Главная · Язва · Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов. Как запоминать словарные слова Как запомнить словарные слова 1

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов. Как запоминать словарные слова Как запомнить словарные слова 1

«СОВСЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА» или

Как запоминать словарные слова.

У человека есть замечательная способность запоминать то, что он ощущает и воспринимает в окружающем мире. Мозг человека получает различную информацию, перерабатывает и сохраняет её.

Конечно, не всё, что происходит с нами, запоминается. Предположим, что в памяти сохранялось бы всё, что человек видит, слышит, делает. Тогда мозг человека был бы очень перегружен и не мог бы работать быстро и точно. Поэтому наряду с процессами запоминания существует и процесс забывания. Это важно для обеспечения нормальной жизни человека. Что же такое ПАМЯТЬ?

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения разной информации. Без памяти мы бы не помнили имена наших родных, друзей, не могли бы учить уроки, не помнили, где мы живем, не знали, как нас зовут.

У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно много времени для запоминания, зато заученное он будет помнить долго. В истории известны люди, у которых была отличная память. Такую память называют феноменальной.

Например, великий русский поэт А.С. Пушкин мог запомнить стихотворение, прочитав его всего 2 раза. У французского императора Наполеона тоже была очень хорошая память: он помнил всех своих солдат по именам. Известный австрийский композитор В. А. Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания.

Однако существуют и болезни, связанные с памятью. Например, такое серьезное заболевание, как раздвоение личности , происходит из-за нарушения памяти. Во Франции жила девочка по имени Фелида. Она была грустной, болезненной и часто теряла сознание. Но когда она приходила в себя, то становилась другим человеком – веселой, подвижной. Девочка жила как бы двумя жизнями. Но необычные случаи встречаются редко.

Память есть не только у человека. Оказывается, что животные тоже способны что-то запоминать и часто надолго. Кошка всегда помнит, где стоит её миска с едой. Собака помнит свою кличку и несколько команд.

Но в отличие от человека, животное никогда не ставит перед собой задачу сознательно запомнить что-то. Запоминание у животных носит непроизвольный характер. Это означает, что оно происходит само собой, без усилия со стороны животного. И у человека есть непроизвольная память, при которой запоминание происходит без специальных усилий, просто так, само собой.

Но человек может и разумно управлять своей памятью. Он может ставить перед собой задачу запомнить какой-либо материал. Такая память называется произвольной.

Произвольное запоминание – это такое запоминание, когда человек специально ставит перед собой цель что-то запомнить.

Когда человек рождается, он ещё не умеет управлять своей памятью. Постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание. Особенно быстро произвольная память развивается у ребёнка с поступлением в школу. Это происходит потому, что при обучении нельзя полностью полагаться на случайное, непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что ты изучаешь. Запоминание тогда становится всё более произвольным. При этом можно использовать специальные приёмы и средства, которые помогают лучше и быстрее запоминать.

Сохранение информации происходит по-разному. Психологи выделяют кратковременную память и долговременную память. И та, и другая есть у каждого человека. Отличаются они друг от друга двумя основными свойствами. Первое – это время хранения информации (как долго не забывается то, что мы запомнили). Второе – это объём памяти (сколько, как много информации может сохраниться).

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова представляют собой особую трудность, т. к. правил для их написания просто не существует, проверить родственными словами их не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно «просто запомнить». А память ребенка не приспособлена к запоминанию ничего не значащего для него символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Воспользуемся этим и придумаем для словарных слов свои правила – «неправильные».

Чтобы улучшить словарную работу, необходимо применение таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.

«Совсем неправильные правила» помогут правильно писать слова, для которых обычных правил не существует вовсе, и понять, что запоминать и зубрить – не одно и то же. А еще они научат играть с ассоциациями, разбудят фантазию и превратят «работу со словарными словами» в веселое и увлекательное занятие.

Существуют разные виды памяти:

Слуховая (этим видом памяти мы пользуемся, когда учитель на уроке что-то объясняет, когда слушаем маму, смотрим и слушаем ТV и т.д.);

Зрительная (когда мы что-то видим и запоминаем);

Двигательная (во время обучения танцам, плаванию и даже письму! Вы запоминаете определенные движения. Это работает ваша двигательная память).

Качества памяти можно улучшить с помощью упражнений.

Для развития слуховой памяти можно использовать простейшее упражнение: прослушайте внимательно слова, постарайтесь их запомнить, а потом повторить (дом, кот, зима, мост, окно, дым, гриб, шар, мяч, цветок). Какие слова запомнили вы?

В развитии зрительной памяти поможет игра «Запоминай-ка»:

В течение 1 минуты я демонстрирую предметы. Закрываю их, а вы постарайтесь назвать. Задание сложнее: подробно опишите каждый предмет (его величину, цвет). Еще один вариант: игра «Что изменилось?». Я поменяю расположение предметов, добавлю или уберу другие предметы. Закройте глаза. Какие изменения произошли?

Для тренировки двигательной памяти очень полезно использовать игры-танцы.

Мнемонические приёмы работы над трудными словами.

К группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы.

Мнемоника или мнемотехника (от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличение объёма памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в нашей памяти. В основе ассоциативных приёмов лежит психологический подход к запоминанию.

Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Я решила использовать следующие виды мнемонической деятельности: метод графических ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, комбинированный метод. Некоторые примеры.

1.Метод графических ассоциаций. На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова:

м лина гурец

Ты слово-картинку запомни скорей

Здесь буквы подсказкой станут твоей!

Диктанты словарные будешь писать

Теперь ты, конечно же, только на «пять»!

2.Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:

де д в де ревне пе нал моют пе ной

за втра на за вод ма шина у Ма ши

де ти де журные Че рёмуха – чё рная мука.

Ко стя в ко стюме, а Па вел в па льто.

У п иа нино ослик Иа поет: « ИА ИА »

В этом случае слова называем не провероч­ными, а словами-подсказками, одновременно придумываем маленькую сказку, например, как грязный пенал мыли пеной; девочка Маша любила играть машиной и др.

Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется. Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.

3.Комбинированный метод – это использование при запоминании слова и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.

Дерев ня – от слова «дерев о»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение (Деревня – проверочное: дерево).

Земля ника – от слова «земля »; земляная ягода. (Земляника – проверочное: земли).

Конь ки – от слова «конь »; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).

В процессе работы рождается творчество, ученики сами придумывают «подсказки - запоминалки». Вот некоторые из них:

Слово колесо . У машины круглые колёса. Отсюда – гласная «о».

Слово погода . Когда она плохая – идёт дождь, капельки дождя круглые, напоминают «о». Зонт тоже круглый, как «о»

Слово «иней». Иней похож на снег. А в слове «снег » одна гласная «е».

Поэтому легко запомнить, что в слове «иней» пишется «е», как в слове «снег».

Слово «обед». Дети сказали, что мама ставит на стол тарелки, по форме напоминающие букву «о». Отсюда идёт сочетание для запоминания: «У о тца о бед».

Практически к каждому слову с непроверяемой гласной дети могут подобрать ассоциацию. Причём, каждый ребёнок – свою. Детская фантазия неистощима.

4 . Речевой материал для запоминания разнокоренных слов.

Я использую некоторые приемы (стихи «Буриме»), облегчающие процесс заучивания слов, для чего слова неоднократно обыгрываются в разных сочетаниях. Речевой материал содержит подобранные в рифму разнокоренные слова почти никак между собой не связанными с одинаковыми сомнительными гласными, что существенно облегчает их запоминание детьми. Словарные слова даю «блоками», разделяя на группы: слова с гласным звуком А, О, Е, И . Группу из 3-4 слов даю по желанию к домашнему заданию.

Например, слова с сомнительным гласным «Е» - бензин, керосин, дельфин.

Когда во время кризиса

Подорожал БЕНЗИН, Пришлось купить для примуса

ДЕЛЬФИНУ КЕРОСИН.

Также используются и зарифмованные фразы из словарных слов, рассчитанные на непроизвольное запоминание в силу их необычности (прием «Абракадабра » ). Например, даются зарифмованные слова «парад – салат»: Мы ходили на ПАРАД, чтобы скушать там САЛАТ .

Или: САЛАТ не ходит на ПАРАД .

Или: САЛАТ не любит ПАРАД .

Группа слов с гласным О: огурец, горох, помидор, морковь.

Огурцы и помидоры собирал я без разбора,

Всю морковь сложил в корзину,

Угостил горохом Нину.

Речевой материал для запоминания родственных слов.

Малин а, малин ка, малин ник, малин овый.

И есть еще птица такая – малин овка.

Билет ер в своей кассе билет ной

Продает то билет , то билет ик.

5. РЕБУС - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков. Словарь С.И. Ожегова .


6.Рисунки -

7. Сказка «Медведь и мёд»

Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем». А любил он больше всего…мёд. Как услышит запах меда – прям голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается:

Так мёд ведь! Мёд ведь!

Вот и прозвали его «мёдведь». Стал он свое новое имя носить, а точки над буквой «Ё» в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и смахнул точки. И стал с тех пор называться

И писаться с буквой «Е».

8.Классификация слов по происхождению. Работу начали с изучения литературы по данной теме.

Судьба любого слова в языке связана с природой, окружающей средой, с жизнью и общением людей, с особенностями и историей тех предметов, понятий и явлений, которые этими словами обозначаются.

Итак, слова русского языка по их происхождению можно разделить на две большие группы:

    Исконно русские слова.

    Заимствования - слова, которые пришли в русский язык из других языков.

А. Лингвистика выделяет следующие группы исконно русских слов по особенностям образования (некоторые примеры):

По цвету :

    Берёза – у древних славян слово бер означало «светлый, белый, ясный».

    Ворона – от слова ворон, вороной – черный.

    Прекрасный – от прилагательного «красный» - красивый.

    Рябина – по цвету ягоды, от прилагательного рябой или рябь.

По форме:

    Капуста – название дано по форме, образовано от слова капут (голова).

    Коньки – название дано по форме, в старину передняя часть коньков изображала лошадиную голову.

    Корова – от древнеславянского «корва» - рогатая, корень «кор» - значит рог.

По особенностям поведения:

    Заяц – от древнего корня «зай» - прыгать.

    Медведь – сложение корней «медв» -мёд, «ед» -едящий, буквально – тот, кто ест мёд, название дано по особенностям поведения.

    Петух – от слова – петь, буквально означает – поющий.

По другим признакам:

    Деревня – образовано от старославянского «драть, деру», первоначальное значение слова деревня –место, на котором выдран, выкорчеван лес.

    Огород и город– от глагола «городить», первоначальное значение – огороженное чем-нибудь место.

    Понедельник – образовано от «по недели» - после воскресенья (старое значение слова «неделя» - воскресенье).

    Топор – от того же корня, что и слово тёпать, тяпать, рубить, бить.

Другие:

    Здравствуйте – от глагола «здравовати» - быть здоровым.

    Народ – от глагола «народити» - народить.

    Одиннадцать – от др. русского - один на десяте – один сверх десяти.

    Погода – от исчезнувшего слова «года», первоначальное значение – хорошая погода.

    Расстояние – от старославянского глагола – расстояти (находиться, стоять в отдалении).

Б. Заимствованные слова.

Кроме исконно русских слов в русском языке помимо старославянизмов в русский язык вошли также слова из других языков.

Некоторые слова - чужестранцы уже давным-давно пришли в наш язык (тетрадь, книга) и настолько освоились в русском языке, что их использует народ в пословицах и поговорках

Из греческого языка ещё в древние времена пришли многие названия из области религии (лампада, ангел, демон, клирос и т. п.), научные термины (география, математика, философия), названия из области науки и искусства (анапест, комедия, хорей).
Из латинского в русском языке много научных и общественно-политических терминов: революция, конституция, эволюция, вертикаль, диктатура, пленум, манифест, президент.
Из тюркских языков особенно много слов пришло во время татаро-монгольского ига: кафтан, тулуп, сарафан, деньги, арбуз, базар.
Из скандинавских заимствований немного, и относятся они к древнему периоду: якорь, сельдь, пуд, Олег, Игорь, Рюрик. Заимствования из западноевропейских языков значительны и объясняются многочисленными контактами с этими народами.
Из английского заимствования активно проникают в наш язык и в настоящее время: компьютер, трамвай, футбол, акваланг, джинсы и т.д.
Из французского много бытовых названий, из области искусства: браслет, медальон, пальто, сюртук, режиссер, афиша, дирижер, винегрет.
Из итальянского пришла музыкальная терминология: ария, соната, карнавал, либретто, тенор.
Из испанского заимствования немногочисленны: гитара, серенада, мантилья, карамель и др.
В связи с развитием контактов появляются заимствования и из других языков: японского (караоке, кимоно), индийского (сари) и др.

Итак, выделим происхождение некоторых словарных слов.

    Автомобиль (фран.) – от греческого autos (авто) – сам, латинского mobilis (мобилс) – двигающийся.

    Автобус – от французского autobus – автомобиль для многих.

    Агроном – от греческого agros – земля, nomos – закон.

    Аккуратный – от латинского слова accuratus – старательный, точный.

    Аллея – от французского alleê –проход, дорога.

    Аптека – от греческого apotheke – склад, кладовая

Действительно, зная происхождение слов можно понять, как правильно их написать и почему они так пишутся. Важно при изучении правил и законов правописания русского языка знать происхождение слов, это позволяет понять и быстрее запомнить правила правописания, глубже осмыслить закономерности русского языка.

Итак, если использовать в обучении де­тей младшего школьного возраста мнемо­нические приемы, способствующие форми­рованию навыка правописания непроверяе­мых орфограмм, то результативность рабо­ты значительно повысится.

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким – то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству. При заучивании любого материала каждому человеку сначала необходимо понять смысл того, что он хочет запомнить. Без этого запомнить что-либо очень трудно, и материал быстро забывается. Для лучшего запоминания ученик должен сам составлять или принимать активное участие в создании модели (схемы).

Учить словарные слова легко и интересно

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

В этой публикации представлены два варианта работы со словарными словами.

I вариант

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

Как рисовать

На букве о очень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать.

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

Из бананов очень легко можно выложить букву а, но невозможно сделать букву о.

Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много...

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.

Почему бы не пофантазировать вот так?

Ну какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Однажды мне купили шар, было здорово!

А у вас на даче есть огород?

Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница.

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или... эскимо.

Этому человечку не страшна лужа на букве о, ведь он в сапогах.

Это слово очень любят мальчишки, вариантов придумывают множество.

Тут все понятно без объяснений.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Примечание. Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторений.

Л.П. Копылова,
психолог лицея № 42 ВСДЖ,
г. Иркутск-17

II вариант

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

У нашего класса в субботу был русский язык.

У Кати в квартире на картине карандашом нарисованы кастрюля и стакан. А у Оли над кроватью – яблоко.

Была хорошая погода. (Светило солнышко.) Мы поехали по дороге на огород. (Рисуем колеса велосипеда.) Мы посадили овощи. (Семена овощей напоминают букву о.) Горох (рисуем горошины), морковь, огурец, помидор. Но у нас выросли и "неправильные" растения, у них семена напоминают букву о, а вырастает буква а. Капуста, картофель.

Мы приехали на трамвае в магазин и купили на завтрак малину.

Пассажир аккуратно прошел по аллее большое расстояние.

В четверг в лагере мы рисовали пшеницу черным и желтым карандашами.

Подставка с карандашами напоминает букву е.

Шел человек по городу, вдруг впереди выскочила черная кошка. Повернул назад – тупик, пошел налево – слева тупик, пошел направо – и справа тупик, хотел вниз, да снизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с черной кошкой. И слова все эти пишутся вместе.

Правописание букв а и о на конце слов "налево – слева", "направо" – "справа" можно запомнить так:

на окно Ю налево;
с окна Ю слева;
на окно Ю направо;
с окна
Ю справа.

Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!

Когда мы очень сильно удивляемся, мы широко раскрываем глаза, они становятся похожи на букву о.

Дул ветер с севера, медведь качался вм есте с берёзой.

Ветки березы и коготки на лапках медведя напоминают букву е. Медведь тесно прижимался к березе, слился с нею, слово вместе тоже слилось.

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.

Мой рисунок называется "Сирень на улице".

Фигура человека вписана в букву и. В одной руке он держит кисть, в другой – опирается на стол.

Как ездить на велосипеде? Быстро, весело, скоро, хорошо.

Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о.

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

Работа над словарными словами
Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов


Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить: 1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.
1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

    "Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
    Назови его по буквам.
    Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
    Прочти медленно, как будешь писать.
    Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
    (Все выполнять с закрытыми глазами.)
Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

    1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
    Например: береза.

    2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
    Например: бе -ре-за.

    3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
    Например: б_Е., б_е.

    4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат: б_Е.реза - б_Е.лая, - гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

    г_А.зета - бум_А.га,
    к_А.рман - дыр_А.,
    д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
    к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
    з_А.вод - труб_А.,
    к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
    ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
    л_А.донь - л_А.па,
    к_А.пуста - з_А.яц
    к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
    с_О.бака - хв_О.ст
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.
1. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов.

Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова - воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти.


Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения.

1. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь.

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву.

2. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

3. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О - на круг, Е - на прямоугольник.

Например, АПЕЛЬСИН.

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоугольные и треугольные апельсины.

4. Способ мнемотехнический.

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию.

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН.

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

5. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Учителя начальных классов знают, сколько хлопот может доставить изучение словарных слов. Нередко это объясняется неправильным подходом, так как обратить внимание ребенка на особенности правописания того или иного слова, предложить записать его в словарик и запомнить - явно недостаточно для того, чтобы маленький школьник, не владеющий никакими методиками запоминания, усвоил информацию.

Не следует забывать и о возрастных особенностях мышления. Так, одну и ту же информацию ученики младшего школьного возраста и старшеклассники воспринимают по-разному, поэтому и подход к изучению словарных слов значительно отличается.

Существует несколько методов, основанных именно на особенностях возрастного мышления ребенка, которые помогут справиться с трудностями, возникающими при изучении словарных слов.

Метод №1

Мнемоническая система «связей» - одна из наиболее распространенных методик запоминания, смысл которой заключается в следующем:

1. Легче всего запоминаются слова, которые вызывают у ребенка определенные ассоциации, будь то предмет, явление, действие и т.д;

2. Объединенные в одну группу предметы нужно «оживить», заставить их «двигаться».

Метод №2

Мышление детей 6-9 лет опирается на четкие представления и образы. Следовательно, и тип памяти у большинства ребят образный. Вот несколько условий, соблюдение которых значительно ускорит запоминание:

1) психологическая установка: ребенок должен сам стремиться запомнить то, что нужно;

2) увлеченность: быстрее запоминается то, что вызывает у учащегося интерес;

3) живость восприятия: легче запоминается нечто необычное, яркое, способное вызвать у ребенка определенные эмоции;

4) образное запоминание: запоминание, основанное на образах, гораздо действеннее механического запоминания.

Суть данного метода в том, чтобы ребенок запоминал слова путем изображения рисунков на «спорных» буквах, правописание которых невозможно проверить. Этот способ запоминания вызывает у детей живейший интерес. Увлекательный процесс рисования приносит им истинное удовольствие и, кроме того, способствует развитию воображения, что в последствие приводит к весьма ощутимым результатам.

1) записать нужное слово печатными буквами на доске;

2) разъяснить смысл слова детям;

3) обозначить буквы, которые являются трудными для запоминания;

4) предложить детям придумать и изобразить на «спорных» буквах предметы, с которыми у них ассоциируется данное слово;

5) по окончанию работы предложить продемонстрировать свои варианты на доске.

Примечания:

1) не нужно позволять ребенку чрезмерно увлекаться: рисунки надо делать исключительно для тех букв, которые вызывают трудности. В противном случае возникает «нагромождение образов», которое замедляет процесс запоминания;

2) дети склонны быстро забывать изученное, поэтому учителю необходимо тщательно продумать систему повторения пройденного.

Любому человеку хочется писать без ошибок. Людям с врожденной грамотностью справиться с такой проблемой довольно просто. Но большинству приходится прилагать немалые силы, чтобы овладеть грамотным письмом.

Конечно, никаких затруднений со словами, написание которых регулируется правилами, чаще всего не возникает. А вот со словами, которые не подчиняются никаким правилам, дело обстоит совершенно иначе. Правильное написание словарных слов следует исключительно запоминать.

Огромное количество взрослых образованных людей нередко задумываются над написанием того или иного слова, когда дело доходит до составления документов или официальных писем. Довольно часто им приходится проверять себя, воспользовавшись орфографическими словарями.

Но ведь далеко не всегда в нужный момент орфографический словарь оказывается под рукой. Если у взрослых стоит такая проблема, то что уж говорить о детях, ведь им приходится гораздо труднее. Заучивание словарных слов - дело не из легких. Над этим усердно трудятся учащиеся школ, нервничают и каждый раз расстраиваются, если даже после долгих усилий они снова и снова делают ошибки в одних и тех же словах. В стороне не остаются ни учителя, ни родители. Они тоже активно участвуют во всем этом процессе и волнуются не меньше своих детей.

Оказывается, можно сберечь немало нервов, если воспользоваться довольно простыми, но в то же время эффективными методами для быстрого заучивания трудных слов. Таких способов всего пять.

Прием №1.

Возьмем, к примеру, такое непростое слово с удвоенной согласной, как «террариум». Если вы столкнулись с этим словом, но в его написании не уверены, то стоит заглянуть в словарь, чтобы не ошибиться. Но как же запомнить это слово? Для этого можно вспомнить какое-то слово, в котором тоже встречается удвоенная «р», но в написании которого, в отличие от «террариума», сомневаться вы уже не будете.

Прием №2.

Этот метод носит название «графического». Такой способ запоминания особенно подходит детям. В школьной программе встречается много сравнительно простых и наглядных слов. Именно для запоминания таких слов и следует прибегнуть к графическому методу. Но подобный прием не будет работать с более трудными словами, а тем более с абстрактными понятиями.

Графический метод запоминания основан на обыгрывании непроверяемой буквы с использованием картинок. А это значит, чтобы заучить сложное слово, нужно изобразить рисунок, на котором будет нарисовано само слово и непроверяемая буква. Рисунки не должны быть шедеврами изобразительного искусства, они, скорее, будут схематичными, ведь вы рисуете исключительно для себя.

Прием №3.

Под этим способом подразумевается фонетический метод. Он основан на звуковых ассоциациях, что может значительно облегчить заучивание словарных слов. Такой метод очень подходит ученикам средних и старших классов. Прибегнуть к такому способу запоминания полезно и взрослым. Фонетический метод позволяет без особых усилий выучить написание даже самых сложных слов.

Прием №4.

Здесь речь пойдет о комбинированном методе. Такой способ нужно использовать для заучивания тех сложных слов, где вы испытываете трудности в написании не одной, а двух и более букв. Этот метод представляет собой соединение двух способов: фонетического и графического. Такой подход позволяет использовать, например, метод фонетических ассоциаций, чтобы заучить одну непроверяемую букву, а графический - другую.

Прием №5.

В основу этого метода положена схожесть форм буквы с чем-либо. Это могут быть животные, предметы, растения. Следует подобрать какой-то предмет, который по форме напоминает непроверяемую букву. Если говорить другими словами, то используя такой метод, нужно придумать подходящие ассоциации.