Главная · Язва · Сердце. Тестирование по биологии "кровообращение" Чтобы не падало давление происходит

Сердце. Тестирование по биологии "кровообращение" Чтобы не падало давление происходит

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением сердца, работой сердечных клапанов, сердечных камер, особенностями сердечной мышцы, способами регуляции работы сердца. Дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
  2. Развитие у учащихся логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.

Цель урока:

Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Оборудование:

  1. Таблицы: «Кровеносная система», «Строение сердца», «Сердечный цикл», «Сердечные клапаны».
  2. Разборная модель сердца.
  3. Тесты для проверки качества усвоения материала.

Форма урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организация учащихся.

Итог: подготовка учащихся к работе.

II. Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Назовите органы системы кровообращения.
  • Какие сосуды называются венами?
  • Какие сосуды называются артериями?
  • В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров?
  • Чем различается строение стенок вен и артерий?
  • Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?

2. Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения?

(Рассказ учащегося у доски с использованием схемы «Кровообращение».)

Итог: активизация опорных знаний для восприятия нового материала.

III. Изучение нового материала.

(Cообщение учащимся темы урока и цели урока.)

1. Местоположение и строение сердца человека.

(Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение сердца» и модели сердца с опорой на знания учащихся о строении сердца млекопитающих из курса зоологии.)

Учащиеся записывают в тетрадь:

2. Сердечные клапаны (строение, местоположение, значение).

Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.

Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.

3. Сердечный цикл.

(Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения.)

Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?

(Рассказ учителя о работе сердца на примере одного сердечного цикла с использованием таблицы «Сердечный цикл» и схемы «Сердечный цикл».)

Учитель чертит на доске или вывешивает заготовленную заранее таблицу. Учащиеся заполняют таблицу «Сердечный цикл» в тетрадях.

Итог:

Сердечный цикл (схема)

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

4. Автоматизм сердца .

(Рассказ учителя.)

Сердце способно самопроизвольно сокращаться вне организма. А.А. Кулябко (1902 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, погибшего от пневмонии, через 20 часов после смерти. С.С. Брюхоненко – через 100 часов. (Он создал аппарат искусственного кровообращения.)

Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?

Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.

На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.

Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.

5. Регуляция работы сердца.

(Беседа с опорой на знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в организме.)

На доске – схема. Учащиеся делают схему в тетрадях.

Кроме того, на работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль.

Итог: учащиеся делают вывод о том, что работа сердца зависит от внешней среды и от состояния самого организма.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
  • Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
  • Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?

2. Решить задачу.

Сколько крови перекачало ваше сердце за 40 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови?

(Решение: 70 х 40 = 2800 раз сердце сократилось за урок. 2800 х 150 = 4 20000 мл = 420 л крови перекачало сердце за урок.)

Итог: закрепление изученного материала.

V. Выводы по уроку.

Все этапы урока подводят учащихся к ответу на вопрос, поставленный в начале урока. Высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца, согласованностью нервной и гуморальной регуляции.

VI. Проверка прочности усвоения нового материала .

(Учащиеся отвечают на вопросы теста. Сдают работы по желанию.)

Вариант 1.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

а) 3
б) 2
в) 4
г) 5

2. Околосердечная сумка называется:

а) эпикард
б) эндокард
в) миокард
г) перикард

3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

а) и одного желудочка
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) четырёхстворчатый

4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,3 сек
г) 0,1 сек

5. Вещество, усиливающее работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) соли калия

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. Сердце человека состоит из:

а) одного предсердия и двух желудочков
б) двух предсердий и одного желудочка
в) двух предсердий и двух желудочков
г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

а) миокард
б) перикард
в) эпикард
г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) одностворчатый
г) полулунный

4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,1 сек
г) 0,3 сек

5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) тироксин
г) серотонин

VII. Задание на дом.

1. Выучить материал учебника.

2. Решить задачу:

В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.

Тест № 4. Тема «Кровеносная система»

Вариант 1.

1. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, - это:

1) вены малого круга кровообращения; 2) вены большого круга кровообращения;

3) артерии малого и большого кругов кровообращения; 4) капилляры малого и большого кругов кровообращения.

2. Какая кровь течет в венах большого круга кровообращения:

1) венозная; 2) артериальная; 3) насыщенная кислородом; 4) смешанная.

3. К малому кругу кровообращения относятся вены:

1) печени; 2) легких; 3) верхних конечностей; 4) нижних конечностей.

4. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 5.

5. Околосердечная сумка называется:

1) эпикард: 2) эндокард; 3) миокард; 4) перикард.

6. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

1) двустворчатый; 2) трёхстворчатый; 3) полулунный; 4) кармановидный.

7. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

1) 0,8 сек; 2) 0,4 сек; 3) 0,3 сек; 4) 0,1 сек.

8. Вещество, усиливающее работу сердца:

Г) капилляры большого круга; Д) левый желудочек; Е) правое предсердие.

Ответы. Тема «Кровеносная и лимфатическая системы»

Вариант 1.

Вариант 2.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На дом: § 11 Тема: Строение и работа сердца Задачи: Изучить строение, работу и регуляцию работы сердца

Строение сердца Сердце человека располагается в грудной клетке приблизительно посередине. Это четырехкамерный мышечный орган, бессменно работающий в течение всей жизни. По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей - правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек. Величина сердца приблизительно с кулак. Масса сердца в среднем около 300 г у мужчин, а у женщин – около 220г. Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок - околосердечную сумку, перикард. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Стенки желудочков имеют более развитые стенки, чем предсердия.

Строение сердца Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения. Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями.

Строение сердца По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца. На стороне клапанов, обращенной в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны от прогибания. Между левым предсердием и левым желудочком клапан имеет две створки и называется двустворчатым, между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Двустворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении - из предсердий в желудочки. Стенка сердца состоит из трех оболочек: 1.Внутренней оболочки (эндокарда), 2.Средней оболочки (миокарда), 3.Наружной оболочки (эпикарда).

Строение сердца Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении - из желудочков в аорту и легочную артерию. Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Из-за своеобразной формы створок они названы полулунными.

Лабораторная работа «Строение сердца» 1.Найдите правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. 2.Сравните толщину стенок предсердий и желудочков. 3.Почему мышечные стенки левого желудочка самые толстые? Объясните. 4.Найдите на модели полулунные и створчатые клапаны. Поясните их функции.

Работа сердца. Сердечный цикл Предсердия и желудочки могут находиться в двух состояниях: сокращенном и расслабленном. Сокращение и расслабление предсердий и желудочков сердца происходят в определенной последовательности и строго согласованы во времени. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков, расслабления желудочков и предсердий (общего расслабления). Продолжительность сердечного цикла зависит от частоты сокращения сердца.

Сердечный цикл У здорового человека в покое сердце сокращается 60-80 раз в 1 мин. Следовательно, время одного сердечного цикла меньше 1 с. Сердечный цикл начинается с сокращения предсердий, систолы, которая длится 0,1 с. В этот момент желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные клапаны закрыты. Во время сокращения предсердий вся кровь из них поступает в желудочки. Сокращение предсердий сменяется их расслаблением, диастолой.

Сердечный цикл Затем начинается систола желудочков, которая длится 0,3 с. В начале сокращения желудочков полулунные и трехстворчатые клапаны остаются закрытыми. Сокращение мускулатуры желудочков приводит к повышению давления внутри них. Давление в полостях желудочков становится выше давления в полостях предсердий. Движущаяся в сторону предсердий кровь встречает на своем пути створки клапанов. Внутрь предсердий клапаны вывернуться не могут, их удерживают сухожильные нити.

Сердечный цикл У крови, заключенной в замкнутые полости желудочков, остается один путь - в аорту и легочную артерию. Систола желудочков сменяется общей диастолой, расслаблением, которое длится 0,4 с. В этот момент кровь свободно поступает из предсердий и вен в полость желудочков. Полулунные клапаны при этом закрыты. В особенностях сердечного цикла заключена способность сохранения рабочей активности сердца в течение всей жизни.

Сердечный цикл Из общей продолжительности сердечного цикла 0,8 с на сердечную паузу приходится 0,4 с. Такого интервала между сокращениями достаточно для полного восстановления работоспособности сердца. Во время каждого сокращения желудочков в сосуды выталкивается определенная порция крови. Ее объем составляет 70-80 мл. За 1 мин сердце взрослого человека, находящегося в покое, прокачивает 5-5,5 л крови. За сутки сердце перекачивает около 10 000 л крови.

Сердечный цикл При физической нагрузке количество крови, перекачиваемой сердцем за 1 мин у здорового нетренированного человека, увеличивается до 15-20 л. У спортсменов эта величина достигает 30-40 л/мин. Систематические тренировки приводят к увеличению массы и размеров сердца, повышают его мощность.

Автоматизм сердца В сердце человека источником автоматизма служат особые мышечные клетки. Они располагаются в различных его отделах. Главным центром зарождения автоматических импульсов являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии. Работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые от кожи рук и ног и от поверхности грудной клетки сигналы называются электрокардиограммой. Электрокардиограмма отражает состояние мышцы сердца и служит важнейшим показателем его деятельности. Изолированное сердце животных может долго работать ритмически, если через сосуды, питающие сердце, пропускать питательные растворы, насыщенные кислородом. Автоматизм сердца - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

Регуляция работы сердца. Нервная регуляция. Импульсы передаются к сердцу по нервным волокнам от нервных центров, расположенных в продолговатом и спинном мозге. Влияния, ослабляющие работу сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу - по симпатическим. ЦНС постоянно контролирует работу сердца. Внутри полостей самого сердца и в стенках крупных сосудов расположены нервные окончания - рецепторы, воспринимающие колебания давления в сердце и сосудах. Существуют два вида нервных влияний на сердце: одни - тормозящие, т.е. снижающие частоту сокращений сердца, другие - ускоряющие.

Нервная регуляция работы Под воздействием положительных эмоций люди могут совершать колоссальную работу, поднимать тяжести, пробегать большие расстояния. Например, у человека учащаются сокращения сердца, когда он быстро встает из положения лежа.

Гуморальная регуляция работы Противоположное действие оказывает адреналин. Даже в очень малых дозах он усиливает работу сердца. В медицинской практике адреналин вводят иногда прямо в остановившееся сердце, чтобы заставить его вновь сокращаться. Увеличение содержания солей калия в крови угнетает, а кальция усиливает работу сердца. Наряду с нервным контролем деятельность сердца регулируется химическими веществами, постоянно поступающими в кровь. Такой способ регуляции называется гуморальной регуляцией. Веществом, тормозящим работу сердца, является ацетилхолин. Чувствительность сердца к этому веществу так велика, что в дозе 0,0000001 мг ацетилхолин отчетливо замедляет его ритм.

Повторение: **Тест 1. Какие клапаны расположены в правой половине сердца? Где? Между предсердием и желудочком – двустворчатый. Между предсердием и желудочком – трехстворчатый. Полулунные клапаны у корня аорты. Полулунные клапаны у корня легочной артерии. **Тест 2. Какие клапаны расположены в левой половине сердца? Где? Между предсердием и желудочком – двустворчатый. Между предсердием и желудочком – трехстворчатый. Полулунные клапаны у корня аорты. Полулунные клапаны у корня легочной артерии.

Повторение: Тест 3. Верное суждение для сердечного цикла продолжительностью 0,8 сек: Систола предсердий – 0,1 сек, систола желудочков – 0,3 сек, общая диастола 0,4 сек. Систола предсердий – 0,2 сек, систола желудочков – 0,2 сек, общая диастола 0,4 сек. Систола предсердий – 0,3 сек, систола желудочков – 0,3 сек, общая диастола 0,2 сек. Систола предсердий – 0,1 сек, систола желудочков – 0,4 сек, общая диастола 0,3 сек.

Повторение: Тест 4. Какие нервы усиливают, какие тормозят работу сердца? Симпатические усиливают, парасимпатические – тормозят. Симпатические тормозят, парасимпатические – усиливают. И симпатические и парасимпатические тормозят. И симпатические и парасимпатические усиливают.

Повторение: Тест 5. Какое вещество тормозит работу сердца? Адреналин. Ацетилхолин. Норадреналин. Вазопрессин. **Тест 6. Какие гормоны усиливают работу сердца? Адреналин. Ацетилхолин. Норадреналин. Вазопрессин. Тест 7. Какие ионы усиливают, какие тормозят работу сердца? Ионы калия усиливают, кальция - тормозят. Ионы кальция усиливают, калия - тормозят. Ионы железа усиливают, магния - тормозят. Ионы магния – усиливают, железа - тормозят.


Урок по теме: « Строение и работа сердца»

Цель урока: 1.Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.
Задачи: 1. Познакомить учащихся со строением сердца, работой сердечных клапанов, сердечных камер, особенностями сердечной мышцы, способами регуляции работы сердца. Дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
2. Развитие у учащихся логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
3. Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.
Оборудование: 1. Таблицы: «Кровеносная система», «Строение сердца», «Сердечный цикл», «Сердечные клапаны». 2. Разборная модель сердца. 3. Тесты для проверки качества усвоения материала.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организация учащихся.Итог: подготовка учащихся к работе.
II. Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала.
1. Беседа по вопросам:

    Назовите органы системы кровообращения. Какие сосуды называются венами? Какие сосуды называются артериями? В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров? Чем различается строение стенок вен и артерий? Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?
2. Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения? (Рассказ учащегося у доски с использованием схемы «Кровообращение». Итог: активизация опорных знаний для восприятия нового материала.
III. Изучение нового материала.(сообщение учащимся темы урока и цели урока).
1. Местоположение и строение сердца человека. (Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение сердца» и модели сердца с опорой на знания учащимся о строении сердца млекопитающих из курса зоологии).
Учащиеся записывают в тетрадь:
перикард – околосердечная сумка
эпикард миокард стенка сердца эндокард

2. Сердечные клапаны (строение, местоположение, значение): створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.
Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.
3. Сердечный цикл. (Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения)
Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.
Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?
(Рассказ учителя о работе сердца на примере одного сердечного цикла с использованием таблицы «Сердечный цикл» и схемы «Сердечный цикл»)

С е р д е ч н ы й ц и к л

(схема)

ФАЗЫ

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. . Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.
4. Автоматизм сердца. (Рассказ учителя) Сердце способно самопроизвольно сокращаться вне организма. А.А. Кулябко (1902 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, погибшего от пневмонии, через 20 часов после смерти. С.С. Брюхоненко – через 100 часов. (Он создал аппарат искусственного кровообращения.)
Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?
Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой. На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.

Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.
5. Регуляция работы сердца. (Беседа с опорой на знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в организме) На доске – схема. Учащиеся делают схему в тетрадях.

Нервная регуляция работы сердца

Симпатическая нервная парасимпатическая нервная система система

Гуморальная регуляция работы сердца

Усиливает работу сердца Замедляет работу сердца

адреналин ацетилхолин норадреналин соли калия тироксин соротонин соли кальция
Кроме того, на работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль.
Итог: учащиеся делают вывод о том, что работа сердца зависит от внешней среды и от состояния самого организма.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Беседа по вопросам:
    Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки? Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка? Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?
2. Решить задачу. Сколько крови перекачало ваше сердце за 40 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови? (Решение:
раз сердце сократилось за урок.
крови перекачало сердце за урок.)
Итог: закрепление изученного материала.
V. Выводы по уроку.
Все этапы урока подводят учащихся к ответу на вопрос, поставленный в начале урока. Высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца, согласованностью нервной и гуморальной регуляции.
VI . Проверка прочности усвоения нового материала .(Учащиеся отвечают на вопросы теста. Сдают работы по желанию.)

Вариант 1.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер: а) 3 в) 4 б) 2 г) 5
2. Околосердечная сумка называется: а) эпикард в) миокард б) эндокард г) перикард
3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется: а)двухстворчатый в) полулунный б) трёхстворчатый г) четырёхстворчатый
4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет: а) 0,8 сек в) 0,3 сек б) 0,4 сек г) 0,1 сек
5. Вещество, усиливающее работу сердца: а) адреналин в) соли калия б) ацетилхолин

Вариант 2.

1. Сердце человека состоит из:

А) одного предсердия и двух желудочков

Б) двух предсердий и одного желудочка

В) двух предсердий и двух желудочков

Г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

А) миокард в) эпикард

Б) перикард г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

А) двухстворчатый в) одностворчатый

Б) трёхстворчатый г)полулунный


4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет: а) 0,8 сек в) 0,1 сек б) 0,4 сек г) 0,3 сек
5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца: а) адреналин в) тироксин б) ацетилхолин г) серотонин
VII. Задание на дом.
1. Выучить материал учебника.
2. Решить задачу . В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.

Сердце – это мышечный орган, обеспечивающий кровоснабжение всех органов и систем человеческого организма.

Голотопия – это определения положения сердца относительно соседних областей, располагающееся в переднем средостении.

Скелетотопия – сердечной границей при относительной тупости сердечной верхней границей является по третьему межреберью с левой стороны от левой и правой окологрудинной линии, слева, границей сердца будет являться от левой окологрудинной линии до верхушечного толчка.

Правая граница сердца будет являться от правой окологрудинной линии с третьего межреберья до пятого реберного хряща, и нижняя граница сердца будет являться от пятого по окологрудинной линии реберного хряща до верхушки сердечного толчка.

Синтопия – когда сердце окружено сердечной сумкой.

  • Сердце по передней стороне прилегает к грудной полости.
  • По нижней стороне непосредственно к диафрагмальной части.
  • С боковой стороны покрыто медиастинальной плеврой.
  • Сзади прилегают пищевод, блуждающий нерв, бронхи, трахея, щитовидная железа и другие.
  • По верхней стороне присоединены важные сердечные сосуды.

Строение сердца: внутреннее строение имеет эндокард – внутренний слой сердца покрывает камеры изнутри и образует клапанный аппарат сердца, в которые входит клапан легочного ствола, отходящий от правого желудочка, клапан аорты, отходящий от левого желудочка, клапан аорты отходящий от левого желудочка.

Трикуспидальный клапан располагается между правым предсердием и желудочком, двустворчатый между левым желудочком и левым предсердием.

Средний слой миокарда состоит из кардиомицитов. Размер миокарда у левого желудочка составляет около одного сантиметра, при увеличении его толщины на два и более миллиметра свидетельствует о его гипертрофии. От миокарда отходят сосочковые мышцы они соединяются с клапанами посредством сухожильных нитей, эпикард, околосердечная сорочка или перикард.

Свойства сердечной мышцы

  • К стопроцентному свойству сердечной ткани относят проводимость, сократимость, возбудимость. Важным свойством, является автоматия сердечной мышцы.
  • Объем возбудимости сердечной мышцы чуть ниже, чем у скелетной мышцы, обладает большим порогом раздражимости. Величина состояния покоя составляет 85 – 90 мВ.
  • Автоматия – это сердечная работоспособность органа, клетки ритмичному сокращению под импульсным влиянием.

Виды Автоматии:

  1. Синоатриальный узел находится сзади правого края предсердия.
  2. Межузловые тракты.
  3. Атриовентрикулярный узел расположен внизу между предсердиями под эндокардом правого предсердия.
  4. Пучок Гиса, выходит от узла Ашов — Тавара.

Проводимость сердца ниже, чем поперечно-полосатые скелетные мышцы. Величина скорости возбужденного проведения составляет около метра в секунду. Распространение возбуждения происходит по всем направлениям в связи с особенным строением сердечной мышцы.

Рефрактерность – это отсутствие чувствительности в определенный период. В сердечной мышце рефрактерность очень хорошо выражается, нежели у скелетных мышц. В начальное время сокращения и расслабления чувствительность полностью пропадает и имеет период от 0.1-0.3 секунды. При полном расслаблении сердца клетки возбудимости постепенно восстанавливаются.

Функция сердца и его работа

Сократительная функция – быстрая сократимость сердца, контролирует уровень гипертензии.

Эндокринная функция – происходит способность вырабатывать натрийуретический фактор.

Информационная функция – происходит передача информации в виде скорости кровотока в ткани с изменением его метаболизма.

Кровь подпитывает организм при помощи сердца полезными элементами и кислородом. Эндокринные клетки (распределяют по многим органам кардиодилантин – гормоны, усиливающие работу сердца) образуются в миокарде – сердечной мышце и в предсердиях.

Есть следующая функция, способная извлекать из организма углекислый газ и использованные вещества.

Регуляция работы сердца

  • Имеет место два вида регуляторной способности для сердца – это гуморальная и нервная регуляция.
  • Некоторые электролиты, гормоны , высокоактивные вещества, которые обладают гуморальной регуляции на сердце. Медиатор адреналин оказывает стимулирующие действие (усиливает работу сердечной деятельности) как в не большом, так и малых дозах.
  • Многие электролиты влияют на автоматию сердца , а именно на сердечную мышцу и проводящую систему сердца. Дефицит таких ионов, как калий, способствует уменьшению силы сердечных сокращений и соответственно их частоты, скорости снижения распределения возбуждения по системе проводимости, но приводит в фазе расслабления.
  • По характеристическим особенностям избыток ионов калия схож с эффектом вагуса. Противоположное действие оказывает избыток ионов калия. В дальнейшем это может привести к гибели больного в следствии остановки сердца с недостаточностью диастолы миокарда, в целом ионы, усиливающие сердечную деятельность, имеют определенное соотношение в периферической крови.
  • Температура тоже обладает стимулирующим действием на сердечную ткань, так при воздействии тепла на синокаротидную зону приводит к увеличению работы сердца, а при холоде уменьшению.
  • Нервная регуляция обеспечивается вагусом –это парасимпатическая нервная система, и симпатическая нервная система, соответственно вагус или блуждающий нерв способствует замедлению сердечной активности (силы, частота, ритм, возбуждение, проведение), а симпатическая нервная система наоборот увеличению сердечной деятельности.

Что усиливает работу сердца?

В местах прохождения артериол в капилляры есть кольцевые гладкомышечные волокна. В пассивном виде органа две третьих капилляр заперты. В активном множество капилляр открыты и происходит кровообращение органа.

В стрессовых ситуациях обильное кровоснабжение происходит, воздействуя сразу на все органы, открываются капилляры. Если наблюдается резкое падение артериального давления, то в открытые капилляры кровь не потечет.

Чтобы не падало давление происходит:

  • Стеноз сосудов;
  • Увеличение сердечной активности;
  • Циркуляция крови благодаря венам в состоянии покоя при 70 — 80%.

ОТЗЫВ НАШЕЙ ЧИТАТЕЛЬНИЦЫ!

Усиление функциональной активности сердца и стеноз сосудов обладают симпатическая нервная система и гормон адреналин.

Торможение функции сердца обладает парасимпатическая нервная система и медиатор ацетилхолин.

Как усилить работу сердца?

Существует множество способов по усилению сердечной деятельности. Вещества, усиливающие работу сердца − адреналин и симпатические нервы.

Методы, позволяющие усиливать работу сердца:

  1. Активность . Чем больше двигается человек, тем лучше будет работать сердце.
  2. Регулярное измерение артериального давления. Люди с возрастом должны посещать врача по возможности два раза в год, а то и больше. Уровень не превышающий норму составляет 140/90.
  3. Ограничение соленой пищи . Ограничение соли не значит отказ, но в норме употреблять соль в день лучше всего чайную ложку или 5 г.
  4. Отказаться полностью от вредных привычек. Курить бросить можно в любом возрасте, это никак не повлияет на обмен веществ организма.

При плохо работающем сердце есть риск возникновению сердечной недостаточности или к приведению ухудшения состояния человека, слабость, усталость и частое головокружение. Для этого можно укрепить сердце, если каждый день выполнять физические упражнения и придерживаться правильного питания.


Не стоит употреблять такие продукты питания в которых содержатся транс жиры, они могут привести к распространению хронических заболеваний, трансжиры находятся в маргарине, выпечке.

Еще один метод который необходим для улучшения деятельности сердца – физические нагрузки:

  1. Растяжка.
  2. Аэробика.
  3. Беговые упражнения.
  4. Плавание.
  5. Ходьба на лыжах, катание на велосипеде или коньках.

Итог: сердце – центральный орган сердечно-сосудистой системы, обеспечивающий кровью многие системы и органы в целом, свойствами сердца являются проводимость, возбудимость, рефрактерность, сократимость, регулируется работа сердца различными сложными системами как гуморальной, так и нервной.