Главная · Запор · Профилактика вредных привычек у младших школьников. Материал по ЗОЖ (класс) на тему: Доклад Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек

Профилактика вредных привычек у младших школьников. Материал по ЗОЖ (класс) на тему: Доклад Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек

Профилактика здоровья школьника

2.4 Профилактика вредных привычек школьников

Курение - одна из самых распространенных вредных привычек у школьников, и педагог должен быть знаком с начальными проявлениями и динамикой ее развития. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, в дали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. Чтобы купить сигареты, подросток начинает "выкраивать" деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. И у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту). Подростки, часто прибегающие к курению плохо учатся, часто болеют простудными заболеваниями, у них нарушается аппетит, они становятся раздражительными и конфликтными.

Причины привыкания к курению различны. На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина - развитие при длительном табакокурении пристрастие к никотину - одной из разновидностей наркомании. При никотиномании развивается характерная наркоманическая зависимость от табакокурении, имеющая определенные стадии.

Первая стадия. Исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить. Переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день. У курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.

Вторая стадия. Влечение к курению принимает навязчивый характер. При перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность. Выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день. На этой стадии появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления. Появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности.

Третья стадия более тяжелая стадия никотиномании. Однако на этом этапе бросить курить уже довольно трудно. Многие пытаются бросить, но вскоре возобновляют курение под влиянием различных причин: уговоры курящей компании, неприятности.

Борьбу с курением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого средства (беседы, лекции, кинофильмы, плакаты), чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению. К этой работе необходимо привлекать родителей и общественные организации.

Качества мужчины проявляются не в умении курить, но в умении рационально организовывать свою жизнь и жизнь своей семьи.

Девушки курят, по их словам, потому, что "это нравится мальчикам". На вопрос юношам, как они относятся к курению девушек, большинство положительно оценили курение девушек и лишь немногие осуждали. Когда же у юношей спросили, допускают ли они, чтобы их жена курила, почти все категорически ответили "нет". Девушкам нужно тактично объяснять, что только в случае, когда девушка для юноши просто знакомая, с которой приятно проводить время, против ее курения не возражают. Будущей жене и матери своих детей юноша не простит курения.

Когда родители и учитель убедились в том, что юноша или девушка начал курить, совершено, неуместны запреты, окрики, наказания. Чаще они не приводят к желаемому результату и срабатывают по принципу бумеранга - подросток будет курить "назло" учителю или родителям, к которым он негативно настроен.

Увлечение курением, как и другими вредными привычками и занятиями, ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически.

Немаловажное влияние на формирование отношение школьника к курению оказывает круг интересов и характер установок того нормального коллектива, в котором он проводит свой досуг.

Вирус чумы плотоядных

Возбудитель стахиботриотоксикоза

Своевременное обнаружение больных и исключение из рациона кормов, пораженных грибом Stachibotrys alternans, в большинстве случаев приводит к выздоровлению больных животных. Для предупреждения проводят скирдование только сухой соломы...

Болезни голосового аппарата, связанные с нарушения голосовой функции, имеют различные причины. Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей...

Здоровье человека и окружающая среда. Гигиеническая оценка вредных факторов окружающей среды

Сохранение и укрепление здоровья населения в современных условиях предполагает поиск эффективных методов и средств обеспечения его «качества жизни» Тайрова М.Р., Мельникова Н.А., Лукьянова В.Н...

Научить школьника беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей...

Здоровье школьников: проблемы и пути решения

Тревожась по поводу малейшего насморка или кашля ребенка, многие родители оставляют без внимания его неуравновешенность, дурные привычки, капризы, постоянное плохое настроение, иными словами -- состояние его нервной системы...

Кровь и ее значение

Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно неблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Малокровие сопровождается головными болями...

Лесные пожары

Главное в борьбе с пожарами вовремя обнаружить и особенно вовремя начать тушить. Выбор способов и технических средств для тушения пожаров зависит от вида, силы и скорости распространения пожара, природной обстановки...

Обмен веществ как основная функция организма человека

Нарушения обмена веществ лежат в основе всех функциональных и органических повреждений органов и тканей, ведущих к возникновению болезней...

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности...

Профилактика здоровья школьника

Школьная гигиена - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья...

Большинство ядов грибов при термической обработке или длительном хранении разрушаются. Однако токсины некоторых смертельно ядовитых грибов (например, бледной поганки) проявляют стойкость при нагревании или высушивании...

Цель: создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения.

Задачи:

Получение достоверной фактической информации, которая будит эмоции, заставляет мыслить и анализировать, осуществлять рефлексию собственной жизненной практики и воспитательного опыта.

Выработка собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка (детей), в отношении окружающей молодежи.

Обретение опыта поведения в сложных ситуациях и проецирования этого опыта на ситуации будущие.

Форма проведения: лекторий

Участники: родители учащихся 4 – в класса

Эпиграф:

«Поступки - плоды помыслов.

Будут разумны помыслы - будут хорошие поступки.»

Грасиа-и-Моралес Бальтасар

Еще вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера…

А сегодня он уже почти взрослый, ваш ребенок. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять своего ребенка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он еще совсем неопытный?

Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”, ведь еще так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего ребенка? Вопросы, вопросы, вопросы… А среди них извечно-главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации.

Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

Вообще, понимать ребенка значит уметь встать на его позицию и взглянуть на ситуацию его глазами. Действительно ли вы так хорошо чувствуете своего сына или дочь, что всегда можете определить его (ее) настроение? К сожалению, многим родителям только кажется, что они “настроены на волну” своего чада, а на самом деле они выдают желаемое за действительное.

Тест для родителей: “Понимаете ли вы своего ребенка?” Слайд 3-15.

Этот тест призван помочь вам определить, насколько хорошо вы понимаете своего ребенка, вступившего в сложный подростковый период. Будьте откровенны, отвечая на вопросы: результаты увидите только вы сами, поэтому у вас нет причины хитрить. У вас есть три варианта ответа: да (всегда); иногда; нет (никогда). За каждый ответ начисляется 1, 2 или 3 балла, в конце теста подсчитайте количество набранных баллов и посмотрите, что у вас получилось в результате. Слайд 16.

Тест — это не приговор и не характеристика человека, скорее, его можно назвать предупреждением или полезным советом.

1. Подростковая среда и вредные привычки

Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечёркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребёнка от наркотиков? Возможно мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться. Слайд 17-18.

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению у людей – и у взрослых, и у детей – сими собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.

Вы ведь не хотите, чтобы вредные привычки одолели Ваших детей?
Поэтому мы и будем говорить о курении, наркомании, и алкоголизме
.

Слайд 19-21.

1.1.Курение

Как уберечь своего ребёнка от курения? Возможно, мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

О том, что табак вреден для организма, знали давно. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: « Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Слайд 22.

Никотин – сильнейший нервный яд. Для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах). Далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся около 25% этого «дымного букета», 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в лёгкие окружающих. В организме ребёнка механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких, по возможности быстро освобождаться от токсических веществ только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.

Слайд 23. Меры избежания пассивного курения:

— В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка;

— квартиру нужно часто и регулярно проветривать;

— Научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей;

— объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.

При первом курении першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться-отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

Можно выделить 3 стадии курения.

1.Нерегулярное курение/ психологическая зависимость/.

2.Длительное курение/психофизиологическая зависимость/.

3.Интенсивное курение/физиологическая зависимость/.

Важно объяснить ребёнку опасность курения для его здоровья. При этом главный акцент стоит делать на значимых для девочки или мальчика вещах. Курение влияет на рост. Оно быстро старит человека и делает его менее привлекательным. Ни одному курящему человеку не удавалось достичь высот в спорте.

Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить. Слайд 24-26.

Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Сын или дочь должны понимать, что за честным признанием не последует наказание. Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить. Ребёнок должен знать, что его поступок очень расстроил вас. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

(Результаты анкетирования обучающихся. См. Приложение 1)

1.2. Детский алкоголизм – это страшно!

Видеоролик «Детский алкоголизм в России» (см. видео)

В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики; разумеется, вы должны постараться избежать этого. Слайд 27-28.

Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего здесь важен личный пример: что видит ребенок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи? Как у вас принято отмечать праздники?

Второй момент — это ваше отношение к информации, в большом количестве поступающей с экрана телевизора, из радиоприемников, со страниц газет и журналов: если вы радостно смеетесь над шутками про наркоманов, гордитесь “подвигами” наших пьяных соотечественников (“Русского никто во всем мире не перепьет!”), скептически хмыкаете, читая про цирроз печени, то чего вы хотите от подростка? Он будет точно так же относиться к данному вопросу, как и вы! Будьте осторожны в высказываниях, а еще лучше - пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки

(Результаты анкетирования уч-ся. См. Приложение 1.)

1.3. Наркомания Слайд 29-32.

Разрешите мне рассказать вам одну легенду, которая позволит нам расставить все точки над i .

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это» .

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Самый сложный этап нашего разговора посвящен проблеме от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснётся. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо о нём знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла не только какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.

Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:

1) Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания это приём ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать всё новые и крупные дозы.

2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идёт на совершения преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удаётся выяснить источников и заправил наркобизнеса.

3) Наркотики и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

Выделяют следующие причины начала употребления наркотиков:

1. Бесплатное предложение попробовать наркотик.

2. Из любопытства.

3. Не осознаёт пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15 – 20 раз выше, чем на алкоголь.

4. Низкая самооценка подростка.

5. Стремление уйти от тоски и одиночества.

Учёные и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям тоже надо это знать и иметь в виду.

1. Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.

2. Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой – из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, совершить, сделать то, что не делали до этого другие подростки.

3. Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.

Каждый год подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершает более 20 тысяч преступлений. В последние пять лет общее количество изъятых наркотиков возросло от 12 до 85 тонн. По данным социологических опросов 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики,1% употребляют их регулярно. Представители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростков по употреблению наркотика повторился. Ведь это деньги.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребёнка к наркотикам: Слайд 33.

1. Резкая смена друзей.

2. Резкое ухудшение поведения.

3. Изменение пищевых привычек.

4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.

5. Резкие перемены настроения.

6. Полная утрата прежних интересов.

7. Внезапное нарушение координации движений.

8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

9. На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Однако быть внимательным к ребёнку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всём плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много твёрже скалы в том момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».

2. Ответственность несовершеннолетних

Кодекс об административных правонарушениях Слайд 34.

Статья 20. 20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Статья 20. 21. Появление (в общественных местах в состоянии опьянения).

Статья 20.22. Распитие и появление, а также употребление наркотических, психотропных веществ несовершеннолетними в возрасте до 16 лет. Влечет наложение административного штраф на родителей или их законных представителей в размере от 3 до 5 минимальных размеро оплаты труда.

Уголовный кодекс

Статья 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет).

Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет).

Статья 231. Незаконное культивирование (штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда).

Статья 232. Организация притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 3 до 7 лет).

  1. Итог собрания. Слайд 34.

Попробуйте помочь понять им, что…

Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих.

Алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они не помогают решить ни одну проблему.

Ни сигарета, ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, ровно как и курение детьми до 14 лет.

Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей занять лучшее положение в обществе. Чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков.

Абсолютное большинство известных актеров, музыкантов, певцов, которых часто видим на экранах, приходят к выводу о необходимости трезвого образа жизни, а те, кто этого не понял, плохо заканчивают.

Слайд 35. Приемы противостояния вредным привычкам.

  • Учите подростка иметь свою индивидуальность. Рассказывайте ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает о том, почему они этого достойны.
  • Изучите с ним значение слова «дружба». Попросите его составить список качеств, которыми он бы охарактеризовал бы друга, а другой список – недруга. Напишите свои списки, сравните их.
  • Многие родители учат ребенка вежливости. Это хорошо. Но объясните подростку, что существуют ситуации, когда о вежливости нужно забыть. Например, когда на него кто-то оказывает давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики, надо твердо сказать «нет».
  • Избавьте детей от соблазна. Не разрешайте вашим детям ходить к друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы они становились участниками «скрытых» компаний. Никаких вечеринок в отсутствии родителей.
  • Стимулируйте участие подростка в общественной жизни школы и класса, в спорте, музыке, не требуя от него, чтобы он был лучшим. Тогда будет меньше вероятности, что увлечется плохим.
    Больше проводите времени с ребенком, дети это ценят и гордятся.
    Очень важно, как родители ведут себя в отношении алкоголя и курения. Поступки детей более ответственны, когда родители показывают пример.
  • Есть простая закономерность: чем больше подростков, окружающих вашего ребенка, употребляют алкоголь или курят, тем больше вероятность, что он будет поступать так же. Пусть ребенок вращается в благополучной среде.

Памятка родителям от ребенка Слайд 37.

Не балуйте меня

Не бойтесь быть твердым со мной

Не полагайтесь на силу

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить

Не заставляйте меня чувствовать себя младше

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей

Не забывайте, что я люблю экспериментировать

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…

Любите своих детей, но не будьте слепыми!

Человек – создание удивительное. Эволюция создала организм поразительного совершенства физиологии и анатомии, обеспечив его прочным резервом надежности. Природа создала человеческую личность в расчете на долгие годы счастливой и здоровой жизни. Но нет добра без худа.

В мире существует ряд очень опасных привычек, вызывающих разрушительную зависимость. И они свойственные только человеку разумному. Правда «разумной» личность, привязанную к наркотикам, алкоголю и табаку, назвать сложно. Что делать с подобными зависимостями? Давайте, поговорим, какие существуют вредные привычки и их профилактика.

Профилактика вредных привычек должна начинаться с самого детства

Человек достигнет гармоничного существования и станет счастлив лишь тогда, когда будет способен реализовать полностью потенциал, заложенный в него природой. Это в первую очередь, зависит от образа жизни данной личности и приобретенных привычек.

Некоторые пристрастия, губительно влияющие на всю будущую жизнь человека, закладываются еще в подростковом возрасте . Именно тогда необходима профилактика вредных привычек, кратко в детсадовском возрасте и более объемно в школьном периоде.

Главные методы профилактики зависимостей и вредных привычек

Именно от таких пристрастий человек не может избавиться долгие годы, травмируя свою психику и ухудшая здоровье. Подобные зависимости стремительно расходуют потенциал, щедро отпущенный природой, и приводят к преждевременному (раннему) старению и многочисленным болезням. К ним относят:

  1. Пристрастие к алкоголю.
  2. Зависимость от курения.
  3. Употребление наркотических средств.

Влияние вредных привычек на здоровье

Если в повседневном, привычном существовании человека присутствует хотя бы одна из перечисленных зависимостей, о здоровье такой личности говорить проблематично. Никотин и спиртное разрушают все внутренние системы/органы, а наркотики губят не только физическое здоровье, но и человеческую психику.

Увлечение алкоголем

Спиртное (этиловый спирт) становится настоящим ядом, сродни наркотическому. Что самое важное, он губителен для клеточек головного мозга, разрушая и парализуя их. Алкоголесодержащие напитки вызывает сильнейшую зависимость на физическом/психическом уровнях.

Доказано, что поступление в организм спирта в количестве 7-8 г на каждый килограмм веса становится смертельной дозой для любого человека.

По статистическим данным ВОЗ (Всемирная организация Здравоохранения) такое заболевание, как алкоголизм уносит ежегодно порядка 6-7 миллионов жизней. Алкоголесодержащие жидкости славятся продолжительным и глубочайшим воздействием на весь организм. Всего 70-75 г спиртного могут негативно влиять на личность все ближайшие сутки.

Воздействие алкоголя на здоровье

Даже минимальная доза спиртосодержащих жидкостей значительно снижает работоспособность и приводит к появлению рассеянности и потере концентрации. Особенно опасен этиловый спирт для клеточек головного мозга. По утверждениям специалистов, всего 100 мл спирта убивают около 8 000 активных мозговых клеток.

Алкоголь – сильнейшее внутриклеточное ядовитое соединение, убивающее и разрушающее все системы жизнеобеспечения человеческого организма. Как вредит этиловый спирт?

Легкая степень опьянения . У человека нарушается способность ясно мыслить, блокируется восприятие и концентрация внимания. По статистическим данным, до 40% несчастных случаев и порядка 500 000 травм происходит по вине опьяненного организма.

Вред алкоголя на человеческий организм

Регулярное алкогольное возлияние . Если этиловый спирт поступает в организм с завидной регулярностью, не за горами развитие тяжелейших патологий, затрагивающих практически все внутренние органы. Длительное употребление алкоголя вызывает (независимо от возраста):

  • ишемию;
  • стойкую потерю памяти;
  • проблемы в работе ЦНС;
  • гипертоническую болезнь;
  • заболевания печени и почек;
  • развитие психических заболеваний;
  • ослабление иммунных сил организма;
  • анормальную концентрацию сахара в крови;
  • стойкое снижение работы репродуктивной системы;
  • значительное сокращение продолжительность жизни.

Увлечение курением

Табакозависимость (или никотинизм) – привычка, вызываемая регулярным курением и вдыханием табачного дыма. Медики относят такой вид зависимости к разновидности токсикомании. Активное начало табакозависимости дает никотин. Это вещество, которое находится в каждой сигарете.

Но не только от никотина страдает человеческий организм. По фармакологическим исследованиям в дыме от сгорания сигареты содержится более 400 канцерогенных веществ – продуктов дымления табачных листьев . Они также губительно влияют на физическое здоровье. Чем вы дышите, куря сигареты?

  • аммиак;
  • угарный газ;
  • углекислота;
  • сероводород;
  • табачный деготь;
  • синильная кислота;
  • пиридиновые соединения.

Это лишь малая часть канцерогенов, поступающих в организм вместе с дымовой табачной завесой. Приплюсуйте сюда и радиоактивные изотопы и большой ряд полициклических смертельно опасных канцерогенов из рода углеводородных.

Табачная угроза

Первыми, кто контактирует с сигаретным дымом – это ротовая полость и области носоглотка. Температура дыма при сжигании табака достигает режима в +55-60⁰ С. Температурные перепады провоцируют появление микротрещинок эмали зубов, поэтому у заядлых курильщиков так быстро портятся и желтеют зубы из-за скоплений табачного дегтя .

Негативное воздействие никотина на человека

Но это лишь ягодки. Ядовитый дым разрушает и все внутренние органы/системы организма. Что страдает:

  1. ЦНС. Никотин резко активизирует нервные клеточки, а потом активно угнетает их. Страдает память, уровень внимания и мышления зависимого от табака.
  2. ЖКТ. Курильщик в процессе курения сглатывает слюну, заполненную ядовитым никотином. Оказываясь в желудке, она негативно воздействует на слизистую органа, приводя к развитию язв и гастритов.
  3. Дыхательная система. Любого курильщика преследует кашель. Есть даже отдельное заболевание, известное медикам, как «бронхит курильщика». От постоянного воздействия табачного дыма, реснитчатый эпителий бронхов перестает активно функционировать, провоцируя застой слизи и мучительный кашель.
  4. Сердечно-сосудистая система. В результате курения в легких вместо кислорода поступает угарный газ, который соединяется с гемоглобином. В результате состав крови теряет необходимый уровень гемоглобина и начинает плохо снабжать внутренние системы кислородом. В первую очередь, от этого страдает сердце и сосуды.

Никотин считается одним из самых опасных ядов, известных человеку. Согласно медицинским данным, смертельная доза никотиновой добавки считается смертельной для:

  1. Взрослого человека 1 мг на каждый килограмм веса.
  2. Для подростка 0,5-0,6 мг на килограмм веса.

Юный человек может погибнуть, выкурив всего половину сигаретной пачки одновременно. По данным ВОЗ, каждый год патологии, связанные с табакокурением, уносят на тот свет порядка 2,5-3 млн человек.

Наркомания – современная бедствие

Пристрастие к наркопотреблению – тяжелейшая зависимость, которая развивается на фоне приема различного вида наркотиков. Подобное патологическое пристрастие является древнейшим злом, известным человечеству.

Но, если изначально употребление наркосодержащих веществ было завязано на проведении обрядов и культов, то сейчас это бедствие приобрело мировые масштабы. Беда касается даже самых юных.

Активный толчок к повсеместному употреблению наркотических веществ дало мощное развитие химического производства лекарственных средств.

Наркотики, оказывая специфическое воздействие на человека, приводят к блокированию болевых импульсов и снятию физиологического перенапряжения. В России получило широкое распространение четыре типа наркомании:

  1. Опийная. Увлечение опиумом и включенными в состав данного соединения алкалоидами.
  2. Гашишизм. Злоупотребление проивзодным конопляного растения, содержащими тетрагидроканнабинол.
  3. Эфедриновая стимуляция, характеризующаяся на приеме эфедринов.
  4. Наркомания, базируемая на приеме некоторых снотворных наркотических препаратов.

Скорость развития наркотической зависимости зависит от многих факторов. Влияет изначальное состояние здоровья, генетическая предрасположенность, пол и возраст человека. Наркомания стремительно перерастает от получения легкого и приятного возбуждения до тяжелейших и неприятных состояний .

В чем опасность наркомании

По мере развития зависимости у больного повышается и переносимость к препарату, развивается стойкость к наркотикам. Их приходится принимать все чаще и больше, чтобы получить необходимую эйфорию. Вскоре единственной целью наркомана становится поиск очередной дозы.

Вред наркотиков

Наркотический вред, оказываемый на здоровье человека, медики условно разделили на две категории:

  1. Физический. Губительные последствия, оказываемые на состояние и функциональность внутренних органов и систем организма.
  2. Психосоциальный. Вред, наносимый психике человека и вредящий его нормальной жизни в обществе.

Физический вред наркотиков. При употреблении наркотических веществ у человека постепенно разрушается весь организм. Страдают все функции и системы: зубы, ЖКТ, кости, суставы. Гибнут клеточки головного мозга и ЦНС, падает иммунитет. Постоянные уколы провоцируют развитие незаживающих язв и приводят к появлению ВИЧ и гепатитов.

По статистическим данным, наркоманы очень редко доживают до 30-35 лет. В основном они умирают по причине отказа внутренних органов из-за употребления наркотиков.

Последствия психосоциального характера. У зависимых от наркотиков людей не только разрушается организм. Страдает личность человека. Все, что когда-то волновало и заботило человека, после его пристрастия к наркотикам уходит на второй план. Главное, что волнует наркомана – добыть очередную дозу.

Ради нее человек идет на самые тяжкие преступления. Наркоман лишается все – друзей, семьи. Родственники отворачиваются от него. Вскоре зависимый от наркотиков опускается на самое дно социальной жизни, теперь его спутниками становятся депрессии и мысли о суициде.

На фоне таких бедствий особенно важным становится своевременная профилактика вредных привычек у подростков. Ведь в большинстве случаев первый опыт употребления спиртного и наркотических веществ приходится на этап взросления человека.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

О том, какие существуют факторы, разрушающие здоровье, профилактика вредных привычек и к чему приводит увлечение данными препаратами, следует говорить еще в школе. Не только учителям, но и родителям. План-программа по борьбе и профилактике смертельно опасных зависимостей включает в себя следующие мероприятия, направленные на:

  1. Наработка здорового климата в семьях.
  2. Создание активной жизненной позиции.
  3. Помощь детям, находящимся в группе риска.
  4. Развитие и корректировка нормы поведения.
  5. Организация и проведение социально активного досуга.

Какие профилактические меры предпринимаются в воспитательных целях для борьбы в пагубными пристрастиями

Основополагающими принципами данной программы является печатная и устная пропаганда. Подобные меры должны охватывать все части населения страны. К одному из самых результативных мер профилактики относятся наглядные примеры и фотодокументы.

По утверждениям социальных педагогов и психологов, следование подобному плану помогает в разы увеличить культурный уровень молодежи и снизить риск развития пагубных пристрастий.

Что касается взрослого населения, основными методами борьбы является их своевременное лечение. Для получения гарантированных результатов также важно участие психотерапевтов и психологов. Необходимо, чтобы человек признал у себя наличие проблемы и согласился избавиться от нее.

Борьба с пагубными пристрастиями очень сложная и длительная. Но она крайне важна и необходима. Чем раньше начать сражение за здоровую жизни без алкоголя, наркотиков и иных зависимостей, тем больше шансов на успех. Чем раньше человек осознает все смертельную опасность от подобного рода увлечений, тем больше шансов у него вернуться в здоровую жизнь, насыщенную интересными событиями и радостными моментами. Берегите себя!

Нами была проведена опытно- экспериментальная работа на базе 1 «А» класса гимназии № 14, целью которой было выявить у учащихся экспериментального класса виды, причины вредных привычек и наметить план действий по их профилактике. В ходе данной работы мы провели беседы с классным руководителем 1 «А» класса, с медицинским работником, с родителями и самими детьми.

Таблица № 1

Профилактика вредных привычек в 1 "А" классе гимназии № 14

Медработник

Родители

Классный руководитель 1 «А» класса проводит большую работу с детьми по профилактике вредных привычек:

  • -во время уроков учитель ходит по классу, поправляя посадку детей и правильное расположение школьных принадлежностей;
  • - во время походов в столовую учитель проверяет, помыли ли дети руки перед едой;
  • - классный руководитель учит ребят называть друг друга только по именам, не давай различных прозвищ;
  • - учитель учит детей беречь школьное имущество, обращаться с ним, как со своим;
  • - учитель 1 «А» класса старается внимательно смотреть за тем, чтобы дети не грызли ногти, школьные принадлежности

Медицинский работник часто посещает класс. Врачом были проведены беседы с классом на темы типа: «Твои вредные привычки», «Ты и мир вокруг тебя» и другие, из которых дети узнали подробнее, что такое вредные привычки и как с ними можно бороться.

Родители учеников гимназии часто разговаривают со своими детьми на тему вредных привычек и об их профилактике, затрагивая не только самые распространённые (алкоголь, курение, наркомания), но так же и такие привычки, как: грызть ногти, ручку, мыть руки перед едой, не обманывать старших.

Сами дети пытаются контролировать друг друга, если этого не успевает делать учитель: скажут о правильной посадке соседа за партой, напомнят помыть руки перед едой.

Таким образом, из таблицы мы видим, что в классе проводится немалая работа по профилактике вредных привычек школьников как со стороны учителя, врача, так со стороны родителей и самих детей. Такая работа должна проводиться не только в лицеях и гимназиях, но и общеобразовательных школах.

Также нами была проведена анкета, состоящая из 9 вопросов, из результатов которой мы выявили, насколько ученики 1 «А» класса знают, что такое вредные привычки и проводится ли какая- либо работа с детьми

1. Знаете ли вы, что такое вредные привычки?

  • · нет, не знаю;
  • · предполагаю, но не уверен
  • 2. Имеете ли вы вредные привычки?
  • · Да, имею;
  • · нет, не имею;
  • · не знаю
  • 3. Имеют ли вредные привычки ваши родители?
  • · Да, имеют;
  • · нет, у моих родителей нет вредных привычек;
  • · не знаю
  • 4. Имеют ли вредные привычки твои друзья?
  • · Да, имеют;
  • · не имеют;
  • · не знаю
  • 5. Разговаривают ли родители с вами о вреде вредных привычек?
  • · Разговаривают часто;
  • · разговаривают редко;
  • · не разговаривают
  • 6. Проводит ли ваш классный руководитель с вами беседы о вреде вредных привычек?
  • · Проводит часто;
  • · проводит, редко;
  • · не проводит
  • 7. Знаете ли вы, как бороться с вредными привычками?
  • · Знаю;
  • · не знаю;
  • · не уверен
  • 8. Хотели бы вы, чтобы у вас не было вредных привычек?
  • · Хотел(а) бы;
  • · оставил(а) бы всё так, как есть;
  • · не хотел(а) бы
  • 9. Как вы считаешь, какие из перечисленных ниже привычек являются вредными? (подчеркни)
  • · Курение;
  • · грызение ногтей;
  • · чавканье за столом;
  • · прогулка по городу

Итак, подведя итог анкете, мы выяснили, что:

  • · знают, что такое вредные привычки- 87% учащихся класса;
  • · 79% ребят считают, что они имеют вредные привычки;
  • · у 85%- имеют вредные привычки родители;
  • · у 78% вредные привычки имеют друзья;
  • · почти все родители учеников разговаривают с ними о вредных привычках-97%;
  • · 100% учеников ответили, что их классный руководитель проводит с ними беседы о вреде вредных привычек;
  • · но лишь 36% детей ответили, что знают, как бороться с вредными привычками;
  • · 97% учеников класса хотят избавиться от вредных привычек и не иметь их;
  • · 93% ребят выбрали правильные ответы из перечисленных вредных привычек (курение, грызение ногтей, чавканье за столом);

Так, большая часть детей ответила, что они знают, что такое вредные привычки и как с ними бороться. С детьми проводят беседы как учитель, так и родители.

Так же мы составили диаграмму, из которой мы можем увидеть, насколько дети знают виды вредных привычек(ДИАГРАММА)

Так же мы выявили вредные привычки учеников 1 «А» класса.(ДИАГРАММА)

Из результатов диаграммы мы видим, что:

  • · часть учеников класса забвают вымыть руки перед едой- 45%;
  • · многие дети грызут от волнения ручки, карандаши и другие школьные принадлежности- 52%;
  • · так же есть в классе и немало детей, которые грызут ногти- 37%;
  • · есть дети, которые забывают убирать рабочие места после уроков (в частности урок рисования)- 19%;
  • · в классе имеются ученики, которые, переодеваясь, не кладут одежу на свои места, а разбрасывают её- 14%;
  • · малая часть детей, но всё- таки они есть, дают прозвища одноклассникам- 4%.

Так же мы провели индивидуальную беседу с двумя учениками 1 «А» класса - Чирковой Валерией и Ипатовым Яковом. Целью нашей беседы с ребятами было выявить, знают ли Лера и Яша, что такое вредные привычки, способы борьбы с ними и какие вредные привычки имеют сами дети.

Профилактика вредных привычек младших школьников.

В современный период образование столкнулось с проблемой ухудшения здоровья детей в результате распространения вредных привычек, загрязнения среды обитания и ухудшения качества жизни. Вредная привычка – автоматически повторяющееся (ситуативное) действие, наносящее вред общественному или личному здоровью. Она появляется при недостаточном внимании родителей к воспитанию. Непатологические привычки считаются менее опасными, хотя несоблюдение режима дня, физической активности, неправильное питание негативно сказываются на здоровье. Вредные привычки, к которым относят различные зависимости: алкогольную, наркотическую, игровую, компьютерную и т.д., вызывают нарушения личности. Отмечены изменчивость настроения и мотивации, возбудимость, агрессивность, эмотивность и тревожность; гиперактивность и дефицит внимания. Описано снижение работоспособности мозга школьников и лабильности нервных процессов при хроническом потреблении алкоголя и наркотиков, дисбаланс активности полушарий, нарушения регуляции психической деятельности, тонкой моторики. Зафиксировано влияние образа жизни родителей и условий обучения на понижение общего уровня психической активности, усиление психоэмоционального напряжения и ухудшение показателей здоровья школьников.

Поэтому в последнее время большое внимание уделяется профилактике вредных привычек в начальных классах. Профилактика основывается на устранении причин, изменении динамического стереотипа и доминирующей мотивации поведения школьника. Поэтому необходимы длительные волевые усилия и создание условий, которые позволили бы изменить доминирующую мотивацию, преодолеть тревожность и неуверенность ребенка, провоцирующих появление вредной привычки.

Эта цель реализуется в педагогической деятельности по следующим направлениям:

1. Проведение классных часов и внеурочных занятий, нацеленных на профилактику вредных привычек («Береги здоровье смолоду», «Что такое здоровье?» “Нет-спасет жизнь”, “Что такое хорошо и что такое плохо”и проч.), на расширение представлений о правильном питании и полезных продуктах, выработки привычек их потребления. Например, формированию культуры употребления чая (более полезного, чем алкоголь) и ознакомлению с его историей, посвящены классный час «В гости к чаю». Дети знакомятся с чайной традицией разных народов, травяными сборами, осваивают способы их заваривания и использования в народной медицине. Классный час «Вода-целебная сила» знакомлю школьников со свойсивами воды, культурой потребления. При организации этих мероприятий школьники собирают материал по традиции потребления напитков в семье, находят особые рецепты травяного чая, полезных заменителей кофе, исторические сведения.

2. Организация проектной и исследовательской деятельности. Например проект «О вредных привычках» посвященнный выявлению и изучению упомянутых привычек у детей и отношения к ним школьников. В ходе исследования дети проводят опрос товарищей и их родителей, выясняют, кто из родственников курит, какие напитки используются в семье, выявляют негативные последствия для здоровья курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. Работа с литературными и интернет-источниками позволяет им установить простейшие связи между здоровьем человека, его вредными привычками (курением, алкоголизмом, неправильным питанием) и факторами социальной среды. Изучение «Кулинарии народов мира», в процессе которого школьники могут изучить многообразие рецептов полезных для здоровья блюд, правила их потребления. Частично этот материал может использоваться в соответствующих классных часах.

3. Организация занятия-игры, посвященной формированию представления о здоровье как главной ценности человека, воспитанию бережного отношения к нему, нетерпимости к вредным привычкам в виде употребления табака, алкоголя, наркотиков (например игры по станциям).

4. Применение моделирования с целью профилактики вредных привычек, формирования образцов здорового образа жизни, уточнения и систематизации понятий и т.п. Например, обсуждались компоненты здорового образа (нормальная продолжительность сна, правильное питание, отсутствие вредных привычек, соблюдение режима дня, ежедневные прогулки, ограничение длительности использования компьютера и проч.). Создать модель «Ромашка», указанные компоненты прописывали на ее лепестках.

5. Проведение этических бесед, литературных чтений, конкурсов рисунков, нацеленных на коррекцию отношений младших школьников к табаку, алкоголю, наркотикам.

6. Применение компьютерных презентаций, игр, другого информационного обеспечения образовательно-воспитательного процесса, позволяющих наглядно представить негативные последствия действия вредных привычек на организм, показать примеры правильного поведения, необходимый статистический материал и т.п.

7. Создание ценностной модели и микроклимата в классе, нацеленного на профилактику вредных привычек, систематическое и системное изучение и ежедневное воспроизведение правил экологически выверенного и сберегающего здоровье поведения.

8. Развитие системы семейных и общественных мероприятий по предотвращению вредных привычек и воспитанию образцов здорового образа жизни; обеспечение родителей возможностями уделять больше внимания своим детям (приемственность в работе школы и семьи) привлечение родителей к непосредственному участию в школьных мероприятиях (например “Мама, папа, я спортивная семья”).