Главная · Язва · Какое значение для церкви сделала вов. Церковь в годы Великой Отечественной войны. Ч.1. Встреча в Кремле и возрождение церкви

Какое значение для церкви сделала вов. Церковь в годы Великой Отечественной войны. Ч.1. Встреча в Кремле и возрождение церкви

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО

Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.

В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он верно улавливает требования рынка. Это создаёт сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одновременно тем самым рыночная система поощряет социальную несправедливость общества.

В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает её экономическую зависимость. Неслучайно в обществе одни выступают как работодатели, а другие – как наёмные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, автоматически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.

Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определённом этапе её развития определяются фактическим состоянием экономики.

Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.

Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения – необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости.

Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.

Социальное равенство – это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счёт этого социальные вложения в каждого человека.

Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует её расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).

Любому человеку свойственно стремление к справедливости. Существует точка зрения, что за отвечают участки мозга, связанные с регуляцией эмоций. Стремление к выверению равных долей между членами сообщества зародилось в древние времена, когда с правомерным распределением благ было связано выживание.

Сравнительно недавно появилось такое понятие, как "социальная справедливость", представляющее собой один из самых распространенных общественных идеалов. Вкратце воплощение этого принципа должно включать равенство всех людей перед законом, высокую социальную защищенность. При более детальном рассмотрении, требование социальной справедливости подразумевает возможность для каждого трудоспособного человека найти достойную работу, а также получать медицинскую помощь, образование и так далее. Права и обязанности должны быть понятными и соответствовать друг другу.

Конкретное содержание справедливость" менялось в ходе истории.

Его можно рассматривать с трех сторон. Во-первых, этот принцип может быть синонимом равенства. Во-вторых, он может означать распределение благ по заслугам. И в-третьих, принцип социальной справедливости может гарантировать неотъемлемые права, например, на обладание определенными благами.

Первый подход характерен для социалистического понимания справедливости, уравнивания всех людей относительно друг друга. Второй подход подразумевает создание общества, в котором каждый человек имел бы возможность получить те блага, которых он действительно заслуживает. Крайней формой данной концепции является существующая в настоящее время радикальная меритократическая модель. Она подразумевает, что все люди должны быть ранжированы с помощью специальных тестов, чтобы выявить уровень их способностей, который будет влиять на размер получаемых ими благ.

Третий подход основывается на том, что каждый человек имеет право на собственность, которая в данном случае воспринимается как неотъемлемая часть личности.

Социальная справедливость представляет собой основу общественных отношений. Исходя из понимания равноправия в обществе, будут выстраиваться отношения между классами, будет проявляться заинтересованность и вовлеченность граждан в проблемы страны. Данное понятие определяет социальные нормы и контроль, а также многое другое. Без преувеличения можно сказать, что эта концепция во многом определяет судьбу общества и страны.

Несмотря на то, что в социуме справедливость постоянно нарушается, и существуют группы граждан, которые в большей степени способны отстаивать свое понимание равноправия, в каждом жизнеспособном обществе есть определенное равновесие, связанное с распределением благ.

В основе работоспособности политических и экономических систем общества лежит взаимное доверие, которое чаще всего и служит основой социальной справедливости. Доверие основано на том, что каждый человек делает то, что он обещал. И нарушение может восприниматься как крах общества. Подобная ситуация возникла после развала Советского Союза, когда была потеряна привычная основа взаимодействия, и социальная справедливость, как казалось, перестала существовать. На ее место пришел закон силы, что привело к печальным последствиям.

В современном же понимании справедливости должно обеспечивать защиту и помощь наименее защищенным категориям населения, к которым относятся дети, старики и инвалиды. Кроме того, в таком социуме должны быть созданы условия для работы по специальности или в соответствии с полученным образованием.

Можно сказать, что сейчас философское понятие социального равноправия принимает практическое направление и выражает собой мечту о комфортной и защищенной жизни в правовом демократическом государстве.

К стремится каждое общество во всем мире. Социальная справедливость - это когда люди равны между собой и между ними нет совершенно никакой разницы, независимо от их статусов, наличия материальных ценностей, положения в обществе.

Справедливость - это нечто большее, чем просто одна из ценностей, так как не включает в себя никакого конкретного представления о благе. Она всегда является «недостигнутым» состоянием, поскольку разговор о ней возникает только ввиду ее отсутствия, как реакция на несправедливость . В настоящее время не существует социальной справедливости, так как существует разделение людей на богатых и бедных, у богатых гораздо больше прав, чем у бедных из-за наличия денег, хотя в Конституции РФ сказано, что все имеют одинаковые права и обязанности, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

К данной ситуации, отсутствия социальной справедливости, можно привести пример: два человека совершили одно преступление, один из них богатый, а другой бедный, в итоге бедного ответит за совершенное преступление, а богатый останется без наказания за данное деяние, так как у него есть деньги и он сможет откупиться. В настоящее время в обществе отсутствует социальная справедливость, так как существует разделению людей на богатых и бедных, сейчас даже люди общаются согласно данному разделению.

Например, богатые люди могут себе позволить посещать разнообразные дорогие заведения какиенибудь рестораны, выставки, музеи, а бедные люди не могут себе этого позволить, следовательно, у них не будет возможности наравне с богатыми посещать данные заведения. К данной ситуации можно привести пример того, что два человека с детства общались друг с другом, но когда выросли, они стали людьми разного социального положения, один из них стал богатым, другой стал бедным. Богатый человек хочет посещать дорогие заведения, а бедный его друг не может себе этого позволить, тем самым со временем у них появляются совершенно разные интересы, увлечения и им уже надоест общаться друг с другом, так как станет очень мало тем для разговоров и они перестанут общаться. Причиной распада их дружбы и послужила социальная несправедливость.

Социальная справедливость во все времена волновала людей, в особенности философов. Философы размышляли по поду социальной справедливости и высказывали свои мнения по этому поводу. Например, Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он говорил, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни . Аристотель разделял справедливость на две формы.

В основе первой формы лежит равенство всех людей, в основе второй формы лежит то, что один получает больше, а другой получает меньше, в зависимости от своих достоинств. Джон Роулз утверждал, что «Справедливость - это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина - первая добродетель систем мысли. Теория, как бы она не была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истина. Подобным же образом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы» . Достичь идеала социальной справедливости желает любое общество.

Социальная справедливость - эта та ситуация, когда все люди равны независимо от каких-либо факторов. Хотя в Конституции РФ есть статья по поводу справедливости, но как видно на практике эта самая справедливость отсутствует. И действительно, в реальности люди делятся на богатых и бедных и между ними проходит как бы невидимая граница, которая их разделяет. И тем самым, в настоящее время люди общаются, дружат с теми людьми, которое имеют такое же социальное положение как у них. И само отношение богатых к бедным и является причиной того, что во все времена отсутствовала социальная справедливость.

Список используемых источников:

1. Вагимов Э.К. Проблема социальной справедливости, равенства и неравенства людей, их нищеты и бедности // Вызовы современности и ответственность философа. Бишкек: Эксмо, 2003. С. 43-53.

2. Шабуров А.Г. «Справедливое» и «несправедливое» в современном идеологическом дискурсе // Без темы. М.: Эксмо, 2007. №2(4). С. 21-27. 3. Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А. Философия и право. Монография. М.: Проспект, 2017. С. 272.

Леушкин Р.В., Зверева М.С.

Категория социальной справедливости, более чем другие, категории вы­пивает трудности в определении в силу ее многомерности, многообразия форм проявления и их практической реализации. Как предметная проблема жоиомической теории социальная справедливость обусловлена экономиче- (.

Кими отношениями в обществе и действующим механизмом их реализации.

Прежде всего следует отметить, что справедливость- категория истори­ческая, понимание которой зависит от сложившихся уровня развития произ­водства, распределения материальных условий производства и производимых обществом благ и услуг, а также от общепринятых в конкретном обществе и на определенных этапах его развития норм нравственности, морали и права.

Социально справедливым необходимо признать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, соци­альное обеспечение инвалидов, детей без родителей, свободный доступ граждан страны к образованию, здравоохранению, спорту, культуре и т.д.

Реальные возможности для реализации принципа социальной справедли­вости в каждой стране и на конкретном этапе ее развития определяются фак­тическим состоянием экономики страны.

Социальная справедливость может быть достигнута лишь при достаточно высоких и стабильных темпах эффективного экономического роста, соз­дающего дополнительные финансовые возможности для решения не только государством, но и другими субъектами социальных проблем.

Социальная справедливость, более чем какая-либо другая экономическая категория, подвержена влиянию политики и идеологии.

Пытаясь освободиться от идеологических наслоений, Д.Гэлбрейт доказы­вает, что цель и задачи справедливого общества, независимо от политической системы, состоят в том, чтобы «обеспечивать эффективное производство то­варов и оказание услуг, а также распоряжаться полученными от их реализации доходами в соответствии с социально приемлемыми и экономически целесо­образными критериями. Исходя из такого принципа в определении справедли­вого общества, социализм «нельзя признать образцовой моделью не только справедливого общества, но даже общества просто привлекательного...» .

Но и капитализм в его классической сути с господством частной собст­венности и нацеленностью на производство прибыли не может быть при­знан, по определению Д. Гэлбрейта, обществом социальной справедливости. В приближении современного капитализма к обществу социальной справед­ливости существенно важна роль государства.

Рыночная экономика как монетарная система деформирует социальную справедливость в ее традиционном понимании, предопределяя приоритет денежного доходно-расходного баланса в ориентации деятельности эконо­мических субъектов. Такая ориентация приводит к трансформации социаль­ной справедливости в капиталистическом обществе и нарастанию противо­речия между необходимостью увеличения вложений в «человеческий капитал» и свойственного капитализму на любом этапе его развития стрем­лению к увеличению прибыли и активизации инвестиционных процессов. Это противоречие может разрешиться и разрешается с большим или мень­шим эффектом в западных странах всеми структурами современного капи­талистического государства.

В принципе ни один человек и ни одно общество не обладает обязатель­ным для всех и логически доказуемым пониманием того, что такое социаль­ная справедливость.

Едины экономисты только в понимании потенциальных условий для дос­тижения принципа социальной справедливости. Это достаточно высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы эф­фективного экономического роста, система распределения и перераспреде­ления доходов, оказывающая стимулирующее воздействие на эффективный экономический рост и поддержание на минимально приемлемом, достойном для человека уровне жизни неработоспособного населения страны.

Уточнением содержания категории «социальная справедливость» выступа­ет категория социального равенства. Содержание этой категории и четкость в ее определении одобряется большинством экономистов, в отличие от понима­ния и определения категории «социальная справедливость». Сущность соци­ального равенства вытекает из понимания того, что люди по своей природе - индивидуальны и различаются своими целями, потребностями, интересами, своим отношением к своей собственной жизни. В рыночной экономике деньги выступают главным результатом в оценке труда большинства людей. Количе­ство денег определяет реальные возможности для удовлетворения всех по­требностей, любые из которых также продаются и покупаются за деньги.

Весьма реальным взглядом на понимание равенства вообще в современ­ной рыночной экономике отличается мнение Дж. Гэлбрейта: «Равенство не соответствует ни человеческой натуре, ни характеру и системе экономиче­ской мотивации. Всем известно, что люди сил’ьно различаются по тому, на­сколько они хотят и умеют делать деньги. При этом источником той энергии н инициативы, которые служат движущей силой современной экономики, отчасти является не просто стремление иметь деньги, а желание превзойти цругих в процессе их зарабатывания».

Вместе с тем наряду с пониманием равенства и неравенства, отражающих индивидуальные различия людей, существуют и понятия социального ра­венства.

Социальное равенство - это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от чичного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа соци- іільного равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, гак и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждо­го человека, государство, если оно представляет интересы всего общества, многократно умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счет этого социальные вложения в каждого человека.

Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное соци- альное выравнивание, поскольку рынок с его главным механизмом - кон­куренцией, является в определенной мере формой компромисса между его

участниками. Все субъекты рыночных отношений - взаимосвязаны: доход одного служит расходом другого и наоборот.

Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что рынок не обеспечи­вает выравнивания в доходах даже в странах с высоким их уровнем в расчете на душу населения. Степень социальной дифференциации- различна по странам и определяется в основном различиями в занимаемом субъектами месте в производстве и распределении национального дохода, в уровне об­разования и специальной подготовке, в имущественном положении к перио­ду вступления в трудоспособный возраст и т.п.

Как правило, для страны с низким уровнем экономического развития ха­рактерна резкая дифференциация в доходах. С повышением уровня эконо­мического развития дифференциация в доходах населения сокращается как за счет роста заработной платы всех работающих, так и за счет увеличения реальных возможностей государства для реализации активной социальной политики.

Для измерения степени дифференциации в доходах западная экономиче­ская теория и практика предлагает использовать несколько показателей.

В целях наглядности распределение доходов по группам населения изо­бражают в виде графика, получившего название кривой Лоренца, который демонстрирует величину отклонения кривой реальных доходов от прямой абсолютного равенства.

Рис. 9. Кривая Лоренца

На графике биссектриса Д делит квадрат пополам и характеризует абсо­лютное равенство, т.е. каждой из 20% группы населения принадлежит рав­ная 20% доля доходов страны. Такое равное распределение доходов - иде­альная возможность, которая практически не может быть реализована. Если бы даже реализацию идеальной схемы распределения денежного дохода удалось бы осуществить, то это разрушило бы мотивации к труду как у предпринимателей, так и у работников. Однако практически такую схему реализовать невозможно. Попытка реализации социального равенства в со­ветской системе и уравнительного распределения привела к снижению эф- 474
фективности производства и социальной дифференциации в советском об­ществе на основе действия механизмов, не связанных с лучшими достиже­ниями в эффективном труде: близости к государственной власти и доступа к распределению дефицитных товаров. В рыночной же экономике все ее ме­ханизмы хозяйствования направлены на социальную дифференциацию в обществе.

В реальной жизни доходы распределяются неравномерно. Как правило, меньшей доли населения принадлежит большая часть доходов страны.

Идеальное распределение доходов характеризуется биссектрисой Д, фак­тическое же их распределение показывает кривая Лоренца- ВСД. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, чем она имеет более выпуклый характер, тем выше степень неравенства в распределении дохо­дов. На нашем графике кривая Лоренца характеризует дифференциацию в доходах населения экономически развитых стран.

Для современной России кривая Лоренца ОВСД имеет более выпуклый характер, свидетельствующий о существенной дифференциации в доходах населения.

Итальянский экономист К. Джини предложил количественную оценку степени неравномерности распределения доходов или их неравенства, во­шедшую в экономическую науку как коэффициент Джини.

Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОВСД на площадь прямоугольника ОДЕ, т.е.

Коэфф. Дж. =

Чем больше площадь ОВСД, тем больше величина коэффициента Джини, іем выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини может изменяться от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих крайних показателей, поскольку «О» означал бы абсолютное равенство, а «I» - абсолютное неравенство.

В экономической науке и социальной политике государства различают іакие понятия как прожиточный минимум, социальный прожиточный мини­мум, бедность.

Прожиточный минимум- доход, позволяющий удовлетворять мини­мальные физические потребности.

Социальный прожиточный минимум - доход, который помимо затрат на удовлетворение минимальных физиологических потребностей, включает расходы на удовлетворение минимальных социальных и духовных запросов, характерных для уровня развития данной страны.

Исследования бедности позволяют заключить, что бедность, как явление социально-экономической жизни, возникает всякий раз, когда при сущест­вующих отношениях между субъектами в обществе (наемным работником и работодателем, человеком и различными институтами социальной защиты и т.п.) по поводу формирования основных условий жизнедеятельности челове­ка, семьи, часть населения вследствие различных причин оказывается не в 475

состоянии удовлетворить минимальные потребности, обеспечивающие фи­зическое существование, сохранение работоспособности, продолжение рода.

Бедность выражается в таком материальном положении человека, когда в результате отсутствия необходимых ресурсов (денежных, имуществен* ных, образования, состояния здоровья и т.п) его жизнь не может поддержи­ваться на уровне принятых в данном обществе минимальных стандартов,

В зависимости от продолжительности бедности и уровня экономического положения семьи можно выделить несколько ее форм.

1. Временная бедность - обратимое состояние, пребывание в котором не приводит к качественным изменениям в материальном положении и уровне жизни. 2. Застойная бедность связана с необратимыми изменениями в мате­риальном положении и уровне жизни населения и означает сохранение бед­ности в течение длительного времени и даже возможного в следующих по­колениях. 3. Нищета- наиболее острая или крайняя форма бедности, при которой не обеспечивается физиологический минимум потребления.

Рыночные реформы в России внесли существенные изменения в соци­альную структуру общества, доходы и потребление различных социальных групп. Государственное высвобождение цен от 2 января 1992 г., открытие внутреннего рынка для зарубежных производителей вызвало многократное повышение цен на потребительские товары, обесценило валюту и денежные сбережения населения; жизненный уровень 80% семей снизился более чем в 10 раз, отбросив их за черту бедности. Лишь 2% населения России выиграло за счет рыночных преобразований, образовав слой сверх богатых даже по меркам экономически развитых стран Запада.

Главная особенность дифференциации в доходах населения в годы ры­ночных преобразований- это в основном отсутствие связи с трудовым вкладом социальных групп с высоким и сверхвысоким доходом в создание национального дохода страны.

Новое в социальной структуре российского общества - появление слоя «открытых» миллионеров, афиширующих свои сверхвысокие доходы.

Социальная дифференциация вызывает резкое негативное отношение к власти и «новым русским». Социологические исследования показывают, что общество готово принять неравенство в доходах, если оно является следст­вием участия в реальном секторе национальной экономики. Обогащение же незначительной части населения, находящегося у власти, в условиях падения отечественного производства, роста безработицы, перераспределения и без того низких доходов в пользу богатых социальных слоев вызывает резко не­гативную реакцию большинства населения.

В России, как и в большинстве постсоциалистичесих стран, дифферен­циация в доходах населения достигла невиданных ранее масштабов. Табл. 13 позволяет в определенной мере сравнить данные о дифференциации в дохо­дах до и после перестройки России и увидеть ее место в этом процессе.

Как видно из приведенных в табл. 13 данных, наихудшие изменения в показателях дифференциации в доходах произошли в результате трансфор­мации социалистической системы в России, Киргизии и Украине.

Когда национальная экономика находится на подъеме, то речь идет о распределении приращения национального дохода между различными груп­пами населения. Разумеется, эта проблема решается легче, чем в условиях спада производства. В периоды экономических кризисов и резкого сокраще­ния производства национального дохода встает более сложная и социально ответственная задача- как распределить потери в национальном доходе между конкретными социальными группами.

Таблица 13

Неравенство доходов в переходных экономиках

Коэффициент Джини (душевой доход)*
1987-1988 гг. 1993-1995 гг
Киргизия 26 55
Россия 24 48
Украина 23 47
Литва 23 37
Молдова 24 36
Туркменистан 26 36
Эстония 23 34
Болгария 23 34
Казахстан 26 33
Узбекистан 28 33
Литва 23 31
Румыния 23 29
Польша 26 28
Чехия 19 27
Словения 22 25
Венгрия 21 23
Словакия 20 19
* Для большинства стран данные за 1987-1989 гг. характеризуют валовой доход; 1993-1995 гг. -чистый располагаемый доход.

Источник". Вопросы экономики. 1999. №1. С. 67

Объективная оценка распределения потерь в национальном доходе сви­детельствует о том, что эта проблема решена в России в интересах немного­численной социальной группы за счет обеднения большинства населения страны (табл. 14).

В 1995-2000 гг. почти половина всех денежных доходов присваивалась в России пятой 20-процентной группой населения. Если доходы этой группы рассмотреть детально, то окажется, что большая часть ее доходов приходит­ся не более чем на 2-5% их числа.

Нельзя не заметить и наличия весьма существенной дифференциации в доходах населения, имевшей место в 1970-1980 гг. застоя.

Вместе с тем есть и существенные различия в социальной дифференциа­ции населения современной и России в годы застоя. Если в доперестроечные годы прожиточный минимум был доступен самым низкооплачиваемым сло­ям населения России, то в 1999-2000 гг. около трети всего населения страны (29,1% в 2000 г.) имели доходы ниже прожиточного минимума.

Финансовый кризис 1998 г. имел неоднозначные последствия для соци­ально-экономического развития России. Потеря сбережений населением страны, обесценение рубля и рост потребительских цен привели к снижению жизненного уровня и покупательной способности большинства населения. Вызванное финансовым кризисом повышение курса доллара способствовало росту национальной экономики. Однако экономический подъем сдерживался ограниченным платежеспособным спросом.

Таблица 14

Распределение общего объема денежных доходов населения России, (в %)*

1970 1980 1990 1991 1992 1993 1997 1998 1999 2001
Денежные доходы всего

В том числе по 20-процентным груп­пам населения:

100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
первая (с наименьшим доходом) 7.8 10,1 9,8 11,9 6,0 5,8 6,0 6,1 6,1 6,0
вторая 14.8 14,8 14,9 15,8 Н,6 11,1 10,2 10,4 10,4 10,4
третья 18,0 18,6 18,8 18,8 17,6 16,7 14,8 14,8 14,7 14,8
четвертая 22,6 23,13 23,83 22,8 26,5 24,8 21,6 21,1 20,5 21,2
пятая (с наибольшим доходом) Коэффициент Джини (индекс концен­трации доходов) 36,8 3,4 2,7 30,7 38,3 41,6 47,4 47,6 47,9 47,6
* До 1993 г. - совокупный доход (с учетом стоимости чистой продукции личных подсобных хозяйств насе­ления.

Источник". Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2001. С. 187.

Рассмотрим функции и методы государственного перераспределения до­ходов.

Рыночные механизмы неизбежно приводят к концентрации денежного дохода у социальных групп, составляющих меньшинство населения страны. В принципе различия в доходах являются следствием неодинакового трудо­вого вклада в создание денежного дохода страны. Одновременно социаль­ные различия в доходах и уровне жизни выступают стимулом для достиже­ния экономически эффективных результатов в труде и переходе в более высокую по уровню жизни социальную группу.

Вместе с тем следует иметь в виду, что социальная дифференциация не яв­ляется только следствием неравного трудового вклада в национальный доход страны. В современном обществе существует много других причин для обо­гащения и принадлежности к социальным группам с наивысшей величиной денежного дохода, не связанных с трудовым участием «ради всего общества». В одной из своих последних работ Дж.К. Гэлбрейт указывает на некоторые источники нетрудовых доходов, способствующих дифференциации в доходах населения. «Немалая часть доходов и богатства достается людям без доста­точного или вообще безо всякого социального обоснования, ни за что или почти ни за что с точки зрения вклада в экономику. Очевидный пример - по­лучение наследства. Другие примеры аналогичного порядка - различные по­жертвования, случайные успехи и манипуляции в финансовой сфере. Сюда же относятся вознаграждения, которыми щедро наделяют себя руководители со­временных компаний, пользуясь предоставленными им полномочиями.»

Увеличивают степень дифференциации такие доходы населения, не свя­занные с трудовыми затратами, как рента от занимаемой административной должности, присвоение средств государственного бюджета и т.п.

Под воздействием совокупности факторов степень социальной диффе­ренциации может достигнуть пределов, преодоление которых способно су­щественно обострить экономическую и социальную ситуацию в стране.

В учебной литературе недооценивается экономическая функция государст­венного перераспределения доходов. Суть экономической функции перерас­пределения доходов в рыночной экономике состоит в возможности достиже­ния сбалансированности между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. Государственное перераспределение денежных до­ходов в пользу социальных групп со средним и низким доходом способствует достижению макроэкономического равновесия между производством и по­треблением. Сбалансированность предложения и спроса выступает в качестве одного из основных факторов эффективного функционирования экономики страны, предотвращая экономические кризисы или смягчая их негативное влияние. Так, по расчетам российских экономистов особую роль в формиро­вании экономического роста России в 2000 г. сыграла динамика потребитель­ского спроса. В 2000 г. на рост реальных располагаемых доходов населения пришлось 21% в промышленном росте страны. Этот фактор стал вторым по значимости после темпов роста объема экспорта (70%)*.

Мировой опыт показывает, что «более широкое и равномерное распреде­ление доходов является наиболее целесообразным с точки зрения развития экономики, так как обеспечивает более стабильный суммарный спрос. И по­этому есть все основания полагать, что чем более неравномерно распреде­ляются доходы, тем меньшую функциональную нагрузку они несут» .

Существует много форм и методов поддержания равномерности в рас­пределении доходов. «Однако самым эффективным средством достижения более равномерного распределения доходов остается прогрессивная шкала подоходного налога. Именно она играет важнейшую роль в обеспечении ра­зумного и, можно сказать, цивилизованного распределения доходов.»

Перераспределение доходов через государственное финансирование от­раслей социальной сферы (образование, здравоохранение, искусство, куль­тура) и бесплатное предоставление социальных услуг населению содержит в себе не только социальную но и экономическую функции. Коммерциализа­ция образования и здравоохранения делает услуги этих сфер деятельности недоступными для социальных групп с низкими доходами. В условиях все большей значимости в эффективном экономическом росте человеческого капитала, национальная экономика несет в такой ситуации огромные эконо­мические потери. Доступность образования и здравоохранения для средне- и низкооплачиваемых семей за счет бюджетного финансирования этих услуг, с
одной стороны, решает проблемы чисто экономического порядка, с другой стороны, способствует реализации принципа социального равенства. /

Чисто социальной функцией государственного перераспределения дохо­дов можно признать оказание денежной и различного рода другой помощи инвалидам, детям-сиротам, всем, кто в силу сложившихся условий нуждает­ся в помощи государства в самых минимальных размерах.

Особое место занимают трудовые пенсии. Было бы ошибочным относить их к категории чисто социальной помощи. Трудовые пенсии - это плата человеку за вложенный им в течение всей трудовой жизни вклад в создание национального дохода своей страны. Этот вид социальной услуги государ­ства имеет экономическое значение: от того, сколько и как платят пенсионе­рам за их многолетний труд, зависит характер трудовой занятости и актив­ности следующих за пенсионерами поколений.

Государство располагает множеством форм и методов перераспределения доходов. Вполне ясно, что возможности перераспределения определяются общим объемом национального дохода страны. Если реальный сектор эко­номики страны не работает или темпы экономического роста страны незна­чительны, то и доходная часть государственного бюджета мала, а расходы государства ограничены этими доходами. Усугубляет проблему перераспре­деления доходов огромная внешняя задолженность страны.

  • 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
  • 100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Среди важнейших теоретических проблем социальной философии можно выделить и проблему социальной справедливости, социального равенства. Пока еще нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Проблема социального неравенства возникла одновременно с формированием человеческого общества. Еще древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Аристотель в «Политике» также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс – очень богат; другой – очень беден; третий же – средний. Этот третий – наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

    Решающее значение для складывания современные представления о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с К. Марксом, имел М. Вебер - классик мировой социологической теории. Он стремился развить альтернативный анализ исходя из множественности источников социальной иерархии.

    В противовес К. Марксу, М. Вебер, кроме экономического аспекта стратификации, учитывал также такие аспекты как власть и престиж Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о «трех автономных измерениях стратификации». Он подчеркивал, что классы, статусные труппы и партии - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

    М. Вебер не принимал распространенных в его время идей о гармонии классовых отношени й. Для М. Вебера свобода контракта на рынке означала свободу собственника эксплуатировать рабочего. Однако в этом вопросе между ним и Марксом были существенные различия. Для М. Вебера конфликт классов по поводу распределения ресурсов был естественной чертой любого общества . Он даже не пытался мечтать о мире гармонии и равенства. С его точки зрения, собственность это лишь одни из источников дифференциации людей, и его ликвидация лишь приведет к возникновению новых.

    М. Вебер считал необходимым признание того факта, что «закон господства» является объективным технологическим законом. Он подчеркивал, что рационализация означает деление общества на правящий класс собственников, руководствующийся исключительно своей выгодой, и лишенный собственности рабочий класс, вынужденный смириться со своим жребием под угрозой голода.

    Таким образом, веберовская трактовка социального неравенства предполагает, что в нем на одном и том же человеческом материале, выступая в различных конфигурациях, существуют и взаимодействуют три типа стратификационных иерархий. Они в значительной степени независимы друг от друга и с разных сторон и на разных принципах упорядочивают и стабилизируют поведение членов общества.

    Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов).

    Согласно Сократу, справедливость - следование мудрости, истинному знанию, порядку вещей, законам. Справедливость Платона является венцом четырех добродетелей идеального государства: справедливость - мудрость - мужество - благоразумие. Аристотель утверждает: «Понятие о справедливости связано с представлением о государстве…». На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено в рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалось в общественном сознании как фиксация «божьего порядка», выражение воли бога. На смену теологическому мировоззрению по мере развертывания капиталистических отношении пришло юридическое мировоззрение. Ф. Бэкон утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и создает основания для права. Т. Гоббс в «Левиафане» пишет так: «Справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон». Марксизм утверждает, что справедливость - укутанное в идеологическую оболочку выражение существующих экономических отношений, ее содержание и состояние зависят от существующего способа производства, следовательно, все, не соответствующее данному способу производства, несправедливо.

    Такая эволюционная трансформация понятия справедливости привела к ныне известному, приведенному выше, которое определяет справедливость как, в первую очередь, понятие о должном.

    Социальная политика как средство реализации социальной справедливости.