Главная · Язва · Психологическое обеспечение аварийно спасательных работ. Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения. Профилактика и устранение панических реакций

Психологическое обеспечение аварийно спасательных работ. Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения. Профилактика и устранение панических реакций

Зилгаринова Айсулу Борисовна

Конс у льтант-психолог

ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС МВД РК по г. Астана.

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

История развития человеческого общества неразрывно связана с различного рода чрезвычайными ситуациями природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера. Чаще всего первыми спешат на помощь спасатели. Их работа заключается в непрерывном несении службы и оперативном реагировании на любые сигналы о возможных чрезвычайных ситуациях, в которых необходима помощь населению.

Экстремальные условия, в которых оказывается человек, в большинстве случаев, вызывают у него психологическое и эмоциональное напряжение, вследствие чего необходима оценка психологических условий во время ликвидации ЧС.

Профессиональная деятельность сотрудников КЧС МВД РК относится к числу наиболее трудных и динамичных, так как данной группе лиц приходится работать в условиях повышенной напряженности и дефицита времени, отводимого на выполнение заданий. При этом требуется немедленное реагирование на разнообразные внешние раздражители и на полученную информацию, поэтому специалисту психологу важно уметь своевременно раскрыть симптомы психологических проблем у спасателей.

В результате, осуществляется психологическая поддержка сотрудникам, которые нуждаются в сохранении физического и психического здоровья для дальнейшей работы в экстремальных ситуациях.

Психологическое сопровождение сотрудников КЧС МВД РК – одна из основных и комплексных задач, стоящих не только перед психологом, но и перед руководителем, для того чтобы избежать девиантного поведения среди личного состава.

Психологическое сопровождение представляет собой систему оперативных мероприятий, проводимых в ходе аварийно-спасательных работ и направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим нагрузкам, на предотвращение отрицательных состояний и посттравматических расстройств.

В ходе психологического сопровождения спасателям оказываетсяпсихологическая помощь. Данная система мер заключается в том, чтобы преодолеть психотравмирующие последствия воздействий обстановки ЧС на психику спасателей, а также восстановить их психологическую устойчивость и готовность выполнять профессиональные задачи.

Процесс психологического сопровождения сотрудников, функционирующих в экстремальных условиях, целесообразно осуществлять в три этапа:

1 этап - до ЧС, то есть психологическое ожидание подготовительного характера к ЧС, мобилизация психологических ресурсов;

2 этап - во время ЧС, психологическая адаптация к экстремальным условиям;

3 этап - после ЧС, то есть реабилитационные действия на стадии истощения внутренних ресурсов, как восстановление к прежнему укладу жизни.

Существенной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но, ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

К одним из основных мероприятий психологического сопровождения личного состава относятся профессионально психологический отбор, при помощи психологического и психофизиологического обследования, уравновешивание, то есть выравнивание наступивших в профессиональной деятельности нарушений из-за потери здоровья или расстройства психики во время ликвидации ЧС. Уравновешивание достигается путем развития замещающих функций, это возмещение нарушенных функций идет путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенной жизнедеятельности, социально-трудовая реабилитация - восстановление трудоспособности и работоспособности, а также профессиональная реабилитация - восстановление профессионализма решаются проще, чем задачи психологической реабилитации - восстановление целостной активной личности, восстановление мотивационной сферы человека. Показателем успешной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта в обществе и трудовом коллективе.

Главная цель работы психолога во время психологического сопровождения личного состава заключается в предоставлении сотрудникам первичной психологической помощи относительно выхода из ситуационного психотравмирующего состояния.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение, психологическая помощь и психологическая реабилитация как элементы психологической работы тесно переплетаются с психологической подготовкой, целью которой является формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессовым воздействиям.

Спасатели КЧС Республики Казахстан постоянно принимают участие в спасательных операциях. На их счету десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. И для того, что бы их работа была успешной, важную роль в их работе играет психологическая подготовка, которая является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки, с целью своевременной борьбы со стрессовыми факторами в процессе трудовой деятельности.

Наряду с этим одним из важнейших факторов является уровень психологической подготовки людей. К тяжелым последствиям могут привести малейшая растерянность и проявление страха, особенно в момент развития стихийного бедствия, в самом начале аварии или катастрофы. Прежде всего, это касается должностных лиц, обязанностями, которых является немедленное принятие мер, мобилизующих коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Одно из главных в психологической подготовке спасателей является совершенствование и укрепление у них психологической готовности к выполнению спасательных операций в любой ситуации.

Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

1. формирование и развитие профессионально важных качеств у личного состава;

2. формирование у личного состава психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

3. восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания.

Главное в психологической подготовке спасателя является его сознательное отношение к предстоящим чрезвычайным ситуациям, психологическая готовность и устойчивость при подготовке к конкретным ситуациям, где существует риск для жизни человека. Все это может быть осуществлено благодаря формированию высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях.

Устойчивость к стрессу - важный момент для сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с социумом и внутренней гармонией человека в трудных, стрессовых условиях.

Частое пребывание в неблагоприятных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава.

Благодаря развитию стрессоустойчивости психологами создается ориентационное поле профессионального развития личности, укрепления профессионального «Я», поддержания адекватной самооценки, оперативная помощь и поддержка, саморегуляция жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Работая в экстремальных условиях сотрудники, под воздействием различных стрессогенных факторов, должны быть психологически подготовлены к трудностям в профессиональной деятельности. С помощью психологической устойчивости сотрудники сохраняют внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний.

Психологическая устойчивость представляет собой сложное и емкое качество личности. Важными аспектами психологической устойчивости являются стойкость, стабильность, уравновешенность, сопротивляемость (резистентность), мотивация, воля, познание и интеллект. Вырабатывая определенные качества личности, такие как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка сотрудники вместе с психологом способны сформировать психологическую устойчивость и умение владеть собой в чрезвычайных ситуациях.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.

Психопрофилактика, проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, а также укреплению дисциплины и правопорядка.

Сотрудники, в силу своей профессии, которые постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями, должны обладать приемами самоконтроля, управления своим поведением и эмоциями. Включаясь в процесс занятий и тренировок, они должны активно познавать и учиться овладевать приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Успешное воспитание стрессоустойчивости личного состава предполагает систематические упражнения в обстановке опасности и риска, в условиях учений, занятий, максимально приближенных к экстремальным, сочетаемых со специальными психологическими тренажами.

В процессе обучения у спасателей вырабатывают навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; сотрудники целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

Невзирая на сложности стрессовых ситуаций, существуют пути выхода и методы лечения, которые активно применяются в практике психологов. Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности сотрудников, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Таким образом, психологическое сопровождение личного состава представляет собой процесс непрерывного отслеживания психологических условий для выполнения служебной деятельности, контроль степени усталости личного состава, осуществление психологической поддержки сотрудников и проведение психологической реабилитации с лицами, участвующих в ликвидации ЧС. Одно из важных мест занимает психологическая устойчивость спасателей - как некий фундамент для профессиональной пригодности к выполнению действий в чрезвычайных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Итак, важную роль в развитии стрессоустойчивости сотрудника играет психологическое сопровождение – для обеспечения устойчивости к стрессогенным воздействиям в экстремальных ситуациях, существующая неразрывная связь вышеуказанных понятий несет в себе большой спектр труда и действий, как психолога, так и каждого сотрудника Комитета по ЧС. Только адекватная оценка своих действий, положительный настрой, стремление к профессионализму и спасению жизней, способны построить фундамент успешной деятельности каждого сотрудника, всей системы Комитета и положить основу стабильному и успешному будущему нашей страны в целом.

Спасение людей – смыслообразующая

основа жизни пожарного и спасателя,

доминирующий мотив профессии.

«Морально-психологическая составляющая -неотъемлемая часть подготовки современных пожарных и спасателей».

    Отличительные особенности профессий пожарного и спасателя.

В сознании современного российского общества профессии спасателя и пожарного давно и не без оснований стоят в ряду наиболее значимых и гуманных. И это понятно, ведь их главное предназначение – сохранение жизни и здоровья людей, материальных ценностей, ликвидация различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ни для кого не является секретом, что в настоящее время чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя огромное количество негативных последствий, принося людям физические, морально - психологические страдания, а также материальный и экономический ущерб.

Работа пожарного и спасателя призвана исключить, либо минимизировать потери от случившегося ЧП. Профессии пожарный и спасатель относятся к тем видам деятельности, отличительная особенность которых - постоянное соприкосновение с опасностью и риском для жизни.

Чрезвычайные ситуации и экстремальные условия деятельности пожарных и спасателей в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой для жизни, здоровья, благополучия окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями – это неотъемлемая часть профессии.

Можно с уверенностью утверждать, что не каждому человеку дано овладеть этими профессиями. Поэтому в процессе отбора кандидатов, остро встает вопрос о необходимсти обращать самое серьезное внимание на психологические особенности людей, на их способность к правильным действиям в той или иной экстремальной ситуации.

Психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ направлено;

а) на реализацию поддержки оптимального рабочего состояния сотрудников аварийно – спасательных подразделений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

б) на оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зоне ЧС техногенного и природного характера.

Таким образом, психологической подготовкой спасателей и пожарных является: обучение навыкам и умениям оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций любого характера и обучение психологической самопомощи.

2. Факторы, влияющие на психологическое состояние пожарных и спасателей.

Специфика этих профессий имеет «оборотную сторону» . Нам известно, что спасатели и пожарные в процессе своей деятельности систематически подвергаются сильнейшему воздействию поражающих и психотравмирующих факторов, возникающих в процессе работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В их числе, прежде всего постоянная угроза для собственной жизни и здоровья .

Пожарные и спасатели работают в условиях возможных обрушений конструкций зданий и сооружений, взрывов, выбросов пламени, а также радиационного, химического и биологического воздействия. При этом для принятия правильного решения отпущено очень мало времени, т.к. обстановка в зоне ЧС постоянно меняется и подчас далеко не в лучшую сторону. Высокая ответственность за их правильность, осознание цены ошибки, также является дополнительной психологической нагрузкой.

Кроме того, в процессе профессиональной деятельности спасатели и пожарные испытывают экстремальные физические нагрузки , поскольку им приходится в течение долгого времени выполнять тяжелые физические работы, в условиях отсутствия полноценного отдыха, нередко в средствах индивидуальной защиты, в задымленных помещениях, при высоких или низких температурах, в сочетании с шумовыми и световыми раздражителями и пр. Вид погибших и пострадавших, а также необходимость контактировать с их родственниками увеличивают и без того огромную эмоциональную напряженность, способствуют ее накоплению. Периодические нарушения режима бодрствования и сна в связи с дежурствами и в ходе ликвидаций чрезвычайных ситуаций являются существенным неблагоприятным фактором.

Перечисленные воздействия могут по-разному восприниматься каждым человеком (индивидуальное восприятие), но в совокупности они, как правило, негативно отражаются на психоэмоциональном состоянии личности, вызывая стрессовые явления.

Влияние этих факторов становится определяющим при отборе кандидатов на должности пожарных и спасателей.

Таким образом:

Для более эффективного выполнения задач, поставленных перед пожарными и спасателями в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации, помимо высоких требований к уровню знаний, умений и специальных навыков, физической подготовке, особое внимание необходимо уделять подготовке спасателей и пожарных к действиям в неблагоприятной морально-психологической обстановке.

Профессиональные важные качества спасателя

Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.

Профессиональная деятельность спасателей предъявляет высокие требования к их профессионально важным качествам.

Наблюдались многочисленные случаи несоответствия профессионально важных качеств спасателей стоящим перед ними задачам при проведении работ по ликвидации крупных ЧС последних лет (авария на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, Нефтегорске, железнодорожная авария под Уфой и др.). Это проявлялось в виде растерянности, а подчас и полном непонимании ими сложившейся обстановки. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер и иногда приводили неоправданным потерям. Спасатели нередко оказывались неспособными к выполнению АСР в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. Их поведение характеризовалось зависимостью от воздействия психотравмирующих условий ЧС. В результате этого профессиональная деятельность ряда спасателей не соответствовала требованиям сложившейся обстановки, резко снижалась их работоспособность, среди данной части спасателей росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным их дальнейшее участие в проведении АСР, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств для оказания им всесторонней помощи.

С целью устранения указанных недостатков научными работниками МЧС России был проведен ряд исследований по определению профессионально важных качеств спасателей, то есть тех индивидуальных психологических свойств, которые позволят спасателям быстро, эффективно и качественно выполнять свой профессиональные обязанности в различных условиях, в том числе и при ликвидации ЧС. В основу этих исследований было положено изучение механизмов отрицательного влияния условий профессиональной деятельности спасателей (прежде всего связанных с ликвидацией различных ЧС), и выявление тех человеческих качеств, которые позволяют избежать или свести до минимума это влияние.

В результате проведенных исследований была определена структура профессионально важных качеств спасателей.

Структура состоит из пяти групп однородных профессионально важных качеств:

психологические качества;

медицинские (физиологические) качества;

эргономические качества;

социально-психологические качества;

инженерно-психологические качества.

Рассмотрим профессионально важные качества спасателей по каждой из названных групп.

К группе психологических относятся такие качества спасателей, как внимание, память, мышление, воля и самоотношение.

Наличие такого качества, как внимание позволяет спасателям осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности, работой технических средств, изменениями обстановки в зоне ЧС.

При этом наиболее важными характеристиками внимания являются:

объем внимания - способность удерживать в центре внимания несколько объектов наблюдения;

устойчивость внимания - способность сосредоточить внимание на конкретном объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

переключаемость внимания - способность, при необходимости, быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Память позволяет спасателям использовать на практике имеющийся опыт, знания, умения и навыки в реальных условиях выполнения АСР.

Основными характеристиками памяти для спасателей являются:

оперативная (кратковременная) память - способность в течение длительного времени удерживать в памяти большой объем информации;

долговременная память - способность запоминать на непродолжительное время один раз увиденную или услышанную информацию;

непроизвольное запоминание - способность запоминать информацию без специальных волевых усилий, направленных на ее запоминание.

Недостаточный уровень развития качества внимания и характеристик памяти у спасателей может привести к нарушениям порядка выполнения работ, ошибкам, ослаблению контроля в процессе деятельности, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств.

Возможные последствия недостаточного развития характеристик мышления, наряду с указанными для внимания и памяти, могут также вызвать неспособность специалистов к своевременному принятию решений и затруднения при адаптации специалистов к условиям ЧС.

Качество мышления определяет способность спасателей к принятию обоснованных решений, связанных с необходимостью учета при выполнении АСР изменений, происходящих в условиях ЧС. Конечные результаты выполнения работ по ликвидации ЧС и работоспособность спасателей находятся в зависимости от таких аспектов деятельности, как прогнозирование развития событий с учетом их вероятности, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, выявление и анализ основных взаимосвязей, характеризующих проблему.

К числу характеристик мышления , относятся продуктивное и репродуктивное (математическое) мышление, а также свойства речи для успешного взаимодействия спасателями и местным населением, оказавшимся в зоне бедствия (очаге поражения). Способности спасателей к различным взаимоотношениям определяются профессионально важными качествами социально-психологической группы . Из качеств данной группы для спасателей являются: когнитивный стиль и коммуникабельность.

Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности спасателей, как: способность отвлечься в ходе решения задач деятельности от внешних условий; умение выделять в ситуации существенные, а не наиболее заметные черты; ориентация при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они вступают в противоречие; ориентация на постоянный контакт (взаимодействие) с другими людьми. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивного стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач.

Коммуникабельность характеризует такие особенности поведения и деятельности спасателей, как направленность на общение и интерес к людям. От этого качества зависит способность спасателя выполнять свою работу в коллективе. При этом недостаточный уровень развития коммуникабельности характеризует неспособность и отсутствие стремления к общению, скованность и плохую ориентацию в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы и тенденцию к избеганию принятия самостоятельных решений.

Еще одну группу профессионально важных качеств спасателей, составляют инженерно-психологические качества. С их помощью осуществляется учет операторской составляющей деятельности спасателя, которая проявляется при работе с пультами управления техническими средствами, контрольно-измерительной аппаратурой и т.д. К инженерно-психологической группе отнесено качество состояния опорно-двигательной системы и его характеристики.

Состояние опорно-двигательной системы определяется следующими характеристиками: координация движений, быстрота двигательных реакций, точность двигательных реакций и тремор. Недостаточный уровень развития указанных характеристик может привести к частичной, а иногда и полной неспособности выполнения деятельности

Успех в учебной и боевой деятельности спасателей и пожарных во многом зависит от того, насколько и как развиты у них органы чувств, совершенны и точны реакции на опасность и меняющуюся обстановку в ЧС и на пожаре, т.е. как развиты познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.

Но каждый психический процесс подчинен не только общим законам, но и носит личностный характер, индивидуален.

Но служебная и боевая деятельность пожарных – это не только познание действительности. Боевая деятельность пожарного – это, прежде всего труд в экстремальных, опасных для жизни условиях. Между познавательными процессами, чувствами, эмоциями и практическими действиями пожарных лежит звено, которое их связывает. Этим звеном является воля.

Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обеспечивает выполнение двух функций побудительной и тормозной .

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действия в силу специфики внутренних состояний субъекта. Пожарные идут в объятый пламенем дом, спасая жизнь людей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, спасатели, пожарные не отвечают на провокационные возгласы толпы, оскорбляющие их (пожарного) достоинство.

Важнейшими характеристиками воли или волевыми качествами личности являются сила (слабость), самообладание, решительность, смелость, настойчивость и упорство, самостоятельность и риск.

Сильная воля спасателя, пожарного означает, что он в состоянии сосредоточиться на каких-то определенных целях, длительное время напрягать усилия, преодолевать трудности и достигать цели и наоборот.

Самообладание – это умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, подчинять свои действия основной цели, вопреки трудностями условий, обстановки.

Решительность – способность своевременно принимать обоснованные решения и без колебаний выполнять их.

Смелость – готовность бороться с трудностями и преодолевать опасность

Настойчивость и упорство –проявляются в достижении намеченной цели в условиях длительно и повторно возникающих трудностей.

Самостоятельность заключается в том, что пожарный действует согласно своим убеждениям, не поддаваясь посторонним влияниям.

Риск – волевое качество пожарного, характеризующее его деятельность при неопределенности ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (травма, потеря престижа и т.п.).

В профессии спасателя, пожарного очень важно учитывать врожденные особенности. Такие как темперамент.

Темпераментом называют свойство человека, определяющее динамику его психических процессов и поведения. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике, манерах и т.д.

Особенности динамики психических процессов зависят от нервной системы человека. В зависимости от сочетания этих особенностей нервных процессов различают четыре темперамента : холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический

Существуют еще личностные особенности, влияющие на профессиональную деятельность. Прежде всего характер (в переводе с греческого «печать») - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер проявляется в деятельности и общении и обуславливает типичные для личности способы поведения.

Характер человека не является врожденным ( в отличие от темперамента). Характер личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости в какой социальной среде данная личность находится.

В структуре характера выделяют четыре группы черт.

Это: - отношение к окружающему миру;

Отношение к деятельности, труду, своему служебному долгу.

Отношение к другим людям.

И отношение к самому себе.

Каждый человек наделен какими-либо способностями. Одни зарубежные психологи считают, что способности врожденны и передаются по наследству; другие отрицают это и считают, что все зависит от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает.

В заключении хочу сказать, что незнание или неумение не являются определяющим фактором способностей, при желании и при хорошем обучении пожарные могут стать мастерами своего дела. В целях более объективного и глубокого определения способностей пожарных необходимо исходить из оценки следующих групп качеств:

Личностные качества (убеждения, идеалы, мотивы, поступков);

Профессионально важные психологические качества (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь).

Боевые психологические качества (волевая устойчивость, способность к самоуправлению, готовность переносить психологические нагрузки на пожарах в экстремальных условиях, устойчивость к действию факторов среды повышенной температуры, загазованность и задымленность, влажность, шум и т.д.).

Джон Кенлон, начальник пожарной охраны г. Нью-Йорка, в 1925 году писал: «Три вещи требуются от пожарного: ловкое, крепкое тело, острая, быстрая сообразительность и безукоризненная честность….».

Требования от спасателя или пожарного крепкого здоровья, очевидно, само собой. Но и мысль спасателя, пожарного должна работать быстро, отчетливо и как бы инстинктивно. Все это говорит о том, что спасатели, пожарные должны иметь определенные природные способности. Но их надо развивать . Начальствующий состав пожарной охраны должен систематически развивать у личного состава способности по тушению пожара в сложной обстановке.

Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях близких к экстремальным . Это закаляет их психику. Это закаляет их психику и в критических условиях. Психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

Проблемы, связанные с организацией и проведением медико-психологического обеспечения населения и спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения, являются предметом профессиональных интересов специалистов службы медицины катастроф, психиатров, клиницистов, психологов, социологов, организаторов здравоохранения. Психические нарушения различного уровня, имея сложную и многообразную структуру проявлений, затрагивают как в начальном периоде, так и на отдаленных этапах развития ЧС практически все пострадавшее население, включая специалистов аварийно-спасательных формирований.

Медико-психологическое обеспечение населения при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения

При изучении медико-санитарных последствий землетрясений, оказывающих наиболее выраженное психотравмирующее действие по сравнению с другими видами ЧС, было установлено, что в очаге поражения в среднем у 70-80 % пострадавших выявляются острые ситуационные (психологически понятные) аффективные реакции. Непосредственно после воздействия поражающих факторов ЧС у 30-35 % пострадавших развиваются различные по глубине и выраженности состояния, проявляющиеся, в основном, астенической, соматовегетативной и нарушениями в двигательной сфере; из них в 20-30 % случаев данные расстройства в последующем приобретают затяжное течение.

Все эти нарушения объединяет то, что их патогенез определяется комплексным воздействием различных по своей природе этиологических факторов, предъявляющих значительные требования к защитно-приспособительным и резервным возможностям человека, и, прежде всего, к его психике. Первичным и основным условием их возникновения является стрессовое событие. В настоящее время общепризнано, что нервно-психические механизмы представляют собой важнейшие элементы общей адаптации человека, контролирующие не только начальные этапы данного процесса, но и играющие ведущую роль в приспособлении к новым социальным условиям в отдаленные сроки. Особое значение при адаптации человека к ЧС имеют эмоции, как наиболее чувствительный аппарат приспособления, принимающий участие в опосредовании влияний окружающей среды, их личностной оценке. Воздействующие в ЧС факторы отражаются в эмоциях одновременно как субъективный процесс переживаний, связанных с угрозой жизни, отношением человека к самому себе и к происходящим изменениям в окружающей среде, и как результат объективных сдвигов со стороны физиологических механизмов, обеспечивающих защитно-приспособительную деятельность и регуляцию функционального состояния организма. Поэтому не случайно, что в структуре возникающих в ЧС психических состояний наиболее общими и устойчивыми являются эмоциональные и соматовегетативные расстройства.

Изложенное выше позволяет выделить в этиологии психических расстройств две группы патогенных факторов: факторы ЧС (ситуационно-средовые) и факторы "внутренних условий".

- шоковые факторы ЧС, связанные с угрозой жизни и здоровью и характеризующиеся значительной силой и внезапностью воздействия. К ним относится обстановка, возникающая при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах. Воздействуя на витальные инстинкты (инстинкт самосохранения) и низшую аффективную сферу, шоковые факторы сопровождаются эмоцией страха, сужением сознания, вегетативными сдвигами, активацией или торможением двигательной активности. Страх как защитная реакция, являющийся наиболее древней наравне с болью, формой

переживаний, выступает сигналом к действию, а вегетативные сдвиги осуществляют его энергетическое обеспечение. Защитные проявления в этих условиях наследственно зафиксированы в виде автоматически закрепленных ответов - универсальных неспецифических, "примитивных" аффективных (эмоционально-вегетативных и поведенческих) реакций;

- ситуационные факторы ЧС кратковременного действия в отличие от шоковых факторов воздействующие на более высокие, сознательные уровни личности. Являясь относительно кратковременными, они в то же время оказываются субъективно значимыми для личности, вызывая напряжение механизмов психологической и физиологической защиты. К таким факторам относятся: тяжелая травма или гибель родных и близких; потеря жилья или имущества; вынужденное недосыпание; переутомление; психоэмоциональное напряжение; нарушения питания, режима труда и отдыха; конфликтные ситуации и др;

- ситуационные факторы ЧС длительного действия на протяжении длительного времени подвергаются интрапсихической переработке, вызывая "перенапряжение" механизмов физиологической и психологической защиты, истощение резервных возможностей организма и личности. Не представляя непосредственной угрозы для жизни, данные факторы существенно изменяют образ жизни - именно в этом заключается их неблагоприятное влияние на психическое и соматическое здоровье. К таким факторам относятся: ухудшение в результате ЧС материального положения, необходимость переезда на новое место жительства, потеря работы, изменение социального статуса, отсутствие социально-психологической поддержки, длительно сохраняющаяся конфликтная ситуация и др.

К факторам "внутренних условий" относятся:

особые черты личности, способствующие "выбору" способов

реагирования (тревожно-мнительные черты характера, склонность к

переживаниям тревожного спектра и др.). Вместе с тем, черты

возбудимости, эмоциональной неустойчивости с импульсивностью, также являются фактором риска развития поведенческих девиаций и собственно

психических расстройств в ЧС, особенно в "остром" ее периоде;

- соматическая ослабленность, повышающая "ранимость" нервно-психической сферы и способствующая возникновению разнообразных реактивных состояний и реакций, преимущественно с аффективным и астеническим компонентами.

В связи с этим условно можно выделить две формы защитных психических реакций:

непатологические формы, характеризующиеся большей адекватностью ситуации; психологической понятностью; значительной сохранностью критики своего состояния и способностью его контролировать; кратковременным, эпизодическим характером расстройств; отсутствием патологической динамики; и принципиальной обратимостью;

~ патологические формы, проявления которых встречаются в рамках известных клинических форм реакций, состояний и развитии, отличающихся непроизвольностью, неадекватностью, выраженностью расстройств (сознания, мышления, эмоциональной и двигательной сферы) и тенденцией к саморазвитию.

Медико-психологическое обеспечение спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения

Проблема сохранения высокой работоспособности персонала аварийно-спасательных формирований до сих пор остается в значительной мере не решенной. Работа спасателей, проходящая в условиях воздействия ряда

неблагоприятных факторов (гипоксия, гипертермия, большие физические нагрузки, монотония, нервно-психическое напряжение и т.д.), оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья, закономерно приводит к утомлению, снижению работоспособности, изменению функционального состояния организма.

Факторы особых условий работы спасателей, формирующие психологическую неустойчивость и снижение профессиональной надежности:

1. Постоянная реальная угроза жизни и здоровью спасателей. Она характерна даже для условий учебной деятельности. Выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья, формирует состояние высокой психоэмоциональной напряженности.

2. Фактор одиночества и отсутствия социальной поддержки. С ним
сталкиваются спасатели и в ходе учебной деятельности. Современные теории
психологического стресса придают огромное значение социальной поддержке
(семья, друзья, сослуживцы, начальники и др.) в профилактике и преодолении
стрессовых расстройств. Однако нередко учебные и специальные задачи
выполняются спасателями в одиночестве. Фактор одиночества особенно остро
проявляется в тех случаях, когда подразделение спасателей дислоцируется вдали
от населенных пунктов, и контакты вне служебных отношений значительно
затруднены.

3. Фактор утомления и переутомления. Утомление - физиологическое
состояние организма, возникающее в результате трудовой деятельности и
характеризующееся снижением работоспособности и изменением ряда
физиологических функций (тремор пальцев рук, снижение мышечной
выносливости и т.д.). При утомлении после 8-часового сна происходит полное
восстановление функционального состояния организма и работоспособности.
Если этого не происходит, то развивается переутомление.

При хроническом утомлении и переутомлении отмечается замедленность, вялость, сонливость, вспышки раздражительности. В сознании преобладает чувство усталости, разбитости. Мотивы деятельности сменяются мотивами отказа от нее и последующей апатией. В таком состоянии для продолжения работы требуются значительные волевые усилия и внешние стимулы. В результате наблюдается ухудшение профессиональных навыков, характерна повышенная отвлекаемость внимания, затруднение распределения внимания.

4. Несовершенство профессионального психологического отбора. Его
следствием является попадание в коллективы спасателей лиц с явлениями
психической неустойчивости. Проблема заключается в том, в настоящее время надежных методик, имеющих приемлемую прогностическую достоверность

оценки наиболее важного для спасателя психического качества, как стрессоустойчивость, до настоящего времени нет.

Для поддержания высокой работоспособности и обеспечения профессиональной надежности спасателей при работе в экстремальных условиях обоснован комплекс средств коррекции для восстановления функционального состояния в процессе профессиональной деятельности. Он включает средства психологической регуляции, фармакологической поддержки, медицинскую и психофизиологическую реабилитацию.

Психологическая подготовка и регуляция спасателей направлена на формирование у них осознанной готовности к выполнению своих профессиональных задач в условиях, связанных с риском для здоровья и жизни, на готовность к преодолению возможных трудностей.

Фармакологическая поддержка предусматривает использование фармакологических средств для нормализации функционального состояния и поддерживать высокий уровень профессиональной работоспособности в осложненных условиях среды обитания и деятельности. Лекарственные средства используются в виде рациональных схем, в необходимых минимальных количествах и в определенном сочетании, при которых наиболее эффективны: Гидазепам, Мебикар, Фенибут, Мексидол, Сиднокарб, Пирацетам и др.

Медицинская и психофизиологическая реабилитация спасателей - система организационных и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановление профессионального здоровья, нарушенных (утраченных) психических функций и коррекция их социального статуса.

Комплекс мероприятий медицинской и психофизиологической реабилитации спасателей включает:

Психофизиологическое обследование спасателей с целью выявления лиц с признаками дезадаптивных расстройств;

Мероприятия медицинской и психофизиологической реабилитации спасателей с целью оптимизации их функционального состояния в процессе совершенствования подготовки, а также в экстремальных условиях деятельности;

Психофизиологическую реабилитацию спасателей после травм и заболеваний в условиях лечебного учреждения, индивидуальное консультирование и выдачу рекомендаций по оптимизации образа жизни и профессиональной деятельности.

В очаге чрезвычайной ситуации в медико-психологической помощи нуждаются не только пострадавшее население, но и спасатели.

Медико-психологическая помощь может быть оказана психиатрическими бригадами Службы медицины катастроф, ЛПУ психиатрического профиля, а также специалистами учреждений и нештатных аварийно-спасательных формирований общего и медицинского профиля независимо от их ведомственной принадлежности.

Медико-психологическая помощь пострадавшему населению в очаге чс

Оказание медико-психологической помощи пострадавшему населению относится к приоритетным медицинским мероприятиям в ЧС, что особенно актуально для легкопораженных, у которых развитие психических (в первую очередь психогенных) нарушений приобретает зачастую ведущее значение в клинической картине, в значительной степени определяя тяжесть и прогноз их соматического состояния.

В условиях ЧС нервно-психические нарушения у значительной части населения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальные характерологические особенности, дополнительные факторы к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Цели и задачи медико-психологической помощи:

      профилактика острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений;

      повышение адаптационных возможностей индивида;

      психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений.

В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими психопрофилактическими мероприятиями являются:

      организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями;

      объективная информация населения о медицинских аспектах ЧС);

      помощь руководителям в пресечении панических настроений, высказываний и поступков;

      привлечение легко пострадавших к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.

По окончании действия психотравмирующих факторов психопрофилактика включает:

      объективную информацию населения о последствиях ЧС, их влиянии на нервно-психическое здоровье людей;

      доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне;

      профилактику возникновения рецидивов психических расстройств (т.н. вторичная профилактика) или развития соматических нарушений в результате нервно-психических расстройств;

      медикаментозную профилактику отсроченных психогенных реакций.

Проведение психотерапии и психопрофилактики необходимо реализовывать в двух направлениях. Во-первых, со здоровой частью населения в виде профилактики острых панических реакций и/или отсроченных «отставленных» нервно-психических нарушений. Во-вторых, следует проводить психотерапию и психопрофилактику лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями.

Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она проводится в экстремальных условиях: на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках.

Технические сложности ведения спасательных работ в зонах ЧС предопределяют ситуацию относительно продолжительного пребывания пострадавших в условиях полной изоляции от внешнего мира.

Наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим на первом этапе является информационная психотерапия. Она применяется в экстренном порядке. Ее целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (разрушения жилищ). Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей.

Информирование населения о ситуации должно осуществляться непрерывно, сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но в разумных пределах, успокаивающими.

Четкость и краткость информации делают ее осо6бо действенной и доходчивой, а отсутствие или запаздывание порождают непредсказуемые последствия.

После освобождения пострадавших из-под обломков строений психотерапию продолжают (прежде всего, амнезирующую) в стационарных условиях, в сочетании с релаксантами и антидепрессантами.

Во время спасательных работ в зоне ЧС категорически должны быть запрещены паническая суета, возгласы безнадежности, крики, плач, приводящие, как установлено, к снижению темпа и качества аварийно-спасательных мер.

Особое место в период чрезвычайной ситуации занимает угроза развития состояний паники. При ее развитии, особенно одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на друга и на окружающих, приводящее к массовым индуцированным эмоциональным расстройствам, сопровождающимся «животным» страхом. «Эпицентром» развития массовой паники обычно являются быстро внушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием.

Прекращение паники возможно при наличии сильной личности, которая способна внести элементы рациональности в ситуацию, захватить «руководство», предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы и прекращению паники.

С ранних этапов стрессовой ситуации важно, чтобы каждый занимался своим делом, с полным соблюдением всех требований деонтологии.

Оправдан принцип демократического единоначалия, когда распоряжения ответственного лица подлежат безусловному выполнению, поскольку они отражают мнение большинства специалистов и в создавшихся условиях вызваны необходимостью.

Медико-психологическая помощь сотрудникам аварийно-спасательных формирований

Проведение работ в экстремальных условиях требует от спасателя полной мобилизации его физиологических резервов, сопряжено с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Физиологические резервы организма не безграничны и, рано или поздно, наступает их истощение. В основе резервов лежат индивидуальные особенности человека, кроме того, многое зависит от специфики его профессиональной деятельности.

Оптимальное время оказания реальной помощи пострадавшим колеблется от нескольких часов и даже минут до нескольких недель. В первом случае реальная опасность для жизни спасателя определяется минутами и часами, во втором – неделями. Опыт подбора групп, работающих в условиях смертельной опасности, показал, что существуют две категории спасателей.

Первая категория спасателей характеризуется высокой эффективностью деятельности с первых же минут пребывания в экстремальных условиях. Спасатели, относящиеся к этой группе, работают с полной отдачей, нередко используя нестандартные решения с просчитанным и оправданным риском для жизни. К сожалению, через несколько дней у них резко снижаются функциональные резервы организма и способность прогнозирования реальной опасности, как для себя, так и для окружающих. На конечном этапе спасательных работ эффективность их деятельности близка к нулю, а вероятность создания ими критических ситуаций, ведущих к гибели, резко возрастает. Эта категория людей, после непродолжительного пребывания в опасной зоне, должна быть отправлена на отдых, где, наряду с общепринятыми методами психологической разгрузки, им должна активно проводится фармакологическая коррекция.

Вторая категория спасателей характеризуется меньшей эффективностью деятельности, но продолжительность их работы в экстремальных условиях существенно выше (до нескольких десятков дней). Причина таких различий кроется в индивидуальных особенностях регуляторных функций центральной нервной системы человека.

Распространенность психических нарушений у спасателей, снижение их трудоспособности определяют необходимость оказания им ранней психиатрической помощи непосредственно после выхода из зоны ЧС, что позволит предотвратить терапевтическую резистентность, выработать адекватные формы профилактики и лечения психических расстройств и сохранить работоспособность специалистов.

  • Подготовка и укомплектование кадрами формирований мс го. Подготовка специалистов дефицитных специальностей
  • Глава 3. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия возможный характер будущей войны
  • Ядерное оружие и его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения
  • Поражающие факторы ядерного взрыва
  • Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов
  • Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения
  • Структура санитарных потерь по виду, степени тяжести, локализации, характеру поражения. Методика определения возможной величины и структуры санитарных потерь
  • Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного и высокоточного оружия в очагах поражения военного времени
  • Приоритеты поражения объектов тыла страны по взглядам командования армии сша
  • Зависимость степени разрушения зданий промышленной и жилой зоны от степени поражения (д)
  • Зависимость величины и структуры потерь среди населения от различной степени поражения города и от степени защищенности населения
  • Прогноз возможных потерь персонала на объектах экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, в зависимости от степени разрушения объекта экономики и от степени защиты служащих
  • Лечебно-эвакуационная характеристика возможных санитарных потерь персонала объектов экономики при применении противником высокоточного оружия (в %)
  • ГлавА 4. Организация защиты населения
  • В военное время
  • Основные принципы, способы и мероприятия
  • По защите населения в военное время
  • Характеристика защитных сооружений
  • Классификация защитных сооружений.
  • Санитарно-гигиенические нормы убежищ
  • Характеристика средств индивидуальной защиты
  • Классификация средств индивидуальной защиты
  • Время пребывания людей в защитной одежде
  • Организация и порядок накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты
  • Эвакуация населения
  • Организация дозиметрического, химического контроля и специальной обработки эвакуируемого населения Дозиметрический контроль
  • Организация группового контроля
  • Организация контроля радиоактивного заражения (загрязнения)
  • Организация химического контроля
  • Специальная обработка
  • Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий
  • Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения (заражения)
  • Глава 6. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника Понятие о лечебно-эвакуационных мероприятиях. Лэм и их Основные принципы организации
  • Этап медицинской эвакуации, определение, задачи и схема развертывания
  • Виды медицинской помощи – определение, место оказания, оптимальные сроки оказания различных видов, привлекаемые силы и средства
  • Объем медицинской помощи, содержание мероприятий и его зависимость от складывающейся обстановки.
  • Медицинская сортировка пораженных: определение, цель, виды, сортировочные группы, организация работы сортировочной бригады
  • Медицинская эвакуация: определение, цель, принципы организации, способы, требования
  • Основы управления силами и средствами мсго в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации
  • Глава 7. Работа формирований мсго при ведении спасательных работ в очагах поражения виды медицинской помощи, оказываемой пострадавшим в очагах поражения при ведении спасательных работ
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп-8, 9, 10, 11)
  • Организация работы отряда первой помощи в очаге ядерного поражения
  • Организация отряда
  • Порядок подготовки отряда к работе в мирное время
  • Обязанности руководства отряда
  • Действия при подготовке отряда в «особый период»
  • Действия отряда при ведении спасательных работ в очаге ядерного поражения
  • Примерные нормы площади для подразделений опм
  • Распределительный пост
  • Приемно-сортировочное отделение
  • Приемно-сортировочная для носилочных
  • Приемно-сортировочная для легкопораженных
  • Операционно-перевязочное отделение
  • Противошоковые палаты
  • Госпитальное отделение
  • Отделение частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви
  • Отделение медицинского снабжения (аптека)
  • Лабораторное отделение
  • Отделение эвакуации пораженных
  • Хозяйственное отделение
  • Работа сил и средств мсго в очаге химического поражения Организация работы санитарной дружины в очаге химического поражения
  • Особенности работы опм в условиях ликвидации последствий химического нападения Медицинское обслуживание в опм лиц, подозреваемых в контакте с ов
  • Организация работы опм в очагах химического заражения
  • Распределительный пост
  • Медицинское обеспечение тяжелопораженных («носилочных»)
  • Госпитальное отделение
  • Медицинское обеспечение легкопораженных и лиц, подозреваемых в контакте с ов
  • Площадка для ожидания санитарной обработки легкопораженных
  • Отделение санитарной обработки для легкопораженных
  • Терапевтические палаты для легкопораженных
  • Эвакуация легкопораженных в загородную зону
  • Реанимационные (противошоковые) палаты
  • Операционно-перевязочное отделение
  • Психоневрологический изолятор
  • Инфекционный изолятор
  • Лаборатория
  • Очаг химического заражения капельно-жидким ипритом
  • Очаг химического заражения аэрозольным ипритом
  • Особенности работы отряда первой медицинской помощи (опм) в очаге бактериального заражения
  • Работа опм в составе лечебно-профилактического учреждения
  • Работа опм на самостоятельном участке
  • Развертывание временного инфекционного стационара и организация его работы
  • Приемно-сортировочное отделение
  • Госпитальное отделение
  • Лабораторное отделение
  • Отделение медицинского снабжения (аптека)
  • Хозяйственное отделение
  • Режим работы в инфекционном стационаре
  • Медицинский учет и отчетность в отряде
  • Организация управления опм и его взаимодействия с другими формированиями го
  • Глава 8. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи
  • Место квалифицированной
  • И специализированной медицинской помощи
  • В системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных. Силы мс го, предназначенные для оказания этих видов помощи
  • Организация развертывания больничной базы медицинской службы гражданской обороны
  • Организация развертывания и работы головной больницы медицинской службы гражданской обороны
  • Основные сортировочные признаки
  • Организация развертывания и работы многопрофильной больницы медицинской службы гражданской обороны
  • Профилированная больница
  • Травматологическая больница
  • Терапевтическая больница
  • Инфекционная больница
  • Организация медицинской помощи легкопораженным в загородной зоне
  • Хирургический подвижный госпиталь
  • Токсико-терапевтический подвижной госпиталь
  • Инфекционный подвижной госпиталь
  • Бригады специализированной медицинской помощи
  • Глава 9. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время
  • Деятельность госсанэпидслужбы в составе сети наблюдения и лабораторного контроля
  • Понятие о карантине и обсервации
  • Задачи и организационная структура санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований
  • Заключение
  • Литература
  • 305041, Г. Курск, ул. К. Маркса, 3.
  • 305041, Г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Заказ № 492.
  • Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения (заражения)

    Специфика действий подразделений спасателей по ведению работ в очагах массового поражения обуславливает главную задачу психологической закалки их личного состава – формирование уверенности в выполнении поставленных задач и в надежности СИЗ и специальной техники, воспитание у него самообладания, стойкости и бесстрашия.

    В этих целях организуется и проводится четко спланированная психологическая подготовка.

    Из трех видов психологической подготовки (общая, специальная и целевая) особое значение для спасателей имеют две последних.

    Специальная психологическая подготовка – это систематическая и целеустремленная выработка активности, психологической устойчивости, практическое и теоретическое ознакомление с конкретными опасными ситуациями, вызывающими эмоциональный стресс.

    Специальная психологическая подготовка к выполнению спасательных работ в очагах массового поражения при экстремальной обстановке – это важная задача, успех выполнения которой достигается путем создания всех необходимых условий для проявления подразделениями и каждым спасателем своих творческих возможностей, выработке общей устойчивости их психики при действиях в сложившейся неблагоприятной обстановке.

    Целевая психологическая подготовка – это формирование боевого (активного) психологического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение спасательных работ в очагах массового поражения. Она осуществляется посредством мер, направленных на повышение активности психики, улучшение работоспособности еще до начала конкретных действий, создание оптимистического настроя. От уровня целевой подготовки зависит объем и качество выполнения личным составом спасательных работ, эффективность использования людских резервов, техники, приборов и снаряжения, настроение и поведение каждого спасателя.

    Воздействие поражающих факторов оружия массового поражения, может привести к гибели промышленно-производственного персонала, спасателей и населения. Знание этого обстоятельства сильно влияет на самочувствие мнительных людей. Они обычно преувеличивают опасность, подозревают ее везде. У них могут появляться сомнения в способности средств обеспечить защиту организма.

    Командирам, начальникам всех степеней и спасателям необходимо формировать у персонала и населения твердую уверенность в надежности средств защиты органов дыхания и кожи, а также в том, что будут своевременно приняты все меры для их спасения и восстановления здоровья.

    Спасателям всегда необходима объективная информация о реальной радиационной, химической, биологической (бактериологической) обстановке.

    Командиру (начальнику) для поддержания психологической устойчивости необходимо:

    – вырабатывать у личного состава готовность к первой встрече с условиями радиационной, химической, биологической опасности;

    – совершенствовать умения расчетов, экипажей, групп и спасателей в выполнении работ в очагах массового поражения;

    – развивать психологическую активность каждого спасателя, его способности выполнять задачи в условиях длительных эмоционально-волевых нагрузок при нахождении на зараженной местности;

    – развивать у личного состава высокую устойчивость психики к работе в условиях радиационного, химического, биологического заражения.

    Очень важным для спасателя является выработка устойчивости и готовности к первой встрече с радиационной, химической и биологической опасностями.

    Данное действие целесообразно проводить по разным направлениям, основными из которых являются:

    – выработка чувства долга и ответственности за выполнение поставленной задачи;

    – мобилизация духовных сил спасателя с учетом поставленных задач в зависимости от условий их выполнения;

    – выработка устойчивости и готовности к первой встрече с очагами радиационного, химического, биологического заражения с помощью активизации профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи.

    Спасатель должен быть четко ориентирован по ряду вопросов предстоящей работы.

    Особенно необходимо знать виды оружия массового поражения, особенности его воздействия на организм, средства защиты и мероприятия первой медицинской помощи, мастерски владеть техническими средствами и приспособлениями. Умелое владение комплексом перечисленных знаний, навыков и умений позволит спасателю уверенно действовать в очагах массового поражения;

    Каждый спасатель должен осознать важность своего предназначения, внутренние возможности, всегда быть уверен в том, что в любой ситуации есть безопасный выход, возможность сохранить здоровье и успешно выполнить поставленную задачу.

    Особую роль в достижении успеха спасательных работ в очагах массового поражения играет психологическая устойчивость.

    В сложных и опасных условиях спасатель должен быть хладнокровен и расчетлив. От него требуется умение быстро, спокойно и глубоко уяснить задачу, оценить обстановку и принять обоснованное решение.

    Главным источником психологической устойчивости спасателей при действиях в экстремальных условиях является их убежденность в важности выполняемых работ. Навыки, умения, мотивы поведения спасателя, его психологическая устойчивость зависят от того, как он понимает происходящие события, ради чего он ведет спасательные работы в очаге массового поражения.

    Психологическая устойчивость предполагает наличие у спасателя высокого чувства собственного достоинства, известного честолюбия и даже некоторого самолюбия. Чувство человеческого достоинства, благородная гордость собой, глубочайшая уверенность спасателя в необходимости действовать помогают сохранять присутствие духа.

    Спасатель должен быть готов к действиям в сложной радиационной, химической, биологической обстановках. При отсутствии личного опыта пребывания в данной ситуации необходимо ознакомиться с предстоящими условиями и особенностями выполнения задач в очагах массового поражения в целях формирования таких качеств как выдержка, стойкость, выносливость и самообладание.

    Психологическая устойчивость предполагает высокую выучку спасателей, наличие у них необходимых прочных знаний, умений и навыков. Между мастерством спасателя и его психологической устойчивостью имеется прямая зависимость. Когда он обладает прочными знаниями, умениями и навыками, то осуществляет деятельность с меньшими усилиями, увереннее и надежнее.

    Психологическая устойчивость спасателя предполагает наличие у него высоких волевых качеств.

    Высокой психологической устойчивости спасателей сопутствует их физическая закалка. Физически развитые люди могут выполнять в средствах защиты напряженную работу на 30–40% дольше, чем нетренированные.

    Психологическая устойчивость спасателя в значительной мере зависит от того, какова психологическая атмосфера в коллективе, в составе которого он действует.

    Главной задачей практической работы командиров подразделений по специальной и целевой психологической подготовке спасателей является: формирование реального представления о возможных очагах массового поражения. Для формирования правильного, объективного, всестороннего представления об очагах массового поражения (заражения), используются соответствующие занятия по боевой подготовке, изучение необходимых наставлений и памяток, беседы и лекции.

    Разъяснение, показ особенностей ведения спасательных работ в очаге массового поражения должны проводиться не отвлеченно, а в сугубо конкретных условиях и с конкретным ОМП. Личный состав спасательных подразделений должен знать меры оказания первой медицинской помощи. Из этих знаний формируется правильное представление об опасности оружия массового поражения.

    Командиры спасательных подразделений, организуя и проводя предварительную работу с личным составом, должны четко представлять конечную цель деятельности и пути ее достижения.

    Это сводится к следующему:

    – формирование ответственности за выполнение поставленной задачи и чувства долга;

    – направление всей деятельности на конкретную работу;

    – четкое ориентирование на выполнение соответствующей задачи;

    – формирование необходимых навыков и умений для выполнения задачи;

    – воспитание психологического настроя, самоконтроля и самомобилизации;

    – воспитание положительного отношения и установки на высококачественное и полное выполнение задания.

    Другой не менее важной задачей является формирование убеждения о возможности защиты от поражающих факторов ОМП.

    Осведомленность личного состава в положенном объеме о тактико-технических характеристиках средств защиты и их наличии, уверенность в их высоких защитных качествах имеет большое значение для психологической устойчивости спасателей. В этих целях на занятиях по изучению способов и средств защиты от ОМП спасатели детально изучают устройство и защитные свойства противогазов и средств защиты кожи и органов дыхания.

    В ходе изучения СИЗ особое внимание обращается на то, что они надежно и длительное время защищают личный состав от поражающих факторов ОМП.

    На практических занятиях, прежде всего при технической проверке противогазов, спасателей на их личном опыте убеждают в высокой надежности индивидуальных средств защиты. Хорошо также закрепляет уверенность в надежности противогазов последовательное прохождение в нем через волну дыма, созданную при помощи имитационных ядовитых шашек или гранат и т.п.

    Вместе с тем личному составу постоянно разъясняется, что высокая надежность обеспечивается только при условии повседневного внимательного отношения к сбережению средств защиты.

    Важной задачей, возлагаемой на руководителей и спасателей, будет являться поддержание психологической устойчивости среди пострадавших и населения, которое может оказаться в очагах воздействия поражающих факторов ОМП. Основным мероприятием, проводимым руководителями, в данных условиях будет являться выработка у населения и пострадавших уверенности в своевременной и действенной медицинской помощи и помощи по защите от оружия массового поражения.

    Очень важно, чтобы люди поверили в эффективность оказываемой помощи, которая будет осуществляться при ведении спасательных работ в очагах массового поражения. Для этого необходимо, чтобы спасатели умели делать простейшие перевязки, оказывать неотложную помощь, проводить необходимые профилактические мероприятия и имели квалифицированные знания и навыки по порядку и способам применения СИЗ.

    Важным слагаемым элементом психологической устойчивости пострадавших и населения является отношение к людям, выражение сочувствия, личный пример в поведении, забота о первоочередных нуждах.

    Первая психологическая помощь представляет собой систему методов и приемов словесного воздействия со стороны руководителей и спасателей на пострадавших, побывавших в очагах массового поражения, на людей, испытывающих эмоциональную напряженность. К таким методам и приемам можно отнести:

    – устранение факторов, вызывающих эмоциональную напряженность;

    – нахождение руководителей и спасателей в непосредственном контакте с населением;

    – поддержка добрым словом и необходимыми в данной ситуации советами;

    – спокойное рассуждение спасателя, четкие распоряжения, ясные команды;

    – проведение оперативной индивидуальной беседы с целью снятия напряжения;

    – недопущение окриков, пресечение насмешек и грубости с людьми;

    – осуществление контроля за спасателями со стороны медицинских работников и непосредственных командиров.

    При работе с пострадавшими и населением важной задачей спасателей будет являться формирование высокой радиационной, химической, биологической дисциплины.

    Радиационная, химическая и биологическая дисциплина понимается как неуклонное, своевременное и точное выполнение населением, попавшим в зону поражающих ОМП, установленных мероприятий по защите от поражения. К её требованиям относятся: своевременное использование индивидуальных средств защиты, неукоснительное выполнение отданных распоряжений, строгое соблюдение порядка и правил поведения на зараженной местности.

    Психические расстройства наблюдаются достаточно часто у спасателей и населения.

    Санитарные потери по особенностям психопатологической клинической картины целесообразно разделять по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые. Практически все лица с психическими расстройствами, независимо от степени тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи; первая врачебная помощь необходима 65% пострадавших с легкими и до 100% - с тяжелыми психогениями. При этом, как показывают расчеты, в специализированной медико-психологической помощи нуждаются 25% пострадавших с невротическими реакциями, 75% - с психическими расстройствами средней тяжести и 100% - с тяжелыми. Сроки лечения этих групп различны: до 10 суток практически для всех пострадавших с легкими психогениями и более двух месяцев для лиц с реактивными психозами. Наибольшие затруднения возникают при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим. Первоочередной задачей в этих случаях является выявление пострадавших с острым психомоторным возбуждением, обеспечение безопасности их и окружающих, ликвидация обстановки растерянности, исключение возможности возникновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия лиц, оказывающих помощь, имеют особенно большое успокаивающее значение для той части населения, у которой будут иметь место субшоковые (субаффектные) психогенные реакции. Эффективность мероприятий первой медицинской и доврачебной помощи обусловлена подготовленностью медицинского персонала и наличием необходимых медикаментозных средств.

    Для организации и оказания экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с острыми реактивными психозами используются психиатрические БСМП. Они создаются на базе психиатрических больниц и диспансеров.

    В состав бригады входят: руководитель бригады (врач-психиатр) – 1, врач (психиатр) – 1, врач-психофизиолог – 1, медицинские сестры – 2, всего – 5 человек.

    Объём медицинской помощи психотерапевтической бригады включает:

    Дифференциально-диагностическая оценка психических расстройств;

    Купирование реактивных состояний в очаге;

    Адекватная эвакуация пораженных с реактивными психозами и выраженными невротическими расстройствами до их эвакуации;

    Лечение пораженных в специализированных медицинских и лечебно-профилактических учреждениях;

    Профилактика невротических, астенических, психосоматических расстройств среди пострадавшего населения и спасателей.

    За 12ч работы бригада может оказать помощь 50-100 пораженным.

    Всех пострадавших с психотическими расстройствами, и в первую очередь лиц, находящихся в состоянии психомоторного возбуждения (особенно раненых), желательно эвакуировать санитарным транспортом в положении лежа, фиксированными к носилкам и обязательно с сопровождающим. На первый этап медицинской эвакуации пострадавшие могут поступать в состоянии физического ограничения. Пострадавшие с психогениями, как правило, отрицательно реагируют на меры стеснения, к которым следует прибегать только в случаях крайней необходимости (агрессивное поведение, выраженное возбуждение, стремление к самоповреждениям). Ограничить меры стеснения в этих случаях можно путем внутримышечного применения одного из медикаментозных средств, снимающих возбуждение: 2,5% аминазина - 2,0-3,0 мл; 2,5% тизерцина - 2,0-3,0 мл; 0,1% феназепама - 2,0 мл; 0,5% диазепама (сибазон, седуксен, реланиум) -2,0-3,0 мл.

    Инъекции успокаивающих средств при необходимости повторяют 2-3 раза в сутки и обязательно производят за 20 - 30 мин перед эвакуацией возбужденные больных на ЭМЭ психоневрологический стационар. У некоторых пострадавших с психическими расстройствами могут иметь место побочные явления, связанные с приемом психофармакологических препаратов (нарушения со стороны сердечно-сосудистой и других систем организма). Поэтому в необходимых случаях следует сочетать применение психотропных средств с сердечно-сосудистыми средствами и дыхательными аналептиками. При пароксизмальных дискинезиях вводят внутримышечно 1-2 мл 10% раствора кофеин-бензоната натрия. Для купирования побочных явлений можно применять циклодол (мидантан, ромпаркин, паркопан) начиная с 2 мг до 12 мг в сутки.

    Необходимо специально остановиться на организации работы психоизолятора. Для его размещения желательно выделять помещение вблизи сортировочно-эвакуационного отделения на первом этаже с отдельным входом, с запорами на дверях и решетками на оконных рамах. В случае невозможности может быть использована и специально оборудованная палатка или другое подходящее помещение. Пострадавшие размещаются в психоизоляторе на кроватях или носилках, фиксированных к «козлам», а в случае их отсутствия - на нарах или на полу, укрытом подстилочным материалом. Для введения различных медикаментозных средств желательно использовать шприц-тюбики. Пострадавшие с выраженной симптоматикой при отсутствии отчетливых нарушений сознания, мышления, двигательной сферы, эмоциональных расстройств могут задерживаться на первом этапе медицинской эвакуации на короткий срок (до суток) для врачебного наблюдения. В случае выздоровления (улучшения состояния) они возвращаются к выполнению обычных обязанностей.

    Выделение такой группы, которая может быть весьма представительной, чрезвычайно важно. Во-первых, это обеспечивает возможность дополнительного подключения к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам значительного числа людей, во-вторых, исключается нерациональное расходование эвакуационно-транспортных средств для их эвакуации на больничную базу, в-третьих, существенно снижает загрузку психоневрологических больниц.

    Все лица с нарушениями сознания, мышления, с двигательным беспокойством, выраженной депрессией после оказания первой врачебной помощи подлежат направлению в психоневрологический стационар. Эвакуация пострадавших в психиатрический стационар должна вестись специальным санитарным или приспособленным для этих целей транспортом. Крайне желательно, чтобы с каждой машиной следовал сопровождающий медицинский персонал, обеспеченный необходимыми медикаментами (аминазин, тизерцин, димедрол, готовые литические смеси и др.), стерильными шприцами и иглами, предметами ухода за больными, перевязочным материалом, питьевой водой. Особую группу составляют пострадавшие, у которых наряду с основным поражением (травмой, ожогом, интоксикацией, радиационным поражением) имеются и психические расстройства. Они должны эвакуироваться в соответствующие профилированные больницы после оказания им необходимой помощи, направленной на ликвидацию (профилактику) нервно-психических нарушений.

    Для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения контуженых и пораженных, имеющих психические и нервные расстройства, создаются психоневрологические больницы.

    Они развертываются на базе существующих психиатрических больниц, психоневрологических диспансеров со стационарами, а также сельских участковых больниц терапевтического профиля при обязательном усилении их врачами-психиатрами. Кроме оказания медицинской помощи и лечения, специалисты этой больницы осуществляют экспертизу больных с расстройствами нервнопсихических функций.

    Вопросы и задания

      Расскажите о порядке перевода МС ГО на военное положение.

      Расскажите о мероприятиях МС ГО, проводимых при введении общей готовности ГО.

      Перечислите задачи МС ГО при проведении эвакомероприятий.

      Расскажите об организации медицинского обеспечения при эвакуации.

      Расскажите о медико-психологическом обеспечении населения в очагах массового поражения.

      Дайте характеристику медико-психологической подготовке спасателей к действию в условиях применения ОМП.