"наши питомцы". конкурс-эрудицион - проверочные задания об обитателях "живого уголка". Требования по подбору обитателей в детском саду и уход за ними Немецкая овчарка Бадди
Цели: ознакомить с животными, содержащимися в живом уголке; объяснить правила ухода за ними; обучить навыкам и простейшим действиям по уходу за животными живого уголка.
Оборудование: аквариум с рыбками, предметы по уходу за ними (по возможности), клетка с птицей (по возможности).
Ход урока
Лучшей возможностью проведения урока будет экскурсия на станцию юннатов. Специалисты станции подробно и интересно расскажут о животных, а главное - покажут различные виды животных, покажут правила ухода за ними, разрешат детям поучаствовать в кормлении животных.
В последние годы в школах практически исчезли живые уголки. Но у некоторых ребят дома есть аквариумные рыбки или хомячки, чаще содержат волнистых попугайчиков. Дети имеют опыт наблюдения, общения и ухода за животными. Они также могут рассказать и об интересных случаях, которые произошли с их питомцами.
I. Уход за аквариумными рыбками.
Отгадайте загадку:
Вот стеклянный дом, Воды полон он. Хозяева молчат, На гостей в окно глядят.
(Аквариум с рыбками.)
Для чего нужен аквариум?
Каким он может быть?
Какие рыбки живут в аквариуме?
Могут ли жить большие океанические животные в аквариуме (акула, электрический скат, другие)? (Это океанариум.)
Нужна ли аквариумным рыбкам помощь человека?
Как человек заботится о них? Расскажите.
Для чего люди разводят и содержат дома аквариумных рыбок?
Для учителя.
Аквариум - это может быть и трёхлитровая стеклянная банка, и огромный бассейн-океанариум с морской водой для океанских рыб и животных.
Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток - и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется - и погибнут карасики. Или положат карасям так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится.
Прежде чем заводить рыб, надо помнить, что аквариум - это их дом. Вот почему, прежде чем устроить аквариум, следует внимательно прочитать специальные книги.
Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум. Так, например, улитка-прудовик может принести много вреда: попортить растения.
На первых порах можно завести близких родственников карасей - золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов, телескопов, комет. Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре не выше 20 градусов. Аквариум с ними нельзя ставить около обогревателей, батарей, печей. А в холодное время года надо отставлять его дальше от окна. При температуре воды ниже 14 градусов рыбки начинают болеть и могут погибнуть.
Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки - меченосцы, гуппи, макроподы. Они теплолюбивы, им нужна температура воды около 25 градусов. Аквариум с такими рыбками подогревают электрической лампочкой с отражателем. Её подвешивают снаружи к стенке аквариума.
Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подготовить. Налейте в аквариум воды доверху и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. Потом вылейте воду и положите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см.
Теперь посадите в аквариум растения. Затем надо осторожно. наполнить аквариум на 3/4 водой. А потом можно пустить плавающие растения.
Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аквариум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоялась. Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.
Кормить рыбок следует раз в день, лучше живым кормом. Сухой корм дают тогда, когда нет живого корма. Не надо перекармливать рыб. Излишек сухого корма оседает на дно, от него закисает и портится вода.
Помните всегда: рыбам у вас дома должно быть очень хорошо. Только тогда аквариум доставит всем радость.
Физкультминутка
Предложите детям определить аквариумных и речных рыб и показать это каким-либо активным действием (прыжками, плавательными движениями и др.). Такая работа пополнит знания учащихся в классификации рыб и оживит атмосферу в классе.
Беседа по вопросам.
Отгадайте загадку:
Не человек, а говорит. (Попугай.)
Почему люди держат дома попугайчиков?
Могут ли попугайчики «говорить»?
Как выглядит домик попугайчика?
Чем они любят лакомиться?
Чем интересны эти птицы?
Расскажите, как вы ухаживаете за ними.
Для учителя.
Попугаи - это ярко окрашенные птицы с коротким и сильным крючковидным клювом, которым они разгрызают плоды и семена растений и питаются. Крупным попугаям под силу разгрызать самый твёрдый орех. А кроме того, попугаи пользуются клювом при лазанье по ветвям деревьев - он служит им как бы третьей ногой.
В природе попугаи общаются друг с другом резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Некоторые виды, если они живут в неволе, могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Конечно, фразы и слова попугаи не могут произносить сознательно, они лишь заученно повторяют одно и то же.
Размеры попугаев различны. Например, хорошо знакомый многим волнистый попугайчик длиной всего 18 см (до кончика хвоста), а гигантский ара из Южной Америки - до одного метра! Всего известно более трёхсот видов попугаев. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.
Учитель выясняет, что учащиеся знают о домашних хомячках и о правилах ухода за ними.
Для учителя.
Хомяков на земле 240 видов. Если обыкновенного хомяка видел не каждый, то его родственника - переднеазиатского хомяка - знают многие. Это тот самый золотистый, или сирийский, хомячок, которого часто держат дома. Обычно его называют просто - хомячок.
Золотистых хомячков обнаружили в Сирии около 150 лет назад. После этого они больше не попадались зоологам вплоть до 1930 года. На этот раз из хомячков не стали делать чучело, а привезли живыми в Англию и решили разводить. Как и все грызуны, хомячки плодовиты. Самочка может принести сразу десяток малышей и даже больше. Делает это она регулярно 2-3 раза в год.
Хомячки - животные неприхотливые. Содержат их обычно в клетках. Лучше всего, если они из металлической сетки. Но её надо подобрать так, чтобы ловкий зверёк не пролез сквозь ячейки. Подойдёт сетка с ячейками 5x5 мм. В клетку надо поставить гнездовой домик и хорошо бы беговое колесо, такое, какое ставят для белок, но меньших размеров: около 20 см в диаметре.
Едят эти зверьки всё: и хлеб, и морковь, и крупу, и яблоки. Любят молоко и мучных червей.
IV. Итог урока.
Объясните смысл фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручили.» (С. Экзюпери «Маленький принц».)
Домашнее задание: учебник, с. 78-81, принести фотографии домашних кошек и собак; рабочая тетрадь, с. 30-31.
Урок 21. ПРО КОШЕК И СОБАК
Цели: ознакомить с некоторыми породами собак и кошек, их назначением; «работой», которую выполняют собаки для людей; научить па внешним признакам определять наиболее известные породы собак и кошек, выполнять правила ухода за животными.
Оборудование: рисунки разных пород кошек и собак, фотографии домашних питомцев.
Ход урока
I. Введение в тему.
Отгадайте загадки:
Мохнатенька, усатенька,
Сядет - песенки поёт. (Кошка.)
Ноги тонки, бока звонки,
А хвост - закорючкой. (Собака.)
Подумайте, кто станет главными героями нашего урока. II. Рассказы детей о своих животных.
На доске открывается надпись «Выставка любимых питомцев». Дети принесли фотографии кошек и собак, готовились рассказать об их особенностях, привычках, шалостях.
Наша выставка открыта.
Рассмотрите этих животных.
Подумайте, как им живётся в вашем доме.
Расскажите о своих любимцах.
Для учителя.
Домашние кошки все, в общем, похожи друг на друга, хотя лю-рщ и вывели разные породы: сибирские - крупные и пушистые; ангорские - с очень тонкой и пушистой шерстью; сиамские - розова-tro-палевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами, словно уюрду, хвост и все четыре лапки окунули в тёмно-коричневую ттушь и она расплылась, как на промокашке. Есть даже порода короткохвостых кошек с кисточками на ушах - совсем как у рыси.
Все кошки - замечательные охотники. Присмотритесь к домашней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она i^e растеряла своих диких повадок.
Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: i#a полосатого тигра, царственного льва. Они и относятся к одному с#емейству - кошачьих. У домашней кошки долгая и славная исто-р;ця. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В Д](ревнем Египте кошку считали даже священным животным.
Люди поклонялись им, и некоторые божества изображались с кошачьей головой. Кошкам даже приносились жертвы. Когда домашняя кошка умирала, то египетская семья и вся прислуга брили с^ои брови и ходили в трауре.
Живут кошки рядом с человеком, но служить ему, как собака, -н^т, это не в кошачьих правилах. Как в диких лесах й зарослях, кошки выходят на охоту поближе к ночи. Пусть собаки спят или охраняют дом. Кошка занята своими делами.
Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском.
Люди вывели свыше 300 пород собак. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка - волка.
Вот овчарки. Их много: мускулистые, поджарые восточноевропейские овчарки, пушистые колли (шотландские овчарки), огромные, мохнатые, с короткой медвежьей мордой кавказские овчарки, белые, с вьющейся длинной шерстью южнорусские. Всё это крупные, сильные собаки. Восточноевропейские овчарки - отличные служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном розыске. Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах. Шотландские, южнорусские и кавказские овчарки охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далёких выпасах в степи или в горах, защищают от хищников.
У ньюфаундлендов, или водолазов, - чёрных мохнатых гигантов на толстых, как у медведя, лапах, с тяжёлыми, пушистыми хвостами - служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спасать утопающих.
Среди служебных собак есть большие спокойные мохнатые собаки, белые с рыжими или серыми пятнами. Это сенбернары - спасатели. Несколько сотен лет назад близ трудного и опасного горного перевала Сен-Бернар в Альпах стоял монастырь. Там-то и вывели эту породу собак. После метелей или просто к ночи собак выпускали за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разыскивая засыпанных снегом, сбившихся с дороги путников.
Существует много охотничьих пород собак. Очень похожа на своего предка Щ волка - охотничья лайка. На Севере лайки прекрасно справляются с обязанностями оленьих пастухов. Собачьи упряжки возят людей и грузы.
Очень красивы борзые - узкая длинная морда, стройное тело, мощные длинные ноги. Эту породу русских псовых борзых вывели в России. Как ветер, несутся они вдогонку за зверем. Охотники на быстрых конях и то отстают от них.
А вот важно семенит длинная «колбаска» на коротких ножках, подняв острую мордочку. Это такса. Она отличный охотник на барсуков и лис. Эти звери прячутся в глубокие, разветвлённые норы. Ничем их оттуда не выгонишь. Тут-то и посылают в нору приземистую гибкую таксу.
Существует ещё одна большая группа собак - комнатно-декоративные. Маленьких забавных болонок и тойтерьеров можно научить танцевать и прыгать через обручи. Комнатные собаки почти все маленькие, но тойтерьер (игрушечный терьер) - самая крошечная. Весит она 600-700 граммов. Эти собаки очень преданы своему хозяину, иногда самоотверженно бросаются его защищать.
Собак сейчас учат «новым специальностям». Овчарки служат «газовыми инспекторами». Малейшую утечку газа может учуять собака, ей надо только «растолковать», как об этом сигнализировать. Есть собаки-рудоискатели. Для этой цели используют овчарок, фокстерьеров и спаниелей.
III. Итог урока.
Собака, которую вы взяли в дом, признаёт вас хозяином. Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и вы помните, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать её.
Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 32.
Урок 22. КРАСНАЯ КНИГА
Цели: ознакомить с Красной книгой, ее сведениями; определить основные причины сокращения численности растений и животных, меры, необходимые для их охраны; побуждать к применению ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе в рассуждениях и умозаключениях.
Оборудование: Красная книга области, Международная красная книга, картины природы разных уголков страны.
Ход урока
I. Введение в тему.
На доске заранее написано стихотворение Я. Акима и вывешены картины природы.
Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготовленный ученик.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
О какой планете говорится?
Почему говорится, что она одна?
Чем наша планета отличается от других?
Рассмотрите эту земную красоту на картинках.
Какие чувства они вызывают?
Где бы вы хотели оказаться? Почему?
Каких животных вы могли бы там встретить, какие растения увидеть?
П. Изучение нового.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Не настораживают ли вас последние строки стихотворения? I
Почему звучит тревога?
Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало. А ведь этих могучих первобытных быков было много (между прочим, это от них люди вывели домашних быков и коров). Туры водились в лесостепях и степях Европы и Азии. Водились и в Африке. И повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди. Так же, как жестоко и беспощадно истребляли и почти истребили бизонов в Северной Америке, всего за 29 лет полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки и многих других животных.
Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лшца Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.
Мы можем подумать: «Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них». Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Прняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.
В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. На красных стра-t ницах поместили тех, iftro может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёны е разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.
В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. А в 1992 году вышла в свет Красная книга Волгоградской области.
Подумайте, почему обложку этой книги сделали красного цвета.
III. Ознакомление с содержанием Красной книги,
Задания учащимся.
Рассмотрите эти экземпляры. Можете ли вы назвать животных и растения, которые могут быть записаны на страницах этой книги?
Рассмотрите иллюстрации.
Какие виды животных и растений вам известны?
Прочитайте о тех животных, которые вам понравились.
IV. Итог урока.
Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать современное положение в природе?
Домашнее задание: учебник с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 33.
Урок 23. БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ (У рок-конференция)
Цель: обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать, составлять схемы.
Оборудование: карточки с заданием, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Для данного урока заранее столы расставляют так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 4-5 групп. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду (могут выбрать лидера, если это им необходимо.
На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны...».)
Сегодня наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все представляете «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске).
Каждая группа учеников - отдел по охране.
Прочитайте табличку на своём столе. (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений. Можно выделить ещё отдел по охране рыб.)
П. Постановка учебной задачи.
Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа».
4. Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак(и), запрещающий(е) вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1. Отгадай загадки:
Не птичка, а с пёстрыми крыльями. (Бабочка.)
Рогат - да не бык, шесть ног - да без копыт. (Жук.)
Летит - пищит, сядет - молчит;
Кто его убьёт, тот свою кровь йрольёт. (Комар.)
2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:
1. Внешний вид.
2. Место обитания.
3. Чем интересно насекомое.
4. Чем питается.
5. Почему человек его потребляет.
3. Прочитайте, ответьте на вопросы:
Г. ЛАДОНЩИКОВ. «СЕМЬЯ МУРАВЬЯ»
Кузнечик встретился в лесу С рабочим муравьем. Он нёс такой огромный сук, Что не поднять вдвоём. «Давай попрыгаем с тобой!» Кузнечик предложил. «Нет, не могу, спешу домой»
«А где твой дом, скажи?»
«Наш дом под ёлкой, возле пня», -Ответил муравей. «А какова у вас семья?» «На свете нет дружней!» «И много вас?» «Не сосчитать. щ$с Наверно, тысяч двадцать пять Работников и воинов У нас под крышей хвойной».
Вопрос: Что ты знаешь о муравьях?
4. Составить правила защиты насекомых. Нарисовать знак(и),
запрещающий(е) вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1. Отгадайте загадки:
Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель.)
Хоть не огонь, а жжётся. (Крапива.)
Стоит красавица на поляне:
в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.)
2. Расскажите об одном из этих растений по плану:
1. Внешний вид.
2. Где растёт.
3. Чем интересно растение.
4. Как человек его использует.
3. Прочитайте, ответьте на вопросы.
Н. СЛАДКОВ. «ДУБ И ВЕТЕР»
Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?
От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой любопытный. Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там, за травой, скрывается?».
Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальне, за кустами?». Ни днём, ни ночью покою не было: так и хотелось узнать, чта за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся - эвон, какой вымахал!
1. Как вырастить дуб?
2. Какая польза животным от дуба?
4. Составьте правила защиты растений. Нарисовать знак(и), за-
прещающий^) вредить растениям.
IV. Итог урока.
Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведённом месте.
Какое решение вы приняли для себя по отношению к растениям и животным?
Домашнее задание: учебник, с. 90-93; рабочая тетрадь, с. 35, задание 3. Написать несколько предложений на тему: «Я - защитник природы».
Урок 24. ВОЗЬМИ ПОД ЗАЩИТУ
Цели: ознакомить с некоторыми редкими и охраняемыми растениями и животными своей области; выявить причины исчезновения отдельных видов растений и животных; обучить навыкам работы с гербарием и Красной книгой.
Оборудование: гербарий исчезающих видов растений своей области; фотографии или рисунки редких животных своей области; Красная книга редких и охраняемых растений и животных своей области.
Ход урока
Этот урок учитель может строить по своему усмотрению. Слишком высока его информационная насыщенность. Материал о редких и охраняемых растениях и животных можно заранее заготовить учащимся в качестве домашнего задания и сделать сообщения на уроке, иллюстрируя их собственными рисунками или картинками из дополнительной литературы.
Можно провести обзорный урок по материалам Красной книги своей области с опорой на гербарии и иллюстративную базу. 1
На первом этапе урока следует вскрыть причины исчезновения некоторых видов растений и животных. Стоит провести небольшой экскурс в географическое и биологическое прошлое своей области. В оставшееся время проводится практическая работа по узнаванию отдельных видов растений и животных (некоторые из них уже знакомы детям из их жизненного опыта.
Для учителя.
В связи с усиливающимся неблагоприятным воздействием человека на биосферу отдельные виды животных и растений оказались поставленными на грань исчезновения. Среди них как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычными, но по различным причинам в последние годы резко сократившие численность и оказавшиеся под угрозой исчезновения виды.
В первую очередь в список охраняемых включены виды, которые быстро сокращаются по численности из-за своей декоративности (тюльпаны, ирисы, хохлатки и др.), ценности как лекарственного сырья
(валериана, горицвет и др.), из-за изменения и исчезнове-ния основных местообитаний (ковыли, папоротники и др.)
Особую группу составляют виды растений, почти полностью исчезнувшие в ходе хозяйственного освоения человеком целинной степи.
Почти полная распашка земель, интенсивная химизация сельского хозяйства, всё расширяющаяся мелиорация и орошение сельхозугодий - всё это оказывает существенное влияние и на животный мир нашей области. Одни животные становятся всё более редкими или даже находятся под угрозой исчезновения, другие, напротив, оказавшись в благоприятных условиях, резко увеличивают свою численность.
Современные картины природы не являются раз и навсегда застывшими, они представляют собой результат сложной истории развития земной поверхности, истории длительной и динамичной. Как известно, основными факторами, влияющими на эволюцию растений и животных, являются изменения климата и земной поверхности. Так, от количества выпадающих атмосферных осадков, величины испарения и температурного режима зависит, какие растительные сообщества получат развитие.
Примерно пятьдесят миллионов лет назад произошло потепление климата. Мелководные моря преобладали на большей части Нижней Волги. Однако существовала и невысокая суша, обусловленная поднятиями земной коры. Эта равнина была покрыта тропическими лесами.
В четвертичном периоде тёплый климат стал охлаждаться. Понижение температуры и увеличивающаяся влажность привели к тому, что в полярных районах всё более разрастались шапки льда: Лёд постепенно продвигался к югу, вытесняя леса, засыпая глиной и валунами реки и срезая холмы. Площадь лесов в ледниковую эпоху сократилась, отдельные теплолюбивые виды растений - платан, вечнозелёные дубы, каштан - не могли уже приспособиться к новым суровым условиям и исчезли навсегда с равнин нашего края.
Вместе с растениями ушли из приледниковой зоны и многие животные, некоторые, например, саблезубый тигр, вымерли. Им на смену пришли громадные мамонты, покрытые густой бурой шерстью, носороги, приспособленные к суровому климату, большерогий олень, пещерный медведь.
Постепенно климат становился более тёплым, лёд растаял, и теплолюбивая флора и фауна вытеснила эти виды. Ледник, хотя и покинул наши края, однако ещё неоднократно наступал на Русскую равнину.
К уроку предлагается краткая характеристика некоторых видов охраняемых растений.
1. При упоминании слова «орхидея» невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветками, напоминающими крылья бабочки, жуков. И действительно, природа щедро одарила семейство орхидных необычайной красотой и разнообразием цвет-
ков. Поэты посвящали орхидеям стихи, художники изображали их на своих полотнах, ботаники давали им имена богинь и красавиц.
В настоящее время очень многие орхидные находятся на грани исчезновения. Их срывают на букеты «любители природы», выкапывают для лекарственных целей. Но особенно страдают орхидеи при изменении условий их местообитаний в результате деятельности человека.
Один из представителей орхидных - любка двулистная (ночная фиалка). Русское название «любка» обязано тому, что в прошлом знахарки приготавливали из этого растения «любовное зелье». Наименование «ночная фиалка» получило за усиление запаха в вечернее и ночное время с целью привлечения определённых насекомых-опылителей. Любка - многолетнее травянистое растение. Цветёт в конце мая - начале июня. Встречается рассеянно по глухим, затенённым байрачным лесам. Декоративное и лекарственное растение.
2. Валериана лекарственная (маун). Латинское название рода происходит от слова «валере», что означает быть здоровым. Народное название «маун» связано с большим пристрастием к этому растению кошек. Многолетнее травянистое, довольно высокое (до 100 см) растение. Цветёт в середине лета. В конце августа часто полностью засыхает. Часто встречается в поймах рек. Около населённых пунктов валериана часто полностью истреблена. Широко используется в научной и народной медицине. Большой спрос на её корни приводит к сокращению запасов этого растения.
3. Безвременник прекрасный. Русское название связано с поздним, осенним цветением (без.времени). Многолетнее растение. Цветёт в конце августа - начале сентября, когда почти все растения степной зоны заканчивают своё развитие. Летом его найти практически невозможно, так как оно находится под землёй. Высоко декоративное растение, истребляется местным населением на букеты, ядовито.
4. Тюльпан Шренка. Латинское название рода происходит от искажённого персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора тюрбана. В народе его называют лазоревым цветком. Многолетнее растение с невысоким стеблем (15-30 см). Цветки разнообразной окраски: красной, жёлтой, белой, розовой. Очень декоративное растение.
5. Рябчик русский. Латинское название рода происходит от слова «фритиллус», что означает стакан, кувшин, русское соответствует окраске цветка (рябая). Многолетнее растение 30-50см в высоту. Цветки крупные, снаружи тёмно-пурпурные, внутри желтоватые. Цветёт в конце апреля - начале мая. Собирается населением в букеты.
6. Ирис низкий. Невысокий (8-15 см) травянистый многолетник. Цветки жёлтые, фиолетовые, кремовые и других оттенков. Цветёт в апреле - мае. Уничтожается на букеты.
7. Кувшинка чисто-белая. Латинское название происходит от греческого «нимфа» - невеста (а также название божеств, олицетворяющих силы природы). Травянистое водное растение, с плавающими крупными листьями и белыми цветками с большим числом лепестков (в народе их называют водными лилиями). Вблизи населённых пунктов почти повсюду истреблено. Не выдерживает загрязнения воды отходами производства. Разнообразно практическое значение кувшинок. Очень мощные, богатые крахмалом корневища съедобны. Из семян делают муку для добавления в хлеб.
На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных.
1. Степной орёл. Крупная птица с массивным телосложением, большим клювом и мощными ногами, покрытыми перьями, размах крыльев до двух метров. Гнездятся как на земле, так и на всевозможных возвышениях. Основной добычей степного орла являются малые суслики, которых они подстерегают у норки или ловят, охотясь пешком. До 50-х годов, когда началась массовая распашка целинных и залежных земель, степной орёл был обычной и широко распространённой в области птицей. В настоящее время его численность резко сократилась. Уменьшение численности степного орла до сих пор связано с разорением его гнёзд охотниками и пастухами. В настоящее время серьёзной угрозой для жизни степных орлов стали средней мощности ЛЭП (линии электропередач), опоры которых не оборудованы защитными устройствами.
2. Особо охраняемую группу насекомых Нижней Волги составляют шмели. У нас их около 17 видов. Шмель моховой ещё встречается на лесных полянах и в поймах рек. Тело его средней величины, имеет яркую золотисто-жёлтую окраску и оранжевую спинку. Гнездится наземно под сухими листьями. Словно одетые в меховую шубу, насекомые работают с раннего утра и после захода солнца, почти в сумерках.
Для домашнего задания отводится материал на с. 88-89. Можно предложить детям найти материал о некоторых проиллюстрированных животных и растениях и подготовить сообщения для следующего урока.
Домашнее задание: учебник с. 9Ф-95.
1. Узнай аквариумных рыбок по силуэтам. Укажи стрелками названия. Проверь себя с помощью учебника.
2. Пользуясь атласом-определителем «От земли до неба», заполните таблицу.
3. Запиши, какие животные есть:
а) в живом уголке вашей школы - хомячок сирийский, кролик;
б) у тебя дома - попугайчик волнистый;
4. Практическая работа «Учимся ухаживать за животными живого уголка».
Цель работы: Кормление кролика
Оборудование (какими средствами по уходу за животными пользовались): кормушка, еда для кролика (капустные листья, морковка).
Ход работы (какие действия выполняли):
- Помыть кормушку
- Нарезать капустные листья и морковь на мелкие кусочки
- Положить корм в кормушку
- Очистить кормушку от остатков еды.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): кролик накормлен, цель достигнута.
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
5. Нарисуй своего любимого домашнего питомца или наклей фотографию.
В атласе-определителе «От земли до неба» или других источниках (книгах, Интернете) найди информацию о своём питомце. По этим источникам, а также собственным наблюдениям, подготовь сообщение о нём.
Здесь ты можешь записать план сообщения или основные сведения о своём питомце.
Волнистые попугайчики родом из Австралии. Там они живут в стаях и их там очень много, как у нас воробьёв. В природе встречаются только зелёные попугайчики, Голубых, жёлтых, белых вывели уже в неволе. Волнистые попугайчики подражают голосам других птиц и голосу человека, поэтому их можно научить говорить. Мой попугайчик, которого зовут Кеша, не умеет говорить, но он очень громко и радостно чирикает и играет с зеркалом.
С античных времён известно, что животные предчувствуют землетрясения. Почему? До сих пор это не удавалось объяснить. Новая теория позволяет понять, почему змеи, птицы и собаки проявляют беспокойство, когда подземная стихия грозит сотрясти ту или иную страну.
Внезапно выбежали мыши. Они выскальзывали из всех щелей и нор, растерянно кружась по комнате или двору. Казалось, заплутавшие зверьки станут лёгкой добычей для кошек, но их и след простыл. В тот день, б мая 1976 года, в итальянской деревушке Сан-Леопольдо, вся живность сошла с ума. Пищали мыши, метались птицы, метались змеи. Закрытые в закутках свиньи свирепели и откусывали друг другу хвосты. Другие домашние животные, наоборот, вели себя на редкость апатично. Вечером причина столь необычного поведения животных выяснилась. В 21 час в итальянском регионе Фриули (здесь расположена деревня Сан-Леопольдо) произошло землетрясение силой 6,5 балла по шкале Рихтера. Была разрушена 41 деревня, погибло около тысячи человек. А ведь животные заранее предчувствовали беду.
Ещё древнегреческий историк Диодор рассказывал о сверхъестественном чутье животных. В 373 году до н.э. сильнейшее землетрясение разрушило город Гелику, лежавший на берегу Коринфского залива. Море, нахлынувшее после катастрофы, поглотило разрушенный город — город, которому предвещало беду множество животных. За пять дней до удара стихии всполошились крысы, змеи и жуки. Целыми полчищами они направились в соседний городок Корию, находившийся вдали от моря. Они оказались в безопасности. Погибли лишь люди, не поверившие дурному знамению.
Римляне, как и греки, тоже знали о том, что «животные пророчат несчастье». Когда беспокойство охватывало собак, гусей и лошадей, заседание Сената — осторожности ради — проводили на открытом воздухе.
И в наши дни многие люди, живущие в сейсмически опасных районах, очень внимательно следят за поведением домашних животных. Крестьяне в Андах, например, держат у себя дома канареек, которые играют роль примитивных сейсмографов. «Примитивный» — не значит ненадёжный. Почувствовав скорый подземный удар, канарейки начинают беспокоиться, отчаянно машут крыльями и щебечут.
Порой чувствительность животных может стать для них роковой.
В1783 году в городе Мессина на Сицилии произошло мощное землетрясение; за ним последовали новые подземные толчки. Всякий раз перед афтершоком (повторным ударом) собаки поднимали невероятный лай. Сейсмические удары становились всё слабее, но лай не умолкал. И тут, нервы горожан не выдержали. Решено было перестрелять всех собак, хотя они лишь честно предупреждали опасности.
До сих пор учёным удалось предсказать крупное землетрясение лишь однажды, причём помогли им не какие-то ультрасовременные приборы, а опять же… животные. Случилось это в Китае. В 1974 году «председатель Мао» объявил в стране очередную кампанию -«народную войну» землетрясениям. Поводом послужило заявление учёных о том, что в ближайшие два года в провинции Ляонин произойдёт крупное землетрясение. По радио и в газетах, на производственных собраниях и школьных занятиях повторялось, что «надо присматриваться к поведению домашних животных».
За несколько недель на эту «народную войну» было призвано свыше 100 тысяч человек. Они доносили о всех подозрительных фактах. В первые дни февраля 1975 года в районе городка Хайчэн и впрямь стало твориться что-то необычное. Всюду видели змей, выползавших из пещер, где они зимовали и замерзавших прямо на дороге. Уровень грунтовых вод стал меняться. Наконец, 4 февраля было введено чрезвычайно положение. Весь день эвакуировали людей, вывозили все ценности. Когда беспокойный день подходил к концу и власти стали задумываться, а не поддались ли они панике, стихия нанесла удар. Землетрясение силой 7,3 балла полностью разрушило город, но погибло лишь несколько сотен человек.
Природа взяла своё годом позже, в июле 1976, за полтора месяца до смерти Мао. Напрасно население жаловалось на тревожные предвестия — таких жалоб, как выяснилось позже, поступило свыше двух тысяч, — в Пекине властям было не до этого. 27 июля в город Таншань - крупный угольный и металлургический центр с миллионным населением — пришла великая беда. По официальным данным, погибло 240 тысяч человек, но называют и другие цифры — до 600 тысяч.
Канарейка слушает форшок?
Долгое время никто не мог объяснить, почему животные проявляют беспокойство незадолго до землетрясения. Что особенного они чувствуют? Откуда они могут догадываться о коварстве подземных ударов? Они же никогда не видели землетрясений! А, может быть, какие-то побочные явления, сопровождающие подземный удар, пугают их?
Предполагалось, например, что животные ощущают форшоки — слабые подземные толчки, предваряющие главный удар подземной стихии. В 1988 году во время спэашного землетрясения в Армении, разрушившего (города Спитак и Ленинакан, некоторые люди сумели покинуть свои квартиры после первых слабых толчков. Однако форшок и основной сейсмический удар разделяют считанные секунды. А вот коровы, змеи и прочие живые «приборы» — по данным китайских исследователей, 58 видов животных угадывают приближение сейсмической катастрофы — испытывают беспокойство уже за 20 часов до беды. Стало быть, их беспокоит что-то иное.
Может быть, они чуют какие-то газы, выделяющиеся из земных недр, или слышат акустические волны, возникающие при сдвигах глубинных пород? Эту догадку опровергают канарейки и другие певчие птицы, чьи обоняние и слух ничуть не лучше, чем у нас с вами. Однако птицы мечутся в клетках задолго до подземных ударов, мы же не чувствуем ничего.
А, быть может, незадолго до землетрясения меняется уровень атмосферного электричества?
Учёным удалось выяснить, что:
- при раздавливании гранитных плит под прессом они начинают светиться в инфракрасном диапазоне, а перед их разрушением появлялись яркие вспышки.
Очевидцы землетрясений тоже сообщают, что от гор и холмов исходило какое-то свечение;
— в 1989 году, незадолго до землетрясения в Калифорнии, было зафиксировано электромагнитное излучение, исходящее из недр Земли. Такие же сигналы наблюдали в 1995 году в Кобэ перед землетрясением. Их появление можно объяснить только мощными электрическими токами в недрах Земли незадолго до бедствия;
- положительно заряженный слой ионосферы над 8 зоной будущего землетрясения вспучивается, что приводит к нарушениям радиосвязи. Это вызвано тем, что в нижних слоях воздуха скапливается одноимённый заряд.
Как же реагируют животные?
— при вдыхании положительно заряженных аэрозолей в организме животных начинает выделяться гормон серотонин, вызывающий резкие перепады настроения, а также тошноту. Люди тоже болезненно реагируют на подобную воздушную смесь. Так, когда в Альпах или на Кавказе начинает дуть фён — сухой, тёплый ветер, содержащий много заряженных частиц, - многие люди испытывают приступы мигрени;
— шерсть зверей заряжается электростатическим электричеством. На это особенно остро реагируют мелкие зверьки, у которых отношение площади поверхности тела к его объёму очень велико;
— водные животные чувствительны к заряженным частицам, поскольку вода — хороший проводник электричества;
— в закрытых помещениях содержание заряженных частиц выше, чем на открытом воздухе, поэтому животные покидают норы, выбегают из домов, выбираются из пещер.
Следует, впрочем, упомянуть, что животные проявляют беспокойство и перед грозой или бурей, когда в воздухе тоже «разлито электричество». Очевидно, они принимают скорое землетрясение за грозу, собирающуюся в воздухе. В свою очередь, мы, ожидая «сейсмических новостей» от зверюшек, можем часто обманываться. Их беспокойство может «навлечь» всего лишь грозу.
И всё-таки идея предсказывать землетрясения с помощью животных отнюдь не отвергнута. «Участие в таком эксперименте было бы очень интересно, - говорит Ева Сарджент, директор зоопарка Сан-Франциско, хотя я лично думаю, что не отдельные виды животных,
а лишь некоторые наиболее чувствительные особи могут предсказывать землетрясения. Ведь с животными с то же, что с людьми: у одних интуиция более развита, чем у других». В любом случае, когда речь идёт о спасении человеческих жизней — тысяч и даже десятков тысяч жизней, — любые прогнозы хороши, если они верны. Пусть даже авторами прогнозов выступают змеи, мыши и рыбы, надо прислушиваться и к ним. Их мнение может оказаться решающим.
Бывает ли «затишье перед бурей»?
В начале 1990-х годов немецкий геолог Йохен Цшау выдвинул гипотезу «затишья перед бурей». Он обратил внимание на то, что за несколько месяцев до крупного землетрясения прекращались микроземлетрясения, которые можно регистрировать с помощью новейшей аппаратуры. Однако сам же учёный вынужден был признать: «Порой за подобным затишьем не бывает никакого землетрясения». Чем в таком случае грозит неточный прогноз? Полным параличом хозяйственной жизни. Всё население местности будет эвакуировано, — а ничего и не произойдёт ни через день, ни через месяц.
Огонь укрощает землю
В историю геологии и философии вошло землетрясение в Лиссабоне в 1755 году. Вся Европа зачитывалась вольтеровскими строками: «Мудрецы страны не нашли способа более верного для спасения от окончательной гибели, чем устройство для народа прекрасного зрелища аутодафе. Университет в Коимбре постановил, что сожжение нескольких человек на малом огне, но с большой церемонией, есть, несомненно, верное средство остановить содрогание земли».
"НАШИ ПИТОМЦЫ"
Конкурс-эрудицион - проверочные вопросы об обитателях "Живого уголка" для детей начального школьного возраста в дополнительном образовании
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- табло с прозрачными карманами (карманов может быть сколько угодно. На моём табло 20 карманов размером 18 на 18 см)
- картинки и названия видов обитателей "Живого уголка"
- карточки с цифрами от 1 до 15 (каждому игроку выдаётся такой комплект)
- комплект из карточек двух цветов, например: зелёные и коричневые, размером примерно 6 на 3 см (количество комплектов по количеству участников игры); карточка коричневого цвета означает ответ "НЕТ", карточка зелёного цвета соответствует ответу "ДА"
- шариковые ручки, или карандаши, или фломастеры на каждого участника
- жетоны (карточки из цветного картона, открытки и т.п.)
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
В левом столбце в карманах один под другим расположены вопросы:
- "РОДОСЛОВНАЯ"
- "ФОРМЫ И ПОРОДЫ"
- "ОСОБЕННОСТИ"
- "МОЖЕТ ЛИ ТАКОЕ БЫТЬ?"
- "О КОМ РЕЧЬ?" 3 подсказки
В кармашках справа цифры, название животного, картинка с изображением животного, например: в первом сверху кармашке цифра 1, слова "Хомяк джунгарский" и его изображение; в соседнем кармашке цифра 2, слова "Хомяк сирийский" и изображение сирийского хомячка и т.д.
Дети сидят за столами, каждому выдаётся комплект карточек с цифрами от 1 до 15, по две цветные карточки: зелёная и коричневая. карточки раскладываются на столе по порядку от 1 до 15.
Педагогом объявляется название и цель занятия.
Вопросы озвучиваются по темам - турам.
Тур 1. Вспоминаем родословную наших питомцев. Зачитывается вопрос, дети поднимают карточку с номером животного, о котором идёт речь. За правильный ответ дети получают жетон (раздаёт жетончики или сам педагог или помощник из старших ребят).
Тур второй. Определяем формы и породы наших животных. ...
Вопросы подготовлены "с запасом", если использовать все вопросы, детям скоро надоест однообразие заданий, и потребуется много времени.
Я проводила такую проверочную и закрепляющую знания работу в два этапа. Часть вопросов в один день. На следующем занятии продолжение игры несколько в другом варианте, например: дети делятся на пары или группы по три человека, и ответ обсуждается в группе.
Или дети сами выбирают - вопрос на тему, которая им больше нравится или интересна. А вместо жетонов имена участников игры написаны на школьной доске и рядом ставятся заработанные баллы за правильные ответы, которые в конце подсчитываются.
После каждого тура или, например, после второго и четвёртого вместо вопросов - решение венгерского кроссворда, который выдаётся на стол или группе учеников по несколько человек.
По окончании
конкурса-эрудициона подсчитывается количество жетонов, заработанных каждым учеником. За наибольшее количество правильных ответов выдаются именные грамоты, с указанием темы конкурса, имени и фамилии и занятого места, первое, второе, третье,... четвёртое по-желанию.
В конкурсе-эрудиционе
«НАШИ ПИТОМЦЫ»
За ______ место
награждается
__________________________
«Живой уголок»
_____________
РОДОСЛОВНАЯ.
1.Обитатели пустынь и полупустынь, в большинстве своём не относятся к числу вредителей сельского хозяйства. ПЕСЧАНКА
2.Обнаружилось в XX веке, что в Сирии близ Алеппо кое-где сохраняются небольшие колонии этих животных, ведущих скрытый образ жизни и встречающихся крайне редко. СИРИЙСКИЙ ХОМЯК
3.Впервые о существовании этого зверька зоологи узнали в 1839 году, а в Европе, в Англии, появился лишь в 1931 году. СИРИЙСКИЙ ХОМЯК - ЗОЛОТИСТЫЙ
4.В природных условиях этот зверёк обитает в степной и полупустынной зонах Западной Сибири и Средней Азии. ДЖУНГАРСКИЙ ХОМЯК
5.Всеядный, крупный и агрессивный, придя в Европу около 200 лет назад, на большей части территории стал доминирующим видом. КРЫСА - ПАСЮК
6.Были завезены в Европу из Перу, Южной Америки, около 400 лет назад, в 16 веке, полностью одомашнены и разводятся как любительские и лабораторные животные. МОРСКИЕ СВИНКИ (Стр. 421 И. Акимушкин «Мир животных. Насекомые.
Пауки. Домашние животные.»).
7.Родиной этого зверька считают Испанию, откуда он распространился в Южную Европу, Азию и далее по всем странам. КРОЛИК
8.Среди награбленных драгоценностей, которые везли на родину испанские мореплаватели 15 века, особым попечением пользовались корзины-клетки с Канарских островов, с острова Мадейра и островов Зелёного Мыса. КАНАРЕЙКИ
9.Вывезены из Австралии около 100 лет назад. В настоящее время одомашнены и разводятся во всех странах мира. ПОПУ Г АИ
10.302 вида в странах всего света, кроме холодных северных областей, Патагонии и Антарктиды. В нашей стране - 10 видов, не считая залётных. ГОЛУБИ
ФОРМЫ И ПОРОДЫ. -
1.Домашние породы этого вида: зверьки чёрного окраса - меланисты, палевые с розоватым оттенком - флависты, пушистая «ангорская» форма. СИРИЙСКИЙ ХОМЯК
2.Один из самых популярных обитателей живых уголков, выведен от дикой формы - пасюка. Бывают белые, чёрные, цвета «голубой норки» и под названием Эдвардса - древесная порода. КРЫСЫ
3.Известно несколько пород этих зверьков, отличающихся по цвету шерсти, её длине и жёсткости: короткошёрстные пёстрой расцветки, серые и золотистые, а также гималайские (горностаевые), белые, чёрные, коричневые, голубые. В качестве декоративных разводят длинношёрстных, или ангорских, а также жёсткошёрстных, именуемых розеттами или розетчатыми. МОРСКИЕ СВИНКИ
4.Их на нашей планете 19 видов: обыкновенный, или европейский, даурский, западносибирский, даурский, белый или алжирский, лысый и ушастый,... ЕЖИ
5.Приручением и одомашниванием этих зверьков люди занимались уже в средние века, но лишь с 19 века началось выведение различных пород с различным назначением, цветом и размерами. Например, главнейшие отечественные породы: белый великан, белый пуховой, русский горностаевый, серебристый, серый великан, советский мардер, бабочка, декоративный, карликовый и др. КРОЛИК
6.В нашей стране из группы сухопутных всего два вида - средиземноморская (греческая или кавказская) и степная (среднеазиатская), водяные - болотная, каспийская и кожистая, или трионикс. ЧЕРЕПАХИ
Известно более 200 видов. Самые мелкие из них - не больше зяблика, в то время как гиганты достигают более чем метровой величины. Помимо зелёной исходной формы, получены голубые, синие, жёлтые, белые, палевые и другие. Бывают чубатые, хохлатые, двухохлые... ПОПУГАИ
8.Самые известные нам виды: вяхирь, или вытютень, клинтух и горлица, городской сизарь. ГОЛУБЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:
1.Летом эти зверьки сероватые с тёмной полосой вдоль хребта и светлым брюшком. Зимой, особенно при содержании в прохладных помещениях, становятся почти белыми с серебристо-серым хребтом. ДЖУНГАРСКИЙ ХОМЯК
2.Детёныши рождаются вполне сформировавшимися, покрытыми шерстью, шустрыми зверьками и сразу же после рождения принимаются за корм взрослых, однако первые 3 недели они нуждаются и в материнском молоке. МОРСКИЕ СВИНКИ
3.На глубине до 2, 5 метров это зверёк устраивает несколько спаленок, кладовые, куда приносит корм в защёчных мешках, отхожие места. СИРИЙСКИЙ ХОМЯК
4.Имея много врагов и живя в подземных убежищах, шуметь нерационально. И эти зверьки, особенно их детёныши, - очень молчаливые. КРЫСЫ
5.Переносимая пища остаётся сухой, так как в защёчных мешках нет протоков слюнных желёз, а внутренняя поверхность покрыта шерстью. СИРИЙСКИЙ ХОМЯК
6.У грызунов зубов-резцов верхней челюсти одна пара, а у этих представителей фауны - две пары. А при рождении даже три! Правда, по два резца теряются ещё во младенчестве. КРОЛИКИ
7.Они боятся мороза, сырости и особенно сквозняков. МОРСКИЕ СВИНКИ
8.На пути к корму не препятствие изоляционные материалы и кирпичная кладка, а в стекловате успешно строят гнёзда и растят потомство. КРЫСЫ
9.Беременность длится около 65 дней. Самец новорождённым детёнышам вреда не приносит, а, напротив, оберегает их, отгоняя других самок. Если одновременно случится два и больше окотов, то детёныши часто своих матерей путают с другими кормящими самками. Те охотно принимают малышей, кормят вместе со своими. МОРСКИЕ СВИНКИ
10.При содержании в прохладных помещениях впадают в спячку; активность на протяжении всей зимы плохо отражается на самочувствии этих животных. ЕЖИ
11.Расшифровка языка запахов, разлагая мочу этих лабораторных животных на составные части, а затем уточняя, как реагируют зверьки на эти компоненты, удалось приготовить синтетическим методом наилучшие приманки или наоборот отпугивающие вещества с запахом страха и тревоги. КРЫСЫ
12.В этих животных подкупает своеобразный, очень милый облик, кроткий, незлобивый нрав, дневная активность и неспособность лазить по стенам, сетке, мебели, что значительно упрощает их свободное содержание в доме. МОРСКИЕ СВИНКИ
13.Очень разные у них привычки: одни в лесах живут, всё больше еловых да сосновых. Другие - в степях, полях, в живых изгородях и кустах. Третьи — нравами альпиниста, предпочитают дышать горным воздухом, поселяются в нагорьях, до 2000 м над уровнем моря. А есть и такие, которым нравится жить с людьми по соседству: на скотных дворах, в садах, сараях. Эти очень доверчивы. И в неволе, и на воле очень любят молоко. ЕЖИ (Стр. 54 И.Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие или звери»)
14.Что получил этот зверёк от союза с человеком? Кормушку с едой, защиту от врагов и крышу над головой. А что потерял?! Прежде всего свободу. Затем объём мозга у домашнего стал на 22% меньше, чем у дикого, все сердца уменьшился на 37,5%. Менее объёмным стал желудок, а кишки - на метр короче. Все органы чувств притупились: и зрение, и слух, обоняние и вкус уже не те, что у дикого предка. КРОЛИК
15.Они фантастически живучи. С лохмотьями вместо головы продолжает шевелиться десятки дней, а подопытный экземпляр, которому удалили мозг, и без него прожил полгода! ЧЕРЕПАХА (Стр. 406 И.Акимушкин «Мир животных. Птицы. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся»)
16.Выйдя через 2-3 месяца из яиц, развивающихся в земле, тут же в неё углубляются - роют отнорки от общей гнездовой камеры и в них зимуют. ЧЕРЕПАХА
17.Молодые животные способны усваивать отдельные строфы музыкальных произведений, созданных человеком. КАНАРЕЙКИ
18.Подобно обезьянам они отлично лазают, цепляясь за ветви или прутья клетки не только лапами. ПОПУГАИ
19.Первые дни родители кормят своих птенцов «птичьим молоком», выделениями эпителия зоба - богатой жирами творожистой массой. ГОЛУБИ
20.Приступают к постройке гнезда в середине лета, когда у всех птиц птенцы уже давно вылетели. ЩЕГЛЫ
21.При постройке гнёзд разделение труда: самец приносит по одной травинки и прутики. Самка, сидя на месте, выбранном для гнезда, подсовывает их под себя или располагает вокруг. Получается небрежно сложенная рыхлая платформа из веток. ГОЛУБЬ
22.Одно из непременных условий успешного обучения состоит в том, что подопечный с самого раннего возраста должен быть полностью лишён возможности общения с сородичами. ПОПУГАЙ
23.Пять тысяч лет назад люди уже знали о замечательном свойстве этих птиц: отлично ориентироваться и всегда находить свой дом, как бы далеко ни улетали от него. Стали ловить птиц и обучать себе на службу. ГОЛУБЬ
24.Молодых самцов в период обучения держат в отдельных маленьких клеточках.
Они не должны видеть других сородичей, а также слышать кого-нибудь, кроме учителя - правильно поющего взрослого самца. КАНАРЕЙКА
25.По внешнему виду отличить, кто - самец, а кто - самка, нельзя, по крайней мере так кажется людям. Зато у таких зверей и птиц особенно важны и выразительны брачные ритуалы - тот набор движений, которые самец совершает, чтобы привлечь самку.
МОЖЕТ ЛИ ТАКОЕ БЫТЬ?
1.Хорошее самочувствие ХОМЯЧКа, а также хорошие взаимоотношения самца и самки во многом зависят от наличия кладовой: если запасов в ней мало, самка грызёт самца. ДА
2.Ловко охотятся ЕЖИ на смертельно ядовитых гадюк, не боясь их укуса. ДА, (Стр. 54 И.Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие или звери»)
3.Передними лапками с гибкими подвижными пальцами ХОМЯЧКИ пользуются как руками при еде и переноске детёнышей. ДА
4.ЕЖИ из-за ночного образа жизни и предпочтения одиночного образа жизни трудно приручаются и научить в неволе каким-либо фокусам их практически невозможно. НЕТ, (Стр. 56 И.Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие или звери»)
5.В природе и в домашних условиях ПЕСЧАНКИ, склонные делать запасы кормов, стаскивают сено и траву в кучки. Переносят этот объёмистый фураж, набирая большие пучки в рот и придерживая лапками этот груз. ДА
6. Есть у ЕЖЕЙ непонятная странность: любят они жевать предметы с резким запахом, мыло, клей, вату с валерьянкой, сигареты... ДА, (Стр. 56-
И.Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие или звери»)
7.МОРСКИЕ СВИНКИ на ограниченной территории, в клетке площадью в 1 кв.метр, могут жить парами. При подрастании потомства, из-за перенаселённости, в отношениях появляется агрессивность. НЕТ, (на территории в 1 кв. метр можно поместить по одному самцу на 5-10 самок и или группу молодняка до 20 голов).
8.Первые КРОЛИКИ появились в Австралии в 1787 году. Расплодившись, кролики стали национальным бедствием Австралии. ДА, (Стр. 417 И.Акимушкин. «Мир животных». Насекомые. Пауки. Домашние животные.»)
9.Набитые кормом щёки ХОМЯК& раздуваются и отвисают почти до «пояса», когда он, переваливаясь то на четвереньках, то на задних ногах, тащит этот груз в свой домик. ДА
10.При появлении подозрительного корма пробуют его сначала старые опытные крысы. За ними сразу же к трапезе приступают остальные. НЕТ, (стр. 236 В.Гусев «Животные у нас дома»)
11.Среди КРЫС попадаются экземпляры, которые буквально ищут человеческого общества и при благоприятном окружении становятся очаровательными комнатными животными. ДА. (Стр. 235 В.Гусев «Животные у нас дома»)
12.Хомячки-родители не очень бережно обращаются с новорождёнными. Им ничего не стоит развалиться поверх выводка слепых и голых детёнышей. Из-за такого отношения часть малышей гибнет в первые дни жизни. НЕТ. (На самом деле малыши, которые при рождении весят всего по 2,5 грамма, только кажутся хрупкими и беспомощными - они очень жизнестойки.)
13.Ежи довольно прожорливы, взрослый зверёк, при весе в 500 граммов, в сутки может съесть до 200 граммов корма. ДА, (стр. 261. В.Гусев «Животные у нас дома»)
14.В Англии жива ещё старая поговорка: «Он выгнул спину, как ёж, отправившийся за яблоками». Говорят так о человеке ершистом и вздорного нрава. Любят, действительно, ежи полакомиться яблоками и всякой кислой ягодой. НЕТ, (Стр. 53 И.Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие или звери».)
15.Случается, что второй помёт у «ДЖУНГАРИКОВ» появляется тогда, когда малыши предыдущего ещё находятся с родителями. Это не отражается на их выращивании.
ДА
16.КРЫСЫ хорошо плодятся при обилии корма и непременно благоприятных условиях: сравнительно постоянной температуре и наличии сухого места для гнезда. НЕТ, они отлично живут и плодятся как в холодильниках при температуре - 18-20 градусов, так и за обшивкой паровых котлов, где постоянно держится жара около 40 градусов.
17.ЁЖ, благодаря своим колючкам, прекрасно защищён от врагов и нет желающих полакомиться нежным мясом НЕТ, (СТР. 55-56 И.Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие или звери»)
18.Испанские конкистадоры видели в селениях индейцев множество МОРСКИХ
СВИНОК. Инки их жарили й ели по праздничным дням. Эта традиция жива и по сей день. Жареная свинка подаётся дорогому гостю. ДА.
19.Какая польза человеку от ЕЖА? Естественно, никакой: ни в пушной торговле, ни в гастрономической. НЕТ, (Стр. 57 И.Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие * или звери»)
20. ХОМЯКИ не терпят ничьего присутствия рядом со своим гнездом и. по возможности, готовы съесть противника. ДА, но бывают и исключения... (Стр. 218-219 В.Гусев «Животные у нас дома»)
21.У многих коллективных животных, таких как крысы, куры, коровы, олени, львы, обезьяны и мн. других, существует строгая субординация, иерархия, то есть соподчинение более слабых более сильному и более опытному. Ежи - одиночки и подчиняться или командовать им некому. НЕТ, (Стр. 56 И. Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие или звери»)
22.Древесные КРЫСЫ Эдвардса постоянно общаются друг с другом почти птичьими голосами, а их крысята столь же шумливы, как и пернатые дуплогнездники - птенцы дятлов. ДА
23.Слава ЕЖЕЙ, как истребителей мышей, крыс и тараканов широко известна. ДА, но... (стр. 259 В.Гусев «Животные у нас дома»).
24.При свободном содержании в квартире ЧЕРЕПАХИ проявляют известную сообразительность, запоминают время и место, где можно пообщаться с людьми, ... ДА, (Стр. 308 И.Акимушкин. «Мир животных». Насекомые. Пауки. Домашние животные.»)
25.На вид да и на самом деле очень мирные. Даже трудно поверить, что ранней весной, когда у них брачная пора, самцы остервенело дерутся. Даже «куски мяса вместе с твёрдой ороговевшей кожей» друг из друга вырывают! ДА. СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ СУХОПУТНАЯ ЧЕРЕПАХА
26.КАНАРЕЙКА, если из клетки не удалено первое поколение птенцов, может для постройки нового гнезда ощипывать птенцов. ДА
27.У ПОПУГАЙЧИКОВ очень развит инстинкт взаимного кормления. Старший птенец, плотно наевшись, старается покормить младшего птенца. ДА
28.В урожайный год ГОЛУБИ могут откладывать второе поколение яиц в гнездо с уже подрастающими птенцами. Описаны случаи, когда старшие птенцы выкидывали из гнезда яйца и даже уже вылупившихся птенчиков. НЕТ
29.Вместе с лягушками зимуют на дне водоёмов болотные черепахи. А вот у среднеазиатской ЧЕРЕПАХИ - спячка летняя. ДА, она спасается от резкого снижения влажности воздуха.
О КОМ РЕЧЬ? 3 подсказки.
1.а) Практически это всеядные зверьки. Они едят различные крупы, зерно и зерновые отходы. Не брезгуют кашами, хлебом и корнеплодами. Любят варёное мясо и насекомых. В небольших количествах поедают сено и фрукты. Б) при некачественном питании нередки случаи каннибализма. Избежать этого можно, давая творог, варёное мясо, мел, древесный уголь. В) Как и большинство наземных животных, обитающих в равнинных условиях, не чувствует опасности падения с высоты. СИРИЙСКИЙ ХОМЯК
2.а) От своего дикого предка этот зверёк отличается спокойным незлобивым к людям нравом.
3.а) Размером вдвое меньше золотистого хомячка. Б) Пушистый, добродушный, почти бесхвостый увалень. В) Для разведения лучше держать парами, предпочтительно с раннего возраста. ДЖУНГАРСКИЙ ХОМЯК
4.а) Эти зверьки активны в светлое время суток. Они легко приручаются, незлобны к другим мелким животным и к человеку. Б) Хищнические инстинкты этим зверькам не свойственны. В) По облику напоминает тушканчика, благодаря удлинённым задним конечностям и длинному, покрытому короткой шёрсткой хвосту с кисточкой на конце. ПЕСЧАНКА (Стр. 215 В.Гусев «Животные у нас дома»)
5. а) Самцов можно держать с самкой, не отсаживая, даже когда детёныши совсем малы. Б) Лакомый корм - мучные черви, подсолнух, изюм. В) При поимке и пересадке удобно брать за хвост, но не держать на весу, а подставлять руку. ПЕСЧАНКА
6.а) В лабораториях чаще всего содержат белых и других цветов животных. Б) Это самые ловкие и быстрые, замечательные прыгуны и верхолазы. В) Эти крошечные зверьки чудовищно пахучи, что служит существенным препятствием для их квартирного содержания. МЫШЬ
7.а) Эти животные никогда не набрасываются на новую и потому подозрительную поживу всем скопом. Роль «дегустаторов» принимают на себя лишь некоторые, более прожорливые и любознательные. Б) В сообществах существует целесообразная иерархия, терпимость взрослых, доминирующих по отношению к подчинённым и особенно к молодым. В) В драках соперники далеко не всегда пускают в ход свои мощные резцы, нередко только «боксируют», нанося друг другу безвредные «оплеухи» передними лапками, а укусы носят поверхностный характер. КРЫСЫ (Стр. 236 В.Гусев «Животные у нас дома»)
8.а) Для общения эти зверьки пользуются «языком» запахов, для чего служат специальные пахучие железы и капельки мочи. Б) Как и большинство раннеспелых и плодовитых зверьков, живут недолго, 3,5 года считается для них предельным возрастом.
В) Ручные зверьки буквально млеют от тёплых человеческих рук, подставляя то горло, то брюшко для ласкового почёсывания. КРЫСЫ
9.а) Зверька можно приучить являться на зов, «служить» и некоторым другим нехитрым трюкам. Б) Этот зверёк почти никогда не кусается. В) Умственные способности довольно ограничены, но они узнают ухаживающего за ним человека, приветствуя его появление резким свистом или негромким похрюкиванием. МОРСКИЕ СВИНКИ
10.а) Во многих зарубежных странах их забивают и едят. Б) В далёкие времена моряки держали их для забавы. В) Главное назначение этого грызуна - не детские забавы, не гастрономическое использование, а служба на медицинском поприще. Она была и есть одним из лучших лабораторных животных (Стр. 421, 422. И.Акимушкин. «Мир животных». Насекомые. Пауки. Домашние животные.»)
11.а) Попадают в руки любителей животных обычно ненадолго, так как содержать их в жилых помещениях затруднительно из-за специфического запаха выделений и довольно шумной ночной активности. Б) Впоследствии привыкают к неволе, могут научиться приходить на зов, отличают «своих» людей от незнакомых. В) Внешние габариты довольно обманчивы, он может удрать в щель под дверью шириной всего около 3 см. ЁЖ
12.а) В Англии в начале 14 века этот зверёк стоил не меньше поросёнка. Б) В Риме и в странах средневековой Западной Европы эти зверьки (особенно эмбрионы и новорождённые) подавались на стол как большое лакомство. В) У этих животных в природе определённая склонность к коллективизму: несколько норок всегда поблизости одна от другой.
КРОЛИКИ
13.а) Размеры этих животных очень разные: одни сколько бы ни росли, больше дециметра не вырастут, другие - 1,5 метра и более. Б) избегают близости воды. В) появляются на свет древнейшим способом - из яйца, согретого теплом земли. ЧЕРЕПАХА сухопутная.
14.а) Среди испанской аристократии держать дома это животное стало признаком хорошего тона. Знатные дамы заказывали драгоценные клетки, не расставались с ними, выезжая с визитами. Крошечное животное обслуживал иногда штат челяди. Б) Домашние виды почти утратили способность строить гнездо самостоятельно. В) Любителям этих животных удаётся сочетать голосовые данные с богатством, разнообразием цветов. И.Акимушкин «Мир животных. Млекопитающие или звери». - М.: Мысль, 1998. (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Пройди лабиринт по наиболее безопасному пути и помоги Лене с Мишей добраться до станции.
Проверяем умение понимать текст.
1 вариант: Прочитай текст "Дикие животные" на стр. 116-117 учебника. Выполни задания.
О том, как вести себя с дикими животными.
2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается о причинах нападения змей на человека. Отметь его.
Змея может укусить лишь в том случае, если на нее нападают или случайно укусили.
Обращаться с дикими животными нужно осторожно. Никогда не следует прикасаться к ним.
4. Напиши, какой болезнью может заразить человека голубь.
5. Почему не следует прикасаться к диким животным? Выбери только один ответ и отметь его.
Потому что они могут укусить или заразить человека.
6. Что надо сделать, если человека укусила змея? Выбери только один ответ и отметь его.
Приложить хород к ране и вызвать врача.
7. Напиши, почему опасны ядовитые животные.
Они могут отравить человека ядом.
8. Обведи ядовитую змею.
В. Учимся понимать главную мысль текста.
Об осторожном обращении с дикими животными.
10. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?
Общение с обитателями природы.
Общаться с дикими животными нужно осторожно.
2 вариант: Прочитай текст "Домашние животные" на стр. 118-119 учебника. Выполни задания.
А. Учимся понимать текст и находить факты.
1. О чем главным образом рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и отметь его.
О том, как вести себя с домашними животными.
2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором описывается правило поведения с незнакомой собакой. Отметь его.
Никогда не следует пытаться погладить незнакомую собаку, даже если она дружески виляет хвостом.
3. Впиши в предложение пропущенное слово.
Лошадь, корова, свинья, петух и утка, как правило не нападают на человека, как это могут сделать дикие животные.
4. Напиши, как следует себя вести по отношению к незнакомым домашним животным, а как можн себя вести по отношению к знакомым.
С незнакомым животным - осторожно, со знакомым - как советует его хозяин.
Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.
5. Почему не следует гладить незнакомых собак? Выбери только один ответ и отметь его.
Потому что они могут не понять ваших намерений и начать защищаться.
6. Что надо сделать, если человека укусила собака? Выбери только один ответ и отметь его..
Промыть рану, смазать по краям зеленкой и заклеить пластырем, а затем обратиться к врачу.
7. Каких из нарисованных собак следовало бы избегать на улице? Обведи.
8. Объясни, почему домашние животные дружелюбны по отношению к хозяину, но могут быть опасны для чужого.
Хозяина животное хорошо знает, никто точно не может сказать, как животное поведет себя с незнакомым человеком.
Учимся понимать главную мысль текста.
Об осторожном обращении с домашними животными.
11. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.
Общение с домашними обитателями.
12. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.
Никогда не подходи к домашнему животному без разрешения хозяина.