Главная · Язва · Как работает правое полушарие мозга. Функции правого и левого полушарий головного мозга

Как работает правое полушарие мозга. Функции правого и левого полушарий головного мозга

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.

Большие полушария головного мозга представляют собой самый массивный отдел головного мозга. Они покрывают мозжечок и ствол мозга. Большие полушария составляют примерно 78 % общей массы мозга. В процессе онтогенетического развития организма большие полушария головного мозга развиваются из конечного мозгового пузыря нервной трубки, поэтому данный отдел головного мозга называется также конечным мозгом.

Фактически, эксперименты показали, что введение гормонов стресса людям сразу после того, как они узнают что-то, усиливает их удержание, когда они проверяются через две недели. Гиппокамп находится глубоко в височной доле и имеет форму морского конька. Он состоит из двух рогов, изгибающихся от миндалины. Психологи и нейробиотики оспаривают точную роль гиппокампа, но в целом согласны с тем, что он играет важную роль в формировании новых воспоминаний о прошлом. Некоторые исследователи считают гиппокамп ответственным за общую декларативную память.

Полушария мозга представляют собой наиболее массивный отдел головного мозга. Они заполняют большую часть полости мозгового черепа. Снаружи полушария имеют серый цвет, что обусловлено скоплением нервных клеток. Этот слой носит название коры больших полушарий головного мозга. Под корой находится , представляющее собой нервные проводники - отростки нервных клеток. Продольная щель мозга отделяет от правого. Полушария связаны между собой спайками, главной из которых является мозолистое тело. Поверхность каждого полушария покрыта большим количеством борозд, между которыми располагаются извилины мозга. В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли. Поверхность коры головного мозга занимает 11 / 12 всей поверхности мозга, причем примерно 30 % приходится на лобные доли. В процессе эволюции кора головного мозга у человека получила наивысшее развитие, причем наиболее развиты лобные доли. Наибольшего развития у человека достигает и пирамидная система , осуществляющая произвольные движения.

Повреждение гиппокампа обычно приводит к серьезным трудностям в формировании новых воспоминаний, а также может влиять на доступ к воспоминаниям, сформированным до повреждения. Хотя ретроградный эффект обычно распространяется за несколько лет до повреждения головного мозга, в некоторых случаях старые воспоминания остаются нетронутыми; это приводит к мысли о том, что со временем гиппокамп становится менее важным в хранении памяти.

Гиппокамп: на этом изображении показан рогатый гиппокамп глубоко внутри височной доли . Как таламус, так и гипоталамус связаны с изменениями эмоциональной реактивности. Гипоталамус - небольшая часть мозга, расположенная чуть ниже таламуса по обе стороны от третьего желудочка. Повреждения гипоталамуса мешают нескольким бессознательным функциям и некоторым так называемым мотивированным поведением, таким как сексуальность, бодрость и голод.

Мозолистое тело - большая спайка мозга, соединяющая серое вещество больших полушарий головного мозга. Оно располагается в глубине продольной щели мозга. От в белое вещество полушарий мозга отходят белые волокна. Эти волокна лучеобразно расходятся во все доли мозга.

В основании белого вещества больших полушарий головного мозга лежат очень важные в функциональном отношении ядра серого вещества - хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, зрительный бугор и др. В определенных стадиях эволюционного развития эти образования были высшими двигательными (хвостатое и чечевицеобразное ядра) и чувствительными (зрительный бугор) центрами. Однако с развитием коры головного мозга они перешли в подчиненное к ней отношение. Хвостатое и чечевицеобра: ное ядра вместе с некоторыми другими образованиями нервной системы составили так называемую экстрапирамидную систему - систему обеспечения, или обслуживания, движений. Главной двигательной системой стала пирамидная система, которая тесно связана с корой головного мозга.

Боковые части гипоталамуса, похоже, связаны с удовольствием и яростью, в то время как медиальная часть связана с отвращением, неудовольствием и тенденцией к неконтролируемому и громкому смеху. Зубчатая извилина расположена в медиальной стороне мозга рядом с мозолистым корпусом. Еще многое предстоит узнать об этой извилине, но известно, что ее лобная часть связывает запахи и взгляды с приятными воспоминаниями о предыдущих эмоциях. Этот регион также участвует в нашей эмоциональной реакции на боль и в регулировании агрессивного поведения.

Зрительный бугор с развитием коры головного мозга стал подкорковым центром всех видов чувствительности. В нем сходятся все направляющиеся в кору проводники чувствительности. Зрительный бугор является основным коллектором чувствительности поэтому играет важную роль в формировании ощущений, эмоций побуждений.

Очень большое значение имеет подбугорная область мозга гипоталамус. Он является регулятором внутренних процессов организма, всех видов обмена веществ и теплообмена организма.

Базальные ганглии представляют собой группу ядер, лежащих глубоко в подкорковом белом веществе , которые организуют двигательное поведение. Базальные ганглии, по-видимому, служат механизмом стробирования физических движений, препятствуя потенциальным движениям, пока они не будут полностью соответствовать обстоятельствам, в которых они должны выполняться. Основанное на правилах обучение навыкам; ингибирование нежелательных движений и разрешение желаемых; выбирая из возможных действий; моторное планирование; последовательность действий; интеллектуальный контроль; рабочая память; внимание. Объясните, как происходит нейропластика.

Между ядрами основания больших полушарий находится узкая полоса белого вещества - внутренняя капсула. Через нее проходят все проводники, идущие в кору головного мозга и из коры в нижележащие отделы мозга.

Снизу к большим полушариям примыкает ствол головного мозга, который имеет следующие отделы: ножки мозга с четверохолмием, мост мозга с мозжечком, продолговатый мозг. В стволе мозга находятся ядра серого вещества и нервные проводники, идущие в восходящем направлении - из спинного мозга и нижних отделов ствола мозга в кору головного мозга - и в нисходящем направлении - из коры головного мозга в нижележащие отделы головного мозга и в спинной мозг. Ядра серого вещества, заложенные в стволе мозга, имеют важное функциональное значение. Некоторые из них (красные ядра, черное вещество в ножках мозга, оливы в продолговатом мозге и др.) относятся к экстрапирамидной системе и имеют отношение к осуществлению движений, другие являются важными чувствительными образованиями. В стволе головного мозга имеются также ядра черепных нервов, осуществляющих двигательную, чувствительную и вегетативную иннервацию в области головы.

«Нейропластичность» относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нервных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением. Нейропластичность заменила ранее проведенную теорию о том, что мозг является физиологически статическим органом и исследует, как изменяется мозг на протяжении всей жизни. Нейропластичность возникает на различных уровнях, начиная от минутных изменений клеток, возникающих в результате обучения крупномасштабному перекосу кортикальной оболочки в ответ на травму. Синаптическая обрезка или апоптоз - это запрограммированная гибель клеток нейронов, которая происходит в раннем детстве и подростковом возрасте . Обрезка укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Нейрон: клетка нервной системы, которая проводит нервные импульсы; состоящий из аксона и нескольких дендритов. Нейроны связаны синапсами. пластик: Возможность формования; гибкий, гибкий, плакированный. синапс: соединение между терминалом нейрона и другим нейроном или клеткой мышцы или железы, по которой проходят нервные импульсы. апоптоз: процесс запрограммированной гибели клеток. Мозг постоянно адаптируется на протяжении всей жизни, хотя иногда и в критические, генетически определенные периоды времени.

Важной составляющей ствола головного мозга является сетчатое образование (ретикулярная формация), которое служит своеобразным коллектором энергии, активирующей кору головного мозга. От ретикулярной формации идут как активирующие, так и тормозящие влияния восходящего и нисходящего направлений. В стволе головного мозга располагаются жизненно важные центры: дыхания, сосудисто-двигательный, рвотный, кашлевой и др. Они тесно связаны с ретикулярной формацией.

Нейропластичность - это способность мозга создавать новые нейронные пути, основанные на новом опыте. Это относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нейронных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением.

Роль нейропластичности широко признана в здоровом развитии, учебе, памяти и восстановлении от повреждения головного мозга. В течение большей части 20-го века консенсус среди нейробиологов заключался в том, что структура мозга является относительно неизменной после критического периода в раннем детстве. Это правда, что мозг особенно «пластик» в критический период детства, с новыми нервными связями, формирующимися постоянно.

Внизу ствол мозга без резкой границы переходит в спинной мозг. Серое вещество спинного мозга, имеющее в разрезе форму бабочки, состоит из передних и задних рогов. В передних рогах располагаются периферические двигательные нейроны. К ним приходит многочисленная информация о совершении движений из коры головного мозга, подкорковых образований, ствола головного мозга. В задних рогах находятся чувствительные нейроны, из отростков которых формируются идущие в головной мозг чувствительные пути. В белом веществе спинного мозга находятся нервные проводники восходящего и нисходящего направлений.

Однако последние данные показывают, что многие аспекты мозга остаются пластическими даже во взрослую жизнь. Пластичность может быть продемонстрирована в ходе практически любой формы обучения. Для того, чтобы помнить об опыте, схема мозга должна измениться. Обучение происходит, когда происходит либо изменение внутренней структуры нейронов, либо повышенное количество синапсов между нейронами.

Удивительным следствием нейропластичности является то, что активность мозга, связанная с данной функцией, может перемещаться в другое место; это может быть результатом обычного опыта, а также происходит в процессе выздоровления от черепно-мозговой травмы. Фактически, нейропластичность является основой целенаправленных экспериментальных терапевтических программ в реабилитации после черепно-мозговой травмы. Например, после того, как человек ослеплен одним глазом, часть мозга, связанная с обработкой ввода от этого глаза, не просто сидит без дела; он берет на себя новые функции, возможно, обрабатывая визуальный ввод от оставшегося глаза или делая что-то совсем другое.

Головной мозг в полости черепа и спинной мозг в позвоночном канале покрыты оболочками. Их три: наружная - твердая, внутренняя - мягкая, средняя - паутинная. Их функциональная роль заключается в защите мозга от механических повреждений и сотрясений. Между паутинной и мягкой оболочками находится щелевидная полость - подпаутинное пространство, заполненное жидкостью.

Это связано с тем, что, хотя определенные части мозга имеют типичную функцию, мозг может быть «переписан» - все из-за пластичности. «Синаптическая обрезка» относится к неврологическим регуляторным процессам, которые облегчают изменения в нервной структуре, уменьшая общее количество нейронов и синапсов, оставляя более эффективные синаптические конфигурации. Поскольку мозг младенца обладает такой большой способностью к росту, его в конечном итоге следует обрезать, чтобы удалить ненужные нейронные структуры из мозга.

Этот процесс обрезки называют апоптозом или запрограммированной гибелью клеток. По мере развития человеческого мозга потребность в более сложных нейронных ассоциациях становится гораздо более уместной, а более простые ассоциации, сформированные в детстве, заменяются более сложными взаимосвязанными структурами.

Жидкость циркулирует по системе мозговых желудочков и подпаутинному пространству. Мозговые желудочки - это полости внутри мозга, заполненные спинномозговой жидкостью. В головного мозга находятся боковые желудочки, соединенные с центрально расположенным III желудочком. Желудочек III соединен посредством узкого канала - водопровода мозга - с IV желудочком, который находится в области ствола мозга и посредством особых отверстий соединен с подпаутинным пространством. Цереброспинальная жидкость служит добавочной механической защитой мозга от толчков и сотрясений; кроме того, она имеет отношение к обменным процессам в мозге.

Обрезка удаляет аксоны из синаптических соединений, которые не являются функционально подходящими. Этот процесс укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Как правило, число нейронов в коре головного мозга увеличивается до подросткового возраста. Апоптоз возникает в раннем детстве и подростковом возрасте, после чего наблюдается уменьшение числа синапсов. Приблизительно 50% нейронов, присутствующих при рождении, не выживают до совершеннолетия. Выбор обрезанных нейронов следует принципу «использовать его или потерять», что означает, что синапсы, которые часто используются, имеют прочные связи, в то время как редко используемые синапсы устраняются.

Кровоснабжение головного и спинного мозга имеет свои особенности по сравнению с другими органами. Особенности эти связаны с большой функциональной важностью мозга. Кровоснабжение головного мозга осуществляется за счет внутренних сонных и позвоночных артерий. Благодаря соединению между отдельными ветвями этих артерий на основании мозга и в области ствола мозга образуются два артериальных круга, что имеет важное значение для нормального кровообращения мозга в условиях физиологических нагрузок и при нарушениях мозгового кровообращения.

Рост нейронов: нейроны растут в подростковом возрасте, а затем обрезаются на основе наиболее популярных соединений. Синаптическая обрезка отличается от регрессивных событий, наблюдаемых в пожилом возрасте. Хотя обрезка развития зависит от опыта, ухудшающиеся связи, которые происходят со старостью, не являются. Синаптическая обрезка похожа на резьбу статуи: получение камня без камней в его лучшую форму. Как только статуя будет завершена, погода начнет разрушать статую, которая представляет собой потерянные соединения, которые происходят со старостью.

Кора головного мозга - наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития . Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

Под корой находится белое вещество полушарий, оно состоит из отростков нервных клеток - проводников. Из-за образования мозговьгх извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увеличивается. Общая площадь коры полушарий составляет 1200 см 2 , причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 - на видимой поверхности полушарий.

Сложный человеческий мозг контролирует, кто мы такие: как мы мыслим, чувствуем и действуем. Мозг также контролирует все основные функции организма. Мозг размещается в черепе, который защищает его от травмы. Усредняя фунт при рождении, мозг растет до примерно трех фунтов от взрослой жизни. Мозг, наряду со спинным мозгом , является важнейшим компонентом центральной нервной системы.

В мозгу существуют два типа клеток. Нейроны посылают и получают сигналы от вашего мозга и от всего тела. Глиальные клетки, иногда называемые нейроглиями или глиями, образуют миелин, жирный изолирующий слой вокруг нервных волокон. Ячейки поддерживают стабильность и обеспечивают питание и поддержку.

Специализация полушарий головного мозга

В 1881 г, биопсихолог Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской премии за работу но изучению специфических возможностей полушарии головного мозга . Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

Каждая часть мозга выполняет определенную функцию и связана с другими частями мозга. Между черепом и мозгом находятся три слоя ткани, называемые мозгами. Сильный, самый внешний слой называется твердой мозговой оболочкой. Средний слой, арахноидная матер, представляет собой тонкую мембрану из кровеносных сосудов и эластичной ткани. Пиама является самым внутренним слоем, с кровеносными сосудами, которые проникают глубоко в мозг.

Части и функции мозга

Церем, или , формирует большую часть мозга и делится на две половины. Левое полушарие в значительной степени отвечает за язык. важно для интерпретации визуальных сигналов и пространственной обработки. Церебра контролирует координацию, температуру, зрение, звук, рассуждение, обучение и эмоции.

Каким способом можно проверить работу лишь одной стороны мозга?

Один из способов - исследование людей, перенесших операцию «расщепления мозга». При этой редкой хирургической операции разрезают мозолистое тело, чтобы устранить тяжелую эпилепсию. В результате мы получаем человека, имеющего, в сущности, два головных мозга внутри одного тела. После хирургического вмешательства вопрос сводится лишь к тому, чтобы направить информацию либо в одно полушарие, либо в другое.

Пространство между двумя полушариями называется большой продольной трещиной. Тело мозолистого тела соединяет обе стороны и передает сигналы с одной стороны мозга на другую. У головного мозга есть миллиарды нейронов и глии, которые образуют кору головного мозга, ее внешний слой. Это широко известно как серое вещество. Соединительные волокна между нейронами под поверхностью мозга называются белым веществом.

В мозжечке или заднем мозге обрабатываются мелкие двигательные движения, равновесие и осанка. Это помогает нам выполнять быстрые и повторяющиеся движения. Ствол мозга находится перед мозжечком и соединен со спинным мозгом. Его задача - передать сигналы между корой головного мозга и остальной частью тела. Он помогает контролировать наши основные функции и состоит из трех частей.

«Расщепленный мозг»

Разделение полушарий удваивает сознание. Сперри сказал: «Другими словами, каждому полушарию, по-видимому, свойственны собственные независимые и частные ощущения, собственные восприятия, собственные понятия и собственные побудительные импульсы».

Каким образом функционирует после операции человек с расщепленным мозгом?

Наличие двух «головных мозгов» в одном теле может создать серьезную дилемму. Когда один пациент с расщепленным мозгом одевался, он иногда одной рукой стягивал брюки вниз, а другой - натягивал их. Однажды этот пациент схватил левой рукой свою жену и сильно ее потряс. Его правая рука галантным образом пришла на помощь женщине и перехватила воинственную левую руку. Хотя подобные конфликты могут иметь место, намного более типичны случаи, когда пациенты с расщепленным мозгом ведут себя совершенно нормально. Причина здесь в том, что обе половины мозга имеют почти одинаковый опыт на один и тот же момент времени. Кроме того, если возникает конфликт, одна половина обычно берет верх нал другой.

Эффекты расщепления мозга легче всего наблюдать во время специальных тестов. Например, мы можем высветить символ доллара, направив его в правую половину мозга пациента но имени Том. А изображение вопросительного знака направить в левую половину его мозга. Далее Тома просят нарисовать то, что он видит, пользуясь вслепую левой рукой. Левая рука рисует символ доллара. Если затем Тома попросят указать правой рукой на картинку того, что нарисовала его «невидимая» левая рука , он укажет на вопросительный знак. Короче говоря, у человека с расщепленным мозгом одно полушарие может не знать, что происходит во втором. Это крайний случай ситуации, когда «правая рука не встает, что творит левая

Отличие левого и правого полушария головного мозга

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

За что ответственны полушария головного мозга

Левое полушарие

Ощущение времени

■ Письмо

■ Упорядочение

Счет сложных движений

Правое полушарие

■ Невербальные

Распознавание способности и выражение эмоций

Перцептивные навыки

Пространственные

Представления навыки

Распознавания узоров,

Пониманиелиц, мелодий элементарного языка

Один мозг, два стиля

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе. Оно также последовательно обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно.

Подводя еще один итог, мы можем сказать, что правому полушарию лучше удается собирать отдельные элементы окружающего мира в согласованную картину; оно видит целостные паттерны и общие взаимосвязи. Левый мозг фокусируется на мелких деталях.

Правый мозг смотрит на мир широким панорамным взглядом; левый видит отдельные детали крупным планом. Фокус внимания левого мозга является локальным, а правого - глобальным.

Люди решают конструктивные задачи и делают рисунки, как правило, лишь с помощью правого полушария? Выполняют ли они остальные действия только с помощью левого полушария?

Нет. Верно, что некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не думают лишь одним из полушарий. При выполнении большинства задач «реального мира» полушария разделяют работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и делится информацией с другой стороной. Вот почему популярные курсы, утверждающие, что они обучают в правостороннему мышлению», игнорируют тот факт, что каждый человек уже пользуется правым полушарием при мышлении. Умение хорошо делать нечто требует таланта и способности перерабатывать информацию обоими полушариями. Разумным можно назвать мозг, который одновременно схватывает как отдельные детали, так и общую картину.

Кун «Все тайны поведения человека»

Мозг безраздельно властвует над человеческим телом. Именно из него исходят все команды, и, благодаря им, каждый из нас дышит, говорит, двигается, эмоционально воспринимает окружающий мир. Но, как и в любой сложнейшей системе, в сером веществе существует множество самых разнообразных центров. Каждый из них имеет свои чётко ограниченные функции. Один центр отвечает за речь, другой за зрение, третий контролирует работу слуха и т. д.

Все эти источники внешних проявлений не разбросаны, как попало, а объединены в две системы. Называются они: правое и левое полушария мозга . Полушария выполняют как общие, так и специфические задачи, а, следовательно, в чём-то схожи, а в чём-то кардинально отличаются друг от друга. Можно сказать, что в одном человеке живёт два «Я».

Правое полушарие контролирует левую половину тела. Левое полушарие, как нетрудно догадаться, осуществляет контроль над правой его половиной. Казалось бы, в этом нет ничего необычного. Рациональная природа посчитала, что именно такое распределение будет самым оптимальным. Однако различия гораздо более значимые, чем может показаться на первый взгляд.

Полушария работают абсолютно по-разному, то есть воспринимают окружающий мир не одинаково. Правая доля серого вещества делает нас творческими личностями. Это наша неуёмная фантазия, любовь к живописи, архитектуре, классической музыке. Горечь, обида, восторг, вдохновение, интуиция - всё это также заложено в правой части нашей головы.

А вот, благодаря левой доле, мы становимся прагматиками и рационалистами. Решение математических задач, написание курсовых работ, изучение иностранных языков, расследование уголовных преступлений, то есть логические умозаключения - это всё воспроизводится в левой части головы. Сюда же можно отнести финансовую, судебную, производственную деятельность - всё то, что лишено эмоций. Если учёные когда-нибудь создадут искусственный интеллект, то он в точности скопирует именно левую долю серого вещества.

На первый взгляд кажется, что всё прекрасно. Правое и левое полушария мозга делают нас гармоничными личностями. Человек способен производить сложнейшие математические расчёты, и в то же время обладает великолепным чувством юмора. Он ведёт судебное заседание, а в перерывах пишет лирические стихи. Днём выдаёт кредиты в банке, а вечером наслаждается классической музыкой в театре.

Но жизненный опыт подсказывает, что не всё так безоблачно в подлунном мире. Помните фразу: лирики и физики. Это как раз про те самые доли серого вещества. Кто-то рождён ползать, а кто-то летать. Бывают приземлённые личности, а другие парят в небесах и очень редко опускаются на грешную землю.

Дело же в том, что у одних людей доминирует левая часть головы, а у других правая. Помните психологический тест с вращающейся тётенькой. Если вы видите, что она кружится по часовой стрелке, то, стало быть, в вашей голове главенствующее положение занимает левое полушарие. Если же дама кружится в другую сторону, то господствует правая доля серого вещества.

Причём, если долго смотреть на картинку, то прекрасное создание начинает вращаться то туда, то обратно. Это лишний раз подчёркивает женское непостоянство. Что же касается определения доминанты в мозге таким способом, то тут вопрос довольно спорный.

Но, как быт там ни было, факт остаётся фактом. Одни люди склонны к логике, другие к творчеству. Однако и среди физиков попадаются лирики. Тот же Альберт Эйнштейн говорил, что без богатого воображения невозможно сделать серьёзного открытия. То есть образное мышление, полёт души должны быть неразрывно связаны с сухими цифрами и научными экспериментами.

В наши дни всем хорошо известен такой термин как дети индиго . Это совсем молодые люди с очень высоким уровнем интеллекта. Им пророчат блестящее будущее и возлагают на них надежды по спасению человеческой цивилизации. Так вот, у детей индиго правое и левое полушария мозга работают абсолютно одинаково. То есть получается два в одном.

У них одинаково развиты логика, рационализм, интуиция и вдохновение. Согласитесь, довольно сильная смесь. Отсюда и удивительные способности, поражающие учёных.

А что же делать остальным людям? Довольствоваться тем, что есть, или попробовать развить в себе ту половину головы, которая несколько отстаёт от другой. Это вполне возможно осуществить на практике, но только при регулярных занятиях и тренировках. Они, кстати, совсем не сложные. Их только нужно постоянно выполнять.

Как мы уже говорили, левая доля серого вещества отвечает за правую часть тела, а правая, наоборот, за левую. Поэтому для начала следует поменять приоритет рук. Если вы чистите по утрам зубы правой рукой, то прямо с завтрашнего утра начинайте чистить их левой. Разговаривая по телефону, вы держите его в левой руке - держите в правой. Когда пьёте воду, берите стакан или кружку не той рукой, какой привыкли, а другой.

И ещё одно упражнение. Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимите ногу, согните её в колене и коснитесь его локтём противоположной руки. Проделайте это раз 10, а затем поменяйте ногу и локоть. Данное упражнение также способствует развитию более «слабого» полушария.

Но не надейтесь на чудо. Вы не станете ни великим музыкантом, ни математиком. Просто несколько сгладите различия основных функций противоположных частей тела. Это обязательно пригодится в жизни. Ведь она так богата и разнообразна. Делают же её такой именно полушария нашего мозга. Ведь, по сути, они представляют собой единство и борьбу противоположностей. А это фундаментальная основа всего живого на нашей планете.

Человеческий мозг нуждается в постоянном развитии, но каждому его полушарию необходим особый подход. Левое и правое полушарие ответственны за разные умения, навыки и чувства. Помимо этого, каждое из них обслуживает противоположную сторону тела человека: правое – левую, а левое – правую.

Развитие той или иной части мозга предопределяет ваши навыки. Например, чрезмерная чувствительность говорит о доминировании правого полушария мозга, а логика – левого. Возможно, ли развить правое полушарие мозга специально, прибегая к тренировкам и упражнениям? Конечно да.

Правое полушарие мозга - особенности

Перед тем, как заниматься развитием правого полушария необходимо разобраться за что оно отвечает. Следует знать, что это, прежде всего - эмоции, интуиция и творчество человеческого мышления.

При активном развитии правого полушария, люди способны видеть мир целостно, не дробя картину на элементы. Так происходит улучшенное восприятие образов и символики, нежели цифро-буквенные значения. Пожалуй, главным преимуществом является возможность делать несколько дел одновременно и думать о каждом из них в равной мере, не игнорируя деталей. Если обобщить функционал правого полушария человеческого мозга, то можно назвать его одним словом – творческое.

Как можно развить правое полушарие?

На сегодняшний день упражнений для развития правого полушария, в т.ч. игр великое множество. Отметим, что это не столько физические нагрузки, сколько техники на моторику, восприятие и темп. При использовании некоторых упражнений может понадобиться инструментарий.

Каждое из приведенных в статье упражнений, помогут развить правое полушарие человеческого мозга. Их можно применять как по отдельности, так и в комплексе. Необходимо выбрать одно или несколько наиболее подходящее для Вашего образа жизни, которое не будет мешать в повседневных делах. Однако, невзирая на упражнение, существует важное правилоэффективное развитие правого полушария мозга возможно лишь при условии систематического выполнения упражнений.

Мозг можно сравнить с мышцами, чем больше тренируешь, тем быстрее растут их способности. Как только забываешь об их потребностях, они ослабевают и даже атрофируются.

Презентация: "Содружество полушарий мозга человека"

Первые шаги в развитии мозга

При возникновении трудностей с выбором такой деятельности, советует посетить культурно-массовые мероприятия. К примеру, художественные выставки, ярмарки народного творчества, музеи и иное. Такие места вызывают различные ассоциации. Так можно выбрать рисование или написание небольших рассказов и миниатюр.

Следует понимать, что тело и мозг тесно взаимосвязаны, ввиду этого наиболее эффективным будет через тело воздействовать на мозг. Помните, что правое полушарие воздействует на левую часть организма и тела.

В том случае, если Вы привыкли писать правой рукой, то следует развивать левую. К примеру, при игре на музыкальном инструменте используйте левую часть в музицировании простой мелодии. Также будет эффективным замена рук при повседневных занятиях. Так можно при размешивании сахара сменить руку с левой в правую и наоборот. Необходимо довести эти упражнения до автоматизма. Безусловно, поначалу будет нелегко, однако и писать в первом классе, вы начали не сразу, как впрочем, и ходить. Если каждый день так практиковаться, то результат не заставит себя ждать.

Визуализация – начало

Данное упражнение для развития правого полушария не только полезно, но и увлекательно.

Интересно будет любому поколению, ведь мы фантазируем и мечтаем независимо от возраста.

  1. Визуализация – прикройте глаза и вообразите белый лист бумаги или фон. Мысленно выведите на нем свое имя. Представьте, что цвет букв зеленый, затем синий, а после красный. Можно попробовать изменять и цвет фона. Чем ярче будут краски, тем эффективнее.
  2. Аудиальные фантазии. Чтобы полноценно развивать правое полушарие, необходимо работать и со звуком. Представьте, что вас кто-то зовет. Сконцентрируйтесь, чтобы такое «виденье» стало четким. Попробуйте идентифицировать, кому принадлежит этот голос. Возможно, это бабушка или мама. Следующим этапом будет воспроизведение в голове музыки. Самое действенное это вспомнить любимую песню.
  3. Тактильные ощущения. Довольно интересное упражнение на ощущение слов. Примите удобное положение тела, прикройте глаза и попробуйте представить своё имя. Какое оно? Холод и твердость, словно камень или ласковое и теплое, как любимая кошка. Аналогично можно экспериментировать со вкусовыми ощущениями и запахом. Важно пытаться представить все визуализированные вещи так, что вы сможете ощущать их органами чувств.

Зеркальное рисование для развития мозга

Отличное упражнение, которое улучшает эффективность работы обоих полушарий мозга. Рисование, таким образом, задействует оба полушария фактически «подтягивая» одно из них, отстающее в развитии. Вам понадобится бумага и два карандаша. Пытайтесь рисовать одинаковые формы обеими руками одновременно. Это могут быть колечки, сердечки, квадраты, все что угодно. Главное, и правая, и левая рука должны выполнять одновременно одно и то же задание.

Игра на музыкальных инструментах отлично сказывается на развитии мозга, так как задействованы оба полушария. Это отличная тренировка, способствующая быстрому развитию.

Развитие с помощью этих упражнений очень эффективно и результаты не заставляют себя долго ждать. Единственное правило – систематичность. Следуя этим советам, вам наверняка гарантировано развитое, продуктивное правое полушарие.

Как мандала влияет на мозг

Мандала является священным узором Тибета и индуской религии. Созерцание этого рисунка можно назвать первым шагом с работой правого полушария. Мандалу можно нарисовать или найти в Internet готовую.

Расслабьте тело, начиная от кончиков пальцев ног и заканчивая мышцами лица. Сконцентрируйте внимание на центре узора (3 минуты). Спустя время Вы заметите, что рисунок стал «играть», как в калейдоскопе.

Кстати, в Тибете монахи используют рисование мандалы, как одну из сложнейших практик. Они собирают узоры из цветных зернышек. Такое занятие может длиться не день и не два, порой доходя до несколько месяцев. По окончании рисования, узор стирают одним взмахом руки.

В 1975 году в штате Калифорния была вручена премия за выдающиеся исследования Полу Деннисону. Ученый предложил через различные упражнения задействовать те участки мозга, которые менее активны.

В процессе тестирования были выявлены следующие результаты:

  • Улучшилась концентрация, и способность запоминать больше данных за небольшой промежуток времени.
  • Увеличилась стрессоустойчивость.
  • Адаптация к новым условиям происходила легче и быстрее.
  • Контроль за эмоциональным состоянием.
  • После различных нагрузок организм быстрее восстанавливался.
  • Развитие творческого потенциала.

Упражнения с такими результатами актуальны не только для младшего поколения, но и для взрослых.

Занятий по методу «brain gym» достаточно много, рассмотрим самые популярные.

Симметричные упражнения

  1. Движения в параллели

Когда Вы ходите, то дотрагивайтесь левой рукой до колена левой ноги, а правой – правого колена. Сделать необходимо 12 шагов. Необходимо следить, что бы руки касались колен поочередно, не сбиваясь с ритмом. При этом необходимо смотреть на рисунок с двумя параллельными линиями, который должен находиться на уровне глаз.

  1. Бесконечность

Прижмите ухо к левому плечу, а левую руку вытяните вперед. Сконцентрируйтесь на указательном пальце и нарисуйте горизонтальный знак «восьмерки». Рисовать следует от центральной точки вверх и лево. Сделайте такое упражнение восемь раз, а затем повторите с правой стороной тела.

  1. Симметричный рисунок

Примите удобное положение тела стоя или сидя. Одновременно руками нарисуйте одинаковые, но с зеркальным отражением рисунки. Их можно рисовать как на бумаге, так и в воздухе.

Несимметричные упражнения

  1. Перекресток

Упражнение выполняется аналогично симметричному заданию. Разница в том, что ладонями нужно касаться противоположного колена, т.е. левой ладонью – правого колена, и наоборот. Рисунок для визуального сопровождение – X.

  1. Гимнастика для пальцев

Обе руки сожмите в кулак. Одним движением выпрямите указательный палец правой руки и большой палец на другой. Затем зеркально распрямите указательный палец на левой руке и большой на правой. Верните в исходное положение. Просто? Увеличьте темп.

Ещё один вариант этого упражнение – одновременно выбросьте другие пальцы на руках. Например: на левой руке – мизинец, а на правой – средний. Затем указательный плюс безымянный.

Чтобы усложнить задачу, можно к чередованию пальцев добавить круговое или иное движение.


За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга.

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).

В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.

Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие
Правое полушарие

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.


Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Схематично это можно представить следующим образом :


Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один вариантов вращающейся картинки.

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением.

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
- похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
- скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.

А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.
1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Я пробовала, в детстве получалось лучше.
2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое программирование, сокращённо НЛП. Мне понравилась одна из техника НЛП, которая называется "Скорая помощь".

Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.

Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.