Главная · Боли в желудке · Жанна Д‘Арк – национальная героиня Франции. «Я вызываю вас на Божий суд!». За что на самом деле сожгли Жанну д`Арк

Жанна Д‘Арк – национальная героиня Франции. «Я вызываю вас на Божий суд!». За что на самом деле сожгли Жанну д`Арк

Жанна дАрк - самая заметная фигура за всю историю Столетней войны (которая шла в 14-15 веках между Англией и Францией). Несмотря на большое количество публикаций об этой умной и смелой личности в её биографии очень много несоответствий. Но как бы там не было, именно под её командованием французы одержали несколько побед и, в конце концов, прогнали англичан со своей территории.

Детские годы

Жанна родилась в деревушке Домреми в семье зажиточных крестьян, кроме неё в семье ещё было четверо детей. Жаннета ничем не отличалась от своих ровесников, росла весёлой, доброй и отзывчивой девочкой, охотно помогала по дому, пасла скот, умела шить и прясть лён. Она не ходила в школу и не умела ни читать, ни писать. С детства была очень набожная, лишь только услышав колокольный звон, она вставала на колени и начинала молиться.

Надев мужское платье, 16 летняя девушка отправилась в дорогу. По прибытию на место король устроил Жанне проверку и после того как юная крестьянка выдержала её, ей был выделен военный отряд.

Жанна на войне

Жанна дАрк не была опытным военачальником, но природный ум и наблюдательность помогли ей разбить врага под Орлеаном. Сообщение о снятии осады с города вдохновило французов, и они одержали ещё несколько побед и освободили юго-запад страны от англичан.

Через год французы под командованием Жанны одержали победу при Пуатье. Это освободило дорогу, и дофин вместе с армией смогли вступить в Реймс. 17 июля 1429 года состоялась коронация Карла VII, Жанна всё это время находилась рядом с ним.

В сентябре 1429 года французы попытались освободить Париж, но потерпели неудачу. Во время сражения Жанну ранили, и король приказал своей армии отступить.

Жанна осталась с немногочисленным отрядом и всё-таки вошла в город.

Плен и казнь святой Жанны

Популярность Орлеанской Девы среди крестьян росла с каждым днём, что очень пугало Карла VII и его окружение.
23 мая 1430 года, преданная своими соотечественниками она попадает в плен к бургундцам. Два раза Жанна пыталась бежать, вторая попытка едва не стоила ей жизни: она выпрыгнула из окна. Позже на суде её обвинят в попытке самоубийства. Король ничего не сделал, чтобы освободить девушку, хотя по обычаям Средневековья он мог выкупить её.

Тогда бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров, которые передали ее духовенству.

Судебный процесс под руководством Пьера Кошона начался 21 февраля 1431 года и продолжался более трёх месяцев. Жанну пытались обвинить в ереси и в связи с дьяволом. Доказав её вину англичане могли бы доказать, что Карл VII правит Францией незаконно. Но обвинить малограмотную простолюдинку оказалось нелегко. Суду так и не удалось получить от неё признания в ереси.

Пытаясь, сломить волю, пленницы её содержали в нечеловеческих условиях, запугивали пытками, но она не признавала своей вины. Тогда её обвинили в том, что не требовало доказательств - в ношение мужской одежды.

Кошон знал, что если он вынесет девушке смертный приговор без доказательства её вины, то создаст вокруг неё венец великомученицы. Поэтому он пошел на подлость: на площади соорудили костер и возле него епископ объявил: стоит Жанне подписать бумагу об отречение от ереси, её помилуют и поместят в церковную тюрьму, где условия содержания будут лучше.

Однако безграмотной крестьянке была подсунута другая бумага, в которой было написано, что она полностью отрекается от своих заблуждений.

Жанну обманули и опять вернули в тюрьму для военнопленных. Здесь у нее силой отняли женскую одежду, и девушке пришлось надеть мужское платье. Это означало, что Жанна совершила преступление повторно, и суд приговорил её к сожжению на костре.

30 мая 1431 года 19 летнюю французскую героиню казнили в Руане на площади Старого Рынка, а прах развеяли над Сеной.

По приказу Карла VII через четверть века после казни святой Жанны состоялся ещё один процесс. Было опрошено 115 свидетелей, которые знали Жанну дАрк при жизни. С её сняли все обвинения и признали её подвиг.

В 1920 году, спустя почти 5 веков, католическая церковь причислила Орлеанскую Деву к лику святых.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Эпоха Средневековья была временем мужчин. Короли вели войны, изменяя границы государств, святые отцы молились за души и ловили ведьм, поэты воспевали доблесть рыцарей и красоту дам, ремесленники и крестьяне трудились и платили налоги. А женщинам приходилось делать «все остальное» — хранить очаг, вести хозяйство, рожать и воспитывать детей, вдохновлять на подвиги и хранить свою добродетель. Конечно, у дам высокого рода было больше свободы и больше возможностей влиять на ход истории, и многие из них блестяще играли не только в шахматы, но и в политику. Однако удивительно то, что самым ярким и таинственным женским персонажем средневековой истории стала простая французская девушка — Жанна д"Арк.

Ее внешность навсегда останется загадкой — не сохранилось ни одного «прижизненного» изображения Лотарингской девы, — но это словно и не имеет значения для потомков: уже несколько веков ее рисуют юной и прекрасной воительницей в сияющих доспехах, вооруженной лишь знаменем и верой в свое божественное предназначение. Откуда она черпала силы вдохновлять и побеждать? Почему ее речи были одинаково убедительны для короля и для простых солдат? Для чего церковь сначала признала ее, а потом осудила на смерть? Правдива ли «каноническая» версия истории Жанны? Ответы на эти вопросы затерялись в средневековых архивах, оставив людям красивую легенду и веру в чудо.

6 января 1412 года в шампанской деревушке Домреми в семье крестьянина Жака Дарка родилась дочь, и при крещении девочку нарекли простым именем Жанна. Это были трудные времена — шел 75-й год Столетней войны, в которой Франция день за днем теряла свои позиции и земли. Королева-мать, Изабелла Баварская, заигралась в дипломатические интриги, в результате чего ее сын Карл VII рисковал вовсе не взойти на французский престол. Некогда большая и гордая страна вот-вот должна была превратиться в английскую провинцию.

Да, Францию могло спасти только чудо. Но, чтобы оно свершилось, потребовалось время. До поры Жанна ничем не отличалась от прочих деревенских детей — играла, помогала родителям, училась прясть и управляться с хозяйством. Но, когда ей исполнилось двенадцать, она впервые услышала «голоса». Позже она охотно рассказывала представителям Святой Церкви, что с ней говорили святая Екатерина и святая Маргарита, а также архангел Михаил — предводитель Небесного Воинства. Конечно, они не сразу призвали ее идти спасать гибнущую Францию — для этого Жанна была еще слишком мала. Но вот ей исполнилось восемнадцать, и она вдруг настойчиво засобиралась в дорогу.

Ее первоначальной целью был ближайший к деревушке город Вокулер, откуда она намеревалась отправиться дальше — ко двору короля. Для Средневековья это было почти невозможным делом, но Жанну это не смущало. Зато беспокоило ее родителей, которые «от греха подальше» решили поскорее выдать дочь замуж, однако у них ничего не вышло. Ссылаясь на волю «высших сил», Жанна была непреклонна в своем решении покинуть дом. Наместник Вокулера, Робер де Бодрикур, поначалу не поверил одержимой крестьянской девушке. Но неожиданно речам Жанны поверили жители городка, поверили настолько, что, не дожидаясь решения своего господина, начали снаряжать, ее в поход — на народные деньги были куплены конь, дорожная одежда и доспехи. Может быть, сыграло свою роль давнее пророчество о том, что «Францию погубит злая женщина-чужестранка, а спасет невинная юная дева». Королева-мать с ее интригами вполне подходила для первой роли, а Жанна — для второй. И наместник города сдался: был собран отряд, который должен был отправить Лотарингскую деву к королю. Деревенская девушка добилась своего и начала свой крестовый поход на Столетнюю войну.

Королевские игры

В это время молодой и неудачливый король Карл VII пребывал в унынии и почти был готов подписать капитуляцию. Конечно, коронация в Реймсе могла бы спасти его, но путь туда был закрыт: прежде необходимо было снять осаду с другого города — Орлеана, который чудом держался под натиском захватчиков и был последним оплотом французского воинства.

Ситуация казалось едва ли не безвыходной. И тут королю доложили, что его желает видеть странная девушка, чтобы сообщить ему нечто важное. Карлу было нечего терять, и он согласился дать аудиенцию. Но, желая проверить, «посланницу высших сил», он посадил на трон вместо себя одного из своих дворян. Однако шутка не удалась — легенда утверждает, что Жанна чудесным образом узнала Карла в толпе придворных и, кроме того, в приватной беседе сообщила королю нечто такое, что заставило его немедленно поверить в ее божественную миссию. Впрочем, будучи осторожным, он все-таки назначил «испытание в Пуатье», где отцы церкви долго и дотошно расспрашивали Жанну о ее общении со святыми. Девушка честно призналась, что «не отличает «а» от «б», но при этом ей удалось убедить священнослужителей, что ее откровения идут от Бога.

Это было не просто и даже опасно, но тогда Церковь не нашла в ней ничего еретического. Жанна была признана честной и благочестивой и получила благословение идти на Орлеан. И наступило время чудес и побед — долгая и безнадежная осада города была снята едва ли не за неделю, боевой дух армии поднялся до небывалых высот, и Карл VII был коронован в Реймсе, как того требовала традиция. В войне наступил перелом. Жанна вела свое воинство, держа в руках лишь знамя, которое было сделано специально для нее, и французская армия одерживала одну победу за другой.

Оставалось завоевать Париж. Но внезапно король словно бы передумал воевать и занялся дипломатией. И Жанна вдруг осталась не у дел. Она присутствовала на королевских пирах, получила потомственный дворянский титул дю Лис, но совсем не это было ее целью — августейшие почести лишь огорчали ее. Она не уставала твердить Карлу, что необходимо идти на Париж как можно скорее. Возможно, она чувствовала, что король ее предаст.

Дорога на костер

Неудачная осада Парижа стала для Жанны д"Арк началом конца. Король Карл, к этому времени уже слишком увлеченный «бумажной войной», словно бы нехотя согласился штурмовать столицу и большого войска для этого не дал. Фактически он умышленно обрек своего чудесного полководца на поражение. А после неудачи он словно бы и вовсе разочаровался в Жанне.

Устав от придворного безделья, Орлеанская дева почти самовольно отравилась в осажденный англичанами город Компьен с небольшим отрядом верных ей людей. Здесь ее снова ждали военные успехи, но, увы, это продолжалось недолго — во время одной из вылазок Жанна попала в плен.

В те времена обмен военнопленными был довольно распространенным делом, и, если бы Карл хотел, он мог бы без труда вызволить Орлеанскую деву, которой он был обязан короной и воскресшей страной. Но король сделал вид, что это его не касается. Жанна провела в английском застенке последний год своей жизни, где ее поддерживали только голоса ее любимых святых. Они ободряли ее, обещали, что скоро все кончится, и спасали от отчаяния.

В январе 1431 года начался судебный процесс, который длился почти полгода. Почти все материалы этого следствия сохранились до наших дней, и благодаря тщательно записанным протоколам мы знаем о жизни Жанны почти все с ее собственных слов, а также из показаний свидетелей. Сейчас это может показаться смешным, но одним из главных пунктов обвинения было то, что девушка носила мужскую одежду. Казалось бы, объяснение этому очень простое: в дороге и в военном лагере так удобнее, доспехи, столь необходимые в бою, нельзя надеть на платье. Но отцы церкви словно бы не хотели слышать об этом и искали в практичном поступке дьявольский умысел. Восемнадцать раз следствие возвращалось к ее «голосам» и пророческим видениям, они, конечно же, были основным поводом для расследования. Жанне задавали множество вопросов, и, так же как на испытании в Пуатье, девушка отвечала на них просто и честно. Все попытки следователей заставить обвиняемую противоречить самой себе провалились.

Но этот судебный процесс не мог закончиться оправдательным вердиктом. 24 мая 1431 года Жанне д"Арк впервые зачитали обвинительный акт и трижды предложили отречься от своей ереси. Она трижды отказалась это сделать. Но во время чтения смертного приговора она вдруг изменила свое решение и произнесла формулу отречения. Казнь заменили пожизненным заключением.

Нам всем известно, что история Орлеанской девы закончилась иначе. Спустя два дня Жанна объявила, что отреклась из страха смерти, что она «очень сожалеет о сделанном и проклинает себя». Дело «некоей женщины Жанны, обычно именуемой Девой» было передано светским властям. На деле это означало смертный приговор и казнь. Согласно легенде, Жанну д"Арк сожгли в Руане, на площади Старого рынка, 30 мая 1431 года. Согласно историческим документам, через 25 лет было назначено новое разбирательство, в результате которого все обвинения с удивительной девушки из Домреми были сняты. Спустя почти пять веков, в 1920 году, Ватикан официально признал Жанну д’Арк святой.

И жила принцесса долго и счастливо

И все же эта удивительная история, больше похожая на сказку, кажется не такой уж однозначной. Уже не один век многие ученые пытаются опровергнуть каноническую версию жизнеописания Жанны. Слишком уж неправдоподобным кажется факт, что деревенская девушка так легко встала во главе французской армии и привела ее к стольким славным победам. Одна из самых популярных альтернативных версий биографии Жанны д"Арк утверждает, что она была незаконнорожденной королевского происхождения и ее «настоящей» матерью могла бы быть едва ли не сама Изабелла Баварская. Именно королевская кровь позволила Деве так легко справиться с ролью полководца и стать своей при дворе.

Также существует версия (она тоже опирается на особые «родственные связи), что Жанна не была сожжена на костре, а чудом спаслась. И вроде бы через несколько лет она «вернулась в мир», вышла замуж за дворянина по фамилии дез Армуаз и жила с ним долго и счастливо. А ее бывшие боевые соратники и даже сам король неоднократно навещали Жанну и общались с ней. А кто-то и вовсе уверен, что «Жанна дева» — это просто псевдоним, взятый «на время» Маргаритой де Шандивер, которая, к слову, тоже была внебрачной королевской дочерью. Так годы идут, и а споры не утихают, и одни исследователи не признают доводов других. Слишком далеко от нас эпоха Средневековья, слишком ненадежны даже самые подлинные пергаменты — они пока по-прежнему бессильны перед обаянием легенды. И белый конь по-прежнему уносит Жанну д"Арк навстречу бессмертию, и ее знамя ангельским крылом бьется на ветру.

Эта национальная героиня Франции известна далеко за пределами своей страны, несмотря на прошедшие с момента ее смерти более шести столетий. Эта хрупкая девочка всего за парочку месяцев смогла круто развернуть историю собственного государства, которое стояло на краю гибели. Кто такая Жанна д’Арк, тогда не знал никто, но она встала в полный рост и объявила, что пора избавиться от многолетнего английского господства.

За ее спиной не было практически ничего: ни связей, ни влиятельных покровителей, ни армии поклонников. На ее стороне оставалась лишь безупречная репутация, бесконечная любовь к своему народу, бесстрашное сердце и безоговорочная уверенность в собственной правоте. Давайте вместе разберемся, кем была эта милая девушка до того, как судьба бросила ее в самое жерло народного восстания и как сложилась ее жизнь.

Непростая Жанна д’Арк: биография самой мистической девы Столетней войны

Если верить современным школьным учебникам, то эта девушка действительно сыграла колоссальную роль в подъеме всего французского народа на борьбу с английскими оккупантами. Считается, что глубочайшая уверенность обычной крестьянки из небольшой деревушки на границе Лотарингии и Шампани, напрямую повлияла на поднятие боевого духа войск. Однако правда ли это и есть ли иные варианты?

Существует мнение, что с раннего детства Жанне стали являться всевозможные святые и ангелы, которые наставляли ее на путь борьбы и непокорности. Многие считают, что она являлась экстраординарным экстрасенсом, обладала невероятными способностями, потому и имела необычайно веское влияние на сильных мира сего. Но почему тогда эти таланты не спасли ее от костра?

Собственное мнение по поводу истории жизни Жанны д’Арк имел пресловутый кардинал Мазарини, чья фигура отлично освещена писателем Дюма в романе о трех мушкетерах «Двадцать лет спустя». Он считал, что вся шумиха вокруг Орлеанской девственницы была поднята целенаправленно. Якобы все это было специально придумано королем Карлом VII, чтобы народ, впечатленный небылицами, отправился туда, куда и требовалось – свергать захватчиков.

Что значит Орлеанская Жанна для Франции

Чтобы лучше вникнуть в судьбу девушки, добровольно или принудительно сделанной героем, стоит разобраться, какая обстановка царила на то время в стране. В конце тридцатых годов четырнадцатого века английский правитель Эдуарда III из рода Плантагенетов вдруг объявил о своих претензиях на престол Франции. Он мотивировал это собственным происхождением. Боевые действия шли с переменным успехом, но к началу пятнадцатого века положение французов усугубилось в крайней степени.

Внутриполитическое положение Англии «устаканилось», так как к власти пришел король Генрих V из Ланкастеров, который тут же начал массированную экспансию на материк. Вернее, вместо него этим занялся формальный регент герцог Бедфорд, так как правителю на то время едва исполнилось девять месяцев. Львиная доля французских земель была захвачена англичанами, а на другой свирепствовали внутренние враги – арманьяки и бургиньоны.

В октябре пятнадцатого года сражение под Азенкуре решило дальнейшее направление: герцог бургундский Иоанн (Жан) Бесстрашный захватил Париж, прогнав несчастного дофина (наследника) Карла, заключил пакт с Англией и стал править, оперируя именем Безумного короля Карла VI Валуа. Оставалось соединить контролируемые северные территории с южными, но на пути стоял Орлеан, который и стал настоящим камнем преткновения. Защитники сражались, как львы, но в окружении врагов исход битвы был известен заранее. В этот момент на исторической арене, как раз в подходящее время появилась информация про Жанну д’Арк – святую девственницу, посланную небесами, чтобы спасти Францию и отдать корону законному наследнику.

Дальше все было делом техники: во главе большого числа войск Жанна отправляется под Орлеан и уже за две недели делает то, что ранее не смогли сделать мужчины и за сотню лет. По пути хорошо защищенные города сдавались на ее милость, потому что слава о том, что сделала Жанна д’Арк и кем она является, бежала далеко впереди нее.

Впоследствии Наполеон Бонапарт сказал, что именно эта девушка оказалась куда гениальнее множества мужчин в аспекте сражений, а уж точно кое-что понимал в тактике и стратегии ведения боя. День снятия блокады с Орлеана вошел в историю страны – 8 мая стал национальным праздником. За что сожгли Жанну д’Арк, за то же и прославили – такая ирония судьбы. Однако уйти от предначертанного не получается ни у кого. Жизнь ее оборвалась в девятнадцать, но заслуг хватило бы и на десяток здоровых, довольных жизнью, мужчин.

Рождение и первые годы святой девы

Происхождение этой удивительной девушки, как место ее рождения, покрыто тайнами. Скорее всего, докопаться до истины уже не получится, однако попробовать вычленить правду из разрозненных свидетельств все же можно. По одной из версий происходила она из достаточно зажиточных крестьян, что проживали в живописной деревушке с поэтичным названием Домреми у самой границы с Лотарингией. Согласно иным данным, она была «принцессой крови» - потомственной дворянкой из обедневшего рода. Фамильный герб, по всей видимости, у семейства имелся, так как в двадцать девятом году она принимала участие в рыцарском турнире, что для простолюдина было невозможно.

Доподлинно известно немногое: отец девчушки, Жак д’Арк, был старшиной (старостой) округа Вокулер и служил комендантом крепости, а также имел несколько довольно крупных земельных наделов. У него был неплохой доход и в положенное время он женился на Изабелле де Вутон, которую прозвали Роме из-за ее поездки в Вечный город – Рим. Традиционно считается, что родилась будущая героиня в 1412 году. Однако при причислении ее к лику святых, Пий X в начале двадцатого века записал годом рождения 1408-й – 1409-й. В детстве малышку называли Жанеттой, но в округе сразу же после рождения, поползли странные слухи. Говорили, будто кроха – дочь Изабеллы Баварской и ее любовника Людовика Орлеанского, родного брата ее собственного супруга.

Юность воительницы

Если кратко, Жанна д’Арк, по мнению большинства историков и литераторов, провела свои детские годы в спокойной сельской обстановке. Она пасла коров, занималась домашним хозяйством, помогала матери на кухне и вышивала при свечке долгими зимними вечерами. Немецкая писательница Мария Йозефа Крук фон Потурцин в своей книге о подвиге девушки рассказывала, что у малышки Жанетты никогда не пропало ни одно животное, а птицы слетались и садились ей на руки и плечи. Похоже на красивую, заранее придуманную легенду.

Вероятно, она получила неплохое домашнее образование. Герцог Алансонский, а также и сам король Карл VII, ее трудами посаженный на трон, отмечали совершенное знание придворного этикета, популярных среди знати игрищ, и безупречное владение оружием. Едва ли такими талантами могла обладать обычная крестьянская девчушка. В тринадцать лет (иудейское совершеннолетие) Жанетте впервые явились ангелы. Порой «призраки» Маргариты Антиохийской, архангела Михаила и Екатерины Александрийской просто разговаривали с ней, а в иные моменты она даже видела святых. Они и сказали воительнице, что она должна снять окружение с Орлеана и возвести на трон «правильного» дофина.

Впоследствии на этом тоже базировалось обвинение, вынесенное ей Святой Инквизицией. Братья иезуиты составили целый список из множества пунктов, некоторые из которых следует рассмотреть.

  • Видения Жанны скорее всего, являются выдумками или галлюцинациями. Если же они и реальны, то исходят, скорее всего, от дьявола, а не от Бога.
  • Ангел, возлагающий корону на голову дофина в видениях, явное посягательство на его высокий чин.
  • Девушка постоянно нарушает закон божий, когда носит мужские одежды.
  • Бросив престарелых мать и отца, она покинула отчий дом, чем нарушила заповедь о почитании родителей.
  • Утверждение, что она обязательно попадет в рай, ввиду своей девственности, расценивалось как пренебрежение основами веры.
  • Попытка прыжка с башни Боревуар является явной попыткой совершения суицида.

До момента осуждения было еще далеко. В возрасте шестнадцати лет Жанна явилась пред светлые очи Робера де Бодрикура, капитана города Вокулёр. Она объявила о своей миссии, но в ответ получила искренний смех – ее освистали. Девушка была вынуждена вернуться к родным пенатам. Но спустя год она решила повторить попытку.

Удивленный такой настойчивостью, капитан прислушался, а когда сбылось прорицание крестьянки о Битве селёдок (битва при Руврэ) у стен Орлеана, выдал ей мужское платье, снабдил солдатами для сопровождения и отправил с благословением в замок Шинон у реки Вьенна – официальную резиденцию дофина Карла. Как раз в это время у Жанетты появилось двое закадычных приятелей, которые пройдут рядом весь ее короткий и непростой путь: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Нуйонпон (де Мец).

Ведомая Богом на благо Франции

Свой длинный путь от родного Домреми до Шинона путешественникам удалось осилить всего за одиннадцать дней, несмотря на то, что пролегал он по захваченным бургундцами землях. В начале марта двадцать девятого года «делегация» вступила в замок наследника.

Интересно

Еще будучи в пути, останавливаясь в Сент-Катрин-де-Фьербуа, Жанна написала дофину, что узнает его из тысячи. Тогда Карл решил устроить проверку: посадил на свой трон кого-то из приближенных, а сам встал среди разношерстной толпы придворных. Но девушка сразу же указала именно на него, подошла и заговорила.

Военный поход, победа и коронация нового правителя

Как именно и почему Жанна д’Арк узнала мужчину, доподлинно неизвестно. Каким образом обычная крестьянка могла быть допущена до аудиенции с ним – тоже, но историки описывают их разговор достаточно подробно. Девушка заявила, что послана самим Небом для освобождения великой Франции от оккупантов, потому он должен отправить с ней войска. Однако авторитет ее был не настолько высок, чтобы ей просто так отдали в распоряжение целую армию, учитывая, что она была женского пола в обществе мужского засилья.

Первым делом ее отправили на экспертизу, где в присутствии королевы проверили на девственность. Потому беседу с девушкой проводили богословы – отцы иезуиты. Все говорило о безгрешности репутации и правдивости слов, потому Карл решил выделить воинов и даже сделать ее военнокомандующей, вопреки общепринятым нормам того времени (запрет на ношение доспехов женщинами). Для Жанетты изготовили белоснежные латы, что подчеркивали ее невинность. Было специально сделано знамя с лилиями и надписью «Иисус Мария», а также хоругвь с изображением Бога Отца. Меч, выданный Жанне, по преданию принадлежал самому Карлу Великому.

В конце апреля началась истинная война Жанны д’Арк Орлеанской девы: с небольшим отрядом она берет первый рубеж – крепость Сен-Лу, а к восьмому мая английские захватчики снимают осаду, напуганные ее победами. С тех пор эта дата стала знаковой для города и всей Франции. Двенадцатого июня того же года она взяла крепость Жаржо на Луаре, затем Мён-сюр-Луар и Божанси. Восемнадцатого числа произошла решающая битва у Пате, после чего английские оккупанты были вынуждены капитулировать.

Тогда она возвращается в Шинон, чтобы призвать дофина на миропомазание в Реймс, традиционное место для коронации. По пути города сами распахивали ворота, чтобы принять будущего короля и смелую воительницу. Семнадцатого июля 1429 года коронация состоялась по всем правилам, а девушка была пожалована собственным гербом с изображением белой лилии – символа чистоты и девственности. Девушка убеждала Карла сразу же выступать на столицу, но он мешкал, а к сентябрю и вовсе распустил армию на зиму по домам.

Обвинение девы в ведьмовстве

К тому времени Жанна д’Арк прославилась на всю Францию. Каждый знал, что это за дева, но хватало и недовольных, в особенности тех, кому английская оккупация была выгодной. Весной 1430-го снова стала актуальной проблема взятия Парижа, были созваны войска, но подкупленные Британией аристократы постоянно мешали воительнице развернуться в полную мощь. Двадцать третьего мая они поднимают мост, после чего девушка попадает в плен к бургундцам, а новоявленный король не предпринимает совершенно никаких попыток спасти ее – такова благодарность власть имущих «помазанников божьих».

За десять тысяч ливров золотом Жанну продали британцам, и в конце ноября она уже была доставлена в Руан, где последовало обвинение в ведьмовстве. Нападки следовали от церкви, но содержалась девушка в военной темнице под охраной имперских солдат. Всем было понятно, почему схватили и за что казнили Жанну д’Арк в итоге: ее считали вдохновителем борьбы, ее символом.

Однако оказалось, что сфабриковать дело не так просто. Девушка была мужественной, на вопросы отвечала здраво, на запугивания и угрозы не поддавалась, на пытки не реагировала, а вину свою совершенно не признавала. Инквизиторы понимали, что если сама обвиняемая не сознается, то казнив ее, они вознесут ее до уровня героини-мученицы. Потому решено было базироваться на том, что не требовало ее подтверждения. В первом слушании Жанна была оправдана, но на свободу так и не вышла. Тогда у нее отобрали ее одежду, а оставили только мужское платье. После оправдательного приговора это уже выглядело, как рецидив, а инквизиторам только того и нужно было.

Ее пугали костром, подменяли бумаги для подписи, делали все, чтобы сделать приговор законным. Это свидетельствует о том, что читать и писать девушка все же не умела. На официальных документах церкви имеется крестик, вместо подписи. Тридцатого мая 1431 года, повозка с девственницей въехала на главную площадь Руана, где и казнили Жанну д’Арк. На голове у нее была бумажная корона с надписями о вероотступничестве и ереси. В качестве креста она получила две связанные веревкой хворостины, и костер был зажжен. Несколько раз она выкрикнула имя Сына божьего – Иисуса, и погибла, а пепел ее развеяли над Сеной.

Посмертная реабилитация

Годы Жанны д’Арк, описание которых способно впечатлить даже самых закоренелых скептиков, не прошли даром. От такого сокрушительного удара, какой она нанесла, оккупанты так и не смогли оправиться. Осенью тридцать пятого года Франция окончательно помирилась с Бургундией, заключив Аррасский союз против британцев. Завершить войну полностью удалось только в пятьдесят третьем, но в конечном итоге страна получила полную независимость. Сразу после завершения боевых действий в Нормандии, в 52 году Карл VII, раскаявшись, приказал поднять все бумаги по казненной деве и расследовать достоверность обвинений. Нарушений отыскалось множество, несмотря на прошедшее время.

В пятьдесят пятом году папа римский Каликст III инициировал оправдательный процесс и даже назначил от себя троих наблюдающих. Проводились заседания в Руане, Париже и Орлеане. Допросили более сотни свидетелей, записали множество листов их показаний, а летом следующего года был зачитан вердикт – каждое обвинение полностью опровергается показаниями очевидцев. Доброе имя девушки было восстановлено, родителям ее возданы полагающиеся почести, а старый приговор публично разорван. На заре двадцатого века папа Пий X решил объявить Жанну блаженной и канонизировать, что с успехом и сделал шестнадцатого мая 1921 года.

Альтернативная версия жизни после сожжения и память о героине Франции

Однако многие считают, что на самом деле все было иначе. Известно, что «Книга Пуатье» (протоколы допроса Жанны) не сохранилась, а судить о ней можно только по отсылкам на нее протоколов двух судов – сперва инквизиционного, а потом и оправдательного. Сам смертный приговор, по которому сожгли деву, тоже не был найден, но тут дело спорное. Ведь известно, что его порвали и уничтожили перед толпой зевак.

Есть версии, будто она так и не была сожжена, а после четырех лет заточения вышла из темницы и сразу выскочила замуж за Робера дез Армуаза под именем Жанны дю Лис. Согласно иным слухам, инквизиторы сожгли другую женщину, похожую внешне. Существует документ, который указывает на выделение от Орлеана двух сотен ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады», но докопаться до истины уже едва ли получиться, а лжепророков и авантюристов хватало во все времена.

Открытый в конце девятнадцатого века астероид был наречен в честь героини: (127) Жанна. В двадцатом веке ее именем было названо множество площадей, улиц, а памятники великой воительнице можно найти по всей стране. Поэты, художники, писатели, режиссеры и другие деятели искусства зачастую обращаются к теме ее существования и подвига, среди них Вирей де Гравье, Симфорьен Шампье, Марк Твен, Роберт Саути, Карл Теодор Дрейер, Люк Бессон, Клеманс Поэзи и многие другие.

Жанна д’Арк , Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.

На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.

Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.

Осознанное предательство

Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.

Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854. Фото: Commons.wikimedia.org

Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.

Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.

Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.

23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.

Инквизиционный процесс епископа Кошона

Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.

Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове , доверенное лицо герцога Бургундии.

На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV в. Фото: Commons.wikimedia.org

Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.

Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.

На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.

12 пунктов «заблуждений»

На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.

Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год). Фото: Commons.wikimedia.org

Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.

В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.

Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:

1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.

2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.

3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.

4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.

5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.

6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.

7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.

8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.

10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.

11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.

12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

Памятник у места казни Жанны (1928). Фото: Commons.wikimedia.org

«Повторная ересь»

24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».

Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.

Оставлять ее в живых никто не собирался. Чтобы отправить ее на смерть, проделали простой трюк — охрана отобрала у нее женскую одежду, оставив мужскую. 28 мая 1430 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь». Такая вина уже неизбежно каралась смертью.

«Исполнить приговор без пролития крови»

Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения» , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.

Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.

В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».

На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.

Реабилитированная посмертно

В начале 1450-х, когда король Карл VII , возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.

Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции , заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона , не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.

Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Св. Марии, Лизьё. Фото: Commons.wikimedia.org

Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III , отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.

Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.

7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.

Святая и «свинья»

Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.

Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».

Жанна Дарк биография которой до сих пор поражает людей, вполне могла бы послужить примером многим современным женщинам. Другой такой национальной героини Франции, да и любой другой страны, не было и вряд ли когда-то будет. Итак, приступим!


Родилась Жанна Дарк в 1412 году в деревеньке Домреми. Сегодня родной город Жанны Дарк и сохранившийся дом - любимое место паломничества туристов. До 13 лет Жанна предавалась активным играм и росла боевой девчонкой, а по достижению упомянутой даты стала слышать голоса святых. Иногда Жанна видела настоящие видения, в которых ей пророчилась участь спасительницы Франции. Через некоторое время Жанна отправилась в город Вакулёр к местному воинскому начальнику, который ее, конечно, высмеял. Через некоторое время Жанна снова пошла к нему и открыла ему ряд пророчеств, в которых военачальник нашел массу фактов, заставивших его поверить юной деве. Он дал ей воинов и направил к дофину Франции Карлу VII-му.

Над биографией Жанной Дарк многие люди склонны иронизировать. Однако, целый ряд фактов красноречиво говорит о том, что мистическая необъяснимая составляющая в этой истории, несомненно, была. Дофин был заранее предупрежден о визите Жанны и знал, что по пророчеству она должна была его узнать. Поэтому он посадил на трон похожего на себя подчиненного, а сам встал вместе со свитой в толпе. Войдя в замок Жанна Дарк безошибочно подошла к настоящему дофину, чем немало удивила окружающих. И все же дофин в чудо не поверил, а устроил Жанне целый ряд проверок, в ходе которых все его сомнения были развеяны.

Великие победы и плен

Жанне Дарк король дал войско и даже подарил меч Карла Великого. Франция в те времена была в ужаснейшем положении и потеряла многих территорий в ходе продвижений англичан. Жанна Дарк биография которой славится именно чудесными победами, стала быстро освобождать города один за другим. После первой победы – взятом в Орлеане бастионе Сен Луи, Жанну окрестили «Орлеанской Девой» и даже самые большие скептики поверили в то, что она от Бога. Она выполнила в несколько дней задачу, которые военачальники считали невыполнимой.

После Орлеана Жанна Дарк играючи завоевала Луару, Жаржо, Мён-Сюр-Луар и на голову разбила англичан в битве при Пате. Среди плененных англичан был непобедимый английский барон Талбот, на счету которого было 47 побед и ни единого поражения.

Жанна уговаривала Карла начать наступление на Париж, однако, тот долго сомневался, в результате чего наступление не состоялось. В 1430 году Жанна бросилась на помощь в осажденный город Компьеню, где ее блистательная карьера оборвалась из-за предательства одного из подчиненных. Жанну взяли в плен и повезли в Руан. Победная биография Жанны Дарк окончилась, впереди предстояли страшные испытания и ужаснувшая мир казнь.

Процесс и казнь

Почему Жанну Дарк сожгли на костре? Примечательно, что ее судили не как военную преступницу, а как еретичку. Ей вменяли ношение мужской одежды и то, что она слышала голоса – по мнению английский католических священников эти голоса были от нечистой силы. Епископ Пьер Кошон, имя которого через некоторое время собственные потомки предали проклятию, почти полностью сфабриковал процесс над Жанной Дарк. В частности, он обманным путем заставил подписать ее «отречение от ереси», чем она признала свою вину.

30 мая 1431 года Жанну Дарк сожгли на костре в Руане, на площади Старого рынка. Сегодня на это место люди до сих пор несут цветы. Во время сожжения народ, несмотря на то, что Жанна была противников в войне, сильно плакал. В последние минуты Жанна крикнула епископу, что умирает из-за него и он будет вызван на суд Божий. Когда огонь стал опалять ее тело, она несколько раз крикнула «Иисус!» и больше толпа не услышала ни стона.

Ее прах развеяли над речкой, а мужеством и силой девушки долго восхищались знатные особы и простые люди.

Жанна Дарк биография кратко которой некоторым может показаться безрезультатной, все-таки одержала победу над Англией. Франция нанесла англичанам, которые были ослаблены победами Жанны, сокрушительный удар и победила.