Главная · Запор · Профилактика и предупреждение болезней в древнем китае. Растущий вклад китая в здравоохранение внутри страны и на мировой арене. Низкая стоимость лечения

Профилактика и предупреждение болезней в древнем китае. Растущий вклад китая в здравоохранение внутри страны и на мировой арене. Низкая стоимость лечения

Китай занимает одно из лидирующих мест в мировом медицинском туризме. Современные клиники, передовые технологии и высококвалифицированные кадры – китайская медицина одна из лучших в мире.

Государственная клиника в Шанхае

Мировой рынок медицинского туризма оценивается примерно в $40 млрд. в год. Китай стремится привлекать в свои клиники как можно больше туристов со всего мира. Благодаря своим огромным экономическим возможностям, Китай обладает одной из самых развитых систем здравоохранения в мире. Клиники, оснащенные самым современным медицинским оборудованием, высококвалифицированные врачи и медицинские работники, а также развитая инфраструктура позволяют оказывать медицинские услуги на самом высоком уровне, при этом соблюдая приемлемую ценовую политику.

Времена, когда в Китай ехали за помощью традиционной китайской медицины (основанной на акупунктуре и фитотерапевтических процедурах) остались в прошлом, теперь в Китай едут за лечением самых серьезных заболеваний: кардиология, онкология, хирургия, офтальмология, эндокринология и т.д.

Система здравоохранения Китая

В Китае все клиники, как государственные так и частные, находятся под контролем государства. На государственном уровне регулируются все аспекты работы клиник: вводятся единые стандарты технического оснащения, требования к уровню образования и квалификации врачей и медработников.

С 2003 года в Китае введена страховая медицина и поэтому нет существенных различий между обслуживанием в частной и в государственной клинике. Точно также нет и разницы между обслуживанием граждан страны и иностранцев. Иностранцы имеют право на любую медицинскую помощь. Если это предусмотрено страховым полисом, то лечение происходит бесплатно, в обратном случае за медицинские услуги оказываются на платной основе.

Плюсы медицинского туризма в Китае

У китайской медицины много преимуществ:

  1. Современные больницы и клиники

На сегодняшний день в Китае 35 многопрофильных клиник, которые имеют международную аккредитацию. В Китае на государственном уровне регулируются все стандарты работы больниц, как государственных так и частных клиник. Это гарантирует высокие стандарты качества услуг в любом медицинском учреждении. Китай также имеет передовые исследовательские центры, в первую очередь это касается областей иммунологии, кардиологии, онкологии, исследования стволовых клеток.

  1. Высококвалифицированные доктора и медработники

Китайские врачи подготовлены на самых высоких стандартах. Многие специалисты прошли обучение в США, имеют международные дипломы и свободно говорят на английском языке.

  1. Конкурентная стоимость лечения

Стоимость лечения для иностранца в Китае ниже, чем стоимость лечения в Америке или странах Западной Европы. Качество предоставляемых китайскими клиниками услуг соответствует всем западным стандартам.

  1. Традиционная китайская медицина

Традиционные методы лечения также пользуются большим спросом как у самих китайцев, так и у иностранных пациентов – иглоукалывание, фототерапия, стоунтерапия, гипноз и другие альтернативные методы лечения и оздоровления.

Что лучше всего лечат в Китае

Как уже было обозначено выше, в Китае существуют передовые методы диагностики и лабораторных исследований. В Китае сделано множество открытий и ноу-хау в области медицины. На особенно высоком уровне в Китае развиты:

  • операции по протезированию и имплантации
  • операции на сердце
  • операции на сосудах
  • исследование гормональной системы
  • лечение онкологических заболеваний
  • лечение заболеваний пищеварительной системы
  • проблемы опорно-двигательного аппарата
  • неврологические заболевания
  • стоматология
  • пластическая хирургия и косметология

Обладая большой экономической мощью, Китай вкладывает большие средства в развитие медицины, и в ближайшем будущем у него есть все шансы стать лидером мирового здравоохранения.

Ваши превосходительства, достопочтенная госпожа министр Ли Бинь, руководители провинций, генеральные директора провинциальных комитетов по делам здравоохранения и планового деторождения, дамы и господа,

В глазах всего мира Китай все чаще рассматривается как модель развития на многих уровнях.

Вторая по величине экономика мира демонстрировала быстрый и, в то же время, устойчивый рост. Китай открыл свои рынки для свободной торговли только тогда, когда его экономика была достаточно зрелой для участия в международной конкуренции. Странам с неокрепшей экономикой при рассмотрении возможности присоединения к торговым соглашениям следует обратить внимание на пример Китая.

Самая населенная страна мира использовала свой устойчивый экономический рост, чтобы помочь миллионам своих граждан выбраться из бедности. Достижение Цели тысячелетия в области развития, касающейся сокращения бедности, во многом определялось достижениями Китая.

В том, что касается сокращения угроз для здоровья населения, Китай смог добиться впечатляющих успехов.

С опорой на профессиональных врачей, общинных медработников, специалистов по традиционной китайской медицине, санитарных инспекторов и заводских медико-санитарных работников эта огромная и густонаселенная страна смогла ликвидировать оспу, на два десятилетия опередив остальной мир. В течение трех лет, предшествовавших последнему случаю этой болезни, в Китае от оспы было вакцинировано более 500 миллионов человек.

Перед лицом этого достижения в ВОЗ сформировалось сохраняющаяся по сей день уверенность: если Китай решит что-нибудь сделать, он это сделает.

В течение одного десятилетия Китай совершил значительный скачок: в 2003 г., когда разразилась вспышка ТОРС, меры, принятые Китаем, были объектом серьезной критики; несколькими годами, в условиях вспышки птичьего гриппа H7N9 Китай принял меры высочайшего класса, чем снискал благодарность со стороны международного сообщество.

Китай создал крупнейшую в мире электронную систему эпидемиологического надзора в режиме реального времени, продемонстрировав, каким образом может быть организована мгновенная передача прозрачной и исчерпывающей эпидемиологической информации. Ваши ученые и эпидемиологи оперативно публиковали свои отчеты в наиболее престижных медицинских журналах, демонстрируя наличие у Китая научного потенциала мирового уровня.

Меры, принятые правительством Китая в ответ на скандал с вакцинами в провинции Шаньдун, были не менее оперативными и результативными. Масштаб скандала был колоссальным: 2 миллиона доз вакцин, хранившихся с нарушением правил, было введено детям и взрослым.

В течение месяца после того, как разразился скандал, в закон об обороте вакцин и иммунизации Госсоветом Китая были внесены поправки для решения как непосредственных, так и глубинных причин скандала. Органы здравоохранения также приняли меры для восстановления в обществе доверия к безопасности вакцин и понимания важного значения пожизненной защиты от болезней, которая формируется в результате вакцинации.

В Китае высоко ценится социальная стабильность, и есть понимание того, что инклюзивные социальные услуги, в том числе в сфере здравоохранения, способствуют социальной сплоченности и стабильности.

В течение последнего десятилетия Китай начал крупнейшую реформу системы здравоохранения в истории человечества с целью сделать так, чтобы услуги здравоохранения были доступны не только жителям процветающих мегаполисов.

В начале этого века менее одной трети населения Китая имело доступ к медицинскому страхованию. Сегодня медицинским страхованием охвачено практически 100% населения. Такое равноправие в доступе к услугам здравоохранения является неотъемлемым условием социальной гармонии.

По существу, Китай обеспечил свое колоссальное население механизмами социальной защиты, которые защищают людей от обнищания ввиду необходимости нести большие расходы на здравоохранение. Это является колоссальным вкладом в построение справедливого и процветающего общества.

Дамы и господа,

В развитии международного здравоохранения у Китая особый статус. В силу достигнутых Китаем успехов у себя дома, предлагаемые им решения пользуются особым престижем при экспорте в другие страны.

Для большинства развивающихся стран Китай – попутчик, который не так давно встречал и преодолевал аналогичные трудности в области развития. Этот общий опыт создает у этих стран особое отношение к Китаю, которым может похвастаться далеко не каждый богатый партнер в области развития.

Много веков назад Шелковый путь был каналом передачи знаний о традиционной китайской медицине, которые распространялись по торговым путям из Китая в Индию, на Ближний Восток и в Европу. Сегодня инициатива «Один пояс и один путь» является продолжением этой традиции и современным инструментом экономической дипломатии.

Эта инициатива, которая является стратегией развития нового типа, направлена на содействие международному сотрудничеству в присущем Шелковому пути духе «мира и сотрудничества, открытости и всеохватности, взаимного обучения и взаимной выгоды».

В области здравоохранения, с моей точки зрения, инициатива имеет очень большой потенциал и может быть расширена с сегодняшних вопросов безопасности в сфере здравоохранения до вопросов более широкого сотрудничества, особенно по таким болезням, как заболевания сердца, диабет и рак, на которые решения в области торговой и экономической политики могут оказывать серьезное влияние.

Уже в 1963 г. деятельность китайских медицинских бригад в Африке превратилась в образцовую программу по международной помощи в области развития здравоохранения, включавшую строительство и передачу в дар сотен больниц и поликлиник, которыми сегодня испещрена карта стран Африки к югу от Сахары.

Несмотря на то, что некоторые критики считают, что эта помощь была главным образом направлена на то, чтобы гарантировать поставки природных ресурсов, так необходимых китайской экономике, независимые исследования не позволили обнаружить никакой связи между объемами помощи отдельным странам и потоками природных ресурсов.

В 1978 г. подход, основанный на обучении местных кадров базовым навыкам оказания медицинской помощи, вдохновил движение по развитию первичной медико-санитарной помощи, начало которому было положено принятием Алма-Атинской декларации и которое стало фирменной маркой для многого из того, что делает ВОЗ.

Вклад Китая в обеспечение глобальной безопасности в сфере здравоохранения привлек международное внимание во время вспышки Эболы в западной Африке, когда самоотверженные китайские медицинские бригады оказались в числе первых, кто откликнулся на мой призыв оказать врачебную поддержку на местах, несмотря на необходимость работать в очень опасных условиях.

Китай предоставил хорошо подготовленные и самодостаточные медицинские бригады с опорой на свой опыт, накопленный за несколько десятилетий работы в странах Африки к югу от Сахары, где медицинские бригады самостоятельно закупали необходимые им оборудование, материалы и медикаменты.

Совсем недавно ВОЗ провела проверку квалификации экстренной медицинской бригады из Восточного госпиталя Шанхая, которой по итогам проверки был выдан сертификат соответствия международным стандартам квалификации.

Теперь шанхайская медицинская бригада внесена в списки ВОЗ и может быть привлечена к работе, когда произойдет очередная вспышка регионального или глобального масштаба.

С опорой на эти достижения и успехи у себя дома Китай в прошлом году дважды занял центральное место на глобальной арене в области развития.

На сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 г. Председатель Си Цзиньпин объявил о создании фонда, исходный размер которого составит 2 млн. долл. США и к 2030 г. будет увеличен до 12 млн. долл. США, предназначенного для оказания поддержки наименее развитым странам в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Председатель также объявил о том, что Китай спишет долги беднейших стран и начнет реализацию 600 конкретных проектов по сокращению бедности, улучшению образования и содействия повышению качества услуг здравоохранения.

Как многие отметили, руководящая роль Китая была решающим элементом в достижении соглашения во время Парижской конференции по изменению климата, которая состоялась в декабре прошлого года.

Загрязнение воздуха в Китае является одним из крупнейших источников опасности для здоровья населения. Страна по-прежнему производит более 60% энергии из угля, особенно в наиболее промышленно развитых районах страны, и является крупнейшим источником выбросов углекислого газа в мире. Приверженность Китая делу по сокращению этих выбросов существенным образом облегчила ход переговоров.

Правительство сделало ряд шагов, включая создание автоматической системы мониторинга загрязнения воздуха в режиме реального времени, снабженной системой оповещения и предупреждения, а также выделило большие средства на переход к ядерной, солнечной и ветряной энергии в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках Парижского соглашения.

На руководителей провинций возложена важная роль в обеспечении переноса работающих на угле ТЭС и цементных заводов за черту городов.

Если бы каждая страна настолько серьезно и решительно относилась к своим обязательствам по смягчению изменений климата, мы действительно могли бы спасти планету и ее климат.

Этот год был отмечен еще одной значительной вехой в истории реформ здравоохранения. В августе вопросы здоровья были объявлены официальным приоритетом национальной политики после утверждения Центральным Комитетом плана «Здоровый Китай 2030».

Председатель Си Цзиньпин в своем выступлении на Национальной конференции по здравоохранению подчеркнул, что без обеспечения здоровья для всех людей невозможно построить благополучное общество. Он поставил вопрос здоровья в центр всей системы разработки политических решений в стране. В результате систематический учет вопросов здоровья при принятии любых решений стал официальной политикой правительства.

В своей речи Председатель Си также подчеркнул необходимость создания системы оценки воздействия на здоровье всех планов и мер политики в области экономического и социального развития, а также крупных проектов.

Это официальное признание политической роли вопросов здоровья является по своей сути уникальным и будет залогом лидерской роли Китая как внутри страны, так и за рубежом.

Однако, в Китае, как и во всех регионах мира, появляются новые, серьезнейшие угрозы. Связанные с ними трудности и их последствия для здоровья людей и для общества настолько велики, что способны замедлить или даже обратитесь в спять достижения последних лет. Это касается как Китая, так и всех остальных стран.

Дамы и господа,

Все человечество сталкивается сегодня с беспрецедентными по скорости переменами, которые несут угрозу для здоровья человека и вызывают тревогу. В мире 800 миллионов человек продолжают страдать от хронического недоедания. При этом, есть страны, где более 70% взрослого населения страдает от ожирения или избыточного веса.

Несмотря на то, что ожирение повсеместно становится все более распространенным, эпидемиологические характеристики проблемы зависят от продолжительности этой эпидемии. В Северной Америке и Европе распространенность ожирения является наиболее высокой среди категорий населения с низким уровнем доходов, часто проживающих в городских продовольственных пустынях, густо утыканных киосками и ресторанами быстрого питания.

В странах, столкнувшихся с эпидемией ожирения относительно недавно, например, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, от ожирения прежде всего страдают богатые жители городов, и только потом бедное население сельских районов и пригородных трущоб.

В Китае по мере того, как на смену десятилетиям скудного питания приходило изобилие, распространенность ожирения и избыточного веса росла и увеличилась за последние десятилетия ХХ века более чем в два раза. Таким образом, менее чем за время жизни одного поколения страна прыгнула от голода к пиру и изобилию.

Охватывающий все категории населения рост массы тела является тревожным сигналом, предупреждающим нас о грядущих больших проблемах. Они возникнут не сразу, но неизбежно, и предстанут в виде волны связанных с образом жизни хронических заболеваний, включая болезни сердца, диабет и некоторые виды рака, связанные с режимом питания.

Экономический рост и модернизация, которые в прошлом ассоциировались с повышением уровня здоровья населения, сегодня открывает двери для глобализации рекламы и торговли вредными для здоровья продуктами, такими как табак, алкоголь, продукты питания высокой степени переработки, а также подслащенные сахаром напитки.

Несмотря на то, что стремительная миграция населения из сельских районов в городские имеет ряд положительных последствий, она также ускоряет переход от активного образа жизни к сидячему.

Впервые в истории быстрый рост благосостояния приводит к ухудшению здоровья многих вчерашних бедняков. Это происходит в странах, где система здравоохранения не располагает достаточными ресурсами и кадровым потенциалом для принятия своевременных мер. Если нынешние тенденции сохранятся, диабет, сопровождающий эпидемию ожирения и требующий такого дорогостоящего лечения, может свести на нет все плоды экономического развития.

Азиатско-Тихоокеанский регион принято считать эпицентром кризиса с диабетом. У жителей этого региона болезнь развивается раньше, протекает тяжелее и приводит к смерти быстрее, чем у жителей более богатых стран.

В некоторых наиболее густонаселенных странах Азии, включая Китай и Индию, поколение людей, выросшее в бедных сельских районах, где еды всегда не хватало, а труд был физически тяжелым, сегодня живет в многоквартирных городских домах, работает в офисе, мало двигается, ездит на доступных всем автомобилях и питается дешевой едой из заведений быстрого питания.

Отчасти в результате этих перемен миллионы людей, которым удалось вырваться из бедности и стать частью быстро растущего среднего класса, теперь оказались в ловушке страданий, связанных с хроническими заболеваниями и их осложнениями, которые обходятся очень дорого. Сегодня в Китае крупнейшая в мире эпидемия диабета: им болеет 12% взрослого населения, и эта цифра продолжает расти с ужасающей скоростью.

Данные ВОЗ показывают, что распространенность диабета, болезней сердца и рака среди населения Китая выросла более чем в девять раз в течение жизни одного поколения, намного опережая этот процесс в остальных странах мира.

Эта тревожная ситуация во многом является следствием перехода от традиционного рациона к рациону западного образца, богатому жирами, сахаром и солью, старением населения и ростом потребления алкоголя и табака.

Рост распространенности неинфекционных заболеваний имеет очень далеко идущие последствия. Это настоящий тектонический сдвиг, который требует кардинальных перемен в основных установках общественного здравоохранения.

В большинстве развивающихся стран системы здравоохранения были предназначены для принятия мер в отношении непродолжительных по времени событий, таких как роды или острые инфекции. Эти системы не были задуманы для долгосрочного ведения пациентов с хроническими патологиями и их серьезными осложнениями, требующими дорогостоящих лекарств и стационарной помощи.

Общественное здравоохранение обязано перенести акцент с лечения на профилактику, с краткосрочного на долгосрочное ведение больных, с принятия родов, вакцинации и назначения антибиотиков на изменение форм поведения, с деятельности в одиночку на координированные действия с множеством секторов и партнеров.

Одним из наиболее дальновидных способов обеспечить этот переход – сформировать кадровый резерв хорошо подготовленных и мотивированный врачей общей практики. Они и лечат, и занимаются профилактикой. Они также лучше других могут выявить заболевание на ранних этапах до возникновения осложнений, требующих дорогостоящего лечения и длительного пребывания в стационаре.

Врачи общей практики – охрана на входе в систему здравоохранения, задача которой – сделать так, чтобы пациенты с относительно незначительными жалобами не перегружали отделения неотложной помощи. Врачи общей практики знают, что у болезни не только медицинские, но и социальные причины, что дает им большое преимущество в том, что касается первичной профилактики и повышения уровня удовлетворения пациентов услугами. Именно они могут оказывать услуги, по-настоящему ориентированные на потребности людей.

Многие сторонние наблюдатели амбициозной программы реформ в Китае отметили, что нехватка хорошо подготовленных врачей-практиков является основным препятствием для сокращения чрезмерного использования стационарной помощи.

Руководители органов здравоохранения на уровне провинций должны сыграть ключевую роль и правильно направлять ресурсы. Инвестиции в первичное медико-санитарное обслуживание принесут больше результатов и будут более рентабельными, чем инвестиции в строительство новых больниц и поликлиник.

Расходы на лечение этих заболеваний, связанных с образом жизни, шокируют. Профилактика является без сомнения более эффективным способом решения проблемы, однако организация профилактики - очень трудная задача по крайней мере по двум причинам.

Во-первых, глубинные причины хронических заболеваний находятся вне сектора здравоохранения. Сектор здравоохранения несет на себе бремя этих болезней, но почти не имеет рычагов влияния на факторы риска. Во-вторых, деятельность влиятельных экономических субъектов, таких как производители табака, алкоголя, продуктов питания и безалкогольных газированных напитков, приводит к глобализации нездорового образа жизни.

Используя Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака в качестве юридического инструмента, органы власти, в том числе на региональном уровне, могут принимать законодательство, которое существенным образом снизит потребление табака. Мы уверены в этом, у нас есть масса тому доказательств.

Меры по борьбе против табака в Пекине являются одними из наиболее строгих в мире. В Шанхае недавно было запрещено курение во всех зданиях аэропорта и железнодорожных вокзалах города. Законодательное собрание Шанхая рассматривает вопрос о принятии еще более жестких мер по запрету курения во всех общественных зданиях.

Если это могут сделать Пекин и Шанхай, при широкой поддержке со стороны населения, каждый руководитель здравоохранения в каждой провинции может сделать это.

К несчастью, представители табачной промышленности пытаются сделать все возможное, чтобы подорвать процесс принятия этих крайне необходимых законов. Их цель – ослабить китайское национальное законодательство по борьбе против табака, подготовка которого идет в настоящее время.

Не позволяйте представителям промышленности, известным своим нечистоплотным поведением, свести на нет эти достижения в области охраны здоровья населения Китая. Интересы охраны здоровья должны идти впереди защиты прибыли частных компаний. Каждый случай смерти, связанный с табаком, является трагедией которую можно было бы предотвратить.

Дамы и господа,

В мире, где так много факторов неопределенности, экономические, торговые и промышленные соображения могут взять верх над национальными и международными задачами и пойти впереди интересов охраны здоровья населения.

Еще одна тенденция требует пристального внимания. Экономический рост и повышение благосостояния почти всегда сопровождаются увеличением спроса на мясо и молочную продукцию.

Мировая продовольственная система, за последние десятилетия прошлого века осуществила переход к промышленному производству продовольствия. В результате появились огромные животноводческие комплексы, где тысячи голов свиней, крупнорогатого скота и птицы содержатся в стесненных и антисанитарных условиях.

Так, в Китае построены гигантские животноводческие предприятия, способные производить более миллиона голов свиней в год. Система массового стойлового содержания скота позволяет удовлетворить спрос населения на дешевое мясо, однако очень высокой ценой.

Эта система не является экологически устойчивой. Такие животноводческие хозяйства серьезнейшим образом загрязняют окружающую среду испражнениями животных и химическими отходами, а также метаном, который участвует в изменении климата.

Выращивание огромного числа животных в стесненных условиях требует использования колоссального количества антибиотиков. В некоторых странах для производства продовольствия используется больше антибиотиков, чем для лечения людей.

Проведенные в Китае исследования лучше всего демонстрируют непосредственную связь между использованием антибиотиков в производстве продовольствия и обнаружением в пище, у животных и у людей устойчивых к лекарствам возбудителей болезней.

Во всем мире все больше и больше антибиотиков первой и второй линии, имеющих жизненно важное значение для человечества, становятся бесполезными в результате возникновения устойчивости к ним, что четко связано со злоупотреблением этими ценными лекарственными средствами.

Учитывая то, что на этапе разработки сегодня находится так мало препаратов-заменителей, можно сказать, что мир движется к эпохе жизни без антибиотиков, когда многие распространенные инфекционные заболевания вновь станут смертельными.

В качестве принимающей стороны саммита Группы двадцати в сентябре Китай включил вопрос об устойчивости к противомикробным препаратам в повестку дня и итоговое коммюнике мероприятия.

Китаю очень повезло с Председателем, который поместил вопросы здоровья в центр всей деятельности правительства. Все меры, принимаемые всеми ведомствами, должны сопровождаться оценкой воздействия на здоровье.

Это может помочь Китаю сделать так, чтобы в результате быстрой модернизации и экономического прогресса население не растеряло, а укрепило свое здоровье.

Я хотела бы попросить вас в процессе дальнейшего развития инициативы «Один пояс и один путь» не забывать о том, что есть так много экономических и торговых факторов, которые могут свести на нет десятилетия устойчивого прогресса в деле укрепления здоровья населения.

Признание и корректировка этих факторов – еще один способ содействия миру и сотрудничеству, открытости и всеохватности, взаимному обучению и взаимной выгоде.

Мир, в котором существует такой дисбаланс в уровне дохода, возможностях, доступе к здравоохранению и уровне здоровья, не может быть ни стабильным, ни безопасным.

Благодарю вас.

В мире не так много стран, чья медицина успешно изучала бы и применяла на практике традиционные методы лечения, древнейшую философию и фармакологию. Чаще всего специалисты склоняются к одной из этих составляющих. А лечение в Китае имеет к тому же еще одну важную отличительную черту: пациент здесь воспринимается не просто как живой организм, а как маленькая вселенная, которая неразрывно связана с окружающим миром. Именно такое представление о человеке и является тем фундаментом, на котором строится вся методика воздействия на организм, принципиально отличная от всего того, что вообще существует в мировой медицинской практике.

Виза для выезжающих на лечение в КНР

Тем, кто намерен пройти диагностику, лечение или просто оздоровиться в одном из медицинских учреждений Поднебесной, непременно потребуется визовое разрешение на въезд в страну. Причем оно понадобится как самому пациенту, так и лицам, сопровождающим его.

Существует два вида китайской медицинской визы:

  • S1 – выдается на период от 180 дней;
  • S2 – оформляется на период до 180 дней.

При этом количество дней, которые иностранный гражданин сможет провести в Китае в рамках своей визы, устанавливается исключительно консульским отделом. Чтобы получить возможность пересечь границу несколько раз, придется предоставить детальную схему лечения или реабилитации, которая выдается лечащим врачом. По этой причине, если вы точно знаете, что процесс займет более полугода, сразу заказывайте визу категории S1.

Пакет документов

Подготовка необходимых бумаг для путешествия – один из самых важных этапов. При этом некоторые усилия придется приложить не только выезжающему за рубеж, но и принимающей стороне. В частности, сотрудники клиники должны подготовить приглашение, оригинал или копия которого направляется в Консульство на имя генерального представителя Китая в данном учреждении.

Оформляется приглашение на фирменном бланке медучреждения и содержит в себе следующую информацию:

  • данные о самом медицинском учреждении;
  • сведения о приглашенном пациенте (ФИО, дата рождения, номер заграничного паспорта);
  • дата путешествия (с указанием того, сколько займет лечение);
  • цель посещения;
  • подпись ответственного лица и печать организации.

Обратите внимание на то, что данный документ строго ограничен определенными сроками – 3 месяцами с момента его выдачи.

Что касается приглашенного, то ему в свою очередь придется подготовить следующий пакет документов:

  1. Визовая анкета по форме V.2013.
  2. Оригинал загранпаспорта. Документ должен быть действителен в течение полугода после выезда из страны и иметь две чистые страницы для штампа.
  3. Копия загранпаспорта (страницы с фотографией владельца и выданными ранее китайскими визами, если таковые имеются).
  4. 2 фото.
  5. Копия внутреннего паспорта (разворот с фото и пропиской).
  6. Справка, выданная по месту работы, с указанием оклада.
  7. Выписка о наличии средств на счете.

Очень востребовано лечение в Китае детей. В этом случае к пакету документов необходимо приложить копию свидетельства о рождении, копии паспортов отца и матери и согласие того родителя, который не выезжает за рубеж с малышом.

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

При этом нужно быть готовым к тому, что консульский отдел может потребовать от заявителя дополнительные документы или пригласить его на собеседование.

Куда лучше всего поехать на лечение

Формирование системы здравоохранения Китая началось в 50-е годы прошлого столетия. Тогда власти решили, что их главная обязанность – обеспечить своим гражданам бесплатное медицинское обслуживание. Примерно к 70-м годам стало понятно, что денег в стране для внедрения бесплатной медицины недостаточно, и реформирование зашло в тупик. И хотя рабочий санаторий в Китае как символ социальных гарантий продолжает существовать и сегодня, далеко не все заведения данной категории являются абсолютно бесплатными.

Следует отметить, что медицинский туризм в Поднебесную с каждым годом пользуется все большей популярностью. Секрет такого успеха кроется в самом подходе к лечению, которое основано на следующих принципах:

  • лечить нужно не болезнь, а ее причину;
  • рассматривать заболевание необходимо в контексте целостной системы организма;
  • следует принимать во внимание связь человека с окружающей его средой;
  • не упускать из виду способность человеческого организма к самовосстановлению.

Кроме того, эта страна славится массой всевозможных нетрадиционных методик лечения. К примеру, лечение нитками в Китае, изготовленными из коллагена, позволяет результативно воздействовать на 18 групп различных заболеваний, включая последствия инсульта и паралича.

Если вы хотите испытать на себе эффективность китайской медицины, тогда вам необходимо непременно запланировать визит сюда: как утверждают специалисты, методики лечения, которые транслируются на внешний рынок, и те, которые используются у себя дома, так сказать, для внутреннего применения, существенно отличаются. Первые – это исключительно маркетинговый продукт, вторые – то, что, собственно, вы и ожидаете получить.

Лечение в санатории в Китае для русских в 2019 году предполагает предоставление целого ряда качественных медицинских услуг.

Китайские медики владеют различными методиками воздействия на болезнь, но применяют их в строго установленном порядке.

Итак, куда же лучше всего поехать, чтобы поправить здоровье и оздоровиться?

Здравицы и клиники Хуньчуня

Небольшой город Хуньчунь пользуется особой популярностью у жителей российского Хабаровска, что обусловлено их территориальной близостью. Расположился он в том самом месте, где сходятся границы Российской Федерации, Северной Кореи и Китая.

В последние годы наметился стремительный рост городской инфраструктуры Хуньчуня, что дает право отнести его к числу приобретающих все большую известность туристических и оздоровительных центров страны.

Этот приграничный городок имеет ряд преимуществ:

  • возможность совместить лечение и приятный отдых благодаря большому количеству достопримечательностей;
  • стоимость лечения в городе Хуньчунь в Китае вполне приемлема, если сравнивать с другими регионами;
  • использование традиционных китайских методов лечения;
  • близость к российской границе (14,5 км).

Все медучреждения здесь государственные или частные. Однако лучше отдать предпочтение Государственной больнице китайской медицины, которая одной из первых открыла свои двери для российских медицинских туристов.

Однако не стоит забывать о том, что Хуньчунь – прежде всего туристический центр, поэтому избегайте тех учреждений, куда вас привозят гиды: цены на отдых с лечением в Китае в таких местах обычно существенно завышены, а качество обслуживания может оказаться далеко не лучшим.

Выбираем клинику в Хэйхэ

Медицинские услуги, которые можно получить в этом городке на Амуре, представлены следующими направлениями:

  • мануальная терапия;
  • лечебный массаж;
  • иглоукалывание;
  • лечение сердечно-сосудистой системы;
  • решение проблем опорно-двигательного аппарата.

И все же тем, кто предпочтет лечение в Хэйхэ в Китае любым другим городам, следует знать о том, что ведущей сферой медицины здесь является стоматология.

Назовем несколько причин, почему стоит остановить свой выбор на клинике, расположенной именно в этом населенном пункте:

  • демократичный уровень цен;
  • прогрессивные технологии;
  • специалисты высокой квалификации;
  • быстрые сроки устранения проблемы;
  • предоставление гарантии.

И главное – жители приграничных регионов РФ могут воспользоваться безвизовым въездом.

Что касается стоимости процедур, то, к примеру, иглотерапия в Китае в одной из клиник Хэйхэ обойдется всего в 172 юаня (25 $), а лечебный массаж – в 103 юаня (15 $). Из медицинских учреждений лучше отдать предпочтение единственной государственной клинике китайской терапии, клинике «Милосердие» (стоматологический центр) или больнице «Хуэй Минь» (самая многопрофильная стоматология в регионе).

Особенности лечения в Санья

Несмотря на то что в городе Санья имеется большое количество пляжей и достопримечательностей, вряд ли он получил бы столь широкую известность, если бы не здравицы и термальные источники, расположенные в его округе.

При этом цены на лечение в Санья в Китае радуют туристов, как и возможности местной медицины. Скажем, программа для тех, кто страдает сахарным диабетом, стоит около 20 400 юаней (3000 долларов).

Свою лепту в скорейшее выздоровление пациентов вносит и климат. Дело в том, что город Санья расположен на острове Хайнань, который снискал славу «территории вечной весны». Погода здесь всегда устойчивая и отличается умеренными температурами, пригодными для отдыха и лечения в любое время года.

Ехать сюда стоит тем, у кого есть проблемы в области:

  • гастроэнтерологии;
  • урологии;
  • проктологии;
  • дерматологии.

Кроме того, местные медики довольно успешно справляются с такими заболеваниями, как остеохондроз, ревматизм, гипертония. К тому же здесь произрастает порядка 137 трав, которые используются при лечении рака.

Лечение в Китае на острове Хайнань в городе Санья лучше проходить в следующих клиниках:

  • Центр традиционной китайской медицины SanYiTang – многопрофильное учреждение;
  • «Сад долголетия» – сочетает терапевтические и спа-методики, применяемые для всех систем организма;
  • Центр «Горизонт» – специализируется на педиатрии, офтальмологии, гинекологии, косметологии.

Медицинские центры в Далянь

Судя по количеству запросов в интернете, лечение в Китае Далянь в 2019 году набирает все большую популярность. Это объясняется сочетанием комфортного морского климата и эффективных лечебных процедур.

Далянь по праву признан самым чистым в плане экологии населенным пунктом страны, а примерно третья часть его территории – это парковая зона.

Приезжать сюда следует людям с такими недугами, как:

  • болезни опорно-двигательного аппарата;
  • поражения кожи;
  • паралич;
  • проблемы желудочно-кишечного тракта;
  • опухоли (злокачественные и доброкачественные);
  • хронический бронхит;
  • детский церебральный паралич;
  • заболевания иммунной системы.

Санатории с лечением в городе Далянь в Китае пользуются огромным спросом, поэтому забронировать курс необходимо заранее. Из всех медицинских учреждений предпочтение лучше отдать военному государственному госпиталю № 210 (общая направленность).

Что касается цен, то дешевле всего лечиться в госучреждениях. Так, к примеру, стоимость лечения в военном госпитале в Китае в Далянь стартует от 8 000 юаней (1200 долларов), а максимальная цена составляет 33 335 юаней (5000 долларов), в то время как в некоторых клиниках минимальный набор медицинских услуг обойдется в 3 000 $. Дело в том, что большую часть стоимости пребывания в государственных больницах оплачивает Министерство здравоохранения.

Но если и таких средств на получение медицинской помощи нет, можно попробовать обратиться в организации, которые помогут собрать их. В этом случае благотворительный фонд оплачивает лечение в Китае в полном объеме.

Подбор клиники в Урумчи

Китайский населенный пункт Урумчи, что в переводе означает «прекрасное пастбище», раскинулся на живописных склонах горной цепи Тянь-Шань. Этот город является общепризнанным центром изучения практики и традиций уйгурской медицины – ключевой ветви традиционной китайской методики. Специфика данного направления состоит в подходе, что все заболевания – это результат наших душевных переживаний и стрессов, способствующий возникновению в организме черной желчи; соответственно детально изучаются все органы и жидкости в организме человека.

Основываясь именно на таком представлении о причинах болезней, лечение в Урумчи в Китае практикует свыше десятка различных клиник. Ведущими среди них являются:

  • городской госпиталь;
  • госпиталь традиционной медицины;
  • Уйгурский госпиталь.

Сюда также приезжают те, кто хочет подлечить своего ребенка – детская клиника Урумчи специализируется на лечении болезней пищеварительной системы, органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Какую клинику выбрать в Удалянчи

Удалянчи – небольшой курортный городок, расположенный в Национальном парке с таким же названием в провинции Хэйлунцзян. Уникальность этого места заключается в том, что в его пределах расположились 5 озер, образовавшихся много сотен лет тому назад и связанных между собой.

Главное сокровище этого курорта – холодные минеральные источники, аналогов которым по составу воды нет нигде в мире.

Долгое время самым крупным санаторием города считался пансионат «Рабочий», который был открыт в 1979 году. Однако на сегодня он утратил былую славу – во многом из-за устаревшего фонда, который давно не обновлялся. В санатории семь отделений. Здесь лечат заболевания кожи, крови, пищеварительной системы, гинекологические болезни и пр. Цены в «Рабочий» санаторий в Удалянчи умеренные. К примеру, иглоукалывание обойдется в 50 юаней (7 $), а лечение бесплодия в 700 юаней (103 доллара США).

Конкурентом прославленного санатория стал центр Син Хуа, открытый в 2014 году. На сегодня он является самым крупным оздоровительным и медицинским учреждением городка.

Особенности лечения в Аньшане

Город Аньшань – третий по размеру населенный пункт в провинции Ляонин. Кроме того что он является центром производства стали, Аньшань еще знаменит своим национальным парком и самой большой статуей Будды, вырезанной из нефрита.

Лечение в Аньшань в Китае проводится в комфортных современных здравницах с использованием традиционных методик лечения. Скорейшему выздоровлению способствует и благоприятный мягкий климат.

Для лечения различных недугов, в частности, бесплодия, заболеваний кожи и опорно-двигательного аппарата, китайские медики успешно используют целебные свойства термального источника, расположенного в этом регионе.

Санаторий Танганцзы

Главная достопримечательность провинции Ляонин – санаторий Танганцзы, который расположен рядом с термальным источником. Данный центр входит в четверку самых крупных физиотерапевтических клиник страны.

Как утверждают специалисты, источник в этих местах образовался несколько миллионов лет назад в результате извержения вулкана. Здесь можно лечиться и проходить реабилитацию по следующим направлениям:

  • восстановление речевых и двигательных функций после инсульта;
  • лечение артрита;
  • проблемы опорно-двигательного аппарата;
  • гинекологические заболевания;
  • поражения кожи;
  • болезни суставов;
  • травмы костной системы;
  • восстановление после лечения рака.

Кроме того, этот санаторий получил признание как лучший в стране диагностический центр по выявлению рака молочных желез. По сравнению с другими центрами, практикующими восточные методики, лечение в Танганцзы в Китае в 2019 году можно считать вполне бюджетным вариантом: стоимость процедур здесь составляет от 10 до 80 юаней (1,5-12 долларов).

Таким образом, для того чтобы выбрать наиболее подходящую клинику в этой стране с экзотическими для нас традициями, нужно исходить из особенностей поставленного вам диагноза и рекомендуемого лечения.

Лечение в Китае без страховки. Как работает китайская больница: Видео

После образования КНР в медицинском обслуживании населения, как и в условиях его жизни, произошли значительные улучшения. По основному комплексному показателю здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни Китай за это время вышел из категории бедных стран и поднялся на уровень нижней группы стран со средними доходами.

Этим показателям соответствует и обеспеченность населения помощью квалифицированного медицинского персонала, хотя доступ к такой помощи весьма разнится по месту проживания.
Однако медицинская статистика свидетельствует, что глав-ные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 г. республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи реформистского курса не столь очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 г.г. были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП. Удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 г. всего 38,8 %, тогда как по миру в целом он достигает 56 %. На здравоохранение идет в КНР всего 1 % государственного бюджета, а в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6 % государственных средств. С начала реформ в 1978 г. доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2006 г. на государство приходилось только 18,1 % расходов, на предприятия и социальные учреждения - 32,6 %, а остальные 49,3 % расходов на здравоохранение несли сами граждане.
Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значи-тельно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 г. в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбу-

латорное лечение увеличивались на 13 %, а на больничное - на 11 %2. По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем3. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8 % семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 г. чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.
За последние годы число больниц и оздоровительных цен-тров, а также численность квалифицированного медицинского персонала стали сокращаться, хотя число больничных коек росло. Численность дипломированного медперсонала в расчете на 10 тыс. человек населения за период с 1978 по 2000 г. увеличилась более чем в полтора раза, с 10,8 до 16,8 человек, а затем к
2007 г. сократилась до 15,4 человек. При этом особенно ощутимо убыль медицинских работников сказывается не в городах, где она фактически не наблюдается, а в уездных центрах. Именно на уездном уровне остро ощущается и нехватка технического персонала. Не очень понятно также, где размещаются дополнительные койки: в пристройках к основным зданиям больниц или за счет уплотнения. Вопрос о качестве услуг в этой ситуации при сокращении медперсонала уже представляется излишним.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80 % государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров. 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. человек проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год4.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контрактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Но многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудовой договор. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 г. медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8 % городских жителей и у 79 % жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 г. не имели медицинской страховки примерно 50 % городской бедноты, в 1998 г. - 72, а в 2003 г. - 76 %.
В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 г. она охватила 730 млн человек, или 86 % сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват сельских районов этой системой и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 г.5 Пока что 80 % государственных ассигнований на здра-воохранение направляется в город и только 20 % - в деревню. В расчете на душу населения эти ассигнования составляют в городе в 4 раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около 1000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.
В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетвори-тельного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на ры-ночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.
Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Но фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а со-ответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.
По данным на 2003 г., 96 % больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.
Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6 %. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20 % обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40 %, далеко превосходя установленный государством норматив в 15 %. По данным Мирового банка, в 2003 г. расходы на лекарства в Китае составили 52 % всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40 %. При этом от 12 до 37 % назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 г., 80,2 % больных прописывали антибиотики, в том числе
58 % - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зар-плату. С 1990 по 2004 г. расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в ста-ционаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2, в окружных - 6,8, в уездных - в 5,5 раза.
Весной 2005 г. из уст заместителя министра здравоохранения Ма Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 г. был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего, вследствие излишней ори-ентации на рынок и недостаточной роли государства.
Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в ка-ком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи ле-чебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 г., когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.
Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР профессор Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 г. на нужды здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения у США - несколько более 200 млн человек, а у КНР - свыше
1,3 млрд. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2000 юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.
Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были вряд ли лучше, чем в сегодняшнем Китае. Но все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?
Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Пекин внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в отношениях лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета, в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в осо-бенности пожилого, медицинскими услугами.
В августе 2006 г. Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 г. большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.
В начале 2007 г. было принято решение привлечь к парал-лельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.
В марте 2007 г. свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.
В конце мая 2007 г. самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.
В июле 2007 г. Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие соображения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения», который требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 г. охватить всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.
Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 г. в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства. На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 г. системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.
Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращалась. Последние выступали за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование, должны были, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам предлагалось разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственнического подхода характеризовали его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.
На этом фоне в 2007 г. была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2005 гг.). Увеличилась средняя ожидаемая продолжительность жизни до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 г.). Сократилась смертность среди новорожденных, младенческая смертность и смертность детей в возрасте до 5 лет. Усилилась работа по профилактике СПИДа, по выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний. Значительно рас-ширились сети водопровода и канализации в деревне. Увеличи-лись инвестиции в здравоохранение. Укрепились системы кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских услуг на коммунальном уровне в городах.
Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило
4,5 млн человек. Не удается эффективно контролировать рас-пространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфек-ционные болезни. Сотни тысяч людей страдают от шистосома- тоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн человек. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5 % персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа давала установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяла конкретные ориентиры на 2010 г. по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в разных возрастных группах.
Весной 2008 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП подчеркнул необходимость провести реформу здравоохранения с тем, чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство заявило о выделении в 2008 г. на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около
11,7 млрд долл.), что на 16,7 млрд юаней превышало сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 г., причем основная часть средств
предназначалась для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.
Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКСК, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения правительству предлагали, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Вместо прямого вложения средств в систему медицинских услуг ему вменяли в обязанность инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан с тем, чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Не участвуя непосредственно в руководстве лечебными учреждениями, правительство обязывалось способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.
В апреле 2009 г. были официально опубликованы два доку-мента, направленных на ускорение развития здравоохранения в ближайшие годы: «Соображения ЦК КПК и Госсовета КНР об углублении реформы системы здравоохранении» и «Проект реализации в ближайшее время (2009-2011) ключевых программ в области фармацевтики и здравоохранения». Первый докумет был представлен на открытое общественное обсуждение в сентябре
2008 г. и вызвал большое число откликов с замечаниями и предложениями, которые были обобщены соответствующими ведомствами и предложены в качестве поправок.
За период 2009-2011 гг. намечено охватить все городское и сельское населения системой базовых медицинских гарантий: городского населения - базовым медицинским страхованием, деревенского населения - сельской кооперативной медициной. К 2010 г. нормативный размер дотаций по этим двум системам повышается до 120 юаней на человека в год, и соответственно несколько увеличиваются индивидуальные взносы. Предполагается приступить к созданию государственной системы базового обеспечения лекарствами. С 2009 г. начинается создание Всекитайского архива данных о здоровье населения. Предполагается развернуть реформу государственных лечебных учреждений, направленную на совершенствование управления и контроля за их деятельностью и повышение уровня оказываемых ими услуг. На все это за три года намечено ассигновать 850 млрд юаней. Облегчается бремя расходов по медицинскому обслуживанию, которое вынуждено нести население.
Таким образом, в этой важнейшей для всего населения страны социальной сфере устанавливаются рамки взаимодействия между государством и рынком при ведущей роли государства, которое берет на себя ответственность за общедоступное пользование всех слоев и групп общества основными медицинскими услугами, независимо от толщины индивидуальных кошельков. Вместе с тем система здравоохранения остается смешанной, что предполагает приток в эту систему капиталов различных типов собственности.

В китайских больницах жизнь бьет ключом, ведь в борьбе за здоровье выигрывает сильнейший. В коридорах медицинских учреждений не остается времени на сантименты: многие процедуры поставлены в буквальном смысле на конвейер, а пациенты и их родственники ведут бои, перемежая атаки на врачей с обороной в регистратуре. Что представляет собой система здравоохранения в полуторамиллиардной стране?

Если бы не система здравоохранения, ни о каких 1,4+ млрд населения речи бы не шло. В 1953 году, когда проводилась первая перепись в КНР, в стране проживало 580 млн человек. Спустя 40 лет население практически удвоилось, несмотря на голод и социальные эксперименты, и главным образом благодаря развитию системы базовых медицинских услуг.

Система здравоохранения, созданная после 1949 года, до определенной степени повторяла пример СССР. Государство полностью отвечало за предоставление практически бесплатной медицинской помощи по большей части сельскому населению (80%) через систему «босоногих» врачей. Несмотря на базовую подготовку (3-12 месяцев) и ограниченное снабжение (2 шприца и 10 игл), 200 000 сельских лекарей смогли за 30 лет снизить смертность среди новорожденных с 200 до 34 на 1000, а также повысить базовые знания населения по профилактике инфекционных заболеваний.

Но с началом экономических реформ государство пересмотрело свою роль в системе здравоохранения. С 1984 года было резко сокращено финансирование больниц и системы в целом. Хотя государство продолжало владеть медицинскими учреждениями, оно перестало жестко контролировать их деятельность, в которой они все больше стали руководствоваться принципами коммерческого предприятия в условиях нерегулируемого рынка. К концу 90-х медицинское страхование охватывало 49% городского населения (в основном работающих в бюджетных организациях и госпредприятиях) и только 7% из 900 млн сельского населения.

Практически единственным аспектом в здравоохранении, который продолжало контролировать государство, оставалось ценообразование. Чтобы обеспечить доступ хотя бы к базовой медпомощи, оно ограничило оплату часов работы врачей и медсестер, но в то же время отпустило цены на лекарство и технические услуги. Таким образом, главным источником существования больниц и врачей стали доходы от выписанных рецептов и процедур, что косвенно способствовало росту технического оснащения. Даже в провинциальной больнице намного выше шанс найти современное медицинское оборудование, чем квалифицированного врача.

К началу 2000-х напряжение достигло предела: недоверие к врачам и системе в целом вылилось в общественное недовольство и случаи физического насилия. В 2003 году осознав, что игнорировать проблему уже невозможно, правительство ввело систему страхования, покрывающую основные медицинские расходы сельских жителей. Однако уже вскоре она продемонстрировала свою неэффективность: счета за оказание медицинской помощи нередко доводили семьи больного до нищеты.

В 2008 году пришло осознание, что в реформах нуждается не только система страхования, но и здравоохранение в целом — оно не может функционировать адекватно исключительно на основе рыночных принципов. К 2012 году государственная система медицинского страхования обеспечила 95% населения базовыми услугами, однако с их качеством дела обстоят намного сложнее.

Поле боя

В Китае редкий пациент приходит в больницу в одиночестве: поддержка родственников требуется даже, когда больной не имеет никаких физических ограничений. Помимо моральной поддержки, сопровождающие выполняют две важные функции. Во-первых, они берут на себя регистрацию и оплату услуг. Например, врач дал направление на анализ крови, но прежде его необходимо оплатить. И пока пациент занимает очередь в лабораторию, его жена/сестра/зять оплачивают услугу в кассе. Также несмотря на электронные очереди, возле кабинета врача часто собирается независимая «живая», где «пробивные» способности пациента повышают его шансы попасть на прием раньше других.

Источник: l99.com

Во-вторых, сопровождение необходимо, чтобы контролировать деятельность врача. Когда вместо одного страждущего у тебя в кабинете оказывается еще несколько здоровых и агрессивно настроенных людей, то внимательность врача возрастает в разы. Неуспешное лечение может стать и поводом насилия в отношении эскулапа. Неудивительно, что в Китае врачи не стремятся остаться один на один с пациентом и его родственниками и предпочитают держать двери открытыми. Ведь огорченный диагнозом пациент или расстроенные результатом лечения родственники врачу травмы, даже несовместимые с жизнью.

Медицина перестала быть престижной специальностью в Китае, и многие оказываются студентами медвузов, если недобирают баллы для зачисления на инженерные факультеты, кого-то заставляют родители. По данным Всекитайской ассоциации врачей, в 2011 году только 7% врачей в Китае хотели бы, чтобы и их дети продолжили профессиональную династию.

Также в Китае не успели сложиться и традиции профессионального медицинского сообщества, которое могло бы регулировать нормы поведения врачей и, если необходимо, отзывать лицензию на практику. Конечно, в Китае есть и специалисты, которые дорожат своей репутацией, и действительно являются профессионалами, но в целом, существующая система не вознаграждает соблюдение «клятвы Гиппократа».

Ситуацию усугубляет и огромный поток пациентов, иногда до ста в день. Имея в распоряжении 5-7 минут на один прием, врач физически не успевает вникать в историю болезни, он торопится скорее выписать направление на обследование или назначить лечение.

Однако если решения врача не соответствуют ожиданиям пациента и его родственников, то это повод усомнится в его квалификации. Например, китайские врачи понимают , что внутривенные капельницы являются не самым предпочтительным способом введения лекарства, но вряд ли их поймут страдающие от высокой температуры. То же касается и больших доз антибиотиков: китайские пациенты от современной фармакологии ожидают немедленных результатов, и врачи стараются оправдать их ожидания.

Материальные стимулы

Основная доля дохода больниц приходится на анализы, другие технические процедуры и выписанные лекарства. Таким образом, и больница, и каждый отдельный врач заинтересованы в том, чтобы выписывать больше медикаментов и давать направления на дополнительные анализы.