Главная · Язва · Задание «проблемная ситуация» (кашапов м.м., серафимович и.в.). Условия создания проблемных ситуаций в обучении

Задание «проблемная ситуация» (кашапов м.м., серафимович и.в.). Условия создания проблемных ситуаций в обучении

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения. Оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в самостоятельную жизнь, у ребят появится уверенность в своих силах и знаниях.

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Она заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск - одно из главнейших условий развития творческого мышления.

Проблемные уроки очень эффективны и детям всегда интересны. Для учителя они требуют тщательной подготовки, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

1.П.С. возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

    Проблемная ситуация: В греческой мифологии есть богиня здоровья – Гигиея. Ее изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Вопрос: Связаны ли слова «Гигиея» и «гигиена» между собой? Где атрибуты, чаша и змея, вы могли встретить в современной жизни? (В медицине; Гигиея дала название медицинской дисциплине: гигиена).

    Проблемная ситуация: Всем известно, что холодильник поддерживает низкую температуру для лучшего сохранения продуктов питания.

Вопрос : Как в старину сохраняли продукты питания? (рыли погреба, использовали листья растений, бересту).

    Проблемная ситуация: Бытует мнения – «Кушать необходимо тогда, когда хочется» и «Кушать необходимо по режиму».

Вопрос: Кто прав? А может у вас есть свое мнение на этот счет? (каждый человек сам выбирает, когда ему есть, но понимает – чрезмерное употребление или недоедание может привести к заболеваниям).

    Проблемная ситуация : В ходе наблюдения за комнатными растениями мы видим, что если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

Вопрос: Почему кактус без воды не вянет? (он запасает влагу внутри в толстом и сочном стебле; корни способного запасать в своей толще влагу, либо, не уходя в глубь почвы, широко ветвятся у самой поверхности это помогает собирать больше росы ).

2.ПС можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений.

    Проблемная ситуация: Наши квартиры оборудованы эл.плитами для приготовления пищи. Многие хозяйки считают, что можно сэкономить электрическую энергию вовремя приготовлении пищи.

Вопрос: Согласны ли вы с этим утверждением?

Учащиеся делают предположения (уменьшать температуру, вовремя выключать)

Учитель направляет на верный путь решения проблемы. Задает вопросы:

    Почему плиты имеют разный по диаметру конфорки?

    Почему разные диаметры кастрюль?

    Почему кастрюли имеют разный вес?

    Зачем кухонной посуде крышка?

    Почему нельзя использовать посуду с не ровным дном?

Сформулируйте выводы: «Пути экономии электрической энергии при приготовлении пищи»

    При закипании воды, уменьшать температуру нагрева конфорки;

    Диаметр посуды должен соответствовать диаметру конфорки;

    Использовать посуду с толстым дном;

    Не использовать посуду с не ровным дном;

    Выключать эл.плиту за 5 мин до готовности.

Составьте памятку, которой можно следовать, чтобы значительно сэкономить.

    Проблемная ситуация : в магазине продаются 2 вида растительных масел- рафинированное и нерафинированное.

Вопрос? В чем их отличия? Какое из них полезное? (Нерафинированное масло более полезное. После отжима в нем сохраняется больше полезных веществ. Используют для холодных закусок Рафинированное масло подходит для обжаривания и запекания).

    Проблемная ситуация: Вам известны два вида материи: бумага и ткань. Вам приходилось с ними работать.

Вопрос: Одинаковые ли у них свойства? В чем отличия бумаги от ткани?

    Проблемная ситуация: Почему сырник называется сырником, если он готовится из творога?

Сыром раньше в обиходе называли продукт, который мы все с вами называем «творог». То есть «сырник» - это «творожник» и есть, только по-старому.

    Проблемная ситуация: Существует интересный миф, что еда, разогретая в микроволновой печи, становится канцерогенной.

Вопрос: Каково вашем мнение? ( Это, конечно, неправда. Если в продукте до разогревания не присутствовали канцерогены, то и после они не появятся. Микроволны в печи вызывают только колебание молекул воды в пище, разогревая ее. В подогреваемом же продукте изменений не происходит).

3. ПС при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов.

    Проблемная ситуация: Сегодня на уроке вы познакомились с современными гаджетами для уборки дома (робот-пылесос, увлажнитель воздуха, посудомоечная машина, полотер, стеклоочиститель). Все они экономят время, обеспечивают бесшумную работу, благотворно влияют на здоровье, компактны.

Вопрос : Есть ли «минусы» у этих приборов? (высокая цена аппарата и аксессуаров, габариты, замена запчастей – батарейки, фильтры, необходима зарядка аккумулятора, подходят не для всех поверхностей).

    Проблемная ситуация: Хлеб - это самый стратегически важный продукт питания, без которого не смогло бы существовать само человечество. В день съедается почти десять миллионов буханок хлеба. Потребление космонавтами хлеба – весьма необычная процедура. Космический хлеб расфасован так, что 1 упаковки хватает на 1 укус.

Вопрос: Для чего это сделано? Ваши предположения? (для безопасности, т.к. летающие крошки, попадая в дыхательные пути, приводят к несчастным случаям).

    П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений.

    Проблемная ситуация: Профессия портного в давние времена, считалось одним из главных достоинств женщины.

Вопрос: Как оценили работу портного власти городов? (установили памятник – Англия, Нью-Йорк).

    Верно ли утверждение, что название грузинского блюда «цыпленок табака» происходит от названия спец.сковороды с крышкой? (Да, верно « tapha » тарелка, поднос) /

    Проблемная ситуация: Срок годности этого продукта составляет 3000 лет. Он содержит минимум жидкости, к тому же он отличается кислотной природой. В таких условиях бактерии умирают моментально.

Вопрос: Что это за продукт? (Мед)

Какие продукты еще могут иметь долгий срок хранения? (соль, сахар и рис).

    П.С. при исследовательских заданиях.

    Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».

Определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.

    Приготовить в домашних условиях блины двумя способами: первый- без добавления разрыхлителя (сода), а второй с добавлением соды.

Определить вкусовые качества и внешний вид блинов. Сделать выводы.

Использование проблемных ситуаций на уроке считаю результативным средством, его применение способствует формированию УУД, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения школьников. Учащиеся активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Использование проблемных ситуаций способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду.

Основные вопросы темы:

1. Понятие правовой проблемной ситуации.

2. Выявление и осознание правовой проблемной ситуации.

3. Классификация правовых проблемных ситуаций.

4. Этапы выявления и осознания правовых проблемных ситуаций.

5. Правовые задачи в профессиональной деятельности

1. Правовая проблемная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств, которые делают необходимым использование определенных правовых средств, совершение определенных профессиональных и управленческих действий для достижения результатов, ликвидирующих данную проблемную ситуацию.

2. Выявить проблемную ситуацию - значит проанализировав реальное состояние дел, оценить положение с позиций действующего законодательства и сложившейся практики. Умение выявить правовые проблемные ситуации приобретается в процессе регулярного выполнения юридической деятельности. Эти навыки формируются при условии широких познаний в области права и экономики, а также глубокого знания той отрасли права, в которой юрист специализируется.

Проблемные ситуации и их разрешение программируется профессиональными обязанностями юриста и тем должностным положением, которое он занимает в производственной или коммерческой сферах. Участие юриста в их выявлении, осознании и разрешении - основное содержание его профессиональной деятельности. Осознание проблемных ситуаций образует процесс понимания содержания и задач профессиональной деятельности в рамках должности.

Профессиональная деятельность состоит из наборатиповых и неожиданных проблемных ситуаций.

Правовые проблемные ситуации возникают как в деятельности отдельных юристов, так и в деятельности специализированных ведомств и правоохранительных структур с которыми юрист обязан взаимодействовать для достижения поставленных целей.

3. Классификация правовых проблемных ситуаций:

· проблемная ситуация правовой оценки фактов.

· проблемная ситуация организации профессиональной деятельности.

· проблемная ситуация информационного и ресурсного обеспечения.

· проблемная ситуация взаимодействия с другими должностными лицами и учреждениями.

· проблемная ситуация контроля и корректировки своих действий.

4. Этапы выявления и осознания проблемной ситуации:

· анализ собственной профессиональных обязанностей;

· анализ фактических обстоятельств, являющихся объектом выполнения профессиональных обязанностей;

· выявление вопросов, требующих правового разрешения;

· получение представлений о необходимом результате деятельности;

· выбор возможных методов, способов, приемов последующего решения данной проблемной ситуации.

Выявление и осознание проблемной ситуации означает установление ответов на вопросы:



· Что нужно делать?

· Почему?

· Кто заинтересован в развитии событий?

Сложность задачи заключается в выявлении латентных (скрытых) проблемных ситуаций. Это необходимо для лучшего исполнения своих профессиональных обязанностей, особенно тогда, когда обязанности юриста определены достаточно широко.

5. Правовая задача - это ситуация правового характера, требующая осуществления комплекса действий по получению таких количественных и качественных характеристик исходной информации об объекте познания, которые в свою очередь, позволяли бы получить новые данные о нем и использовать их для достижения истины в проводимом правовом исследовании.

Правовые задачи в профессиональной деятельности формируются на основе выявления и осознания проблемных ситуаций, анализа возможностей правового разрешения проблемы и представляют собой частный алгоритм деятельности, включающий в себя:

· представления о целях, которые должны быть достигнуты;

· представления о способах достижения целей;

· представления об условиях реализации данной задачи.

Виды правовых задач:

· правообеспечивающие - задачи, связанные с получением определенных ресурсов, поиск источников правовой и дополнительной информации, необходимых для достижения поставленных целей правовыми средствами;

· правотворческие - задачи по созданию необходимых локальных нормативных актов и документов для выполнения поставленных задач;

· правоприменительные - задачи по отбору, применению и толкованию конкретных правовых норм в соответствии с конкретными ситуациями;

· правоорганизующие - задачи связанные с организацией обеспечения профессиональной деятельности, защищенностью и гарантиями безопасного выполнения должностных обязанностей;

· легитимационные - задачи связанные с обоснованностью необходимых предлагаемых решений, их правомерностью, эффективностью и законностью.

См. также:

&Литература к теме

1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.

2. Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие: Под. Ред. проф. Н.Полевого, к.ю.н. В.Крылова. - М.: Издательство БЕК, 1994.

3. Кудрявцев В. Правовая ситуация и юридическая наука. М.: Свободная мысль, 1994.

Инструкция (существуют вариации в зависимости от темы изучения, см. ниже)

Вспомните, пожалуйста, одну из проблемных ситуаций, с которой Вам пришлось столкнуться в своей профессиональной деятельности (затруднения в действиях, мыслях, рассогласования с коллегами, непонимание идей, неприятие требований и т.д., которые возникли неожиданно). После этого выполните следующий ряд заданий:

1. Коротко опишите ситуацию (что произошло, ваша реакция на случившееся, условия происходящего, реакция оппонента):

2. В чем, на Ваш взгляд, заключалась проблемность ситуации, что конкретно заставляло искать выход из неё?

3. Какое было найдено решение, и на какой критерий Вы ориентировались в поисках этого решения? Искали ли Вы выход, или вы его нашли потом? Что для вас было важным при решении ситуации (сохранить отношения, выгодно выглядеть и т.п.)

4. Имела ли ситуация в будущем (ближайшее, отдаленное) последствия, если да, то какие?

Таблица 1.Алгоритм осмысления стрессовой ситуации



Примечание: Испытуемые должны написать не одну, а несколько проблемных ситуаций их разных сфер профессиональной деятельности (отношения с вышестоящими структурами, например, руководством, с коллегами, с клиентами (родителями), с воспитанниками (детьми, учащимися).

Обработка «Проблемной ситуации» производится несколькими способами: индивидуальная обработка, групповая., экспертная и самооценочная.

  1. Групповая обработка может применяться когда исследование проводится в коллективе, и необходимо выявить общие проблемные зоны коллектива, направления психологической работы или отследить начальный и конечный вариант работа с коллективом (динамику изменений) в ходе проведенной работы. Обработка проводится методом анализа представленных в описании ситуаций и укрупнения их в группы, наиболее часто встречающихся.
  2. Варианты индивидуальной обработки зависят от целей исследования: определение уровня профессионального педагогического мышления (критерии Кашапова М.М.), экспресс-выявление уровня профессиональной компетентности (критерии правильности решения. С.А.Гильманова), шкала уровней решений Е.К.Осиповой(основана на концепции Я.А.Пономарёва о развитии внутреннего плана деятельности), психолингвистический анализ текста (интерпретация из методики Куна «Кто я?»)
  3. Индивидуальная самооценка решения проблемных ситуаций.

Критерии правильности решения. С.А.Гильманова:

1) очень удачное и оригинальное (высокий результат, соответствует цели) – 4 балла;

2) вполне возможное, правильное (не всегда легко интерпретировать результат) – 3 балла;

3) спорное, неопределённое решение (затруднительно определить соответствие цели, сложно доказать правильность или неправильность решения) – 2 балла;

4) неверное: несоответствие цели педагогической деятельности, отрицательный результат, отрицательная реакция учащихся) – 1 балл.

Критерии ситуативности-надситуативности (Кашапов М.М.)

Выделены 7 параметров анализа, 7 качеств мышления, которые могут проявиться в решении проблемной ситуации. За присутствие в описании проблемной ситуации данного качества начисляется 1 балл.

СИВ вариации: Итоговый анализ (сумма баллов):

1-2 балла – это преобладание ситуативного мышления, 5-7 –надситуативного мышления, способности к рефлексии, самоанализу, прогнозированию ближайших и отдаленных последствий собственных действия.

Для понятности мы несколько упростили параметры и конкретизировали некоторые, убрали педагогическую направленность, сделали просто профессиональную

1. Адекватность, правильность анализа ситуации (выделения основных, главных противоречий, степень соотнесенности предлагаемого решения с ожидаемым положительным эффектом: позитивный настрой на решение ситуации, умение видеть «суть»).

2. Глубина анализа оценивалась по степени осмысления установленных противоречий; выяснение причин , способствующих их возникновению, нахождение адекватных средств разрешения основных противоречий (ответы на вопросы а почему так могло случиться, анализ действий по разрешению ситуации).

3. Полнота анализа устанавливалась на основании учёте испытуемым возникновения и развития основных и не основных противоречий (количество, вариативность нахождения и выделения различных причин ситуации).

4. Оперативность анализа – своевременность установления противоречий в процессе решения ситуации, быстрота (скорость принятие решения, само принятие или непринятие какого-либо решения)

5. Достаточность анализа характеризовалась успешностью распознавания признаков сложной педситуации, имеющих высокий диагностический вес.

6. Оригинальность решения – отсутствие императивных (часто повторяющихся и безрезультатных) способов воздействия (нестандартный ход, интересное решение, конструктивное решение)

7. Обоснованность решения – аргументированность его относительно причин возникновения данной ситуации и способов решения.

В последнее время в теории и практике доказана целесообразность и перспективность использования такого средства обучения как педагогическая ситуация.

Беспалько В.П. трактует педситуацию, как «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

Учебная педагогическая ситуация будет выступать в роли средства обучения, если она будет создаваться учителем целенаправленно и решать дидактические задачи.

Проблемная ситуация (Векслер С.И., Махмутов М.М., Матюшкин А.М.и др.)

Существенной чертой проблемного обучения является *постановка проблемных вопросов, *постановка проблемных задач и *создание проблемных ситуаций, что в совокупности позволяет не только усвоить необходимые знания и умения в процессе обучения, но и развивает самостоятельность, творчество, активность, и главное – позволяет усвоить сам процесс получения знаний, их анализ и систематизацию.

Вопросы являются проблемными , если вызывают у учащихся интеллектуальное затруднение, и ответ на них не содержится в прежних знаниях ученика. Его нужно найти самостоятельно.

Проблемная задача – это познавательная задача , содержащая интеллектуальное затруднение в поисках неизвестного способа действия. Она содержит: *условие задачи, *указание на неизвестное, а также *неизвестен и способ действий.

Виды проблемных задач : *задачи с несформулированным вопросом,

*с недостающими данными, *с излишними данными, *с несколькими решениями, *с меняющимся содержанием, *задачи на доказательство, *на сообразительность, *логические задачи.

Сутью проблемной ситуации является столкновение имеющихся у учащихся знаний с незнанием, пробел между которыми необходимо восполнить самостоятельно. Основные типы возникновения проблемных ситуаций:

1)- если учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации;

2) – при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

3) – если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

4) – когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием учащихся знаний для теоретического обоснования.

Способы создания проблемных ситуаций и организации проблемного обучения:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достичь поставленной перед ними практической цели.

3. Расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Например, исследовательская работа на опытном участке, в мастерских и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, в которых проявляется противоречие между житейским представлением и научным объяснением фактов и явлений.

5. Выдвижение предположения (гипотезы), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер, и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации, и тогда «выручают» других наук.

10. Варьирование задач, переформулировка вопросов.

СРС 6: на материале предмета подготовьте к проигрыванию примеры проблемных а)вопросов, б)задач, в)ситуаций.

Гуманитарно ориентированные ситуации (Данильчук В.И. Симонов В.М. и др.).

Ситуация, создаваемая учителем, в которую закладываются ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные аспекты независимо от предметного содержания. Подобная ситуация становится той обучающей средой, в которой ученик становится востребованным как субъект, как личность, выполняющая любую деятельность осмысленно. При этом, есть несколько способов введения гуманитарного компонента в создаваемую ситуацию:

Явный – непосредственное использование текстов и материалов гуманитарного характера,

Неявный – через косвенные процессуальные способы включения обучаемого в эмоционально- ценностное восприятие и переживание изучаемого материала.

Выделяют:

1) Предметно-ориентированные гуманитарные ситуации.

Они направлены на освоение учениками знаний и умений их применять. При этом,- формируется ценностно-смысловое отношение к знаниям, знания «преломляются» через себя, собственный опыт и отношение. Формируется внутренняя мотивация, личностный познавательный интерес. Возникает осознание необходимости межпредметной интеграции знаний.

2) Практико-ориентированные гуманитарные ситуации.

Это ситуации, в которых осмысливается возможность использования знаний в реальной жизнедеятельности. Создаётся некая модель действительности (экономической, профессиональной и пр.), и нужно в составе учебной группы решить проблему, принимая на себя условную роль.

3) Поисково – ориентированные гуманитарные ситуации.

Включение учащихся в поисковую, экспериментальную деятельность.

4) Гуманитарно ориентированные ситуации.

Направлены на осознание учащимися свободы действия и ответственности за свои поступки, дают возможность осознать самоценность человека и природы и т.д. Необходимо: - давать интегративное межпредметное знаниевое содержание; -организовывать коллективно-индивидуальную деятельность для решения задачи; -предусматривать возможность самореализации каждого ученика. Можно использовать задания-проекты, задачи с мысленным экспериментом и пр

СРС 7: Познакомьтесь с особенностью организации групповой проблемной работы в сфере воспитательного взаимодействия:

Поляков С.Д. Технологии воспитания.-М.:2002, С.46-58. Сделайте выписки, подготовьтесь к дискуссии или проигрыванию.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ

Для проведения анализа проблемной ситуации необходи­мо прежде всего четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место.

1) определение существования проблемы, т.е. установле­ние, есть ли в действительности проблема или она является мнимой;

2) определение новизны проблемной ситуации;

3) установление причин возникновения проблемной си­туации;

4) определение взаимосвязи с другими проблемами;

5) определение степени полноты и достоверности инфор­мации о проблемной ситуации;

6) определение возможности разрешимости проблемы.

Для проведения анализа проблемной ситуации использу­ется широкий набор эвристических и формальных методов. Индукция и дедукция, классификация, группировка, систе­матизация, обобщение и другие методы обработки и анализа информации обеспечивают необходимую полноту и глубину проработки проблемной ситуации. В качестве источников информации о проблемной ситуации используются распоря­дительная (постановления, приказы, распоряжения и др.), отчетная и статистическая документация, результаты на­блюдения, научные исследования и проведение эксперимен­тов, мнения экспертов.

Рассмотрим более подробно содержание анализа про­блемной ситуации.

Определение существования проблемы включает провер­ку истинности или ложности формулировки проблемы и ее принадлежности. Практика показывает, что нередки случаи, когда ставятся надуманные проблемы или проблемы, не относящиеся к компетенции данного органа управления.

Необходимо проверить существование проблемы по кри­терию экономической эффективности для данной системы (отрасли, ведомства, объединения, предприятия). Проверка по этому критерию позволяет четко определить принадлеж­ность проблемы, т.е. «своя» или «чужая» это проблема.

Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления возможных прецедентов или аналогий. Если устанавливаются прецеденты или аналоги, то имеется воз­можность проанализировать применимость прошлых реше­ний в настоящей проблемной ситуации. Наличие прошлого опыта, как правило, существенно облегчает работу ЛПР по принятию решения. В случае принципиальной новизны про­блемной ситуации приходится решать задачу принятия ре­шений заново, без использования априорной информации. Однако, будучи решенной, эта задача создает прецедент, ко­торый может быть использован в будущем.

Информация о прецедентах в основном хранится в памяти руководителей и в малой степени отражена в литературе.

В распорядительных документах, как правило, проблемная ситуация подробно не описывается; даже если проблема и формулируется, то ситуация, с ней связанная, не фиксирует­ся, поскольку считается, что условия, в которых имеет место проблема, известны. Кроме того, в распорядительных документах не обосновывается, почему нужно делать так, а не по-другому, т.е. в этих документах нет анализа альтернативных путей решения проблемы. Поэтому распорядительные доку­менты являются очень бедным источником, информации о прецедентах проблемных ситуаций и связанных с ними задач принятия решений.



В этой связи целесообразно было бы создать библиотеку прецедентов задач принятия решений.

Однако реализация этого предложения связана с большими трудностями, в том числе и психологического характера, Дело в том, что понятие «проблема» трактуется часто как недоста­ток, упущение. Четкое описание проблемной ситуации одно­значно определяет и адресность «виновника» этого упущения. Кроме того, полное описание задачи принятия решения, с од­ной стороны, дает возможность выявить ошибки и недоста­точную компетентность лица, принимающего решения, а с другой - не позволяет скрыть собственные цели и мотивы по­ведения руководителя. Эти обстоятельства приводят к неже­ланию отдельных руководителей фиксировать в документах процесс принятия решений.

Становление причин возникновения проблемной ситуа­ции позволяет глубже понять закономерности функциониро­вания объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на достижение целей. Этому способст­вует и определение взаимосвязи данной проблемы с другими проблемами. Бытует представление, что проблемы возника­ют внезапно, неожиданно. Это представление неверно и объясняется тем, что часто в процессе управления не выполняется функция выявления проблем. Эта функция должна постоянно осуществляться руководством в любой организационной системе. Для реализации функции выяв­ления проблем необходимо организовать систематический сбор информации о состоянии системы и внешней среды и проводить анализ степени достижения целей.

Большое значение имеет прогнозирование появления проблем £ будущем. Прогнозирование проблем устраняет неожиданность их появления и, следовательно, увеличивает располагаемое время для подготовки решений.

Во многих случаях анализ проблемной ситуации позволяет выявить целую совокупность взаимосвязанных проблем. При этом возникает необходимость классификации этих проблем на главные и второстепенные, общие и частные, срочные и несрочные.

При анализе проблемной ситуации необходимо устано­вить возможные взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими известными проблемами. Определение таких взаи­мосвязей позволяет более четко и глубоко выявить причин­но-следственную зависимость возникновения анализируемой проблемы и способствует выработке комплексного решения.

Большое значение в анализе имеет определение степени Полноты и достоверности информации о проблемной ситуа­ции. Для осуществления такого анализа необходимо описы­вать проблемную ситуацию по определенной системе, сущ­ностью которой является структура информации и логиче­ская последовательность ее вложения.

Еще философ Древнего Рима Квинтилиан утверждал, что любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью описать, руководствуясь следующими семью вопросами: что, где, когда, кто, почему, с какой целью, при каких условиях. Эти вопросы определяют структуру изложения информации и позволяют детализировать описание проблемной ситуа­ции.

Основными элементами описания проблемной ситуации должны быть:

Сущность проблемы;

Возникновение и развитие проблемной ситуации;

Основные факторы и условия ситуации;

Актуальность и срочность решения проблемы;

Степень полноты и достоверности информации.

В случае полной и достоверной информации нетрудно непо­средственно сформулировать сущность проблемы и комплекс характеризующих ее условий. Эта информация служит ис­ходной базой для последующей формулировки целей, ограни­чений и альтернативных вариантов решений.

Если же имеет место неопределенность информации, то необходимо рассмотреть две возможные альтернативы. Пер­вая альтернатива - провести комплекс мер по получению недостающей информации. Вторая альтернатива - отказать­ся от попытки получения дополнительной информации и принимать решение в условиях имеющейся неопределенно­сти. Выбор той или иной альтернативы определяется воз­можностью получения дополнительной информации, распо­лагаемым временем и ресурсами для принятия решения. Может оказаться, что уменьшение неопределенности требует таких затрат времени и ресурсов, которые совершенно не окупаются увеличением эффективности решения.

Получение необходимой информации рассматривается в научной литературе как проведение эксперимента.

В том случае, если выбрана вторая альтернатива, проблем­ная ситуация описывается неполно и, возможно, недостовер­но. Поэтому возникает необходимость доопределения про­блемной ситуации путем формирования гипотетических си­туаций. Выполнение этой работы составляет предмет второй процедуры процесса принятия решений.

Формирование множества гипотетических ситуаций явля­ется творческим процессом, требующим специальных знании, широкой эрудиции и большого опыта в рассматриваемой об ласти. Поэтому для формулировки возможных альтернатив­ных ситуаций должны привлекаться высококвалифицирован­ные эксперты.

Существуют ли какие-нибудь методы для генерации аль­тернативных ситуаций? К сожалению, таких общих методов нет. Имеются лишь некоторые рекомендации, содержание ко­торых сводится к следующему. Альтернативные гипотетиче­ские ситуации (гипотезы, версии) должны быть независимы и образовывать полную группу, т.е. включать все возможные варианты событий/Ситуации описываются содержательно и могут включать количественные характеристики. Важной ха­рактеристикой достоверности является вероятность ситуации. Сумма вероятностей независимых ситуаций, образующих полную группу, равна единице. Если возникают трудности в определении полной группы, то формируется ситуация «все остальные неизвестные ситуации», которой приписывается определенная вероятность. В дальнейшем эта ситуация может быть уточнена и раскрыта в виде ряда конкретных ситуаций.

Формирование множества альтернативных гипотетических ситуаций обеспечивает уменьшение исходной неопределенно­сти, поскольку становится ясным полный перечень ситуаций, появление которых рассматривается как случайное, но с оп­ределенными вероятностями.

Важной составной частью анализа проблемной ситуации является определение степени разрешимости проблемы. Еще на первом шаге этапа формирования решений необходимо хотя бы приблизительно оценить возможность решения про­блемы, поскольку не имеет смысла заниматься разработкой решения для явно неразрешимой проблемы.

Качественное выполнение анализа проблемной ситуации способствует более эффективной работе ЛПР и экспертов по формированию вариантов решений и выбору оптимального из них, что приводит к уменьшению вероятности ошибоч­ных действий в процессе принятия решений.

1. Описание проблемной ситуации должно быть полным, точным, кратким и носить аналитический характер.

2. Дать описание условий: место, время и сущность про­блемы (ответы на вопросы: где? когда? что?).

3. Описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития проблемной ситуации (при каких условиях? почему?).

4. Определить принадлежность проблемы (кто?).

5. Оценить актуальность, срочность и новизну проблемы (с какой целью? когда нужно решать? было ли раньше?).

6. Определить взаимосвязь с другими проблемами (на что влияет?).

7. Оценить степень полноты и достоверности информации о проблемной ситуации (насколько полны и точны данные?).

8. Оценить возможность решения проблемы с учетом су­ществующих условий (можно ли решить?).

9. Дать краткую и емкую формулировку проблемной си­туации.