Главная · Боли в желудке · Как восстановить нормальную работу мозга. Как улучшить работу мозга и память? Цианокобаламин - витамин B12

Как восстановить нормальную работу мозга. Как улучшить работу мозга и память? Цианокобаламин - витамин B12

Все авторы гимнастик, исследователи и разработчики системы упражнений по-своему знают, как улучшить работу мозга. Методы улучшения работы мозга могут быть разные, но в основе каждого из них лежит либо улучшение функциональных способностей нейронов (их жизнеспособности и умения принимать и передавать сигналы), либо структурирование процесса мышления по более эффективной модели. Практики-интеллектуалы - люди, для которых эффективная работа мозга, его укрепление и активизация, стала профессиональной необходимостью - стараются объединить оба направления.

Мы провели обзор существующих методик и выбрали 15 проверенных способов улучшить работу мозга, для простоты восприятия разделив их на 3 группы:

  1. физиологические,
  2. опосредовано стимулирующие (технические),
  3. интеллектуально-психологические.

Топ-5 физиологических способов

Гимнастика Кацудзо Ниши - укрепление сосудов мозга

Для укрепления сосудов головного мозга применяют популярную гимнастику японского целителя Кацудзо Ниши. Тренировка капилляров осуществляется с помощью двух основных упражнений:

  • «Вибрация». Упражнение делается по утрам прямо в кровати. Для этого нужно поднять вверх ноги и руки и в течение двух минут потрясти ими.
  • «Золотая рыбка». Вибрирующие движения производятся в положении лёжа на твёрдой поверхности, с удерживанием руки под четвёртым шейным позвонком и с подтянутыми к себе носками ног. Вибрирующие движения, аналогичные движению тела рыбки, нужно производить, сильно напрягшись.

Гимнастика О. Троицкой

Система этих упражнений была разработана Ольгой Троицкой ещё в 70-х годах. В число упражнений, помогающих человеку как развить мозг, так и придать себе позитивный настрой, входят:

  • «Кросс-Кролы» - ползанье на полу по-младенчески,
  • диагональные наклоны, при которых нужно сблизить колени и плечи, но тянуть нужно плечи к коленям, а не наоборот,
  • надавливание на «кнопки мозга» - массаж двух ямок под ключицами двумя пальцами одной руки (вторая рука при этом должна находиться на пупке), с последующей сменой руки,
  • массаж и выворачивание верхней части уха с одновременным поворотом головы до предела попеременно вправо и влево и др.

Пальцевая гимнастика

При этой ежедневной гимнастике пальцы от указательного до мизинца попеременно касаются статичного большого пальца руки. Упражнение делается в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) направлениях и одновременно на обеих руках.

Биостимуляторы мозговой активности

Речь о ноотропных средствах для активизации мозговой активности и нейростимуляторах. Способ хорош тем, что доступен даже тем, кому лень ежедневно заниматься гимнастическими упражнениям, и кто переходить на жёсткий здоровый образ жизни пока не готов. При правильном подходе способ совсем не отнимает времени в течение дня, не требует сколько-нибудь значительных денежных вливаний, но предполагает определённое терпение для прохождения полного курса (от 20 дней до 3-х месяцев). Это связано с одной «хитростью» приёма: препараты, действие которых заметно сразу, опасны и отличаются массой побочных эффектов. А препараты природно-растительного происхождения с гораздо более безопасным составом нуждаются в более длительном (курсовом) применения для достижения устойчивого результата.

Под здоровым образом жизни понимается весь комплекс процедур, направленных на то, чтобы как ускорить работу мозга, так и улучшить состояние нейронных сетей. В этом ряду полноценное обеспечение мозга кислородом - одно из условий его качественной работы. Для этого применяются различные дыхательные техники: удлинённый выдох, ритмичное дыхание с равномерными вдохом, задержкой и выдохом - все три стадии по 8 секунд.

Однако чтобы сосуды справлялись с обеспечением мозга, надо следить за их состоянием: отказаться от курения, алкоголя. Кровеносная система (включая систему микроциркуляции крови), доставляющая питательные вещества нейронам, справляется с нагрузкой, если соблюдены четыре условия:

  • отсутствует «загрязнение» клеток,
  • нет закупорки капилляров и сосудов головного мозга атеросклеротическими бляшками (а они обнаруживаются у 80 % обследованных людей старше 30-и),
  • удалось избежать жировых отложений, приводящих к уменьшению диаметра сосудов головного мозга, нарушению кровообращения и ухудшению работы головного мозга,
  • сохранена нормальная скорость тока крови, которая может нарушаться, например, из-за недостатка жидкости.

Соответственно, чтобы улучшить память и работу мозга необходимо пить достаточное количество воды, увеличивать количество Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, (сохраняя баланс с Омега-6), возмещать недостаток витаминов (особенно группы В).

Применительно к продуктам питания это означает, что нужно вводить в повседневный рацион морепродукты, жирную рыбу, семя льна, грецкие орехи, овощи, какао, зелёный чай. Триптофан, который препятствует старению нейронов, содержится в мясе курицы, бананах, винограде и орехах.

Чтобы активизировать работу мозга нужен лизин, содержащийся в какао, шоколаде, бобах, орехах. В качестве антисклеротических композиций называют, например, смесь сока репчатого лука с мёдом (1:1), который надо по столовой ложке принимать перед едой трижды в день в течение месяца.

Топ-5 «технических» способов

Музыкальное сопровождение

Эксперименты психолога Френсиса Раушера, проведённые ещё в 1995 году на крысах, показали, что двухмесячное прослушивание композиций Моцарта (сонаты для двух фортепиано до мажор) позволяло лабораторным грызунам развиваться быстрее и на «экзаменах» увеличить скорость прохождения лабиринта по сравнению с контрольной группой.

Бинауральная стимуляция

Стереофоническое звуковое воздействие на два уха одновременно при создании близкочастотных, но разных колебаний, создаёт особый стимулирующий эффект. Достигается этот эффект при применении стереонаушников и разнице в частоте не более 25 Гц. При правильно скомпонованном воздействии человек «слышит» звук, сгенерированный самим мозгом, что зачастую используется в медитативных и гипнотических практиках. Однако влияние бинауральной стимуляции на организм изучено плохо, поэтому бесконтрольно применять этот метод на себе не рекомендуется.

Ароматы

Влиянием запахов на состояние организма человека занимается аромалогия. Согласно её канонам, к запахам, способным повышать работоспособность мозга, относятся ароматы:

  • грейпфрута, применяемого, чтобы увеличивать творческий потенциал и энергию,
  • иланг-иланга, стимулирующего умственную деятельность и создающего оптимистичный настрой,
  • пачули - умеренно тонизирующего аромата, ускоряющего мыслительные процессы и придающего решительность человеку,
  • лимона, способного как улучшить работу головного мозга, так и взбодрить уставшего человека.

Лимонный аромат, улучшающий способность к концентрации, влияющий на работу памяти, используется чаще других перечисленных запахов из-за широкого распространения цитруса. К популярным у нас запахам, которые также помогут повысить возможности памяти и работы мозга, относятся жасмин, гвоздика, корица. Для памяти применяют аромат мяты, который незаменим при умственном переутомлении. Хорошо «очищает» голову, активируя фантазию, масло левзеи. Настроить себя на длительный рабочий процесс поможет розмарин, а усилить волю и снять нервозность - запах кедра.

Ритм

Настраивать свой мозг на активную работу помогает процесс ритмичного постукивания рукой или пальцами, производимый в процессе обучения. Об этом говорят исследования нейробиологов из Сан-Диего, которые рассказывают о том, как стимулировать работу мозга, используя самые простые приёмы. Но «игра» с ритмами в качестве обязательного элемента используется и в шаманских практиках, где ритм, создаваемый ударами бубна и танцем, становится основой для погружения в изменённое состояние сознания.

Ковыряние в носу

Ковыряние в носу считается плохой привычкой, от которой детей старательно отучают. Но непроизвольное ковыряние в носу во время задумчивости обратило на себя внимание совместной англо-американской группы исследователей, которые сравнили показатели умственной активности у тех людей, кому «запретили» на время эксперимента ковыряться в носу, с показателями людей, на которых запрет не распространялся. Предварительные результаты показали повышенный уровень мозговой активности у первой группы. До проведения дополнительных контрольных экспериментов исследователи объяснили феномен тем, что, ковыряя в носу, люди массируют слизистую носа, что способно активировать массу расположенных там рецепторов, а это опосредованно стимулирует работу мозга.

Топ-5 «психологических»

Чтение

Чтение - метод интеллектуального развития, работающий с детства до глубокой старости. Для более эффективной тренировки кратковременной памяти обычно советуют выбирать стилистически витиеватые тексты с большим количеством сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. В таких текстах читатель должен удерживать всю конструкцию в голове, что стимулирует работу мозга, способствует укреплению и активизации памяти. Но принципиальным здесь является сам факт регулярного ежедневного чтения.

Ведение дневника

Рукописное ведение дневника должно как активизировать творческий потенциал, так и тренировать память, если все значимые события дня записывать с сохранением технических подробностей и нюансов восприятия. Если в дневниковой записи указывать, например, и номер автобуса, и число пассажиров с их особенностями, и количество остановок, то кроме памяти, это поможет развить ещё и наблюдательность.

Интеллектуальные игры

Чаще всего среди игр, способных усиливать работу мозга, действующих на укрепление и активизацию памяти, называют шахматы, карты (покер), шашки. Если рядом не оказывается достойного соперника и развитие останавливается, стимуляция работы мозга может быть обеспечена созданием для себя более жёстких условий игры: сокращением времени на ход, форой в перевесе и т. д. Но мозг можно тренировать и любыми другими играми. Например, можно упаковывать вещи в сумку оптимальным способом (у кого из участников соревнования поместиться больше, тот и выиграл) или по памяти называть предметы, которые ведущий выкладывает на столе.

Изменение привычек

Смена основной руки в повседневных бытовых процессах позволяет активизировать для этого вторую половинку мозга и стимулирует её развитие. Для этого достаточно держать вилку, чистить зубы, писать не той рукой, которой привык, а менее «умелой». Хорошо влияет на развитие мозга и отказ от привычного маршрута следования на работу или расширение списка посещаемых магазинов.

Расширение чувственного восприятия

Пусть даже искусственно увеличенный объём поступающей информации тренирует мозг как инструмент. Чем больше органов чувств участвует в процессе обработки информации, тем большую активность проявляет мозг и тем проще будет запомнить всё, что связано с новым материалом. Для быстрого и простого запоминания предмета или события психологи рекомендуют включить все органы чувств - пощупать, понюхать, попробовать на зуб, рассмотреть и послушать предмет или связать с чувственными ассоциациями произошедшее событие.

Инструкция

При любом удобном случае тренируйте свою память. К примеру, лото, шахматы, шашки, карты не просто оптимизируют память, но и развивают смекалку и сообразительность. Не менее полезны для тренировки памяти решение ребусов, математических задач и разгадывание кроссвордов. Изучайте иностранные языки - один из сложных, но действенных способов «разбудить» свой мозг. Это влияет , хорошо развивает ассоциативное мышление, улучшает коммуникативные навыки. Впрочем, тренировки по запоминанию можно начать с малого – например, запоминайте номера телефонов, но не только те, что вам необходимы в повседневной жизни, а также те, по которым вы звоните довольно редко. Если вы склонны к образному мышлению, можно попытаться выучить длинную басню или поэму. Чем больше вы будете «загружать» в ваш черепной «компьютер», тем выше будет его производительность и отдача.

Несколько лет назад французский психолог Франциск Рошер сделал , которое в получило «эффект Моцарта». Прослушивание музыкальных произведений великого композитора Моцарта способно улучшить математическое мышление . Опыты проводились на крысах, результаты и научные труды опубликованы на многих языках мира. Так, крысы преодолевали препятствия и лабиринты гораздо быстрее после прослушивания Моцарта, нежели после шумной музыки, к примеру, композитора Филиппа Гласа. Музыка – не только самый гармоничный способ повысить свои умственные способности, убежден ученый, но и поправить здоровье в целом.

Для важна не только интеллектуальная и музыкальная пища, но и полноценное питание изнутри. Употребляя натуральные продукты, вы помогаете своему обновлять клетки благодаря тому, что кровеносная система постоянно доставлять питательные вещества мозгу. К строительным материалам относятся жирные кислоты растительного происхождения (например, растительное масло, орехи) и минеральные вещества, а именно: фосфор, медь, сера, цинк, кальций, магний, . Фосфор, способствующий образованию новых мозга, в избытке содержится в бобовых, цветной капусте, сельдерее, огурцах, редисе, сое. Сера, обеспечивающая насыщение клеток мозга кислородом, присутствует в капусте, чесноке, моркови, инжире, луке и картофеле. Цинк, повышающий умственные способности и улучшающий состав крови, может поставляться в организм проращенной пшеницей и пшеничными отрубями. А кальций и железо, отвечающие за кроветворение, достаточный уровень гемоглобина и состав крови, содержится в яблоках, абрикосах, свекле, капусте, зеленых овощах, бобовых, рисе. И, наконец, магний, отвечающий за нормальное функционирование всей нервной системы, поступает в организм вместе с миндалем, мятой, цикорием, оливками, арахисом и цельными зернами пшеницы.

Кислород как нельзя лучше активизирует работу мозга. Достаточно несколько раз глубоко вдохнуть желательно свежий воздух (на улице, не в замкнутом помещении) в тот момент, когда вам требуется «пораскинуть мозгами». Дышать лучше через нос, сидеть следует ровно. Поэкспериментируйте: попробуйте решить в уме несложную математическую задачу, сидя в сутулом положении и с открытым ртом, а затем решите другую задачу, но уже выпрямившись и закрыв рот. Разница будет очевидной. Кстати, легкой зарядки будет достаточно для того, чтобы к мозгу активнее стала поступать кровь. Всего десять , прыжков и наклонов «разбудят» мозг. Наверняка вы замечали, что во время быстрой ходьбы или пробежки поток мыслей более активный.

Человеческий мозг – это наисложнейший механизм природы из всех существующих. На него возлагается работа по регулированию и контролю всей жизнедеятельности человека. Если мозг прекращает выполнять необходимые функции, человек теряет способность действовать и чувствовать.

Ученые до сих пор не выяснили до конца, как работает человеческий мозг. Существует мнение, что мозг человека использует только 10% возможностей. Выясним так ли это и как заставить мозг работать на все 100.

Правда ли, что мозг работает только на 10%?

Несмотря на то, что ученые убеждены в использовании мозга на 10-15%, другие специалисты утверждают, что это миф. Для подтверждения этого приводятся веские аргументы:

Напрашивается вывод, что теория об использовании 10% мозга, не более чем необоснованный миф. Человек задействует все области мозга, но не на все 100%. Чтобы понять, как простимулировать мозговую активность, следует выяснить, как работает человеческий мозг.

Теория о том, что мозг работает лишь на 10% — не более чем миф!

Как работает мозг?

Мозг человека составляет не больше 3% от массы тела. Это приблизительно 1,5-2 кг. Для его бесперебойного функционирования организму требуется 20% от общего количества кислорода, поглощаемого легкими.

Человеческий мозг – это многоуровневая биологическая система. Его состав представляет собой высокоорганизованную структуру. Мозг имеет несколько областей, каждая из которых отвечает за конкретные функции. Некоторые области отвечают за сенсорную информацию – прикосновения, ощущаемые телом. Другие регулируют моторику – движения человека. Третьи области контролируют когнитивные функции – способность мыслить. Четвертые отвечают за чувства и эмоции.

Мозг человека устроен таким образом, что неактивные области временно перестают функционировать. Допустим, когда человек не ходит, область мозга, отвечающая за этот процесс, становится неактивной за ненадобностью в этот момент. Когда человек замолкает, часть мозга, регулирующая способность к воспроизведению речи, становится неактивной. Когда находимся в тишине, нейроны мозга, контролирующие слух, прекращают работу. Представим, что бы было, если бы все области мозга работали непрерывно. Организм человека не вынес бы такой нагрузки.

Когда мозг работает некорректно, человек моментально подвергается галлюцинациям из-за необходимости испытывать больше ощущений, чем положено. Мышление и мозговая активность – это сложная область знаний. Ни один специалист не сможет подробно ответить на вопрос, что случится, если единовременно возбудить все нейроны человеческого мозга.

Одновременная работа всех частей структуры мозга невозможна!

В работе мозга важно придерживаться «золотой середины». Лишняя интеллектуальная активность губительно сказывается на жизнедеятельности человека. В том, что невозможно одновременно заставить работать все области мозга, есть несомненное преимущество. Ведь когда человек принимает пищу, ему не нужно петь, когда сидит у компьютера – нет необходимости танцевать, когда пишет диссертацию – мысли о чем-то кроме нее только помешают. Таким образом, необходима не только активность «нужных» нейронов, но и блокирование «ненужных». Нарушение баланса работы мозга приводит к психическим заболеваниям и лишним проблемам.

Примером нарушенного баланса работы мозговой структуры выступает тяжелое заболевание эпилепсия. Человек подвергается судорогам, когда блокирования «ненужных» областей мозга не происходит. В момент припадка мозг активирует те нейроны, которые должны быть заблокированы. Волна перевозбуждения нейронов и приводит к судорогам в мышцах. Ощущения человека при приступе эпилепсии описать нельзя, так как во время припадка память не функционирует.

Заставить мозг работать на все 100%, активируя все нейроны, опасно. Но стимуляция мозговой активности, чтобы улучшить эффективность работы мозга, вполне возможна.

Способы заставить мозг работать на 100%

Для использования возможностей мозга по максимуму и без вреда для организма предлагаем воспользоваться полезными советами.

  • Активный образ жизни. Чем больше физических нагрузок испытывает организм, тем лучше работает мозг. , Вы позитивнее будете смотреть на жизнь, станете остроумнее и счастливее. От физических нагрузок количество клеток, регулирующих процесс изучения информации и память, увеличивается.
  • «Королевская» осанка. Положение спины и шеи во время ходьбы или сидения влияет на мыслительный процесс. Проведите простой эксперимент. Попробуйте решить уравнение, сидя неправильно, а следом с выпрямленной спиной. Вы заметите, что во втором случае мыслительный процесс работает результативнее.
  • Хорошее кровообращение. Нарушение циркуляции крови мешает концентрации внимания. Если Вы долго находитесь в одном положении, то сделайте небольшую зарядку или прогуляйтесь. Это поможет восстановить кровообращение.
  • Тренировка мышления. Кроме физических упражнений важно стимулировать и области мозга, регулирующие другие функции. Развивать мозг можно только заставляя его работать. Пробуйте новое. Будьте любопытными. Задавайте вопросы. Посещайте новые места. Читайте книги. Займитесь живописью. Сделайте привычкой спрашивать «почему?» и всегда находите ответ на этот вопрос.

Используйте мозг правильно, задействуйте все его области для улучшения интеллекта. Начните с малых привычек и со временем переходите к глобальным изменениям образа жизни и увлечений. Стимулируя мозговую активность, Вы станете продуктивнее и счастливее.

Декартово «мыслю, следовательно, существую» немало столетий было горячо обсуждаемой цитатой. Учёные то сходились, то расходились во мнении о верности этих слов. Задуматься о том, что такая закономерность существует не только в прямом, но и в обратном значении, заставили последние исследования. На развитие головного мозга напрямую влияют наши занятия, образ жизни, физические нагрузки. Но как в суете будних дней выкроить для себя время на улучшение работы мозга? Вот несколько действенных научно обоснованных способов.

Ставить перед собой новые задачи

Национальный институт ментального здоровья более тридцати лет исследовал , как различная деятельность стимулирует когнитивные функции. Было выявлено, что люди, которые выполняют разноплановые задачи, создают новые решения и подходы, имеют большое число социальных связей, отлично справляются с когнитивными тестами. Результаты специалистов, деятельность которых связана с монотонной рутиной, оказались значительно ниже.

Любой человек может поставить для себя принципиально новую задачу. Она не обязательно должна быть сложной, главное - нестандартной для него.

Например, можно заняться сборкой больших пазлов, вышиванием или решением задач по физике из школьного курса.

Так, в Гамбурге был проведён любопытный эксперимент. Группа молодых людей начала заниматься жонглированием, и через несколько дней у всех был обнаружено увеличение доли серого вещества. Но через некоторое время после того, как они бросили новое хобби, всё вернулось на свои места. Поэтому здесь важна непрерывность: каждый раз открывать для себя что-то новое и постоянно стимулировать мозг.

Учиться, учиться, учиться

До недавнего времени считалось, что клетки мозга не восстанавливаются. Также считалось, что каждый участок мозга отвечает за конкретную область задач. Сейчас же утверждение о клетках опровергнуто, а рамки ответственности размыты. Причиной тому стали труды французского нейрохирурга Поля Брока. Его исследования показали, что мозг очень пластичен и способен создавать новые нейронные связи.

На фоне этого утверждения было поставлено немало экспериментов . Так, в Калифорнии от обезьян требовали выполнять действия одним пальцем. После чего на снимках до и после занятий наблюдался прирост нейронных связей.

Также было выявлено, что пациенты с дислексией (специфическим расстройством чтения) улучшают свои способности после продолжительных занятий по распознаванию звуков. Ответственная за эту способность часть мозга становилась больше и активней.

Важно и то, что человеческий мозг способен перенести навыки из «нерабочей» области в «рабочую». Таких результатов достигали люди, которые после инсульта утратили работоспособность части этого органа, но непрерывно его тренировали. Всё это и есть рождение нейронных связей - нейрогенез.

О живости ума людей, которые всю жизнь занимаются научной деятельностью, не стоит и говорить. Поэтому вывод напрашивается сам собой: нейроны, как и мышцы, нуждаются в постоянной тренировке.

Есть резон убить одним выстрелом двух зайцев: учиться не только для увеличения нейронных связей, но и с прямой пользой для жизни. Можно пройти курс «Развитие феноменальной памяти» . Упражнения для развития памяти полезны и как тренировка, и как получение нужного навыка. Можно начать легко запоминать все номера мобильного, большие объемы информации и быстро учить иностранные слова.

Заниматься музыкой

Неврологи доказали , что во время игры на музыкальных инструментах мозг человека «зажигается» - его участки активируются и находятся в непрерывной работе долгое время.

Любопытно, что ученые из Канзаса выявили: IQ профессиональных музыкантов не снижается даже в старости.

Неслучайно родители часто отдают своих детей заниматься в музыкальную школу. Студенты и школьники, которые умеют играть на скрипке, показывают лучшие результаты в обучении, чем другие их сверстники.

Если душа лежит и есть свободное время, то почему бы не уделить его музыке? Взять в руки классическую гитару или начать играть на укулеле - в сети есть немало видеоуроков для детей и взрослых, которые помогают легко и быстро осваивать музыкальные инструменты.

Устроить себе голодовку

Физиолог из Гарварда Ричард Джоулл выявил, что даже при правильном питании редкое употребление быстрых углеводов ускоряет запоминание сложной информации и стимулируют мозг. Однако есть способ думать лучше без вреда для здоровья. Речь идет о правильной голодовке.

Также этому способствует увеличение интервалов между приемами пищи. Такой эксперимент не требует дополнительных временных и денежных затрат, но подходить к переменам в своём питании следует очень аккуратно.

Составить конспект

Существует любопытный способ , испытанный студентами кафедры теоретической физики, которые два месяца вели конспекты особым образом.

Конспект составляется так:

  • Нужно вдумчиво прочитать текст два раза.
  • Дословно переписать его, имея перед собой оригинал.
  • Перечитать написанное.
  • Резюмировать полученную информацию, не заглядывая в пример.
  • После прочтения своего резюме написать весь текст самостоятельно.

Способ полезен не только тем, что заставляет мозг находиться в непрерывной работе: чтение, запоминание, воспроизведение, структурирование. Дело в том, что нервные окончания на пальцах рук влияют на мнемонические способности. Работая карандашом или ручкой, человек неизбежно тренирует их.

Как говорил Альбер Камю, мыслитель движется вперёд, лишь если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными. Не бойтесь попробовать все способы, даже если вам кажется, что они вам не подходят.