Главная · Метеоризм · Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях? Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть после рождения: этапы развития слуха и зрения по месяцам Как проверить у млад

Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях? Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть после рождения: этапы развития слуха и зрения по месяцам Как проверить у млад

Большинство детских заболеваний можно успешно вылечить с самого рождения: бывают случаи, когда отсроченное лечение оказывается менее эффективным. Именно поэтому для новорождённых разработаны методики раннего диагностирования различных отклонений.

За время нахождения в роддоме ребёнка осматривают врачи-неонатологи, и самое главное – для всех детей проводится комплексный неонатальный скрининг, который включает в себя взятие крови для выявления тяжёлых наследственных заболеваний и аудиологический скрининг новорождённых.

Если анализ на генетические отклонения родители переживают относительно спокойно (как правило, с ними связываются лишь в случае обнаружения каких-либо отклонений), то проверка слуха у появившегося пару дней назад на свет малыша заставляет изрядно поволноваться – мамы наблюдают всю процедуру от начала до конца. Для чего же требуется аудиологическое исследование?

Проверка слуха: как, кому, когда

Если зрение малыша в первые несколько месяцев жизни крайне трудно проверить – оно ещё находится в процессе становления – то способность ребёнка слышать уже вполне оформлена. Проводя аудиологический скрининг практически сразу после рождения, специалисты помогают вовремя заметить патологию и успешно её скорректировать.

Ранее проверка слуха проводилась лишь у новорождённых, входящих в группу риска, а именно:

  • дети с наличием родственников, страдающих отсутствием или нарушением слуха;
  • родившиеся с челюстно-лицевой патологией;
  • перенёсшие внутриутробную инфекцию;
  • получившие родовые травмы, перенёсшие асфиксию в родах и проведшие какое-то время после родов в реанимации;
  • недоношенные дети.

Однако нарушения слуха часто обнаруживаются у абсолютно здоровых детей с неотягощенной наследственностью, поэтому сегодня аудиологический скрининг проводится для всех новорождённых без исключения.

Суть обследования заключается в воздействии на улитку – отдел внутреннего уха, отвечающий за восприятие и распознавание звука. Передачу импульсов от звуковых сигналов в головной мозг обеспечивают так называемые волосковые клетки, которые при воздействии звука начинают распрямляться или вытягиваться.

Для скрининга используют специальный аппарат известный как прибор для ВОАЭ – вызванной отоакустической эмиссии. В ухо малыша вставляется специальный вкладыш (обтуратор), после чего к нему приставляется прибор, посылающий звуковые импульсы, напоминающие щелчки определённой частотности. На небольшом мониторе аппарата можно наблюдать регистрацию колебаний наружных волосковых клеток в пределах или за пределами нормы.

Далее, в ухо последовательно посылаются два сигнала разной частоты, реакцию на которые также можно наблюдать на мониторчике прибора. Диагностика проводится для каждого уха поочерёдно. Результат обследования может определить даже не самая опытная мама: на современных приборах ВОАЭ он высвечивается сразу. Это может быть «Прошёл» (Pass) или «Подлежит направлению» (Refer). Второй результат обозначает, что колебаний волосковых клеток аппарат не выявил. Следовательно, нарушения слуха всё же имеются, и ребёнок должен быть направлен в территориальный центр коррекции слуха.

Первый этап скрининга проводится в роддоме, через 3–4 дня после родов, и в возрасте 4–6 недель для детей, не прошедших скрининг в роддоме, а также новорождённых из групп риска. Второй этап – для годовалых детей из группы риска, хотя здоровым детям так же рекомендуется обследоваться повторно: тугоухость малыша может развиваться постепенно.

Что может обнаружиться

Метод ВОАЭ позволяет выявить практически все отклонения в развитии наружного, среднего и внутреннего уха: кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, частичную потерю слуха и даже глухоту. Благодаря столь ранней диагностике нарушений слуха стало возможным быстро оказать малышу помощь, способствуя тем самым его нормальному развитию.

Появление малыша на свет – счастливое время, которое, однако, связано с определенными беспокойствами.

Иногда взрослых начинает настораживать тот факт, что младенец выдает слабую реакцию на шум, не замечает работающий телевизор и не просыпается от громкой музыки, звучащей из соседней квартиры.

Неудивительно, что многие мамы интересуются, слышит ли новорожденный ребенок.

Органы слуха у человеческого эмбриона начинают формироваться с пятой недели беременности. К 16-й неделе плод уже воспринимает различные звуки.

После шести месяцев внутриутробного развития кроха не просто способен услышать музыку и голос, но и отреагировать на услышанное. Проведенный эксперимент доказал: новорожденный малыш начинает шевелиться в ответ на знакомые стихи, которые он слышал, находясь в материнской утробе.

Сложно представить, сколько разных шумов окружает ребенка в животе. Бежит по сосудам мамина кровь, отсчитывает удары ее сердце, активно работает кишечник.

Кроме того, малыш отчетливо слышит материнский голос. Вот почему младенцы легко отличают родительские голоса от прочих звуков.

В каком возрасте дети начинают слышать?

В течение двух-трех дней внутреннее ухо малыша наполнено жидкостью, которая смягчает восприятие звуков, обрушивающихся на него после рождения.

Хотя слуховой нерв развивается полностью к годовалому возрасту, новорожденный неплохо слышит и умеет улавливать интонацию, голосовой тембр, темп речи. Его реакцию легко проследить по оживлению:

  • малыш активно перебирает ножками и сжимает кулачки;
  • ищет глазками источник звуков;
  • замирает или вздрагивает;
  • плачет, если звук слишком сильный или неожиданный.

Иногда у младенцев возникают судорожные движения. В раннем возрасте подобную реакцию специалисты не считают отклонением.

Двухмесячный малыш начинает реагировать на происходящее более упорядоченно – исчезают судорожные движения, он поворачивает голову к источнику шума.

Разговаривая с ним, обратите внимание:

  • если вы говорите быстро, ребенок становится беспокойным, а его движения ускоряются;
  • если вы разговариваете плавно и медленно, кроха успокаивается, и его движения также замедляются.

Иногда увлеченные игрушками детки не обращают внимания на посторонние звуки. Кроме того, не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому даже педиатры предупреждают, что сложно предугадать, как именно грудничок будет реагировать на шум.

Врачи советуют не переживать раньше времени, если вам показалось, что новорожденный не отвлекается на звуковые раздражители. Вероятно, в вашей семье просто родился спокойный и флегматичный малыш.

Проблемы со слухом у новорожденного

Нередко у младенцев можно встретить такие серьезные заболевания, как тугоухость или глухота. К ним зачастую приводят:

  • вирусные заболевания (краснуха, грипп, корь) у беременной женщины;
  • прием будущей матерью алкоголя, наркотических средств или токсических препаратов;
  • осложнения при протекании беременности и родов (токсикозы, гипертония, недоношенность, переношенность, стремительные роды);
  • наследственность – нарушения слуха у мамы с папой или бабушек-дедушек.

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками).

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Уход за детскими ушками

Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку. Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.

  1. Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко. Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
  2. Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
  3. Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
  4. При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
  5. Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.

Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаютс я к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.

Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.

Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.

Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.

В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.

Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.

Методы проверки слуха

Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:

  • активным движением ножек и ручек;
  • замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
  • широким открыванием глаз;
  • изменением дыхания;
  • пробуждением ото сна.

Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.

При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.

Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:

  1. компьютерное аудиометрическое обследование;
  2. поведенческое обследование;
  3. игровая аудиометрия.

Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.

Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.

При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.

Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.

В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.

Аппаратные обследования

Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.

Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.

Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных

Для обследования детей применяют 2 различных способа:

  1. исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
  2. акустической эмиссии (ОАЭ).

Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.

Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.

Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.

Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life

Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком?

Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму

Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Погрешность исследований

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Проверка слуха родителями

Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.

Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.

Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может , что дезинформирует неопытных родителей.

К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.

Рефлекс Моро

Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.

Для проверки младенца:

  1. укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
  2. сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.

Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу

Метод Калмыковой

Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.

С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.

Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.

Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.

Органы слуха у детей начинают функционировать еще на этапе внутриутробного развития. Уже в малыш хорошо слышит биение маминого сердца и различает интонацию ее голоса. В момент появления на свет слух у новорожденных активизируется под воздействием различных звуков окружающей среды. И далее именно слух начинает стимулировать работу головного мозга, способствуя формированию у грудничка таких базовых навыков, как переворачивание, сидение, ползание и т.д.

Слух у детей окончательно формируется к концу первого месяца их жизни. В этом возрасте ребенок начинает прислушиваться к речи родителей, реагируя на знакомые звуки, собственное имя и другие часто повторяемые слова. Малыш замирает или вздрагивает, когда слышит резкий шум. К 3 месяцам речевые и слуховые центры в мозге ребенка становятся еще более развитыми. Поэтому кроха начинает отзываться на мамин голос, пытаясь лепетать в ответ. Хотя, конечно, сконцентрироваться на чтении или даже короткой песенке он еще не может. Этот навык придет к нему только лишь в возрасте 5-6 месяцев. Тогда ребенок начнет оборачиваться в сторону интересующих его звуков, реагировать на свое имя и прислушиваться к речи родителей. В это время кроха может плакать, когда взрослые повышают голос, и громко смеяться, если с ним играют.

В возрасте до года малыш учится произносить первые звуки, которые он использует для того, чтобы привлечь к себе внимание. Кроха реагирует даже на самый тихий шум, локализуя его сбоку и снизу. Он следует голосовым призывам взрослых и начинает произносить несложные слова, сопровождая их жестами. Конечно, чем старше ребенок, тем труднее определить, что для него является нормой. Здесь многое зависит от особенностей эмоционально-психологического развития ребенка, а также от среды, в которой он пребывает. Но врачи и психологи все же дают родителям несколько ориентиров, с которыми можно сопоставлять навыки крохи. И если взрослые будут внимательны, они смогут определить, насколько хорошо слышит их малыш.

Особенности детей с нарушением слуха

В большинстве случаев новорожденные обладают отличным слухом и нормальным восприятием звуков. Однако бывают случаи, когда детки страдают врожденными поражениями слуха или ранней тугоухостью. К факторам, ответственным за нарушения слуха у детей, относятся:

  • наследственность, когда тугоухость наблюдается у кого-либо из близких родственников (в 50% случаев)
  • патология беременности
  • лечение антибиотиками
  • вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности ( ,)
  • болезни почек, сердца и сахарный диабет у мамы
  • инфекции у новорожденного
  • воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха и т.д.

Для того чтобы вовремя выявить проблему со слухом, родители должны очень внимательно относиться к признакам патологии. Так, например, в 1 месяц кроха должен вздрагивать или, как минимум, моргать при резких громких звуках. В 2 месяца ребенок должен прислушиваться к мелодичным звукам, находящихся на расстоянии 1 метра. В 3 месяца кроха должен поворачиваться в направлении звука и реагировать на музыкальные игрушки. Если ребенок плохо слышит во время болезни, это нормально. И никакого дополнительного лечения здесь не требуется. Но если ребенок абсолютно здоров, и при этом он никак не реагирует на голос мамы, не успокаивается при ее пении, не улыбается, когда с ним разговаривают, не реагирует на шуршание бумаги и не проявляет интерес к музыке, скорее всего у него серьезные проблемы со слухом. Порой бывает и так, что дети с нарушением слуха даже не отзываются на собственное имя. В таком случае нужно срочно обращаться к педиатру и проходить полное обследование, чтобы уточнить диагноз.

Особенности детей с нарушением слуха таковы, что из всего диапазона частот малыши хуже всего воспринимают самые высокие звуки. Так например, дети могут реагировать на подъезжающий грузовик (низкочастотный звук) и включенное радио (среднечастотный звук), но совершенно не воспринимают шелест листвы и пение птиц. Поэтому родители должны обращать особое внимание на такие высокие звуки. Кроме того, взрослые могут сами имитировать подобные звуки, например, насыпав манную крупу в пластмассовую коробку. Если ребенок не оборачивается на звук такой самодельной погремушки, его стоит показать врачу. Особенно важно проверять слух ребенка в том случае, если присутствует хоть один из выше перечисленнях факторов риска.

Как развить слух у ребенка

Для того чтобы помочь крохе в таком нелегком деле, как развитие слуха, нужно постоянно с ним разговаривать спокойным мягким тоном, правильно соблюдая все интонации. Когда взрослые начинают сюсюкаться с малышом, это помогает ему лучше воспринимать речь, так как ребенку проще улавливать высокие интонации. Поэтому не нужно скупиться на ласку и нежность. Очень важно во время общения постоянно дотрагиваться до карапуза, проявляя эмоции.

Когда же встает серьезный вопрос о том, как развить слух у ребенка, будет очень полезно использовать погремушки, колокольчики, детские музыкальные инструменты и различные , имитирующие шелест бумаги, стук, звон и другие звуки. Для того чтобы кроха привыкал к мелодичности и музыкальности, ему будет полезно слушать различные аудиозаписи с классической и популярной музыкой. Также очень важно чтение вслух. Родители должны начинать читать ребенку книги уже с первых дней его жизни. Прослушивание стихов и сказок способствует развитию фонематического слуха и дальнейшему в самом младшем возрасте. Слух – это одна из основных сенсорных систем человека, помогающая ему полноценно воспринимать окружающий мир. Поэтому она заслуживает особого внимания и своевременного контроля.

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, . Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют . О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.