Главная · Боли в желудке · Внешняя политика ссср в послевоенный период. начало "холодной войны"

Внешняя политика ссср в послевоенный период. начало "холодной войны"

Как отразилась «холодная война» на внешней политике СССР?

«Холодная война» на внешней политике СССР отразилась негативно: отношения с США и Западом все больше принимали форму противостояния, форпостом этого противостояния стала Германия, не территории которой было образовано 2 государства – ФРГ (под влиянием США, Франции и Британии) и ГДР (под влиянием СССР).

Внешняя политика СССР по отношению к странам Восточной Европы была жесткой. Репрессии и вмешательство Советского Союза во внутренние дела союзников ослабляли блок социалистических стран, вызывали недовольство их населения.

Почему Китай выбрал путь социалистического развития и модернизации?

Китай выбрал путь социалистического развития и модер¬низации потому, что дружба и сотрудничество с СССР было для Китая экономически выгодным.

Помощь СССР была ключевым фактором восстановления и развития китайской экономики. Огромными были поставки промышленного оборудования и технологий. Советские специалисты работали в Китае, китайские студенты обучались в СССР.

1. Перечислите факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны».

– Берлинский кризис, закончившийся созданием:

1) Военно-политического союза НАТО

2) Федеративной Республики Германия в западной части страны

3) Германской Демократической Республики в её восточной части

2. Каковы были особенности советско-китайских отношений в послевоенный период?

Помощь СССР была ключевым фактором восстановления и развития китайской экономики. Огромными были поставки промышленного оборудования и технологий. Советские специ-алисты работали в Китае, китайские студенты обучались в СССР.

Вместе с тем налаживание союзнических отношений с КНР с самого начала было непростым делом. В отличие от восточноевропейских социалистических стран Китай был огромной державой, занимавшей первое место в мире по численности населения. Лидеры Китая демонстрировали намерение руководствоваться собственными интересами и претендовали на особую роль в коммунистическом движении.

3. Расскажите о корейской войне.

В начале 1950 г. Мао Цзэдун окончательно победил в Китае и на родину вернулись северокорейские подразделения, воевавшие на стороне китайских коммунистов. У руководителя Северной Кореи Ким Ир Сена появились надежды на ответную китайскую помощь. Он также активизировал нажим на Москву. 25 июня 1950 г. войска КНДР перешли в наступление и очень быстро захватили значительную часть Южной Кореи.

Однако срочно собравшийся Совет Безопасности ООН при отсутствии советского представителя (СССР тогда бойкотировал работу ООН, требуя признания прав представительства в ООН КНР) осудил КНДР как агрессора. Вскоре в Южной Корее высадились американские войска. К ним присоединились небольшие военные подразделения некоторых других государств. Союзники не только выбили северо-корейцев из Южной Кореи, но и захватили почти всю КНДР.

Однако после вступления в войну китайских вооружённых сил произошёл поворот в боевых действиях. КНДР была освобождена, и война вновь велась на территории Южной Кореи. Но американцам и южнокорейцам удалось нанести контрудары. В результате противостоящие армии оказались примерно там же, где начиналась война.

Советский Союз открыто не участвовал в корейской войне, но обеспечивал КНДР и КНР оружием. Кроме того, советские лётчики прикрывали КНДР и Китай от налётов американской авиации, получив приказ не пересекать границу с Южной Кореей. В соответствии с принципами ведения «холодной войны» и СССР, и CШA избегали широкомасштабного конфликта. Вместе с тем, корейская война была результатом геополитического противостояния СССР и США и их союзников. Наибольшие жертвы в результате этого противостояния понёс корейский народ. Страна лежала в руинах, погибли миллионы людей. Вскоре после смерти Сталина, в июле 1953 г., корейская война была прекращена.

4. Каким образом СССР стремился установить военный паритет с США?

Военный паритет с США СССР стремился установить с помощью вооружений и за счет увеличения армии.

Карта

1. Покажите на карте социалистические страны.

2. Какие страны вошли в состав НАТО, СЭВ?

В НАТО - 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В СЭВ - 7 стран – СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР с 1950, Монголия с 1962, Албания с 1949-1961, Куба с 1972, Вьетнам с 1978.

3. Покажите на карте, где происходили военные конфликты в изучаемый период – война в Корее

1. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, итоги» - см. таблицу после §26

3. Одни историки считают, что международные кризисы являлись пробой сил противостоящих блоков, другие - что они были способом разрядки напряжённости, накопленной в предыдущий период. Какова ваша позиция? Аргументируйте её.

Наша позиция: международные кризисы являлись пробой сил противостоящих блоков. Во время этих кризисов противники искали и находили разные способы продемонстрировать свое превосходство и силу. Как правило после кризисов не происходило решение проблем, противостояние сохранялось до обострения очередного кризиса.

4. Обсудите с одноклассниками тезисы: «Истоки «холодной войны» связаны с идеологической конфронтацией», «Холодная война» вызвана геополитическими причинами».

Оба тезиса верны. Идеологическая конфронтация это, действительно, одна из первейших причин «холодной войны», но, кроме идеологической конфронтации, у каждой из противостоящих сторон были и свои геополитические интересы.

5. Напишите эссе-рассуждение на тему «Гонка вооружений как фактор нагнетания «холодной войны».

Главной особенностью Холодной войны была гонка вооружений между государствами - членами Варшавского договора и НАТО. Несмотря на свою разорительность, она привела к существенным научным открытиям во многих технологических и военных областях.

Само это понятие означает постоянное наращивание противоборствующими сторонами военной мощи, развитие ее не только эволюционным, но и революционным путем, то есть созданием принципиально новых видов оружия. Некоторые особенно революционные прорывы были сделаны в области ядерного оружия и ракетной техники, что привело к космической гонке.

Продуктами гонки вооружений во время Холодной войны являются стратегические межконтинентальные бомбардировщики и ракеты, сверхзвуковые самолеты, противоракеты, беспилотные самолеты-разведчики, спутники-шпионы, электронные системы слежения, наблюдения, связи и пр. Многие из военных разработок вошли и в мирную жизнь – атомные электростанции, спутники связи и GPS, межконтинентальные реактивные пассажирские самолеты, сеть Интернет и т.д.

Для гонки вооружений была характерна повышенная международная напряженность и нестабильность, постоянные политические скандалы, постоянные испытания новых видов оружия и использование военной мощи как основного аргумента в политических вопросах. Однако, несмотря на это, во многом благодаря разрушительным продуктам гонки вооружений, Холодная война так и не переросла в горячую во время многочисленных кризисов и локальных конфликтов с участием сверхдержав.

Исход Второй мировой войны свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Политическое влияние Советского Союза распространилось на Восточную Европу США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. В западной историографии начало холодной войны (состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая носила агрессивный характер. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне, У.Черчилль сформулировал цель «народов, говорящих на английском языке» - противостоять коммунистическим государствам. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы.

Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в мировую экономическую систему, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла , согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы исубсидии составили более 20 млрд. долларов. Цель плана – сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, подорвав влияние СССР в Восточной Европе. Этот план закрепил разделение мира на две части - Восток и Запад.

В 1949 г. произошло расчленение Германии, а также создание Атлантического пакта (НАТО ) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен. Кульминационным пунктом конфронтации двух держав – СССР и США – стало участие обеих в корейской войне (1950-1953 гг.), которая показала непримиримость двух противоборствующих систем.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенные годы явилось установление дружественных взаимо­отношений с государствами Восточной Европы. В 1949 г. была создана Межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Моделью развития стал для этих стран Советский Союз. В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы. На территории многих стран находились советские войска, стимули­ровавшие приход к власти в них социалистических правительств.

Наметившимся кризисом в отношениях Москвы со странами Восточной Европы стал советско-югославский конфликт, раз­разившийся в 1948 г. По мнению большинства историков одной из причин явилось негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии стать «руководящей» партией на Балканах. В результате нормальные дипломатические отношения Югославии со странами Восточной Европы были прерваны, а с 1950 г. полностью прекратились экономические связи СССР и стран народной демократии с Югославией.



Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене, в то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире .

После смерти Сталина начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. B 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название Организация Варшавского Договора (ОВД). В 1959 г. Н.С.Хрущев совершил визит в США. В 1963 г. был подписан договор крупных держав о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой.

Во второй половине 50-х годов стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. В 1956 г. объединенными вооруженными силами государств-участников Организации Варшавского Договора было подавлено антисоциалистическое выступление в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой.

В 1962 г. советское руководство приняло решение создать на американском континенте, на Кубе, ракетно-ядерную базу (США создали ракетную базу у границ СССР на территории Турции). Советские планы вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения. Вооруженные силы противоборствующих сторон были приведены в полную боевую готовность. Начался «карибский» кризис , который поставила мир у порога третьей мировой войны. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла, руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.

Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики:

Еще теснее сплотить соцлагерь в политическом, военном и экономическом отношениях;

Нормализовать отношения между Востоком и Западом;

Продолжать политику последовательной поддержки прокоммунистических движений и режимов во всем мире.

В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление им несколько большей экономической и политической свободы, чем ранее. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15–20 лет. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», строительство промышленных предприятий в разных странах.

Отношения с индустриально развитыми странами Запада носили в целом конструктивный характер. Со второй половины 60-х годов начала осуществляться политика «разрядки». Улучшились взаимоотношения между с Францией, с Федеративной Республикой Германией. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

Достаточно успешными были экономические связи СССР и Японии. В то же время СССР так и не заключил с Японией мирного договора. Основная причина состояла в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после Второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений между ведущими державами Запада и СССР находились и отношения Москва–Вашингтон. В 1972 г. состоялся визит в Москву президента США Р.Никсона. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. За 1973–1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз.

Пиком «разрядки» стало состоявшееся Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) . В 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

Конец «разрядке» нанесла советская ин­тервенция в Афганистан в 1979 г. Интервенция Советского Союза воспринималась США как агрессия, косвенно направленная и против них. Афганская акция положила начало новому периоду холодной войны. В результате к началу 80-х годов конструктивные контакты с западными странами практически прекратились.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие внутриполитические задачи решал СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)?

2. Чем характеризовались десталинизация и «оттепель» в разных сферах общественной жизни?

3. Раскройте противоречивость общественного развития в «эпоху Хрущева».

4. Докажите, что в сер. 60-х – 80-х гг. шел процесс нарастания кризисных явлений в различных сферах общественной жизни.

5. Охарактеризуйте основные направления и события внешней политики СССР в послевоенные годы (до сер. 80-х гг.)

Отечественная история: конспект лекций Кулагина Галина Михайловна

19.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «Холодная война»

Решающий вклад Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной арене.

Возрос мировой авторитет СССР как одной из стран – победительниц в борьбе с фашизмом, его вновь стали воспринимать как великую державу. Преобладающим было влияние нашего государства в Восточной Европе и в Китае. Во второй половине 1940-х гг. в этих странах сформировались коммунистические режимы. В значительной степени это объяснялось присутствием советских войск на их территориях и большой материальной помощью со стороны СССР.

Но постепенно противоречия между бывшими союзниками во Второй мировой войне стали усугубляться.

Манифестом противостояния стала речь У. Черчилля «Мускулы мира» в г. Фултон (США) 5 марта 1946 г., где он призвал западные страны бороться с «экспансией тоталитарного коммунизма».

В Москве это выступление было воспринято как политический вызов. И.В. Сталин резко ответил У. Черчиллю в газете «Правда», отметив: «…что по сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Конфронтация еще больше усилилась, и «холодная война» разгорелась с обеих сторон.

Затем инициатива развития конфронтационных действий в русле «холодной войны» перешла к США. В феврале 1947 г. президент Г. Трумэн в ежегодном послании Конгрессу США предложил конкретные меры, направленные против распространения советского влияния, включавшие в себя экономическую помощь Европе, образование военно-политического союза под руководством США, размещение американских военных баз вдоль советских границ, а также оказание поддержки оппозиционным движениям в странах Восточной Европы.

Важной вехой американской экспансии стала программа экономической помощи странам, пострадавшим от нацистской агрессии, провозглашенная 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом.

Москва демонстративно отказалась участвовать в «плане Маршалла» и оказала давление на страны Центральной и Восточной Европы, принудив их сделать то же самое.

Ответом Кремля на «план Маршалла» стало создание в сентябре 1947 г. Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) с целью усиления контроля за коммунистическим движением в мире и странами Центральной и Восточной Европы. Коминформ сделал акцент только на советскую модель становления социализма, осудив ранее имевшие место концепции «национальных путей к социализму». В 1947–1948 гг. с подачи советского руководства в странах Восточной Европы произошла серия разоблачений в отношении ряда партийно-государственных деятелей, обвиненных во вредительстве и отступлениях от согласованной линии социалистического строительства.

В 1948 г. резко обострились отношения СССР и Югославии. Глава этого государства И.Б. Тито стремился к лидерству на Балканах и выдвигал идею создания балканской федерации под руководством Югославии, в силу собственных амбиций и авторитета он отказался действовать под диктатом И.В. Сталина. Коминформ в июне 1948 г. издал резолюцию о положении в Коммунистической партии Югославии, обвинив ее руководителей в отходе от марксистско-ленинской идеологии. Далее конфликт углубился, что привело к разрыву всех отношений между двумя странами.

Отказавшись от участия в реализации «плана Маршалла», страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ее главными задачами стали материальная поддержка стран просоветского блока, а также их экономическая интеграция. Вся деятельность СЭВа строилась на планово-директивных принципах и была пронизана признанием политического лидерства СССР в социалистическом лагере.

В конце 1940-х – начале 1960-х гг. конфронтация между СССР и США усилилась в Европе и Азии.

В рамках осуществления «плана Маршалла» по инициативе США 4 апреля 1949 г. был создан военно-политический союз – организация Северо-атлантического договора (НАТО), в который вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Позже к НАТО присоединились Турция и Греция (1952), а также ФРГ (1955).

Острой проблемой оставалось противостояние в оккупированной союзными войсками Германии, в которой происходил процесс раздела страны на две части: западную и восточную. В сентябре 1949 г. из западных зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ), а в октябре того же года в советской зоне Германская Демократическая Республика (ГДР).

На Дальнем Востоке в 1950–1953 гг. разразилась Корейская война между Севером и Югом, которая стала практически открытым военным столкновением между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали политическую, материальную и людскую помощь Северной Корее, США – Южной. Война шла с переменным успехом. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться решающего военного перевеса. В июле 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась расколотой на два государства, которые сохранились до сих пор.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Внешняя политика СССР «Холодная война». Послевоенное 8-летнее развитие СССР шло в ожидании третьей мировой войны. Ее угрозу определила фултонская речь У. Черчилля. 5 марта 1946 г. отставной премьер-министр Великобритании от собственного имени выступил в Вестминстерском

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

§ 34 – 35. Внешняя политика СССР Укрепление международных позиций. Разрыв внешнеполитической блокады СССР начался с Генуэзской конференции (1922), в которой участвовало 29 государств. Западные страны требовали от России компенсации в сумме 18 млрд руб. золотом, утраченных в

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 11. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ. Разрыв внешнеполитической блокады СССР после установления дипломатических отношений с Германией в 1922 г. привел к его международному признанию. К началу 1923 г. Советский Союз имел своих представителей уже в 12

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

8.6. Международные отношения. Первая мировая война Образование АнтантыПосле русско-японской войны российская дипломатия продолжала развивать отношения с Францией, фундамент которых был заложен еще Александром III. Германия с тревогой следила за укреплением

Из книги История начинается в Шумере автора Крамер Сэмюэл Н

4. Международные отношения Первая «война нервов» В том месте, где Мраморное море сужается, на стыке залива Золотой Рог и узкого, как река, Босфора, находится та часть Стамбула, которую турки называют Сарай-бурну, то есть «Дворцовый нос». Здесь около 500 лет тому назад

автора Сказкин Сергей Данилович

Глава 35 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА Определившиеся уже в XVI в. противоречия противоречит в Европе м-ДУ складывавшимися в Европе национальв начале XVII в. ными государствами и противостоявшими им универсалистскими монархиями в начале AVII

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

К главе 35 Международные отношения в XVI – первой половине XVII в. Тридцатилетняя война Основоположники марксизма-ленинизма Энгельс Ф, Армия. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 14, с. 5-50, Энгельс Ф. Артиллерия. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 14, с. 199-204. Энгельс Ф. Кавалерия. – К. Маркс и

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ Международная ситуация в эпоху эллинизма была крайне сложной и запутанной. В отличие от предшествующего исторического периода теперь на внешнеполитической арене доминировало несколько мощных царств, интересы которых

Из книги Оглашению подлежит. СССР-Германия, 1939-1941. Документы и материалы автора Фельштинский Юрий Георгиевич

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. ИЗ ДОКЛАДА В. М. МОЛОТОВА НА ЗАСЕДАНИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1 АВГУСТА 1940 года …Наши отношения с Германией, поворот в которых произошел почти год тому назад, продолжают полностью сохраняться, как это обусловлено советско-германским соглашением.

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

18.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930-е гг В период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. обострились противоречия и усилилось соперничество ведущих держав, что привело к разрушению Версальско-Вашингтонской системы и изменению расстановки сил в

Из книги Северная война. Карл XII и шведская армия. Путь от Копенгагена до Переволочной. 1700-1709 автора Беспалов Александр Викторович

Глава I. Международные отношения и внешняя политика Швеции в X - начале XVIII вв. От эпохи викингов до крестовых походов (X-XIV вв.) С самых древних времен морские просторы были притягательны для народов и племен, населявших земли, прилегающие к морям. Скандинавы не являются

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Внешняя политика СССр 4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы. После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.Превратившись в

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 10. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов . Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются. От сотрудничества они переходят к «холодной войне» , т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Считается, что начало «холодной войны» положил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации».

Переход к «холодной войне» объясняется не только необходимостью борьбы с коммунистическим влиянием, но и претензиями США на мировое господство . После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии. Политика, предлагаемая «доктриной Трумэна», получила в истории дипломатии название «политики сдерживания» . Стратегами Пентагона разрабатывались планы прямого военного нападения на СССР с использованием атомных бомб. Наиболее известный из них, «Дропшот», предполагал сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Американскому народу говорилось о серьезной военной угрозе со стороны СССР. Чтобы погасить доброе отношение населения к советским людям, в США проводятся шумные пропагандистские кампании о подрывной деятельности коммунистов. На самом деле Советский Союз в то время не обладал атомным оружием, стратегической авиацией и авианесущими кораблями, а поэтому не мог составить реальной угрозы США. Но в условиях роста международной напряженности и политической конфронтации СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.



Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира . В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. В странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». Одновременно в Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых бывшие союзники пытались найти компромисс. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

Участвовать в возможной войне у СССР не было ни сил, ни средств, поэтому для него борьба за мир становится наиболее актуальной. Одним из основных механизмов поддержания мира являлась Организация Объединенных Наций (ООН) , образованная в октябре 1945 г. по решению стран-победительниц. В ее состав вошло 51 государство. СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем стал постоянным членом Совета Безопасности - руководящего органа ООН. Используя право вето, он стремился пресекать все агрессивные попытки империалистических государств. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружений и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с чужих территорий. Большинство из этих предложений блокировались бывшими союзниками. Ситуация несколько изменилась после появления у СССР атомного оружия (август 1949 г.). В 1947 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН все же принимает резолюцию, осуждающую любую форму пропаганды войны. В августе 1948 г. возникает международное движение сторонников мира , первый конгресс которого прошел в Париже в 1949 г. В его работе приняли участие представители 72 стран. Был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с французским физиком Ф. Жолио-Кюри и учреждены Международные премии мира. Советский Союз оказывал постоянную помощь этому движению. В августе 1949 г. в Москве возник Советский комитет защиты мира. Более 115 млн. советских людей поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия «как оружия устрашения и массового уничтожения людей» и установления международного контроля за исполнением этого решения.

В феврале 1950 г . между ней и СССР был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи .

Победа коммунистов в Китае стимулировала национально-освободительную борьбу народов Азиатского континента. Большинство стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. Кроме Китая, на этот путь встали Северная Корея и Северный Вьетнам.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы , ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения являлись обязательными для всех стран. Советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.

Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени

Тема: Внешняя политика СССР после войны и начало «холодной войны»

  • Цели урока:
  • Раскрыть содержание понятия «холодная война», «железный занавес»
  • Объяснить причины обострения противоречий между СССР и странами Запада в послевоенные годы.
  • Характеризовать политику СССР в отношении стран Центральной Европы.
    Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование урока:

1. Учебник, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке" для 11 класса.

2. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для обучающихся

План урока:
1. Послевоенный мир.
2. СССР и «план Маршалла».
3. Военное противостояние.
4. Конфликт с Югославией и укрепление советского влияния в восточноевропейских странах.

Ход урока:

I Организационный момент
II Изучение нового материала
1.
Послевоенный мир.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с событиями внешней политики в послевоенный период, выделим основные причины и признаки «холодной войны», а также её последствия для дальнейших международных отношений.

Главный урок, который вынесло человечество, - сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддерживания мира и безопасности на планете.Её учредительная конференция состояласьв Сан-Франциско с 25 апреля по 6 июня 1945 года. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года. Эта дата отмечается как День ООН.

Но объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между членами антигитлеровской коалиции из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене.После окончания войны лагерь союзников распался на две части: США, Великобритания, Франция – с одной стороны и СССР, с другой. Лидеры этих стран понимали, что после разгрома Германии неизбежна борьба за мировое господство. На политическую гегемонию претендовали США и СССР.(Слайд 2)

1. Давайте проследим по карте территориальные изменения после Второй мировой войны (интерактивная карта)(Приложение 3)

Почему именно СССР И СШАпретендовали на роль «сверхдержав»?

Ответы учащихся:

Территория США не была затронута военными действиями

Экономика была в прекрасном состоянии. США выпускали до 35% мировой продукции

Изобретение ядерного оружия.

СССР за годы войны также укрепил свой международный авторитет. Смог создать огромную боеспособную армию.

Предприятия выпускали нужное количество военной техники.

Расширение границ.

Таким образом, на мировой арене появились две «сверхдержавы», которые готовы были отстаивать свои интересы. Изобретение ядерного оружия сделало невозможным прямой военный конфликт между СССР, США и их союзниками и кардинально изменило мировую политику. Так как победа в ядерной войне невозможна, ибо даже победитель заплатит за победу жизнями своих сограждан,началась борьба по всем направлениям – в идеологии, в стремлении вырваться вперёд в гонке вооружений, в экономических показателях, даже в спорте. Как сказал Джон Кеннеди: «Международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями».

Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже к концу 1945 года. Появился термин, обозначавший это противоборство, - «холодная война».

Впервые его использовал осенью 1945 года английский писатель - фантаст Джордж Оруэлл,комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн»

Кто же был виноват в развязывании «холодной войны»?

Одни историки приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие – СССР, третьи – обеим сторонам.

Давайте познакомимся с различными точками зрения и ответим на вопрос.(Слайд 3 Слайд 4(запись в тетрадь термина)

Работа с документами

Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

Вывод: Виновниками развязывания политики холодной войны являются обе стороны.(слайды 5-11)

Какое событие считается исходной точкой начала «холодной войны»

Итак, Уинстон Черчилль произнёс речь 5 марта 1946 года в Фултоне в присутствии американского президента Генри Трумэна, которая положила начало «холодной войне».(слайд 12)

Как У.Черчилль объяснял причины начала «холодной войны»?

Опасаясь коммунистической экспансии, США меняет направленность внешней политики. Появляются доктрины «сдерживания» коммунизма.

Ярким примером этой политики является доктрина Трумэна.

Назначение Джорджа Маршалла госсекретарём означало переход от «мягкого курса» к решительной борьбе с коммунизмом.

В СССР тоже развернулась пропагандистская кампания против «англо-американских поджигателей войны».(слайд 15). И в США и в СССР в это время проводятся мероприятия, усиливающие холодную войну:

  • «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе;предоставлении Греции и Турции военной и экономической помощи. (конгресс ассигновал на военную и экономическую помощь Греции и Турции 400 млн.долларов).
  • План Маршалла (5 июня 1947г.):

Укрепление европейских демократий путем оказания срочной финансовой и экономической помощи (предоставление 17 млрд. долларов в течение 4 лет при условии выведения коммунистов из состава правительства)

Апрель 1948 года – 16 западных стран подписалипланМаршалла.

3. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов.

СССР:

  • 1945-1949 гг. - установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии.
  • Оказание экономической помощи и

предоставление льготных кредитов

государствам Восточной Европы,

«вставшим на путь социалистического

развития» (в 1945-1952гг. было предоставлено 3 млрд. долларов).

  • Распространение влияния СССР на новые регионы мира; реанимация идеи мировой революции (на секретном совещании в Кремле в январе 1951г.И.В.Сталин заявил, что существует возможность «установить социализм по всей Европе» в течение «ближайших четырёх лет»).
  • 3. Военное противостояние

Такая непримиримая позиция ведущих держав привела к усилению гонки вооружений.

Начавшаяся гонка вооружений, с одной стороны, позволяла сохранять равновесие в мире, с другой стороны, давала возможность США и СССР участвовать в локальных конфликтах, влиять на политику других стран. (Слайд 16, 17)

После окончания войны камнем преткновения стал германский вопрос. (Интерактивная карта)(Приложение 3)

Каждая держава создавала в зоне оккупации свою политическую систему, что в итоге привело к расколу Германии и появлению в Европе двух враждебных друг другу государств.(Слайд 18)

С разделением мира на две системы происходит и оформление военно-политических блоков.

Приведите конкретные примеры влияния США и СССР на политику других

  • 4. Конфликт с Югославией

Для оказания военно-материальной помощи социалистическим странам в 1949 году был создан СЭВ.

Ужек середине 50-х годов СССР создал мощный блок стран социализма, где не допускалось никакой самодеятельности. И.В.Сталин требовал проведения в этих странах политических и социально-экономических преобразований по советской модели. Любое отклонение от неё воспринимались крайне враждебно. Именно это стало основанием для разрыва отношений с Югославией.В 1948г. Броз Тито предложил идею создания балканской федерации и её собственного пути к социализму.

  • В октябре 1949г. Сталин разорвал дипломатические отношения с Югославией и способствовал её изоляции среди стран социализма.(Слайд 19)
  • 5. Домашнее задание
    Параграф 28