарушается реальное восприятие внешнего мира, человек становится неспособным сознательно управлять своими действиями и теряет трудоспособность.

Таким образом, какова бы ни была степень опьянения человека, любое даже незначительное употребление алкоголя повышает подверженность опасности.

Основные психологические причины травматизма

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов (рис. 5)

1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

Рис. 5. Психологические причины возникновения опасных ситуаций

Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии или алкогольного опьянения.

2. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.

3. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

Для устранения причин ориентировочной части – обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.

Для устранения причин исполнительской части – профессиональный отбор, периодические медицинские освидетельствования, особенно для сложных, ответственных и опасных видов трудовой деятельности.

Установлено, что травматизм зависит от возраста работника. Наибольший уровень травматизма наблюдается у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 15...20 лет.

Наивысший уровень травматизма у молодых работников имеет место в первый год работы. Это связано с профессиональной неопытностью, недостатком знаний, неумением правильно диагностировать возникающие нарушения и опасную ситуацию, находить правильные решения, отсутствием выработанных до автоматизма навыков и действий в опасной ситуации. В немалой степени психологической причиной повышенного травматизма является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам.

Повышенный уровень травматизма у опытных работников связан со снижением с возрастом психологических и физиологических функций человека (остроты зрения, быстроты реакции, координации движений, памяти и т. д.), а также с привыканием к опасности. Если человек в течение длительного времени не подвергался воздействию опасного фактора, у него формируется представление о безопасности процесса. В результате привыкания снижается уровень внимания и контроля за работой оборудования.

Психологические причины формирования опасных ситуаций и травматизма на производстве очень разнообразны и в значительной степени зависят от типа нервной системы человека, его темперамента, образования, воспитания и т.п.

Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.

Экономия сил – свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии. Этим можно объяснить пренебрежение использованием СИЗ, пропуск технологических операций, необходимых для обеспечения безопасности, но не влияющих на качество конечного продукта, выбор небезопасных, но более легких поз и действий.

Экономия времени – стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях заставляет работника осознанно пропускать операции, предусмотренные требованиями безопасности.

Безнаказанность (экономическая и административная) нарушений требований и правил безопасности со стороны руководства.

Безнаказанность (физическая и социальная) – отсутствие у работника травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск – благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в трудовом коллективе нарушение правил безопасности поощряется, улучшение экономических показателей достигается любой ценой с пренебрежением требованиями безопасности. Особенно это характерно, если работающий включен в цепочку технологических операций, выполняемых группой. В этом случае групповые интересы вынуждают его осознанно пренебрегать опасностями.

Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне работы или на другой работе.

Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что большой опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по повышению безопасности труда, при отборе лиц для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности, особенно, если она связана с повышенной опасностью и ответственностью за жизнь и здоровье других людей.

Сам же человек при выборе профессии и вида работы должен осознанно относиться к особенностям своего характера, физическому состоянию, если его будущая работа связана с риском для собственной жизни и жизни окружающих людей.

В. ДЕВИСИЛОВ,
кандидат технических наук,
доцент кафедры
«Экология и промышленная безопасность»
Московского государственного
технического университета
им. Н.Э. Баумана