Главная · Изжога и отрыжка · Профессиограмма: Врач. Приложения Профессиограмма врача в таблице

Профессиограмма: Врач. Приложения Профессиограмма врача в таблице

Наименование профессии
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний № 1 и их уровень
Область базовых знаний № 2 и их уровень
Профессиональная область Межличностное взаимодействие Доминирующий интерес Дополнительный интерес Условия работы хирург
адаптация - анализ
естественные науки (биология, физика, химия), анатомия, физиология, фармакология, уровень 3, высокий (теоретический)
патоанатомия, хирургия, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
здравоохранение, медицина
частое по типу «вместе»
исследовател ьски й
реалистический
в помещении и вне помещения, мобильный

Доминирующие виды деятельности: сбор анамнеза (истории болезни); заполнение истории болезни (работа с медицинскими картами); выявление причин различных заболеваний; проведение исследовательской работы для постановки или подтверждения диагноза; проведение предоперационной подготовки; проведение плановых и внеплановых (экстренных) операций; ведение пациента после операции (осуществление реабилитационнопрофилактических мероприятий); осуществление длительного наблюдения за пациентом; разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:

способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить (склонность к рациональному логичному анализу); высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания);
хорошее развитие мнемических способностей;
ручная ловкость при проведении различных лечебных про- цедур (тонкая моторная координация, точность движений и т.д.); быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли); коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); навыки письменного изложения мысли; умение убеждать. 4

Личностные качества, интересы и склонности:

самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность; уверенность в себе; терпеливость и выдержанность; безоценочное отношение к людям; ответственность; аккуратность; тактичность; доброжелательность и приветливость; стремление к самосовершенствованию, обучаемость; интуиция, умение прогнозировать; умение хранить тайну.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: неспособность анализировать, сопоставлять факты, делать прогнозы; безответственность;
невнимательность, рассеянность; низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных и вербальных способностей; отсутствие самомотивации, нелюбознательность, нежелание повышать свою профессиональную компетентность; эмоциональная несдержанность; эгоистичность; неуверенность; нетерпимость, брезгливость; неумение хранить тайну; психические заболевания (эпилепсия, шизофрения и т.д.).
Области применения профессиональных знаний: медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т.д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы); научно-исследовательская деятельность; МЧС, служба спасения; военные организации, спортивные организации; частные медицинские клиники.
История профессии
Хирургия (греч. cheirurgia, от cheir- рука и ergon - действие, работа) - область медицины, изучающая болезни, основной метод лечения которых - оперативное вмешательство, и разрабатывающая приемы, методы и технику выполнения операций.
Наряду с терапией и акушерством хирургия относится к древним медицинским специальностям. Архитектурные находки и древние рукописи свидетельствуют, что попытки хирургического лечения были еще в каменном веке. В Египте за 2-3 тыс. лет до н. э. применяли кровопускание, вправление вывихов, кесарево сечение. В Древней Индии практиковали пластику дефектов носа. Древнегреческая медицинская эпоха Гиппократа оставила сочинения по хирургии, в которых описаны трепанация черепа, лечение переломов и др. оперативные вмешательства.

Средневековая медицина, следуя религиозным догматам, предписывала избегать пролития крови и запрещала заниматься изучением анатомии на трупах.
Расцвету хирургии в XIX веке способствовало внедрение в хирургическую практику наркоза и асептики, что позволило решить две проблемы, тормозившие развитие хирургии, несмотря на достаточно разработанную оперативную технику: обезболивание операций и предохранение раны от последующего нагноения.
В настоящее время хирургия постоянно находится в развитии, совершенствуются старые и разрабатываются новые методы диагностики и лечения различных заболеваний.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и исследовательский): антрополог; фармаколог; инженер-химик; геолог; программист (машиностроение и наука).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию хирурга можно получить в высших учебных заведениях. Российский государственный медицинский университет. 117869, ул. Островитянова, 1. Тел. 434-14-22,434-31-74. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. 119435, ул. Б. Пироговская, 2/6. Тел. 248-75-25. Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко. 103473, ул. Делегатская, 20/1. Тел. 281-65-13, 281-40-47.

Доминирующие виды деятельности: выявление причин различных заболеваний; оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи; диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках); осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий; внедрение новых препаратов и лекарственных средств; осуществление санитарно-просветительной работы среди населения; осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
оказание помощи при формировании здорового образа жизни; разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания); способность анализировать факты и логически мыслить; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли).

Личностные качества, интересы и склонности:

Терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: безответственность; невнимательность; эгоистичность; эмоциональная несдержанность; жестокость;
брезгливость; нетерпимость; рассеянность.
Области применения профессиональных знаний: научно-исследовательские институты; медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты); образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища); социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка, детские центры творчества и досуга); предприятия; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел); МЧС, службы спасения; военные организации.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и социальный): диетолог; психотерапевт; логопед; стоматолог; медсестра; следователь; специалист страховой службы; инспектор милиции; социальный работник.

История профессии
Профессия врача - одна из наиболее древних профессий. Еще в первобытном обществе люди занимались врачеванием, а с возникновением религии все функции лекарей сосредоточились в руках целителей. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся врачей древности (Гиппократа, Асклепиада и др.), чьи знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины.
Начиная с XVII века качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию врача можно получить в следующих высших учебных заведениях. Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко. 103473, Москва, ул. Делегатская, 20/1, Тел. 281-65-13. Российский государственный медицинский университет. 117869, Москва, ул. Островитянова, 1, Тел. 434-14-22. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Тел. 434-53-00. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова; 119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 2/6, Тел. 248-75-25.

Место работы
. государственные больницы и поликлиники;
. частные клиники;
. пункты «Скорой помощи»;
. травмпункты;
. оздоровительные учреждения (санатории и т.д.);
. медицинские кабинеты;
. стоматологические клиники;
. родильные дома;
. морги и заведения, специализирующиеся на прозекторской деятельности (патологоанатомии);
. образовательные учреждения, а также иные другие учреждения, в которых, согласно Законодательству РФ, в штате должен работать врач;
Режим труда и рабочий ритм зависит от места работы: это может быть и по графику и прием только в дневное время
Основные требования к физическому состоянию организма врача;
эмоционально-волевая устойчивость, внимательность, аккуратность, высокая ответственность, наблюдательность, большой объем долговременной памяти, аналитический ум
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
Терпение, выдержка, чувство ответственности, эмпатия , коммуникабельность . Важно для врача также умение быстро, но точно изложить результат ы исследования и лечения больного в его истории болезни.и т.д.
Медицинские противопоказания:
· хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
· нервно-психические заболевания;
· некорректируемые нарушения зрения и слуха;
· слабый вестибулярный аппарат;
· нарушения речи.
Отсутствуют
В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Возможные пути построения карьеры для врачей:
1) Специализация и освоение смежных областей.
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
2) Научная карьера.
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
3) Управленческое карьерное развитие.
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
4) Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Профессиональная деятельность в виде врачебной работы имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе работали лекари, которые лечили с помощью целебных трав. Многие из них ставили диагноз исключительно по пульсу больного и в некоторых случаях жизни пациентов удавалось спасти.

Начиная с XVII века качественная сторона подготовки врачей стала постепенно улучшаться, происходило совершенствование форм организации здравоохранения. Сегодня медицина находит множество новых причин и механизмов развития болезней, вооружая медицинских работников все более совершенными методами лечения, включая и предупреждение определенных болезней.

Особенности профессии

Тип профессии - человек-человек.

Класс профессии - эвристический.

Профессиональная область - медицина, здравоохранение.

Необходимое образование - высшее профессиональное образование.

Условия труда. Врач во время работы находится как в помещении, так и вне его, возможны долговременные командировки. Он проводит анализ информации, принятие решений в особых условиях, которые характеризуются высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь пациентов.

Для компетенции врача присущи следующие виды деятельности:

  • поиск причин заболевания;
  • своевременная плановая, скорая, первая экстренная медицинская помощь;
  • диагностирование и лечение пациентов как в стационаре, так и амбулаторно;
  • реабилитационные и профилактические мероприятия;
  • участие в разработке и внедрении новейших препаратов и лекарств, методов диагностики и лечения различных заболеваний;
  • санитарно-просветительская работа с населением;
  • пропаганда, направленная на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оказание помощи в желании людей вести здоровый образ жизни.

Способности, обеспечивающие успешность работы по специальности врач: обнаружение даже незначительных проявлений симптомов болезни; умение своевременно оказать должную медицинскую помощь, дать рекомендации по применению лекарственных средств; ловкость рук при проведении лечебных процедур; быстрая реакция; психоэмоциональная стабильность и способность испытывать большую физическую нагрузку; умение грамотно и доступно формулировать свои мысли.

Склонности, интересы, личностные качества: выдержка и терпение; доброжелательность и приветливость; высокая степень ответственности; аккуратность; чувство такта; оптимизм; внимание к людям; бескорыстие.

Качества, создающие проблемы при осуществлении профессиональной деятельности: отсутствие ответственности и внимания к людям; эгоизм; несдержанность эмоций; жестокость; брезгливость; отсутствие терпения; рассеянность.

Профессиональные знания врача могут быть использованы в различных областях: научно-исследовательский институт; медицинская организация (поликлиника, санаторий, больница, оздоровительный лагерь, роддом, диспансер, реабилитационный центр и др.); учреждения образования (школа, детский сад, институт, колледж, техникум); социальная организация (детский дом, дом ребенка, престарелых и инвалидов и др.); правоохранительные органы (суд, детский приемник-распределитель, колония, прокуратура); МЧС, служба спасения; военное учреждение.

Преимущества, ограничения и способы получения профессии врача

Резюме в виде преимуществ профессии: разнообразные варианты специализации, самостоятельное принятие решений, социальная значимость сферы работы врача.

Ограничения профессии: высокая степень ответственности за жизнь и здоровье людей; постоянное расширение познания, развитие своих навыков и умений, освоение новых средств труда, приемов и методов работы.

Другие профессии для человека с исследовательским и социальным типом личности: диетолог; логопед; психотерапевт; медсестра; следователь; стоматолог; социальный работник и др.

Профессиограмма врача необходима для специалистов, которые могут получить образование в следующих учебных заведениях:

  1. РГМУ - Российский государственный медицинский университет.
  2. ММА - Московская медицинская академия имени Сеченова И. М.
  3. МГМСУ - Московский государственный медико-стоматологический университет.
  4. ГКА - Государственная классическая академия имени Маймонида.
  5. РУДН - Российский университет дружбы народов.
  6. МГУ - Факультет фундаментальной медицины имени Ломоносова М. В..

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

· Форма труда - умственный и физический труд

· Условия и характер труда:

Рабочая поза и движения - стоя, несколько согнув тазобедренный сустав, наклонив тело вперед; фиксированная, вынужденная поза, характеризуется длительным статическим напряжением мышц спины и ног, движения рук точные, не всегда больше по силе и амплитуде при постоянном напряжении зрения и внимания. Во время операций отмечается значительное эмоцио­нальное и статическое напряжение, длительное напряжение внимания. К концу рабочего дня развивается утомление, раздра­жительность и головная боль, что говорит о выраженном влиянии профессиональной деятельности на функциональное состояние центральной нервной системы.

· Вредные факторы среды: использование во время операции рентгеновских лучей, введение наркоза, наркотических веществ, их наличие в воздухе опера­ционной непосредственно влияют и на организм врача-хирурга. Внешняя среда в операционных неблагоприятна и отличается повышенной температурой (до 28‑29°С) и относительной влажностью воздуха 75‑80 % при весьма низкой его подвижности.

Задачи ППФП врача-хирурга:

ü развитие прикладных основных физичес­ких качеств: выносливости, силы и статической выносливос­ти мышц спины и ног, ловкости, быстроты;

ü развитие прикладных специальных качеств: устойчивости к гипокинезии и прямостоянию, быстрого зрительно­го различения и подвижности нервных процессов;

ü развитие прикладных психических качеств: внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств (само­обладания, уверенности в своих силах).

Профессиограмма провизора (врача-фармацевта).

· Условия и характер труда:

монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений),

преобладание умственной деятельности (переработка поступающей информации, большое число всевоз­можных вычислений).

Во время работы отмечается эмоциональное напряжение и напряжение внимания.

· Рабочая поза - вынужденная с наклоном туловища вперед, характерными рабочими движениями являются сгибания и разгибания верхних конечностей, небольшие по мышечным усилиям статического напряжения и динамических движений.

· Продолжительность рабочего дня 6‑7 часов при повышенной ответственности за изготовление лекарств и высокой плотности рабочего времени.

· Вредные факторы среды: контакт с химическими реагентами.



Задачи ППФП провизора:

ü развитие прикладных основных физических качеств - общей выносливости, силы (укрепление мышц туловища) и статической выносливости мышц спины, ловкости (координации движений рук);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии, гиподинамии и прямостоянию, быстротой зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, оперативного мышления).

Профессиограмма врача-лаборанта.

Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Форма труда - умственный труд.

· Условия и характер труда: монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений). Рабочая поза - в основном сидя, возможно со статическое напряжение мышц верхнего плечевого пояса, спины.

· Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Вредные факторы среды: производственные пары, газы, пыль (аэрозоли), в связи с чем встречаются заболевания бронхо-легочной системы, кожные и аллергические заболевания.

Задачи ППФП врача-лаборанта:

ü развитие прикладных основных физических качеств (общей выносливости, силы и статической выносливости мышц спины);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии и гиподинамии, прямостоянию, быстроты зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств, а именно инициативности, выдержки и настойчивости).