Главная · Язва · Шахматные фигуры. Шахматы и шахматные фигуры: история происхождения названий

Шахматные фигуры. Шахматы и шахматные фигуры: история происхождения названий

Описания фигур

Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка

Король Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке . Считается самой важной фигурой, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно - самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая - ферзь). Ферзь (королева) Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали; превращение его в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь относится к «тяжёлым фигурам», наряду с ладьёй. Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и обычно несколько ниже, в отличие от короля, который, как правило, выше ферзя и увенчан крестом. Ладья (турá) Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке . Игрок начинает партию с двумя ладьями, стоящими на крайных полях первой горизонтали. Как и ферзь, относится теорией к «тяжёлым фигурам». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду мифическая птица). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи , от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни. Слон (офицер) Ходит на любое число полей по диагоналям. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В начале игры у игрока есть два слона - белопольный и чёрнопольный. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещаются только по диагоналям своего цвета. Относится к классу «лёгких фигур», вместе с конём. Фигура обычно ниже короля и ферзя, верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников, что соответствует английскому названию «bishop» - «епископ». Конь Ходит русской буквой «Г» - сначала на два поля по вертикали или горизонтали, потом ещё на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии и является «прыгающей» - ходит не в плоскости доски и может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры. Одна из двух фигур (вторая - король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, стоящих на вторых слева и справа полях первой от него горизонтали. Относится к «лёгким фигурам». Фигура имеет вид головы коня на подставке. Английское название «knight» - рыцарь. Пешка Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может сделать один ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника (т. н. взятие «энпассан»). Единственная фигура в шахматах, у которой тихий ход и ход со взятием различаются. В комплекте фигур у каждого игрока по восемь пешек, в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля. За редкими исключениями, обычно пешку превращают в ферзя. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает обычно за счёт того, что часть из них являются так называемыми «проходными пешками», потенциально способными достигнуть последней горизонтали и превратиться в фигуру.

Классификация

Фигуры делятся на:

  • Лёгкие фигуры - конь и слон.
  • Тяжёлые фигуры - ладья и ферзь.
  • Король - из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.
  • Пешка - так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

Сравнительная сила фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Фигуры Символ Ценность
Пешка 1
Конь 3
Слон 3
Ладья 5
Ферзь 9 [источник? ]

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями - нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться - нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Ударная сила фигур

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур называется ударной силой этой фигуры.

Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

История облика

Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»

Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат (пешки), крепостные или осадные башни (ладьи), коней, слонов (или людей, одетых как христианских священников, в соответствии с английским названием фигуры слона - bishop ), короля и королеву (либо советника или генерала) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости), соответственно, они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными; задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, существеннее было лёгкое опознание фигуры и невозможность перепутать одну фигуру с другой.

До середины XIX века внешность шахматных фигур была достаточно произвольной. В предыдущие века выделилось несколько наиболее распространённых в каждой стране стилей. Так, стиль «барлейкорн» получил распространение в Англии. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге . Фигуры из дорогих пород дерева, бивня мамонта или слоновой кости. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набиралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку, на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры. Форма главных фигур - короля и ферзя, - сходна с кукурузными початками. . Также в Англии был распространён стиль «калверт». Для английских стилей характерна тонкая токарная работа и ажурная резьба. В Германии был популярен старый стиль «селенус», напоминающий «барлейкорн», но с более тонкими фигурами, имеющими больше поперечных элементов. Во Франции и России предпочитали шахматы стиля «режанс».

Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»

В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать шахматные фигуры. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук. Простые осесимметричные (за исключением коня) высокие фигуры, обычно изготавливаемые из дерева, хотя применялись и другие, самые различные, материалы. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона , увиденного художником в Британском музее. Организатор турнира Говард Стаунтон , заказчик новых фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

Названия

Туры могли сойти за рюмки, король - за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы : блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Символы в Юникоде

Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

Название Король Ферзь Ладья Слон Конь Пешка
Белые Символ
Код U+2654 U+2655 U+2656 U+2657 U+2658 U+2659
HTML
Чёрные Символ
Код U+265A U+265B U+265C U+265D U+265E U+265F
HTML

Примечания

Литература

  • Шахматы. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов . - М .: Советская энциклопедия , 1990. - С. 59, 413, 425 - 426. - 100 000 экз. - ISBN 5-85270-005-3

Шахматы - одна из древнейших игр, до сих пор пользующаяся большой популярностью. Несмотря на то, что правила игры относительно просты, шахматная партия может быть очень сложной. Тем не менее для начала игры в шахматы достаточно лишь освоить правильную начальную расстановку фигур и довольно простые правила; возможно, это станет вашим первым шагом на пути к участию в гроссмейстерских турнирах.

Шаги

Расстановка фигур

    Расположите шахматную доску к себе так, чтобы в правом нижнем углу была клетка белого цвета. Это правило справедливо для обоих игроков, независимо от цвета, которым они играют. Белые и черные фигуры будут располагаться симметрично.

    • Следует расставить свои фигуры на двух горизонтальных линиях, ближайших к вам.
    • В отличие от игры в шашки, в шахматах используются все клетки доски.
  1. Поместите по ладье (иногда ладью называют турой) в ближние к вам угловые клетки доски. Начните с расстановки ладей - фигур, имеющих обычно вид крепостных башен и ходящих по прямым линиям (горизонтально и вертикально). Возьмите две ладьи и поставьте их в две угловые клетки.

    • В некоторых шахматных наборах фигуры имеют оригинальный вид, по которому практически невозможно определить их, не справившись в прилагаемом описании или не взглянув на дно фигуры. Ладья обозначается символом ♜.
  2. Поставьте коней на ближней к вам горизонтальной линии рядом с ладьями. Кони, имеющие обычно вид лошадиной головы, располагаются по бокам ладей. Кони ходят буквой "Г", то есть сначала на две клетки в одном направлении (по горизонтали либо по вертикали), затем на одну вбок, причем это единственная фигура, которая может перескакивать через другие фигуры и пешки.

    • Для обозначения коня служит символ ♞.
  3. Расставьте слонов по бокам коней. Поставьте слонов, имеющих обычно форму вытянутого овала с небольшой сферой наверху, по сторонам от коней, ближе к центру доски. Слоны ходят вдоль диагоналей.

    • Слон обозначается знаком ♝.
    • Слон, расположенный слева окажется на черной клетке, а стоящий справа - на белой.
  4. Разместите ферзя на одной из двух оставшихся клеток, имеющей соответствующий цвет. Если вы играете белыми, поставьте ферзя на белую клетку посередине ближайшего к вам горизонтального ряда. Если же у вас черные фигуры, поместите ферзя на черную клетку. Как правило, ферзь является одной из двух самых высоких фигур и имеет вверху зубчатую корону. Ферзь может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали во всех направлениях и на любое количество клеток, что делает его очень сильной и ценной фигурой.

    • Ферзь обозначается символом ♛.
  5. Поставьте короля на единственную оставшуюся свободной клетку на первой горизонтали. Как правило, король - самая высокая фигура, украшенная сверху округлой короной, часто увенчанной крестом. Поставив короля, вы заполните фигурами первый ряд (называемый в шахматах также первой «горизонталью»). Король может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали, но лишь на одну клетку за один ход, и остальные фигуры должны защищать его.

    • Король обозначается символом ♚.
  6. Расставьте все свои пешки вдоль второго ряда. После размещения фигур расположите более мелкие пешки во втором горизонтальном ряду. Пешки, как правило, ходят вперед на одну клетку, но у них есть еще множество дополнительных свойств. Теперь все ваше войско расставлено и готово к сражению.

    • Для обозначения пешек служит символ ♟.
    • Когда все фигуры расставлены так, как описано выше, игру можно начинать.
  7. Еще раз окиньте взглядом доску, убедившись в том, что все ваши фигуры занимают правильные места. Два ближайших к вам горизонтальных ряда должны выглядеть следующим образом (в случае черных фигур):
    ♟♟♟♟♟♟♟♟
    ♜♞♝♚♛♝♞♜

    Правила игры

    1. Партия в шахматы выигрывается пленением вражеского короля, то есть объявлением ему «мата». Мат означает, что куда бы ни походил король, он все равно окажется под ударом, то есть после любого своего хода он будет стоять под «шахом» со стороны одной или нескольких фигур противника.

      Вы можете уничтожать фигуры противника, удаляя их с доски. Переместив свою фигуру на клетку, занятую фигурой соперника, вы тем самым «бьете» его фигуру, и она выходит из игры. Ваша фигура при этом становится на клетку, которую перед этим занимала побитая фигура. Нельзя бить свои фигуры или ставить несколько фигур на одну клетку.

      Игру начинают белые, после чего противники ходят поочередно, одной фигурой за один ход. По традиции игра открывается ходом белых, которые передвигают одну из своих фигур. После этого черные делают ответный ход, также передвигая одну из своих фигур, и далее соперники по очереди передвигают свои фигуры, пока игра не закончится.

      Игра может завершиться вничью. В шахматной партии не всегда есть победитель. К ничейному результату приводит «пат» - положение, при котором игрок, имеющий право хода, не может сделать ни одного хода, разрешенного правилами. Это означает, что его король не находится под ударом, но и не может переместиться куда-нибудь, чтобы не попасть под шах; остальные фигуры также не в состоянии походить куда-либо, поскольку заблокированы другими фигурами, или их ход откроет короля, поставив его под удар фигур соперника. Как правило, пат случается в конце партии, когда остается мало фигур: например, пешки не в состоянии сдвинуться с места, будучи заблокированными другими пешками, и король также не может походить, чтобы не попасть при этом под шах.

      Передвижение фигур

      1. Пешки ходят на одну клетку вперед, и бьют на одну соседнюю клетку по диагонали. Как правило, пешка может походить на соседнюю клетку перед ней. Из-за этого может показаться, что пешки приносят мало пользы, однако они обладают рядом других возможностей, значительно повышающими их ценность:

        Ладья ходит по горизонтали или вертикали на любое количество клеток. Эта фигура может перемещаться по прямой линии вперед, назад, влево и вправо. При этом ладья может пересечь любое количество клеток, пока не встретит на своем пути другую фигуру или не достигнет края доски.

      2. Конь ходит буквой «Г». Эта фигура ходит наиболее оригинальным образом: сначала она «прыгает» на две клетки, затем перемещается еще на одну клетку в сторону, в результате чего выходит буква «Г». Ход может быть сделан в любом направлении: две клетки назад и одна вправо, две клетки влево и одна влево, и так далее.

        • Конь «перепрыгивает» через остальные фигуры; таким образом, он может побить лишь те фигуры, которые стоят на клетках, завершающих букву «Г». Конь всегда ходит буквой «Г», независимо от фигур, стоящих на его пути.
      3. . С ее помощью вы сможете вести краткую запись ходов (как своих, так и соперника), что позволит позднее восстановить течение шахматной партии и провести ее анализ.
      4. Изучите тактику игры в шахматы . Шахматы на удивление сложная игра - при всей простоте своих правил она полна неизведанных глубин. Игре в шахматы посвящена многочисленная литература, в которой рассмотрены вопросы тактики и стратегии этой популярной игры. Изучение этой литературы позволит вам повысить свое мастерство.
      5. Учитывайте относительную ценность различных фигур. Каждая фигура имеет свою ценность, что облегчает расчеты игроков при оценке выгоды или ущерба от возможного обмена фигур.
      6. Изучите популярные дебюты. Дебютом называется начальная стадия шахматной партии, в течение которой закладывается основа дальнейшей игры. Ошибка в дебюте может привести к проигрышу всей партии, а успешная игра на этом этапе дает хорошие шансы на выигрыш. Изучение шахматных дебютов - очень увлекательное занятие. Как правило, опытные игроки знакомы со множеством различных дебютных вариантов.

Многих новичков беспокоят различные вопросы о том, Как ходят фигуры - это основа всех перемещений и ходов. Именно с этого и начинается обучение. Стоит остановиться на них подробнее.

Всего существует 6 пешка, ладья (или тура), слон (его еще называют офицером), конь, ферзь (иначе королева) и король. Все они ходят по-разному. Также имеются свои тонкости в передвижениях в зависимости от игровой ситуации. Итак, поговорим о каждом в отдельности.

Пешка

Как ходят из второго ряда? Пешки самые многочисленные (их 8 штук), но и самые слабые персонажи. Идти они могут только вперед и только на одну клетку. Вернуться назад им уже нельзя. Бьют данные фигуры несколько иначе - смещаясь по диагонали. Единственный случай, когда пешка может прыгнуть на 2 клетки вперед - это в самом начале боя, совершая свой первый ход.

С другой стороны, пешка, достигнувшая противоположного края доски, может превратиться в любую другую фигуру. Чаще всего шахматисты останавливают выбор на ферзе из-за его универсальности, но, если потребует игровая ситуация, «рядовой» может стать и офицером, и ладьей, и конем.

Тура

Перейдем к первому ряду. Как ходят фигуры в шахматах, спрятанные за пешками? Тура ходит по прямой, как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, которое она может перешагнуть, неограниченно. Остановиться она также способна в любой точке. Движение назад не запрещено. Но ладья не может перепрыгивать через другие фигуры. Бьет она по ходу: идет по прямой, уничтожает соперника и занимает его место. Все это не отклоняясь от своей линии движения.

Есть особенный ход - рокировка. В нем могут принимать участие только не делавшие хода король и тура. Если один из них или оба уже двигались по полю, то рокировка не может состояться. Суть данного перемещения в том, что король сдвигается на 2 клетки к туре, а та переставляется за короля. Это единственный случай, когда в пределах одного хода задействованы сразу 2 фигуры.

Конь

Продолжим изучать шахматы. Как ходят фигуры, о которых слышали даже далекие от игры люди? Перемещение коня похоже на букву «Г». Он перепрыгивает через 2 клетки и встает на третью, перпендикулярно предыдущему движению. Шаг может быть сделан как вертикально, так и горизонтально. Повернуть конь также способен в любую сторону. Поэтому у данной фигуры, стоящей в центре поля, есть 8 вариантов передвижений. В результате хода конь всегда оказывается на поле противоположного цвета.

Еще одно преимущество коня - он может перепрыгивать через другие фигуры, в том числе и вражеские, не съедая их. Без последствий для себя он атакует ферзя, ладью или слона, т. к. они ходят совсем иначе и не смогут настигнуть хитреца. Чтобы бить, конь должен занять место атакуемой фигуры. В противном случае он просто через нее перепрыгнет.

Офицер

Как ходят фигуры в шахматах, если это слоны? По диагоналям. У каждого игрока есть «белый» и «черный» слон. Такое название дается из-за начального цвета поля, на котором стоит фигура. Изменить его невозможно. Офицер не может перепрыгивать через другие фигуры. В остальном его перемещения не ограничены: в любом диагональном направлении на какое угодно количество клеток. Чтобы съесть вражескую фигуру, стоящую на пути офицера, нужно поставить его на ее место.

Ферзь

Самая маневренная и мощная фигура. Ходит так же, как слон и ладья, вместе взятые. То есть по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток и во всех направлениях. У него есть только одно ограничение: нельзя перепрыгивать через фигуры. В случае опасности ферзь может скрыться в любом направлении. При необходимости - атаковать с какой угодно точки доски. Ферзь - самое сильное оружие в руках шахматиста.

Король

Самая важная и требующая постоянной защиты фигура. Ей и завершим изучение вопроса о том, как ходят фигуры в шахматах. У короля практически нет возможности скрыться, т. к. он может переместиться только на 1 клетку. Конечно, ходить он может в любом направлении: по диагонали, вертикали или горизонтали. Но и контролировать его тоже довольно легко при условии значительного удаления. Король ест вражеские фигуры так же, как и ходит, - перемещаясь на 1 клетку. Вот все, что можно сказать про то, как ходят фигуры в шахматах.

Именно с королем связано окончание игры. Ему ставят мат. Это означает, что самая главная фигура находится под ударом, и скрыться ей негде: кругом противники. Своих фигур, за которыми можно спрятаться, тоже нет поблизости. Если создается такое положение, партия заканчивается. А тот, кому поставили мат, считается проигравшим.

Шах - это такое положение, когда король под ударом, но он может уйти или заслониться. Также не исключено, что угрожающую фигуру можно съесть. Короля нельзя оставлять под ударом. Как ходят шахматные фигуры в этом случае? Все действия игрока должны быть направлены на защиту короля.

Пат - очень интересная ситуация в игре. В этом случае сам король не под ударом, ему не объявлен шах, но и ходить ему некуда: все остальные клетки контролируются вражескими фигурами. Свита при этом тоже не может прийти на помощь. Пат засчитывают за ничью, партия заканчивается.

Вот и все, что касается основного элемента при игре в шахматы. Как ходят фигуры, известно, можно приступать к партии.

Чатуранга - первое название игры, которая сейчас известна как шахматы. Игра была придумана в Древней Индии. Играть одновременно могли 4 человека, ходы совершались поочередно, а их количество определялось бросанием костей. Цель Чатуранги заключалась в уничтожении "войска" противника, которое состояло из пехоты, слонов и коней.

Игра начала быстро распространяться по всему миру. В восьмом столетии она стала очень популярной в арабских странах, где получила новое название - шатрандж. Игра подверглась множеству изменений. Так, для победы надо было не побить все шахматные фигуры противника, а поставить мат. Количество игроков сократилось в два раза.

Испания стала первой страной Европы, где появились шахматы. Именно в Испании игра обрела внешний вид и правила, которыми пользуются и в наши дни.

Шахматные турниры считаются очень популярными и престижными соревнованиями. Победители подобных турниров получают мировую известность.

Дизайн фигур

За все время существования шахмат фигуры были изображены в форме персонажей игры. Ладья изображалась в форме башни, а слон - в виде человека, одетого как священник, потому что в Англии эта фигура называется “bishop”, то есть епископ. Короля и ферзя изображали тоже в виде людей, одетых в соответствующие костюмы.

Многие игровые комплекты делались на заказ и были очень дорогими. Часто шахматные фигуры производились из дорогих материалов, и каждая малейшая деталь отличалась высоким качеством выполнения. Массовые комплекты были более дешевыми, а фигуры - упрощенными. Главной задачей мастеров было лишь создание фигур, которые просто можно было бы легко отличить друг от друга.

Названия фигур

Правила шахмат неоднократно менялись, но фигуры оставались прежними. Всего на доске можно увидеть 32 шахматные фигуры. Названия некоторых из них в странах бывшего СССР отличаются от названий фигур на Западе и в странах Азии.

Все они делятся на 6 рангов. Самая важная фигура - король. Он только один, и его надо беречь. Ферзь (королева) - еще одна героиня, которая также доступна только в одном экземпляре на доске. Это самая сильная фигура из всех, что есть в распоряжении игрока.

Кроме короля и королевы, на доске есть 8 пешек, 2 слона (офицера), 2 коня и 2 туры (ладьи). Каждая фигура имеет свои преимущества и недостатки.

Конь

Шахматная фигура конь - единственная, которая имеет довольно оригинальный способ передвижения. Он передвигается на одно поле вертикально или горизонтально, а потом еще на одну клетку по диагонали в том же направлении. Другими словами, конь передвигается буквой «Г» в любом направлении. Таким образом, конь всегда ходит с черного поля на белое и наоборот. При этом он способен перепрыгивать все фигуры - и свои и чужие.

Одновременно конь может контролировать не более восьми полей. Это зависит от того, где на шахматной доске он расположен. Также он способен побить фигуру противника, если та стоит на клетке, что контролируется конем.

Конь, ферзь, ладья - три шахматные фигуры, которые могут ходить по всем полям шахматной доски. Существует даже задача, суть которой заключается в том, чтобы пройти все поле, побывав на каждой клетке лишь один раз.

Ладья и слон

Ладья своим внешним видом напоминает башню. Располагаются две ладьи с правого и с левого краев шахматной доски. Ладья может ходить на одно или на несколько полей вертикально и горизонтально. При этом на ее пути не должно быть других фигур. Если передвижению ладьи препятствует фигура соперника, то она может ее побить и встать на ее поле, но перепрыгнуть через фигуру она не может. Ладья несколько отличается от всех остальных. Ее отличие заключается в том, что на пустой доске ладья может передвигаться на одинаковое количество полей, где бы она ни стояла.

Слон - шахматная фигура, которая ходит по диагонали своего цвета как на одно, так и на несколько полей сразу. В начале игры один слон располагается между королевой и конем, а второй - между конем и королем. Как и ладья, слон не может перепрыгивать ни через свои фигуры, ни через фигуры соперника, но может их бить и занимать их поле.

На пустой доске слон способен передвигаться на разное количество клеток. Это зависит от его местоположения. Если же он стоит в центре доски, то может передвигаться на такое же количество клеток, как и ладья.

Король и королева

Король с королевой - это две самые важные шахматные фигуры. Названия говорят сами за себя. Они расположены рядом друг с другом между двумя слонами. Кроме того, что король является самой важной фигурой, он имеет несколько особенностей по сравнению с прочими фигурами. Король может перемещаться за один ход только на ближайшее поле. При этом он не может занять клетку, которая находится под ударом любой фигуры противника. Такая особенность означает, что король не может быть побит. Он способен контролировать 8 клеток одновременно.

Шахматная фигура ферзь может передвигаться и как слон, и как ладья. Ферзь может перейти на любое поле вертикального, горизонтального или диагонального рядов. Но только при условии, что на пути не будет других фигур, потому что ферзь не способен перепрыгивать через них. Если же на пути королевы встречается фигура соперника (кроме короля), то королева может побить эту фигуру и занять ее место.

Пешка

Все считают пешку ненужной фигурой. Всего игрок располагает восемью пешками на старте игры. Возможно, именно такое количество делает их не столь важными фигурами. Но разумное расположение пешек - ключ к успешной игре, так как они способны создать хорошую защиту.

Пешки - шахматные фигуры, обладающие уникальной способностью. Все дело в том, что пешка может быть обменена на любую другую фигуру (за исключением короля), если пройдет через все игровое поле. Так как ферзь считается самой сильной фигурой, пешку обычно меняют именно на королеву. Так и возникло выражение: «провести пешку в ферзи».

Пешка очень сильно ограничена в передвижении. Ходить она способна только вперед. Первый ход может быть сделан на одно или два поля, а все последующие - только на одно. Еще одна черта, присущая пешке, это то, что она бьет только вперед по диагонали. Пешка не может бить вертикально вперед. Если на ее пути находится фигура противника, то пешка не может дальше передвигаться.

Шахматы - одна из древнейших и самая популярная интеллектуальная игра в мире. В них играют как индивидуально, так и командами; составляют шахматные композиции и задачи. В шахматном мире постоянно возникают новые разновидности игры со своими правилами, целями и способами их достижения.

Наименование самой игры происходит от персидских слов «шах» и «мат», что дословно обозначает «король (или шах) умер». Названия фигур со временем в разных регионах планеты менялось. В настоящий момент существуют их официальные названия, связанные, естественно, с историческими наименованиями, и принятые к использованию во время международных соревнований. В зависимости от этимологии обозначений шахматных единиц, некоторые из них имеют соответствующий внешний вид.

Количество фигур в игре

В классической шахматной игре на доске присутствуют 32 фигуры , по 16 у каждого игрока. В их число входят:

  • король;
  • ферзь;
  • две ладьи;
  • два слона;
  • два коня;
  • восемь пешек.

В конце игры (эндшпиль) количество ферзей, слонов, ладей может увеличиваться за счёт правила превращения пешек. Так, если последняя достигла самой дальней линии доски относительно своего начального положения, согласно правилам игры, она может быть заменена на любую другую фигуру (кроме короля). Чаще всего пешек заменяют ферзями , но иногда позиции соперников диктуют необходимость замены на более слабую фигуру. При этом количество вновь появившихся ферзей, коней, слонов или ладей не зависит от того, сколько осталось таких же шахматных единиц на доске.

Названия шахматных фигур

Большинство названий шахматных фигур являются калькой или переводом персидских обозначений, принятых ещё в древности. Некоторые единицы игры называются согласно обозначениям, принятым в европейских государствах.

Король и королева

Король - главный персонаж игры, которого все остальные должны защищать. Название шахматной единицы является переводом с персидского наименования «аль-шах» - король.

Ферзь - наиболее сильная единица на доске, поскольку может ходить на любое количество клеток по вертикали, горизонтали или диагонали. Согласно историческим данным, первоначально ферзь был слабой фигурой и мог ходить только на одну клетку. С XV столетия в европейской шахматной мысли за ним закрепляются сегодняшние возможности в игре. Считается, что название произошло от персидского «аль-фирзан», в переводе - учёный, мудрец или полководец . В некоторых странах ферзя часто называют королевой.

Другие фигуры

Обозначения при записи

Названия шахматных единиц влияют также на записи партий, композиций или задач. Обычно, применяются два варианта записи - сокращения на родном языке (в любительских соревнованиях) и согласно международным обозначениям. Единственной фигурой, которая не имеет своего обозначения при записи, является пешка - в её случае записывается только направление хода (например, е2-е4, где латинскими буквенными символами обозначены вертикали игрового поля, а цифрами - горизонтали). Другие присутствующие на доске имеют следующие сокращения при записи:

  • Король: в русском языке сокращается до «Кр», в английском - до К (king).
  • Ферзь: «Ф» - русское сокращение, и Q (queen) - английское.
  • Ладья: «Л» и R (rook).
  • Конь: «К» и N (kNight).
  • Слон: «С» и B (bishop).

Иногда пешка может обозначаться в русском сокращении символом «п», в английском - р (pawn).

Шахматные фигуры, их названия и особенности поведения на доске менялись в течение столетий. Понимание этимологии названий и наименований единиц игры на иностранных языках напрямую помогает в чтении шахматной нотации и партий, задач и композиций.