Главная · Боли в желудке · Диагностический материал "корректурная проба". Корректурная проба Бурдона. Определение устойчивости внимания

Диагностический материал "корректурная проба". Корректурная проба Бурдона. Определение устойчивости внимания

28.07.2017

системное заболевание. Аутоиммунные нарушения поражают не определенные органы, а целые системы. Симптомы болезни очень многообразны. Высвобождение медиаторов аллергии приводит к развитию местных и системных реакций со стороны кожи, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы.

Поэтому диагноз аллергической болезни устанавливается в том числе и по результатам тестирования с предполагаемым раздражителем. Специфическое обследование включает:

  • сбор анамнеза;
  • аллергические пробы на коже;
  • провокационные тесты;
  • лабораторные методы.

Диагностику назначает врач-аллерголог, учитывая показания и противопоказания для каждого конкретного ребенка.

Кожные пробы

Аллергологические пробы на коже – метод диагностики специфической чувствительности организма. Проводится на первом этапе оценки патологии. Показанием для проведения кожных аллергических проб является информация из анамнеза (анкетирования, беседы с родителями), указывающие на роль причинно-значимого фактора определенного аллергена или группы.

Особенности метода

Кожные пробы на аллергены у ребенка


Принцип диагностики основан на взаимодействии причинного аллергена с клетками кожи. Если есть сенсибилизация, развивается местная реакция. Врач-аллерголог отмечает ее интенсивность. При выборе аллергенов, вводимых детям , учитываются сведения, полученные в результате опроса родителей.

Этот вид диагностики экономичен, достаточно чувствителен. Однако для исключения ошибочных результатов важно правильно выполнять технику постановки. Результат пробы при аллергической болезни виден практически немедленно. Метод безопасен и не имеет ограничений по возрасту.

Как делают аллергопробы?

Аллергопробы делают только в медицинском учреждении


Диагностика проводятся с помощью готовых водно-солевых экстрактов различных аллергенов: эпидермальных, пыльцевых, пищевых, пылевых.

При тестах способом скарификации на тыльную сторону предплечья на небольшие царапины ребенку наносятся капли аллергенов. Капли находятся на коже 10 минут. Затем их вытирают, ждут 10 минут и смотрят, не появилось ли покраснение и волдырь. Вывод о положительном результате делается на основе совпадения рассказов, полученных от родителей, с реакциями на коже + + для детей до 3 лет и +++ для детей после 3 лет.

Расшифровка проб способом скарификации следующая:

Виды проб на коже

Внутрикожная проба проводится для выявления отдельных аллергенов


При сомнительных результатах скарификационных проб делают внутрикожные пробы. При их проведении существует риск развития системной реакции. Поэтому раствор аллергена разводят в 100 раз и более.

При технике prick-тестов аллергены поступают в кожу с помощью специальных одноразовых ланцетов уколом. Чаще всего тестирование выполняют на ладонной поверхности предплечья или на спине.

Для диагностики контактного аллергического дерматита и фотоаллергических реакций выполняют аппликационные кожные тесты (path-tests). В качестве аллергенов берут лекарства и химические вещества. Раствор используется в концентрациях, не провоцирующих раздражение кожи у здоровых людей.

Чтобы сделать аппликационные тесты, нужно будет посетить врача 3-4 раза. В первый визит аллерген наносят на кожу. Через двое суток лоскуты снимают и через 15-20 минут врач смотрит местную реакцию. Заключение теста делают при осмотре через 72 часа.

Правила проведения кожных проб

Диагностику аллергии у детей проводят при соблюдении правил


Кожные аллергопробы проводятся только в лечебном учреждении, где есть медицинское оборудование, квалифицированный персонал и лекарства на случай возможности развития анафилактического шока. Однако такой исход диагностики бывает очень редко.

Детям до 3 лет обследование проводится в неполном объеме: за один раз можно ставить не более 5 проб с неинфекционными аллергенами. Не более 10 проб выполняется у детей старшего возраста.

Подготовка к аллергопробам исключает прием антигистаминных лекарственных средств за 2-3 суток до тестирования, стабилизаторов тучных клеток (кетотифен) за 14 дней. Нежелательно проводить тест на фоне приема антибиотиков.

При выявлении грибковой сенсибилизации необходимо за 2 дня до теста исключить из питания продукты, содержащие микроскопические грибы: плесневые сорта сыров, кефир, творог. Нельзя употреблять эти продукты в день диагностики и на следующий день, так как возможна активация местных реакций через сутки.

Для диагностики аллергии на лекарства у детей кожное тестирование проводят редко, поскольку обычно сенсибилизацию вызывает не сам препарат, а продукты его расщепления. Их сложно определить.

Кожные пробы на аллергены у детей имеют противопоказания. Диагностику не проводят в период обострения болезни и сразу после острой аллергической реакции, при присоединении вторичной инфекции, если ребенок пережил анафилактический шок, страдает нервными расстройствами.

Аллергопробы у детей имеют высокую достоверность (95%) в случае отрицательного результата. Введение аллергена кожно при отсутствии местной реакции исключает наличие сенсибилизации к нему. При положительной реакции в ряде случаев тест дает ложный результат. Причиной их может быть пониженная реактивность кожи у детей раннего возраста (до 5 лет), неправильное хранение аллергенов или нарушение техника выполнения аллергопроб для детей .

Провокационные тесты

Принцип провокационных тестов заключается в оценке реакций со стороны пациента при введении постепенно нарастающего количества причинных аллергенов. Это наиболее точный метод диагностики, но и опасный. Проводится при строгих показаниях в период исчезновения симптомов заболевания.

По способу введения аллергена провокационные пробы бывают назальные, конъюнктивальные, ингаляционные. Детям с аллергией на пищу предполагаемый продукт дается через рот.

Недостатки провокационных проб заключаются в следующем:

Пробы противопоказаны, если в анамнезе есть указания на немедленное развитие крапивницы, отека Квинке, приступов удушья или анафилактического шока при контакте с данным аллергеном.

Лабораторная диагностика аллергии безопасна для детей


В обследование включаются только те исследования, которые помогают определить спектр чувствительности и изменения со стороны органов и систем, задействованных в патологическом процессе.

Методы лабораторной диагностики применяются довольно широко, так как обладают рядом преимуществ:

  • проводятся в раннем детском возрасте;
  • можно назначать в период обострения болезни и при приеме противоаллергических препаратов;
  • безопасны;
  • могут проводиться в случае, когда больной находится от аллерголога на большом расстоянии и доставлена может быть лишь сыворотка больного.

Общий анализ крови

Для выявления аллергической болезни ребенку нужно сдать кровь


Сдавать кровь ребенку нужно будет для определения числа эозинофилов. В норме расшифровка числа эозинофилов такая:
  • у новорожденных – 20-50 мкл –1 ,
  • у детей от 1 года до 3 лет – 50-700 мкл –1 ,
  • у взрослых – 0-450 мкл –1 .

Незначительное увеличение числа эозинофилов до 5-15% не является патологией для атопических заболеваний, но предполагает этот диагноз.

Повышение эозинофилов в крови на 15-40% от общего числа лейкоцитов может быть признаком аллергической болезни.

Исследование сыворотки крови для выявления специфических антител и антигенов


Основными методами являются определение повышенного общего уровня IgE в сыворотке крови – реакция Шелли и иммуноферментный анализ (ИФА).

Механизм теста Шелли определяется в способности базофильных лейкоцитов к их высвобождению (дегрануляции) под влиянием фиксированного раздражителя. Аллерген наносится на взвесь лейкоцитов обследуемого человека. Проба считается положительной, если процент дегранулированных форм превышает 10%.

Иммуноферментный анализ (ИФА) – метод качественного или количественного определения низкомолекулярных соединений. В его основе лежит специфическая реакция «антиген-антитело». В ответ на чужеродного агента образуется белковое соединение плазмы крови . Анализ дает возможность определять даже низкие концентрации иммуноглобулина IgE.

Расшифровка анализа следующая:

Кожные пробы выявляют только наличие чувствительности и говорят о том, что человек контактировал с этим аллергеном. Перечисленные тесты не являются очевидным доказательством того, что на проверяемый аллерген разовьется реакция. Для ее возникновения недостаточно лишь наличия сенсибилизации и присутствие аллергена. Необходим еще ряд внешних и внутренних факторов.

Методы лабораторной диагностики – это дополнительные меры, помогающие уточнить сомнительные результаты тестирования.

Всем Доброго дня!

Сегодня я хочу рассказать вам о корректурных пробах.
Что это такое, для чего они используются и как можно их применять в играх с детьми.

«Корректурная проба» – это метод исследования внимания, который был создан в 1895 году Б. Бурдон.

Испытуемому в эксперименте предъявляется страница, которая заполнена какими-нибудь знаками. Знаки обязательно располагаются в случайном порядке. Это могут быть буквы, цифры, рисунки-миниатюры, геометрические фигуры. Испытуемый должен найти определенный знак и как-нибудь его выделить – зачеркнуть, подчеркнуть, обвести, поставить внутри фигуры определенный знак.
Как именно выделить знак, и какой это должен быть знак задаётся в инструкции.

С помощью данного метода можно оценить разные параметры внимания:переключение, распределение, устойчивость, концентрация.
Применять корректурную пробу можно с дошкольного возраста до пенсионного.
То есть, для использования теста возрастных ограничений практически нет, все зависит от правильности стимульного материала.



Проводить тест мы не будем, вы можете легко скачать его, набрав в строке поисковика «Корректурная проба».
Мы будем использовать «пробы» для тренировки внимания.
Тесты можно использовать как в обычном виде, так сказать стандартном, который уже прилагается к исследованию.
Бланки с корректурными пробами, которая я нашла в интернете вы можете скачать
в нашей группе ВКонтакте . Я специально создала отдельный фотоальбом.

А можно подойти творчески, немного видоизменить и …..вот что у меня получилось))
Увлекательные игры для развития внимания!

Зашифрованные стихотворения А.Барто. Нужно зачеркнуть буквы, которые выделены в первой строчке, затем переписать оставшиеся и прочитать стихотворение.
Конечно, для детей постарше можно и усложнить задание, не переписывать буквы, а сразу прочитать стихотворение.

Ответы не пишу. Буду рада, если вы разместите их в комментариях.
Внизу поста можно скачать данные стишки для распечатки в формате PDF.


Еще варианты для заданий:

Подчеркнуть каждую четную букву, выписать эти буквы, расставить знаки препинания и разделить на слова.
-пропустить первую букву, вторую зачеркнуть, третью пропустить, четвертую зачеркнуть и т.д. Все не зачеркнутые выписать, разделить на слова и прочитать.
-две первых буквы зачеркнуть, вторые две подчеркнуть. Слова составлять из подчеркнутых букв.

Корректурные пробы для оценки внимательности французский психолог Бенджамин Бурдон придумал в конце XIX века. Уже в начале XX его методику применяли в сфере психологии труда для тестирования рабочих, которые управляли фабричной техникой. Результаты позволяли судить, насколько они внимательны и надежны. Позже тесты Бурдона стали использовать в клинической психологии для работы с людьми, страдающими психическими расстройствами. Сегодня корректурные пробы применяются в том числе в педагогической практике. Очень редко – в детских садах, чаще – в школах, обычно в частных или коррекционных. И хотя современные психологи предпочитают оценивать внимание малышей с помощью игровых методик, разработки Бурдона до сих пор в ходу. А учитывая, что тест длится всего 10 минут, для экспресс-оценки в домашних условиях его тоже можно испробовать.

Способ применения

Суть методики простая. Ребенку выдаются карандаш (или ручка) и листок, на котором в несколько рядов друг под другом изображены простые фигуры или буквы. Найти образцы для проведения корректурных проб Бурдона можно в интернете. Экзаменатору нужен только секундомер. Сначала ребенку дается инструкция: после сигнала начать вычеркивать две буквы - «К» и «Р», а когда экзаменатор произнесет слово «Черта!», поставить вертикальную черту после той буквы, на которой он остановился, и продолжать выполнять задание дальше. Тест длится строго 10 минут, а слово «Черта!» нужно говорить в конце каждой минуты. Собственно, для этого экзаменатору и нужен секундомер.

Ключевые параметры

За это короткое время методика корректурных проб Бурдона позволяет оценить сразу несколько ключевых параметров. Первый – объем внимания. Это способность за определенный промежуток времени охватить и удержать в памяти от 5 единиц информации и больше. И у детей и у взрослых нижняя планка одинаковая. Второй критерий – продуктивность внимания, то, насколько хорошо человек может использовать эти 5 единиц информации для решения поставленной задачи. Третий – устойчивость внимания. Этот параметр позволяет оценить, как работает память в целом на протяжении отведенных 10 минут. Например, в начале теста ребенок может выполнять задание плохо, в середине – лучше, а в концу опять переутомляется и делает ошибки. Четвертый критерий – переключаемость (или гибкость) внимания. Это способность удерживать «фокус» на определенном объекте длительное время. Иными словами, как ребенок может, удерживая в памяти одну задачу, по сигналу экзаменатора ее тормозить, и приниматься за выполнение следующей.

Выбор материала

Существует отдельно корректурная проба для дошкольников и корректурная проба для младших школьников. Разница в материале, который выдается для проведения теста, и в исходном количестве символов. Малышам дают задания, где нужно оперировать легко узнаваемыми и простыми значками. Это могут быть звездочки, кружочки, крестики, смайлики. Корректурная проба для дошкольников предполагает схожие манипуляции с буквами. И такого принципа желательно придерживаться. Буквенный вариант чаще всего используют для тестирования детей, заканчивающих первый класс. К этому времени в их памяти обычно хорошо отпечатывается образ каждой буквы. А у малышей дошкольного возраста, даже если они прилежно выучили алфавит, как правило, образ самих букв еще недостаточно закреплен. Отсюда - высокая вероятность ошибок, потому что маленькие дети обычно сильно путают буквы. Но, конечно, если ваш малыш еще не ходит в школу, но уже быстро и бегло читает, можно предложить ему и буквенный вариант корректурной пробы Бурдона.

Подсчет ошибок

10-15 ошибок – это норма. 16-18 ошибок – некритично. 30-40 и больше ошибок – можно говорить о том, что стоит обратиться за консультацией к специалисту.

Правильный настрой

Лучше проводить тест в первой половине дня до 12:00 – в это время суток наша работоспособность максимально высока. В домашних условиях принципиально важно создать правильный психологический настрой. Атмосфера должна быть дружелюбной, с этим в родных стенах проблем не будет. Однако важно подчеркнуть, что никаких оценок в конце не будет и результаты теста ни на что не повлияют. Особенно это касается школьников, которые прекрасно знают, что такое оценки. Они могут переживать, что окажутся не на высоте, и тогда плохо справятся с тестом. Но с другой стороны, не забывайте про мотивацию. Не понимая, для чего нужен тест, ребенок может неохотно приступить к выполнению задания, и результаты окажутся неинформативными. Можно попробовать сказать так: «Сейчас проверим, насколько ты внимателен! Постарайся сделать задание как можно лучше!».

Оценка результатов

Методика корректурных проб Бурдона считается самой известной, но для оценки параметров памяти у детей она довольно сложна в использовании. Главная трудность в том, что интерпретировать результаты теста неспециалисту очень непросто. Ведь трудности с обучением не всегда связаны с низким интеллектом или нарушением психических функций. Плохие оценки могут быть связаны с причинами чисто психологического характера. Возможно, ребенку не понравился учитель или отношения между ними по какой-то причине испортились. Часто бывает и так, что придя в школу с огромным желанием учиться, ребенок, впервые столкнувшись с системой оценок, теряет весь энтузиазм. За низкими результатами могут также скрываться и общее переутомление ребенка, и недостаточная мотивация, и несформированность (в силу возраста) волевых качеств. Существуют еще индивидуальные особенности, поэтому разобраться, где норма, а где отклонение, без опыта почти нереально. Как бы там ни было, насторожиться всерьез стоит в том случае, если коммуникативные навыки у ребенка хорошие, а проблемы с запоминанием и концентрацией внимания существенные.

Методика "корректурная проба" была разработана в 1895 году Б. Бурдоном. Данный инструмент позволяет исследовать внимание, в том числе его устойчивость и способность к концентрации. Исследование осуществляется при помощи бланков, на которых рядами расположены буквы, символы или геометрические фигуры в произвольном порядке. Корректурная проба предполагает зачеркивание одного или нескольких графических символов (этот критерий определяется исследователем). Каждые 30 секунд (60 секунд) делается отметка в том месте бланка, где в этот момент

находится карандаш испытуемого. При проведении теста регистрируется общее время выполнения задания. Затем подсчитывается количество ошибок, их распределение по тексту и характер (пропуски знаков, строчек, зачеркивание иных символов, находящихся рядом или внешне схожих и пр.). Корректурная проба выполняется здоровыми испытуемыми в течение 6-8 минут. По итогам теста должно быть менее 15 ошибок. С точки зрения С. Я. Рубинштейна, результаты корректурной пробы следует формировать в виде графика, совмещающего две кривые, что измеряют скорость и точность выполнения задания. Графическое отображение корректурной пробы позволяет выявить динамику утомляемости и неустойчивости внимания испытуемых. Данная методика удобна в использовании, так как, кроме бланков, карандашей и секундомера, не требуются никакие специальные инструменты.

Модификация теста «Корректурная проба» для детей

Тест проводится для проверки у детей в возрасте 5-7 лет уровня произвольной регуляции и концентрации внимания, а также волевой готовности дошкольников. При его проведении ребенку дают бланк с набором букв или геометрических фигур и просят некоторые символы зачеркнуть определенным образом. Корректурная проба для детей позволяет выявить уровень готовности к школе, так как справиться с заданием сможет только тот, кто умеет слушать, принимать задание и регулировать свое поведение волевыми усилиями. Проведение теста желательно осуществлять в небольшой группе дошкольников (до 6 человек). Детям раздается стимульный материал: владеющим чтением предлагаются листы с рядами букв (примерно 30 рядов символов), не умеющим читать - листы с кругами, прямоугольниками, треугольниками и квадратами, расположенными в хаотичном порядке. На одной строке символов должно быть порядка 25-30. После раздачи стимульного материала дети записывают на обороте своих экземпляров имя, фамилию, дату рождения, дату проведения теста и время начала исследования. Инструкция зачитывается внятно, четко и громко. Все тестируемые дети должны понять, каким образом следует зачеркивать фигуры и буквы. Инструкция может быть такой: «Дети, послушайте меня внимательно. Я расскажу, какие фигурки нужно зачеркивать. Запоминайте. Посмотрите на свой листок. Нужно зачеркнуть все кружочки, справа налево, наискосок, квадраты, все квадраты - слева направо. Все треугольники нужно зачеркнуть крест-накрест. Повторите, что нужно сделать. А теперь начинайте работать». Если дети что-то не поняли, обязательно стоит повторить и объяснить правила еще раз. Дошкольники должно четко уяснить и запомнить, что именно от них требуется. Детям в возрасте 5 лет предоставляется образец во время выполнения тестирования. Все испытуемые начинают выполнять задание одновременно по сигналу, а через минуту, по просьбе тестирующего, проводят вертикальную черту после того символа, который отметили последним. Вертикальные черточки проводятся каждую минуту выполнения теста.

Интерпретация полученных данных

Корректурная проба - это многоплановая методика, позволяющая выявить несколько психологических свойств ребенка. Уровень произвольной саморегуляции анализируется по двум параметрам: умению принять и понять задание. Дошкольники с низким уровнем произвольности не могут принять работу, постоянно отвлекаются в ходе тестирования, делают много ошибок или начинают заниматься иными делами (например, раскрашивать фигуры). Вообще ребенок уже с 5-5,5 лет способен принять инструкцию и выполнить задание по образцу, а с 6,5 лет дети могут правильно выполнить задание по словесной инструкции без образца. Через 5 минут после начала работы у шестилетних детей резко увеличивается число ошибок (у семилетних через 10 минут). В этот момент необходимо сообщить детям, что осталось совсем немного поработать, всего одну минуту. В норме все дошкольники должны мобилизоваться и перестать допускать ошибки. Именно этот навык волевой концентрации необходим для успешной учебной деятельности. Также корректурная проба позволяет выявить степень утомляемости: дети с высокой степенью начинают значительно быстрее остальных уставать при выполнении теста (через 2-3 минуты с начала работы).

Диареи или кашля всегда вызывает у родителей тревогу и заставляет искать ответы на вопросы о причинах возникновения таких симптомов. Нередко даже не впервые возникшие признаки аллергической реакции принимаются врачами совсем за другие заболевания, и только наблюдательность близкого окружения ребенка может помочь заметить истинный фактор, провоцирующий ухудшение самочувствия. Немаловажное значение имеет и своевременность начала лечения аллергии, так как симптомы этого состояния часто сказываются на психике ребенка и могут приводить к негативным последствиям в будущем.

В этой статье вы сможете узнать о том, как можно выявить аллерген-провокатор у ребенка, ознакомитесь с методиками проведения тестов на аллергию и лабораторных исследований крови для выявления этого состояния.

Сейчас аллергические реакции, особенно в детском возрасте, стали далеко не редкими, так как экологическая обстановка существенно сказывается на состоянии иммунной системы. И специалисты отмечают, что только симптоматическая терапия аллергий не искореняет суть создавшейся проблемы и нередко приводит к нежелательным последствиям, так как длительный прием десенсибилизирующих средств негативно сказывается на состоянии внутренних органов. Для выявления провокаторов таких процессов могут применяться тестовые и лабораторные исследования, которые существенно помогают в лечении таких состояний и могут полностью избавлять человека от аллергической реакции.

Кожные пробы

При поллинозе с целью выявления аллергена ребенку назначают, как правило, кожные тесты.

Кожные пробы выполняются путем нанесения раствора аллергена на слегка поврежденный участок кожи и оценки возникающей реакции на введение провоцирующего агента. Показаниями для назначения такой тестовой методики могут становиться следующие состояния:

  • бронхоспазм;

Кроме этих состояний кожные пробы выполняются при пищевых аллергиях, после эпизода или отека Квинке, отрицательных реакциях на вакцины и .

Аллергопробы могут назначаться при выявлении у ребенка следующих симптомов, которые не могут обосновываться другими причинами возникновения:

  • хронический или сезонный насморк;
  • появление сыпи;
  • заложенность носа;
  • слезотечение и воспаленность тканей органов зрения;
  • зуд и жжение в глазах;
  • отеки на коже;
  • диарея или боли в желудке;
  • кожные и другие реакции после укусов насекомых или животных, использования бытовой химии, лекарств.

Выполнение кожных проб при аллергиях возможно только спустя месяц после появления первых симптомов аллергической реакции, так как при более раннем проведении их результаты могут быть недостоверными. Кроме того, в период обострения болезни их делать нельзя.

Кожные пробы всегда должны проводиться только в условиях специально оборудованного кабинета и выполняться врачом-аллергологом. Такое правило гарантирует не только получение достоверных результатов исследования, но и сводит к минимуму риски возможных осложнений, требующих незамедлительной помощи со стороны специалиста.

Используемые для выполнения кожных аллергопроб вещества-провокаторы разделяют на следующие виды:

  • прямые – используется аллерген в чистом виде;
  • косвенные – применяется сыворотка крови страдающего от аллергии человека.

По способу нанесения вещества-аллергены разделяют на:

  • прик-тесты (скарификационные);
  • аппликационные;
  • капельные;
  • внутрикожные;
  • термические: тепловые и холодовые.

Как подготовить ребенка к кожным аллергопробам

Перед проведением процедуры врач обязательно рекомендует соблюдение таких простых и не требующих проведения специфических мер правил:

  1. Прекратить прием .
  2. Исключить повышенную психоэмоциональную и физическую активность.
  3. Прекратить прием новых продуктов питания (если пробы проводятся с целью выявления пищевого аллергена).
  4. Подготовить ребенка морально к проведению проб: объяснить, что боль будет настолько минимальной, что ее не следует бояться.

Обычно такие пробы легко переносятся детьми после 5 лет, так как в этом возрасте ребенку уже проще подготовиться к проведению малоболезненных уколов или скарификационных повреждений кожных покровов.

В каких случаях проведение кожных проб противопоказано


Детям до 5 лет кожные тесты на аллергию не проводятся.

При назначении кожных тестов на аллергию врач обязательно выясняет возможное присутствие таких противопоказаний:

  • возраст до 5 лет;
  • острый период аллергической реакции;
  • наличие острых или обострение хронических заболеваний;
  • осложненное течение аллергии;
  • наличие в анамнезе случаев судорожных припадков;
  • присутствие онкологических процессов.

При необходимости (например, при сомнении относительно обострения хронических недугов) врач назначает проведение дополнительных исследований или направляет на консультацию к профильному специалисту.

Как выполняются кожные аллерготесты

Капельный

Эта разновидность кожного теста выполняется абсолютно неинвазивно, так как раствор аллергена с гистамином просто наносится на кожу в виде капли. Проба проводится в области предплечий или лопаток. Тест назначается для выявления:

  • пыльцевых, бытовых аллергенов;
  • реакций на домашних животных и птиц.

Аппликационные

Такой вид кожной пробы выполняется при помощи небольших пропитанных раствором аллергена кусочков ватного диска или марли, которые прикладываются на кожу и закрепляются лейкопластырем или целлофановой пленкой. Такое действие помогает проникать веществу-провокатору более активно, и результаты теста становятся более достоверными и получаются быстрее.

Эти тесты назначаются при кожных дерматитах и считаются более эффективными, чем капельный вариант такого исследования.

Прик-тесты (или скарификационные)

Эта разновидность кожного теста выполняется после незначительного раздражения кожи при помощи иглы-скарификатора и нанесения на эти очаги капли раствора аллергена. При выполнении детям до 12 лет за одно исследование применяется только 1-2 вида веществ-провокаторов, а после достижения такого возраста может использоваться до 15 раздражителей.

Тесты дают возможность определять агент, провоцирующий аллергию. Такие пробы считаются более достоверными, чем предыдущие варианты. Кроме этого, достоверность исследования выше при выполнении именно прик-теста, при котором, в отличие от скарификационной пробы, на коже выполняется менее инвазивный и более точный по глубине и площади прокол.


Внутрикожные

Такой вид кожной пробы выполняется при помощи выполнения внутрикожной инъекции тонкой иглой. Тест выполняется при необходимости определения чувствительности к микроорганизмам (бактериям или грибам). В настоящее время для проведения этих исследований используются пробы:

  • Манту;
  • Касони;
  • Пирке и др.

Термические

Эти тесты могут быть холодовыми или тепловыми и выполняются при помощи:

  • кусочка льда;
  • пробирки с горячей (42 °С) или холодной (ледяной) водой.

Результат пробы оценивается по возникновению волдыря на коже. В таких случаях проба считается положительной к воздействию используемого термического фактора – тепла или холода.

Как оцениваются результаты кожных проб

Результаты кожных проб могут оцениваться только врачом-аллергологом, который имеет большой опыт в проведении такого вида диагностики. Оценка теста может быть следующей:

  • отрицательный;
  • положительный;
  • слабоположительный;
  • сомнительный.

Положительный результат устанавливается по возникновению на кожных покровах припухлости и покраснения.


Какие побочные реакции и осложнения возникают после кожных проб

В ряде случаев у ребенка при выполнении кожных тестов могут возникнуть следующие различные по своей степени тяжести реакции:

  • высыпания и зуд по всему телу;
  • чрезмерное раздражение на участках кожных покровов, на которых выполнялось нанесение аллергенов;
  • ощущения сдавления грудной клетки при дыхании;
  • скачки артериального давления, проявляющиеся головокружением и синкопальными состояниями (обмороками);
  • неприятные ощущения в животе и кишечнике.

Такие симптомы возникают через несколько часов и могут сохраняться на протяжении первых суток после проведения исследования. При выраженных побочных явлениях ребенку могут угрожать тяжелые осложнения, которые в ряде случаев способны становиться причиной летального исхода. Именно поэтому врач перед проведением кожных проб обязательно ставит родителей ребенка в известность о возможном возникновении побочных реакций и необходимости проведения нескольких часов или суток в условиях стационара, в котором при необходимости может оказываться медицинская помощь в должном объеме. Степень риска в таких случаях определяется общим состоянием здоровья маленького пациента и видом применяемого аллергена.

Лабораторные аллергопробы по крови

Лабораторные анализы крови, позволяющие выявить провоцирующий аллергическую реакцию фактор, могут назначаться детям любого возраста. Этот момент существенно повышает востребованность данного вида диагностики. Кроме этого, при таких исследованиях ребенку не нужно контактировать с аллергеном напрямую и риск появления возможных побочных эффектов полностью устраняется.

Для выполнения аллерготестов по крови существует несколько маркеров:

  • общий (IgE);
  • триптаза;
  • эозинофильный катионный белок (ЭКБ);
  • аллергопанели IgE и IgG4.


Для чего выполняется аллергопроба крови на уровень иммуноглобулина Е (IgE)


Ребенку могут быть назначены и анализы крови, позволяющие выявить фактор, который провоцирует аллергию.

Принцип проведения этого исследования основан на выявлении специфических антител к аллергену при помощи ИФА (иммуноферментного анализа). Именно иммуноглобулин Е (IgE) способен отображать возникновение аллергических реакций немедленного типа. В норме в крови человека уровень этого продуцируемого аденоидами, миндалинами, слизистыми дыхательных органов, желудка, кишечника и клетками селезенки иммуноглобулина составляет 0,001 % от всех существующих белков крови.

При повторном вторжении аллергена иммуноглобулин Е взаимодействует с антигеном на поверхности тучных клеток и базофилов. В результате такой реакции в кровь поступает гистамин, гепарин, серотонин и другие вазоактивные факторы, провоцирующие возникновение симптомов аллергии. Кроме этого, IgE участвует в формировании противогельминтного иммунитета.

Именно поэтому анализ крови на иммуноглобулин Е назначается для определения наличия:

  • аллергической реакции;
  • бронхолегочного аспергиллеза;
  • иммунодефицитных состояний;
  • IgE-миеломы.

Исследование назначается после отмены (если она возможна) всех глюкокортикостероидных и других противоаллергических средств, часто назначаемых при аллергиях, и проводится только натощак. При необходимости отменяется только часть препаратов. Кроме этого, примерно за 3 дня до забора крови пациенту следует отказаться или ограничить эмоциональные и физические нагрузки. Забор крови выполняется из вены, но в некоторых случаях допускается забор из пальца.

Анализ крови на IgE может быть:

  • общим – назначается для определения уровня этого показателя крови и подтверждения или исключения наличия аллергической реакции;
  • провокационным – проводится для выявления конкретных аллергенов (ингаляционных, лекарственных, пищевых, бытовых, химических и пр.).

Провокационный анализ может выполняться при помощи выбранных врачом аллергенов. Всего существует около 200 видов таких провоцирующих изменение уровня IgE факторов. С момента контакта с таким веществом до изменений в составе крови проходит от 15 минут до нескольких часов, а результатом выполненного анализа становится повышенный показатель уровня IgE. В остальном такой анализ выполняется с соблюдением таких же правил подготовки к исследованию, как и при подготовке к общему анализу на показатель этой составляющей крови.

Результат анализа оценивается только врачом и за пограничное состояние берется показатель возрастной нормы (т. е. референсные значения) общего IgE:

  • до года – 0-15;
  • от года до 6-0-60;
  • от 6 до 10 лет – 0-90;
  • от 10 до 16 – 0-200.

Повышение этих показателей указывает на наличие аллергии или других заболеваний, которые являются показанием для назначения такого диагностического метода. После анализа врач может рекомендовать проведение других исследований или консультацию профильного специалиста, результаты которых помогают с точностью дифференцировать аллергию с другими заболеваниями.

Еще более точным и безопасным методом является определение в крови специфических IgE – антител к конкретному аллергену.

Для чего выполняется аллергопроба крови на уровень триптазы

Этот анализ крови позволяет определять уровень триптазы – особого маркерного фермента, который образуется базофилами, находящимися вне кровяного русла и образующими широкий спектр различных веществ при возникновении аллергии. Такой анализ назначается при:

  • анафилактических реакциях;
  • мастоцитозе.

Только при таких патологиях происходит повышение уровня триптазы в крови. При этом в первом случае она повышается кратковременно, а во втором – повышение ее уровня наблюдается длительно.

Образцы крови для выполнения исследования забираются из локтевой вены. Желательно, чтобы забор исследуемого материала проводился натощак. Первый тест выполняется через 15-20 минут после начала появления первых симптомов анафилаксии.

Для подтверждения диагноза «аллергическая реакция» и исключения мастоцитоза через 3-6 часов проводится второй забор крови, а в некоторых случаях спустя 24-48 часов для выяснения стабилизации этого фермента базофилов выполняется и третий тест.

Показаниями к назначению анализа крови на триптазу могут становиться следующие состояния и заболевания:

  • определение вероятности развития острой аллергической реакции;
  • необходимость дифференцирования анафилаксии от мастоцитоза;
  • неясные проявления аллергии;
  • мониторинг эффективности лечения мастоцитоза;
  • определение причин смерти при подозрении на анафилаксию или мастоцитоз.

Норма триптазы в крови не ограничена международными стандартами, и именно поэтому расшифровкой результатов исследования занимается только врач, знающий показатели, определяемые конкретной лабораторией. Такая особенность данного исследования объясняется тем фактом, что показатели могут зависеть от применяемых для проведения исследования реактивов и методов.