Главная · Язва · Преображение Господне – большой праздник с особым смыслом. Преображение Господне: смысл и история праздника

Преображение Господне – большой праздник с особым смыслом. Преображение Господне: смысл и история праздника

Преображение Господа — один из дванадесятых, то есть главных после Пасхи, православных праздников, который почитается каждый год, включая 2017, 19 августа (по старому стилю — 6 августа). В храмах после праздничной литургии традиционно в этот день освящают яблоки и разные другие плоды из вновь собранного урожая, символизирующие осеннее преображение в природе, поэтому праздник Преображение Господне в народе еще именуют Яблочным Спасом.

История праздника Преображения

По преданию «Евангелия от Матфея», истекал уже третий год проповедования тридцатитрехлетнего Иисуса Христа, когда его ученики сильно опечалились, услышав от своего учителя повествование о том, что вскоре ему нужно будет отправиться в Иерусалим, претерпеть там множество гонений от первосвященников, книжников и старейшин, тяжких страданий за людей, умереть на кресте и по истечении трех дней воскреснуть. Поскольку ученики возлагали огромные надежды на провозглашение Иисуса царем, то их не утешила даже весть о его воскрешении. Заметив скорбь апостолов, в особенности Петра, и желая ее приуменьшить, а также, чтобы подкрепить веру своих учеников в будущем, когда они будут наблюдать за его муками, Иисус Христос решил явить им свою славу, в которой он будет пребывать после воскрешения. (Слава Господня — термин в христианстве библейской этимологии, означающий форму полного явления бессмертного божества, которая обычно не видна простым смертным людям).
Вскоре после этого разговора Иисус Христос вместе с тремя своими учениками — Иаковом, Иоанном и Петром — взошли на гору Фавор(которая и сегодня является одним из главных символов Преображения Господня), где в уединении Спаситель обычно предавался молитве. Апостолы, утомленные восхождением и длительным пребыванием в молитвенном состоянии, уснули на горе, а на рассвете Иисус преобразился перед ними в блеске всей своей Божественной славы: словно солнце, сияло его лицо, а одеяния изливали белоснежный лучезарный свет. По велению Христа пред ним явились пророки Илья (из рая) и Моисей (от мертвых) и завели беседу о предстоящих свершениях и страданиях Иисуса в Иерусалиме, о его будущей смерти и воскрешении. Пробужденные апостолы замерли в трепете и страхе от увиденного и услышанного. Петр в испуге даже обратился к Иисусу Христу с предложением сделать для него и пророков три кущи (укрытия от солнца), и, пока он это молвил, сам не ведая о чем, светлое облако окутало вершину горы и осенило присутствующих, а из него раздался голос, гласящий: «Это сын мой возлюбленный, в нем благоволение мое. Внимайте ему». Ученики, услыхав глас Божий, от ужаса пали ниц. Пред ними были явлены все лики Святой Троицы: Божьего сына при свидетельстве Бога-отца в Святом Духе. Пророки и Слава Господня исчезли, а Иисус Христос, подойдя к своим ученикам, велел им подняться и впредь ничего не бояться. Когда ученики встали с земли, то лицезрели учителя уже одного и в прежнем обличии. На обратном пути, на спуске с горы Фавор, Иисус велел апостолам Иоанну, Иакову и Петру никому не сообщать об увиденном до воскрешения Сына Человеческого из мертвых.

Смысл праздника Преображения Господня

В церковной традиции считается, что своим Преображением Иисус Христос как Спаситель продемонстрировал человечеству, что его ожидает в Царствии Небесном и как будет преображен весь земной мир. По мнению святителя Иоанна Златоуста, причиной преображения для Господа было желание показать людям свое следующее пришествие на небесах во славе и будущее преображение человеческого естества.

Совершив половину Своего земного служения, Иисус Христос показал ученикам славу Своего Божества . Незадолго до Своих крестных страданий, Он взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и вместе с ними взошел на гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики заснули. Проснувшись, они увидели, что Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и сияющими, как свет. В это время около Спасителя появились пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

Сердца учеников охватила необычайная радость.

Петр не удержал порыва восторженной души и воскликнул : "Наставник! Равви! Господи! Как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи (шалаша): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в страхе пали на землю. Но Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Когда они поднялись, то около себя никого уже не увидели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили с горы, Христос повелел никому не рассказывать, чему они были свидетелями, пока Он не воскреснет из мертвых.

Несмотря на то, что событие Преображения Господня совершилось за 40 дне й до распятия Спасителя, православной церковью оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от праздника Воздвижения Креста Господня 27 сентября (14 сентября по старому стилю), когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

Празднованием Преображения Господа Церковь — человеческого и божественного. Священники в этот день надевают белые облачения, символизирующие Божественный свет, исходивший от Спасителя на горе Фавор.

Торжества в честь праздника Преображения Господня были в православной церкви в IV веке, после того как святая равноапостольная царица Елена построила храм на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В это же время на месте, где спали святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн, был возведен трехпрестольный храм. В VI веке здесь были построены три храма — во имя Спасителя, святого пророка Моисея и святого пророка Илии. В XII веке на Фаворе существовали православный и католический монастыри, но сначала дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов и разрушил монастыри, затем в 1263 году египетский султан Бейбарс разгромил все святыни на горе. Фаворские монастыри до середины XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах.

Возрождение на горе православного храма начал архимандрит Иринарх , который поселился на этом святом месте вместе с иеродиаконом Нестором. Устроив на горе алтарь, старец стал служить молебны для паломников, которые жертвовали деньги на строительство храма. Архимандрит Иринарх не дожил один год до освящения храма, которое было совершено иерусалимским патриархом Кириллом в августе 1862 года. Современный греческий православный храм на Фаворе трехпрестольный: центральный престол посвящен Преображению Господню, правый — пророкам Моисею и Илии, левый — великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому.

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей, в частности, традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В писаниях есть только небольшое количество свидетельств, которые описывают божественную природу Христа. Конечно, были зафиксированы чудеса, но они не являются явным указанием, а вот Божественное присутствие является именно таким. Примером служит Преображение Господне. Какова история праздника и какое он имеет значение для православных, полезно узнать каждому верующему.

Канонические книги Евангелия описывают данное событие трижды, в книгах от:

  • Матфея;
  • Марка;
  • Луки.

Описания отличаются незначительными деталями, но основное совпадает. Для того чтобы лучше усвоить и запомнить данное событие, может помочь икона Преображения, которая весьма точно передает суть, не зря святые образы называют живописным Евангелием.

Прямого указания, когда именно Христос поднимался на Фавор, в писаниях не наблюдается. Тем не менее, исследователи сходятся именно в периоде за 40 дней до распятия, дата заслуживает доверия и, вероятнее всего, соответствует действительности. Историческая канва самого жития Христа тоже вполне логично предполагает именно такой временной период.

Итак, за 40 дней до своего крестного подвига Христос отправляется на гору Фавор со своими самыми ближайшими учениками:

  • первопрестольным апостолом Петром;
  • Иоанном Богословом, автором Откровения;
  • Иаковом, старшим братом Иоанна.

Он оставляет своих апостолов молиться и начинает возносить молитвы сам, но его ученики засыпают и просыпаются от шума и света, который озаряет Христа, который буквально сияет белоснежным светом. Божественная благодать переполняет Его, рядом стоят Моисей и Илья-пророк, с которыми Христос говорит о предстоящем распятии своем.

После этого Преображение Господне на горе Фавор озаряется гласом Господним, который говорит о Христе как собственном наследнике и сыне. Таким образом подтверждается Его божественная природа. Когда действо завершилось, Спаситель указал апостолам никому ничего не рассказывать до того, как придет черед, и не говорить об этом Преображении до Его распятия.

Где находилась гора?

Сейчас многие отталкиваются от расположения храма Преображения Господня, который был создан еще царицей Флавией Юлией Еленой Августой, или просто царицей Еленой, матерью первого христианского императора Константина. Именно эта царица, отправившись с паломничеством на территорию Палестины, постановила создать храм на Фаворе.

Тем не менее, если обратиться к историческим источникам, то в действительности церковь Преображения Господня в Израиле каноничнее было бы расположить на отроге горы Ермон. Судя по всему, подлинное событие было именно там. Этому факту есть разные подтверждения:

  • на Фаворе раньше была крепость, и около обитало немало людей; если бы там старались уединиться Христос с учениками, то свидетелями Его божественного света стало бы существенное количество людей, а по Библии данное событие держалось в тайне;
  • канва библейских событий указывает на движение Христа на север, то есть к Ермону;
  • после Преображения Христос отправляется к Голгофе, и это такое путешествие, которое логично могло быть только с Ермона, но не с Фавора;
  • в Евангелии от Марка указывается на движение после этого события через Галилею, а такое возможно только по дороге с Ермона, но не от Фавора.

На самом деле в религиозном смысле история праздника от этого не меняется, да и касательно Ермона исследователи тоже дают некоторые возражения, хотя этот вариант выглядит более достоверным. Безусловно, следует стремиться к познанию подлинных фактов, но не нужно на этом чрезмерно зацикливаться в рамках веры, иногда эти дела нужно оставить историкам.

Суть события

Для православного весьма существенным является понять, в чем смысл рассматриваемого события. Ведь Христос брал своих ближайших учеников не просто на прогулку или для того чтобы удивить каким-то интересным «фокусом». Безусловно, в этом была какая-то высшая цель, которая имела назначение не только для учеников, современных Христу, но и для христиан следующих поколений.

Полезно знать! Кто они – Иисуса Христа: список имен

Какие аспекты нужно рассмотреть в этом событии? Наиболее основное:

  • Христос укрепляет своих последователей в вере, он являет собственную божественную природу, для того чтобы они не проявляли малодушия и маловерия даже когда он окажется на кресте ;
  • Христос подтверждает свою божественную природу, которая до этого пребывала в нем, но не проявлялась явно, то есть существо Иисуса не поменялось, в нем всегда соединялись божественная и человеческая природы, но теперь ученики увидели божественность, которая проявилась через тело;
  • при помощи гласа Господня в облаке передается как бы новая заповедь (подобно тому как Моисей получил заповеди на горе) – слушаться Сына Человеческого и следовать Его пути;
  • Спаситель готовится к мукам на кресте, встречает пророков;
  • этим актом символически соединяются два Завета (именно для этого тут присутствие Моисея), которые в действительности оба исходят от Христа;
  • Спаситель открывает путь остальным людям, так как представляет возможность обожествить плоть и проявить через плоть неизреченный свет.

На самом деле тема фаворского света являлась предметом дискуссий множества священников и служителей церкви на протяжении многих веков.

Об этом не всегда подробно расскажет даже Википедия, так как вопрос является более чем многогранным и требует детальнейшего рассмотрения. Особенно интересно в этом отношении отметить исихаизм.

Исихасты представляют собой одну из древнейших ветвей православного христианства. Суть этого течения связана с монашеской аскетикой и даже некоторым мистицизмом, который базируется на определенных методах религиозной практики. Поэтому непосвященному понять, что это, возможно только поверхностно, содержание учения постигается по большей части только практически.

К слову, многие святые следовали именно этой традиции. К примеру, Иоанна Лествичника вполне возможно отнести к таковым, также есть и другие известные примеры, такие как Григорий Палама.

Целью исихастов как раз и является постижение этого самого фаворского света, который является проявлением божественного в этом мире. Господь как таковой является непостижимым, то есть фактически Его не представляется возможным постигнуть будучи тварным созданием, такая возможность есть только опосредованно, но Господь проявляет себя фаворским светом, который также называется и Божественной энергией. Поэтому исихасты стремятся собственной практикой обрести такую чистоту, чтобы видеть и ощущать через себя этот свет и таким образом постигать Господа практически, пребывая в этом мире.

Полезное видео: праздник «Преображение Господне»

Празднование Преображения Господня

В православной традиции практически каждый знает, что за праздник выпадает на 19 августа. Этот день известен в народе как Яблочный Спас, а также является днем Преображения.

В действительности история праздника указывает на совершенно другой день, как сказано ранее, на 40 дней до Пасхи, но в таком варианте православные не могли бы отмечать данное событие, оно бы выпадало на пост.

Речь идет не о том, чтобы сделать новый праздник или как-то отступить от поста, но немного в другом. На самом деле отмечать радостное событие, когда через Христа явилась божественная природа, в дни поста и определенной сосредоточенности было бы не совсем удобно, поэтому праздник и перенесли.

День Преображения Господня в православном календаре относится к двунадесятым праздникам, то есть к самым главным и величественным. Благодаря этим праздникам весь год как бы объединяется евангельскими событиями. Таким образом, православные на протяжении всего года двигаются через эти события, непрестанно укрепляя и обновляя веру.

Этот день становится радостным для детей и взрослых, принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая, в частности яблоки и другие фрукты. Читаются соответствующие молитвы, проводится литургия. Отличительной особенностью дня является одежда священнослужителей, которая является полностью белой и символизирует таким образом фаворский свет.

Если вы исповедуете православие, то вполне естественным является воспитывать и собственных чад через традицию. Вполне полезным станет для детей приучение к двунадесятым праздникам, которые позволяют лучше всего усвоить библейскую историю и стать частью православной веры.

Важно! Нагружать ребенка различными теологическими темами не следует раньше времени. Трактовка этого праздника весьма трудна и для опытных людей. Тем не менее, полезно дать возможность побывать на службе, посмотреть на иконы, увидеть фото Святой земли, понять основной сюжет, изучить основы события.

Полезное видео: преображение Господне

Вывод

Особенность именно этого праздника заключается в радостном событии, которое возвещает людям о двойственной природе Христа. Если ребенок с ранних лет осознает возможность присутствия божественного в этом мире, то растет совершенно другим человеком, по сравнению с чадом, которое растет в атмосфере безверия. Поэтому следует предоставить ребенку хотя бы возможность узнать о Преображении.

Одним из величайших евангельских событий, ежегодно воспеваемых в христианском мире, является Преображение Господне. История праздника началась примерно в 4 веке, когда по инициативе святой царицы Елены на был выстроен христианский храм, освященный в честь Преображения. Согласно евангельским повествованиям, описываемые события совершились примерно за 40 дней до весеннего праздника Пасхи, но восточные христиане отмечают праздник летом. Традиция праздновать Преображение в августе связана с Великим Постом: дабы не отвлекаться мысленно от событий святой четыредесятницы, праздник был перенесен на другой период года. Через 40 дней после Преображения христиане отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, тем самым напоминая сами себе хронологию Евангельских событий.

Преображение Господне. История праздника

История праздника Преображения нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, описывается в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка, причем эти 3 повествования между собой очень схожи.

Как сказано в Священном писании, Сын Божий взял своих любимых учеников - Иоанна, Петра и Иакова - и взошел с ними на гору Фавор с целью помолиться Отцу Небесному. Здесь во время молитвы его лицо просветлело наподобие солнца, а одежды стали белыми как снег. При этом возле Сына Божия находились пророки Моисей и Илия, беседовавшие с ним о грядущих искупительных страданиях.

Когда ученики увидели такое преображение своего Учителя, Петр, самый горячий из них, сказал: «Учитель, хорошо нам здесь находиться, давай расположим здесь три кущи (палатки) - Тебе, Моисею и Илие». После этого их окружило облако, из которого ученики услышали голос Отца Небесного, говоривший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Затем видение закончилось, а Иисус Христос запретил ученикам кому-либо рассказывать увиденное, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что обозначает данное происшествие в духовном смысле? Известно, что Господь, живя на земле, не совершал никаких случайных знамений или чудес. Каждое чрезвычайное событие, описанное в Евангелиях, обязательно имеет поучительный смысл и нравственное назидание. Богословское толкование события Преображения Господня заключается в следующем:

  1. Явление Святой Троицы. Уже не в первый раз после рождества Христова происходит явление Единого Бога через Первое аналогичное событие произошло в день когда при сошествии Святого Духа был всеми присутствующими услышан голос Отца, признающий Своего Сына в Иисусе Христе. То же самое происходит и на Фаворе, когда Бог-Отец из облака призывает слушать Его учение. Так произошло Богоявление, то есть открытие людям Лиц Святой Троицы.
  2. Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух естеств - Божественного и человеческого. Споры о двоичности естества Христова многие века не прекращались среди многих христианских богословов. По толкованию Святых Отцов, Преображение произошло в знак будущего преображения всех людей в Царствии Небесном.
  3. Кроме того, символично здесь и явление пророков Ветхого Завета - Илии и Моисея. Известно, что пророк Моисей умер своей смертью, а пророк Илия был взят с плотию на небо. В событиях праздника, описанных святыми Евангелистами, показана власть Сына Божия над жизнью и смертью, Его царское владычество над небом и землей.

Дата празднования Преображения

Святоотеческое богословское учение оставило образец потомкам, как следует воспринимать такое евангельское событие, как Преображение Господне. История праздника ежегодно вспоминается всеми верующими христианами. В православной церкви данное событие отмечается 19 августа по новому стилю, а праздник принадлежит к числу двунадесятых (то есть является одним из 12 великих праздников, которые ежегодно отмечают православные христиане).

Особенности праздника

В народе данный праздник называется Яблочный Спас. Преображение Господне носит такое название потому, что в этот день, по церковному уставу, следует освящать плоды нового урожая. Существует давняя благочестивая традиция приносить на праздник различные фрукты для совершения над ними особой молитвы, которая прочитывается в храмах после литургии.

Кроме того, в этот день православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая, так как до праздника Преображения существует запрет на потребление плодов яблок и винограда. Это является определенным ограничением на свежие фрукты, которое начинается вместе с и заканчивается на Преображение.

При совершении данного праздника священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

На Преображение Господне (Спас Яблочный) в православном мире допускается употребление рыбы как послабление строго поста в честь святого праздника.

Праздничный акафист

Акафист Преображению Господню подробно описывает события праздника, трактуя богословские особенности евангельского события. Хвалебные и просительные молитвы, помещенные в акафисте, обращены к Господу Иисусу Христу. Каждый икос заканчивается словами которые он сказал Спасителю на Фаворе в наивысшую минуту сердечного умиления: «Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея». Тем самым мы, уподобляясь первоверховному апостолу, прославляем милосердие Божие, способное возвысить человеческое естество до Божественного величия.

Отдание Преображения совершается 26 августа, через неделю после праздника. Акафист Преображению Господню зачастую совершается в православных храмах вечером, в день праздника. Также он может читаться на протяжении всего периода попразднства.

В акафисте «Преображение Господне» молитва, посвященная праздничному событию, располагается в самом конце. Ее зачастую прочитывают в православных храмах после праздничной литургии.

Народные традиции празднования

Православные христиане по всему миру особенным образом почитают праздник Преображения Спасителя и Господа Иисуса Христа. Существуют и многовековые традиции празднования данного события. Накануне все христиане стараются приготовить запас фруктов свежего урожая. Многие земледельцы запасают плоды, выращенные на собственном участке.

В день праздника христиане приносят в храм самые красивые и спелые плоды и кладут их на центральный стол, приготовляя к освящению. Очень любят эту традицию маленькие дети, они с волнением и трепетом ждут молитвы священника «на освящение плодов», стараются держать корзинки с фруктами самостоятельно, без помощи взрослых. В некоторых семьях существует обычай поздравлять друг друга, дарить различные подарки на Преображение Господне. Поздравление нередко оформляется и в стихотворной форме. После богослужения христиане идут домой для совершения праздничной трапезы. Здесь существует благочестивая традиция начинать обед с освященных фруктов. Также происходит небольшое послабление поста - на трапезе разрешается вкушение рыбы. Многие православные хозяйки на Яблочный Спас (Преображение Господне) готовят разнообразные блюда. Это могут быть яблочные и медовые пироги, варенья.

Преображение Господне. Поздравление

Многие православные христиане пишут друг другу праздничные поздравления в стихах, посылая телеграммы или СМС. К примеру, широко распространена практика дарить на Преображение Господне стихи. Кроме письменных поздравлений, среди христиан принято угощать друг другу фруктами, яблочными пирогами и ходить в гости.

Празднование Преображения на Святой Земле

Особым образом празднуется Преображение Господне на Святой Земле. В течение всего года на Фаворе чинно и уединенно. Немногочисленные паломнические группы посещают это место в основном в период с Великого Поста до Пятидесятницы. Но к празднику Преображения на горе Фавор особое настроение, так как множественные паломники и туристы из России наполняют паломнические общежития и гостиничные комнаты. Из окрестных районов - Кафр-Ясифа, Назарета, Акры, Хайфы, Каны Галилейской - также прибывают группы верующих, желающих побывать в праздник непосредственно на месте святого события.

После вечернего богослужения благочестивые христиане ужинают и стараются пораньше лечь спать, чтобы на рассвете присутствовать на праздничном богослужении. На литургии почти все паломники причащаются Святых Таин. Кроме того, у местных верующих существует традиция крещения младенцев в этот праздник.

Христиане-туземцы празднуют святое событие совершенно противоположно. Разместившись в палатках на монастырском дворе, они пьют спиртные напитки, играют на музыкальных инструментах, танцуют, стреляют из ружей, поют веселые народные песни, ведут веселые разговоры, которые нередко переходят в выяснение отношений, заканчиваясь дракой. Шумное празднование заканчивается на рассвете, когда звонит первый колокол, оповещающий о начале заутрени.

После богослужения совершается крестный ход, который верующие туземцы встречают веселыми криками и оружейными выстрелами. Также бесшабашное веселье продолжается и после литургии.

Народные приметы на Преображение Господне

В народе широко распространены народные традиции празднования такого события, как Преображение Господне. Приметы, оставленные в народном поверье, в основном связаны с урожаем. К примеру, существует традиция в этот день угощать нищих или малоимущих плодами, выращенными на своем огороде. В таком случае есть поверье, что будущий год будет особенно урожайным. Кроме того, если в этот день не удалось встретить нуждающегося нищего, то это означает, что следующий год будет малоурожайным. Так родилась поговорка: «В яблочный Спас яблочко и нищий съест».

Также существовала традиция в день преображения Господня съесть хотя бы одно яблоко с медом. Это считалось гарантией крепкого здоровья на следующий год.

Кроме прочего, существовала традиция убирать весь урожай зерновых до 19 августа, так как считалось, что после этого числа любой дождь станет губительным для него (так называемый дождь-хлебогной).

Церковная практика не вкушать плоды свежего урожая напрямую связана со степенью их зрелости. Известно, что яблоки и виноград полностью вызревают лишь к концу августа, становясь полезными для организма. Также в народном сознании глубоко укоренилась связь нарушения "яблочного поста" с грехом праматери Евы, которая вкусила запретный плод в Эдемском саду и тем самым повлекла гнев Божий на все человечество. Именно поэтому в простонародье особым образом следят за соблюдением традиции не есть свежие яблоки в период до Преображения.

Согласно учению православной церкви, следует с чистотой и любовью встречать Преображение Господне. Приметы не следует воспринимать серьезно, нельзя относиться к ним, как к неопровержимым догмам.

Преображение в 2014 году

19 августа 2014 Преображение Господне праздновали снова. Предстоятель Православной Русской Церкви совершил Святую Литургию в мужском По обычаю, после богослужения Патриарх Московский произнес проповедь, в которой повествовал об истории и значении Преображения в жизни каждого христианина. Патриарх Кирилл сердечно поздравил с праздником монастырскую братию во главе с отцом архимандритом и поблагодарил за преподнесенные дары. Так проходило на Преображение Господне поздравление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на святой земле Соловецкой. Кроме того, Святейший передал в дар монастырю образ преподобного Серафима Вырицкого.

Господня, в которой служил литургию Святейший Патриарх, располагается на территории Соловецкого мужского монастыря - это величественный древний собор, построенный в 1558 году. В этот день в данном соборе совершается престольный праздник.

Выпало 19 августа 2014 - Преображение Господне - на вторник. Особенности праздничного богослужения таковы, что если 19 августа выпадает на воскресный день, то все особенности воскресной службы отменяются. Песнопения, стихиры, канон будут посвящены только основному празднику, тем более что это Преображение Господне. Богослужение, которое будет совершено в любой другой седмичный день, не отличается от воскресного варианта.

Особенности данной службы:

  • Вся служба посвящается только празднику.
  • На утрене поется величание празднику со стихами из избранного псалма.
  • «Честнейшую» на утрени не поется, заменяется припевами праздника.
  • На литургии поются антифоны Преображения.
  • На великом входе читается входный праздничный стих.
  • Поется Задостойник.
  • По прочтении заамвонной молитвы совершается освящение плодов нового урожая.
  • На вечерне в самый день праздника поется великий прокимен.

Заключение

Очень важно в христианском мире Преображение Господне. История праздника раскрывает его символичность. Гора, бесспорно, обозначает безмолвие и уединенное место - это условия для умственного соединения с Богом в чистой молитве. Название "Фавор" переводится как "свет, чистота", что символизирует очищение души от бремени грехов, ее просветление в Боге. Преображение Спасителя обозначает главную цель христианской жизни - полную победу духа над телесными страстями, очищение от житейской грязи и принятие Божественного света, которое возможно для любого человека, стремящегося к Богу.

Преображение Господне относится к одному из самых великих и почитаемых христианских событий. Своё начало история праздника берёт в IV веке. Известно, что Византийская царица Елена, почитаемая как святая, повелела построить на горе Фавор Христианский храм Преображения Господня.

Преображение Господне история Праздника

Как повествует Евангелие, рассматриваемое событие произошло приблизительно за сорок дней до начала Пасхи, являвшегося празднованием прихода весны. Но в восточной ветви христианства существует традиция праздновать Преображение в конце лета. Существует версия, что это связано с Великим . Из-за него праздник и перенесли – чтобы не отвлекать верующих мысленным переживанием одного события от переживания другого.

Преображение Господне Википедия

В Википедии сказано: предание гласит об установлении праздника Преображения Господня в IV веке в Армении. У его истоков стоял просветитель священномученик Григорий – первый Католикос всех армян. Изначально праздник отмечался только восточными христианами.

Согласно другим источникам, начало празднования относится к VI веку, когда правил византийский император Маврикий. Известно, что в VIII веке событие уже отмечалось в Палестине. В Константинополе праздник окончательно утвердился при императоре Льве-философе около 900-го года.

Дата празднования Преображения Господня в православии – 19 августа по новому стилю . Каждый год в этот день христиане вспоминают события на горе Фавор. О точном обосновании привязки именно к этой дате неизвестно. Есть версия, что она совпадает с днём освящения часовни на горе Фавор, открытой в честь Преображения.

А также существует предположение о том, что церковь приурочила празднование к поре завершения сбора винограда, которую сопровождали гуляния, посвящённые богу Вакху. Это должно было способствовать вытеснению языческих верований. Праздник является одним из двунадесятых, то есть из 12 великих праздников.

Преображение Господне дата в других церквях

У католиков этот день имеет статус праздника, но не торжества , то есть его «ранг» более низкий. Он приходится на 6 августа, но, если это будний день, возможен перенос на ближайшее воскресенье. В Ассирийской церкви Востока праздник также назначен на 6 августа.

Для христиан Армянской апостольской церкви – это один из главных праздников , который любим народом. Сначала его отмечали в начале года по армянскому календарю, и он был языческим. Люди обливали друг друга водой и выпускали в небо голубей. Сегодня эти элементы сохранились, но церковью был придан им христианский смысл. Это воспоминание о Всемирном Потопе. В VI веке Преображение было включено в число пасхальных праздников и перенесено на седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

События, послужившие поводом для праздника, описаны в Евангелиях и повествуют о том, что Иисус вместе с любимыми учениками – Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на гору Фавор, чтобы вознести молитву Богу Отцу. Когда он читал её, произошло чудо: лицо его осветилось, словно от солнечных лучей, а одежды стали белоснежными. В это время рядом с Христом были и Моисей. Они вели беседу о его будущих мучениях во имя искупления человеческих грехов.

Увидев преображение Сына Божия, и, сказав, что здесь им хорошо находиться, Пётр предложил поставить на горе три палатки – для Иисуса и обоих пророков. Затем на них спустилось облако, из которого раздался глас Божий, призвавший слушать своего «возлюбленного» сына. После того как видение исчезло, Иисус наложил запрет на рассказы об увиденном и услышанном до того времени, когда он воскреснет из мёртвых.

Истолкование событий на горе

Во время своего земного пути Господь не сотворял ни одного из чудес без особого предназначения. Каждое из них служит для поучения и назидания. Как трактуется описанное событие исходя из его духовного смысла?

Преображение Господне имеет следующее толкование в Богословии.

  1. Демонстрируется Явление Святой Троицы. То есть открытие её перед людьми через Бога Единого. Из облака Бог Отец призвал внимать его учению.
  2. Преображение Иисуса говорит о проявлении в нём как в Сыне Божием двойственной природы – человеческой и божественной. Об этом двойственном естестве всегда шли споры среди богословов.
  3. Отцы церкви рассматривают Преображение как знак того, что все люди преобразятся в царствии небесном.
  4. Символично и присутствие двух пророков с разной судьбой. Моисей умер естественной смертью, а Илия был взят живым на небо. Это говорит о подвластности Богу всего живого.

Особенности празднования

  • – так называет Преображение Господне народ. Причина тому – требование церковного устава освещать в этот день плоды, относящиеся к вновь собранному урожаю. По старой традиции люди приносят в церковь фрукты, чтобы сотворить над ними молитву по окончании литургии (обедни) – главного богослужения.
  • А также в этот день православным разрешено есть плоды нового урожая в первый раз . До Преображения вкушать яблоки и виноград воспрещается. Такое ограничение начинается с Петрова поста.
  • Служители Православной церкви в день Преображения Господня используют белые одежды как символ вечного божественного света, отразившегося на Фаворе в лике Иисуса Христа.
  • На Яблочный Спас можно употреблять в пищу рыбу – в качестве некоторого праздничного послабления строгого поста.

Праздничное песнопение или акафист в честь Преображения содержит в себе трактовку евангельских событий. Произносимые в это время в храме молитвы, обращённые к Иисусу Христу, носят характер хвалебных и просительных. Каждый икос (часть утреннего канона) заканчивается словами апостола Петра, произнесёнными им на Фаворе в момент восторга о том, что добро (хорошо) находиться нам всем под покровом Божией благодати. Тем самым верующие, вторя апостолу, славят милосердие Божие, возвышающее человека до своего величия.

Отдание Преображения – окончание праздника – происходит 26 августа. Преображению Господню часто совершается во время вечерней службы в начале празднований. Но его могут читать и на протяжении всей недели. Молитва обычно заканчивает Литургию.

Празднование Преображения Господня в православии имеет свои особенности. Следуя многовековым традициям, христиане заготавливают запас свежих фруктов, которые часто собраны на собственных земельных наделах.

Плоды, отличающиеся спелостью и привлекательным внешним видом, приносятся в храм и кладутся на стол, находящийся в центре. Их готовят к освящению. Особенно это действо радостно для ребёнка. Детям выдаются корзинки с фруктами, чтобы они держали их самостоятельно.

В некоторых семьях в этот праздник есть обычай поздравлять друг друга и вручать подарки, читать стихи. После окончания службы люди возвращаются домой и приступают к праздничному обеду, который начинается с вкушения освящённых плодов. В виде исключения христианам разрешено есть рыбу, несмотря на пост. На Яблочный Спас также подаются разнообразные блюда из яблок и мёда – пироги, варенье. А также в этот день принято ходить в гости к родственникам и добрым знакомым.

Как празднуют на Святой Земле

На Святой Земле также празднуют Преображение Господне, но со своими особенностями. Обычно на горе Фавор царит покой и уединение. Паломники появляются здесь, как правило, начиная с Великого поста и заканчивая Пятидесятницей. Но при приближении Преображения настроение меняется. Российские туристы и паломники занимают общежития и гостиницы. Верующие также прибывают и из окрестностей для празднования в непосредственной близости к месту события.

После вечерней службы люди ужинают и ложатся спать как можно раньше, чтобы с рассветом посетить утреннее праздничное богослужение. Литургия, как правило, сопровождается , а прихожане крестят младенцев.

Местные христиане празднуют особым способом. Они разбивают палатки в церковном дворе. Пьют вино, танцуют в сопровождении музыкальных инструментов, стреляют из ружей, исполняют песни, ведут застольные беседы, шумят и нередко выясняют отношения. Веселье прекращается с первым звоном колоколов, зовущим к утренней службе.

По завершении богослужения начинается крестный ход, встречаемый радостными возгласами и выстрелами. После литургии веселье продолжается.

О чём говорят приметы

Празднованию Преображения сопутствуют народные приметы, которые связаны в основном с урожаем.

  • Во время праздника принято угощать плодами со своего участка нищих и бедных . Тогда на будущий год урожай будет обильным. Если этого не происходит – хорошему урожаю не бывать.
  • Зерно нужно успеть убрать до 19 августа , так как после этого дня дожди очень вредны для него. Такие дожди в народе называют «дождь-хлебогной».
  • Церковный запрет на употребление фруктов до Яблочного Спаса связан с их недостаточным созреванием до этого времени. Виноград и яблоки становятся зрелыми лишь в последней трети августа. Именно тогда от них будет польза. Нарушение «яблочного воздержания» ассоциируется у верующих с грехом первых людей в саду Эдем, вкусивших запретный плод и навлекших Божий гнев на себя и своих потомков.

Как учит православная церковь, нельзя возводить народные приметы в абсолют. Нужно относиться к ним как к дани традициям и больше обращать внимание на духовный смысл праздника .

Преображение Господне фото иконы

Эта икона имеет историю ещё более давнюю, чем сам праздник. На заре возникновения христианского искусства икон как таковых не существовало. Изображения делались на стенах храмов, и состояли они из символов. Объяснение тому – гонения на христиан. Так, крест изображался в виде якоря, Иисуса символизировала рыба. Ещё он представал в образе пастуха или Орфея – героя древнегреческих мифов.

Фигуры людей стали изображаться начиная с VI века, часто в виде панно из мозаики. Прототипом всех икон Преображения стал шедевр, созданный в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана. На нём видны и Христос, и сопровождавшие его . Привычная на сегодняшний день композиция сформировалась к IX веку. Ярким примером иконы Преображения, написанной по этому канону, является икона XV века, находящаяся в Кремле, в Благовещенском соборе.

Большое пространство на ней отведено скалам. На самом деле, гора Фавор имеет пологие склоны. Скалы – это символ крепкой веры и пути к Вечности. Многочисленные деревья обозначают крест, на котором распяли Христа. Его ученики изображены в лежачих позах, что является знаком неподготовленности к произошедшему событию Преображения и назиданием верующим о необходимости готовиться к встрече с божественным, дабы не быть ослеплёнными в духовном смысле.

Спаситель воспаряет над скалами, окружённый мощным радужным сиянием в виде овала, называющегося мандорла. Это название взято из итальянского и означает миндалину. Обычно оно окружает изображение Иисуса и Божьей Матери, иногда – святых. Это свидетельство славы и благодати. На описываемой иконе этот свет символизирует Преображение, происшедшее с Христом.

Присутствие библейских пророков Илии и Моисея говорит о встрече двух миров – мира живых и мира мёртвых. В глазах Господа оба они едины, так как для него не существует мёртвых – все живы.

Важным посылом является присущая иконе яркость, обилие золотого цвета, которые представляют собой аллегорию райской жизни. Этот образ подкрепляется роскошной растительностью и сиянием, исходящим от Иисуса, заполняющим весь фон иконы. Преображение Господне приоткрыло перед его учениками и перед всеми верующими завесу тайны, за которой находится будущая извечная жизнь.

Преображение Господне – одно из важнейших событий и ярких символов Христианства. Название горы Фавор в переводе с еврейского языка означает чистый свет . Она являет собой символ чистоты, которую ощущает верующий после общения с Богом, освобождения души от греха . Преображение Иисуса символизирует основную цель христианской веры – победу духовного над плотским , очищение, которое возможно для каждого, кто стремится к Богу.